Три позиции восприятия реальности

Аюрведа-радио - 08 December 2006
Три типа конституции тела, которые определяют отношение к миру; Конфликт между людьми с разными системами восприятия; Какой язык мы используем чтобы выразить то, что для нас важно? ; Три позиции восприятия; 1) Восприятие от первого лица; 2) Способность встать на место другого человека; 3) Позиция стороннего наблюдателя. ; Выход за границы себя – переживание единения с миром; Как решить любой конфликт; 1. Захотетть наладить отношения; Трехпозиционное восприятие (тройное описание); Как войти в мир человека аккуратно, а «не лезть в душу»?; Люди с внешней и внутренней референцией; Резюме;
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:27:51 | качество: mp3 64kB/s 40 Mb | прослушано: 152 | скачано: 271 | избрано: 28
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Меня зовут Мошкин Юрий Владимирович и, сегодня я расскажу вам, мы поговорим о психологии, о восточной и западной психологии. Сегодня мы будем говорить о восприятии, о том, как мы по-разному воспринимаем этот мир и, как восприятие, как наше восприятие повышает нашу эффективность или понижает её в общении с другими людьми, в общении с этим миром. То есть, что такое восприятие? Восприятие — это получение информации через органы чувств. Через пять органов чувств, известные как органы или чувства познания или гьян-индрия на санскрите. Их пять. Это глаза, уши, прикосновения, то есть кожа, обоняние — это нос и запах, и вкус — это язык.

Три типа конституции тела, которые определяют отношение к миру

00:01:18 И, люди делятся на три основные категории. Это, конечно, упрощенная модель, но она присутствует в Ведах, в аюрведе. То есть, это первое отделение на три типа людей. То есть, людей типа воздуха, типа вода и людей типа огонь. Или вата, питта и капха. То есть, вата – это воздух, питта – это огонь и капха – это вода. И, что самое интересное, это различие в конституциях, эти три типа людей они отличаются по конституциям, по строению тела, строению ума, строению психики и её функционированию. Они отличаются друг от друга способом восприятия.

00:02:09 То есть, интересно, строение тела меняет наш способ восприятия этого мира и, получается, что у каждого из нас есть свой излюбленный способ восприятия мира или канал восприятия, как говорится в западной психологии. В западной психологии принято выделять тоже пять чувств, но при этом главенствующую роль относятся, именно, три чувства, то есть, чувство зрения, чувство слуха и чувство прикосновения или ощущение вообще. И их называют аудиальный канал, связанный со слухом, визуальный канал, связанный со зрением и кинестетический канал, связанный с ощущением, с чувствами.

00:03:02 И, очень интересная зависимость есть или даже совпадение между этими каналами восприятия и конституциями людей. То есть, если мы немножко перейдем в аюрведу и в строение тела, я об этом говорил на прошлых лекциях, по аюрведе. Повторюсь, что, например, человек типа воздуха состоит из всех элементов, в принципе, которых пять, согласно ведической концепции, но, большинство, то есть большую часть первоэлементов занимает, именно, воздух (вайю) и эфир (акаш). А воздух и эфир связаны, именно, со слухом, как органы восприятия и, поэтому люди типа Вата в первую очередь будут воспринимать мир с точки зрения слуха, с точки зрения звучания, мелодии, гармонии и звуков.

00:04:12 В отличии от них, люди типа Питта, они связаны с элементом огня (агни), в первую очередь, а огонь, как известно, он связан со зрением, то есть, с визуальным, с визуальным восприятием мира, с визуальным каналом, со зрительным каналом восприятия. И, именно, поэтому люди типа питта–доши они, в первую очередь, будут воспринимать мир через образ, через краску, через форму. Это будет их отличие от всех остальных.

00:05:06 И, следующий тип людей - люди типа Капха или Кафа, так как преобладающие первоэлементы у них — это вода и земля, а вода и земля, в первую очередь, связаны с ощущениями. То есть, условно говоря, это связано со вкусом, запахом, а в западной психологии это все объединяется в кинестетику. То есть, люди типа Капхи, они, в первую очередь воспринимают мир через, именно, ощущения, то есть для них будет не так важно, как это выглядит или как это звучит. Как они это чувствуют, для них это будет важнее. То есть, именно, поэтому люди типа Капхи любят комфорт.

00:06:00 Люди типа Питты любят порядок, внешний порядок, чтобы все было разложено, на своих местах лежало и, люди типа Ваты очень чувствительные к резким шумам. И, тоже самое, и в психологии это используется и говорится, что людям присуще, так называемые репрезентативные системы есть у людей, то есть репрезентация — это восприятие или представление, ну, будем говорить, просто система восприятия. И, эти системы восприятия, они чаще всего заложены в человеке, какая-то система работает лучше. Приоритетная система, система, которой человек пользуется чаще. И, обычно идет выбор из этих трех систем, то есть вижу, слышу или чувствую.

00:06:55 То есть, человек может определять этот мир по шкале образов, по шкале красок, по шкале различия в цвете, в яркости, в тонах этого цвета. И, он будет замечать разницу, он будет хорошо разбираться, допустим, в живописи или, ему будет нравится смотреть на какие-то красочные пейзажи. Ему будет нравится на что-то смотреть. Именно, через глаза будет в первую очередь получать информацию по этому миру в этом мире. То есть, другую информацию он будет, нельзя сказать, что игнорировать, но отдавать предпочтения именно визуальной информации. То есть, именно, человек Питта - доша, в первую очередь, будет, осмотрит человека со стороны. Он его рассмотрит все детали его, допустим, во что он одет, как он выглядит, хорошо ли он выглядит, хорошо ли накрашена девушка или что-то в этом роде.

00:08:05 То есть, человек типа Ваты или человек, у которого аудиальная система или он воспринимает мир, в первую очередь, через слух, он будет отмечать, именно, оттенки голоса, его мелодичность, его резкость или грубость, высоту или глубину. И, именно, на это он будет обращать внимание в первую очередь, а на все остальное – во вторую. И, наоборот, человек типа Капхи будет воспринимать мир через удобства, через ощущения внутренние. Приятен ему этот человек или нет, то есть, допустим, он может пожать руку человека и может понять, насколько человек ему может быть приятен или нет, то есть, через ощущения.

Конфликт между людьми с разными системами восприятия

00:09:04 Люди занимают разные системы восприятия. Допустим, человек у которого аудиальная система живёт рядом с человеком, у которого кинестетическая система восприятия. Чаще всего, мужчина приходит с работы домой, он устал. Он устал, у него перегружены все системы и, ему хочется одного, просто отдохнуть, то есть, он хочет испытать кинестетическое удовольствие. То есть, он хочет просто расслабиться. Он может прийти, снять небрежно одежду, положить её или бросить куда-нибудь. Раздеться там, кое-как, скажем. То есть, для него это уже не важно. То есть, для него это уже не важно, как это выглядит.

00:09:53 А, допустим, жена, которая была всё это время дома и занималась уборкой, всё разложила по своим местам и, допустим, у жены воспринимающая система, система восприятия приоритетная это визуальная, то есть она всё воспринимает через зрение, большую часть информации. И, она может увидеть, что мужчина пришел, то есть, она не понимает, допустим, что он уставший. Она понимает, но не придает такое значение, как сам мужчина. И, она видит, что мужчина создал беспорядок. То есть, он внес хаос в порядок вещей, который она создала в течение дня.

00:10:36 Мужчина этого не видит, потому что ему нужно просто сесть в кресло или на диван и отдохнуть. Он может даже включить телевизор, но он не будет его слушать или смотреть внимательно, ему нужно просто сидеть удобно в кресле или в диване и, просто какое-то время отдохнуть. То есть, он устал. Он кинестетик, ему надо дать этому чувству насытится и отдохнуть.

00:11:01 Женщина видит это и понимает, делает соответствующий вывод, что муж не уважает её трудов. Значит, он специально это сделал, к примеру, всё тут разбросал, пришёл... Что он тут о себе возомнил? Я весь день работала, а он не понимает! То есть, на этом фоне может возникнуть простой бытовой скандал или просто непонимание людей. То есть, в этой ситуации для женщины важно, как лежит какая-то вещь, для мужчины это не важно. То есть, ему важно просто отдохнуть.

00:11:36 Или, другой вариант, мужчина, допустим, визуал, женщина-аудиал. Мужчина может смотреть, допустим, тот же телевизор и включить его громко, то есть, для него это не важно, громко это или не громко. Для женщины это будет громко и, она будет убавлять звук. То есть, она может из-за этого поругаться с мужчиной. То есть, мужчина не будет так чувствителен к звуку, он будет хотеть это делать громче. То есть, вот такие различия в восприятии этого мира с различных точек зрения объясняют причину многих бытовых конфликтов.

00:12:24 Допустим, человек, приносит на работу какую-то вещь. Допустим, секретарь купила какой-то цветок и поставила его у окна. Когда пришел её начальник, она захочетела ему показать. А начальник, допустим, больше работает через аудиальный канал, по типу Ваты. Допустим, хотя это редкость, конечно, но такое бывает. То есть, для него не важно, как это выглядит, ему не важно, как это нравится ему это или не нравится. Главное, грубо говоря, чтобы он сильно не шумел, чтобы он не вносил беспорядок, именно, в аудиальный канал. Этой женщине, допустим, которая кинестетик, по своей природе и еще, допустим, визуальный кинестетик. То есть, ей нравится, как выглядит этот цветок и ей хорошо. То есть, она это воспринимает через чувства.

00:13:25 И, она ждет одобрения, со стороны, допустим, начальника, ну или, допустим, это может быть её муж, это может быть ситуация в доме. Муж не воспринимает в таких категориях, как воспринимает его жена. И, он говорит: «Ну... нормально». То есть, для него это нормально, он не видит в этом что-то экстраординарного, что-то полезного. Женщина же в этом «нормально», может понять, что, «ну как же так?» То есть муж её не оценил. То есть, она может говорить, «Ну как же? Вот, смотри, какой он замечательный, как он вкусно пахнет, например, как он красиво выглядит!». Ну, муж будет кивать головой и это не значит, что мужу это не нравится.

00:14:13 То есть, может быть в его карте мира, именно, эти слова и это движение головой это нормально и есть как бы самый максимальный уровень оценки каких-то визуальных образов или того, что там хорошо или не хорошо пахнет. Но, мы иногда забываем об этом, что мы можем быть разными. То есть, мы можем быть разными людьми. Мы думаем, что другой человек — это точно такой же, как и мы. И, из-за этого заблуждения возникают очень многие недопонимания. Ну, практически все недопонимания связаны с тем, что мы предполагаем что-то в другом человеке и, потом не находим его, предполагаемого.

00:15:06 То есть, допустим, мужчина с женщиной встречаются или молодой человек с девушкой и, есть так называемый этап в знакомстве, так называемые «розовые очки». То есть, это этап влюбленности. По какой причине люди влюбляются, это, в принципе, тайна, по большому счету. Но если это происходит, и есть эта влюбленность, то все остальные недостатки, даже если они были бы объективные, нами воспринимаются как сквозь розовые очки. Мы не придаем им такого значение, какого следовало бы, допустим, придавать. И, мы думаем: «Ну это не так важно. Поживём, слюбится!» или как там. То есть, всё это не так важно на первых этапах.

00:16:04 Но вот эта влюбленность проходит, проходит этот эмоциональный подъём. Люди начинают сотрудничать вместе. Не просто эмоционально общаться, а начинают сотрудничать, то есть, воспитывать детей, строить дом и так далее и так далее. Проявляется различие в структуре психики или структуре тонкого тела ума. То есть, выясняется, что мы абсолютно по-разному смотрим на этот мир. Мы практически видим абсолютно разный мир, хотя он один, но мы видим его по-разному. Мы живем в разных мирах, получается.

00:16:53 И, не зная вот этого, этих отличий, изначальных отличий, допустим, не повезло нам встретится с каким-то астрологом или психологом на начальном этапе и, мы думаем, что «другой человек, вот он точно такой же как я, ну или другой, но он меня понимает». А как я это понял, что он меня понимает? Это один вопрос. То есть, допустим, в период вот этих розовых очков, так называемых, мы можем найти доказательства, что всё будет прекрасно и замечательно в любой черте этого человека, в которого влюблены. То есть, любой недостаток нами принимается, как очень милая особенность этого человека.

00:17:39 Есть одна песня. Какой-то юморист её пел на эстраде. В общем суть в том, что встретились мужчина с женщиной, (он пел от лица женщины), что, дескать, вот они встретились и такой замечательный человек, ну вот единственная мелочь в нём есть, он тюбик от пасты не закрывает, ерунда дескать. И, там несколько было куплетов и, от куплета к куплету вот это: тюбик не закрывает выросло в грандиозную проблему, которая в конце концов разрушила их отношения. То есть, это превратилось в какую-то сверхценную идею для этого человека, который исполнял.

00:18:25 То есть, это тоже разное восприятие. То есть, допустим, человек, для которого важно, чтобы этот тюбик был закрыт, скорее всего относится к визуалам. Ему важно, чтобы всё было на своих местах, чтобы он был закрыт. А другой человек, допустим, он кинестетик, то есть всё через чувства. То есть, ему что? Важно, чтобы паста выдавливалась и, собственно, больше ничего не надо. То есть, он её выдавил и, просто не закрутил обратно. Но, он просто не видит в этом проблемы. Она лежит удобно, в следующий раз откручивать не надо, усилий не надо прилагать, это даже здорово.

00:19:05 А, другой человек, который, допустим, визуал, он видит: «Ну как же так? Это беспорядок. Это ненормально. Я вижу это глазами и, это вызывает во мне неприятные ощущения. Это плохо!» И, он думает, что другой человек делает это специально. Он ему говорит об этом, а человек не закрывает, он снова ему говорит, а человек не закрывает. Он думает, «Как же так? Это же просто! Это же видно! Вот он не закрыт, вот его же надо закрыть!» Но, почему-то другой человек этого не делает. То есть, вопрос другой. КАК мы его просим об этом? Как мы доносим другому человеку, что важно для нас? Какой язык мы используем?

Какой язык мы используем чтобы выразить то, что для нас важно?

00:19:52 Что самое интересное, язык общения, то, как мы общаемся тоже связано с той системой восприятия или с тем каналом восприятия, через который мы воспринимаем этот мир. Если мы аудиалы, то чаще всего мы используем в описании слова, которые связаны именно со слухом, со звуком, с мелодией, с голосом, с шумом. Если взять трех людей, которые отличаются по системе восприятия, то есть, взять аудиала, визуала и кинестетика и, попросить их вместе пройти по одному и тому же маршруту, то есть, от дома какого-то до работы, к примеру. И, потом спросить, то есть, что они восприняли, то есть, расскажите о том, что было.

00:20:51 Мало того, что вы три абсолютно разных рассказа, это понятно, то есть нет одинаковых людей, но они будут отличаться принципиально по одному признаку. Аудиал будет замечать, в первую очередь, звуки. И, чаще всего будет описывать, как он шел по шумной улице, как вокруг пели птицы, как люди смеялись, как шумел дождь или дул ветер, именно, звучал, в этом смысле. Если вы спросите визуала, он расскажет, что асфальт блестел от дождя, солнце было закрыто тучами, желтые листья падали или там белый снег. Если вы спросите кинестетика, он просто скажет, ну вот обувь была не совсем удобная, я промочил ноги, дул холодный ветер или, наоборот, было очень жарко или, наоборот, дул приятный ветер.

00:21:52 Один и тот же путь, три разных человека и три разных системы восприятия. И, чтобы объяснить что-то другому человеку, чтобы войти в его мир, который он построил, возможно, совершенно по другим законам, чем строите его вы, полезно использовать его язык описания. Если тот человек, с которым вам надо пообщаться, визуал, лучше всего использовать в обращении к нему слова, которые связаны, именно, со зрительным каналом восприятия. То есть, не нужно апеллировать и обращаться к его чувствам, к тому, что он слышит, к каким-то запахам и ощущениям, лучше всего и больше всего надо использовать именно зрительных слов, связанных с образами, яркими красками или наоборот, с темными красками, в зависимости от того, что вы хотите ему передать.

00:22:53 И, все тоже самое, присутствует в общении с другими людьми, то есть, с людьми, которые используют другие модальности в общении. И, опытные люди, опытные психологи, психотерапевты они используют это, чтобы войти в мир другого человека и понять его, а также передать ему свою мысль. Потому что, если вы будете кинестетику описывать человеку, который воспринимает мир через ощущения, то есть, человеку типа Капхи, например, будет описывать, допустим, как красиво солнечно за окном, какие там цвета и прочее, прочее, то он меньше заинтересуется, если бы вы ему предложили совершить удобную прогулку, где дует приятный ветерок. Или может прокатиться, допустим, на лодке под приятное убаюкивание волн. То есть, если вы будете использовать язык описания другого человека, у вас больше шансов, что он вас поймет и услышит, что вы хотите сказать.

00:24:14 Итак, я повторюсь, есть три основные системы восприятия, три канала восприятия, то есть, чаще всего их три. То есть, их, конечно же, пять, но три основные, которые определяют нашу жизнь — это визуальный, аудиальный и кинестетический. Зрительный, слуховой и, который связан с ощущениями. И, если знать это, если правильно предположить с каким человеком вы общаетесь, вы можете очень эффективно настроить общение с ним. Качество вашего общения может улучшиться, уменьшится количество непонимания, то есть ваше общение будет совсем другого качества.

Три позиции восприятия

00:25:10 И, следующая тема, которую я хотел сегодня с вами обсудить, относится тоже к восприятию, несколько другому его аспекту, так называемые «позиции восприятия». Чаще всего перечисляют три позиции восприятия: это первая, вторая, и третья. Некоторый авторы ещё выделяют четвертую. Мы о ней тоже поговорим немножко.

1) Восприятие от первого лица

00:26:02 Итак, что же такое позиции восприятия? Их можно сравнить с точками зрения. Когда вы рассуждаете внутри себя от собственного лица, от первого лица, от самого себя, когда вы чувствуете, что вам нужно, что для вас именно, ценно, когда вы находитесь ассоциировано со своим собственным опытом. То есть, вы точно чувствуете то, что вы чувствуете, видите своими глазами, слышите своими ушами, это называется первая позиция. Это та позиция, в которой чаще всего находятся люди, первая позиция «восприятие от первого лица».

00:27:01 В этой позиции мы понимаем, что мы хотим. У нас есть четкое представление этого, что мы хотим и, мы уверены в этом, то есть, мы живем, мы внутри этого опыта, внутри себя. То есть, когда вы говорите претензию какому-то человеку, который сделал вам, допустим, какую-то неудобную вещь, вы стоите в автобусе, кто-то проходит мимо вас и толкает вас. Находясь в первой позиции, вы на это реагируете, вы поворачиваетесь, к примеру, и говорите что-то ему. В зависимости от вашего настроения, вы говорите, разные вещи. Но, вы отвечаете из себя, то есть, исходя из своих ощущений в случае, если вас толкнули. Если вы увидели, как кто-то, допустим, светит вам фонариком в глаза. Если вы тоже находитесь в первой позиции, чаще всего вы находитесь, именно, в ней, вы будете говорить, допустим: «Прекрати светить мне в глаза!». Или, если вы слышите, как человек очень громко включил музыку, вы тоже попросите его, скорее всего её выключить.

00:28:17 То есть, вы не вдаетесь в причины, почему человек делает тот или иной поступок. То есть, вы этого не осознаете и не пытаетесь осознать, вы находитесь в первой позиции. Повторюсь, это чаще всего именно та позиция, в которой находятся большинство людей. То есть, «Я чувствую, я живу, я мыслю, я воспринимаю этот мир, я реагирую на него». Есть импульс извне, он проходит через все познавательные системы, проходит все мыслительные системы. Я делаю некий вывод о том. Я как-то оцениваю этот внешний сигнал, то есть эту улыбку или эту гримасу человека, его толчок или поглаживание и, отвечаю ему, исходя из своих собственных переживаний, внутренних переживаний. Это и есть первая система. Что же такое вторая система?

2) Способность встать на место другого человека

00:29:13 Вторую систему можно сравнить с так называемой эмпатией или симпатией или способностью стать на место другого человека. Это состояние, когда вы становитесь другим, когда вы переходите через пространство, разделяющее вас и вашего собеседника и, встаете на его место. На русском языке есть выражение: пойти, «влезть в мою шкуру». В английском языке есть фраза, то есть пройтись в моих ботинках. «try walking in my shoes» То есть, «А ты попробуй в моих ботинках пройтись. Как это. Ощути.» То есть, не только ощути, но и услышь. Услышать ушами другого человека, увидеть глазами другого человека и почувствовать то, как он это чувствует.

00:30:15 Стать другим человеком, это значит не только использовать его канал восприятия. При чем эти каналы восприятия могут отличаться от наших, о чем мы говорили в первой части лекции. То есть, допустим, мы визуалы, мы воспринимаем этот мир через зрение, а другой человек, допустим аудиал, он, в первую очередь, слышит. Он слышит этот мир, в первую очередь. И, поэтому, если мы хотим понять другого человека, понять его полностью, насколько это возможно, мы должны также перестроить свои каналы восприятия. Входя в этого человека, мы принимаем ещё и его убеждения, его мысли по поводу этого мира, его отношение к этому миру, его отношение к нам, как к собеседнику, к окружающему миру, к нашим друзьям, к его друзьям, к его врагам и так далее – ко всему этому контексту, в котором мы находимся с этим человеком.

00:31:24 То есть, когда вы полностью входите во вторую позицию, вы понимаете другого человека. Это важно. Это важно тогда, когда вы не понимаете причину, допустим, конфликта с каким-то человеком. Или, вы просто хотите улучшить свои отношения, то есть конфликта нет, есть хорошие отношения, но вы хотите их ещё больше улучшить. Если конфликта нет, чаще всего это происходит потому, что вы либо совпадаете со своим собеседником, другом, супругом или супругой по, допустим, системам восприятия, по каналам восприятия.

00:32:02 Если вы оба, допустим, визуалы и, система ценностей у вас, практически, одинаковая, (то есть вы верите в одно и тоже, у вас отношение к миру одинаковое, то есть, в принципе, вы одинаковые), тогда конфликта быть не может, тогда всё хорошо. То есть, вы просто видите в другом человеке самого себя. А когда этого не происходит, когда есть другой человек и, он отличается от нас, очень важно вовремя это заметить. И, заметив это, не просто порадоваться: О, здорово! Рядом со мной совершенно другой человек, как это интересно, да? То есть, смысл узнавания в другом человеке другого человека в том, что «Хотим ли мы понять, как он мыслит, в каком мире он живет?»

00:32:56 Я уже говорил об этом, есть такая метафора, как карта, карта не территория. У нас по поводу этого мира есть, у каждого есть своё описание этого мира. То есть, есть некий мир, условно говоря, который находится за нашими органами чувств. То есть, не секрет для каждого современного человека, что мы воспринимаем этот мир посредством органов чувств и, эти органы чувств имеют свои, скажем так, ограничения. Глаз не может видеть дальше видимого спектра, ухо не может слышать ниже 20 герц и выше 20 килогерц и так далее. Мы ограничены органами восприятия, но это ещё и не всё. То есть, в принципе, органы восприятия можно сказать, что у нас одинаковые, хотя это тоже очень спорный вопрос. Мы слышим по-разному, но не только из-за того, что наши органы восприятия разные, но ещё из-за того, что наша система обработки данных или там, центральный компьютер у нас у всех разный.

00:34:08 Это тоже самое, что присоединить, ну, допустим, вот этот микрофон, который сейчас передо мной стоит, к компьютеру, типа, допустим, IBM совместимого и, допустим компании Apple, которые не являются совместимыми друг с другом, получится разная информация. Еще будет зависеть от того, какое программное обеспечение внутри у этих компьютеров. То есть, что в нас вкладывали с детства. То есть, так или иначе в нас вкладывали те или иные программы, для простоты можно именно так их называть. Система поведения, шаги какие-то, привычки, отношение к этой жизни — это то, что мы условно можем назвать как раз теми программами или программным обеспечением нашим. И, это следующий фильтр, который меняет восприятие этого мира. Именно, аудиал увидит, услышит точнее звуки по дороге, допустим, на работу, визуал увидит картины, а кинестетик – теплый ветерок или холодную лужу, в которую он наступит.

00:35:22 И, чтобы договориться с другим человеком, нам важно понять, что он другой и, понять, в каком же мире он живет. Для этого, как раз очень важна вторая позиция. Позиция, в которой вы становитесь другим человеком. Вы буквально входите в другого человека и начинаете слышать его ушами и видеть его глазами и жить его чувствами, верить в его убеждения. И, насколько полно у вас удается, у вас удастся это сделать, настолько более полно вы сможете приблизиться к пониманию внутреннего мира этого человека, к пониманию его ценностей, его системы ценностей, что для него важно, что не важно. Как он смотрит на эту ситуацию, в которой вы находитесь, как он относится к вам, почему он так к вам относится, почему он относится к этой ситуации так?

00:36:18 Очень многие вещи открываются, когда человек позволяет себе стать другим человеком на какое-то время. Это открывает огромные возможности. Это тоже самое, что говорить о картине долгое время, описывая ее, а потом взять и увидеть. То есть, допустим визуал описывает аудиалу картину Айвазовского, это вообще очень удивительно. При чем аудиал её не видит. Или, наоборот, аудиал смотрит на картину и описывает это визуалу, который её не видит. То есть, умение разговаривать во всех модальностях, умение говорить не только в звуках, но и в образах, и в ощущениях — это то, что поможет нам общаться со всеми людьми одинаково.

00:37:15 Если, вы видите, что у вас есть какие-то проблемы в общении с другим человеком, или вы просто хотите улучшить эти отношения, войдите в состояние другого человека. Это очень просто. Главное, захотеть. То есть, большинство проблем с другими людьми, потому что именно мы не хотим этого делать. Мы не считаем, что мы должны это делать. Как же я могу стать на место этого негодяя? То есть, как только вы называете другого человека, допустим, негодяем, то уже ни о какой второй позиции речи быть и не может. Конечно, может, но вам придется сначала изменить отношение к этому человеку, потому что становится негодяем никто не захочет.

00:38:04 То есть, если я сейчас общаюсь с «негодяем», там, с «человеком низкого уровня сознания», так как-то ещё я могу его обозвать, с «дураком», наконец, то как я могу войти во вторую позицию? Как я могу стать вот этим нехорошим человеком? То, как мы обозначаем другого человека, психологи это называют повесить ярлык. В Ведах это называется создать самскару, то есть мы видим человека и у нас происходит отпечаток, «этот человек – такой-то». Мы поставили на него печать и, уже эта печать, этот ярлык является для нас фильтром восприятия. То есть мы уже не видим человека, а мы видим «что-то». Мы на него навешали и, через это что-то, мы уже не видим человека, мы видим своё отношение к этому ярлыку, к этой печати. И, как мы сможем войти во вторую позицию и понять этого человека? Только если мы уберем этот ярлык, только если мы позволим себе увидеть этого человека просто как этого человека, как человека, с которым я сейчас общаюсь, ни больше ни меньше.

00:39:20 Итак, вторая позиция позволяет нам увидеть, почувствовать и услышать внутренний мир другого человека и его отношение к нам, к этой ситуации, к миру вообще. Переоценить вторую позицию очень сложно.

3) Позиция стороннего наблюдателя.

00:39:36 Следующая, это третья позиция. Третья позиция восприятия или позиция стороннего наблюдателя. Это, как если бы эту ситуацию, допустим, общение двух людей, допустим, вас и ещё кого-то, меня и ещё кого-то снимала бы камера со стороны. Абсолютно беспристрастный регистратор того, что происходит. Камера просто запечатлевает, она просто снимает информацию, переводит её из пучков там этих, из световых волн в какие-то там магнитные сигналы на пленке. То есть, она абсолютно никак не оценивает это.

00:40:23 И, потом, если эту кассету смотрит человек, который абсолютно не знает двух людей, которые там присутствуют, он никак с ними не связан, он будет воспринимать эту ситуацию и этих людей достаточно отстраненно. Это называется мета-позиция, позиция взгляда со стороны. То есть, мы смотрим на ситуацию, которая происходит, допустим, с нами, если мы наблюдаем на неё из третьей позиции, как будто мы не заинтересованы абсолютно в этой ситуации, как будто мы являемся путешествующими инопланетянами с Марса на Юпитер и по дороге забежавшие на Землю выпить чашечку чая. И, так получилось, что мы проходили и заметили двух людей, которые общаются.

00:41:21 Что мы можем сказать, глядя со стороны на эту ситуацию, на этих людей, на каждого в частности? Эту информацию, как раз и дает третья позиция. Позиция беспристрастного наблюдателя. То есть, именно из третьей позиции, когда мы не заинтересованы ни в себе, когда мы в первой позиции, ни в ценностях другого человека, когда мы во второй, а в некоем абстрактом наблюдении, которое может дать некую оценку этой ситуации со стороны. То есть, со стороны это может показаться, что «разговаривают два человека, которые не понимают друг друга» или наоборот – «очень хорошо друг друга понимают» или, допустим, «два человека, один из которых пытается манипулировать другим, а другой сопротивляется». Или, или, или... Очень много возможно таких описаний. Но, именно, третья позиция может дать беспристрастное описание этой ситуации.

00:42:24 В Ведах есть такое высказывание или как мантра его можно назвать, Ом шакшин ахам переводится как наблюдаю или наблюдать. ахам переводится как я. Ом шакшин ахам. Говорится о том, что Душа, которая в нас живет, является именно, таким сторонним наблюдателем. Которая даже не участвует полностью в нашей деятельности, в нашей материальной деятельности, а является простым наблюдателем за тем, как все здесь происходит.

00:43:11 Но, на самом деле, именно, эти три позиции надо использовать. То есть, я это сказал не для того, чтобы как-то возвысить третью позицию восприятия, но в ней есть очень большая ценность. Когда вы смотрите, именно, с третьей позиции, с третьей точки восприятия, эмоциональные переживания сразу резко ослабевают. В этом есть очень большой плюс и очень большой минус. Большинство людей, которые постоянно находятся в третьей позиции, скорее всего воспринимаются нами, как холодные люди, люди, смотрящие на этот мир, как бы со стороны.

00:43:47 Иногда это приветствуется в неких религиозных течениях. Допустим, известное изречение Соломона «Всё проходит и это пройдёт», которое было написано у него на кольце, которое он крутил и смотрел, как напоминание о бренности существования — это как раз один из способов вхождения в третью позицию. Это изречение помогает нам оторвать свои чувства от настоящего момента и, подумать о чём-то, что присутствует ЗА пределами этого. И, третья позиция в какой-то степени может нам позволить это сделать.

Выход за границы себя – переживание единения с миром

00:44:28 Но, есть маленькая тонкость, что, в принципе, любая из этих двух, трех, из этих трех позиций может дать нам возможность выйти за границы самих себя и чувствовать единение с этим миром. Для кого-то это может быть как раз, именно, первая позиция, позиция восприятия с точки зрения именно себя настолько полно, то есть, полностью почувствовать, что же для меня важно, если это сделать настолько полно, насколько это есть на самом деле, то есть, полностью раскрыться самому себе перед самим собой.

00:45:09 Скорее всего, это будет тоже самое, если бы мы поняли, что вокруг нас... то есть, вошли бы в полную вторую позицию, то есть, мы соединились бы с миром вокруг нас. Это скорее всего было бы тем же самым, если бы мы полностью посмотрели на этот мир со стороны, абсолютно выйдя из своих убеждений, из убеждений другого человека, просто наблюдая за ним со стороны. Это интересное предположение высказал один из моих учителей по психотерапии. Знание этих трех позиций дает нам очень ценное оружие, очень ценную возможность в преобразовании нашего общения с этим миром.

00:46:10 Повторюсь, что большинство людей находится, именно, в первой позиции. То есть, это самая распространенная, это отождествление с самим собой, со своими желаниями. То есть, каждая из этих позиций, если она очень жёсткая, ограничивает человека. Например, человек может абсолютно не обращать внимание на желание другого человека, на желания общества, в котором он существует. И, в конце концов, это может плохо отразится на нём самом. То есть, если он не будет получать обратную связь от других, будет её игнорировать, считаясь только со своими ценностями, в конце концов, либо он останется один, либо погибнет.

00:46:59 Если же человек постоянно будет находится во второй позиции, он будет оторван от своих переживаний, он не будет знать, что делать ему самому. То есть, он будет полагаться всегда на других людей. Он будет искать решение ситуации, которую ему даёт жизнь через других людей, он не будет сам мыслить, будет искать постоянно помощи. Он будет зависим от других. Он всегда будет думать, а как на это прореагируют другие, то есть это будет первой мыслью его и доминирующей мыслью. То есть, он не будет чувствовать, что ему надо.

00:47:43 И, если человек будет постоянно в третьей позиции находится, не приходя ни в первую, ни во вторую, то, как я уже и говорил, это будет ощущение, что этот человек находится как бы не здесь. Это похоже на очень отстраненного человека, которого не беспокоят ни он сам, ни чаяния и желания других людей. То есть, это можно сравнить, в принципе, с одним из видов расстройств психики, (это не всегда одно и тоже, но просто ради примера), допустим, у человека, когда расстраивается психика, один из видов расстройств — это как раз, когда человеку всё равно, что происходит внутри его, что происходит вовне его. И, при этом он может довольно четко описывать происходящие вокруг ситуации, то есть беспристрастно. Но эта беспристрастность не дает ему ни желания действовать, ни помогать другим.

00:48:46 Самый эффективный вариант, когда мы очень гибко переходим от одной позиции восприятия к другой, если мы хотим что-то сделать и, мы хотим узнать, как это будет и, если мы хотим это увидеть в объеме, то есть, в трех измерениях. Три позиции восприятия можно сравнить с тремя измерениями. Чтобы наше желание, желание какого-то действия было объемным и реальным, хорошо иметь именно трехпозиционное восприятие. То есть, понять, что мы хотим, будучи в первой позиции. Войти в свои чувства, ощущения. Потом войти во вторую позицию и понять, как на это прореагируют другие, наши знакомые, наши близкие, другой человек, с которым я это, допустим, буду делать. И, потом войти в третью позицию и, посмотреть со стороны, а чего вообще, в принципе, не хватает у этого человека и у другого? На что это похоже со стороны?

00:49:55 И, когда это произойдет, наше понимание этой ситуации будет именно объемным, трехпозиционным. Это то, что даст нам возможность действовать эффективно. Мы сможем предположить, предугадать и предотвратить различные противоречия, непонимания других людей. Или мы сможем понять уже возникшие непонимания и противоречия и конфликты, которые уже есть.

00:50:29 Мы можем понять, как мы выглядим в глазах другого человека. Потому что, как этот человек выглядит в наших глазах, мы уже давно поняли. То есть, это и так понятно, мы это чувствуем, видим и слышим. А как он нас воспринимает? То есть, мы считая этого человека, допустим, негодяем, думаем, что мы в его глазах выглядим лучше. Но чаще всего, если мы посмотрим, именно, глазами другого человека, с которым мы конфликтуем, можем удивиться, узнав, что он к нам относится тоже не очень хорошо и не можем понять по какой причине.

Как решить любой конфликт

00:51:07 Если вы хотите понять, как вам действовать с другим человеком, один из лучших способов — это войти во вторую позицию, стать этим человеком и представить, как бы он хотел, чтобы вы себя вели.

00:51:25 Вы, допустим, в конфликте с неким дядей Васей, и вам очень важно с ним построить отношения. То есть вы не можете просто от него отмахнуться и уйти, а так получилось, что вы с ним связаны. То есть, допустим, это ваш близкий или это ваш сослуживец или начальник. Ну, или это ваш ребенок, мальчик Вася, например. И, вы не можете просто его игнорировать, сказать, «да... не хочу с ним общаться!». Хотя некоторые так поступают, бросают работу, семью, друзей, хотя есть другой способ.

1. Захотетть наладить отношения

00:52:07 Первое, конечно, – надо захотеть это сделать. То есть, некоторые люди даже не хотят этого делать. Это уже другой вопрос. Это вопрос касается разумности нашего поведения. То есть, либо нами управляют эмоции, либо эмоциями управляем мы. Разумное поведение определяется как способность управлять эмоциями, понимать, что эмоции — это следствие и инструмент, с помощью которого мы общаемся с миром, а не наоборот, что этот мир навязывает мне эмоции, я вынужден реагировать на этого человека так, потому что он поступил вот эдак.

00:52:45 То есть, есть два типа реакции. Есть реактивная и про-активная реакция на этот мир. Когда мы реагируем на этот мир, мы просто, как собака Павлова, которая слышит звонок и, у нее начинает течь слюна. Ну, условно говоря, если мы видим выражение лица какого-то человека, мы можем либо радоваться этому выражению лица, либо злиться. При чем это может происходить абсолютно неосознанно. Как только вы видите гаишника, который просто стоит впереди на дороге, (если вы водитель вы это поймете), внутри начинает что-то напрягаться. И, вы уже к нему плохо относитесь к этому гаишнику.

00:53:38 И, так как ведическая психология говорит о том, что тонкое тело, для него нет границ, ваше тонкое тело уже соприкоснулось с тонким телом этого служителя закона. И, этот служитель закона, хочет не хочет, уже напрягается от того, что навстречу ему едет этот водитель. Потому что вы к нему, к этому гаишнику уже плохо относитесь. А, если бы вы на какой-то момент представили, каково этому гаишнику находится на дороге, вы бы могли совсем по-другому относиться к нему.

00:54:17 Гаутама Будда один раз сказал, я не помню полностью дословно, но смысл в том, что, если ты поймешь, что вокруг тебя тоже ты, то есть, это есть полная вторая позиция, то как ты сможешь навредить себе? Как ты сможешь убить себя, выстрелить в себя? Он как раз учил этому ненасилию. Он учил видеть в других себя. Это и есть, как бы, торжество и победа второй позиции. Но, опять же исходя из первой и, помня о третьей.

00:54:53 Итак, возвращаясь к Васе. Вы с ним поругались и, если вы разумный человек, вы хотите наладить с ним отношения. То есть, вы не ждёте, когда он начнет налаживать с вами отношения, а вы берёте и, налаживаете эти отношения. Вы просто можете закрыть глаза или не закрывать и, представить, «каково это быть Васей». Вы можете вспомнить, что вы знаете о Васе, во что он верит, как он себя ведет, какая у него поза тела, какой у него голос. И стать им на какое-то время и его глазами и его ушами, увидеть и услышать, и почувствовать отношение Васи к тому, напротив, то есть к вам.

00:55:39 То есть, вы – Петя, вы становитесь Васей и смотрите, как Вася смотрит на Петю. И вы думаете, ага, как Вася: «Этот Петя…» и, что-нибудь говорите. Вы понимаете, что в Васи есть какие-то основания отношений к Пете, то есть его негативное отношение имеет корни в отношении поведении Пети. То есть, Вася ведет себя реактивно, Господь с ним, мы это не рассматриваем. Мы не меняем других людей. То есть, помните о том, что, если вы хотите изменить мир, вы его можете изменить, но только, если вы измените себя. Потому что вы находитесь в системе с этим миром. Если вы меняетесь, ему не остается выхода, как поменяться самому. Вопрос в том, как вы поменяетесь и насколько.

00:56:34 Итак, Петя и Вася они в системе. То есть, мы сейчас вышли в третью позицию. Будучи во второй позиции, когда вы стали Васей, вы поняли своё (Васино) отношение к Пете. Это очень важное понимание, это очень важная информация. Вы можете понять, как Пете нужно изменить своё поведение, чтобы Вася его понял, чтобы Вася его принял.

00:57:03 Потом вы выходите из этого состояния Васи и входите в третье состояние наблюдателя со стороны. И, вы уже видите двух людей. Вы думаете, а что же их объединяет? Что же они делают друг с другом, если точнее сказать. Что Петя делает с Васей и, что Вася делает с Петей? И, тут важно, как раз, именно, беспристрастно наблюдать за этим. И, вы можете понять, что там происходит? То есть, может быть это ревность, это может быть обида? Это может быть ревность и обида одновременно. Это может быть злость, это может быть недоверие, все что угодно. И, со стороны это как раз видно. То есть, видно обе стороны этой медали, так будем говорить.

00:57:57 И, вот теперь у вас есть общая картина этой ситуации. Теперь вы, как Петя, вы понимаете, что чувствует Вася по отношению к вам. Лучше всего, конечно, если вы ещё и с ним поговорите, это будет идеальный вариант. Но, не все на это готовы, не все чувствуют силу, хотя, в принципе, в этом ничего сложного нет. Это довольно просто. Мы все умеем общаться, если мы общаемся от сердца. Большинство общения, просто, когда мы выясняем отношения, когда мы пытаемся помириться, на самом деле, мы ищем оправдания себе. Чаще всего, мы ищем оправдание в глазах другого человека. То есть, мы ждём, чтобы этот человека снял с нас чувство вины.

00:58:49 То есть, если мы поступаем нехорошо к другому человеку, ругаемся с ним, даже, если мы считаем, что мы правильно поступили, за дело его ругаем, всё равно, Сверхдуша, или Бог внутри нас, он не доволен, что мы ругаемся с человеком. И, это называется совесть, это называется «кошки на душе скребут». И, мы хотим, чтобы другой человек нас оправдал. То есть, мы миримся ещё и поэтому.

00:59:14 Мы идём к другому человеку и говорим: «Ну, прости меня...», то есть, извини меня, подразумевая, что сними с меня вину, вытащи меня из вины. То есть, я чувствую себя виноватым. Вытащи меня из вины, извини меня. Хотя бы так... Конечно, это не очень искренне. То есть, на самом деле, нам нужно не признание этого человека, не его любовь, а спокойствие совести нашей. Как говорил Достоевский, «мы готовы пойти за любым человеком, кто бы успокоил нашу совесть».

Трехпозиционное восприятие (тройное описание)

01:00:02 И, восприятие, с точки зрения трех позиций восприятия, планирование отношений и анализ отношений с точки зрения трех позиций восприятия позволяет нам более полно и точно воспринимать других людей. Если у вас трудности с начальством, или наоборот с подчиненными, просто как-нибудь возьмите и поэкспериментируйте, встаньте на их место. Встаньте на их место и, вы поймете, что, на самом деле, не так страшен чёрт, как его малюют.

01:00:54 Это очень интересно открывать другого человека. То есть, вот сколько я общаюсь с людьми, сколько я провожу работы, люди удивлены, как они этого не понимали раньше. И, как это потом естественно происходит, улучшаются их взаимоотношения. Они удивляются, почему раньше они не могли это понять. А всё очень просто. То есть, наше отождествление с самим собой и, это вот роль нашего ложного эго (аханкары), то, что в ведической психологии говорится, ну, или нашего «Я». Это как раз прочно удержать нас на первой позиции, не пускать нас, скажем, во владение другого человека.

01:01:45 Аханкара или ложное эго не пускает нас в другой монастырь. На дает нам с собой свой наш устав, как говорится, в чужой монастырь со своим уставом. Это тоже самое, что мы пытаемся войти во вторую позицию, но при этом мы не отпускаем своих убеждений. То есть, вторая позиция или эмпатия с человеком, то есть, войти в шкуру другого человека, это значит, полностью оставить свои уверования, своё отношение к этому миру и, принять отношение другого человека на какое-то время, чтобы понять, как он живет. Почему, почему он так себя ведет? Многое становится понятным, очень многое.

01:02:41 То есть, сегодня мы с вами обсуждали эти отличия между людьми. Их очень много. Один из способов описания этих отличий – это способы восприятия этого мира различные у разных людей. Повторюсь, что кто-то видит, в первую очередь, кто-то, в первую очередь, его слышит, а кто-то чувствует его. И, умение переходить в язык описания другого человека, умение входить в его карту описания этого мира — это залог успеха нашего общения друг с другом.

01:03:33 Большинство людей, по крайней мере, я о себе сужу, чаще всего находятся в состоянии, что окружающие люди должны разделять мою карту. То есть, моя карта лучше всех. Я даже об этом не задумываюсь, просто, я жду, что меня все вокруг поймут. Как, в этом фильме «Доживем до понедельника» «Счастье – это когда тебя понимают». Да! На самом деле, это счастье. Так вы можете это счастье давать людям! Вы можете их понимать. И, как только вы начнете их понимать, им будет проще понимать вас, потому что вы будете говорить на их языке.

01:04:20 Входить в мир другого человека, чтобы учиться его языку – это очень хорошее задание, которое вы можете выполнять каждый день, совершенствуясь в нём.

01:05:46 Сегодня мы говорили о разных способах восприятия мира и о разных точках восприятия. Чтобы извлечь максимум информации из ситуации, понять максимум информации, что происходит, вам, именно, нужно понять её с трех точек восприятия: с первой, второй и третьей. Если, есть больше людей, которые общаются с вами, допустим, не только вы или кто-то ещё, а, допустим, это коллектив. Очень полезно иметь точку зрения каждого человека, то есть, войти в каждого человека и понять его. То есть, это будет как раз множественное описание ситуации. Это очень интересное и полезное занятие.

01:06:37 Кроме того, каждая система восприятия формирует свой внутренний мир, свой путь описания реальности и, каждый человека, поэтому отличается. Помимо своей индивидуальности, которая намного многограннее, он ещё отличается и способом описания этого мира. И, чтобы понять, как другие люди мыслят, как раз и существует, так называемое «тройное описание» или способ вхождения во вторую позицию, и в третью позицию.

01:07:25 Войти во вторую позицию проще всего, если вы чувствуете связь с этим человеком. Так называемый аэропорт. Это или чувство симпатии с другим человеком. И, если это у вас есть, то у вас больше шансов оценить реальность другого человека.

01:08:27 Именно, эти три позиции дают нам понимание как под различными точками зрения взглянуть на этот мир. То есть, мы живем чаще всего, именно, в одной позиции в первой или, допустим, в какой-то одной системе восприятия, допустим, визуальной. Всё остальное для нас остается как бы за кадром или за пределом слышимости, или за пределом ощущений.

01:08:52 Но, его никто не отменял. И, другие люди, зная ту информацию, которую не знаете вы, варианты могут быть более успешными, чем вы, они могут знать больше, чем вы или знать то, что вы не можете узнать, если вы находитесь только в одном состоянии. Вам будет трудно найти общий язык, если вы общаетесь по-разному.

01:09:28 Трехпозиционное восприятие дает вам возможность расширить свой кругозор, собрать более полную картину мира, чем та, которая у вас была до этого.

Как войти в мир человека аккуратно, а «не лезть в душу»?

01:10:26 У нас есть телефонный звонок. Але, але, я слушаю. Я слушаю, задавайте. Итак, повторю вопрос: как не переборщить со своим стремлением войти в душу другого человека?

01:11:22 Не «переборщить» — это называется конгруэнтность в психотерапии или естественность. Если вы естественны и, ваши намерения, скажем так, не противоречат вам же, то есть, если у вас есть часть, которая не хочет, чтобы вы это делали, то есть, допустим, есть часть, которая говорит: вы можете влезть в душу человека и, кто-то не захочет этого делать, кто-то поставит какой-то заслон, барьер или порвет коммуникацию общения. Тогда вам надо разобраться с той частью, которая в этом сомневается, то есть, скорее всего, эта часть указывает, ну как вариант, на неуверенности в себе, в своих силах. Что, допустим, я достоин того, чтобы меня впустили, допустим, в душу другого человека.

01:12:16 Есть несколько способов восприятия мира. Допустим, первый вариант — это восприятие, «со мной всё в порядке, а с миром вокруг меня или с человеком, с которым я общаюсь - не в порядке». То есть, «я окей, как говориться, а он не окей. Я в порядке, а ты не в порядке». То есть, некое презрение к миру и нежелание с ним контактировать, потому что он не достоин меня. И, опасение, что нас могут не впустить внутрь, это, мне кажется, относится к ситуации, когда я отношусь к миру, что «я не окей, то есть, я не в порядке, а другой весь остальной мир в порядке». То есть, я не достоин. То есть, я нахожусь в более низкой ситуации, в низком положении, мир вокруг меня лучше, прекраснее, а я такой не очень хороший и так далее.

01:13:20 Есть третья позиция, третий способ. Их, конечно же, больше, но вот основных три. С этой точки зрения, что «и я окей и я в порядке и, мир в порядке и все в порядке». В санскрите есть такое выражение сарвамМангалам или молитва, то есть, все благоприятно. Всё благоприятно, то есть, и я благоприятен, и ты благоприятен и, если мы с тобой благоприятны, то внутри меня нет опасения перед тем, что меня не примут.

01:14:00 То есть, конечно же, это лучше всё делать, очень корректно. Что значит, не перебарщивать? Это делать без любви в сердце. С целью манипуляции, например. То есть, нам это зачем нужно? То есть, мотивы. Очень важны мотивы. Если один из наших мотивов, допустим, манипулировать человеком, а другой из мотивов - помочь ему, то будет конфликт и, уже не будет естественности, вот этой конгруэнтности, о чем в психотерапии говорится. Естественности не будет. Человек это почувствует. Нет естественности и, естественно, нет отношений таких доверительных.

01:14:50 То есть, «влезть в душу другого человека», в кавычках, конечно же, можно абстрактно, то есть, даже не в присутствии другого человека. Это может произойти очень быстро, то есть, вы можете просто опустить глаза вниз, то есть, войти в некий транс, так это назовем. Просто перенести себя в его тело, почувствовать его. Вот, собственно, и всё, что может произойти. То есть, для кого-то удобнее наоборот будет, прийти домой вечером, закрыть глаза и проанализировать эту ситуацию, просмотрев её ещё раз, прослушав её ещё раз, прочувствовав её ещё раз.

01:15:45 То есть, самое важное, это, именно, наш мотив. То есть, что мы хотим. А, чтобы понять наш мотив, нужно очень четко, то есть, важно находится в этих трех позициях полностью. То есть, если вы находитесь в первой позиции, находитесь в ней полностью. Но, потом вы можете полностью выйти из нее и войти во вторую позицию и потом полностью в третью. И, тогда вы полностью соберете информацию, потому что, когда вы находитесь одновременно в трех позициях, не там, не там и не там, получается вы находитесь. Потому что, если вы не уверены в том, что вы хотите, скорее всего у вас проблемы с первой позицией.

01:16:38 Ага, есть один вопрос. «Добрый вечер. Как перейти в другую позицию восприятия и стоит ли переходить?»
— Это тема сегодняшней лекции. То есть, как перейти? Скажем, тут два вопроса. Давайте со второго начнем. Стоит ли переходить? Ну, повторюсь, что, в принципе, это вопрос гибкости. Зачем нужна гибкость? Гибкость нужна для полноты восприятия.

01:17:12 Если мы воспринимаем этот мир, находясь, допустим, в левом нижнем углу комнаты и только там, то мы можем описать этот мир, как под определенным углом зрения, буквально. Но, мы не сможем увидеть, допустим, того, как выглядит, допустим, место непосредственно за нами, если мы не можем повернуть голову туда. И, эти три позиции как раз позволяют вам это сделать, позволяют увидеть, что находится за вашей спиной рядом с вами. Что находится вообще за пределами этой ситуации? Что такое третья позиция? Это возможность увидеть, а что вообще за пределами, за рамками происходящего происходит?

01:18:04 Большинство людей настолько входят внутрь той или иной ситуации, что забывают вообще, что вокруг есть мир. Вокруг есть люди, вокруг есть другие проблемы. Такой яркий пример: человек употребляет наркотики, он находится, практически, только в первой позиции. Не сказать, что он полностью находится в первой позиции и, что это качественное нахождение в первой позиции, но, он только в ней и находится. То есть, он не осознан, но он не считается с мнением других и, он не видит картину эту в перспективе. Он не знает, чем это закончится. А эту перспективу как раз и дает третья позиция. Что будет потом? Как это выглядит со стороны?

01:19:00 Один из способов, допустим, войти в третью позицию, это, допустим, смотреть видеозаписи собственные или аудиозаписи слушать. Это очень хороший способ услышать себя со стороны и увидеть себя со стороны. Большинство людей не слышат свой голос, естественно, потому что он проходит через, вибрация проходит через кости и, мы слышим его по-другому. Но, мы думаем, что, именно, так его слышат окружающие. Мы видим себя в зеркале, но даже это изображение в зеркале является зеркальным, то есть, наоборот. То есть, уже мы не получаем полной картины. И, вот такие простые вещи с помощью технологий различных, видео, аудио, вы можете понять, как вы выглядите со стороны.

01:19:48 Но, если вы ещё будет входить в другого человека мысленно, вы будет учитывать его ценности. То есть, взгляд со стороны — это третья позиция. Вторая позиция подразумевает не только взгляд со стороны, но ещё и из другого человека, из его карты, из его мира. Это дает успех. Дает реальный успех, потому что, если вы не будете иметь обратную связь, если не будете знать, как к вам относятся другие люди, если вы не будете понимать, как это вообще со стороны выглядит, слышится, чувствуется со стороны, что будет дальше и что было до этого, что над вами и что под вами. Такое поведение сравнивается с поведением ребенка, который, ребенок не думает о том, что будет потом. То есть, об этом думает, как раз мудрый человек, который понимает, что это очень важно для него.

Люди с внешней и внутренней референцией

01:21:15 Есть ещё два типа, как бы ещё один способ деления людей, о котором можем ещё немножко поговорить в добавок ко всему. Это так называемые люди с внутренней референцией и внешней референцией. Слово референция — это способ принятия решения. Ну, или суждений. То есть, рефери – это судья. То есть, есть люди, которые склонны к внутренней референции. Что это значит? Это значит, такие люди принимают решение сами чаще всего, на основе собственных ощущений и собственных убеждений. И, внешняя референция — это люди, которые, скажем, заимствуют поведение и нормы у других людей. То есть, они нуждаются обычно в том, чтобы ими руководили.

01:22:11 И, наоборот, люди с внутренней референцией не нуждаются в этом, чаще всего именно они являются руководителями. Знания этого тоже раскрывает нам очень много информации как о себе, так и о других людях. И то и другое имеет свои положительные точки зрения, положительные стороны и отрицательные стороны. То есть, человек с очень твердой внутренней референцией может выглядеть очень уверенным. Но, если эта референция будет несгибаема, тогда человек будет жестким, не гибким. Он не сможет приспособится к изменяющемуся миру. У него будет своя точка зрения на всё независимо от того, что вокруг считают люди. То есть, он будет верить в своё и всё. И никто другой его не сможет переубедить.

01:23:11 То есть, крайней степенью, это может быть, помешательство с какой-то параноидальной идеей, которая не подтверждается никакими там восприятиями и доказательствами, но человек в это верит полностью. Это жесткая внутренняя референция.

01:23:27 Внешняя референция — это когда человек не может опереться на что-то внутри себя, и он всегда ищет помощь вовне. Он думает мыслями других людей и категориями этих людей. Его нормы поведения они берутся извне. Ему нужны инструкции что действует, как делать. В этом тоже есть свои минусы, как вы понимаете. То, человек полностью отказывается от самого себя, то есть, он как раз находится, именно, в основном, во второй позиции.

01:24:08 А, человек с внутренней референцией, чаще всего находится, именно, в первой позиции. И, отсутствие гибкости, приводит к неудачам. То есть, с внешней референцией человек постоянно зависим. С жесткой внутренней референцией человек он неприспосабливаем. Он не может ужиться. Это люди либо одиночки, либо лидеры каких-то тоталитарных групп, которые глухи к обратной связи. То есть, первая позиция, жесткая первая позиция — это отсутствие обратной связи. Обратная связь — это как раз вторая позиция и третья позиция. Вторая и третья позиция позволяют нам эту обратную связь понять и принять. И, если это происходит, мы расширяем свои возможности существования в этом мире.

Резюме

01:25:57 Итак, наша лекция подходит к концу. Я подвожу итоги. Сегодня мы говорили о разных способах восприятия, о трех кардинально разных способах восприятия: восприятия через слух, через зрение, через ощущения. Как это отражается на нас, как это отражается на нашем общении. Как это делает из нас разных людей. Как мы делаем с помощью этих каналов восприятия разные миры. Мир, состоящий из звуков, из образов, либо из ощущений.

01:26:36 Также мы сегодня говорили о трёх позициях восприятия. Первая позиция – это когда мы говорим от самих себя, мы сами это чувствуем, видим и слышим. Вторая – когда мы входим в другого человека, становимся на его сторону, понимаем его, его убеждения принимаем как свои. И, третья — это позиция стороннего наблюдателя, которая описывает эту ситуацию беспристрастно, не отдавая предпочтения первой или второй позиции. Гибкий переход между этими позициями восприятия и этими каналами восприятия позволяет нам быть более эффективным в этом мире, жить более счастливо, понимать других людей, понимать самих себя, понимать своё место в этом мире.

01:27:38 Итак, на сегодня я заканчиваю. Всего хорошего и будьте все счастливы.

транскрибирование: Альбина Строева | Алчевск | Украина | 21 January 2022
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 22 January 2022