Семейные взаимоотношения - 3

07 June 2007
лекция для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:10:52 | качество: mp3 24kB/s 12 Mb | прослушано: 786 | скачано: 1227 | избрано: 25
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Какие у вас вопросы? С вопросов можно начинать. По предыдущим лекциям. Если пришло небольшое понимание законов судьбы, веры, справедливости, доброты как найти, где решимость в себе поменять свою жизнь, семейные отношения, хотя бы немного качественно в соответствии с этими законами. Чтобы сделать наконец-то первый шаг, не отступать.

00:01:08 Как мы говорили ранее, решимость или вдохновения, вообще позитивные качества приходят от того, что мы общаемся с тем, у кого есть это вдохновение, есть эта решимость. То есть любые человеческие качества, они приходят от общения, вдохновения, когда мы заражаемся этим. Поэтому конечно же, так просто в себе мы не можем это включить, нажать на какую-то кнопочку, повернуть какой-то рычажок, чтобы вдруг что-то заработало. Только регулировать сове общение, когда мы изо всех сил ищем ту личность, которая способна нас вдохновить на изменения. Только тогда что-то в действительности происходит.

00:01:58 В восточной традиции такая личность называется Гуру или учитель. То есть это личность, которая вызывает в нас концептуальное желание меняться. Концептуальное желание меняться. Когда наше желание становится на столько сильным, что мы ничего не можем с собой поделать. Вот такую личность мы принимает как учителя и уже следуем за этой личностью. Поэтому они могут меняться время от времени. Есть разные категории учителей. Есть временные учителя, есть учителя, которые дают нам технические знания, есть учителя, которые ведут нас по духовному пути. Но так или иначе от каждого из них поступает вдохновение. И мы вдохновляемся на определённый вид деятельности. Конечно же что-то в нас переключается. То есть кто-то должен подойти и переключить наш энтузиазм, нашу активность. Это вдруг происходит, в какой-то момент. Поэтому это очень ценно. Это очень ценно. Фактически это первичное предназначение человека - найти того, от кого мы заряжаемся.

00:03:03 Найти того, кто нас вдохновляет на изменения. Это очень ценно. Мы никогда не должны этим пренебрегать. Сегодня мы говорили на эту тему. Мы говорили, что есть две тенденции в этом мире. Первая тенденция - это искать глубину. Когда человек уважителен, он ищет глубину в общении. Он ищет глубину. Он пытается понять в чем, в действительности, эти новые просторы мышления, эти просторы понимания, эта широта видения. Но это возможно только если есть уважение. Если уважения нет, человек ищет новизны. Ему необходима новизна. Он хочет новенького, новенького, новенького, новенького. Поэтому он начинает бросать своих любимых, свою жену ради новой жены. Он бросает старую работу ради новой работы. Он бросает свою страну ради новой страны. Он ищет, ищет новизны и, в результате, остается опустошенным.

00:04:00 Потому что все тоже самое. Глубины-то нет. В этом смысле мы даже встречаемся с двумя видами карьеры. Есть вертикальная карьера и горизонтальная карьера. Вертикальная карьера, когда я пытаюсь получить новые погоны, новую должность, новые преимущества. новые возможности. Но я тем не менее не меняюсь. То есть я остаюсь тот же, но с новыми погонами. Под новыми погонами тот же самый человек. В сердце ничего не изменилось. Поэтому вертикальная карьера вообщем-то не несет в себе настоящего эффекта. Поэтому все плохо заканчивается. Поэтому известна горизонтальная карьера. Горизонтальная карьера, когда мы растем как профессионалы. Когда мы, когда мы углубляем свой профессионализм. Если к нам приходит какое-то подтверждение нашего профессионализма, мы рады. Если нет - мы счастливы внутренне.

00:04:58 Поэтому мы всегда должны быть уважительны к тому, кого мы слушаем и это уважение даст нам возможность понимать глубже. Иначе мы будем бегать по верхам, по верхушкам. Но глубины никогда не увидим. Это уважение дает возможность извлекать благо. Есть также два таких понятия интересных как книга и газета. Чем отличается книга от газеты? Книгу можно перечитывать. Газету не интересно перечитывать. Все. Посмотрели один раз и выкидываете. Сейчас вы можете в почтовом ящике найти десять бесплатных газет каждый день. Есть тут такая система? Нет? Вот в Москве там уже надо ящики ставить, я не знаю [смеется с залом]. То есть там не умещаются то количество бесплатных газет, которое сейчас раздается. Но кто к ним относится внимательно? Никто. Никому это не интересно. Так все просматривают. Но книга - это то, что вы можете перечитывать и перечитывать. И она будет и открываться, и открываться, и открываться, и открываться. Перечитывали книги? Перечитывали?

00:06:03 Это действительно глубина и. Книги тоже бывают конечно. Бывает, что это не книга, это просто толстая газета. Если вы книгу прочитали и больше вам не хочется её читать, значит, это была не книга. Это была газета, оформленная под книгу. [смеется]. Настоящая книга с каждым разом. она раскрывается все глубже и глубже. Все глубже и глубже, глубже и глубже. И буквально вы можете одну страницу перечитывать каждый день и она будет раскрываться с новой и новой стороны. С новой и новой стороны. Поэтому разумный человек, он способен, на чем-то одном остановившись, брать и брать, черпать, черпать, углублять своё понимание того, что есть. Неразумному человеку нужна новизна. Ему нужно все новое, новое, новое, новое, новое, новое, новое, новое. Как знаете, например, два типа людей приходят в музей. первый тип людей с выпученными глазами пытается быстрее, быстрее пройти по всем этажам. У него такой калейдоскоп перед глазами. Знаете? Все года, все сюжеты, все стили и под конец его голова просто раскалывается.

00:07:07 Ну где я был? Был в Эрмитаже? Был. Ну что видел? Все. А что конкретно? Ой не помню. Все видел, все. Вот только не был на шестом этаже. Не знаю. Ну не был. Это один тип. Но есть второй тип людей. Они приходят ради одной картины. И этого достаточно. Одной картины достаточно. Если мы способны понять настроение хотя бы одной картины, да. Также мы можем всю жизнь читать одну и ту же книгу. Если эта книга достойная. И этого будет достаточно. Есть мудрецы известные, величайшие мудрецы, которые не знали алфавита, не знали алфавита. И они всю жизнь думали о нескольких идеях, но это были такие идеи, о которых можно было думать всю жизнь. Есть неграмотные мудрецы, которые не прочитали миллионы книг и не учились в институтах. Но их мудрость непостижима.

00:08:00 Потому что они всю жизнь извлекали глубину из каких-то простых, но бесконечно глубоких идей. Простых, но бесконечно глубоких. Поэтому есть информационный подход к жизни, а есть трансформационный подход к жизни. Трансформативный. Как хотите. Информационный - когда мы жаждем новой информации. А трансформативный - когда мы ищем вдохновения, чтобы меняться. Когда мы ищем то, что заставляет наше сердце измениться. Первый веселее на вид, ну, веселее.Вот новенькое, новенькое, новенькое, новенькое. И мы ожидаем, что там что-то появится. Не появляется. Посмотрите, посмотрите на все сюжеты. Одни и те же. Ничего нового. Ну попробуйте что-то новый найти, какой-то новый сюжет. Не найдете. Одни и те же сюжеты. Просто по-разному обыгранные. Если вы изучаете искусство, вы увидите. Все одно и то же. просто по-разному оформленные. Разные декорации. Сюжет один и тот же. Ничего нового быть не может.

00:09:05 Но глубина. Глубина бесконечна. Глубина бесконечна. Информация конечна, глубина бесконечна. И точно так же может быть построено обучение. Когда от человека требуется, когда квалификацией считается количество запомненных фактов. Когда человек должен стать просто ходячей энциклопедией. Какой смысл? Все равно он все не выучит. Нет. Поэтому есть другой подход. Трансформативный подход. Когда человек может манипулировать фактами. Манипулирует фактами. И это оценивается. Насколько он способен пользоваться тем, что получает. Поэтому разум - это умение принимать информацию, которую он получает. Поэтому когда человек трансформативен и он понимает, что применение информации важнее, чем сама информация, то тогда он становится спокойным и погруженным в глубину того, что происходит.

00:10:05 Начинает понимать, что всё это глубоко. Мы говорили об этом примере. Например, мы купили продукты. Но если из этих продуктов мы не приготовили ужин, потом забыли приготовить завтрак, обед, то через некоторое время эти продукты просто начнут гнить. Они просто начнут гнить. И так же в сознании полученная информация просто начинает гнить. Толку от нее никакого нет. Поэтому мы знаем «Горе от ума». есть такое понятие. Любая информация, которая не применена - это как продукты, из которых не была приготовлена пища. Любая информация. От нее будет только вред. Поэтому разумный человек старается не много получать информации, но он пытается её применить. Изо всех сил пытается её применить. Как происходит применение? Сначала человек настраивается на слушание. Чтобы настроиться на слушание необходимо пропитаться уважением к тому, кто говорит. Поэтому есть уважительное слушание, есть избирательное слушание.

00:11:06 Уважительное слушание - когда изо всех сил пытаешься понять, как это может принести мне пользу. А избирательное слушание - когда я слушаю, слышу только то, что согласуется с моей концепцией. То, что не согласуется, я не слышу. Туннель включается вообще. Поэтому если наше слушание уважительное, то информация остается внутри, попадает внутрь. И в сознании начинается процесс обдумывания. Процесс обдумывания. Этот процесс обдумывания похож на зажигание костра. Костер начинает гореть, умственный костер. Буквально голова у человека нагревается даже физиологически. Поэтому на востоке мужчины, которые заняты философскими изысканиями, носят короткие прически. Видели? Вот Буддийские монахи всюду, то есть. Налысо стрегутся. У меня тоже вот такая причесочка. Это принято, потому что дает возможность оставлять голову холодной. Не перегреваться от мыслительных процессов. Если вы гуманитарии, носите короткие прически. Не будете перегреваться. Кто может. [смеется]. Женщинам необязательно.

00:12:13 Сам принцип, что даже физиологически голова нагревается от такого огня. В уме человек раздумывает о всем этом. И идет дым. Он не из ушей идет, а это дым вопросов. У человека появляется множество вопросов. Это значит, что вот этот процесс пищеварения пошел и вопросы говорят о том, что не все переварено. Не все переварено и чтобы какие-то специи, необходимы разъяснения. И когда человек получает ответ на вопрос, все доваривается, усваивается все. Если процесс пищеварения не закончен, умственного пищеварения не закончен и что-то остается недопонятым, какие-то остаются сомнения, эти сомнения убивают знания. С сомнениями нельзя идти дальше. Если есть сомнения дальше идти нельзя. Пока мы свои сомнения не разрешили, дальше идти нельзя. Шага дальше сделать нельзя.

00:13:06 Поэтому все очень просто. И когда уже этот процесс устоялся, все сомнения прошли, у человека появляется энтузиазм применять эту информацию. И он строит план, он начинает это планировать. планирование тоже достаточно интересный процесс, так как планы не обязаны осуществляться. Поэтому после планирования человек переходит к постепенному осуществлению через получение советов. Мы получаем советы, как правильно осуществить наш план. Потому что наш план всегда на вид красивый. Он всегда на вид такой грамотный. Он всегда продуманный. Но когда мы приступаем его осуществлять, оказывается, что все не так то просто. Поэтому потом мы получаем советы. Получаем советы. На основе этих советов осуществляем свой план, в процессе осуществления плана мы совершаем какие-то ошибки, из этих ошибок мы делаем выводы и, сделав правильные выводы, мы видим изменения в своем сознании. Наше сознание меняется. Наше поведение меняется и, получив опыт таких изменений, мы понимает, что информация действительно приводит к концептуальным изменениям в сознании.

00:14:22 Вот тогда мы способны получить новую информацию. Поэтому вообщем-то, на востоке есть такая традиция не читать дальше, если то, что мы уже прочли, мы не можем применить в жизни. Мы должны начать это применять. После того, как мы это начали применять, тогда уже приступаем к дальнейшему изучению. Вот это гармония между теорией и практикой. поэтому сейчас и в образовании, и в культуре огромный перегиб в сторону информации. Сейчас информативная система обучения. Огромный перегиб в сторону информации. Информации сколько хотите, 95%. Но практики очень мало. Очень мало практики.

00:15:00 Так как этой гармонии нет, поэтому все умные, но профессионалов нет. Все умные, но сделать что-то никто нормально не может. А умные. Знают все как. Но осуществить. Вот в чем проблема. Поэтому необходимо из своей жизни, в том, что от нас зависит, стараться восстановить эту гармонию между теорией и практикой, теорией и практикой. Тогда будет действительно интересно.

00:16:29 Почему человек продолжает деструктивное поведение, даже если понимает, что ничего хорошего ни ему, ни его окружению это поведение не несет? Мы много чего понимаем, что это для нас плохо. Ну фактически мы всегда понимаем, что это для нас плохо. Мы понимаем это. Это плохо. Вот явно плохо. Человек напился, ему на утро явно плохо. Что он делает дальше? Радостно пьет дальше. Поэтому это не понимание. Понимание - это когда я перестал это делать. Вот это понимание. Поэтому в этом вопросе, вообщем-то это слово нельзя применять. Человек не понимает, что ему это по-настоящему вредит. Поскольку если человек понял, что ему это вредит, он тут же перестанет это делать. Тут же. Моментально перестанет это делать. Он никогда больше не будет этого делать. До этого понимания нет. До этого невежество. Невежество - это когда я совершаю ошибку вновь и вновь, вновь и вновь, вновь и вновь, наступаем на те же самые грабли, и мне попадают по лбу, а я делаю опять. И мне это даже нравится. О, как здорово, мне опять попало граблями по лбу. Я пытался увернуться - не получилось. Человек доволен. Вот опять пытался, а опять не получилось. Завтра ещё раз попробую. Это невежество. Это детство. Детское состояние сознания. Когда разум пробужден, тогда человек может тут же принимать решения, если он видит то, что ему вредит. Тут же принимает решения. Это действительно разумно. Таково проявление разума. Как это можно изменить? Как мы только что обсуждали, разум - это когда мы применяем полученную информацию. Вот это разум. Если мы не применяем полученную информацию - это не разум. Это как раз и есть деструктивное поведение.

00:17:28 По Маслову самоавторизация - потребность развитой личности, когда уже удовлетворены физиологические потребности. Значит ли это, что счастье - функция многих переменных? Ну, во-первых, физиологические потребности невозможно удовлетворить. Наештесь сразу на всю жизнь. Выспитесь на всю жизнь. Как это можно? Отдохните на всю жизнь. Невозможно удовлетворить физиологические потребности. Кто это вообще придумал? Покажите мне этого человека. И пусть он один раз поест и больше не кушает. Раз он это утверждает. Нет. Это придуманная идея.

00:18:08 Наши чувства ненасытны. Более того, они могут выходить из под контроля или вообще становиться сумашедшими. Чувства могут становиться сумашедшими. Поэтому во всех философских и духовных традициях существует идея контроля чувств, причём пожизненного контроля чувств. Пожизненного. Когда мы вводим нашу чувственную деятельность в рамки разумного. Буквально, если мы возьмем трактаты, например, Бхагавадгиту мы возьмем, концептуальный трактат по поведению человека, то мы найдем там такое высказывание: «Если человек спит слишком много или слишком мало, ест слишком много или слишком мало, он не может стать йогом». То есть он не может стать разумным человеком. Поэтому мы не должны давать чувствам много и им нельзя давать мало.

00:18:58 Если чувствам давать много, они могут сорваться. Если чувствам давать мало, они могут взбеситься. И то и другое вредно для человека. Когда чувствам дается чуть-чуть меньше, чем надо, вот это хорошо. Например, самое лучшее состояние, это когда мы не переели, а чуть-чуть не доели, чуть-чуть вот не доели. Это очень трудно определить, если мы едим быстро. Если человек ест быстро, вот эта реакция желудка запаздывает немножко, минут на десять. Поэтому. А когда приходит сигнал, что мы уже сыты, мы уже переели. Замечали? Поэтому в культурной традиции принято есть спокойно. Для чего? Чтобы вовремя получить сигнал о том, что мы наелись. Иначе он приходит на десть минут. За десть минут мы много съедаем, когда торопимся. Поэтому система быстрого питания очень вредна. Что мы все время переедаем. В системе быстрого питания человек постоянно переедает. Он не успевает понять, когда он наелся. Не успевает сообразить. но если состояние чуть-чуть, чуть-чуть к не доел, чуть-чуть, то есть если это легкий голод, его сознание трезвым остается.

00:20:06 Как только человек полностью насытился, все. Мозги отключаются, хочется спать и отдыхать. Так? Так. Все. Уже человеку хочется просто лечь и лежать. И не дай Бог, он ляжет. Уже может не встать. Не дай Бог, мужчина после обеда ляжет, уже можно его никогда не поднять. Все. Да, может лечь и все, навсегда. И будет спать до самого вечера и не растолкаете. Этот человек может так, вообщем-то выключится после еды. Никто не выключался после еды? Выключались. Не обманывайте меня. [смеется]. Засыпали, конечно же. Поэтому, чтобы оставаться в трезвом мышлении, человек должен чуть-чуть меньше получить, чуть-чуть меньше.

00:20:44 Если мы переспали, все. Это сумасшедшее состояние сознания. Мозги не работают. Чувствовали, когда вы слишком много поспали. Поэтому надо чуть-чуть вот, чуть-чуть вот вовремя проснуться, буквально вот. Каждый должен знает своё время. Здоровому человеку примерно семь часов нормально. Но если мы мало поспали, рано встали, то конечно же, первая половина дня будет бешеное состояние, глаза на выкате, но потом человек будет со всеми соглашаться. [смеется с залом]. Будет согласен человек. Со всеми будет соглашаться и потом два дня придется отсыпаться. Потом два дня ничего не будет, никакой активности. Поэтому контроль - это умение чуть-чуть меньше, чуть-чуть недодать. Вот когда чуть-чуть недодано нашим чувствам, они становятся трезвыми. Когда перебор, все, чувства опасны. Опасны. Они или отключают наше сознание, или вводят его на какие-то гиперактивные стадии, за которые придется потом платить депрессией. Поэтому тут я не знаю, как по этому поводу вообщем-то быть. но в принципе у него схожие концепции, схожие концепции, примерно такая же идея, самоавторизация прослеживается, но вот эта система, философская трактовка, которая вообщем-то в разных современных концепциях прослеживается, когда человек должен удовлетворить свои чувства, а потом уже на основе удовлетворенных чувств заниматься самоосознанием, это неправильная концепция. Потому что чувства ненасытные. Чувства сравниваются с костром. Бросайте в костер дрова сколько хотите. Он никогда не насытится. Невозможно костер потушить дровами. Невозможно. Поэтому он будет гореть только ярче и ярче. Поэтому постоянный контроль, разумный, грамотный контроль в течение всей жизни и одновременно внутренне саморазвитие, конечно же даст должный эффект.

00:22:45 Сразу два вопроса. Как отучить ребенка обманывать? Если ребенок уже обманывает, значит, мы пропустили вот эти первые явления, когда он начал обманывать. Поэтому чем раньше мы спохватимся, чем раньше мы примем какие-то серьезные меры по этому поводу, тем будет лучше. И я тут не могу дать какого-то сейчас такого совета со сцены, потому что все индивидуально. Но если вы будете подбирать какие-то варианты своего воздействия, то вы найдете то, что действует на ребенка.

00:23:16 Вообщем-то в этом и есть система воспитания. Родители должны увидеть, что производит впечатление на ребенка и использовать в своем воспитании. Лучше всего, есть разные методы воспитания. И такой самый культурный метод - это манипулировать дистанцией. Когда вы хотите показать, что вы чем-то недовольны, вы немножко отдаляетесь. Немножечко создаете более холодные отношения. И тогда это нормализует ситуацию. Когда вы хотите показать, что вы довольны, то отношения становятся ближе. Вот это манипулирование дистанцией - самое грамотное, но самое сложное. Если это не получается, тогда уже можно применять те методики, которые у вас больше работают. Тут вы уже должны на свой опыт больше посмотреть.

00:24:02 Потому что от сюда мне сейчас трудно что-то сказать. Это уже нужно лично разговаривать. Сам принцип в том, что чем раньше мы это заметим, тем лучше. Потому что как раз я об этом и говорил, что вот это воровство и обман, если они запущены, сними уже ничего не сделаешь, они укрепляются. Это самые такие негативные проявления, которые очень рано выходят из сознания, из нашего подсознания точнее. В подсознании много чего находится. И вот эти проблемы, из подсознания они проявляются в определённые моменты жизни. И первыми проявляются вот это воровство и обман. поэтому с ними нужно сразу встретиться лицо в лицо, поговорить. разобраться и объяснить друг другу, что у нас это недопустимо. В нашем коллективе, в нашей семье это недопустимо. Потому что они придут первыми. потом придут другие. И так всю жизнь из подсознания будут выходить определённые тенденции, с которыми мы должны будем разобраться. Мы будем с ними разбираться. Будет все интереснее и интереснее.

00:25:11 Они будут все сложнее и сложнее. Они будут все глубже и глубже. На сколько мы будем готовы, на столько серьезная проблема будет для нас проявлена, чтоб мы её решили. Так же на сколько опытен ученик, на столько серьезная задача ему дается. Еще вопросики пожалуйста. С места кто хочет спросить? Все довольны? Нет? Все довольны? Хорошо.

00:25:58 Итак, на сегодня у нас будут культурные элементы. Поэтому мы поговорим о звуке. поговорим о звуке сегодня. Будут культурные элементы, связанные со звуком. Что это будет? Во-первых, я спою. Мы не только можем лекции читать. [смеется]. Мы ещё и можем спеть. Поэтому я спою. Поэтому я расскажу о том, что я буду делать. И после этого будет классический индийский танец. Моя жена исполнит классический индийский танец. И об этих элементах я немного расскажу. В чем принцип. В чем смысл. Культура имеет глубочайшие идеи, несет в себе глубочайшие идеи и основана она на звуке. Любая культура основана на звуке. все в этом мире связано со звуком. При резком звуке мы вздрагиваем, если будет тихо мы прислушиваемся. Наше сознание меняется.

00:27:00 Какую музыку мы включим, таково будет наше настроение. Жить рядом с каким-нибудь жутким источником звука, это просто ад. Однажды меня поселили в гостиницу, где под гостиницей была какая-то такая жестяная мастерская, где что-то все время, по какой-то железяке стучали. Бум-бум, бум-бум, бум-бум. Но я как западный человек, я думал, что в пять вечера все пойдут домой и всю ночь будут отдыхать. [смеется]. Так не произошло. [смех в зале]. Стучали всю ночь. [смеется]. До самого утра. И я понял, что да, звук это важно. Я понял, почему в этой гостинице были дешевые номера. [смеется]. Они не ушли. Они остались. Звук. Полная тишина нас пугает. Нет ничего страшнее полной тишины. Очень страшно.

00:27:56 Фильм ужасов, это когда тишина. Понимаете? Тишина и ручка двери - это фильм ужасов. [смех в зале]. Показывают ручку двери и тишина. Все, уже страшно. Видели? Нет? Такие фильмы ужасов. Да ничего, ничего особенного показывать не надо. Просто, чтоб было тихо и какая-нибудь ручка. И, не дай Бог, ручка хотя бы один раз шелохнулась. Это уже супер фильм ужасов. Если ручка шелохнулась, то есть много не надо. И действительно, обычно полная тишина перед тяжелыми проявлениями кармы происходит. Попадал кто-нибудь в землетрясения? В хорошие. Вот я попадал. На несколько секунд полная тишина воцаряется. Аж звенит все. Птицы замолкают. Все. Полная тишина. и потом бух, бух. Неприятно, я вам хочу сказать. Очень неприятно. Так стараешься увернуться от столбов, от всего падающего. Так это вот понимаешь, да, что земля, она вообщем-то, начинаешь понимать, что она не твердая, что она все летит, с жуткой скоростью, что крутится, вращается, это все трясется и вообщем-то такая иллюзия твердости земли пропадает. [смеется].

00:29:10 Есть много таких мест, где люди понимают, что земля, она вообщем-то, с ней надо аккуратно, не волновать ее. Поэтому на востоке. Сегодня будут танцы. Вы увидите, что танцовщица, она выходит и сначала касается сцены. Будет касаться сцены. Это она просит прощения у матери земли, за то, что она будет по ней топать. И на востоке, когда человек просыпается, он прежде, чем встать с кровати, он молится земле, чтоб она его простила, что он будет целый день по ней ходить. Очень глубокое понимание. Глубокое понимание. Потому что земля - мать. Это факт. И как мы к ней относимся, так же она к нам относится.

00:29:51 Пока ребенок шумит, мама может быть спокойна. Все нормально, ребенок шумит, грохот, пожалуйста, мама полностью довольна. Ну веселится ребенок. Но, не дай Бог, он вдруг затих. Надо идти смотреть. [смеется с залом]. Это уже не к добру. Тишина не к добру. Лучше пусть гремят. Пока гремит, бегает - все нормально. Маму выключает на каком-то моменте и она просто краем глаза видит, что он бегает. Потому что долго смотреть невозможно, как ребенок играет. Маму просто выключает и она понимает, шум идет ровный, все хорошо. Но когда затихло, мама включается. А? Что? Надо смотреть. Поэтому нет такого действия, которое можно было бы сделать бесшумно. Это значит, что звук присутствует во всём. Это тонкая сущность всех предметов, всех явлений. Человек с абсолютным слухом может уловить звук от любого предмета, правильно его идентифицировать, сказать какая нота.

00:30:52 До сих пор простукивание - один из самых лучших способов понять, что происходит внутри объекта. Это и в медицине используется. Да? Постучат там, что-то послушают. Сразу понятно, что там. Так просто не увидишь. И в диалоге, и в мореходстве, везде, где нельзя увидеть, легко можно услышать. Как найти в стене проводку? Мужчины знают? Даже женщины наверное знают. Да? Постукать надо. Тун, тун, тун, ти, ти, ти. Ага, проводка здесь. попробуйте так её найдите. Всю стену разворотите. А постучали, сразу понятно, мы начинаем видеть, что внутри. Звук приносит нам информацию. Звук можно или слышать, или видеть. Нескоцентрированный звук мы слышим, а сконцентрированный мы видим. И любая видимая глазами форма - это ни что иное, как сконцентрированный звук. Такова физика этого явления. Волна, просто сконцентрированная волна.

00:31:57 Есть разные формы волны, но все из себя представляет, вообщем-то, разную концентрацию волны. Когда она концентрируется до видимой формы, начинаем его видеть. Какой-то объект. Мы даже можем его есть. Пища - это тоже сконцентрированный звук. Вчера мы говорили об этом. Мы можем взять картошку, попросить её расти хорошо, она, в принципе, может с нами согласиться. И звук несет в себе эту, вообщем-то, культурную концепцию. На звуке основана вся культурная идея. Помните Эзопа? Эзоп был рабом и, он был рабом у гражданина, у философа Ксанта. И тот ценил его за мудрость, хотя отпускать не собирался. И однажды к нему пришли друзья. К этому рабовладельцу пришли друзья. И он решил показать им своего мудреца, философа.И послал его на рынок с напутствием: «Иди, Эзоп, на рынок. Принеси лучшее, что ты найдешь на рынке». И Эзоп пошел на рынок и вернулся, и принес язык. Купил язык.

00:33:01 Все гости были удивлены. «Что такое? Почему это самое лучшее? Как ты решил? Что лучше ничего не было?». Он говорит: «Ну, послушайте, мы декламируем стихи языком, мы говорим прекрасные слова, мы объясняемся в любви, мы доказываем истину, общаемся с друзьями, поем. Язык - самое лучшее, что у нас есть». «Да, ты прав». Тогда хозяин сказал: «Хорошо, Эзоп. Иди теперь принеси самое худшее, что есть на рынке». Эзоп пошел, вернулся и тот же самый язык приносит. Говорит: «Ты издеваешься что ли, Эзоп? Почему ты опять-то язык принес?Это ж только что было самым лучшим?» Он говорит: «Но. Языком мы говорим грязные слова, языком мы предаем друзей, языком мы сплетничаем. клевещем, предаем, лжем. Язык худшее, что есть в мире людей». Интересное явление. Необычное. Поэтому на то, то, как мы владеем звуком - это определяет наш уровень развитости, наш уровень культуры.

00:33:57 И звук может быть наполнен знанием и тогда, соответственно, он будет наполнять наш разум. Когда мы слушаем звук, наполненный знанием, мы также будем этим наполняться. Но и звук может быть пустым. В этом случае он будет опустошать того, кто его слышит. Фактически пустой звук - это уже не просто звук. такой звук-вампир. Если звук ничего полезного не несет, он будет что-то уносить. Поэтому наверняка вы замечали, что, пообщавшись с пустословом, вы можете ощутить опустошение. Вот просто, вроде. Вроде ни о чем плохом не говорили, но вот, потом вот пусто. Пусто вот. Ерунда какая-то. Поэтому помните, пустой звук - это гость без подарка. Это гость без подарка. Если человек пришел в гости с пустыми руками, он что-то будет уносить. Мы говорили об этом. Поэтому всегда нужно что-то приносить с собой.

00:34:52 И звук можно сравнить с водой, в которой можно растворить любой наполнитель (кислый, сладкий, соленый, острый, вяжущий). Соответственно и эффект будет как после приема пищи. Только сам акт пищеварения будет происходить не в желудке, а в сознании человека. Иногда мы так и говорим о том, что услышали: «Мне это надо переварить». Потому что, как мы говорили, процесс пищеварения достаточно реальный. И основной задачей звука является связывание. Он должен связывать того, кто говорит с тем, кто его слушает. Вот это связывание происходит. Связывание. Но вопрос. С кем мы связались? Если нас связали с сумасшедшим, то нам вряд ли понравится. А другая форма звука - звать. Звук, зовет, звать. Любой звук к чему-то призывает. Поэтому любой звук в этом мире - это отголосок изначального звука. Изначальный звук в науке о йоге звучит как состоящий из трех звуков: а, у и м. А, у, м. Аум. Да? Слышали все такое явление.

00:36:02 Изначальный звук. И у нас он проявлен как аум. Аум. Мы в лес выходим, теряемся и зовем: «Ау». Это тот вариант аум, который объясняется в этой науке. И приносит сознание. Звук несет в себе знание. Знание о том, куда идти, зачем идти, в чем принцип развития. То есть звук должен нести в себе это. И услышать эту тонкую вибрацию может любой из нас. Этот звук находится прямо в нашем сердце. Можем его услышать. Но услышать звук в сердце можно, если мы перестаем слушать о глупостях. Когда человек перестает говорить глупости и слушать о глупостях, он начинает слышать голос сердца. Голос из сердца начинает быть каким-то громким. Чувствовали иногда голос из сердца прямо кричит нам: «Не ходи туда». Слышали когда-нибудь. Ну, это он уже, так сказать, изо всех сил старается.

00:36:59 Но если мы перестаем слушать глупости и говорить глупости, мы постоянно начинаем его слышать. Постоянно его слышать. Так интересно. Есть три состояния сосредоточения. Можно сосредоточиться на сердце и услышать его. Первое называется Дхарана - состояние сосредоточения. Это первоначальное состояние концентрации, когда мы можем быть над чем-то сосредоточены в течение двенадцати секунд. Это уже много. 12 секунд - это первая ступень сосредоточения. Когда мы сильно на чем-то сосредоточились. Уже можно извлечь первую глубину. Уже открываются какие-то глубочайшие просторы того, что мы слышим или видим. Следующая ступень называется Дхьяна. Дхьяна - это способность концентрироваться где-то в районе двух минут. Если мы две минуты на чем-то можем концентрироваться, то мы увидим глубочайшее явление. Глубочайшие концепции.

00:37:55 И третий вид концентрации называется Саматхи. Саматхи - это концентрация примерно двадцать девять минут. Но это достаточно высокий уровень. Поэтому когда мы способны на чем-то сконцентрироваться, мы можем услышать, увидеть глубину происходящего. Это и есть самоосознание. Настоящее саморазвитие, самоосознание - это перестать слушать пустой звук. Перестать слушать пустой звук. Причем, чем звук глупее, тем он громче. Что интересно. Глупость любит громко кричать. И самый громкий звук. Как вы думаете чего? Это звук собственного ума. Вот он самый громкий. Там внутри может хор Пятницкого орать, петь нам песню. Давай пойдет не туда, туда. Он говорит нам, например, голос ума нам говорит очень громко: «Пока не увижу, не поверю». Слышали такое? Очень громко нам доказывает: «Да ты что? Не видели, нельзя верить». И даже разум его не может переубедить. У всех ум такое говорил? У всех говорил, я уверен.

00:39:02 Но, например, мы видим воздух? Кто-нибудь из вас видит воздух? Воздух есть?
[Из зала] Есть.
[Рузо В. О.] Вы все верующие люди. [смех в зале]. Вы верите в воздух. Его же не видно [смеется]. Кто-нибудь видел дно океана? Откуда вы знаете, что оно есть? Никто не знает. Откуда оно есть. Мы видели звук? Мы его не видим, звук, но он есть. Мы видим запах? Мы не видим запах, но он есть. Кто-нибудь видел вообще из вас статую свободы? Откуда вы знаете, что она есть? [смеется]. Но мы как-то доверяем. Поэтому разум - это умение доверять. Разум - это умение доверять. Когда мы готовы принимать от уважаемого человеко какое-то знание.

00:39:59 Если мы все будем проверять, многое придется тут же просто аннулировать, исключить вообще из нашей науки. Потому что если принять, что всё, что не видно, этого нет. Сразу 95% всего знания нужно аннулировать, перечеркнуть и выкинуть. Много чего не видно. Всю историю можно сразу перечеркнуть. Сразу. Все. История в этом смысле как наука просто тут же должна быть уничтожена. Потому что кто это видел? Никто этого не видел. Надо сразу уничтожить и все остальное. Поэтому, конечно же нечто другая функция у разума. Функция у разума - это выбирать кому мы доверяем и потом уважительно это доверие проявлять. Если человек успокаивает свой ум, он начинает слышать в своем сердце изначальный звук. Очень тонкий звук. Я по секрету хочу сказать, он похож на флейту. Вот этот изначальный тонкий звук из сердца. Похож по звуку на флейту. Флейта - это естественный музыкальный инструмент.

00:41:01 Большинство музыкальных инструментов классических, они произошли естественным образом. Например, флейта очень интересно была появлена на свет. Была взята бамбуковая палочка и на неё просто положены пальцы. Она была взята рукой. И там куда пальцы легли, там прорезали дырочки. Очень просто. Поэтому это гармоничный инструмент. Поэтому звук флейты на каждого оказывает воздействие. Если правильно играть на флейте, то происходит резонанс с сердцем, потому что этот звук исходит из сердца. А например, меня не взяли на обучение игры на флейте. Потому что у меня немножко сердце пошаливает уже и мне сказали: «Тебе лучше не надо. От греха подальше». Хотя мне очень хотелось немножко поучиться, мне нравится музыкальный инструмент. Сам я долго учился, десять лет, музыке. И мне очень хотелось на флейте тоже научиться играть, но мне не разрешили.

00:42:00 Мне сказали: «Вот ударные нормально». И поэтому я взял ударные инструменты и на востоке учился играть. Они тоже были особым образом получены. Они были получены прислушиванием к тому, как капли дождя падают на разные объекты: на дерево, на воду, на листья. И у дождя есть ритм. Если мы прислушаемся, мы услышим эти естественные ритмы дождя. И эти ритмы дождя были записаны и уже воплощены в ударных инструментах. Это называется талл. Вот эти звуки, которые исходят из сердца, они называются рага. Рага - это изначальные мелодии души. Поэтому существует несколько тысяч раг, таких восточных мелодий, если вы их послушаете, вы увидите, что вся западная музыка, она имеет отголоски этих раг, изначальных мелодий. То есть то, что вам нравится, если вы чувствуете, что это за сердце берет, то знайте, в этом есть отголосок изначальной мелодии сердца. Вот за сердце хватает. Значит есть часть этой мелодии.

00:42:58 Но можно прямо изучить эту культуру раг. А ритмы называются таллы. Таллы. И сегодня мы все услышим и все увидим. Сегодня будут и таллы, и раги. Я спою мелодии и будет танец с использованием музыки и движений. Очень интересные такие явления. Мы должны быть очень аккуратны со звуком. Так как звук может воздействовать на наше сердце, звук может быть самым страшным оружием. Иногда человек готов умереть, но не слышать то, что ему говорят. Иногда то, что человек услышал, ранит его больнее, чем оружие. И потом болит всю жизнь. И есть некоторые правила в повторении мантр. Мы говорим о мантрах - это особые звуки. Сам по себе звук несет какую-то вибрацию, но когда звуки соединяются, появляется мантра - соединенный звук. И его влияние становится комплексным. Какое-то явление вызывается в нашем сознании. Очень необычно, необычная наука. Например, вот эта мантра, которая состоит из трех звуков (а, у и м), она несет в себе систему возвышения сознания.

00:44:07 Сознание возвышается определённым образом. Три звука (а, у и м) и первый звук а, первый звук а связан с анахата чакрой. На уровне сердца она находится. Знаете где это? Да? И когда мы произносим звук а, то эта вибрация пробуждает сердце. А-а-а. Вот можете руку положить даже себе на грудь и почувствовать, произнести а-а-а. Звук здесь идет. А-а-а. Не бойтесь. Не страшно. А-а-а. Звук здесь. Сейчас мы увидим другой эффект. Следующая буква у. И звук у уже связан с вишутка чакрой. Если вы уже произнесете у-у-у. Вот руку если вы положите, то вы почувствуете, что вибрация здесь. У-у-у. А-а-а. У-у-у. Выше поднимается. Сознание сначала здесь находится, мы надеемся, в сердце, потом он поднимается выше. И м-м-м. М-м-м. Уже где? Вот. В аджна чакре. Вот здесь. М-м-м. Вот тут.

00:45:05 Поднимается а, у, м. Возвышающие действия, очень интересно. А, у, м. Но секрет в том, что после этого грубого звука м-м-м, потом ещё тонкий звук м-м-м, который поднимает наше сознание на самый верх, на сахасрара чакру. Сюда. В йоге, если мы возьмем искусство йоги, то когда йог достигал суть совершенства и приходило время ему уходить из этого мира, он садился в позу лотоса и очень качественно произносил эту мантру. Он говорил: «А, у, м, м-м-м». И в этот момент его сознание выходило из тела и он сам, по своей доброй воле, решал, когда ему уйти из этого мира. Это вот были такие сильный йоги. Сейчас таких, конечно, так просто не встретишь. И что обозначает эта мантра а, у, м. Самое простое. Эта мантра обозначает - ты прав, счастье есть.

00:46:05 Это ключик к двери вот этого мира нашего сердца. Ко всему должен быть ключик. Это подтверждение того, что мы идем в правильном направлении. Все понимают это, что в этом что-то есть, науки этим занимаются, влияние звука на человека, фоносемантика, всё, что хотите. Но главные учебники скрыты в Ведах. Мы находим целые науки о звуке. Как применять звук, как им действовать, на сколько речь должна быть грамотной. В них много чего рассказывается. Мы говорим зажигательные слова, зажигательный танец. Настоящие слова зажигают нас на что-то. Вопрос. На что? Или мы можем сжечь свою жизнь, или можем, действительно, загореться на позитивные изменения. И если наши дрова сырые, нас так просто не зажжешь. Поэтому сначала идет дым. Слезятся глаза, мы пытаемся меняться, но ещё идет дым.

00:47:01 Но когда наши дрова высохнут, дрова нашего сознания, мы вспыхнем и в сердце придёт радость и останется там навсегда. И контролировать звук - это контролировать все. Поэтому политики пытаются контролировать средства массовой информации. Все пытаются контролировать звук. Кто главный в звуке, тот решает все. Это главное. Иначе, иначе проявляются какие-то глупости. Звук, звук. Мы должны понять его устройство. Контролируем звук - все контролируется. Нам не нужно контролировать мир, мы должны научиться контролировать себя. В этом идея. Зачем мир контролировать? Себя надо научиться контролировать. И тогда дверцы в другой мир открываются перед нами. Мы начинает постигать глубину всего происходящего. Глубину. Глубина вдруг становится понятной. И поэтому, если мы кого-то внимательно слушаем, следующий закон, мы внимательно слушаем, пытаемся понять и запомнить, что говорит тот человек, которого мы уважаем, то мы достигаем того, чего достиг этот человек. Вот это закон звука.

00:48:08 Если мы внимательно слушаем, пытаемся понять и запомнить, мы достигаем того, чего достиг этот конкретный человек. Очень просто. Очень простой закон. Соответственно, если мы слушаем человека, у которого достижения очень сомнительны, например, если мы внимательно слушаем алкоголика, пытаемся его понять и запомнить его слова. К чему любовь в нашем сердце возникнет? [cмех в зале]. Да. И мы будем думать истина в вине, наверно, действительно. Почему нет? Поэтому говорящий человек похож на кондуктора междугороднего автобуса. На востоке так очень интересно. Они высовываются из окна и стучат по автобусу, и кричат: «В такой-то город едем, в такой-то». То есть звук нас куда-то зовет. Мы должны точно понять, куда мы едем. Кто, куда, когог зовет? Потому что надо же куда-то идти. Мы куда-то идем.

00:49:01 Причем слышать человека, мы не всегда слышим его разум. Вместо разума у человека может говорить какой-то другой орган, например, спина. Если человек очень устал, он хочет лечь, будет говорить его спина. И мы все почувствуем и нам тоже захочется лечь и уснуть. Понимаете? [смеется]. Что-то другое может говорить. Поэтому размышляя над словами мудрости, мы способны решить все проблемы нашего сознания. Так же как, соблюдая ограничения, мы способны поправить своё здоровье. Так же размышляя над словами мудрости, мы способны решить какие-то проблемы своей жизни. Как узнать мудрого человека? Очень просто. Мы должны знать кого слушать. И мудрый человек, если у человека чистая цель, у него чистая жизнь. Все очень просто. Чистая цель приводит к чистой жизни. То есть, соответственно, у него чистая пища, чистые отношения, чистое поведение, чистая жизнь. Все очень просто.

00:49:55 И само по себе знание, как мы сегодня сначала выясняли, как неудивительно, тоже относится к разряду глупости. Посмотрите, сколько знающих людей продолжают совершать абсолютно глупые поступки. Человек может владеть энциклопедическим запасом знаний, но вести себя как первоклассник. Поэтому не важно, сколько у тебя хрустальных сов и какой ты мудрец, сколько ты можешь помнить. Нет. Все это не имеет значения. Главное все-таки, как мы говорили, мудрость - умение применять полученные знания. Если человек работает в библиотеке, это ещё не делает его мудрым. Понимаете? Вовсе нет. Это делает его, может быть, гордым. Но не всегда мудрым. Если мы видим. То есть, что такое мудрость? На востоке дается глубочайшее определение мудрости. Мне оно очень нравится. Мудрость, говорят мудрецы, это когда ты знаешь, кого благодарить. Когда в нашей жизни что-то происходит хорошее, мы знаем, кого благодарить - вот это мудрость. Когда мы видим прекрасные горы, мы знаем, кого за это благодарить. Когда в нашу жизнь приходит счастье и мы знаем, кого благодарить. Когда у нас что-то меняется, мы знаем кого благодарить. Вот это мудрость. Очень интересно. Иначе да.

00:51:18 И существует два уровня жизнедеятельности. Грубый и тонкий. И грубый уровень жизни мы воспринимаем, в зависимости от того, на что настроено наше тонкой мышление, наше тонкое сознание, на чем мы сконцентрированы внутри. Если мы сконцентрированы на плохом, то в огне мы тоже будем видеть, как все плохо. Называется парадигма - система мировоззрения, система мировосприятия. Поэтому, когда меняется наше внутреннее состояние, мы начинаем по-другому воспринимать и внешнюю ситуацию. Как думает ум? Есть ум, есть разум. Нужно разделить в своем сознании эти два явления.

00:51:55 Ум всегда думает: «Могло бы быть и лучше». Вот это ум. Разум всегда размышляет: «В принципе, я заслуживаю намного худшего, а все закончилось так хорошо». Вот это два концептуально разных мышления. И какая идея нам приходит в сознание, сразу же после того, что произошло, на такой платформе мы и находимся. И вот эта страсть города, активность города заставляет человека даже дышать, чаще положенного. Человек активно дышит, у него красное лицо, он бегает. Частота дыхания, кстати, тоже связана с сознанием человека. Поэтому, основываясь на этом, йоги утверждали, что эмоциональное состояние, на эмоциональное состояние можно воздействовать через скорость дыхания и наоборот. Дыхание может нести в себе разную энергию. Дыхание через левую ноздрю холодное. Поэтому если нам жарко, мы можем охладиться. Дыхание через правую ноздрю горячее. Поэтому даже зимой можно не замерзнуть. Если человек знает эту технику, он даже в самый лютый мороз может сохранить себе жизнь, оставшись без тепла, просто контролировать своё дыхание через правую ноздрю. Оно горячее, дает огонь. Так интересно.

00:53:12 [Из зала] Как часто надо дышать?
[Рузов В. О.] Когда холодно.
[Из зала] Да, если замерз.
[Рузов В. О.] Да, да, да. Когда холодно, дышите часто.
[Из зала] [неразборчиво].
[Рузов В. О.] Вот. Если не хотите замерзнуть, дышите быстрее. [смеется]. На сколько можете. Все зависит от ситуации. [смеется]. И сейчас мир наполнен звуками низшего порядка. Эфир вокруг больших городов пронизан сотнями каналов радио, телевидения. И в основном, конечно, мы не идем так просто, звуки мудрости. Поэтому в сознании человека постоянно появляются глупые идеи. Появляются, появляются, появляются, он ловит это, ловит это.

00:53:54 В трактатах по построении тела человека объясняется, что волосы играют роль антенн. И мысли потихонечку, вот эти вот эфирные вибрации улавливаются. Человек начинает их чувствовать. Поэтому мы попадаем в какую-то ситуацию. Начинаем погружаться в эту ситуацию. Она проникает внутрь, внутрь нас. Некоторые такие антенны. По этой причине йоги уходили в горы и даже сейчас, если вы поедете в горы, вы почувствуете это облегчение. На сколько легче становится мыслить, на сколько легко мы себя чувствуем, когда поднимаемся над уровнем этих грубых вибраций. Поэтому некоторые на столько любят горы, что не могут без них жить. На столько вот легче становится мыслить. На столько легче всё это происходит. И это сознание дает нам возможность легко выходить из под влияния этого давления современных ситуаций. Когда мы чуть-чуть выше, когда мы чуть-чуть выше той ситуации, в которой мы находимся.

00:54:56 Помните эту историю про Александра третьего? Когда там этот солдат, известный солдат Орешкин, напился в царском кабаке и начал буянить, и его стали урезонивать как-то. Сказали: «Ты же перед портретом императора». До этого в каждом кабаке висели портреты императора. Так, не подумавши, поступили. «А плевал я на этот портрет императора, мне все равно, я сегодня гуляю». И его тут же арестовали, завели дело и дело дали самому Александру на подпись. И Александр прочитал это дело, понял, что, в принципе, ерунда какая-то и написал на папке, до сих пор эта надпись осталась. Дело прекратить, Орешкина освободить, впредь больше портретов царей в кабаках не вешать, а Орешкину лично передать, что я на него тоже плевал. [смеется с залом]. То есть, ну много в жизни чего неприятного происходит, но близко к сердцу мы это принимаем, если мы погружаемся в это мышление. Нужно быть немножко повыше. Нужно быть немножко повыше.

00:56:00 И звук способен переключать наше восприятие на тонком уровне. Это похоже на поезд: можно смотреть в левые окна, можно смотреть в правые окна. И картина часто бывает абсолютно разной. С одной стороны может быть лес, а с другой - озеро Байкал. Как угодно. Здесь вопрос куда мы смотрим? И нам говорят: «Туда смотри». Мы смотрим, а там другое вообще. «Туда смотри». А там другое. А кто-то ещё вперёд смотрит. Вообще другой вид. И на этом принципе основана система обучения через притчы. Когда мы слушаем какие-то интересные истории, наше сознание меняется. Искусство. Есть три вида воздействия на сознание через звук. Это искусство, притчы и духовные истории. Из звука можем получить форму. Что такое форма? Мы говорили форма - это сконцентрированный звук. Поэтому, если мы концентрируемся на звуке, появляется форма. Явление происходит, мы начинаем что-то чувствовать. Чувства просыпаются, эмоции просыпаются. Так же повар из муки какое-то блюдо может сделать очень вкусное. Гималаи говорится, горы это, это, это концентрация на звуке, это песня.

00:57:10 Интересный опыт недавно провели. Взяли вот эту кривую гор. Вот эту вот, вот эту кривую вершин гор и переложили её на музыкальный вообщем-то аппарат. И заиграла музыка. Это оказалась музыкальная вибрация. Поэтому так и говорят: «Музыка гор». Это действительно. Если вы видели как звук вообщем-то на мониторе смотрится, он так и смотрится. Как гряды гор и он может звучать. И мы это чувствуем. Когда человек видит горы, у него что-то в сердце происходит. Видели вот? Когда вы в первый раз видите горы перед собой вух. Вы чувствуете эту музыку гор. Конечно мы не можем сразу на всем звуке сконцентрироваться. Поэтому звук разделен на маленькие отрезочки, которые, как мы выяснили, называется мантрами. И мантры что-то. И мантра должна вызывать какое-то явление. Необычное явление.

00:58:02 Вообщем-то на этом и основано настоящее искусство. Например, раньше музыкант должен был своим искусством вызывать настоящие чувства в человеке. И более того, он даже должен был вызывать настоящие физические явления. Это не было никаким чудом. Это было просто искусством музыканта. И самый известный такой музыкант, это Тансен. Очень известный музыкант. Его до сих пор почитают. К нему все приезжают на могилу, чтоб получить его благословение. Все музыканты ездят к нему. В месте. где он жил проводятся ежегодные фестивали классической музыки индийской. Он был очень известен. Он был очень известен. Он был музыкантом при царе. Он входил в девятку лучших музыкантов мира. Их звали наваратна - это девять лучших музыкантов. И он был на столько велик, что он мог вызывать любые эмоции. Поэтому он мог усыпить зрителей, он мог их рассмешить, зрители могли плакать. Он просто играл, но эмоции у зрителей менялись сразу же. Сразу же.

00:59:05 У нас иногда нужно долго думать, о чем это все вообще. Знаете? Иногда классическое произведение исполняется, и два часа зал думает, к чему это все. И потом критики долго и упорно пытаются сказать, о чем это все. Понимаете? Слишком умное выражение лица у всех. Я множество посещал, у меня был абонемент на все моё детство. Кто знает, что это такое? Поэтому я прослушал все. И все видел. И зачастую мне было очень непонятно вообще к чему это все вообще. К чему? И мне долго и упорно объясняли, к чему это все. Но сердцем я это не чувствовал. Я понимаю, что да, конечно здорово, понятно, что пальцев не видно. И ног иногда не видно. Так все здорово и красиво. Но к чему это все? В сердце-то что возникает-то? Где-то конечно цепляет, но не везде. Далеко не везде музыка, когда реально меняется наше состояние. Когда сердце то сюда, то сюда, то волосы дыбом, то пот, то о, ух. Чтоб человек выползал из зала, он должен выползти из зала. Вот это искусство. Выползти должен. И это действительно искусство.

01:00:08 И вот Тансен, он был такой. Он был очень опытным, он вызывал все эти явления. И конечно ему стали завидовать другие музыканты, как обычно, какие-то придворные интриги. Подговорили царя, чтобы тот проверил его на вот это проявление физических явлений. И царь попросил его исполнить рагу, вот эту мелодию, которая называлась «Дипак». Дипак переводится как лампада, как масленая лампа. Огненная мелодия. И суть той мелодии состоит в том, что когда музыкант её исполняет, на колонны зала, как здесь колонны стоят, вешаю масленые лампады или свечи ставят. И когда он играет эту мелодию, рага исполняется по нарастающей, она тише сначала играет, потом громче, громче, громче, обрабатывается, обрабатывается, нарастает. И на определённом моменте извлекается огонь. Первые самые ближние лампады загораются. И когда рага развивается все должны загореться. Вот это считается музыкант высшего класса.

01:01:09 На моем пианино тоже стояли подсвечники и свечи даже были вставлены. Но я не помню, чтоб свечка хотя бы задымилась. Поэтому есть куда развиваться конечно же. Есть куда развиваться. Но это реальный факт. Реальный фат. И Тансен, он стал выступать, но суть этой раги в том, что, так как она огненная рага, то сам исполнитель может перегреться, может умереть. Поэтому стали думать, что делать и учитель этого музыканта, его учитель музыки сказал, что одновременно, если другой музыкант будет петь рагу метха, мелодию метха. Метха - это дождь. То вот это противодействие водой спасет этого музыканта. И поэтому нашли женщину, которая могла исполнять эту мелодию и приступили к этому концерту вообщем-то.

01:02:04 Повесили, представьте себе эти лампады все, пришли все посмотреть. Мы бы все пришли, да? Все. Конечно же. Всем мест не было. Мест не было и он начал исполнять эту мелодию. Мелодия нагнеталась, нагнеталась. Обязательно хотя бы раз в жизни посетите вот концерт настоящего классического индийского искусства, где играют профессионалы. Это что-то. Это такие эмоции возникают. И всё это нарастало, нарастало, потом пух, загорелись первые лампы. Первый ряд отсел, у кого-то тетрадка задымилась. Отсели. Потом второй ряд, пух, все отсели, третий. Волосы дыбом у всех, представьте, такое зрелище. И в этот момент должна была эта девушка петь начать. Но так она была женщина, она попала под это и у нее челюсть отвисла. Такое зрелище. И он стал перегреваться. И только учитель, он понял, он подбежал и по спине её стукнул. И она: «Вай». Запела. [смех в зале]. Дождь пошел и вообщем-то все нормально кончилось. Но так как он, на пять минут она опоздала, он несколько минут, он перегрелся, потом он несколько месяцев лежал с температурой. Ему было очень тяжело.

01:03:11 Очень известный музыкант. Таких много. Это целое вот, это целый переворот в жизни, когда вы встречаетесь с такими музыкантами. Я сам не мог поверить, что я могу встать во время представления. Я много слышал разных представлений. Но когда я попал на простых исполнителей ритмов на востоке, на профессионалов, я на каком-то моменте встал. [смех в зале]. Я много, что слышал действительно. Много. На каком-то моменте я встал. Я понял, я стою. Понимаете? [смех в зале]. На столько правильные, когда действительно это природное явление, когда не придуманные ритмы, не придуманные какие-то мелодии, все от больного ума, а когда это действительно гармоничные явления, тело начинает реагировать. Сознание начинает реагировать и вызываются вообщем-то позитивные, возвышенные эмоции. Очищение происходит. Очищение происходит.

01:04:07 Мы понимаем близость. На сколько все глубоко, на сколько все имеет связь между собой. Поэтому очень известный музыкант это вообщем-то. Место называется Гвалиор. Если кто-то будет путешествовать по Индии, заедьте, посмотрите, очень интересно. Гвалиор. И разум человека проявляется в том, что он способен говорить и слушать о мудром. Такого человека невозможно втянуть в сору. Глупость проявляется в раззадоривании себя и других, когда мы начинаем спорить, кричать, ругаться. Толку никакого. давайте поспорим, кто умнее. Вот этот спор, кто умнее - это не спор, кто умнее. Когда люди спорят - это всегда спор, кто глупее. Нужно запомнить. Сейчас вот на телевидении столько вот этих программ, где все спорят, кто умнее. Запомните, это не спор, кто умнее. Это спор, кто глупее. Если мы ещё принимаем в этом участие и нам
это интересно, будьте аккуратны, не втягивайтесь в это. Это недостойно.

01:05:07 И вот эта сдержанность отличает мудрого от глупого. Сдержанность. И не так-то просто сдерживаться. Не так-то просто. Если в нашем сердце ещё осталась какая-то глупость, мы не можем сдерживаться. Но наша задача подключиться к разуму, не биться на смерть за какую-то свою временную правоту, а подключиться к разуму, научиться пользоваться звуком и, действительно, перейти на новый уровень мировосприятия. Это очень интересно. Очень интересно. Так времечка уже много. На пару вопросов я сейчас успею по этой теме ответить и потом я к практическим занятиям приступлю. Пожалуйста вопросики задайте мне по этой теме. Какие-то концептуальные.

01:06:03 Не бойтесь. Я добрый.
[Из зала] Скажите про Бхагавадгиту.
[Рузов В. О.] А вот я специально даже её поставил. Называется. Бхагавадгита буквально переводится как песнь мудрости. И в ней все виды деятельности человека описаны. 18 глав, 18 видов деятельности описаны и очень подробно разобраны. Книга мудрости. Одна из концептуальных восточных. Это некоторый справочник поведения человека. Бхагавадгита. Очень известна. Одна из самых покупаемых книг. Очень глубокая книга. Сразу предупреждаю на всю жизнь. Сразу предупреждаю на всю жизнь. То есть она читается строчка за строчкой. Очень серьезная вещь.

01:06:54 Есть ещё библиотека философской мудрости, восточной мудрости. Называется Шримад Бхагаватам. Много томов. Множество томов. 12 основных произведений, они ещё разбиты по томам. Поэтому там множество, целая библиотека. И здесь история. История о том, как надо выходить из сложных ситуаций. Очень интересно. Тоже очень глубокое произведение и тоже на всю жизнь. И, честно говоря, пока мне хватает. Вот всё, что я вам рассказываю, это из этих двух книг. Из этих двух книг. Поэтому, вообщем-то, как мы говорили, настоящая мудрость, вообщем-то, не требует большого объема. Не требует большого объема. Но вот эта глубина, она колоссальна. Поэтому могу порекомендовать, запомните, вот Бхагавадгита и Шримад Бхагаватам. Два таких классических произведения восточных, которые наполнены мудростью не то, что на 100%, а вот эта глубина мудрости просто бесконечна. Поэтому, Вячеслав Олегович рекомендует.

01:08:04 Если интересно, посмотрите. Это важно. Время от времени искать ответ в трактатах мудрости. Очень важно.
[Из зала] В каких ситуациях повторяется мантра Аум?
[Рузов В. О.] В каких ситуациях? Мантра Аум повторяется всегда, когда мы должны сосредоточиться. Когда мы должны успокоиться и сосредоточиться. Перед любым серьезным действием повторяется мантра Аум. Аум - это начало любого действия. Аум. Если мы должны успокоить своё сознание, то мы повторяем мантру Аум. Это то, что убирает волнение нашего ума, успокаивает наше сознание. Поэтому эта одна из классических мантр. Обычно она повторяется три раза. Больше не надо. Три раза повторяется. И ум, если мы повторяем её сконцентрировано, вот так как я рассказал, то ум успокаивается.

01:09:01 [Из зала] Как быстро?
[Рузов В. О.] Медленно. Как можно дольше. Как можно дольше. Очень спокойно. И тогда сознание успокаивается. Да.
[Из зала] Вы говорили про восточную музыку, а была ли у вас [неразборчиво].
[Рузов В. О.] Я и говорю, да, что... А когда я стал изучать восточную музыку очень глубоко, я понял, что те мелодии, которые вызывали во мне такие же чувства, они изначально имели вот эту природу гармоничных вибраций раги.
[Из зала] А какие конкретно?
[Рузов В. О.] А вот это я не буду рекламировать. [смех в зале]. У каждого свои какие-то вибрации возникают. Мне нравится классическая музыка.
[Из зала] Вы классику любите?
[Рузов В. О.] А?
[Из зала] Вы классику слушаете?
[Рузов В. О.] Классику? Вот мне нравится классика, да. Вот. Я люблю классику.
[Из зала] А что конкретно, можете сказать?
[Рузов В. О.] Я не буду говорить. Зачем? Не надо. Потом лично, может быть, я поговорю, но [смеется].

01:10:02 Тут знаете, на вкус и цвет товарища нет. Поэтому я люблю, да. У каждого хорошего музыканта, он рано или поздно находил эту жилу, эту жилу мелодии сердца. Если он настраивался на сердце, он находил эту мелодию. Все эти мелодии вам известны. Классика. И когда я изучал, вот именно изначальные мелодии раги, я нашел все эти мелодии в изначальных ритмах сердца. В изначальных мелодиях сердца. Они там есть. Поэтому то, что нас действительно, заставляет наше сердце вибрировать, в этом есть нечто изначальное. Это интересно. То есть я вообщем-то до конца понял западную музыку, когда изучил вот эти истоки восточной музыки. Это окончательно во мне раскрылось. Я все понял. Кто, что, откуда, где идет, как все переплетаются, на сколько все интересно, как это можно использовать в нашей жизни. Разобрались, да? Хорошо. Сейчас мы приступим к практическим занятиям. Так пожалуйста. Музыканты кто у нас? Поднимитесь на сцену, пожалуйста.

транскрибирование: Наталья Колоцей | Речица | Беларусь | 06 October 2011