Правила эффективного отдыха! Отдыхай телом, умом и душой

Санкт-Петербург - 24 September 2017
Разные виды усталости. Музыка – это попытка дать отдых тонкому телу. Книга – попытка реинкарнировать в героя. Духовность составляет 99%, материя, грубое тело — это 1% от нашей удовлетворённости. О своевременности работы над собой. Повторение Святого Имени самое важное дело? Суть преданного служения. Обучение должно быть в процессе работы. Позиция ученика или позиция учителя. Может ли устать душа?
семинар для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:01:42 | качество: mp3 64kB/s 28 Mb | прослушано: 773 | скачано: 238 | избрано: 12
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 ом агьяна-тимирандхасья гьянаньджана-шалакая
чакшурунмилитам ена тасмай шри-гураве намах
шри-чайтанья-маноЯбхиштам стхапитам ена бху-тале
сваям рупах када махьям дадати сва-падантикам
ванде ахам шри-гурох шри юта-пада
камалам шри-гурун вайшнавамш ча
шри-рупам саграджатам саха-гана-
ругхкнатханвитам там са-дживам
садвайтам савадхутам париджана-
сахитам кришна-чайтанья-девам
шри-радха-кришна-падан саха-гана-
лалита-шри-вишакханвитамш ча

00:00:45 хе кришна каруна-синдхо дина-бандхо джагат-пате
гопеша гопика-канта радха-канта намасту те
тапта-канчана-гауранги радхе вриндаванешвари
вришабхану-суте деви пранамами хари-прие
ванчха-калпатарубьяш ча крипа-синдхубья эва ча
патитанам паванебхьо вайшнавебхьо намо намаха
шри кришна чайтанья прабху нитьянанда
шри адвайта гададхара шривасади-гаура бхакта вринда
харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе
нама ом вишну-падайа кришна-прештхайа бху-тале
шримате-бхактиведанта-свамин ити намине.
Намас те сарасвате деве гаура-вани-прачарине
нирвишеша-шуньйавади-пашчатьйа-деша-тарине

00:01:49 Мы продолжаем наш разговор о Вихаре. И сама концепция, которая, надо вспомнить, концепция состоит в том, что человек всё время жалуется на некоторое состояние усталости и поэтому ищет какие-то варианты отдыха, какие-то варианты расслабления. Фактически, всё на это направлено. И практикуя, пробуя все эти варианты отдыха, человек сталкивается с тем, что ничего не помогает.

00:02:47 Ничего не помогает и происходит вот такая какая-то гиперусталость, недовольство своей жизнью, попытка что-то поменять, спрятаться куда-то. То есть какое-то желание перемен возникает. Если посмотреть на сами вот эти причины, почему так происходит, то, фактически, существуют разные виды усталости и, путая эти типы усталости, мы никак не можем подобрать себе соответствующий отдых. Усталости в гунах материальной природы — это различного рода материальные усталости, которые связаны с телом.

00:03:46 И, в принципе, понятно, что если мы хотим отдохнуть от усталости в гунах, то это сугубо телесный отдых. И тут достаточно поспать, поесть, выехать на природу, покупаться, сходить в баню, в общем, телесные какие-то… там массаж… уже кому - что. Кому-что… Сама идея понятна, нужно тело отпустить, чтобы тело отдохнуло. И ну в принципе было бы всё в этом мире просто и легко, если бы всё только на этом и заканчивалось. Какая проблема дать телу отдохнуть? Да мы каждый день отдыхаем как хотим разными способами. Тело всё время как-то пытается приспособиться к отдыху, как-то поудобнее сесть, как-то поудобнее прилечь.

00:04:44 Мы все время ищем более удобное место для отдыха. То есть это не так, что мы какое-то время так сказать сильно напряжены, а потом какое-то время дико расслабляемся. Нет, тело само всё время ещё какое-то более расслабленное состояние, поэтому находит своё какое-то сидячее положение, удобное стоячее… лежачее… то есть всё время как-то пытается приспособиться. В автобусе за что-нибудь схватиться за какую-нибудь ручку, чтобы легче было ехать. Сидя, найти какое-то удобное положение для спины, на определенном угле спина начинает отдыхать. Лежа тоже всю ночь, тело переворачивается, чтобы побольше отдохнуть это естественные вещи. Кушаем мы тоже что нам хочется кушать. Тело так просто не заставишь есть чего оно не хочет есть, поэтому оно как-то так пытается подобрать. Это естественная вещь. Они в принципе саморегулирующийся об этом вообще говорить не надо.

00:05:45 Тут всё естественно происходит, тело оно само находит себе какое-то положение, какую-то еду, спит сколько надо, ест сколько надо, это его личное дело. В принципе, тут нет вообще никаких проблем с этим. А вот другое дело, что есть тонкое тело… тонкое тело… Это тело нашего настроения, тело нашего сознания, тело нашего довольства/недовольства.

00:06:20 И вот тут уже непонятно, как с ним разобраться, как ему дать отдохнуть. Потому что если мы неправильно видим мир, если мы неправильно относимся к окружающим, если в нас присутствует этот некоторый тонкий напряженный настрой, то есть мы всё время подозрительны, мы все время недовольны, мы всё время обвинительны, мы критичны, мы, так сказать, воспринимаем этот мир с эгоистической точки зрения, в принципе, отдохнуть от этого невозможно, потому что некуда отдыхать. То есть нет такого способа, как-то отойти в сторону и перестать быть эгоистичным. Всё, а теперь я не эгоистичный, теперь я никого не критикую, никого не ругаю, никого так сказать… в своём сознании не ненавижу.

00:07:21 Человек пытается найти какие-то подходы, да, к своему тонкому телу. Например, ну какое самый распространенный подход? Музыка. Музыка — это попытка перестать думать об окружающих людях, но он начинает думать о музыкантах. Поэтому тут тоже ловушка, это ненадолго, так сказать, срабатывает, на какое-то время человек расслабляется, но потом начинают… Если человек приходит куда-то на какой-нибудь концерт первое время ему здорово весело, потом он начинает замечать, как кто-то неправильно играет, как у кого-то инструмент упал, у кого-то ноты разлетелись, у кого-то смычок выпал из рук, кто-то вообще явно не очень трезв и так далее.

00:08:16 То есть он начинает замечать эти тонкости и теряют эту былую расслабленность. Начинает видеть тонкий мир, который на самом деле грубый, потому что это тонкий мир производят грубые люди. Поэтому в какой-то мере, так сказать, музыка, вот такая расслабленная музыка, она превратилась в какое-то такое вот домашнее прослушивание, чтобы музыкантов не видеть. То есть в студийную запись всё превратилось, потому что до какого-то времени студийной записи не было. Студийная запись — это явление последних лет, это буквально вот пятидесятые годы студийная запись. То есть это вот сколько там… 60 лет назад, как появилась студийная запись… То есть что это такое? Это люди не хотят видеть музыкантов. Они хотят получить идеальную музыку.

00:09:13 Поэтому появилась как таковая вот запись, появились хорошие студии. Появились хорошие звукорежиссеры и дали человеку продукт без музыкантов и с идеально записанной музыкой. Потому что если музыку слушать в живую, то, во-первых, там странные музыканты, которые не соответствуют музыке. Лица у них не настолько прекрасны, как та музыка, которую они воспроизводят, ну и, грубо говоря, всё время что-то они играют не то, лажают. Поэтому в живую всё очень криво так, кривовато, то есть живое исполнение оно кривое. И вот вроде бы прогресс, вроде бы научились музыку записывать, а на самом деле человек перестал спокойно всё воспринимать, То есть он критично очень воспринимает, поэтому даже приходя на концерт он все критикует.

00:10:13 Не так играют, не такие инструменты, не такой звук. Ну и, честно говоря, и действительно всё как-то странно всё выглядит сейчас. То есть, в принципе, есть то, что критиковать и всё это вот вместе оно накладывается, и получается для тонкого тела никакого отдыха. Или другой вариант: книга. Да? То есть я пытается взять книгу и реинкарнировать в героя, и с этим героем как-то пожить, но книги потеряли своё качество. Человек читает непонятно что, поэтому это реинкарнация тоже не помогает. Потому что очень странно реинкарнировать всё в какого-нибудь убийцу или негодяя, поэтому реинкарнация вот такая не помогает, хотя идея в принципе правильная. Где-то рядышком стоит театр и так далее. То есть попытка своё сознание отключить от напряженной критики окружающих, но это невозможно, мы видим.

00:11:11 То есть оно не переключается, человек просто переводит своё сознание на критику другого объекта и дальше критикует, дальше критикует…Хотя какое-то время действует. Можно сказать, что чуть-чуть какой-то эффект появляется, но он скорее символический. Очень сложно получить такой настоящий эффект, для этого нужно, чтобы всё совпало. Чтобы и музыканты были отличные, звук был отличный и само воспроизведение было отличное и вообще, чтобы ничто не мешало и человек чтоб перед тобой сидел без лохматой причёски, и чтобы рядом никто не кашлял, и билеты должны быть дорогие на хорошее место, потому что издалека вряд ли что-нибудь вообще услышишь или увидишь. В общем, очень много факторов, очень много усилий.

00:12:01 Результат очень маленький, минимальный результат. Его очень трудно достигнуть. Хотя какие-то попытки есть. Я уж молчу, что современное кино или телевидение современное оно вообще эту роль не выполняет, хотя, в принципе, было призвано, то есть на это все очень сильно рассчитывали. Когда появилась первая бегущая картинка, все были очень сильно поглощены этим воспроизведением и думали, что это даст очень хороший отдых массам. И в принципе государство на это очень сильно рассчитывало. То есть везде строились кинотеатры, везде. Это был способ успокоения народа. Ну и снимались фильмы-то соответствующие, то есть собственно вот эта технология соцреализма она была очень правильная. Снимались добрые фильмы и по всей стране показывались. И люди ходили по несколько раз на один и тот же фильм, потому что фильм был добрый. Добрый фильм можно бесконечное количество раз смотреть, если он добрый.

00:13:01 Но, если фильм злой, его невозможно смотреть, потому что он не выполняет свою функцию. Поэтому добрые фильмы до сих пор люди смотрят, пересматривают, потому что в них есть эта доброта. И это в принципе правильная технология, то есть государство на это рассчитывало. Поэтому что делало государство? Концертные залы, библиотеки, кино… и революций нет, волнений нет. Посмотрите, сколько лет был СССР, в принципе, проблем не было. В общем-то технология работала, она в какой-то мере работала. Правда так как с грубым телом ничего особенного не происходило, над грубым телом технологию отработать не удалось: алкоголь курение и так далее сделали своё дело, и более низкая гуна победила более высокую. Гуна невежества победила гуну страсти.

00:13:58 То есть народ потихонечку пил, курил и пили все артисты, и курили все артисты, причем чем более был знаменитый артист, тем больше он пил и курил. И в результате гуна невежества победила гуну страсти. А уж до благости даже близко ничего не дошло. Поэтому вот так вот всё, собственно говоря, и развалилась. То есть вот на этих двух уровнях мы видим, в принципе, ничего сделать невозможно, хотя попытки какие-то есть. Были эти оздоровительные профилактории для тела от каждого завода, и все туда обязательно ездили, везде вот эти кинотеатры, театры и так далее. Всё это причём до сих пор на деньги государства делается, потому что, если забрать всё это, то точно революция начнётся, поэтому пусть хотя бы так всё будет.

00:14:53 Но как мы видим, всё равно результат так себе, потому что не происходит этого отдыха, ну никак не получается. Но, в конце концов, человек находится в неправильной духовной позиции и, ведя себя неправильно духовно, он в принципе не может отдохнуть. Потому что духовность — это такая подавляющая, скажем так, составляющая нашей жизни. Духовность составляет 99%, материя, грубое тело — это 1% от нашей удовлетворённости. Поэтому если мы духовно не удовлетворены, то как бы мы не удовлетворяли своё тело и ум это всё равно будет 1% от нашей удовлетворённости.

00:15:46 Если 1% удовлетворен, а 99% - нет, то всё равно «мёртвому припарка», как говорится. И так как духовное удовлетворенность вещь тонкая и за ней особенно, так сказать, последнее время никто не следил, и какой-то мере даже борьба происходила, то это духовная удовлетворенность выкорчевалась, и 99% человека не удовлетворено. Поэтому вроде бы с одним процентом хотя бы что-то делаем, но этот 1% он всё равно не даёт этого результата. 99% всё равно не удовлетворены. Поэтому никак не получается добиться вот такого какого-то грамотного результата, чтобы что-то действительно в сознание изменилось, никакие подходы, ничего не дают, никакого результата не происходит.

00:16:41 Просто потому, что вот эти 99% они не охвачены и никак не получается с ними разобраться. Ну то есть, грубо говоря, нам нужно точно понимать, чем мы занимаемся и какой результат пытаемся получить. Что мы можем в своей жизни по-настоящему то поменять, какого результата мы добьемся. Поэтому, скажем так, для человека, который встал на путь духовного развития, для него вот этот 1 % грубого и тонкого тела он всё равно занимает 99% его внимания.

00:17:35 Поэтому его надо учить именно этому. Потому что он сконцентрирован именно на этом, духовная реальность для него закрыта. Он к ней не может подобраться вследствие того, что грубое и тонкое тело находится в гунах. И пока эти гуны тяжелы, ему неинтересны эти самые 99% духовной жизни. Поэтому вначале человека нужно учить простым физическим вещам, простой физике и химии. То есть простым вещам. И когда его тело и ум поднимутся в гуну благости и он начнет воспринимать духовную реальность, то он естественно поймёт, что это был всего 1 процент и сосредоточит своё внимание на 99 духовных процентах. И вот тогда ему можно дать всю полноту духовной жизни.

00:18:24 Что происходит сейчас. То есть человек приходит первом проценте, его очень сильно давят гуны материальной природы, но им дается самое высшее духовное философия, которая ему в принципе не интересна. То есть она никак с его жизнью не связана. То есть никакое влияние деревушка Равал на его реальную жизнь не оказывает, ничего в его сердце не щёлкает. При слове Равал, и ему абсолютно не хочется ни в какой Ровал, ему неинтересно, что там происходит, потому что это не его сейчас интерес. Его интерес вот этот 1%, который связан с его грубым телом и тонким телом. Это принципе называется вот сахаджи, но, когда мы даём ступень, которая не соответствует уровню человека.

00:19:17 А его нужно научить выходить из-под влияния гун материальной природы, и когда он из них выйдет, он сам почувствует, что-то мне сегодня интересно, что там в Ровале происходит-то? Такая интересная деревушка, что там вообще происходит? Вот хотел бы съездить в этом году в Ровал. Интересно же что там? Как там? Как там до сих пор? Там до сих пор осталась посуда с тех времен Кришны… из которой Кришна ел. Она до сих пор там осталась эта посуда. Можно реально её потрогать руками. Интересно же? То есть становится интересно. То есть он реально выходит из гун, и ему это становится интересно. Поэтому всему своё время и в общем-то нужно точно понимать о каком отдыхе, о каком расслаблении, о какой работе, о работе над чем, сейчас идет речь.

00:20:11 Какая работа своевременна, какая работа соответствует месту- времени обстоятельствам, какую работу сейчас актуально проводить, а какую не актуально. Иначе потерянное время. А иначе получается эффект, как жена привела мужа на балет, и он сразу уснул. А он ещё такой из 5 актов.. шестичасовой… там либретто-то не прочитаешь - уснёшь, пока его прочитаешь. То есть нет шансов. Нет шансов не то, что он будет пытаться это понять или смотреть, нет шансов, что он не заснёт даже через 10 минут. То есть 10 минут максимум. Главное, чтобы не храпел. То есть вся борьба просто с его храпом. Поэтому всё время кто-то храпит на таких произведениях … то есть не то… не то… не то…

00:21:07 То есть ему лучше может всё-таки пока как-то по-другому немножечко действовать, другие методики применять, то есть нужно понять в действительности, что вот эти простые бытовые технологии, они не являются какими-то материальными технологиями. А это часть духовных технологий, которые подготавливают сознание к растущему интересу, к растущему правильному интересу духовной жизни. Если это не произвести, вот эти подготовительные действия, то этот духовный интерес вообще никогда не возникнет. Поэтому часто вот спрашивают: почему такая текучка? Очень частый вопрос. Да нет никакой текучки, просто человек не начинает действовать вообще, он результата не получает. То есть он подходит к движению, но ему сразу даются на те концепции, которые не затрагивают его жизнь.

00:22:05 И поэтому он не понимает, как вообще этим можно воспользоваться, и как это может вообще ему какую-то пользу принести. Поэтому попробовав, он чувствует, что это не моё. Всё. Идёт дальше. То есть он и не начинает, поэтому нет никакой текучки, потому что и начала никакого нет. Оно просто не соответствует его природе, как одежда, да? То есть человек подходит, и если ему одежду дать неправильно, не того размера, то человек её даже не меряет. Он говорит: не моего размера. Да? То есть мне не так просто там что-то подобрать, нужно чтобы размер был соответствующий. Если мне даёт маленькое: ну, попробуйте вот это натянуть. Я говорю: спасибо, конечно, но я не буду, не подходит по размеру. Давайте мне мой размерчик и всё, то есть мне не смогли подобрать размер - я ушёл.

00:22:56 Поэтому, я вроде бы зашёл в магазин, но я не стал потребителем этого магазина, нет никакой текучки в этом магазине. Потому что я в него то и не зашёл, я не смог стать его частью. То есть там ничего разбирать. Но почему текучка? Почему люди приходят и уходят? Нечего разбирать, потому что самого нету объекта, который бы подходил. Нужно сначала, чтобы он подошёл, и вот если человек померил и ему подошло, а он сказал мне не нравится, вот это, уже можно разбирать, уже может быть «почему». Почему, что не нравится, ткань не та, рисунок не тот, что? Жмёт? Что не то? тут уже можно подкраивать, уже можно что-то менять. Но в основном майка даже не одевается, она просто не налазит… «не по сеньке шапка».

00:23:49 Вот в этом суть того, что мы пытаемся с вами понять и, собственно говоря, вот на эти вопросы можно сегодня поотвечать, понять вот именно этот раздел этого семинара, чтобы была какая-то ясность, что мы вообще делаем -то

00:24:09 (?) - Спасибо за лекцию. Хотел задать такой вопрос: часто вот… например, вот вы говорили, что акцент ставится на каких-то высоко-духовных… Вот, например, говорится, что там,,, самое важное это повторение Святого имени. Вот… и в принципе с этим как бы ну не поспоришь, и как вот эти наставления именно к своему уровню что ли… ну как бы… чтобы вместе… что-то Святое Имя как бы важно, но как вот какие-то бытовые вещи они вот ну больше как бы затрагивают твою жизнь. Чем там например..

00:24:56 (ВО) - Ну почему не поспоришь? Я поспорю. Ну допустим, наш стандарт максимальный стандарт, да? Вот такой для инициированного человека 16 кругов, допустим, ну, полтора часа при самом активном повторение. Что такое полтора часа от 24? Это 5%. Это 5%, того времени, сколько мы тратим на воспевание Святого Имени. Поэтому, когда мы говорим, что это самое главное, то появляется вот такой, знаете, очень подозрительно успокоенный йог, который думает, что он сделал своё дело рано утром, а потом пусть «трава не расти».

00:25:47 Это рождает духовного тунеядца, оскорбителя, который думает, что он выполнил свой самый главный долг, и потом может делать, что хочет. Может вообще ничего не делать. То есть он начинает превращаться в чистого такого вредителя, который не просто подает плохой пример, а он сам деградирует. Да нет! То есть что такое сознание Кришны? В «сознании Кришны» значит, что всё важно. Эти полтора часа важны и остальные 22 с половиной часа также важны, как и полтора часа повторения Святого имени. Поэтому что мы делаем остальные-то 22 с половиной часа? Ну я, надеюсь, служим Богу, да? Повторение Святого имени отлично от служения Богу? Не отлично!

00:26:39 Поэтому, что говорил Шрила Прабхупада? Что мы служим Богу сначала повторяя полтора часа Святое имя, а потом продолжаем служить Богу другими способами. Поэтому ну в принципе некорректно говорить, что Святое Имя - самое главное. Это значит, что мы отделяем эти полтора часа служения Богу с помощью Святого имени от 22 часов служения Богу с помощью Юкта Вайрагьи. Это неправильное понимание. Хотя само выражение верно. Несомненно… несомненно, оно верно. Но миропонимание всё равно остаётся вот такое двойственное.

00:27:26 Вместо того, чтобы дальше продолжать и во всём видеть милость Господа, во всём видеть славу Святого имени, человек превращается в такого, скажем так, в лентяя. То есть дело сделано… «сделал дело, гуляй смело». И думать, что остальное можно делать как угодно, главное Святое Имя правильно повторять - это абсолютно неверный подход. Поэтому с самим выражением мы не спорим, но как оно используется, я бы поспорил. То есть оно неправильно используется, оно неправильно применяется. Поэтому, скажем так, по-хорошему, если человек находится в сознании Кришны, то весь его день засчитывается как повторение Святого Имени.

00:28:09 Но если человек отделяет как-то Святое Имя, то получается, что он немножечко оскорбляет всё остальное, немножечко неправильно относится ко всему остальному. То есть йог – все время йог. Он не может быть полтора часа йог, а потом 22 с половинной часа – бхог. Он всё время йог. Йога только тогда йога, когда она не прекращается. То есть в чём суть служения Богу? Оно непрерывно, оно не может прерываться. Меняются формы служения. Но само служение не прерывается. Поэтому вот тут кроется некоторая такая серьезная ловушка.

00:28:51 А когда мы превращаемся вот в таких в каких-то странных йогов, которые думают, что самое главное это Святое Имя. И хотя звучит очень красиво и звучит очень правильно, но в действительности даже тут логика может быть нарушена, потому что Святое Имя к нам приходит по милости преданных, и уходит через оскорбление преданных. Поэтому даже разговаривая о том, что Святое Имя является самым главным, то даже же тут логика-то этого не верна. Потому что, если мы оскорбим преданных, то Святое Имя уйдёт, и мы не сможем его остановить. Так кто главный: преданный или Святой имя, которое даёт преданный? Преданный в этом плане, в этой логике-то главнее. Потому что, в конце концов по милости преданных Святой имя приходит, и из-за оскорблений преданных Святое Имя уходит.

00:29:49 Поэтому даже если мы строим такую вот последовательную логику, да? То даже тут оно как бы получается-то зависимо от того, как мы воспринимаем преданных, которые находятся вокруг нас. Хотя конечно же, как мы понимаем, всё одинаково важно. Одинаково важно. Но хотя всё одинаково важно, но стоит оскорбить преданного и Святое Имя уйдёт. И сразу становится понятным, что есть так сказать… всё одинаково важно, но есть что-то особенное «одинаково важно». То есть чего точно делать не надо. То есть всё равно есть какая-то вот, скажем так, духовная разница. Она, несомненно, есть. Эта духовная разница присутствует, так бы вот такая материальная взвешенность пропадает, мы это не взвешиваем на весах, но отличия-то присутствуют.

00:30:49 Кришна несомненно отличается от Радхарани и от Нарасимхи…. явно отличается и [ неразбочиво}аватар явно отличается. То есть отличаются своими целями, задачами, настроением и поклонением. Явно же есть духовные отличия. Ну вот это взвешенность немножко другая, уже возникают определённые привязанности, эта привязанность тоже есть. Поэтому мы можем быть по-разному привязаны к разным духовным объектам. Поэтому Бог говорит, что я прихожу к своему преданному в этой форме, к которой он больше привязан. Разница-то есть, но это другая разница. Это уже разница во вкусе, в расе.

00:31:37 Это то, до чего надо добраться, скажем так, поняв, в конце концов, в чём суть преданного служения. А суть преданного служения состоит в том, что все элементы важны. Все элементы важны и ко всем надо относиться одинаково внимательно, то есть нельзя внимательно прочитать мантру, а потом невнимательно приготовить завтрак - будут большие проблемы у этого служения, у этой заботы. Все элементы должны быть внимательны. Это как дорога домой: то есть водитель садится за руль, и какая часть дороги должна быть самая внимательная? Кстати, есть эта проблема, да? последних 5 км… Большинство аварий происходит в близи дома. Почему они происходят вблизи дома? Потому что водитель расслабляется.

00:32:35 Вот я когда подъезжаю к дому, то я снимаю ремень заранее. Ничего не могу с собой сделать. Снимаю ремень. Вот же дом, осталось 200 м. Что может произойти в 200 метрах от дома? Нет, а вот они начинают выскакивать отовсюду. А ты уже расслабился. И это реальная проблема, это так у всех. Всё, я около дома… около дома… разве около дома может что-то произойти? Ничего не может произойти, поэтому все расслабляются около дома. Так какая часть поездки должна быть внимательной? Да вся часть должна быть внимательной, пока не припарковался и не выключил, ключ не повернул. И даже, я бы сказал, не вышел, чтобы дверью не поцарапать соседнюю машину. Нужно быть до конца внимательным и потом ещё выйти не забыть её поставить на сигнализацию.

00:33:31 То есть вся часть дороги внимательная. А так получается, что если мы говорим, что только мантра внимательная должна быть, самая главная часть, то что? Только первые 5% пути должно быть внимательными, а потом что? Ноги на руль что ли? Да нет, всю дорогу надо ехать. Причем чем ближе, собственно говоря, по технологии, тем внимательнее надо быть. Потому что к концу как раз расслабляешься. Думаешь ужин.. ужин… обед… обед… кровать… кровать. То же самое происходит вот и в духовной жизни. То есть абсолютно тоже. Поэтому йога — это ровное состояние, непрерывное состояние. Непрерывное состояние, чтобы человек не делал в состоянии йоги, он это делает одинаково внимательно, одинаково внимательно.

00:34:29 И, в принципе, именно это приводит к тому, что он расслабляется, потому что он за всё спокоен, он всё делал одинаково внимательно, и он спокоен. И там был внимательный, там был внимательным, там был внимательным. Я помню, какое-то время, когда читал лекции 20 лет назад, то я немножко разделял аудитории. На такую совсем материалистичную аудиторию я себе позволял вести как -то более вальяжно. То есть какие-то позволял примеры какие-то народные, там ещё что-то. И потом я почувствовал, что я переживаю. Переживаю за всё это, что она же как бы вот остаётся же в истории и начинают последствия приходить, от того, что ты не был так внимателен. И стал себя вести одинаково на всех лекциях. Мне всё равно стало какая лекция, кто пришёл.

00:35:29 То есть я себя вёл одинаково всё время, на всех лекциях и за последние то есть на 15 лет я полностью спокоен. Потому что я себя вёл всегда одинаково. Никогда себе лишнего ничего не позволял и никогда не выделял какую-то аудиторию, с которой можно так сказать себя как-то легче повести. Нет. То есть везде вел себя ровно и поэтому спокойно себя чувствую. Хотя всё равно кто-то умудряется кого-нибудь там 2001 год найти откопать лекцию где-то в интернете и вот начать мне её показывать: «а вот вы говорили 20 лет назад смотрите»… Ну да, говорю, говорил и что? бывало и такое. То есть вот оно, вот это последствие невнимательности. Невнимательность всегда приводит к напряжению, ну что ты начинаешь бояться, что эта невнимательность тебя догонит, последствия этой невнимательности. Где-то вы бардачок оставили, не доделали, оно потом догонит, оно потом все равно к тебе придёт.

00:36:30 Всё равно потом это найдут, вспомнят и будешь поруган, будешь отвечать за это. Поэтому лучше все делать внимательно, хорошо, качественно. Потому что в этом мире ничего скрыть не получится. Тут всё тайное становится явным. Не получится избежать последствий невнимательности. А так получается, что 1,5 часа внимательности и 22 с половиной часа невнимательности. Это ж сколько последствия придёт, одни сплошные последствия будут от этой невнимательности.

00:37:04 (?) - А можно не по лекции вопрос? (ВО) – лучше по лекции. (?) – ну, связано в принципе. Не смогу вспомнить точно, но это в Майопуре вы читали семинар и там рассказывали про пять типов духовных учителей, которые приходят к искреннему ученику. Вот хотелось бы узнать… Ну, я вот тогда слышал и звучало очень экстравагантно там… духовный учитель первого типа он сбивает ученика ног и кладет ему лекарство в рот. И вы распределяли это по тому, какая карма у ученика. Хотелось бы разобраться насколько это, вот эти 5 типов учителей, это практично для нас сейчас в данной ситуации.

00:37:53 (ВО) – К сегодняшние лекции это точно никак не относится. Надо брать, всё переслушивать, смотреть. Я не помню, что я там говорил. Вообще ничего. Это было 10 лет назад. (?) – простите (ВО) - Как раз вот… что там было 10 лет назад без понятия, уже не помню. Что-то хотя бы в ближайшие полтора месяца. Может быть, тогда я вспомню, о чём я говорил, 10 лет назад, можно просто лекцию переслушать. Я сейчас не вспомню, что там было никак не смогу сейчас помочь.

00:38:43 (?) - Большое спасибо за лекцию, у меня вопрос по поводу «текучки». Говорили, что человек приходит, но так как он начинает действовать, не получает никаких результатов, думает, что это не моё и уходит. И как понять, что, допустим, вот если ты с каким-то человеком общаешься, приходит какой-то человек и допустим он… вы сказали, что если он спросит, допустим, вот мне не подошло.. Да? То есть если он задаст вопрос, тогда мы сможем понять в чём проблема, обсудить и помочь как бы найти его размер. Но если такой человек, допустим, он какой-то закрытый, он не умеет задавать вопросы, как нам определить, что мы ему даем рубашку не его размера. По каким признакам?

00:39:29 (ВО) - Сама концепция изменения это конечно же практика, поэтому очень странная, так сказать, система изменений, которая практику не подразумевает. Поэтому все должно быть построено на основе практики. Шрила Прабхупада дал очень чёткий термин: сотрудничество. Сотрудничество - значит, мы что-то вместе делаем. Когда человек действует, то проявляется его природа. Даже будет на эти правильно сказать проявляется его ошибочная природа, проявляется его неправильное мировоззрение и, соответственно, у него ничего не получается.

00:40:22 То есть он не может с людьми общаться, он не может сознание контролировать, он не может чувства контролировать, он не проявляет терпения, смирения. Он начинает жадничать, завидовать, гневаться и так далее. Деятельность раскрывает природу человека как врач, да? Там дышите - не дышите, присядьте, нагнитесь, то есть нужно какие-то действия поделать, и сразу врачу становится понятно, что нарушено вот в твоём теле. Язык покажите и так далее… То есть нужно что-то поделать. Обычно все такие тесты они какие-то деятельные, то есть надо что-то поделать. Тогда становится понятно, да? А то все приходят например на йогу, да? Вот, научите меня чему-то великому. Ну-ка, а вы попробуйте-ка пола коснуться руками и большинство людей не коснутся пола-то руками.

00:41:23 Поэтому ему не надо никаких асан, нужно просто зарядку делать первый год. Просто, чтобы он начал пола руками касаться, тогда уже можно дальше двигаться А пока он пола руками не может коснуться, ему ещё рано вообще куда-то дальше двигаться. Также вот и человек. Он начинает заниматься совместным каким-то проектом, совместной деятельностью, из него все вылазит и он может даже в этом не говорить, ему всё будут об этом говорить. Ну если оно всё на уровне, вот такого молчаливого обучения, и человек ничем не занимается, то он как правило попадает в эту ловушку того, что он ожидает каких-то результатов, но практически не движется никуда. То есть он становится таким теоретиком. Теоретик, который на игрушках учился летать, но его лучше за руль самолета не садить.

00:42:23 Если он летал на имитаторе самолёта. И то же самое вот имитация жизни человека. Человек приходит и думает: сейчас я всё изучу, начинает изучать великие духовные трактаты, санскрит и всё, мантру внимательно целый день повторяет. Так сказать, находится всё время вроде бы в кругу духовной жизни, но он не начинает активно действовать и поэтому из него проблема-то не вылазит. То есть черти там спокойно себя чувствуют внутри, внутри его котла, а деятельность тут же всех чертей-то начинает выгонять. Тут же даже маленькое действие, оно начинает выгонять чертей. Поэтому вот и такая ловушка трансцендентализма состоит в том, чтобы поменьше делать, побольше учиться.

00:43:21 И поэтому появляются... такое даже у атеистов есть… это вот попытка 2 образование получать, 3е образование, дальше пойти. То есть так себя человек чувствует, потому что из него ничего не лезет и нормально… вроде бы я умный… Но в результате эти черти они запечатываются внутри, потому что работы с ними не происходит. И они начинают в тех же самых трактатах находить оправдание. То есть черти становится накаченные, такие прокаченные черти внутренние. И их уже вообще ничем не выгонишь. Поэтому обучение оно должно быть, скажем так… ну вот знаете, таким… как вот… уже по ходу деятельности… как вот технические училища, да?

00:44:13 То есть сразу же работаешь и сразу же походу обучаешься, то есть обучение должно быть в процессе работы. Не должно быть сначала обучения, а потом работы. Это может очень плохо закончиться. То есть нужно сразу же действовать, сразу же учиться и тогда всё будет нормально. Тогда всё будет действительно вот, скажем так, более-менее адекватно происходить. И уже неважно там молчит человек, не молчит, в процессе деятельности оно всё очевидным становится. Поэтому всё равно подойдут и будут на эту тему с тобой разговаривать. Потому что, если криво, хоть ты замолчись, а оно криво. Оно всё равно криво, всё равно скажут: чего у тебя криво-то всё? Поэтом придётся меняться, придётся что-то с собой делать.

00:45:08 Поэтому да, вот эта вот некоторая ловушка гьяны состоит в том, что, так сказать, человек немножечко баланс вот этот нарушает, и занимает эту очень удобную позицию такого духовного критикана. То есть он всё знает, но вместо того, чтобы действовать… Потому что деятельность - это когда тебя критикуют. Как только начинаешь что-то делать, критикуют тебя и это правильная позиция, потому что ты ученик. Но если ты не действуешь , а только обучаешься, то что это позволяет делать? Критиковать других. И ты в кого превращается? В учителя. Как-то ты рано учителя превратился. Пусть тебя не ругают… потому что «смотрите меня смотрите вообще никто не ругает, наверное я уже учитель». Попробуй сделать что-нибудь.

00:45:58 Как только начал делать, сразу ученик, сразу все начинают ругать. Это обязательно должна быть деятельность. И человек все время удивляются, что меня все время ругают, ругают. Это хорошо, что тебе ругают, значит у тебя правильная позиция, ты ученик. Это очень хорошо, что ругаем, значит ты действуешь. Можно очень легко перестать действовать. Можно очень легко перестать действовать и как бы стать учителем, но это значит, что остановится развитие. Поэтому можно не ходить не говорить: Не ругайте меня, не ругайте… не ругайте.. можно просто перестать действовать и все перестанут ругать, но тогда и развитие остановится, тогда он превратился в учителя. Нельзя быть учителем, это неправильная позиция, нужно быть учеником. Учитель деградирует. Только ученик развивается.

00:46:49 Поэтому необходимо оставаться вот этим учеником и продолжать действовать, и тогда развитие идет, тогда черти вылазят потихонечку. Ну вылезут когда-нибудь, все, не сразу, там большая гурьба собралась-то, целый отряд. Пока не выскакивает, потом обратно заскакивает, то есть там такие процессы живые идут, как автобус, да? Мы видим, он вроде едет, но люди так не просто все раз и выходят, потихоньку кто-то ещё и заходит. Даже до конечной кто-то умудряется доехать, потом с ним разворачивается, и он дальше едет. Есть и такие черти, они до самого конца доезжают. Так что Шрила Прабхупада говорит, до конца нельзя расслабляться, кто-нибудь там тихонечко спит на лавочке, чтобы его не заметили, доезжает.

00:47:53 Поэтому это работа… работа. Да. Но она вот… она очевидная, настоящая. Можно не бояться, она точно будет происходить, процесс будет идти. Поэтому, собственно говоря, вот очень важно всё это правильно отладить, чтобы оно было именно вот к деятельности, чтобы обучение было к деятельности привязано. То есть действуешь и по ходу дела обучаешься. Вот это очень правильная вещь. Если только действуешь, не учишься, то можно в такого карма кандиста превратиться и начать действовать сугубо на основе какой-то материальной успешности, и забыть, что успех - это милость, что она рождается через милость преданных, через милость окружающих, что это эффект благословения. Можно забыть правильное устройство мира, поэтому оно должна обязательно сочетаться. Чем, собственно говоря, мы и занимаемся, да?

00:48:56 То есть, что такое вот духовная жизнь? Это мы утром обучаемся, да? У нас, например, вот настройка утренняя, мы обучаемся. Потом мы целый день активно действуем и вечером обучаемся. Все собираемся вместе обучаемся. И так как в течение дня есть деятельность активная, то всё это более-менее, гладенькая складывается, и мы чувствуем прогресс. Ну во всяком случае я чувствую. Вы там сами смотрите. То есть процесс правильный. То есть он утверждённый, ачарьями одобренный, схема так сказать, рабочая.

00:49:40 Но когда немножечко, так сказать, это всё нарушается и человек целыми днями просто вот такой Великий йог, и его не сдвинь, всё мешает, потоки воздуха мешают, звуки мешают, другие люди мешают, то он просто в оскорбителя превращается. Он не йог, он демон. Йог, который всё время ругается окружающими, это не йог ,а демон, который замаскировался под йога. Потому что йог - это добрый человек. То есть он всё время уставший, он наработался и он уставший. Не хочется ругаться с йогами, который рядом с ним медитируют. Ему главное в шавасане не уснуть.

00:50:32 Нет желания ругаться, то есть йог удовлетворен. От этого нет никакой ругани между йогами. Йоги не ругаются, бхоги ругаются. Бхоги. Эгоисты ругаются. А йоги смиренны, йоги не ругаются. Вот в чем суть…

00:50:50 (?) - Вопрос от Игоря из Калуги. Может ли устать душа? (ВО) - Ну вот мы представители уставших душ. Когда душа проснувшаяся, то она выходит из-под влияния тела, и тело больше не оказывает на неё влияние. Когда душа обусловленная, то она вынуждена тащить тело за собой и от этого она очень сильно устает. Но это - иллюзорная усталость, потому что в действительности тело можно собой не тащить. То есть это, скажем так, добровольная усталость. Добровольная усталость.

00:51:49 Такое бывает, делаешь - делаешь что-то, потом оказывается, что не надо. Да обидненько… обидненько… Помню, в армии всё время практиковалось это вот: выкопай окоп – закопай окоп. Немножко раздражает. Ну вот на этом, так сказать, строится какая-то обороноспособность страны, умение выкапывать и закапывать окопы. И тут хоть какая-то польза от этого есть. Ты действительно… ну как-то нарабатываешь какой-то опыт как быстро копать окопы. Какая- то хоть польза в этом есть.

00:52:45 Но вот когда реально копаешь всю жизнь… Вот это знаете вот… это 50 лет это возраст, когда человек должен варнапрастху принять. То есть он должен точно понять, что надо закопать вот этот окоп семейной жизни, которые он копал 25 лет. Это просто окоп, там ничего нет. Понимаете? Дети живут своей жизнью, от тебя только денег хотя всё время, с тобой ругаются, творят непонятно что. Только всё время молишься: посадили в тюрьму - не посадили, сопьется- не сопьется, снаркоманится - не снаркоманится. Понятно, что муж и жена вообще в разных мирах живут и ничего их не связывает. Только молодость как-то ещё какую-то иллюзию создаёт, что как-то вместе интересно. Что всё это накопление, это просто песок, который разваливается, из рук утекает. Потом просто всё это разорвут, ещё не дай Бог это московская собственность. Просто разорвут на куски ещё поубивают друг друга все родственники.

00:53:44 Вот эта вот «бабушкина квартира в Москве» это просто самое страшное, что может быть, что можно оставить. Лучше её сразу разделить до смерти. То есть пока ещё бабушка не умерла, сразу её между всеми разделить, чтобы потом никто не поубивал друг друга. Особенно если квартира в центре Москвы. Это всё это просто смертоубийство какое-то. И человек долен в эти 50 лет вообще уже успокоиться и стать варнапрастхой. То есть всё, как бы окоп я копал , копал, всё, я докопался, родника там нет, золота там нет. Там даже чёрная земля, просто вот надо было покопать, ну покапал, отслужил. Поэтому нужного варнапрастху принять… и он закапывает вот этот окоп ещё 25 лет. Потому что они все пристают, денег просят, но он закапывает, закапывает, закапывает… всё, закопал, все, тема успокоилась.

00:54:38 И тогда саньясу принимает… все, счастливым становится. Закопал. Закопал. Вот это вот очень важно понять, что ну вот да, то есть окопы мы копаем, но, в конце концов, так как они материальны, окопы, толку от них 0. Все равно их потом закапывать приходится. Потому что этот окоп его с собой не возьмешь. А толку от него никакого. Никакой пользы он не приносит. Его задача только одна - точно понять, что этот окоп всё равно придётся закопать, Что как ни копай, все равно придётся закапывать. Ещё дай Бог, если тебя в нём не закопают в этом окопе те, для кого-то его копал. Поэтому вот она жизнь такая, очень в этих четких периодах построена.

00:55:27 Время собирать камни, время разбрасывать камни и время собирать камни …Ну мы вот… копать окопы, время закапывать окопы и нужно вот точно понимать, вообще в каком времени-то я живу. Где я? Стоит мне вообще этим заниматься или не стоит? Сколько у меня есть времени в распоряжении? Что за окоп вообще я собирался выкопать? Где его копать? Окопы так-то тяжело копаются. Потому что окоп должен быть выше, чем человеческий рост, иначе убьют. То есть окоп он вот такой должен быть. То есть это приличная яма и земля бывает очень так… особенно зимой… когда окоп зимой копаешь тяжеловато. Вот сейчас зима.

00:56:22 Сейчас зима… Кали юга - это зима, то есть окопы очень тяжело копать. Все очень эгоистичные, всё очень корыстные, чувства никак не наслаждаются. Чувства такие все огрубевшие. Ничего нету, денег нет, условий нет. Все злые, невоспитанные, некультурные. То есть окопы очень тяжело копается. Копал, копал, копал, копал, копал, копал, копал, выкопал. Молодец, выкопал, закапывай. Ну вот такая, например, для жизни материальной. Поэтому душа от этого, несомненно, устаёт, потому что она вынуждена вот при всём этом участвовать в конце-концов, давать на это энергию свою. Поэтому вот такое ощущение иллюзорное этой усталости оно несомненно есть. Поэтому, когда мы понимаем отличие души от тела и перестаем думать о теле, называется освобождение.

00:57:19 То есть освобождения буквально вот - релаксация, да? Отдых, освобождение. То есть тело больше я не ношу. Все, вот это вот дембель. Больше не надо копать окопы и закапывать назад. Дембелей видели? Это самые счастливые люди - дембеля. Потому что там в институте ты хотя бы что-то учишь, там какая-то ну вот… там не надо ничего закапывать назад. Там хотя бы какой-то процесс такой поступательный идёт, в армии там реально грустно…реально грустно… То есть если это не твоя природа, быть военным, и ты не становишься потом офицером, не растешь по служебной вот этой лестнице, погоны новые не получаешь, то есть у тебя нет желания как бы идти во всю эту систему - это очень грустно… Это очень грустно, потому что ты понимаешь, что ты просто вот реально вышагивает свои полгода там строевым шагом по кругу.

00:58:15 Плац... Просто по кругу ходишь. Пошли ходить по кругу. То есть в любое свободное время, солдат должен совершенствовать строевую подготовку. А если плохая погода, учить устав. Всё очень просто. И реально понимаешь, что книжка - так себе… Устав. То есть к самосовершенствованию имеет очень отдаленное отношение, поэтому вот и душа несомненно устает. Когда вот эта вот беспросветность, неэффективность, душа, конечно, устаёт от всего этого. Поэтому стоит тянуться к освобождению. Поэтому Бхагават гита с этого начинается. Вот Арджуна чувствует эту тяжесть, у него душа устала: Мне тяжело. Он даже лук выранивает… ему так тяжело, что он лук роняет.

00:59:14 Чтобы вернуть ему силу, Кришна ему дает освобождение, напоминает ему, что душа отлична от тела. Воспрянь духом-то. Ты чего творишь-то? Ты чего на уровень тела-то встал? Потому что мы усталость чувствуем только на уровне тела. Ты действуй как душа, сразу силы вернутся. Сразу силы-то вернутся. Посмотрите кто самые активные люди? Да, саньяси - самые активные люди. А грихастхи - это самые уставшие в мире несчастные живые существа. Всё время спать, есть, куда бы спрятаться. А спрятаться некуда, тебя везде найдут. Но человек освобождённый ему легко становится. Ну до этого надо дойти, то есть это некоторое время нужно пройти, чтобы понять это. Чтобы прийти к этому пониманию естественно. То есть это невозможно как бы так вот в себе раз и разбудить, да?

01:00:14 То есть невозможно в себе это пробудить, каким-то механическим действием. Оно должно вот естественно прийти, естественно должно проявиться. Человек должен понять: все, надоело мне эти окопы копать. Можно я уже просто буду счастливым и свободным, радостным, активным. Буду действительно на благо мира жить, мир менять. Быть счастливым. Счастливой душой, а не грустным телом, которое только стареет, болеет, никому ненужное, всё только пахнет всё хуже и хуже. Времечко уже 9, можно уже и заканчивать. Как раз все самые страшные уже истории рассказали, уже страшнее некуда.

01:01:15 Хорошо, не знаю на этой позитивной, или не очень, ноте, мы сегодня остановимся. Завтра-послезавтра у нас с 8 до 10:00 утренняя настройка на месяц. Поэтому с утреца, мы встретимся и как следует пообщаемся ещё. Спасибо большое. Было очень приятно сегодня со всеми повидаться в космосе, в интернете. Спасибо, что смогли поучаствовать.

транскрибирование: Ирина Боровских | Киров | Россия | 30 June 2021