Определение своей личной миссии
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 ом аджнана-тимирандхасйа джнананджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намах
00:00:08 шри-чаитанйа-мано-'бхиштам стхапитам йена бху-тале
свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам
00:00:17 ванчха-калпатарубхйаш ча крипа-синдхубхйа эва ча
патитанам паванебхйо ваишнавебхйо намо намах
00:00:25 Шри Кришна Чайтанья, прабху Нитьянанда,
Шри Адвайта Гададхара, Шривасади Гаура Бхакта Вринда
00:00:33 Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе!
00:00:55 Ом намо Бхагавате Васудевайа
Ом намо Бхагавате Васудевайа.
Ом намо Бхагавате Васудевайа.
00:01:24 Харе Кришна!
00:01:26 Итак, мы продолжим нашу тему «Отречение истинное и ложное» или простое и сложное. Мы обсуждали развитие эмоционального разума, говорили о том, как справляться со своими проблемами. А также мы говорили о том, как другим помогать справляться с их проблемами. Первый шаг в бхакти-йоге – это научиться решать проблемы. У нас остались какие-то вопросы с предыдущих занятий?
00:02:20 Я, например, заметил, что очень сильная тенденция просто теоретически что-то послушали, запомнили, можно даже обсудить. Главное — в жизни не применять! А остальное всё нормально, образ типичного кришнаита, который всё знает и ничему не следует.
Из зала: Зато других наставлять умеем.
БРСС: А, да это классика.
00:03:03 Из зала: В конце вашего вчерашнего занятия прислали вопрос из аудитории, я не понимаю, относится ли он по теме семинара или быть может вы позднее на него ответите? Вопрос по принятию ответственности за всё происходящее в своей жизни. Если встаёшь в такую позицию, то чувствуешь себя как будто в вечном сражении, как на войне, и сильно устаёшь. Хочется часто всё бросить и отдохнуть от этой позиции. В чём тут проблема, может неправильное понимание позиции принятия ответственности? Как вам: этот вопрос относится к теме?
00:03:34 БРСС: Принятие ответственности — да, это не так просто, не так легко. Потому что, например, подниматься вверх всегда тяжелее, чем скатываться вниз. И так хочется расслабиться и так катиться и катиться. Говорится, что не так страшно падение, как его резкое прекращение. Пока мы летим вниз — свежий ветерок обдувает.
00:04:11 Вроде и проблем никаких нет. Но тем не менее, сознание Кришны обозначает ответственность, и однозначно, это не легко. Но за всё ценное надо бороться. И до тех пор, пока мы не станем специалистами в принятии ответственности, конечно, будет тяжело. Но если мы правильно строим отношения с окружающими, то, в принципе, это не должно быть сложно. Но, конечно, научиться строить правильно отношения, это тоже требует определенного напряжения. То есть у нас нет каких-то обходных путей в этом отношении.
00:05:30 И каждый из вас прекрасно знает, что научиться чему-то ценному в жизни — надо очень сильно постараться, иногда надо себя замучить. Как Мадху-Гопал руки разбивает себе об мридангу, но тем не менее продолжает играть, потому что он понимает, что другого пути всё равно нет – легко не будет. Понимание правильное, но легко не будет. Говорится, что легко только, когда уже всё закончилось. Такая пословица вспоминается: тяжело в лечении, легко в гробу. И пока мы лечимся… Процесс сознания Кришны – это тоже лечение от материальной обусловленности, и легко не будет. Не зря же Шрила Прабхупада говорил, что в начале работа – самадхи потом. Если хорошо поработал — может поставят самадхи, в конце.
00:07:00 Из зала: А вот можно у меня личный вопрос? Я не совсем могу увязать у себя в голове тему нашего семинара «Отречение истинное и ложное» с тем, что мы, например, проходили вчера: три шаг общения со сложными людьми. Как это связано: отречение и вот эта методика?
00:07:19 БРСС: Мы говорили о том, что первый шаг, «Бхагавад-Гита» она в принципе вся говорит об отречении. И первый шаг в соответствии с логикой «Бхагавад-Гиты» – это жизнь без конфликтов. То есть Арджуна сталкивался с конфликтами и он, то есть его внутренний конфликт, был в том, что он не хотел вступать во внешний конфликт, что он пытался уйти от ответственности. В принципе, вот то, что мы вчера проходили – это то, что Кришна с Арджуной практиковал. То есть первый шаг – это понять и принять себя.
00:08:15 Кришна Арджуну выслушал, Он его понял, Он принял то, что он сказал. И первое, то есть Он помог ему понять и принять себя, но также объяснил свою ситуацию, то есть помог Арджуне понять и принять Кришну также. И в конце «Бхагавад-Гиты» Арджуна берёт на себя ответственность, то есть в конечном итоге отречение, истинное отречение обозначает делать не то, что я хочу, а то, что мы должны делать, выполнять свой долг.
00:09:20 Из зала: Может быть это только мне не хватило ещё одного жизненного примера с проработкой этой практики. Потому что мы вчера так косвенно это сделали на петардах. Я всё пытаюсь применить на своей ситуации. Из последнего: у меня очень остро строятся отношения с ребёнком в процессе обучения. Мы на семейном (домашнем обучении), и я ей преподаю, есть несколько предметов, которые просто… Ну вот мы их открываем — и всё, это просто война. Как, например, я могу применить это к ребёнку 8 лет? Это же реально? Но у меня такое ощущение, что сделала это формально, то есть я пока не чувствую, как бы это сработало.
00:09:55 БРСС: Как можно с ребёнком, понять и принять ребёнка? То есть точнее — понять и принять себя – первый шаг. Понять и принять ребёнка второй шаг, и третий шаг – это задать вопрос в духе служения или сделать предложение в духе служения. Кто-то может предложить схему?
00:10:42 Из зала: Нежелание именно заниматься русским, который основополагающий предмет, его придётся сдавать, забить на него невозможно. Продвигаться дальше в конфликтную ситуацию не перспективно, потому что портить отношения – это знаний не прибавляет. Я пока за последний месяц не смогла эту ситуацию решить в положительном ключе, конфликт он как-то усугубляется.
00:11:02 БРСС: Мадху-Гопал или кто хотел попробовать? Матаджи? Назад передай. Нет? Тогда матаджи можно передать вперёд.
00:11:24 Из зала: Харе Кришна! Мой ребёнок, 8 лет, тоже на семейном образовании. И мы решаем эти вопросы тем, что я покупаю такие пособия, в которые мы можем с ребенком играть. И он изучает не правила из учебника, а в игровой форме по сути эти правила изучает. То есть, по сути, мы играем в игру, но потом, когда я предлагаю ему придумывать сказку – он эти все правила знает. Ну то есть получается, что я удовлетворена тем, что он прошёл материал, а он удовлетворен тем, что он играл в это время.
00:10:56 БРСС: Похоже, что служение ребенку – это игра. Потребность ребёнка в игре, потребность взрослого в обучении, если это совместить, то это принесёт пользу всем.
00:12:18 Из зала: Моему сын 9 лет, и тоже с русским почему-то совсем не дружит. Получается, что мы сюда приехали тоже диктанты писать. Он не на семейном обучении, а в общеобразовательной обычной школе, и договор у нас был, что всё равно раз в день 50 слов ты пишешь. Вот он мучается, мучается, пишет, откладывает до невозможности. Сегодня тоже договорились: «Какой диктант сегодня будем писать?» — «Слушай, а давай молитвы попишем». То есть, компромисс, я ж могла сделать: «Нет, диктант!» Но говорю: «Ну давай попишем молитвы». Там, конечно, такие слова, что в одном слове три ошибки, но он сделал ещё и работу над ошибками. То есть и диктант написали, и пошла ему на встречу, может быть как-то так. А раньше: «Нет! Я сказала!» — значит так и будем. Вот решила попробовать на практике вчерашнее упражнение, и мне понравился результат.
00:13:10 БРСС: То есть вы спросили у него: «Что можно сделать, чтобы вдохновить тебя писать?» Очень хорошо.
Из зала: не слышно
БРСС: А почему нет? Конечно.
Из зала: А, матаджи, вы спрашивали прямо ребёнка: «Как бы ты поступил на моём месте?» Матаджи?
Из зала: Не помню, вот так вот осознанно не помню.
Из зала: Ну вот ты пойми, вы должны дать этот материал. Вы это уже понимаете, я понимаю, что ты не хочешь этого делать, я в твоем возрасте может быть тоже не хотела. Но вот как бы ты поступил на моем месте?
Из зала: Нет-нет, просто я не хотела делать это задание….
00:14:04 БРСС: Если не хочешь, что можно сделать чтобы ты захотела? То есть для того, чтобы повлиять на человека, надо контакт установить. А так естественно: мужчины — женщины, взрослые — дети, разные уровни сознания, разные интересы. Но до тех пор, пока мы не поняли интересы человека, мы не сможем с ним контакт установить.
00:14:48 Из зала: Я уже бабушка, у меня внуки ещё маленькие, дети уже выросли. Но я хотела бы добавить вот что: если человек, ну вот, допустим, мама вдохновлена сама какой-то темой, которую она пытается донести до ребёнка, тогда это доходит как бы лучше. Но самый лучший вариант, если это допустим в песне, в стихе, ещё как-то.То есть добавлять какое-то своё творчество, и тогда ребёнок будет это лучше воспринимает. Вот такое дополнение.
00:15:23 Есть такие методики, которые, если трудно воспринимается, то любую другую [методику] берёшь, и не просто вот я тебе это рассказываю, а давай мы с тобой пропоём, а давай мы с тобой протанцуем какое-то правило. У меня была младшая сестра, и она никак не могла понять некоторые упражнения. Например, Лариса-крыса. А её Лариса звали. И вот мы вот это разбирали: если Лариса-крыса, то у крысы имя – Лариса. А если ты моя сестра — Лариса, то я могу сказать, что ты крыска, где-то что-то, в такой вот форме. И это как-то упало на нужное зерно, и нормально всё было.
00:16:08 БРСС: Хорошо. Удовлетворяет ответ?
00:16:10 Из зала: - я просто понимаю, что я, похоже, вот, в понимании себя, что я избегаю этих усилий... потомучто ну... я всё время с ребёнком, все эти предметы... и плюс нужно ещё добавлять все эти методики, игровой формат.. это прямо усилие... ну...
00:16:08 БРСС: Не хочется прикладывать усилия, да? Та же самая тема: хочется всего, как можно больше и бесплатно. Стандартная русская тема. Непринятие своих эмоций, возможно также. Хорошо, то есть понятно по тому, что мы прошли, будем надеяться, что не мимо прошли.
00:17:10 Из зала: Не совсем понял, как надо формировать диалог. То есть вы говорили, нужно с позиции «я», а не с позиции «ты». Какое развитие правильное должно быть, чтобы донести до человека.
БРСС: Да, что я могу сделать для тебя?
Из зала: Да, как правильно формируется вопрос с позиции именно «я»? Не совсем понятно это.
БРСС: Что я могу сделать для тебя?
Из зала: И всё? Окей. Ну просто можно же по-разному это понять, что «я» как бы с позиции эго, что я вот лучше знаю, и ты делай как я говорю тебе.
00:17:47 БРСС: Ну поэтому мы говорим, что вопрос должен быть в духе служения, а не в духе подавления. То есть, если в духе подавления, то это ложное эго, а если в духе служения, то это истинное эго. То есть от эго мы не сможем уйти никуда, потому что мы личности, так или иначе. Но важно, чтобы это не было ложным эго. Чтобы это было истинное эго. А истинное эго – это служение, служение Кришне, служение преданным, и действие на благо окружающих.
00:18:34 Из зала: Махарадж, вот мы постоянно говорим о том, что нужно взять ответственность, а что делать людям, у которых гиперответственность за свои эмоции и за чужие эмоции. Получается, что когда решаются конфликты, ты берёшь ответственность за себя, за другие эмоции, постоянно решаешь эти конфликты, и потом ты устаёшь от этого, потому что ты постоянно все решаешь.
00:18:53 БРСС: Естественно, что мы говорим о том, что медитация должна быть на благо, и если мы, например, иногда мы перегибаем со служением, то мы делаем людей совершенно несамостоятельными. В своё время, когда я руководил общиной и храмом, у меня была такая тенденция – все вопросы закрывать, все проблемы решать за всех.
00:19:28 И один раз мы принимали духовного учителя, и я попросил одного из брахмачарьев позвонить в соседний храм для того, чтобы предупредить когда духовный учитель приезжает к ним, чтобы они встретили. И он подходит ко мне и говорит: «А как набирать номер?» И я понял, что я перестарался. И после этого я уже вместо того, чтобы решать их проблемы за них, я их просто заставлял самих думать, и самим решать свои проблемы. Дозвонились, да. Но для меня был шок, когда он спросил: «А как номер набрать?»
00:20:27 Из зала: Ну то есть это тоже нужно уметь делать, дать человеку понять, что он сам должен это решить. Но вот как не задеть эти чувства?
00:20:36 БРСС: Да, то есть, естественно, что люди всегда будут стремиться сделать так, чтобы мы за них всё сделали, но от этого надо постепенно отучать. Ну вот у меня буквально недавно такая ситуация была. Мы вместе с одним очень талантливым брахмачарьем какие-то вип-вопросы решали, и он настаивал на том, чтобы, например, встреча с какими-то государственными чиновниками — и чтобы я обязательно пошёл, или встреча с какими-то очень влиятельными общественными или религиозными лидерами, чтобы я обязательно был.
00:21:30 Я говорю: «Зачем тебе я? Ты гений, ты можешь идеально договариваться, ты можешь все вопросы решать». И он говорит: «Ну я потом могу решать, но вот первую встречу важно, чтобы вот я был не один... и так далее». Там уже просто мы обсуждаем и решаем, что действительно ли настолько важно моё присутствие, то есть, если он меня убедит, что без меня там ничего не произойдёт — то хорошо. А если — нет, если у него недостаточно аргументов, тогда я ему говорю: «Ты сам решай все эти вопросы». Ну это такой страх естественный, что человек боится какие-то ошибки совершить, если деятельность очень ответственная, поэтому всегда проще на кого-то переложить эту ответственность.
00:22:30 Из зала: А как быть, если человек сам не даёт никому эту ответственность. Ну вот вплоть до того что: а как набирать номер, куда пальцем крутить и такое бывает. Я к чему говорю: допустим мама, она контролирует всё, всех трёх братьев и меня, хотя мы все довольно взрослые. Ну как бы я-то ладно девушка, а они уже взрослые мужчины, но они до сих пор, когда я говорю допустим: «Миш, приедь ко мне, нужно кое-что отремонтировать». Он говорит: «Сейчас у мамы спрошу». И вот уже примерно как с брахмачарьи — «А я ничего не умею сам», и мама это видит и всё равно пытается контролировать, и сейчас она на меня обиделась, что я вот просто не поздравила её с новым годом именно тогда, когда ей хотелось. Я позвонила до, позвонила после, но она реально на меня обиделась. «Такой праздник, чуть ли не святой. Ты не могла мне позвонить вовремя?» —«Ну, говорю, мам, занята была». Но реально получается, что я её обидела.
00:23:36 БРСС: Как перевоспитывать таких людей?
00:23:36 Из зала: Наверное, их не перевоспитать, потому что уже достаточно взрослые. А как вот мне себя вести с позиции принятия, чтобы ей не сделать больно.
00:23:42 БРСС: Почему нет? Можно попробовать по крайней мере перевоспитать. И это делается вопросами, например, задать вопрос: «Вот тебе нравится уровень ответственности или самостоятельности в твоих детях?»
00:23:59 Из зала: Обижается, спрашивала.
БРСС: Что говорит?
Из зала: Обижается, говорит: «Ты понимаешь, ты можешь себе позволить поехать куда-нибудь, отдохнуть к своим друзьям или ещё что-то, а я вынуждена работать». Говорю: «Мамулечка, пожалуйста. Вот у тебя трое сыновей, отдай им, научи их работать и пусть они работают» — «Нет, надо контролировать». А что их там контролировать взрослые мужчины, я не понимаю.
00:24:21 БРСС: Если вы говорите человеку, то это больше воспринимается как навязывание. А если вы больше задаёте наводящие вопросы, то наводящие вопросы заставляют задумываться.
00:24:33 Из зала: То есть как это с позиции «я» сделать, не знаю, тут честно не знаю, как сказать.
БРСС: Ну можно так и сказать: «Я вижу, что ты очень загружена. Что я могу сделать, чтобы тебя разгрузить?»
Из зала: Нет, обычно говорится следующее: «Денег дай». И всё.
БРСС: Деньги для чего?
Из зала: Ну последний раз она не могла представить себе жизнь без бассейна. В итоге я продала квартиру, она построила себе бассейн, деньги мне не вернула. Как-то так. Ещё и говорит: «Ну и что, мы тоже в такой малюсенькой квартире всю жизнь прожили, чем ты лучше?»
00:25:31 БРСС: Ну да, то есть когда, если уже понятно, что человек эгоистично хочет жить, то надо спросить, то есть чем-то я могу помочь тебе избавиться от проблемы?
Из зала: Да, спасибо, поняла вопрос, спасибо.
БРСС: Я в таких ситуациях иногда вынужден жёстко поступать и задавать такие отрезвляющие вопросы, например: «Мне интересно, есть у тебя желание продолжать со мной отношения? Если есть, то тогда давай договоримся, мы будем делать так-то и так-то». То есть, как говорится, взаимный выигрыш или сделка отменяется. То есть иногда, если человек ну совсем «дубовый», приходится его ставить перед таким выбором. Что если хочешь со мной отношения продолжать, то тогда нам надо определиться.
00:27:00 Хорошо, всё разобрали, двигаемся дальше? Хорошо, было ещё одно пожелание, мне кажется, очень важное. То есть два пожелания было. Одно – это по предназначению, а второе — по установкам и достижению целей. Но среди этих двух тем приоритет, конечно, – это предназначение. Потому что прежде, чем достигать цели, вы должны понять, кто вы и зачем вы вообще хотите достигать какие-то цели.
Кто вы и зачем вы вообще хотите достигать какие-то цели
00:27:54 И в «Бхагавад-гите» есть один стих, который по факту является историческим для каждого из нас. То есть, если бы не этот стих, Шрила Прабхупада бы не поплыл бы в Америку. Если бы он этого не сделал, никто бы из нас так и не познакомился бы с сознанием Кришны никогда. Кто-то знает о каком стихе идет речь?
Нет. Какой? Нет. Нет. А? Какой? 2.41. Да.
00:28:52 Это один из стихов, которому мы… то есть фактически это тот стих, которому мы обязаны тем, что мы вообще соприкоснулись или узнали о сознании Кришны, поэтому мы его прочитаем. И Шрила Прабхупада в своем комментарии ссылается на тот самый комментарий, который послужил вот такой последней каплей, благодаря которой он принял такое радикальное решение. Практически в 70 лет плыть на противоположную точку земного шара и начинать глобальную миссию. Давайте послушаем внимательно.
00:29:44 व्यवसायात्मिका बुद्धिरेकेह कुरूनन्दन ।
बहुशाखा ह्यनन्ताश्च बुद्धयोऽव्यवसायिनाम् ॥ ४१ ॥
Вйавасайатмика буддхир
экеха куру-нандана
Баху-шакха хи анаташ ча
буддхайо вйавасайинам
Идущие этим путем решительны и целеустремлены, и у них одна цель. О потомок Куру, многоветвист разум тех, кто нерешителен.
Комментарий: Разум человека, твердо верящего в то, что, действуя в сознании Кришны, он достигнет высшего совершенства жизни, называется вйавасайатмика. В «Чайтанья-Чаритамрите» (Мадхья, 22.62) сказано:
Шраддха-шабде – вишваса кахе субрбха нишчайа
Кршне бхакти каиле сарва-карма крта хайа
00:30:30 Верой называют твердую убежденность в существовании высшего начала. Тому, кто посвятил себя деятельности в сознании Кришны, нет нужды заниматься какой-либо мирской деятельностью и выполнять обязанности перед семьей, страной или человечеством. Результаты деятельности человека зависят от хороших или дурных поступков, которые он совершил в прошлом. Однако тому, в ком проснулось сознание Кришны, больше не нужно стремиться к положительным результатам в своей деятельности. Все действия человека, обладающего сознанием Кришны, становятся абсолютными, иначе говоря, к ним больше не приложимы такие понятия, как «хорошее» и «плохое». Высшей ступенью практики сознания Кришны является отказ от материальных представлений о жизни, и тот, кто развивает в себе сознание Кришны, рано или поздно обязательно достигнет этого уровня.
00:31:34 Целеустремленность в сознании Кришны основывается на знании. Васудевах сарвам ити са махатма су-дурлабхах. Человек, обладающий сознанием Кришны – это поистине редкая душа, он полностью осознал, что Васудева, Кришна, является причиной всех причин. Поливая корни дерева, мы поим водой его ветви и листья, и точно также, кто действует в сознании Кришны, приносит высшее благо всем – себе самому, своей семье, обществу, стране и всему человечеству. Если Кришна доволен его действиями, все остальные тоже удовлетворены.
Вот это важное утверждение, которое Шрила Прабхупада повторяет много раз в своих комментариях, ссылаясь на этот знаменитый текст из «Бхагаватам», из «Шримад Бхагаватам» (4.3(1) текст 14):
Йатха тарор мула-нишечанена
Трипйанти тат-скандха-бхуджопашакхах
Пранопахарач ча йатхрийанам
Татхаива сарварханам ачйутеджйа
00:32:28 Кто поливает корень дерева, он приносит благо всему дереву, и только лишь по этой причине человек, который в сознании Кришны действует, не обязан больше никому и ничему, то есть это не обозначает, что он искусственно отрекся от всех и ото всего. Это обозначает, что он, служа Кришне, приносит благо и удовлетворяет всех естественным образом.
00:33:07 Служить Кришне лучше всего под опытным руководством духовного учителя, истинного представителя Господа, который знает наклонности и способности своего ученика и всегда может подсказать, как правильно действовать в сознании Кришны. Поэтому, чтобы овладеть наукой сознания Кришны, надо действовать с решимостью и беспрекословно подчиняться представителю Кришны, духовному учителю, считая его указания миссией своей жизни.
Это вот как раз та самая ссылка на комментарий, который подтолкнул Шрилу Прабхупаду на такой отчаянный шаг, который ему чуть ли жизни не стоил, он мог в принципе и не доплыть, но стих говорит о целеустремленности. А комментарий говорит — цель даёт духовный учитель, и поэтому надо именно на этой цели сосредоточиться.
00:34:10 И также очень важно, что духовный учитель — это тот, кто знает природу, наклонности и способности своего ученика, всегда может подсказать как правильно достичь сознания Кришны. Несколько слов позже скажем.
В своих знаменитых молитвах, обращенных к духовному учителю, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур дает нам следующие наставления (из Шри Шри Гурв-аштаки):
Йасйа прасадад бхагават-прасадо
Йасйапрасадан на гатих куто пи
Дхйайан стувамс тасйа йашас три-сандхйам
Ванде гурох шри-чаранаравиндам
«Удовлетворяя духовного учителя, мы тем самым удовлетворяем Верховного Господа. Не удовлетворив духовного учителя, невозможно обрести сознание Кришны. Поэтому надо три раза в день погружаться в мысли о духовном учителе, молить его о милости и в почтении склоняться к его лотосным стопам».
00:35:10 Итак, в основе деятельности в сознании Кришны лежит совершенное знание о душе, не имеющей ничего общего с телесными представлениями о жизни, - не теоретическое, а основанное на опыте знание, обладая которым живое существо никогда не станет потакать своим чувствам и заниматься кармической деятельностью. Однако те, кто не развил в себе целеустремленность, сбиваются с этого пути, прельщаясь различными видами кармической деятельности.
То есть возвращаясь вот к этой теме, что духовный учитель – это истинный представитель Господа, который знает наклонности и способности своего ученика и всегда может подсказать как правильно действовать в сознании Кришны.
00:36:05 Рассматривая пример Шрилы Прабхупады, для нас это идеальный образец того, каким должен быть преданный. Очень интересно, что с первой же встречи с духовным учителем, мы знаем, он получил сразу такую глобальную миссию – распространять сознание Кришны в англоязычных странах. Иногда мы можем подумать: «А вот почему, например, нам, почему мне духовный учитель не дает такую глобальную миссию?» Ну то есть что-то серьёзное хотелось бы, эксклюзивное.
00:37:10 Но простая вещь — серьёзные и эксклюзивные наставления даются кому? Серьёзным и эксклюзивным людям, то есть необходимо соответствовать. И не зря Шрила Прабхупада говорит здесь о том, что духовный учитель знает склонности и способности ученика. Вот первая его встреча с Бхактисиддханта Сарасвати была очень интересная, потому что… Во-первых, лекция была на английском в Калькутте, в принципе, Калькутта была вообще столицей Британской Империи, по крайней мере столица Индии, когда она находилась под Британским правлением. Калькутту называли жемчужиной, то есть или как там говорили, главной драгоценностью в Британской короне.
00:38:10 То есть там достаточно было людей, которые в принципе английский знали, хотя это Бенгалия. Но Бхактисиддханта Сарасвати тоже бенгалец, но он говорил на английском, лекцию давал на английском языке. Почему? Потому что он опять-таки действовал в духе истинного отречения. А истинное отречение обозначает: всё связывать, всё использовать в служении Кришне. И он видел, что британцы очень сильно подавляют сознание Кришны в людях. Навязывают свои какие-то материалистические ценности и взгляды. И для того, чтобы этому английскому влиянию противостоять, нужно это делать на английском языке.
00:39:21 То есть элементарно, и поэтому он проповедовал на английском языке, потому что он хотел привлечь, это было престижно – говорить на английском. Например, в своё время, до революции ещё, Петербург был столицей, и все культурные и образованные люди говорили на французском. Это считалось очень престижным. Они по-русски вообще не говорили, хотя они знали русский замечательно. То есть это был признак человека, относящегося к элите. Тоже самое было в Калькутте. То есть люди, относящиеся к элите, они говорили на английском. Соответственно, Бхактисиддханта Сарасвати хотел повлиять на элиту.
00:40:23 Английский выучил сам по словарю, за три дня. У него была фотографическая память. Просто знаете, словарь загрузил себе да за три дня и вышел, и он говорил на таком английском языке, что даже британцы в словарь лезли для того, чтобы понять о чём речь. Даже они таких слов не знали, потому что он буквально всё сфотографировал, перенёс файл. Ну, гений был. Когда у Шрилы Прабхупады спрашивали: «Можете ли вы что-то сказать о духовном учителе?» Он говорил: «Ну что я могу сказать — это человек с Вайкунтхи». Даже внешний вид его — бенгальцы обычно маленькие щупленькие, а Бхактисиддханта Сарасвати чуть ли не под два метра ростом, такой как Господь Чайтанья.
00:41:23 Он вообще, знаете как ледокол среди шлюпок, среди бенгальцев выделялся. То есть ему даже, каких-то усилий особых не надо было, чтобы проповедовать, он просто своим видом всех просто покорял. Он говорил исключительно на английском, и обычные люди, которые не относились вот к этому элитному слою, им просто было нечего делать даже на этой лекции. Но друг Шрилы Прабхупады его вдохновил пойти. Шрила Прабхупада не очень хотел, потому что он не очень верил, что есть какие-то настоящие садху. Но тем не менее друг ему говорит: «Нет, он сильно отличается», и они пошли, он говорил на английском языке. Но он говорил о миссии Господа Чайтаньи, о ценности сознания Кришны, ведической культуре и важности распространения этого послания. И поскольку Шрила Прабхупада родился и вырос в вайшнавской семье – это было для него близко.
00:42:43 Он ценил, он знал ценность сознания Кришны. Он не находился под британским влиянием, он даже отказался от диплома, хотя он закончил Шотландский колледж, но он отказался от диплома в знак протеста. И соответственно, присоединился к движению неповиновения, гражданского неповиновения Ганди. И все эти люди, которые участвовали в этом движении, у них была не то чтобы униформа, но они одевались определенным образом.
То есть можно было легко узнать сторонника Ганди, потому что они не носили английскую ткань, они носили — была такая домотканая одежда, она такая более грубая. И шапочки у них были такие.
00:43:44 И вот Шрила Прабхупада, соответственно, в такой домотканой одежде и в шапочке пришёл, явно было сторонник Ганди. После лекции он задал вопрос. И его вопрос заключался в том, что о какой проповеди сознания Кришны мы можем говорить, если наша страна сейчас находится в рабском положении, под игом британцев, вначале надо избавиться от колонизации, и потом уже можно говорить о распространении сознания Кришны.
В принципе, с материальной точки зрения очень логично. Что если, например, вы пытаетесь что-то построить, а кто-то это разрушает. Вначале нужно избавиться от того, кто разрушает, а потом уже строить.
00:44:50 Но Бхактисиддханта Сарасвати дал ему потрясающий ответ. Он говорит ему: «А что, разве Кришна зависит от британского управления?» Если Кришна не зависит, это обозначает, что сознание Кришны тоже не зависит ни от чего. И поэтому распространять сознание Кришны надо именно сейчас, именно это является главной задачей.
И Шрила Прабхупада был поражён, потому что он размышлял в политической сфере. Британцы – враги, индусы – свои. От британцев избавиться, индусам дать сознание Кришны. Бхактисиддханта Сарасвати поднял его на трансцендентный уровень: какие свои-чужие, все — частицы Кришны. Кришна – не только индийский Бог, Кришна – это Верховный Господь для всех.
00:45:50 Шрила Прабхупада принял сразу же и он понял – это мой духовный учитель. Потому что такой глубокий ответ он никогда не мог себе даже представить. И всё – он просто замолчал, и он был поражён этим ответом. И Бхактисиддханта Сарасвати ему сказал: «Ты разумный молодой человек, знаешь английский, почему бы тебе не проповедовать в англоязычных странах. Почему бы тебе не проповедовать сознание Кришны на английском языке?» То есть фактически он ему сказал: «Ты можешь делать тоже самое, что делаю я сейчас». То есть он его признал фактически равным себе с первой встречи.
00:46:35 Действительно это поразительный пример, когда духовный учитель сразу же даёт, то есть сразу же принимает человека, которого он в первый раз в жизни видит, на равном уровне и даёт ему такую ответственность.
Но важно понять, почему это произошло. Потому что Бхактисиддханта Сарасвати видел, этот человек, во-первых, образованный – раз. Во-вторых, вайшнав – два. В-третьих, уже что-то пытается делать для миссии. Пусть не на духовном уровне, пусть на политическом уровне, но он взял ответственность уже в своей жизни. То есть единственное что надо – поднять его уровень сознания с политического – на духовный, остальное у него есть.
В#00:47:38# Все данные есть, то есть это очень важный момент, то что если мы хотим, чтобы Гуру, Кришна и преданные доверили нам какую-то серьёзную ответственность, первый шаг – мы должны взять ответственность, не дожидаясь пока нам скажут об этом. То есть мы должны начать делать уже что-то серьёзное в своей жизни прямо сейчас. Это предварительное условие.
00:48:20 То есть если мы хотим, чтобы к нам серьёзно относились, мы должны сами к себе серьёзно относиться. Какие-то вопросы на эту тему есть? Или мы уже дальше пойдем? Будем практикой заниматься?
Из зала: Харе Кришна! Вот вы сейчас сказали, что надо самим не дожидаться указаний, а взять какую-то ответственность и как бы начать что-то делать. А потом уже Гуру сможет скорректировать, я так понимаю? А соответственно стоит вопрос: что взять, как догадаться, примерно в каком русле мыслить?
БРСС: Как раз таки об этом мы и сегодня будем не только говорить, но и практиковать. Это определение своей личной миссии. Ещё какие-то вопросы есть или все уже готовы определяться?
00:49:32 Хорошо, тогда запишите три момента, опять-таки это мы берём из Гарвардских материалов. Я надеюсь, на меня никто в суд не подаст за нарушение авторских прав. То есть, как мы говорили – одно занятие по этим материалам – 2000 долларов с человека.
[Из зала, непонятно, смех]
БРСС: В этом не сомневаюсь. Но это реально очень серьёзные материалы, поэтому они действительно ценятся, потому что они работают. И первое то, что рекомендуется – это вспомнить детство. То есть, что вас вдохновляло с самого детства? Что для вас было самым интересным, самым ценным, самым главным? К чему вы стремились? Первый вопрос: вспомните детство. Что вас больше всего вдохновляло в детстве?
00:51:15 Второй вопрос: трудности. Какие трудности вас вдохновляют? Какие-то трудные ситуации, на которые вы идёте вполне сознательно, потому что вы вдохновлены. Потому что в жизни много трудностей, но каких-то мы избегаем. Правильно? А на какие-то мы идём вполне осознанно. И третье – это ценности. Что для вас является самым высшим в вашей шкале ценностей?
00:52:19 Можно написать несколько и посмотреть, что является самым главным. Ну удовлетворить духовного учителя – это достаточно общее определение. Для того, чтобы достичь какой-то цели – важна конкретика. Если конкретики нет, говорится, что легче всего попасть, если никуда не целишься. Вот поэтому для того, чтобы достичь цели, нужно прицелиться, должна быть конкретика, у вас есть какие-то личные ценности, какое-то кредо. Что для вас ценнее всего? И вот в ценности как раз таки проявляется личная миссия.
00:53:35 А чем раньше, тем лучше. Потому что природа проявляется с самого начала. Вы же наверняка слышали, что одна из самскар ведических — как определяют природу ребенка: когда он ещё даже не разговаривает и даже не ходит толком. Разные предметы возле него кладут и смотрят: к чему он тянется, то есть природа с самого начала проявляется. Поэтому чем более раннее детство вам удастся вспомнить, тем лучше.
[Из зала, непонятно]
00:54:33 БРСС: Да, конечно. Потому что основные вещи мы проносим через всю жизнь. Это уже природа тела, не только грубого, но прежде всего тонкого, потому что тонкое тело наиболее важно в человеческой жизни.
[Из зала, непонятно]
БРСС: Лучше самому, то есть самые ранние воспоминания, которые мы можем вспомнить, примерно так. То есть какие самые ранние воспоминания, которые у вас есть. Вот от них можно отталкиваться. Понятно? Микрофон передайте матаджи.
00:55:34 Из зала: А если есть уже какое-то понимание того, какая миссия, какая есть деятельность, которая привлекает, и даже есть по ней наставления. Это мы сейчас как бы расширяем, куда я ещё могу стремиться или уже внутри неё? Сформировалось уже понимание или мы ещё его расширяем?
БРСС: Ну, у вас уже есть ответы на все вот эти вопросы? К чему вас в детстве тянуло и на какие трудности вы идёте добровольно? Хорошо, здорово. У кого ещё с миссией все определено?
[Из зала, непонятно]
БРСС: Ну эти ответы помогут понять свою природу и природа поможет понять миссию.
[Из зала непонятно]
00:56:33 БРСС: Как мне прийти? О целях? О целях мы будем говорить, может быть завтра. Хорошо. Ну если [цель] определена, то вам будет очень легко ответить на эти вопросы. Давайте тогда в парах друг другу ответьте на эти три вопроса. Если вы свою миссию определили, то можете помочь ещё кому-то определиться. Время по пять минут на каждого.
Харе Кришна.
00:57:23 Кто закончил, поднимите пожалуйста руки. Все закончили. Кто не закончил – заканчиваем.
Давайте посмотрим, кому удалось определить свою миссию, поднимите пожалуйста руки.
Ещё раз. Поднимите руки, кому удалось благодаря упражнению определиться со своей миссией. Один только прабху. Два, три, вау! Самый молодой участник определился с миссией! Как его зовут? Влад, какая у тебя миссия? Секретная?
[Из зала, непонятно]
БРСС: Да, я надеюсь, что все упражнения правильно сделали, а не просто поговорили, приятно провели время. Какие-то вопросы?
00:58:57 Из зала: Харе Кришна! Такой вопрос: провёл какую-то часть жизни, как она была, скажем так, были ценности. Познакомился с этими знаниями, и они прививают тебе новые ценности. И с одной стороны старые ценности тебя не вдохновляют, а новые ценности — ты их на разуме вроде принимаешь, но они тобой ещё не прожиты. Вот как в такой ситуации быть?
БРСС: Старые ценности уже не вдохновляют, а новые ещё не приняты? Интересно, пограничная ситуация? Очень важно увидеть связь всего того, что в жизни происходит.
00:59:45 Потому что… Ну, во-первых, никто же, я надеюсь, никто же вас не заставил под дулом пистолета взять в руки чётки и начать повторять мантру. То есть всё же добровольно, то есть это ваш осознанный выбор. Получается, что-то же вас привлекло и получается, что какие-то ценности являются вашими в сознании Кришны. Поэтому это следующее упражнение, которое, как я надеюсь, каждый из вас может сделать, и оно, в принципе, может помочь, если вы до сих пор так ещё и не определились со своей миссией. Мы, по-моему, упоминали об этом, что для любого преданного не сложно ответить на вопрос: как я пришёл в сознание Кришны?
01:00:50 А вот ответить на вопрос: а зачем я пришел в Сознание Кришны? Да, быть счастливым – это в принципе неплохо, но всё равно счастье – это такое понятие очень широкое. Если быть счастливым, то что именно делает меня счастливым в сознании Кришны? Понятно, что мы пришли сюда не для того, чтобы страдать. Но что именно делает счастливым, что именно вдохновляет, что именно интересует, в чём оно проявляется? Старайтесь конкретизировать: какое именно служение. То есть любовь к Богу, служение – это такие общие фразы. Необходима конкретика, потому что миссия – это конкретная вещь.
01:02:08 [Из зала, непонятно]
Даже, если у человека нет личного духовного наставника, если он приходит через книги Шрилы Прабхупады — Шрила Прабхупада является таким наставником.
Из зала: Харе Кришна! В процессе выполнения задания у нас возникло немножко недопонимание. Трудности, то есть вдохновение преодолевать трудности. Как это можно вообще понять? Меня лично вдохновляет всегда цель, я просто трудности преодолеваю ради цели. Если я какие-то трудности не преодолеваю и я об них спотыкаюсь, я делаю вывод, что значит мне цель не так была важна, либо что-то пересилило в данный момент, какая-то другая цель. И как вот это можно осознать. Как-то у меня в голове не укладывается, как что-то трудное может вдохновлять?
БРСС: Все правильно, то есть это все связано с целью. Если цель вдохновляет, то вы готовы идти на любые трудности. Харе Кришна. Микрофон прабху передайте пожалуйста.
01:03:38 Из зала: Харе Кришна! Махарадж, а вы можете рассказать о своём ответе на этот вопрос, если это возможно? Чтобы было правильное понимание, потому что мы здесь наспекулировали. А у вас есть точное понимание миссии, мы видим, что вас оно заставляет светиться и приезжать в разные страны, в том числе и сюда, если возможно.
БРСС: В страну под названием Сочи. Ну однозначно с детства меня вдохновляло делать что-то для других, как-то помогать другим. Трудности, на которые я добровольно шёл… В принципе я с детства тоже верил в Бога, с этим у меня не было никаких проблем никогда, потому что вся семья, все родственники были верующими людьми. И у меня был опыт того, что Бог отвечает на молитвы и так далее.
01:04:46 В молодости я был диссидентом, боролся с Советской властью. Меня практически посадили в тюрьму уже за это, и единственное, что меня спасло – это то, что Советский Союз развалился в 1986 году. Поэтому то, про что я говорил, за что меня хотели судить, — об этом все начали говорить в открытую в принципе. Уже не могли мне ничего предъявить. То есть это были трудности, на которые я шел добровольно, вполне осознанно. Соответственно, самая главная ценность для меня и самое главное вдохновение – это то, что Шрила Прабхупада выразил в первой цели ИСККОН. Это систематическое распространение духовного знания в обществе в целом, и обучение всех людей методам духовной практики для устранения дисбаланса в системе ценностей общества и достижение истинного единства всех людей и мира во всем мире.
01:06:00 В свое время я был также пацифистом. То есть «мир во всем мире» — был для меня высшей ценностью. И естественно, когда я столкнулся с сознанием Кришны, это меня больше всего вдохновило — вот оно духовное решение вообще всех проблем, то, что может как бы помочь практически всем людям осуществить их мечту. Как «Битлз» в свое время пели в своей песне «Imagine» — «представьте себе, что все люди живут мирной жизнью». Вы можете сказать, что я мечтатель, но я не единственный такой, таких много. Вот это то, что меня вдохновило и то, что мной до сих пор движет, ничего в принципе не поменялось. Поменялись просто средства, а цель осталась та же самая. Харе Кришна.
01:07:18 Из зала: Так вот вы говорите, что миссию определяет духовный учитель, он как бы дает благословение на эту миссию. Как это сочетается с тем, что мы сами должны взять миссию?
БРСС: Это очень хорошо сочетается. Я надеялся, что на примере Шрилы Прабхупады это будет очевидно, что он взял ответственность, но необходимо было поднять его миссию с политической на духовную платформу. Это то, что Бхактисиддхант Сарасвати сделал, то есть Шрила Бхакти Пурна Махарадж приводит очень понятный пример, что если у вас есть золотой слиток – из него можно сделать золотые украшения. Из чугуна золотые украшения не получится сделать при всем желании. Правильно? То есть, если вы уже что-то из себя представляете, вас можно занять в служении Кришне.
01:08:22 То есть должна быть основа у человека, если он уже ответственно подходит к своей жизни, то можно ему дать ответственность в служении Кришне, в сознании Кришны. Если человек не ответственный, то кто ему даст серьёзное служение, это будет гарантированная проблема. Хорошо. Ещё какие-то вопросы? Или вы готовы ответить на самый главный вопрос: зачем вы пришли в сознание Кришны? Что вы здесь потеряли?
01:09:14 Из зала: Ну мы вот сейчас обсуждали эти вопросы, и я не знаю насколько точно это будет, но тем не менее поделюсь своими мыслями, которые сейчас пришли. У меня кредо такое внутреннее, что всегда стремиться к свободе, всегда вот такая независимость какая-то должна определенно быть. И вот, когда я встретился с сознанием Кришны, эту вот независимость, свободу, я заметил вот эту вот и меня вот это больше привлекло. Тут же вот Прабхупада постоянно в книгах пишет, что мы должны от стереотипов материальных там отказаться, то есть человек — душа, он живет вечно, какая-то свобода тоже. И вот меня вот это привлекло сильно, как-то сэкзальтировало, коннект произошёл с внутренней потребностью и с этим учением.
01:10:10 БРСС: Да, о свободе Шрила Прабхупада очень многое говорит в комментариях, особенно в первой песни «Бхагаватам», естественно, что, как он говорит, настоящее служение Кришне начинается после уровня освобождения. То есть свобода – это предварительное условие, после которого человек может занять себя служением Кришне. Если свободы нет, то реального служения Кришне не будет, будет какое-то рабство, будет что-то такое принудительное, может из страха или ещё из каких-то материальных побуждений человек будет делать что-то для Кришны, но это не будет служение настоящее. Потому что настоящее служение – это миссия, это то, для чего я вообще родился.
01:11:10 Как Марк Твен говорит, два дня являются самыми главными в нашей жизни: первое — это день, когда мы родились. И в принципе мы с этим согласны, потому что человеческая форма жизни…в принципе можно отпраздновать, что получили человеческую форму жизни, действительно большая ценность. Это один шанс из 8 400 000, и мы выиграли. Но второй — и это мой комментарий, что даже более важный день нашей жизни — это день, когда мы поняли, зачем мы родились. Ещё что-то?
01:12:06 Из зала: Харе Кришна! А что делать, если на эти вопросы смотришь, вспоминаешь своё детство, какие-то события не связанные, в общем как-то смутно это всё и не можешь уловить, я просто над такими вопросами в детстве не заглядывал, просто времени мало, надо помедитировать побольше.
БРСС: Да, вполне возможно, что даже можно помолиться Кришне, чтобы он дал память и дал понимание, помог эту йогу осуществить, увидеть связь, увидеть йогу.
Из зала: То есть, но в любом случае ответы должны быть? Для человеческой формы жизни, то есть просто забылись-затерлись, да? Спасибо.
Из зала: Харе Кришна, дорогой махарадж! А вот этот уровень свободы, на вайшнавском уровне — это ништха или что? Когда уже такое беспрепятственное служение Богу идёт, тебе уже не мешает ни ум, ни эго, ничто не мешает служить Богу. Это оттуда начинается?
01:13:28 БРСС: Да, скорее это даже выше, чем уровень ништхи, это скорее уже асакти.
Из зала: А ещё скажите пожалуйста, если определена природа, то как её связать с миссией? Какие-то надо вопросы подходящие задать или как это сделать? Можете чуть-чуть поподробнее?
БРСС: У нас природа в принципе одна и та же – природа служения. Но каким образом мы можем служить Кришне – это уже мы должны определить. То есть природа души – это служение. Какое именно служение – это уже мы определяем. И это тоже очень важный момент, который не все преданные понимают: мы сможем осознать свою чистую духовную природу, наверняка, все слышали про сварупа сиддхи — обретение совершенства, когда мы понимаем «кто я» в духовном мире. Так вот, для того, чтобы понять «кто я» в духовном мире, для начала нужно понять «кто я» в материальном мире. И занять вот эту свою природу в служении Кришне, и благодаря этому сознание, и мы приходим к пониманию того «кто я» в духовном мире.
01:14:52 То есть для того, чтобы достичь совершенства в служении, надо начать служить уже сейчас, то есть задействовать то, что у нас есть сейчас в служении Кришне по-настоящему. И по-настоящему полностью себя задействовать можно только действуя по природе. Почему? Потому что, если мы действуем по природе, то мы не только физическое тело занимаем, а мы также и тонкое тело занимаем: ум, разум, даже эго. Потому что эго – это то, с чем мы себя отождествляем.
01:15:34 Я не занимаюсь этим служением, это служение – это и есть «я», это моя жизнь. То есть без этого я не смогу жить – вот это настоящее служение. Что если у меня не будет служения, то и жизнь потеряет всякий смысл.
Из зала: Можно ещё вопрос? Правильно ли я понимаю, что может ответ на этот вопрос меняться с течением времени?
БРСС: Он не будет меняться, он будет корректироваться, уточняться и конкретизироваться, скорее всего.
01:16:34 Из зала: Последний вопрос. И всё-таки духовный учитель — он должен сверить твои планы с духовными планами, если у тебя есть цель, в том русле, в котором ты будешь продолжать жизнь, и понимать эту жизнь правильно.
БРСС: Отношения с духовным учителем – это очень интересный аспект сознания Кришны, потому что не зря преданные привлекаются разными духовными учителями, потому что сходные природы притягивают друг друга. И однозначно, даже иногда просто посмотрев внешне, можно увидеть, что у духовного учителя и учеников много общего. И да, не всегда духовный учитель, например, должен чётко сказать, чем ученик должен заниматься. У меня был очень интересный опыт с моим духовным учителем, потому что я как-то с ним достаточно близок был изначально, с первого года, со второго года своей духовной практики у нас уже было личное общение, и я мог ему служить. И в какой-то момент, когда я уже какие-то виды ответственности на себя брал, достаточно серьёзные, можно сказать. То есть был и президентом храма, и отвечал за регион, в котором было 16 центров, 16 храмов, достаточно большой уральский регион.
01:18:39 Был депутатом ДжиБиСи, то есть помогал высшему совету нашего общества, в его работе. Но меня всё это тяготило, потому что менеджмент.., то есть я мог это делать, но это меня не вдохновляло, меня вдохновляла проповедь. И в какой-то момент я решил просто передать все свои виды ответственности по менеджменту для того, чтобы полностью переключиться на проповедь. И я думал, что духовный учитель как-то это одобрит, но он сказал, что нет, всё-таки ты не должен был снимать с себя ответственность, то есть просто так ездить проповедовать тоже бессмысленно.
01:19:26 И я подумал, что ну, да, если он хочет, чтобы я какую-то ответственность на себя взял, то мне надо значит это всё-таки сделать, чтобы его удовлетворить. Я в то время проводил большую часть в Англии, и там был один город, в котором не было вообще преданных, и очень хороший потенциал для развития сознания Кришны. И это было одним из моих хобби — приезжать в новое место, где вообще никого нет, и там, так сказать, организовывать общину какую-то и так далее.
01:20:21 Сочи, был один из таких городов, мы с Дриштадьюмной прабху начинали, то есть не было никаких преданных, мы с ним вдвоём жили на протяжении года, книги распространяли, проводили программы, потом даже программу «Пища жизни» начали и так далее. Появились общины, то есть с этого всё началось.И меня это вдохновляло – взять приехать, с нуля и создать общину где-то в каком-то месте. Вот появился город в Англии, в котором не было общины, но хороший потенциал. Я подумал, что ну вот может мне поехать создать общину в новом городе, духовного учителя это может вдохновит. И параллельно, как-то так очень интересно, как только желание появляется, Кришна сразу возможности посылает.
01:21:24 Параллельно я ещё узнал, что есть страна в Европе, где нет преданных. Небольшая страна, но очень хорошая — Мальта. Население итальянское, они все англоязычные, курортное место. То есть вообще просто для сознания Кришны идеально подходит, ну и развить сознание Кришны в новой стране. Открыть не просто город, а целую страну. И также параллельно мне предложили стать региональным секретарем в другом регионе России. Я встретился с духовным учителем и говорю: ну вот как-то так вы выражали пожелание, чтобы я взял на себя ответственность, и вот я решил с малого начать, что вот есть новый город, в Англии, в котором я мог бы создать общину, и я думал, что его это вдохновит.
01:22:37 Но он сказал: «Да, что там город, пустяк». — Я говорю: «Я был региональным секретарём, сейчас мне ещё один регион предложили, правда, в Сибирь». Вот я говорю: «Ну, может быть региональным секретарем стать?» — Он говорит: «Да это тоже не очень серьёзно». — Тогда я говорю: «А как насчёт нового, новой страны в Европе». — Он говорит: «Да почти уже во всех странах есть сознание Кришны, ты можешь что-то более серьёзное сделать». Я такой, думаю, что куда ещё серьезнее, новую планету что ли открыть. То есть город мало, регион мало, страна тоже мало, что же он хочет, что же он от меня ждёт? И я у него спрашиваю: «Какую ответственность я должен принять?» — И он отвечает, что ты должен начать делать то в сознании Кришны, что никто не делает, но в чём все нуждаются. — И я говорю: «И что же это такое?» — И он говорит: «Догадайся сам».
01:24:14 Да, примерно, так. Но я несколько лет предлагал ему какие-то варианты. Вот такие у нас отношения — методом исключения то есть. Но вот когда я начал с ООНовской структурой работать, он говорит: «Вот это да то, что надо». То есть в ООН проникнуть – это важно. То есть это его вдохновило, потом школа Лидеров, которая сейчас у нас в Майапуре проходит. Это его тоже вдохновило. И вот соответственно, в конце концов, удалось определиться, какой ответственности именно он от меня ждал, чтобы я что-то начал делать по первой цели ИСККОН.
[Из зала, неслышно]
БРСС: Я даже не знаю, честно говоря.
01:25:25 [Из зала, неслышно]
БРСС: А кто мешает? Я уверен, что есть города, в которых нет ещё преданных.
Из зала: Ну а все-таки духовный учитель реально необходим?
БРСС: А вы как думаете? Да, все правильно. Ответ правильный. Хорошо, у нас ещё осталось несколько минут. Давайте всё-таки в тех же парах объясните друг другу: зачем вы пришли в сознание Кришны?
[Из зала, обсуждение]
Заканчиваем.
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе
Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.
01:26:30 Мне один раз сказали, что мои семинары нравятся, потому что на них есть возможность поговорить. Хорошо, посмотрим, какая-то польза была? Кто-то хочет сказать, что именно вам помогло? Выговорились.
Из зала: Харе Кришна! У меня ещё было противоречие такое в ценностях, точнее по жизни, у меня ценность свобода, самовыражение в частности и отношения с людьми, с близкими особенно. И у меня эти две ценности постоянно в конфликт всю жизнь вступали. Я не стала художником, хотя очень хотела, пошла получать техническое образование ради отношений с родителями.
01:27:31 То есть пересилила эту ценность, как мне казалось. На самом деле, я поняла, что если я не самовыражаюсь, то у меня отношения до сих пор неполноценные с родителями, то есть до сих пор мы спорим на эту тему, до сих пор у нас какой-то маленький конфликт остается. И это вот то, что я поняла – нужно объединить вот эти две ценности. И второе, что я поняла: самое первое, что я вспомнила с детства, что всё-таки я любила рисовать природу, и вот такая картинка в голове, как в детском садике дерево рисую. И испытываю такой восторг от этого, не знаю почему. И я решила, что всё-таки мне нужно рисовать пейзажи, даже если это кажется нерационально и глупо, я собираюсь как приеду домой начать это делать снова.
БРСС: Да, особенно пейзажи Вриндавана и Майяпура. Спасибо. Хариболл!
01:28:52 Из зала: Просто хотел сказать, что конкретно вот этот тренинг сегодня, один из плюсов такой, что помогает сделать штурм мозга. Ты как бы можешь более осознанно какие-то вещи продумать: тебе человек задаёт вопрос, и ты понимаешь, что вообще никогда даже не задумывался. Мне это очень понравилось, вдохновляет, какая-то раскачка в голове получается. Мозг уже по-другому работает, новая энергия какая-то там появляется.
01:29:27 БРСС: Спасибо большое. У кого такой же опыт, поднимите пожалуйста руки?
Что вам пришлось задумываться над вопросами, над которыми вы даже не задумывались раньше? Хорошо. Ещё кто-то хотел что-то сказать? Последний шанс.
Из зала: Я хочу сказать, что очень важно обращать внимание на природу человека, в частности ребенка. У меня так получилось, что я с детства хотела лечить, кого хочешь, в общем-то я хотела лечить животных, зверей, хотела поехать ко львам, в прерию, всех там залечить, перелечить. И когда пришло время выбирать профессию, мама говорит, хочешь лечить – лечи, но вот что лечить животных, лечи людей. И вот так вот я попала в мединститут и стала лечить людей. Но вот она не пошла против моей природы, но она меня просто вот так подтолкнула, и я ей очень благодарна, так как это реально моя миссия, и это мне очень нравится и получается, и задействую в служении Богу и её тоже.
01:30:34 БРСС: Спасибо. Прабхупада говорит: «Приоритет у нас такой: вначале здоровье, потом садхана, потом служение». Здоровье — это первое, первое самое важное в сознании Кришны, без здоровья другого ничего не будет. Осталось у нас буквально 5 минут. И вы можете, в принципе, как домашнее задание можете попробовать здесь сделать, но если не успеете – доделайте. Это как домашнее задание: десять, и это уже предварительная работа для постановок целей, десять самых вдохновляющих моментов в вашей жизни. Большинство из вас здесь уже больше чем 10 лет от роду, и я надеюсь, что хотя бы раз в год что-то вдохновляющее у вас происходило. То есть 10 моментов вдохновляющих — не сложно будет найти за всю-то жизнь? И вот это вот первое. Давайте начинайте работать, десять самых вдохновляющих моментов в жизни.
Ну начните над этим работать, если успеете я вам дам следующий этап.
[Из зала, смех]
01:32:47 Можно и профессоров сюда привезти.
Из зала: Можно вопрос ещё? Если с детства вспоминаешь много чего-то, что вдохновляло, то обращать внимание лучше на то, о чём больше думал или что больше делал?
БРСС: Скорее всего реальные события какие-то или то, что произошло.
Хорошо, десять вдохновляющих моментов кто-то записал? Поднимите пожалуйста руку, кто уже успел.
[Из зала, смех]
БРСС: Хорошо, домашнее задание: подумать об одиннадцатом, самом ярком моменте, который ещё не произошел. Но который вы бы хотели, чтобы произошёл, и который был бы ярче, чем предыдущие десять. Это тоже, кстати, из Гарварда упражнение. Хорошо, вопросов нет больше? Все понятно?
Шри Шри Чайтанья Нитьянанда ки Джай!
Гауранга Нитьянанда ки Джай!
Шримад Бхагавад ки Джай!
Шрила Прабхупада ки Джай!
Гаура Премананде хариболл!