Отречение

Сочи - 30 December 2019
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:22:39 | качество: mp3 64kB/s 37 Mb | прослушано: 14 | скачано: 108 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 ом аджнана-тимирандхасйа джнананджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намах

шри-чаитанйа-мано-'бхиштам стхапитам йена бху-тале
свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам
ванчха-калпатарубхйаш ча крипа-синдхубхйа эва ча
патитанам паванебхйо ваишнавебхйо намо намах

Шри Кришна Чайтанья, прабху Нитьянанда,
Шри Адвайта Гададхара, Шривасади Гаура Бхакта Вринда

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

Харе Кришна!

00:01:00 Итак, сегодня у нас начнется страшная тема - отречение. Все готовы отрекаться? Молодцы… Не все.
Мы будем говорить об отречении — истинном и ложном, потому что… или сложном. Есть истинное отречение и есть сложное отречение, или ложное. Потому что – это основа сознания Кришны. И любой, кто читал Бхагавад -Гиту, наверняка, заметил, что теме отречения практически половина Бхагавад-Гиты посвящена. Но прежде, чем мы начнем эту тему, давайте попросим поделиться ожиданиями.

00:02:10 Потому что прямо сейчас в Майапуре проходит Школа Уполномоченных Лидеров, это международная школа. И я в ней принимаю в ней участие как фасилитатор.
Там у нас преподают очень талантливые преподаватели, ученики Прабхупады, профессионалы на очень высоком уровне. И в принципе, я тоже от этого благо получаю, потому что там даётся очень много ценных знаний профессиональных, которые идеально сочетаются с принципами сознания Кришны.

00:03:03 Поэтому мы могли бы говорить на очень большое количество тем, потому что так или иначе все связано с отречением. Элементарный пример отречения... Потому что, когда мы говорим об отречении с обычными людьми, это воспринимается как нечто страшное, связанное с каким-то чрезвычайным аскетизмом.

00:03:45 На Шри Ишопанишад, наверняка, многие помнят такое изображение йога, у которого кожа да кости, ногти уже закрученные, на последнем издыхании человек. Вот примерно так отречение представляется, как правило, для людей. Но это не совсем то отречение, о котором говорится в сознании Кришны. Потому что основа всех основ – это Бхагавад-Гита. И, что самое смешное, начинается Бхагавад-Гита как раз таки с того, что Арджуна хотел отречься от всего. И Кришна ему всю Бхагавад-Гиту объяснял — в чём заключается истинное отречение.

00:04:47 Поэтому, та концепция отречения, которую раскрывает Бхагавад-Гита, несколько отличается от общепринятых представлений, и поэтому мы можем начать с того, что каждый из вас может поделиться какими-то своими мыслями об отречении и, может быть, какими-то ожиданиями от нашего тренинга. У нас будет несколько дней, в принципе это в ваших интересах. Потому что не зря я эту Школу Уполномоченных Лидеров упомянул. У нас очень много интересных материалов, и я мог бы поделиться с вами какими-то из этих материалов.

00:05:44 Например, одна часть этих материалов — это результаты последних исследований в области профессионализма и, в частности, бизнеса, которыми занимается Гарвардская бизнес школа. Для того, чтобы иметь какое-то представление... я думаю, про Гарвард все слышали. Это одна из самых знаменитых бизнес школ в мире. Один день занятий в среднем стоит две тысячи долларов примерно, может быть чуть больше.

00:06:42 Я знаком, потому что один из наших выпускников вдохновился дальше учиться по бизнес материалам и спросил у нашего преподавателя: «Сколько это будет стоить?» Он говорит: «А! вот базовый курс для начинающих стоит восемьдесят тысяч долларов на два месяца. Пожалуйста, если есть желание можно записаться». Наш выпускник, конечно, прозрел. Но вот это то, во что обходится профессиональное образование. Но хорошая новость для всех вас — это то, что этот преподаватель — преданный, и он мне дал бесплатный доступ ко всем материалам.

00:07:41 В принципе, судя по ценам, можно подумать что в Гарвард бизнес школе какие-то хапуги: как можно такие деньги сдирать с людей? Но это вполне оправдано, потому что там все исследователи, учёные; большая часть этих денег не идёт на то, чтобы там утопать в роскоши, а на исследования, на очень серьёзные научные исследования.

00:08:12 И поэтому они настолько популярны, потому что у них всё самое передовое. Но он мне дал бесплатный доступ ко всем своим материалам. Поэтому можно поделиться в принципе любыми материалами оттуда. Я поделился немного в Чоупатти, когда меня пригласили там лекцию дать для брахмачарьев – там такие передовые брахмачари тоже.

00:08:48 Я провел для них курс по стресс менеджменту. Они вдохновились и на основе этого курса потом свои курсы начали делать. Я через пару месяцев посмотрел уже ютуб, заваленный роликами по стресс менеджменту. То есть там такие практичные брахмачари, сразу все в дело пускают. Но имеется ввиду, если у вас будут какие-то конкретные ожидания, то мы можем что-то конкретное предложить не только в лекционном формате, но даже и в тренинговом.

00:09:40 Есть какие-то пожелания, ожидания или какие-то представления об отречении, которые у вас сложились?
БРСС: Да?
Из зала: Харе Кришна! Хотелось бы узнать такой момент, что у нас очень часто происходит ложное отречение на эмоциях из-за того, что где-то нас поджали, не удовлетворили, и мы где-то на эмоциях машем рукой и ложно отрекаемся. А есть ли способ остаться с эмоциями, но при этом без ложного отречения? Вот хотелось бы здесь прояснения какого-то.

00:10:26 БРСС: Остаться с эмоциями, но без ложного отречения?
Из зала: Ну да, чтобы не было ложного отречения, но при этом не стать таким сухарем безэмоциональным.
БРСС: Окей, хорошо. То есть можем поговорить об эмоциональном разуме, как развивается эмоциональный разум, эмоциональный интеллект, потому что интеллект тоже функционирует в разных сферах.
Из зала: Харе Кришна! Все мы знаем, что человеческое тело – это машина. И, если можно тренировать грубое тело, то также можно тренировать тонкое. И работа с теми же эмоциями и желаниями также проходит через тренировки. Ожидания, одно из ожиданий – это какой-то тренинг дополнительный. Я не говорю сейчас про духовную практику, я сейчас говорю про отдельный тренинг для контроля своих желаний.
БРСС: Ну да, тоже скорее всего это связано с эмоциональным разумом. Хорошо. Передайте пожалуйста матаджи микрофон, поднимите руку.

00:11:54 Из зала: Наверное, такой вопрос. Как реагировать на человека, который отрекается от чего-то, не привязан к чему-то, правильное понимание? Вот так, наверное. Потому что вот как-то не совсем понятно…
БРСС: Не совсем понятный вопрос, о каком отречении идет речь и о каком отречённом человеке идет речь? Можете пояснить?
Из зала: Придется очень много рассказывать.
БРСС: Об опыте общения с отречёнными людьми в ИСККОН? Окей, хорошо, спасибо. Да?

00:12:59 Из зала: Харе Кришна! Хотелось бы узнать поподробнее об отречении в грихастха-ашраме, что, кто конкретно от чего отрекается. От чего матаджи, от чего прабху, друг от друга, от внешнего мира, как-то здесь порасширенней можно?

00:13:16 БРСС: Об отречении в грихастха-ашраме, хорошо. В принципе Бхагавад-Гита рассказана для Арджуны, а Арджуна брахмачарьи не был, хотя санньясу пробовал практиковать, но это был такой короткий эпизод… Да?

00:13:33 Из зала: Я часто сталкиваюсь в последнее время с женским отречением. Матаджи часто говорят: не нужны мне никакие прабху, не нужен мне никакой грихастха-ашрам и так далее, сильные женщины. Что-то может быть по этому поводу тоже услышать – как правильно относится к таким, как мне кажется, перекосам в сознании.

00:13:59 БРСС: Да?
Из зала: По поводу критериев, как понять, что именно отречение на данный момент правильное. Иногда бывает такое: что-то произошло, и ты вроде бы ожидал, но в итоге ты реагируешь спокойно. И вот это спокойствие понять – это истинное отречение в данной ситуации или нет. То есть какие-то вот критерии – как определить, что ты принял какие-то вещи в жизни или нет?
БРСС: Хорошо, как определить истинное отречение или нет?

00:14:35 Из зала: Очень вдохновило то, что вы предложили по теме обучения и тренингов. Это не то, что ожидания, но очень большое вдохновение, если будет такая возможность – раскрыть или коснуться темы целеполагания. И, быть может, нащупать правильные моменты в плане, как это касается цели ИСККОН, где личные цели, как это? Быть может, пару механизмов приведения себя в порядок в этом смысле.
БРСС: Установка целей... Вперед можно передать микрофон.

00:15:25 Из зала: Пытаюсь сейчас, как бы… Например, два человека при каком-то сотрудничестве получается, что есть определенные пожелания, ответ, который хочется получить от другого как отношения. А другой человек делает так, что ему неважно – это будет так или не будет, он дает понять, что он отречён и ему не важно: придешь ты или не придёшь. И как вот получается, что это моя проблема, что это меня задевает, что я что-то хочу или это противодействие у меня есть? Я не совсем понимаю.

00:16:14 БРСС: Как делать так, чтобы человек правильно на вас реагировал, люди правильно на вас реагировали?
Из зала: Не совсем, ожидания, которые есть, возможно, у меня. Но человек при служении, когда делаешь что-то, и ты ожидаешь…, а ему не надо, он отречён, и показывает, что не надо ему. И это вызывает диссонанс у меня.
БРСС: То есть, как не страдать от неудовлетворенных ожиданий? Окей. Ещё был вопрос да?

00:17:38 Из зала: Может быть, в дополнение к вопросу о грихастха-ашраме затронуть вопрос о воспитании детей, в чём нужно будет тут отречься в этом.
БРСС: Да, у Санньяси очень большой опыт в этом плане. Это однозначно, что женское отречение поражает вообще своим уровнем. Потому что отрекаться на несколько лет как минимум от всех удобств: от сна, от еды, от всего фактически ради ребёнка... Мужчине сложно представить себе такой уровень, фактически невозможно.

00:18:38 Из зала: Очень интересно, с практической точки зрения, как в бизнес школах ставят цели и не привязываются к результату? Мы, с одной стороны, цель ставим, а с другой – она нам как бы и не нужна, или результат от нас не зависит. Никак не могу разрешить это противоречие: действовать надо, но, с другой стороны, результат не твой.
БРСС: Хорошо. Как не привязываться к результатам? Это также одна из важных тем Бхагавад-Гиты.

00:19:12 Из зала: Харе Кришна! В последнее время думаю об этой теме отречения. Прабхупада ведь показал этот лучший пример отречения, что в наш век лучшее отречение – это проповедь. В виду тех вопросов, которые задавали – как в итоге придти к тому пониманию, что на практике есть, то есть это очень высокий уровень для нас сейчас? Как к этому придти?
БРСС: Хорошо. Спасибо. Да, наверное, последнее пожелание или вопрос.

00:19:50 Из зала: Харе Кришна! Спасибо большое Махарадж за то, что Вы подняли эту тему, она очень актуальна для меня. Я вот сейчас пытаюсь понять для себя вопрос эволюции в понимании что такое отречение. Как преданные в девяностых понимали отречение, как понимали в нулевых [двухтысячных годах], как они сейчас понимают, как правильно понимать. И, что самое главное, я сейчас пытаюсь найти ответ, какая реакция общества была на все эти понимания. И очевидно, были совершены в своё время какие-то ошибки. И что мы можем сейчас сделать для того, чтобы как-то эту реакцию поменять. Вот если бы ответили – я был бы очень рад услышать от вас.

00:20:42 БРСС: Да, у нас было интересное представление об отречении. Потому что все всё бросали в девяностые . Даже доходило до того, что из окон выбрасывали холодильники, телевизоры, потому что телевизор – это вообще одноглазый гуру, представитель Майи. Холодильник осквернен мясом, поэтому его уже в служении Кришне нельзя использовать. Вот, и поэтому такое было отречение. К счастью, никого не убило из прохожих. Но такие примеры тоже были. И естественно, что для родственников, для родителей казалось, что это какое-то безумие, люди попали в какую-то опасную секту.

00:21:48 К счастью, сейчас таких представлений уже нет, поскольку есть уже опыт. И очень интересно, что время — это же Кришна, и поэтому те преданные, которые присоединились в то время, далеко не все остались в движении. Потому что это, как принцип маятника: если человек ударяется в одну крайность, его бросает в другую крайность. И он из нереально жёсткого следования сознанию Кришны просто бросает всё. К сожалению, таких примеров было немало. Но те, кто смогли выжить в катаклизме девяностых, они стали более зрелыми, более разумными. И поэтому естественным образом сейчас они своим общением привлекают таких же людей. И все общество оно естественным образом прогрессирует.

00:23:06 Фанатизм – это какое-то искусственно отречение, к сожалению, дает обратные результаты желаемому, но сейчас очень много зрелых преданных. То есть те, кто уже зрелые, они привлекают. Как говорят, птицы одного пера селятся вместе – они привлекают себе подобных. Поэтому естественным образом всё общество оно постепенно прогрессирует.

00:23:45 Хорошо, мы, наверное, начнем с одного из самых важных принципов, который описан в Бхагавад-Гите, во второй главе, это 59 текст. Потому что, если мы поймем этот принцип, то вся тема отречения будет иметь очень естественную, очень понятную основу. Давайте повторим вступительную мантру.
Ом намо Бхагавате Васудевая
Ом намо Бхагавате Васудевая
Ом намо Бхагавате Васудевая

00:24:50 विषया विनिवर्तन्ते निराहारस्य देहिनः ।
रसवर्जं रसोऽप्यस्य परं दृष्ट्वा निवर्तते ॥ ५९ ॥

виш̣айа̄ винивартанте
нира̄ха̄расйа дехинах̣
раса-варджам̇ расо ’пй асйа
парам̇ др̣ш̣т̣ва̄ нивартате

[Бхагавад-Гита 2.59]

00:24:58 Перевод: Даже воздерживаясь от чувственных удовольствий, воплощённая в теле душа сохраняет вкус к ним. Но, познав более возвышенный вкус, она утрачивает интерес к объектам чувств, доставляющим наслаждение, и утверждается в духовном сознании.

00:25:17 Комментарий: До тех пор пока человек не достигнет духовного уровня, он не сможет полностью отказаться от чувственных удовольствий. Предписания шастр, ограничивающие эти удовольствия, можно сравнить с диетой, налагающей ограничения на употребление тех или иных продуктов. Однако нельзя сказать, что больному нравятся подобные ограничения или что у него пропадает вкус к запрещённым блюдам. Подобно этому, людям, лишенным высшего знания, шастры предписывают ограничивать деятельность своих чувств с помощью духовной практики, такой как аштанга-йога, состоящая из ямы, ниямы, асан, пранаямы, пратьяхары, дхараны, дхьяны и самадхи. Но тот, кто, развивает в себе сознание Кришны, познал красоту Верховного Господа, утрачивает всякий интерес к безжизненным материальным объектам. Таким образом, предписания шастр предназначены для не очень разумных людей, стоящих в начале духовного пути. Они нужны лишь до тех пор, пока человек не почувствует истинный вкус сознания Кришны. Тот, кто обрел сознание Кришны, естественным образом теряет вкус к пустым мирским удовольствиям.

00:26:35 Вишайа обозначает удовлетворение чувств, наслаждение для чувств. Винивартанте обозначает отвержение, отказ, отречение. Нирахарасйа дехинах, то есть ахара, обозначает потребление, поглощение. Нирахара обозначает отказ от потребления. То есть нирахарасйя обозначает тот, кто следует запретам и ограничениям. Дехинах – тот, кто воплощен в теле.

00:27:26 До какой-то степени можно искусственным образом сдерживаться, зная, например, что что-то плохо, мы можем себя ограничивать. Но говорится, что это искусственный метод. Более естественный метод – это раса-варджам̇ расо ’пй асйа.
Раса-варджам – обозначает утраченный вкус, благодаря чему утрачивается вкус. То есть радасья-парам. Пара – пара-раса – благодаря обретению высшего вкуса. Если мы обретаем высший вкус, то низший вкус естественно уходит. И человек, который испытывает высший вкус, дрштва нивартате, он естественным образом отказывается от низшего.

00:28:29 Примерно также как, например, человек, который питается на помойках вынужденно из-за того, что у него нет другой возможности, можно ему проповедовать сколько угодно, говорить, что это очень опасно для здоровья и так далее. Но, поскольку, у него нет другого выбора, он всё равно будет вынужден продолжать это делать. Но, если ему дать возможность питаться качественной пищей, то с какой радости он будет лазить по помойкам.

00:29:14 Высший вкус – это то, что даёт естественное отречение. Если вы про себя подумаете, на самом деле все вы очень отречённые люди, неважно – прабху, матаджи, молодые, пожилые... Сознание Кришны – нереальный уровень отречения. Регулирующие принципы – для людей это вообще страшно звучит. Как в одном анекдоте советских времен: человека принимают в партию, он сдаёт экзамен, и у него спрашивают: «Ради партии готов ли ты бросить пить и курить?» Он такой подумал и говорит: «Хорошо, ради партии я на это пойду». Экзаменующий вдохновился и говорит: «А ради партии готов ли ты вести высокоморальный образ жизни и полностью отказаться от внебрачных связей?» Человек говорит: «Ну, чего ради партии не сделаешь? Хорошо, согласен». Экзаменующий еще больше вдохновился и говорит: «А ради партии готов ли ты будешь пожертвовать своей жизнью?» Человек говорит: «Конечно! Кому нужна такая жизнь?»

00:30:47 То есть людям трудно себе представить – отказаться от наслаждений каких-то, то есть для них это смерти подобно. И никого не удивляет, что до сознания Кришны, какие-то вещи, которые очень сильно вас привлекали, приносили наслаждения какие-то, сейчас вы о них или вообще не вспоминаете или вспоминаете как-то так, удивляясь: как я вообще этим занимался, что там хорошего было, непонятно? Ни у кого таких мыслей не возникало, никогда?.. У всех... Почему всё так поменялось? Почему низшие вкусы куда-то ушли? Благодаря чему? Да, благодаря высшему вкусу.

00:31:48 То есть мы можем видеть, как процесс Сознания Кришны реально работает в нашей жизни. Ни то, что там у кого-то, а у нас отречение реально работает, благодаря развитию высшего вкуса. И соответственно, всё отречение, настоящее отречение, основано только на этом принципе. И какой самый высший вкус, который мы можем ощутить в жизни? – Любовь к Богу. Ну, да решите для себя, что выше: духовное или материальное?

00:32:35 Воспевание Святого Имени. Ещё? Желательно про практику: прасад, према-бхакти, бескорыстное служение. Какой принцип стоит за всеми этими вещами? Бескорыстие, любовь, принятие другого. Кого – другого? Чтобы другой был счастливым. А кто это – другой? Кришна! Все правильно.

00:33:05 То есть самый большой экстаз, который мы можем вообще испытать в жизни – это когда нам удалось удовлетворить Кришну! Если Кришна счастлив, то нам вообще больше ничего не надо, потому что мы частицы Кришны. И это счастье уже невозможно сравнить ни с чем материальным. Если человек хотя бы раз в жизни ощутил это счастье, то он будет уже пытаться его снова повторить. Какие-то вопросы есть на эту тему?

00:34:25 Из зала: Ну, вот вопрос сразу по последней вашей фразе. Люди часто чувствуют вкус сознания Кришны, служения, и вы сказали, что человек будет продолжать искать. Но мы часто видим пример сейчас, что перестают искать этот вкус. Вот причина тут какая? Ну люди отрекаются от низших вкусов и так далее, долго-долго служат, а потом раз – и у них ни с того ни с сего…, и не хотят этот вкус искать. И даже не то, чтобы возвращаются к старым греховным привычкам, они остаются вегетарианцами, просто у них нет такого желания в обществе преданных оставаться, в сознании Кришны, но они остаются благочестивыми, сильно не грешат, ботинки кожаные не покупают и так далее. Но уже не ищут этот вкус, по крайней мере, в сознании Кришны. Вот вопрос.

00:35:26 БРСС: Это может быть в результате оскорблений. Очень интересно Медини-пати прабху говорил: одна из самых главных вещей, которая может увести нас от сознания Кришны – это гордость. И, если человек начинает гордиться, то проблема в том, что он попадает на очень серьезную удочку майи, он начинает хвастаться и критиковать. Вот две вещи, два самых ярких признака того, что человек начал деградировать в сознании Кришны. Первое – это то, что он начинает хвастаться, и второе – то, что он начинает критиковать других. И, соответственно, если человек совершает оскорбление, то его сознание Кришны все больше покрывается, и он уже перестает ориентироваться в жизни, начинается деградация.

00:36:43 Как Шрила Прабхупада говорит — гордость предшествует падению, поэтому это самое первое демоническое качество, которое перечислено в шестнадцатой главе Бхагавад-Гите. Там перечислены двадцать четыре божественных качества, насколько я помню, и всего лишь шесть демонических. И первое самое демоническое качество — это дамба – гордость. То есть первое качество преданного – это смирение. Первое качество демона – это гордость. И это то, что, к сожалению, может покрыть полностью сознание Кришны человека.

00:37:30 Из зала: А под оскорблениями подразумевается то, что человек напрямую или внутреннее отношение, где-то в уме или просто негатив какой-то? Что подразумевается под оскорблениями?

00:37:45 БРСС: Да, говорится, что за мысли, как таковые, мы не несём реакции в Кали-югу, но проблема в том, что, если мы оскорбительно даже думаем о ком-то, не высказывая ничего, но на лице это может отразиться. И признак может быть такой, что мы не чувствуем радости, когда мы видим этого преданного, и это в принципе чувствуется.

00:38:20 Как Медини-пати говорит: «фонит» – распространяется определенная энергия негатива от человека. И это не очень приятно, когда на нас так реагируют. Я уверен, что у большинства был такой опыт, что человек на тебя смотрит, как будто ты ему сильно задолжал и не отдаешь долг, или ещё что-то в этом роде. И вот это отношение само по себе оно уже оскорбительно, и человек может пострадать даже за это. Особенно, если речь идет о каком-то возвышенном преданном.

00:39:21 Из зала: Вопрос такой, по поводу того, что экстаз наступает, когда мы удовлетворили Кришну. Если, например, есть желание удовлетворить Кришну, но не удовлетворить Гуру. Перекос ли это считается? Реально ли тогда желанием является, что ты реально хочешь удовлетворить Кришну? И можно ли вообще сказать, что если ты хочешь удовлетворить Гуру, то это равно тому, что ты хочешь удовлетворить Кришну?

00:39:21 БРСС: Если мы хотим удовлетворить Кришну, но при этом не ориентируемся на то, что говорит духовный учитель или что говорят другие преданные, тогда, конечно, можно сомневаться в том, действительно ли мы хотим удовлетворить Кришну, потому что иногда это может декларироваться, что я делаю это для Кришны, но на самом деле это тоже своеобразный самообман.

00:40:25 Как, например, говорится, в этикете, ну такой простой пример, который всем понятен, что, если мы поём киртан, мы должны стараться прославить Кришну, а не себя. К сожалению, это тоже бывает, что человек поёт киртан не для того, чтобы прославить Кришну, а для того, чтобы себя показать: смотрите, как я умею — так никто больше не умеет. И это может не удовлетворить Кришну, потому что как бы мы ни пели или как бы мы ни готовили, или что бы мы ещё ни делали для Кришны.

00:41:18 Может приготовление пищи для Кришны: Шримати Радхарани готовит для Кришны, и говорится, что она никогда не повторяется, хотя готовит вечно, но каждый день какие-то новые блюда. Или гопи играют на инструментах и поют для Кришны. То есть когда живые существа слышат этот киртан — там Кришна играет на флейте, когда этот киртан происходит — описывается, что всё движущееся становится неподвижным.

00:42:05 Вплоть до того, что, например, река застывает, останавливается течение реки, вода становится твёрдой. А всё твёрдое становится мягким: камни начинают плавиться и так далее. Поэтому, если у Кришны есть такого уровня музыка, пение, пища, служение, можно себе представить, что наши нелепые попытки удовлетворить его своими блюдами, пением или музыкой, они напоминают, не знаю, карканье ворон в лучшем случае. То есть это всё очень смешно.

00:42:58 Поэтому Кришну невозможно удовлетворить. Мы, конечно, на своем каком-то уровне, колодезном, можем о себе быть очень высокого мнения, но реально мы не сможем удовлетворить Кришну ничем тем, что у нас есть. Поэтому единственное, чем Кришна удовлетворяется — это нашим отношением. Если мы делаем для Него что-то с любовью, а любовь означает желание удовлетворить Кришну, то Кришна принимает именно это желание удовлетворить Его. Но если мы думаем о себе, тогда, конечно, для Кришны там нет никакого места.

00:43:50 И всё, что мы делаем для Кришны, если, например, мы что-то вроде бы делаем для Кришны, но при этом духовные учителя и вайшнавы говорят, что это не самое лучшее, то, скорее всего, это просто такой самообман, самовнушение, что вот я это делаю для Кришны. Просто желание как-то показать себя, быть в центре внимания. Это такая невежественно-детская позиция. Например, дети очень стараются на себя внимание всё перетянуть и, если им внимание не уделяется, они начинают его требовать. И есть взрослые, которые так и не выросли, которым так и не удалось повзрослеть. Тело взрослое, а мозги как у ребёнка. И вот такой взрослый ребёнок, он будет пытаться на себя внимание обращать всеми возможными способами. У кого-то был ещё вопрос?

00:45:06 Из зала: Харе Кришна! Скажите, пожалуйста, если в моих слабых попытках заниматься духовной практикой я дошла до того, что, во-первых, у меня с одной стороны усилился вкус к воспеванию Святого Имени и любовь к Богу, а с другой стороны — у меня активизировались всякие материальные желания, и идёт какая-то война. То есть это выражается в том, что у меня даже на уровне внешних каких-то событий как специально в жизни начинает происходить что-то, что препятствует мне. В частности на работе начинаются такие ситуации, когда из меня стараются выжать все силы, особенно перед поездкой на этот фестиваль, перед отпуском я просто уползла с работы. В чём я допускаю ошибки? Потому что такое ощущение словно... Вот вы говорили, что когда правильное отречение, то вместе с тем, что появляется высший вкус, вот это всё низшее должно, по идее, само по себе уходить куда-то. А у меня ощущение, что оно подавляется в подсознании, но оно не растворяется. Сейчас оно всё поднялось на поверхность, и просто идут какие-то бои на материальном уровне. Что я делаю не так, и вообще что происходит? Мне непонятно, и у меня даже вызывает страх какой-то, эти события.

00:46:38 БРСС: Это также эффект сознания Кришны. Потому что Шрила Прабхупада объяснял, то дает воспевание Святого Имени. То есть существует три уровня воспевания.
Первый уровень – это оскорбительное воспевание Святого Имени – нама-апарадха, существует десять оскорблений, которые мы каждое утро повторяем. И на первом уровне мы постоянно совершаем какие-то оскорбления, как минимум невнимательно повторяем Святое Имя, что приводит ко всем остальным оскорблениям.
Второй уровень – это нама-абхаса – очистительное воспевание, когда мы пытаемся избавиться от оскорблений, пытаемся внимательно повторять Святое Имя.
И третий уровень – шуддха-нама – чистое воспевание.

00:47:32 И ачарьи, и Шрила Прабхупада также объясняют, что разные уровни дают разные результаты. И первый уровень – нама-апарадха — что он дает? — исполнение материальных желаний. Кто-то заметил это? Что до сознания Кришны были какие-то материальные желания, и приходилось очень сильно бороться, и вообще даже не факт, что они как-то исполнялись. А в сознании Кришны вроде бы уже это не надо, а, как матаджи сказала, оно раз и идёт. У кого-то такой опыт есть? Это показатель того, что сознание Кришны работает, желания исполняются. Говорится, мечты сбываются, когда забываются. Кришна исполняет желания, потому что эти желания остаются в нашем сердце.

00:48:37 Естественно, что мы к этому не стремимся. Почему? Потому что мы понимаем, что материальные желания несут материальные страдания в себе. Но тут принцип как раз таки правильного отречения в чём заключается? Это, говорится, главный стих, который определяет, чем вайшнавы или гаудия-вайшнавы, в частности, отличаются от всех остальных. То, что они знают, в чём заключается правильное отречение
ана̄сактасйа виш̣айа̄н
йатха̄рхам упайун̃джатах̣
нирбандхах̣ кр̣шн̣а-самбандхе
йуктам̇ ваира̄гйам учйате

(Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.255)
То есть человек действует без привязанности к собственным наслаждениям, потому что он понимает, что всё связано с Кришной, он не затрагивается последствиями своих действий. И такой человек называется истинно отречённым.

00:49:57 То есть, какие-то желания, которые у меня были, они выполняются. И вместо того, чтобы пытаться от них убегать, проще всего связать их с Кришной. Если Кришна что-то даёт, можно всё это занимать в служении Кришне. И таким образом, мы можем прогрессировать. Вместо того, чтобы искусственно как-то убегать от всего — задействовать всё в сознании Кришны. Это первый уровень, когда материальные желания исполняются.

00:50:34 Второй уровень — намабхаса — характеризуется освобождением. То есть освобождение — это не имперсональное освобождение какое-то, растворение в брахмане. Под освобождением подразумевается, например, независимость от внешних условий. Это очень высокий уровень, когда на человека не действует, так называемое, счастье, горе, победы или поражения, что он остаётся стабильным в любой ситуации. Освобождённая душа.

00:51:14 И говорится, что чистое воспевание — шуддха-нама — даёт самое высшее благо – это чистая любовь к Кришне. Поэтому — это показатель того, что процесс работает. И надо просто продолжать, но продолжать, вооружившись знанием, в частности, знанием Бхагавад-Гиты, понимая, как всё правильным образом связать с Кришной в своей жизни. Ещё у кого-то был вопрос?

00:51:57 Из зала: Вопрос такой: вы говорили, что если получится удовлетворить Кришну, то это будет совершенный экстаз, и захочется все время Его искать. Вопрос, может быть, личный — у вас был такой опыт? Если — да, то можете рассказать о нём? Или это, может быть, секрет...

00:52:19 БРСС: Какой номер? Таких опытов у меня, конечно, было много, иначе бы что я делал в этом движении более 30 лет. Мое понимание заключается в том, что Кришна удовлетворяется одной вещью больше всего, в частности, в наш век Он удовлетворяется тем, что мы помогаем другим людям развивать отношения с Ним. Не только сами развиваем отношения, но также помогаем другим. Потому что Кришна не очень счастлив, когда Он видит, как Его дети страдают в материальном мире. Если мы помогает кому-то по-настоящему избавиться от страданий, а это возможно, если мы помогаем людям установить связь с Кришной, то Кришну это удовлетворяет больше всего.

00:53:27 И, естественно, что духовное знание является самым главным методом избавления от страданий. Потому что даже древние философы, такие как Лао-цзы, говорили, хотя это не вегетарианская пословица, мы ее переделаем на вегетарианский лад: «Если накормить человека, то можно избавить его от голода на один день. Но если научить человека, как добывать свою собственную пищу, то можно избавить его от голода на всю жизнь.» То есть, если мы помогаем человеку, то ему это помогает, но не надолго, но если мы связываем его с тем, кто может ему реально помочь, то есть с Кришной, то тогда это настоящая помощь. И, если мы делаем что-то для того, чтобы установить связь человека с Кришной, то Кришна очень доволен, и мы тоже очень довольны.

00:54:55 Шрила Прабхупада объясняет, что сознание Кришны – это не сектантская религия какая-то. То есть мы понимаем, что Бог один, и, что во всех традициях Он присутствует. То есть Кришна не ограничен рамками только какой-то одной конфесии. И поэтому мы не хотим вдохновить человека поменять свою религию, если человек уже следует какой-то религии, что мы хотим — это вдохновить, чтобы он более серьёзно следовал собственной традиции.

00:55:39 И очень интересно, как это происходит. Как-то я был в Сингапуре, и мы на такси ехали на программу, я сел впереди. Сингапур — буддистская страна, там очень много буддистов. И вот у этого водителя на «торпедо» была статуэтка Будды, там был цветочек, то есть было видно, что он ему поклоняется. И я так посмотрел, и говорю: «О! Здорово, что ты поклоняешься Господу Будде». Он говорит: «Да, я Господа Будду очень люблю, каждый день ему поклоняюсь». И на меня так смотрит, говорит: «А ты буддистский монах?» Ну, многие люди путают, потому что буддистские монахи тоже в похожей одежде ходят. Я говорю: «Нет, я кришнаитский монах, я поклоняюсь Кришне». Он говорит: «О, это не буддизм?» Я говорю: «Нет, это совершенно другая традиция, она связана с индуизмом, она вообще источник индуизма, она даже более древняя, чем индуизм».

00:56:57 Он говорит: «Интересно, а ты меня вдохновляешь, чтобы я был буддистом? Не хочешь мне попроповедовать, не хочешь меня обратить свою религию?» Я говорю: «Нет, зачем мне это надо? Потому что мы понимаем, что Кришна – Верховный Господь, он проявляется во всех религиозных традициях. То есть Будда — это одно из воплощений Кришны, нет никаких проблем. То есть ты, поклоняясь Господу Будде, можешь достичь полного совершенства».

00:57:29 Он говорит: «Ничего себе, вот это удивительно: каждый раз, если я каких-то религиозных людей вожу, они меня постоянно пытаются в свою религию перетащить. Первый раз я с таким сталкиваюсь, что человек меня никуда не завлекает». И рассказал, что он вёз христиан каких-то (непонятно каких, но можно догадаться — у них была пачка листовок, брошюр каких-то, и они всю дорогу ему проповедовали). И он говорит: «Я не люблю с людьми спорить, и поэтому из вежливости я с ними соглашался, говорю: «Да, всё хорошо, всё правильно». И они так вдохновились, и подумали, что вот всё — мы успешно сделали его христианином. И в конце поездки похлопали меня по плечу: «Ну молодец, брат, ты принял Иисуса в своей жизни. Теперь ты должен эту благую весть всем распространять». И дали ему пачку литературы: всё, всем пассажирам распространяй.

00:58:50 Он говорит: «Я понимаю, что это священные писания, не хочу их выкидывать, чтобы оскорбление не совершить, но я не собираюсь проповедовать это людям, это распространять, я же не христианин. И вот я как-то попал вообще в такую переделку и выкинуть не могу и не знаю, что с ними делать». Я говорю: «Это не проблема, надо найти какое-то место чистое, положить всю эту литературу — кому надо тот возьмёт, но ты не будешь распространять и, всё, избавишься». Он говорит: «Да, здорово, так и сделаю. А что мне ещё надо сделать, чтобы прогрессировать в моей традиции?» Я говорю: «Ну нужны знания во-первых, то есть не просто как-то ритуалам следовать, а изучать буддизм, очень серьёзно книги читать, слушать лекции, и также воспевание Святого Имени. Во всех священных писаниях говорится, что это очень хороший способ духовного продвижения».

00:59:57 И мы доехали до места, и когда ему преданные собирались заплатить, он говорит: «Денег не надо, я хочу дать пожертвование». Достает двадцать долларов, говорит: «Вот». То есть такое трансцендентное такси: ты в нём проехался, и вместо того, чтобы ты деньги заплатил, водитель тебе платит деньги за проезд.

01:00:25 То есть это, конечно, очень вдохновляет. Я видел это и своими глазами, да и, в принципе, у нас множество примеров даже здесь в этой комнате, я уверен. Кто до сознания Кришны следовал какой-то другой традиции: христианству или исламу или ещё какой-то традиции, есть такие? Вот, пожалуйста подтверждение, что серьёзное искреннее следование другой традиции приводит человека к Кришне. И не надо искусственно пытаться, так сказать, воздействовать на человека, надо понять на каком уровне он находится и помочь ему в духовном развитии.

01:01:22 Если человек находится на нулевом уровне, надо ему помочь сделать первый шаг. Если он находится в какой-то традиции — пусть он ей следует. Кришна его приведет в конечном итоге к Себе, мы должны ему просто помочь. И, поскольку, Кришну это удовлетворяет — все удовлетворены. Очень простой показатель. И, конечно же, это вдохновляет естественным образом.

01:02:07 Из зала: А как вы понимаете, что Кришна вами удовлетворён? Не только же, когда таксист деньги платит, жертвует? И как, самое главное, не загордиться от этого, потому что: О! Я — особенный, например. Ну, я это по своему примеру. Я, типа, Кришну слышу. Или это иллюзия ума, что это Он там доволен или не доволен. Как себе не напридумывать, а по-настоящему. Ну, понятно, что на своем уровне я ещё не слышу, но хотя бы чувствовать ногу Кришны, как вы говорите, такое удается иногда, да.

01:02:40 БРСС: Да, то есть, если Кришна удовлетворен — мы удовлетворены, и другие удовлетворены, также преданные удовлетворены, и духовный учитель удовлетворен, то есть по этому можно судить, что Кришна удовлетворен нашим служением. Поскольку все живые существа, они же частицы Кришны, это как чувства Кришны. И по тому, как чувства реагируют, можно понять, как Кришна реагирует на нашу деятельность.

01:03:15 И гордость возникает из-за того, что мы сосредоточены на себе. То есть, если мы сосредоточены на других, то гордость не будет возникать. Гордость возникает, когда разрываются наши связи, то есть а-йога. Если присутствует йога, если присутствует связь, то гордости не будет. То есть мы понимаем, что мы — слуги, и что мы должны просто продолжать служить. Надо продолжать делать то же самое. Харе Кришна!
Еще несколько минут, если у кого-то есть какие-то вопросы?

01:04:20 Из зала: А можете пояснить, Вы только что сказали, что все живые существа – это частицы Кришны, это чувства Кришны.

01:03:26 БРСС: Да, потому, что Кришна чувствует то, что чувствуем мы. То есть Кришна может чувствовать через нас. Поэтому, например, Он испытывает сострадание к тем, кто страдает в материальном мире. И, если мы что-то делаем для других живых существ, то мы получаем благо. Почему мы получаем благо? Потому что Кришна доволен. То есть косвенно даже если человек занимается благотворительной деятельностью, он получает хорошие результаты от этого, потому что Кришна вознаграждает этого человека за то, что он сделал что-то для Его детей. Точно так же, как родитель очень доволен, если что-то делают для его детей, и он что-то пытается тоже для этого человека делать. Живые существа – это продолжение Кришны, чувства Кришны. И, если мы что-то для них делаем, то Кришну это также радует. Но, если мы это делаем корыстно каким-то образом, то, конечно же, это Кришна не очень удовлетворен этим.

01:05:56 Я помню, мы с Говиндой Махараджем по деревне гуляли, и он увидел там кур, которые сидели где-то там, в каком-то хозяйском дворе. И они там радостно бегали, что-то клевали, какое-то зерно. И Говинда Махарадж так посмотрел: «Эх, вы куры, были бы у вас мозги, вы бы не стали бы тут зерно клевать, а улетели бы как можно быстрее, потому что вас кормят тут зерном лишь для того, чтобы вам голову отрубить потом». То есть, если мы заботимся о других таким вот таким образом, с какими-то корыстными интересами, то, конечно, Кришну не очень это удовлетворяет.

01:06:40 Из зала: Ну вот, допустим, когда идет харинама, не все же реагируют позитивно. Тот человек, который реагирует негативно, он же не выражает в этот момент чувства Кришны?

01:06:55 БРСС: Да, потому что, если человек, например, находится в иллюзии, то это как чувства, но они атрофированные. Например, когда мы болеем, мы можем не чувствовать вкуса или не ощущать запаха и так далее, и так далее. Точно так же, когда кто-то находится в болезненном состоянии, он не может правильно реагировать, то есть он не чувствует радости видя преданных, или его не привлекает воспевание Святого Имени и так далее. То есть это невежество.
Из зала: Спасибо.

01:07:39 БРСС: То есть, это тоже чувства Кришны, но больные чувства, атрофированные чувства. Но, с другой стороны, конечно, мы также должны понимать насколько мы транслируем Кришну правильным образом. Иначе, если это фанатично воспринимать: вот люди не реагируют на моё воспевание в экстазе, потому что они в невежестве. Но насколько я воспеваю в сознании Кришны? Это также очень важный фактор. Например, кто-то приготовит что-то ужасное и предложит Кришне, и преданные будут есть и морщиться, и я буду думать: вот они в майе, прасад им не нравится, понимаешь. Но также надо учитывать, насколько я с любовью приготовил это для Кришны. И если это приготовлено с любовью, то очевидно, что это должно быть самое лучшее качество.

01:08:50 Из зала: Вопрос был как раз, как определять свое невежество. Вы частично уже ответили на него.

01:02:56 БРСС: Как определять своё невежество?

01:02:58 Из зала: Да, потому что часто иллюзия такова, что ты себя чувствуешь как минимум в благости.

01:09:12 БРСС: Да, скорее всего, это также показатель. Есть такой эффект Даннинга-Крюгера, очень интересный. Научное исследование, которое говорит о том, что люди, которые обладают самой высокой квалификацией, они себя считают недостойными, они себя считают не обладающими высокой квалификацией. Почему? Потому что они всегда…, то есть у них очень высокие стандарты, у них очень высокие требования к себе. И поэтому, несмотря ни на какие достижения, они думают: нет, я не дотягиваю, мне ещё есть над чем работать. А люди, которые обладают очень низкой квалификацией, они очень о себе высокого мнения. Потому что у них нет вообще никакого понимания, что такое высокая квалификация. Они думают: моя квалификация — это самая высшая! То есть существует только одна правда, и это моя. Почему? Потому что я — Бог. То есть в конечном итоге эта проблема есть, поэтому мы можем видеть, что в вайшнавской традиции также это прослеживается очень четко.

01:10:38 Например, в 16 главе Кришна очень подробно описывает демоническое сознание
Ишваро 'хам ахам бхоги сиддхо 'хам балаван сукхи… [БГ 16.13-15]
Слово хам повторяется несколько раз в этом стихе, это сокращенный вариант слова ахам, ахам обозначает я. То есть я – это хам, когда человек слишком сильно на себе сосредоточен, он постепенно становится хамом, развивает хамское поведение. И как думает такой хам? Ишвара хам. Я — ишвара, я — повелитель, ахам бхоги — я наслаждающийся, сиддхо хам — я совершенный, то есть мне вообще уже не над чем работать, я уже достиг высшего уровня. Балаван – я сильный, и сукхи – я счастлив, и так далее продолжается описание. То есть демоны, они о себе очень высокого мнения. А, если посмотреть на самых совершенных преданных, можно, например, одну песню Бхактивинода Тхакура рассмотреть:

01:11:59 А̄ма̄ра джӣван
а̄ма̄ра джӣвана, сада̄ па̄пе рата,
на̄хико пун̣йера леш́а
порере удвега, дийа̄чхи дже кото,
дийа̄чхи джӣвере клеш́а

Это первый куплет, в котором говорится: амара дживанам – моя жизнь, сада па̄пе рата – всегда наполнена греховными поступками, что я всегда совершаю грехи, на̄хико пун̣йера леш́а — и я ничего хорошего ни для кого не сделал. Порере удвега, дийа̄чхи дже кото, дийа̄чхи джӣвере клеш́а – и ради собственного наслаждения я ни перед чем не останавливаюсь, и я без стеснения приношу проблемы и страдания всем окружающим, ради своего удовлетворения. Пара сукха дукхи, пара сукха дукха — он говорит, что самая большая радость в моей жизни — это когда у других проблемы, а когда у других всё хорошо — меня это очень сильно раздражает. Это он о себе говорит вот таким образом — Бхактивинод Тхакур, преданный такого уровня. То есть мы можем видеть, что этот феномен Даннинга-Крюгера – это вечный феномен, который проявляется в этом материальном мире, поэтому, если у нас очень высокое самомнение, то, скорее всего, нам есть над чем работать.

01:13:57 Из зала: Из этого всего вытекает момент, что год за годом ты видишь: у тебя раскрываются глаза на серьёзные высокие стандарты, серьёзных преданных вокруг, ты всё хуже и хуже чувствуешь себя в сознании Кришны, потому что понимаешь, что ты с твоими низменными остатками желаний или иногда и не остатками — просто «ни о чём». Ты всё ниже и ниже сам себя загоняешь под плинтус из-за того, что у тебя глаза открываются на более и более на высокие серьёзные уровни. Ты себя уже всеми правдами и неправдами стараешься поддерживать: что это, да, моё положение, но внутри лучше от этого не становится.

01:14:47 БРСС: Из-за чего мы страдаем, это, в принципе, совершенно нормальное явление. Точнее, оно не нормальное, конечно, но очень распространённое, потому что мы хотим быть совершенными в своих глазах, в глазах окружающих для себя. То есть, опять-таки это «Я», зацикленность на себе. И в чём проблема зацикленности на себе? То есть можно себе представить — короткое замыкание получается. Если мы зациклены на себя, это желание быть совершенным, и постоянное такое самобичевание в отношении того, что я не совершенный, оно может заставлять нас страдать.

01:15:50 В свое время я прочитал какие-то воспоминания о Прабхупаде Сатсварупы Махараджа, был молодым преданным. И, хотя я знал английский, но мне было очень сложно понять акцент Шрилы Прабхупады для того, чтобы слушать его в оригинале. Но я решил добиться того, что я начну его понимать, у меня был магнитофон, плеер с реверсом. И я поставил одну кассету Шрилы Прабхупады на реверс, одну лекцию. Я её прослушал, наверное, раз тридцать. Я добивался того, что я в каждом слово разберусь и всё начну понимать. И в конечном итоге я пробился через его акцент, все слова стали понятными, и, конечно, я был в таком экстазе, до поздней ночи слушал, и поздно ночью наконец всё начал понимать.

01:17:09 Как только уснул, мне почему-то приснился Сатсварупа Махарадж, которого я вообще даже не видел. И, когда я подошел к нему, поклонился, он такой улыбнулся и говорит: «Как дела?» Я ему говорю: «Махарадж, всё так очень плохо. Потому что, что я только ни пытался в сознании Кришны делать, чтобы как-то продвинуться и ничего не получается». Не знаю, почему он мне приснился, а не мой духовный учитель, трудно сказать.

01:17:46 И он так улыбнулся и он говорит: «Не переживай, у меня было тоже самое, и я тоже переживал очень сильно по поводу своего несовершенства. И потом в конечном итоге я понял, что все эти переживания бесполезная вещь. И я просто решил, что ну да, я несовершенный, но я просто посвящу себя служению преданным. И все! И как только я решил посвятить себя этой миссии, я сразу стал счастливым. Ну и буду несовершенным — какие проблемы? Зато буду преданно служить.»

01:18:11 То есть, если мы думаем о себе, как о великих или как о самых падших – это всё бесполезное занятие. Как Шрила Радханаха Махарадж очень метко подметил. Он говорит: «По настоящему смиренный человек — это не тот, кто постоянно думает о себе как о падшем. По-настоящему смиренный человек – это тот, кто вообще о себе не думает никогда». Он думает только о том, как удовлетворить Гуру, Кришну и вайшнавов. Да, совершенный или не совершенный, но Кришна всех любит. Зато Кришна совершенный, и поэтому даже моё несовершенное служение может Его удовлетворить, если я его искренне делаю.

01:19:24 Как в анекдоте. Один семинарист проходит по улице, и бабушка его видит и говорит: «Сынок, ты кто такой?» — «Я – семинарист». — «Семинарист? А это кто такой?» — «Да ты что,бабушка, никогда не встречалас? Я — богослов». — «Кто-кто? Еще раз скажи». — «Бабушка, я бо-го-слов!» — «Бог ослов? Ничего, сынок, Бог и таких любит!»

01:20:03 То есть, кем бы мы ни были, Кришна нас всё равно любит, потому что Он любит не за что-то, а просто потому что мы Его частицы. Харе Кришна! На сегодня нам надо уже будет заканчивать, потому что у нас время до семи пятнадцати, да?
Последний вопрос.
Из зала: Харе Кришна. У меня вопрос такой. Вот вы говорили, что, например, если человек работает по максимуму, он всё хочет делать идеально. И это, может быть, в какой-то степени его внутренняя потребность. Как избежать выгорания? Потому что в любом случае выгорание происходит. То есть либо убеждать себя в том, чтобы делать меньше, или чтобы делать хуже, или как-то договариваться с Господом на эту тему, или как-то менять черты своего характера, чтобы как-то по-другому это проявлялось? Как это сделать экологично для себя, и чтобы никаких при этом нарушений не происходило?

01:21:20 БРСС: Выгорание происходит не из-за того, что мы перенапрягаемся физически. Любой, у кого есть опыт восточных боевых искусств, знает, что, в принципе, тело – это машина, она не устает, она не может устать. Тело в принципе может функционировать двадцать четыре часа в сутки без проблем. Устает ум. Почему нам надо спать? Для того, чтобы уму дать отдых. То есть это эмоциональная перегрузка, а не физическая перегрузка. И поэтому скорее всего наша тема будет развитие эмоционального интеллекта, потому что все завязано на эмоциях, что связано с нашей жизнью. Харе Кришна!
Шрила Прабхупада ки джай!
Шримад Бхагавад-Гита ки джай!
Гоуре премананде!
Харибол!
Самавета бхакта вринда ки джай!

обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 31 May 2023
транскрибирование: Светлана Полуэктова | Таллин | Эстония | 31 May 2023