Забота по возрасту
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:26 Так. Сегодня внеплановая лекция. Пожалуйста, вопросы по всему семинару сейчас можно обсудить, если какие-то остались неразобранные. Пожалуйста, задайте сразу, чтобы не оставалось никаких сомнений, противоречий.
Голос из зала: Улыбка является подарком. Почему некоторые Вайшнавы, некоторые преданные, они как бы счастливые и они получают счастье на разных уровнях, то есть это как начинающие, так и продвинутые преданные. А есть преданные такие немножко смурные, злые, и от них улыбки могут даже и не дождаться. То есть в чем разница? И что это за показатель?
Рузов В.О.: Дело вообще не в преданных. Есть такая ошибка – определять преданность по степени излучения каких-то позитивных вибраций. Нет. Зачастую на нашем уровне это проявление индивидуальных характеристик. Есть разные типы характера. Есть типы характера, которые ярче проявляют свои эмоции, есть типы характера, которые проявляют свои эмоции внутри. Поэтому так не определяется степень продвинутости Вайшнавы. Потому что продвинутый Вайшнавы должен ходить, знаете «Ы-ы-ы» (улыбаться). Нет, наоборот, иногда продвинутость – это понимание того печального состояния, которое в этом мире присутствует. Поэтому продвинутый Вайшнав очень даже огорчен тем, что видит вокруг. Видели, да?
00:02:08 На публике приходится быть веселым всегда, но когда начинается работа, потом идут даршины, приходят Вайшнавы, лицо потихонечку становится грустным, потому что становится понятно, что работы много, горя много, дел много, поэтому мы не достигаем такой некоторой нирваны буддистской, когда все проблемы уходят. Наоборот мы понимаем всю глубину проблем. Поэтому человек становится очень серьезным, но культура требует проявления позитива. Несмотря на то, что действительно все серьезно… Как было открытие концерта, был кто-то – очень интересно, и Гопал Кришна Госвами вышел и сказал: «В мире все ужасно: болезней все больше, мест в больницах нет. Вы живете около моря, а все что около моря обычно сносится волной, и так далее, пятое-десятое. Но не время расстраиваться, теперь будем веселиться и пятое-десятое». Серьезность приходит, когда человек понимает реальную ситуацию. И реальная ситуация в том, что все идут в ад. То есть мы видим, что ситуация тяжела, все идут в ад, и лишь маленькая горсточка людей пытается что-то с эти делать. То есть реальный процент, мы говорили, даже в религии, следующих религии людей – это 1%. Это люди, которые в реальности следуют наставлениям пророков. Даже в религии очень печальная ситуация.
00:03:44 Плюс к этому мы видим, что даже в том месте, где все должны вроде бы избавляться от проблем, иногда из-за безудержного фанатизма уничтожается сам принцип духовного развития. Любовь уничтожается. Поэтому развитие приводит к некоторой серьезности. Поэтому невозможно по количеству или по ширине улыбки определить уровень прогресса. А так великих комиков можно было бы назвать великими преданными. Мы должны понять, что все разные, и проявление чувств разное, и мировосприятие разное, и план жизни разный, и задачи от Кришны разные – все разное. Я иногда говорю: «мы чужие», то есть все разное и настолько разное, что больше подходит, что мы не разные, а даже чужие. Все разное, ничего одинакового нет, ни одной характеристики нет одинаковой, даже не с чем сравнить. У нас даже половины тела разные, даже собственное тело разное: левая половина не такая как правая. Все разное. Поэтому следует спокойно относиться ко всему, что происходит, и ни в коем случае не давать оценку. Вся проблема конфликта состоит в том, что мы встаем на платформу судьи: «Это так-то, это так-то; Этот красиво поет – хороший учитель, этот некрасиво – не хороший; Умно говорит – хороший человек, не умно говорит – глупый человек и так далее». То есть мы даем оценку, увидев, как мы говорили, несколько секунд человека, сразу даем свою оценку.
00:05:29 Вообще не нужно давать никакую оценку, потому что даже себя оценить мы не можем. Как мы можем оценить своё поведение? Замечали такое: сделали что-то, и ходим месяц, думаем, как я это сделал, зачем я это сделал? Наверное, нормально. То есть вообще нет никой логики в поведении, личность абсолютно не логична, нет никакой логики. Даже современная психология за последние 20 лет пришла к идеи… Раньше было разделение на логиков и интуитивов, знаете, да? За последние 20 лет западная психология профессиональная однозначно сделала вывод: логиков нет вообще, есть только интуитивы, понимаете? Просто некоторые интуитивы пользуются логикой, чтобы объяснить своё интуитивное поведение. Нет никакой логики вообще, её нет, никто не знает, почему он это сделал. Сделал все, а потом уже он объясняет, почему он это сделал себе, чтобы себя успокоить и другим, если другие беспокоятся. Но никто не строит точные стопроцентные планы на какие-то отношения, ещё на что-то. В этом идея. Мы все интуитивы, а значит действуем по ситуации. Вы заметили? Идем, и что там будет, мы не знаем. «Приду – посмотрю», «приедем – посмотрим», «зайду – увижу». Факт? «Начнем говорить – будет ясно». «Давайте поговорим! – О чем? – Начнем, а там посмотрим».
00:07:08 Если вы пробовали что-то планировать, то вы с этим сталкивались. И чем правильнее все планируешь, тем хуже все получается, потому что всё это толкает нас на некоторую преданность. Если бы была логика, то в принципе можно было бы без преданности обойтись, было бы все понятно. Причем тут Кришна, если вообще есть логика. Оказывается, логики нет, то есть необходимо все время предаваться. Постоянно, везде, во всём. Постоянно предаваться. Поэтому Кришна специально так устроил этот мир, чтобы мы не могли сослаться на логику. Поэтому приходится предаваться. Да, нелогично. Вот взяли и унесли отсюда все кресла сегодня, но что делать, надо предаваться – будем на полу все сидеть. Логики никакой: вроде бы должны были больше принести, а унесли последнее. Я просто, понимаете, сам принцип? Но надо предаться. Я просто, без какого-то намека, сам принцип. И так все время происходит. Или я сейчас в Новосибирске нам дали аудиторию для лекции, аудитория в институте, представьте, кафедра, самая лучшая комната и мы пришли спокойно, и там было 6 двойных розеток. Мы воткнули в одну – не работает, в другую – нет, но я подумал, шесть же все-таки, какая-то должна работать! Ни одна не работает! Я подумал: «да». Вызвали всех, никто не знает, где этот щиток. Никто не знает, где включается. Пришлось как-то из соседних аудиторий удлинитель протягивать.
00:08:54 Никогда нельзя на какую-то логику полагаться, что если это лучшее, то все должно работать, ещё что-то. Бесполезно. И вот уже за несколько лет таких поездок мы пришли к выводу: что говорится, то говориться, но близко к сердцу принимать нельзя ничего: ни обещания, ни планы никакие, никогда. Поэтому мы никогда уже особенно не удивляемся, если что-то идет не так. Мы знаем, что так идти не должно, все должно идти как-то рядом. Поэтому мы не воспринимаем это как проблему, мы воспринимаем это, как приключение. Сразу рекомендую жизнь воспринимать как приключение, а не как неудавшийся план. Потому что если строить план на жизнь, он не удастся, сразу предупреждаю. Еще никому не удалось осуществить свой план, потому что на каждого есть план Кришны. Но если мы воспринимаем жизнь как интересное приключение, то очень даже радостно можно жить. Не сорвавшийся план, а интересное приключение. Не на самолёт опоздали, а интересное приключение. Не сумку украли, а интересное приключение. Не руку отрезали, а интересное приключение. Много всего интересного будет.
Голос из зала: Интересно, а как без руки?
Рузов В.О.: Без руки? Нормально. Думаете, руки так нужны? От рук одни проблемы. Рука это самая проблематичная часть человека, все проблемы, вся карма от рук, остальная от ног. Потому что руки – это орудие кармы, чтобы что-то действительно сделать плохое, надо руками это сделать.
00:10:32 Голос из зала: А язык?
Рузов В.О.: Языком, да. Обычно по-настоящему тяжелая карма руками совершается. По-настоящему, факт? Там украсть что-то, ещё что-то. Руками. Руки считаются инструментом активной кармы. Язык понятно. Он сейчас просто обрел свою силу, но в реальности мы руками передвигаем материю с места на место, поэтому мы создаем реальную карму. Даже компьютер переставили с места на место, то кто-то погиб в результате этого действия, то создали реальное действие. Руки реально создают эту карму: нужно что-то передвинуть, поменять, что-то изменилось. Мы кому-то доставили неприятности. Но в наше время, правильно, язык ещё становится такой орудием проблем больших. Так как нет контроля, длиннее рук становится. Язык длиннее рук, поэтому проблемы возникают. Да. Такова идея. Ответил я на вопрос?
Голос из зала: Дополнение можно. Мне буквально вчера по этому поводу рассказали интересную историю. В одном селе есть дом, в нём живёт первая сплетница на селе, и она умеете сплетни руками передавать. Она бежит и всем все-все руками расскажет.
00:12:12 Рузов В.О.: Да, в Натья-шастре, ведическом искусстве, описывается, что языком чувства передать невозможно. А по-настоящему чувства передаются телодвижением. Поэтому индийские танцы существуют, мудры. То есть так словом не скажешь, а посмотреть – сразу все понятно становится, поэтому язык жестов он более действенный. На слова не так реагируют, поэтому есть язык мудр. У нас тоже есть. Слов говорить не надо, все ясно. Очень глубокий язык мудр, тело несет в себе эту карму, передает всю глубину ощущений. Невербальные вещи передаются очень глубоко. Поэтому нужно помнить, что все есть большое приключение, даже смерть будет приключением. Будет очень интересно: «как же я умру, вот интересно». Интересное приключение, как это произойдет? На самом деле сейчас, пока мы не чувствуем, что смерть рядом, мы не можем это понять, нам кажется это страшным. Но когда действительно это время приближается, то войдя в состояние приключения, можно очень легко провести это предсмертное время. «Как, интересно, когда это произойдет, как?» «Бах! Ого-го! Ха-ха, не ожидал». Это самое веселое будет приключение. С таким настроем мы действительно станем философами. Это философский настрой.
00:13:53 Мне китайцы нравятся. Однажды я в Китае книги распространял в Харбине, и там очень просто было книги распространять: там все зеленое было. Сейчас чуть-чуть они раскрасились, раньше было все зеленое, военная такая страна, все в зеленом, все зеленое, а Бхагават Гита красная. Я тоже был весь в зеленом, а Бхагават Гита за пазухой была. Я просто выходил на улицы Харбины и доставал её, и вся улица останавливалась: «Ух-ха-ха». И тех, кто по-русски говорили, я их в сторону отводил и с ними разговаривал. Очень много по-русски разговаривали в то время. Там есть университеты, которые учат русский язык, поэтому много студентов, которые по-русски понимают. Я с одним разговаривал, говорю: «Вот я вернусь через полгода, ты меня будешь ждать? Где тебя найти, может, номер телефона оставишь, то се?» Он говорит: «У-у-у, через полгода, даже договариваться не стоит!» «А что так?» «Полгода это все, буду я жив, не буду, что будет со мной, что будет с нашей страной, что будет с кем… Нет, все, познакомились, расстались, даст Бог, потом опять встретимся ещё когда-нибудь. А договариваться о встрече – нет, извини».
00:15:03 Или одна наша преподавательница знакомая преподавала. И у одной из девочек в школе в классе умер отец. И она решила какое-то слово сказать, что не надо так скорбеть, то се, то се. И весь зал на неё уставился: «О чем ты говоришь? Это что такое? Зачем вы это вообще говорите? Дао вошло в Дао, элементы растворились в элементах, была природа, пожила, стала другой природой». Даже дети на неё посмотрели: «О чем речь-то? Была земля, стала человеком, опять превратилась в землю. Все нормально. Был папа, теперь земля, везде папа. То есть некоторое есть такое понимание трансцендентности. Мы так иногда слишком близко к сердцу… Это вот такая русская культура – все очень близко к сердцу принимать. Поэтому это дает нам возможность понять горе других, но в то же время мы иногда слишком сильно накручиваем свои собственные проблемы.
00:16:05 Такое часто у меня происходит. Знаете, я принимаю людей 20 человек. И первые 19 приходят материалисты, и они рассказывают, как там их сына на пополам трамвай переехал, как одному 45 лет дали в тюрьме, как другого в Афганистане убили, как у четвертого 4 вида рака открылось и т.д. Потом преданный заходит, говорит: «Такая проблема, ужас, все!» Я думаю, что такое. «На меня президент храма криво посмотрел!» Я говорю: «вот ты посидел бы послушал вот этих 19 человек, просто так, ради интереса». Нет вообще никаких проблем у преданных, это я вам как специалист говорю. Это не проблемы. Если кто-то думает, что у него проблема какая-то там: в храме там, ещё что-то, – приходите просто посидите там за шторкой, послушайте, какие у людей проблемы. У простых людей какие проблемы. У нас нет никаких проблем, мы полностью под крылом Кришны находимся, он нас полностью оберегает, все решает, а наши какие-то там тонкости: «в торт не курагу положили, а изюм, ну что это такое? Ну что это за торт? Не курага, а изюм! Не взбитые сливки, а заварной крем! Что это такое? Халава без сгущенки!» Я иногда даже радуюсь, когда слышу такие проблемы, у меня сердце счастьем обливается, что у вас такие тяжелые проблемы. (Смеется). «Жить не дают, уеду в Польский тур». (Смеется).
00:18:01 Надо в реальности понимать, что мы под полной защитой находимся. Даже в самой тяжелой ситуации, если она действительно есть, то мы находимся под защитой своего учителя, он поможет нам пройти эти испытания, в этом идея. Должен быть некоторый позитивизм в жизни, тогда мы сможем другим дать позитивное. А когда мы человека приглашаем к себе и говорим «самое лучшее, самое веселое», человек приходит, и все насупившиеся, что-то не нравится, всем что-то не нравится, количество изюма. Люди не понимают, что это значит, никто не понимает, к чему это все. Это, как знаете, анекдот, я все время его вспоминаю почему-то: Однажды один человек стал очень богатым, и он вспомнил о своем брате. И он решил тоже его пригласить, в своем бизнесе его задействовать как-то. Пригласил его и говорит: «У тебя будет такая работа: ты должен каждый день в банк ходить, чек носить для обналичивания». И в первый день он пришел, он дал ему чек, тот сходил в банк через дорогу, вернулся обратно, и тот отстегнул ему половину, говорит: «молодец, спасибо!» И так каждый день: он приходил, брал чек, шел через дорогу в банк, приходил, тот ему половину отдавал. Через месяц смотрит, что-то брат его стал скучен, насупился, пригорюнился. Он говорит: «Что случилось?» Тот говорит: «Нечестно как-то все! В банк я один хожу, а делим деньги напополам!» (Смеются). Старый анекдот, но что-то я вспоминаю все время.
00:19:44 Вот и мы так же. Мы пришли в Cознание Кришны, нам дали все, мы ничего не делаем, заметьте. Я так просто скажу, не особенно-то много мы и делаем, и все полностью счастливы, никто ещё от голоду не умер, более того, недоедания – есть у нас такая проблема – не доедаем постоянно, оставлять на утро приходится. И вторая есть болезнь – тромбоз – тромбуем постоянно в пакетики. Страшные две проблемы: недоедаем и тромбоз. Нужно в реальности оценить, что мы получили, что нет аналогов, действительно, эта та самая ситуация. Но потом мы начинаем требовать: «Мало! Как это так? Джапу я один повторяю, а все счастливы вокруг. Не честно! А тот мало повторяет, а у него бизнес хорошо идет! Не честно!» Так начинаются проблемы, когда мы не ценим то, что нам дали. К сожалению, оценить это можно, когда потеряешь, поэтому время от времени приходит потеря. Поэтому нужно быть аккуратным, нужно знать, что любая потеря это последствия неоцененной милости, которая приходит от Кришны. Нужно быть очень аккуратным. Еще вопросы?
00:21:24 Голос из зала: По конфликтологии такой вопрос: Я знаю такой случай, что парень с девушкой строили отношения по созданию семьи. И препятствия, которые шли со стороны родственников просто все перекрыли настолько, что они не вместе. Что это такое? Это так карма действует? Когда через родственников можно полностью ситуацию просто аннулировать?
Рузов В.О.: Да. Любые отношения строятся в некотором социуме. И когда социум диктует какие-то требования, то очень трудно достичь чувств, то есть чувства раскрываются, когда социум не мешает раскрыться чувствам. Когда социум мешает, чувства не раскрываются. Более того, все начинают бояться своих чувств. Поэтому да, если социум против, то очень трудно что-то создать. К сожалению, приходится уходить из социума. Поэтому иногда если вы хотите осуществить какой-то свой частный план, лучше его осуществить никому не говоря. Чанакья Пандит говорит, что если хотите, чтобы план осуществился, никому не рассказывайте о нем.
Голос из зала: Ну как родителям же не скажешь, что…?
00:22:42 Рузов В.О.: Иногда приходится не говорить! Потому что иногда социум бывает против. Что делать? Поэтому просто знайте, что если вы хотите осуществить свой план, никому не говорите о нем. Скажите, уже когда он осуществится, итак все узнают сразу. Это адха-шастра политика. Нужно быть аккуратным. Потому что в чем идея? Идея в зависти. Если вы чувствуете, что что-то вызывает зависть, не нужно об этом говорить. Есть очень много негативных вещей. Когда кто-то завидует, он начинает мешать этому процессу. Поэтому нужно быть аккуратным, чтобы никак не вызывать проблем у других. Нужно говорить, что «да, все немножко не так, что-то там решается, пока ничего не получается». Не создавать видимость, что все идет здорово. Мы так иногда очень любим себя расхвалить, что у нас все здорово, что будет все очень высоко, широко и замечательно. И все тут же начинают завидовать и с этим бороться. Нужно сказать, что все будет немножко, чуть-чуть, еле-еле и вообще не заметно. А потом «Бах» и шторы сбросили, а оказывается уже поздно завидовать, уже готово. В этом мире нельзя раньше времени рекламу проводить, понимаете? Раньше времени нельзя, а то могут собраться не те наблюдатели. Поэтому очень опасно.
00:24:25 Даже на Востоке, когда человек ест, так как любая еда вызывает некоторую зависть… Даже когда в ряд все сидят и всем накладывают, то человек смотрит больше не в свою тарелку, он больше смотрит, сколько другим положили, а потом уже на свою с подозрением, и всегда кажется что положили не так хорошо, не достаточно большие куски панира и не правильное соотношение риса и подливки. Поэтому на Востоке человек отворачивается, если ест, раз и отвернулся, даже если вы его друг, отвернулся. То есть никому не рассказывает. Однажды… есть такой человек, наверное, вы знаете, Хира на базаре сидит, серебром торгует, кто-то знает, кто-то нет, на повороте новый базар. И у него моя жена, она там учится, и там же его дочка учится танцам, и там должен был быть концерт, где его дочка выступала, и когда мы покупали у него что-то, то жена сказала: «Вот, как хорошо, что ваша дочка тоже завтра выступает». И он сразу все свернул и сказал: «Откуда вы знаете? Откуда вы знаете, что моя дочь завтра выступает?» Я думал, что он сейчас расстреляет, там сразу все привстали, ружья подняли. Она говорит: «Да я вместе с ней танцую». «А ты вместе с ней танцуешь, ну тогда ладно! А что там?» То есть все очень аккуратно, чтобы что-то хорошо произошло, никогда так особо не распространяются. Потому что очень много зависти, сейчас мир на зависти основан, поэтому стараются не рассказывать, не показывать, к сожалению, что делать... Даже в самой духовно развитой среде есть зависть. Ничего не поделаешь.
00:26:22 Кажется, что чем человек знаменитее, тем радостнее у него жизнь. Кто-то ещё так думает? Я вам открою маленькую тайну: мне 3 раза угрожали смертью. И ни кто-то, а наши любимые друзья. То есть все по-другому происходит. Зависть - страшная вещь. Поэтому не рекомендую свои достижения раньше времени афишировать. Кто-то обязательно найдется, кто будет завидовать и мешать, поэтому особенно семейные дела, дела, связанные с бизнесом, какие-то сложные мероприятия, поездки, нужно все аккуратно к этому относиться. Преданный ходит и говорит: «Я на следующий год поеду, поеду, поеду, буду везде, я и туда съезжу, и сюда…» Потом смотришь, он уже никуда не едет, уже всех достал своей поездкой. Тихонько съезди, вернись: «ой, я тут съездил, случайно получилось». То есть нужно быть аккуратным, мир очень в этом плане жесток, в плане зависти. Не должно быть иллюзий ни о кого. Пока нечему завидовать все радуются, все очень доброжелательны, но когда что-то появляется, причина для зависти, большие проблемы начинаются. И это на уровне нерешенных качеств, поэтому сильно ранит сердце. Поэтому не давайте другим повода для зависти, просто не давайте.
00:28:07 Голос из зала: Когда человек начинает обманывать, что все плохо и плохо, денег нет, на работе вообще неудачи… Эта ложь, за неё не будешь расплачиваться? Вроде бы ты пытаешься не хвалиться, такая тенденция есть, человек ездит на мерседесе, денег нет, везде не хватает…
Рузов В.О.: Это не ложь. Денег нет всегда. Ко мне на консультацию приходят миллионеры, иногда даже миллиардеры, знаете, о чем они говорят: денег нет! А вы думаете, о чем они спрашивают? Денег нет. Поэтому это честно. Есть даже сейчас такое новое слово, сейчас делаем семинар на эту тему, новое слово появилось «Гденьги». Уже эти два слова вместе соединились. Новый термин - Гденьги. Уже не деньги, уже «Гденьги». Поэтому что делать? Нет денег. Можете проверить, ни у кого нет. Да, это честно, денег нет, ничего нет, ничего не получается. Одни Гденьги.
Голос из зала: А если просто сказать, что у меня есть определённая сумма, это уже будет плохо: кто-то может позавидовать, и они могут уйти, эти деньги.
Рузов В.О.: Да.
Голос из зала: Лучше сказать, нет денег, чтобы их сохранить?
00:30:00 Рузов В.О.: Да. Это мир некоторого спокойствия. Все должно быть спокойно. Ну есть и есть – хорошо. Не следует особенно афишировать, что что-то есть, потому что если уже кто-то знает, что есть, то это уже нужно охранять. Запомните простой секрет, если хотя бы один человек знает, что у вас что-то есть, значит знают об этом все. Поэтому надо быть аккуратными. Ну есть и есть, до свидания. Зачем особенно распространяться. Не за чем. На Востоке поэтому деньги закапывают. Обычно может быть много золота в семье. Его закапывают. В землю. В банке не держат. Никто не доверяет банкам, в землю закапывают. И никто не знает, только один человек знает, где. А как иначе? И у преданного должно быть какое-то количество денег для существования. Поэтому как только к вам приходят деньги необходимо откладывать сразу достаточный процент для развития, откладывать как можно дальше, как можно надежнее, чтобы её можно было взять. Потому что одна из наших проблем: когда у нас что-то становится хуже, мы начинаем обвинять общество, что оно о нас не заботится. Но пока у нас хорошая карма, пока мы более-менее способны действовать, необходимо самому о себе позаботиться. А иначе мы все время полагаемся на социальную защиту.
00:31:39 У нас не социальная организация. Кто ещё не заметил, раскройте глаза. У нас проповедническая организация. Что это значит? Подвижническая организация. Сюда все пришли подвиг совершать. Никаких социальных вопросов тут решить так просто не удастся. Все это очень сомнительно. Потому что у нас подвижническая организация. Мы все пришли сюда умереть фактически. Совершить подвиг и спокойно умереть. Да? Нет? Поэтому на социальные проекты с большим трудом идут. Даже в мире социальные проекты очень трудно идут, вы заметили? У материалистов социальные проекты не идут: пенсию не удается сделать нормальную, здравоохранение не удается сделать нормально. Вот целой машиной не удается ничего сделать. Понимаете? А мы-то вообще не от мира сего. Поэтому нельзя рассчитывать на социальную программу. Конечно, дай Бог, чтобы что-то получилось, мы всеми руками «за». Если у меня будет пенсия, я буду счастлив, но пока я не надеюсь на это. Поэтому мы должны сами себе обеспечить свою жизнь в сложный период времени, а сложные периоды у всех есть. Поэтому как только есть деньги, адха-шастри рекомендует 10% откладывать на черный день. Не меньше десяти, не десять, а не меньше десяти. Поэтому нужно откладывать и хранить эти деньги. Чтобы потом не было обидно в старости или когда вы заболели. Не стоит потом требовать от кого-то, потому что общество таких обещаний не дает. Мне никто не дал таких обещаний, что если я заболею, все скинутся и меня вылечат. Я не помню такого обещания. Это факт. И никто не обещал, что позаботится о моей старости, поэтому не надо питать ложных иллюзий. Мы должны позаботиться о нашем обществе, а не общество пока должно позаботиться о нас.
00:33:40 Тут как с ребенком: сначала всего 30 лет в него вкладываются все усилия: деньги, кровь, еда, и может быть после 30 лет он начнет что-то отдавать, если повезет. Как воспитаем. Так же и общество. Мы ещё вложили-то по 5, по 6 лет в него что-то, это всего вложения в 5-летнего ребенка, хотя бы лет 25 надо повкладывать, 30, тогда может что-то вернуться. Пока ещё бесполезно чего-то ожидать. Поэтому нужно помнить, что мы находимся в подвижническом движении, оно есть движение – подвижник. Все будет двигаться, уходить, перемещаться, ничего пока невозможно остановить. И так и должно быть. Особый тип организации – подвижнический. Эти иллюзии уже рассеялись? У всех? Так будет спокойнее жить, я очень рекомендую. Поэтому мы пришли сюда, чтобы научиться отдавать, а не брать. Если мы будем действительно что-то требовать, то мы просто разочаруемся, причём очень скоро. Мы пришли сюда отдавать, у нас заберут все, и мы станем счастливыми. Если пришли брать, нам никто ничего не даст, и мы будем несчастными. Все заберут, ещё попросят, и ещё спляшут на наших похоронах вокруг костра, и даже пепел не сохранят, развеют. Ничего не останется. Мы единственная организация, где ничего от человека не остается. Никому это не говорите. Сегодня у нас секретная лекция. Но сразу становится хорошо, когда нечего желать, сразу понятно, что можно жить спокойно, ничего не получишь. Все нормально. Сразу хочется предаться. Но сразу не надо людям это говорить, они могут сильно волноваться по этому поводу, потихоньку. Еще вопросики?
00:35:59 Голос из зала: У меня вопрос о знаковой системе. Если это возможно, такая ситуация произошла (может это личный вопрос, не знаю): я недавно получил инициацию, и вот в этот период у меня погиб отец, это может быть связано? Потом когда я получил духовного учителя, произошла семейная драма…
Рузов В.О.: Знак всегда должен быть вдохновляющий. Если вы получили от этого вдохновение, можно принять как за знак.
Голос из зала: У меня была первая идея, что я обрел истину…
Рузов В.О.: Да. То есть знак всегда вдохновляет на что-то.
[неразборчиво]
Рузов В.О.: Еще вопросики.
00:37:05 Поговорим ещё немного о сердце. Само по себе сердце разбить невозможно, то есть мы имеем ввиду душу. Само по себе сердце разбить невозможно, но иногда происходит этот эффект, человек чувствует, что его сердце разбито. Но сердце по своей природе мягкое. Что же разбивается? Разбивается оболочка сердца, которая состоит из нашего эгоизма, и вот это ранит нас, когда оболочка нашего сердца рушится. И соответственно, чем толще эта оболочка эгоизма, тем больнее она разбивается. Тем больше усилий нужно, чтобы разбить нашу оболочку. Мы иногда обижаемся на какие-то действия против нас, на какую-то агрессию, на какие-то воздействия, на какое-то давление, но мы всегда должны помнить эту истину, что инструмент всегда соответствует предмету. То есть насколько толста эта оболочка, настолько серьезнее должно быть сверло, которое должно просверлить эту оболочку. Понимаете? То есть если сердце действительно окаменело, то кувалдой приходится молотить. Если тоненькое совсем, то аккуратненько можно это сделать. Поэтому всегда сила воздействия соответствует той оболочке, которая наросла на наше сердце. Поэтому не на кого обижаться, все подобрано очень точно, усилия соответствуют препятствию. И наше сердце сейчас некоторое препятствие из себя представляет для счастья. Прямо в нашем сердце есть препятствие – оболочка. Если разрушить эту оболочку, то мы способны испытывать счастье. Мы не можем испытывать счастье, так как что есть некоторая оболочка эгоизма.
00:38:47 Кришна очень милостивый, у него есть полный набор инструментов: все виды Вайшнав и не только. И он вытаскивает нужные инструменты и просверливает оболочечку. Поэтому мы должны быть благодарны этому инструменту, мы должны быть действительно счастливы от того, что нам точно подобрали нужный инструмент. И вот этот эгоизм, мы знаем, отождествление себя с чем-то, чем якобы обладаю: деньгами, властью, славой, авторитетом, ещё чем-то. Это делает человека несчастным, так как невозможно чем-то обладать постоянно. В чем эффект вообще этого мира? Мы говорили о зависти. Современная тенденция чего-то достигать, даже в духовной практике человек пытается чего-то достичь: положения, инициации, уважения… Человек пытается достичь чего-то, но в чем эффект достижения? В том, что сначала мы видим, что это есть у кого-то, и мы хотим этого. Как это называется? Это называется зависть. То есть сначала мы завидуем тому, что у кого-то что-то есть: положение, власть, ещё что-то, возможности. И мы долго-долго завидуем, мечтая это получить. И когда мы это получаем, что происходит? В этот же самый момент другие начинают завидовать тому, что мы что-то получили. И что приходится делать? Защищаться приходится, бояться приходится, чтобы не отобрали.
00:40:22 Поэтому жизнь материалиста складывается из этих двух касательных. Сначала он долго-долго завидует тому, чтобы что-то получить. Как только он получает, пока он ещё несет к кассе какую-то вещь, он ещё испытывает радость, но когда он уже платить и деньги «ложит» в кассу, уже лицо становится серым. Замечали? Потому что уже надо оглядываться, не заметил ли кто-нибудь, что я это купил. Уже опасно. И тут же надо это охранять, уже нужно это за пазуху и охранять. Поэтому поиск счастья в материальном мире, к сожалению, представляет из себя 2 половинки: долгая зависть, потом долгий страх. Нельзя это приносить в духовную жизнь. Это называется вертикальная карьера. Когда мы развиваемся ради каких-то должностей, ради званий, ради количества инициаций, посвящений, когда хотим мы получить что-то, что-то доказательное. Это называется привязанность к результату. Как только мы привязываемся к результату, то счастье тут же растворяется, становится односекундным, и появляются 2 касательные: зависть и страх. И теряется все. Просто уничтожается.
00:41:45 Поэтому как мы раньше обсуждали, нас интересует не вертикальная карьера по погонам, какие у кого погоны, нас интересует горизонтальная карьера – профессионализм. Когда человек действительно имеет опыт, который может другим принести благо. И не важно, какая у него характеристика, не важно, сколько у него полномочий, сколько что. Важно, что у него есть реальный результат. Если дома прорвало трубу, то кого вы позовете, директора ТЭЦ, который никогда в жизни гаечного ключа не держал, или дядю Васю из подвала? Когда надо что-то делать дядю Васю из подвала позовем, который умеет что-то делать действительно. Так же когда действительно нам нужна помощь, мы ценим квалификацию, но сами иногда идем по вертикальной карьере, пытаемся какие-то полномочия получить, ещё что-то. У нас очень много возможностей получать какие-то полномочия, нужно быть, как мы говорили, министром всего, главным здесь, главным тут, не меньше чем президентом нужно быть сразу. Поэтому очень много страданий приходит, очень много страданий, потому что 2 эти касательные делают сердце очень жестким, отношения рушатся. Поэтому судьба разбивает нам этот нарост эго через своих представителей, эту ужасную оболочку эго с единственной целью – сделать нас счастливыми. То есть мы должны понять, что все неприятности, которые вокруг нас происходят, у них только одна цель – сделать нас счастливыми. Все, чтобы не происходило вокруг нас, только одна цель – мы должны стать счастливыми.
00:43:46 Мы думаем, что свободны, но наше сердце находится в тисках собственного эгоизма, поэтому Кришна хочет нам помочь, освободить нас, действительно дать нам почувствовать настоящую человечность. Это значит, что мы должны быть благодарны тому, кто разбивает нам сердце. Благодарны, что он разбивает. Да, больно, но разбивает – Благодарность! Это очень интересно. Мы не можем сначала испытывать от этого радость. Нужно понять очень тонкий момент. Невозможно испытывать радость от того, что нам кто-то боль причиняет, невозможно. Но благодарность обязательно нужно испытывать. Это тонкий момент, который нужно помнить. Я о нём уже чуть-чуть говорил. Это очень важно. Потому что это самая настоящая операция на сердце, и проводит настоящий мастер своего дела – судьба, карма, очень точно проводит эту операцию, и она все очень точно подбирает. И хирург не будет нас целовать, не надо ему нас целовать, нет, он возьмет нож и все порежет, все разрежет, отрежет что-нибудь, не будет нас целовать. Видели когда-нибудь, чтобы хирург подходил и целовал своего пациента? Нет! С ножом и вперед. Наркоза побольше, чтобы не видел, что происходит. Это неприятные вещи, иначе наркоз бы не давали. Поэтому у нас тоже есть некоторый наркоз: много прасада, много киртана, много всего хорошего. Целовать пока что нечего, сердце ещё скрыто под слоем эгоизма, ещё нет ничего приятного особенно. Поэтому боль приходит. Поэтому радости сначала не будет никакой, но мы должны помнить: уважение должно быть обязательно. К источнику проблем должно быть уважение. Мы не можем испытывать радость от сверления зуба, но благодарность к стоматологу надо испытывать, а иначе он так просверлит… в разные стороны.
00:45:54 Примерно такие приводятся вещи в ведах: если мы способны испытать благодарность в течение суток, то считаемся культурными людьми. То есть сразу невозможно испытать благодарность, когда боль приходит. Но если мы способны в течение суток это испытать, значит мы культурные люди. Получается это? Я думаю, что получается. Очень интересно. Если на следующий день испытываем благодарность, то мы хотим стать культурными людьми, описывается в Ведах. А если и через два дня не получается, значит мы в самом начале культурного развития. Поэтому степень развития сознания у человека определяется по тому, насколько быстро он испытывает благодарность к источнику проблем. Этот тест у каждого свой, каждый сам может испытать, как это быстро проходит. Даже можно прямо по часам. Я вот своё сердце уже по часам могу определить, когда меня сильно задели или слабо. Если через три часа проходит, значит слабо задели, если я ещё вечером помню, значит хорошо задели. То есть можно видеть в себе. Замечали, что можно по времени определять, насколько наша культура позволяет нам уважительно относиться. Это не значит, что боль пройдет, но уважение появится, что действительно было за что.
00:47:16 И я вас сейчас обрадую немного. Судьба настолько терпима к нам, что дает нам целых 7 лет на пересмотр наших отношений к другому человеку. То есть в течение 7 лет мы можем пересматривать то, что с нами произошло, можем анализировать, думать, принимать решения. И только после этого начинают приходить настоящие проблемы за нежелание менять свои отношения. Только через 7 лет начинают приходить настоящие проблемы, когда мы просто не хотим меняться. Заметили: человек живёт и живет, просто возьмем наша среда, человек живёт и явно совершает какие-то глупости в общении, и хоть бы что, такие апаратхи бывают, такие глупости, и хоть бы что ему. Замечали? Но не хоть бы что, 7 лет дается. Однажды 7 лет заканчивается. И говорят: «ну вот теперь давай поговорим!» Судьба приходит, говорит: «7 лет прошло. Мы долго на тебя смотрели, дали тебе целых 7 лет. Теперь давай поговорим». И вот тут все начинается. Поэтому нельзя расслаблять. Начинаются приключения разнообразные за все 7 лет. Каждое неправильное отношение – это билет на приключение. Поэтому они начинают происходить.
00:48:51 Судьба очень терпима, Кришна очень терпим, он дает достаточно большие сроки, чтобы мы могли изменить своё видение, поэтому нужно стараться меняться. Нужно стараться что-то делать, действительно, чтобы что-то происходило в сердце. Возможно, мы не родились в семье святых, в семье царей, и у нас не так развиты качества с рождения, как нам бы хотелось, но не надо расстраиваться. Это как в наше время есть интересное качество – Благородство, которое раньше должно было действительно зависеть от рождения человека, благородство. Но в наше время оно не всегда определяется по рождению человека, господь Чайтанья нам объяснял это. К нашей радости благородство сейчас определяется нашим реальным поведением, к нашей радости. На основе чувства самоконтроля. И оно включает в себя очень простую формулу. Сейчас мы простую формулу запомним благородного человека. То, что дает возможность, по-настоящему избавляться от боли в сердце, которая приходит от неправильных взаимоотношений. Потому что то, что действительно мешает нам жить, то что действительно мешает нам испытывать счастье постоянно, а мы должны испытывать счастье постоянно, это постоянная боль от неправильных взаимоотношений. Да? Нет? Да. Это то, что действительно мешает, это зудящая боль неправильных отношений.
00:50:30 И есть принцип, по которому нужно строить свои взаимоотношения, очень простое правило, правило благородства, которое дает возможность быстро от этой боли избавляться. Оно включает в себя простую формулу: любовь к ближнему, знаете такое понятие, ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ состоит из трех вещей, очень простые 3 вещи, то есть формула: любовь РАВНО МЯГКОСТЬ, ЗАБОТА И ТЕРПЕНИЕ. Это основа благородства. Как только мы встречаемся с каким-то человеком, в своем сознании нужно вспомнить эту формулу, что я должен проявить свою любовь, а значит, я должен повести себя при встрече мягко, заботливо и терпеливо. Я помню, у меня был период, наверное, целых полгода, и всё, что я делал, это ходил и повторял эту формулу: «мягкость, забота, терпеливость, мягкость, забота, терпеливость…» Как мантру повторял, наверное, кругов 60 или 70. И через некоторое время все мои проблемы в отношениях прошли. Как толькоя встречаю человек, я тут же вспоминаю автоматически: я должен быть мягким, заботливым и терпеливым. Последовательность? Сначала мягкость, потом заботливость, а так как всё это не помогает, то терпеливость. (Смеются). Это действительно лекарство, это ведическое лекарство. Если действительно об этом думать, даже если все прошло плохо, но вы об этом думали, потом будет легко на сердце. После даже неудачных взаимоотношений, потом будет легко.
00:52:17 Я сам это практиковал долго в очень тяжелой ситуации. Так как у меня были достаточно серьезные должности на протяжении 10 лет последних, а вы знаете что такое у нас «должности» – это когда какая-то удача, то все считают, что это общая удача, а когда какая-то проблема, то все считают, что руководитель ошибся. Есть такая закономерность. Поэтому очень тяжело бывает иногда, поэтому иногда я повторял такую мантру. Очень долго. Это ведическая мантра, это мантра любви. Она дает возможность вспомнить об этом, когда вы встречаете не очень любимого человека. И действительно не ранить своё сердце, потому что через несколько сотен неправильных таких подходов друг к другу, а подходов у нас много, мы часто встречаемся друг с другом, возникают раны на сердце. И когда раны, то есть неспособность двигаться. Если есть какое-то шрам, то мышцы не могут двигаться в этом месте, им очень трудно и больно. Поэтому сердце становится таким неподвижным и болезненным, когда много раны. Оно даже и пытается что-то дернуться, йокнуть, но больно очень, везде раны: «А неё, уже было, не надо, все!» И приходит такой цинизм. Цинизм – очень больно. Это очень страшно видеть, когда духовная практика приводит к цинизму. Когда никто никому не доверяет. На определённом этапе эта боль становится очень сильной.
00:53:50 Благородство – это не просто избавление от боли в сердце, культурное избавление от боли в сердце, это основа удачи, спокойствия и первичного счастья. Это то, что нам надо. Удача всем нужна, спокойствие всем нужно и первичное счастье всем нужно. То есть человек испытывает первичную радость от того, что он смог отрегулировать своё поведение, свою жизнь, свои отношения. Всем же хочется себя чувствовать в среде доброжелателей? Что просто все ко мне хорошо относятся, это так важно, и это дает возможность это ощутить. Во всяком случае, что я ко всем хорошо отношусь. Есть 2 типа счастья: первое, что ко мне все хорошо относятся, а второе, что я ко всем хорошо отношусь. Хорошо, когда это сочетается, но, к сожалению, не всегда. Поэтому как минимум мы можем сами хорошо ко всем относиться, просто применяя этот ведический приём настройки на отношения. Очень интересно.
00:54:54 Мы не должны испытывать нашу культуру на ближних. Испытания – очень опасная вещь. Сейчас все борются, чтобы даже на животных не были испытаний. Но мы иногда на родных испытываем какие-то приемы: приемы проповеди, приемы доказательств, правильно я понял то, что я сегодня услышал или нет… Не стоит! Не стоит! На старших можно испытывать, попробуйте старшему что-то объяснить, какую-то идею свою описать, это безопасно. Главное, чтобы он на нас ничего не испытал. Но на родных, на близких лучше не испытывать новые открытия, новые технологии, лучше чтобы оно через мягкость проходило, через терпение, через заботу. Очень интересная технология. Вот по этой части есть какие-то вопросики? Пожалуйста, задайте их мне! Кто с этим сталкивался? Потому что главное в отношениях с другими – это забота, мы вчера это обсуждали. Поэтому необходимо связать любую свою деятельность с заботой. И вот это умение выйти с человеческим лицом из взаимоотношений – это одна из главных забот. Это и есть принцип развития – все связывать с заботой о других. Это трудно.
00:56:30 И главный секрет успеха, а мы хотим чтобы в нашем социуме был какой-то успех, в нашем храме был успех, в нашей семье чтобы был какой-то успех. И не важно какая структура, не важно, как организовано наше общество, не важно у нас ведическая семья или нет, почему-то все хотят создать ведическую семью, не важно. Невозможно создать на основе развития в западной культуре ведическую семью. Очень смешно это выглядит. Качества совсем другие, но мы можем создать культурную семью. Ведическую не получится. Для ведической семьи должны быть родители ведические, и бабушки, дедушки должны быть ведическими. Если нет бабушек и дедушек – это не семья. То есть семья – это муж, жена, ребенок и бабушки, дедушки с обеих сторон – это семья. Поэтому если мы говорим о том, чтобы создать ведическую семью, то надо где-то бабушек и дедушек найти. А так это полуведическая семья, это очень странно. Поэтому не получается достичь такого результата. Причем ведическая семья – это не значит что все хорошо, это не значит, что нет проблем. Ведическая семья – это значит, что проблемы решаются ведическими способами, а ведические способы какие? Терпение, смирение, уважение. Готовы ли мы сейчас решать такими способами? Не всегда. Поэтому ведическая семья не значит, что не будет проблем, пожалуйста, поймите это.
00:57:56 В любой структуре семьи будут проблемы. Поэтому успех в семье определяет не по тому, сколько проблем в семье, а по тому, хотят муж и жена правильно научиться решать эти проблемы или нет. Вот и все. А проблемы будут везде, в любом типе семьи. Это не значит, что мы создадим ведическое общество, и не будет проблем. В ведическом обществе всегда были проблемы. Такие же как и сейчас. И приходилось выгонять, и убивать, и в тюрьму садить… И были и законы Ману, вспомните! Очень «добрые». Изучали мы законы Ману? Очень «добрые» законы. Все было. Это не значит, что не было проблем, просто их решали ведическими способами. Вот и все. Поэтому мы должны решать все культурно. Поэтому, в общем-то, не важно, какая у нас организационная структура, важно, любим мы друг друга или нет, в конце концов. Есть вот это умение любить, то, что мы сейчас разбирали. И любить означает – быть готовым пролить много крови ради другого человека. Вот это любовь. Быть готовым пролить много крови ради другого человека. Этого нельзя требовать. Мы не можем требовать любви, мы можем сами пролить свою кровь ради кого-то. Но требовать, чтобы ради нас проливали кровь невозможно.
00:59:22 Поэтому мы читали в наших трактатах, что неразвитая душа сравнивается с неотшлифованным драгоценным камнем (самое распространенное сравнение), который только что извлечен из породы. Поэтому мы должны быть экспертами, которые разбираются, знают, это не просто руда, сейчас нет таких слитков прямо, что вы идете и в породе находите килограммовый слиток золота. Я только что был на золотых рудниках, невозможно увидеть, его глазами не видно, микроскопические кусочки золота, микроскопические кусочки. Нужно вымывать, из тонны порода получается 2 грамма золота, микроскопические, а нет прямо таких кусков сейчас. Не то время, уже не Сатья-юга. Поэтому и у нас теперь, то есть наши суперблагородные качества ещё не в виде золотых кирпичей. Их надо вымывать-вымывать, ждать, когда вымоется, долгие усилия прилагать, огромные усилия прилагать, но видеть «порода золотонесущая». Так и мы, смотрим друг на друга и должны видеть: порода золотонесущая. Но выглядит ещё весело. И специалист знает, что время пройдет и действительно вымоется эта порода.
01:00:44 Бхактивинода Тхакур приводит сравнение интересное, говорит, что удачная организация это как гирлянда (дает сравнение с гирляндой), когда все цветы разные, но нанизанные на одну веревку они становятся гирляндой очень красивой и всё это можно предложить Кришне. Также и мы все разные, абсолютно по-разному пахнем, по-разному выглядим, но нанизанные на одну веревочку Cознания Кришны, веревочку любви, мы можем предложить себя Кришне все вместе. Получится гирлянда, гирлянда очень красивая. Так интересно. И чтобы обмениваться хорошими отношениями, необходимо быть доступным, мы должны быть готовы помочь любому в любое время. Вот эта доступность – это одно из качеств, которое необходимо, чтобы обмениваться любовью. Некоторая доступность. Фактически [имя] однажды дал интересную формулу, формулу заботы. Он сказал: «мы должны быть готовы умереть за возможность помочь друг другу». Умереть за эту возможность, помочь друг другу! Вот это называется атмосфера любви, когда все готовы умереть за возможность что-то сделать друг для друга. Когда все готовы умереть, чтобы ничего не делать друг для друга, это «ад» называется. Это ад. Особая атмосфера. Поэтому мы должны знать, в чем нуждаются.
01:02:32 Мы должны помнить об одном, что все, с кем нас свела судьба, это члены нашей семьи. Просто с одними нас судьба свела очень близко, и мы стали кровными родственниками, а всех-то не сведешь кровно, по культуре не положено, поэтому есть ближний круг – это те, кто не вошел в круг кровных родственников, но скорее всего мы раньше ими являлись, то есть что-то было между нами. Но все не могут быть кровными родственниками. Поэтому есть у нас некоторое единство, есть некоторая близость. Поэтому любая религия воспринимается на уровне семейных отношений. Это есть идея нормальной религии: мы все одна семья, и должны относиться друг к другу по-семейному: вот эта семейная линия. Поэтому во всех религиях «братья» и «сестры» говорят. Только у нас брат, сестра немножечко иногда индивидуальную окраску принимает, что «брат» только, например, этого учителя или этого. Немножечко так иногда ранит. А этот уже не брат. А кто же он тогда? Кто это? Если он не брат, кто это? Какое ему дадим определение? Брат 2? Другой брат. Меня это так иногда немножко пугает, потому что это уже было на самом деле. Это уже было однажды. И не следует так разделять друг друга, брат – не брат. Мы все братья на самом деле. Все братья и сестры. Это есть.
01:04:12 Поэтому мы должны помнить об одном, что судьба свела нас только для того, чтобы мы позаботились друг о друге и сделали друг друга счастливыми, нас для этого свела судьба. Поэтому если мы будем планировать счастье наших близких – это и есть планирование своего собственного счастья. Когда мы планируем счастье тех, кто вокруг нас, мы планируем своё собственное счастье. Необходимо помнить идею счастья. Счастье имеет отраженную природу: если ребенок матери счастливо смеется, мать тоже счастливо смеется. Если ребенок матери плачет, она тоже плачет. И так же если преданные вокруг нас счастливы, мы тоже становимся счастливыми. Если все несчастны, мы тоже становимся несчастными. Счастье имеет отраженную природу. Поэтому действительно путь сделать себя счастливым – это делать других счастливыми вокруг себя. Так интересно это описывается.
01:05:04 Поэтому мы должны к старшим всегда относиться как к родителям, к равным всегда как к братьям и сестрам, а к младшим как к детям. Это есть правильная культура. Поэтому когда что-то происходит в наших отношениях, мы должны всегда вспомнить, мы должны сразу же вспомнить, отнесся ли я к старшим как к родителям, к равным как к братьям и сестрам, а к младшим как к детям? Если нет, значит проблема, значит нарушена эта семейная культура отношений. Любая проблема от того, что мы просто нарушили эту идею нормальных взаимоотношений. И поэтому мы должны знать некоторые нужды. Например, просто сейчас разберем, младшие, в чем они нуждаются? Младшие нуждаются в заботе, а не в эксплуатации. Есть такое явление «дедовщина», что старшему преданному не чета мыть полы, или на кухне работать. И поэтому человек приходит, молодой преданный приходит, он ещё даже не преданный, ему просто запах понравился, [матаджи] красивые понравились. Он пришел. Такого нет нигде, действительно очень привлекательно. Он пришел, и ему тут же говорят: «а сегодня, так как вы пришли к нам в храм, мы дадим возможность по-настоящему очистить своё сердце, вам, демону», и его ставят на кухню на всю программу, и отдают ему самый большой бак в мире, который он видел, желательно после гауранги, так чтобы не отмыть было уж точно никогда. И ещё говорят, что «мы не пользуемся синтетическими моющими средствами, потому что это демоническая культура, поэтому ручками, ручками мойте». Человек думает: «да, мощная система». Кому-то да: если человек, настолько счастлив, что его уровень смирения дает ему возможность выжить, то он выживает, если нет, то все, большая проблема.
01:07:11 То есть мы должны понять, что сначала это требует некоторой заботы, а не эксплуатации, поэтому нельзя смотреть как на раба, что «ну вот, наконец-то, кто-то пришел новенький, теперь будет кому весь мусор убрать». Это неправильное отношение. Наоборот, их нужно воспринимать как любимых детей, которые нуждаются в нашей заботе. Нужна некоторая поддержка, а не наседание. Очень много такого давления происходит. Когда ребенок учится ходить, его нужно поддерживать, а не в спину толкать, чтобы он быстрее шел. Если он только учится ходить, поддерживать нужно, мама сзади идет и его готова подхватить, а не толкает его в спину: «Быстрее давай! Сколько ты уже кругов повторяешь? Сколько? Да ты в майе! Все! Даже [прафирнали] ему чистить не давать! Он в майе! Он не 16 кругов читает. Все!» Он выходит: «Что такое, Господи! Я в общем-то пришел Бога любить, а не мантры повторять». Он ещё не знает, причём тут мантры вообще. Ему просто интересно. «Сколько? Сколько?» И все. Наседание такое очень ярое. Человек страдает, не понимает, что такое, причём тут я вообще, не может понять. Нужно поддерживать. Как мы говорили «культивирование», когда мы хотим вырастить что-то, ту же самую картошку, её нужно просто поливать и подвязывать. Не нужно её дергать каждое утро, это очень странно. Представьте, что вы пошли на огород и поддергиваете все. Это очень странно. Чтобы быстрее росла, а то вообще что-то не растет.
01:08:57 Поэтому, когда человека постоянно поддергивают, то это очень болезненно. Нужно просто поливать, удобрять, подвязывать, понимаете, - культивировать. Наоборот, теплицы сделать, аккуратно нужно относиться, а мы так очень жестко «Вперед! Вперед! Вперед!» Это очень опасно. Надо чувствовать уровень загруженности, потому что человек быстро устает даже от духовной практики. Приходит быстрая усталость, поэтому человек перегревается. Начинающим преданным необходим отдых постоянный. Им нужно отдыхать, им нужно отключаться. Духовная практика – это персонализм, то есть все очень персонально: «ты, ты, ты, я, я , мы…» То есть все очень персонально. Поэтому так как человек к этому не приучен, ему некоторый имперсонализм сначала нужен. Ему нужно где-нибудь отключиться: просто посидеть и подумать ни о чем. Понимаете? Просто, чтоб тишина была какая-то. То есть мы ещё не можем на 100 % быть в этом персонализме, человек должен отдыхать немного какое-то время. Но нам хочется выжать все возможное, и организации часто жмыхом наполняются, то есть все выжатые. Выжали, выжали, выжали, и все! И ждем новых. «– А эти? – А эти выжатые!» Поэтому сейчас иногда старшее поколение – это поколение выжатых, и все ждут новых, когда ж новые придут, чтобы их выжать.
01:10:30 Нужно быть очень аккуратными, нужно перестать быть выжатыми. Нужно действительно вырасти, созреть, наполниться соком, стать полными, полноценными. Нуждаются в защите. Когда поручаются какие-то полномочия, необходимо защищать в случае неудачи, мы говорили, что неудача всегда приходит к человеку. И поэтому если мы кому-то что-то поручаем, необходимо брать на себя полную ответственность за то, что мы кому-то поручили, а не перекладывать ответственность на него, это называется защита. Очень интересно. Поэтому если что-то поручается неопытному человеку, а потом его бросают на произвол судьбы, это развивает в нём что? Хитрость. Он становится хитрым, двуличным, развивается двуличие. Так преданное служение может негативные качества развивать. И в конце концов заботу о будущем, когда даются разумные рамки человеку, и человеку показывается, что если даже он пойдет своим путем и будет менять рамки своего развития, то мы к нему то же самое отношение оставим. Мы не изменим к нему своё отношение. Не важно, как он будет практиковать свою духовную жизнь. Но если мы говорим: «только так, и только так, иначе в храм ни шагу», то все. Это очень опасно, такие очень жесткие рамки ставить человеку. Потому что он их должен сам себе поставить. Культура – это добровольное ограничение, когда человек на себя добровольно берет ограничения. А когда его общество ограничивает очень жестко: «только вот так и вот так», что делать?
01:12:12 Равные, если мы сейчас немножечко равных затронем, равные нуждаются в дружелюбии, а не соревновании. Нужно это также быстренько понять. Соревнование – очень тяжелое явление, когда каждый хочет быть лучше, выше, сильнее. Поэтому мы должны помнить, что настоящая борьба – это не грызня за собственный участок спокойствия, за собственные какие-то полномочия, или ещё что-то, а настоящая борьба – это битва за счастье наших друзей, битва за счастье каждого. Когда мы стараемся так заботиться, чтобы каждый стал счастливым вокруг. В сочувствии нуждаются равные. В сочувствии особенно во время трудностей. Когда становится трудно, тогда проявляются качества нашей культуры. Когда человеку трудно, когда он не может мантру повторять, когда не может принципам следовать, когда он не хочет читать книги Шрилы Прабхупады, и вообще ему все перестает нравиться. Вот тогда проявляется культура нашего общества. Мы вообще действительно пришли помогать или что? Вот тогда должна проявиться наша теплота и милосердие. Потому что к каждому может придти такой этап, как вы думаете? Легко. И тогда будет очень больно, когда мы встретим 100 негодующих недовольных взглядов: «Ага, а мы знаем, чем ты занимался всю последнюю неделю! Все!» Такая некоторая прокаженность иногда у нас ощущается. Мы-то все знаем. Поэтому нужно быть очень аккуратным. Настоящее милосердие – это не напоминать человеку в социуме о его больных местах. Ему итак больно, все итак прекрасно понимают, что это нехорошо. Зачем ещё об это напоминать 10 тысяч раз? «Ну что? Ну что? Еще куришь? Куришь еще, нет?» Человек уже не знает, куда деваться, ну курит и что? Это не самое страшное в жизни. Не убивает же никого, просто курит, что такого. И так же равные нуждаются в радости во время успеха. Это также проявляет наше дружелюбие. Когда у кого-то успех, все должны радоваться вокруг. А если радости нет, все, тут же страдания.
01:14:33 И о старших, последнее, сейчас я расскажу чуть-чуть. Старшие становятся заботливыми, когда их уважают, а не завидуют. Чтобы забота происходила, старших нужно уважать, а не завидовать. Для старшего очень важно уважение. Ему очень важно услышать, что всем нравится его проект, который он осуществляет, что ценят его заботу, усилия, тогда он будет заботиться. Если он не заботиться, значит просто никто не оценивает его усилия. Поэтому если всем видом показывать, что мы не нуждаемся вообще в его помощи, он только мешает, то начнется давление, он будет давить. Старшему нужно, чтобы с ним советовались, а не пренебрегали. Поэтому даже если вы знаете, как что сделать точно, нужно просто посоветоваться. Так, ради уважения, это важно для старшего. Если старший видит, что какой-то проект осуществляется и без него, что с ним даже не посоветовались, это ранит его сердце, потому что он считает уже своим жизненным принципом это помогать кому-то. И старшего нужно всегда благодарить за прошлое, за то, что он сделал. Нужно всегда быть благодарным за прошлое, за все его достижения, которые он совершил так или иначе. Вот такие простые принципы, которые я хотел бы на последок рассказать, чтобы поддерживать действительно теплые взаимоотношения. На один-два вопроса я могу ещё ответить напоследок, если есть.
01:16:05 Голос из зала: Значит если мы по судьбе встречаемся с какими-то людьми, родственниками, друзьями, соседями, значит это те, с кем мы должны быть по карме?
Рузов В.О.: Да, конечно.
Голос из зала: Не случайно?
Рузов В.О.: Да, конечно. И нужно все отдать.
Голос из зала: Вы знаете, бывает, что по логике вещей, нужно так поступить и всем это ясно, и человеку это ясно, но он не может. Что-то выходит из сердца, и он поступает так, как только и может поступить. Что это такое? А по логике может быть это даже и глупо, и не понятно, но он именно так и делает.
Рузов В.О.: Это то, что я объяснял, мы идем не за логикой. Мы идем за интуицией, за вкусом, за судьбой, за чувствами. Мы не идем за логикой, логика никого не волнует. Поэтому нужно уважать непонятное поведение других людей.
Голос из зала: А вот как это можно самому себе объяснить, что что-то выходит из сердца, какое-то понимание или ещё что-то, и ты уверен, что именно так нужно поступить и просто берешь и так делаешь…
Рузов В.О.: Да, я понимаю. Не важно, как вы поступаете. Кажется, что по логике нужно было так поступить, а поступаете не так. Не важно. Невозможно понять логику судьбы, важно поступить как угодно, но культурно, по-человечески. Понимаете? Пусть не так как предполагалось по логике, а по-другому вообще, но культурно, по-человечески, нормально поступить. И тогда все будет хорошо. А как это там по логике, лет через 30 может будет понятно. Обычно потом даже и логика находится. За 30 лет все находится: и логика, и все объяснения.
Голос из зала: То есть если не можешь иначе, надо так и поступить?
Рузов В.О.: Ну да. Но культурно.
01:17:57 Голос из зала: В чем разница между интуицией и нашими чувствами? А то может быть это наши желания, наши чувства, они же не совершенны и могут быть неверны. Интуиция это информация, а чувства.. то есть может будет казаться, что я так хочу, но на самом деле это просто чувства. И как же видеть правильно?
Рузов В.О.: Не надо видеть, потому будет видно, главное поступить безболезненно, то есть культурно. Разницу, её не увидишь, даже может быть никогда правильно не узнаешь, потому что и чувства, и интуиция друг под друга подстраиваются, может быть никогда и не догадаешься. Дело не в этом. Дело в том, чтобы как бы вы не поступали, действовать так, чтобы не испортить отношения, не задеть другого человека. И тогда уже в принципе можно терпеть любое поведение. А определить правильность, никто не может определить правильность. Ну кто может определить? Кто сейчас рискнет взять и определять правильность поступков людей? Упаси Бог! Это Ямарадж называется. Ямарадж может обидеться, что его должность кто-то хочет занять. Может позвать к себе, поговорить на эту тему. Знаете, вызывают, так сказать, переговорить по поводу полномочий.
01:19:14 Голос из зала: Но судьи же определяют правильность поступков.
Рузов В.О.: Да, но у них и проблемы от этого есть. Обычно потом когда человек выходит из тюрьмы, если его не правильно осудили действительно, он начинает искать своего судью. Вы знаете, что судий убивают время от времени. Поэтому судьей быть опасно. Нужно действительно судить честно, а честно судить сейчас очень трудно, поэтому лучше вообще не судить. У судей очень тяжелая работа, очень тяжелая. Просто попробуйте кого-то посудить и увидите, все будут недовольны. Те, кого осудили, будут недовольны, будут говорить, что нечестно, слишком много дали; а другая сторона, она будет говорить, нечестно, слишком мало дали. И те, и другие будут вас ненавидеть. Поэтому у судей такая обоюдонеприятная должность. Поэтому лучше не судить, лучше собой заниматься, а судей много. И они хорошие. Есть закон кармы – хороший судья, он всем точно выпишет сколько надо. Капелька в капельку лекарство будет прописано. Без нас обойдется судьба. А если мы хотим стать помощниками судьбы, то нужно доказать свои полномочия, сдать экзамен Ямараджу, пройти практику на адских планетах.
01:20:41 Голос из зала: Вот у нас такая ситуация. Есть преданный один, который пока с ним сюсюкаешься, пока с ним возишься, говоришь «вот это – вот это», он практикует Cознание Кришны. Как только ты, мало ли свои дела, свои проблемы, чуть в сторону отошел, пару раз его в гости не позвал и он раз и где-то там: «Ой, вот, да я никому не нужен». И некоторые преданные говорят: «Что ты с ним возишься? Пока ты будешь с ним возиться, он будет, когда не будешь – он не будет. Зачем тебе это надо?» То есть что делать, возиться или не возиться? Вроде жалко.
Рузов В.О.: Слушайте все рекомендации, но поступайте так, как подсказываем вам сердце. У женщин очень мягкое и чувствительное сердце, поэтому вы догадаетесь, как поступать верно. У женщин очень глубокая интуиция, поэтому нужно слушать всех, быть очень благодарной за советы, но поступать так, как вы считаете нужным. Потому что вы будете нести ответственность за свои поступки, а не советчики, поэтому человек должен быть благодарен за все советы, но поступать так, как сам считает нужным.
Голос из зала: Что для этого преданного полезно?
Рузов В.О.: Это отдельный разговор, это не на лекции.
Голос из зала: Если это из сердца...
01:22:15 Рузов В.О.: Да. Я занимался альтернативной проповедью 5 лет в разрез с мнением [ятов]. Все на моих лекциях считали: «а вы всего 2 раза сказали на лекции слово Кришна, это майя». Я говорю: «Я теперь вообще не буду говорить слово Кришна на лекции, я просто говорю». То есть мы должны делать то, что считаем правильным, и согласовывать это со своими старшими авторитетами, со своим учителем. Потому что очень много мнений сейчас вокруг, и это мнение очень часто окрашено эгоистическими мотивами. Но у нас есть очень короткая жизнь, очень короткая, и у нас есть миссия очень великая, и нужно успеть её осуществить, поэтому мы должны прислушиваться к любому мнению и быть очень благодарным, но решение принимать самостоятельно. Мы должны не быть марионетками, мы не должны быть фанатами, мы должны обдумывать свои решения, и принимать их взвешенно, уважая мнения всех, посоветовавшихся с как можно большим количеством старших, но приняв собственное решение. Об этом Бхагавад Гита говорит, это одни из последних слов в Бхагавад Гите: «Поступай, теперь обдумав все, как тебе подскажет твой разум и твоё сердце». В этом идея. Поэтому выслушать нужно всех, особенно старших, быть всем благодарным, но решение нужно честно с полной ответственностью принять самому и нести за это полную ответственность. Однозначно. И тогда не на кого будет сваливать плохой результат.
01:23:57 Голос из зала: А если в данном случае беспокойство очень сильное со стороны старших. Все как бы воспринимается на домыслах, сплетни воспринимаются как …
Рузов В.О.: Я понимаю, да. Я сейчас дам совет, который я никогда не даю. И вообще надо в этом случае выключить микрофон. Я просто дам вам один совет, только для этой ситуации и ни к чему больше не относящийся, и только вам и больше никому. Когда действительно нужно достичь цели, нужно со всеми согласиться, а сделать, как надо. Нужно со всеми согласиться и постараться даже сделать так, чтобы всем было приятно. Но осуществить свою поставленную цель. Но так всё равно не получится, но постаравшись, добиться собственной цели. А что делать? Это называется взятие на себя полной ответственности. И иногда приходится в разрез всему и всем, со всеми соглашаясь, говорить «да, я постараюсь, да, я постараюсь, да, да, да…», сделать как надо. Иногда приходится. Это называется взять на себя полную ответственность. Я просто сейчас скажу. Так вот на самом деле ещё одна маленькая тайна: настоящего эффекта достигают те, кто научились брать на себя полную ответственность. Понимаете? Так просто, для размышления. Это ни в коем случае я не хотел сказать, что не надо слушаться, советоваться, просто однажды всё равно жизнь поставит в такие условия, что нужно будет взять на себя полную ответственность. Так происходит. Это значит, что мы стали серьезными, это значит, что Кришна нам посылает такие ситуации, где мы должны проявить стопроцентную серьезность. Это очень важно.
01:26:04 Голос из зала: [неразборчиво]
Рузов В.О.: Мы не будем, потому что все-таки это очень личностно, и мы сейчас будем обсуждать очень личностные вещи, сам принцип. Нужно помнить эти вещи, что мы должны быть мягкими по отношению друг к другу, мы должны быть заботливыми и все время думать, что я могу сделать в этом случае, при этой встрече, и терпеть то, что ничего не получается.
На этой хорошей ноте мы закончим наше общение. Большое спасибо вам, что пришли. (Аплодисменты). Те, кому нужен весь семинар, вы можете записаться, через несколько часов он будет уже на столике у нас, за все эти дни, все 6 лекций будут, и на столике будут находиться. Спасибо вам большое ещё раз.