Связь науки и религии
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Мы начинаем наш живой эфир радио «Аюрведа». В эфире Критский Владимир Георгиевич. У нас сегодня очередная беседа на тему «Основы ведической философии и культуры». Я кратко напомню, о чём шла речь на прошлых беседах. Мы с вами рассмотрели, что такое Веды – древнейшие писания человечества, записанные 5000 лет назад на санскрите, на древнем языке, который является родоначальником всех языков мира, в том числе и русского. Мы рассмотрели примеры (обрыв записи), которые пришли из санскрита в русский. Мы рассмотрели различные части Вед, ведической литературы, сами четыре Веды: Риг-Веду, Сама-Веду, Атхарва-Веду и Яджур-Веду, затем пураны ‒ исторические повествования, в которых иллюстрируется ведическая философия на исторических примерах. Затем так называемые итихасы, о которых вы, вероятно, слышали, – «Махабхарата» и «Рамаяна». Это тоже исторические повествования, но (обрыв записи) и более практичные, более интересные, более приземлённые что ли. Ну и, наконец, «Веданта-сутра», которая является философским обобщением ведического знания.
Вопрос о противоречии между наукой и религией
00:01:40 Мы с вами уже рассматривали основные принципы ведической культуры: принцип добросовестного исполнения своих обязанностей, принципы чистоты, принципы почитания старших и последнее, что мы рассмотрели, – это принцип духовного учителя, гуру. И все эти вещи современному человеку могут показаться не совсем понятными и, может быть даже, фанатичными, поэтому я хочу сегодняшнюю беседу посвятить этой теме духовного знания: каким образом духовное знание, в данном случае ведическое знание, разрешает, казалось бы, непримиримые проблемы, противоречия науки и религии. Потому что современным людям это кажется неразрешимой загадкой: миллионы людей во всём мире верят в Бога и совершают какие-то религиозные обряды, поклоняются Богу, и в то же время современная наука утверждает (не все учёные, но значительная часть), что Бога нет, души нет и всё это духовное знание является слепой верой.
00:03:13 Я уверен, что эта проблема является камнем преткновения для многих интеллигентных людей, которые не относятся серьёзно к духовному процессу, процессу духовной жизни и уникальна [в этом отношении] ведическая философия, ведическая культура, которая даёт естественный [научный] синтез духовного и материального знания. Мы кратко с вами повторим основные методы познания, которые в какой-то степени соответствуют научным представлениям, но есть кое-что, чего нет в современной науке.
Основные методы познания
00:04:05 Первый метод познания называется на санскрите пратьякша – это чувственное восприятие, то есть восприятие через наши органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание или вкус. Поэтому эти чувства называются на санскрите гьянендрия – чувства для обретения знания. Это вполне понятно, это то, что соответствует опыту в обычной научной практике. Да, мы через наблюдение что-то пытаемся понять.
00:04:41 Второй процесс называется анумана, или логические заключения, что тоже признаётся современной наукой. Это какие-то логические выводы, сделанные на основе уже установленных фактов, или опытных фактов, либо каких-то аксиом, положений, принимаемых без доказательства, которые кажутся очевидными. Оба эти процесса, которые являются основополагающими в современном научном методе, являются несовершенными. Несовершенны наши чувства, наше чувственное восприятие, и несовершенен наш ум, наш разум, и примеров тому очень много. Я думаю, вы сами с этим согласитесь, и есть известная поговорка, что человеку свойственно ошибаться. И каким же образом тогда человек может обрести совершенное знание? Наука, научный метод, считает, что единственным способом является способ экспериментальной проверки, то есть научный метод подразумевает, что мы на основании каких-то положений проводим какие-то опыты, эксперименты, строим теорию, гипотезу и затем её снова проверяем с помощью тех же самых опытов. И вы прекрасно знаете, что множество теорий в истории науки были приняты, потом отвергнуты по причине того, что этот метод в принципе является несовершенным.
Шабда как совершенный метод познания
00:06:29 Поэтому Веды говорят, что совершенным и авторитетным методом познания является шабда, или принятие авторитетного источника. И учёные иногда считают, что это авторитетное знание просто слепая вера, не имеющая никаких доказательств, и в этом заключается заблуждение, ошибка. Веды отнюдь не подразумевают слепую веру. Они подразумевают то, что должен быть процесс проверки. Что такое шабда? Что такое получение знания из авторитетного источника, нисходящий процесс познания? Мы уже с вами говорили, что в ведической культуре есть такой принцип – принятие духовного учителя, или гуру. Кто такой гуру и почему ему нужно верить? В «Бхагавад-гите», главном произведении ведической литературы, говорится: «Обратись к духовному учителю, смиренно задавай ему вопросы, старайся услужить. Самопознавшая личность способна дать тебе знание, ибо она видит истину».
00:07:44 Так вот, духовный учитель является представителем так называемой системы парампары, системы учителей, которые передают изначальное, совершенное, знание из глубины веков. Если мы допускаем, что существует Абсолют, Абсолютная Истина, что существует какой-то высший принцип, Высший Разум, что наш мир не случайная комбинация атомов и молекул, то мы должны признать, что должен быть какой-то канал связи. Абсолютная Истина определяется в Ведах как источник всего сущего. С этого начинается «Веданта-сутра»: Janmadyasya yatah, что значит «Абсолютная истина, или то, из чего всё истекает». Это нематериальная, трансцендентная субстанция, точнее Высший Разум, который является изначальным творцом всего мира, всего материального проявления, Космоса. Это единственная, по сути, аксиома, которую мы принимаем в ведическом способе познания и которая затем будет нами проверяться.
00:09:10 Фактически вся ведическая культура и ведические различные традиции и обряды являются способом проверки этой изначальной аксиомы. Если человек живёт в соответствии с принципами ведической культуры, то он будет получать соответствующий результат. Его жизнь будет успешной, счастливой, и он будет прогрессировать как духовно, так и материально. И в конце концов он достигнет духовного совершенства. Но о том, что это значит, мы поговорим подробно попозже, может быть, сейчас нет смысла. Потому что согласно Ведам жизнь человека не кончается со смертью материального тела. Вы наверняка знаете о ведической концепции реинкарнации, перевоплощения души, в соответствии с которой душа после смерти тела покидает его и рождается заново, и в зависимости от того, что человек заслужил в своей прошлой жизни, он получает следующее рождение.
00:10:16 И концепция мокши, или освобождения, подразумевает, что человек покидает материальный мир, покидает цикл рождения и смерти, который называется самсара, и возвращается в духовный мир. Это такое небольшое отступление по поводу этого метода шабды, авторитетного познания. То есть источник, который мы принимаем: духовный учитель, священные писания, Веды, ‒ не принимается слепо на веру, а ведическая культура, исследования, принципы ведической культуры ‒ это процесс научной проверки, процесс эксперимента, который мы ставим для того, что бы проверить то, что мы приняли вначале.
Эксперимент в духовной и материальной науке
00:11:11 Можно привести пример. Скажем, какой-то учёный читает в научном журнале описание эксперимента: если смешать кислоту со щёлочью, то можно получить такие-то продукты: соль, воду, выделяется тепло, что-то ещё…. И он проверяет, можно ли верить этой статье, публикации какого-то учёного. Он берёт соответствующие компоненты: кислоту, щёлочь, создаёт соответствующие условия реакции, проводит этот опыт. Если он получает те же самые результаты, что были предсказаны, это подтверждает правильность данной публикации, данной теории, о которой он прочитал в журнале.
00:12:05 И здесь абсолютно то же самое. У нас есть данные (только в нашем случае взятые не из научного журнала, а из Вед) о том, как устроен этот мир, как человеку надо жить, что такое человек и что такое человеческая жизнь, и мы проводим эксперимент. Этот эксперимент не единичен. Точно так же, как учёный может проводить не один опыт, а серию опытов, эксперимент может длиться в течение многих лет, как наиболее знаменитые открытия, например открытие двойной спирали ДНК. Эксперименты продолжались годами, после чего наконец учёные раскрывали какие-то тайны природы. Здесь аналогично: мы будем всё больше и больше проверять и убеждаться в справедливости ведических постулатов. То есть ведическая культура подразумевает, что человек, исследователь, должен не просто абстрактно [мыслить] и быть теоретиком. Он должен в процессе своей жизни следовать духовным принципам чистоты [далее неразборчиво]. Скажем, в современной науке нет понятия нравственности. Учёный может быть последним мошенником, но если он имеет соответствующую степень, может излагать материал, то всё прекрасно, он может читать лекцию, его принимают на работу в какой-нибудь институт.
00:13:49 Здесь, в ведической системе знания, совершенно не так. Человек, который является авторитетом в науке, в данном случае в духовной науке о сущности, о душе (наука о душе называется атма-таттва), должен всей своей жизнью доказывать верность данным принципам. Это как бы синтез теории и практики: мы не просто теоретически что-то такое изучаем, принимаем или не принимаем, мы это проверяем в процессе своей жизни, в процессе своей духовной какой-то практики, которая или подтверждает, или, может, для кого-то не подтверждает какие-то положения.
00:14:46 Скажем, если мы рассмотрим современную науку, то в современной науке есть такое мнение, что наука не признаёт авторитетов. Знаменитый принцип, который провозгласил Рене Декарт: подвергай всё сомнению. Наука ни во что не верит, она всё проверяет, и это считается правильным, очень разумным. На самом деле это полная бессмыслица, потому что если я всё подвергаю сомнению, я должен подвергать сомнению и сам принцип Декарта. Почему я должен верить Декарту, а не верить, скажем, какому другому автору, [в этом уверяют] священные писания. То есть на самом деле мы не можем сомневаться во всём, мы всегда должны иметь что-то изначально, какие-то положения, аксиомы, которые принимаем без доказательств. На этом основан любой процесс познания.
Шравана, или познание через слушание
00:15:46 Скажем, такой пример: человек идёт в школу и изучает таблицу умножения, 2 × 2 = 4. Ребёнок, первоклассник, ничего не понимает: что такое дважды два? Что такое четыре? Он просто учит, как его научил учитель: дважды два четыре. И потом он учит с палочками, он проверяет, что если два раза взять две палочки, то получается четыре палочки. И он убеждается, что то, чему его научил учитель, это справедливо, это верно. Но для этого он должен вначале доверять своему учителю. Он должен выучить, что дважды два четыре, а затем он это проверит и убедится что да, действительно, это факт, это не просто вера, дважды два действительно четыре. Это очень простой пример, но на самом деле это справедливо для любой науки. Для того чтобы человек внимательно слушал какой-то предмет, математику, физику, химию, он должен сесть за парту и начать слушать. На санскрите этот процесс называется шравана, или слушание. Это основной метод познания. Вы должны внимательно слушать, но если у вас нет веры, вы просто не сможете слушать. То есть вы должны иметь какое-то доверие к человеку, которого слушаете, знать, что он не мошенник, иначе вы ничего не услышите [далее неразборчиво].
Абсолют как личность
00:17:22 Таким образом этот метод ‒ шабду, метод принятия знания из авторитетного источника ‒ Веды объявляют самым совершенным путём познания. То есть мы должны найти совершенный источник знания. Если мы допускаем, что существует Абсолют, Абсолютная Астина, что она является источником всего сущего, как говорит первая [аксиома] «Веданта-сутры», то значит мы должны [неразборчиво] как она себя проявляет, то есть каким образом Абсолютная Истина даёт о себе знать, потому что Абсолютная Истина должна быть личностью, должна быть Высшим Разумом, поскольку всё, что мы видим в этом мире, является личностями: люди, животные, растения.
00:18:16 Если кто-то сомневается, что растения живые, то я приведу вам интересный пример. Не так давно, несколько лет назад [в Америке вышла] книга «Тайная жизнь растений». И там приводятся совершенно потрясающие эксперименты учёных, которые убедились, что растения не просто существуют, растут, размножаются, а что они обладают сознанием. Эксперименты такого типа, что к каким-то [бамбуковым] росточкам прикрепляли электрические датчики, фиксирующие импульсы, которые посылали эти растения. И экспериментатор начинал резать эти бамбуки, он начинал их убивать. Их много было, росточков, и как только этот учёный начинал резать, убивать бамбуковые росточки, то другие бамбуковые росточки, находящиеся рядом, подавали сигналы бедствия. Они подавали вот такие [неразборчиво] электрические импульсы, которые означали, по всей видимости, сигнал опасности. И более того, когда этот человек останавливался, выходил из комнаты и затем снова приближался к этим бамбуковым росточкам, они снова подавали сигнал бедствия. Он ещё ничего не начинал, он не начинал их резать, но они это уже чувствовали. Так что хотите верьте, хотите нет, с моей точки зрения, наглядное и прямое доказательство того, что растения обладают сознанием. Конечно, это единичный опыт, уверен, что возможны и другие опыты.
00:20:05 Кстати, в этой книге описывалось много подобных опытов. Ещё один я вам расскажу, тоже интересный. Он ещё более интересный, потому что оказывается, растения ощущают не только свою боль, боль своих собратьев, но и боль других живых существ. И этот опыт, которые проводили учёные, был такой: так же к бамбуковым росточкам прикреплялись датчики, чтобы фиксировать сигналы. И рядом была кипящая вода в котелке. И учёные рачков каких-то ложечкой в сеточке опрокидывали в кипяток. Бывают довольно-таки жестокие эксперименты у учёных. В науке считается, что ради познания истины можно пренебрегать страданиями других существ, хотя в Ведах есть заповедь ахимса ‒ не убей. Но современные учёные считают, что это не существенно. По крайней мере, были такие эксперименты. И оказалось, что когда рачки моментально погибали, естественно они сваривались в этом кипятке, в считанные секунды, они естественно подавали какие-то сигналы, которых мы не слышали, но растения слышали. И вот эти росточки бамбука точно так же подавали сигналы бедствия при гибели этих рачков. В этой книжке описано много аналогичных опытов. Я всё не буду вам рассказывать, в этом нет нужны. Но даже то, что я вам рассказал, достаточно яркое свидетельство того, что на самом деле сознание есть не только у людей, животных, но и у растений.
00:22:22 Так вот, вывод такой, что Абсолют тоже должен быть личностью. Абсолютная Истина, источник всего сущего, тоже должна быть личностью, то есть обладать сознанием, обладать разумом, поскольку эманации из неё, её энергия ‒ вечность. Это как раз и есть духовная энергия [если мы забегаем вперёд], как раз сознание и как раз душа является носителем сознания, это и есть духовная энергия, исходящая от Абсолютного Источника, Абсолютного Разума. Все живые существа находятся в разных телах, это могут быть тела людей, животных, растений. В процессе эволюции душа перевоплощается из низших форм жизни в высшие, пока не достигнет человеческой формы. Человеческая форма на Земле является высшей формой жизни. Это кратко ведическая концепция эволюции.
Принятие духовного учителя
00:23:16 Так вот, мы с вами остановились на процессе познания. Процесс шабды, процесс авторитетного источника знания, обосновывается тем, что мы получаем знание из этого канала, из Абсолютного Источника, который идёт по цепи ученической преемственности, цепи ученической преемственности духовных учителей, гуру, которые передают знания [из глубины] веков. В ведической традиции даже перечисляются конкретные личности, люди, которые жили в данную эпоху, в прошлые эпохи, даже тысячи лет назад и которые являлись такими авторитетными учителями. И это уже гораздо более сильная концепция, чем мы просто находим какого-то гуру, верим ему, [потому что он] с бородой и говорит какие-то очень умные, красивые вещи. Но на самом деле главное в гуру [не только] авторитет учителя, а то, что он находится в цепи ученической преемственности, в парампаре. То есть он является представителем этого канала связи с Абсолютной Истиной. Вот кратко мы с вами рассмотрели ведический процесс познания. Итак, это три процесса, я вам напомню: пратьякша, анумана, шабда. То есть чувственное восприятие, логика, логические подтверждения, и шабда – принятие авторитета.
00:25:50 Вернёмся к нашей основной теме, теме ведической культуры. И как раз сегодня мы с вами остановились на процессе познания, это был последний принцип ведической культуры, принятие духовного учителя. И в Ведах есть такой афоризм: «Тот, кто имеет ачарью, тот обладает [знанием]». Ачарья в переводе с санскрита ‒ духовный учитель; тот, который учит своим примером. Кто имеет духовного учителя, тот обладает [знанием]. «Веда» на санскрите означает «знание», «пуруша» – человек. Тот, кто имеет ачарью, тот обладает знанием. И я кратко говорил о том, что в ведической культуре, духовный учитель должен быть [у человека с раннего возраста], с 5 лет ученика отдавали в гурукулу, школу духовного учителя, в котором его обучали духовным предметам и материальным предметам, в соответствии с его склонностью, и затем после окончания школы, гурукулы, ученик, ему уже было 20 лет и больше, он мог жениться и вести какую-то самостоятельную жизнь, в зависимости от того, к какому он принадлежал классу: брахманов, кшатриев, вайшьев или шудр. Мы кратко говорили и сегодня продолжим говорить о том, что ведическая культура также называется варнашрама, что означает деление общества на четыре варны, или класса, говоря по-русски: класс интеллигентных, интеллектуальных людей ‒ варна брахманов; руководители общества, административный класс, называются на санскрите кшатрии (сюда же относятся военные); торгово-экономический класс называется на санскрите вайшьи и рабочий класс – это шудры.
Понятие варнашрамы
00:28:10 И мы с вами упоминали о том, что это естественное деление общества на четыре класса происходит всегда. То есть, скажем, в дореволюционной России у нас были священники, философы – брахманы, интеллектуальный класс; были дворяне, военачальники ‒ это кшатрии, полководцы; были купцы, банкиры – торгово-экономический класс, и были шудры – рабочие и крестьяне. То есть можно рассмотреть и современное общество, любое общество, и это деление имеется всегда. И [эти четыре варны важны, они предписываются] в Ведах, потому что каждый человек, к какому бы он ни принадлежал классу, имеет соответствующие обязанности. Скажем, у брахмана обязанности ‒ обладать духовными знаниями. Брахманы – это учителя общества, которые могут обучать людей либо духовной науке, либо каким-то материальным наукам. Естественно, это люди, склонные к интеллектуальному труду, и поэтому принцип брахманов ‒ учиться, учиться и учиться. Они всю жизнь изучают науки, изучают Веды и, соответственно, обучают других. То есть их главная обязанность ‒ это изучать Веды, изучать какие-то разделы знания, духовного или материального, и обучать других. Также к обязанностям брахманов относится совершение жертвоприношений и раздача милостыни.
Брахманы
00:30:10 В принципе все классы ведического общества должны раздавать милостыню, то есть помогать бедным, помогать неимущим. Брахманы также имеют особое право собирать милостыню, то есть это единственный класс общества, представители которого могут не только раздавать, но и принимать пожертвования, поскольку в ведической культуре подразумевалось, что брахманы не имеют какой-то работы, то есть они не работают где-то на заводе, на фабрике, не зарабатывают деньги, они просто занимаются развитием духовного знания, изучают писания дома, в каком-то ашраме, монастыре и обучают других. Это люди внешне свободные, у них нет какой-то привязки, они не состоят на какой-то службе ради денег. Они посвящают свою жизнь развитию знания и обучению других людей знанию и живут просто на те пожертвования, которые им дают. И поэтому брахманы могут быть либо бедные, либо богатые, в зависимости от того, какие им дают пожертвования, но брахманы должны быть некорыстолюбивыми, очень смиренными, очень честными, простыми, чистыми (эти все качества перечисляются в «Бхагавад-гите»), мудрыми, склонными к развитию духовного знания, милостивыми, милосердными. То есть это духовные лидеры общества, учителя, и поэтому, согласно Ведам, ведической культуре, они стояли во главе общества. Хотя они не были руководителями, никогда не было, чтобы брахманы занимали какие-то руководящие посты, в отличие от кшатриев, это все делали кшатрии, представители второго, административного класса, но они были учителями и наставниками даже для кшатриев, даже для царей.
00:32:28 И примеры этому мы видим, скажем, в эпосе «Махабхарата», где у царя Дхритараштры были советники Дроначарья и Крипачарья, они были брахманы. Они обучали детей Дхритараштры (обрыв записи) воинскому искусству и другим видам ведического знания, культуре, в том числе ведической культуре. Ну, естественно, поскольку они состояли на службе у царя, у них не было проблем, они были достаточно богаты. Но обычно в деревне (в каждой деревне должен быть хотя бы один брахман) брахманы уже не купались в роскоши, они очень скромно жили, в какой-то хижине, и были довольны тем, что они получали естественным путём. Поэтому быть брахманом, как вы сами понимаете, не так просто, для этого требуются соответствующие качества. И в ведической традиции считалось, что человек становится тем или иным членом общества, то есть брахманом, кшатрием, вайшьей, шудрой, в соответствии со своими качествами. Об этом тоже говорится в «Бхагавад-гите», где Кришна говорит, что человек попадает в тот или иной класс в соответствии со своей гуной, то есть качествами, и кармой, то есть деятельностью.
00:34:03 И в современной культуре в Индии этот принцип был искажен таким образом, что человек попадал в ту или иную варну не в соответствии с качествами, а в соответствии со своим рождением. Это существенное отклонение, и авторитеты, учителя ведического [знания] говорят, что это стало причиной деградации ведической культуры. И я уже говорил, что они [не советуют] считать Индию идеалом ведической культуры, потому что в Индии ведическая культура хоть и была испокон веков, сейчас во многом потеряна, и Индия подверглась влиянию западной культуры. Индия в течение двухсот лет была колонией Англии, до этого в течение пятисот лет было мусульманское владычество, и в Индии ведическая культура во многом сошла на нет, но в отдельных местах, святых места, эта культура ещё сохранилась. Поэтому каждый год в Индию приезжают миллионы паломников со всего мира, в том числе из России, которые посещают различные святые места. В Индии очень много святых мест, которые связаны с какими-то событиями ведической культуры, даже, может быть, с явлениями Господа. Есть такие места: Вриндаван, где, согласно преданию, родился Господь Кришна; Маяпур, где родился Господь Чайтанья Махапрабху. Есть другие святые места, в Гималаях, [далее неразборчиво] и т. д. Вот, это немножечко о брахманах. Это первый класс ведического общества, варнашрамы, класс интеллектуальных людей.
Кшатрии
00:36:01 Второй класс называется класс кшатриев, или администраторов, которые являются руководителями общества. К этому классу относятся цари, воины. В «Бхагавад-гите» перечисляются качества, которыми должен обладать человек, относящийся к классу кшатриев: это мужество, сила воли, решимость, отвага в бою, также благородство, способность защитить слабых, защитить подданных. В основном кшатрии относятся к гуне страсти. Мы упоминали о трёх уровнях сознания: брахман находится в гуне благости, или гуне добродетели, кшатрий относится к гуне страсти, но также у них есть небольшой процент и благости, потому что кшатрии являются защитниками общества, опорой. Если брахманы защищают общество с духовной точки зрения, дают людям знание, то кшатрии уже защищают с материальной точки зрения. Кшатрии уже могут постоять за себя, могут защитить людей, если нужно выйти сражаться. Я могу прочитать стих «Бхагавад-гиты» в 18 главе: героизм, сила, решимость, находчивость, отвага в бою, великодушие, щедрость, умение руководить – таковы природные качества кшатриев, необходимые для исполнения их долга. И заодно я прочитаю также качества брахманов, для сравнения. Самообладание, аскетизм, чистота, терпимость, честность, знание, мудрость и религиозность – таковы природные качества брахманов, проявляющиеся в их деятельности. Мы видим, что в этой социальной лестнице у брахманов преобладает гуна благости, у кшатриев преобладает гуна страсти.
Вайшьи
00:38:40 Рассмотрим торгово-экономический класс, класс вайшьев. В «Бхагавад-гите» говорится: земледелие, торговля, защита коров – таковы занятия, соответствующие природе вайшьев. Это довольно интересный момент. «Бхагавад-гита» была поведана Кришной Арджуне на поле битвы Курукшетра, это уникальное произведение, мы в будущем его рассмотрим более подробно. Здесь Кришна очень кратко перечисляет даже не столько качества вайшьей, сколько их деятельность. Это торговля, земледелие, защита коров.
00:39:28 Коровы в ведической культуре считаются священными животными, потому что они подобны матери, они кормят человека молоком, они дают маленькому человеку, ребёнку, самый ценный продукт питания, который заменяет ему молоко матери. Очень часто у матери молоко кончается через год, а иногда и раньше. В Индии матери кормят детей молоком где-то до трёх лет, или даже до четырёх. Иногда такая картина бывает, что парень уже бегает, ему четыре ‒ пять лет. Он периодически к матери прибегает, у нас такого нет, но в Индии такое случается, сосёт её грудь. На самом деле, чем дольше ребёнок питается молоком матери, тем он будет более здоровым, потому что это самый чистый, самый приспособленный для ребёнка продукт, который даёт ему здоровье, иммунитет, силу и разум. Так вот, коровы в ведической культуре ‒ это священные животные, и во многих штатах Индии коров нельзя убивать, они находятся под защитой закона. Вы наверняка слышали, что в Индии на дорогах коровы гуляют довольно свободно, и машины их объезжают, они даже их не гоняют. Довольно странно для западного человека, но таков факт. Был в Индии, это всё видел. Значит, такова деятельность вайшьев: торговля, бизнес, земледелие, защита коров.
Шудры
00:41:17 И, наконец, шудры – рабочий класс. Их деятельность самая простая, как говорится в «Бхагавад-гите» – служение другим классам. Шудры, или рабочий класс, ‒ это люди, у которых нет своей деятельности, своего какого-то предприятия и которые нанимаются куда-то на работу. Они просто идут на работу к какому-то хозяину, который занимается торговлей, они ему служат, или они служат кшатрию, или они служат брахману. И те уже их обеспечивают, дают необходимое для жизни, питание, одежду, кров. И, в соответствии с этим представлением, мы видим, что большинство современных людей, не только у нас, на западе, в Индии, ходят на работу, получают зарплату. Отсюда мы можем сделать вывод, к какому классу они относятся. Потому что более высокий класс, брахманы, кшатрии, вайшьи, они не нанимаются на работу, они сами имеют какое-то дело, какой-то бизнес. Кшатрии руководят какой-то областью или страной, департаментом. Ну и брахманы занимаются интеллектуальной деятельностью, духовной деятельностью. Большинство людей (90%), кстати, и в ведической культуре, ‒ это шудры, рабочий класс, крестьяне, которые просто любят работать, они умеют работать и, соответственно, нанимаются на работу. Соответственно, они получают за это зарплату и всё, что нужно.
Искажённый вариант варнашрамы
00:43:17 Мы с вами рассмотрели четыре класса ведического общества, варны, и ещё раз я повторю важную вещь. Человек относится к той или иной варне не в соответствии со своим рождением, а в соответствии со своими качествами. И в современной Индии, к сожалению, этот принцип потерян. Молодые люди, которые рождаются в семье брахманов, объявляют себя брахманами, рождённые в семье кшатриев называют себя кшатриями, и зачастую это не соответствует. У них нет качеств, они пытаются, претендуют на то, чтобы быть брахманами, кшатриями и т. д. И, разумеется, это уже не варнашрама, это не ведическая культура, это современное, так называемое «кастовое общество», которое осуждается во всём мире. Маркс и Энгельс осуждали это кастовое общество в Индии. Это извращённая варнашрама, это деградированный вариант общества варнашрамы, который появился в Кали-югу, но который не соответствует тому, что было указано в Ведах, в священных писаниях.
Понятие ашрама
00:44:42 Также существуют четыре ашрама, и я не уверен, что мы успеем всё это сегодня рассмотреть, но по крайней мере мы начнём, в следующий раз продолжим. Что такое четыре ашрама? Слово «ашрам» переводится с санскрита как «защита», «прибежище», и ашрамы ‒ это этапы духовного развития человека. Самый первый называется брахмачари, или ученик. Человек, ещё даже, может быть, ребёнок начиная с пяти лет и до окончания обучения, то есть это 20 или даже больше лет (если это брахман, то он может учиться до 25 лет, кшатрий ‒ до 20 лет, а вайшья ещё меньше – до 15,16 лет), считается учеником, брахмачари.
00:45:45 Кстати, я попутно обращаю ваше внимание, что ведическая система образования очень гибкая и, я бы сказал, уникальная. В ней не пытаются всех обучить всему, как в нашей системе образования, когда всеми изучается математика, физика, химия, производные, интегралы, по физике классическая физика, теория относительности, и программы настолько перегружены, как будто все поступают на физико-математический факультет. Ведическая система образования гораздо более гибкая и более рациональная. Там обучали не просто всех всему, а обучали тому, что человеку нужно в жизни. Брахмачари обучались в зависимости от того, к какой варне они принадлежали. Духовный учитель определял их варну, и больше всех обучались брахманы, у них самая обширная программа: изучение священных писаний, может быть, каких-то разделов материального знания, например таких, как Аюрведа ‒ медицина, или Дханурведа ‒ воинское искусство, или есть, скажем, астрология, и изучение других видов ведического знания.
00:47:12 Меньше обучались кшатрии, и у кшатриев было более специализированное образование. Они меньше изучали Веды, то есть меньше изучали духовное знание, но они больше изучали Дханурведу, то есть воинское искусство. И, естественно, это обучение было не столько теоретическим, сколько практическим. Кстати, может быть, вы знаете, есть такой сериал «Махабхарата», снятый по известному индийскому эпосу, где-то порядка 90 серий. Очень красивый, очень интересный фильм, который очень наглядно иллюстрирует ведическую культуру. Там показано, как кшатрии, сыновья Пандавы и Дхритараштры, обучались ведическому искусству, ведическим наукам, в том числе Дханурведе, как им иногда требовалась большая сила воли, аскеза, для того, чтобы заниматься, чтобы овладеть совершенством. Например, Арджуна ночами тренировался стрелять из лука. Его учитель Дроначарья как-то ночью поднялся и бродил по лесу, они жили в лагере, в палаточном лагере, на опушке леса, и он услышал звук стрел, он услышал, что на полигоне, где мишени, кто-то пускает стрелы. Он пришел туда и увидел Арджуну, который пускал стрелы практически ночью, практически в темноте в мишень стрелы одну за другой. Он был, конечно, очень удивлён и восхищён такой настойчивостью своего ученика, он его благословил, что тот станет самым лучшим лучником в мире. Ну, и вы знаете, что по сюжету «Махабхараты» Арджуна вышел победителем и победил всех своих могучих противников на поле битвы Курукшетра. Итак, это первый ашрам, первый этап духовного развития ‒ брахмачари, ученичество.
00:49:38 Следующий этап называется грихастха-ашрам, или жизнь домохозяина, семейного человека. Я думаю, что мы с вами это рассмотрим в следующий раз более подробно, и вы наверняка знаете, что руководитель нашего радио Олег Геннадьевич Торсунов является очень хорошим специалистом, и у него есть замечательный цикл лекций о семейной жизни. У него есть публикации «Законы счастливой семейной жизни». Я не буду, естественно, повторяться, но какие-то основные принципы мы с вами разберём. Возможно, даже успеем сегодня. Основной принцип грихастха-ашрама в том, что муж и жена должны не просто любить друг друга. И тут не достаточно какого-то чувственного влечения на основе сексуальной привлекательности, муж и жена, или даже юноша и девушка, должны иметь какие-то общие духовные интересы. Потому что чувственное влечение быстро проходит, и если у людей нет какой-то общей платформы, общего дела, то этот брак практически обречён.
00:51:02 Хотя в ведической культуре отсутствовали разводы, но в Индии совсем недавно, несколько лет назад, разрешили разводы на законодательном уровне. Сейчас разводы в Индии разрешены, но практика такая, что из всех браков расторгается только 1%. Скажем, на Западе и в России расторгаются около 70% браков, а в Индии, можете себе представить, всего 1%. Вот это, может быть (сейчас уже у нас восемь часов), наиболее важное из того, что я хотел сегодня сказать. Вы можете присылать вопросы на наш сайт www.torsunov.ru или звонить мне по телефону, я ещё раз повторю номер 8916 591 6817. Пожалуйста, мы ждём ваши вопросы.
00:59:37 Дорогие друзья, пока что вопросов нет. Я думаю, что, может быть, на сегодня достаточно. Мы с вами разобрали много интересных тем о соотношении духовного и научного знания. Я кратко повторю, поскольку это очень важно, что нет принципиального противоречия между наукой и религией, поскольку современная наука рассматривает различные законы материального мира, то есть видимые нам через пратьякшу, через ануману, через логику и чувственное восприятие. Веды, или духовное знание, рассматривают изначальную причину всего сущего. Это понятие Абсолютной Истины, Абсолютного Разума, который является изначальной причиной, Творцом, который, собственно, создал этот мир, его законы. И поэтому тут нет смысла говорить о каком-то противоречии. Я думаю, что в следующий раз мы продолжим рассматривать принципы ведической философии, культуры. Спасибо за внимание. В эфире был Критский Владимир Георгиевич, институт Бхактиведанты. Всего доброго.
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 17 September 2020