Бхакти дает счастье

Ереван - 06 January 2014
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:50:41 | качество: mp3 64kB/s 23 Mb | прослушано: 677 | скачано: 360 | избрано: 15
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:03:03 Ом Намо Бхагавате Васудевая. Ом Намо Бхагавате Васудевая. Ом Намо Бхагавате Васудевая.

00:03:16 Итак, «Бхакти-расамрита-синдху» 1.1.27. Шупадетвам… а нет, простите, простите, пожалуйста, я ошиблась 1.1.30. [санскрит]. Перевод: «Бхакти приносит счастье. Существуют три категории счастья: счастье от материальных объектов, счастье осознания Брахмана и счастье, которое приносит Господь.

00:04:01 Итак, добрый вечер, дорогие преданные. Мы продолжаем наше обсуждение по «Шримад Бхакти-расамрита-синдху», где Рупа Госвами сейчас знакомит нас с характеристиками чистого бхакти. Он знакомит нас с характеристиками чистого бхакти, и мы с вами увидели, что бхакти, она, в первую очередь, избавляет живое существо от страданий. Мы с вами это неоднократно обсуждали, что на самом деле преданные, начав заниматься бхакти-йогой, сжигают все свои кармические реакции, и ему бывает прощено все его материальное существование. Ему бывает прощено все его материальное существование, и параллельно мы все-таки можем видеть, что иногда преданные, они получают какие-то виды страданий. Отсюда мы понимаем, что это все происходит в двух случаях. Если преданный на самом деле пренебрежительно относится к преданному служению – это первая причина, по которой мы на самом деле оказываемся, как мы это неоднократно обсуждали в беспомощном состоянии, да. Вторая причина, по которой страдания могут происходить – это оскорбление преданных.

00:05:23 Мы с вами ввели понятие «бхакти-кармы», где мы понимаем, что если преданный он наполняет своё преданное служение различными видами оскорблений – это означает, что он готовит себе на самом деле в следующих жизнях или почему нет, даже в этой жизни, да, готовит какие-то ситуации полные беспокойств и страданий.

00:05:49 Теперь, следующее качество… И мы, значит, должны понимать, что когда мы говорим о том, что бхакти, оно избавляет от страданий, мы говорим о том самом бхакти, мы это с вами особым образом отметили, да, что преданные должны стараться в момент исполнения бхакти делать это не мотивировано, то есть делать это от чистого сердца, действительно желая удовлетворить Верховного Господа, или, желая Его понять, в общем, чтоб сознание было именно обращено к Верховному Господу и к трансцендентальным целям. Когда преданный, он таким образом исполняет бхакти-йогу, то в этом случае, значит, вот это самое избавление от страданий достаточно быстро приходит в его жизнь.

00:06:40 Мы с вами точно также обсудили, что от страданий преданные могут избавиться просто простым повторением текстов «Шримад-Бхагаватам», простым повторением текстов «Шримад-Бхагаватам», потому что тексты «Шримад-Бхагаватам», они содержат в себе мистическую потенцию. Эта мистическая потенция выражается в её способности разрубать узлы привязанности к этому материальному миру в сердце преданного. А если преданный, он больше не привязан к этому материальному миру, соответственно, этот материальный мир не может причинять ему страданий.

00:07:19 Теперь, следующее качество, значит, которое специфично для бхакти – это было то, что у преданного появляются хорошие качества, то есть у него отходят плохие качества и начинают проявляться все благостные качества. В свою очередь это приводит к тому, что преданный становится дорог всем живым существам. Мы с вами определённым образом обсудили этот момент, что на самом деле, эти темы, они должны быть очень тонко и очень правильно поняты, иначе мы будем приходить к такому выводу, что ни Бхактисиддханта Сарасвати, ни Шрила Прабхупада, ни Вишванатха Чакраварти Тхакур, ни очень многие великие преданные не были на самом деле не великими, не чистыми, потому что у них до последнего их дыхания было много недоброжелателей. И много недоброжелателей, много живых существ, которые просто не принимали их, это самое, или находились вообще в очень агрессивных настроениях по отношению к ним. И поэтому мы должны понимать, дорогие преданные, что такие, значит, вещи, они должны быть очень тонко поняты.

00:08:37 Теперь. И сегодняшний текст, который мы с вами рассмотрели сейчас, значит, уже Рупа Госвами, он говорит о том, то есть он вот так последовательно сказал, да. Первое: «Бхакти избавляет от страданий». Второе: «Бхакти начинает давать живому существу хорошие качества». И мы с вами пониманием, да, что эти утверждения, они на самом деле однозначные. То есть это означает, что, если мы практикуем бхакти и одновременно не наблюдаем в себе появление благостных качеств, это означает: мы не заняты преданным служением. Мы можем быть суперэрудитами, мы можем, я не знаю там, совершать кучу механического преданного служения практического, да, но если мы не развиваем качества, это означает, что мы на самом деле не заняты бхакти.

00:09:37 Следующим результатом бхакти является, да, было сказано: «Знания являются сопровождающим фактором бхакти». И это было архиважно, потому что именно знание становится той благоприятной платформой, на основе которого начинают порождаться, начинают проявляться благостные качества живого существа. Да?

00:10:03 Теперь. И значит вот это. Теперь мы получаем вот такие. Для нас мы получаем однозначные вот эти рычаги для оценки, да. То есть, если я не избавляюсь от страданий, если я не развиваю знание, если у меня не происходит вот этого, да, - развития благостных качеств, если у меня не увеличивается счастье, чувство счастья от соприкосновения с бхакти-йогой, да, однозначно означает, что я занят не бхакти-йогой, то есть я занят не преданным служением. Это означает, что, когда мы говорим: «Я занят непреданным служением» – это значит, что я исполняю преданное служение механически, механически или с эгоизмом, то есть для себя. А это практически означает, что я Верховному Господу на самом деле и не служу вовсе. И поэтому преданный должен следить, если в его жизни есть такие действия, которые он совершает именно для удовлетворения Верховного Господа, да, то обязательно должен иметь место, если Всевышний Господь принял наши действия, то обязательно должен иметь место вот весь этот букет избавления от страданий, значит, проявление трансцендентальной мудрости, да, и увеличения чувства счастья.

00:11:44 Вот, когда у преданного есть вот эти три компонента это автоматически указывает на то, что преданный занят чистым преданным служением, и Верховный Господь это служение принимает, да, и остается удовлетворенным. То есть мы должны понимать, что все те характеристики, которые Шрила Рупа Госвами сейчас обсуждает, они однозначные. И если мы не получаем эти результаты или не получаем этих характеристик от бхакти, это не означает, что Шрила Рупа Госвами нас обманывает, это означает, что мы не совершаем преданного служения, даже, если нам кажется, что мы полностью заняты в преданном служении. А это в свою очередь наводит нас на мысль, то есть на необходимость вообще, такое, такие реалии сразу вот это нам помогает разобраться вообще, чем мы заняты. Такие реалии, они сразу должны стать вот этим, импульсом к тому, чтобы мы тревожились, чтобы мы понимали, что мы должны пересмотреть всю свою духовную практику, как мы её организовали. Потому что, если мы действительно вовлечены в духовную практику, то мы должны иметь те результаты, те характеристики бхакти, которые здесь были провозглашены.

00:13:18 Таким образом, дорогие преданные, сегодняшний текст, который мы должны будем рассмотреть, он говорит о том, что бхакти, она дарует счастье. Бхакти, она дарует счастье, то есть это означает, что при, если мы действительно исполняем преданное служение, и Верховный Господь это преданное служение принимает, да, то мы обязательно утверждаемся в счастье. Почему? Потому что Господь Шри Кришна, он источник наслаждения. И так не может быть, чтобы мы соприкоснулись с его природой, да, и, значит, это, остались бы неудовлетворенными. Если мы остаемся неудовлетворенными, это означает, что мы соприкасались теперь не с Кришной, да, и не с Его чистыми преданными. Потому что соприкосновение с Его чистыми преданными и с Ним самим всегда приносит чувство удовлетворенности, чувство счастья, потому что и Господь Шри Кришна, и Его чистые преданные являются абсолютными доброжелателями живых существ. И любое соприкосновение с ними должно давать эти результаты. Мы должны становится мудрее, да, мы должны избавиться от страданий, мы должны, значит, это проявлять эти чем дальше, тем больше в соприкосновении с Кришной и Его чистыми преданными должны меняться наши характеристики, должны меняться наша природа, наши убеждения, да, и в конечном итоге мы должны испытывать чувство счастья.

00:15:12 Теперь, когда Рупа Госвами, он обсуждает тему счастья, то есть мы с вами видим, что на самом деле Рупа Госвами, он обсуждает именно те темы, которые очень актуальны для живого существа, да. Мы с вами отмечали этот момент, что, когда, например, имперсоналисты, они говорят об отречении, да, то, когда они говорят об отречении, имеется виду, что они при рассуждениях об этом материальном мире находят в этом мире невероятное количество беспокойств, невероятное количество беспокойств, невероятное количество негатива, и поэтому они приходят к этому выводу, что от этого материального мира нужно отказываться. Да?

00:15:57 И мы с вами особым образом обсудили, что если живое существо, оно основано на любви, то ему отрекаться не от чего. Если живое существо, оно обрело общество живых существ способных любить духовный мир, да, то ему незачем вообще отречение. Ему незачем это отречение. Оно как раз входит вот в это самое состояние, да, когда все дороги ему, а и он дорог абсолютно всем. И мы с вами сказали, что эти реалии – это реалии духовного мира, это не реалии материального мира, потому что в этом материальном мире демоничные личности, они всегда раздражаются, они всегда раздражаются на божественные, на божественную природу, они испытывают чувство агрессии по отношению к… этому самому, к их Божественной природе. И поэтому мы можем видеть, что в остальные юги, например, когда все-таки превалирует религия, да, святые, они действительно подходят под эту формулу, что они бывают дороги всем религиозным людям и все религиозные люди бывают дороги таким святым. Да.

00:17:22 И мы с вами это обсудили, что, например, на территории Кали-юги мы получаем совершенно другую ситуацию, потому что Кали-юга, она подвержена, она находится под влиянием тамо-гуны. А тамо-гуна – это означает: все концепции шиворот-навыворот, да? И поэтому в Кали-югу напротив, в Кали-югу демоны дороги всем, да, и все демоны дороги демонам, то есть такие обычные эти дороги вот этим, поэтому мы получаем там вот такое и святые личности всегда, ну, вот как раз сегодня в Армении отмечают день рождения Христа и вот это очень хороший символ, да, который на самом деле, Христос, Он своим примером это показал, что в каком положении будет истинная религия в Кали-югу. Она будет распята. И поэтому мы должны понимать, что вот эти вопросы, они очень важные.

00:18:25 Теперь. И мы видим, что Рупа Госвами, он как раз, то есть он обсуждает все те проблемы этого мира, да, от которых все живые существа хотят избавиться. И те или иные процессы, когда они предлагаются человечеству, то человечество, прежде всего, интересует этот вопрос: избавляет, то есть обладает ли этот процесс вот такой силой или могуществом избавлять живые существа от страданий. Если оно содержит в себе такую потенцию, да, то это приемлемо для живых существ. И теперь с этой точки зрения мы понимаем, что просто, да, вот, если мы берем все остальные процессы, они содержат в себе, там я не знаю, процессы раскаяния, процессы аскезы, процессы, там я не знаю, живое существо надрывается для того, чтобы как-то сгладить свои грехи, да, вымолить грехи.

00:19:26 Но мы видим, что в бхакти-йоге преданному достаточно просто, как говорится в шастрах достаточно один раз произнести имя Верховного Господа Шри Кришны, и ему его грехи прощаются. И остается только одно, чтобы преданный честно занимался самосовершенствованием. Пока преданный слушает темы, которые позволяют ему самосовершенствоваться, то есть меняться как личности, у Верховного Господа нет ни одной причины для того, чтобы такому живому существу причинять беспокойства. Да. И такое живое существо, оно реализует эту реалию, эти реалии, да. Что, когда оно на самом деле оказывается в состоянии правильно, то есть правильно взаимодействовать с бхакти и заниматься внутренним сознанием Кришны, озабоченным вот этим, чтобы меняться внутри себя, то есть получать совершенно другую человеческую эту, основу психологическую, да, то в этом случае страдания просто отходят. И это яркое свидетельство того, что на самом деле Святое имя, Оно просто сжигает все кармические реакции, которые только могут быть. Да. И поэтому с этой точки зрения недооценивать мощь вообще, которая содержится в бхакти-йоге, было бы, оно не то, что было, оно так и есть – это очень неразумно с точки… значит, вообще с точки зрения той потенции, которую в себе бхакти содержит, да?

00:21:05 Теперь. Следующий вопрос, который очень важен и актуален для обусловленных живых существ – это проблема мудрости. Да. То есть проблема мудрости – это означает, что живое существо должно понимать свою природу, живое существо должно понимать закономерности мира, в котором оно живет, да, и живое существо должно понимать свои отношения с этим миром, свои отношения с самим собой, свои отношения с другими живыми существами, и свои отношения с Верховным Господом. И поэтому живое существо нуждается в знании, которое живому существу помогает вообще определить своё положение, смысл своего существования, да? И мы, значит, с вами увидели, что бхакти-йога, она содержит в себе трансцендентальное знание, и Рупа Госвами объявил, что, конечно, знание, оно является важным фактором для живого существа, и в бхакти истинное знание является сопровождающим фактором. То есть, когда мы знаем, то есть, когда мы развиваемся в бхакти, мы развиваем истинное понимание своей природы, истинное понимание природы Всевышнего Господа Шри Кришны, истинное понимание материального мира, Верховного Господа и вот это взаимодействие между живым существом, Верховным Господом, материальным миром, духовным миром. Да, то есть совершенно понятно, что да, действительно, в бхакти-йоге знание является сопровождающим фактором.

00:22:47 Теперь. Следующая тема, которая очень интересна всем живым существам, - это качества, да. Потому что мы с вами это обсудили. Что на самом деле, если у живых существ есть благостные качества, то от таких живых существ нет никакого смысла вообще отрекаться, с такими живыми существами надо взаимодействовать и просто, просто наслаждаться, просто наслаждаться этими отношениями, да. Потому что, если вы заметили, я очень стараюсь, чтобы преданные вообще меньше всего использовали со словом «бхакти» слово «аскеза» и как можно больше использовали, то есть записали бы себе в сознание, что бхакти – это процессы наслаждения. И мы постоянно должны быть сосредоточены на том, чтобы обнаруживать духовные качества живого существа и наслаждаться во взаимодействии с этими качествами. Да? То есть, если какой-то преданный, вот очень просто будем говорить. Если какой-то преданный, например, умеет красиво украшать Божества, да, мы же не должны отрекаться от этого его таланта. Вот мы наслаждаемся этим его талантом. Какой-то другой преданный умеет хорошо готовить, и, значит, это, предлагать пищу Верховному Господу, да, и получить в конечном итоге высококачественный прасад. И мы же не говорим, что мы должны отрекаться от этого прасада. Напротив, мы должны этим прасадом наслаждаться

00:24:38 И поэтому для меня лично, как для преданной архиважно, чтобы преданные поняли, что бхакти – это территория наслаждения. Когда живое существо может просто отпустить свои вожжи, да, и спокойно наслаждаться всем тем, чем наслаждался Верховный Господь. Наслаждаться прасадом, наслаждаться общением с преданными, наслаждаться слушанием, наслаждаться воспеванием, наслаждаться поклонением, то есть божествами, да, и так далее. Наслаждаться в святых местах, то есть преданный, он постоянно должен быть сосредоточен на этом, что он имеет право, потому что иногда, если мы развиваем такое понимание, что бхакти, то есть процессы самореализации связаны с аскезой, да, посмотрите во что, например, мы превращаем. Да, допустим. Все атрибуты бхакти должны доставлять счастье живому существу, да. Это означает, например, есть такое преданное служение, как посещение святых мест. Вот самый простой пример.

00:25:55 Теперь, посмотрите. Преданный, который правильно относится к бхакти и который понимает, что бхакти – это просто наслаждение, да? Он приходит в святые места, и он просто наслаждается всеми этими святыми местами, он наслаждается той энергией, которая там вообще есть, он наслаждается той милостью, которую он получает, там, да? И когда мы допустим вот, скажем вот, тот же самый Говардхан. Вот допустим, преданный, он пришел во Вриндаван, и вот он идет совершать парикраму вокруг Говардхана, да. Если преданный, он понимает, что бхакти – это наслаждение, да, то он просто себе до удовольствия вообще, спокойно, без всяких этих, одевает спокойно тапочки, берет зонтик, если надо садиться на рикшу, как говорит Джива Госвами, да, и просто обходит, значит, Говардхан в полном памятовании игр, связанных с Говардханом, испытывая при этом трансцендентальное блаженство от этого контакта.

00:27:07 Теперь, это, аналог. Если преданный, он воспринимает бхакти как аскезу, то есть, что бхакти, она дает вообще какие-то результаты после аскезы, да? Это что значит? Что тот же самый преданный приходит на парикраму Говардхана, и у него начинается: для того, чтобы парикрама была полноценной и для того, чтобы Верховный Господь Шри Кришна там или Говардхан приняли бы, значит, вот эту парикраму, чтобы у меня там сгорели кармические реакции, чтобы там, я не знаю, что-то изменилось, для этого нужно… Что нужно? Превратить процесс обхода Говардхана в пытку. Нужно, чтобы у меня обязательно порезались ноги, чтобы обязательно кровоточили раны, чтобы я после этой парикрамы два дня ходить не мог, да? Вот тогда, когда это все сопровождается болью, ранами, я не знаю там, иголки колют ноги, не знаю что, преданные придумывают такие ситуации, что вот если там с ног пошла кровь – это означает, что карма сгорела, не знаю что. Бхакти получилось что? Бхакти получилась - процесс страдания. А все бхакти-шастры говорят о том, что процесс и результат бхакти не должны отличаться. Да? А это означает, что в процессе бхакти должно быть таким же наслаждением.

00:28:46 И поэтому это архиважный момент, чтобы преданный понимал, что бхакти – это то, с соприкосновении с которым, он имеет право наслаждаться. Потому что, если он в своем сознании записывает, что наслаждаться бхакти нельзя – это означает, что он ставит вот эту заслонку, он ставит эту заслонку между собой и бхакти и не позволяет бхакти сделать преданного счастливым. Понимаете, дорогие преданные?

00:29:26 И поэтому преданные должны понять, что, когда в шастрах говорится об аскезах, да, процессы аскезы, они имели место, когда стандарты религии заключались, например, в медитационной йоге или в гьяна-йоге, да, то там эти процессы, они основаны на отречении, они основаны на аскезах. Но когда пришел Господь Чайтанья, никто не может сказать вообще, да, что преданные совершали аскезы. Преданные, они постоянно находились в трансцендентальном наслаждении, они наслаждались киртаном, они наслаждались обсуждениями, они наслаждались прасадом, они наслаждались проповедью – все четыре… и Божествами – все пять действий преданные совершали от начала до конца в настроениях наслаждения, в настроениях наслаждения и игр. Да?

00:30:38 И поэтому, дорогие преданные, мы должны понимать, что первый зас… вот эта первая заслонка, которую мы должны снять из нашего сознания – это то, что бхакти предназначена для наслаждения. И мы не должны бояться наслаждаться прасадом, наслаждаться киртаном, наслаждаться отношениями с преданными, да, наслаждаться, развивая знание, наслаждаться, слушая, я не знаю вот, все, любой атрибут, наслаждаться святыми местами – то есть любой атрибут бхакти должен быть на удовольствие, должен быть на удовольствие, потому что это природа бхакти. И поэтому здесь было сказано, что бхакти приносит счастье. И самое главное, чтобы мы ей позволили это сделать, чтобы то счастье, которое оно содержит в себе, мы бы позволили, чтобы вот это счастье проявилось бы. Потому что, если мы считаем, что бхакти, оно – это аскеза, процесс обязательно основан на аскезе, да, то в этом случае мы получаем ситуации, которые на самом деле не очень благоприятны для бхакти.

00:31:58 Теперь. Конечно, вопросы счастья, они очень важные, очень важные, поэтому в этом тексте, как мы с вами видели, Шрила Рупа Госвами обсуждает три вида счастья, да, три категории счастья. То есть он сказал: «Существует счастье от материальных объектов». Счастье от материальных объектов на самом деле оно иллюзорное. Оно иллюзорное, потому что счастье от материальных объектов, оно на самом деле основано на неправильной оценке этих объектов. Мы с вами обсуждали, что да, конечно, мы можем сказать, что в саттва-гуне в соответствии с Бхактивинодом Тхакуром, как мы с вами видели, да, просыпаются первоначальные благостные качества души: такие как доброта, такие как справедливость, правдивость, чистота характера, да, там, это, правильное… хорошее поведение, искренность намерений, да, и в конечном итоге, как мы с вами видели способность любить живого существа просыпается, да? Поэтому мы можем понимать, что, да, мы можем сказать, что вот на территории благости, чем больше развиты вот эти качества, тем больше… мы уже должны понимать, что это уже являются качествами души, которые проявляются сквозь материально тело. Да?

00:33:25 Когда мы говорим о материальном, о счастье от материальных объектов, то имеется ввиду не проявление души, потому что мы должны понимать, что то, что нас радует в саттве это частичное или уже полноценное в зависимости от того, ну, какая это интенсивность саттвы, да? значит, вот от этого фактора зависит вот это, да, на сколько проявлена вообще душа у конкретного живого существа, да. И когда мы говорим о материальных объектах – это означает, например, просто тупо материальное тело, да, материальное тело, материальные предметы.

00:34:13 Мне может доставлять удовольствие хорошая ручка, мне может доставлять удовольствие хороший компьютер, да? или там я не знаю, любая хорошая вещь, да, и любое, любая эта привлекательная материальная форма. Мне может доставлять удовольствие собака, например, потому что она красивая. Мне… и так далее, да? То есть мы понимаем, что вот это счастье, которое мы получаем от материальных объектов, оно на самом деле не полноценное. Почему? Потому что все материальные объекты временные. Потому что в них во всех заложено по закону инерции, заложена потенция разрушения. Да? А это означает, что вот сейчас это все красиво хорошо, прошло чуть немножко времени, да, и это самое, все, материя начинает разрушаться. Материя начинает разрушаться, она начинает терять свою привлекательность. И поэтому материальное счастье, оно временное, и оно является, скажем так, сокровищем неразумных живых существ. Да, теперь. Которые просто балуются игрушками.

00:35:32 Теперь, следующий вид счастья, который в этом материальном мире есть – это счастье от осознания Брахмана. Счастье от осознания Брахмана, оно, конечно, отличается от материального счастья. Причем мы должны понимать, что, когда мы говорим о материальном счастье, речь идет о временном счастье, да, именно поэтому это счастье, оно считается, объявляется этим, недостойным внимания живого существа, да. И причём мы должны понимать, что это счастье, оно может быть обесценено только в одном случае, если живое существо понимает своё духовное начало. Если оно понимает своё духовное начало, то в этом случае у него могут происходить какие-то другие процессы.

00:36:21 Теперь, дорогие преданные. Следующее, это, значит, счастье, которое идет от осознания Брахмана, и мы здесь понимаем, что речь идет о, о соприкосновении со своей истинной природой. Когда мы осознаем себя как духовную частицу, да, то приходит это, мы должны понимать, да, что счастье, идущее от имперсонального Брахмана, оно, осоз… осознание Брахмана, здесь речь идет не об имперсонализме, простите. Осознание Брахмана – это означает осознание существования трансцендентальной природы своей в том числе. Да?

00:37:08 И если мы это счастье будем сравнивать с материальным счастьем, то оно просто ни в какое сравнение не идет. Да. То есть мы должны понимать, что, когда речь идет о счастье, которое, которое сваливается на живое существо, когда оно осознает свою духовную природу и вот соприкасается с трансцендентальной энергией, осознавая себя, как её частицу, да? Вот это, это счастье, идущее от, простите, от освобождения, да? То мы понимаем, что по сравнению с материальным счастьем это просто в десятки тысяч раз более интенсивное чувство счастья, потому что там сознание живого существа наполняется ликованием. Ликованием от чего? Ликованием от осознания собственной вечности. Да, потому что на самом деле в материальном мире материальное счастье всегда осквернено страхом, страхом перед уничтожением.

00:38:26 Осознание Брахмана, оно убирает этот страх, потому что живое существо реально осознает, что оно вечное начало.

00:38:38 И существует третья разновидность счастья – это счастье, которое обеспечивают отношения с совершенными живыми существами. Сейчас, дорогие преданные, в обусловленном состоянии, мы на самом деле даже представить себе не можем, о чем идет речь. Что значит: я сам совершенное живое существо, и у меня есть общение таких же совершенных живых существ, да, способных на совершенные отношения, в которых и я испытываю не имеющее аналога чувство счастья и передо мной стоящее живое существо.

00:39:30 Но во всех случаях мы должны сейчас просто понимать, да, что, когда речь идет вот об этом счастье, оно говорится так: это счастье не имеет аналогов. Когда живое существо утверждается в своем совершенстве и общается с себе подобными живыми существами, которые тоже утверждены в своем совершенстве, Верховный Господь в том числе, да, то вот то чувство счастья, которое при этом возникает… Вот теперь Рупа Госвами обсуждает вот эту тему, да, что бхакти, оно легче и быстрее всех остальных процессов дарует освобождение от страданий; легче и быстрее всех остальных процессов дает освобождение от влияния материальной энергии; легче и быстрее дает пробуждение божественных качеств в живом существе и легче и быстрее утверждает его в вечном счастье. То есть Рупа Госвами это обсуждает с нами преимущества чистого бхакти.

00:40:46 И поэтому преданный должен понимать, что это архиважный момент: в момент исполнения преданного служения стараться быть сосредоточенным на желании удовлетворить Верховного Господа. Вот когда это желание есть, оно на самом деле все встаёт на свои места. Если этого желания нет, это, это уже проблема. Да? И поэтому, дорогие преданные, мы должны понимать, что вот теперь Рупа Госвами, он обсудил эту тему, то есть он обсудил вот этот момент, что на самом деле бхакти, оно, значит, полно и процесс, и результат не отличается друг от друга. Это означает, что любое соприкосновение с бхакти мы должны понимать, что, если это вкусный прасад, мы имеем право этим прасадом наслаждаться и испытывать чувство счастья. Если это хорошие преданные, мы имеем право с ними дружить, служить, быть в отношениях старшего и младшего, да, быть в супружеских отношениях, в деловых отношениях и наслаждаться этими отношениями. Да? Это, слушанием наслаждаться, воспеванием наслаждаться, Божествами наслаждаться, да.

00:42:17 И как мы видели с вами по Бхактивиноду Тхакуру, когда преданный правильно, то есть сначала он исполняет десять этих, десять поступков, которые формируют отношения с духовным учителем. Духовный учитель начинает передачу трансцендентального знания, да, посредством которого преданный вовлекается в девять этапов преданного служения, и когда он восстанавливает своё доверие к Верховному Господу за счет поклонения и молитвы, значит, вот, вот этих двух процедур, да, то какие процессы начинались? Наслаждения. Было сказано: преданный в радости обходит все святые храмы, танцует, поет, не знаю вот это все, то есть его жизнь наполняется радостью, он, его нутро постоянно поет. Понимаете? И счастье, которое испытывается при этом не существует, то есть ни любое счастье этого материального мира, ни счастье, идущее от освобождения не могут спорить с тем чувством, который испытывает преданный, который соприкоснулся с бхакти.

00:43:33 Если у нас есть материальное ликование, если у нас есть материальная радость на территории бхакти, да, то есть это, то есть нам знакомые чувства, это означает, что это, это не то счастье, которое приходит от этого, от бхакти. Потому что счастье, которое приходит от бхакти, оно устанавливает живое существо в абсолютно удовлетворенном состоянии, и такое живое существо не нуждается больше, оно не нуждается в счастье, которое в любой потенции, счастье, которое содержит в себе этот материальный мир и по отношению к этому материальному миру такие преданные, они испытывают те чувства, которые описаны в Бхагаватам. Что было сказано?

00:44:25 Демоны просто хочет спокойной простой жизни, да? Посмотрите, вот это. То есть минимальная платформа для того, чтобы ум не колебался от беспокойств, чтобы у преданного была спокойная обстановка, чтобы он мог спокойно просто исполнять свои обязанности, иметь спокойный ум и просто быть погруженным в трансцендентальные темы. Это взаимодействие преданного с этим миром. И не остается ни одного объекта в этом мире, который может привлечь наше внимание. И мы понимаем, да, что такие вещи сыграть нельзя. Можно, конечно. Но это сразу обнаруживается, что это игра. То есть нет никакого смысла вообще в этой игре. Потому что от этого удовлетворенными мы не станем. Мы не получим вот этого, вот того самого счастья, да, которое резко отличается и от материального счастья, и от, значит, этого самого, да, и от счастья освобождения.

00:45:32 В следующем тексте, да, было, было, будет сказано так, что бхакти полностью обесценивает освобождение. И мы с вами об этом будем говорить завтра или послезавтра. Да, то есть мы понимаем, что там какой-то, какое-то состояние приходит на живое существо, да, которое не имеет аналога. И пока у нас нет этого состояния, это означает, что мы ещё вот не ощутили, на самом деле у нас не было такого преданного служения, в результате которого Верховный Господь вышел бы с нами на контакт.

00:46:17 Если при этом мы, мы вовлечены в девять этапов преданного служения, то есть мы вовлечены в процессы слушания, вовлечены в процессы повторения. Если мы вовлечены в процессы слушания, это означает, что на нас есть милость и нам дается шанс. Если мы вовлечены в процессы повторения, это означает, что шанс, который был нам дан, мы его правильно используем, да. Если мы оказываемся в состоянии памятовать все то, что мы повторяем, да, это, то есть это все этапы, говорящие о все большем и большем, о все более правильном использовании живым существом милости Верховного Господа. Да? А счастье, идущее от бхакти, оно говорит о том, что мы, уже мы совершили какое-то преданное служение, которым Верховный Господь остался доволен.

00:47:21 Да. А пока у нас нет этого чувства счастья, но все-таки есть процессы вовлеченности в духовную практику, это означает, что у нас есть какая-то мин…, ну, скажем так условно, минимальная платформа, на основе которой Верховный Господь продолжает оставаться по отношению к нам милостливым, но это ещё не означает довольным. Да? Чем больше он доволен, тем, тем более, ну, если вот эти девять этапов, тем более низ, вот это внизу идущие явления у нас должны быть проявлены в жизни. Да, дорогие преданные?

00:48:04 И вот те преданные, которые, они понимают, то есть я очень хочу, чтобы преданные понимали, что вот эти тексты, они очень однозначные, и преданные должны именно такими эти тексты записать в своё сознание, чтобы понимать, когда, то есть по каким симптомам мы можем определить, что мы смогли удовлетворить Верховного Господа, да? А по каким симптомам мы можем понимать, что мы просто пользуемся Его милостью или же уже наоборот – мы лишились Его милости. Когда мы лишились Его милости, у нас прекращаются в первую очередь, прекращаются эти процессы. Он останавливает слушание, соответственно нам нечего бывает повторять, соответственно нам нечего бывает помнить и соответственно у нас не бывает того материала, который постоянно возвращает нас к поклонению. Тогда поклонение потихоньку становится механическим, да, и мы вот первый симптом того, что наше поклонение механическое мы не молимся во время поклонения Кришне.

00:49:19 До тех пор пока поклоняясь Кришне, то есть совершая ритуалы, да, ритуалы с Божествами, с алтарем, мы в конечном итоге, стоя на коленях молимся Кришне, то есть разговариваем о Нем, с Ним – это означает, что у нас бхакти находится в нормальном состоянии, потому что именно вот через такое общение, да, Верховный Господь выходит на общение, и начинает иметь место вот то чудо, которое называется бхакти-йогой, потому что должно быть соприкосновение с Кришной, да. И тогда начинаются вот эти процессы: принять Кришну, как самого лучшего друга, полностью предаться Ему, восстановить своё доверие по отношению к Нему, да. И соответственно, живое существо утверждается просто в постоянном чувстве ликования, да. И я, я думаю, что я не ошибусь, если я скажу, что пусть милость Господа Шри Кришны и великих ачарьев будет с нами для того, чтобы как можно быстрее мы обрели бы квалификацию удовлетворять Верховного Господа, так служить Ему, чтобы, наконец, испытали бы это чувство счастья, идущее от бхакти. Харе Кришна, дорогие преданные. Спокойной ночи.

транскрибирование: Ольга Киселёва | Краснодар | Россия | 18 January 2014