Почему мы так любим сплетни?

Анапа - 01 January 2005
Почему сплетни так заразны? Признаки данного расстройства: подслушивание и подглядывание. Следующий признак, это прислушивание, когда кто-то говорит тихо. Следующий симптом интересный, это радость от чужих ошибок. Следующая часть – это домысливание. Следующий признак – это ожидание чужой ошибки. Последний признак – это появление псевдонимов, прозвищ. Почему люди сплетничают? Как Кришна применяет отработанный метод воспитания кнутом и пряником. Люди говорят о других, чтобы косвенно доказать свою значимость. Если мы увидели что-то негативное, то это предупреждающий знак того, что у нас есть аналогичная тенденция. Сплетня – это наркотик для негодяя.
лекция для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:29:29 | качество: mp3 32kB/s 20 Mb | прослушано: 1260 | скачано: 1103 | избрано: 39
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Ом аджнана-тимирандхасйа джнананджана-шалакайа чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намах; Шри-чаитанйа-мано-'бхиштам стхапитам йена бху-тале свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам

00:00:07 Ванча калпа тарубхьяш ча крипа синдхупья эва ча патитанам паванебхье вайшнавебхье намо намаха

00:00:15 Джая Шри-Кришна-Чайтанья, Прабху-Нитьянанда, Шри-Адвайта Гададхара, Шривасади Гаура-Бхакта-Вринда.
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Крина Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

00:00:46 Пожалуйста, по вчерашней лекции можно задать вопросы, которые может быть, возникли?

Частичное раскаяние

00:01:08 Каким должно быть раскаяние, чтобы не было желания опять совершать...?

00:01:19 Мы затронули вчера этот момент. Мы говорили о частичном раскаянии и полном раскаянии. И фактически раскаяние имеет место, когда человек концептуально меняет свою деятельность. Т.е. когда он не просто уходит с одного негативного вида деятельности, а когда он прекращает целый однотипный ряд негативной деятельности. Если это, например, одурманивающие вещества, то раскаяние имеет смысл, если человек уходит со всех видов одурманивающих веществ.

00:01:53 Мы вчера приводили это пример, что человек раскаивался в курении, но с новыми силами начал пить, потом раскаялся в алкоголе, и с новыми силами преступит к наркотикам. Т.е. смысла в таком раскаянии нет. Это не раскаяние, это индульгенция временная. Поэтому в действительности раскаяние имеет место, когда человек уходит с этого уровня деятельности вообще. Т.е. однотипные поступки больше не совершаются, из этого ряда. Но это редкость. В основном раскаяние частичное. Поэтому человек разочаровывается. Это бросил, это бросил, то. Но так как нет ухода с самой платформы однотипной деятельности, то лишь появляются новые силы, чтобы осуществлять дурные желания. То есть может быть даже противоположный эффект, что интересно.

00:02:58 Человек может говорить, я перестал убивать только куриц. Но остальных нет. Такое можно наблюдать на востоке. Я, человек говорит, я не буду убивать корову, но остальных убивает. Такое часто можно встретить у индусов. Частичное. Поэтому частичное не переводит человека на другой уровень сознания. Наоборот, может дать силы на усиление его дурных желаний.

Признаки сплетней

00:03:48 Сегодня мы поговорим о следующем направлении в развитии отношений. Есть основные недостатки в общении, которые особенно быстро разрушают теплоту отношений. Вчера мы говорили о теплоте взаимоотношений. Есть основные виды деятельности, которые концептуально разрушают эту теплоту во взаимоотношениях, т.е. ранят в самое сердце, т.е. доставляют самую большую боль, очень много страданий. Оставляют самые негативные, самые стабильные воспоминания иногда на всю жизнь. Иногда на несколько жизней. Иногда мы встречаем кого-то и чувствуем антипатию сразу. Такое бывает. По статистике это не так мало, целых 3 % людей могут быть такими, к кому мы сразу чувствуем антипатию. Вот не нравится мне этот человек. Бывает такое. Это продолжение этих впечатлений из прошлой жизни. Мы не помним точно, что произошло, но чувствуем, что-то лицо знакомое. Что-то было. Поэтому нужно быть очень аккуратным.

00:05:04 И сегодня мы поговорим об интересном явлении, которое на санскрите называется доша буддхи. Доша – это недостаток. Буддхи – разум. Т.е. недостаток разума. Как вы думаете, что это такое? Очень интересно. Этот сплетни. Один из терминов, который характеризует сплетню. Одним словом, это переводится как недостаток разума, если сказать проще, банальное сумасшествие. Недостаток разума – это сумасшествие. Так и переводится. И это некоторая форма психического расстройства, которая нуждается в лечении. Причем желательно в стационаре, так как это заразно по своей природе. То, что заразно, лечится в стационаре. Очень опасно.

00:06:14 Как вы заметили, сплетни чрезвычайно заразны. Поэтому относятся к таким хорошим психическим отклонениям, которые по-хорошему нужно лечить где-нибудь за городом, обнесенный колючей проволокой. Сейчас мы об этом поговорим. Но современная действительность на столько заражена, повальная зараженность этим явлением, что никто уже не замечает её симптомов. Никто не замечает. И иногда это явление, есть интересное сравнение с ножом в руках преступника. Только это нож психологический, более тонкий, но оставляет раны настоящие. Потому что болит ещё сильнее, чем физическая.

00:07:13 Рана от этого ножа болит ещё сильнее, поэтому это даже хуже, чем нож. Особый нож. Специальный нож. Причем является некоторым совершенным оружием, потому что немедля попадает в самое сердце. Самонаводящееся оружие, можно не метиться, просто с закрытыми глазами, очень точное. Такого оружие нет в мире, как сплетня. Очень точное, подобранное, рассчитанное. Невозможно промазать, обязательно попадешь.

1. Подслушивание и подглядывание

00:07:52 Есть характерные признаки данного расстройства. Сейчас мы это обсудим. Будем специалистами в этом явлении. Первый признак очень интересный. Это подслушивание и подглядывание. В этот раздел входят все современные средства массовой информации. Фактически, мы имеем дело с замоченной скважиной. Скважиной индивидуального пользования для потребителя. Пульта переключения соседей. Когда не нужно переходить от двери к двери и подглядывать. Нет. Можно просто переключить дверь. Бывает очень много таких дверей, огромное количество.

00:08:40 И это не просто отклонение. Это серьезное расстройство. Но как мы говорили, ситуация, когда большая вся страна или даже весь мир, лечить пытаются здоровых, наоборот. Как это ты не смотришь телевизор? Не читаешь газеты? Как это так? Ты же ничего не знаешь о соседях. Что ты знаешь вообще? Ты ни разу не читал новостей, ни разу не подглядывал за соседями? Что-то с тобой происходит. О чем тогда с тобой разговаривать? Ты ни разу не подглядывал. О чем с тобой говорить? Поэтому не зря сейчас такие границы между странами. Их обносят сейчас колючей проволокой. Чтоб больные не разбежались много колючей проволоки. Чтобы не переходили из палаты в палату. Есть разные палаты с разными степенями материального отклонения, материальной обусловленности. А чтобы все-таки перейти, нужно доказать, что уровень нашего заболевания такой же, как в той стране. Это называется получить визу. Я такой же. Это нужно долго доказывать. У меня такая же болезнь. Пожалуйста. Пустите меня в ту палату. Я достоин того, чтобы находиться в той палате. У меня такие же проблемы.

00:10:03 Если уровень сумасшествия примерно одинаковый, вводится безвизовый режим. Примерно одинаковый, нет проблем, можно спокойно перемещаться. А если разный, очень трудно получить визу на жительство. Поэтому становится понятно, почему так трудно получить гринкарту. Очень трудно её делать, потому что уровень сумасшествия явно другой, повышенный. Поэтому так просто не пускают. Не позволяют анализы, чтобы жить на другом уровне сумасшествия. Физиологически от подслушивания, подглядывания страдает зрение человека.

2. Прислушивание, когда кто-то говорит тихо

00:10:47 Следующий признак, это прислушивание, когда кто-то говорит тихо. Очень интересно. Мы зачастую не замечаем в себе этого явления, этого симптома. Но это один из приемов лекторов, когда зал расслабляется, начинает засыпать, нужно начать говорить тихо. Всем сразу станет интересно, о чем там говорят. Т.е. это естественная реакция. Она присутствует в нас, как один из признаков.

00:11:20 Поэтому концентрация внимания увеличивается во много раз, когда говорят тихо. Среди женщин часто используется такой метод концентрации, как перешептывание. Всем сразу интересно. Это действует на всех. Очень яркое воздействие. Физиологически от этого страдает слух, когда человек прислушивается все время к тому, что говорят другие.

3. Радость от чужих ошибок

00:11:49 Следующий симптом интересный, это радость от чужих ошибок. Особая разновидность некого психологического отклонения, которая выражается в смехе над чужой проблемой, когда мы смеемся над чужой проблемой. Это нашло своё место в кинокомедиях современных, когда смеются над проблемами другого, и считают это нормой. И чем более проблема найдена, тем более веселое кино. Особенно печально видеть эту тенденцию в детских мультфильмах. Когда ребенка приучают смеяться над чужой проблемой.

00:12:27 Мы вчера говорили, что смех имеет разрушительную природу, тяжелую природу. И в этом случае так же приходят физиологические страдания. Человек получает определённый ряд заболеваний, который связан с тем, над чем он смеется. Если мы смеемся над чьей-то болью, то эта боль приходит к нам. Простой закон кармы. Если причиняем кому-то боль, то к нам приходит эта боль. Если мы смеемся над чьей-то боль, то она приходит к нам. Это просто. Поэтому достаточно опасно смеяться над чужой проблемой.

4. Домысливание

00:13:00 Следующая часть – это домысливание. Такая старая детская игра в сломанный телефон. Когда информация передается и домысливается. Сейчас это увлекает здоровых людей. Вроде взрослые люди, но принцип тот же. Недавно у нас в храме провалилось крыльцо. Я сюда приехал, уже все говорят, что у нас обвалился балкон. Уже степень увеличилась на порядок. Наверно, через месяц уже весь храм провалился в ад, мне расскажут. Так очень быстро происходит.

00:13:49 Домысливание – это неправильное использование медитативной функции сознания. В возвышенном варианте этот приводит к развитию сознания и получению настоящего духовного опыта. Но в этом варианте всё усугубляется. Сознание деградирует.

5. Ожидание чужой ошибки

00:14:08 Следующий признак – это ожидание чужой ошибки. Есть вообще два вида надежды. И первый вид надежды – это надежда на всепрощение, на освобождение. На то, что все наши глупости будут прощены в процессе духовного роста. Есть такая надежда? Но есть и другая надежда у человека иногда, что все его недостатки померкнут в недостатках других людей. К сожалению, иногда присутствует такая надежда, что если кого-то качественно критиковать, то у меня-то есть чем выделиться. Наверняка, все заметят, какой я особенный. Одна из надежд очень интересная.

00:15:00 И явная ложь так же присутствует. В конце концов, человек просто начинает врать. Причем не называет это враньем, он называет это изысканностью речи или художественным фантазированием. Он уже настолько к этому привыкает, что уже непонятно, как разговаривать с этим человеком. Недавно мне рассказали, что монголы до сих пор угоняют скот в своих поселениях у соседей. И называют это не воровством, а смелостью. Если ты угнал пару баранов, ты не вор, ты смелый человек. Его все почитают смелым. Так происходит подмена.

6. Появление прозвищ

00:15:49 И так же последний признак – это появление псевдонимов, прозвищ. Что происходит? Чтобы увековечить негативное отношение к какому-то объекту, объекту зависти, современный человек прибегает к особой форме ярлыка – прозвищу. И на уровне такого неуважительного отношения невозможно создать теплую атмосферу. Ничего не получается. Это специфика детских коллективов. Это специфика тюрьмы или армии. Никак не здорового общества. Прозвища.

Почему люди сплетничают?

00:16:32 Итак, почему же появляется эта тенденция очень тяжелая. Почему люди сплетничают? И основная философская причина лежит в непонимании вдохновения на активное служение, на активную преданность. Сознание современного человека устроено так, что он не хочет учиться на чужих ошибках, никто не хочет. Чужие ошибки – это слишком просто. Поэтому соответственно для активного развития Кришна применяет отработанный метод воспитания кнутом и пряником. Уже отработанный, на всех действует хорошо. Очень четкое, хорошее влияние. Что это значит?

00:17:14 Это значит, что для вдохновения нам посылаются не только позитивные отношения. Не только прекрасный духовный учитель, не только понимающий нас наставник и просто хорошие друзья. А знаете, что посылаются ещё и негативные отношения в виде недоброжелателей, некоторых завистников, просто сплетников. И их количество точно соответствует нашему индивидуальному характеру. Все точно подобрано. И ситуация, в которой мы находимся подобрана. И у разумного человека вот это взаимоотношение должно вызывать чувство благодарности. Все взвешенно, все правильно устроено. Я нахожусь в этом пироге развития. Есть личности вдохновляющие, есть личности подталкивающие. Все очень хорошо. Но если разума не хватает. Или это доши-буддхи - недостаток разума, мы не довольны количеством вдохновляющих факторов, нам не хватает вдохновляющих людей. И мы начинаем их искать в других местах, одновременно критикуя предыдущие. Принцип зеленной травы на берегу.

00:18:33 Такого человека легко узнать. Он ищет новое место для развития и всем рассказывает, как было плохо на предыдущем. Как там всё плохо. И как он сюда приехал. И тут всё будет очень здорово. Очень легко узнается такой синдром. Обычно это не лечится. Обычно это входит в хроническую форму. И пока человек всё не увидит уже окончательно, везде не побывает, везде не набьет одних и тех же шишек, выздоровление не приходит. Поэтому обычно входит в некую затяжную форму. Человек едет, едет и едет. То там, то здесь. И обязательно критикует предыдущее место. И с другой стороны он недоволен количеством негативных факторов. Он уверен, что его не ценят по достоинству, что, опять-таки, заставляет его искать другое место, с другой стороны подталкивая.

00:19:44 И в другом месте количество недовольных очень быстро достигает нужного для него уровня, причём увеличивается немного всегда. Почему? Потому что характер немного испортился за это время. Поэтому он удивляется, ну вот! Говорили, что будет хорошо! А я то думал, что у вас всё лучше. Оказывается, всё хуже. Извини, баланс-то тот же, баланс то твой. Тот же самый чемодан. Мы путешествуем с одним и тем же чемоданом. У меня один чемодан. Я объезжаю с ним весь мир. Открываю: через 2 минуты все моё вокруг, все книжки, мой компьютер, все вещи, все моё вокруг. Мой чемодан – мои вещи, никто не виноват. И так же у нас есть психологический чемодан. Мы собираем его, едем в другое место, раскрываем это всё, вещи все располагаем вокруг себя. Потом говорим, всё вокруг то же. Но это твой чемодан! Ты сам эти вещи все разложил, они твои!

00:20:46 Поэтому наше сознание мы берем с собой, оно тут же распространяется вокруг нас, поэтому мы видим то же самое. Баланс позитивного и негативного отношения к нам от окружающей среды, от коллектива установлен Кришной на основе нашей кармы. И он тонко настроен так, чтобы мотивировать нас к развитию. Самое главное, не пускаться в бега. Нужно просто развиваться, находясь в этой уже схеме, которая отработана на нас, настроена на нас, нет никакого перегиба, все соответствует нам.

00:21:31 Какие другие причины. Если говоря просто, то люди говорят о других, чтобы косвенно доказать свою значимость. Человеку очень хочется доказать свою значимость. Поэтому причина всегда одна – зависть. Мы сегодня не будем раскрывать эту тему, сам принцип.

00:21:54 Сплетня всегда очень ужасна сама по себе, так как направлена против нормального развития того человека. Против плохих дел, действительно плохих дел судятся, в конце концов, или выступают с открытыми заявлениями, т.е. с явной борьбой. Но против хороших дел применяется метод сплетни. Достаточно часто, может быть, в процентах 70 всех хороших дел применяется разрушающий элемент, метод сплетни. Поэтому разные сравнения этому мы можем найти в ведах. Ее сравнивают с плевком в спину. Одно из сравнений. Если лишают имущества, то сравнивают с поджогом. Если разрушают отношения, то сравнивают с соблазнением. Если разрушают развитие человека, то сравнивают с подлогом. Если разрушают здоровье, сравнивают с отравлением. Если разрушают духовное развитие, сравнивают с демонизмом. Поэтому достаточно много сравнения.

00:23:09 Я расскажу сейчас одну историю простую. Однажды один очень близорукий человек, который считал себя способным художественным критиком, чем очень гордился, он зашел с друзьями в картинную галереею. И сразу же с большим апломбом стал критиковать картину. И он остановился перед чьим-то портретом и стал критиковать. Кого они нарисовали, зачем они нарисовали, посмотрите на его лицо, кому нужно такое лицо. Ни выражения, никакой духовности. Что за ужасный человек здесь нарисован? Зачем эта картина нужна. И он бы так долго ещё критиковал, пока сзади не подошла бы жена и не сказала ему, ты перед зеркалом стоишь, аккуратнее.

00:24:09 И в самом серьезном варианте в ведах говорится, что сплетня хуже убийства. Потому что в первую очередь мы убиваем сами себя. Когда мы осуждаем негативные качества, эти качества переходят в нас самих. Это простой закон.

00:24:24 Есть два способа культивирования позитивных качеств. Мы хотим культивировать позитивные качества. Первый способ – это через собственные усилия. И этот способ достаточно длительный. На некоторые качества могут уйти десятилетия, на некоторые может даже жизнь. Мы все пробовали. Не так уж легко культивировать позитивные качества. Огромное количество усилий. Но есть второй способ – это заражение. Заражение от другого человека, когда мы заражаемся. А второй способ является более простым, эффективным. Просто заразились и все. Но проблема в том, что можно заразиться не только позитивным качеством. Заразиться так же можно и негативным. В этом проблема.

00:25:19 Поэтому по сути дела, когда мы видим недостатки другого человека, и начинаем их обсуждать, это наш собственный недостаток, это наша собственная тенденция. Идея очень проста, если мы увидели что-то негативное, то это предупреждающий знак того, что у нас есть аналогичная тенденция. Может мы её ещё не замечаем. Но раз мы это видим, заметили это и акцентировались на этом, любое акцентирование дается сверху, не так просто на чем-то акцентироваться. Мы ходим, ходим – раз это заметили, концентрация. Так же, если мы что-то увидели что-то негативное, эта концентрация сверху дается, как знак. У тебя есть эта тенденция. Запомни, вот так поступать плохо, видишь, чем заканчивается! Но мы не оцениваем этот знак и начинаем критиковать всех. Представьте, водитель едет, видит опасный поворот, кому нужен этот знак? Я назло поеду быстрее! Кто виноват? Знак этот ни причем.

00:26:28 Так же, в общем-то, и те, кто находится вокруг нас, носят в себе целый набор знаков и в основном они для нас, чтобы мы заметили в себе это негатив. Если мы именно так воспринимаем эти знаки, то мы меняемся очень быстро. Процесс развития становится очень активным.

00:26:52 Интересную историю я прочитал. Однажды простой пастух думал о Боге, это христианская история. Он думал о Боге, он был простой пастух, ничего не понимал. И он думал так, если Бог придёт ко мне, то я напою его овечьим молоком, я вымою его в ванне и выберу всех вшей из его волос. Он был простой пастух, ничего не понимал. Он был в своих мыслях, и в это время мимо шел Моисей. Он проходи мимо, услышал эту молитву и стал белым от гнева. Он стал его ругать, что ты говоришь, оскорбляешь Бога. Какие вши, какое овечье молоко, какая ванна. Ты что думаешь, он грязный, он со вшами или он будет пить твоё овечье молоко? В общем, он обругал его полностью, профессионально. Ушел, и мальчик очень расстроился.

00:28:04 Действительно, ничего не умею, ничего не понимаю. Бедного Бога так оскорбил. Пропади все пропадом, не буду вообще больше молиться, всё равно не понимаю как. И когда Моисей пришел домой, он сел медитировать. И Бог явился к нему в медитации, и был очень сердитым. И сказал, я послал тебя, Моисей, чтоб ты воссоединял потерянные души со мной. А ты, наоборот, рассоединяешь, что ты делаешь, что ты творишь? Он ответил, вот этот пастух тебя оскорбляет, он пытался у тебя вшей из волос выбрать. Тогда Бог сказал интересную вещь. Он сказал Моисей, каждый способ любви по-особому дорог мне. Способ не так важен, как само желание любить меня. Способ потом отрегулируется. Поэтому ты должен пойти и попросить у этого мальчика прощение. Опять сделать его счастливым и сказать ему, что Бог очень доволен тобой, он попьет твоего молока, что он обязательно примет ванну твою и даст тебе возможность выбрать у него вшей. Поэтому скажи ему это, пусть он опять будет счастливым.

00:29:32 Поэтому, если мы видим что-то негативное в другом человеке, мы видим просто предупреждение от Кришны, что в нас самих эта тенденция не исчезла, что она в нас самих может проявиться. Тенденция проявляется во времени. Если нам кажется сейчас, что такой тенденции нет, то рано радоваться. Тенденция по закону кармы проявляется в соответствии с возрастом и степенью продвижения по определённой степени развития. Поэтому сейчас есть те тенденции, которые нужно решать сейчас. Дальше они могут развиваться. Причем они могут становиться все труднее. Когда мы приходим в институт, мы не рассчитываем, что поступим, сдав экзамены за средний курс образования. На втором курсе института у нас будет экзамен за восемь лет, на третьем за первые четыре класса. А на гос. экзамене будем палочки рисовать. Нет. Все становится труднее и труднее, серьезнее и серьезнее. Экзамен тем труднее, чем выше уровень ступеньки.

00:30:40 Поэтому когда преданные разочаровываются, приходя к духовной жизни, видя, что все становится труднее. Но экзамены по степени образованности. Было бы странно ожидать, что если человек знает много, а экзамен легкий. Потому что экзамен дается не только для нас. Он дается для тех, кто нас окружает. Называется метод [чаарада], метод примера. Поэтому мы не только себя воспитываем, проходя какой-то экзамен, Мы даем пример другим. И так же учимся на другом примере, делимся этим примером. Поэтому сплетня направляет наш путь по направлению иллюзии. И иллюзия главная причина смерти пишет Шива Прупада. Главная причина смерти. Именно из-за иллюзии, которая вызвана сплетней, мы продолжаем рождаться и умирать, рождаться и умирать. Сплетня не просто убийца. Сплетня – невидимый убийца. Убийца исподтишка ещё её называют.

00:31:44 Больше половины браков распадается из-за сплетен. Большинство сердечных приступов происходит из-за того, что человек узнал о себе неверную информацию. А ты знаешь, что о тебе говорят. Такая помощь в сердечном приступе. А ты знаешь, что о тебе говорят. Большинство сердечный приступов из-за того, что человек что-то узнал о себе, прочитал или передали, что о нём расходится какая-то тяжелая информация. 90% конфликтов имеют под собой эту неверную информацию. Поэтому есть ещё одно интересное выражение, которое мне понравилось. Сплетня – это наркотик для негодяя. Вчера мы говорили это. Очень интересно, может быть, сильное, жесткое высказывание, но отрезвляющее. Мы трезвенники, нам нужны отрезвляющее, как хорошо действует оно. Была одна история тоже интересная.

00:32:47 Одна придворная дама, имевшая доступ к королю Фридриху Великому, пожаловалась ему на своего мужа. Она говорила, Ваше величество, мой муж очень плохо обращается со мной. Король сказал, это не моё дело. Тогда женщина дальше начала ему объяснять. Да, но он так же плохо о вас отзывается, надо же как-то разобраться с этим. Тогда король спокойно сказал, но это не твоё дело. Тогда она вообще вышла из себя и сказала, что он этим самым может себе повредить, своей карьере. Как же мы будем дальше жить? И тогда Фридрих сказал, это его личное дело. И так он ни разу не опустился на уровень разговора, на эти сплетни.

00:33:50 Почему мы говорим об этом? Потому что сплетня напрямую связана с духовным развитием. Человек, который связан с сплетнями, как говорит Шива Прупада, никогда не может сосредоточиться на духовной жизни. Не просто ему будет трудно, а он никогда не сможет сосредоточиться, очень жесткое взыскание. Потому что его ум полностью поглощается этим видом греха. Интересное заявление, что сплетня это вид греха, который включает все остальные грехи. Из его как из антенны, расширяется во все виды греха. В читани бхагавад есть интересное высказывание на эту тему, говорится, даже непродолжительное соприкосновение с пятью видами бахти дает кришна прему. Если при этом нет абарадхи, маленькое отступление.

00:34:51 Но если человек служит [неразборчиво], даже абарадхи не берется в расчет, кроме одной – желание сплетничать. Просто подумайте об этом, просто у большинства из нас единственное сейчас препятствие, чтобы сейчас ощутить первые признаки кришна премы, это просто некоторая тенденции говорить о других слишком много, некоторая повышенная длина языка, последнее препятствие. Может быть, у многих уже давным-давно должны были проявиться первые признаки уровня. Давным-давно. У каждого на своем уровне, но давным-давно. Всего лишь одно мешает? Никак невозможно пройти через эту дверь. Может быть, уже все двери открыты Уже давным-давно все двери открыты. Преданные быстро прогрессируют, это факт. Раз-раз – уже как родной. Со всеми признаками наступающего экстаза, но не наступает, временный пока только, физиологический. Духовного ещё нет. Последняя дверь осталась.

00:36:10 Поэтому духовная жизнь не просто подразумевает, что мы должны просто преклониться. Мы должны на колени встать, мы должны, действительно, прославлять детей Бога, преданных, которые вокруг нас находятся. А сплетня – это желание встать на голову другого человека. Полностью противоположное действие. Мы должны преклониться перед преданными, в ноги ему упасть, а через сплетню мы ему на голову встаем. Очень странно. Утром [неразборчиво], днем – на голову. Конечно, очень трудно достичь какого-то успеха. Разочарование приходит. Поэтому сплетня определяется иногда, как главное препятствие на пути духовного прогресса. Этот духовный путь подразумевает очищение. А сплетня – это обмен дарственными, обмен негативом. По сути дела, это сбор мусора в своем сердце. Причем человеку скучно жить с этим мусором. Он смотри на свою корзину и ему скучно. Он берет свою корзину и идет к другу. Говорит, здравствуй дорогой, смотри сколько у меня мусора, и высыпаем ему на голову. Но тот тоже не прост. Тот тоже его собирал. Достает свою корзину – полюбуйся, и высыпает ему на голову. Потом они собирают чужой мусор по своим корзинам и расходятся домой. Это называется дружба в современном варианте. Общение. Взаимообмен мусором. Только от этого плохо пахнет.

00:38:10 От такого отношения плохо пахнет. Поэтому мы сделаем некоторый вывод. Говоря что-то о других, мы должны постоянно помнить, не мешает ли это тем, о ком мы говорим. И тем более, не причиняет ли это им боль. Не больно ли тем, о ком мы говорим. У одного человека другом была обезьяна. Такое бывает. Он ходил с этой обезьяной, они подружились. И однажды в полдень он лег спать, и какая-то муха стала приставать к нему, он отмахивался от нее. И обезьяна смотрела, смотрела. И у нее проявились дружеские чувства. Она решила, надо муху убить. И она взяла камень, дождалась, пока муха успокоится на носу у этого человека. И как треснула.

00:39:13 Или недавно я слышал, как человек воспитывал собаку так, чтобы если кто-то на него напал, она сразу кусала. Сейчас есть такой вид. Собака, не собака, не понятно кто, вурдалак какой-то. И он разговаривал с кем-то, и, доказывая что-то, начал стучать себя по груди. И эта собака кинулась и вцепилась в него. И он так и не смог от нее отделаться. Приказ хозяина закон. Но кто-то бьет его в грудь, и она вцепилась в эту руку. Такие друзья. Поэтому нужно быть очень аккуратным. Поэтому, если вы поедете в город, вас будут предупреждать, что очень тихо надо говорить. Поменьше слов, очень опасно, может лавина начаться. Очень опасно, лучше вообще ничего не говорить. От тихого слова может быть такое физическое разрушение, сколько может быть психологического разрушения от аморального слова.

00:40:29 Мне очень интересен пример Гете, известный поэт немецкий. У него была привычка одна интересная. Он набивал свои карманы семенами цветов. И куда бы он не шел, он потихоньку разбрасывал. И когда он умер, осталось очень много дорог в Германии, которые были сплошь засеяны цветами. Везде, где он ходил, расцветали цветы. Так же и мы должны сеять что-то позитивное. Действительно, обмениваться позитивными качествами, действительно научиться правильно прославлять Вишну. А когда мы везде разбрасываем мусор, действительно большая проблема. Недавно я с одним человеком поехал на лодке, он хотел показать мне город. И он дал мне конфетку, я взял и бумажку бросил в речку. Лодка ехала очень быстро. Он остановил лодку, вернулся. Подобрал эту бумажку, в лодке открыл мусорницу и положил туда. Мое городское сознание было шокировано. Потому что моё городское сознание научило меня, что речка – это мусоропровод, что туда сбрасываются отходы, что из нее нельзя пить, и лучше в ней не купаться. У нас такая речка. Уже у многих такие речки. Я был настолько шокирован, такое интересное сознание, что есть что развивать в сердце. Неправильно отношение к внешнему миру.

00:42:17 Вопросы по этой части мне задайте.
- Остроумие – это чувство враждебности, которое не может быть реализовано другим способом или есть какой-то альтернативный способ?
- Это этот юмор, когда мы подчеркиваем, высмеиваем чей-то недостаток. Высмеиваем публично, это обретает агрессивный оттенок. Когда мы вышли из машины и смеемся над знаком, повесили знак «Крутой поворот», и смеемся. Потом едем дальше и смеемся, пока не доезжаем до поворота. Поэтому это немножко по-детски.
- [неразборчиво]
- Остроумие да, если нет в этом окраски агрессивной. Некоторые вещи могут быть действительно позитивны, но настолько трудно держать баланс в остроумие, что нужно действительно быть профессионалом. Чтобы не нарушить некоторый баланс в оскорбительном отношении к людям. Нужно быть аккуратным.

00:43:55 Меня, например, очень часто коробит некоторые вайшнавские стенгазеты. Я боюсь их читать, где высмеиваются всевозможные качества, я боюсь их иногда читать. Иногда видно, что не хватает профессионализма, чтоб не оскорбить другого человека. Нужно быть очень аккуратным. Потому что тот, у кого есть эта проблема, он догадывается, что это о нём идет речь. И если у него хватает умения увидеть, что это для него позитивный знак, а, к сожалению, его часто не хватает, то рана в сердце возникает, незаживающая. Это не очень дружелюбная атмосфера, потому что это болезнь. И отношение больше должно быть такое, как у врача. Если врач видит больного, он не высмеивает его болезнь. Очень странно выглядит, хочется убежать от такого врача. Так же и мы иногда такие врачи.

00:54:25 Поэтому нужно быть очень аккуратным. Я бы рекомендовал вообще не экспериментировать с остроумием в обществе вайшнавы. Так же и излишняя насмешка над материальными достижениями тоже чревата. Потому что мы можем решить пока в материальном мире? Ничего. С какой материальной проблемой мы можем справиться? Поэтому насмехаться над материальной проблемой тоже опасно. Можно как пример привести. Но явно насмехаться очень опасно. Т.е. мы модем высказываться более менее сильно, но когда мы можем решить эту проблему. Например, если мы смеемся над алкоголизмом, то мы должны решать проблему алкоголизма. Но она не решается так просто. Если мы смеемся над курением, то давайте решим эту проблему. Но среди вайшнавов не все ещё бросили курить. Просто ярко об этом не говорят. Потому что не так просто это решается. Если мы смеемся, что люди неправильно питаются, то давайте сами разберемся, мы тоже не всегда верно питаемся. Поэтому лучше аккуратнее с этим быть.

00:46:46 Лучше действительно давать решение проблемы. Мы даем решение самое лучшее, вот решим ту проблему, эту, а высмеивание очень опасно
- А можно узнать, как вы разграничиваете остроумие и сарказм?
- Я никак не разграничиваю. Это как вы разграничиваете.
- Я считаю, что остроумие редко очень. Если человек умный, то он может быть остроумным. А сарказм это уже как раз высмеивание недостатков.
- Хорошо. Это нормально. Так как это термины, у каждого своё понятие. Я отвечал на тот вопрос. У каждого своё понятие о терминах, поэтому мы не о терминах говорим. Можно разделить на юмор, на сарказм, на остроумие, как угодно. Но мы не филологией сейчас занимаемся.
- [неразборчиво]

00:48:17 - Мы можем два варианта использовать в этом случае. Или мы это делаем наедине с человеком, когда он на что-то срывается, то мы просто это человеку говорим, бывает такое. Но когда есть некоторые отношения, то на определённом уровне близких отношений люди подшучивают друг над другом. И это на определённом уровне дружбы возникает. Поэтому если есть такое, то можно иногда друг над другом немножко подшутить, но тоже нужно быть аккуратным, чтобы не перейти границы. Потому что часто люди обижаются. А второе, если мы все-таки чувствуем, что что-то вышло из нашего языка не то, то нужно вдогонку послать аннулирующий вариант, подарок называется. Поэтому если мы что-то о ком-то сказали, то нудно применить аннулирующий фактор. Нужно пойти и что-то этому человеку подарить. Вот тебе подарок. Можно то-то купить. Большой торт принести человеку и подарить. Сорвалось что-то с языка. Пусть ещё и торт сорвется. Нужно как-то аннулировать те качества, которые появляются. Они часто срываются.

00:49:29 Язык один из самых неконтролируемых органов. Это будет всем приятно, нам буду прощать наши ошибки, если мы будем торт вовремя дарить. Это прописанный метод аннулирования.
- Я слышала мнения даже от старших, что прославление очень опасно, Лучше им не пользоваться как методом, он может навредить. Это действительно так? И как правильно прославлять? И в каком случае?
- Лучше всего, когда вы лично хвалите человека, подходите и лично хвалите. Чтобы правильно прославить человека, это тема из будущей лекции, но я сам принцип скажу, я потом буду это объяснять, завтра, скорее всего. Когда мы хвалим человека, нужно хвалить не его достижения, а наше к нему отношение. Вот тогда не будет развиваться гордость. Мы говорим, не как много ты книг распространил, потому что завтра у него может прекратиться распространение. Такое бывает иногда. Или не как хорошо у тебя джапа читается, завтра она может прекратиться хорошо читаться. Жизнь веселыми периодами идет. И тогда он будет бояться общаться с нами, будет стесняться. У него будет комплекс достижения, комплекс уровня.

00:50:53 А нужно говорить ему о нашем отношении. Ты так дорог мне. Моя любовь к тебе все растет и растет. Мне так приятно видеть тебя. Понимаете, здесь нужно говорить слова о нашем личном отношении. А оно не имеет отношение к результату. Т.е. не связываем его с результатом. А не так, как ребенку говорят: отлично, отлично, ты должен быть отличником, должен. Он не знает, что делать. Уже четверка для него убийство. Некоторые дети сейчас вешаются от этого. Детское самоубийство. Потому что ему говорят, ты должен, потому что потом институт. И ребенок туда, туда. А потом идет и вешается. Так же и тут человек привык, что он главный. Я помню, было такое время, я занимал места хорошие. Потом почувствовал, что здоровье уже все. И я очень долго привыкал, как же я теперь не главный, не первый, не самый хороший. Поэтому лучше говорить о своих чувствах, это правильно.

00:51:59 И так же, когда мы ругаем. Нужно не за результат ругать, а говорить, я на тебя так надеялся. Что ж ты подводишь. Т.е. личный немножко оттенок. Не связанный с результатом. Это целое искусство. И тема отдельная. Сам принцип: не давать эту фобию результата. Потому что человек будет потом бояться потерять этот результат. Поэтому самая лучшая похвала, когда мы выражаем свои чувства к человеку. Мы так часто боимся наших чувств, что забываем, что общение идет на уровне чувств. Не на уровне результата, а на уровне чувств. Если мы будем общаться на уровне результата, мы станем роботами. Мы общаемся на уровне чувств. Как я рад, что вы здесь. Как вы рады, что я тут. Мы вместе рады. Это то, что нужно. А когда все гордятся своими результатами, то начинается гордость, страх потери, очень опасно.

00:53:19 Я говорю, если мы над чем-то смеемся, то нужно решать этот вопрос. Если мы не можем это решить, то это некоторый такой странный смех. Выйти на улицу и посмеяться над здоровым мужиком. Эй, здоровый, что ты такой идешь. Т.е. можно и в лоб получить. Т.е. когда мы смеемся над каким-то качеством, то можно от этого качества и в лоб получить. Над своим качеством, которое у нас. Мы смеемся, легко с этим справимся. Но оно может с этим не согласиться. Недавно я краем глаза смотрел. Один японец, десять черных поясов, 16 данов, решил уйти на покой. И решил вызвать русского, чтоб показательно ему набить лицо. Ив голову ему пришло вызвать Карелина зачем-то. И он целый год готовился. Его снимали по телевидению, как он по 5 часов каждый день готовится. Потом показали Карелина. А вы как готовитесь. Никак. А как же вы будете драться. Как обычно. И Каверин его взял, потрепал и ушел домой. А что сделал японец? Он публично извинился. Простите, я не дооценил ваши силы. Просите, пожалуйста, меня. А это величайший чемпион. Простите, пожалуйста, я не дооценил, я неправильно себя повел.

00:54:55 Очень опасно, когда человек говорит, да я сейчас, да я. А выходит чуть-чуть шире лицом, чуть-чуть шире плечами. И все, ничего не остается. Я даже пересмотрел это момент. Мне просто было его лицо интересно посмотреть. Нельзя никогда смеяться над противником. А чувство всегда от бога даны. Это не какие-то там чувства, которые из ада могут возникнуть. Это божественные чувства. Над ними лучше не смеяться, лучше серьезно к этому относиться, спокойно. Не радоваться, когда все хорошо, не сильно грустить, когда все грустно. Лучше просто продолжать свои отношения с ситуацией, которая есть.
[неразборчиво]

00:56:00 Если эта ситуация не связана с присутствующим, и не намекает ни на кого, то можно. Для этого даются специальные истории в ведах, хитопадеша. Неважно. Если жизненная, то никто не должен почувствовать намека на себя. Потому что иногда другими фамилиями называется, но намек присутствует. Мы должны быть очень теплыми. Вот эта теплота, то что нам нужно. Мы фактически все пришли к Кришне из-за теплоты. Мы почувствовали эту теплоту. И мы должны ценить сердце другого человека. Это очень важно. Мы пришли сюда все с разбитыми сердцами. Мы пришли, чтобы оценить некоторую теплоту. Мне вчера рассказали очень интересный момент. Люди готовились к выступлению. И люди готовились долго, может быть, год. Они ждали, они тряслись. Знаете, как трудно выступать на публике. Артистам очень трудно. Когда каждый день выступаешь, лекцию читает, уже привыкаешь. Но когда редко, очень трудно. И они готовились, и наконец, настал час. Их начали объявлять. И кто-то крикнул, не надо. Нам нужен Кета, лучше Кета. Вы не представляете, что это такое. Я был сам артистом. Когда человек готовился, год ждал этого момента. И мы из-за своего фанатизма, тут же рана навсегда в сердце человека. Можно убить человека. Он может развернуться и уйти навсегда.

00:57:36 Настолько это больно. Человек хотел послужить. Он готовился, хотел всем радость принести. Нужно быть очень аккуратным. В сознании Кришны это очень аккуратное движение должно быть. Потому что мы все уже с разбитыми сердцами. У нас уже раны у всех, мы уже все болезненны. У нас уже этих ран, Боже мой! Мы еле-еле родились. 4 миллиона абортов в год в России только делается. Кое-как родились, может быть, не с первого раза. Неправильно родились. Нас сразу оторвали от матери. В самый первый момент нас оторвали от матери. Самое страшное, что может быть в этом мире, это страх одиночества. И нас тут же оторвали. Мы все лежали и тоже орали от страха. Кто я? Где я? Ужасный стресс. А потом маме принесли, чуть покормили, а потом опять унесли. Ужасно. Первые две недели в жизни самые страшные. Потом стали к какой-то пищи приучать. Ужасно. Еле выжили. А теперь уже чувствуем, что старость на носу. Пенсию платить с 65 лет, а средний срок жизни 52 года. И мужчина живёт в среднем 52,5 гола. А пенсия с 60 лет платиться. Даже логики никакой нет в этой жизни.

00:59:20 Один страх. И человек все время в этом страхе. Все время раны, все время обижают. И единственное место, которое дает нам надежду, это общество вайшнавов. Всё, что мы должны дать друг другу, это теплоту, больше ничего не надо. Все остальное даст Кришна, гуру, все остальное уже есть. Она уже разработана парампарой. Мы не можем это дать. Всё, что мы можем дать друг другу, это теплоту. Просто более чувствительными быть друг к другу. Не убить чувства в себе, а быть чувствительными друг к другу. Почувствовать момент, подождать немного, прочувствовать, о чем момент. И потом уже проявить свою реакцию. Этим и отличается человек от животного. Если собаке на хвост наступить, она сразу же кусает, тут же, моментально. Но человек должен подумать день, два, лучше три. Подумать, зачем мне наступили на хвост, к чему это вообще. Какой в этом знак.

01:00:33 Но мы сразу же кусаемся. Сразу же действуем. Очень реактивное поведение. Обижаем постоянно друг друга. Всё, что мы должны знать, просто теплоту отношений. Некоторую чувствительность, немного, некоторую, всю не надо. Хотя бы немножко. Просто понять, что у нас у всех хорошие желания. Просто мы не знаем, как осуществить. Никто не знает. Кто знает, как правильно осуществить своё преданное служение? Я не знаю. Я пробую так, сяк, по-другому. Что-то получается, что-то нет. Я не знаю как. Если кто-то может мне подсказать, скажите, с радостью послушаю. Никто не знает. Поэтому мы должны это оценить, что человек хочет. Не то что он действует правильно, а хочет действовать правильно. Понимаете разницу между тем, что человек действует правильно и хочет действовать правильно. Сейчас никто не может сказать, что он действует правильно. На всякий случай и я не могу этого сказать.

01:01:41 Поэтому в основном мы хотим действовать правильно. Поэтому как только мы начинаем критиковать чужое поведение, значит, мы ставим себя уже на место того, кто уже действует правильно. И поэтому имеет право критиковать того, кто действует неправильно.
- Скажите, пожалуйста, вот у нас в обществе Кришна должна быть теплота отношений. Каким образом она должна отличаться?
- Между всеми должна быть теплота. А как она должна проявляться? Мы не должны причинять боль друг другу. Каждый должен чувствовать уважение. Теплота – это уважение. А общественное проявление теплоты, это когда человек чувствует, что его уважают. Что не сердитая и не заблеванная матаджи, которая должна знать своё место. И отходить в сторону, когда идет велики прабу с большим животом и самым толстым шнуром во всей вселенной, 48 ниток корабельных.

01:03:01 Уважение должно быть. Каждый достоин уважения. Потому что у каждого есть то качество, которого нет у других. Поэтому мужчины должны уважать женщин, женщины мужчин. Это теплота, это уважение. Этого достаточно. А все остальное уже на уровне этикета. Этикет он и в Африке этикет. Люди на улице знают этикет, что нельзя людей трогать руками, что нельзя близко подходить. Понимаете, нет ничего особенного в вайшнавском этикете. Он везде такой этикет. Вы заметили? Но то, что нам нужно, это уважение. Есть за что уважать. Огромный список есть, за что уважать каждого из нас. Поэтому мужчины должны уважать женщина, женщина должны уважать мужчину. Какая проблема? Чего бояться?

01:04:01 У нас какие-то странные страхи, фобии, очень подозрительны. Если мы возьмем ведическую психологию, то в ведах описывается, что если мужчина боится женщину, то она уже у него в уме. Поэтому он боится самого себя на самом деле. Чтобы не бояться, нужно уважать женщину. Т.ею давать ей возможность чувствовать себя уважаемой. А есть, за что уважать. Она в реальности этой физической что-то производит. Детей может родить. Мужчина не может родить детей. Никак не получается.
- Место им надо уступать?
- А как вы думаете? Интересный есть в ведах момент по этому поводу. Конечно, это отдельная тема, но раз уж мы её завели. В ведах говорится, если не уважается женщина, нет будущего у этого коллектива, однозначно. Потому что отношение к женщине, это отношение к матери природе. А природа дает нам все. Поэтому, если женщина не уважается в коллективе, нет будущего однозначно. Это отдельная тема. Можно будет потом поговорить на тему гендерных отношений.

01:05:48 Сам принцип в том, что каждый человек должен быть уважаемым. Вне зависимости от его положения. Будь это ребенок, старик, мужчина или женщина, старший или младший. Он должен чувствовать уважение. Это признак культуры. Поэтому насколько можно, нужно проявлять это уважение.
- А вот сплетня на уровне ума, не высказанная, в уме является сплетней?
- Является, просто создает внутренние проблемы. Знаете, есть внешние проблемы, есть внутренние. Поэтому внутренние проблемы возникают. У человека лицо меняется. Видно, когда он задумал что-то. Поэтому в ведической культуре говорится, если вам человек три раза не улыбнулся, лучше готовиться к худшему, лучше защищаться. Потому что значит, что он задумал что-то не хорошее. У нас так иногда можно попасть в среду, где все задумчивы. Я так видел однажды киратну. Шли киртаны, и все были задумчивы. Мне было страшно. Я посмотрел, все о чем-то задумались. Не о том ли, что я приехал. Лучше я поеду дальше.

01:07:37 Поэтому в ведах говорится, что признак культурного человека, он старается улыбнуться тому, кого он хотя бы чуть-чуть знает. Старается улыбнуться. Это признак культуры. Это называется первым подарком. Есть разные виды подарков. И улыбка – это первый подарок. Т.е. когда мы встречаемся, и улыбка – это первое, что мы дарим. Поэтому без этого никак. Поэтому мы должны быть чрезвычайно культурными. И уважение хоть как-то проявлять. При этом есть особенный слой населения, это о женщинах мы говорим, требует особого уважения.
- Какие красивые слова говорить?
- Когда льстят? Обычно когда льстят, это открыто. Поэтому все понимают, что под этим что-то подразумевается. Т.е. есть некоторая условность, ожидание чего-то. Поэтому сразу становится понятно. Мы не должны ничего ожидать друг от друга. Мы не должны проявлять теплоту взамен чего-то, чтобы к нам тоже пришла теплота. Когда мы проявляем теплоту, чтобы к нам была проявлена теплота, это уже бизнес. Ничего не получится. Мы не получим дивиденды, проценты не придут. Мир очень интересно устроен.

01:09:18 Завтра мы будем разбирать интересную тему. Будем разбирать мягкость сердца, как достичь мягкости отношений. Поэтому завтра я об этом расскажу, как навести баланс между жесткостью отношений и мягкостью, которая должна быть. Как урегулировать жесткость эту естественную и мягкость, которая не присутствует.
- Хуже жесткости бывает только мягкость мозгов.
- Да. Мы будем говорить о мягкости вайшнавов. Очень интересно это происходит. Почему мы, делая всего столько хорошего, ведя себя так мягко, не дожидаемся ответа. Почему мы столько делаем, а в ответ ничего. Завтра мы с этим разберемся. Есть ответ. Еще вопросы?

01:10:28 - Скажите, если нет чувства теплоты, если имитировать его?
- Теплоту не надо имитировать. Как мы выяснили, уважение можно имитировать. Мы находимся на уровне тренировки. Нужно сразу выработать в себе качества. Поэтому нет ничего зазорного в тренировке. Как я приводил пример, чем отличаются обладатель золотой медали от фигуриста, который не научился стоять на коньках. Только одним. Чемпион не перестал вставать. Он так и продолжал вставать. В результате он показательные выступления дает с золотой медалью, и падает публично. И что делает зал? Хлопает ему. Вот как упал, молодец, чемпион. А разница? И тот упал на то же место. Но тот не перестал вставать. Поэтому и у нас есть время на тренировки. Поэтому мы должны так же быть встречно уважительны к чужой тренировке.

01:11:40 Когда мы видим, что на нас тренируется на нас, побудьте грушей немного. Что тут такого? Я когда приезжаю в какой-то город. Меня иногда фирмы приглашают, не только преданные. Я приезжаю весь такой зашифрованный, или сейчас я приехал в одно место, и мне предложили диетического барана. Т.е. иногда бывает такое. И я очень благодарен, сейчас я немножко занят, не получится, поэтому без меня пока. Нельзя никогда просто взять и усилие человека обесценить. Что?! Вы, мне?! Люди не знали, вайшнавы такие сложные люди. Вайшнавы не знают, что сделать другому вайшнаву. Вот что ему сделать? Я уже пять лет с ним в одном храме живу, и не знаю, что ему сделать, чтоб он ко мне нормально относился. Есть такое? Есть. Вайшнав не знает, что другому вайшнаву сделать. А простой человек вообще не понимает кто это, то ли инопланетянин. Целая делегация вчера приходила, удивились, целых три корпуса инопланетян.

01:13:13 Поэтому нужно быть терпимым. Как-то выражать свою признательность очень уважительно. Идея такова, что культурный человек выходит из ситуации с человеческим лицом. Не с животным, с человеческим. Очень легко нагавкать в ответ. Нужно выйти с человеческим лицом, чтобы уважение почувствовал другой человек, что его уважают. Когда какая-то проблема у человека происходит, человеку важно, чтоб его поняли. Или нужно прост извиниться. Но когда мы что-то совершаем, что-то разбили, сломали, что-то постоянно происходи, что-то ломается, свет тухнет постоянно. Все что людям нужно, не чтобы мы физически это исправили, все что людям нужно, чтобы мы просто извинились. Извините, пожалуйста, мы приехали, наверно, все сразу включили. Надо сказать, вайшнавы – это фокусники такие. Они могут привезти какую-нибудь производственную печку и у себя в номере включить, и пирожки испечь 10000 штук за ночь от этой розетки. Это супер мастера такие. Им бы где-нибудь в разведке работать или диверсантами. Поэтому что-то иногда ломается, взрывается.

01:14:48 Я помню, однажды, по самой молодости лет десять назад нас попросили наклеить афиши. И мы пошли в город клеить афиши, и что мы увидели? Некуда клеить. У нас был канцелярский клей. И мы увидели хорошие места – витрины. Мы на канцелярский клей наклеили на витрины. Что было потом…. Т.е. можем мы иногда все так отдать Богу на чужое. И все что людям нужно, они понимают, бывает, нужно просто извиниться. Уважение, некоторая теплота. Ничего больше не нужно. Все остальное уже есть. Все остальное вокруг. Теплоты не хватает. Чтоб приятно было человека увидеть, чтоб не стыдно было встретиться, поговорить. Это сложно. Это признак зрелого коллектива.

01:16:04 Развитие коллектива делится на две части. Первая часть – это стремление к внешним достижениям, а вторая часть – это стремление к внутренним. На первой части коллектив думает, что главное внешнее, а внутреннее потом доложится. Через некоторое приходит понимание, главное внутреннее, а внешнее потом уже как-нибудь доложим. Поэтому главное, в нашем деле дожить до второй части развития коллектива. Просто дожить. Поэтому, если кто-то сейчас находится в коллективе, где происходит первая часть развития, просто доживите до второй. Всячески доживите, не идите в разрез, не качайте правду-матку, не становитесь против, не раскрывайте параллельную нама хатту назло. Есть нама хата назло. Встречались с таким явлением? Я встречался. Мы собираемся назло. Все назло: [неразборчиво], прасад назло, лекция назло. Очень интересно. Я когда это вижу, я поражаюсь, до чего доходит преданное служение.

01:17:22 Нужно просто терпеливо подождать. Это естественный этап развития. А так получается сумасшедший повар. Залил тесто, пирожки поставил, потом уже не успевает и выкидывает их в окно. Чуть-чуть не готово – выкидывается в окно. Ничего не получилось. Или есть ещё один вариант сумасшедшего повара. Он сварил борщ, потом пробует, соли нет, не получилось, и выливает просто. Нужно просто соли добавить. Так же мы что-то долго, долго делаем. Чуть-чуть осталось, чтоб второй этап наступил. Но мы начинаем революцию, критику, борьбе и все задерживается. Первый этап задерживается. Почему мы его провоцируем дальше развиваться? Опять внешние усилия. Потому что появляется враг, нужно с кем-то бороться. Если мы становимся врагом вдруг, то с нами борются, и первый этап продолжается.

01:18:29 Мы продлеваем первый этап сами себе. Поэтому, если хотите, чтобы второй этап пришел быстрее, не боритесь ни с кем. Он сам придёт естественно.
- Преданный, который позволяет себе немного грубое обращение к другим, оправдание [неразборчиво].
- Можно легко проверить. На улице очень легко проверяется. Санкиртара очень легко проверяет, несет ответственность за свои слова или нет. Пусть пораспросраняет книги или просто проповедует. Я очень много проповедую, может быть, 300 или 400 лекций в год. Поверьте мне, каждое неуважительное слово так аукается, такая реакция, что взвешиваешь все. Каждую букву в слове. Чуть-чуть задел человека неуважением и все.

01:19:52 Легко проверить в реальном общении СС простыми людьми. Вайшнав стерпит все. Это легко проверить, там, где карма очевидна. Поэтому не рекомендую вести себя жестко в этом мире. Все пророки учили, что лучше жестко себя не вести жесткость рождает жесткость. Однажды помню, один учитель приехал в Россию. Телохранитель его взял оружие, пошлее его охранять. Он сказал, не надо оружие. Оружие притягивает оружие. Не надо. Поспокойнее. Поэтому насколько мы уважительны, настолько к нам будут притягиваться уважительные люди. Еще вопросы.

01:20:55 - [неразборчиво]
- Тут очень интересный эффект я вам сейчас расскажу. Я недавно это прочитал. Когда мы служим кому-то, то мы заражаемся от него позитивными качествами, те которые есть у него. И от нас уходят негативные качества, которые есть у него. Но если мы завидуем этому человеку. То от нас уходят позитивные качества, которые есть у него, а заражаемся мы негативными качествами, которые есть у него. Это понятно я сейчас сказала? Очень интересный закон я прочитал. Еще раз повторю. Когда мы служим кому-то, уважаем, заботимся, то у него есть позитивные и негативные качества, у этого человека, какой-то набор. И поэтому мы заражаемся его позитивными качествами, а те негативные качества, которые соответствуют его качествам, они уходят из нашего сердца. А когда мы завидуем кому-нибудь, агрессивно настроены, или кого-то критикуем, то происходит обратная реакция. Те позитивные качества, которые соответствуют его качествам, они уходят из нашего сердца. А негативные приходят в наше сердце.

01:22:27 Поэтому в ведах говорится, даже животным нужно служить, заботиться о них, как о своих детях. Приводится пример с собакой, что у собаки есть два качества, которые нужны йоге. Это концентрация и преданность. Преданность и концентрация – два качества йога, основные причем. Собака очень сконцентрирована, не засыпает никогда полностью. Постоянно сконцентрирована. Человек засыпает насмерть. Чуть-чуть слюнки потекли, готов, разубедить невозможно никак. Она постоянно ухо невостро держит. Факт. И чрезвычайно предана. Это два важных качества. Если человек правильно заботится о собаке, то он получает эти два качества. А уходят от человека собачий лай, он перестает гавкать. Он перестает ругаться, мягко начинает говорить. Поэтому в [неразборчиво] говорится, что домохозяин должен заботиться о домашних животных как о своих детях. И он получает огромное количество позитивных качеств для своего развития. Бескорыстие от коровы, например, концентрированность от собаки и т.д. И лишается всех животных качеств. Заботьтесь о всех животных, лишайтесь всех животных.

01:24:00 - А у кошки какие качества?
- Я не специалист в кошках.
- А забота о собаках в нереальном мире, как это было в крайности?
- Никакой крайности, если у вас есть дом, то собака необходима.
- У нас 10-12 коров она охраняет.
- Значит, нет воров.
- Есть воры.
- Когда она во дворе, хорошо.
- А я не говорю о доме. Поэтому мы должны уважительно ко всем животным относиться. Мы должны уважать собак, мы должны всех уважать. Если мы кого-то не уважаем, то у нас нет этих качеств. Мы должны развить правильно отношение с животными, людьми и Богом. Если мы каких-то животных не любим, будет проблема. Чем оно не достойно уважения? Великие святые проявляли своё уважение, кормили собак, заботились о них, и сейчас это проявляют. Я сам это видел много раз. И вы это видели, я уверен. Мы должны любить животных. Я люблю животных.

01:25:29 - А как же, если они мясо едят?
- Да, едят мясо, какая проблема. Это их пища.
- Вы сказали, что иногда в людях, когда мы видим негативные качества, которые мы видим в себе, при организации какого-то дела очень важно увидеть в человеке негатив, и позитивные качества, которые в нас, могут их как-то разрушить. Т.е. как это отражается на человеке?
- Это другая тема. Менеджмент – это другая тема, отдельная. Ее лучше только в кругу менеджеров разбирать. Там есть свои законы очень жесткие, поэтому они обычно не разбираются.
- Есть такое, что на самом деле нас раздражает в людях именно то, что мы в себе не замечаем, те недостатки, которые есть в нас?
- Да. Я говорил об этом. Это те самые тенденции. Если мы что-то видим, это для нас показывается. Очень просто. Если мы смогли что-то увидеть, это показано для нас. Это некоторое телевидение судьбы. Мы увидели эту телепередачу. Знаете, идете, и телепередача началась. Какой-то фрагмент проигрывается для вас. Он закончился, и вы дальше пошли. Передача закончилась. Это некоторое развивающее телевидение. Нужно понять, для чего это проиграно. И причина очень проста. В нас есть эта тенденция. И однажды попав в такую ситуацию, мы можем так поступить. Поэтому мы должны это увидеть, как это произошло.

01:27:07 Проигрывание. Нас специально судьба сконцентрировала на этом. Поэтому знаки делают отражающими свет на дороге, очень заметными делают. Так же и мы заметили что-то яркое, это знак. Надо обратить внимание на это. Не бороться с этим знаком, не выходить, не ломать его. А понять, что знак для нас. Чтобы мы себя вели, чтобы мы скорость сбросили. А не ругать, вот поставили знаки, за ним поворот опасный. И всю спесь на знаке вымещаем. Это опасно. Представьте себе на улице такую картину. Знаку нужно быть благодарным. Если вы подходите к дороге, а там красный свет. Не нужно разбивать семафор, нужно быть благодарным красному свету, большое спасибо. А когда человек борется со знаком, это очень странное проявление. Одна из форм сумасшествия: борьба со знаками. Последний вопрос есть?

01:28:17 - Критика в свой адрес является плохим знаком? Если кто-то критикует, это является одним из низких качеств, чтоб его исправить?
- Если кто-то вас критикует?
- Да.
- Тема очень интересная, отдельная. Скажем так, в любом случае, всё, что мы видели и слышали, делается специально для нас. Это факт. Это делается для нас специально. Но когда мы слышим против себя что-то агрессивное, необходимо делить на доброжелателя и недоброжелателя. Поэтому в этих двух случаях человек по-разному себя ведет. Иногда нужно защищаться ради дела какого-то, ради развития. А иногда, если это доброжелатель, нужно принять. Мы вчера разбирали разницу между доброжелателем и недоброжелателем. Тут такая тенденция. Не более того. Завтра в этого же время, в этом же месте, подходите, кто может.
- Спасибо.

транскрибирование: Ирина Артамонова | Санкт-Петербург | Россия | 16 December 2012