Основы ведической культуры
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Выступает Критский Владимир Георгиевич. Я сотрудник Московского института Бхактиведанты, физик по образованию. Я оканчивал в своё время московский университет, физический факультет. Где-то примерно 25 лет назад в 1980 году познакомился с Ведами, с ведическим знанием, прочитал «Бхагавад-гиту» и с тех пор этим занимаюсь достаточно серьёзно.
Духовное и материальное знание
00:00:29 Тема сегодняшней беседы ‒ «Основы ведической культуры». И вначале, прежде чем к этому приступать, мне хотелось бы сделать небольшое введение о соотношении духовного знания, ведического в частности, и обычного, материального, знания, которое представляется современной наукой. Бытует мнение, что духовное знание является предметом веры, что оно не имеет доказательств, что каждый может верить во что ему нравится. Как говорил Владимир Высоцкий: «Кто верит в Магомета, кто в Аллаха, кто в Иисуса, кто ни во что не верит, даже в чёрта назло всем». Вот это мнение достаточно распространено не только среди учёных, но и среди обычных людей. И мне хотелось сказать на эту тему несколько слов.
00:01:30 Дело в том, что любой вид познания основан на вере, в том числе и научные знания. Можно взять любую науку: математику, физику, химию, биологию – любая наука основана на определённых аксиомах, определённых предположениях, которые принимаются без доказательства, на определённой парадигме (есть такое слово научное, философский термин). Это принимается без доказательства, это кладётся в основу, затем строится какая-то научная теория, которая затем проверяется экспериментально. Это касается также математики, вы знаете наверняка примеры из геометрии Евклида, где кладутся в основу какие-то аксиомы. Знаменитая аксиома Евклида ‒ о параллельных прямых, в зависимости от того, как формулировать эту аксиому получается та или иная геометрия. И то же самое ‒ физика. В физике можно привести пример классической физики Ньютона, где в основу кладутся законы Ньютона: первый закон, второй закон, третий закон, закон всемирного тяготения. Эти законы Ньютон нашёл интуитивно. Он положил их в основу своей теории классической физики, и в дальнейшем они проверялись многими экспериментами, и с высокой степенью точности в пределах тех возможностей науки они подтверждались.
00:03:02 Но время шло, наука развивалась, и оказалось, что для определённого класса явлений классическая физика не работает. Во-первых, это явления, связанные с микромиром, с атомарными частицами, и, во-вторых, это случай движения тел с околосветовыми скоростями каких-то космических ракет. И на основании этих двух областей неприменимости классической физики были созданы две теории ХХ века: теория относительности и квантовая физика, квантовая механика, которые в принципе строятся на совершенно иных постулатах, совершенно иных аксиомах, которые не только не соответствуют представлениям классической физики, но впрямую ей противоречат. Ну, и можно точно так же сказать и в отношении других наук, потому что мы с вами рассмотрели две наиболее точные, наиболее строгие науки: физику и математику.
Доказательства в духовной и материальной науке
00:04:08 Так вот, разумеется, в отношении духовного знания также нечто должно лежать в основе. Что-то мы принимаем за основу, и в данном случае основной вопрос философии – это вопрос о первичности: откуда всё взялось, что первично: курица или яйцо, то есть материя или сознание. И материалистическая наука, скажем, философия марксизма, кладёт в основу постулаты первичности материи: материя первична, сознание вторично. Это принимается без доказательства: просто на веру. Просто так считается более правильным, более естественным. Есть такая поговорка: «Каждый верит в то, во что он хочет верить». Мы с вами поговорим о том, что эти материалистические предположения имеют очень глубокие психологические причины в человеческой душе, в человеческой природе. И духовная наука, духовное знание, в том числе Веды, ведическая философия, кладут в основу постулат первичности сознания, первичности духа, с чего начинается Веданта-сутра, главное философское произведение ведической литературы. Там говорится: Абсолютный Разум, Абсолютная Истина есть причина всего сущего, то, из чего всё истекает.
00:05:43 Вот это очень важный момент, потому что в этом отношении и духовная система знаний, и обычная наука имеют очень много общего. Вначале идут какие-то вещи, какие-то положения, принимаемые без доказательства, просто на веру, и затем они проверяются в процессе каких-то экспериментов. Если мы прочитали, что в результате смешения кислоты и щёлочи получается соль, выделяется тепло, мы проводим такой научный эксперимент: смешиваем кислоту со щёлочью и убеждаемся, что действительно получилась соль, выделяется тепло. В духовной же науке, как я хочу выразиться, тоже есть определённая проверка, определённая процедура, которая позволяет проверить те постулаты, которые лежат в основе духовного знания.
00:06:48 В основе духовного знания лежат определённые древние тексты, древние писания: скажем, Библия, Коран, но в данном случае ‒ Веды. Веды, как вы знаете, это самое древнее писание на Земле, они были написаны на санскрите 5000 лет назад и в отличие от других писаний дают более полную картину мира, более, я бы сказал, обоснованную и более научную картину мира, которая позволяет делать очень далеко идущие выводы и позволяет считать эту систему знания, эту культуру, духовную культуру, более совершенной.
Духовный опыт
00:07:35 Ещё два слова я скажу о возможности проверки. Здесь тоже есть определённая проверка, определённый, можно сказать, эксперимент. Для начала скажем как мы может проверить основное положение духовной науки о существовании души, потому что это также ставится под сомнение многими учёными. Что такое жизнь? И некоторые учёные считают (нас так учили в школе), что жизнь – это продукт развития материи, продукт эволюции. Согласно Ведам и другим писаниям мира, в основе жизни лежит духовная нематериальная частица – душа, называется на санскрите «джива». От слова «джива» происходит русское слово «живой». Она является носителем сознания. Она является изначальным кирпичиком, атомом духовного сознания и имеет определённую оболочку, в данном случае оболочку материального тела, и те люди, которые думают, что тело и есть жизнь, тело есть носитель сознания, стоят на материалистических позициях. Они это принимают на веру, без доказательства, потому что на самом деле мы знаем, что когда человек умирает, то тело мертво, его невозможно оживить, привести в чувство любыми процедурами. Тело превращается просто в мешок из мяса и костей.
00:09:22 Но очень редко бывают такие случаи, когда делается искусственное дыхание, делаются какие-то процедуры реанимации и человек возвращается в своё тело, тело оживает. И самое потрясающее, что после такой процедуры реанимации человек часто вспоминает о том, что он выходил из тела, что он видел тело со стороны. И таких случаев тысячи. У меня есть друзья, люди, которым я вполне доверяю, которые это пережили. Это получило название «опыт вне тела». И после знаменитой книги Реймонда Моуди «Жизнь после жизни» появились десятки публикаций на эту тему, которые подтверждают, что многие врачи-реаниматоры наблюдали такую картину: люди в процессе реанимации возвращались к жизни, приходили в себя и затем рассказывали о своём опыте вне тела, они видели тело со стороны, и видели всё окружающее. Это на самом деле вполне объективное, вполне научное доказательство, потому что это нельзя объяснить каким-то случайным явлением, какой-то галлюцинацией, потому что эти наблюдения повторяются в тысячах вариантах. Если бы это был какой-то единичный случай, можно было бы подумать, что это какие-то галлюцинации в предсмертном состоянии, но эти галлюцинации повторяются из раза в раз в разных вариантах во всех странах.
00:10:58 Есть и другие, косвенные, доказательства того, что человек может иногда вспомнить о своих прошлых жизнях. Есть опыты гипнотической регрессии, когда человек вспоминает под гипнозом о своих прошлых жизнях, и затем это проверяется. Есть и другие вещи. Я думаю, что мы, может быть, на этом остановимся, если будет какой-то интерес.
00:11:23 Идея в том, что духовное знание тоже имеет определённые доказательства, и самым, пожалуй, убедительным доказательством является духовный опыт. То есть человек, который принимает духовное знание и следует определённым предписаниям духовной жизни (как то в Библии, например: не убий, не лги, не кради, не прелюбодействуй), он совершенно меняется. Он начинает жить другой, более чистой, более счастливой жизнью, он поднимается на более высокий уровень сознания, более высокий уровень бытия, так можно сказать, и он буквально начинает светиться. Ну, и, кстати, основная тема нашего радио ‒ Аюрведа. Это наука, которая в общем-то не очень уж духовна, которая имеет определённый материальный аспект – это поддержание здоровья нашего физического тела, но то, что Аюрведа существует – это не какое-то экспериментальное знание, которое получено каким-то учёным. Это знание дано свыше, оно «апаурушея», нерукотворное, оно было дано личностью Дханвантари, который являлся несколько тысяч лет назад, и он считается автором Аюрведы. Он является как бы воплощением, инкарнацией Господа на Земле. И то, что Аюрведа существует, то, что Аюрведа работает, также является доказательством вот этой духовной системы знания, что это не просто предмет веры.
Сущность ведической культуры
00:13:02 Но основной темой наших бесед будет духовная культура. Что из себя представляет та духовная культура, которая делает человека более разумным, более мудрым, более счастливым? И, к счастью, эта культура в разных традициях в принципе одна и та же. Я вам перечислил принципы Библии. Один из основополагающих принципов ведической культуры ‒ это ахимса, или ненасилие. То есть мы не должны совершать насилие ни над одним живым существом, насилие не только физическое, но и тонкое, на ментальном плане. Мы это рассмотрим более подробно, и не трудно видеть, что это, в общем-то, соответствует предписаниям, скажем, христианским из Библии или предписаниям других священных писаний, потому что духовное знание, к счастью, универсально, оно не так уж сильно меняется от одной духовной традиции к другой.
00:14:13 Но как бы то ни было, мы занимаемся именно ведической традицией, ведическим знанием, наиболее древним, и сейчас оно переживает, как вы знаете, второе рождение, оно вышло за пределы Индии и распространяется по всему миру, хотя, в принципе, оно было когда-то распространено вообще по всему миру, потому что санскрит является родоначальником всех языков, и на, скажем, филологических факультетах в университетах есть такое отделение ‒ индоевропейских языков, куда входят, в том числе, русский язык, украинский и белорусский, литовский, латвийский и т. д. То есть вся группа восточно-европейских языков входит в группу индоевропейских языков, и чтобы в этом убедиться, можно просто сопоставить многие слова из санскрита с русским языком, и мы увидим, что у них общие корни. От слова «веда» происходит русское слово «ведать», от «агни» ‒ «огонь», «жнана» ‒ «знание», «кода» ‒ «когда», то есть сотни, сотни, тысячи слов в русском языке имеют общие корни с санскритом, и это, в общем-то, известно всем, кто занимается этим сравнением, сопоставлением языков.
00:15:35 Итак, перейдём к основной теме ‒ ведической культуре. Что такое культура? Во всех учебниках по культурологии приводится такое определение: культура – это система традиций и обрядов данного общества, которые предназначены для того, чтобы общество переходило на более высокий уровень, для того, чтобы общество людей было выделено из общества животных. И, с духовной точки зрения, можно сказать, что культура предназначена для того, чтобы человек был счастлив, чтобы мог преодолеть все проблемы и несчастья материальной жизни.
00:16:26 Мы постараемся проанализировать это понятие. Культура имеет две стороны: внешняя сторона – это этикет, то есть правила взаимоотношений, а внутренняя ‒ смысловая. И внутренняя сторона более важна. Внешняя сторона, этикет, это обычные традиции: как здороваться, как кланяться, уважать старших, в какой руке держать вилку, в какой ‒ ложку. Это внешняя, поверхностная сторона. Для нас более важна внутренняя сторона, то есть смысл и цель. И с точки зрения цели, предназначения культуры, наиболее существенным будет то, является ли это культурой западного общества, материалистического, или духовного общества, построенного на духовных традициях. В частности мы будем с вами рассматривать ведическое общество, потому что предписания ведического общества даны очень подробно, с исчерпывающей полнотой. Существует множество книг, и многие из них переведены на русский язык, например «Ману-самхита» ‒ «Законы Ману». Эта вещь достаточно известная, и это для нас важно, это позволяет нам делать определённые выводы в отношении нашей реальной жизни, как нам правильно жить, каким следовать принципам, для того, чтобы прогрессировать, не деградировать.
00:18:15 Предназначение западной культуры, в основе которой лежат какие-то материалистические ценности, материалистические идеалы, в том, чтобы дать человеку наибольшие чувственные наслаждения. И в основном это четыре типа наслаждений: еда, сон, секс и оборона, то есть как можно вкуснее есть, как можно больше спать, больше заниматься сексом и обороняться, защищаться, чтобы поддерживать свой статус счастливой материальной жизни. В основе духовной культуры лежат иные ценности, потому что само назначение духовного знания, духовной культуры в том, чтобы возвысить человека с духовной точки зрения, чтобы поднять его на более высокий уровень сознания, чтобы сделать человека более мудрым, понимающим духовный смысл жизни.
00:19:18 И, согласно Ведам, как, впрочем, и другим писаниям, смысл жизни не в том, чтобы просто извлечь из жизни максимальные чувственные наслаждения, потому что эти наслаждения приходящие, они рано или поздно закончатся, и уж по крайней мере они закончатся со смертью нашего материального тела. А мы должны понять свою истинную духовную природу. Мы должны понять предназначение человеческой жизни, что такое человек, что такое человеческая жизнь, что нас ждёт после смерти, закончится ли всё или, может быть, есть какое-то иное бытие после смерти материального тела? И если ответ положительный, если действительно жизнь вечна, как говорится в священных писаниях, то мы должны поставить вопрос о том, как нам жить, как нам готовить себя к следующей жизни.
Закон реинкарнации
00:20:14 В этом случае мы можем рассмотреть свою смерть как некий экзамен, как окончание первой, материальной, фазы жизни и переход в иную стадию. И мы должны, естественно, поставить задачу подняться на более высокий уровень бытия, достичь более высокого уровня жизни, более высокого уровня сознания и в конце концов приблизиться к высшей цели. С точки зрения материалистической философии, в чём высшая цель не совсем понятно. Потому что всё кончается смертью: то ли человека сжигают, то ли кремируют, то ли его закопают в землю, и, по сути, особой разницы нет. В каких-то традициях тело бросают каким-то диким животным, и они его съедают. Перспектива не очень радужная, не очень вдохновляющая.
00:21:20 Но в духовной жизни, в духовном познании есть гораздо более приятная, радужная перспектива: на самом деле со смертью тела наша жизнь не кончается, после смерти тела душа покидает его и переходит в новое тело. Это закон реинкарнации. И по закону кармы душа рождается в следующем теле и обретает новое рождение в зависимости от того, что человек заслужил в своей прошлой жизни. То есть закон кармы ‒ это некое расширение, обобщение физического закона причины и следствия, закона действия и противодействия, третий закон Ньютона: в зависимости от того, какие действия мы совершаем в этой жизни, мы получим соответствующие реакции или противодействия в следующей жизни. Причём эти реакции необязательно могут наступить в следующей жизни, они могут наступить и в этой. То есть закон кармы находится под ведением высших сил, высшего разума, и он нам неподвластен.
00:22:33 Есть специальная наука, астрология, которая позволяет рассчитать нашу карму, рассчитать нашу прошлую жизнь, приблизительно рассчитать следующую жизнь, то есть кем мы должны родиться, если будем жить в соответствии с тем, что нам предназначено, следовать своим предписанным обязанностям. И поэтому в случае духовной культуры цель вполне очевидна и вполне ясна: мы должны поставить задачу перейти на более высокий уровень жизни, уровень бытия и постараться подготовить себя к следующей жизни, то есть смерть является нашим последним экзаменом, который мы должны успешно сдать и начать иную, в идеале более счастливую, жизнь.
00:23:29 Так что такое духовная культура? Это культура духовной жизни, культура духовных взаимоотношений, каким образом человек может жить, следуя предписаниям священных писаний, Вед. И в принципе, как я упоминал, это особенно не отличается от других писаний, будь то Библия или Коран, это те же самые принципы, потому что истина едина, просто в разных странах, в разных культурах эта истина преломляется под разным углом зрения в зависимости от сознания людей, которые живут в данной местности, в данную эпоху. Все люди различны, у всех свой уровень сознания, и поэтому это духовное знание даётся в той форме, которая приемлема для людей данной культуры.
Какого человека можно назвать культурным?
00:24:30 Есть очень интересные афоризмы ведической культуры, о которых я вам расскажу. Скажем, есть афоризм такого древнеиндийского философа Чанакьи Пандита. Что такое по-настоящему культурный, интеллигентный человек? Он говорил, что культурного человека можно определить по трём признакам: он знает, как относиться к чужому имуществу, он знает, как относиться к противоположному полу, и он знает, как относиться ко всем людям в целом. И ответ очень интересный. Разумный человек должен относиться к чужому имуществу, как к мусору на улице, то есть он не должен смотреть на чужое имущество с завистью, не должен думать как бы этим завладеть. Он должен понимать, что если он попытается завладеть чужим имуществом незаконным образом, то это приведёт его к страданиям, это будет греховное действие, за которое придётся расплачиваться. Поэтому он просто не обращает на это внимание.
00:25:45 Второе ‒ это отношение к противоположному полу, скажем, в случае мужчин – отношение к женщинам. Все мы знаем, что в основе материальной жизни лежит влечение противоположных полов, мужчин влечёт к женщинам, женщин влечёт к мужчинам, и это как будто ось, вокруг которой крутится материальная жизнь, и великий философ Фрейд положил этот принцип в основу своей философии. Были и другие философы, которые с ним не соглашались, есть и другие очень важные принципы материальной жизни, как, например, стремление к власти, это даже иногда преобладает. Но в любом случае мы знаем, что священные писания говорят о том, что это влечение должно быть ограничено. Мы не должны давать волю своим чувствам.
00:26:44 И точно так же, как в Библии есть заповедь «не прелюбодействуй», в Ведах есть заповедь «смотреть на чужую женщину, помимо своей жены, чужую жену или незамужнюю женщину как на собственную мать». Смысл в том, что мы не испытываем вожделения к собственной матери. По крайней мере нормальный человек не испытывает. Может быть, в случаях крайней степени деградации (есть же какой-то «эдипов комплекс») и бывают какие-то сексуальные чувства в отношении матери, но это уже очень тяжёлый случай. И это не одобряется ни в одной цивилизованной стране мира, и тем более в духовной культуре мужчинам рекомендуется смотреть на других женщин как на собственную мать. И это позволяет избежать этого чувства вожделения, которое мужчины испытывают к другим женщинам, особенно молодым, красивым.
00:27:50 Это определённая проблема, которую нужно уметь обходить. Ну, аналогично, я думаю, что и у женщин тоже есть определённые в этом плане побуждения, хотя они, конечно, умеют лучше это скрывать, и они ведут себя гораздо более тонко, более хитро, чем мужчины, но у них эта проблема также существует, и поэтому, женщинам рекомендуется смотреть на мужчин, помимо своего мужа, как на своего сына. Потому что отношения матери с сыном, согласно Ведам, считаются наиболее чистыми, и мать не будет испытывать вожделения к своему сыну, и поэтому она должна смотреть на других мужчин как на своих потенциальных сыновей и относиться к ним с такой же любовью, с таким же уважением.
00:28:44 Ну и наконец третий афоризм Чанакьи Пандита касается отношений к людям в целом. И Чанакья Пандит говорит о том, что мы должны относиться к другим людям так же, как мы относимся к самому себе. То есть мы должны смотреть на других людей с таким же уважением и с такой же любовью, как мы любим себя, любим свою личность, своё тело, его холим и т. д. И такое отношение поможет человеку избежать какой-то враждебности, зависти, всего того, что является причиной духовной деградации людей в современном мире. И кратко, в двух словах, можно сказать (это слова одного выдающегося философа и проповедника ведической культуры Бхактиведанты Свами Прабхупады), что истинно культурный человек ‒ это идеальный джентльмен или леди в случае женщин, потому что у всех людей есть определённое представление об идеале, оно есть у нас в душе независимо от того, в какой мы родились культуре. И вот это представление о духовном идеале также подтверждает, что у нас было что-то до того, как мы родились, до того, как мы получили какое-то воспитание, образование. Нас могли не учить этому в детстве, нам могли не давать каких-то основ духовного знания, но это представление об идеале есть у всех практически, у всех по крайней мере порядочных людей, и поэтому этот афоризм гласит, что истинно культурный человек ‒ это идеальный джентльмен, который ведёт себя «по-джентльменски» по отношению к окружающим его людям.
Культура варнашрамы
00:30:44 Ведическая система деления общества на четыре сословия, или на четыре варны, четыре класса (интеллектуальный класс, административный класс, торгово-экономический и рабочий класс) на санскрите называется «варнашрама» (есть и четыре духовных уклада, о которых мы будем позже говорить), поэтому ведическая культура ещё называется культурой варнашрамы. Для успешного прогресса общества в целом, для того, чтобы все люди успешно развивались, необходимо достижение четырёх целей начиная с дхармы. Дхарма в переводе с санскрита означает «наши предписанные обязанности, наш долг». И каждый человек имеет долг, имеет какие-то предписанные обязанности в зависимости от своего положения. Скажем, долг учёных, священников или философов ‒ помогать людям обретать знание, они должны сами стремиться к знанию, это люди наиболее учёные, наиболее знающие, интеллектуальные. И их задача ‒ обретать знание самим и помогать другим людям обретать знание, то есть это как бы учителя общества, наставники.
00:32:16 Второй класс ‒ это кшатрии, административный класс. Сюда относятся правители, военные. Эти люди очень сильные, властные, волевые, которые привыкли управлять, у которых очень сильное стремление к власти, к тому, чтобы контролировать других. Но не только контролировать, но и опекать и защищать, то есть кшатрии ‒ это второе сословие ведического общества. Их предписанная обязанность ‒ защищать общество, защищать его физически, защищать от каких-то, может быть, внешних врагов, защищать от преступников и т. д., поддерживать в обществе порядок.
00:33:15 Третье сословие ‒ вайшьи, или торгово-экономическое сословие, то, что сейчас называется «новые русские». Это промышленники, бизнесмены, банкиры, которые предназначены для того, чтобы давать обществу всё необходимое с материальной точки зрения, то есть обеспечивать общество товарами, продуктами питания, сельскохозяйственной продукцией. Поэтому в обязанности вайшьев входит развитие сельского хозяйства, защита коров, потому что, согласно ведической культуре, коровы являются самым ценным животным. Вы, возможно, слышали, что она является священным животным, то есть корова для человека ‒ вторая мать, и в обязанности вайшьев входит, в том числе, защита коров, потому что корова даёт самый ценный продукт – молоко. Из молока делается творог, йогурт, сливки, масло, сыр, и это считается самым ценным питанием, которое даёт все необходимые белки, жиры, витамины и т. д.
00:34:25 И, более того, корова ценна не только тем, что она даёт молоко, но даже тем, что её помёт является идеальным удобрением. То есть если удобрять поля коровьим навозом, то урожай возрастёт в несколько раз. Ну, у нас удобряют любым навозом, конским и любым другим, у нас особо выбирать не приходится, но коровий навоз имеет такое преимущество, что после того, как вы его как-то применили, не остаётся дурного запаха, скажем, в отличие от козьего или свиного навоза, от которого хоть святых выноси. Коровий навоз к тому же ещё обладает определёнными антисептическими свойствами. В Индии коровий навоз добавляют в ведро с водой и этой водой моют пол. И после этого вся атмосфера в доме очищается и становится очень свежей, как будто дом заново отстроен. То есть от коровы нам достаются не только молочные продукты, но и продукты жизнедеятельности. Затем, когда корова умирает, можно использовать рога, копыта и шкуру коровы, делать одежду, ботинки. Но убивать корову, согласно ведической культуре, запрещено. И в Индии закон до сих пор запрещает убийство коров. Во многих штатах этот закон действует до сих пор. Вы наверняка слышали, что в Индии коровы гуляют довольно свободно, и иногда они гуляют прямо по улице, их объезжают, им гудят. Но сбить корову ‒ это преступление.
00:36:22 И наконец последний класс ведического общества ‒ это шудры, или рабочий класс. И это низший представитель общества, особенно современного. Это просто люди, которые не обладают какими-то особыми интеллектуальными качествами, которые просто любят и умеют хорошо работать. И это не значит, что это люди второго сорта. Просто у каждого свои данные, свои способности, и один преподаватель очень остроумно сказал, что шудры ‒ это люди, у кого золотые руки, которые умеют и любят работать руками. И, между прочим, это тоже не так просто, потому что, например, брахманам, кшатриям, то есть людям интеллектуального труда и администрации, не так просто работать руками, потому что для этого тоже нужна определённая сноровка, определённые качества, определённая любовь к такой деятельности. И в Ведах приводится такое аллегорическое сравнение, что эти четыре класса ведического общества сравниваются с человеческим телом. Брахманы, интеллектуальный класс, сравнимы с головой, кшатрии, администраторы, воины ‒ с руками, вайшьи, торгово-экономический класс ‒ с животом или с желудком общества, который даёт обществу питание, и наконец шудр сравнивают с ногами. И понятно, что для человека все четыре части тела очень важны. Конечно, мы так считаем, что голова важнее всего, но очень плохо без рук, очень плохо без ног, и очень трудно прожить без живота, без желудка, непонятно, как тело будет питаться. Придётся в кровь вводить какие-то питательные вещества, очень мучительная процедура, и никакого счастья уже в жизни не будет.
Четыре цели ведического общества
00:38:26 Это четыре класса ведического общества, варнашрамы, четыре варны. Согласно Ведам, в обществе имеется четыре цели. Первая цель, как я сказал, ‒ дхарма, это исполнение предписанных обязанностей. И предписанные обязанности различаются в соответствии с варной, то есть классом, к которому принадлежит человек. У брахманов одни обязанности, как я упоминал, в основном интеллектуальные обязанности, изучать духовные знания или материальные знания, есть разные брахманы. У кшатриев другие обязанности, и мы о них тоже упоминали. Это в основном связано с защитой общества, с управлением. У вайшьев ‒ обязанности, связанные с обеспечением общества материальными благами, и у шудр самые простые обязанности, они просто работают, они выполняют указания трёх других сословий.
00:39:31 Вторая цель, после дхармы, называется «артха», или экономическое развитие. То есть если все члены общества выполняют свои обязанности (это идеальный случай, к этому нужно стремиться), то наступает экономическое процветание. То есть в обществе наступает эпоха экономического роста, говоря современными словами. Общество становится обеспеченным всеми материальными благами, им руководят хорошие лидеры, общество получает духовные знания от брахманов, то есть от учителей, которые проповедуют и обучают людей как правильно жить, чтобы не просто удовлетворять свои материальные потребности, но и чтобы духовно развиваться.
00:40:30 После цели экономического развития возникает третья цель, естественная, называется на санскрите «кама». Как вы знаете, в России, на Урале, есть большая река Кама. Оказывается, это от слова «кама», которая непонятно, что значит на русском языке, в русском, вроде, нет такого корня. На санскрите «кама» означает наслаждение. Наслаждение, чувственное наслаждение, то есть то, к чему стремятся все люди. Наслаждение через еду, через сон, секс, оборону, то есть четыре вида материальных наслаждений в целом называются этим термином «кама». Если общество материально процветает, то, естественно, все люди имеют возможность получать те материальные наслаждения, к которым они стремятся.
00:41:25 И последняя, четвертая, цель, последняя по очереди, но не последняя по важности, на санскрите называется «мокша», или освобождение. Кстати, может быть, вы знаете, есть такая река Мокша. Что такое «мокша» на русском языке? Тоже непонятно, нет такого слова. А на санскрите «мокша» ‒ это освобождение. И название русской реки было заимствовано из санскрита, это ещё одно свидетельство того, что русская культура, русская традиция вышла из ведической. И освобождение означает, что человек освобождается из материального рабства, он достигает духовного самоосознания, он понимает свою духовную природу, и он может освободиться из цикла рождений и смертей, который называется на санскрите словом «самсара» ‒ круг рождения и смерти, и это круг, в котором все души постоянно рождаются и умирают, рождаются и умирают, в соответствии с законом кармы. И, разумеется, это процесс не столь приятный, потому что наше рождение, наш процесс старения, болезни и процесс смерти связан со страданием. И поэтому Веды ставят в качестве основной цели цивилизованной жизни достижение мокши, то есть освобождение из материального рабства и возвращение в духовный мир.
00:43:06 Что такое духовное освобождение? Есть разные философии, в том числе в Индии, есть философия буддизма, где это освобождение понимают в имперсональном ключе, что это некое имперсональное бытие, когда человек избавляется от всех желаний и от всех страданий, и он пребывает как будто в состоянии покоя, когда он особо ничего не ощущает, как будто это состояние полудремоты. Есть другая школа философии, называется вишнуизм, или вайшнавизм. И они более близки к традиционным религиям типа христианства и мусульманства, которые говорят, что существует персональное освобождение, или возвращение в духовный мир, в Божье царство. То есть точно так же, как в материальном мире мы являемся личностями, душами, точно так же существует и духовный мир, духовное бытие, в котором мы как души общаемся не только между собой, но и общаемся с Высшим Разумом, с Богом.
00:44:21 И поскольку Бог ‒ это Высший Разум, наиболее совершенная личность, всепривлекающая личность (это называется на санскрите именем Кришна), то общение с ним доставляет душе полное удовлетворение, полное счастье, блаженство, и такой душе уже нет нужды возвращаться в материальный мир, в мир рождения и смерти. Вот это четыре основные задачи ведической культуры, ведического общества, и мы ещё сегодня с вами успеем рассмотреть основные принципы ведической культуры, и вы увидите, что это принципы в общем-то вполне понятные, что они соответствуют нашим представлениям, что это не просто какая-то индийская культура.
Основные принципы ведической культуры
Карма-йога
00:45:18 Первый принцип, о котором я упоминал, – это добросовестное исполнение своих обязанностей. Но суть в том, что человек должен исполнять свои обязанности не ради материальных благ. Среди современных людей, обычных, нормальных людей, это известно, понятно, что хороший, достойный человек должен добросовестно исполнять свои обязанности, но духовная культура, ведическая, подразумевает, что человек должен исполнять свои обязанности бескорыстно, не ради денег, не ради продвижения по службе, а ради высшей духовной цели, духовного совершенства. Этот принцип называется на санскрите «карма-йога». Наверняка вы слышали о йоге, существуют разные системы йоги, они описаны, скажем, в «Бхагавад-гите». И самая первая йога называется карма-йога, то есть йога исполнения своих предписанных обязанностей без привязанности к результату. Это первый принцип духовной культуры, или принцип карма-йоги.
Принцип почитания старших
00:46:25 Очень важный и существенный принцип – это принцип почитания старших. В современном обществе, как вы знаете, молодежь очень редко почитает старших, своих родителей, своих старших родственников, учителей, и они гораздо чаще доставляют головную боль своим старшим. Но это неправильно, это не духовная культура, из-за этого происходит разрыв связи между поколениями. Старшее поколение – это люди более мудрые, более опытные, у них уже мало сил, но у них больше знания, и в идеале старшие должны делиться своим опытом с младшими. Они должны давать свои знания, свой опыт младшему поколению. У молодого поколения много сил, много энергии, но мало знания, мало жизненного опыта, и поэтому они совершают одну ошибку за другой, пытаются наслаждаться изо всех сил и иногда совершают множество глупостей, множество глупых ошибок. И предназначение стариков, старшего поколения в том, чтобы уберечь молодых от жизненных ошибок. Чтобы на своем опыте, на примере своей жизни обучить их и помочь им прогрессировать как с материальной, так и с духовной точки зрения. И этот принцип подразумевает, что мы должны с уважением, с почтением относиться к своим старшим, уважать их в любом случае, даже если их не за что уважать, даже если, может быть, это люди не очень духовные, не очень продвинутые.
00:48:25 Скажем, мы должны уважать своих родителей. Мы обязаны своим родителям уже тем, что они дали нам жизнь, что они нас родили. И каждая мать провела множество бессонных часов, когда её маленький ребёнок ночью не спал, просыпался, хотел поесть или что-то ещё. И вы наверняка слышали поговорку, что дети никогда не смогут оплатить свой долг перед родителями. Родители, а я думаю, среди наших слушателей много родителей, это знают на своём опыте. Родители, в общем-то, готовы всё отдать, всё пожертвовать своим детям, а требовать особо от детей ничего не нужно, только какое-то минимальное уважение, почтение. Но зачастую даже этого они не получают. Это отсутствие духовной культуры в обществе приводит к тому, что молодые люди фактически обкрадывают сами себя, они, не оказывая должного почтения старшим, разрывают эту связь поколений, не получают от них опыта, знания о жизни и совершают множество ошибок.
Принцип защиты слабых членов общества
00:49:49 Следующий принцип ведической культуры, который мы сейчас рассматриваем кратко, в будущем, я думаю, рассмотрим подробнее, ‒ это принцип защиты слабых членов общества: женщин, стариков и детей. В принципе, это есть даже в обычной культуре, какие-то, скажем, пенсионные пособия, какие-то пособия на рождение детей, детские сады, ясли и т. д. То есть, к счастью, в нашей современной культуре какие-то отдельные элементы этой древней духовной культуры ещё сохранились. В ведической культуре это является одним из важнейших, основных принципов. Мы уже говорили о стариках, но в защите нуждаются также дети и женщины.
00:50:51 Это вещь, которая не столь понятна современным людям. Какая защита нужна женщинам? В современном обществе есть тенденция стремления к независимости, женщины стремятся к эмансипации, к тому, чтобы быть полностью независимыми от мужчин. Это не соответствует ведическим принципам. Согласно ведической культуре, женщина должна всегда находиться под защитой. Когда она девочка, в молодости, она должна находиться под защитой отца. Когда она выходит замуж, она находится под защитой мужа, и когда она становится вдовой, муж умирает, или он принимает какой-то отречённый образ жизни, уходит в монастырь, то жена должна оставаться под защитой старшего сына.
00:51:48 То есть женщина, согласно ведической культуре, на всех этапах своей жизни должна находиться под защитой. Этому есть определённые научные, я бы сказал психологические, причины. У женщин иначе устроен ум, у них другая психология, у женщин одновременно работают оба полушария: и левое – логическое, и правое – эмоциональное. И ум женщин более беспокойный по природе, чем ум мужчин. У мужчин полушария работают попеременно: с левого полушария, логического, мужчина может переключиться на правое, когда, скажем, он влюбляется, всё забывает. Но, как правило, в нормальном состоянии у мужчин работает левое полушарие, и поэтому мужчины обладают как бы большей силой воли, и они больше способны к каким-то аскезам. И, как правило, мужчины становятся руководителями общества, лидерами. И по этой причине женщины нуждаются в определённой защите со стороны своих близких. Конечно, это легче провозгласить, гораздо труднее это осуществить, особенно в современную эпоху, когда множество женщин остаются одинокими, без семьи, или они разводятся с мужем, или их бросает муж, а иногда просто они замуж не выходят, а просто остаются с ребёнком на руках. И это уже культура современной эпохи, которая называется на санскрите «Кали-юга», эпоха духовной деградации, когда духовные принципы, принципы духовной культуры в основном потеряны. Но мы должны так или иначе их знать, изучать и по мере сил стараться воплощать их в своей жизни.
Принцип чистоты
00:53:58 Предпоследний принцип ‒ принцип чистоты. То есть ведическая культура предполагает, что человек должен стремиться к чистоте как внешней, так и внутренней. Внешняя чистота вполне понятна: мы должны каждый день мыться, мыть лицо, руки, ноги и, более того, в ведической культуре считается, что человек должен каждый день принимать омовение под душем. Это вещь, которая в нашей культуре не столь привита. Я помню, что в моей семье, хотя я вырос в семье учёных, меня учили, что нужно мыться в бане раз в неделю. И мы с дедушкой, помню, ходили в баню раз в неделю, или в Сандуновские бани, или в Кадашевские бани. В общем, я в бани находился, и теперь я вместо того, чтобы ходить в баню, просто каждый день моюсь под душем. Рекомендуется мыться под душем по утрам и дополнительно, если вы сходили в туалет «по-большому», в этом случае тоже рекомендуется принимать душ, а не просто воспользоваться бумагой.
00:55:20 Наконец чистота внутренняя ‒ это чистота нашего сознания, то есть мы должны иметь в своей жизни какие-то духовные цели, духовные убеждения и понимать, что материальная сторона жизни это не всё, мы должны следовать каким-то духовным принципам, духовным идеалам.
Принцип гуру
00:55:43 Последний принцип, о котором я не буду говорить сегодня подробно, потому что, во-первых, время моего доклада кончается и мы будем через пару минут принимать ваши звонки, а во-вторых ‒ этот принцип немножко непонятен современным людям, он является, я бы сказал, немножко эзотерическим. Этот принцип называется принцип гуру, или принцип духовного учителя. Согласно этому принципу, у каждого человека независимо от его сословия, его рождения, его способностей должен быть гуру, или духовный наставник. Начиная с детского возраста, когда ребёнок воспитывается в доме, в доме должен быть учитель, какой-то домашний наставник, который обучает детей, а также даёт советы старшим членам семьи. Затем есть процесс обучения в духовной школе, которая называется гурукула, где тоже есть учитель. Есть также такое понятие, как духовный учитель, который обучает человека духовному знанию, то есть знанию о личной природе души, о природе Бога и о высшей цели человеческой жизни.
00:57:05 Если на первом этапе дома или в гурукуле учитель может обучать ребёнка каким-то простым вещам: материальной культуре, правилам поведения, почитанию старших, правилам принятия омовения, грамматике, арифметике, то в конце концов человек должен найти себе духовного учителя, духовного наставника и узнать о высших целях человеческой жизни и, соответственно, перестраивать свою жизнь «на духовное русло», потому что какого бы мы не достигли успеха в материальной жизни, богатства или образования, рано или поздно всему придёт конец и встанет вопрос: что нас дальше ждёт? Потому что, как вы прекрасно знаете, наша материальная жизнь кончается старостью и смертью. И я хочу на этой, может быть, немножечко грустной ноте, но на самом деле очень важной и очень серьёзной, закончить свой небольшой доклад и предложить вам писать нам на наш сайт и задавать ваши вопросы.
Ответы на вопросы
Для чего нам, русским людям, нужна индийская культура?
00:59:05 Во-первых, я говорил, что ведическую культуру не вполне правильно называть индийской культурой. Конечно, сейчас мы знаем, что Веды были записаны 5000 лет назад в Индии, есть четыре веды: Ригведа, Самаведа, Атараведа, Яджурведа. Они были записаны на санскрите, на древнем индийском языке. Но, возможно, вы слышали, что есть также и русские Веды. Есть такое направление русской славянской культуры, и там есть несколько публикаций, несколько книг: «Книга Коляды. Русские Веды»… Я их подробно не читал, только просматривал. Но, по крайней мере, специалисты говорят, что рассказанные там какие-то истории очень близки и часто перекликаются с индийскими Ведами. То есть тому, что ведическая культура когда-то была на Руси, есть очень много свидетельств, и с моей точки зрения самый сильный аргумент – это русский язык. В русском языке существует тысячи корней из санскрита, начиная с того же слова «веда», от которого происходит русское слово «ведать», «ведение» и даже слово «ведьма», то есть женщина, которая знает веду, знает какие-то тайные знания. Это является несомненным свидетельством ведического происхождения русской культуры.
01:00:55 Кроме того, есть такая вещь, как важность духовного знания. Ведическое знание – это древнее духовное знание, уникальное, очень ценное. И независимо от его происхождения, даже если вы считаете Веды, ведическую культуру индийской культурой, мы должны быть достаточно разумными, чтобы воспользоваться этим сокровищем, независимо от того, русское оно или французское, американское. Скажем, представьте себе такую историю: горит дом и нужно срочно вызывать пожарных. Вы звоните в пожарную команду и говорите: «Мне, пожалуйста, срочно пришлите команду пожарных, но чтобы все они были русские и православного вероисповедания». Но, может быть, это уже лишнее? Нам нужны любые пожарные, даже если они нерусские, даже если они неправославные, потому что если в доме пожар, пожар нужно тушить.
01:02:04 И аналогично этому в современном обществе недостает духовного знания. Существует множество разделов знания, которые мы с вами перечисляли, начиная с математики, физики, химии, есть различные гуманитарные науки, но нет такой науки, которая изучала бы душу, которая ставила бы вопрос о природе души: что такое душа, есть ли душа, что происходит с душой после смерти тела, существует ли высшая душа, то есть Бог? И на самом деле это самые важные вопросы человеческой жизни. И они, разумеется, каким-то образом решаются в различных религиях, в христианстве, в мусульманстве, также они решаются в Ведах. И если, предположим, вы уже для себя решили эти вопросы, вы уже следуете какой-то духовной традиции, то это прекрасно.
01:03:09 Если вы не нашли для себя духовной традиции, если вы находитесь на перепутье, как большинство современных людей, которые не знают кому верить, во что верить, то мы предлагаем вам вот это древнее ведическое знание, уникальное, очень цельное и логичное, которое даёт ответы практически на все вопросы человеческой жизни. Вот так я могу ответить на ваш вопрос. Во-первых, это не совсем индийская культура, во-вторых ‒ даже если вы считаете это индийской культурой, то не грех воспользоваться индийской культурой, чтобы получить [пламя].
Христианство отрицает реинкарнацию, перевоплощение из одного тела в другое, ведические письмена, наоборот, говорят о её существовании. Как это понимать?
01:04:09 Спасибо за ваш вопрос. Да, действительно, современные христианские богословы отрицают реинкарнацию. Но если обратиться к раннему христианству, посмотреть писания различных христианских философов в первые столетия христианской эпохи, то есть 1500‒2000 лет назад, то можно увидеть, что многие христианские философы признавали реинкарнацию, и, насколько нам известно, концепция реинкарнации была отвергнута на Четвёртом Никейском соборе. Я не помню точно, в каком это было веке, по-моему, даже в IV веке нашей эры. То есть нельзя сказать, что христианство полностью отрицает реинкарнацию. В Библии есть определённые указания, намёки на реинкарнацию. Скажем, Иисус Христос со своими учениками встречают какого-то больного, который был болен какой-то болезнью с самого рождения, и не совсем понятно, за что страдает человек, если у него врождённая болезнь. Они у него спросили: «За что страдает этот человек, за какие грехи, за свои ли прошлые грехи или за грехи своих предков?» Вот этот вопрос сам подразумевает, что должна быть реинкарнация. Если человек страдает за свои грехи, а у него с рождения-то грехов нет, если ребёнок только что родился, то есть этот вопрос подразумевает, что концепция реинкарнации была в эпоху Иисуса Христа.
01:06:05 Также у меня были беседы с отдельными христианскими священниками, я, естественно, не буду называть их имена. Но они мне говорили такую вещь, что в принципе христиане не отрицают реинкарнацию, они понимают, что концепция реинкарнации более логичная, более, я бы сказал, научная, но по определённым тактическим соображениям, чтобы у людей был стимул к духовной жизни, чтобы они не думали, что у них впереди много жизней и они ещё могут успеть встать на путь духовной жизни, эта концепция была отвергнута, и было принято, что якобы у души только одна жизнь, что душа рождается и затем отправляется либо навечно в рай, либо навечно в ад, что в общем-то не очень логично. Почему кто-то за малые грехи, кто-то за большие грехи отправляется в ад, и, соответственно, праведники тоже разные, но все они попадают в рай? Я могу так ответить на ваш вопрос. Есть определённое направление в христианстве, которое, я знаю, не отрицает реинкарнацию. Православное христианство в основном отрицает, но и то, с теми оговорками и теми исключениями, о которых я уже вам говорил. Спасибо ещё раз за вопрос.
Кто такой Иисус Христос с точки зрения ведического знания, некоторые говорят, что он был в Индии, верно ли это?
01:07:48 С точки зрения ведического знания Иисус Христос ‒ это сын Бога, посланник Бога на Земле. Но он не единственный сын Божий, не единственный посланец. До него существовали другие посланцы, другие Мессии и после него. И его задачей, его миссией, так же как и всех великих преданных Господа, великих святых, было то же самое: давать людям духовное знание, избавлять их от заблуждения и ошибок. Но, разумеется, роль Иисуса Христа в жизни общества особая, потому что он не просто был одним из многих, он был, может быть, величайшим в современную эпоху посланцем Бога, и мы его почитаем как великого преданного Господа, великого святого, великого учителя, и неслучайно больше половины мира следует по его стопам, следует христианской традиции.
01:09:01 Что касается того, был ли Иисус Христос в Индии, то на эту тему есть очень много данных, есть много публикаций. Я совсем недавно читал одну из новых публикаций на выставке новых поступлений в Ленинской библиотеке. И, насколько мне известно, эти данные появились ещё в прошлом веке. Был такой русский журналист, который путешествовал в Индию и по дороге остановился в одном буддийском монастыре, и в этом монастыре ему показали древнюю рукопись двухтысячелетней давности, в которой говорилось, что Иисус (там назывался Иса) путешествовал вначале из Среднего Востока, из Иудеи, Галилеи, в Индию, а спустя несколько лет, где-то порядка десяти лет, он возвращался обратно. И по датировкам это соответствует времени жизни Иисуса Христа, то есть где-то первым годам нашей эры.
01:10:12 И после него был ещё один исследователь, я забыл его имя, и третьим, кто был в этом буддийском монастыре, видел эту рукопись и подтвердил данные, обнародованные русским журналистом (я не помню его фамилии), касающиеся того, что Иисус Христос путешествовал в Индию, и последним в прошлом веке был как раз Николай Рерих. Затем были уже современные экспедиции. Я видел современный фильм о том, как съёмочная группа посетила этот монастырь, и настоятель монастыря сказал, что какая-то исследовательская группа несколько лет назад взяла эти рукописи для изучения и они бесследно исчезли. Но поскольку есть свидетельства, то это в принципе возможно, я не исключаю, что по своему настроению, по своей идеологии учение Иисуса Христа очень близко учению одного из великих святых ведической традиции Шри Чайтаньи Махапрабху, который жил в Индии 500 лет назад.
01:11:41 Эти принципы, которые провозгласил Иисус Христос: возлюбить ближнего своего, как самого себя, и возлюбить Господа всем сердцем, всей душой, всем разумом своим ‒ это повторяется в учении Шри Чайтаньи. То есть я считаю это вполне возможным. Некоторые христиане это признают, некоторые не признают, это не столь существенно, потому что ведическая традиция более древняя и существовала до Иисуса Христа.
01:12:16 Что касается вашего вопроса, существуют ли ад и рай, то, согласно Ведам, действительно существуют адские планеты, на которых души грешников получают наказание, существуют райские планеты, на которых получают свою благочестивую карму, благочестивые реакции души праведников. Это существует, и в Ведах приводится достаточно подробная информация о различных уровнях планетных систем начиная с высших планет, райских планет, и заканчивая низшими планетами, в том числе адскими планетами, об этом в Ведах также говорится.
Каковы принципы воспитания детей в ведической культуре? Как воспитывать в детях уважение к старшим?
01:13:25 Это интересный вопрос, и я даже думал посветить этому отдельную лекцию. Но кратко я расскажу. Есть три уровня воспитания, три подхода к воспитанию детей: воспитание в благости, воспитание в страсти, воспитание в невежестве. Воспитание в благости ‒ это наиболее возвышенное, наиболее тонкое воспитание. К сожалению, оно не всегда применимо, не всегда работает, потому что дети бывают разные. Но это общение с ребенком как с личностью. То есть вы можете общаться с ребёнком как с личностью, даже с достаточно маленьким ребёнком, ему может быть всего несколько лет. Старайтесь беседовать с ним на равных, старайтесь понять его мысли, его желания и, соответственно, старайтесь его поправить, чему-то его научить. И поскольку у вас, как у взрослого человека, более сильный менталитет, более сильный разум, то вы всегда сможете направить ребёнка в нужную сторону. Вы наверняка сможете доказать ему, что правильно, что не правильно, и как ему надо поступать, что такое хорошо и что такое плохо. Это метод работает с маленькими детьми, с детьми среднего возраста. Он, к сожалению, уже не работает со старшими. То есть старшие дети, если они не получили соответствующего воспитания, имеют свои собственные представления, может быть достаточно грубые, материалистичные.
01:15:12 Согласно второму методу воспитания, который называется воспитание в раджо-гуне, в гуне страсти, вы идёте на какой-то компромисс и договариваетесь, чтобы ребенок поступал правильно в обмен на что-то. Вы, скажем, обещаете купить ему компьютер или дать деньги на билет в кино, или что-то ещё, например посмотреть какую-то передачу по телевизору. Вы идёте на такую сделку со своим ребёнком, и он соглашается и поступает так, как вы этого хотите. Этот метод тоже имеет ограниченное воздействие. Он, естественно, менее благоприятен, потому что вы приучаете ребёнка всегда беспокоиться о какой-то выгоде, ребёнок будет думать, что он получит за своё хорошее поведение. И поэтому самый лучший метод воспитания ‒ в благости, когда вы просто беседуете с ребенком как с личностью и пытаетесь достать до его души, до его внутренней духовной природы и убедить его, чтобы он согласился с вашим предложением, которое звучит не как какой-то приказ, а как просьба.
01:16:40 Третий метод воспитания самый грубый, но к нему тоже приходится прибегать в крайних случаях. Это метод наказания, метод угрозы, метод «из-под палки», когда вы просто заставляете ребёнка делать то, что нужно, под угрозой наказания. Учителя ведической мудрости говорят, что нужно стараться никогда не бить детей. То есть вы, конечно, можете наказывать детей, без этого невозможно обойтись, но грубые физические наказания возможны в самом крайнем случае, когда сами дети применяют к вам силу. В остальных случаях вы должны использовать свой разум, свой интеллект, своё воображение, фантазию для того, чтобы направить ребенка в правильное духовное русло. И можете не сомневаться, что ваши усилия не пропадут даром. То есть всё то, что вы вкладываете в своих детей: любовь, доверие, знание, сердце ‒ вернётся вам сторицей. Но как бы то ни было третий метод воспитания, воспитание в тамо-гуне, в гуне невежества, самый грубый, иногда приходится применять, скрепя сердце.
01:18:12 Суть в том, что вы должны наказывать ребенка не со злобой, не с желанием доставить ему боль, какие-то страдания, а с любовью, вот в этом хитрость. Иногда приходится применять этот третий метод ‒ наказания, «из-под палки», но всё равно это должно быть с чувством любви и пониманием того, что вы вынуждены это делать, и, может быть, потом стоит даже извиниться, сказать: «Извини, я должен был тебя наказать, потому что ты совершенно потерял разум и действовал очень глупо и некрасиво, я никак не мог иначе тебя остановить». Вот так я могу ответить на ваш вопрос. Существует три метода воспитания: в благости, в страсти и невежестве. В принципе, все три могут применяться в разных ситуациях.
Санскрит относится к группе протоиндоевропейских языков. Общие корни санскрита и русского языка не являются аргументом, потому что русский язык имеет общие корни с другими языковыми группами. Более того, вопрос проторасы ещё не решён, древние знания и мировоззрения существовали параллельно, и увязывать протоисторию России и Индии по крайней мере странно
01:20:00 Это не столько вопрос, сколько утверждение, и я с этим спорить не собираюсь, очевидно, человек является учёным, профессионалом, я очень уважаю ваше мнение, буду это иметь в виду, но вступать в дискуссию считаю неэтичным, потому что я в этом не профессионал и просто рассказал то, о чём я слышал на лекциях от каких-то преподавателей, учителей ведической культуры.
В христианстве понимание того, что человек несёт в себе грех предков и умирает, не совершив грехов, никак не может опровергаться и становится косвенной ссылкой на реинкарнацию
01:20:53 Ну, это тоже не вопрос, а скорее утверждение, так что здесь, собственно, никакого ответа не требуется. Но с тем, что Библия и христианские писания не отвергают концепцию реинкарнации, я вполне согласен.
Почему вы не выступаете в СМИ?
01:21:40 В СМИ иногда появляются статьи, и, более того, у меня с профессором Троицким есть несколько статей в научных журналах о ведической культуре. Если вы знаете, есть такой журнал «Сознание – физическая реальность». Это научный журнал, но он допускает различные концепции, не только материалистической науки, но и духовной. И у нас там есть четыре или пять статей начиная с 2002 г.: в 2003, 2004 и последняя статья была в 2005 году. Первая статья у нас называлась «Немеханистическая концепция в науке», вторая ‒ «Процесс познания в ведической традиции», третья ‒ «Можно ли познать абсолютную истину» и четвертая ‒ «Культура и философия древней Индии». Это публикации в научной литературе, у нас также есть довольно много публикаций в разных газетах, у нас даже есть пресс-центр, и если вас очень интересует, вы должны прислать свой адрес, и я вам, может быть, могу прислать. Публикации периодически появляются, у нас нет частых, регулярных публикаций, но если вы можете в этом помочь, то будем очень рады.
Вы умаляете величие Христа, он является посланником, он воплощает в себе величие Бога и считается богочеловеком.
01:23:21 Я с этим согласен, я не собирался умалять величие Христа, я почитаю Иисуса Христа. Я считаю, что через него, через почитание Иисуса Христа, я пришёл к Ведам, к ведическому знанию. Мы считаем Иисуса Христа своим учителем. С тем, что он богочеловек, я абсолютно согласен, он воплощает в себе величие Бога, он наделён божественными качествами. Я тут не вижу никакого противоречия.
Фактов появления Иисуса Христа в Индии не существует, изучение записок Нотовича (журналист, обнаруживший «Тибетское Евангелие» в буддийском монастыре Хемис. ‒ прим. редактора) и Рериха не дали возможности с уверенностью сказать, что Иисус был в Индии, рукопись не найдена, нет ни одного свидетельства похода в Индию в еврейских и римских хрониках, даже в апокрифах.
01:24:19 Знаете, то, что не найдено свидетельств в каких-то еврейских и римских хрониках, ещё ни о чем не говорит, если они не найдены, это не значит, что их нет. И потом, Иисус Христос не был тогда известной личностью, он был тогда просто каким-то человеком, каким-то святым, который занимался духовным поиском. Он стал великим, он воссиял, когда он начал проповедовать, когда он стал проповедовать в Иудее, в Галилее, тогда он стал известен как Иисус Христос. Так что я не вижу в вашем вопросе каких-то очень сильных аргументов против мнения Нотовича и Рерихов.
01:25:04 Я вспомнил, что третьим свидетелем, который подтвердил эти записи в буддийском монастыре, был Свами Абхедананда. Смотрите, у нас есть суд, который устанавливает виновность какого-то человека: совершил он преступление или нет. Если один свидетель дал показания, то этого ещё недостаточно. Ни один суд не вынесет какого-то приговора по показанию одного свидетеля. Если двое независимых свидетелей, это уже более убедительно. Если трое свидетелей, то суд уже может вынести приговор. То есть, понимаете, отсутствие свидетельств ни о чем не говорит. Поймите этот простой логический принцип: если вы не нашли свидетельств, то это не значит, что их нет, просто вы их не нашли. Они, может быть, где-то есть. Три человека, нормальных, разумных, учёных, не предвзятых, ни как друг с другом не связанных, дают такие свидетельства. Поэтому, это достаточно сильное подтверждение. А уже вы в это можете верить или не верить, это ваше личное дело.
Где найти детский садик и школу, где бы воспитание было в гуне благости?
01:26:24 У нас в Москве существовала до недавнего времени Бхактиведанта гурукула ‒ школа, которая воспитывала детей по этим принципам. Я 3,5 года в ней работал, преподавал там различные предметы, в том числе ведическую культуру, о которой я и собираюсь вам рассказывать. К сожалению, она сейчас закрылась по различным финансовым соображениям, потому что, чтобы содержать школу, нужны большие средства. Остались несколько преподавателей, которые преподают индивидуально. Присылайте свои координаты или позвоните мне, я вам могу дать свой телефон. Позвонить мне можно в понедельник, мой домашний телефон 386-99-78. Если вы мне позвоните, я вам могу сообщить их координаты. И обучение там индивидуальное, то есть они обучают несколько детей у себя дома, обучают в соответствии с ведическими традициями. Конечно, обучение что-то стоит, оно уже не бесплатное, это, по-моему, порядка 100 долларов. Сейчас, согласно нашему законодательству, это вполне возможно. Дети затем сдают экстерном экзамен уже в официальной, государственной, школе. Для них это не проблема, потому что индивидуальное обучение, разумеется, очень глубокое, очень серьёзное, и они получают аттестат о среднем образовании.
Что вы можете сказать о школе Щетинина, а также о Вальдорфской школе?
01:28:03 О Вальдорфской школе я ничего не знаю, о школе Щетинина я знаю многое, потому что у нас в гурукуле преподавала одна женщина, которая работала в школе Щетинина. Она много об этом рассказывала, и мы даже видели какие-то небольшие отрывки фильмов, нам рассказывали о программе этой школы, мы пытались эту программу в какой-то степени у себя осуществить. Разумеется, школа Щетинина ‒ это особая, элитная школа, туда не так просто попасть, и там, несомненно, обучают детей в соответствии с ведическими принципами, в основном христианской культуры. Но это несущественно, мы считаем, что любая духовная культура приносит благо. Скажем, если дети воспитывались в христианской среде, то им нужно давать христианскую культуру, если в мусульманской, то мусульманскую культуру. Я родился в семье, где никто в Бога не верил, ни мать, ни отец, мы приняли ведическую культуру, то есть это культура, которая поставила нас на духовный путь, и она не только имеет своё право на существование, но и имеет определённые преимущества.
01:29:23 Поэтому, несомненно, детей стоит обучать в таких школах. Если вы сможете попасть в школу Щетинина, она находится где-то под Сочи, то следует учесть, что обучение там достаточно серьёзное и не все дети это выдерживают, там каждый день дети должны работать. То есть для того, чтобы воспитать детей, их нужно занять, чтобы они увлекались не телевизором и компьютерными играми, а чтобы они занимались чем-то полезным. И в школе Щетинина это решается так, что дети просто работают физически и всё делают сами: убирают, гладят, стирают, даже в строительных работах принимают участие, я видел фотографии на эту тему. То есть там детям приходится довольно тяжело трудиться, но результаты чудесные. Я там сам не был, но по рассказам тех людей, которые там были, дети просто как шёлковые, очень вежливые, очень культурные, очень умные, они оканчивают десятилетку в 2‒3 раза быстрее. Их интеллектуальное развитие в 2‒3 раза выше, чем у обычных людей. Для них поступить в институт никакой проблемы не составляет. Но это пока единственная школа.
Существует ли в России ведическая школа и детские садики?
01:31:04 Я уже на этот вопрос ответил: в Индии существуют, в России – нет. Пока что наша последняя духовная школа ‒ гурукула ‒ закрылась полтора года назад. Есть индивидуальное обучение, я продиктовал свой телефон, вы можете мне позвонить в понедельник, я вам дам телефон этих преподавателей, которые занимаются индивидуальным обучением детей. Это в Москве, они живут в районе метро «Дмитровская». Замечательные преподаватели, педагоги, которые эту гурукулу основали, и они её поддерживали в течение почти 15 лет. Но по финансовым причинам школа закрылась. Но это очень уважаемые люди, педагоги с профессиональным образованием, и не одним высшим образованием, и ещё: это люди, обладающие духовным знанием, которые могут воспитать детей. Я рад таким вопросам, рад, что вы очень серьёзно к этому относитесь, потому что воспитание детей ‒ это непростая проблема. Я могу сказать о своём сыне, который учился в этой гурукуле до девятого класса. Мы его отправляли в духовную школу в Индию, во Вриндаван, под Дели. Я не могу сказать, что всё было идеально, там было тяжело, он попросил оттуда его забрать, он там год проучился. Как бы то ни было, сейчас он поступил в техникум, закончил первый курс, перешёл на второй по специальности, которую он сам выбрал. Это, несомненно, серьёзная проблема, от этого зависит наше будущее, и я очень рад, что наши слушатели серьёзно к этому относятся. Несомненно, воспитание детей – основная задача, основной долг родителей.
Как поддерживать в себе и развивать культуру благости, если вокруг культура страсти и невежества?
01:33:22 Замечательный вопрос. Этот вопрос такой же сложный, как и предыдущий, но краткий ответ такой: для того, чтобы развивать в себе культуру в гуне благости, нужно общаться с людьми, которые находятся в гуне благости, слушать по крайней мере их лекции. Например, Олега Геннадьевича, который читает замечательные лекции на нашем радио «Аюрведа», других преподавателей. По крайней мере общаться в эфире, слушать их лекции и слушать не так, что в одно ухо влетело, в другое вылетело, а очень внимательно слушать и думать, размышлять о том, каким образом можно применить это в своей жизни. Потому что ведическое знание – это не просто теория, это не просто некая красивая сказка, это практическая система. Неслучайно мы решили назвать этот курс «Ведическая культура», потому что это не просто философия, красивое учение о том, что есть некий Абсолют (Абсолютная Истина), который совершенен [далее неразборчиво], но как самому стать совершенным ‒ неизвестно.
01:34:31 Ведическая культура – это как раз культура воспитания, каким образом человек может постепенно подняться. Я вам уже сказал, между прочим, о первом шаге этой культуры. Если вы обратили внимание, я вам говорил о карма-йоге. Если вы прочитаете «Бхагавад-гиту», которая является главным писанием ведической традиции, то увидите, что первые главы «Бхагавад-гиты» посвящены карма-йоге, и с этого нужно начать. То есть человек должен начать с того, чтобы приучить себя добросовестно исполнять свои обязанности, в частности по отношению к близким, по отношению к родственникам, к детям, к родителям. Мы уже сегодня говорили, что нужно почитать своих родителей, своих старших, нужно любить своих детей и вообще своих близких. И нужно выполнять свой долг перед обществом, понимать, что человек должен быть достойным членом своего общества.
01:35:35 Мы не можем напрямую проповедовать. Был вопрос: почему мы не выступаем в СМИ. Нам просто особо не предоставляют такой возможности, но мы можем учить людей своим примером, то есть исполняя добросовестно свои обязанности и не стремясь к каким-то материальным благам, к богатствам, к положению. Мы просто обучаем людей таким образом, что сами живём достаточно достойной жизнью, по крайней мере пытаемся. И это принцип ведической культуры, о чём говорится в «Бхагавад-гите», в третьей и четвертой главах, где Кришна говорит, что какой пример установил великий человек, так и все люди следуют за ним, какой он дал образец – все следуют, идут тем же путем. То есть если человек хочет подняться, стать более совершенной, более духовной личностью, он должен подавать людям пример. Вот это будет, пожалуй, самым эффективным.
01:36:57 Дорогие друзья, время без пятнадцати девять, но у нас пока вопросов других нет, и, если вы не против, может быть, мы тогда на сегодня закруглимся. И, скорее всего, по плану следующая лекция на эту тему состоится в пятницу. Я надеюсь, что вы будете нам писать, отвечать, задавать свои вопросы, большое спасибо за внимание.
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 27 July 2020