Поощрение религиозной терпимости
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 В переживаемое нами сейчас время религиозных конфликтов, когда миллионы людей на Ближнем Востоке, в Европе, Азии и Африке становятся жертвами религиозного фанатизма, руководители могут посчитать рискованным оказание поддержки любой форме религиозной практики. Одна из главных угроз стабильности в мире, даже в тех странах, которые совсем недавно добились независимости, исходит от религиозных противоречий. Например, со времени достижения независимости в Нигерии произошли многие сотни беспорядков на религиозной почве. В то же время, с аналогичными проблемами сталкиваются страны, чья независимость имеет вековую историю.
Религиозная вера – могущественная вера
00:01:04 Сегодня многие люди поддерживают необходимость того, чтобы религия была отделена от политики, и то, что правление должно оставаться светским. В самом деле, правительство, пытающееся установить «единую» национальную религию, рискует впасть в искушение начать притеснение какой-либо другой добропорядочной религии. Такие притеснения ведут к сужению сферы служения представителей церкви, что подрывает сам смысл существования религии. Разнообразные существующие в мире религии изначально шли от единой, общей для всех них сути и приняли разные формы в зависимости от эпохи, места и обстоятельств. Когда это религиозное разнообразие уважается, то оно только способствует оздоровлению общества. Но становясь объектом преследований, оно может привести к конфликтам и отрицанию религиозной свободы.
00:02:22 Миллиарды людей во всем мире не задумываясь причисляют себя к той или иной религиозной конфессии. Всемирная Христианская Энциклопедия насчитывает 1,5 миллиарда людей – почти треть населения планеты,– считающих себя католиками; 750 миллионов человек причисляют себя к последователям Пророка Магомета; 600 миллионов относят себя к последователям индуизма; и 300 миллионов называют себя буддистами. Кроме этих основных мировых религий, есть множество других конфессий, исповедуемых меньшим количеством людей. В Африке существуют тысячи религий. А в Америке сейчас очень активны различного рода секты.
00:03:21 Религиозные чувства являются наиболее сильными изо всех эмоций, которые только известны человечеству. Миллионы людей хотят умереть за свою веру, что некоторые из них и делают. Конечно, иные предпочитают убивать во имя Веры, будучи готовыми принять любое наказание на земле, веря, что их деструктивные действия продиктованы религиозными убеждениями. Некоторые оставляют после своей смерти целые состояния, завещая их религиозным общинам. Другие же, ещё во время своей земной жизни, передают большие средства религиозным институтам. И все же некоторые считают, что остаются в долгу на всю свою оставшуюся жизнь.
00:04:21 Такая сфокусированная решимость показывает, что преданность, сила и чувство долга могут быть чрезвычайно динамичными силами, когда они направлены на подъем человеческого состояния. Эта сила настолько велика, что ею нельзя пренебрегать. Но её необходимо должным образом направлять, с тем чтобы она могла быть использована в конструктивных целях.
Служение, а не сектантство
00:04:57 В сущности люди – создания духовные. Когда духовность отрицается, имеют место психические нарушения и проявления потрясающей жестокости с их стороны. Качество общества ухудшается, и оно становится гедонистическим, когда его члены начинают жить просто как материальные создания, не обладающие душой, и считать, что Бога нет вообще. По мере все большего отрицания жизненных истин, члены общества становятся способными на совершение все более аморальных, эгоцентричных поступков.
00:05:45 В силу того, что религия задает нормы морали, этики и поведенческие стандарты, она может играть в обществе продуктивную роль. Тем не менее, следует различать религию и псевдорелигиозность, или сектантство. Сегодня многие люди относятся к Вере как сектанты, как будто Бог принадлежал бы только их избранной группе. Даже попав на Небеса, такие люди вполне могут задать вопрос: «А где здесь обитают души католиков? Пресвитерианцев? Мусульман-суннитов?» Конечно, это абсурд. Все, кто так поверхностно понимает Веру в Бога, духовно незрелы и не являются по-настоящему верующими людьми. Создатель не делает различий между человеческими существами и, соответственно, не может одобрять сектантство как разделяющий их элемент. Извращенное понимание Веры сторонниками сектантства и псевдорелигиозности не идет на пользу развитию человечества и его духовной эволюции, независимо от того, облекаются ли явления в одежды национализма, расизма, трибализма, шовинизма или религиозной нетерпимости.
00:07:20 В конечном счете есть только один Бог и одна Религия. Эта единственная религия – Любовь, и именно она служит Господу. Следовательно, внешняя форма религии не так и важна. Человек, родившийся в Христианстве, может в течение жизни перейти в Ислам, стать буддистом или последователем какой-либо другой конфессии. Можно родиться в буддисткой общине и принимать её нормы и наставления, а потом принять Христианство. Конфессия и её структура не играют особой роли. Важны доктрина и условия, которые принимает человек, чтобы служить Создателю и другим людям.
00:08:16 Бог воздает людям по их искренности и готовности любить и служить Ему и, конечно, не по тому, к какой религиозной общине человек относится. В древней «Бхагават-гите» (4.11) есть цитата, имеющая отношение к этой проблеме:
00:08:40 Все когда-нибудь приходят ко Мне, и Я воздаю им по делам их. Каждый следует Моим путем во всех делах, о сын Притхи.
00:08:54 В этой цитате Создатель говорит, что Он воздает людям по степени их покорности. Бога нельзя ни обмануть, ни подкупить. Он не знает лени, и у него нет ни отпуска, ни перерывов на отдых. Напротив, он постоянно контролирует степень преданности Ему человека и воздает ему по делам его. Ему не нужно знать к какой религии люди себя причисляют. Ему интересна лишь их истинная вера и преданность. Неужели кто-либо захочет служить Богу, который выделяет какую-то избранную группу людей, забывая о большей части своих чад?
00:09:45 «Возлюби ближнего как самого себя» – заповедь, которая подходит человеку, где бы он ни жил. Господь наделил человека способностью любить буквально каждую тварь сущую, и каждому нужно стремиться к этому идеалу на практике. Такое понимание духовной жизни может принести успокоение, так как люди знают, что их взаимоотношения с Богом зависят только от них самих, и то, что Его Воля – над каждым из живущих, независимо от их религиозной принадлежности.
Скрытый и открытый подходы
00:10:30 Религиозная практика основывается на двух различных системах: «открытой» и «скрытой». Большинство людей практикует «открытый» («внешний») подход к своей религии, придавая особое значение внешним проявлениям религиозной жизни: ритуалам, существующим религиозным институтам и так далее. И все их действия являются частью и следствием такой системы воззрений. Как раз эти люди часто устраивают свары в своей среде, провоцируют беспорядки, конфликты и напряженность в целом, что представляет угрозу выживанию человечества. Их собственная внутренняя неуверенность заставляет их нападать на другие группы людей с целью уничтожения, подавления или подчинения тех, кто не разделяет их религиозные взгляды. Они стараются подавлять других, чтобы, тем самым, самим оказаться наверху. Такое их поведение, естественно, ни в коей мере не является выражением братской любви. Те, кто действительно любят ближнего, будут стараться возвысить других.
00:12:00 Сторонники «скрытого» («внутреннего») подхода – это те, кто стремится к самореализации, пытаясь в религии видеть больше, чем внешние формы и ритуалы. Или более просто: они пытаются постичь суть своей духовности и тем самым стать ближе к Богу. Хотя некоторые посчитают невозможным иметь связь с Богом, на самом деле это вполне возможно. Например, в Библии сказано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). В Эль Хадис, дополнении к Корану, говорится: «В Раю высшее – это созерцать Аллаха». Во всех Священных Писаниях сказано, как о непреложном, что можно иметь различную связь с Создателем.
00:13:06 Вследствие того что только немногие, даже среди тех, кто идет по пути духовного совершенствования, достигли такого высокого уровня единения с Богом, широкое распространение получило религиозное сектантство. Однако те, кто проникает глубже, за поверхностные, экзотерические формы религиозности, находит великую общность и товарищество со всеми ищущими верующими и обнаруживает общую нить, связывающую все религии. Такие сторонники глубинного отношения к Вере, старающиеся постичь ранние стадии Божественного сознания, всегда рады, когда встречают людей, следующих той же дорогой. Они понимают, что религии, основы которых заложены в Священных Писаниях и Пророчествах, всего лишь инструмент службы Богу. Эта концепция служения применима не только к религии, но и действует в отношении любой формы взаимоотношений. Независимо от того, в каком положении вы находитесь – высшем, низшем или среднем,– вы всегда или кому-то служите, или другие служат вам.
Послание одно и то же
00:14:38 Писания достигших глубокого Божественного сознания учат людей, чтобы они не придавали чрезмерного значения внешним проявлениям религиозности. Наиболее важным здесь является их использование для того, чтобы идти глубже, стараясь постичь суть, которая в конечном счете есть любовь и служение Господу. В конце концов, есть только один Бог, посылающий святых пророков для дачи наставлений людям, сообразно времени, месту и обстоятельствам.
00:15:22 Внимательное рассмотрение посланий этих пророков обнаруживает одни и те же универсальные, проходящие сквозь века, наставления: люби Господа всем твоим сердцем и душой; возлюби ближнего, как самого себя; не считай этот мир настоящим домом твоим; самоочищайся, чтобы войти в Царство Бога. Хотя детали могут разниться, по сравнению со сходством различия незначительны.
00:15:57 Действительно, любой религиозный лидер грешит против Бога, если утверждает, что у Него есть всего лишь один единственный пророк. Как можно думать, что Господь, который есть самый великий, самый милосердный и самый всемогущий, будет наставлять человечество при помощи одного единственного пророка и одним единственным способом?! Как дерзки и самонадеянны такие утверждения! Ведь даже обычные люди могут дать жизнь более, чем одному ребёнку. Думать, что Господь Бог, самый великий из прародителей, может создать и послать на землю только одного-единственного учителя значит усомниться в Его всемогуществе и милосердии. За исключением любви и заботы, Господь Бог повторяет одно и то же в различных формах, видя, что для завершения наставлений нужны многие посланцы. Люди – это те существа, которые создали такую большую религиозную путаницу.
00:17:15 Старейшим сборником духовных учений являются Веды. Изучение этих писаний выявляет глубокое единство всех учений, доведенных до людей посланниками Бога. Например, в Ведах предсказывалось появление Будды за тысячи лет до того, как это произошло. Бхавишья Пурана говорит о пришествии в этот мир Иисуса. А другие ведические писания упоминали Рамануджачарью и Мадхавачарью, двух великих просвещенных душ, задолго до их рождения на свет. Истинным последователям ведической мудрости нетрудно ценить и уважать другие религии, чьи приверженцы остаются верными учениям их пророков о любви и единении.
00:18:14 Хотя учения пророков очень похожи одно на другое, их заветы постоянно искажались и неверно использовались. Многое из их наставлений было воспроизведено, после исчезновения пророков, людьми, которым не доставало полного понимания сути посланий, или же теми, кто имел собственные планы на этот счет.
00:18:40 Даже во время своей земной жизни эти великие духовные лидеры не были поняты и оценены и страдали, пытаясь передать миру свою мудрость. Например, был убит Зороастр, персидский мистик, живший в шестом веке до нашей эры и основавший Зороастризм.
00:19:04 Греческий философ Сократ (470–399 гг. до н. э.) был обвинен в растлении умов молодежи и приговорен к смерти через отравление. Гаутама Будда (563–483 гг. до н. э.) был забит камнями ортодоксальными индуистами. Иисус был распят на кресте, тогда как по решению людей на свободу был выпущен обыкновенный убийца Варавва. Мохаммеда (570–632 гг. н. э.) пытались отравить, и хотя он сумел выжить, все семь оставшихся лет жизни он постоянно страдал от болей.
00:19:59 И если люди так яростно расправлялись с пророками и с тем, что они несли во время их земной жизни, как тут не случиться неразберихе, злоупотреблениям и искажениям в оставленных ими учениях?
Искажения послания
00:20:20 Христианство предоставляет наиболее наглядный пример того, как могут искажаться Послания Духовного Учителя. После ухода Иисуса в самом Христианстве произошло много изменений, в том числе многие из них – в результате решений периодически созываемых в течение веков Экуменических Соборов. И высшие религиозные «власти» принимали решения: что в Библии должно быть сохранено, что ликвидировано и что изменено.
00:21:01 Сегодня в христианских книжных лавках можно найти различные версии Библии: Версию Хорошей Новости, Версию Короля Джеймса, Римско-Католическую Версию, ГрекоПравославную Версию, или же Версию Пересмотренную. И это далеко ещё не полный список. Также и переводы оригинала разнятся. И некоторые Библии содержат больше книг (или различные книги), чем другие. После того, как несколько десятилетий тому назад были обнаружены Свитки Мертвого Моря, эти различия стали ещё более выраженными. В Свитках Мертвого Моря исследователи обнаружили ряд моментов, противоречащих традиционным библейским догматам. И как результат этого, во многих из новых переводов появились серьёзные изменения.
00:22:06 Представители некоторых христианских конфессий могут считать, что именно их версия Библии является наиболее полным и абсолютным Словом Бога. Тем не менее, обращение к истории показывает, какие изменения происходили с течением времени и какие искажения имели место из-за свойства человека ошибаться. Несмотря на все это, суть остается прежней и достижимой на более глубоком уровне.
00:22:42 Переводы на многие языки привели к увеличению искажений Библейского Послания. Тот факт, что первоначально Библия писалась на иврите, арамейском и греческом, сделал очень сложным абсолютно точный, слово в слово, перевод оригинала. Даже среди христианских филологов нет единства в интерпретации отдельных отрывков Библии.
00:23:13 Американская Энциклопедия отмечает в Библии 30 тысяч погрешностей. Многие разделы Библии перекопированы с других материалов. Например, в Паралипоменоне II, 9:25, у Соломона были конюшни на 4 тысячи коней и колесниц, тогда как в Послании Царям I, 4:26, их количество уже 40 тысяч. Давид убил 700 мужчин, согласно Самуилу II, 10:18, тогда как по Паралипоменону II, 19:18, их число возрастает до 7 тысяч. Евангелисты Матфей и Лука, похоже, много позаимствовали у Марка. Некоторые другие места в Библии скопированы довольно аккуратно, например 38 стихов Послания Царям II (19) также можно найти в Исайи (37). Или же стихи из Псалма 18 также включены в Самуил II (22).
Новые открытия
00:24:36 Свитки Мертвого Моря приводят к выводу, что некоторые слова, приписываемые Иисусу, изначально ему не принадлежали. Например, слова Нагорной Проповеди, которую многие почитают уникальной и единственной в своем роде, можно обнаружить в более раннем ессейском тексте, и, следовательно, Иисус не был первым, кто их произнес. Скорее всего, это действительно так, и вполне возможно, что Иисус принадлежал к секте ессеев.
00:25:18 То, чему Иисус учил своих учеников, может частично быть результатом его ессейской ориентации. В своих исканиях и стремлении к самореализации ессеи нередко демонстрировали свои сверхъестественные способности и, следовательно, были в состоянии исполнять такие же «чудеса», что показывал Иисус. Ясновидцы и телепаты, они верили в реинкарнацию и были способны осуществлять контроль над материальным миром, лечить больных и немощных и – как это демонстрировал Иисус – поднимать мертвых.
00:26:02 Открытия, сделанные на основе Свитков Мертвого Моря, привели к внесению изменений в более современные редакции Библии, наиболее значимыми из которых является то, что способности Иисуса более не считаются уникальными. Это последнее, подчеркивающее духовное совершенство Иисуса, привело христиан к тому, что они стали считать – противореча тому, о чем Иисус говорил,– что только он может достичь такого высокого уровня Божественного сознания. Однако сам Иисус говорил: «Верующий в Меня, дела, которые сотворю Я, и он сотворит» (Ин. 14:12). Неверное понимание того, чему Иисус учил, привело христиан к вере, что они никогда не смогут достичь его состояния. Это дает питательную почву христианскому сектантству, считающему, что Иисус есть единственная в мире божественная личность и представитель Бога. Увековечивание такого сектантства опасно для любой религии.
00:27:28 Все великие учителя не пожелали бы такой эволюции. Действительно, космический Христос присутствует во всех традициях, в противоположность исторической фигуре Иисуса, не представленном в большинстве других религий. Космический Христос есть Божественная всеохватывающая и всеобщая любовь – детище Создателя. В Библии мы находим утверждение: «Бог – это любовь; и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16). По этой самой причине люди, исповедующие эзотерический, то есть глубинный, подход к Христианству, не очень волнуются по поводу различий в религиозных догмах. Они понимают, что один и тот же любящий всех нас Господь Бог и все его представители принимают и охватывают все религии, несмотря на все догматические и ритуальные различия.
00:28:44 Цель этой дискуссии показать, что внешние формы ритуалов и Священного Писания, которым сторонники экзотерического (внешнего) подхода придают особое значение, по меньшей мере вносят путаницу и являются противоречивыми. Напротив, исповедующие эзотерический подход отлично понимают, что Писание, несмотря на всю его важность, есть только часть общей картины. В эзотерической духовной жизни изучение Писания сопровождается объяснениями авторитетных наставников, которые на примерах показывают, как достичь совершенства. В отличие от «внешнего» подхода, сторонники «внутреннего» находятся в постоянном поиске прямого контакта с духовным миром и помогают своим братьям и сестрам приблизиться к состоянию самовыражения. Использование Писания в качестве единственной основы Учения ведет к его недопониманию, увеличению неразберихи и усилению сектантства.
Поощряйте разнообразие; поддерживайте терпимость
00:30:06 Люди ценят свою веру, так как она часто помогает им и поддерживает. Как руководителю, вам следует поощрять религиозную терпимость и разнообразие, а не стремиться сглаживать или стирать различия. Вы должны быть счастливы, когда убежденно заявляют: «Моя религия лучше всех»,– не навязывая насильно своих убеждений и не притесняя атеистов. В то же время, если религиозная система не работает, вы можете поддержать людей в поиске других подходов. Помогите им понять, что любая верная духовная дорога, если идти в глубину, даст большие результаты, силу, энергию и любовь, если она ведет к гармонизации отношений с Богом и другими людьми.
00:31:11 Попытки отрицать разнообразие были бы неразумны и нездоровы. Красивая симфония требует разнообразия инструментов оркестра и различные уровни исполнительского мастерства. Никто не захочет слушать звучание только одного инструмента в руках многих исполнителей одинакового уровня. Именно уникальность каждого инструмента и музыканта оркестра дает возможность насладиться гармонией звуков высшего порядка.
00:31:46 Точно таким же образом различные расы, племена, народы и религии могут друг друга дополнять, способствуя тем самым увеличению возможностей каждого человека радоваться жизни на качественно более высоком уровне. Руководитель должен уметь привнести такое понимание вопроса людям, делая особый упор на универсальных истинах и внутреннем содержании каждой ситуации, способствуя понижению значения вещей внешних и поверхностных. Духовность, являющаяся естественным состоянием человека, есть внутренняя сторона его жизни. Правительство или организация, пытающиеся её подавить, вполне могут столкнуться с нежелательными последствиями. Во время моих продолжительных поездок по всему миру, я замечал, даже в бывших коммунистических странах, где религия жестоко притеснялась, сильное, естественное стремление к духовности.
00:33:00 Многие даже рискуют жизнью, чтобы притронуться к священной книге, такой как Библия, Коран или Тора. Что-то внутреннее ведет человечество в направлении ещё большего познания в области философии, психики и духовности. Руководители могут сделать существенно важный шаг вперед в направлении ещё большего единства страны, организации или семьи, если будут помогать людям понять и оценить, что у всех нас один Бог. Руководители, поддерживающие и поощряющие религиозную терпимость, вносят важный вклад в укрепление стабильности и мира во всем мире.
Называя имена господа
00:33:55 Руководители, искренне стремящиеся к поощрению религиозной терпимости и, следовательно, к уменьшению противоборства, могут поддержать коллективную практику, при которой люди различных вероисповеданий называли бы по-своему имена Господа Вседержителя, особо подчеркивая, что под разными именами есть один единственный Господь Бог. Напомните руководимым вами людям, что все Священные Книги однозначно заявляют, что мир и благосостояние есть результат того, что человечество признает Божественное превосходство. И произнося, все вместе, имена Бога, люди тем самым вносят самый весомый вклад в дело укрепления мира во всем мире.
00:34:52 Следующие отрывки из Священных Книг подчеркивают это:
00:34:58 • Всякий, кто призовет имя Господне, спасется.– Послание к Римлянам, 10:13
00:35:07 • От восхода солнца до заката да будет прославлено имя Господне.– Псалмы 112:3
00:35:18 • Взывайте к Аллаху, или взывайте к Рахману: Каким бы именем вы Его ни назвали (это хорошо): У Него самые красивые имена.– Коран 17.110
00:35:35 • Самые красивые имена – у Аллаха; так называйте Его ими.– Коран 7.180
00:35:45 • Величайшие имена несут высочайшие чувства. Чувства вызывают особенный результат.– Абдул-Баха
00:35:56 • Назовите Его святое Имя, взовите к Его милосердию, взывайте к Нему в ваших домах утром, днем и вечером.– Книга Мормона, с. 282, стих 17
00:36:14 • Произнося Имена Бога, можно очистить разум и стать неподвластным тревогам материального мира.– Ваше право знать, с. 102, из Эканкара
00:36:31 • Из жертвоприношений, Я есть пение Святых Имен.– Бхагавад-гита 10.16
00:36:40 Эти цитаты демонстрируют, что многие Священные Книги мира подчеркивают важность произнесения Имен Господа, чтобы получить большее единство, лучший мир и Божественное Благословение. Во времена кризисов, чрезвычайных обстоятельств или стихийных бедствий, в качестве части процесса оздоровления обстановки руководители могут обратиться к религиозным объединениям или простым людям, чтобы они обратились к Богу за помощью в соответствии с их традициями.
00:37:20 Эти религиозные группы могут не только помолиться Господу одни, в тишине, но и сделать это вместе. Звуковые колебания имеют мощный эффект на физический мир, влияют на атмосферу и воздействуют на коллективное сознание окружающих. Так как коллективная молитва может быть столь важна, вы как руководитель, можете помочь любому человеку, находящемуся рядом с вами, и использовать такую практику в благородных целях.
00:37:59 Будь вы руководитель мирового масштаба или лидер другого уровня, вы можете признать важность духовности, воздать должное её возможностям укреплять единство при всем существующем разнообразии, что помогает людям проникнуть глубже в самих себя и понять большее в своей духовной сущности, что, в свою очередь, может стать важным элементом того, чтобы люди лучше относились друг к другу. Вы можете напомнить всякому, что все мы есть одна семья и у всех у нас один единый Бог.
00:38:42 Вы можете способствовать улучшению гармонии, посещая основные религиозные фестивали, организуемые представителями различных конфессий, ассоциируясь с людьми различных исповеданий и постоянно подчеркивая необходимость единства. Духовное измерение вашей деятельности может способствовать более высокому уровню сознания в межнациональных отношениях, а также между организациями и семьями. Такой подход может вам дать доступ к самым тайным аспектам жизни руководимых вами людей, которые будут видеть в вас помощника в их личных и общих делах и стремлениях.
Ключевые положения главы
00:39:35 1. Сегодня многие люди поддерживают необходимость того, чтобы религия была отделена от политики, и то, что правление должно оставаться светским. В самом деле, правительство, пытающееся установить «единую» национальную религию, рискует впасть в искушение начать притеснение какой-либо другой добропорядочной религии. Такие притеснения ведут к сужению сферы служения представителей церкви, что подрывает сам смысл существования религии.
00:40:18 2. В сущности люди – создания духовные. Когда духовность отрицается, имеют место психические нарушения и проявления потрясающей жестокости с их стороны. Качество общества ухудшается, и оно становится гедонистическим, когда его члены начинают жить просто как материальные создания, не обладающие душой, и считать, что Бога нет вообще.
00:40:51 3. Создатель не делает различий между человеческими существами и, соответственно, не может одобрять сектантство как разделяющий их элемент. Извращенное понимание Веры сторонниками сектантства и псевдорелигиозности не идет на пользу развитию человечества и его духовной эволюции, независимо от того, облекаются ли явления в одежды национализма, расизма, трибализма, шовинизма или религиозной нетерпимости.
00:41:30 4. В конечном счете есть только один Бог и одна Религия. Эта единственная религия – Любовь, и именно она служит Господу. Всевышний относится к людям в зависимости от степени их искренности и их желания любить и служить, и, конечно же, не по тому, к какой религиозной конфессии тот или иной человек принадлежит.
00:42:05 5. «Возлюби ближнего, как самого себя» – заповедь, которая подходит человеку, где бы он ни жил. Господь наделил человека способностью любить буквально каждую тварь сущую, и каждому нужно стремиться к этому идеалу на практике. Такое понимание духовной жизни может принести успокоение, так как люди знают, что их взаимоотношения с Богом зависят только от них самих, и то, что Его Воля – над каждым из живущих, независимо от их религиозной принадлежности.
00:42:45 6. Действительно, любой религиозный лидер грешит против Бога, если утверждает, что у Него есть всего лишь один единственный пророк. Как можно думать, что Господь, который есть самый великий, самый милосердный и самый всемогущий, будет наставлять человечество при помощи одного единственного пророка и одним единственным способом?! Как дерзки и самонадеянны такие утверждения!
00:43:21 7. Религиозная практика основывается на двух различных системах: «открытой» и «скрытой». Большинство людей практикует «открытый» («внешний») подход к своей религии, придавая особое значение внешним проявлениям религиозной жизни: ритуалам, существующим религиозным институтам и так далее. И все их действия являются частью и следствием такой системы воззрений. Как раз эти люди часто устраивают свары в своей среде, провоцируют беспорядки, конфликты и напряженность в целом, что представляет угрозу выживанию человечества.
00:44:12 8. В эзотерической духовной жизни изучение Писания сопровождается объяснениями авторитетных наставников, которые на примерах показывают, как достичь совершенства. В отличие от «внешнего» подхода, сторонники «внутреннего» находятся в постоянном поиске прямого контакта с духовным миром и помогают своим братьям и сестрам приблизиться к состоянию самовыражения. Использование Писания в качестве единственной основы Учения ведет к его недопониманию, увеличению неразберихи и усилению сектантства.
00:44:59 9. Люди ценят свою веру, так как она часто помогает им и поддерживает. Как руководителю, вам следует поощрять религиозную терпимость и разнообразие, а не стремиться сглаживать или стирать различия. Вы должны быть счастливы, когда убежденно заявляют: «Моя религия лучше всех»,– не навязывая насильно своих убеждений и не притесняя атеистов. В то же время, если религиозная система не работает, вы можете поддержать людей в поиске других подходов.
00:45:44 10. Точно таким же образом различные расы, племена, народы и религии могут друг друга дополнять, способствуя тем самым увеличению возможностей каждого человека радоваться жизни на качественно более высоком уровне. Руководитель должен уметь привнести такое понимание вопроса людям, делая особый упор на универсальных истинах и внутреннем содержании каждой ситуации, способствуя понижению значения вещей внешних и поверхностных. Духовность, являющаяся естественным состоянием человека, есть внутренняя сторона его жизни. Правительство или организация, пытающиеся её подавить, вполне могут столкнуться с нежелательными последствиями.
Тренировка разума
00:46:48 1. Перечитайте десять основных технологий в начале этой книги, обращая особое внимание на понимание того, как много различных религиозных конфессий обращаются к этим вопросам. Попытайтесь постичь всеобъемлющий характер этих тем, проходящий через все формы религиозной практики.
00:47:18 2. Поразмышляйте над различными примерами того, что все виды деятельность есть форма служения, включая и то, что в принципе один человек всегда служит другому. Подумайте над тем, что суть религии – это любовь и служение Господу.
00:47:41 3. Если другие религии вызывают у вас чувство неуверенности или же вы находите их невыносимыми, то самое время проанализировать более глубоко ваши собственные религиозные воззрения. Если вы не способны это сделать, то, по крайней мере, подумайте, как изменить свое отношение к ним. Если вы поддерживаете секту, это означает, что вы сами решили ограничить сферу вашей деятельности, и следовательно вы можете быть лидером узкого круга лиц, а не всех людей. Хороший лидер стремится достичь единства в разнообразии, и любые серьёзные действия, направленные на обеспечение мира, регионального и всеобщего, должны основываться на этом подходе.
00:48:40 4. Запомните три универсальные истины, данные людям многими пророками:
00:48:50 • Люби Бога всем своим сердцем и душой, как никого другого.
00:48:57 • Возлюби ближнего, как самого себя.
00:49:03 • Стремись в Царство Бога, так как этот мир не является домом твоим.
00:49:12 Пусть это поможет вам увидеть универсальность всех честных пророков и религиозных традиций.
00:49:21 5. Используйте следующую «трехмерную» систему проверки для определение истинности религиозных систем. Здоровая религия основывается на: достоверных Священных Писаниях, чистых сердцем нынешних святых, чистых сердцем просвещенных людях прошлого и настоящего, имевших (имеющих) трансцендентальный контакт, таких как Сыновья Бога, вознесшиеся на Небо Учителя, святые или гуру.
00:49:54 Когда религия соответствует всем этим критериям, можно не беспокоиться о её истинности. Кроме того, каждый из этих трех критериев подтверждается двумя другими.
00:50:12 6. Возьмите себе за правило постоянно напоминать руководимым вами людям, что, несмотря на то, что у Бога много имен, есть только один-единственный Творец-Вседержитель, Отец всего сущего. Напоминайте себе, что вы как руководитель, выполняете для них роль их земного родителя. Убедитесь, что вы относитесь к своим людям с родительской любовью.
00:50:44 7. Энергичный руководитель любит работать с сильными личностями, а люди верующие могут быть большой силой. Не пытайтесь подавлять или отрицать проявления такой силы, но направляйте её в верное русло – на благо единства вашей нации, организации или семьи, на благо всего человечества.
00:51:13 8. Для большего единства между руководимыми вами людьми, а также для противодействия отрицательным влияниям поощряйте их, чтобы они все вместе повторяли священные имена Господа, согласно их собственным традициям. Например, во время праздников или стихийных бедствий, на обычных ежемесячных или еженедельных собраниях, предложите людям попеть и поразмышлять о священных именах Создателя.
00:51:51 9. Способствуйте большему единству, периодически посещая основные фестивали различных религиозных конфессий, или же каким-либо другим путем покажите почтение к религиозным традициям людей, которыми вы руководите. Постоянно напоминайте людям о необходимости единства и религиозной терпимости, а также поощряйте людей выражать свои религиозные убеждения конкретными делами, помогая улучшать качество жизни во всех её сферах и для всех людей.
00:52:33 10. Найдите время для анализа ваших собственных религиозных чувств и убеждений. Терпима ли ваша вера к вере других людей? Когда в последний раз у вас был разговор на межрелигиозную тему?