Почему люди уходят из Храма
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:01 Пока подносят музыкальный инструмент, можно по прошлым лекциям начать задавать вопросы, чтобы нам время не терять. Какие-то, может возникли?
Харе Кришна – секта
00:00:16 – Моя мама считает, что Сознание Кришны – это секта и запрещает сюда ходить. Как ей объяснить?
– Я тоже считаю, что мы секта.
–
Она считает в плохом смысле этого слова.
–
Я тоже считаю это в плохом смысле.
00:00:30 Любая организация первую тысячу лет выглядит как секта. Любая. Может даже две тысячи, может даже три тысячи лет потому, что секта – это часть. И мы маленькая часть всех верующих людей на этой планете. Она абсолютно права. И что тут стыдного? Мы это маленькая часть.
00:00:55 – Она говорит, что все преданные сумасшедшие, Харе Кришна поют, с ума сходят.
00:00:59 – Я тоже считаю, что мы сумасшедшие. И поём Харе Кришна. Она считает, что [не разборчиво], вы тоже так считаете?
00:01:09 – Может быть, и продадите. Многие продают квартиру, уходят жить в храм. Так делают все верующие.
00:01:19 Нужно понять, что чем больше мы пытаемся строить из себя исключительных, великих, тем больше будет, в общем-то, таких обвинений. Секта – это часть. Мы не против этого. Мы – часть. Мы не рассчитываем, что все должны сегодня, так сказать, передумать о своих духовных предпочтениях, и принять Сознание Кришны как своё движение. Нет! Пусть христиане остаются христианами, мусульмане – мусульманами, буддисты – буддистами. Мы не против этого. Мы занимаемся проповедью неверующим людям, мы не занимаемся проповедью верующим людям.
00:02:02 – Она неверующая.
00:02:06 – И что? Вопрос-то в чём? Права она или нет? Она права.
00:02:12 – Что мне делать, если она мне запрещает сюда приходить, в храм ездить?
00:02:17 – Если она запрещает, и вы от неё зависите, тогда вы не должны ездить в храм. Если вы от неё не зависите, тогда вы можете делать то, что хотите. Это вопрос о зависимости. Мы не можем идти против этого мира. Если нам где-то запретили проводить фестиваль, мы его там не проводим. Мы бы могли туда сейчас всей толпой приехать, четыре тысячи человек, и сказать: всё равно здесь будет фестиваль, нам тут нравится, нам вообще нравится Красная площадь. Мы будем проводить свой фестиваль на Красной площади. Но правительство против и всё, и мы проводим там, где нам разрешили.
00:02:52 Поэтому мы зависимы. Поэтому, если вы зависимы от своих родителей, нужно слушаться своих родителей. Почему нет? Нужно слушаться, но всегда приходит время независимости. Когда вы начинаете работать, жить отдельно, кто вам может вообще что-то помешать? Вам не могут даже помешать биться головой об стену, если вы захотите биться головой об стену, можете биться сколько хотите. То же самое духовные предпочтения, кто вам может помешать? Тем более, что это внутренние вещи.
Насколько мы в действительности меняемся внутри?
00:03:23 Сектантское поведение – это когда мы думаем, что Сознание Кришны – это какие-то внешние вещи. Сознание Кришны – это внутреннее состояние, это мотивация, это моё отношение к миру, это моё восприятие реальности, это моё мировоззрение. И, в принципе, если мы не ведём себя агрессивно, например, никто даже не догадается, что у нас как-то поменялось мировоззрение.
00:03:49 Я встречаюсь со своими друзьями иногда, которых я 20 лет не видел, и они даже не догадываются иногда, что я стал кришнаитом, потому что я эти 20 лет провёл в Сознании Кришны. Никакой проблемы нету. Мы с ними общаемся, но когда мы живём вместе всё время, конечно, это всё видно. Конечно, это всё видно, поэтому, в общем-то, проверяет, насколько мы в действительности меняемся внутри, а не вовне. Потому что, если мы меняемся вовне, всех это будет нервировать, всех это будет раздражать. Внешние изменения очень опасны потому, что этот признак фанатичного изменения.
00:04:26 И поэтому мама права, в общем-то, и показывает нам, что мы излишне концентрируемся на внешнем. Это признак сектантства. Да?Мы излишне на внешнем концентрируемся. Мы думаем, что главный признак вайшнава – это дхоти, тилака, чётки в руках и то, что рано встаёт или ещё что-то. Это не главный признак вайшнава, главный признак вайшнава – это его сердце. Это его отношение с Кришной в сердце, его мировоззрение, это главный признак. А внешне оно может быть проявлено как угодно. Если время требует не проявление каких-то внешних вещей, значит, не надо проявлять.
00:05:03 Если вы служите в армии, то не нужно идти на пост в дхоти с чётками. Нет, нужно одевать военную форму, брать ружьё и идти на работу, охранять Родину. Если вы милиционер, то нужно одеваться в милицейскую форму, иметь милицейскую причёску. Такой будет странный милиционер с шикхой. Что делать? То есть мы должны учитывать время. Если мы идём на работу, то мы должны одеваться, как принято на этой работе одеваться. То есть нужно учитывать ту ситуацию, в которой мы находимся. Мы зависим от многих людей. Мы не можем быть просто независимыми в этом мире. Мы от чего-то зависим.
00:05:49 Мы зависим от погоды, мы зависим от денег, мы зависим от каких-то разрешений. Мы не можем просто взять и построить храм. Необходимо получить тысячу разрешений на то, чтоб его построить. Мы находимся в духовном движении, но мы находимся в духовном движении в материальном мире. Поэтому необходимо учитывать материальную реальность. Если мы её не учитываем, вот это есть фанатизм, это и есть сектантство. Поэтому нужно учитывать материальную реальность, нужно любить своих родителей ещё больше, чем вы их любили до Сознания Кришны. Нужно работать ещё лучше, чем работали до Сознания Кришны.
00:06:28 Нужно быть ещё более ответственными, чем вы были до Cознания Кришны. Если мы просто пытаемся что-то внешними факторами доказать, какие-то философские доводы объяснять, то конечно, это будет выглядеть странно. Тем более, что и так, так сказать, к нашей культуре ещё не привыкли, поэтому… Любое привыкание к культуре требует какого-то времени. Что делать? Привыкание – вещь, в общем-то, описанная в Ведах. Мы привыкли к какой-то музыке, но любую другую музыку мы уже не можем слушать. Если человек привык слушать рок, он попсу уже слушать не будет. Если человек привык слушать лёгкую музыку, то Баха сложно уже будет слушать.
00:07:11 У каждого свои предпочтения. И привыкание достаточно долго происходит. Так как мы также несём культуру, то эта культура тоже требует привыкания. И мы не можем её просто показать, и она всем понравится. Культура – это, в общем-то, внешние вещи. Это то, что вызывает вкус, привыкание, то, что действительно должно какое-то время проходить. Сколько должно времени пройти, чтобы мы к чему-то привыкли? Иногда тысячелетия проходит, чтобы какая-то культура стала привычной. Тысячелетия. Мы слишком торопимся. Помните, мы говорили, да, на первых лекциях. Мы излишне торопимся. И эта торопливость делает нас опасно выглядящими.
00:07:56 Тот, кто торопится, он всегда опасен, тот кто торопится. Если вы будете даже просто бежать, то вы будете опасны. Все будут от вас в сторону отходить. Если мы вдумчивы, если мы серьёзны, если мы пытаемся быть адекватными, если мы оцениваем время, место обстоятельство, если мы практичны, если мы стараемся понять, что у людей свои предпочтения, и мы не навязываем. Мы даём выбор. Духовный мир – это как шведский стол. И каждый что-то выбирает себе. Но повар не должен обижаться. Да, он сделал своё любимое блюдо, но кто-то его не выбрал, это любимое блюдо, что теперь, пойти застрелиться? Что теперь? Но мы навязываем одно блюдо. Думаем, всем должна нравится халава. Да не всем должно нравится халава.
00:08:45 Но бурфи то, точно должно всем понравится! Это не обязательно, что всем должно понравится бурфи. Кому-то вообще сладости не нравятся, кому-то вообще нравятся только солёные блюда, а кто-то от сладостей не может никак отвыкнуть. Поэтому, чем больше вот этого, в общем-то, фанатизма, тем больше давления, тем больше не вдохновения, как мы говорили, а больше напряжённости. И так как родители чувствуют напряжённость больше всех, они привыкли чувствовать напряжённость детей, это, в общем-то, функция родителей почувствовать у ребёнка какую-то напряжённость.
00:09:21 «Что с тобой, что случилось, что произошло, тебя обидели, двойку получил или что?». Родители сразу чувствуют напряжённость детей. Вот ваша мама почувствовала, что вы напряжены. Ещё не стали мудрецом. Это нужно признать, мы не мудрецы. Мы хотим стать мудрецами, но мы ещё не понимаем, что это такое. Мы хотим стать героями, но мы должны стать подвижниками, а не героями. Герой – это состояние двух минут. Это пошёл, со всеми поругался, что-нибудь совершил, вышел на Красную площадь, крикнул громко Харе Кришна! И всё... Потом арестовали, на 10 лет посадили, ну здорово конечно, герой. Герой это дело двух минут, а подвижник это дело всей жизни.
00:10:05 Поэтому не нужно быть героем, надо быть подвижником. И вот покуда мы герои, нас будут так вот немножко странно воспринимать, ну, что делать? Мы хотим быть героями, мы хотим быть героями. Это наш некоторый такой, наше осквернение страстью. Это страсть. Если уж делать что-то, то так, чтоб всем было плохо. Назло. Конечно, от этого проблемы возникают. Поэтому говорите маме, что я буду исправляться, буду меняться, буду стараться вести себя лучше, буду над этим работать. Думаю, маме это понравится, если вы с ней согласитесь, скажете, да, это моя проблема. Это не проблема всех.
00:10:49 Но если мы признаём, что это моя проблема, конкретно моя, то люди это понимают. Да, проблема, нам есть над чем работать. Мы не идеальны. И мы никогда не будем идеальными. В этом мире вообще нет идеальных. Только человек становится идеальным, он должен умереть и на Вайкунтху отправиться куда-то в этот же момент. А пока мы здесь, мы не идеальны. Поэтому будем не идеально себя вести, будем не идеально говорить, будем не идеально пахнуть, всё будет немножко не идеально. Ну что теперь? Ну, если он, так сказать, другие духи. Если не нравится, если эти бьют в нос кому-то, может действительно дешёвые духи. Поэтому фанатизм – это дешёвка.
00:11:32 Легко быть фанатом, это дешёвка, такой, знаете, «тройной» одеколон, как там, Заря или какой там, Красный Октябрь. Тройной одеколон просто. Нет, мы должны стать эстетами. То есть мы должны не поражать своим фанатизмом, своей упёртостью и наглостью, мы должны поражать своей глубиной, своей красотой. Мы должны действительно представлять Кришну. Тогда всем это понравится. Но это не может быть сразу, привыкание всё равно. Даже к самым вкусным вещам привыкание нужно, даже к самым вкусным. Сначала нужно распробовать, потом нужно посмотреть другие, не морщатся ли, потом понять, что это такое.
00:12:13 Когда люди первый раз пробуют гулаб-джамун, я всё время предупреждаю, рассказываю, что это такое, потому что какие только эффекты не возникают, гулаб-джамун – очень странный продукт. Одни думают, что это губка, а кто-то думает, что это шампиньон замоченый. У кого какие ассоциации возникают, нужно предупредить, что это, к чему это, а не просто вкус. Привыкание, какое-то время уходит на это, но когда человек привыкает, всё вкусно, жить без этого не может.
00:12:56 ом агйана-тимирандхасйа джнананджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намах
(Шри Гуру пранама)
00:13:04 шри-чаитанйа-мано-'бхиштам стхапитам йена бху-тале
свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам
(Шри Рупа пранама)
00:13:11 Ванча калпа тарубхьяш ча крипа синдхупья эва ча
патитанам паванебхье вайшнавебхье намо намаха
(Шри вайшнава пранама)
00:13:19 Джая Шри-Кришна-Чайтанья, Прабху-Нитьянанда
Шри-Адвайта Гададхара, Шривасади Гаура-Бхакта-Вринда
(Панча-таттва)
00:13:20 Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
(Маха-мантра)
00:13:35 Нама ом вишну-падайа кришна-прештхайа бху-тале
шримате бхактиведанта-свамин ити намине
намас те сарасвате деве гаура-вани-прачарине
нирвишеша-шунйавади-пашчатйа-деша-тарине
(Шрила Прабхупада пранати)
Абсолютная хитрость
00:13:47 Сегодняшняя небольшая тема будет основана на 36-м тексте 10-й главы.
dyūtaṁ chalayatām asmi
tejas tejasvinām aham
jayo ’smi vyavasāyo ’smi
sattvaṁ sattvavatām aham
00:14:04 Из всех видов мошенничества, Я – азартная игра, Я блеск всего, что поражает великолепием, я – победа, я – приключение, сила сильных.
00:14:18 Как раз у нас все азартные игры запретили, поэтому очень интересная тема. Материальный мир объясняется здесь, это мир мошенников. Все немножко хитрят. Все немножко мошенники, которые придумывают всевозможные азартные игры. Но постижение абсолютной истины, способной захватить намного больше, чем любая азартная игра.
00:14:46 Наш ум ни за что не согласен отказываться от материальных целей, но Кришна так устраивает нашу жизнь, что мы оказываемся вдруг настолько близко к нему, что уже не можем от этого отказаться. Настолько близко, вроде бы ничего не делаем, чтобы приблизиться к Кришне, вдруг раз, и настолько близко, что сами понять не можем: как это произошло, как я вообще здесь оказался. У всех наверное был такой момент, когда мы думали, а как вообще это произошло? Вроде бы и особенно усилий-то не прикладывал, не старался, уже всё.
00:15:26 Абсолютная истина включает в себя всё, а значит и абсолютную хитрость тоже. Для того, чтобы победить наш ум, одной абсолютной истины маловато, необходима ещё и абсолютная хитрость. Поэтому в духовности также присутствует это необъяснимый аспект - Кришна. Поэтому также во время падений Кришна остаётся вместе с нами и выстраивает ситуацию таким образом, чтобы мы получили такой опыт, который впоследствии поможет нам как можно быстрее к нему вернуться.
00:16:01 Кришна всё делает совершенным образом. И даже, когда мы падаем, то мы падаем вперёд. Вы замечали? То есть, если мы идём и спотыкаемся, то куда мы летим? Вперёд летим. Поэтому для Кришны нет никакой проблемы сделать наше падение движением вперёд. Это даже в жизни происходит. Упал, споткнулся, ещё пролетел. Я помню, когда занимался спортом, бегал в юности на 100 метров, то один раз я так разогнался, что где-то перед финишем, метров за пятнадцать, я споткнулся обо что-то, об кого-то я не знаю, там ничего не видишь, видишь только цель. Фанатизм в спорте, сплошной фанатизм, видишь только цель.
00:16:41 Я споткнулся, что в полёте, в кувырке преодолел препятствие. Разорвал ленточку, мне засчитали, причём победу, в полёте. Все были в ужасе. Особенно мой тренер. (Смех в зале) Потом все ещё меня каким-то хитрецом называли, обманщиком. Ничего, как-то выжил. В молодости вообще выживаемость повышенная. Если б я сейчас так упал (смеётся) вряд ли бы я уже встал когда-нибудь. Нормально в полёте победил. Поэтому да, мы иногда падаем, но Кришна, добрый. В этом, в общем-то, его защита, мы говорим, да, что Кришна защищает. Вчера мы говорили, что не обязан нас от наших последствий защищать, но он их так проявляет, что это также превращается в движение вперёд.
00:17:39 И мы иногда… даже падение, это ещё более быстрое движение вперёд. Так иногда можно так лететь, с такой скоростью, столько всего понять, пока летишь. Жизнь может пролететь перед глазами. Это похоже, в общем-то, то есть мы может быть и пытаемся от него уйти иногда, время от времени, но это похоже на такое блуждание по лесу. Мы можем изо всех сил бежать через лес, но в результате, оказываемся в той же самой точке. Возвращаемся туда же, откуда начали свой путь, Леший кружит, да. Но это не леший, это проявление эффекта сансары, ачарьи рассказывают. Везде должно увидеть это круговое движение. Вода кругом кружится, ветер кругом, всё, закручивает, закручивает, закручивает, сансара видна во всём, то есть всё закручивает, голова кружится всё время.
00:18:33 Всё закручивает, закручивает, закручивает. Один и тот же эффект. В этом мире всё кружится вокруг своей оси. И мы заняты тем же самым, бегаем вокруг всё время. Кружимся, кружимся, даже здесь колесо обозрения кружится всё время, чёртово колесо в действительности называется. Кружится. Так и во время падения, мы можем изо всех сил убегать от Кришны, но в действительности всё равно бежим прямо к нему. Заколдованное место. Духовная жизнь – это заколдованное место. Как ни убегай, всё равно к нему возвращаешься. Чем быстрее бежишь, тем быстрее к нему возвращаешься, и за это ему огромное спасибо. Побегал, побегал, убегал от Кришны, ну а что ж ты обратно вернулся? Ну, вот... Изо всех сил старался убежать. Но вернулся.
Почему пропадает желание быть в духовной организации
00:19:27 Мудрецы говорят, что есть несколько основных причин, почему у человека пропадает желания находиться в рамках духовной организации. Фактически, эти причины ничем не отличаются от причин, по которым люди уходят из современных организаций. Примерно те же самые причины.
Текучка кадров
00:19:45 Текучка кадров – основная проблема материального мира. Текучка кадров. Все всё время реинкарнируют, приходят, уходят, приходят, уходят.
00:19:58 Текучка кадров это и есть сансара, в принципе. Можно называть сансарой. Просто это переход из одного тела в другое тело. Мы не можем стоять на одном месте, нам надо постоянно двигаться, постоянно двигаться. Даже, если мы спим, мы и то не спокойно спим, постоянно переворачиваемся, переворачиваемся с одного бока на другой, с одного на другой. Сансара заставляет нас постоянно крутиться вокруг своей оси. Поэтому для того, чтобы остановить эту глобальную реинкарнацию, надо сначала перестать реинкарнировать в своей сегодняшней жизни.
00:20:32 Надо перестать менять семью, менять работу, менять город, менять друзей, менять философию, в конце концов, перестать менять духовную организацию. То есть остановиться. Остановиться. Если тенденция всё менять ещё наблюдается в нашей жизни, это плохой признак. Ачарьи говорят, плохой признак. Значит, реинкарнация ещё на нас действует. Если мне хочется всё менять, реинкарнация действует. Уже так хорошо эта жизнь может не закончиться. Уже всё это может в другую перейти.
00:21:03 Значит, мы ещё крутимся как юла вокруг своей собственной оси. Поэтому в духовной жизни есть садхана, регулируемая жизнь, которая включает концептуальные перемены, всё стабильно, всё стандартно, всё изо дня в день, из жизни в жизнь. Садхана – это когда я перестаю бегать вокруг себя, начинаю бегать вокруг Кришны. Уже не вокруг себя бегают, вокруг Кришны начинают бегать. Вот это духовная жизнь, вроде бы бегаю, но уже вокруг Кришны. Уже как-то поспокойнее. И объясняется, что первая причина, по которой люди уходят из организации, это настроение временности. Всё то же настроение временности – моё сознание знает, что я пришёл, чтобы уйти.
00:21:48 Очень интересное состояние сознания – я пришёл, чтобы уйти. Почему мы так хорошо и легко себя чувствуем во всём временном? Например, на воскресной программе, почему мы себя так легко чувствуем? Потому что в этом настроении есть элемент свободы. Мы пришли на воскресную программу, чтобы, в конце концов, с неё уйти домой. И это позволяет уму расслабиться и ничего не бояться. Ум расслаблен. Пришёл, ушёл, в любую минуту. Он знает, что как бы… ум знает, как бы не было сильно духовное влияние этой воскресной программы или что угодно, этого фестиваля.
00:22:25 Через пару часов, при первом же признаке голода или усталости, мы сразу уйдём домой, и вернёмся в своё изначальное положение, на свой диван. Мы знаем, диван, и он ждёт. Я пришёл, чтобы уйти. Я пришёл, я знаю, диван, я готов на какие-то аскезы, я готов терпеть девять дней, потерпим. Но это легко терпится, если диван меня ждёт. Если вам сейчас позвонят, скажут «дом сгорел», немногие здесь останутся, многие поедут восстанавливать диван. Как же, а куда теперь возвращаться? Всё.
00:23:03 Нужно возвращаться. Мы так спокойны потому, что мы пришли, чтобы уйти. И вот это настроение, вот эта временность – основная проблема, в общем-то, в нашей духовной жизни. Мы слишком временно всё воспринимаем. Поэтому до тех пор, пока я прихожу, чтобы вновь уйти, пока я не решил действительно остаться на всю жизнь, у меня сохраняется риск падения в любую секунду. Так говорят ачарьи. В любую секунду может произойти падение. Очень сильно отличается состояние сознания, если например, вы не просто пришли в храм на воскресную программу, а вы пришли с вещами в храм, чтобы там остаться жить на всю жизнь.
00:23:42 Совсем другое состояние сознания. Абсолютно другое. Так же и мы приехали на этот фестиваль, это одно настроение. Если б мы приехали на фестиваль, чтоб продолжить потом путешествовать со своим духовным учителем всю жизнь, без остановки, состояние сознания было бы совсем другое. И эффект был бы совсем другой. Погружение было бы совсем другое. Но мы приехали, чтобы уехать. Мы не приехали, чтобы остаться. Мы в духовную организацию так же приходим, чтоб посмотреть, подумать, уйти. Мы приходим, чтоб посмотреть.
00:24:19 Мы, фактически, не пришли. Как только я пришёл, чтобы остаться, это называется мадхьяма-адхикари. Если я пришёл, чтобы уйти, я ещё каништха-адхикари. Я ещё сижу и думаю, нормально, не нормально, надо мне, не нужно, какая от всего польза. Поэтому трактаты рекомендуют нам обмануть свой ум. Ум можно только обмануть, победить его практически невозможно. Он сильнее всех. Даже Арджуна отказался с ним сражаться, сразу же. Контроль ума? Нет, только не это. А мы великие йоги, мы пранаямой занимаемся, ум контролируем.
00:24:55 Арджуна отказался. Сказал: «нет, это не для меня, нужна какая-то хитрость, давай, Кришна, рассказывай другие, хитрые способы». Прямой контроль ума это точно… Арджуна, Гудакеша, который сон победил, который демонов всех победил. Это вообще, в общем-то, всех победил, себя победил, всех победил. Сказал:
- Ум контролировать? Извините. Пранаяма? Извините. Даже не буду заниматься. Даже пробовать не буду. Видеть в темноте, пожалуйста, но ум победить, нет. Арджуна в темноте видел, какая проблема. Никакой проблемы.
00:25:36 Простая идея, если я могу есть в темноте, почему я не могу работать в темноте. И Арджуна так подумал, могу есть в темноте, пойду стрелять в темноте, какие проблему, буду стрелять. Поэтому трактаты рекомендуют обмануть потому, что мы не всегда можем остаться жить в храме, да и не нужно всем там жить. Там места не хватит тем, кто там действительно должен жить. Мы не всегда можем отправиться в вечное путешествие со своим учителем. Конечно бы, хотелось, а куда такая толпа будет ездить, только мешаться. Как их всех прокормить?
00:26:12 Кажется, что войти в это состояние вечности невозможно, но как, как это сделать? В трактатах описывается, как это сделать. Можно войти в это состояние вечности. Трактаты рекомендуют думать о каждом дне, думать о каждом духовном действии, о каждом временном периоде, о каждом усилии, как о последнем. Очень интересное явление возникает. Очень необычное явление. Именно эта медитация позволяют нам войти в состояние вечности.
00:26:43 Такой парадокс возникает в сознании – как же так? Но это секрет йоги. Секрет духовной практики. Йога – это не способность прожить четыреста лет. Йога – это способность понимать, что сегодняшний день может быть последним днём моей жизни. Вот это йог. И тогда он начинает извлекать пользу из сегодняшнего дня. Извлеку я пользу из сегодняшнего дня или нет, зависит только от того, пришёл я в сегодняшний день, чтоб уйти, или я пришёл, чтобы в нём остаться. Вот в чём вопрос.
00:27:14 И как только я начинаю думать, что этот день для меня действительно может быть последним, я тут же могу преодолеть границу времени и оказаться в настроении вечности. Чудо происходит. Я попадаю в состояние вечности, а значит, мой духовный прогресс увеличивается в разы. Концептуально увеличивается. Я просто понимаю, что я пришёл не для того, чтобы опять уйти, я пришёл, чтобы на этом остановиться. Я пришёл, чтобы на этом остановиться. Но вся идея как раз и состоит в том, что несмотря на то, что я готов умереть прямо сегодня вечером, в действительности, это позволяет мне жить полноценной жизнью.
00:27:52 Вроде бы я готов, что это закончится прямо сейчас, именно это позволяет мне полностью всё взять от жизни. Полностью всё, каждую секунду, каждую долю секунды. Я вдруг начинаю каждую долю секунды духовно развиваться. Потому что я готов сегодня на этом остановиться. Это позволяет мне почувствовать вечность жизни, в этом секрет. Поэтому со стороны это непонятно. Те, кто со стороны смотрит на духовную организацию, они не могут это понять. С одной стороны, говорится о смерти, что мы не боимся говорить о смерти, что может произойти прямо сегодня.
00:28:29 Как же это связано с вечной жизнью? Именно так. Потому что, если я понимаю, что это может быть последний раз, тогда я попадаю в вечность. Тогда я начинаю брать вечное благо от того, с чем я соприкасаюсь. Если я надеюсь ещё на тридцать лет жизни, или на триста, или даже просто ещё на три года, или на три дня… а в трактатах говорится, что если я утром рассчитываю, что доживу до вечера, или вечером рассчитываю, что доживу до утра, то я нахожусь в глубочайшей иллюзии. В глубочайшей.
Мало кто хочет прийти чтобы остаться
00:29:07 Пока я прихожу, чтобы уйти, то есть мы пришли в сегодняшний день, чтобы из него уйти и завтра ещё раз прийти, я не могу извлекать благо из жизни. Не могу извлекать благо из духовного развития тоже. Всё моё служение поверхностное, временное, и я подвержен падению. «У меня ж столько возможностей, у меня столько вариантов, жизнь длинная, бесконечная». Поэтому ачарьи объясняют, что нужно заниматься преданным служением, как последним занятием в своей жизни. Как последнее занятие в своей жизни, то есть я готов умереть в своём служении.
00:29:42 Я готов на этом остановиться. Я готов на этом остановиться. Я готов умереть прямо на этой лекции. Страшно звучит. Кто-то готов, нет? Мы не готовы. Мы пришли, чтобы уйти, у нас следующая лекция через полтора часа. Поэтому благо минимальное. Благо минимальное потому, что мы не сосредоточены. Мой ум уже в другом месте, он уже ушёл. Моё тело пришло, а ум уже ушёл. Ум уже всё посетил. Ум уже за это время на море сходил. Да, нет? Уже сходил, уже пообедал, уже на рынок зашёл два раза, уже домой вернулся, про утюг вспомнил. Уже ум везде сходил. Почему? Потому, что я не пришёл, чтобы остаться.
00:30:32 Йога – это умение остаться. Йога – это умение оставить ум там, где он находится. Это йога. Умение оставить ум там, где он находится. Поэтому мы мантры повторяем. Мы учим ум оставаться там, где он находится. А что делает ум, все заметили? Ум всё время уходит, поэтому нет результата от мантр. Поэтому мантры дают такой маленький эффект, одну тысячную процента. Потому что ум всё время уходит, ум не в мантре, он уходит, просто уходит и всё. Он хлопает дверью, говорит: «мне на тебя, всё, наплевать мне» говорит. Я говорю: «я буду читать мантру», он говорит: «а мне всё равно»
00:31:05 Он говорит: я уже 10 лет мантру читаю. Он говорит: мне всё равно, что ты 10 лет читаешь мантру, я пошёл. Как ребёнок, его воспитываете, воспитываете, а он всё дальше от дома отходит. Всё позже возвращается. Вы замечали? Кажется, больше воспитываешь, должен больше дома сидеть. Куда там, ага. Всё дальше и дальше, всё дальше и дальше, дальше и дальше. На Востоке говорят, что дети находятся под влиянием Кету. Почему? Потому что Кету – это расставание.
00:31:36 Как бы родители ни хотели, чтобы ребёнок был рядом с ними, он всё равно однажды уходит и всё, просто уходит. Ничего не поделаешь. То есть мы рожаем, чтобы расстаться. Ничего не поделаешь. Поэтому сознание, оно должно научиться оставаться. Оно должно научиться оставаться в какой-то точке. Это не искусство смерти, это искусство настоящей жизни, это искусство погружения в жизнь. Мы говорим о смерти, чтоб погрузиться в жизни, вот в этом секрет духовной практики. Мы говорим о смерти, чтоб погрузиться в жизнь.
00:32:12 Почему человек опять попадает в процесс реинкарнации? Потому что он слишком поздно задумывается о смерти. Слишком поздно задумывается о временности жизни. Человек старается изо всех сил думать о жизни, как о чём-то постоянном. Но в результате, оказывается сам в непостоянном состоянии реинкарнации. Постоянно реинкарнирует, реинкарнирует. Поэтому, вспомните, как нас учил думать Шрила Прабхупада. Он учил нас думать об этой жизни, как о последней. Мы не просто должны знать, что эта жизнь последняя, и сразу успокоиться, «всё, жизнь последняя». Нет. Мы успокоимся, если будем думать об этой жизни, как о последней. Понимаете?
00:32:56 Немножко по-другому нужно разобраться. Как обычно думает преданный? Шрила Прабхупада сказал, что эта жизнь последняя. Всё нормально, живём, как хотим. Внимательно мантры повторяем, не внимательно, всё равно я в процессее в процессе, как-то вроде прасад в меня попадает, три раза в день, как вроде бы жизнь идёт, служба идёт, понимаете. Преданный спит, служба идёт. (Смеётся). Служба идёт. Нет. Шрила Прабхупада нас учил именно думать об этой жизни, как о последней. Что это значит? Всё, больше не будет вариантов что-то сделать.
00:33:33 Мы должны сосредоточиться на этой жизни. Мы должны осознать эту жизнь. Мы должны действительно понять, что это последний вариант, что мы должны полностью извлечь всё из того, что мы делаем в своём преданном служении. И это секрет духовной практики. Она позволяет так думать о жизни, что эта жизнь действительно становится последней. Если мы думаем, что этот день последней, то и вся жизнь будет последней. Если я думаю, что это лекция последняя, вся жизнь будет последней.
00:34:01 Если я думаю, что это мои последние шестнадцать кругов, вся жизнь моя будет последней. Но если я пришёл, чтобы уйти, если я просто зашёл посмотреть, жизнь будет вечной. Сансара. Вечность. Да всё нормально, умрём, родимся. Нет, жизнь должна действительно, наша последняя жизнь, стать точкой отправления в настоящую вечность.
00:34:24 На Востоке рассказывают историю интересную, о слуге-энтузиасте. Такая смешная история. У хозяина заболела голова, и он послал своего слугу принести ему из аптеки лекарства от головной боли. Слуга пошёл, слуга был хороший, такой энтузиаст-слуга. И он подумал, что одного лекарства будет недостаточно.
00:34:50 Поэтому он ещё назначил для хозяина встречу с врачом, по пути домой ещё посетил агента из похоронного бюро, и почти перед домом уже договорился о хорошем месте на кладбище. На всё это ушло много времени, когда слуга вернулся, то хозяин спросил:
- Где ты был так долго?
И слуга ответил:
- Господин, я всё устроил в лучшем виде, я сделал всё, я разумный, я сделал всё, как надо. Можете не беспокоиться. Лекарство купил, врач скоро придёт, вечером у вас встреча с агентом похоронного бюро, а вот план вашей могилы на кладбище. (Смех в зале). Голова наверное сразу прошла.
Ощущение собственной ненужности
00:35:38 Другая причина текучки в духовных организациях, это ощущение ненужности. А ненужность возникает тогда, когда руководитель считает своих подчинённых взаимозаменяемыми. Очень интересный момент. Очень хитрая вещь – взаимозаменяемость, сейчас я расскажу, что это такое. Взаимозаменяемые части. Говорится, нет ничего более опасного для организации, как лозунг «незаменимых нет». Это один из самых опасных лозунгов. С одной стороны, кажется, что это очень удобно, да? Но когда преданный умеет выполнять своё служение, он может в любой момент заменить любого другого преданного, кажется очень удобно, очень практично.
00:36:25 Это выгодно всем. Это очень похоже на выработку смиренного настроения. Очень похоже. Но в действительности, это может превратиться в прямой путь к жуткой текучке кадров. Просто к жуткой текучке кадров. Специалисты по кадровой политике говорят, что такое настроение «незаменимых нет» в коллективе приводит к текучке более пятидесяти процентов. Более пятидесяти процентов текучки возникает. Как можно вызвать чувство верности и стабильности в организации, которая считает своих сотрудников обыкновенными запчастями, то есть запчасть, причём взаимозаменяемая. В армии это называется пушечное мясо.
00:37:07 То есть бросили, ну, что делать, погибли. Новых бросим, ну, погибли, ну, новых бросим. Как можно своей жене сказать, что я ещё сто таких женщин в любое время себе найду? Нет. Муж должен что говорить жене? Самая прекрасная, самая неповторимая, нигде и никогда больше он такую не найдёт, да, нет? Говорят такое мужья? Иногда. Постоянно. Постоянно. Это только мужчина сказал. Женщины так в сомнении. То есть мужья думают, что они говорят.
00:37:48 Но в этом идея. То же самое жена должна говорить своему мужу. Не то, что «любой другой мужик может столько же получать, даже больше». Пока мы думаем, что нет никакой проблемы, что преданные уходят, что мы пойдём и проведём фестиваль, который вновь пополнит наши ряды новым пушечным мясом, мы не перейдём на стадию зрелости, мы так и останемся детским садиком во дворе научно-исследовательского института. Но в детском садике нет проблем, новых нарожаем, какая проблема, новые придут. Но будем из всех делать вундеркиндов, сразу же, вундеркиндов будем делать.
00:38:29 Несмотря на то, что душ бесконечное количество, каждая душа для Господа бесконечно дорога и неповторима. И пока это настроение не придёт в наше общество, мы будем бесконечно бороться с гуной материальной природы в виде текучки кадров. Так гуны проявляются – текучка кадров. Гуны ветер гоняют. Поэтому приходят все, уходят, уходя, уходят. Чехарда.
00:38:55 Этот коварный эффект текучки состоит в том, что она порождает новую текучку. Такое возникает движение, разряженное пространство. Если куда-то вода течь начинает, то вся вода вытечет, в конце концов. Всю воду за собой уведёт. Течёт, течёт, так просто не остановить. Люди уходят быстро, поэтому что появляется, какой эффект? Нет смысла тратить деньги на их обучение, нет смысла тратить вообще время на любую другую заботу, нет смысла вкладывать что-то в этого человека. И поскольку организация перестаёт вкладывать что-то в этого человека, ему легко с ней распрощаться. Так же легко становится и уйти.
00:39:40 Поэтому такую организацию легко узнать. Она требует от человека полного предания, но сама не собирается ничего в него вкладывать. Обязательно будет текучка кадров, причём пятьдесят процентов будет текучка, не меньше. Это называется организация взаимозаменяемого стиля, которая ради своей высокой цели перестала ценить своих сотрудников, когда все силы брошены на достижение цели за счёт сотрудников.
00:40:10 Но духовная организация, это немножко другая организация, это организация, имеющая одну из основных целей сохранение своих членов. Сохранение своих участников. Если цель какая-то другая, то она может легко реинкарнировать в обыкновенный колхоз, было такое явление колхоз, знаете, называлось. Цель которого в чём? Забрать у каждого колхозника всё его хозяйство, чтобы он зависел от колхоза и отдавал ему все свои силы. Помните, было такое? Это мы уже проходили в российской истории. Один из колхозов даже однажды в усмешку назвали «Колхоз Напрасный труд», всех посадили потом, правда, в тюрьму.
00:40:56 А самое интересное, что в организации с текучкой никому не выгодны сотрудники с неповторимыми качествами. Потому что потом их просто некем будет заменить, понимаете. То есть личности не нужны. Эффектные личности не нужны, особенные личности не нужны. На что их потом менять? Поэтому пропадает смысл в развитии, в обучении, в поддержке тех, кто становится необычными, яркими, успешными. Их не нужно поддерживать, на что их потом менять? Не на что менять.
00:41:29 Зачем нужен человек с замечательными качествами, если заменить такие качества потом будет очень сложно. Где потом такого же найдёшь? Вот это ощущение, что организация не видит в сотруднике ничего необычайного, то есть ничего особенного, вызывает у этого сотрудника чувство недооценённости. Я недооценён, я как личность не оценена. То есть никому не нужны мои личные качества, мои успехи, моё развитие, моя яркость, моя необычность. Как личность я не воспринимаем потому, что личность не нужна, личность потом не заменишь. Личность трудно заменить.
00:42:10 Поэтому Шрила Прабхупада так много говорил, что наша главная проблема – имперсонализм. Личность не нужна. Потому что личность трудно заменять. А детали легко – раз, и заменил и всё. Раз, заменил и всё. И это просто убивает желание что-то в себе менять, да и вообще что-то делать. Просто желание убивается на корню. И, в конце концов, видя, как все уходят, человек начинает задумываться, может со мной что-то не так, может я зря тут так долго вообще задерживаюсь, может надо делать как все, искать более тёплое место. Это же материальный мир, нужно всё время более тёплое место искать.
00:42:48 Так майя приходит, убивает духовность на корню. Происходит убийство духовности. Так, знаете, преданные часто считают, что успех приходит к тем, кто рано встаёт. Но этого мало. в трактатах ещё больше говорится, ещё дальше, это только первая часть объяснения. А дальше говорится, успех приходит к тем, кто не просто рано встаёт, а рано встаёт в хорошем настроении. Если человек рано встал в плохом настроении, весь день будет неуспешным. Толку никакого, можно опять спать ложиться – меньше горя будет. А если встал и сразу плохое настроение, пошёл со всеми ругаться тут же, человек пару кругов прочитал и всё, у него такой гнев, и пошёл просто всех искать и с ними ругаться. И поругался. Всё утро, потом весь день прогругался.
00:43:43 Ничего не происходит. Ну, как может быть у человека хорошее настроение, если он чувствует, что сегодня его могут легко заменить на кого-то другого? Легко могут заменить на кого-то другого. Винтик, просто винтик. Сегодня ты, нет, ты, а нет, ты. Зачем вообще что-то делать? Надо просто сидеть и ждать своей очереди «когда на меня покажут пальцем и скажут, где я должен находиться». Личностные качества уже не нужны. И мы превращаемся в роботов Харе Кришны, в роботов. Робот Харе Кришны. И люди это видят, и мы это видим.
00:44:22 И как только нам надоедает быть роботами – мы никому уже не нужны. Никому, потому что мы начинаем мешать. Мы слишком личностные становимся. А личность мешает, её не на кого заменить, не на кого заменить. Поэтому, если всё время готовиться средний пир, тот, кто может любой приготовить, то никто никогда не будет ругаться. Обыкновенный средний пир, как обычно. А если хороший повар один раз приготовит, а на следующий раз поставят плохенького повара, все будут ругаться «да что же вы делаете?» Правильно? Поэтому лучше всё время, чтоб было средненько.
00:45:00 У нас и в России было среднее образование. Всех на троечку, то есть троечка - нормально, всё-таки не двойка. Опасно личностные качества развивать, потому что на кого потом менять. А он начнёт что-то требовать, почувствует такую наглость, силу внутреннюю, да, чтобы выразить действительно успешность, что он действительно может это делать хорошо, и начнёт требовать себе зарплату, новые котлы, время, чтобы джапу прочитать, на парикраму в Индию, чтоб его послали. А не дадите, в другой храм перееду, и точно переедет. И переедет. Да. Понимаете?
00:45:42 А потому что там же в эту же ситуацию попали, тоже один раз кому-то разрешили что-то сделать хорошо. Им сделать хорошо, и теперь нужно новых поваров искать хороших. Не страшно я рассказываю, нет? Можно терпеть? Чтоб было не страшно. Постоянно пытаюсь систему понять, почему люди уходят. Потому что я, как личность, становлюсь опасен для всех потому, что я мешаю нормально, так сказать, жить. Потому что я создаю проблему потому, что всех нужно подтягивать к этой личности. То есть всех нужно тоже к успеху подтягивать, а это столько усилий, это не даёт мне возможность спокойно отдыхать в преданном служении.
00:46:27 Мне уже нужно всех развивать, над ними работать, заботиться о них, нужно бегать, нужно как-то подтягивать, каждый пир уже должен быть хороший, а не только один единственный на Джанмаштами. И то, столько бьёшься, потом такая каша получается, что вроде бы все блюда были хорошие, вкусные, потом перемешали, накидали в одну кучу, и повар самый грустный.
- Ну, как, вам понравились мои блюда?
- Ваша каша?
Нет, это искусство. Мало хорошо пир приготовить, нужно чтоб ещё был хороший раздатчик. То есть чпок к нему, чпок к нему, чпок, и всё, и вкус и желание пропадает. Не хочется, какой смысл делать хорошее блюдо, если потом из них кичари сделают «так лучше переварится».
00:47:21 У меня был один друг, и он брал так рукой и всё так, всю тарелку так переживал, так лучше перевариваться. И повар всегда грустный стоял, смотрел, как его блюдо просто…, ещё блендером надо. (Смех в зале). Не так просто. Поэтому, что говорят ачарьи. Ачарьи говорят интересную вещь. Ачарьи говорят, что мы должны плакать по тем, кто ушёл. Плакать по тем, кто ушёл, а не проклинать их вдогонку. Плакать по тем, кто ушёл, а не проклинать их вдогонку словами «больше не возвращайтесь». Вот это называется духовная организация, плакать по тем, кто ушёл.
00:48:02 Мы плачем только по Кришне, по его детям мы не плачем. Мы говорили, да, об этом, на прошлых лекциях, что у нас неполноценная вера, потому что мы в Бога верим, а в его энергии нет. Что в Бога верим, а в его энергии нет. Тоже самое здесь проявляется. Бог ушёл, да, это наше главное чувство. Чувство разлуки. Мы все в разлуке с Кришной, прямо слёзы текут. Но то, что пятьдесят процентов уходит, нас это не волнует вообще, вот тут мы не плачем, тут мы радуемся - так им и надо всем. Это другие преданные. Они не занимались преданным служением. У нас такое лёгкое объяснение. Они и не приходили в Сознание Кришны.
00:48:45 Это волк в овечьей шкуре. Очень легко оскорбить человека. Но мы оскорбляем энергию Кришны. Оскорбляем энергию Кришны. И все понимают. Если мы не плачем по ушедшим, то понимаем, что и по нам особенно никто не всплакнёт. Есть такое подозрение, что многие даже обрадуются. И ещё и напоследок пожелают гореть в аду и желательно на медленном. И ещё проведут на семинар «Как не надо делать и чем это заканчивается». На основе последней ситуации.
00:49:33 Уходящий человек, в действительности, показывает всем нам, что двери нашей организации не просто открыты, из них страшно дует. Наше сердце холодное, наше сердце ещё каменное. Мы готовы плакать по Кришне в показном порядке, но плакать друг о друге мы не готовы. Поэтому мы не организация ещё. Мы ещё не организация, мы ещё имперсоналисты. Мы собрались, чтобы вместе плакать по Кришне, но друг друга мы ещё не волнуем. Друг друга мы ещё не видим. Мы видим только Кришну. У нас очень такое зашоренное видение.
00:50:10 Мы видим только Кришну, а то что вокруг, остальные только мешают. Мешают мне даршан божеств получить. Есть такая индийская традиция, знаете, всё время мигрировать, всё время толкаться. Трудно в храме находиться, когда много индусов, они толкаются все, плакать. Больно, больно, мы просто аккуратно толкаемся, но то же самое происходит, мы видим только Кришну, мы других не замечаем. Пришёл, ушёл, какая нам разница, пришёл и ушёл. Где ты был, спросим, десять лет?
00:50:46 Это показывает, что двери нараспашку, что любой может прийти, уйти, что этот стиль «пришёл, чтобы уйти», он сохраняется. Это холодный ветер, это ветер непонимания, что в теле каждого живого существа находится душа и сверхдуша. Значит, мы ещё недалеко ушли, просто от второй главы Бхагават-гиты. Мы ещё просто не прошли вторую главу Бхагават-гиты. Нам кажется, это самая понятная глава. Это самая сложная глава, вторая глава Бхагават-гиты.
00:51:18 Потому что, если мы её поймём, мы начнём плакать по поводу тех, кто уходит. И мы будем плакать по поводу тех, кто к нам не может прийти. Шрила Прабхупада иногда, когда его везли на машине, он видел на остановке людей, которые едут на работу, и он просил, чтобы остановили, он просто стоял и плакал, глядя на эту остановку людей. Бедные люди, мы никак не можем им помочь. И так же, когда кто-то уходил, он также плакал. Как мы могли это допустить? Почему наши двери такие открытые? Почему в них так сильно дует, что выдувает аж людей? Как такое происходит?
00:51:57 Вот это понимание второй главы, поэтому Шрила Прабхупада очень много об этом говорит. Отличие души от тела, что в каждом теле есть душа, нужно эту душу увидеть. Это также частичка Бога. И мы должны плакать не только по Богу, но и по частичке Бога, по его душе. К вопросикам можно перейти. Пожалуйста.
Вопросы
00:52:29 (Вопрос из зала) Скажите пожалуйста, почему часто люди в имперсонализм уходят, в чём причина?
00:52:34 Мы не уходим в имперсонализм, мы из него выходим. В имперсонализм не уходят, из него выйти трудно. Мы все в нём. Просто мы можем какое-то время терпеть, можем какое-то время играть в эту игру – персонализм, любя Бога. Если любя Бога, мы не испытываем чувств вот этой, чувства разлуки с теми, кто от нас уходит, в виде живых существ, в виде частичек Бога, то это такой же имперсонализм, только ещё более изощрённый имперсонализм. Такой хитрый имперсонализм. Вроде бы я Бога люблю, но энергию Бога я не принимаю. Это извращённый имперсонализм, очень хитрый имперсонализм.
00:53:18 Поэтому никто никуда не уходит. Мы не можем выйти из имперсонализма, мы не можем из него выйти. Мы хотим, чтобы все были запчасти. Запчасть, запчасть, запчасть… Заменим, заменим, заменим… И потом, в конце концов, оказалось, что уже и заменять-то некем, некого. Всё. Текучка такая, что уже один остался. В принципе, удобно, сам делаешь, как себе нравится. Но это уже не организация, это уже эгоизм. Эгоизм. Так иллюзия побеждает, так иллюзия захватывает сердце. Оно просто не становится мягким. Просто не становится мягким.
00:54:14 (Вопрос из зала) Баланс между сохранением духовной традиции и размыванием духовной традиции , то есть имеется в виду, что … наследие Шрилы Прабхупады, да. То есть, как вот этот баланс.
00:54:28 Нужно отличать основные наставления, то есть принципы, и те идеи, которые дают возможность остальным принципам применяться в ситуации, во времени, в действии, в обстоятельствах. Есть основные вещи, которые не меняются, которые утверждены ачарьей, как основополагающие точки нашего духовного развития. И есть вторичные факторы, которые могут меняться от ситуации. Поэтому, если вот эти вторичные изменения не затрагивают первичные принципы, то это называется практичность.
00:55:02 Если затрагиваются первичные принципы, то тогда, может быть, опасность действительно размывания. Поэтому мы не меняем несущие стены, но обои можем менять. Обои можем менять. То есть главное приготовить прасад, а уже в какой кастрюле вы будете готовить, в бронзовой, в алюминиевой, я не знаю, в глиняном горшке, в принципе, уже всё равно. Никто даже не спросит. Кто-нибудь когда-нибудь спрашивал, а в какой кастрюле вы это готовили? Я за всю жизнь ни разу такого не спросил. (смеётся)
00:55:34 А главное, в общем-то, чтоб принцип остался, то есть вкусная, жареная картошка, и всё. А уже в чём там было приготовлено, ещё спросят, как приготовили, но в чём конкретно. Поэтому вот эти вторичные вещи, то есть быт, ещё что-то, много всего вторичного, в общем-то, духовность, она и состоит из маленького количества основных вещей и огромного количества сторичных. Огромного количества. Главное, не путать, что первично, что вторично. Для этого и существуют духовные учителя, ачарьи, мудрецы, которые следят, чтоб первичные вещи не уходили. Понимаете.
00:56:18 А уже вторичные, уже каждый дома ставит свой эксперимент. Каждый дома ставит свой эксперимент. То есть, в общем-то, главное – это сохранение своего правильного настроения, своего настроения служения Кришне. В общем-то, уже каким образом вы его будете сохранять, это каждый уже должен сам стараться. Уже каждый должен сам, тут есть первичные вещи, есть вторичные. Главное, это, в общем-то, выспаться. А уже головой куда, уже можно разобраться. Понимаете? На восток, на север, на запад, на юг, уже там, по ходу дела разберёмся.
00:57:01 Если сильно устал – везде восток. Если тебя интересует, где восток, ты просто не сильно устал. У меня здесь кто-то спросил:
- А где здесь восток?
- На территории фестиваля везде восток.
Не таскайте мебель, не пугайте людей. Тут и так все напуганы. Мы же… красавцы. Ещё мебель если всю перетащить.
00:57:41 Есть вещи первичные, есть вторичные. Есть первичные, есть вторичные, если мы их начинаем путать, думаем, что главное – восток, то, в конце концов, можем со всеми разругаться, нас больше звать не будут, на полу останутся следы от перетаскивания мебели, вряд ли это кому-то вообще понравится.
Чем мудрец отличается от глупца?
00:58:01 (Вопрос из зала) А как разобраться тогда, что вторично, что первично. Как разобраться?
00:58:05 Спросить. Спросить. Если я сомневаюсь, что первично, а что вторично, лучше спросить всегда. То есть мы в сомнении, всегда лучше спросить. Как мы говорили, что мудрец это тот, кто думает перед тем, как делает. А глупец это тот, кто думает, когда уже сделал. Вот и вся разница. Но и тот, и другой, в принципе, не знает как сделать, понимаете? Просто один думает до, а другой после, но оба не знают, как делать. Поэтому, вот я и не знаю, как делать, но если я мудрый, я иду и спрашиваю. Понимаете? А если я делаю, а уж потом буду спрашивать: что мне теперь делать с тем, что всё сломалось? Это уже глупость.
00:58:42 Поэтому и глупец, и мудрец по количеству знаний, в принципе, не отличаются. По стилю получения знаний отличаются, по стилю получения знаний. Поэтому стать мудрецом принципиально просто: нужно узнавать, как что-то сделать перед тем, как что-то сделать – это мудрец. Это не количество накопленной информации, нет. А то бы все знатоки были бы мудрецами. Они не мудрецы, они вон курят, как паровозы. Одного вообще недавно в тюрьму посадили. Кто-то мне рассказывал. Одного из «великих знатоков», в тюрьму, раз и всё.
00:59:25 Нет контроля чувств, то есть не контролируются. Поэтому прежде чем что-то сделать, нужно просто спросить у кого-то более спокойного. А как он стал таким? Он тоже у кого-то спросил в своё время перед тем, как сделать. И так как остался жив, может вам теперь рассказать, понимаете? Всё очень просто. Поэтому и говорится, что духовный путь – это лезвие бритвы. Почему? Поторопишься, порежешься. Мужчины поймут. Начинаешь торопиться – начинаешь резаться. Даже если она безопасная, всё равно порежешься. Надо спокойненько. Внимательно глядя в зеркало. А иначе будет страшно. Да во всём торопиться нельзя. Начнёшь сильно торопиться – будут проблемы. Поспешишь, вайшнавов насмешишь.
Ещё вопросики. До двух у нас, да?
Как лучше всего прогрессировать в духовной практике
01:00:31 (Вопрос из зала) Скажите, как лучше всего прогрессировать в сознании Кришны?А вот я как раз всю лекцию рассказал. А точнее? Что вас волнует? Чтобы лучше мантры повторять, …
01:00:48 Вот я как раз рассказывал, что если вы будете относиться к своим шестнадцати кругам, как к последним шестнадцати кругам в вашей жизни, и после них придёт Ямарадж, их уже слушает Ямарадж, вы будете их внимательно повторять. Спасибо. А когда мне делали операцию, я очень внимательно перед операцией повторял свои круги. Очень внимательно. Очень внимательно. Они повторились очень внимательно, очень внимательно. Но мы думаем, что мы завтра, у нас будет ещё шестнадцать кругов. Поэтому внимательность откладываем на завтра. Это не факт, что они будут.
01:01:36 Говорится, что путешествие вообще самое опасное время. Путешествие самое опасное время. Мы сейчас все в путешествии. Это самое опасное время. Поэтому, уж во время путешествия точно нужно очень внимательно повторять свои круги на всякий случай. Путешествие опасно, в Ведах так говорится. Объясняется. То есть это наше понимание, что действительно есть рождение, есть смерть, есть реинкарнации, есть сансары, есть круговорот, это даёт нам возможность понять, что мы должны действительно вкладываться в то, что мы делаем.
01:02:16 Мы должны вкладывать в это свою душу. Вкладывать. То есть не просто свои руки подкладывать, не просто «хенд мейд», душа должна быть в это вложена. Как это, «соул мейд»? (Смеётся) Душа должна быть в это вложена. Душа. Действительно, с пониманием, что Господь даёт нам милость, но эта милость находится во времени. Эта милость может легко закончиться. Легко, в любую секунду. Что это милость Господа. Да, вот эта возможность мантры повторять, но эта милость ещё здесь, в материальном мире. Поэтому она обладает временными характеристиками, временными. Если я это понимаю, я начинаю это ценить. А так как просто не ценю, я не ценю мантру, я не ценю возможность повторить свои шестнадцать кругов, а соответственно, я не ценю милость Господа. Значит, я и не ценю его самого. Понимаете? Надо это ценить.
01:03:21 (Вопрос из зала) А как правильно относиться к человеку, как к личности, на практике, например, к тем же [не разборчиво]
01:03:28 Нужно понимать, что можно навсегда потерять взаимоотношения с этой личностью. Нужно понимать, что отношения также временны. И я должен действовать так, чтобы не терять эти взаимоотношения. Я не должен думать, что это заменяемая личность, что найду себе ещё сто восемь друзей, найду ещё. Я должен понимать, что это навсегда. Называется верность. Навсегда, что если у меня есть взаимоотношения с этой личностью, то это навсегда. Если я понимаю, что это навсегда, то я и буду по-другому строить эти взаимоотношения. По-другому я буду строить, на другой основе.
01:04:11 Как люди летят вместе в самолёте или едут в автобусе, толкаются всё время, ругаются, оскорбляют друг друга: «отстаньте, отойдите, не мешайте, место уступите», и такое напряжение всё время – мы не хотим быть вместе, потому что мы понимаем, что это на пять минут. Но если нам вечно быть вместе, а мы будем вечно вместе потому, что мы преданны, нам никуда не деться. Мы будем вместе, теперь всегда. Не знаю, это радует или нет, но теперь всегда. И все, кто ушли, они всё равно вернуться и тоже будут вместе с нами. Мы будем все, все будем вместе, тогда совсем другое настроение. Совсем другое настроение, вечное настроение. Настроение вечности должно быть, вечности.
01:05:08 Совсем другое отношение. Совсем другое отношение. И вот тогда и разлука будет переживаться по-другому. Как ребёнок, то есть я должен помогать ребёнку так, чтобы он, в конце концов, он из дома не ушёл. Если [не разборчиво], что он из дома ушёл, что вы будете делать? У меня родители [не разборчиво], я взял тапочки, взял книжку Робинзон Крузо, первое было моё путешествие, и пошёл, пошёл. Пошёл, шёл, шёл, шёл, пока я не понял, что еда приходит не сама. (Смех в зале) Это было моё первое открытие реальности жизни. Я понял, что на улице нет холодильников. Я думал, что холодильник, он всегда где-то рядом должен быть, раньше думал. Говорил: «у меня холодильник». Единственный холодильник, который я знал, был у меня дома. Поэтому я опять вернулся домой, но мама с папой уже были серьёзными.
01:06:08 Ушёл [не разборчиво]. Взял тапки и ушёл. Ну, видно, что-то тянуло в путешествие. И стиль воспитания изменился. Стиль воспитания изменился. Поэтому, в общем-то, понимание личности – это всегда чувствование границ, это милосердие, теплота, это мягкое сердце. Это знание границ, через которые нельзя переступать. Это чувствование границ, через которые нельзя переступать. Понимаете? Чувствование границ.
01:06:48 (Вопрос из зала) Что делать самому, которому всё равно, что-то там, собрался мантру читать.
01:06:54 Ему изначально всё равно. Вйога-сутрах описывается, что медитация, это не концентрация на объекте. А медитация – это постоянное возвращение ума к объекту медитации. Поэтому все обычно сильно волнуются, что ум, вот уже 20 лет повторяю мантру, ум всё время куда-то уходит. Но в задачи медитации и не входит, чтобы ум там остался, потому что это уже завершение медитации. Это уже смысл медитации, это уже конечная точка медитации. Если ум там останется, то мы в эту точку войдём и исчезнем вообще с этой планеты.
01:07:27 Вошёл в точку и исчез, Где есть? В [не разборчиво] есть скала, кто там, Рама Кришна, не помню, и он просто шёл, медитировал на Вишну. Вместо Вишну - [не разборчиво], вместо Вишну, и он шёл, медитировал, и он не заметил, что скала, и он просто в скалу вошёл, а его посох остался. Посох не смог пройти. И там так это место осталось, и посох там на этом месте. Просто не заметил и ушёл. Вошёл в медитацию.
01:08:02 Пока мы в медитацию мы не вошли, у нас есть дети, жёны, дела здесь ещё. Мы ещё нужны здесь Кришне. У нас такая текучка, которую каждый на счету. Каждый, более-менее выживший и могущий двигаться на своих троих хотя бы, он чрезвычайно дорог всем нам, что мы и так не можем текучку остановить. Это главная проблема любой организации, текучку остановить. Понимаете? Нужно, знаете, как два крана, да? То есть в один-то кран стекает, но мы второй забыли закрыть. Из него всё время вытекает. В школе была такая задача, помните? И вот мы думаем, об этом кране, в который втекает, а об этом не думает, с которого всё вытекает. Его нужно сначала закрыть, тогда будет, ёмкость будет наполняться, да? Так было в задачке?
01:08:53 В этом идея, поэтому ум должен всё время, его нужно просто всё время возвращать. Просто всё время возвращать, и он будет нас мучить. Это задача ума. Ум – это мучитель. Ум – это не мой, так сказать, интуитив, ум – это, так сказать, не моя романтика, ум – это не моё, так сказать, счастье, что я этот мир как-то обдумываю, осознаю его. Ум это не функция счастья, ум – это тот, кто меня мучает. И он будет меня мучить. То есть вы ему будете говорить, что делать, он будет делать другое. И вы должны его будете возвращать, и он будет приходить и говорить: «Ты что думаешь, всё?». И опять уходить.
01:09:40 То есть он будет постоянно играть в эту игру. Постоянно играть в эту игру, постоянно, постоянно, постоянно. Пока этот процесс не закончится. А когда закончится, всё будет сразу понятно. Тут уже не нужно будет доказательств, поэтому медитация – это возвращение. Медитация это не когда я остановился, понимаете. Поэтому всё нас должно этому учить, поэтому культура нас этому учит. Выбрал жену, остановись на ней, выбрал работу – остановись на ней, выбрал преданное служение, остановись на нём, выбрал духовную организацию, остановись на этом. Просто остановись, успокойся.
01:10:17 Детей всё время «успокойся, успокойся, сядь, посиди». Бесполезно. Почему? Потому что это ум с ногами. Вместо головы просто ум. Ум с ножками, он бегает. Сначала он долго смотрит, как бегают другие очень нервно, а потом, когда ножки позволяют, он также убежал, и бегает. Поэтому мы должны остановиться, мы должны остановиться. Перестать перебегать, перебежчиками.., остановиться. Вот это медитация. То есть медитация – это моё желание остановиться. Я просто хочу остановиться, хочу остановиться на чём-то.
01:11:06 На фестивале это целая проблема. Испытание для ума. Кажется, что приехали ум успокоить, ага, успокоили. Ум успокоится, когда всё закончится, тогда всё понятно. А тут, что делать? Испытание наоборот. Выжить как-то успокоиться, определиться. Чтоб [не разборчиво] результат. Потому что, если я на чём-то успокоюсь, я получу в тысячу раз больше банк. В тысячу раз больше банк. Погружусь в это, погружусь, Как в аюрведе говорится, нужно долго пережёвывать пищу, долго. Не торопись следующий кусочек есть, он уже перед глазами. Но человек ест одно, уже глазами ест другое.
01:12:01 Говорится, что глаза это тоже рот. Поэтому нужно всё время прмывать, потому что больше мы едим глазами, чем ртом. Рот, он долго всё жуёт, это неудобно, а глазами можно… И они также, как рот кушают. Также устроены. Чавкают. Не чавкай глазами. Потому что наш ум так через глаза, ум через глаза чавкает. Ещё можно один, последний вопросик. У кого ближе микрофон, судьба.
01:12:50 (Вопрос из зала) Когда чувствуешь, что какой-то застой в духовной жизни происходит, то есть это и есть падение?
01:12:57 Вчера обсуждали. Были вчера на лекции? Я сказал вчера, что да, в общем-то, нам хочется на какое-то время отойти от активности. Хочется отойти и с одной стороны, это падение, но с другой стороны, если мы будем вести себя не греховно, а благородно, то это падение произойдёт с минимальными проблемами. Никто даже не заметит. Помните, да, вчерашнее, очень важно, что большинство наших падений, к сожалению, усилены. Усилены, понимаете, как например, можно падать с самолёта просто так, а можно падать с парашютом.
01:13:40 И вот культура – это умение с парашютом падать. Вроде тоже летишь вниз, но как-то не так, интересно. Да, даже так не интересно, так [не разборчиво]. То же самое культура, если я не грешу, если я не тупо лечу вниз головой, а стараясь ещё кого-нибудь убить, попасть в кого-нибудь точно, нет. Если я просто культурно падаю, культурно, аккуратненько, не совершая греха, ведя себя благородно, помогая людям, давая пожертвования, но просто мне не хочется ничего делать в духовной жизни. Ни [не разборчиво], просто ничего не хочется. Но я ничего не делаю греховного, никого не обвиняю, не критикую, понимаете. Никого.
01:14:26 Просто лечу и лечу. Просто живу. Живу, как хороший человек. То никто этого не заметит, и всё прекрасно закончится, тихонечко приземлился, походим, походим, обратно полезем. Всё будет нормально. Опять в самолёт. Не будет проблем. Но мы из этого делаем оскорбительное шоу, из всего этого. То есть мы падение превращаем в оскорбительное шоу. Поэтому другие тоже не должны людям мешать на парашюте падать, понимаете? Летит, летит, не нужно его трогать, летит, ему нравится, пусть полетает.
01:15:02 Пусть полетает, говорите с ним, как с нормальным человеком, не говорите с ним, как с падшим – «ну, что всё, да, всё, нажрался, напился, Прабхупаду скинул, гуру оскорбил, всё, в ад, почувствовал ад, дыхнул адом, серный запах почувствовал». Кому потом захочется обратно в самолёт. Никто не захочет. Человек отдыхает, всё нормально. То есть, как у человека, он на работе устал, пришёл лёг спать. Не нужно его тормошить и говорить: «Что, спишь? Спишь? Почувствовал запах тамаса, слюнки-то потекли. А, всё, в благости не можешь находиться, всё-таки уснул».
01:16:04 Дайте человеку выспаться, выспится, всё нормально. Укройте его лучше, проснётся, [не разборчиво] будет бегать, ничего страшного не случится. Но мы вот это всё усложняем, усложняем вот эти периоды. Мы утяжеляем, мы добиваем, добиваем. Не нужно добивать. Надо быть милосердным. Нужно наоборот человека вдохновить на благородную жизнь. Ничто не мешает делать добрые дела. Преданное служение это понятно, это движение вперёд, это рост, это могут быть трудности. Но быть так просто хорошим человеком тебе ничто не мешает.
01:16:41 Давай жить, как с хорошим человеком вместе, какая проблема. И всё, потом всё вернётся. Мы же говорили, как от Кришны не убегай, всё равно к нему прибежишь. [не разборчиво] в сознании Кришны. Но главное, трудности не строить. Ну побежал человек, не нужно ему [не разборчиво] выставлять. Побегает и вернётся. Зачем ещё за ним с дубинкой по лесу, быстрей беги. Может быстрей вернётся? Побегает, вернётся, куда денется? Где ещё халаву найдёшь? (Смех в зале) Халаву больше нигде не делают. Кришна знал, как наш ум зацепить. Всё есть, всё, а вот [?], да? [не разборчиво] (Смех в зале)
01:17:39 Читают мантру. Каждый день так будет…
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 15 October 2017