Я и мой Ум
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Звучит музыка.
00:00:06 [Ведущая]: Доброго вечера! Пятница, дорогие слушатели Веда-радио! Меня зовут Анна. И мы начинаем наш прямой эфир с психологом и специалистом в отношениях Гуной Манджари. Он может быть злейшим врагом, а может стать лучшим другом. Речь сегодня пойдёт о нашем уме или иначе назовём нашу тему «Я и мой ум». А также мы рассмотрим вопросы, которые вы прислали нам на предыдущих эфирах. Прислать новые комментарии вы, как и всегда, можете на сайте http://vedaradio.fm или Ватсапе и Вайбере по номеру телефона +79002390963. А сейчас я приветствую нашу гостью.
00:00:47 [Ведущая] (лектору): Здравствуйте, Гуна Манджари!
00:00:49 [Гуна Манджари]: Здравствуйте, Анна! Здравствуйте, дорогие радиослушатели!
00:00:52 [Ведущая]: Такая важная тема «Я и ум», потому что, действительно, в уме кроются и наши страхи, и наши какие-то негативные привычки. И в этом же уме мы можем всё это трансформировать в то, что нам поможет благоприятно двигаться дальше по жизни.
00:01:10 [Гуна Манджари]: Да, ум, действительно, является таким золотым ключиком, который открывает нам все заветные двери.
00:01:19 [Ведущая]: Очень интересно! Тогда с какого же вопроса мы начнём разбирать эту тему?
00:01:25 [Гуна Манджари]: Мы начнём, наверное, просто с того, что немножко поговорим об уме. О том, что это такое и как с этим быть. И потом мы обратимся к вашим вопросам, которые остались. То есть к вопросам радиослушателей. И что сможем, успеем – ответим. И также мы будем рады вашим вопросам, которые возникнут. Или каким-то реализациям, которые у вас возникнут. Потому что, ещё раз напомню, что наши эфиры идут в режиме такого диалога.
00:02:06 [Ведущая]: План понятный. Поэтому с нетерпением ждём, что же Вы нам расскажите.
Превращение врага в друга
00:02:13 [Гуна Манджари]: Да, итак, давайте попытаемся понять, что же такое ум и чем нам это, как говорится, обходится. И на самом деле мы и все, кто нас слушает, я думаю, что большинство наших слушателей – люди развивающиеся, которые интересуются саморазвитием, которые получают знания и идут по этому пути. И очень часто, когда мы получаем какую-то информацию, какое-то знание, нам кажется, да, всё понятно, просто это надо так делать и всё, какие проблемы?
00:03:03 Но на самом деле самое основное, что нас разделяет от того знания, той информации, которые мы получаем и того, чтобы мы были там, где, о чём мы услышали – о чём-то таком позитивном, возвышенном – это является наш ум, состояние нашего ума. И поэтому любая духовная практика, любая практика по саморазвитию немыслима без того, чтобы человек не научился взаимодействовать с собственным умом. И для этого очень важно понимать его природу. Понимать его – что он из себя представляет и что такое вообще ум.
00:03:56 И на самом деле восьми ступенчатая Аштанга-йога, одна из ступеней которой сейчас достаточно распространена – это Хатха-йога, то есть все эти асаны, все эти упражнения – как раз была направлена на то, чтобы человек научился взаимодействовать с собственным умом. Чтобы он научился контролировать свой ум, и таким образом достиг самадхи. Самадхи – это последняя ступень йоги, когда человек находится на уровне озарения, то есть, когда собственный ум ему уже не мешает.
00:04:42 И в «Бхагавад-Гите» говорится, что с помощью ума человек должен освободиться от материального плена, а не деградировать, погружаясь в низшие формы жизни. Ум может быть и другом обусловленной души, и её врагом. И поэтому идея в том, чтобы любое духовное знание – это знание должно быть реально духовным – превратить в свою практику. А практика – это и есть работа с умом.
00:05:28 В общем, когда мы занимаемся практикой – это означает, что мы определенным образом из своего ума, который в таком необузданном неосознанном состоянии, априори, является нашим врагом, делаем нашего друга. И только таким образом мы можем быть успешны на этом пути, на любом пути, который ведёт нас к развитию, а не к деградации. Поэтому ум обладает мега важным, в общем-то, значением.
00:06:05 И даже более того на санскрите ум называется «ман». «Манас». И это слово, которое мы используем очень часто в связи с нашим саморазвитием, духовной практикой, то есть применение мантры. «Ман» - это ум, а «тра» - освобождение и очищение, то есть это то, что нам помогает настроить ум, превратить его из своего врага в друга. И поэтому он играет, такую в общем-то, архи важную роль в нашей жизни.
00:06:52 И на самом деле даже, если мы возьмём санскрит и тот же английский – «ман» и есть законы Ману – это законы человечества, и «мэн» - это человек. И «мэн», и «манас», и «Ману» – это всё связано с умом. Потому что ум играет решающую роль в нашей жизни.
00:07:22 И ум, действительно обладает могущественной силой. То есть его сила обладает, в общем-то, нечеловеческой природой. Он обладает Божественной. Это Божественная энергия.
Грешник – раб ума
00:07:22 И он неимоверно силён. И поэтому человек может быть сильным мира сего или достичь успеха в том и том, но, если человек не победил свой ум, он всё равно остаётся пленником своего ума. И он остаётся рабом своего ума. И поэтому во всех духовных практиках, в религиях существуют определённые ограничения человека в его каких-то вредных привычках, в его диете, в его поведении.
00:08:16 И есть такое понятие как грех. Когда человек совершает грех – почему, вроде бы, не позволить ему жить наслаждаться этим миром, просто любить всех и ни в чём себе не отказывать? Но на самом деле то, что является грехом – это делает наш ум бесконтрольным. Это то, что позволяет нашему уму брать над нами верх и помещать нас в рабство. Человек помещается в рабство собственного ума. И тогда просто всё, что у человека есть, все какие-то возможности, казалось бы, сила – никак с него не снимает то, что он является рабом. Он – просто раб с какими-то возможностями.
00:09:17 Но тем не менее, по сути своей, человек, который не научился контролировать свой ум, не научился взаимодействовать с умом, является рабом. И он никогда не будет счастлив. Он всегда будет не удовлетворён. И вот это состояние страсти, состояние такой неудовлетворённости и желание всё больше и больше иметь, и такой некий внутренний зуд, который не успокаивается от того, что мы его ещё и расчёсываем, это и есть состояние этого необузданного неконтролируемого ума. И неконтролируемый ум обладает природой бездны или его ещё сравнивают с горящим пламенем. И чем больше мы пытаемся его удовлетворить, чем больше подливаем в него топливо, он просит всё больше и больше.
00:10:18 Чем больше мы подливаем, тем больше он разгорается и больше нас мучает, не даёт покоя, требует его удовлетворения. Различные желания разгораются под влиянием ума и амбиции. И всё это становится очень могущественным. И человек просто как марионетка. В таком состоянии – чем больше он пытается удовлетворить своё ум, тем больше он попадает под контроль ума. И как пел один из вайшнавских ведических святых, что «Мой ум и чувства, ты – такой безжалостный господин, я тебя столько жизней, столько времени пытаюсь удовлетворить, я служу тебе верой и правдой, но я от тебя ничего не получаю, кроме тумаков и побоев, а ты меня гоняешь всё больше и больше».
00:11:20 То есть это выражается в неудовлетворённости человека, в его беспокойстве, в его желании, которые его просто раздирают, в его какой-то такой чрезмерной ранимости. Потому что человек, который находится на платформе ума чрезмерно раним. Ему хочется быть лучше всех. Ему хочется быть всеми любимым. И что-то идёт не так, кто-то на него не так посмотрел, кто-то что-то не то сделал – то есть это доставляет ему страшные беспокойства, это вызывает гнев. То есть это то, как ведёт себя необузданный неконтролируемый ум.
00:12:11 И это очень важно – понимать и знать его тенденции. Потому что в психологии, я беру такую современную западную психологию, нет вообще такого понятия как ум. А йога и ведическое направление как раз и отличается, тем, что человек учится разделять себя со своим умом. Пока человек не научился этому, он находится в полной власти своего ума. То есть он не видит, как этот ум полностью его порабощает, и человек становится просто марионеткой, отождествляя себя со своим умом.
00:12:58 Он отождествляет себя со своими амбициями. Он отождествляет себя со своей болью. Он отождествляет себя со своим гневом, со своим неудовлетворением. И это приносит человеку неимоверные страдания. И поэтому вот это внутреннее понимание, работа с умом, как мы уже прочитали, в «Бхагават-Гите» говорится о том, что это то, что освобождает человека от низших форм жизни. И низшие формы жизни – это такое адское существование, эти внутренние все страдания, и это такой дискомфорт и мучения.
00:13:49 Поэтому очень важно понимать работу, как проявляется ум и не поддаваться на его провокации. Потому что ум имеет эфемерную природу. Природу фантасмагории. Пока мы в это верим, пока мы ведёмся на его удочку, так можно выразиться, мы находимся под его влиянием.
Карл Юнг об уме
00:14:17 И об этом ещё в своё время говорил Карл Юнг – основоположник психологии. Но он, конечно, не знал всех этих определений. И он ум называл как бессознательное. Он говорил, что пока мы не осознаём каких-то вещей, своих каких-то проблем, мы находимся под управлением, под контролем этих проблем, называя их фатумом, фатальностью. Но как только мы начинаем это всё видеть, осознавать, то их влияние на нас перестаёт действовать. То есть как фантом такой. Природа ума имеет такую фантомную природу. То есть фантомное влияние. Оно зависит от того, как мы к этому относимся. Всё очень относительно в этом. Это необъективно. Это очень всё субъективно. И поэтому это очень важно понимать.
Душа в материи
00:15:34 И на самом деле почему нам даётся ум? Для чего он с нами? Почему, каким образом мы его получили? И на самом деле в ведических произведениях описывается, что природа души – это ананда – она находится в полном блаженстве, в счастье. Она – сат, чит, ананда. То есть она вечна, находится в блаженстве, в духовной ананде. И она находится в чит. Чит – это энергия знания. Это три вещи, к которым мы будем стремится всегда. Потому что это наша неотъемлемая природа. И это духовная природа. Потому что в духовном мире, откуда душа пришла эти все три категории проявлены, присутствуют в полной мере.
00:16:30 Но попадая в материальный мир, где всё очень относительно, всё ограничено временем и где нет абсолютных истин, для того, чтобы здесь жить душе нужен определенный костюм или скафандр. То есть, когда человек погружается на глубину, в глубоководные пространства, так как это неестественная среда для обитания людей, нужен костюм, который сможет, поможет, адаптирует человека в обитании в неестественных для себя условиях. Тоже самое, находясь здесь в материальном мире нам нужен такой костюм, чтобы мы могли здесь в этом мире обитать. И этим костюмом является наш ум, который помогает нам существовать, взаимодействуя в этом мире. В конце концов, это ответ на наши желания получить опыт.
00:17:33 Душа желала получить опыт существования и здесь в этом относительном мире. И для этого ей нужен скафандр, называемый умом. Но если в сравнении с глубоководным этим костюмом, скафандром, то там всё понятно. Там всё просто. Это какая-то материя, которую мы надеваем на своё тело, и мы существуем в этом.
00:18:00 То, так как ум является божественной энергией, тонкой материей, и действует он абсолютно более тонко, более мистическим образом. Поэтому это сравнение со скафандром достаточно грубое и, в общем-то, достаточно относительное. Как я уже говорила, это такая тонкая достаточно, можно назвать, мистическая природа ума.
00:18:35 И если брать ту же мистическую йогу, то йоги, которые могли делать различные вещи, выходящие за наш обычный материальный опыт, то есть могли левитировать, исчезать или у них были ещё какие-то сиддхи, это называется мистические могущества – это всё достигается путём контроля ума, путём взаимодействия с умом.
00:19:10 Ум обладает гигантской силой. Гигантскими возможностями. Поэтому тот костюм – именно этот ум, в котором мы находимся, конечно же, неизмеримо могущественнее и многограннее, чем просто какая-то материя, которую мы можем здесь воспроизвести. И поэтому ум обладает сверхчеловеческим могуществом.
Реинкарнация
00:19:50 И более того он является нашим тонким телом, в котором находится душа. И также ум переносит душу из одного тела в другое, то есть непосредственно связан с реинкарнацией. То есть ум отвечает за реинкарнацию. И в уме находятся наши желания. В уме находится наш определенный характер. В соответствии с тем, как мы сформировали это всё на протяжении нашей этой жизни, ум нас перенесёт в следующую форму. В соответствии с его природой.
00:20:37 С той природой ума, которая у нас будет, мы получим следующую форму жизни. И поэтому в соответствии с Ведами существует восемь миллионов четыреста тысяч форм жизней. И можно это всё можно назвать восемь миллионов четыреста тысяч форм ума. Поэтому ум может принимать совершенно разную природу.
00:20:59 И это такое длинное вступление для того, чтобы мы понимали с чем взаимодействуем. И что нас отделяет от того, чтобы различные истины, знания, которые мы получаем, стали нашими. Это как раз именно это взаимодействия, работа с умом. И ум, опять же, как я уже говорила, может быть либо нашим врагом, либо нашим другом, если мы научились с ним взаимодействовать, научились его контролировать. И для этого нам очень важно понимать природу ума, познакомиться с ним.
Автоматизм ума и ограничивающие убеждения
00:21:44 Итак, ум обладает определенной функцией. И на самом деле ум можно сравнить с таким нашим внутренним ребенком, к которому обязательно должен быть приставлен взрослый. И этот взрослый – это наш разум. Поэтому ум всегда нуждается в каком-то контроле. И в том, чтобы мы перепроверяли какие-то наши впечатления, наши ощущения, мысли, которые к нам приходят, в той или иной степени. Потому что, опять же, обладая природой ребёнка, это просто некое такое импульсивное состояние.
00:22:31 И также, как я уже упоминала, что ум – такой фантом. И поэтому многие вещи, которые к нам приходят под влиянием ума, не обладают такой истинной природой, то есть они – очень субъективны. Поэтому очень важно проверять какие-то свои впечатления, свои мысли. Более того ум определяется ещё тем, мыслит достаточно стереотипно. Потому что задача ума в том, чтобы обработать информацию, разложить её по полочкам. И тогда это всё уходит на уровень подсознания. И человек уже действует в каких-то своих привычных стереотипах. Он действует на автоматизме.
00:23:27 И с одной стороны нам этот автоматизм необходим в сферу нашего развития, потому что многие вещи мы делаем на автоматизме. То же вождение автомобиля. Да, вначале это очень для нас неестественно. Мы всё изучаем этот момент. А потом просто человек садится, и не думая уже, едет. Это становится его автоматической привычкой. Тоже самое с языками. Когда мы изучаем языки, вначале это для нас неестественно. А потом это заходит на уровень подсознания как автомат, как программа. И мы действуем таким образом. Тоже самое – также мы учимся и говорить, ходить. И определённые жизни. В человеческом обществе также обучается ребёнок. В него закладываются эти программы. То есть это работа ума. Он – такой программист.
00:24:27 Он всё программирует. И помогает нам действовать, жить на этих программах. И в этом его «плюс». Но бесспорно, как всякий «плюс» в этом материальном мире, он обладает относительной природой. У него есть и свой «минус». Дело в том, что, привыкнув мыслить так автоматически, ум также автоматически начинает смотреть на другие вещи в нашей жизни. То есть всё пытаясь облечь в какие-то стереотипы, в знакомые ему программы. Таким образом ограничивая наш кругозор, ограничивая наше развитие своими какими-то – в психологии так это и называется – ограничивающие убеждения.
Вкусы ума
00:25:17 И ум любит мыслить такими крайностями. То есть есть вещи, которые уму очень сильно нравятся. Особенно уму, который находится в категории (в гуне) страсти. То есть именно ум неконтролируемый привлекается к многим вещам. И чтобы понять, как действует ум, мы можем посмотреть на современное общество. Потому что это, как образец того, что нравится обычно необузданному уму. У него есть свои вкусы. И обычно для ума очень привлекательны такие яркие-яркие эмоции, какие-то крайности. Они ему очень вкусны.
00:26:01 И ум привлекается страстями. Он это любит кушать. И он привлекается очень сильно страхами. И поэтому так популярны разные страшилки, разные фильмы ужасов, какие-то экстремальные экстримы. Потому что для ума – он просто пищит от этих всех вкусов и наслаждается ими. Я имею в виду необузданный ум. Это для него какие-то специи, он так получает вкус от жизни. Другие вкусы ему не знакомы.
00:26:38 И это всё остаётся в любом человеке до определённого уровня. Пока он не обуздает свой ум. Пока он не даст своему уму более высокий вкус. И необузданный ум спонтанно стремится ко всем этим страстям. Особенно что касается страха – он будет привлекаться. Какие-то скандалы, конфликты - он привлекается спонтанно. Он привлекается автоматически к этим эмоциям, энергиям. Потому что это для него очень вкусная пища.
О коронавирусе и необузданном уме
00:27:20 И опять же я хочу проиллюстрировать это утверждение с той ситуацией, которая сейчас происходит в мире. Конечно, сейчас все об этом говорят. И тоже, наверное, думаю, что нужно сказать несколько слов и об этом - с этим коронавирусом, что, конечно, там есть определённая объективная ситуация, когда эта проблема, этот вирус вышел из-под контроля. И в силу, может быть, того, что люди не были осведомлены, не были подготовлены, произошло такое заражение и произошло его такое очень быстрое распространение по всему миру. И поэтому очень важно, действительно, принять какие-то профилактические меры, которые рекомендованы сейчас.
00:28:24 Но также вокруг этого определённым образом нагнетается ещё эта атмосфера страха и, как говорится, об этом не говорит только ленивый. И многие используют эту тему для своей собственной выгоды, потому что там, где есть страх, всегда обеспечено повышенное внимание людей. Все, кто борются за влияние на людей посредством информации, информативных каких-то потоков, то в их интересах развивать эту эмоцию страха, потому что внимание будет обеспечено таким образом.
00:29:19 Потому что неконтролируемый ум, как я уже говорила, спонтанным образом привлекается к различным страшилкам и, как в этом старом советском мультике, котёнок говорил: «А давай пойдём туда, там темно и мы будем вместе бояться!» То есть ум любит всякие странные удовольствия, у него в этом плане это такой искажённый вкус.
00:29:56 Поэтому эти вещи надо учитывать, что идёт определённая игра на страхах людей. Кто-то это делает осознанно, кто-то — бессознательно, понимая, что он привлечёт таким образом массу внимания к себе, раздувая всё это до небес и апокалиптического состояния. Поэтому очень важно это понимать, как действует и работает ум.
00:30:29 И очень важно оставаться в состоянии внутренней трезвости. Потому что, как я уже говорила, неконтролируемый ум любит быть в каких-то крайних состояниях, сыграть драму или неимоверное веселье — это ум просто обожает эти вещи. Поэтому тут нужно понимать и сохранять, как я уже говорила, трезвость и внутреннее спокойствие.
00:31:02 Кроме того, если говорить о природе этого вируса, о котором так много сейчас разговоров, то основной момент, на который нужно сейчас сделать упор — это иммунитет. Потому что этот вирус как раз опасен для тех, у кого ослаблен иммунитет. То есть сам по себе он не обладает очень сильной природой — это не испанка (испанский грипп) и не чума, то есть сам по себе вирус не сильный.
00:31:40 Просто вода температуры выше 26-27 С уже его разрушает. Поэтому нужно, как и рекомендуют, нужно мыть руки, всё подвергать определённой обработке, и важно укреплять свой иммунитет. Потому что этот вирус опасен для людей с ослабленным иммунитетом. И иммунитет как раз во многом зависит от нашего эмоционального состояния.
00:32:19 И опять же, если говорить о каких-то Высших причинах - у всего есть Высшие причины, Высшие силы. Я не говорю о людях, я говорю о Высших Божественных Силах. Либо это Дайва, Природа, которая действует под руководством Всевышнего — Высшего Разума, у кого какие с Ним отношения, но так или иначе — это Высшая Личность. Весь этот мир контролируем. То есть Природа не случайно создала такую ситуацию, потому что люди — в своих непомерных желаниях, в своём неконтролируемом уме.
00:33:07 И на самом деле ещё раз хочу сказать, так как мы здесь обсуждаем тему ума. И ум - это тот «ингредиент», который отвечает за карму, который создаёт определённую карму. И этот неконтролируемый необузданный ум людей Земли создал такую ситуацию, когда Природа просто нажала на кнопку и сказала: «Стоп! Все отдыхают! Всем нужно расслабиться и перестать куда-то нестись и бежать за своими совершенно неконтролируемыми желаниями».
00:33:54 Поэтому мы видим, что всё так остановилось в мире. Как мы уже упоминали, что у всего есть Высший Смысл, Высший резон, поэтому Природа таким образом говорит нам: «Остановитесь! Дайте немножечко себе глубины, осознанности в вашей жизни, а не просто состояния страсти, когда мы всё время куда-то бежим, летим, перемещаемся».
00:34:34 И сама Природа решила нас остановить, чтобы мы перезагрузились, осмотрелись, немножечко опомнились, посмотрели по сторонам. И она сама, чтобы немножечко отдохнула от нашей бурной деятельности. И, действительно, многие замечают, что уже где-то начала экология чуть-чуть восстанавливаться, кто-то уже услышал пение птиц в городе, самолётов меньше летает — так или иначе, вот эти потоки успокаиваются.
00:35:25 То есть — найти в этом какой-то определённый урок и смысл всего происходящего, а не просто поддаваться панике и представлять себе совершенно жуткие сценарии и погружаться в них. Поэтому сейчас важны такие моменты: то, что мы можем позитивного для себя вынести, и, опять же, укрепить свой иммунитет. Как я уже упоминала, он непосредственно зависит от состояния нашего ума. То есть вся эта психосоматика, когда различные эмоции ведут к различным дисфункциям в организме, к болезням.
00:36:20 Поэтому сейчас самое время дать себе отдохнуть, остановиться, привести себя в порядок. И какие-то благостные вещи в свою жизнь всё больше и больше внедрить: пить побольше горячего, травы, ароматерапия сейчас будет существенно помогать — то есть всё, что находится в гуне благости будет очень и очень хорошо подкреплять наш иммунитет и оздоравливать наш ум, таким образом, стабилизируя ситуацию и внутри нас, и во внешнем пространстве.
00:37:13 Поэтому это такие очень важные моменты, о которых я хотела сказать. Но это в общем-то, если вскользь об этом. И если есть по этому поводу какие-то ещё мысли или вопросы, Анна, как раз сейчас можем обратить на это внимание.
Что делать в ситуации, когда чувствуешь страх?
00:37:37 [Ведущая] Спасибо Вам большое, дорогая Гуна Манджари! Так здорово, что наш эфир настолько актуален, что мы буквально идём в ногу со временем. Всегда мы это делали. Потому что мы говорим тех о вещах, которые работают и в ведическое время, и в наше время. Но сейчас эта паника, которая охватила мир, настолько очевидна, что не затронуть эту тему было невозможно. Я от себя хотела спросить, что я сама чувствую, что несмотря на то, что ты постоянно пытаешься увидеть что-то хорошее, увидеть эту возможность развиваться, развивать свой разум, но страх или страх неизвестности всё равно поглощает тебя. И что делать в таких случаях, когда ты чувствуешь этот страх? Его же не получится просто подавить в себе или по мановению волшебной палочки просто переключить. Что с ним делать в конкретной ситуации?
00:38:32 [Гуна Манджари]: Да, это как раз то, о чём мы говорили на этой передаче – это то, как мы можем познакомиться со своим умом. Эти эмоции, вообще все эмоции, мы получаем от нашего ума. То есть он считается шестым чувством, суммирует все наши чувства, которые мы испытываем. Так мы можем с ним познакомиться. Осознать его, что, да, несмотря на то, что у нас есть определенного рода теория о том, что этот весь мир контролируем и всё что ни делается – к лучшему, и так далее – у нас есть масса таких позитивных высказываний, тем не менее, на уровне наших, опять же, эмоций, ощущений, мы испытываем тот же страх, какой-то негатив.
00:39:31 Таким образом мы можем познакомиться с самой собой. И быть в реальности. Не просто воображать себе, что, если мы узнали о каких-то Высших Истинах, то мы их уже достигли. Нет, от этого нас ещё отделяет как раз наш этот неконтролируемый ум. И поэтому, пока, когда мы всё это ощущаем, то это означает, что наша практика должна быть ещё более осознанной, потому что подняться мы можем только с того места, с которого мы упали. И поэтому понимая свой уровень, находясь в контакте с собой, наша практика может быть более успешной. То есть, когда мы, допустим, практикуем те же мантры, ту же медитацию, молитвы или любая другая практика, который мы заняты – наша духовная практика – мы можем более осознанно это делать.
00:40:35 Обращаться с какими-то молитвами с пониманием того, что да, мне сейчас страшно, я испытываю то и то, пожалуйста, дай мне силу. И это делает наш запрос более осознанным – не просто абстрактным, что я просто что-то там себе бормочу. А это, таким образом, делает нашу йогу или эту связь – «йога» переводится как связь с Высшим – реальной, осознанной, как я уже говорила, когда мы можем конкретно обратиться с тем, что мы сейчас ощущаем и конкретно получить оттуда ответ.
00:41:30 И тогда наша вера и реализация нашего знания, понимания теоретического перейдёт в практическую плоскость. И оно начнёт принадлежать нам. Оно станет нашим. Но это определённый труд. Это не даётся легко. Это достаточно сложно. Мы преодолеваем сопротивление ума, который говорит, что нет, всё равно страшно, этот мир – неконтролируемый, хотя мы даже и знаем о том, что нет, есть Высшая Разумная Сила – любящая.
00:42:11 Но тем не менее, именно ум кричит своё в нашей этой эмоции страха. И тогда мы, преодолевая его всё-таки, обращаемся, мы поверяем свои страхи, свои какие-то беспокойства туда - Выше. И только через это мы получаем поддержку, мы получаем силу, помощь. И таким образом наша вера, наша внутренняя реализация знаний происходит. И увеличивается. И мы становимся сильнее таким образом. Потому что ум является своего рода, как в фитнесс-залах, тренажёром, через который мы развиваем нашу йогу.
00:43:13 То есть поэтому йога как раз и происходит тогда, когда человек учится обуздывать свой ум. Он учится его контролировать именно посредством того, что обращается за помощью в Высшие Источники, несмотря на то, что ум кричит своё: «Никто нам не поможет, мы пропали, всё, я боюсь» и рисует самые безнадёжные сценарии. Но когда человек, несмотря на это, всё-таки развивает свою связь, опять же, с тем Высшим Аспектом и получает оттуда помощь, то он становится сильнее.
00:43:56 [Ведущая]: Удивительно, что у людей, которые идут по духовному пути даже ощущение страха может привести к росту какому-то, изменению сознания. Это так вдохновляюще звучит, что всё что бы с тобой ни происходило, если твой вектор жизни направлен на улучшение себя, на самоосознание, то везде тебя ждёт успех и победа.
00:44:20 [Гуна Манджари]: В любом случае, да, об этом говорится. И в той же «Бхагават-Гите» говорится, что на этом пути нет поражений и потерь. И всё, что происходит на этом пути, если человек себя правильно расположит в этом, будет давать ему силы, давать ускорение. И как сейчас, да, есть такое выражение, достаточно распространённое, что самолёты взлетают против ветра. То есть ветер, чем сильнее, тем больше у самолёта есть определённая опора. И поэтому, да, действительно, в этом мире всё можно применять на ускорение разные ситуации.
00:45:02 Но также хочу ещё к этому добавить, что не нужно стремиться к каким-то супер-сложностям. Потому что нашей тоже силы тут может не хватить. Поэтому постепенно нужно увеличивать нагрузку также, как с примером – с тренажёрами. И если человек чувствует, что он просто не в состоянии совладать со своим умом, то ему очень важно искать общество людей, у которых есть какая-то внутренняя сила контроля своего ума. И человек тоже таким образом будет заряжаться этой силой.
Почему грех слаще и духовная практика сложна?
00:45:47 [Ведущая]: Очень интересно. Спасибо большое. Хочу зачитать вопрос, который в эту тему в прямом смысле попадает, потому что вопрос с ней напрямую связан. Он – такой философский, интересный: «Почему деградация, грех всегда слаще? Зачем Бог так придумал, если Он хочет, чтобы мы скорее вернулись к Нему? Ведь заниматься настоящей духовной практикой нереально сложно, по крайней мере, сначала, тогда как просто лежать на диване и есть варенье – милое дело».
00:46:18 [Гуна Манджари]: Да, действительно, я согласна с автором этого вопроса. Оно действительно так, но на самом деле во всём есть очень тонкий аспект наших желаний. И в этом мире существует закон свободы воли, то есть нас никто никогда не может заставить любить. И сама любовь по себе обладает свободной природой. Её невозможно навязать. Невозможно никого полюбить из-под палки. То есть «любовь – дитя свободы», как пела Кармен в своей арии. И поэтому в этом и ответ на Ваш вопрос, в этом – и секрет того, почему мы там, где мы есть. Потому что в этом есть наш определённый выбор. Мы сами выбрали то, чтобы находиться в материальном мире. Для того, чтобы попробовать свою определённую независимость, чтобы мы сами могли исполнять все наши желания.
00:47:19 И страдаем мы тут также от наших желаний. Поэтому мы не являемся такими «механизмами», что нам переключили одну программу, потом нам переключили другую программу, иначе никаких отношений быть не может. Поэтому такова наша воля, наш выбор, чтобы попасть в этот материальный мир, и где мы можем почувствовать свою независимость, реализовать все свои желания, независимые от Высшей Воли, почувствовать себя такими маленькими «божками», «богами», где все себя так чувствуют – в этом природа материального мира – реализовать всю абсурдность этих желаний и осознанно развить в себе другие желания.
00:48:13 И поэтому, да, то, что мы хотим лежать на диване и кушать варенье и у нас к этому есть вкус – это тот ум, который мы в себе сами, в общем-то, развили, это то, что мы культивировали нашими собственными желаниями. И если мы будем раскручивать вот всю эту, как оно всё закручено, то мы увидим, как оно работает в нашем случае: как наша независимость, желание чувствовать себя «богом», желание всё контролировать именно приводит нас туда на этот диван с банкой варенья.
00:48:53 И действительно, у нас есть вкус к каким-то таким очень острым и разно пахнущим вещам, не совсем приятным. И у нас не совсем сильный вкус к тому, чтобы, допустим, читать какие-то Священные Писания или заниматься духовной практикой постоянно. Потому что мы обусловлены, это и есть наше такое рабство. Мы находимся в материи. И мы управляемся этой материей.
00:49:34 И для того, чтобы получить освобождение, как говорится, в этом стихе, который мы прочли, то есть мы должны работать со своим умом: мы должны осознанно видеть то, где мы упали и осознанно просить, то есть через молитвы, мантры – через духовную практику, осознанно культивировать в себе другие желания, они должны быть очень сильными – наши другие желания, для того, чтобы нас освободили из-под этого – из-под этой обусловленности.
00:50:12 И предваряя какой-то такой вопрос – человек может сказать: «Но я уже хочу, я же объявил о своём желании, я уже хочу, чтобы у меня были другие желания». Но на самом деле в этом есть тоже определённая иллюзия: мы не знаем на самом деле своих желаний, нам кажется, что мы хотим. Что это означает? То есть теоретически мы уже знаем, как правильно. И теоретически мы знаем, какие желания хорошо иметь. Но на практике у нас совершенно другие желания в нашем подсознании, мы просто их не осознаём.
00:50:53 И есть такой фантастический рассказ – братья Стругацкие его написали – называется «Завтрак на обочине». И, по-моему, по этому рассказу был создан фильм «Сталкер». Я точно не знаю, но так или иначе. Сама идея в том, что один человек пошёл в определённую зону, в которой исполняются все желания человека. То есть какая-то такая зона существовала на Земле, где исполняются все желания человека. И он пошёл для того, чтобы излечить там своего брата или свою больную дочь, я не помню всех этих деталей. Он пошёл с этими желаниями туда, но почему-то, когда он пришёл в эту зону, он вдруг стал богатым, что-то ещё начало происходить с ним. То есть совершенно не то, за чем он пришёл.
00:51:55 Потому что у нас есть ещё масса тонких желаний, которые мы не осознаём. Это так нас обманывает наш ум. Пока мы его не увидим, пока мы не осознаем его, он будет нас обманывать тонким образом. Поэтому вся наша проблема как раз в наших желаниях. И как раз об этом идёт речь.
00:52:22 И это всё требует большого уровня осознанности и большой внутренней силы, которую мы культивируем при помощи духовной практики. Тогда человек может получить определённое освобождение от этого такого влияния нашего ума и такой низшей природы, которая нас так закабаляет делать то, что мы не хотим делать на осознанном плане, но делаем, потому что нас к этому тянет, нас к этому влечёт.
00:53:06 И даже само слово «гуны», которыми нас опутывает материальная энергия, переводится как «верёвка». И само слово даже «планеты» – на нас влияют планеты в соответствии с ведическим астрологическим влиянием, взглядом на мир, и само название планет – на санскрите называются «грахи», и «граха» переводится как захватчик. То есть в соответствии с нашими желаниями нас захватывают те или иные силы природы.
Ум – часть нас?
00:53:47 [Ведущая]: Удивительно, что и Бог находится в нашем сердце, и душа. То есть ближе уже некуда просто постичь то и другое, понять свои желания, желания своей души, но это представляет такую сложность для нас. Удивительно в этом мире всё придумано. И есть ещё один вопрос: «Ум – это ведь часть нас. Что значит, что мы должны его побеждать? Почему он может играть против нас?».
00:54:15 [Гуна Манджари]: Да, я также хочу ещё добавить, что и душа, и Бог находится в сердце как Сверхдуша, и также в сердце находится ещё и ум. Тоже есть такой момент. Поэтому у нас такая вечная борьба происходит. И отвечая на этот вопрос, является ли ум частью нас? А ум, в какой степени – это часть нас? То есть, допустим, в Ведах есть такое сравнение, что когда человек надевает перчатку на руку, то перчатка повторяет форму руки, но она не является этой рукой, то есть она напоминает о теле на руке, но, тем не менее, она не является этим телом.
00:55:07 Также и ум. Он не является нами. То есть это покрытие. Обусловленный ум, материальный ум не является нами. Поэтому да, у нас есть очищенный ум, у нас есть наш духовный. Скорее всего, наше сознание – это уже нематериальный ум, да, это наша природа. Но материальный ум не является нашей природой. Он не является нами. Он повторяет форму, как перчатка на руке, но мы обусловливаемся им. Вот это и есть эта обусловленность, что называется, отождествление себя с этим.
00:55:55 Но проблема в том, тут как раз, что мы отождествляем себя с тем, чем мы не являемся. Вот в этом проблема души, находящейся в материальном мире. Потому что, будучи вечными по своей природе, мы, отождествляя себя с умом, переживаем опыт смерти: каждый раз умираем, находясь здесь в этом мире, что для нас неестественно. Поэтому это не наша природа, это не мы.
00:56:27 Но мы отождествляем себя с этим, и поэтому мы страдаем. И как раз всё наше страдание связано с тем, что мы себя отождествляем с тем, чем мы не являемся. Потому что, когда мы приходим в свою истинную природу, «отождествляя» себя самими собой, то есть тут уже нет этого слова «отождествление», но тем не менее само это, находясь в нашей истинной природе, делает нас счастливыми. И поэтому как раз всё наше, так сказать, несчастье связано с тем, что мы себя путаем с тем, чем мы не являемся.
Как понять, где личные границы, а где лень и эгоизм?
00:57:10 [Ведущая]: Очень интересно. И очень глубоко. И вот я смотрю на время. У нас остался последний вопрос, зачитаю его. Он, мне кажется, тоже поможет нам разобраться что есть ум, что есть не ум: «Здравствуйте! У меня не так много желаний. Жизнь меня устраивает. Но иногда мне нужен определённый комфорт. Я могу отказать в просьбе или общении, потому что устала. Учусь сейчас отстаивать свои границы, а близкие люди обвиняют меня в растущем эгоизме. Хотя я вижу просто, что я даю им чуть меньше счастья, чем обычно. И именно от этого они злятся. Но, так как я тоже хочу найти баланс, у меня вопрос: есть ли какой-то критерий, который помогает разграничить действительно важные для тебя вещи сейчас, твои границы от лени, потакания своему уму и желания жить в своей собственной радости, не делясь ей с другими?».
00:58:06 [Гуна Манджари]: Да, такой многогранный вопрос, конечно. Но если говорить о критериях, то также, когда организм здоровый, мы можем понять тогда, что такое болезнь. Потому что мы знаем, что такое норма, когда организм здоровый. Тоже самое ум. Он тоже должен быть в здоровом состоянии, тогда мы поймём, что такое норма. И поэтому очень важно очищать свой ум, то есть развивать, опять же, своё сознание, заниматься духовной практикой, когда общаться с людьми, которые развиваются. Потому что мы находимся, мы являемся такой пограничной энергией, мы очень сильно зависим от того общения, в котором мы находимся.
00:59:02 И поэтому, очищая себя, очищая своё сознание, общаясь с людьми, которые тоже идут по пути очищения, достаточно чистыми людьми, мы сможем для себя это состояние внутреннего здоровья, когда наш ум более или менее здоров, вычислить. Поэтому, опять же, здесь внутренние какие-то работают компасы, внутренний такой навигатор. И человек сам должен для себя его определить. Это тоже самое, как спросить у другого: «Объясни мне, когда я будут сыт?». Ты сам должен это почувствовать.
00:59:54 Но общие какие-то рекомендации, то это, как я уже говорила, духовная практика, очищение и гуна благости. То есть, когда мы находимся гуне благости, то пребывание в этой гуне наиболее даёт ясное представление. Влияние гуны благости наиболее прозрачно.
01:00:28 И поэтому, когда мы, в общем-то, с утра настроились, очистили свой ум практикой, мы используем какие-то чистые вещи, у нас чистые продукты, то есть мы тяготеем к гуне благости, к её влиянию, то наше понимание, наше видение будет наиболее, так сказать, большей прозрачностью обладать. И мы сможем видеть вещи больше объективно, чем субъективно.
01:01:05 Потому что этот наш субъективизм, когда мы начинаем, но опять же это всё сводится к контролю ума, когда наш ум очень тонко нас обманывает, говоря: «Это ты. Тебе это нужно для твоего гармоничного состояния». И таким образом, тонко обманывая нас и куда-то стягивая в эгоизм, в какое-то такое, что мы начинаем угождать, называется: служить опять уму. Поэтому тут только, как я уже говорила, в очищении разума вот эта граница, помогающая нам увидеть, что более или менее объективно, а где ум опять нас запутывает и тянет на свою сторону.
01:02:14 [Ведущая]: Интересная вещь, что, если врачи обычные призывают сейчас к гигиене рук, к гигиене своего пространства, то здорово, если мы будем думать ещё о чистоте ума, чистоте помыслов, желаний. Просто чуть-чуть больше сил и осознанности к этому применим. Также, как мы применяем это к мытью рук сейчас. Поэтому спасибо большое Вам, дорогая Гуна Манджари! За этот эфир, за это напоминание, за это разбор наших внутренних слоёв: кто есть мы, кто есть ум, как нам правильно взаимодействовать. Это очень важные вещи. И особенно сейчас это понимание, как происходит процесс в нашем сердце, даёт нам спокойствие в этом же самом сердце.
01:02:58 [Гуна Манджари]: Да, спасибо за такое резюме. И то, что мы можем видеть сейчас – это именно состояние ума, пространства, в котором мы живем: состояние ума планеты, можно так сказать, состоящее из умов людей. И поэтому в этом и разгадка. В этом и ответ. То есть, как мы будем эту внутреннюю свою чистоту ума поддерживать и развиваться в этом плане от этого будет зависеть тот мир, в котором мы будем находиться, несмотря на какие-то внешние условия. Поэтому хочу пожелать всем спокойного чистого благостного ума, развития, очищения и спокойствия внутреннего и внешнего.
01:03:54 [Ведущая]: Спасибо большое за эти важные пожелания! Пусть будет так! А мы с вами тогда прощаемся до следующих наших прямых эфиров, до следующих наших очень важных и очень глубоких и вдохновляющих бесед.
01:04:07 [Гуна Манджари]: До свидания! До следующего диалога!
01:04:09 [Ведущая]: Спасибо вам! До свидания!
01:04:12 Звучит музыка.