Сын Шивы
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
Преданность, лишённая знания
00:00:00 Итак, есть ли у вас какие-нибудь вопросы?
Вопрос [не очень разборчиво]: Я столкнулась с некоторым мнением, что, прежде чем начинать какое-то служение или быть в обществе преданных, ты должен изучать самбандха-гьяну, то есть ты должен как бы изучать науку, чтобы ты знал, кто ты, в отношении Господа. Но также я знаю и другие мнения. Преданные, которые передавали, что Гурудев говорил, например, что «я просто служил моему гуру Махараджу, и всё приходило». И вопрос - когда ты не находишься в обществе преданных, то стоит максимально сосредоточиться на служении или всё-таки находить время для вот этой самбандха-гьяны?
00:01:55 Бхакти Лалита ДиДи: Это очень хороший, важный вопрос, и его несколько раз задавали нашим учителям, нашей гуру-варги. И мы делаем ударение главным образом на севе, на активном служении. Наши гуру подчеркивают важность севы, они вдохновляют нас, прежде всего, на это. И через севу, они объясняют нам, что через севу постепенно и знание самбандхи проявится в нашем сердце, а также абхидея и прайоджана постепенно, шаг за шагом, через служение, всё явится в нашем сердце.
00:02:59 Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур говорил: «Не читайте слишком много книг». Но, конечно же, это не означает, что нам следует игнорировать лекции, утренние или вечерние лекции, где читается Чайтанья Чаритамрита, или что нам следует игнорировать возможности услышать слова от садху, когда они рассказывают о Кришне. То знание, которое поможет нам приблизиться к сознанию Кришны, и поможет нам достичь Cознание Кришны, мы принимаем это знание.
00:04:02 Часто распространено заблуждение по поводу природы гьяна-шунья-бхакти, что это означает гьяна-шунья-бхакти? Шрила Шридхар Махарадж иногда переводил это понятие как «преданность, лишённая знания». Но знание, на которое он ссылается в данном случае, это эмпирическое знание, теоретическое знание, знание, подобное знанию майявади, об имперсональном характере Абсолюта. Проповедникам при этом нужно обладать всеми этими различными видами знания, чтобы проповедник владел ситуацией и был в состоянии взаимодействовать с людьми на этих уровнях.
00:05:21 Но для нас, обычных практикующих, мы принимаем то знание, которое помогает нам в нашей практике, в обретении Сознания Кришны. Мы приходим на лекции, приходим на программы, слушаем лекции наших гуру, изучаем книги наших гуру. Поэтому это не ситуация, когда всё однозначно: черное и белое, «да» или «нет». Есть определённые области полутонов, и каждый, в соответствии со своей квалификацией, со своим уровнем, выбирает для себя тот или иной оттенок.
00:06:28 Но в целом, здоровый образ жизни преданного, преданных, включает в себя как свою часть регулярное чтение книг, рекомендованных нашими учителями. Обычно подразумевается свободное время, когда мы не заняты так сильно чем-то другим, мы можем читать какие-то книги, прежде всего, книги нашего матха, книги наших учителей. Но наши гуру подчёркивали важность активного и ответственного служения. Ведь служение, которое вознаграждает наибольшими плодами, это служение, в котором есть большая нужда. Шрила Гурудев рекомендовал нам принять то служение, что низошло к нам от гуру, от вайшнавов, и принять ответственность за это служение, в особенности, если речь идёт о чём-то очень важном, необходимом.
00:08:06 Поэтому я думаю, что в вашем случае речь должна идти о каком-то здоровом балансе, то есть принять для себя какой-то образ жизни, ежедневную практику, когда на первом месте находится ваше служение, ваша ответственность, но также ежедневной частью должна быть и ваша индивидуальная практика, ваша садхана, какое-то количество чтения. Бросаться в крайности в одну или в другую сторону, обычно до добра не доводит. Есть ли у нас ещё вопросы?
История о тигре, не посмевшем обидеть ребёнка
00:09:23 Вопрос. У меня был вопрос по поводу тигра. Вспомнилась история про младенчество Гурудева (Шрилы Бхакти Сундар Говинды Дев Госвами), когда его мама положила его перед тигром. Можно ли как-то подробнее про эту историю услышать?
00:10:00 Бхакти Лалита ДиДи: Я однажды спросила маму Гурудева об этом, потому что я занималась исследованиями, для того чтобы написать биографию Шрилы Гурудева. И она была очень доступна в общении. Мы в нашем матхе называли её с уважением Тхакурма (бабушка). Она жила в матхе практически большую часть своей взрослой жизни, вплоть до самых последних дней. И она объясняла, что они с мужем (её мужа звали Нитайпад Дас Адхикари) потеряли своего первого ребёнка, первый ребёнок погиб. Инициированное имя матери Гурудева — Тарангини Деви.
00:11:13 И, потеряв своего первого ребенка, они решили пойти и помолиться Бура-радж-Шиве в [Джалалпуре]. «Бура» означает старый, очень-очень старый, на бенгали. Это божество знаменито своей силой. Преданные отправлялись туда со всей Бенгалии, даже Шрила Шридхар Махарадж иногда заходил туда, предлагая цветы лотоса. Он находится примерно посередине между Хапанией и Бамунпарой, почти что в центре. И оба наших основных учителя, и Шрила Шридхар Махарадж, и Шрила Гурудев, проводили какие-то свои игры, связанные с этим храмом. И обычно во время гаура пурнимы, когда мы отправляемся в Хапанию, в Бамунпару каждый год под гаура пурниму мы посещаем этот храм.
00:12:48 Итак Тарангини Деви и Нитайпад Дас Адхикари отправились в этот храм помолиться Господу Шиве и просили его о том, что «пожалуйста, пошли нам своего сына, мы хотим, чтобы у нас родился твой сын». Они говорили: «У нас родился один сын, один ребенок, но он погиб. И сейчас мы хотим, чтобы у нас родился твой сын».
00:13:32 И так Шрила Гурудев был зачат и рожден, и в момент рождения Шрилы Гурудева Нитайпад Дас Адхикари был где-то в другом месте. В Индии — такова традиция — как правило, женщина рожает в обществе своей матери и других женщин, в окружении только женщин, находясь при этом в отдельном доме, отдельно от мужчин. Итак, Нитайпад Дасу Адхикари сообщили весть, что у него родился сын. Очень обрадовавшись, он отправился к божеству Бура-раджа-Шивы, сообщить ему о новостях, о том, что «твой сын родился у нас».
00:14:52 И Нитай, оказавшись в этом храме, как будто бы услышал какой-то звук голоса, или почувствовал какое-то вдохновение. Так или иначе, он получил ответ от Господа Шивы, который гласил: «Да, мой сын родился у вас, но уберите любые защитные знаки или амулеты с тела моего сына, он будет только под моей защитой». В Индии часто повязывают какие-то ниточки для защиты, какие-то особые знаки наносят на детей для их защиты. И Нитай был удивлен, потому что он не знал, что на ребенка уже нанесли все эти защитные знаки. Он немедленно отправился в Бамунпару и сказал своей семье, убрать все эти знаки.
00:16:23 И месяц спустя, когда наступило время, когда обычно женщина покидает дом, в котором рожала, и впервые выносит ребенка на улицу, они отправились вместе с новорожденным сыном, месячным сыном, чтобы представить его божеству Шивы.
00:17:00 И на обратном пути они встретились с тигром. Дорога проходила сквозь джунгли, и на обратной дороге они встретили тигра, который был прямо на их пути, прямо на дороге. И Тарангини Деви бесстрашно положила ребенка прямо перед тигром, сказав ему: «Хочешь забрать его? Попробуй». И тигр убежал. Он не мог обидеть сына Господа Шивы. И при рождении Гурудеву дали имя Дхарма Дас. И он был единственным ребёнком во всех близлежащих деревнях, на котором не было всех этих повязанных ниточек, защитных знаков и прочего. У него был вид, несущий благо всем, золотого цвета, очень красивый.
00:18:32 И наш Гурудев родился в семье гуру, то есть Нитайпад Дас Адхикари, он сам по себе был гуру в определённого рода сампрадае. Эта сампрадая берет своё начало от линии Нитьянанды и Вирачандры. Так называемая паривара, или семья, или духовная преемственность, берущая начало от Нитьянанды, Вирачандры, и до Вирачандры наверняка там должна была быть также и Джахнави Деви. И отец Гурудева, Нитайпад, был известным певцом, очень хорошим певцом киртании, который постоянно вел группы киртанов, песен. И поэтому Гурудев с детства слушал, как поются все эти песни Видьяпати, Чандидаса и другие. И его не пускали на эти собрания, ему не разрешали присутствовать вместе с другими взрослыми, но он прятался. Он прятался в бочке и тайным образом всё равно издалека слушал, и так он выучил все эти песни.
00:20:34 И когда его отец ушел из этого мира, группа киртана чувствовала огромную потерю. Они подумали: «Как же нам продолжать? Он был нашим лидером, как же мы теперь можем продолжать эти киртаны без него?» Неожиданно для всех вышел Шрила Гурудев, сын ушедшего певца и сказал: «Я знаю все эти песни, я могу всё спеть». Он был ещё довольно молод, и все несколько насторожились, потому что они-то его не видели на этих собраниях. И поэтому они удивились, когда они услышали великолепное пение Гурудева, потому что он, по природе своей, был отличным певцом, поэтому он мог очень хорошо, достоверно воспроизводить все тонкости мелодии, раги. Все были очень счастливы.
00:22:01 И, когда Шрила Гурудев пришел в матх и присоединился к Шриле Шридхару Махараджу, ему сказали «забыть обо всём этом». Речь идёт об этих песнях. И так он и сделал. Даже хотя у него была определённая привязанность с детства ко всем этим вайшнавским песням, что он слышал и пел в детстве, но он следовал указаниям своего гуру, и забыл обо всём этом. Это «расширенная» версия, включающая события «до» и события «после».
Не углубляйтесь слишком в прошлое гуру
00:22:58 У меня было служение — составить биографию Гурудева, и поэтому я задавала много вопросов, разбиралась во всех этих событиях, очень много спрашивала мать Гурудева, Тхакурма. И эта работа над созданием этой биографии проходит таким образом: я собрала всю основную информацию, создала таким образом фундамент этой биографии и все собранные материалы передала преданному из Америки Шобхана Кришне Прабху. Мы надеемся, что это будет совместный проект, в который каждый сможет сделать свой вклад, и мы не спешим; не спешим с завершением этой большой работы.
00:24:17 Когда преданные ИСККОН создавали книгу о жизни Шрилы Прабхупады, (известная Прабхупада-Лиламрита), то, в рамках создания этой книги, они приходили к Шриле Шридхару Махараджу и задавали много вопросов. И Шрила Шридхар Махарадж давал им определённый совет касательно биографии их гуру. Он сказал: «Не углубляйтесь слишком далеко в его лилы, игры до Cознания Кришны. Опишите что-то в общих чертах. Но очень коротко. То есть не делайте ударения, не описывайте слишком подробно его рождение, его детство, его жизнь до Cознания Кришны».
00:25:31 И это совершенно нормальное, обычное наставление, мы стараемся следовать этому совету во всём, и, в том числе, при написании биографии нашего Гурудева. Поэтому — что же делать со столь чудесными событиями, связанными с рождением Гурудева, например? Мы решили, что нужно сдерживать себя, не приходить в слишком большое возбуждение от всех этих игр, но описать их очень сдержанным, кратким образом, чтобы не подчёркивать в слишком большой степени якобы важность этого.
00:26:39 Потому что некоторые преданные начинают в это слишком углубляться, и тогда они думают, что «значит нам надо уделять какое-то особое, совершенно особое почтение Шиве» и так далее. Эти преданные в каком-то смысле уходят с правильных рельсов, уходят с правильного пути. Поэтому мы подходим к этому вопросу с большим здравомыслием, рассуждаем здраво.
00:27:24 Также мы слышали о божествах, которые установлены в нашем храме, потому что сейчас в месте явления нашего Гурудева, в Бамунпаре есть этот храм, и там установлены эти божества Радха Гопинатх. Но ранее эти божества были установлены в семье, в доме Шрилы Гурудева. Эти божества изначально, говорят, были установлены самим Нитьянандой или Вирачандрой. И таким образом, эта семья, история этой семьи, история этих божеств, разумеется, началась ещё с тех времён, со времён Нитьянанды Прабху и Вирачандры Прабху, и история этой семьи также с тех пор идёт и передаётся из поколения в поколение. И говорят также, что раньше фамилия этой семьи была изменена Нитьянандой. Если ныне, как в случае Нитайпад Дас Адхикари, их нынешнее имя, но ранее их фамилия была иной: Чатарджи; но Нитьянанда изменил её.
00:29:13 И все эти истории мы воспринимаем с лёгким сомнением. Гурудев обычно рассказывал так, говорил так: «Ну, мне рассказывали вот так. Вот так говорят у нас в семье». Никто не может сказать, насколько это достоверно, поэтому мы не хотим делать достоянием публичности все эти сведения. Поэтому мы осторожны и трезво подходим ко всем этим вопросам. Есть ли ещё вопросы?
Как научиться задавать правильные вопросы?
00:30:05 Вопрос: Говорят, что мы должны задавать вопросы духовному учителю. Но иногда мы не знаем, о чём спрашивать. Как научиться задавать правильные вопросы?
00:30:34 Бхакти Лалита ДиДи: Я слышала на самом деле обе версии: что следует задавать вопросы духовному учителю, и что не следует задавать вопросы духовному учителю. Поэтому всё должно зависеть от вас и вашей потребности. Если у вас есть вопрос, который беспокоит вас, который поможет вам получить правильное духовное представление о реальности, и поможет вам в вашем дальнейшем продвижении, в вашем развитии, в этом случае следует задать его.
00:31:15 И в процессе своей духовной практики, естественным образом вы можете натолкнуться на определённые вопросы. Но не нужно пытаться что-то выдумывать, придумывать какие-то вопросы, чтобы узнать что-то из любопытства или задать вопрос просто потому что якобы положено.
00:31:46 Однажды к Шриле Шридхару Махараджу пришли преданные из западного мира, последователи Шрилы А.Ч. Бхакти веданты Свами Прабхупады. Это было в первые дни сразу после ухода Шрилы Прабхупады. Кто-то из них задавал вопросы просто как из пулемёта: один вопрос за другим, за другим, за другим. И наконец Шрила Шридхар Махарадж сказал: «Я не справочное бюро». И все были удивлены, что Шрила Шридхар Махарадж произнёс такие слова, и погрузились в молчание.
00:32:59 Поэтому всё должно быть соразмерно нашей духовной потребности, вашим потребностям в служении. Мы можем многому научиться у наших духовных братьев и духовных сестёр. И мы учимся, просто живя. Сама жизнь преподносит нам много уроков. Если мы в хорошем обществе, то мы всегда будем учиться.
00:33:38 И, что интересно, Шрила Шридхар Махарадж говорил, что для нас наиболее благоприятное общение — это не вайшнавы наивысшего уровня, не общение с высочайшего уровня уттама-адхикари, парамахамса-вайшнавами. Но, Шрила Шридхар Махарадж говорил, что самое лучшее общение для нас — это общение с теми, кто чуть-чуть выше нас. Даже если самую каплю. Лишь чуть-чуть выше вас. Потому что с ними вам легче найти общий язык. Вы можете почувствовать свою связь с ними, вы можете почувствовать, что вы на самом деле, по большому счёту, в одной ситуации, как бы на одной частоте, на одной волне. Когда мы общаемся с кем-то, с кем мы более-менее на одном уровне, но этот второй всё-таки выше нас, тогда мы можем извлечь из этого общения максимум блага.
00:35:14 Если мы общаемся с кем-то, кто находится выше, чем мы способны постичь, чем мы способны понять, то мы, вероятно, будем не в состоянии понять всё, что они говорят, и всё, что они делают, и почему они делают то, что они делают; и это не принесёт нам слишком большого блага. Они могут быть просто слишком высоки для нас. И я для себя была очень удивлена, услышав это, и поняла, что это очень полезный совет. Потому что парамахамса-вайшнавы, они могут быть на очень высоком уровне, и иногда мы можем просто не понять, что они пытаются нам дать, чему они пытаются нас научить; слишком большой разрыв между нами и их положением.
00:36:48 И, живя вместе со Шрилой Гурудевом, в его обществе, я часто наблюдала это и на практике. Мне часто приходилось отправляться к Шриле Госвами Махараджу или к кому-то ещё из опытных преданных, прося их объяснить, а что сейчас сказал Гурудев? Что это означает? Почему он так поступил? И так я получила очень большую помощь от более старших преданных, от более старших санньяси, таких как Мадхусудан Махарадж и другие. Они помогли мне понять, о чём говорит Гурудев, чего он хочет? Почему он поступает именно таким образом?
Может быть, ещё вопросы? На один ещё есть время.
История о том, как Говинда Махарадж вылечил Шридхара Махараджа от головной боли
00:38:15 Вопрос, неразборчиво: Вот вы говорили, что мы не придаём большого значения событиям из жизни Гурудева, не связанным с сознанием Кришны, но, имела ли значение его связь с Шивой, например то, что он стал личным врачом и лечил Шрилу Шридхара Махараджа?
00:39:52 Бхакти Лалита ДиДи: Да, эта история, связанная со здоровьем Шрилы Шридхара Махараджа, и как Гурудев стал его врачом. Шрила Шридхар Махарадж страдал от ужасной мигрени, ужасные головные боли. И у Гурудева было хобби. Он занимался гомеопатией в качестве хобби, изучал её, иногда практиковал, помогал различным преданным, и иногда помогал и Шриле Шридхару Махараджу.
00:40:21 Но, конечно же, Гурудев полагался больше на врачей, и поэтому он вызывал различных врачей с просьбой, чтобы они помогли Шриле Шридхару Махараджу избавиться от этой мигрени, головной боли. Но ничто не помогало. И Шрила Гурудев рассказывал, что однажды он был в душе и в это время громоподобный голос раздался и произнёс название лекарства: «Калифас». И он понял, что это то самое лекарство, которое необходимо Шриле Гуру Махараджу; он распорядился, чтобы ему дали это лекарство, и головные боли прошли.
00:41:22 И я помню, как Гурудев рассказывал, что он считает, что это пришло к нему по милости Господа Шивы. Только эта маленькая, короткая история.