Знание не дает права оскорблять
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:01:00 Какие то вопросы по вчерашней лекции может быть ещё остались? Мы начали очень серьезную тему. Сам семинар называется «Опасные игры в духовность». И как мы вчера обсуждали вечером достаточно часто мы заигрываемся, хотя в начале это игра достаточно приемлемое явление. Мы говорили о том, что дети сначала всегда играют. Но должен наступать этап взросления, когда то мы должны становится взрослыми и это не должно затягиваться. Как дети должны пойти в школу однажды, так и мы однажды стать серьезными должны взять на себя ответственность за то, что нам оставил Шрила Прабхупада.
00:01:52 Поэтому мы учимся на этом семинаре не заигрываться, иначе происходит депрессия, духовная депрессия. Преданные расстраиваются, думают, что есть какая-то разница между жизнью и сознанием Кришны. Он видит фестиваль, потом видит свою жизнь после фестиваля и думает: «Да, большая разница». Не должно быть разницы, это должно быть жизнью, Cознание Кришны, должно быть нашей жизнью. Не должно быть какой-то большой разницы. Конечно всегда в любви есть углубления какие-то, какие-то всплески, но она не должна пропадать. Мы не должны приезжать домой и думать: «Ну все, Cознание Кришны закончилось. Здравствуй дом родной, прощай фестиваль, до свидания, до новых встреч». Нет! Это не должно быть прощанием, это должен быть переход от одного Cознания Кришны к другому сознанию Кришны. Оно немножко будет отличаться конечно в разных ситуациях, в разном месте, разных обстоятельствах оно обретает какой-то свой оттенок, Кришна бесконечен, Он бесконечно разнообразен. Поэтому на фестивалях один оттенок, дома у Cознания Кришны может быть другой оттенок, но это должно быть Cознание Кришны, никак иначе. Если этого нет, значит мы играем, значит есть какая-то игра, приехали, собрались, поиграли. А потом игра закончилась. И мы отъезжаем от фестиваля и через 50 километров уже это кажется сказкой, красивой сказкой, замечательной, но не из нашей жизни.
Самокритика и самооправдание
00:04:08 Как сделать так,чтобы самооправдание не переходило в самобичевание? Ну да, они в принципе всегда вместе идут как-то так. То одно, то другое, какие-то крайности. Вот эта в общем-то концепция самокритики, да, то, о чем в общем-то вопрос. Самокритика хорошая вещь в общем-то, на ней построено наше развитие. Когда я вижу, как мы говорили, мы видим свою игру, хотим выйти из нее и вот она самокритика. Не нужно критиковать других, нужно критиковать себя. Когда мы критикуем других, мы совершаем апарадху. Почему? Потому что мы не видим сердце другого человека. Только Кришна видит сердце, так как он находится в этом сердце. Мы не видим сердца.
00:04:52 Как мы можем понять, что происходит в жизни этого человека, почему он совершает тот или иной поступок. Поступки не всегда черно белые. Не всегда этот поступок однозначно хороший, этот поступок однозначно плохой. В каждом поступке есть плюсы и минусы. Когда человек совершает какой-то поступок, то для одних это благо, а для других вред. Поэтому критика в этом плане бесполезна, так как мы не видим в общем-то то, что происходит в сердце, поэтому в сердце есть внутренний цензор, Параматма, Сверхдуша. И она дает нам эту силу себя в общем то критиковать, когда мы размышляем, как мы говорили вчера вечером, да, над своей жизнью, над тем, как мы провели день.
00:05:42 И если мы делаем реальные практичные выводы, то есть если мы буквально вот эта самокритика, этот внутренний ценз имеет смысл и не превращается в самобичевание, если в результате этой самокритики мы принимаем этот самый маленькой обет, о котором мы вчера говорили. Он маленький, он на основе сегодняшнего дня, но если я принимаю этот маленькой обет, то я больше не буду так делать сегодня. Наверняка вы это замечали в себе. Мы совершаем какой-то маленькой поступок, как-то не правильно себя ведем, что то не то сказали, не так посмотрели, и даем себе тут же маленькой обет: Больше не буду так делать, больше не буду. Но за углом мы совершаем другой маленькой проступок, уже из другой области. И мы опять даем себе маленькой обет: Больше не буду так делать.
00:06:29 И это нормально. Целый день может состоять из большого набора маленьких обетов. Да, вчера мы это обсуждали очень подробно. И если в результате в общем то вот этого внутреннего самоизучения, вот этой самокритики я дал себе этот маленькой обет и он в общем то легко выполним, то тогда это все действительно позитивно, всё это перешло в позитивное русло.
00:06:53 Если я себя просто покритиковал и никакого обета не принял, «ничего у меня не получается, и я никто, будущего нет», то конечно же всё это самобичевание и это негатив, это уже негативная самокритика, толку от этого никакого нет. Поэтому всегда в конце должна быть какая-то точка, всегда должно быть какое то завершение.
00:07:19 И когда преданный над чем то размышляет, когда он что то в себе обдумывает, когда он как то анализирует своё поведение, это должно заканчиваться маленьком обетом. Не нужно принимать огромные, как мы вчера говорили, мы их принимаем раз в жизни и то, не всегда. Некоторые об этих обетах узнают на инициации почему то и удивляются, им подсказывают, что надо говорить, что не есть, что не пить. Мы их даем один раз в жизни, а это достаточно серьезные обеты, и не нужно с ними особенно экспериментировать, чтобы не сломать себе нервную систему излишне. Но вот маленькие обетики это то, что мы должны делать, это часть нашей культуры. Поэтому если мы вот вчерашнюю лекцию вспомним, то мы это очень подробно обсудили. Ага, ещё по вчерашней лекции?
Как выбрать чем заниматься или делать все подряд?
00:08:29 Когда мы делаем все и делаем это с желанием выбрать своё дело, то это как раз и есть вот эта попытка выйти из игры. Как ребенок, он пытается делать все, он не знает, чем ему заниматься.. Родители начинают экспериментировать, в кружки его отдавать. Ведь в принципе он может всем заниматься, чем угодно, почему бы и нет. Ему все интересно. Но в конце концов на чем то нужно остановиться, невозможно все делать. Поэтому если мы занимаемся какими то видами деятельности с желанием найти свою природу, понять, что я должен делать, то это позитивный эксперимент, это позитивное делание. Если же это просто такой необдуманный стиль моей жизни, то это самая затянувшаяся игра, то есть я реально становлюсь неэффективным, потому что я недо-специалист.
00:09:29 Это проблема Кали Юги. Кали Юга это время, когда нет специалистов, когда никто ничем не может долго заниматься. И Кали Юга это время, когда легко можно что то начать. Мы сейчас не глядя можем начать всё, что угодно и это будет так легко: Начну ка я сегодня всё, всё можно сегодня начать, всё, что хотите. Вопрос сможем ли мы это хотя бы завтра продолжить или послезавтра. Нас на долго не хватает. Вся наша жизнь состоит из начал. Жизнь должна как мы вчера говорили также, состоять из завершений.
00:10:07 Мы должны завершать то, что мы начали. Если мы не завершаем то, что мы начали, результат минимальный, фактически все анулируется. Мы начали готовить и не доготовили. Даже если блюдо совсем чуть-чуть не приготовилось, все, его уже есть невозможно. Поэтому Кали Юга это когда все все легко начинают, но всё это заканчивается на следующий день. Это отсутствие профессионализма. Профессионал это тот, кто всё доводит до конца. ВСЁ доводить до конца не получится, просто не хватит физических сил. Ни нервных, ни физических не хватит. Мы ограниченные живые существа, нас хватает на немножко. Уже сейчас у нас совсем мало сил осталось, мы уже устаем. Мы уставшие. Усталость это тоже признак Кали Юги. Мы очень быстро устаем.
00:11:03 Поэтому нужно очень четко рассчитывать свои силы, чтобы то, что мы начинали, доводилось до конца. Поэтому как мы вчера говорили, также вот это некоторая аскеза это отказываться ради одного служения от другого служения. Да? Вчера мы это обсуждали. Это не всегда легко, потому что наш фанатизм требует быть везде. Некоторые, я видел, по 10 минут на каждой лекции сидят. Всех посмотрел, но это все равно, что все блюда попробовать. Конечно сначала в молодости желудок с этим справляется, можно все поесть и даже с пола когда упало. То, что упало и очень быстро поднято, это грязным не считается. Детская мантра такая. Но когда желудок начинает хуже работать, уже мы становимся избирательными. Уже четко понимаем, вот этого не надо, вот это не нужно, вот этого чуть чуть.
Мы должны стать профессионалами
00:12:08 Мы должны в действительности становится профессионалами. Сознание Кришны это в общем то также некоторое понимание своей такой успешности для Кришны. Я хочу быть действительно успешным, чтобы Кришна мной гордился, чтобы Кришна был счастлив от того, что я делаю хорошо. А не то, что я делаю все, но плохо. Представьте, что кто то вам говорит: Я тебе приготовил 108 блюд, но все эти 108 блюд были приготовлены в спешке и немножко не получились. 108 неполучившихся, но они в принципе приготовлены, но вы их аккуратно ешьте там, если что, то выплевывайте. Если подозрительно пахнет, не ешьте.
00:12:56 В Индии есть такое правило, если в тарелке нашел что то неизвестное, просто выкинь это и не ешь. Мы должны быть профессионалам. Пусть это лучше будет 2, 3 блюда, но они будут хорошие действительно, они будут настоящие, вкусные, для Кришны сделанные. То есть с любовью. С любовью значит качественные сделанные, это нужно учесть. Должно пройти какое то время.
00:13:25 Профессионализм в некоторых трактатах определяется как 21 год практики, 21 год. То есть через 21 год человек примерно понимает, чем он занимается. Что я делаю, кому это надо, как оно должно быть на самом деле, все минусы понимает, все плюсы, у него развеиваются все иллюзии. Кто то занимается своим делом 21 год? Да, поднимите руки, есть такие? Это успокаивает. Кто то есть. Запомните этих людей. Они профессионалы, они умеют делать своё дело. И наверняка вы можете поделиться, что многие иллюзии развеялись за этот 21 год. То, что сначала казалось простым, потом оказалось не таким простым. То, что сначала думалось, что будет сложно, потом оказалось не таким сложным.
00:14:19 Должно какое то время пройти, время это величайший фактор. И мы иногда торопимся, тем, другим, пятым, десятым. И в результате мы не удовлетворены. Почему? Потому что то, что мы делаем, он вот такое вот недоделанное, чуть чуть недоделанное, чуть, чуть. Кажется огромное блюдо можно сделать, сложное, хорошее блюдо, но чуть чуть соли не досыпать, все, его уже есть невозможно. Поэтому у профессионалов всё рассчитано, он делает для Кришны так, чтобы это понравилось. Тогда все счастливы таким Сознанием Кришны.
00:14:51 Когда всё немножечко не доделано, рис недоваренный, каша недоваренная, то человек удивляется: неужели это Сознание Кришны? Нет, Сознание Кришны это когда всё профессионально, когда все очень вкусно. Сознание Кришны это мир вкуса. А вкус это некоторый результат профессионализма, когда мы действительно что то делаем с полным пониманием того, что я делаю.
00:15:19 Грубо говоря, чтение мантр тоже должно быть в какой-то мере профессиональным, то есть я должен точно понять, что я делаю. Я должен до конца понять, для кого я это делаю, как я это делаю, каковы тонкости, что каждая буква обозначает, что каждый звук обозначает, что стоит за всей этой Харе Кришна мантрой. Мы знаем, Бхагавад Гита это расшифровка Маха мантры. Если мы не понимаем Бхагавад Гиту, мы не понимаем Маха Мантру.
00:15:49 Кто может с уверенностью сказать: «Я понимаю Бхагавад Гиту!»? Поаккуратнее с этим, можно экзамен потом не сдать. Но Шримад Бхагаватам это расшифровка Бхагавад Гиты. Понимаем ли мы Шримад Бхагаватам?. Чайтанья Чаритамрита это расшифровка Шримад Бхагаватам. Понимаем ли мы это? Духовный мир он раскрывается всё время, всё шире и шире становится, всё объёмнее и объёмнее. Понимаем ли мы, что мы делаем? Понимаю ли я, что находится в одном слове Кришны. Если я думаю, что я понимаю, то я играю в это всё. Я должен задуматься, а точно ли понимаю, что я делаю и выйти из этой игры, начать действительно изучать, перестать играть, начать изучать книги Шрилы Прабхупады. Еще вопросики?
00:16:42 С прошлой лекцией разобрались. Сегодня мы начнем нашу лекцию с одной небольшой маленькой притчи.
Притча
00:16:59 Однажды жил-был один очень благочестивый царь. Он не хотел тратить деньги из царской казны на свои личные нужды. Многие до сих пор стараются вести себя так же. Мне рассказывали, что мэр Нью-Йорка не получает зарплаты, отказываясь от проживания в том доме, который ему предоставили. Не берет просто зарплату, хочет делать это так.
00:17:37 Чтобы заработать деньги, этот благочестивый царь собственноручно переписывал священные трактаты, это была его подработка. Цари раньше были настолько благочестивые, что не брали из казны деньги, а подрабатывали чем то. И он переписывал трактаты, а затем продавал эти книги и таким образом мог покрывать свои личные расходы. Древняя очень история. Так что о санкиртане уже давно было известно, и разумные люди испокон веков поддерживали свои семьи, распространяя духовную литературу. И это цари, царская была деятельность книги распространять. Не каждому выпадала такая честь распространять книги. Царское было занятие.
00:18:29 Брахманическая деятельность – это не жить впроголодь, не ходить в рванье, а проповедовать практично. Если действительно у человека есть понимание духовной культуры, он очень практичен и он действует так, что ему и на жизнь хватает, и можно что-то на пожертвования оставить. Поэтому было такое очень строгое наставление, что брахман должен вечером излишки отдать. Это значит, что у него излишки были. Он их отдавал в пожертвования, делился чем-то был очень практичный.
00:19:06 Правда, в наше время практичности бояться. Это такой тоже некоторый синдром может быть нашего прошлого псевдо коммунистического. Мы практичсности боимся, то есть нас потрясывает перед практичностью. Это признак фанатизма, который не позволяет нам эффективно осуществлять наши проекты. Мы не можем их практично осуществлять, боимся.
00:19:34 Как не странно, но один из признаков вот этой игры в духовность состоит в том, что нас не интересует материальный результат. Нс только духовный результат интересует. Материальная часть нас не затрагивает. Мы абсолютно не волнуемся. Это значит, что мы не учитываем один из аспектов духовности, практичность. Нам все равно, насколько мы практичны, насколько мы эффективны. Для нас главное преданное служение, без сопутствующих факторов, без того, чем оно подкреплено это преданное служение. И это значит, что мы ещё играем в преданное служение, так как в игре нет денег, в игре нет нет уголовного и гражданского кодекса, нет ответственности, нет займов, нет долгов, в игре ничего этого нет. Поэтому игры так легко остановить и начать другую игру.
00:20:34 Поэтому пока мы играем в это все, это тоже нам кажется так легко. Этим немножко позанимался, тем немножко позанимался. Мы не входим в это по настоящему, со всей ответственностью, с финансами, с долгами, займами, с какими то договорами. Мы не входим в это полностью. Поэтому это все так легко останавливается, .., прекращается. Очень не серьезный подход, игра. И в результате такой игры в духовность наши духовные проекты разрушаются, погибая под руинами вот этих ответственности, каких то законов, долгов, финансов.
00:21:13 Чтобы по настоящему осуществить какой-то проект, надо перестать играть в осуществление проекта. Надо хорошо продумать все эти аспекты, все эти составляющие, которые реально присутствуют, так, чтобы всего хватало на развитие проекта, продумать защиту со стороны законности, предусмотреть все сложности, все неожиданности, всё! Мало ли что может произойти. Надо быть серьезными, серьезными. А не так, что зашел и закрыл дверь и не закрыл её на замок полностью. Дверь закрыл, да и все. Опытные воры они ходят и ручки проверяют. Вы знаете, есть такой класс воров. Они просто ручки проверяют. Дверь открыта или нет. Если дверь открыта, они заглядывают, тут же сумку берут, все, кто домой заходят, они тут же сумку бросают около двери. Есть такая привычка? И есть такая каста воров, они просто двери проверяют, ходят по многоэтажкам и проверяют, не забыли ли закрыть. Мы то домой зашли, мы уже дома, все нормально. И они просто открывать чуть чуть, тут же берут портфель, закрывают и уходят. А потом мы удивляемся, где мой портфель? Со всеми деньгами, паспортами. У кого то наверняка это уже было, но мы не будем это все вспоминать. Здесь это тоже может происходить, поэтому так особенно не расслабляйтесь. Здесь тоже материальный мир, несмотря на то, что мы его назвали фестивалем Харе Кришна, но он всё равно в рамках материального мира проходит.
00:22:50 Некоторая игра существует. То есть мы начинаем просчитывать все эти плюсы и минусы, мы видим только плюс, или видим только минус, такое двойственное мышление, либо туда, либо сюда.Нужно видеть и то, и другое. Вот тогда проект будет профессинальным, тогда он будет осуществляться. Все это называется, как я уже говорил, принципом практичности, который мы так часто путаем с корыстью.
00:23:18 Это может быть проблема нашего времени – между практичностью и корыстью ставиться знак равенства. Между ними нет знака равенства. Корысть - это практичность, направленная на самого себя. Но та же самая в общем-то корысть, направленная на Бога, если я действительно действую для Бога, если я действую эффективно для Бога, то это уже нечто другое, это уже практичность. Наши усилия, на что они направлены, на свой эгоизм или на служение Богу? Если я эффективен только для себя, тогда это корысть. Если я эффективен для Бога, это уже практичность.
00:24:01 И в действительности со стороны очень трудно дать какую-то оценку. Нельзя посмотреть на преданного и сказать, он практичен или корыстен. Кто может опять таки увидеть его сердце?Мы начинаем по каким-то внешним факторам судить, очень такое оскорбительное суждение. Нужно быть крайне аккуратным, потому что между ними нет знака равенства, это разные совсем явления. Наше служение должно быть настолько практичным, чтобы оно могло продолжаться вечно, чтобы оно не останавливалось, потому что служение должно быть вечным. Это некоторое определение служения. Но для этого нужно быть практичным, чтобы оно не останавливалось. Если оно останавливается, значит какой-то аспект преданного служения мы не учли. Как правило это практичность.
00:24:50 И так, однажды в этот дворец пришел великий пандит. И он застал царя за переписыванием трактата Какое-то время с интересом за ним наблюдал, заглядывал через плечо. Ну мудрецам это интересно, что читаете, что изучаете, над чем думаете? Мудрецов легко узнать. Он все врем спрашивает: Над чем вы сейчас думаете? Спрашивали так друг друга. нет? Это качество мудреца. Ему не интересно, что вы сейчас едите. Ему это все равно, что вы едите, где вы спите, как вы живете. Ему интересно мудрецу о чем вы думаете, о чем вы думаете.
00:25:42 Мы конечно родились не мудрецами и не в семьях мудрецов. Поэтому нас интересует, что будет на обед. Но мы должны этому учиться. Брахманические качества - это приобретенные качества, это приобретенные, они не с рождения даются. Их нужно в себе развивать, а иначе зачем бы мы все вообще тут собирались. То есть они развиваются, они приобретаются. Поэтому нужно этому учиться. А когда мы встречаемся друг с другом, мы конечно же весь быт обсуждаем, где ты, что ты, как ты, с кем ты. Все это весело, интересно, но главное это о чем ты сейчас думаешь, какая твоя главная мысль. Над чем ты думаешь последний месяц?
00:26:28 Обычно меня спрашивают - как определить, какова моя варна? Я говорю - если ты думаешь над чем-то реально последний месяц, ты брахман. Весь вопрос над чем ты думаешь реально последний месяц? Если ты думаешь над тем, что у тебя денег мало, иди ещё пока поработай, потрудись. Но если есть эта идея, есть какая-то мысль, которую мы вынашиваем, если мы за что-то зацепились в книгах Шрилы Шрабхупады и думаем об этом целый месяц, это хорошая надежда на то, что мы действительно приобретаем брахманичекую культуру.
00:27:07 [Рузов В.О.] Брахманическая культура – это вынашивание в себе понимание мудрецов, вынашивать в себе понимание святых, зацепиться за что-то, потому что духовное знание устроено определённым образом, вы это наверняка замечали, в духовном знании есть крючечки, потому что наш ум очень хитрый. Ум выворачивается и ум нужно хватать крючечками, все ловятся на крючечки: наживка, крючечек, наживка, крючечек. За каждой наживкой крючечек присутствует, у кого-то может было прошлое, связанное с рыбами, система очень проста, очень проста. Так же устроены, в общем-то духовные трактаты, вы это наверняка замечали.
00:27:53 Мы читаем, читаем, читаем, читаем, все гладенько, гладенько, гладенько, гладенько, потом интересно – и раз какое-то противоречие или непонимание, и мы зацепились за это. И вот если мы зацепим свой ум за это, и будем долго об этом думать, рассуждать, проговоравать, искать решение. Если у нас появится целый мир вокруг всего этого, то мы попались в сети духовного знания. Мы попались в сети духовной культуры, наш ум зацепился за это. Если я чуть-чуть попался и тут же отпустил и выплюнул, то мы не попались, мы очень хитры.[хихикает] Мы не хотим попадаться. Нужно позволить уму попасться. Даже на лекциях такое происходит, вы это наверняка замечали: спишь, спишь, спишь, спишь, потом раз проснулся: «Во, о чем это речь? Как интересно, а что до этого говорили? Что, что сейчас говорили, что?». Нужно дать себе попасться, это наше решение, мы позволяем себя поймать. Это не то что нас хитростью какой-то, раз и затащили в Cознание Кришны. Нет, мы должны позволить себя поймать. Позволить своему уму попасться, пойти за этим крючечком, зацепиться полностью.
00:29:18 Еще сильнее, ещё сильнее зацепиться. И тогда это вытянет моё сознание, тогда я перестану думать о телевизоре, о газете, о том что обо мне сказали? Что такое культура Кали-Юги – это когда есть время думать, что обо мне сказали. Духовная культура – это думать, что мудрецы сказали о Кришне? Культура Кали-Юги – это думать, что другие сказали обо мне, все время вот это вот съедает меня, вот это вот самопоедание, вот эти вот червячечки они едят меня, как кто-то обо мне сказал, как кто-то на меня посмотрел, а этот как? А тот как? ОООО, и я вот этот пандит, он заглядывал так ему за спину этому царя, рассмотрел что тот пишет? И царь вскоре заметил, царь был профессионал, поэтому он был очень погружен во все это, но он заметил, что пришел пандит, перестал писать, и начал беседовать с гостем. И вдруг пандит ему сказал: «Извините Ваше Величество, я человек правдивый, брахман, должен говорить правду, к сожаления вы допустили, вот я вижу, ошибку в одном слове, которое переписывали, вот там вот ошибочка, третья строчка сверху» и царь тут же обвел слово карандашиком, которое пандит хотел исправить, затем соскаблил его, раньше на блистах писали, там была своя технология, соскаблил и списал то, что предложил ему пандит. И пандит был очень польщен, довольный, царь прислушался к его мнению.
00:31:14 Между тем, когда пандит ушел, царь быстренько снова стер это слово и написал, то слово, которое было раньше. И судьи царя не очень удивились, думали: «Ну интересно, что там происходит?» - и они спросили – «Зачем вы это сделали? Если в первый раз это слово было написано правильно, зачем вы его исправили?». А тот сказал: «Хотя я и царь, но он пандит, он профессионал, он понимает в этом куда больше моего, к сожалению, в этом случае он, все таки, ошибся, но если бы я сказал ему, что он не прав, то его гордость была бы задета, я написал неправильное слово, чтобы не смущать его, но я не хочу оставить здесь этот неправильный вариант, иначе люди купят книгу с ошибкой, а этого нельзя допустить». И царь сказал очень важные слова, он сказал: «Нет никакой чести в том чтобы обижать людей, даже если ты прав. Нет никакой чести, нет никакого смысла обижать другого человека, даже если ты прав, мне ничего не стоит быть скромным, особенно если это касается книг», - царь сказал – «Вот если бы он мне советовал, как управлять государством, я бы его и слушать не стал, это уже моё занятие, но всегда хорошо проявлять уважение, к знаниям человека в его области».
00:32:52 И в этой истории, очень тонкой истории, дается подсказка, о том как действовать в кругу мудрецов , где каждый является специалистом в той или иной области, Веды открываются каждому немного по своему, с какой-то своей стороны, поэтому у нас есть какое-то своё понимание, по каким-то аспектам Ведической культуры, даже по каким-то практикам духовного развития. Даже мешочек для четок, в разных традициях, по разному шьют. Наверняка вы видели, есть разные мешочки, а уж по поводу цвета мешочка, вообще спорят разные традиции, на смерть. У меня есть один из мешочков – черный. Я все время боюсь, думаю: «Что мне скажут? Вдруг будет кто-то волноваться по этому поводу?». У нас особое движение, у нас тут все цвета присутствуют, все что хотите есть. Все виды мешочков. Какие-то такие все виды четок, но многие волнуются по этому поводу, потому что, есть какие-то свои выводы, какое-то своё мышление, какие-то противостояние, не понимая культуру взаимоотношений, мы можем в общем-то начать какую-то войну, начать какое-то противостояние.
00:34:17 Культура позволяет сосуществовать вместе, не конфликтуя и не оскорбляя друг-друга – это и есть культура. Если мы культурны, то мы не будем конфликтовать. Мы сможем понять друг друга, в игре всегда есть какое-то противостояние, игра построена на противостоянии, красные против белых. Да правильно я помню? Белые против красных, всегда есть какое-то противостояние, это игра, ну в игре всегда есть какие-то стороны и какая-то сторона, должна победить другую сторону. Это признак игры. Игра без противостояния неинтересна. Что за игра такая, когда нет противостояния? Должно быть противостояние, это признак игры. Поэтому играя в духовность мы тоже все время ищем, того с кем бы можно было поспорить? С кем бы можно было по конфликтовать, повоевать? И когда мы его находим, мы очень радуемся: «Я нашел его! Вот это игра начинается! Я буду спорить с ним насмерть, пока у меня есть силы!». Нам кажется, что мы что-то отстаиваем, какую-то правду, какую-то духовную чистоту, на самом деле – это просто признак игры.
00:35:36 Мы играем в красных, нашли себе белых, и радостно играем в эту игру. И выйти из игры, как мы тоже понимаем, легко, просто немного не надо видеть врага, в том с кем надо сотрудничать? Не надо искать врага, не нужно искать, пусть он другой, пусть он совсем не такой как мы. Если перестать играть в эту войнушку, можно сотрудничать с любым человеком, и это делается уже не интересным. Сейчас важную вещь мы должны затронуть.
00:36:10 Меня часто спрашивают: «Что делать, если после свадьбы вдруг оказалось, что муж и жена, абсолютно разные люди?». Интересует кого-то это? Всех, да, я понимаю, это интересует. Я все время одно и то же отвечаю, сейчас сразу всем отвечу и консультация закончена, я всем отвечаю одно и то же: «Надо радоваться, вам очень повезло!». У них глаза округляются, потому что они думают, что я сейчас буду выяснять, кто прав, кто виноват? Говорю: «Радуйтесь, вам очень повезло, потому что разным людям интересно вместе, именно разным людям вместе интересно, они по разному видят мир, им всегда будет о чем поговорить с друг другом, всегда на любую тему.
00:37:00 Разные люди могут говорить на любую тему, потому что у них разный взгляд». Я так думаю, а ты? А я вот какой, о-о-о-о, а вот об этом, что ты думаешь? Так? Нет. О-о-о-о! А представьте сколько абсолютно одинаковые? «Ты так думаешь?» - «Так» - «Так?» - «Так» - «Так?» - «Так» - «Ну все?». [Надо кого идти искать?] Того кто не согласен [надо идти искать] , а тут он сразу уже готовенький, с абсолютно другим видением, какое счастье, мы разные, слава Богу, нам так повезло, мы все видим по разному. Живите счастливо, наслаждайтесь личным видением, это стереовидение, вот с этого угла смотрите, и с этого угла смотрю. Что получается? Стерео картинка получается. Мы более красиво видим мир, более глубоко его видим, более интересно, если мы слишком одинаковы, нам все становится скучным, поэтому Кришна нас тоже не делает одинаковыми. Вы заметили? У всех есть какой-то свой взгляд немножечко на Cознание Кришны, поэтому по одному стиху можно вечно читать лекции.
00:38:13 Вот в принципе, все наше Cознание Кришны могло бы состоять из одного стиха. И мы бы его читали всю жизнь, выбрали бы этот стих и читали бы, были бы счастливы всю жизнь. Потому что читали бы разные люди, нам было бы все время интересно, просто мы привыкли к такому разнообразию, мы даже не представляем в каком разнообразии мы находимся? Насколько удобно? Если бы например вы знали, о чем я буду сегодня говорить, то вы бы пошли на эту лекцию?
[Из зала] Да!
[Рузов В.О.] Да-а-а?[все смеются] Есть сомнение во мне. Обычно, если мы уже что-то знаем, то мы хотим какую-то новинку, ещё что-то. Нас особенно радует, когда мы хотим, что-то другое услышать, какой-то новый смысл, новое видение, нас это развлекает. В этом есть какое-то развлечение, а поэтому не стоит волноваться, что мы разные. Есть разные мнения, есть какие-то разные взгляды. Наоборот, это делает нашу жизнь интересной. Просто не нужно из этого войну устраивать, разные мнения, ну хорошо, пусть все высказываются, так интересно, здорово, великие мудрецы потом разберутся. Не всегда даже они могут разобраться. Бывают какие-то вещи, которые невозможно понять. Кришна удивительный и иногда трудно придти к какому-то окончательному выводу, а приходят к удобному выводу, чтобы все были счастливы и довольны, но никто не знает вообще окончательно или нет? Ну мы не будем сейчас трогать это вниманием, все эти вопросы, ну сам принцип.
00:39:52 И секрет в том что, исправлять человека надо так чтобы не задевать его вот это вот внутреннее, внутренний профессионализм. Ну скажем так, профессиональную гордость. Профессиональная гордость – это реальный опыт человека, который нельзя не признавать, все эти истории об этом, каждый из нас имеет какое-то видение, основанное на своем опыте, оно есть, и мы не можем его отрицать, ты ничего не понимаешь. Это не так, у каждого есть какое-то своё понимание. Профессиональная гордость – это реальный духовный опыт, какой-то и большое культурное преступление не признавать чьи-то заслуги, не признавать чей-то опыт. Тем самым мы перекрываем систему передачи знаний, которая основана на уважении того у кого больше опыта.
00:40:45 Что такое играть? Играть – это значит подразумевать, что ни у кого нет никакого прошлого, это игра. Мы тут же друг друга назначили. Кто ты? Кто я? Ты красный, я белый, ладно наоборот – я красный, ты белый, то есть тут же все назначаются, никакого опыта нет, [неразборчиво] , нет этого прошлого. В любой момент можно как-то поменяться, но в реальной жизни это не так. У нас есть свой опыт и мы не можем от него отказаться. Он заставляет нас действовать определённым образом. И выйти из игры – это признать что у каждого есть свой опыт, и этот опыт требует уважения. Этот опыт требует признания, ведь что такое Cознание Кришны? Это задействование своего опыта в служении Кришне, а не отказ от своего опыта, мы задействуем свой опыт служения Кришне, а не отказываемся от него, вот это Cознание Кришны. А если мы перечеркиваем чужой опыт, мы перечеркиваем его Cознание Кришны, к сожалению. И как бы вам не казалось, что мы видим какую-то философскую истину, которую не видят другие, если более опытные, квалифицированный специалист, например, в той же философии, говорит нам, что не стоит концентрироваться на этом философском моменте, значит лучше так и сделать.
00:42:09 Время от времени у нас появляется такая тенденция, жаль что правдоискательство. Нам кажется, что от нас что-то скрывают, нам кажется, что нам что-то не договаривают, что существует какая-то тайна, которую можно узнать, если совершить прорыв в духовной жизни: «Вот узнаю что-то», вот вам кажется что-то, что вот те люди, они что-то знают такое, вот они такие продвинутые. Надо мне это же узнать, я тоже стану таким же продвинутым. Правда состоит в том что если мы узнаем, то что от нас скрывают более опытные, старшие, мы не прорыв совершим, мы оскорбление совершим. От нас скрывается то что опасно. То в чем можно не разобравшись совершить оскорбление, неправильно понять, неправильно использовать. И умение ценить то что есть в личности, которая заботится о нас и не говорят, то что может повредить нашему спокойному развитию, является признаком нашей мудрости.
00:43:17 Признаком нашей продвинутости: «Обо мне заботятся, меня несут на руках по пути духовного развития». От ребенка так закрывают шкаф, например, с бытовой химией, чтобы он не отравился, но ему очень хочется туда залезть, ему кажется, что родители злые и скрывают от него что-то очень важное. Поэтому нужно очень хорошо, нужно помнить эту истину: «В духовной жизни от нас скрывают не важное, а опасное, то чем можно обжечься, то чем можно пораниться», то что может вызвать в нас духовные отклонения, неправильные интерпретации, паратхи. Что такое игра? Игровое настроение – это попытка залезть туда куда не разрешают: «Пойдем поиграем?» .Это попытка куда-то залезть все время. Поэтому от детей сначала лечится, повыше переставлять, повыше переставлять, повыше переставлять, на замки закрывают, они всё равно лезут.
00:44:28 Я помню, мой папа уходил на работу и у него стол оставался, его чертежный стол, он был такой – инженер. И я видел, что на этом столе когда он был дома, было много блестящих инструментов. Циркули там всевозможные. Я всегда смотрел, и он когда уходил, я трогал этот стол – он был закрыт. Я ничего не мог понять, что ж такое? Я целый день сидел и дергал этот стол. Чего он не открывается? И замка вроде нет, я не мог понять, у меня было такое любопытство, что я сидел и целый день дергал этот стол. Несколько недель у меня прошло, я подсматривал, пытался подсмотреть, но что удивительно – отец приходил, стол открывался и все вытаскивалось. Он уходил, стол закрывался и он уже больше не открывался, я думал: «Мистика какая-то, магия, мой отец маг». Маленький был совсем. Но потом все таки, детский разум проснулся и я стал изучать не спереди этот стол, а сзади, и нашел тайный гвоздик, [все смеются] который нужно было вытащить, и стол открылся. Какая была победа? Ой! Но всё это игра, мне это ничего не дало. Абсолютно ничего не дало, я просто получил в свои руки опасные инструменты, какие-то иголки полезли оттуда, циркули, все очень опасное.
00:45:58 Игра, игра – это попытка залезть туда куда не надо. Прочитать никому не известный трактат, послушать о чем говорят на совете храма, одним ухом. Просто рядом посидеть, о чем там ругаются старшие, почитать какие-то сплетнические форумы ну в интернете, сколько всего интересного? Надо выйти из игры и перестать совать свой нос куда не попадя, надо интересоваться тем, что хотел нам передать Шрила Прабхупада. То что безопасно, оно открыто, никто от нас не прячет безопасные вещи, они открыты, они на виду, от них деться некуда, они перед нами. Ведь, если мы поймем Шрила Прабхупада, мы поймем все. Это простая вещь, это есть пробуждение Cознания Кришны. Если я пойму Шрила Прабхупада, я пойму все, вообще все. Если я пойму одного Шрила Прабхупада. Мы понимаем всего одного, а понимаем все. Вот это Cознание Кришны. Как только я это понимаю, то я становлюсь преданным Шрила Прабхупада.
00:47:10 Вот с этого момента начинается моя, в общем-то жизнь в сознании Кришны. С этого момента у меня, в общем-то, просветление начинается. Это момент просветления, я уверен что он у всех уже был этот момент. Я понимаю все, вопрос решен. Вопрос моей жизни решен. Мне нужно просто понять Шрила Прабхупада, он абсолютно открыт, он передо мной, и это даст мне абсолютно все. Никто ничего не скрывает, нет какого-то секретного трактата, ну который старшие преданные прочитали, а от нас скрывают. Нет, все читают одну и ту же книгу: Бхагавад-гиту, одна и та же Бхагавад-гита. И тот кто перестал играть в чтение Бхагавад-гиты, тот и становится преданным в сознании Кришны. Тот и становится серьезным преданным.
00:48:04 Тот и становится на этот путь, тот закрепляется на этом пути, тот чувствует этот путь, видит, этот путь, очищает его, всем своим сознанием, нужно просто перестать играть в чтение Бхагавад-гиты , перестать в него играть. У нас будет отдельная лекция про игры в священных трактатах, поэтому я сейчас не буду много про это говорить. Во время общения мы видим какие-то ошибки у другого человека и пытаемся ему помочь. Но не всегда это получается сделать быстро и приятно, но есть одна хорошая технология. Если мы не можем исправить человека милосердно, то в таком случае лучше принять от человека такое его понимание, а потом все исправить так как нам кажется правильным, опять мы возвращаемся вот к этой притче: так поступил царь. Очень интересная технология, об этом нужно помедитировать немного, поразмыслить.
00:49:07 Ведь с другой стороны мы тоже не можем отказаться от своего опыта, который так же реален. В этом великий парадокс культуры. В культуре тоже есть свои парадоксы. Когда встречаются 2 человека с каким-то своим глубоким опытом и их опыт отличается, они должны повести себя так чтобы, не отказываясь от своего опыта, не задеть опыт другого. Вот это великий парадокс культуры. Фактически это и есть настоящая культура, это есть искусство сотрудничества: «Не отказываясь от своего опыта, не задеть опыт другого». Вот это вот очень интересно. Если мы будем просто тренироваться это делать, мы увидим как интересна культура. Сколько прекрасного можно извлечь из взаимоотношений, как интересен этикет Вайшнавов.
00:50:00 Например, когда старший нам что-то говорит, но это никак не согласуется с нашим опытом, и нам приходится в этой ситуации, что-то делать. И может быть даже приходится делать не так как он сказал, потому что нам опыт не дает сделать так как нам говорят. Кажется что это оскорбление сначала? Да? Есть такая мысль, сначала возникает: «Как так? Что он вообще такое говорит? Делает не так, как-то по своему». Но это нормально. Сам принцип наставления – это когда говорят, что должно быть в результате, а как это будет сделано? Если человек профессионал, то это дается на волю его профессионализма. В принципе дело это такое. Если ты действительно понимаешь, что должно быть в конце, сделай как ты считаешь нужным, кажется что это оскорбление, и к нам придут реакции, и они действительно могут, если мы действительно отрицаем опыт старшего, и задеваем его опыт, своим опытом. Если же мы даже делая все по своему, сохраняем уважение к опыту старшего, не задеваем его опыт, но понимаем, что мы просто не можем отказаться и от своего опыта тоже, то это не будет вызывать панических реакций.
00:51:26 Не будет, так как от этой кармы нас защитит культура, а культура – это тоже проявление Кришны. Кришна знает как нас защитить в самых сложных ситуациях, и посылает нам законы культуры, которые позволяют нам смягчить некоторые очень серьезные противоречия. Даже проступки, все остаются довольны. Все остаются довольны, вот это умение, сделать по своему опыту, не задевая опыт других, это великая культура. Это действительно высший полет в сознании Кришны. Именно поэтому нам так важно понимать Вайшнавский этикет, он не такой простой, потому что культура, позволяет вести себя правильно, в конфликтных и на первый взгляд, неразрешимых ситуациях. Так например, очень часто мы жалуемся на другого человека, ставя ему в вину, что у него другое мнение, и он поступает не так как мы считаем правильным. И у нас вот от этого пропадает энтузиазм, начинаем мы критиковать, нам даже не хочется иногда приходить в общество преданных.
00:52:36 Иногда настолько сильно критикуем, что не хочется общество преданных, на лицо реакция [должна за Вайшанава в апаратку есть] , но избежать таких проблем очень просто, надо жаловаться не на человека с его реальным опытом, а на то что наш опыт не совпадает, на это можно и пожаловаться, мы же не на человека жалуемся, а на то что наш опыт не совпадает и все. Не совпадает, мы не на личное жалуемся, а на наш несовпадающий опыт и где-то надо принять опыт другого человека, где-то нужно на своем опыте настоять. Где-то приходится вызывать человека с третьим опытом, который может объединить эти два противоречия. Кстати один из самых лучших способов решения. И если таким образом мы не задели гордость человека своим реальным опытом, то паратхи не произошло, все довольны сейчас каждый в общем-то остался без оскорблений. Ситуация по мирному разрешилась. Опыт может быть разный.
00:53:38 Опыт может быть разный. Мне недавно рассказали историю, как один мальчик гулял по полю где-то в какой-то стране, в Ирландии, по моему, и он наткнулся на камень, историческая в общем-то такая вещь, и одна сторона этого камня была гладкой, а на другой были видны какие-то надписи и он показал этот камень учителю, который отослал его в университет, и ученые пришли в восторг, собралось несколько ученых: один обнаружил, что надпись на иврите, является предупреждением о захватчиках, о войнах, которые скоро нагрянут, там чуть ли не про конец света было написано, какие-то великие письмена, он всё это прочитал, конец света в этом увидел. Другой ученый был уверен, что надпись на каком-то древнескандинавском языке и рассказывает о битве какого-то человека после кораблекрушения, о кораблекрушении, что где-то потерпел крушение корабль и он высадился на берег, и там шла битва, и они все таки победили, целая история оттуда. И так они спорили, спорили, никто не мог разрешить, наконец какой-то студент, он посмотрел под каким-то другим углом, свет падал под каким-то другим углом и они увидели что был какой-то простой современный язык и что надписи совсем не много лет, и надпись была очень грустной, надпись была: «Я сегодня опять пьяный», и все эти ученые грустно разошлись. Один – конец света из всего этого вывел, а другой целую историю про кораблекрушение, а всё это было просто из надписи про пьянку.
00:55:24 Это настоящая история, такое часто происходит. Мы можем иметь разные опыты, наша главная опытность, должна состоять в том, чтобы не оскорблять опыт другого. Если мы действительно опытны, не нужно оскорблять опыт другого, особенно если речь идет о духовном опыте. Это особенно тонкое тело. От терпения появляется опытность, а от опытности появляется надежда, есть такая связка. И вряд ли духовный опыт человека дает ему впервые в жизни надежду на то что он идет правильным путем, нам всем так необходим духовный опыт. Потому что это дает надежду, что мы правильно движемся, что это действительно не игра, что это какая-то настоящая вещь, что действительно мы можем решить эти проблемы рождения и смерти. Что может быть действительно моя душа вечна, может я действительно не умираю, может быть действительно это все можно решить? Это очень важная надежда, все мы это чувствуем в себе первый раз, когда-то, это такая важная вещь - духовный опыт.
00:56:36 И аннулируя, или принижая, духовный опыт другого человека мы забираем его надежду, и делаем человека несчастным, делаем его просто несчастным мы развенчиваем его духовный опыт: «Мой правильный, твой не правильный». Думает: «Неужели опять все напрасно? Неужели я опять не туда попал? Опять не тем занимаюсь?». Отрицая реальный духовный опыт преданного, мы лишаем его веры. А что может быть греховнее, чем лишать человека веры? Самый большой грех можно совершить в преданном служении, лишив веры другого преданного – это самый серьезный грех, который можно совершить. Да опыт надо корректировать, и его нужно корректировать так чтобы вера не исчезала. Если мы не можем, так аккуратно помогать, то лучше попросить более опытного человека. Не нужно сразу же рубить с плеча.
00:57:36 Какой бы ни был наш опыт глубокий, он не дает нам право оскорблять менее глубокий опыт. Иначе рано или поздно мы попадем в просак, мало иметь опыт, надо ещё иметь разрешение в Бога, этот опыт использовать для служения, а то может быть и толку от этого опыта никакого не будет.
00:58:01 Однажды в одном месте стояла статуя человека, и статуя стояла на огромном массивном камне, и на самом толстом месте этого камня была выбита надпись: «Ударь в этом месте, и ты получишь сокровище». Никто не знал откуда этот камень произошел, и что это за статуя, и поколение за поколением, люди, которые приходили к этой статуе, что они делали? Они колотили в этом месте, по этой надписи, «Ударь в этом месте» - было написано – «И получишь сокровище». Они колотили, колотили, колотили, колотили, но камень был очень твердый, даже следа на нем не оставалось. Никто не мог понять, зачем вообще это писали? Все равно всем очень хотелось поколотить по этому месту. Но однажды к этой статуе подошел один человек, прочитал надпись, и стал разглядывать статую с интересом. И все заинтересовались, почему он не бьет по камню, обычно все тут же бьют, мало ли что, а человек сказал: «Да, да, надо бы ударить, но надо ударить по тому месту, на которое указывает эта статуя», а статуя указывала, там была рука протянута, оно у всех статуй, обычно протянуты руки. И вдруг все поняли: «ударь по этому месту и получишь сокровище», статуя указывает куда-то. И они пошли, там действительно они вырыли какой-то код там, оподобили дверь, и там были какие-то книги, сокровища.
00:59:36 Только один смог догадаться, все были очень опытные в ударе по этому месту: великие борцы, боксеры, силачи, многих опыт ничего не дал один только смог догадаться. Так и мы не должны гордиться своим опытом, потому что человек с другим опытом может показать нам нечто новое в том что мы хорошо знаем, но только со своей точки зрения, и это возможно только в том случае, если мы способны уважать чужой опыт. И это и есть признак того, что мы начали выходить из игры. Если мы начинаем уважать чужой опыт и духовный и материальный, значит мы начинаем выходить из игры, и видеть и уважать чужой опыт – это верный признак того что мы попадаем в области реальной духовной жизни, я понимаю, что у каждого в сердце есть душа. У каждого, есть свой духовный опыт, и я начинаю его уважать, я начинаю видеть этот.
01:00:40 И вообще, если мы начинаем видеть, что мы играем в сознании Кришны, значит мы уже перестаем играть в сознании Кришны. Это очень хороший знак, если же мы не видим эту игру. То значит игра в самом разгаре. Значит я уже заигрался. Вопросики пожалуйста можно.
[Ведущий] Один или два успели задать, по этой части семинара.
[Из зала] [Как Кришна играет?]
[Рузов В.О.] А что с именами было с этим связано и непонятно? Все игры Кришны, описаны в источнике вечного служения, в чем проблема?
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Попробую ещё раз объяснить, то что я рассказывал. Когда мы несерьезно относимся, к тому что мы делаем, делаем это без полного погружения, без действительно ощущения этого своей жизнью, то оно не приносит никакого результата. Некоторые игры, чему мы научились играя?
01:02:03 Вот мы играли в белых и красных, чему мы научились? В общем-то ничему. Почему мы это все имитировали? Имитация, имитация – это конечно здорово, но это имитация реальной жизни, и проблема в том что жизнь, то коротка, время неумолимо, оно летит, мы даже не представляем себе с какой скоростью летит время. Огромная скорость, а мы все играем и играем, мы не взрослеем, не становимся серьезными, то есть не поступает настоящей жизни и, если мы не приступим к этой настоящей жизни, нас потянет на новый какой-то опыт, и мы начнем искать в другом месте, мы уже попали в самое лучшее место, в Cознание Кришны – самое лучшее место. Это точка выхода из материального мира, точка перехода из материального мира в мир духовной реальности, если мы отходим от этой точки, мы теряем надежду. Потому что это наш последний шанс, поэтому если мы уж подошли к этой точке перехода, надо стать очень серьезным и сделать этот шаг. До духовного мира всего один шаг. Всего один в действительности. Всего немножко усилий, просто нужно сделать его серьезным, не играть в это, а сделать это серьезно, от всего сердца, с полным погружением. Примерно об этом я говорю, вот эти две лекции.
[Из зала] [неразборчиво]
01:03:35 [Рузов В.О.] Плохо слышно,
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Вот мы как раз об этом, уже вторую лекцию пытаемся говорить, и ещё я буду четыре лекции об этом рассказывать. В конце концов, мы должны увидеть игру. То есть мы должны понять, что мы не серьезно к этому относимся, прочитав 16 кругов мы должны в своем сердце проанализировать, что я делал эти 16 кругов? Если я могу вспомнить, что я делал эти 16 кругов? Значит я не читал Харе Кришна Вапарам. Если вы помните где вы были, читая эти 16 кругов, о чем вы думали, читая эти 16 кругов, что вы видели, читая эти 16 кругов, что вы слышали, читая эти 16 кругов, что вы успели записать, читая эти 16 кругов, а куда вы успели сходить? С кем поговорить? Что обсудить? С кем подраться? Значит не было 16 кругов? Вот если вы ничего не можете вспомнить кроме этих 16 кругов, значит мы в них не играли, то вот есть такое, что вот просто было 16 кругов, больше ничего. Вот это вот значит – было 16 кругов. Это значит мы вышли из игры.
01:04:55 А если мы ходили, и болтали своими четками, очень удобно четками болтать,[хохочут все] если мы все время вспоминали - «Сколько я передвинул? И куда? Если я все время, у меня выпадали четки из рук, я их куда-то бросал, потом находил», то конечно же так проходят годы и однажды, я понимаю: «Мне 16 кругов в пустую прошло, а 16 лет впустую прошло». Вот в чем проблема то, и может оказаться, уже поздно, я могу уже не успеть наверстать. В материальном мире есть некоторые точки невозвращения. Мы иногда можем взять так и все потерять, это не так уж и невозможно все потерять, это можно все потерять, тут есть такие поступки, после которых все теряется, и уже невозможно восстановиться. Есть эти моменты падений, деградации, нужно быть очень аккуратным в этом материальном мире, есть колодцы открытые. Шел, шел по ровному месту, пух и исчез.
01:06:06 Кто из нас думает, что можно провалиться в колодец? Да в принципе никто, но люди проваливаются в колодцы. Есть такое, и это в Ведах называется самым страшным, в Ведах описывается, нет ничего страшнее чем провалиться в колодец, знаете почему? Потому что сколько не кричи, звук вверх идет. Можно в метре от колодца стоять, ничего не слышно, потому что звук вверх идет, не в сторону идет. Поэтому вы можете рядом ходить, а там человек может быть уже кричит третью неделю. Ну я конечно утрирую на самом деле. Но сам принцип, в этом мире есть такие ситуации, поэтому, если уже у нас есть в руках четки, нужно постараться не провалиться в этот колодец Мая, в этот колодец иллюзий, в этот колодец отвлечения. Если уж я взялся за духовную жизнь, не нужно играть. Не нужно играть, если уж и так йога учит нас этому во всём. Начал готовить пищу, готовь её с полным погружением. Не путай специи, не путай сахар с солью, сделай все как надо. А не то что он все время блюдо спасает, ой что-то я не то кинул, ну ладно, другое блюдо будем готовить с этого. Ой – ой! Ну как то что-то спасли, ну попробуйте, можно есть?
01:07:24 Это самое страшное, ну когда мне дают что-то и спрашивают: «Ну попробуйте, можно есть?» А я говорю: «Вы сами лучше попробуйте» Я как-то не готов к таким опытам. Игра, игра, игра, игра всегда приводит к какому-то эксперименту, нельзя с этим экспериментировать – это наше спасение, наша веревка из духовного мира. Мы должны наконец спастись. Нельзя с ней экспериментировать: может её поджечь, может подрезать, может что-то, нельзя с ней экспериментировать, нужно очень серьезно к этому отнестись, и йога этому учит. Йога этому учит: мы должны быть очень серьезными.
01:08:00 Я часто вижу водителей, ну едут и Джапу читают, современный йог. [все смеются] За рулем и с Джапой, я все время его останавливаю : «Давай что-то одно делать, давай сейчас ты будешь внимательно как йог с полным погружением вести машину и мы доедем живыми, до того места, где мы с полным погружением прочитаем свои 16 кругов. А то мы сейчас не машину ведем, ни Джапу читаем, это страшно опасно». Потому что, ты то думаешь, у нас хорошая реакция? А опытные знают, у нас плохая реакция, потому что скорость, это очень опасно, этот мир. Он такой, поэтому мы должны быть крайне серьезны во всём, мы должны серьезно проснуться, мы должны серьезно привести себя в порядок, мы должны серьезно одеться, мы должны серьезно пойти на службу, мы должны серьезно прочитать свои круги, серьезно поесть, серьезно выполнить своё служение и потом серьезно всё это осмыслить. Это значит, что я вышел из игры, я перестал в это играть, и тогда я в конце перед сном я вдруг пойму: «Сегодня ничего не было кроме Cознания Кришны».
01:09:25 Просто ничего не было, потому что больше не могу ничего вспомнить, кроме Cознания Кришны ничего не было, а хотя я может быть что-то делал не прямо связанное с сознанием Кришны, но я это делал для того чтобы быть в сознании Кришны. Я вел машину для того чтобы потом, я вел машину внимательно, для того чтобы потом внимательно читать свои круги, то я это время, пока вел машину, я тоже был в сознании Кришны. Но если я играл и вел и читал, и человек все слушал по ходу дела, то я просто играл во все это, такое замечательное задание, но заканчивается то очень грустно. В лучшем случае мы просто теряем жизнь в сознании Кришны. А в худшем случае мы её реально теряем, прямо за рулем. Нужно быть крайне серьезным, серьезность это принцип взросления. И проблема также Кали-Юги, что дети перестают взрослеть.
01:10:25 Посмотришь на 40-летнего человека, он как ребенок абсолютно, несерьезный, он ко всему не серьезный. Взросление – это когда я становлюсь серьезным , очень внимательным к каждому своему действию, и эта внимательность дает мне возможность попасть в другую область. Внимательность – это секрет йоги, через внимательность мы попадаем в духовный мир. Как попасть в ум лектора? Надо его внимательно слушать, то есть, если сидеть и слушать невнимательно, то мы не попадаем в ум лектора, но иногда вы это замечали, если внимательно слушаешь, прямо начинаешь видеть мир глазами этого человека, чувствовали такое? ООО, да какой мир! Если мы внимательны, мы попадаем в другую реальность, то есть если мы внимательны к сознанию Кришны, то куда мы попадаем?
01:11:24 Попадаем в Cознание Кришны, в мир Кришны попадаем. И хотя мы находимся здесь, в этой казалось бы материальной точке, но так как мы внимательны к своїм [неразборчиво] , к своему преданному служению, то мы вдруг ПУФ и оказываемся в сознании Кришны, в сознании Кришны. Может быть Кришна не сразу к нам подходит и не обнимает нас, присматривается, кто там появился из материальной реальности, УХХХ, УХХХ, наша внимательность такая, секундная. Мы как из стены – УХХХ, кто здесь? Да? И опять снова в эту материальную реальность. Надо все так УХХХ и ОХХ вырваться, мы не можем этот последний толчок совершить, попасть в этот духовный мир не можем, не можем, не хватает нам. Это нужно каждый день тренироваться. Йога - это вот каждое усилие должно быть. Не игровым, серьезным сосредоточенным, тогда действительно происходит чудо, ежедневное чудо, наверняка уже на фестивалях кто-то, в кто-то уже вечером это заметил, только в сознании Кришны был.
01:12:37 Как-то так произошло ,просто мне не дали отвлечься. Не на что было отвлекаться, тут такое чудо происходит. А куда не посмотри, везде преданные в сознании Кришны. Все о чем-то говорят, поэтому что нам дает фестиваль? Он нам дает искусственный опыт. Это не наш опыт, мы тут можем расслабиться, и нам может показаться все в сознании Кришны, я целый день провожу в сознании Кришны. Это искусственный опыт, это метод, который нам был дан: Викенанда, Чайтанья, то есть они нам дали этот метод фестивалей. Наротомуни ввел эту систему, чтобы мы могли почувствовать это искусственно, нам его создали это искусство это ввиду, что я реально 24 часа в сознании Кришны. Вот когда мы отъедем от этого места, мы поймем, что нужно свои усилия прилагать. Нужно полностью свои усилия прилагать. Все будет от наших усилий зависеть. Если я буду помнить тот опыт и каждый вечер его анализировать, сравнивать, то смогу к этому опыту постепенно приблизиться, смогу приблизиться, какое-то время пройдет. Какое-то время должно уйти.
01:13:45 Но мы должны заплатить эту аскезу временем. Мы платим время, за то чтобы что-то получить. Как мы говорили, за профессиональный опыт, нужно 21 год заплатить. 21 год нужно быть в профессии, чтобы стать профессионалом, так же и духовность, тоже нужно время заплатить, это не дешевка, это не дешевый опыт. Все мечтают увидеть антиматерию, все мечтают увидеть другой мир, мы тоже об этом мечтаем, это не дешевка, это настоящий опыт, реальный опыт. Угу, ещё вопросики?
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Я говорю все то, что говорил Шрила Прабхупада. Все мои лекции подготовлены, по лекциям Шрила Прабхупада.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Да, да. Так как я пытаюсь понять Шрила Прабхупаду, Все что я прошу – это то чтобы вы тоже стремились понять Шрила Прабхупаду, никакой другой цели. Это единственная. Мое желание, я пытаюсь этим желанием поделиться.
01:15:29 Любое желание, оно имеет в себе некоторую запредельность, мудрецы говорят – настоящее желание должно быть невыполнимым. Если желание выполнимо, то это материальное желание. Настоящее духовное желание всегда невыполнимо, потому что оно выходит из другого мира. Шрила Прабхупада пришел к нам из другого мира. Он представитель Кришны, и он принес нам другой мир, поэтому само это желание понять Шрила Прабхупаду тоже запредельно, и именно это делает жизнь интересной, так же как и Кришна, никто не может понять Кришну. И это делает Кришну запредельно интересным, запредельно удивительным. Если мы что-то можем понять, то это из нашего мира. Из мира материи - это не интересно, это значит что мы поставили очень маленькую цель. Настоящая цель должна быть невыполнима. Это называется миссией. Поэтому мы ставим перед собой эту цель, и в достижении этой цели однажды мы заметим, в достижении этой цели сделал своё дело. Мы перешли эту точку – материя-дух. Мы начали понимать духовность. Нас больше привлекает духовность чем материя. Поэтому в общем-то, в этом и наша задача: мы друг с другом именно этим и делимся. Для чего мы встречаемся? Чтобы поделиться вот этим духовным вкусом, ощущением этого перехода из мира материи в мир духовной реальности, потому что у каждого из нас есть этот свой опыт, как мы говорили. Он реален у каждого, и мы делимся друг с другом этим опытом.
01:17:15 И чем больше я этого опыта вижу в других, тем больше у меня вдохновения, тем больше у меня веры в то что я тоже это могу. Я продолжаю лететь этим путем. Поэтому это не так что мы, так сказать просто какую-то сухую философию передаем или ещё что-то, нет. Конечно же это афилососфская база очень серьезна, но на всё это накладывается реальный опыт. Если реального духовного опыта нет, все. Все это не интересно, должен быть опыт внутренней борьбы, опыт работы с этой внутренней серьезностью: это попытка выйти из игры, попытаться действовать ответственно, попытаться увидеть этот переход между иллюзией и реальностью. Если мы тренируемся – это очень интересно, это крайне интересно, как однажды, Гагарин слетал в космос, его на руках носили, помните как всё это было? Не все помнят? Я тоже плохо помню. Но что-то ещё осталось, как вот [это все себе тыкаем, неразборчиво] . Не знаю почему это? Почему он этот опыт получил перехода. Он увидел что там – это другой мир, и его весь мир на руках носит. Так же вот надо Шрилу Прабхупаду на руках носить. Он нам принес этот духовный мир. И если мы его поймем, просто расспросим как, он просто расскажет нам, ну как там вот Дхарма, [неразборчиво] , мальчики бегают, олени, Кришна, Спиром, и так далее.
01:18:52 Кажется все просто, почему это кажется простым? Ну потому что он видел это все, а мы просто нет. И мы должны это послушать, и поразиться этой простоте, знаете как мне все время философский пример приводим.
01:19:08 А стоят два человека на углу. Один за углом, а другой чуть-чуть дальше, он видит что за тем углом. Они стоят в 10 см. друг от друга. Но один из них видит, что за углом, понимаете, вот то же самое у нас тут сейчас происходит, мы встречаемся потому что каждый за каким-то своим углом стоит, и видит какую-то часть духовной реальности, а мы этого не видим потому что у нас свой опыт. Но нам так интересно, а духовная реальность без границ. Поэтому мы берем это бесконечный опыт Шрила Прабхупады и пропускаем его через наше духовное понимание, общаемся друг с другом обсуждая Шрила Прабхупаду, делясь нашим пониманием Шрилы Прабхупады. И из этого всего складывается такая картина духовного мира во всей своей красоте. Она безгранична – эта красота. Если бы красоту можно было описать, ничего бы не получилось, Анантошешик с миллионами голов, возлежит на причинном океане, и бесконечное количество времени описывает славу Кришны. И у него не получается, он никак не может закончить.
01:20:22 Он повторяет различные имена Кришны. Бесконечное количество времени, вечность. Он прославляет имена Кришны. И не может закончить – вспотел уже, не может закончить, сколько мы знаем имен Кришны. Сколько мы знаем имен Кришны, поэтому перед нами бесконечность, бесконечность духовного счастья, бесконечность духовного блаженства, и вход для нас в эту бесконечность духовного блаженства через Шрилу Прабхупаду. Он для нас представитель, он тот кто видел эту реальность. Дает нам возможность к этому прикоснуться.
[Из зала] Один маленький вопрос.[неразборчиво]
01:21:18 [РузовВ.О.] Если повар профессионал и он 21 год готовит, то он глазами видит вкус пищи. Если вы не видите глазами вкус пищи, лучше попробовать, только не так что, ням-ням-ням. Нет, возьмите аккуратно кусочек попробуйте, потому что вы служите Кришне и он поймет, он поймет, это не так что мы непонятно что вообще приготовили, Кришну накормили, а потом едим и подклевываемся. Вот какой удивительный вкус у Кришны. Если вы чувствуете что вы не понимаете вкус, лучше попробуйте, Кришна поймет. Да то есть опыт, опыт придёт со временем. Ну когда вы сможете по запаху, по виду, то есть всё это определять, но если вы реально не видите, сделайте как лучше, сделайте это практично, попробуйте, ничего страшного не произойдет, Кришна в сердце находится и понимает, что вы хотите как лучше это сделать. Будьте практичны, это не для всех подходит эта рекомендация.
01:22:31 У кого-то получается, у кого-то нет, ну, если у вас реально не получается и все время что-то фука какое-то не хорошее, лучше все таки пробовать, лучше пробовать, ну так на рынке в общем-то это нормально когда вы что-то покупаете, то вам кусочек отрезают, вы пробуете, что вообще вы покупаете, особенно, если вы покупаете, например много, на весь храм не попробовав, то может быть не очень практично, а потом привезли в храм, а вам будут долго объяснять принцип практичности, что лучше было попробовать, что ты там вообще купил.
01:23:09 Поэтому если мы можем следовать высшему стандарту, мы обязаны ему следовать. Если мы приближаемся к высшему стандарту, мы должны определять свой уровень практичности и попросив у Кришны разрешения сделать наилучшим образом. И посмотреть что получится, может Кришна поймет, может не поймет, но вы потом почувствуете, вы потом действительно ощутите, что Кришна доволен, поэтому будьте разумны, будьте разумны, не будьте однобоки, старайтесь применять разум, в этот принцип, мы должны включать свой разум, мы должны быть фанатами, но мы не должны быть пренебрежительными к правилам. Есть правила. Ну, если правила невозможно выполнить, нужно включать свой разум и молиться Кришне о том чтобы правильно осуществить свою функцию в этот раз. Да? Разобрались?
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О. и зал вместе] Шрила Прабхупада, Джай! Спасибо большое.
транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 01 October 2014