Карма, реинкарнация, странствия души
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Зовут меня Станислав Зюзько. Сфера моих интересов - это индоевропейцы, ведическая культура. А тема сегодняшней лекции - это «Карма, реинкарнация и странствия души». В современном мире очень много стали говорить о карме, реинкарнации. Главным образом, есть множество пособий об этом вот в различных эзотерических магазинах. Очистка кармы, зачистка кармы, ряд других комплексных услуг. Но сами эти слова, они происходят из древних ведических текстов. В древней ведической культуре и это слова на языке санскрите - языке йогов, мудрецов, которые записали Веды.
00:00:45 Что означает реинкарнация? Реинкарнация по-гречески звучит как «метемпсихоз», а по-русски это будет «перевоплощение души, рождение души в разных телах». Что такое карма? Карма - это закон сотворения судьбы и влияние за поступки. В санскрите и Ведах нет понятия «судьба», а есть понятие «карма». То есть деятельность и её последствия. Веды объясняют, что каждую секунду у нас происходят два процесса. Первое - мы отрабатываем старую карму (страдаем или радуемся вследствии предыдущих поступков) и одновременно сотворяем судьбу. То есть радости и горести приходят к нам не как поощрение или наказание, а как результат. Сам принцип кармы глубоко научен и основан на том, что весь этот мир находится в законе причин и следствий. Допустим, причина нашего появления на свет - наши родители. Вот. Наши дети - следствие каких-то наших действий. Вот. И современные ученые, они охотно верят, например, в конец материи, да, что есть энтропия и все кода-то закончится существование.
00:01:57 А ведические тексты, йоги, мудрецы, они, идя по этой цепи причин и следствий приходили к идее первопричины, источника, Абсолюта, который обладает связью с каждым из нас. Поэтому мы видим, что энергия никогда не исчезает в сфере экологии, например. Мы совершаем какие-то действия и следствием является, наши действия отражаются на планету. Поэтому вывод такой - энергия не пропадает бесследно. Все наши, не только наши поступки, но даже наши мысли, речь, действия. Вы заходите в плохом настроении, ваше настроение передается людям. Вся эта энергия, она всегда где-то сохраняется. И вот этот принцип сохранения энергии, третий закон Ньютона, спроецированный в сферу сознания, его можно назвать законом кармы или вселенским законом справедливости. Вот. Энергия никогда не исчезает бесследно.
00:02:52 Подобным же образом ведические тексты говорят, что существует два тела человека. Это физическое тело человека, которое подобно одеждам души, и тонкое тело человека, энергетическое или психическое, которое является носителем души. Душа находится в сердце. Поэтому никто не скажет: «У меня за этого человека голова болит», а скажет: «У меня за него сердце болит». Вот. И, соответственно, душа, она путешествует из тела в тело. Допустим восточные самурайские тексты, они поэтические. Они это сравнивают с тем, как ветер переносит листья и цветки с одной ветки на другую. [Эколандия}. Поэтому и сегодня мы решили сделать несколько блоков лекции и первый блок мы решили сделать - небольшой исторический обзор идеи реинкfрнация, потому что эта идея, она присутствует не только в ведических текстах, главным из которых является Бхагават Гита, а также в самых разных традициях.
00:03:57 Например, в античной Греции идея реинкарнации существовала в учениях Пифагора и Платона. Точно так же, как сейчас существует общение между странами, существует интерес к разным идеям, да, допустим, мы можем изучать культуру Востока, а кто-то изучает нас как славян. Точно так же восточные мудрецы, они влияли на философов Древней Греции. Поэтому, например, Бхагават Гита, она сравнивает этот мир с перевернутым деревом, баньяном Ашваттха, корни которого находятся вверху, а крона внизу. Это означает, что этот мир - лишь отражение высшего мира. И ту же идею, что есть мир идей и этот мир как отражение мы находим у Платона. В другом диалоге Платона, «Федр» мы находим учение о реинкарнации (по-гречески «метемпсихоз»), которое также во многих положениях близко к ведическим представлениям. А само изложение этого принципа начинается со слов: "закон же Адрастеи, то есть богини судьбы, таков". И, я не буду так прямо зачитывать, общая идея такая, Платон говорит, что изначально существуют души. Некоторые из которых постоянно созерцают истину, постоянно созерцают мир идей. И они не могут пасть в мир материи.
00:05:15 Но те из душ, которые в силу эгоизма, порочности, они отрываются от этого созерцания Истины, они падают в мир материи из этого мира идей. И в своих первых рождениях они рождаются либо в телах людей, которые интересуются наукой и искусствами, если по Платону, либо рождаются философами. А уже потом, если они продолжают потакать своим низменным инстинктам, они могут деградировать вплоть до рождения в животных формах. Поэтому есть также интересные образы в греческой философии, например, все знают выражение, да, «кануть в Лету». Лета - это река забвения Аида, загробного царства мертвых у древних греков.
00:05:58 И Платон описывает, что. Ну, мы знаем, что между воплощениями стирается память о прошлой жизни. И поэтически сказано, что душа, она заходит в Лету - в реку забвения, и Лета смывает с души воспоминания той жизни. Она выходит как бы обновленной и рождается в новом теле, забыв опыт, который она переживала между рождениями. Помимо концепции Платона, это же самое учение в значительной степени разделяли Сократ, Пифагор, но они не создали такого цельного учения о реинкарнации, как это сделал Платон. Если мы рассматриваем другие древние традиции, то конечно же мы не можем умолчать о религиях.
00:06:47 Религии, они, восточные все принимают идею реинкарнации, начиная от японского синто и заканчивая ведическим мировоззрением. Вот. Но, что касается так называемых аврамических религий, то есть Ислама и Христианства, то в выраженной форме в них учения о карме нет. Известны некоторые эпизоды, например, в III веке существовал очень крупный христианский богослов Ориген, часть наследия которого до сих пор признается важным теологическим вкладом в христианскую теологию. Но также Ориген, он разделял учение о реинкорнации. Вот была тут душа, рождается много жизней, в разных мирах. И когда Ориген умер, это учение, ещё в то время, то есть вплоть до его смерти и некоторое время после воспринималось как вполне допустимое и разрешенная концепция Христианства. То есть она не была предана никакой анафеме. То есть были христиане, которые принимали это мировоззрение и считались христианами.
00:07:54 Но уже в середине VI века император Константин, он начинает понимать, что идея реинкарнации, она все усложняет. Вот. С точки зрения педагогики, если у тебя есть кнут и пряник, то есть муки вечные либо царство Божие, то. Ну это проще и понятнее для народа простого. Поэтому по ряду как внешних, так и внутренних, как политических, так и мировоззренческих причин учение о реинкарнации в Христианстве предается основательной анафеме и именно эта часть учения Оригена, она является еретической. Вот. Поэтому надо понять, что даже с учением о душе всегда там были проблемы. Потому что, например, в 585 году существовал Маконский, это уже наша эра, на Маконском соборе епископы Бургундии, они совершенно серьезно голосовали, есть ли душа у женщины. И вот с перевесом в один голос победила точка зрения, что душа у женщины есть. С чем мы собственно до сих пор женщин и поздравляем. Вот.
00:08:55 Однако, не смотря на то, что такого ясного учения о реинкарнации в Христианстве нет, там есть изложение, ну там не те христиане, которые из Бургундии. Вот. Вы на них на всех не обижайтесь. Вот. А есть изложение принципов Христианства. Например," что посеешь, то и пожнешь". Да? Или "пришедший с мечом, от меча погибнет". Изложение принципа есть и тот, кто интересовался теологией, знает, что есть такое очень интересное учение о кресте. Вот наверняка кто-то слышал выражение, да, нести свой крест. Ты у меня такой проблемный муж, я в твоем лице несу свой крест. [смеется] и т. д. Откуда вообще выражение? Выражение - это серьезное учение о том, что человек рождается и у него могут быть, может быть какая-то серьезная проблема или много проблем. Например, он рождается и у него какое-то заболевание врожденное. Или он рождается в семье, где уже какие-то проблемы в семье. И соответственно, если ты несешь свой крест, подобно тому как Иисус проходит мученический пусть, неся свой крест, ты проходишь путь некоего очищения от страданий. И если ты терпишь то, что тебе предначертано, ты входишь в некое высшее измерение бытия.
00:10:17 Поэтому, в сдержанной форме то, что мы называем, назвали, допустим, карма, карма данного человека. В Христианстве этот феномен известен, его описывают как, допустим, наличие определённого креста. Вот. Несение креста. Вот. Однако, тоже самое в Исламе. В ортодоксальном Исламе никоим образом, конечно, никакой реинкарнации нет. Но если мы берем гностический аспект мировых религий, таких как Иудаизм, таких как Ислам, то уже в гностическом Иудаизме, то есть в Каббале, естественно, учение о реинкарнации есть. Вот.
00:10:53 Если мы берем Ислам, то уже в мистическом Исламе у некоторых Суфиев, например, у Суфиев друзов сирийских... Или есть суфий Джаллал-ал-дин и он пишет стих, он говорит: «Я рождался минералом и стал растением, я рождался растением и стал человеком. Так чего же мне бояться смерти? Когда со смертью меня становилось меньше?». Вот. Поэтому эта идея присутствовала, но в некой сдержанной форме. Это то, что можно сказать о различных мировых традициях. Естественно, в Японии, Китае, там, где присутствовал Буддизм, карма и реинкарнация - это также значительная часть мировоззрения.
00:11:39 Далее о чем мы можем сказать - это идея принятия реинкарнации в Новое и Новейшее время. Когда мы говорим о разных писателях, поэтах и философах, мы должны знать, что наши образы, те образы, которые нам формируют школьные учебники, например, они достаточно, ну такие сдержанные. Вот. Потому что если вы хотите действительно разобраться в каком-то авторе, его мировоззрении, надо читать письма, дневники, изучать книги. Ну вот яркий пример, который можно привести. Все знают, например, отца «Шерлока Хомса» Артура Конана Дойла. Вот. Все знают его работу. «Холмс», «Мариарти». Но мало кто знает, например, что тот же Конан Дойл являлся очень активным деятелем британского спиритического общества и его перу принадлежат 12 книг по привидениям на английском - по общению с призраками. Вот. Точно так же, например, из классиков Вальтер, Вальтер, он жил в эпоху Просвещения, он вообще был циником и совершенно никогда не тяготился никакой духовностью. Но тем не менее, когда зашли споры, Вальтер сказал: «Я считаю, что...». Он считает, что "родиться дважды - это не более удивительно, чем родиться однажды".
00:12:54 Известного всем астронома, философа Джордано Бруно сжигали на костре не только за космологию, а также за интерес к древним мировоззрениям, магии и так же за принятие идеи реинкарнации. И в своей речи Бруно также сказал, что умирает только физическое тело, а душа рождается в новых телах и продолжает свой путь. Известный Гете, который написал «Страдания молодого Вертера». "Годы странствий" и "Годы учения Вильгельма Мейстера" - известный поэт. Он также ближе к концу жизни интересовался востоком - суфийским, индийским. Его перу принадлежит «Западно-восточный диван». И Гете также пишет, что: «Я чувствую, что приходил в этот мир уже множество раз и хотел бы придти сюда ещё множество раз».
00:13:48 Поэтому те образы, которые нам формируют, они являются достаточно сдержанными. Вот. Еще есть поэт и философ, можно назвать из более современных. Например, Карл Густав Юнг, который рассказывал о том, как он иногда вспоминал свои прошлые жизни. И допустим та же идея архетипов, ну вы знаете, что такое архетип, да, допустим архетип мировой горы - это Олимп, в Греции - это Меру, в индоевропейском мировоззрении - это архетип как ось мира. Да, есть гигантская ось мира. При этом архетип отца, архетип матери в разных образах. И в сущности учение Юнга об архетипах, оно же взято у Платона. Это трансформация в сферу психологии учения о мире идей, да, прообразов всего, что есть в этом мире. И также естественно он высказывался позитивно о реинкорнации. Поэтому, чтобы немножко добавить фактической части, я может быть посмотрю в шпаргалку, какие-то цитаты хотелось бы зачитать.
00:14:52 Оноре де Бальзак, классик реализма. У Бальзака есть целый роман, который называется «Серафита», где он, например, пишет, роман о реинкарнации: «Все человеческие существа проходят предыдущую жизнь. Кто знает, сколько телесных форм занимает наследник рая, прежде, чем его подведут к пониманию ценности уединенного молчания, звездные просторы которого всего лишь преддверие духовных миров». Все знают также Джека Лондона, его «Белый клык». Вот. «Белого клыка» знают все. Но мало кто знает, что также перу Джека Лондона принадлежит роман, который называется «Звездный скиталец». Идея того, что там человек сидит в заключении и он вспоминает разные свои жизни. И вот Джек Лондон пишет: «Я не начинался ни в момент рождения, ни в момент зачатия. Я рос и развивался неисчислимые тысячелетия. Все мои прежние «я» присутствуют во мне своими голосами, эхом и побуждениями».
00:15:52 Если мы идем ещё больше современности, то Генри Форд, сын Форда старшего, достаточно известного. Он также говорил о том, что чувствует то, что его способности в менеджменте и в общении с людьми - это следствие каких-то его прошлых наработок. А один из генералов, Генри Паттон, он также говорил, что он чувствует, что его способность сражаться на полях сражений - это более древний опыт. И даже Наполеон, он высказывался о том, что ему кажется, что его полководческие способности - это какой-то более давний опыт и рассуждал о том, где он мог рождаться раньше и получить этот опыт. Если уж идти ещё ближе, то все мы знаем группу Биттлз и, например, Джорджу Харисону, одному из участников квартета принадлежит высказывание о том. Он говорит, что: «Я считаю, что те люди, те друзья, которые нас окружают, которых мы видим возможно первый раз и чувствуем, что мы уже знакомы. Я полагаю, что, и чувствую, что я был знаком с ним уже множество жизней. Что наши связи, они развивались и в прошлых жизнях».
00:17:04 А собственно знакомые Харисона, его друзья, достаточно известные. Это тот самый Биттлз. И Биттлз, они достаточно интересовались востоком, йогой, трансцендентальной медитацией, то есть помимо "Love me do", они в общем-то, ещё были людьми, которые вели поиск. Ну и наконец, завершить этот небольшой исторический обзор можно цитатой из, ну вот есть совсем уж классик - Гессе «Сиддхарта», где конечно же будет, ну, Гессе - автор «Степного волка»,«Сиддхарта», лоуреат Нобелевской премии. У него конечно же (так как он всегда интересовался Востоком) было учение о реинкарнации. Артур Шопенгауэр, крупный философ, он сказал: «Если бы меня попросили дать определение понятию «Европа», я бы сказал, что это часть суши, где люди обладают странными верованиями в том, что мы рождаемся только один раз». А уже из классиков современной эзотерики Ричард Бах в своем рассказе «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», главный герой говорит, один из наставников Джонатана спрашивает: «Представляешь ли ты, сколько жизней мы должны были прожить, чтобы только подойти к пониманию того, что жизнь - это нечто большее, чем еда, борьба или власть над стаей? Тысячи жизней Джон, десятки тысяч, а после них ещё сотни жизней, прежде, чем мы узнали, что существует то, что называют совершенством. И ещё сотни жизней, чтобы понять, что цель нашего существования в том, чтобы понять это совершенство и являть его».
00:18:44 Но на практике мы видим, что кто-то рождается. Он уже, например, Серафим Соровский, или Сергий Радонежский, а кто-то только в конце жизни за бутылкой говорит: «Ты знаешь, Вася. Мне кажется, что там вверху все-таки кто-то есть». [смех в зале]. Вот. Поэтому даже это выражение "тысячи тысяч, тысячи тысяч" - это в сущности переложение одной из шлок Бхагават-Гиты manuṣyāṇāṁ sahasreṣu kaścid yatati siddhaye yatatām api siddhānāṁkaścin māṁ vetti tattvataḥ (BG7.3) и т. д. Что из тысяч [говорит на индийском] из тысяч людей едва ли один стремится к познанию истины. А из тех, кто познали её, едва ли один действительно утвердился в ней.
00:19:21 Поэтому реинкfрнация говорит, что также духовный путь - это также долгий путь. Человек может встречаться с каким-то мировоззрением, концепцией, которую он видит первый раз, он будет чувствовать: «Да, я знаком, в этом я плаваю в этом как рыба в воде, это мое, это резонирует со мной». Мы поговорили о духовных традициях, поговорили о классиках литературных. И что можно сказать об изучении феномена учеными? Понятно, что в советские времена советские ученые вряд ли могли изучать феномен реинкорнации. Потому что где-то в пятидесятые годы, когда Хрущев стучал ботинком в ООН. Вот. В Америке естественно, у нас Бога не было в советские времена, в те времена.
00:20:13 Откуда взялся кодекс строителей коммунизма? Например, взяли Евангелие, выкинули все лишнее, появился кодекс строителей коммунизма. Или как дети-пионеры, они приходили к, существует воспоминание - девочка-пионерка приходит к бабушке и говорит: «Бабушка, нам большевики объяснили - Бога нет». Бабушка: «Куда ж он делся?». Ну вот. Соответственно в Советском Союзе, где даже за Христианство следовала анафема, вряд ли кто-то мог заниматься официально изучением кармы, реинкарнации и т. д. Но в проклятой капиталистической Америке в Министерстве нашлись ученые, которые эту тему стали развивать.
00:20:54 Начиналось все с усилий парапсихологов. Вот какая-то была желтая пресса, кто-то что-то вспомнил, кто-то что-то рассказал. Поэтому, например, такая парапсихолог как Хэлен Уомбач, она собрала целую подборку из случаев, воспоминаний прошлых жизней под гипнозом и собрала подборку газетных публикаций. У нее есть несколько книг. Но самое интересное началось, когда изучением феномена занялись уже медики. Вот. Причем занялись очень серьезные медики, психиатры и психотерапевты. То есть, которые очень серьезно изучали, является ли то, что рассказывают, например, дети о своих прошлых жизнях галлюцинациями или поврежденным рассудком, либо за этим стоит что-то подлинное. Среди классиков можно называть Вирджинию Нилс, вот, и также доктора Яна Стивенсона. Ян Стивенсон, он был профессором психотерапии и вот сначала он занимал пост главы кафедры в одном из колледжей в Верджинии, по-моему на отделении бихевериальной, то есть поведенческой медицины, а потом он становиться действующим профессором Карлстонского университета. И он начинает собирать данные о том, как дети, которые рождаются, помнят свои прошлые жизни.
00:22:17 Причем он действует как детектив. Он не просто верит какой-то газете, а он сам приезжал на то место, где был описан случай, начинал проверять, могли ли участники эпизода знать друг друга, могли ли они быть в сговоре, вот. И начав свою работу в шестидесятых годах, к 1987 году у него был накоплен архив из многих тысяч случаев. Вот. И избранные из них он отобрал и опубликовал в книге «Двадцать случаев вероятной реинкарнации».
00:22:50 Причем, он публиковался в серьезных научных изданиях США и приводил имена тех участников, то есть не так вот: «Некая женщина в Сочи вспомнила свою некую жизнь». Совершенно конкретно. Наиболее нашумевшим случаем Стивенсона является случай Шанти Девин.
00:23:07 Эта девочка, которая вспомнила свою прошлую жизнь, вспомнила где, как звали её родителей, и где она спрятала свои драгоценности, потом они приехали на место, всё это нашли. Это есть в обычном Интернете. Я хотел выбрать какой-нибудь более злобный случай. Вот. И это случай с Бишемом Чадном. Он также описан у Стивенсона. Речь там идет о двух городах Филбехт и Барейли. Расстояние между двумя городами около пятидесяти километров. Это индийские города. И в семье Чандов - достаточно бедной семье родился мальчик Бишем Чанд. С самого детства он был возмущен вообще тем местом, в котором он родился. Бедная семья. Он в полтора года стал заявлять, что в его доме так не кормят, требовал роскошной еды, снимал хлопковую одежду, требовал шелковую. Когда ему исполнилось восемь лет, стали замечать, что исчезает бренди из серванта. Вот. Все были поражены, что происходит, пока кто-то в доме не поймал малыша, пьющего бренди. Он сказал, что бренди очень плохой, в его доме такой не употребляют. Иногда он лирично предлагал отцу завести себе, кроме мамы, кого-нибудь еще. Вот. И делал прочие подобные выходки, когда увидел часы отца, он сказал, что часы очень плохие, надо обратиться к его агенту мусульманину, он купит гораздо более хорошие часы. Но хотя поведение мальчика тревожило общественность, вышло несколько статей, а серьезным расследованием случаев никто не занимался. До тех пор, пока однажды мальчик не сказал: «Я помню, что у меня была женщина, её звали Падма и когда я увидел её с другим молодым человеком, я взял ружье и убил этого мерзавца».
00:24:55 И напомню «Приключения Шурика», Шпак звонит. Он говорит: «Да, у нас изобретатель живого царя к нам привез». Милиция говорит: «Да, да, да, конечно». Он говорит: «С кинжалом». Тут милиция: «Как вы сказали? Кинжал - холодное оружие». Вот. Точно так же как только мальчик начинает говорить об убийстве, то местный прокурор, его звали Сахай, в другой транскрипции Сахэй. Он тут же заинтересовывается. Он говорит: «Убийство это надо расследовать». Он тратит своё драгоценное время и путешествует из Филбехта в Барейли. И вот здесь выясняется, что весь Барейли наслышан, наслышан о распутной разгульной жизни богача, сына богача из семьи Нарайян. Вот. Ну, Нарайян - это вообще имя богини плодородия, богатства. Это титул и фамилия богатых семей Индии. Вот. И как раз одним из ярких эпизодов было то, что он, у него была любовница Падма, и он застрелил другого её молодого человека, и семье с огромным трудом удалось замять этот скандал, используя деньги, связи. Вот. И как только мальчика привели в тот дом, он сразу показал, где что находилось и так же продемонстрировал искусство игры на таблах. Это вот, знаете такие барабанчики, на которых стучат, на них все-таки надо учиться играть, а он сразу это показал.
00:26:17 И вот подобный архив у Стивенсона достаточно богатый. Наиболее спорными являются случаи, например, о родимых пятнах. Но значительная часть случаев, но ничего с ними не сделаешь. Там полностью перечислены имена, это я сокращаю, то есть я читал, я бы час читал случаи: а этот сказал, а он ответил, а он пошел, в газете написали. То есть, залезьте в Интернет, там будет все достаточно подробненько. Вот. И кончилось это тем, что также где-то в начале 90-х годов в Америке возникла целая ассоциация психиатров, то есть не просто у них там гипнотизеров, парапсихологов, контактеров, а именно людей, которые имеют высшее психологическое образование и которые вполне серьезно принимают учение о реинкарнации как существующее, изучают этот феномен. И в случае, не только допустим из Индии, но там есть случаи из Европы, из обеих Америк. Наверняка, если по матери России покопать, то может быть там не пол-России вспомнят прошлые жизни, но где-то тысячи детей где-нибудь наверняка найдется. Просто их не ищут. Вот.
00:27:21 Поэтому этот феномен имеет достаточно универсальный характер. У меня дома есть архив, то есть там самые разные случаи. Вот. А это то, что можно сказать относительно воспоминаний детей. И каким образом Веды объясняют этот феномен. Они говорят о том, что существуют разные сценарии перевоплощения. Существует один сценарий перевоплощения, при котором душа полностью отработала свою карму, в человеческом рождении. Она может воплощаться в других измерениях бытия или, если она очень деградирует, даже в животных телах и проходит значительное время.
00:28:00 Но в некоторых случаях, один кармический сценарий, он может быть разбит на несколько близких рождений. И вот в таких случаях, едва погибнув, человек может воплощаться неподалеку от того места, где произошла гибель, рождаться в теле ребенка. И в таких случаях ребенок помнит свои прошлые жизни. Вот. Или допустим если он погиб от каких-то травм, то на тех местах, где были следы травмы, там будут оставаться какие-то пятна, характерные, родимые, например. То есть повреждения на тонком теле, они проецируются на физическое тело, ну как на некую матрицу. Условно говоря. Поэтому, изучив все эти вещи, также люди иногда начинают интересоваться такой сферой, которая называется гипноз или гипнотерапия. Вот под гипнозом, меня ввели в гипноз и я ясно вспомнил, что было то, было это. И в частном случае, это называется по научному гипнотическая регрессия.
00:28:59 И частным случаем гипнотической регрессии, регрессии является интересный феномен под названием «ксеноглоссия». «Ксен» - чужой, «глосса» - язык. Когда люди, которые никогда не знали каких-то других языков, они начинают на этих языках говорить. Вот. Причем иногда даже на мертвых языках, например, древнеегипетском, который как точно звучал никто не знает. И существуют люди, которые интересуются этой сферой. Но Веды, они говорят, что это достаточно опасная практика. Потому что существуют разные эпохи человечества и если все древние литературы, там греческий эпос (Илиада, Одиссея) или эпос, скажем, индийский (Рамаяна, Махабхарата). Они говорят, что в прошлую эпоху были контакты с Богами, да, то есть с какими-то высшими существами. То в нашу эпоху, (это ведическая хронология) Кали-югу, то есть век раздоров, деградации, ну, достаточно низменная культура общества, контакты, в основном, осуществляются существами демоничной, призрачной природы.
00:30:05 То есть призраки, духи, демоны. Но, естественно, когда кто-то ступает с ними в контакт, под гипнозом или в эзотерических практиках, они говорят: «Вы высший разум?». Они говорят: «Конечно, мы высший разум. Почему бы и нет? Очень даже высший. Хочешь, расскажу тебе что-то». Вот. Поэтому часто эта самая ксеноглоссия, она является полной одержимостью человека, некой сущностью. Вы сами понимаете, что что-то может туда внутрь войти, а наружу, собственно говоря, потом и не выйти. Вот. Поэтому человек... Существует несколько стадий гипноза (первая, вторая и третья) и в третьей стадии гипноза человек очень уязвим для самых таких влияний. Поэтому в целом все глубокие, духовные традиции (Христианство, Ведическая традиция), они говорят, что к ним не надо пытаться, копаться в этом. То есть какие-то главные вещи - ты в любом случае будешь чувствовать на уровне сердца. Вот. А пытаться узнать все... Какие случаи заслуживают доверия из случаев воспоминаний о прошлых жизнях под гипнозом?
00:31:09 Доверия заслуживают те случаи, когда люди вспомнили какую-то свою жизнь, часто в другой стране. Да, приезжает группа, проверяет в архивах, например, действительно, всё, что рассказал человек, подтверждается. Но часто бывает у гипнотерапевтов, что каждая вторая девушка оказывается либо Нифертити, либо сестрой Нифертити. [смех в зале]. Вот. Естественно каждый молодой человек оказывается либо родственником Наполеона, либо братом, а то глядишь и самим Наполеоном. Подробно рассказывает как он сидел, поправлял шляпу. Вот. Поэтому вот такие случаи, они скорее относятся к воспроизведению некого иллюзорного опыта, который просто пытается подсадить человека вот на этот самый процесс. Вот. Поэтому гипнология - это очень такая сфера скользкая.
00:31:56 Но также случаи этого типа рассматриваются. Вот. Поэтому, так как мы ограничены во времени, мы сделаем небольшой исторический обзор, небольшой обзор того, каким образом эту достаточно сложную сферу пытаются изучать ученые, какими-то экспериментальными методами и настало время все-таки сказать о том, что же говорят Ведические тексты о смысле, сути реинкарнации, о самом этом феномене. Вот. И мы будем говорить в разных аспектах. И прежде всего, мы говорим о том, что куча людей уже описали законы реинкарнации, принципы реинкарнации, механизмы реинкорнации. Но не существует так уж много книжек, которые говорят: «А для чего вообще эта реинкарнация? Вот зачем нам вообще это нужно?». Вот. И зачем это нужно, откуда это берется?
00:32:54 Обычно максимум, максимальное, что можно найти в популярной литературе - это человек может либо двигаться вверх, либо деградировать вниз. Ну это конечно очень подробное объяснение. Но, если мы рассматривает ведическую теологию, то она говорит о том, что существует, этот мир лишь отражение некоего высшего мира. Так? И точно так же как есть реальность, и есть некая её тень - этот мир, он описывается как мир эксплуатации. То есть то пространство, та сфера мироздания, где каждый в той или иной степени болен болезнью вожделения к материи, эгоизма. И каждый здесь кто живет, он, принципе, существует по закону Дарвина. Да? Выживает сильнейший. И если иллюстрировать принцип Дарвина какими-то ведическими шлоками, то есть ведическая шлорка, которая описывает материальный мир, где мы живем и звучит так ahastāni sahastānām / apadāni catuṣ-padām / phalgūni tatra mahatāṁ / jīvo jīvasya jīvanam. (SB 1.13.47) "Те, у кого четыре ноги, либо те, у кого меньше ног или вообще их нет. Большая рыбка глотает маленькую рыбку и так "дживо дживасйа дживанам" одно живое поглощает, пожирает другое живое.
00:34:08 И в этом мире, в этом мире кто-то может быть чистым эгоистом, таких меньшинство, но кто-то распространяет свой эгоизм. Поэтому что такое материальный мир? В нем постоянно враждуют нации, семьи враждуют. Да? У соседа загорелась дача. Всей семьей вышли посмотреть как горела у соседа дача [смех в зале], как догорала дача. Да? «Ой, какая бедная соседка». Или помните, когда 11 сентября был теракт в Америке, там же не погибли политики, спецслужбы, а погибли простые американцы. Но пол России сказали: «Да, да, да, так вам и надо». Кому надо? Ну, простым там обывателям. Вот. Поэтому в целом мы все существуем в зоне расширенного эгоизма. Мы готовы купить еду для своего ребенка, но не для чужого ребенка. Вот. И весь материальный мир, он и основан, разбит на такие зоны, которые постоянно друг с другом конкурируют.
00:35:02 Такова природа того плана бытия, в котором мы находимся. Поэтому объясняется, что материалистическая цивилизация, она сама себя поедает. Нам уже экологический кризис вызвали. Какой еще? Экономический, у нас информационные войны идут. И поэтому мы говорим: «Кризис». Что такое кризис вообще? Кризис - это кризис потребления. Когда все потребляют, эксплуатируют, но никто не хочет отдавать. Вот. Поэтому, в этом подлинная природа кризиса. И так как все мы - обитатели этого мира, в той или иной степени больны этим вожделением, да, этим эгоизмом, то мы находимся в этом плане бытия. Каждый из нас здесь бог. Вот. То есть каждый из нас, он ставит здесь себя в центр картины. Вот. Он пытается закручивать мир вокруг себя. И достаточно взять гитару, пойти в Сочи в парк, начать играть - и на 15 минут ты бог парка. По крайней мере какой-то его части.
00:36:00 Есть даже такая песня: «Я сам себе и солнце, и луна, на-на, на-на, на-на, на-на». Вот. И поэтому возникает следующий вопрос. Много людей слышали такое умное слово «майя». Да? И вот особенно после фильма «Матрицы», или прочитав какие-то библейские трактаты, люди говорят: «Я знаю, что такое «майя». Майя - это означает, что всё, что мы вокруг видим, ничего этого нет. Тебя нет, меня нет, стенок нет, я слышал, что мы в матрице». Но если этому же человеку ты бьешь по морде, оказывается, что лицо у него все-таки есть. Причем ему больно [смеется], то есть оказывается, что все-таки что-то такое в нём есть. Поэтому Веды говорят: «Нет, в действительности этот мир существует, он есть. Но это не является реальностью высшего порядка». А тогда что же такое «майя»? Майя - это не означает, что ничего нет. Майя - это означает, идея о том, что я - центр реальности. И даже слоганы такие - "управляй реальностью". Наслаждайся, там, "Орифлэйм, ведь ты же этого достойна" и т. д. [смеется с залом].
00:37:04 Поэтому, я акцент реальности, все для меня. Однако подлинно духовный принцип, ведический принцип - это īśāvāsyam idam sarvaṁ (Iso mantra 1) - мы здесь лишь пользователи. Да. Точно так же как человек, он входит в компьютерную игру, но в этой компьютерной игре он не проектирует окружающую обстановку. Мы не создавали этот мир, не подводили солнце сюда, не проектировали человеческое тело. А ведь вы знаете, да, что в каждой нашей клетке ДНК полностью проект-дизайн нашего тела зафиксирован. Поэтому мы в действительности лишь юзеры, пользователи. А Абсолют является источником всего. Причем в отличие, например, от Газпрома, он атеистам счет за воздух не выкидывает. Предоставляет тем кто верит, пожалуйста, а тем, кто не верит в меня. То есть он дает нам полную свободу в него не верить. Поэтому в этом мире, где каждый бог, Бога как личности нет. Здесь он присутствует как тот самый принцип кармы. Принцип причины следствий.
00:38:00 Но есть мир, где Бог существует как личность. О нем говорят святые, оттуда приходят аватары. То есть это реальность высшего порядка. И принцип, который связывает эти две реальности - это принцип милосердия, или сострадания. Да? Поэтому мы видим, что хотя этом мир - это мир дарвинизма, но в нём есть люди, которые не живут по законам Дарвина - жертвователи, герои. Да? Обыватели живут инстинктами, но герои живут идеалами. Именно из мира идеалов приходят какие-то просветленные существа. Да? То есть Иисус, он не находился, например, в категории дарвинизма. Или когда мать жертвует собой ради своего ребенка, она не находится в категории выгоды, она понимает в глубине сердца, что отдавать выше, чем брать. Есть мир бытия, где каждый сознает это. Поэтому весь этот материальный мир в принципе сравнивается с незначительной тюрьмой, ну или облачком огромной реальности, где каждый связан с центром.
00:38:57 Поэтому мантра Ригведа, она говорит:«om tad visnoh paramam padam / sada pasyanti surayah / diviva chaksu anantam» Rig Veda (1.22.20), где Абсолют сравнивается с солнцем, а душа с лучом. Луч скользит по земле, по горам, по долинам, но его родина - это солнце. Духовный мир. Поэтому сказано, что мир есть болезни, смерть, старость, страдания. Он не может быть нашей подлинной родиной. В принципе мы здесь на чужбине. Наше сердце, оно желает вечных отношений, а не временных, отношений с совершенным, а не с несовершенным. И принцип кармы - это принцип, который регулирует все взаимодействия в этом материальном мире. Поэтому существует множество мифов о карме, о том, с чем это связано и мы можем их по очереди рассмотреть. Один из них заключается, например, в идее механической очистки кармы. Вот. Что, соответственно, что такое, почему мы страдаем? Потому что мы сами вредили кому-то.
00:39:58 Есть такой потрясающий образ - колесо Сансары, в Буддизме особенно. Знаете? Майя, которая изображена как такая клыкастая голова, и круговорот. Это означает, что в этом мире угнетатели становятся угнетенными и наоборот. Пока они не осознают, что надо вообще выйти из этого плана бытия. Поэтому мы страдаем не... следствие наших страданий - это не воля там дьявола, не родовое проклятие, а следствие наших собственных поступков, злоупотребление наше свободой воли. Например, потому что если бы у нас не было свободы побыть здесь, то мы ничем бы не отличались от материи. Да, я могу бутылку, она не закричит: «Поставь меня на стол». Хочешь её в духовный мир, хочешь сюда. Но свобода означает поступать себе во вред и другим во вред. Но единственная проблема, что этот вред тебе вернется. Поэтому иногда переход души в материальный мир сравнивают с тем, как ребенок говорит отцу: «Папа, мне не нравится наш дом, здесь, холодильник, кухня, светло. Вот под мостом живут замечательные люди, что-то курят постоянно [смех в зале], и в подъезде замечательные, я хотел бы пожить с ними». Отец говорит: «Мне кажется, что тебе там долго не понравится». Он говорит: «Но какое-то время я хотел бы побыть в этом удивительном месте». Отец говорит: «Пожалуйста. Это твоя свобода».
00:41:17 Поэтому один из крупнейших ведических теологов, Шридхар Свами, он описывал саму суть прихода души в материальный мир как идею "царствовать в аду или служить на небесах". А другой очень интересный мыслитель, Госвами Махрадж, он это ещё сильнее выразил, он как-то комментируя эту концепцию, сказал, что лучше быть "червем в нектаре, чем царем в испражнениях". Он сказал, что лучше общаться с теми, кто добрее, чем ты, выше, чем ты, умнее, чем ты. "Я буду царем. Каждый вокруг меня будет тупее, чем я, каждый будет злее, чем я. Я буду самый добрый и самый умный". Но насколько мы действительно захотим? Вот.
00:41:54 Поэтому существует мир аватаров, боддхисаттв, которые постоянно напоминают о себе. Но следствием наших кармических реакций является наша собственная свобода, наша собственная свобода и злоупотребление этой свободой. В высшем же смысле, без свободы невозможна любовь. Потому что в высшем смысле любовь - это означает полное отречение от своей свободы. Вот. Да? Любящие друг друга, они зависимы, они отдают свою свободу. И Гегель, он сформулировал этот принцип очень поэтическим образом. Он сказал, что "подлинный смысл любви заключается в том, чтобы растворить своё «я» в интересах возлюбленного - и в этом растворении вновь обрести себя". Так и у других мыслителей. У меня вот есть в компьютере подборка. Так же можно встретить, глубоких мыслителей, так же можно встретить подобного рода идеи. Поэтому, как гениально сказал кот Бегемот, любовь как осетрина, она не бывает как бы второй свежести. То есть она либо свежая, либо тухлая.
00:42:56 Поэтому Писания говорят, что в этом мире нет любви. Здесь есть вожделение, эгоизм, ты мне я тебе. Но подлинная любовь, она существует здесь как отражение. Потому что у нас здесь в основном вожделение. Да? Потому что написано множество книг о любви девушек и юношей, но не написано, например, о любви бабушек и юношей. Хотя с точки зрения бессмертной души, душа, она вечно юная, бессмертная, что в бабушке, что в дедушке, что в девушке, что в ослике. Вот. Поэтому, мы очень много понтов кидаем: «Я люблю в моей девушке только душу». Поэтому духовность, она также должна начинаться с того, что мы честно признаем наше собственное положение. Вот. Такова идея. И существуют распространенные мифы о карме. И первый из этих мифов о том, что если ты причинил кому-то вред, страдание, то ты можешь в какой-то из жизней, получив себе весь этот букет, прийти к талантливому целителю, экстрасенсу, заплатить, да, Господи, не жалко в конце концов, триста долларов. Вот. И далее начинается сеанс. То есть вас гармонизируют со вселенскими энергиями, лучистые существа очищают ваши кармические блоки, происходит великая трансформация Кундалини, из нижней чакры в верхние. И вот после этого все заглаживается, выравнивается и то, что вы были подонком в тридцати рождениях, ограбили и причинили вред, это все компенсируется за триста долларов, которых в принципе не жалко.
00:44:20 Другая замечательная идея заключается, например, в том, что хорошая карма компенсирует плохую. Замечательно, допустим, вас я угостил, а кого-то здесь ударил. И получается, что каким-то чудесным образом это все взаимокомпенсировалось. Однако, Веды говорят: «Нет, прости, дорогой, кто-то тебя покормит, но потом кто-то ударит». Возможно это будет некий синтез. Помните как Жириновский - раз вода, но в лицо.
00:44:47 Об этом Писания говорят: «Существует три типа поступков - хорошие и плохие, и духовные». Вот. И если мы говорим о подлинном обращении к тому, как же избавиться от кармы, то карма сравнивается с грядками. Да, в нашем тонком теле на разных уровнях, знаете, как на жестком диске компьютера записана информация на разных уровнях, также на нашем тонком теле записаны разные кармические записи, которые сравниваются с семенами. Некоторые семена проросли, некоторые зреют. Но какие-то уже полувсходят, можно их почувствовать. Вот. Поэтому только духовная практика и подлинное раскаяние, оно сравнивается с тем методом, который действительно может прожарить эти семена, сжечь эти семена. То есть режиссером кармы является Абсолют, Господь. И только президент может даровать амнистию. Заключенные будут приходить друг к другу, платить друг другу двести долларов и говорить: «Ты можешь дать мне амнистию?». «Да, давай деньги, а я даю тебе амнистию». [смеется]. Но реально амнистию может дать только тот, кто смотрит, он говорит: «Насколько раскаялся заключенный?».
00:45:53 Поэтому существует два подхода. Первый звучит так: "не согрешишь - не покаешься, не покаешься - не причастишься". Веды иногда сравнивают, что если ты раскаявшись, опять грешишь также, это сравнивается со слоном, который, обмыв себя из хобота, тут же начинает валяться в песке и в пыли. Ну, это пылевые ванны у них такие. Вот. А второй подход заключается в том, что нет, я действительно больше так поступать не буду, я [неразборчиво] это. И подлинное избавление от кармы, подлинная амнистия, она не возможна без духовности, без обращения к Источнику. Своими силами, здесь надо понять, что "если бы своими силами мы могли освободить себя из материального мира, так как мы уже живем в миллиардах жизней, мы бы все себя уже давно из него освободили". Если же этого не произошло, единственное следствие - мы не можем. У нас недостаточно желания меняться. Поэтому объясняется, что высший мир также протягивает руку помощи. Приходят аватары, святые, множество писаний. И суть не заключается в отсутствии информации, суть заключается в нашем нежелании жить духовной жизнью. Нежелании меняться.
00:47:01 Поэтому, например, в Киото, в Японии, там есть храм тысячи Боддхисатв. Да? И в Киото там стоят прямо скульптуры, огромные ряды, причём у каждого своё лицо. И в храме сказано, что все эти боддхисатвы готовы полностью принести себя в жертву, стать там Христами, Могометами, мучениками только для того, чтобы указать путь в высший мир заблудшим живым существам. Да? Принцип милости, сострадания, а не справедливости - это принцип, который связывает духовный и материальный миры. Поэтому разные традиции глубокие, они говорят, что без связи с Абсолютом, без духовности, подлинное освобождение от кармы или, тем более вхождение в высший план бытия, невозможно. И это является общей идеей всех духовных традиций.
00:47:50 И так как у нас сейчас период глобализации, разные традиции обсуждают идеи друг друга, то также то, что стало актуальным говорить, это как надо понимать реинкарнацию и как не надо понимать реинкорнацию. Как не надо понимать реинкарнацию, я вам сейчас объясню. "Я же верил христианам, я ж не грешил, не возжелал ни жены соседа, ни козы его, не пил, не курил, но тут мне пришли кришнаиты и сказали: «Ты что, сынок, боишься вечных мук? Все у тебя то жизни впереди. Да ничего такого нет, ты» и я пустился во все смертные. Ой, как меня отпустило, я вообще всего бояться перестал". Вот таким людям лучше о реинкарнации вообще не рассказывать. Нет ее. Все, Иисус сказал, там, "и будет скрежет зубов" и т. д. Вот. А что такое подлинное понимание реинкарнации? Очень интересно. Оказывается, какие-то люди, даже следуя духовным практикам, осознают, что просто соблюдение заповедей - это всего лишь, ну какие-то в большинстве своем морально-этические принципы. Это не финиш - это старт. То есть я не грешил, никого не убил и не обокрал. Ну вот потрясающе если вы никого не убили. [смеется с залом]. С вами приятно общаться просто напросто. Вот.
00:49:06 Поэтому подлинная духовность, она заключается в том, что лишь соблюдением заповедей нельзя войти в высший мир. Требуется подлинная трансформация, требуется подвижничество. Именно это подвижничество, когда человек не просто тратит, ну, знаете как понимание духовности в современном мире, очень просто. Называется Божественная страховка. Объясняю. У кого застрахована машина? Поднимите руки. Машина, вот, застрахована машина. Дальше, ещё может быть застраховано здоровье, квартира. Но когда я склею ласты, вот, а больше ста пятидесяти никто не протянет, я хочу также чуть-чуть инвестировать в то, чтобы там все было хорошо. Поэтому я готов не убить соседа, не украсть, много ничего у него не украсть, если украл, то покаяться [смех в зале]. И потом ему заплатить там в церкви, чтоб как положено все было. И соответственно, у меня должна быть Божественная страховка. Поэтому я готов по воскресеньям там, всем кому надо свечи там, речи, речи. Вот. И это обладает ценностью.
00:50:09 Но надо понять, что если вы реально думаете, что вы реально войдете в таком состоянии в высшее измерение бытия, где есть только чистая любовь, только абсолютная преданность. Нет. Этот путь занимает множество жизней. И этот уровень святость. Или есть такое модное слово "махатма". Знаете, со времен Блаватской, "махатма". Однако, само слово махатма, маха-атма - великая душа. Она есть в Бхагават Гите. И Гита говорит, что bahūnāṁ janmanām ante /jñānavān māṁ prapadyate, те, кто действительно познал Бога, святые, их на земле единицы vāsudevaḥ sarvam iti /sa mahātmā su-durlabhaḥ (Bg 7.19). Этих великих душ единицы. Поэтому в Индии у одного гуру могут быть там сотни тысяч учеников. Точно так же как в физике Эйнштейн, он не живёт в каждом городе и не возглавляет каждую кафедру. Тем более в духовной сфере это не может быть массовым явлением.
00:50:57 Поэтому подлинное понятие реинкарнации заключается в том, что вот есть человек. Вот, понятно, например, ну вот Гитлер, Чекатилло, плохие были люди. Ну допустим их в вечные муки. Хорошо, вот Саровский, Радонежский. Ну хорошо. Их в царство Божие. Тоже были хорошие люди. Что делать с простой советской пенсионеркой, которую Бог никогда в жизни вообще не парил ни в какой форме. Сама выкинула пару библий, чтоб НКВД не забрало. Но она, допустим, помогала детям, жертвовала семье, здоровье положила на покупку шифоньера для потомков и т. д. Вот. Ну куда её ссылать и на каких основаниях?Поэтому люди, которые чувствуют, что есть более глубокое понимание пути души. Они понимают важную вещь, что соблюдение заповедей не финиш, а старт. Что в этой жизни, чтобы прогрессировать, мало просто не грешить, а важно в духовной практике дойти до неких пределов, до самого максимума. Чтобы в следующей жизни начать с этой точки. "Гита" говорит, что все материальные достижения, они подобны сну. Потому что все материальные достижения вместе со смертью физического тела останутся с ней. Но только связь с вечными ценностями, внутренняя трансформация - это то, что путешествует с нами из жизни в жизнь.
00:52:14 Вот. Поэтому если мы также говорим об идее отличия человека от животного, то ведические писания также объясняют потрясающую концепцию. Они говорят: dharmena hina pasubhih samanah (Hitopadesa). Существует четыре принципа животной жизни. Это сон, еда, оборона, продолжение рода. Это принципы животной жизни. Но только способность осознать существование Абсолюта высшими и осознано стремиться туда, осознано развивать свои отношения с Ним - это уникальное свойство человека. Разум есть у собак. Ради самки-лебедя жертвует собой самец-лебедь. Поэтому писания говорят, что человеческое тело дается душе как уникальный инструмент самоосознания.
00:53:01 И если Вы не реализуете это его уникальное свойство, Вы подобны самоубийце. Зачем вам человеческое тело? У кроликов гораздо более яркая личная жизнь. То, для чего вам нужна виагра, у них естественно гораздо чаще. Мухи свободно путешествуют. Поэтому Диоген, один их античных мудрецов, он ходил по рынку и говорил, со свечой днем он говорил: «Ищу человека». Ему говорили: «А что, мы вас не устраиваем?» [смеется]. Но он понимал, что человек - это нечто более глубокое существо, которое там ест из золотой посуды, совокупляется при свечах. Он понимал, что человек - это какое-то глубокое существо, которое осознало свою связь с высшим миром. Поэтому вот подлинное понимание реинкарнации заключается в том, что мы должны не просто чуть-чуть принять какие-то духовные пути, а измениться до максимально доступной для нас степени. И пока этого не произойдет, мы будем балансировать, но мы нуждаемся в более глубоком восприятии реальности.
00:53:59 Поэтому одна из знаменитых ведических мантр звучит так: «srinvantu visve amritasya putrah (Svetasvara-upanisad, 2.5)». "Проснитесь дети бессмертия, возвращайтесь домой". А другая ведическая мантра, она есть кстати в фильме «Матрица», третьей. Она звучит так: , обращенная к духовному учителю: asato ma sat gamaya / tamaso ma jotir gamaya / mrityor ma amrita gamaya (Brihad-aranyaka Upanisad, 1.3.28). Она обращена к духовному учителю и она говорит: «Веди меня из небытия к бытию, из иллюзии в Реальность, от смерти к бессмертию». Благодарю за внимание. Вы очень героические люди, ведь мы начинали аж с Платона. Вот. Поэтому надеюсь вы получили какую-то интересную информацию или пищу для размышлений. И сейчас у нас есть время ответить на какие-то вопросы, а потом планировалось психореанимирующее чаепитие. Благодарю за внимание. [смеется].
[Ведущая] Потрясающе. Спасибо. [аплодисменты].
00:54:53 [Ведущая] Так что мы будем задавать вопросы здесь, в этой части мы ещё пообщаемся.
[Зюзько С. В.] Это как у Вишневского, "наш рот всегда открыт для диалога". Но только не на санскрите, желательно. Древнегреческий тоже не знаю.
[Из зала] А почему в Индии много ашрамов?
[Зюзько С. В.] Потому что очень большое многообразие потребностей человека в целом, даже большая часть Вед, она говорит о материальном мире. Только незначительная часть Вед, она говорит о духовном мире, а ещё меньше вообще о Боге. Потому что это никого особо не интересует в этом мире. Мы находимся в том мире, где люди пришли, чтоб об этом всем [смеется] только меньшинство. Поэтому разные ашрамы - это разные, они отражают разные степени потребности людей в истине. А потребность эта маленькая. Большая часть людей хочет либо испытать спец эффекты, немножко оздоровиться, у кого-то есть ровно две недели, чтобы слиться с Абсолютом. И в зависимости от того, насколько люди хотят быть обманутыми, узнать истину, разные ашрамы, они преобладают. Где-то чудеса показывают в ашрамах.
00:56:02 [Из зала] Как вы понимаете вот историю, оцениваете вот о развитии индийской философии с тех пор как мы её знаем будь-то Буддизма, либо позднего Буддизма.
[Зюзько С. В.] Ну не всегда самая древняя идея является самой глубокой, да? Мы говорим: «Древние знания». Ну это знаете, как вам сказать, "древние знания Вед". Однако в действительности объясняется, что более новая идея может быть более глубокой. Идея Ветхого завета какая? Око за око, зуб за зуб. [смех в зале]. А идея собственно Нового завета - "возлюби врага своего". Вот. Поэтому в принципе, мы говорим, что надо смотреть не время развития конкретной идеи, а если все начиналось с того, что мудрецы, они уходили в пещеры, совершали йога-асаны для того, чтобы душу, всех душ в каждом живом существе, закончились тем, что люди собираются, делают васаны для того, чтобы укрепить свою потенцию. Поэтому мы понимает, что также развитие философии не факт, что было прогрессивно. То есть часто оно идет от внешнего, от внутреннего к внешнему.
00:57:12 В целом наша эпоха описывается как эпоха деградации, когда людей в большей степени интересуют внешние формы. И у меня есть подозрения, что там Вайшешека, Канада, Джанини - это в принципе, ну материализм, кармический материализм. Да? Например, какой? Что нам по карме все должно и так приходить. Зачем этот Бог? Мы ехали на такси, там. Мой знакомый спрашивает таксиста, говорит: «Как вы думаете, а какую степень влияния Господь имеет в вашей судьбе». Он говорит: «А на 20% с лишним». [смеется с залом]. Даже вот ни секунды не раздумывал, все уже как бы измерено. Что, дорогие друзья, я чувствую, что если мы начнем говорить чем отличается Канада-Риши от Гаутама-Риши и санкхья классическая от санкхьи материалистической.
00:58:04 [Из зала] Никто больше кроме вас об этом не понимает, а вот более...
[Зюзько С. В.] А вы думаете, я понимаю? [смех в зале]. Нет. Это вы, Боже мой. Я не разбираюсь. Сам.
[Из зала] Ну вот вы мне, скажу по-другому, роль Будды и других вот.
[Зюзько С. В.] А роль Будды? А вот это уже интересно. Просто Веды говорят, что существует три плана бытия. Вот мир эксплуатации. Мы о нём говорили. Да? В принципе он подобен концлагерю. Даже те самые божества - Деваты, да, обитатели других измерений, они подобны заключенным, ну то есть "и боги смертны". Да? Заключенные более высоких уровней. Поэтому весь материальный мир, он сравнивается с концлагерем. Но в нём есть разные зоны. И говоря о природе этого мира, мы говорим: «Если бы этот мир был создан для страданий, то страданий в нём могло быть гораздо больше».
00:59:00 Вот, например, в Краснодаре выставка напротив, рядом с выставкой самураев наших. А выставка типа орудия средневековых пыток. Но мы понимаем, что если в каждой квартире установить такой вот массажный кабинет, то страданием в этом мире можно было затопить. Да? То есть вроде не для страданий, наверное для счастья. Да? "Человек создан для счастья, как птица для полета". Но понимаете крылышки бывают у разного разные. Следовательно, вроде тоже в дефиците, да, "пряников сладких всегда не хватает на всех". Поэтому Веды говорят: «Вот этот мир, в котором мы живем - это идеальный полигон для развития духовных, для того, чтобы понять, что здесь это мир двойственности. Хорошее соединяется с плохим, внутреннее не соответствует внешнему». Да? Но допустим в духовном мире внешняя красота - проявление внутренней. А у нас же по-другому сейчас. Ну, даже посмотрите на великих философов или гуманистов. Их лица не всегда отражают красоту их духовного мира. И наоборот, 90х90х90, но эгоист. Вот. Поэтому этот мир, он для того, чтобы осознать, что он не может быть нашей подлинной родиной. Игра для того, чтобы понять, что из игры надо выйти. Вот. И это мир эксплуатации.
01:00:10 Кто-то может сказать: «Ой, я осознала, что этот мир - это большой концлагерь». Есть такой рассказ «Один день Ивана Денисовича» Солженицына, классика. Читали, да? Литераторы говорят: «Если вы хотите показать несчастье человека, покажите его счастье». И счастье Ивана Денисовича в том: не побили сапогами, в супе были рыбьи глаза, они очень калорийные и вкусные. И поэтому когда ты живешь в концлагере, что для тебя высшее счастье - сон. Вот ты валил лес, уже нормы выполняешь, уже руки болят, ноги отморожены. И тут сон, тепло, уха, анабиоз. Сон в концлагере - высшее состояние. Поэтому также Веды говорят: «Есть мир отречение от мира, куда стремятся Джйны и последователи Будды. Эта зона описала также Шанкарой как Брахман и описана как пограничная зона между духовным и материальным мирами. Да?
01:01:01 Для концлагерника. Ну, афоризм Буддизма какой? "Жизнь есть страдание". Если у тебя нет желаний, то нет и страданий. Поэтому отказ от желаний, следовательно, нет кармы, поступков, нет страданий. Но ведические тексты, они говорят ещё глубже. А если этого концлагерника из концлагеря выпустить? Оказывается, есть хобби. У меня есть друзья, есть отношения, есть мир, где труд, он не отбирает энергию, а дает энергию. Да? Поэтому в таком случае, этот человек он может будет стремиться спать как можно меньше. Поэтому вот ведические тексты, они говорят о доктрине имперсоналистов, что всё это ничего, связи с пустотой, как и философия концлагеря. Но есть духовный мир, есть отношения с Абсолютом и наше высшее счастье - счастье отношений.
01:01:47 Человека садят на необитаемый остров, он заводит попугая, начинает с ним разговаривать. Или если вы смотрели фильм «Изгой» с Томом Хэнксом, он там разговаривает с мячиком. Ты мой новый друг, давай будем разговаривать. То есть отношения, обмен чувствами. Мы построены на обмене чувств. И это реализуется в мире служения, духовном мире. Где каждый подобен клетке.
[Из зала] А вы не имеете в виду сублимации, флигеля того же самого?
[Зюзько С. В.] А придется поверить. Лирика, вожделение в этой теме любви. В этом мире прав Фрейд любовь. Но все глубокие люди, они понимали, что, вы меня спровоцировали, вот я теперь буду вынужден отомстить людям, понимаете? Потому что я ещё раз одну концепцию должен буду рассказать. Любовь этого мира. У Платона есть идея анамнезиса, припоминания. Обычно мы как? Мы видим красоту этого мира - красивая красота, видим красоту девушки - красивая девушка. А Платон говорил: «Видя красоту этого мира, вы можете задуматься: какова же красота мира высшего? Видя счастье отношений здесь, вы должны задуматься какова же красота отношений там? Ведь это только тень». Вот.
01:02:56 Подобным же образом, когда мы заговариваем о любви в этом мире. В этом мире любовь - это в принципе эгоизм и вожделение. Ну в разной степени мы любим друг друга, но на западе есть брачный контракт. Хотя когда мы сейчас любим друг друга мы уже все решили как все разделится, если это кончится. Вот. Но философ Владимир Соловьев, он написал потрясающую работу, которая называется «Смысл любви». Если переводить её на русский и сделать некую выжимку, он говорит, что оказывается любовь мужчины и женщины, которая является, ну, некой высшей формой любви в этом мире во многом. Вот. Ну наиболее глубокой резонирующей с нами. Она является указанием, прообразом отношений Бога и души. Да? Подобным же образом Шихар Махарадж, он сказал: «Единственная ценность этого мира как отражения в том, что находясь в нем, ну как в мутном зеркале, мы можем представить что-то о высшем измерении бытия». Ну вот такова идея. Ну что друзья, я чувствую, что мы опять уходим в пугающую бездну метафизики. Помните как Ницше: «Если вы подолгу вглядываетесь в бездну, бездна начинает вглядываться в вас». Благодарю за внимание. Пошли пить чай.