Уход
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
Уход Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
00:00:29 Утром 31 декабря 1936 года Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур попросил Шрипаду Б.Р. Шридхару Махараджа петь бхаджан Шри Рупа Манджари Шрилы Нароттамы даса Тхакура, а Шрипаду Навин Кришну Видьяланкара спеть Шри Шикшаштаку. Около полудня Сарасвати Тхакур попросил редактора журнала «Гаудия» проследить, чтобы Вайшнава Манушья (Ларец Вайшнавского Словаря) была доделана и опубликована.
00:01:05 В последние дни он особо потребовал, чтобы его ученики сформировали Руководящий Совет (Джи-Би-Си) из десяти-двенадцати человек для управления делами Общества.
00:01:17 Последние два высказывания Сарасвати Тхакура были такими: «У любви и разлуки, кажется, одинаковый конец. Тхакур Нароттама жил по принципам Рупы и Рагхунатхи. Хорошо идти таким путем. Все вы, присутствующие и отсутствующие, пожалуйста, примите мои благословения. Пожалуйста, всегда помните, что наш единственный долг и религия — это распространять и проповедовать служение Господу и Его преданным».
00:02:02 Так покинул этот материальный мир великий ачарья, симха-гуру, несгибаемый садху, «Человек Вайкунтхи», как однажды сказал о нем Шрила Прабхупада, неутомимый проповедник чистого учения Шри Чайтаньи Махапрабху. Он оставил тело с Именем Кришны на устах, в четверг, 1 января 1937 года в 5:30 утра и вошел в вечные игры Всевышнего Господа, заложив фундамент духовного движения, которое предстояло построить во всем мире его чистому преданному слуге, Его Божественной Милости Бхактиведанте Свами Прабхупаде, основателю-Ачарье Международного Общества Сознания Кришны.
Самадхи
00:02:58 После игр ухода Шрила Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Махараджа Прабхупады, его духовное тело почтили ароматным маслом, цветами и сандаловой пастой. Затем это духовное тело поднесли к Божествам в Шри Сарасвата Аудиториуме и украсили цветами, гирляндами и тканями. Затем были совершены соответствующие службы и арати.
00:03:24 После этого огромная процессия санкиртаны понесла божественное тело к железнодорожной станции Селдах. Вдоль дороги стояли тысячи людей, пришедших на прощальный даршан. Из Кришнанагара его привезли на автомобиле в Сварупгандж, а оттуда, в сопровождении санкиртаны — в Шридхаму Майапур. Собралась огромная толпа преданных и просто наблюдателей; чувство горя и разлуки, — а также воспевание Святых Имен Хари лились рекой.
00:04:01 Сначала божественное тело Сарасвати Тхакура понесли в Йогапитх, затем в Шривасанган и в Шри Адвайта Бхаван. Наконец, его принесли в Шри Враджапаттан, место его глубокого бхаджана, где он исполнял свой обет повторения миллиарда Святых Имен. Его поднесли к самадхи Ом Шри Вишнупада Шрилы Гаура Кишора даса Бабаджи Махараджа на берегу Радха-кунды, а затем к Шри Авидьяхарана Натья Мандиру, где всю ночь шел мощный киртан.
00:04:36 Санньяси, бабаджи, брахмачари, грихастхи и ванапрастхи — все, кто нашел прибежище у его Лотосных Стоп, немедленно начали строительство самадхи. В конце ночи на его теле, как это предписано наставлениями Самскары Дипики Шрилы Гопала Бхатты Госвами, написали самадха-мантры. Затем его духовное тело внесли в самадхи и поместили на возвышение из белого мрамора. Его стопы были помазаны агуру и сандаловой пастой, а цветы, предложенные его стопам, тщательно собраны. На шею ему надели цветочные гирлянды и со всех сторон поставили туласи. Звучали его любимые бхаджаны: Шри Рупа Манжари, Свананда-сукхада-кунджа-манохара и Яшомати-нандана. Затем, воспевая песню йе анило према дхана, преданные четыре раза обошли самадхи. Самадхи покрыли землей, со всех сторон окружили деревцами туласи, украсили знаком тилаки и покрыли цветочными гирляндами. После этого было совершено огненное жертвоприношение, предложение бхоги и арати. Затем прозвучали стихи, описывающие Уход Шрилы Харидаса Тхакура и заключительные стихи из Анубхашьи самого Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.
00:06:08 Так скрылся от материального взора и вошел в вечные игры Господа Ачарья-солнце, как называл его отец, Шрила Бхактивинод Тхакур.
Вклад
00:06:38 Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада много и подробно рассказывал о том, как напряженно проповедовал Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур против кастовой системы и сахаджии, как блистательно разоблачал он эти глубоко укоренившиеся предрассудки индийской культуры и религиозной традиции. Фактически, это было одно из важнейших его деяний, так же как постоянные сокрушительные удары критики, которые он обрушивал на головы имперсоналистов и сторонников теории пустоты.
00:07:14 Он также много сделал для сплочения различных вайшнавских сект, используя своё влияние, чтобы подчеркнуть точки согласия, в которых сходятся доктрины четырёх главных сампрадай. Он публиковал работы других вайшнавских ачарий, особенно Шрилы Мадхавачарьи и Шрилы Рамануджачарьи, а также истории их жизни.
00:07:37 В своих путешествиях по Индии и особенно по Южной Индии, он приобрел репутацию неслыханно могучего полемиста и получил титул симха-гуру — гуру-лев. Завидев его на улице, сторонники школы майявады предпочитали в буквальном смысле перейти на другую сторону, ибо он был известен тем, что мог заговорить с таким ученым и здорово отчитать его за обман своей ложной философией простодушных людей.
00:08:06 Он основал 64 храма, из них 17 — в Навадвипа-Мандале, включая такие как двадцатидевятиглавый Шри Чайтанья Матх, Шри Адвайта Бхаван, Шри Шринивасанган, большой храм в Йогапитхе, который был открыт царем Трипуры в 1935 году, Свананда-сукхада кунджа, место бхаджаны и самадхи Шрилы Бхактивинода Тхакура, Гаудия Матх в Модадрумадвипе, место явления Вриндавана даса Тхакура, и многие другие.
00:08:39 Тринадцать храмов он основал в других частях Гауда-мандалы и Бенгалии. Среди них особенно выделяется Шри Гаудия Матх в Калькутте, начало которому было положено на Ултаданга Роуд в 1920 году и который позднее перенесли в мраморный храм в Багхбазаре. Еще пять храмов было открыто в Шри Кшетра-Мандале в Пури, Алаланатхе, Бхуванешваре и Каттаке. Во Враджа-мандале было открыто десять храмов во Вриндаване, Матхуре, Варшане, Нандаграме, Говардхане, Радха-кунде и т.д. Еще четырнадцать храмов открылись в других значительных городах Индии. Ассаме, Мадрасе, Бихаре, Бенаресе, Аллахабаде, Наимишаранье, Харидваре, Дели, Курукшетре, Балешваре, Бомбее, Гайе и в Коввуре, месте, где беседовали Шри Чайтанья Махапрабху и Рамананда Рай.
00:09:37 За пределами Индии храмы были открыты в Рангуне и в Лондоне и небольшие центры в Германии.
00:09:45 Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур основал много типографий и напечатал тысячи книг. В 1928 году он даже основал ежедневную газету под названием Надия Пракаш. В ответ на вопрос: как можно печатать ежедневную газету о Боге, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур объяснил, насколько этот мир, включающий в себя лишь четверть всего творения, мал в сравнении с духовным миром, который представляет собой оставшиеся три четверти. «В этом мире существуют тысячи газет и журналов, которые передают сообщения о банальных, избитых происшествиях этого ограниченного пространства. Так что если мы возьмемся сообщать новости из неограниченного духовного царства, новости о вечной, всегда юной Верховной Личности Бога, мы сможем выпускать газету каждую секунду, не то что каждый день».
00:10:50 У него были следующие типографии «Бхагават Янтра» (Бхагават Пресс), основанная в Калькутте в 1913 году, «Печатные Труды Гаудия», основанная также в Калькутте в 1923 году, «Типография Надия Пракаш», основанная в Майяпуре в 1928 году, и «Печатные Труды Парамартхи», основанная в 1936 году в Каттаке, Орисса.
00:11:17 Он издавал следующие журналы «Садджана Тошани», основанный в 1881 году Шрилой Бхактивинодом Тхакуром (а затем унаследованный им и переименованный в «The Harmonist», английский ежемесячник); «Гаудия», его первый журнал, основанный в 1922 году как официальный еженедельный журнал Гаудия Матха; «Надия Пракаш», основанный в 1926 году как англо-бенгальский журнал, но ставший позднее ежедневной газетой; «Бхагавата», журнал на хинди, основанный в 1931 году и выходивший раз в две недели; «Парамартхи», основанный в 1932 году, также выходивший раз в две недели на языке ория, и «Киртана», основанный в 1932 году ежемесячник на языке ассам.
00:12:08 Он лично написал 108 очерков и книг, а кроме того опубликовал сотни статей в журналах Саджана Тошани, Ниведане, Гаудии и Надия Пракаше.
00:12:19 Кроме собственных произведений Сарасвати Тхакур издавал и другие книги. Бхагавад-гита с комментариями Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, Шрилы Бхактивинода Тхакура и т.д., 12 Песен Шримад-Бхагаватам с комментариями Шрилы Бхактивинода Тхакура, Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, Шрилы Мадхвачарьи и других; Чайтанья-Бхагавата с его собственной Гаудия Бхашьей; Шри Чайтанья-Чандрамрита и Навадвипа-Шатака Шрилы Прабходананды Сарасвати Тхакура; Веданта таттвасара Шрилы Рамануджачарьи, Мани-манджари Шрилы Мадхвачарьи; Садачара-смрити Шрилы Мадхвачарьи, Навадвипа-дхама-грантхамала Шрилы Бхактивинода Тхакура; Шри Чайтанья-Бхагавата на английском языке и 20000 экземпляров Према-бхакти-чандрики Шрилы Нароттама даса Тхакура, Шри Чайтанья-Мангала Лочана даса Тхакура; Брахма-самхита с комментариями Шрилы Дживы Госвами и его собственная Гаудия Бхашья. Он также издал бесчисленное множество других книг своего отца и был готов сделать еще больше.
00:13:27 Он встречался со многими учеными, политическими лидерами и просветителями и всегда представлял Сознание Кришны как великую науку, достойную глубочайшего почтения. Он беседовал и вступал в дебаты с ачарьями других философских школ и не знал поражений. Этим самым он доказал, что философская концепция Шри Чайтаньи Махапрабху — ачинтья-бхедабхеда-таттва — это величайшее учение всех времен.
00:13:57 Он устраивал теистические показы и выставки-диорамы в Курукшетре, в Майяпуре, в Калькутте, в Дакке, Патне, Бихаре, Гаши и Праяге. Вход на эти выставки был свободным. В них с помощью манекенов, кукол, картин, текстов и даже механических приспособлений для передвижения кукол, были наглядно представлены лилы Господа Кришны, Господа Чайтаньи и т. д. Обычно эти выставки действовали в течение двух недель, но иногда, по требованию публики, и значительно дольше.
00:14:33 Шрила Сарасвати Тхакур учредил несколько важных парикрам по Дхамам. Из них наиболее известные — это Навадвипа Дхама Парикрама и Враджа Мандала Парикрама, начало которым положил Сам Шри Чайтанья Махапрабху, когда являл пример величайшего преданного Кришны. Общая цель организации этих гигантских мероприятий, в которых принимали участие тысячи людей, состояла в том, чтобы пробудить в умах паломников сознание реальности развлечений Господа. Он обнаружил много святых мест, где Шри Чайтанья и Его спутники являли Свои лилы, где Шри Чайтанья проповедовал во время Своего паломничества по Индии, и устроил в них Пада-питхи — храмы следов Лотосных Стоп Господа.
00:15:22 Шрила Сарасвати Тхакур придавал большое значение киртану и беседам о Кришне и однажды назвал свою типографию Брихат Мридангой, подразумевая Большую Мридангу, звук которой разносится далеко и широко, а не только в пределах нескольких кварталов.
00:15:42 Он энергично проповедовал даиви-варнашраму в духе Шрилы Бхактивинода Тхакура, а также настаивал на разделении писаний преданности на три категории: самбандха (установление отношений между Господом и преданным), абхидея (деятельность соответствующая конституциональным отношениям данной души с Господом) и прайоджана (конечная цель жизни, любовь к Богу). Особое внимание он уделял линии, идущей от Шрилы Рупы Госвами и Шрилы Рагхунатхи Даса Госвами, ачарий соответственно абхидеи и прайоджана-таттв.
00:16:20 Шрила Сарасвати Тхакур был новатором во многих областях. По традиции санньяси никогда не пользовались никаким транспортом, кроме телеги, запряженной быком, он же ездил на автомобилях, моторных лодках и т. д. Санньяси не полагается носить шитую одежду, но Сарасвати Тхакур и его проповедники при случае надевали пальто, курты и т. д. Он передавал своё послание по радио, отправлял санньяси за пределы Бхарата Варши, что считалось в высшей степени революционным. В основе всех этих новаций лежало стремление распространить славу Господа и вовлечь людей в сознание Кришны. Он строго придерживался принципов Гаудия вайшнавизма, но никогда не упускал из виду свою цель — освобождение людей. Его отрешенность — это отрешенность, описанная Шрилой Рупой Госвами, юкта вайрагья, принцип которой состоит в том, чтобы полностью вовлечь энергию иллюзии в служение Кришне. Самого его никогда не беспокоили желания славы или других видов чувственных удовольствий, поскольку он был вечно освобожденным слугой Господа.
00:17:38 Вооруженный книгами Госвами и Шрилы Бхактивинода Тхакура, он боролся с еретическими сектами, всегда оставаясь непримиримым врагом аулов, баулов, картабхаджи, неда, дарбеш, шаи, атитари, чурадхари и прочих противозаконных, вздорных теорий, майявади, атеистов и т. д. Он был неукротим. Однажды в Дакке, где сахаджия и кастовое сознание были весьма распространены, люди сговорились не давать санньяси и брахмачари Сарасвати Тхакура подаяния и захлопывать двери у них перед носом. Когда ученики спросили его что делать, он ответил, что лучше, если надо будет, питаться одной водой из Ганги, но не прекращать распространение миссии Шри Чайтаньи. С большой решимостью они продолжали проповедовать, и помощь постепенно пришла и в конечном счете, несмотря на такую мощную оппозицию, в Дакке был создан прекрасный центр.
00:18:43 Сарасвати Тхакур был высокого роста, телосложения, однако, хрупкого. У него были длинные руки, широкий лоб, орлиный нос, глубокие глаза, золотистая кожа, и он был полон восторженной любви к Господу. Его присутствие ощущалось как дружелюбие и величие. Проглотив и запомнив множество библиотек, он был прекрасно образован во всех областях и в священных писаниях, почему его и называли «ходячей энциклопедией». Он владел санскритом, бенгали, английским, знал астрономию и был знатоком многих других сфер. Он был очень храбр, обладал удивительной способностью проповедовать и, разумеется, был наделен двадцатью шестью качествами чистого преданного. Однажды, когда Шрилу Прабхупаду спросили о Его Божественной Милости Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуре Госвами Махарадже, он сказал: «Что я могу сказать? Он — человек Вайкунтхи!».