Нравственная позиция ученика
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:16 Бхактиведанта Садху Свами (БСС): Преданных так много в Омске, что даже новый храм не вмещает всех. У нас фактически три встречи по теме [неразборчиво] семинара. Времени не так много... Я хотел бы озвучить определенные условия, при которых наш разговор будет плодотворным и принесет удовлетворение всем сердцам преданных. Хочу признаться, что я не чувствую в себе определенной силы какой-то изменить жизнь преданных, изменить жизнь общины, потому что община, которая здесь есть, омская община, она одна из лучших в России, может быть, лучшая в России, и нет смысла что-то менять, преданные уже находятся на пути развития, духовного прогресса.
00:01:39 Здесь есть прекрасные Божества, преданные заняты самоотверженным служением Божествам; здесь есть проповедь; здесь есть очень хорошие преданные, лидеры. Поэтому свой приезд сюда я рассматриваю, скорее, как возможность пообщаться с преданными и что-то проявить — то, что, может, вам поможет (и мне также поможет). Поэтому я хочу сказать о том, что не ждите от меня каких-то таких... откровений, я не приехал сюда с чем-то таким особенным, потому что всё, что происходит, мы можем обсуждать один и тот же семинар в разных ятрах, но эти семинары совершенно разные, по той простой причине, что преданные вступают во взаимоотношения во время обсуждения с нашей философией, и то, что рождается при этом, это и есть наше сокровище, наше достояние.
00:02:43 Поэтому я очень рассчитываю на обратную связь всех присутствующих. От этого будет зависеть успех нашей встречи, от совместного вклада каждого, кто здесь находится. Принимается условие? Я это сказал, чтобы вас предупредить, чтобы вы не смотрели на... как кролики на удава. Понимаете, садится человек, лектор, начинает что-то рассказывать, все ждут, что он сейчас им сообщит что-то такое экстраординарное. Экстраординарные вещи будут, не волнуйтесь. Но это будет результат вашей молитвы и сотрудничества.
Время утерянного смысла
00:03:27 Итак, тема, которая была предложена мне... когда я приехал сюда, спросил, что от меня преданные ждут, мне преданные сказали, что тема семинара, она связана с успехом в духовной жизни как отдельного преданного, так и всей общины. Правильно, я ничего не путаю? В этом смысл нашей встречи? Поэтому я буду говорить о том, что лежит в основе успеха как конкретного преданного, так и общины целиком. Что будет лейтмотивом нашего разговора? Дело в том, что... мы сейчас ехали с преданными в машине и обсуждали то, что сейчас происходит с преданными, в мире происходит, и я озвучил такую вещь, что сейчас особенное время, время перемен, и Cознание Кришны, Движение Cознания Кришны является, с одной стороны, традиционным, то есть это, пожалуй, самая традиционное явление в мире (и самое древнее); с другой стороны, оно является вечно новым и революционным.
00:04:42 То есть это революционное движение, и эта революционность, она связана не с попыткой что-то разрушить или изменить, а революционность связана именно с тем, что в этом Движении человек не может оставаться в том случае, если он занимает такую пассивную, формальную позицию. Формальная позиция в наше время не работает. То есть люди живут сейчас «разобранно». Все люди разобраны по религиям, по каким-то обществам, где они получают решение своих материальных проблем, где они находят какое-то для себя эмоциональное прибежище, где находят для себя какое-то интеллектуальное удовлетворение. Но время сейчас таким образом устраивает всё, что люди, практически все люди, вот где бы я ни был, я слышу одну и ту же вещь: люди говорят о том, что они потеряли смысл, то, что они делают, они не чувствуют в этом смысла. То есть люди говорят о том, что у них утрачивается какое-то воодушевление в том, что они делают. Это касается как преданных, так и непреданных.
00:05:58 То есть приходится прилагать огромные усилия для того, чтобы сделать то, что раньше делалось очень легко. Есть такие признаки среди присутствующих, или вы исключение счастливое? То есть в основе успеха конкретного человека и конкретной общины лежит, безусловно, очень редкое достояние, которое можно назвать таким словом, как нравственность в сознании Кришны. И я бы хотел посвятить эти два дня, или три вечера, которые у нас будут, обсуждению нравственности в сознании Кришны. Подходит такая тема? Потому что без нравственности невозможно счастье, и без нравственности невозможно процветание.
00:07:02 То есть человек не может процветать, если он не имеет определенных ценностей внутри себя. И в «Бхагавад-гите», в двенадцатой главе, которая, собственно, является венцом в каком-то смысле вот этого... то есть она является последним наставлением Кришны, касающимся бхакти-йоги. И в этой главе Кришна, описав лестницу йоги, говоря о бхакти, Он начинает говорить о принципах нравственности преданных. Он говорит о том, какие качества преданных дороги для Него.
Стих и комментарий к нему
00:07:48 И в связи с этим я хотел бы прочитать стих из этой главы. Ом намо бхагавате васудевайа. Ом намо бхагавате васудевайа. Ом намо бхагавате васудевайа. Давайте прочтем два стиха, 13-й и 14-й. У нас доски нет, но санскрит очень простой, поэтому вы легко повторите. Сначала пословный перевод.
00:09:00 Адвешта — не питающий зависти и вражды; сарва-бхутанам — ко всем живым существам; маитрах — дружелюбно; карунах — желая блага; эва — безусловно; ча — также; нирмамах — лишенный собственнических чувств; нираханкарах — лишенный ложного эго; сама — одинаково невозмутимый; духкха — в горе; сукхах — и счастье; кшами — прощая; сантуштах — удовлетворенный; сататам — всегда; йоги — занимающийся преданным служением; йата-атма — владеющий собой; дридха-нишчайах — с решимостью; майи — Мной; арпита — занятый; манах — ум; буддхих — разум; йах — тот, кто; мат-бхактах — Мой преданный; сах — он; ме — Мне; прийах — дорог.
адвешта сарва-бхутанам маитрах каруна эва ча
нирмамо нираханкарах сама-духкха-сукхах кшами
сантуштах сататам йоги йататма дридха-нишчайах
майй арпита-мано-буддхир йо мад-бхактах са ме прийах
00:12:19 Тот, кто, никому не завидуя, является другом и доброжелателем всех живых существ, кто перестал считать себя собственником чего бы то ни было и освободился от ложного эго, кто невозмутим в радости и горе, терпелив и всегда удовлетворен, кто, обуздав чувства и сосредоточив на Мне свой ум и разум, с решимостью занимается преданным служением — такой преданный необыкновенно дорог Мне.
00:12:48 Комментарий Шрилы Прабхупады. «Возвращаясь к описанию чистого преданного служения, Господь в этих двух стихах перечисляет качества, которыми обладает Его чистый преданный. Такой преданный всегда, в любых обстоятельствах остается спокойным и невозмутимым. Он никому не завидует и ни к кому не питает враждебных чувств. Вместо того чтобы отвечать на выпады своих врагов, преданный думает: «Этот человек действует враждебно, наказывая меня за мои прошлые грехи. Поэтому лучше не протестовать, а терпеливо сносить причиняемые им страдания».
00:13:27 В «Шримад-Бхагаватам» (10.14.8) сказано: тат те 'нукампам сусамикшамано бхунджана эватма-критам випакам. Попадая в беду или сталкиваясь с трудностями, преданный считает всё это проявлением милости Господа. «В наказание за совершенные в прошлом грехи,— думает он, — я должен страдать гораздо больше, чем страдаю сейчас. Только по милости Верховного Господа я не получил заслуженного наказания в полной мере. Милостью Господа мне досталась лишь малая доля страданий». Поэтому преданный всегда остается спокойным и невозмутимым и терпеливо сносит все страдания.
00:14:05 Преданный всегда добр ко всем живым существам, даже к своим врагам. Нирмама: он не обращает внимания на страдания материального тела, ибо прекрасно знает, что не является телом. Поскольку преданный не отождествляет себя с материальным телом, у него нет ложного эго и он одинаково относится к радостям и бедам. Он терпелив и всегда довольствуется тем, что приходит к нему по милости Господа. Не прилагая излишних усилий для достижения той или иной цели, он всегда пребывает в радостном расположении духа. Неукоснительно следуя указаниям духовного учителя, преданный становится совершенным йогом, и поскольку он обуздал свои чувства, он решительно движется к цели. Его не собьют с пути надуманные аргументы, ибо ничто не может поколебать его решимости заниматься преданным служением.
00:14:59 Он полностью осознал, что Кришна его вечный Господь, и уже ничто не может поколебать его веру. Все это помогает ему сосредоточить свой ум и разум целиком на Верховной Личности Бога. Редко кому удается достичь столь высокого уровня преданного служения, но преданный может подняться на эту ступень, выполняя правила и предписания преданного служения. Более того, Господь говорит, что такой преданный очень дорог Ему, ибо Господь неизменно доволен всем, что он делает в полном сознании Кришны».
00:15:38 [Шри гуру пранама и др. молитвы]
Два способа существования в сознании Кришны
00:17:45 Итак, человек, находясь на пути преданного служения, став преданным, оказывается... может находиться в двух состояниях: первое состояние, в котором мы можем оказаться, это состояние тех, кто получает прибежище в обществе преданных. То есть мы получаем прибежище, у нас появляются наставники, у нас появляется духовный учитель, у нас появляется милость Божеств, появляется милость прасада, и преданный, безусловно, проходит очищение и становится счастливым. То есть этот период счастья в сознании Кришны бывает у каждого и длится у разных преданных разное время.
00:18:49 То есть такой период «счастливого детства» в сознании Кришны есть у каждого из нас. Хотя милость Господа, милость духовного учителя, милость Божеств, милость прасада, милость святого имени, она остается всегда с преданным всю его жизнь до самой смерти и после этого, тем не менее, эта милость начинает проявляться по-другому с течением времени. И многие преданные не успевают заметить этого перехода и оказываются в состоянии некой незанятости, то есть в состоянии некой прострации, или того, что мы называем... что человек не понимает, в чем заключается его служение, в чем заключается его путь, в чем заключается его дело в жизни. Поэтому есть два уклада, в которых может находиться преданный, — это азбучные истины — то есть каждый человек, присутствующий здесь, каждый преданный должен знать о существовании этих двух укладов.
00:20:04 Первый уклад — это... или первый способ существования в сознании Кришны — это способ существования преданного, который получает определенную связь с милостью духовного учителя, Шрилой Прабхупадой. Это такая стадия пассивная, стадия, в которой преданный выступает в роли субъекта, то есть того, кто получает, того, кто испытывает определенное удовлетворение от того, что получает в сознании Кришны; соответствующий энтузиазм человек чувствует. Вторая ступень, или вторая стадия, в которой каждый из нас может оказаться в сознании Кришны, — это собственно ступень ученичества, на которой преданный может чувствовать себя счастливо независимо — это очень важный момент, я хотел бы подчеркнуть его, — независимо от присутствия благоприятных условий в сознании Кришны; независимо от того, в каком состоянии находятся наши отношения друг с другом; независимо от того, в каком состоянии... какие гуны действуют на человека и так далее. Если он находится в ученической позиции, он всегда счастлив и всегда вдохновлен.
Божественные качества доступны каждому, но…
00:21:25 И для меня был очень важный момент, я начал делиться с преданными вот этими... обсуждать с преданными вот эти вещи, когда после Алма-Аты... я приехал в Алма-Ату, была встреча с преданными, была встреча с духовным учителем, он читал семинар. И по окончании семинара он попросил меня продолжить этот семинар и сказал такую вещь, он сказал, что Садху Махарадж, он вам расскажет о том, как заниматься чистым преданным служением, будучи ещё несвободным от анартх. Он эту вещь сказал, собрал свои [неразборчиво] и уехал. И я оказался в ситуации, когда мне нужно было объяснять эти темы преданным. Преданные смотрели на меня, как — как я вначале рассказывал, — на удава. На самом деле это некая такая вещь, тайна, своего рода, Cознания Кришны, когда преданный, ещё не свободный от анартх, может быть счастливым в сознании Кришны и заниматься чистым преданным служением. Для этого нужно понять природу ученичества.
00:22:51 И когда Кришна описывает здесь вот эти все качества, если вы вновь прочитаете эти качества... преданные все читают двенадцатую главу, и мы читаем эти качества: «отсутствие ложного эго; дружелюбен ко всем живым существам...», какие тут ещё есть качества невозможные?
Слушатель: Прощает…
БСС: Прощает. Что он ещё делает? Не завидует... Свободен от чувства собственности, собственнических инстинктов... Проявляет сострадание, то есть думает о благе других... И когда мы слышим об этих вещах, то мы это воспринимаем как некую линию горизонта. Линия горизонта означает то, что мы видим, в принципе, что это есть, но чем больше к ней приближаешься, тем дальше она становится; то есть ты — к ней, а она — от тебя.
00:23:58 И поэтому часто через несколько лет практики духовной у преданных появляется такая вещь, что они думают: «Ну да, я всё это уже слышал. Все это уже слышал, Харе Кришна, не рассказывайте мне, пожалуйста, я сам могу лекцию прочитать на эту тему, о том, какие все должны быть независтливые, свободные от чувства собственности и т. д.». Но сам преданный при этом может не иметь веры в то, что это есть у него, — возможность находиться в этом состоянии.
00:24:37 Ошибка основная… вот я хочу сразу открыть этот секрет, без всякой дипломатии, потому что потом, может быть, нас... кто знает, может, завтра не будет вообще — Кали-юга... Секрет заключается в том, что эти качества, которые Кришна описывает, вот эти достояния и способности, которые Кришна описывает, они не являются достоянием конкретного человека. То есть эти качества, которые Кришна описывает, они не являются нашей собственностью, то есть это не наши качества... То есть эти качества проявляет, безусловно, преданный, конкретный преданный, но он проявляет их не потому, что он такой «чистый», а потому что он получает определенную... он оказывается под влиянием внутренней энергии Господа. То есть это качества внутренней энергии Господа, они проявлены в преданном по той причине, что он правильно следует процессу Cознания Кришны, и он как бы приобщается к этой природе Господа.
00:25:42 В этом заключается ответ на вопрос, как преданный, не достигший ещё какого-то полного процесса личного очищения, может быть квалифицирован для чистого преданного служения, то есть совершать деятельность, которая привлекательна для Господа. То есть Господь не привлекается деятельностью, в которой... не привлекается тем, что мы делаем, если там нет Его собственной энергии, внутренней. То есть Кришну привлекает то, что делает Шримати Радхарани, Его привлекает то, что делают гопи, преданные Вриндавана. И преданный, который находится в Движении Cознания Кришны даже 20 лет, не может делать чего-то такого, что было бы привлекательно для Кришны, просто потому, что он в Движении 20 лет находится. Понимаете? Я уж не говорю о 5, или 2, или двух месяцев.
Нравственная позиция преданного привлекает Кришну
00:26:56 И тем не менее, секрет Движения Cознания Кришны именно в этом, что преданные, которые могут быть в Движении Cознания Кришны даже два месяца, они могут делать то, что привлекательно для Кришны, и могут совершать преданное служение, которое приносит истинное блаженство, истинное удовлетворение душе. А преданные, которые в Движении 10 лет, и 20 лет, они могут не совершать действий, которые привлекательны для Кришны; даже зная какие-то вещи: традиции, ритуалы и т. д. Поэтому, Кришна говорит об определенной нравственной позиции преданного, которая... эта позиция, которую нам нужно ещё обсудить, что это за позиция, и как её может иметь человек, не имеющий большого опыта в духовной жизни.
00:27:58 Так вот имея эту позицию нравственную, преданный становится способным на сотрудничество в сознании Кришны, на сотрудничество с парампарой, на сотрудничество с преданными, и благодаря этому сотрудничеству, благодаря тому, что деятельность происходит в сфере внутренней энергии, его служение становится привлекательным, то есть оно становится квалифицированным. Так, не имея этих вещей, не имея вот этого понимания, преданные не могут жить общиной, они не могут жить общиной, и они не могут совершать преданное служение, которое бы принималось Кришной, было бы привлекательным для Бога. Вот примерно вокруг этой такой «предпосылки» у нас с вами пойдет разговор.
00:29:05 Я хочу подчеркнуть эту вещь, потому что большинство преданных считает, что преданное служение совершается индивидуально. То есть вот я преданный, у меня есть знание о вечности души, о том, что Кришна — Бхагаван, и вот я совершаю преданное служение. Но. Те, кто хотя бы немного изучал философию Cознания Кришны, прекрасно понимают, что преданное служение совершается не в сфере внешней энергии, а в сфере внутренней энергии. Что это означает? Это означает, что оно совершается по милости парампары и окружающих преданных. И хотя это словосочетание нам всем знакомо, тем не менее техническая сторона, конкретика того, как эта милость обретается, она требует дополнительного обсуждения.
Милость и усилия
00:30:05 Потому что у кого-то из преданных служение совершается очень легко. Он повторяет святое имя Господа, и ему не нужно даже совершать сверхусилий для того, чтобы слышать святое имя, чтобы чувствовать вкус от воспевания святого имени; святое имя само просится в сердце преданного. Преданный даже отвлекается при повторении, но святое имя настолько милостиво к нему, что оно создает в сердце преданного вкус, что преданный, даже отвлекаясь от святого имени, снова обращается к нему. Вот это называется милостью. То есть милость означает, что Кришна, Он проявляется, то есть Он приходит в жизнь преданного.
00:30:50 А есть преданные, которые очень много усилий совершают, совершают аскезы в сознании Кришны, но при этом их воспевание, оно подобно пустыне. То есть они воспевают годами, но всё, что они знают об этом процессе, заключается в том, что это совершенный процесс, который нужно выполнять во что бы то ни стало, и совершать усилия при повторении святого имени. Честь и хвала таким преданным за их аскезы, за их усилия! Это, конечно, очень большое проявление преданности со стороны данного конкретного человека, но это не всё, что есть в сознании Кришны.
00:31:39 Поэтому у милости Господа есть конкретная логика, и у Него есть конкретная... то есть милость Господа, она... у нее есть определенная причина, хотя она и называется беспричинной, в том смысле, что сам человек не является её причиной, но тем не менее к кому-то она приходит, к кому-то нет, в достаточной, ну, как сказать ...к кому-то её приходит очень много, к кому-то совсем чуть-чуть. И объяснение этого связано с пониманием как раз этики вайшнавов, или нравственности вайшнавов; то есть Кришна очень чуток к нравственности человека, очень чуток к его вот этим внутренним... к настроению Cознания Кришны. Понятна, да, тема? Какие-то уточнения есть? Хотите что-то уточнить по теме?
Внутренние качества и внешняя деятельность
00:32:51 Слушатель: Скажите, пожалуйста, вот внутренний вкус и энтузиазм — это вопрос как бы внутренних качеств и нравственности человека или того внешнего объема деятельности, которую он делает; или это все вместе?
БСС: То есть вкус, который человек испытывает в преданном служении, это не что иное, как ощущение принятия Кришной нашего служения. То есть мы испытываем вкус тогда, когда мы чувствуем, что то, что мы делаем, Кришне нужно, Он это принимает, тогда мы испытываем вкус. Это не вопрос объема, это вопрос качества, скорее. Еще что-то есть для уточнения?
00:33:49 Слушатель: Поясните, пожалуйста, Вы сказали много милости или мало. Ачарьи молятся о капле милости, которая равносильна бесконечному Духовному океану...
БСС: Да, мы говорим о капле. Когда мы говорим «много», мы имеем в виду каплю, а когда мы говорим «мало», мы имеем в виду ничего. Просто мы используем более мягкий язык, чтобы не травмировать нежные души присутствующих вайшнавов. Еще что-то есть? Да, матаджи, пожалуйста...
00:34:28 Вопрос: Под нравственностью... поясните, пожалуйста, что Вы имеете в виду: это материальная нравственность [неразборчиво] не могу понять...
Ответ: Нравственность в сознании Кришны, мы говорим… мы говорим об определенных качествах, о которых Кришна говорит вот в этом стихе — это как раз описание нравственности преданного.
Слушатель: Недостижимые качества...
БСС: Недостижимые, да.
Качества проявляются внутренней энергией
00:34:58 Вопрос: То есть эти качества развиваются благодаря как раз тому, что преданный приходит под покровительство внутренней энергии, да?
Ответ: Да. Эти качества развиваются благодаря действию внутренней энергии Всевышнего. То есть это не качества самой дживы, это качества, которые присутствуют, проявляются вот этой энергией в человеке, в преданном.
00:35:23 Вопрос: Еще было сказано про санкиртану, про совместное служение... то есть, у меня немножко сейчас ускользнула эта Ваша мысль... как-то прозвучало, что это и есть то, что преданный находится под покровительством внутренней энергии, что он занят совместным служением вместе с преданными.
Ответ: Да, это санкиртана, мы будем говорить о санкиртане.
— То есть, как раз именно это и есть признак того, что человек под божественной внутренней энергией... что он вместе с другими преданными занимается служением...
— Вместе с другими преданными...
— ... то есть, если он индивидуально пытается что-то делать, это значит, что просто...
00:36:00 БСС: То есть когда мы говорим о парампаре, то часто преданные думают, что парампара — это то, чего мы не видим, то есть это цепь вайшнавов, которая уходит в прошлое, да? И вот по ним преданное служение передается. По этой цепи. Но мы не понимаем, что парампара — это семья вайшнавов. У этой семьи есть два измерения: временное, цепь ачарьев; и также она находится сейчас вот в мире, в котором мы находимся, в обществе преданных — это тоже парампара. Поэтому находиться в парампаре означает совершать совместное преданное служение. Это означает служить в парампаре. А когда человек служит индивидуально, сам по себе, это означает, что он служит в соответствии со своими представлениями, то есть не под влиянием внутренней энергии. Поэтому общение с гуру, общение с другими вайшнавами — это и есть то, что квалифицирует нас для совершения преданного служения. Вот об этом мы будем говорить, разбирать эти вопросы.
Нравственность с разных точек зрения
00:37:16 Вопрос: Может ли так быть, что преданный овладел этими качествами нравственности, но при этом он, с точки зрения... общечеловеческих, материальных параметров нравственности ведет себя безнравственно?
Ответ: Все слышали вопрос, да? Ответ на этот вопрос положительный. То есть возможно такое, что человек с обычной точки зрения... у него есть какие-то моменты безнравственности, но в глазах Кришны он нравственен. Об этом Сам Кришна говорит в «Бхагавад-гите», вы все знаете, да, этот стих, который вызывает бурю негодования у некришнаитов? Когда читают: «Апи чет су-дурачаро...» то есть вот эти вещи. И Кришна говорит, что если человек занят чистым преданным служением, но при этом совершает ДУРНЫЕ ПОСТУПКИ... то есть само словосочетание, да? То есть человек совершает чистое преданное служение, но при этом совершает дурные поступки.
00:38:24 Но здесь есть очень важный момент, он заключается в том... я сразу его озвучу, чтобы не затягивать, а то вдруг ещё кто-то уйдет с лекции и больше не придет, и окажется потом, что в сознании Кришны происходит вот... в такой сфере, безнравственной сфере может осуществляться... Там есть важный секрет, то есть в следующем стихе Кришна говорит, что этот преданный, он быстро... он меняется, он учится. То есть ключом ко всему является ученическая позиция. То есть когда у преданного есть ученическая позиция, то тогда даже если у него есть определенные проблемы, связанные с его кармой, с его благочестием, то, поскольку он находится в обществе преданных и он учится, то когда ему преданные что-то говорят, то есть происходит какой-то момент исправления, то этот человек, этот преданный, он исправляется, то есть у него нет вот этого ложного эго.
Кришна Сам исправляет ошибающихся
00:39:22 То есть у человека могут быть недостатки, но поскольку он находится в семье вайшнавов и он занимает там позицию в этой семье, — то, что мы называем смирением, или ученическое вот это вот положение — то с него снимается вот эта проблема его неблагочестия, она снимается, потому что он в каком-то смысле становится... ответственность за его действия принимает на себя семья преданных. То есть если мы принимаем человека в нашу семью, то ответственность за его действия лежит не только на нем, но и на всех, кто принимает его служение, то есть на семью. Семья наказывает его, семья же его исправляет. Поэтому Кришна Сам наказывает Своих преданных; Он не позволяет наказывать тем, кто находится на стороне. Такова Его любовь. Если преданный ошибается, Кришна Сам накажет; Он не позволяет это делать чужим людям, которые не понимают сложность положения преданного.
00:40:30 Слушатель: Его могут в тюрьму посадить...
БСС: В тюрьму посадить?
— Преданный может, например, какой-то такой поступок совершить, который противозаконный...
— Да, может быть все что угодно, но в любом случае преданный будет чувствовать, что его наказал Кришна, а не милиция или суд. Это принципиальное достояние, которым обладает человек, вставший на путь преданного служения. Ученик, да.
Квалификация для чистого преданного служения
00:41:08 Итак, я хочу, чтобы все сосредоточились на предмете обсуждения. Предмет обсуждения следующий (я напомню его, чтобы он у вас как бы стал «заряженным»): что делает человека квалифицированным совершать чистое преданное служение, привлекательно для Кришны, даже при том, что сам человек не прошел ещё полностью программу личного очищения? Что делает его квалифицированным?
Слушатели: Общение... Позиция... Совместное служение...
00:41:47 БСС: Да. Мы говорили о том, что его делает квалифицированным определенная позиция. Эта позиция, она озвучена здесь Кришной, и мы должны понять, как она возможно для нас. Есть кто из здесь присутствующих, кто может сказать, что он отказался от ложного эго? Есть такие? Это риторический вопрос. Есть те, кто может сказать, что имеет такое качество, как всепрощение? Тоже риторика, да? Все это риторика. И тем не менее, Кришна говорит, что преданный, который дорог Ему, он обладает вот этими качествами. И мы должны понять, каким же образом вот эти качества проявляются в нас.
Слушатель: Эпизодически...
БСС: Эпизодически... Хорошо, ну вот предмет нам известен, тема известна, давайте займемся теперь этим вопросом.
00:43:04 Вопрос: Вы сказали, что если человек находится под влиянием внутренней энергии, то эти качества проявляются естественным образом. То есть если у нас эти качества не проявляются, значит, мы не находимся под влиянием внутренней энергии?
Ответ: Не находимся.
Слушатель: Ну может же быть так, что человек периодически...
БСС: Ныряет...
— ... в искренних порывах он попадает, и какое-то время может это проявлять. Это же не так, что вчера он не был таким, а сегодня таким стал; это постепенный процесс, правильно?
Мы все должны достичь ништхи
БСС: Но вот вопрос, собственно, и был, что внутренняя энергия действует или не действует. Ответ был такой, что если она действует, то человек проявляет определенный качества. Они могут временно проявляться, потому что действие энергии временно. То есть такие варианты тоже возможны. Поэтому в нашей философии есть такое понятие, как ништха. То есть ништха означает, что человек усваивает законы действия внутренней энергии Господа и никогда не выходит больше из-под её влияния. Это называется ништха. То есть квалификация наша... мы все должны достичь ништхи, это наша программа-минимум, потому что, достигнув ништхи, преданный очень быстро обретает все плоды Cознания Кришны. Но. Чтобы достичь ништхи, нужно понять вот эти предметы.
00:44:23 Слушатель: Как говорит одна лекторша, нельзя без книг Бхактивинода Тхакура ништхи достичь.
БСС: Ништха достигается не столько благодаря книгам, сколько благодаря следованию наставлениям. То есть ништха происходит тогда, когда преданные следуют наставлениям, и эти наставления очень просты. Я хочу задать вопрос, который поможет нам войти в эту тему, прояснить эту тему. Вопрос заключается вот в чем. Пожалуйста, скажите, дорогие преданные, что необходимо для каждого из нас, чтобы проявлять вот эти благородные качества, о которых Кришна говорит? То есть, например, совершать... скажем, прощать других людей. То есть при каких условиях мы можем прощать, при каких условиях мы можем проявлять самоотверженность по отношению к кому-то? То есть что для этого нужно?
Действовать вопреки своим недостаткам
00:45:50 Слушатель: Искреннее желание удовлетворить...
БСС: Ну вот желание у меня сегодня есть, а завтра его нет, какое-то желание есть у каждого из нас. Я все-таки хочу задать вам вопрос, скажите, пожалуйста, что для человека нужно, чтобы он по-настоящему «включился», чтобы он действовал по-настоящему?
00:46:10 Слушатели: Иметь вкус... Учитель... Твердая убежденность... Вера... Находиться под влиянием... Контакт с тем, кто уже имеет опыт...
БСС: Контакт с тем, кто имеет этот опыт. Смотрите... Вы правильные вещи высказываете, — естественно, поскольку преданные — я просто хочу уточнить, речь идет, смотрите о чем. У нас у всех есть учителя (ну так или иначе), у нас у всех есть какое-то общество, в котором мы живем, общество преданных — это дар, и так далее. Тем не менее, мы знаем, что эти качества, которые мы здесь сейчас вознамерились... говорить, они могут не проявляться. И поэтому мой вопрос, он все-таки идет дальше. Я все-таки хочу понять. Вот мы находимся в семье, у нас есть учителя и так далее, что нам недостает, чтобы проявлять самоотверженность, проявлять отсутствие ложного эго, проявлять, как сказать... какие-то качества святости, даже несмотря на то, что вот сами по себе, если нас взять вот сами по себе, мы, в общем-то, люди с недостатками. Но что необходимо для того, чтобы человек начал действовать вопреки своим недостаткам?
00:47:34 Слушатели: Смирение... Сострадание... Осознать себя частицей Бога... Непривязанность... Вкус нужен...
БСС: Непривязанность, да, но она является опять же продуктом. Непривязанность означает, что вы уже проявляете эти качества.
Слушатели: [неразборчиво] ради кого, ради чего мы это делаем, то есть это личность, ради которой это можно делать... Смирение...
БСС: Гуру? Милость гуру? А в чем эта милость?
Слушатели: В том, что гуру доволен, что человек очень сильно хочет удовлетворить учителя, вот вследствие этого идет милость и от этого все вместе дает такой [неразборчиво].
00:48:18 БСС: Хорошо, это правильно, это в принципе тот ответ, который я ждал, что есть духовный учитель, и его милость, она всё это решает, определяет, удовлетворение духовного учителя. Но я хочу пойти дальше и задать вам все-таки вопрос ещё дальше, потому что ответ по-настоящему ещё не получен. Что на самом деле является причиной удовлетворения духовного учителя?
Слушатели: Искреннее желание ученика... Преданных удовлетворить надо... Осознание себя частицей Бога...
БСС: «Осознание себя частицей Бога», а что это значит?
Слушатель: Положение своё осознать... Сач-чид-ананду...
БСС: И какое же у нас положение?
Учитель — слуга или господин?
Слушатели: Смирения... Что мы должны служить Богу... Даса-даса-анудаса...
00:49:01 БСС: Ага, а что такое даса-даса-анудаса? Давайте расшифруйте, пожалуйста. Фразы такие... очень возвышенные, хочу получить «анатомию», расшифруйте, что такое даса-даса-анудаса.
Слушатель: «Слуга слуги...»
БСС: «Слуга слуги» — это мы знаем, а расшифруйте, что это значит.
Слушатель: То, что я буду делать, это будет радовать Бога. То, что я делаю, значит, я служу Богу, я приношу Ему счастье.
БСС: И как же вы узнаете, что вы служите именно Богу?
Слушатели: Окружающие довольны. Гуру счастлив... Слуги счастливы... В сердце отзыв... Удовлетворение...
БСС: Это факт. Удовлетворение, энтузиазм. Откуда это проистекает? Почему у преданного, который занимается деятельностью, возникает этот энтузиазм? Что ему открывается такое?
Слушатели: Цель... Связь... Служение...
00:49:55 БСС: Вот смотрите, дорогие преданные, вот очень важная вещь, мы говорим: «Даса-даса-анудаса» — что мы имеем в виду? Наше какое положение, наша сварупа какая, мы кто? Мы слуги, даса, да? А тот, кому мы служим, он кто? Это господин или слуга?
Слушатели: Господин...
БСС: Господин?
Слушатели: Для нас господин... Для кого-то слуга.
Служение без зависти
БСС: Вот этот момент принципиальный, что мы... наша с вами проблема заключается в том, что тот, кому мы служим, он является слугой. То есть когда душа служит господину, джива служит господину, то у нее возникает чувство... она не может избавиться от зависти, она не может избавиться от сомнений. Что разрушает энтузиазм, что разрушает счастье в деятельности? Это сомнения, неуверенность в том, что тот, кому вы служите, он бескорыстен. Вот корень всего. То есть до тех пор, пока мы не убедились в том, что тот, кому мы служим, он сам является слугой, наше служение будет находиться в сфере внешней энергии, то есть мы будем находиться вот в этих сомнениях, в дефицитных каких-то завистливых состояниях. Нам постоянно нужно будет убеждать себя, что надо служить и так далее.
00:51:25 Этот момент, его необходимо выяснить каждому, потому что служение, эта вещь очень естественна. Шрила Прабхупада говорит о том, что это наша санатана-дхарма. Любой человек, даже обычный материалист, он кому-то служит. Согласны с этим? У всех есть дела какие-то, все бегают на работу. Почему? Потому что у человека есть семья, и он знает, что эта семья от него зависит, что её надо кормить, нужно заботиться о своих близких, о своих детях, о родственниках и так далее. Люди совершают ежедневные усилия. Но почему человек, совершая вот эти усилия, перестает чувствовать счастье в какой-то момент и начинает испытывать страдания, начинает испытывать разочарования, и происходит разрушение отношений, семейных и пр.? Почему это происходит?
00:52:27 Слушатели: Потому что эксплуатация... Корысть... Небескорыстны те, кому он служит.
БСС: Небескорыстны, да. То есть человек, он ожидает, во-первых, того, что его будут... его служение будет иметь плоды, то есть его будут прославлять, будут ценить те, кому он служит. Верно? Это первая вещь. То есть он отказывается от позиции слуги, поскольку лишен знания, находится в невежестве, но у преданных вроде бы с этим проблем нет. Или есть?.. И вторая причина заключается в том, что он в какой-то момент обнаруживает, что его господин небескорыстен, то есть тот, кому он служит, его близкие и так далее, они просто его используют.
00:53:17 Вот когда эта вещь с человеком происходит, то вот эта энергия, естественная божественная энергия санатана-дхармы, которая побуждает каждую дживу служить, она перестает течь, то есть она перестает пробуждаться в человеке, и человек начинает «засыхать». Все есть: семья есть, отношения есть, но, понимаете, появляется цинизм какой-то, появляется апатия и так далее. Почему? Потому что не работает даса-даса-анудаса. И что означает даса-даса-анудаса? Это означает, что я — даса, я служу прабху, но прабху — тоже даса. Да? А тот, кому он служит, он кто? Он прабху, да?.. Он тоже даса! А тот, которому он служит, он тоже даса... И так в конце концов все доходит до Кришны, который является...
Слушатель: Маха-дасой...
БСС: Слугой гопи.
Кому служат гопи?
00:54:16 Слушатель: А гопи тогда кому служат?
БСС: Гопи?.. Гопи — это Сама Шримати Радхарани. Шримати Радхарани, Она вдохновляет Кришну служить, Она вдохновляет Кришну творить, Она вдохновляет Кришну совершать подвиги, Она вдохновляет Кришну приходить в этот материальный мир. Кришна вдохновляется от Шримати Радхарани, почему? Потому что Шримати Радхарани — это Он Сам, это Его лучшая половина, да? Она Его вдохновляет. Мы знаем, что в этом мире этот идеал недостижим, но тем не менее он реализуется именно в духовном мире. Здесь в материальном мире очень редко можно встретить тех, чье служение пронизано вот этим духом бескорыстия. Поэтому Шрила Прабхупада говорил, что эти качества в материальном мире встречаются очень редко.
В чем милость учителя?
00:55:22 Так, в чем же ответ на вопрос, почему преданные... почему у преданного проявляется вот эта способность, вот эти качества, о которых Кришна здесь говорит? Оказывается, что это действительно происходит по милости духовного учителя. Но в чем заключается эта милость? То есть сейчас нам нужно это очень конкретно объяснить и записать, «высечь на скрижалях», чтобы вы это запомнили на всю жизнь. В чем заключается милость духовного учителя?
Слушатели: В том, что он бескорыстен.
БСС: Да, когда мы видим его бескорыстие, я соглашусь с этим. В этом заключатся милость духовного учителя, возможность увидеть его как слугу. Это та вещь, которую большинство из нас в упор не хотят понимать. Потому что когда мы отправляемся к духовному учителю, мы зачем к нему идем?
Слушатель: За помощью...
00:56:28 БСС: Кого мы видим в учителе? Господина. Мы видим того, кто... кому нужно оказывать почтение и так далее. Это верно. Но на самом деле, кому адресовано это почтение? Почтение адресовано слуге, совершенному слуге. Но если мы не увидели в своем учителе слугу, то как мы можем выразить почтение именно своему учителю как слуге, как ученику своего учителя? Как мы можем выразить почтение, если мы не видим его служения, не понимаем его служения?
00:57:13 Слушатели: Небескорыстно... Очень поверхностно.
БСС: Очень поверхностно. В этом, дорогие преданные, кроется глубинная причина того, почему парампара... разрывается связь с парампарой, разрывается, становится слабой. Потому что мы служим не слуге, мы служим господину. И это блокирует, прерывает, покрывает нашу санатана-дхарму — естественную способность служить. Эта способность становится очень искусственной, нам нужно её постоянно доставать откуда-то из ума своего, из философии, так или иначе убедить себя в том, что надо служить. Но ведь служение, эта вещь идет от Бога, она не идет от наших каких-то вот попыток сделать из себя искусственно что-то другое, чем мы не являемся.
Кто «сжигает» преданного?
00:58:07 Слушатель: Другими словам, когда преданные говорят: «Меня сожгли», сгореть невозможно, если есть вот это понимание.
БСС: Сгореть невозможно. Сто процентов.
Слушатель: «Сжечься» можно только тогда, когда преданный так воспринимает.
БСС: Когда преданного «сожгли», это означает, что преданный не служил, а выслуживался. Служить можно только тогда, когда вы служите осознанно, когда это ваше дело. Но когда вы выслуживаетесь, пытаетесь угодить господину, вот тогда можно «сгореть». И, к сожалению, мы имеем ситуацию, когда огромное количество преданных «сгорают». Почему? Потому что преданные не следуют процессу.
Слушатель: Не понимают процесса.
БСС: Не понимают процесса, который дан ачарьями, Шрилой Прабхупадой.
Так что, даса-даса-анудаса — это не просто красивая формулировка, это вполне такая вещь функциональная, которая, если она работает, то она делает человека счастливым и занятым. Если она не работает, то человек совершает религиозную деятельность, которая рано или поздно приводит к разочарованию. Так что у нас записано на «скрижалях»?
Слушатель: Я вижу в своем учителе слугу...
Источник удовлетворения духовного учителя
00:59:34 БСС: Мы должны увидеть служение, которое совершают наши авторитеты, старшие и так далее. И это делает нас сопричастными служению, делает наше служение осознанным, это позволяет нам перейти в ученическую позицию. Именно благодаря этому даршану мы можем перейти в ученическую позицию. То есть что это означает? Принять личную ответственностью за общество, принять личную ответственность за миссию санкиртаны. Не потому что мы хотим на кого-то произвести впечатление, так или иначе, «заработать очки в сознании Кришны» и так далее; «удовлетворить духовного учителя», вот в этом ложном смысле этого слова. Нет. Духовный учитель испытывает удовлетворение тогда, когда видит, что ученик занят в служении творчески, естественно, то есть это является его делом, тогда духовный учитель испытывает настоящее удовлетворение, а не тогда, когда мы пытаемся «его удовлетворить».
01:00:41 К вам подходит человек и говорит: «Можно вас удовлетворить?», вы смотрите на него и думаете: «Он что, ненормальный?» «Как мне вас удовлетворить?..» — вопрос. Вроде бы нормальный вопрос, «авторитетный», но это же ещё зависит от того, что под этим человек подразумевает. То есть когда нормальный человек задает этот вопрос, — что бывает, кстати, очень редко... в смысле не нормальный человек, а нормальный вопрос, — то он подразумевает, что... «Пожалуйста, поделитесь со мной своим пониманием, ученическим пониманием, что вас вдохновляет в сознании Кришны, то есть ради чего вы живете?»
01:01:28 То есть когда ученик задает этот вопрос духовному учителю, он вопрошает у духовного учителя о его ученическом настроении, о его богатстве, о его достоянии. И когда учитель слышит искренний вопрос, — то есть учитель как ученик слышит искренний вопрос — он начинает проповедовать, он начинает делиться тем, что находится в его сердце. И тогда ученик видит темперамент, видит эмоции, чувствует эмоции, чувствует искреннее желание его духовного учителя служить своему учителю, служить парампаре, служить Чайтанье Махапрабху; веру, получает даршан веры.
01:02:08 Именно благодаря тому, что люди общаются между собой, учитель и ученик общаются между собой, то есть один искренне вопрошает, другой отвечает, спрашивает и так далее, происходит обмен. И тогда возникает вот эта связь, которая образует отношения между учителем и учеником. Но что делает ненормальный вопрос? Что делает человек, подходящий с ненормальным вопросом? Он подразумевает: «Что мне сделать, чтобы вы были довольны?» И как можно ответить на этот вопрос? Можно человека просто обмануть, сказать: «Ну, сделай вот это». Те духовные учителя, которые так поступают, они, конечно, действуют ради блага, ну просто, чтобы человека вдохновить и так далее, но, если они это делают постоянно, то результатом является появление учеников, которые оказываются в иллюзии.
01:03:11 И кто от этого страдает, от этой иллюзии? Страдает духовный учитель, в первую очередь, почему? Потому что у учеников в итоге возникает очень глубокая неудовлетворенность в своем учителе; у них возникает чувство, что духовный учитель о них не заботится, что он принимает от них служение, но ничего взамен не дает. Это страшная вещь! Потому что дар духовного учителя заключается в пробуждении личности ученика, то есть дар гуру заключается в том, что ученик оживает как личность, он начинает... у него появляется желание делать какие-то замечательные вещи, у него появляется сила, у него появляется вот эта состоятельность внутренняя. Вот это признак того, что человек — ученик, что у него есть учитель.
01:04:03 Но когда мы отказываемся от ученичества, и вместо этого... подменяем это на присутствие учителя, на то, чтобы произвести впечатление на учителя, то тогда возникает вот этот результат. Накапливается неудовлетворенность, накапливаются неудачи, то есть человек становится неудачником. И кто виноват? Кто виноват?
Слушатели: Майя... Ученик...
БСС: Майя... Очень легкий ответ, главное, что все довольны — «Майя»... Виноватым в итоге оказывается духовный учитель, естественно. Кто-то же должен быть виноватым в моих проблемах.
01:04:49 Слушатель: Шрила Прабхупада говорил иногда: «Я вам очень благодарен, вы помогаете [неразборчиво]». То есть ученики же могут в таком настроении обращаться, что... удовлетворить именно в... «[неразборчиво] в том деле, которое вы делаете», вот это тогда я думаю [неразборчиво].
БСС: Когда ученик получает связь с делом учителя, и это становится его собственным делом, вот тогда учитель испытывает колоссальное удовлетворение! Когда учитель видит ученика, который занят в деятельности, которая его вдохновляет, творческой деятельности в сознании Кришны, он понимает: «Этот ученик спасен, он спасен от майи». Почему?
01:05:38 Потому что «служение Гауранге, служение моему гуру, служение всей парампаре стало его делом. И когда я уйду из этого мира, этот ученик останется, и он продолжит моё дело», вот, что приносит удовлетворение духовному учителю. А когда ученик все время «цепляется» за своего гуру, все время пытается его «удовлетворить» вот в этом негативном смысле этого слова, учитель смотрит на ученика, он понимает: «Этот человек просто на мне висит, он просто питается моей энергией. Но что будет, когда меня не станет? Что будет с его преданностью?»
Ученик безопасен для окружающих
01:06:23 Я говорю об этом по очень важной причине: я знаю, что... ну конечно, причин много, главная причина, что это — истина. Это истина, которую необходимо знать, и на которую нужно медитировать. Но с внешней точки зрения причина заключается в том, что, когда у преданного появляется вот это понимание, то он становится «безопасным» для окружающих — он избавляется от зависти. Кришна говорит: «Преданный не завидует». Но он что, совершенный, он что, святой? Да нет, он просто ученическую позицию принял. Все. Это означает, что человек избавился от зависти.
01:07:18 Слушатель: Он, другими словами, стал понимать, что есть общее дело, и все в этом общем деле участвуют, и он также в [неразборчиво], чтобы это общее дело развивалось, правильно?
БСС: Да. И он не обращает внимания на то, что у кого-то есть какие-то недостатки. Почему? Потому что на недостатки обращают внимание те, кто хочет выслужиться. А тот, кто служит, он понимает, что недостатки — это естественное состояние любого человека. Даже у святых можно найти недостатки. Даже у Самого Кришны можно найти недостатки! И у Него их столько, что мало не покажется! Кришна танцует с чужими женами в лесу — это вообще, понимаете, полный... недостаток. 16 000 жен... Кришна много раз обманывал; ворует масло... Чем Он только ни занимается!
01:08:14 Слушатель: С поля боя убежал...
БСС: Да, с поля боя убежал. Столько недостатков!.. Но когда мы задаем Кришне вопрос: «Кришна, Ты почему это делаешь?», и Кришна рассказывает, мы обнаруживаем, что за этим стоит любовь, за этим стоит дух служения. Кришна самый главный слуга. И тогда эти так называемые недостатки сразу превращаются в украшения. И в обществе преданных это очень серьезная проблема: мы ориентируемся на внешний лоск — люди хорошие должны быть, все улыбаются, все правильно поступают, никто, не дай Бог, ни-ни... все должно быть идеально. И когда у кого-то что-то возникает, — какие-то проблемы, да? — на этих людях сразу ставится крест. Почему? Потому что зависть не позволяет по-другому посмотреть на человека. Потому что я же не могу простить человеку, что он естественный, я же не могу ему этого простить. Потому что это ставит под вопрос мой собственный статус.
01:09:38 То есть человек должен обязательно «добить» другого, если тот проявляет какие-то недостатки. Если мы занимаем ученическую позицию, мы понимаем, что на любом пути есть какие-то слабости, какие-то вещи, и человек может отойти и так далее, и он для нас не дисквалифицируется, и мы будем вступать с ним в диалог, мы будем с ним обсуждать: «Как у тебя, что там? Давай, я твой друг по-прежнему, все преданные тебя ждут». То есть будет естественная связь, и человек, пройдя через это, он вернется и станет более сильным преданным, более устойчивым преданным, потому что за одного битого десять небитых дают.
01:10:16 А когда мы ударяемся вот в это понимание Cознания Кришны, такое искусственное понимание, такое внешнее понимание... самое неприятное в этом, что оно построено на зависти, и когда эта вещь есть, то отношения между преданными становятся очень колкими. Преданные друг друга все время «колят», они все время... они не могут вступать в естественные, искренние отношения; все время сравнивают и так далее, критикуют друг друга и так далее. Это присутствует. Почему? Потому что мы не следуем наставлениям этого стиха.
Трудности, происходившие в ИСККОН, — лила Шрилы Прабхупады
01:10:55 Слушатель: Когда Шрила Прабхупада, будучи святейшей личностью, сам находился на планете, то многие из его учеников не вступили в такие отношения с ним, и после его ухода они перестали чувствовать энтузиазм, хотя какая-то часть остались очень вдохновленными, они продолжают. И тогда можно сделать вывод, что недостаточно наличие суперквалифицированного духовного учителя, даже чтобы этот процесс состоялся, необходима определенная квалификация также и со стороны учеников. И вот как же тогда быть, если, например, нет тем более таких личностей, как Шрила Прабхупада, а мы... и даже те, кто его ученики, мы не имеем возможности с ними общаться регулярно, мы живёт вот, например, все сообща, в общине просто. Как же нам тогда быть, как нам такими стать, способными вступать вот в это общее дело, погружаться?
01:12:00 БСС: Об этом мы будем говорить завтра. Это я так, шучу, в общем. Смотрите, то, что произошло с ИСККОНом, вот эти сложности, которые были после ухода Шрилы Прабхупады — это лила Шрилы Прабхупады, которая показывает нам вот эту вещь, которую Шикшаштака прабху сейчас сказал, что большинство из последователей Шрилы Прабхупады, они... что они делали? Они, вместо того чтобы культивировать ученическую позицию, культивировали образ учителя. Ну, в смысле выслуживания, вот эту вещь. Шрила Прабхупада пытался этому противостоять, он создал Джи-Би-Си и так далее, но, в силу его особого могущества и харизматичности, это было очень сложно сделать для обусловленных душ, которые находили у него прибежище, это очень сложно.
01:12:52 Любой наставник это прекрасно знает, что когда человек приходит, он находится в такой беспомощной позиции: всё, что он может делать, он может просто «питаться» харизмой своего наставника, получать от него поддержку, как младенец, который питается молоком матери, и с этим ничего нельзя поделать, это естественная фаза развития, которая у некоторых затягивается на 10 лет, на 15 лет. У Шрилы Прабхупады просто элементарно не было времени, чтобы эту ситуацию изменить. Потому что для большинства людей 10–15 лет — это как раз то время, когда они заканчивают вот с этим «младенчеством» в сознании Кришны.
01:13:32 Поэтому когда Шрила Прабхупада ушел, то те преданные, которые... парадокс как раз именно в этом, что те преданные... большинство из тех преданных, которые были рядом с ним, именно у них были проблемы. А те преданные, которые не общались с Прабхупадой непосредственно, но восприняли его миссию дистанционно, они после его ухода возглавили Движение фактически. То есть это как раз и является иллюстрацией к теме, которую мы сейчас обсуждаем, что удовлетворять духовного учителя и непосредственно пытаться выслужиться перед ним — это совершенно разные вещи, хотя с точки зрения внешнего восприятия это может выглядеть очень похоже.
Наставления работают, когда их принимают
01:14:15 Вот, теперь то, что касательно главной темы. Это очевидно, я это наблюдаю повсюду, где... вот когда ты путешествуешь, проповедуешь, то ты видишь, как это проявляется. Когда приезжает какой-то лектор, проповедник, — все сразу сбегаются: «Вот приехал тот, кто что-то особенное с нами сделает». И если человек действительно дает такое вот ощущение харизматичности какой-то, дает вот это... подпитывает вот эти ожидания, то люди счастливы. Но когда этот человек уезжает, то они так оглядываются, смотрят: «Так тут, в общем-то... тут таких крутых-то нету больше. В окружении вершин не наблюдается», и они отправляются опять маяться туда, откуда они пришли, и ждут следующего приезда.
01:15:16 Это естественная вещь, она... я не критикую, это естественно для человека. Но любой из нас, кто это слушает сейчас, должен понимать, что это младенчество, и не может быть основой для настоящего счастья и прогресса в духовной жизни, потому что настоящий прогресс начинается тогда, когда мы начинаем следовать наставлениям, о которых Кришна здесь говорит, то есть принимаем ученическую позицию. Это сделать совсем несложно, это просто вопрос, как говорил Шрила Прабхупада, признания факта, принятия наставлений. Если мы принимает эти наставления, они работают. И может быть, завтра мы подробнее поговорим о том, как это проявляется в общине. Потому что человек не может обрести счастья в сознании Кришны, если он не принял ответственность за общину, за общество, которое находится вокруг него. Еще, пожалуйста, моменты... Да?
01:16:18 Вопрос: Можно привести пример такой вот позиции ученика... Правильно я понимаю, в книге Радханатхи Свами «Путешествие домой», его позиция, когда он постоянно в каждой ситуации спрашивал: «Для чего мне нужна эта ситуация, что я должен понять, что я должен сделать в этой ситуации?» То есть именно в этом позиция, правильно?
Ответ: Да, Шрила Радханатха Махарадж проявил эту позицию ученика, развивая общину Чоупати. Когда он писал эту книгу, в ней видно вот это умонастроение вайшнава. Фактически община Чоупати, она была... она создавалась, когда ИСККОН был в очень сложном положении. Фактически эта община была вне ИСККОНа, и Шрила Радханатха Махарадж не беспокоился на предмет того, что ему не на кого произвести впечатление. Ну, раз ИСККОНа нет, то на кого тут произведешь впечатление? Не на кого. Он просто понимал, что есть миссия Шрилы Прабхупады, есть миссия его духовных братьев, нужно... это его миссия и нужно просто её выполнять, и он выполнял эту миссию.
01:17:22 И когда появились преданные, когда начала работать, идти вот эта прана общинная, то ИСККОН понял, что это же замечательно, что Радханатха Махарадж авторитетен, что, всё, что он делает авторитетно, что это то, что хотел Шрила Прабхупада, община стала общиной ИСККОН, и теперь она лучшая община в ИСККОН. Почему? Потому что Радханатха Махарадж занимал ученическую позицию, никакого другого объяснения не существует. И не только он один, это вот как раз тот момент, который мы будем завтра обсуждать. То есть я ещё сделаю такое введение к этому разговору, что личностная позиция, опять же в одиночку ученическая позиция не проявляется, она проявляется в команде. То есть нельзя стать личностью, учеником в одиночку. Это вопрос имеет определенные тоже вещи, которые надо изучать и рассматривать. Еще что-то?
Сфокусироваться на видении
01:18:19 Вопрос: Мы, получается, должны фокусироваться не на личности, а на идее, правильно?
Ответ: В каком-то смысле, да, на идее. То есть на видении.
— Ну то есть путь, не те люди, которые ведут, потому что вести может кто угодно...
— Путь. Перед нами должен открыться путь. И когда он открывается перед нами — это и есть начало настоящей жизни.
01:18:50 Слушатель: То есть суть в том, что... на этом пути очень много-много народу, что именно ты именно понимаешь ценность всех, поэтому ты не можешь один... это неестественно одному быть совершенным, сразу же раскрывается сердце ко всем [неразборчиво].
Как понять, что Прабхупада здесь?
01:19:12 Слушатель: Это по поводу вопроса Шикшаштаки прабху, что вот эта идея, что Прабхупада когда ушел, как-то все вот так раз и упало. И такая есть тенденция, что мы и сейчас такое вот умом… все так и думают, что Прабхупады нет. А вот мы видим, что его нет, как понять тот путь, что Прабхупада здесь, и продолжать эту миссию вести, продолжать [неразборчиво], что является вот этой точкой соприкосновения [неразборчиво]? Приходит такое понимание, что Прабхупады нет. Как бы мы видим Прабхупаду, а вот кто с уверенностью скажет, что Прабхупада прямо здесь сейчас?
01:19:58 БСС: Прабхупада здесь, и это можно почувствовать тогда, когда мы понимаем, что делал Шрила Прабхупада. Когда мы понимаем, чем занимался Шрила Прабхупада, что вдохновляло его в жизни, в сознании Кришны; что вдохновляло его в служении своему духовному учителю, миссии ачарьев, миссии Чайтаньи Махапрабху, когда мы понимаем, кто такой Шрила Прабхупада как ученик, вот тогда у нас есть связь с Шрилой Прабхупадой, и тогда Прабхупада присутствует в той санге, где это реализуется, видение.
Суд над «Бхагавад-гитой»
01:20:34 Слушатель: [неразборчиво] рассказывал, что он даже на суде был в Томске.
БСС: Да, он был на суде...
— Можно поподробнее об этом.
БСС: Так, а сколько у нас времени?
Слушатель: [неразборчиво] сказал, что если до суда дойдет, то [неразборчиво] как-то так здесь проявилась естественно...
БСС: Вся естественность — в твоем присутствии здесь... Действительно, момент именно в этом, что... этот суд, который был затеян, он был затеян фактически в отношении Шрилы Прабхупады. И сам этот суд предоставил удивительный формат, которого раньше никогда не было, когда люди начали обсуждать учение Шрилы Прабхупады.
01:21:34 И когда было судебное заседание и судья читала выдержки Шрилы Прабхупады... а эксперты собрали его самые негативные выдержки, там где у него вот этот «зоопарк»: «верблюды», «ослы»... они всё это собрали в одном месте, представляете? И когда это читаешь, такое ощущение возникает, как будто Прабхупада, все что он делает, это просто ругает людей на чем свет стоит.
01:22:00 И представьте ситуацию: судья, то есть мантия... он стоит и зачитывает экспертное заключение, а там много-много страниц, и все они в цитатах Прабхупады. И вот он читает-читает-читает, и я просто смотрю, что происходит: люди, у них просто шеи вытягиваются, они начинают всё это слушать. И я тоже слушаю, и у меня такое ощущение, что Прабхупада проповедует. Прабхупада реально проповедует! Представляете? Люди... это вообще потрясающая вещь; это говорит судья, то есть человек, облеченный авторитетом в глазах тех, кто его слушает. Понимаете? И он говорит слова ачарьи, и люди проникаются этим, они действительно, у них просто вот... После того, как судья зачитала экспертное заключение, прокурорша что-то пыталась сказать, у нее даже слов не было, она пыталась что-то сказать — у нее руки тряслись, она не могла вообще ничего сказать. Настолько это было веско, настолько это было убедительно и авторитетно.
01:23:15 Слушатель: [неразборчиво]
БСС: Нет, это было в самом начале суда, когда она читала экспертное заключение. И вот этот процесс был действительно уникален. Почему? Потому что раньше, когда критиковали кришнаитов и учение Прабхупады, все делалось закулисно, подковерно. А теперь открытое было обвинение брошено, и люди начали слушать — в Интернете все выложили. Человек может зайти на судебный процесс и посмотреть, что говорит судья, что говорит защита, что говорит обвинение... Обвинение было просто позорным! То есть экспертиза, которую они сделали, первая экспертиза отказалась сама от себя, то есть эксперты отказались от своих [неразборчиво].
01:24:05 Вторая экспертиза, которая была сделана в Кемеровском университете (потому что томская интеллигенция отказалась вообще участвовать в этом позорном процессе), они заказали в Кемеровском университете — так эта экспертиза была ещё хуже! То есть там был один нормальный эксперт, который — религиовед — дал позитивное заключение об учении Шрилы Прабхупады, вдохновляющее, а два других эксперта, психолог и лингвист, они дали заключение негативное. Так вот эти два заключения были в точности копией друг друга, то есть они совпадали в точности до запятой (некоторые фразы отличались, потому что кто-то у кого-то несколько фраз записал).
01:24:42 То есть с юридической, с моральной точки зрения эти экспертизы вообще собой ничего не представляли (не говоря уже об их содержании). И поэтому это просто был позор для стороны обвинения... А на стороне защиты выступили самые лучшие, самые авторитетные ученые России — специалисты в области индуизма, философии — они дали свои экспертные заключения; то есть там такие вот папки экспертных заключений с разных университетов, институтов. Представляете? То есть ребята, наша защита, они просто, ЦОСКовская вот эта наша... наши преданные, которые там, они там потрудились просто удивительным образом, чтобы защитить «Бхагавад-гиту».
01:25:23 Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж прервал своё лечение, в Индии вместе с Гопалом Кришной Махараджем, они сделали просто чудо. То есть они смогли донести до индийской общественности то, что происходит. Это вызвало просто взрыв! Вы все знаете эту ситуацию.
01:25:38 То есть по утверждению индийских парламентариев, первый раз за всю историю индийского парламента в парламенте было единение: все выступили в защиту «Бхагавад-гиты», даже коммунисты. И когда эта информация о суде над «Бхагавад-гитой» проявилась там, то парламент был просто блокирован, работа парламенты была блокирована, то есть прекратился... и все только и делали, что возмущались судом над «Бхагавад-гитой». Все вылезло на высший дипломатический уровень. Вообще-то, конечно, это все игра была. Игра. Я, помню, как-то раз рассказывал эту лилу. Я рассказывал эту лилу, по-моему, на российском фестивале. Хотите я расскажу?
Слушатели: Да!
01:26:30 БСС: Лила, в принципе она есть в «Источнике» и вы её знаете. Когда был первый судебное заседание, начали поднимать эту тему с «зоопарком Шрилы Прабхупады», то там был даже не зоопарк, а был только один персонаж. Там на первом заседании, на котором я присутствовал, там люди обсуждали вопрос, почему Прабхупада называет именно ослами людей. А лингвист пытался объяснить: «Осел, понимаете, — он такой профессор, лингвист, — понимаете, осел — это тупое такое животное, которое ещё и упрямое плюс ко всему». Они сидят такие... его слушают... Я думал: «Что они прицепились к этому ослу именно? Почему именно осел?» И потом до меня дошло: «Это же на самом деле Дхенукасура!» Дхенукасура в нашей традиции обозначает... осел, дхенука, означает тупость в вопросах духовных истин... тупость и упрямство в вопросах духовных. Этот демон как раз напал на кого? На Балараму, на олицетворение всех гуру. И судебный процесс, на котором я присутствовал, он происходил как раз за день до явления Господа Баларамы.
01:27:45 То есть это было реальное нападение Дхенукасуры на самом деле. И он возмущался: «Чего это тут про меня говорят, Прабхупада про меня говорит постоянно?!» И дальше ситуация развивалась. Это была моя догадка такая, я в общем-то не придал особого значения, подумал: «Ну хорошо, посмотрим, что будет дальше». И вот дальше ситуация развивалась таким образом. То есть смотрите, когда была назначена вторая судебная экспертиза, то я думал, что судебный процесс будет длиться и закончится только в следующем году. Я дал себе такую... ну как сказать... проверка, что если судебный процесс закончится в этом году, то это будет ещё одним подтверждением, потому что это год осла, 2011-й год. То есть если они в этом году закончат, это означает, что не просто год осла ушел, а это означает, что Дхенукасура сдох, это будет конкретная вещь.
01:28:59 И — потрясающая вещь — то есть судебный процесс, они назначили судебный процесс, там проявился представитель по правам человека от президента, и из-за него судебный процесс перенесли, то есть он должен был ознакомиться с материалами дела. И я думал, что все — в следующем году. Но они назначили судебный процесс на предпоследний день. И на этом предпоследнем дне судья потерял вообще интерес к процессу, мы думали, что она уже приняла решение против «Бхагавад-гиты». Но в конце, когда все аргументы были высказаны, она просто прервала и сказала, что аргументы прокуратуры мы не принимаем. Все, то есть она приняла решение в пользу «Бхагавад-гиты», то есть это было сделано за день до Нового года, то есть буквально в последние дни Нового года...
01:29:48 Я размышлял о том, что же является причиной. Почему вот это все произошло, и с какого вообще перепуга Дхенукасура забрел в Томск? По идее ему надо нападать на Вриндаван, Томск далеко не Вриндаван. Что его понесло-то в Томск, в сибирский город? Когда я размышлял над этим, я вот эту вещь для себя понял, что... вот когда мы начали проект строительства вайшнавского поселения, — это был такой вызов — то Дхенукасура, похоже, привлекся, потому что на самом деле там в тот момент ощущалось присутствие Прабхупады, потому что это было его очень сокровенное неисполненное желание, чтобы преданные жили общиной, «Простая жизнь...» — вот эта вот вся вещь, которая для Шрилы Прабхупады очень важна. И мы чувствовали присутствие Прабхупады, там был экстаз какой-то. Мы строили вместе, работали, потом вечером воспевали, мы мечтали — это был настоящий духовный мир.
01:30:55 Слушатель: В баню по 30 человек ходили...
БСС: Ну, это само собой... И вот эта вещь очень сильно раззадорила наших «друзей», Дхенукасура прибежал туда, и если бы не было вот этой ситуации с Кандинкой, то есть разрушения дома, которое феэсбешники... они на самом деле оказались под влиянием вот этой проповеди сектоборцев, то есть люди просто оказались сбитыми с толку. Если бы не было этой ситуации с общиной, то не было бы процесса над «Бхагавад-гитой».
01:31:37 Это полностью соответствует самому сценарию лилы, потому что Дхенукасура нанес Балараме два удара. То есть первый удар Баладева стерпел, мы тоже стерпели, когда была вся эта ситуация с Кандинкой, то есть мы не защитили её фактически. И к чему это привело? Это привело к тому, что Дхенукасура ещё больше обозлился. То есть такая природа зла: если ему не давать отпор, оно просто набирает силу и становится ещё наглее. И они решили замахнуться на «Бхагавад-гиту», то есть Дхенукасура нанес второй удар. И вот когда уже второй раз он нанес удар, — это суд был над «Бхагавад-гитой» — тогда уже Баларама схватил его за ноги и начал раскручивать.
01:32:17 И вот это вращение Дхунукасуры, в результате которого он испустил дух, это было не что иное, как международный скандал, который возник. То есть по мере этого скандала Дхенукасура просто сдох. И следующая вещь, которая произошла после этого... Баларама куда Дхенукасуру запулил? На пальму. То есть позор тех, кто начал процесс над «Бхагавад-гитой», проявился на самом высоком дипломатическом уровне, то есть именно там это было все озвучено. То есть труп Дхенукасуры — он именно там на высоком дипломатическом уровне, и именно оттуда он свалился уже. Потому что когда был последний судебный процесс, то все понимали, что судья уже решение принял, то есть процесс был уже мертв, то есть Дхенукасура уже издох к этому моменту.
01:33:09 И очевидно, как это в России бывает, почему судья принял решение — потому что был звонок сверху: «Все, Дхенукасура сдох! Заканчивайте это безобразие», и судья, она такая как бы: «Ну все, ребята, дело закончено». Понимаете, вот это и игра, это полностью... вот эти аспекты присутствовали там... того что происходило. Поэтому мы должны понять, что ситуация, она трансцендентная, что это проявление было самого Шрилы Прабхупады с Господом Баларамой. И у этой лилы будет продолжение. Вы помните, что дальше было? Там же ослов много ещё бегает. И когда ослы увидели, что Дхенука мертв, они же принялись мстить. Они бросились уже на кого? На Кришну, правильно. Уже не на Балараму, Балараму они уже побаивались, они бросились на Кришну. Поэтому если эта лила имеет место быть, то мы увидим продолжение, потому что лила — это лила, её нужно доводить до конца.
01:34:19 Слушатель: То есть «Шримад-Бхагаватам» в следующий [неразборчиво]?
БСС: Посмотрим, как это проявится, увидим. Ну вот это то, что касается суда. То есть теперь, конечно, ситуация, она очень... она стала гораздо более прочной сильной, то есть после такого оглушительного удара, который нанесли, — потому что все остальные ослы, они же помельче — это уже будет гораздо сложнее людям говорить, что кришнаитов в Индии не признают. «Нет, в Индии никто не знает про кришнаитов, это такая выдуманная религия». После того как все индусы там объединились: и парламентарии, и правительство и президент, и премьер-министр, — все, кто только мог, высказали своё мнение, — кому теперь может в голову прийти... кто будет слушать теперь вот этих ослов, их, так сказать, крики ослиные, что кришнаиты неавторитетны и так далее? Это нереально.
01:35:20 И, соответственно, у нас будет возможность проповедовать сейчас, может, более спокойно. Но понимание заключается в том, что вот эти вот ослы, вот эти люди, которые олицетворяют невежество в вопросах духовной истины, демоническое упрямство в этом во всём, они фактически нападают на Движение Cознания Кришны не зря, потому что именно в этом Движении содержится философия, которая способна объединить общество.
Кто «автор» сектантского мировоззрения?
01:36:05 Я это говорю не потому, что я кришнаит, а просто по той причине, что мы можем попытаться найти в обществе хотя бы одно религиозное учение, — в мире вообще и в России в частности — которое признает легитимность всех остальных религий, то есть которое говорит, что Бог один у всех, только у Него разные имена, разные образы. Существует ли какая-то религия на планете — я обращаю внимание, не просто какое-нибудь имперсональное учение типа «Бог есть все», Он — имперсональный свет, который пронизывает и Индию, и Россию, поэтому Он один» — именно персоналистическое учение, которое говорит именно о Боге, у Которого есть имя и так далее, атрибуты?
01:37:03 Хотя бы одно учение, которое признает, что Бог один, просто у Него есть разные образы, разные имена. Никакой реакции. «Чего это он такое там говорит?» Наше общество разрушается сектантским мировоззрением. Единственная причина, уничтожающая наше общество, — это сектантское мировоззрение, и кто является создателем сектантского мировоззрения? Религиозные деятели. Вот именно они являются авторами сектантского мировоззрения.
01:37:55 Слушатель: То есть даже если в сознании Кришны есть такие люди с такими настроениями, то они могут разрушать и внутри, получается, да?
БСС: Да. Сектантское мировоззрение разрушает общину, поэтому у нас до сих пор нет развитых общин.
01:38:13 Слушатель: А что это значит?
БСС: Мы будем завтра, когда будем говорить об общинных вещах, то... ну сегодня более общее у нас такое обсуждение самих принципов. Я бы хотел первый итог подвести. Давайте... Вопрос, да?
01:38:31 Вопрос: Скажите, пожалуйста, а для Кандинки позитивное продолжение будет?
БСС: Мы насчет Кандинки пока не знаем, скорее всего, продолжение будет просто нам нужно решить вопрос с силовыми ребятами, из силовых министерств, с ними прийти к какому-то общему пониманию, потому что Дхенукасура их очень серьезно подставил, использовал, и, я думаю, они сейчас фуражки сняли и чешут, думают, что делать дальше. Потому что на самом деле ситуация сложилась для них очень неблагоприятно — а фактически опозорили страну, город. И теперь надо просто решить, что мы будем делать дальше, то есть как мы будем дальше вместе жить и что... Ну то есть надо как-то просто по-человечески ситуацию обсудить и прийти к общему видению, тогда будет понятно, что будет с проектом. И с проектами. Потому что после кандинской вот этой всей затеи в России начали происходить вот эти вот... начинания, преданные начали покупать землю и так далее, строиться. И очевидно, что если вопрос не будет решен, то наши социальные проекты, они будут под угрозой. То есть его надо решить с властями.
Подведение итогов
01:39:56 Слушатель: Итог?
БСС: Да. Я хотел, чтобы этот момент прозвучал. То есть мы завтра соберемся и знаете, что будет? Мы будем сидеть напротив друг друга, и вы будете на меня смотреть, как будто первый раз видите. Это я так, шучу, но есть доля правды в этом. То есть я бы хотел, чтобы у нас «сухой остаток» получился от сегодняшнего разговора, то есть о чем мы сегодня говорили. И какие-то важные моменты, которые мы записали...
01:40:28 Слушатель: [неразборчиво] внутренней энергии.
БСС: Громче говори, чтобы все слышали.
— Что «слуга слуги» — это проявление внутренней энергии, когда проявляется бескорыстие; и в отношении духовного учителя, мы должны видеть прежде всего это. Если это уходит, то всем становится пусто.
— Хорошо, спасибо. Еще какие-то моменты были сегодня? Да, матаджи?
01:41:05 Слушатель: Что служить можно только слуге, господину служить очень тяжело, невозможно фактически.
01:41:16 Слушатель: Милость духовного учителя — это проявление его бескорыстия.
— Бескорыстия или чего-то еще?
— Бескорыстного служения.
— В чем заключается милость духовного учителя по отношению к нам?
— Передает своё видение.
— Да, он открывает своё видение ученика, он открывает своё видение слуги, вот в этом его милость.
01:41:57 Слушатель: Еще такой момент, что слуга слуги слуги — это как бы поток такой, это служение служению просто, вот такой момент важный, что мы просто служим служению, которое идет откуда-то оттуда, с высшего источника заказ, и все слуги его выполняют, и я тоже к этим слугам присоединяюсь, тоже этот заказ выполняя.
БСС: Братство такое?
01:42:23 Слушатель: Еще мы говорили о том, что ученик должен взять на себя миссию гуру, чтобы гуру был удовлетворен, но...
— Не пытаться удовлетворить его искусственно, а именно через служение делу учителя. Что-то было ещё или все?
01:42:47 Слушатель: То что вот эти качества могут проявиться только, когда проявляется вот эта энергия внутренняя.
БСС: Ага, то есть мы говорили о том, что эти качества, которые здесь Кришна описывает, они могут быть даже у неофита, если он находится вот в этом... действует вот в этом понимании, в этой ситуации оказываясь, под влиянием внутренней энергии находится.
01:43:17 Слушатель: То есть получается, что ещё ученик должен [неразборчиво] нравственность культивировать в себе вдохновиться примером, делом духовного учителя [неразборчиво].
БСС: Сомнения есть, но... у нас какой-то момент уже прозвучал, каким образом сомнение изменяется, уничтожается у человека?
Слушатель: [неразборчиво]
БСС: Видим?
— Не видим, а вдохновляемся, когда он действует.
БСС: Когда он делает. Хорошо... Шримад «Бхагавад-гита», ки! Шрила Прабхупада, ки! Гоур-премананде! Спасибо!