Почему трудно избавиться от вещей, которые мешают счастью?
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Ом Намо Бхагавате Васудевайя.
Мы в тот раз вроде как закончили тему анартха нивритти - «очищение сердца», но потом нам попалась ещё одна информация, которая, я решил, может быть привязана к этой теме, и уже в качестве окончательного заключения по ней. Поэтому эта лекция тоже является частью той темы, о которой мы говорили. Анартха – обозначает вещи, которые мешают жить, не только мешают в материальном плане жить, самое главное мешают в духовном плане жить, мешают осознавать Бога. Нивритти – обозначает уничтожение. Это слово состоит из двух: «нир» - это отрицание, а «врити» - это означает буквально стереотипы, желания, такие волны в нашем уме. И вот сегодня мы немножко поговорим о технической стороне вопроса, почему дурные привычки, или анартхи тяжело уходят, в чем порочность всей этой системы, почему может быть даже понимая, что что-то плохо, продолжают наступать на одни и те же грабли, становятся рабами своих привычек, не могут от них избавиться. Каков механизм этого всего, и где слабое звено в этом механизме, в этом замкнутом круге, воздействуя на который, мы можем всё-таки измениться в позитивную сторону.
00:01:58 И я выбрал стих из 4 главы Бхагават-Гиты, двадцать третий стих:
гата-сангасйа муктасйа
джнанавастхита-четасах
йаджнайачаратах карма
самаграм правилийате
Перевод: действия человека, не привязанного к гунам материальной природы, всецело пребывающем в духовном знании, становятся целиком духовными. Комментарий Шрилы Прабхупады. Полностью достигнув Cознание Кришны, человек избавляется от всякой двойственности, и таким образом, от скверны материальной природы. Он способен стать свободным, поскольку осознает своё истинное положение в отношениях с Кришной, и поэтому ум его не может быть выведен из Cознания Кришны. Соответственно, любые свои действия он совершает для Кришны, который является изначальным Вишну. Поэтому вся его деятельность рассматривается как жертвоприношение, божествоприношение совершается для удовлетворения высшей личности Кришны. Последствия же его деятельности растворяются в духовном, и не влияют на такого человека.
00:03:17 [Поют стихи на санскрите]
00:04:14 И так, коротко вспомним, о чем мы говорили, мы говорили про анатомию облака анартх, которое скрывает от нас Кришну. И поэтому люди говорят - Бога нет, потому что мы его не видим. Но, что у них бельмо на глазу об этом мыслей нет, причём бельмо очень большое. Оно не только большое, оно очень сложное по структуре. В течение пяти лекция мы рассматривали, что такое Анартхи, из чего они состоят, оскорбления четырех видов, материальные желания, разнообразные слабости сердца, различные заблуждения, различных видов. Это всё составляет структуру этого бельма на глазу, из-за которого живые существа говорят такую глупость, что Бога нет. Не было бы Бога, не было бы Мира, вообще ничего не было бы. Только его бытиём, его любовью мы и живы, потому что всё, что здесь есть, вся материальная природа, наше тело, созданы с любовью. Очень разумно, очень красиво, замечательно, и только дурь человеческая всё разрушает, разрушает всю гармонию. Разум такого бунтаря, который восстаёт против Бога, он разрушает всё. Нам кажется, что нужно усовершенствовать мир, мир не совершенен без нас. Поэтому мы начинаем его совершенствовать. И доводим его до такого совершенства, что он начинает разваливаться вообще полностью. К этому совершенствованию мы идем. И эта была структура этого облака анартх. И мы пришли к выводу прошлый раз, что анартха, мы должны это понять это всё-таки то, что это никакому-то дяде нужно, чтобы мы от этого очистились, и он нас к этому призывает, а это нужно нам, потому что страдаем от таких вещей мы сами. Этому была посвящена наша пятая лекция, как понять, что это анартха, как понять, что эти вещи плохие для нас.
00:06:07 И сегодня мы поговорим на тему: почему, несмотря на то, что мы может быть даже понимаем, что это плохо, не хорошо, какие-то вещи, почему мы всё равно к этому привязаны, что за такая порочная сила держит нас в этом круге какой-то негативной деятельности, и не выпускает нас. И это определённое понимание психологии нашего тонкого тела, каким образом наша деятельность связана с нашими стереотипами мышления, как желания влияют на деятельность, а деятельность на желания. Вот сегодня немножко об этом будем говорить, и для этого я нарисовал на доске очень простую схему из четырех составляющих. Всего четыре составляющих, и от одного к другому идут просто стрелочки и все. Но за этими словами стоят очень сложные понятия, мы будем разбираться в этих вещах.
00:06:58 Итак, все люди действуют. И любое действие продиктовано определёнными желаниями. В целом, у деятельности всего два мотива. Первый мотив деятельности – это получить какое-то наслаждение, второй мотив деятельности – избежать страданий. Больше ничего нет. Проанализируйте любую деятельность, которой занимаются люди, один тип деятельности для чего? Для того, чтобы принести наслаждение: допустим, вы готовите своё любимое блюдо, включаете свою любимую музыку, что-то еще, встречаетесь с любимым человеком, для чего? Чтобы получить наслаждение. С другой стороны: вы закрываете дверь от холода, платите за какие-то услуги, и прочие разные вещи: чтобы избежать страданий. Платите коммунальные платежи, чтобы регулярно от вашего дома увозили мусор, вы вставляете двери, оплачиваете какую-то страховку, чтобы избежать беспокойства. То есть два мотива всего у деятельности: получить удовольствие, и избежать страданий. А всё остальное – это уже частные проявления того, или другого.
00:07:59 И мы начнем анализ с такого видимого момента, потому что мотивы наши, они порой какие-то такие непонятные, мы даже не понимаем, зачем мы это делаем. Допустим, несколько дней назад я спрашивал, зачем тут какие-то манипуляции с алтарем проводят, ну простые какие-то вещи: ставят три табуреточки, на эту ставят цветы, на эту ставят чашку для воды, а на эту полотенце. Зачем убирать одно какое-то другое? А не знаю, машинально. То есть человек даже не понимает, зачем он делает, машинально чего-то делаем. Мотивы не всегда понятны, почему человек поступает так, или иначе. Поэтому начнем с видимых вещей, что сделано, конкретно. Итак, всякое действие, совершенное ради удовлетворения чувств, либо ради избегания каких-то проблем, оно обязательно порождает какие-то впечатления. Вот это карма – первое действие, на самом верху, совершенное действие кармы, и вот от кармы, мы видим, идет стрелочка в сторону Самскары.
00:08:58 Самскара – это слово обозначает «впечатления», буквально. То есть, любое, обязательно, действие, оставляет впечатление. И причем, впечатления бывают двух видов: приятные и не приятные. Если вы, например, сделали что-то приятное для себя, что-то съели вкусное, что вам хочется ещё добавки, это самскара, впечатления.
Совершили действие, допустим вас угостили, сказали очень вкусный какой-то фрукт новый, приехали в Индию, не знаете что это такое. Это папайя, смотрите, какая-то штука, никогда не ели её. Но вам авторитеты говорят: это очень вкусная вещь, папайя, ешьте. Вы съели, и вам понравилось. В следующий раз, когда вы видите папайю, вы хотите еще. То есть вы такую карму хотите ещё раз совершить, потому что от этой кармы осталась приятная самскара, впечатление, это вкусная вещь оказалась. А если эта папайя вам не пришлась по вкусу, и самскара оказалась не приятной, неудачной, то теперь, при виде папайи, вам больше не хочется этого делать. То есть это негативная будет самскара, и больше из этой самскары, такая карма, такая деятельность, не родится.
00:10:00 Итак, эти действия рождают определённую двойственность, приятные и не приятные какие-то вещи, и впечатления распределяются таким вот образом, они доставляют нам удовольствие, или не доставляют нам удовольствие. И, в конце концов, нам хочется повторить приятное и избежать неприятного. Когда у человека желание повторить приятное становится неудержимым, в принципе неудержимым, ничем не контролируемым, то есть он одержим этим желанием – называется мания. То есть, когда человек много раз совершал какие-то действия, которые приносили ему приятные впечатления, причём они лишили его разума, очень такие сильные чувственные раздражители, что теперь он даже вредные для себя вещи будет совершать.
00:10:50 Это как в эксперименте с крысами, когда в мозге нашли участок, который отвечает за наслаждение, поместили туда какой-то датчик, и крыс научили нажимать кнопочку, которая раздражает этот участок мозга, они постоянно нажимали на неё лапкой и получали наслаждение из этого участка мозга. И так они умирали. Это называется мания. То есть им постоянно нужно было наслаждение, но жить постоянно в режиме наслаждения невозможно, можно умереть. Поэтому любому человеку от всякого наслаждения нужен какой-то отдых. Поэтому все отдыхают, даже от наслаждения. Но крысы, они же глупые, им просто приятно и все, они лапой жмут механически на эту кнопку, которая раздражает участок мозга у них в этом механизме, и они все поумирали от наслаждения, они не выдержали наслаждения. То есть когда мы какие-то вещи очень сильно хотим, самскара, неприятные остались впечатления, и мы не способны контролировать эти ощущения, это называется мания. И эти мании, они практически не лечатся, потому что их корни в самскаре, очень глубоко.
00:11:56 Причем самскары могут быть неосознанными, потому что самскары накапливаются за многие, многие жизни, очень многие жизни. Потому что мы живем, и каждую минуту какие-то действия совершаем, либо на внешнем уровне, либо на ментальном что-то мы выбираем. Поэтому самскара, это толща, как слои геологические в земле, в каждую эпоху, очень много этих слоев. И большая часть самскар, они находятся в глубоком подсознании, они неосознанные вообще, мы даже не помним. Поэтому весь опыт, который мы в разных других телах отжили, мы не помним этого опыта, тело ушло, и опыт в подсознании очень глубоко. Иногда он может воспрянуть, как иногда люди начинают говорить на каком-то языке, на котором в этой жизни не говорили, это самскара прошлой жизни, они совершали такую деятельность, карму, на этом языке говорили, карма – это деятельность, и у них самскара, они привыкли так говорить, самскара, такие впечатления. Но в этом теле они родились в другой стране и они на этом языке не говорят.
Большая часть самскар нашего прошлого, они находятся в глубоком подсознании, они не активны, но есть активные самскары. И вот те самскары, которые активные в этой жизни, они называются васаны, следующая из самскар, такая стрелочка – васаны.
00:13:15 Еще, я забыл сказать, когда мы каких-то вещей очень хотим, это называется мания, мы стремимся, а когда мы каких-то вещей очень сильно не хотим, потому что самскары были отрицательные, боль, страдание, или что-то еще, это называется фобии, или страхи. Когда человек боится панически воды, огня, или чего-то еще, или какого-то человека, он почему то сразу его боится, он даже не понимает, почему он его боится, или какие-то виды пищи сразу вызывают у него отторжение, раздражение, или что-то еще. То есть это такие вещи, которые на неосознанном уровне происходят. Так вот, когда человек очень сильно пытается чего-то избежать, прямо всеми силами фобии, страхи, причём неосознанные страхи, они тоже имеют отношение вот к этим глубинным самскарам, впечатлениям. Может быть человек сгорел в прошлой жизни, или утонул, поэтому он боится огня, или боится воды, или он стал жертвой насилия какого-то, поэтому бывают такие случаи, когда люди становятся жертвами сексуального насилия, у них паническая боязнь секса, то есть они боятся вообще этого, потому что они получили очень сильно негативные от этого впечатления.
00:14:25 Итак, самскары накапливаются, как внутри такие пласты, и те их верхушки, которые торчат в этой жизни, в этом теле, называются васаны, то есть васаны – это наши склонности, склонности на основе этих самскар. Склонности и тенденции, которые и формируют наш нынешний тип, кто мы такие за люди. Почему это у нас получается, а это не получается, почему мы к этим вещам стремимся, а к этим не стремимся. То есть это уже тоже фрагменты подсознания, но уже более активные, более видимые. Это как подсознательные самскары проявляются в нашей сознательной жизни, это называется васана, тенденции и склонности определённые. И они определяют наш типаж в этой жизни. И теперь, вот эти вот васаны, они что делают: на этом уровне происходят определённые оценки, то есть мы говорим, вот это хорошо, а вот это плохо, вот это мне нравится, а вот это не нравится, то есть на уровне васан происходит оценка событий. И теперь, вот эти васаны, или тенденции и склонности, рождают последнюю составляющую этой цепочки, называется - врити.
00:15:35 Врити, это буквально обозначает волна. То есть это волны желаний, или стереотипы мышлений, то есть определённые навязчивые мысли, и желания, которые теперь порождены васанами, тенденциями. У нас есть тенденции, и теперь тенденции требуют какого-то конкретного воплощения, теперь я их осмысливаю, оформляю какие-то желания на уровне врити. И теперь на основе этих желаний, врити, я совершаю следующую карму. Круг замыкается вот таким образом. Итак, врити, это наше проявленное сознание. Если самскара и васана, это большей частью, подсознание, то есть такие вещи, которые мы не особенно четко осознаем, просто почему-то мне так хочется, почему-то мне это нравится, или не нравится, не знаю почему точно, это очень глубоко вещи лежат. То врити – это вещи, которые я осознаю сейчас, так называемые актуальные, или проявленные конкретные осознания. И теперь вот эти желания, они находятся уже вот в этих вот волнах, врити, передаются нашему телу, и на основе этого мы уже совершаем какую-то новую карму. Итак, если васана – это нравится, не нравится, то врити – это хочу, не хочу. Теперь уже этими врити, этими своими побуждениями, буду оправдывать свои васаны, тенденции.
00:16:51 Допустим, если у меня тенденции плохие, если я алкоголик, или я курю. У меня столько самскар, я раньше жил в такой среде, где все этим занимались, или в прошлой жизни это всё было, это мои глубокие самскары, и теперь они сформировали васаны, теперь я уже с детских лет, ещё ходить не умею, но уже окурки собираю. Потому что я это делал в прошлой жизни. Итак, эти глубокие самскары создают тенденции, васаны. Для меня это естественно. Как у Райкина были миниатюры: пить, курить и говорить я начал одновременно. То есть пить, курить, это значит его васаны, тенденции, которые с прошлого пришли. И теперь врити, его ум и желания, они что будут делать? Они будут не бороться с васанами, а оправдывать их. Они будут говорить, я это делаю, потому что иначе не могу. Вот я такой, примите меня, и всё. Это просто невозможно, я не могу без этого жить. То есть их разум, актуальное сознание, врити, они будут не бороться с васанами, подсознательными тенденциями, а будут их оправдывать, так у большинства людей и происходит. И это обозначает, что разум, в данном случае разум, который в этом врити находится, он будет очень слабым. И человеку кажется, вот в этом круговороте, карма, самскара, васана и врити, он будет как заложник: я раб определённых привычек, определённых желаний, я не могу действовать иначе, он говорит. То есть действительно, это какой-то порочный круг, что мы действия совершаем на основе желаний, желания порождают действия, а действиями порождаются новые желания, дифференциация происходит, приятно-неприятно и т.д.
00:18:32 Итак, происходит очень такая интересная штука. В «Нектаре преданности» Рупа Госвами описывает тонкую и невидимую психологию обусловленной души, как всё начинается. Он говорит, что живое существо, отклоняясь от Бога, перестает его видеть, отворачиваясь от Бога. Буквально говорится: Кришна бахир мукха джана. Кришна бахир мукха - обозначает лицо, бахир - внешняя сторона, Кришна – это Кришна. Кришна бахир мукха джана – означает человек, отвернувший своё лицо в сторону, во внешнюю сторону Бога. Если я сейчас отвернусь от вас, я вас не вижу, это называется не вижу, авидья, невежество. Невежество означает не видеть реальности. Авидья, невежество, означает, что я чего-то не вижу буквально. Видья и видеть, видео – это один и тот же корень. Итак, когда живое существо отворачивается от Бога, оно его не видит, и находится в авидье, в невежестве.
00:19:27 Следующим аспектом, вернее уже проявлением авидьи, является аханкара, ложное эго, которое состоит в том, что я считаю себя независимым от Бога, раз я его не вижу, значит его и нет, раз я его не вижу. Раз я его не вижу, значит его нет, для меня этого не существует, раз я это не вижу. Итак, я не вижу Бога, авидья, невежество, из него рождается аханкара, ложное эго. На основе этого ложного эго, я совершаю свою карму, деятельность, как независимо, оно рождает эти самскары, определённые впечатления, что да, я сделал дело, плоды моей деятельности, определённые васаны появляются, двойственность. Двойственность из этой аханкары рождает двойственность, которая называется термином рага и двеша. Рага и двеша обозначают, что я какие-то вещи люблю, стремлюсь к ним, хочу их получить, а двеша означает, что я какие-то вещи не люблю, хочу их избежать.
00:20:20 Итак, как формируется психология обусловленной души. Сначала авидья, я отвернусь от Бога, теперь я его не вижу, невежество, из невежества рождается ложное эго, аханкара, из ложного эго рождается двойственность, рага и двеша: приятных вещей хочу, неприятных вещей не хочу. Или как в «Бхагават-Гите» Кришна говорит:
иччха-двеша-самуттхена двандва-мохена бхарата
Все живые существа рождаются в двойственности, иллюзии, стремятся к приятным вещам, избегают неприятных вещей. Итак, невежество, потом ложное эго идет, потом рага, двеша, привязанность и антипатия, и на основе раги и двеши, самскары и васаны, рождается абхинивеша. Абхинивеша означает навязчивое состояние, вот эти постоянные стереотипы желаний. Итак, врити – это и есть абхинивеша, навязчивые стереотипы мыслей, желаний, которые оправдывают меня. Например, у меня есть дурные привычки, дурные васаны, дурные склонности, то по идее своим разумом он должен с этим бороться. Но если я обусловленная душа, то вместо того, чтобы с ними бороться, я буду их оправдывать. Я буду развивать соответствующую философию.
00:21:24 Как я недавно смотрел один документальный фильм, называется «Полусухой закон», во времена Горбачева пытались с пьянством разобраться, когда вырубали все виноградники, когда всякие строгие меры вводили, позакрывали все эти магазины, очереди были страшные, самогон гнали и т.д. Активно шла борьба, даже позитивные были какие-то моменты, но, в конце концов, потому что склонность пить это васана, это тенденция, основанная на глубоких самскарах, эти самскары они говорят, люди как говорят: вот наши предки пили, это самскара, поэтому я такой же, потомство, я не должен традицию прерывать. Я должен продолжателем быть традиции, зачем прерывать. Какой русский без водки, они говорят, или ещё что-нибудь. В этот очень глубинный процесс формирования личности, попытались вмешаться политическими средствами: мы запретим всё, что такое, семьи разрушаются, люди спиваются, производительность труда падает, мы с этим всем будем бороться. Но позитивного ничего такого особенного не было дано. Поэтому люди, при помощи своего активного сознания, актуального сознания врити, они оправдывали свои дурные привычки, васаны, всякими стишками, прибаутками. Водка стоила 3, потом 4 рубля, что-то ещё там, дороже, они говорили: что даже если водка будет 8 рублей, мы всё равно пить не бросим. Это врити, это разум оправдывающий васаны. То есть мы от своей природы не отойдем, пили, и будем пить, всё! Мы держимся за это. Вот так действует психология обусловленной души. И раз у них такие врити, такие желания, стереотипы, волны желаний и мыслей, оправдывающих это исходят, они на основе этого совершают карму.
00:23:13 То есть таким образом, живое существо оказывается совершенно пойманным в обусловленности этого материального мира и ничего не может поделать. Люди говорят: да-да, это плохо, я всё понимаю, но ничего поделать с собой не могу. И действительно, кажется, что эту обусловленность победить никак нельзя. Но если бы её нельзя было бы победить, то человек не был бы человеком. Это у животных обусловленность невозможно победить, это собака, если она лает, или кошка мяукает, её невозможно научить говорить по-другому. А человека возможно. Потому что у него есть это актуальное, проявленное сознание, разум определённый. И на этот разум можно воздействовать. Из вот этого порочного круга можно выйти, если мы в этом круге найдем самое слабое звено, то есть всегда так. Можно порочный круг разорвать, если мы знаем, где у него слабое звено. И здесь самое слабое звено как раз и есть переход от врити к карме. То есть когда я, на основе уже сформированных желаний, готовлюсь опять совершить это привычное глупое действие какое-то. Кажется, что я не могу удержаться. На самом деле, именно вот здесь и находится наша свобода воли.
00:24:23 Если самскары и васаны, это вещи уже оформившиеся, они глубоко в подсознании лежат, их очень тяжело лечить. Почему так трудно лечить наркоманию, мании, трудно лечить. Почему мании трудно лечить? Потому что очень глубокие самскары, многократно совершившиеся, которые корнями уходят в нашу прошлую жизнь, это наша карма, врожденные такие вещи, поэтому их очень трудно лечить. Как говорят: горбатого могила исправит. Всё, у него уже такая природа, его не переделаешь. То есть самскары и васаны, они почти не видны, мы даже не понимаем, почему мы этого хотим, почему мы такие. А вот врити – это проявленное сознание наше, и всё таки определённое влияние позитивное или негативное, на врити можно оказать. Вот когда родители пытаются воспитывать детей, они говорят – это хорошо, это плохо, так делай, так не делай, они пытаются воздействовать именно на проявленное сознание ребенка, пытаются прививать ему какие-то новые васаны. Они показывают ему что-то интересное, вовлекают его в какие-то дела: ну пойдем куда-нибудь в парк, на аттракционы, совершим некую карму, от этого останется приятная самскара, или что-нибудь интересное показать, и ему захочется этого ещё раз. Каких-то таких позитивных вещей. А от негативных, от дурной компании, пытаются его уберечь, чтобы у него не сформировались дурные самскары, васаны, и чтобы потом он своим разумом не оправдывал свои дурные привычки.
00:25:53 Но эти вещи глубинные, они очень плохо поддаются модификации. Однако, всё-таки, с чего-то необходимо начинать. Анартхи, от которых мы пытаемся избавиться, это и есть, по сути дела, дурные привязанности, вот эти самскары и васаны, которые мы оправдываем своим разумом, что мы действуем так и так, хотим есть или пить, или что-то ещё делать, потому что мы этого хотим и без этого мы не можем. Вот так мы объясняем свои желания, очень просто. И переход от врити к карме, это и есть как раз то самое слабое звено, на которое можно подействовать. Сюда мы воздействуем при помощи нового знания. Мы мыслили как-то определённым образом, мы думали, что от каких-то вещей избавиться в принципе невозможно, но мы повстречали людей, которые совершают другую карму, у них другие совершенно впечатления, другие привычки, всё другое, у них разум другой. Врити, актуальное сознание проявленное, совершенно по-другому действует. Мы оправдывали свои привычки, а они говорят, что на самом деле всё можно по-другому сделать, по-другому можно жить. То есть на это звено, наше проявленное сознание, воздействует духовное знание. Сюда воздействует духовный процесс, слушание, чтение, сюда воздействует общение, мантры, сюда воздействуют все процессы.
00:27:18 Например, когда человек неоднократно совершил какое-то действие, получил за это реакции, в конце концов ему говорят: ну ладно, мы тебя посадим, ты посиди и подумай. Что такое посиди и подумай? Подумай, это как раз к врити обратись к своей, подумай так, почему. Ты можешь говорить, что у тебя было трудное воспитание, или дурное общение, или ещё что-нибудь такое. Но, в конце концов, ты же независимый человек. Ведь есть другие люди, которые без этого греха живут. Ведь ты можешь как-то иначе действовать. То есть когда ему говорят: посиди и подумай, это обращение к его врити, к этому проявленному сознанию, активному сознанию, в котором находится свобода выбора, ты можешь иначе. Да, вот эта инерция самскары, васаны, давит со стороны, но ты можешь подставить себя под другое влияние. Мы можем подставить себя не под материальное влияние, а под духовное влияние. То есть вот это вот проявленное сознание, наш разум, это то, что как раз является слабым звеном в этом порочном круге, именно в этом моменте его можно разорвать. И мы видим, что люди начинают меняться, другую карму, другие действия совершают, когда? Когда у них врити поменялись, когда у них стали другие мысли и другие желания. То есть до тех пор, пока желания ума и мысли в уме и разуме не поменяются, мы не сможем поменяться. Карма, или деятельность, её последствия, меняются только, и только тогда, когда меняется врити, меняется содержание нашего разума и ума. Никак иначе это сделать попросту невозможно. Поэтому, духовный процесс, любая практика, в любой традиции, она направлена на изменение проявленного сознания.
00:29:00 Предположим, в той же самой йоге, говорится, первый афоризм патанджали йога-сутры: «йога читта врита ниродха» – практика йоги стирает, ниродха, чита врити. Врити это вот эти волны из читы, чита – это ум. Чита врити – это волны ума, желания ума. Йога стирает волны в уме. Одни стирает, другие записывает. То есть это как раз и есть та самая среда, в которой должны произойти основные изменения. И поэтому, при помощи практики йоги, меняются врити, меняются наши желания, волны, и наши мысли меняются. И йоги это делают при помощи пранаямы, допустим они могут, при помощи дыхания контролировать свой ум, потому что ум сам по себе не может существовать, ум очень сильно зависит от влияния этих вот пран, воздушных потоков, которые находятся внутри нас. И способ успокоения ума, через успокоение пран.
00:30:01 Например, обычные обусловленные души, люди с дурными привычками, когда они волнуются очень сильно, ум возбужден, что они говорят? Надо покурить. Начинают закуривать, и когда они закуривают, у них замедляется дыхание. Это такая пранаяма в тама-гуне. Они начинают курить, это же глубокий такой вдох, задержка, затяжка, потом выдох, пранаяма, но в невежестве, это же можно и без сигареты делать. Но люди думают, что без этого невозможно. Так же, как они уверены, что тесто без яиц не слепится, им показываешь, видишь, без яиц всё лепится. Они говорят: как же можно дышать медленно без сигареты? Так же можно, как тесто без яиц замечательно лепится, так же пранаямой можно заниматься без сигареты. Изначальная пранаяма – это медленный вдох, задержка, медленный выдох, примерно в равных долях. Допустим, 10 секунд, или 5 секунд вдох, 5 секунд задержка, выдох, потом можно увеличивать, увеличивать. Как Гуру Махарадж делал один вдох – выдох в 12 дней, дошел до такого уровня пранаямы, что аж прана вселенская нарушилась. Поэтому видим иногда, даже на Кумбха-меле показывают такие чудеса этой йоги, они требуют, что их закопали на глубину, метров 5, и всё, на месяц их нет. Потом через месяц откапывают, они живые и здоровые. Они умеют замедлять дыхание, благодаря всем этим практикам пранаям.
00:31:28 И что существенно, что движение пран, выходящие и входящие, содержат в себе как раз то, что связано с нашими мыслями. Если человек хочет успокоить мысли, ему необходимо успокоить своё дыхание. Контроля над умом без контроля над дыханием, не бывает. Почему, собственно говоря, практика йоги и начинается с этих всех вещей: яма, нияма, асана, пранаяма, иначе никак невозможно. Яма, нияма – нужно стать моральным человеком, не греши, не ешь мясо, глупости там всякие, это просто яма, нияма, это просто быть моральной личностью. Асана – учить сидеть. Для чего сидеть научить? Для того, чтобы праны нормально текли в теле. А теперь, когда они начали нормально течь в теле, теперь ты их можешь контролировать. Яма, нияма, асана, а теперь вот уже пранаяма. До этого никак, без правильного сидения, эти потоки воздуха, они не контролируются. И когда потоки воздуха контролируются, тогда контролируется ум. Если в воздухе изменения какие-то, если очень быстрое, учащенное дыхание, то мысли и желания не будут контролироваться. Поэтому, прежде чем йог перейдет на какие-то высокие уровни медитации, высокие, там уже концентрация, и т.д., прочие вещи, до этого происходит контроль, без этого невозможно контролировать ум. Поэтому те, кто занимается йогой, они способны контролировать свои мысли и желания, занимаясь определённой практикой, тогда они контролируют своё дыхание, и таким образом они меняют свои врити, таким образом происходит стирание своих негативных вещей.
00:33:25 Другой практикой изменения своего сознания, является то же самое покаяние, почему какие-то грешники, или преступники, они могут поменяться, то есть когда их много раз наказали уже, и в конце концов человек настолько уже от всего этого устал, что он говорит: все, я должен как-то иначе начать жить. И он начинает глубоко задумываться, когда его закрыли надолго, закрыли, то теперь он начинает менять свои врити. Это сложно, очень болезненный такой процесс, когда человек понимает, что если я буду продолжать жить в том же духе, будет только ещё хуже. И он усилием воли, чтение, слушанием, общением с кем-то, таким влиянием позитивным, он меняет своё сознание. В конце концов он говорит: все, я завязал с этим. В этом моменте, хотя это трудно, но это возможно сделать. Мы видим такие примеры людей, которые через осознание, через волевой импульс, меняют свои врити, свои желания, свои мысли, и начинают жить иначе. То есть карма, их деятельность, это совсем другое.
00:34:36 На это же место, на этот участок цепи, на врити, воздействует мантра, святое имя, на этот же участок цепи воздействует трансцендентное знание, сюда же воздействуют какие-то впечатления духовные, эмоции, это всё, что вмешивается в наше проявленное сознание, и меняет его в позитивную сторону. И когда оно меняется там, тогда мы можем начать действовать иначе. И с другой стороны, также нам рекомендуется совершать определённую карму, позитивную карму, позитивные поступки, которые создадут позитивные самскары, впечатления, потому что самскары не только плохие бывают, бывают и хорошие. Если, допустим, вы съездили в Индию удачно, совершили такой поступок, и у вас осталось много впечатлений приятных, вам захочется съездить туда ещё раз. Или побывали на каком-то фестивале, или ещё где-нибудь, позитивные такие духовные впечатления мы получили, это была позитивная карма, позитивные действия, которые привели к позитивным самскарам, впечатлениям, и теперь это формирует наши позитивные уже тенденции. То есть васаны, это уже мой психотип, кто я такой, какие у меня склонности. То есть как можно стать обусловленной душой, через неправильную карму, так же можно стать освобожденной душой, через правильные действия.
00:36:00 Поэтому здесь и проявляется выбор души, выбор наших желаний, что мы хотим от этой жизни, поставим мы себя под материальные желания, поставим себя под духовное влияние. И когда мы избавляемся от этих негативных врити, от плохих, негативных врити, это называется анартха нивритти. То есть то, о чем мы говорили все предыдущие 5 лекций, очищение сердца, это и есть очищение этих наших материальных желаний, очищение материальных мыслей. И материальные желания, как правило негативные все эти вещи, это сосредоточенность на себе, это проявление эгоизма. То есть когда человек, какие-то дурные привычки у него имеются, это означает, что он думает о себе и не думает о других, совершенно. То есть эгоизм означает узость сознания, всегда. И лечится эгоизм только одним, лечится эгоизм только через более высокие ощущения. Вот этот эгоизм, он на физиологическом уровне сидит в нашей нижней чакре, называется муладхара, эго, это грубое эго, мой эгоизм. И прямая противоположность его – это высшая чакра, сахасрара, она как раз, является проявлением расширения сознания. Если эгоизм, это сужение сознания, то сахасрара означает расширение сознания.
00:37:21 В чем проявляется расширение сознания? В отсутствии эгоизма. А что такое отсутствие эгоизма? Отсутствие эгоизма - это любовь. То есть любовь эта обозначает способность на жертвы. Любовь – это отсутствие эгоизма, а эгоизм – это отсутствие любви. Две крайние точки. И живому существу необходимо этот путь пройти, от обусловленности, от эгоизма, от низшей чакры, от этого узкого сознания, до широкого сознания, до высшей чакры, когда он способен любить, любовь всегда в отдавании, в жертве проявляет себя. Помощь другим, или вручение себя Богу – это самая большая жертва, потому что мы можем от себя отдать, своё, но всегда труднее отдать себя Богу целиком. И духовный процесс как раз на то и настроен, чтобы живое существо постепенно шло от эгоизма, к полной самоотдаче. И на пути от эгоизма к самоотдаче, есть такие этапы, как: карма-канда, это одна из форм эгоизма ведического, когда человеку предлагается осуществлять свои материальные желания, достигать своих материальных благ, через жертву полубогам. Или по-простому говоря, это мотивированное поклонение Богу, то есть я поклоняюсь Богу, Бог для меня не цель, Бог для меня средство для решения моих проблем. Возьмите ведическую карму-канду, или любую мирскую религию, когда люди ходят в церковь, или в храм, для того, чтобы молиться о каких-то материальных вещах – это и есть начало духовного пути. То есть когда человеку предлагается свой эгоизм, как-то немножечко скрасить духовностью.
00:39:00 И с течением времени предполагается, что Бог должен стать для человека не средством исполнения каких-то материальных целей, Бог должен стать целью. А наша жизнь, наше тело, должно стать средством служения Богу. Но такая установка сознания, она очень высокая. И поэтому, большинство людей эту идею преданного служения, понять её не могут, не то, чтобы принять, даже просто понять. Потому что она полностью противоположна всем их материальным самскарам, врити, вообще всему. Поэтому мы видим, что идея бхакти, хотя она и логична, и высока, и замечательна, и дает прекрасный опыт живому существу, её очень трудно принять, потому что у людей нет такого опыта. То есть они жили всю жизнь обусловлено, они совершали такую карму, такие действия, которые приводили просто к их чувственному наслаждению, самскары, и они просто привыкли к этим вещам, что дает им приятные ощущения, что дает им неприятные ощущения, и на основе этого, на основе двойственности, рага-двеша, привязанности и антипатии, они живут. И так формируется их типаж, васаны конкретные, и теперь из них уже рождаются врити, все эти наши желания, мысли, и на основе их мы совершаем свою деятельность, вот в этом колесе мы и крутимся.
00:40:25 И для того, чтобы выйти из этого заколдованного колеса, необходимо понять, где здесь самая главная точка приложения, где здесь наша свобода. Наша свобода в нашем проявленном, открытом сознании. Глубины нашего подсознания, на них очень трудно воздействовать, очень тяжело воздействовать, но на внешние вещи можно. И хотя эти внешние вещи являются следствием, через следствие на причину так же можно повлиять. Причина связана со следствием, а следствие связано с причиной, так или иначе можно воздействовать. Поэтому, духовная жизнь должна быть осознанная. Осознанная означает, что я понимаю, что я делаю. Если я не понимаю, что я делаю, просто на какую-то слепую веру уповаю, это не значит, что ничего не может быть, может что-нибудь и произойдет, я не знаю, может Господь настолько милостив будет к этой искренней душе. Но в целом, Шрила Прабхупада говорил, что Cознание Кришны, практика йоги, это наука, и в науке есть своя четкая структура, что за чем, что к чему. Здесь есть элемент, который мы не можем осознать – это Бог, который стоит выше всего, который дал механизм, и чьё вмешательство, в конце концов решает всё.
00:41:42 Но так же, он дал нам и определённое знание, чтобы мы могли разобраться в себе, и действовать сознательным образом. Тогда мы будем понимать, почему привычки живут очень долго, что их питает, почему люди ведут себя так или иначе, и как, в конце концов, можно измениться. И мы видим, что позитивные изменения есть у тех людей, которые достаточно времени и своей энергии, уделяют очищению своего сознания, то мы наблюдаем определённые плоды, что те люди меняют качество своего сознания, когда меняется качество их деятельности, и теперь, они своей другой качественной деятельностью, уже порождают другие совершенно самскары, духовные впечатления, духовные привязанности, духовные склонности, духовные мысли. И опять на основе этих духовных мыслей, духовные действия, тот же самый круг, только теперь уже подставлены другие величины, не материальная обусловленность, а чистая. Вот когда живое существо попробовало Кришну, ему хочется ещё больше Кришны. Вот таким вот образом. Харе Кришна!
00:42:55 Вопросы есть?
- Вот эти вот яркие самскары, которые я получаю на фестивале, от поездок в Индию, мы даже можем не понимать, что именно в нас перекрыло, какие именно самскары у нас перекрыты?
- Не понял.
- Вот эти яркие духовные самскары, они перекрывают, нейтрализуют какие-то негативные самскары наши.
- Я такого не говорил. Они параллельно существуют.
- То есть это никак не влияет на уничтожение этих негативных самскар?
- Это влияет таким образом, что есть и те и другие. Но если духовные оказались более свежими, более сильными, то теперь мы выбираем вот эти вещи. Я помню опыт своего чувственного наслаждения, я помню опыт своих духовных действий, и теперь я выбираю из того и другого. Естественно, что те вещи, которые я совершал очень давно, они уходят глубже, и они менее активны. Но это не означает, что они исчезли, ничего подобного, они не исчезают никуда.
- То есть, чем больше у нас ярких, положительных впечатлений, тем больше шансов выбраться?
- Да, потому что мы выбираем яркое, свежее и интересное. А те вещи, они остаются, остаются очень долго с нами.
- А если мы будем находится в дурном обществе?
- Они всплывут опять, конечно. И мы это наблюдаем, если человек, например, из общества преданных уходит, возвращается в общество материалистов, вот каким он был, точно таким же, даже порой хуже становится. Всё тоже самое, как будто бы ничего с ним не происходило.
- И хотя тот духовный путь становится, подальше, да?
- Да, то есть они меняются, как первый план, второй план, они поменялись местами, с первого плана ушло на второй, или наоборот.
00:44:43 - Получается, с нашими детьми тогда что происходит? Мы не по воле их приобщаем к высшему, это понятно, потом всё равно произойдет такое, что им выбирать придется?
- Но выбирать приходится всегда, не только потом, даже сейчас. Есть такие дети, которым хоть что говори. Я знал одну семью, они не отсюда, правда, с дальнего востока, уехали уже давно, жена там преданная, а муж индус, но не очень такой преданный, ну не преданный, какой-то он непонятно какой, какие-то у него там свои идеи по этому поводу в голове. И вот у них дочка родилась, так она все картинки с Кришной просто рвала в клочья, с рождения. Вот и всё, мама преданная, папа такой нейтральный, сочувствующий, непонятный. А дочка все картинки с Кришной в клочья все рвет.
- Таргакова говорит, что дочка отражает отца.
- Ну папа не рвет картинки, не рвал, он такой культурный, даже врач, но он свою какую-то линию там гнул всё. А ребенок маленький, он свои чувства не контролирует, конечно, поэтому как-то так проявляется.
00:46:17 Еще вопросы есть какие-то? Дети да, мы фактически что делаем? Мы предлагаем. Наша задача, основная, как родителей, обогатить их позитивным опытом, это никак не лишает их свободы воли, потом, конечно, когда они достигают половой зрелости, гражданской зрелости, эти факторы на них влияют, они начинают немножко меняться, но наша задача, или ответственность состоит в том, чтобы расширить их выбор. А если мы просто пустим всё на самотек, что родилось, то и будет, и я вообще к этому никакого отношения не имею, то непонятно что будет. Я рассказывал тоже на лекции, как-то смотрел один фильм, из области документальных: «Люди Маугли», как у семьи каких-то алкашей, дочка родилась, может они полгода, год, с ней занимались как-то, а потом они уже пили, им некогда, не до ребенка, они его бросили во дворе, и она выросла в будке с собакой, фактически. Жила там и ела, она и передвигалась на четвереньках, и с этой собакой она из одной миски ела, и гавкала. Потом её правда научили говорить, в интернат, но в свободное время она так же прыгает на четвереньках и гавкает. Поэтому, с одной стороны это её карма, с другой стороны, никак вообще, не уделяя никакого внимания человеку, он одичает. Поэтому, хотя мы не можем полностью поменять человека, по меньшей мере мы можем предложить, и привить то, что мы можем. Мы можем привить эти вещи. Но, свобода выбора, останется у человека всегда своя, и он сам будет выбирать что-то. Но для того, чтобы он выбирал, ему нужно, чтобы было из чего выбирать. И мы можем эту коллекцию выбора пополнить. Вот в твою коллекцию еще, может быть выберет, может быть, не выберет, мы не знаем, но, по меньшей мере, это наша обязанность.
00:48:20 Еще вопросы?
- Джива когда попадает в духовный мир, то есть это с высоких райских планет начинается самскара, она просто медленно набирает обороты, правильно? Еще свежи впечатления о духовном мире, как этот вообще процесс?
- Да, начинается всё сверху. Сначала живое существо проходит высшие, райские планеты, поскольку у него есть такой интерес, пройти через. Я читал, что когда живое существо побыло в теле Брахмы, если он не достигает в этом теле самоосознания, что же бывает? Тогда Брахма становится самым примитивным из всех, для того, чтобы пройти опыт всех тех живых существ, которых он создал, Брахма всех творит. И для того, чтобы побывать в шкуре каждого из своих творений, после этого тела Брахмы, наивысшего тела в материальном мире, он падает в наинизшее, и потом оживает, проходит до уровня человека. Потому что, если уж мы пришли в материальный мир, так надо что-то делать, нужно опыт приобрести, очароваться, разочароваться, всё должно быть. Поэтому, как правило, живое существо, не смотря на то, что оно живёт выше, почему то хочется попробовать низшее. Это такая особенность, что какой-то запретный плод, он всегда сладок, всё время хочется попробовать всё. Хотя потом живое существо опять вернется, но вот это вот любопытство, оно требует своего удовлетворения. Для этого и существует материальный мир, со всеми разными формами, условиями, возможностями жизни, чтобы вы попробовали себя в разных ролях, и когда мы выбираем Кришну вновь, то это уже осознанно, не сентиментально.
00:50:20 - Еще один вопрос, [неразборчиво]
- Причинное тело, здесь разорвать всё нельзя, это всё связано. Гуны воздействуют на всё. Они воздействуют и на внешнее физическое тело, и на тонкое тело, на разум, на всё. То, что называют причинным телом, карана деха, но фактически это разум. Разум, наше проявленное сознание, которое является уже причиной совершения каких-то действий. У этого проявленного сознания, как я уже сказал, целая подводная часть, невидимая, не проявленного сознания. Но там, где наша воля, и желания, вот это и есть причинное тело, карана деха, тело причины.
00:51:12 - Вы сказали, что существуют два вида деятельности. А преданное служение, получается, объединяет оба два?
- Два мотива. Преданное служение, оно не относится, в строгом смысле слова, к карме. Преданное служение, это та деятельность, которая ведет нас к Кришне. И порой, мы даже согласны совершать действия, которые нам не очень приятны. Я хочу спать больше, но мне говорят, если ты серьезной духовной жизнью, то серьезность духовной жизни проявляется в том, что человек встаёт рано. Если человек рано не встает, духовной жизни быть не может, в принципе. Потому что только когда человек научился рано вставать, и утром чистить своё физическое тело, потом тонкое тело, тогда может быть духовная жизнь. Если человек поздно встает, и вся его джапа непонятно где, в бегах между делом, в делах, это не духовная жизнь. Такой человек никогда не добьется ничего в духовной жизни. Прабхупада говорил, что духовная жизнь начинается с энтузиазма в раннем подъеме. Это ключевое звено. Поэтому, преданное служение означает, что я готов даже принять неприятные вещи для себя, для того, чтобы потом выйти на другой уровень. Материалист, ему тоже хочется спать, но он тоже готов встать рано, потому иначе он не пойдет на работу. Но что это такое? Это мотивация избегания наказания. Потому что меня накажут за опоздание, и лишат премии, или работы, или что-то еще. Поэтому в его случае, немножко другие мотивы. Я тоже могу думать, что если я рано не встану, джапу не прочитаю, то я буду в майе, и на меня очень легко воздействовать материальными какими-то формами негативными. Но, в целом, преданное служение, это деятельность, проходящая на другом уровне сознания, что она ставит своей целью не удовлетворение себя, а удовлетворение Кришны, это деятельность называется преданным служением, поэтому она по другим принципам организуется.
00:53:20 - В райских странах, таких как Австралия, Германия, люди в большинстве своем, встают рано, в 4-5утра, их деятельность начинается в 6 утра. Более благочестивая карма там собралась, какие там влияния? Карма местности, или что?
- Здесь целая совокупность факторов. Например, в той же самой Германии не был, не знаю, в Австралии я был, много раз, я не замечал, что люди там были такими прям ранними птичками, но в целом, страна достаточно таки чистая, много там всяких благоприятных моментов есть. В той же самой Индии, вставать рано очень естественно, очень естественно вставать рано, там очень естественно рано ложиться, потому что там темнеет очень рано, в 6-7 вечера там уже всё, кромешная тьма. Вообще во всех таких тропических, теплых странах, там очень рано темнеет, и очень рано светает. Плюс, там не меняют время на всякое декретное, летнее, зимнее, там объективное нормальное время. Поэтому, там эти вещи протекают очень естественно. Да, если среда благостна, она побуждает людей действовать благостно, с другой стороны, мы знаем пословицу, что не место красит человека, а человек красит место.
00:54:56 (продолжение ответа на предыдущий вопрос)
В той же Австралии, народ такой расслабленный, в плане духовной практики они вообще там книг то и не читают, какие-то там три слова прочитать, уже целое дело. У них там проповедь осуществляется за счет распространения прасада и Хари Нам, философия какая-то, они там уже на третьем предложении засыпают. Люди такие, потомки английских зеков, туда же вывозили неблагополучный народ из Англии в Австралию, как вот у нас на Колыму ссылали всяких разных, вот так же Австралия, это место ссылки из Объединенного Королевства, из цивилизованного мира их ссылали туда. И их привычки, соответствующие, я наблюдал, они там ходят, как у зеков, руки за спину. Я: привет, они там: А, привет. Такие там, на генном уровне, что ли у них проявляется это, безалаберные такие, примитивненькие. Есть, пить, вот так вот у них всё. Редко встретишь людей, которые глубоко, я не знаю ни одного выдающегося австралийского поэта, музыканта, каких-то писателей. Поэтому, я бы конечно, поостерегся Австралию относить к благости особенно. Большая богатая страна и маленькое население, в принципе не сложно навести порядок, там всё у них такое более-менее сделано. Но без сомнения, конечно, когда в среде больше благости, то это на людей так же влияет. Но так же, люди могут привнести благость в любое место, даже в ужасное место.
00:56:50 Всё, если вопросов больше нет, всем спасибо, на этом, я думаю, мы уже этот семинар закончим.
Шримад Бхагават-Гита ки джай!
Шрила Прабхупада ки джай!