В материальном мире не любовь, а вожделение

Бомбей - 02 January 1973
Бхакти-раса. Искажённое отражение божественной любви. Как любить по-настоящему? Как Кришна стал сыном Яшоды. Паракия раса. Дерево Баньян. Качества демона (асура). Демоны не знают, чему следовать. Демоны не верят в Бога. Кто является Абсолютом? Всемогущество Бога. В чём заключается совершенство жизни? Совершенство бхакти.
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:31:26 | качество: mp3 128kB/s 29 Mb | прослушано: 320 | скачано: 319 | избрано: 10
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:04 Лекция по «Нектару Преданности» Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. 2 января 1973 года в Бомбее, Индия.

Бхакти-раса

00:00:22 Изучив «Нектар преданности», серьёзный ученик сможет понять, что представляет собой вечная деятельность в бхакти-расе. Жизнь того, кто принимает бхакти-расу, т. е. сознание Кришны, мгновенно становится счастливой. Он избавляется от всех тревог, и сознание Кришны дарует ему трансцендентное бытие. Тем самым обесценивая в его глазах освобождение. Бхакти-раса сама по себе уже приносит человеку чувство освобождения, поскольку она привлекает внимание Верховного Господа Кришны.

00:00:58 Неофиты, как правило, очень хотят увидеть Господа Кришну, Бога, но Его невозможно увидеть или познать с помощью грубых материальных чувств. Идя путём преданного служения, описанного в «Нектаре Преданности», человек постепенно возвышается над материальным существованием и приходит к состоянию духовному, в котором освобождается от всех внешних самоотождествлений.

00:01:22 Да, каким способом можно увидеть Бога? К примеру, если человек страдает от какой-нибудь болезни, его зрение затуманено, у него есть зрение, но из-за катаракты он не способен видеть. Точно так же Бог существует, я так же могу Его увидеть, но катаракта иллюзий является этим покрытием между Богом и мною. Поэтому в «Брахма-самхите» сказано: [санскрит]. Благодаря этому лечению наша дремлющая любовь к Богу пробуждается. В этом состоит лечение. У нас есть любовь к Богу. Мы хотим кого-то любить: мужчину или женщину, даже животных. Вы обнаружите, что между двумя собаками тоже есть любовь. Они прыгают друг через друга, играют весело друг с другом. Иногда собака-мама как бы кусает своего щенка, но на самом деле она не кусает.

Искажённое отражение божественной любви

00:03:18 Итак, эта склонность любить есть в живом существе, в каждом, неважно, человек он или животное. Любовь есть, но в настоящий момент она отражается в искажённой форме. К примеру, любовь между Кришной и Матушкой Яшодой - эта любовь отражается так же и здесь. В отношениях между матерью и ребёнком та же любовь, потому что, если бы в Абсолюте не было любви, её не могло бы быть в относительном мире.

00:04:07 «Веданта-сутра» говорит: [Джанмадья сья ятаха] - «Всё исходит из Абсолюта». И там есть любовь. Например, любовь Радхи Кришны к Кишора-Кишори, юный Кришна, юная Радхарани. Эта любовь искажённо отражается в этом материальном мире, которая носит название любви. Но это лишь похоть, поэтому это отражение называют искажённым. Это похоть, потому что юноша и девушка, когда они общаются, они сходятся друг с другом, они любят друг друга, но при малейшем разногласии они расходятся. Почему? Потому что это - не любовь. Это вожделение. Здесь любовью называют вожделение. Но это отражение той любви, поэтому это называется «майя». Та же любовь между отцом и сыном - ватсалья-раса, мадхурья-раса, сакхья-раса – дружба. Здесь у нас есть друзья, но из-за небольшой ссоры мы расходимся. Слуга и господин – дасья-раса. Слуга остаётся вам очень верным до тех пор, пока вы ему платите. Как только перестаёте платить - он перестаёт служить.

Почему в материальном мире нет истинной любви?

00:05:55 Поэтому необходимо понять, что любовь к Кришне на уровне мадхурья-расы, ватсалья-расы, сакхья-расы, дасья-расы, шанта-расы – это настоящий уровень и это есть в духовном мире. И поскольку там любовные отношения в Абсолюте, они отражаются здесь в материальном, относительном мире. И здесь есть та же любовь, но она не очень вкусна. Она не лишена изъянов, есть очень много изъянов в этой любви. И потому истинную любовь можно испытать с Кришной. В материальном мире не может быть истинной любви. Поэтому мы не сможем испытать настоящую любовь при помощи наших материальных чувств. Всё, что мы воспринимаем здесь при помощи материальных чувств – это не любовь, это вожделение. У этого есть некий мотив. Один дружит с кем-то, очень близко дружит, но у того, и у другого есть какой-то мотив. И как только этот мотив не удовлетворяется - они расходятся. Мы наблюдаем это даже между мужем и женой. Как только их чувственному наслаждению что-то мешает, они сразу же разводятся.

Как любить по-настоящему?

Как Кришна стал сыном Яшоды

00:07:48 Поэтому мы должны пробуждать нашу любовь к Кришне. Тогда наше стремление любить по-настоящему обретёт удовлетворение. В противном случае, мы будем разочарованы. И мы это наблюдаем, мы можем признавать это, можем не признавать, но это разочарование в любви имеет место. Но, если то же самое мы направим на Кришну, если я хочу любить своего сына, я могу принять Кришну своим сыном, как это сделала Яшода Майи. Кришна – Верховная Личность Бога, но, благодаря нашему преданному служению, Он соглашается стать нашим сыном. Например, Яшода Майи, Нанда Махарадж, в прошлой жизни они налагали на себя суровую аскезу с целью обрести сына подобного Богу Кришне. Поэтому после того, как они предавались этой аскезе многие тысячи лет, когда Кришна предстал перед ними и спросил:
- Какое благословение вы хотите? Они сказали:
- Мы хотим сына подобного тебе, только тогда мы сможем вступить в семейную жизнь, иначе нет. Тогда Кришна сказал:
- Где же мне взять такого сына, как я? Я буду вашим сыном. Это факт.

00:09:33 Поэтому, хотя Кришна родился, как сын Деваки и Васудевы, он сразу же приказал Васудеве перенести его во Вриндаван к Яшоде. Итак, этим счастьем сыновьей любви наслаждались Яшода и Нанда Махарадж. Не Деваки и Васудева, хотя они, действительно, дали рождение Кришне. И когда Кришна вырос, он вернулся к своему настоящему отцу Васудеве и Деваки.
Итак, на самом деле, Кришна ползал, он беспокоил маму, он крал масло и т.д. Он много озорничал, как обычно это делают дети. Он являл эту лилу во Вриндаване, хотя мама Яшода и Васудев, т.е. Нанда Махарадж, были приёмные его родители.

Паракия раса

00:10:45 Итак, каждый может обрести Кришну в сыновья. Каждый может обрести Кришну, как своего друга, каждый может обрести Кришну, как своего господина. Дасья, сакхья, мадхурья раса. У каждого даже есть возможность вступать в любовные отношения с Кришной. Эти темы очень сложны для понимания. Но эти расы, они называются расами. Паракия раса. Паракия раса – объяснить это можно так. Например, у мужчины или женщины есть муж, или у мужчины есть жена, но, при этом, у них есть отношения на стороне. В этом материальном мире это считается отвратительным, но в духовном мире – это проявление высшей любви. Всё это является очень высокими принципами духовной жизни. Но мы можем понять, что то, что мы испытываем в материальном мире, всё это в своём чистом проявлении существует в Верховном Абсолюте. Это факт. В противном случае это бы не проявлялось в материальном мире.

Дерево Баньян

00:12:15 Например, на берегу пруда стоит дерево, и вы видите перевёрнутое отражение этого дерева, его крона смотрит вниз. Это описывается в «Бхагават-Гите». Найди в 15 главе. [Санскрит]. Найди этот стих. Этот материальный мир является отражением. Как правило, корни дерева опускаются вниз, но материальный мир сравнивается с большим Баньяном, корни которого смотрят вверх. Прочитай. [Санскрит]. Перевод. Верховный Господь сказал: «Писания говорят о вечном дереве Баньян, корни которого устремлены вверх, а ветви вниз, листья которого – ведические гимны. Познав эти гимны, человек постигает мудрость Вед». Да, тот, кто познаёт это дерево – познаёт Веды. Это означает, веды говорят: [Джанмадья сья ятаха]. Это «Веданта-сутра».

Качества демона (асура)

00:13:56 Откуда взялся материальный мир? Из Абсолютной Истины. Атеисты не верят в существование причины. В 16 главе «Бхагават-гиты» сказано: [джагат ахура нишвара]. Найди в 16 главе. «Они говорят, что космическое материальное проявление и этот мир…». В 16 главе найди. В начале. [Санскрит]. Это дайвы-сампады – духовные качества. А каковы материальные качества? Далее. [Санскрит]. Это качества асура. Прочти перевод. «Гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость и невежество – таковы качества людей, наделённых демонической природой, о сын Притхи». Да, это самое важное. Они пребывают в невежестве, они не знают, что это существует, но, тем не менее, они становятся лидерами. И дальше, что говорится об их качествах, прочти дальше. [Санскрит]. Дахи сампад. Если вы обретаете дахи сампад – вы достигаете освобождения от этого материального мира. Но если вы обретаете асури сампад – вы запутываетесь. Продолжай дальше. [Санскрит].

Демоны не знают, чему следовать

00:16:45 Сейчас Кришна говорит, что есть две категории людей, два класса. Один класс – это дайва (полубоги). Другой класс – асуры. Я говорил многое о дайвах. Теперь я буду говорить о признаках асур. [Санскрит]. «Люди демонической природы не знают, что можно делать, а чего нельзя». Да, это первое качество демонов. Они не знают, что есть правильные действия и что неправильные. Например, мы ограничиваем. Каждый, кто приходит в наше движение, чтобы стать нашими учениками, мы просим их следовать определённым ограничениям. Вы не должны делать этого и должны делать это. Это повсюду. Если вы отправитесь к врачу, он тоже вам скажет, ты должен выполнять такие-то предписания и избегать того-то и того-то. Но асуры они не знают, поскольку у них нет руководства, они не знают, чему следовать, а чему не следовать. Это первое качество асур. Они не знают. Потому что им не хочется, им не нравится учиться от старших. Они придумывают свою школу. Далее. [Санскрит].

Демоны не верят в Бога

00:18:38 Вот их позиция. Асатьям. Ноль. Они не видят, что у материального проявления есть причина. Они думают, что у этого нет причин. Учёные-материалисты говорят, что был некий сгусток, теория большого взрыва. И вдруг неожиданно в этом сгустке начались какие-то возбуждения, и так произошло творение. [Джагат ахура нишварам]. Бога нет. Бога не существует. Каждая религия говорит: христианство так же говорит, ислам говорит и индуизм так же говорит, что Бог сотворил это мироздание, материальный мир. Но асуры скажут - Бога нет. Нет Творца. Далее. [Санскрит]. Например, если мужчина с женщиной имеют случайную связь – появляется ребёнок. Но, при этом, он был зачат без цели. [Это так же они говорят]. Так или иначе, материальная энергия возникла и произошло творение, таков их аргумент, аргумент демонов. Но Веды говорят –нет. Веды говорят, есть источник Абсолютной Истины или Бог. Это Тот, из Которого всё исходит. И этот Бог должен быть сознающим. Он не ноль, как [шуневади] говорят. У Него нет разума, говорят они, но Он личность. В «Веданте-сутре» сказано [джанмадья сья ятаха].

00:21:09 Абсолютная Истина, из которой исходит всё, разъясняется в самом начале «Шримад-Бхагаватам». Поэтому «Бхагаватам» считается настоящим комментарием к «Веданта-сутре», естественным комментарием. [Башьям брама сутранам]. И эти выводы признают ачарьи, поэтому в гауди-сампрадаи Госвами не писал никаких комментариев на веданта-сутру. Хотя другие ачарьи, такие как Рамануджа ачарья, Мадхва ачарья писали комментарии к веданта-сутре. Но наши госвами намеренно не писали таких комментариев, потому что они признавали, что уже существует естественный, совершенный комментарий, написанный тем же автором, Вьясадевой. «Шримад-Бхагаватам». [Башьям брама сутранам].

Кто является Абсолютом?

00:22:22 Итак, поэтому в первом афоризме «Веданта-сутры» даётся ответ [Атато брама джигьяса]. Браман – Абсолют. Это основная задача человеческой жизни – вопрошение об Абсолютной Истине. Здесь всё является относительной истиной. Я – сын своего отца, мой отец – сын своего отца. Его отец – сын его отца и так далее. Всё это относительно. Но кто же абсолютен? Кто является Абсолютом? Такие вопросы называются [брама джигьяса]. Кто является изначальным Отцом? Если вы продолжаете этот поиск в этой Вселенной, вы придёте к Господу Браме. Он – начало. Поэтому Его называют Пятамаха –Господь Брама.
Рождение Брамы

00:23:25 Однако, если вы продолжите свой поиск, кто же Отец Брамы, то вы придёте к Гарбодакшайи-Вишну. Брама родился на цветке лотоса, который произрастал из пупка, из живота Гарбодакшайи-Вишну. Поэтому по-другому Браму называют Саямбху. То есть он не родился из чрева своей матери. Хотя мать была. Мы видели изображения Гарбодакшайи-Вишну. Лакшми Джей расстилает лотосные стопы Вишну. А Брама вырастает на лотосе из Его живота. Это называется – всемогущество. Как правило, ребёнок появляется из йони, но в данном случае Кришна даёт рождение ребёнку без помощи своей жены, из своего живота. Это называется всемогущество.

Всемогущество Бога

00:24:38 Мы говорим, Бог всемогущ. Но насколько Он всемогущ? Каким образом? Мы практически этого не знаем. Вот пример Его всемогущности. Это объясняется в «Брама-самхите». [Санскрит]. Кришна может осуществлять любое действие любой частью своего тела: Кришна может есть своими глазами, Кришна может слышать своими глазами, Кришна может отрезать что-то, прикоснувшись. Примеры этому есть в шастрах. Когда Кришна вошёл в Матхуру, он попросил прачку Камсы дать ему кое-какую одежду, но тот отказался, и Кришна мгновенно срезал ему голову своей рукой, без труда. Такого проявление Его всемогущества.

00:25:54 Например, мы предлагаем прасад, мы предлагаем пищу Кришне. Атеисты скажут, вы предложили Кришне эту пищу, но Он ничего не съел, потому что пища по-прежнему лежит. Нет, он не видит, он не знает, что Кришна может есть единственным свои взглядом, просто посмотрев. Он ест, потому что в «Бхагавад-Гите» Он говорит: [санскрит]. Неужели Он лжёт? Нет, Он ест, но мы не знаем, как Он это делает. Мы сравниваем Кришну с нами. Если нам дать тарелку, я сразу же всё поглощу. Но Кришна, Он совершенен, Он полон, Он может съесть всё полностью и, тем не менее, тарелка останется нетронутой. Так мы должны понимать Кришну, из шастр, из вед. И тогда мы сможем понять Кришну. И, как только мы постигли Кришну, наша жизнь успешна. [Санскрит].

В чём заключается совершенство жизни?

00:27:18 Каждый, кто понимает Кришну – воистину достигает совершенства жизни. Совершенство жизни заключается в том, что, когда мы покинем тело, нам не придётся больше рождаться в материальном мире. Это совершенство. Люди не знают этого. Люди-карми думают, если мы обретём хорошее тело на райской планете – это совершенство жизни. На Сварга-локи. А гьяни думают, я не тело, я – вечная душа. Но, так или иначе, если я смогу расстаться со своим телом и слиться с сиянием Брамана – это совершенство жизни. Йоги думают, мы можем сохранить это тело, но если мы сможем при помощи этого тела являть какую-то магию, то это совершенство жизни. Иногда мы видим, кто-то показывает какие-то фокусы, какие-то незначительные фокусы. Никто не может быть лучшим магом, чем Кришна. Потому что, когда Кришне было всего 7 лет, он поднял холм Говардхана на мизинце. Кто может являть такую магию? Появляется много имитаций Бога. Но если я спрошу их, поднимите хотя бы 100 килограмм своим пальцем – им это будет очень сложно сделать.

Совершенство бхакти

00:29:19 Преданные не хотят такой магии, такого совершенства. Например, Чайтанья Махапрабху учит нас: [Санскрит]. Вот кто такой преданный. Поэтому преданного называют «акама». Они ничего не требуют. Они довольствуются любыми условиями жизни. Но единственное, о чём они молятся Кришне – чтобы их преданность Кришне была сохранена и была непоколебимой. Он ничего не хочет в ответ на своё преданное служение. И это чистая преданность. Когда мы посвящаем себя чистому, беспримесному преданному служению, тогда мы приобретаем необходимое качество, чтобы увидеть Бога. До тех пор, пока мы не чистые преданные, об этом сказано в «Бхагават-Гите»: [Санскрит].

00:30:41 Когда же приходит эта ступень бхакти? [Санскрит]. Когда человек постиг себя в [бхамбрамасме], до тех пор, пока мы отождествляем себя с телом, отождествляем себя с материальным миром - это жизнь животного. Это не человеческая жизнь, если человек придерживается телесного мировоззрения – он остаётся животным. Но когда он продвигается в знании, он осознаёт, что не тело, он отличен от тела. И это совершенство бхакти. Спасибо вам большое.

транскрибирование: Анна Ольшевская | Санкт-Петербург | Россия | 23 March 2021