Эпиграф
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:10 В настоящее время достаточно много читателей проявляют интерес к индийской философии. Хотя она синкретична и не предполагает логических обоснований философских понятий, у нее есть ряд преимуществ перед трудами западных мыслителей. Одно из которых – её практическая направленность. Индийскую философию можно назвать философией жизни, ибо она обращена к сознанию человека, затрагивает его деятельность, говорит о его связи с космосом, с миром высших духовных реалий. Философия Индии рассматривает темы, которые в научном мире считаются запредельными и часто выводятся за границы научных обсуждений. К ним относятся вопросы о том, что есть сознание? Каковы его природа и качества, которыми оно обладает?
00:00:58 Индийская философия дает объяснение таким понятиям, как рождение и смерть, свобода и бессмертие, освобождение и реинкарнация. Обращенная к человеку и предназначенная для практического применения, она освещает эти вопросы и указывает конечный смысл человеческой жизни. Индийская философия соединяет в себе теорию, практику и даже поэзию. Она предоставляет человеку возможность обрести высшие идеалы не только на уровне мысли, но и в практической сфере, в том, что касается его повседневной деятельности.
00:01:37 Идеи, почерпнутые из Вед, можно найти в произведениях западных мыслителей и писателей - Гёссе, Шопенгауэра, Хайдеггера, Витгенштейна, Баха; в диалогах известных современных философов – Грофа, Ласло и Рассела. Все рассуждения, положенные в основу этих произведений, имеют своим источником ведические писания, к которым относятся древние тексты четырех Вед: Пураны, Упанишады, Махабхарата, Веданта Сутра, а также комментарии к ним известных индийских и западных философов.
00:02:18 Почти все направления индийской философии имеют одинаковый взгляд на фундаментальные вопросы бытия, но в данной книге предпочтение отдается философскому направлению Веданты. Пытливый исследователь Вед встретится здесь с величайшей, глубоко осмысленной, поэтически выраженной философией Бадараяны, 5 век до н.э., Мхатавы, 8 век, Санатана Госвами и Рупа Госвами, 16 век, Бхактивинода Тхакура ,19 век, Бхакти Сектапа Сарасвати, начало 20 века, чьим практическим и философским опытом воспользовались М.К.Ганди, Р.Тагор, Д.Неру, С.Радхакришнан.
00:03:06 Центральное место в индийской философии занимает такое понятие как сознание. Она рассматривает различные аспекты сознания: индивидуальное сознание, коллективное, абсолютное, а также объясняет его природу. Среди философов и ученых данная категория вызывает наиболее острые дискуссии, но все ещё не является широко исследуемой в научных кругах проблемой. Что касается индийской философии, то здесь данная категория бесспорно относится не только к научной, она рассматривается как первичная, начальная категория, определяющая понимание всех остальных категорий. Уже в древних индийских текстах встречаются такие понятия, как Читта, Читана, Атма и Параматма, которые непосредственно связаны с определением сознания.
00:03:55 В индийских источниках мудрости можно увидеть нечто большее, чем простое описание или логическое построение, касающееся данной категории. Там присутствует неуловимая целостность самого бытия сознания в его различных аспектах, а также сверх-сознания, пронизывающее все сущее в материальном мире. Более того, этимологическое толкование термина сознание, чаще всего обозначаемое в Ведах словом Читана, предполагает обращение во внутрь человека, непосредственное видение, созерцание, достижение высокого уровня погружения сознания, сосредоточение его на Божественном и идеальном, является как конечной целью, так и методом.
00:04:47 Сознание определяет будущее человека и говорит о его прошлом. Оно первично в определении деятельности, поступков, качеств личности, а также её целей. Иначе говоря, вся жизнь человека – это осмысление своего Я, поиск Я, соединения Я с Божественным, служение Божественному – итог одной или многих жизней. Таково конечное предназначение человека. Веды провозглашают это и пытаются сориентировать всю его жизнь на исполнение этого предназначения.
00:05:24 Осмысление ведических текстов не только расширяет кругозор, оно поднимает человека на духовную платформу. Более того, с их помощью можно приобрести духовный опыт самих авторов ведических произведений, пережив мистические состояния откровения, просветления, глубокого внутреннего понимания самых сокровенных вопросов бытия. (Федотовских В.И., доктор философских наук.)