Сделка с миром смерти никогда не удовлетворит нас
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:02 Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж. Домашний уют. Введение в Мир внутренней полноты. Часть вторая.
Домашний уют
00:00:38 Наш дом исполнен свободы, уюта — всего. Это место, где вера, любовь, нежность существуют естественно и спонтанно. Это непостижимо. Упанишады говорят: «Не смейте даже пытаться постичь своим рассудком сферу, лежащую за пределами мысли. Тот мир воистину выше пределов вашего разумения. Там действуют иные законы.
00:01:05 В этом мире ваши математические вычисления и выводы имеют дело с точками, плоскостями и телами. Вы окружены грубой материей, с которой вступаете в определённые ограниченные отношения, до некоторой степени абстрактные. Но как вы можете делать выводы о гораздо более высоком, не имея об этом никакого знания? Уклад жизни и законы той страны всецело неведомы вам. Поэтому не пытайтесь судить об этом, тот мир полностью иной природы». (Звучит музыка).
00:01:48 Если ваше понимание ограничено законами воды, то как вы можете рассуждать о воздухе? Точно так же, — если вы знакомы только с законами воздуха, как можете вы делать выводы относительно эфира? Поэтому не торопитесь тащить в свою экспериментальную лабораторию предметы, находящиеся вне способностей вашего разумения, поскольку это глупо.
00:02:13 Хотя явления более высокого порядка действительно существуют, обычный человек не имеет знания о них. Конечно, каждый обладает некоторым опытом и ученостью, соответственно уровню своего развития. Мы не должны на их основе судить о том, что выше нашего восприятия. Лишь те, кто обладает реальным опытом того мира, могут помочь нам сделать сравнение. Некто, владеющий знанием об эфире, пишет соответственно своему уровню, другой, имеющий квалификацию и опыт, представляет эфир в несколько другом свете. Таким образом, благодаря их исследованиям и реальному знакомству с предметом, мы в состоянии что-то понять.
00:03:02 Мы можем также сравнить данные различных исследователей, работающих с телескопами. Ученый, ведущий наблюдения на своем телескопе определённого типа, имеет один опыт; другой, с конкретным телескопом другого типа, — другой опыт; оба получают многочисленные результаты, с которыми они нас могут ознакомить. Благодаря полученной информации, основанной на реальной работе ученых с приборами, и экспериментах, можно сделать вывод: телескопы различаются по мощности и специфике. Таким образом, у нас есть возможность и без телескопа сравнить то, что недосягаемо для наших чувств, но открыто с помощью этих приборов.
00:03:50 Явления высшего порядка, открывающиеся посредством внутреннего «телескопа», или «телескопа духа», рассматриваются в Священных Писаниях. Святые имеют знание обо всем этом, и мы должны прибегнуть к их помощи, для того чтобы получить доступ в ту страну. Сейчас наше состояние не позволяет иметь непосредственный опыт высшей реальности, но, получив от святых и Писаний такой «телескоп», мы сможем воспринять то, о чем они говорят.
00:04:25 све свехадхикаре йа ништха сагунах парикиртитах
«Понимание своего уровня достойно похвалы».
ачинтйах кхалу йе бхава
на тамс таркена йоджайет
00:04:40 Не позволяйте процессу спора завладеть вами. Логическая аргументация — не самое важное; это не то, к чему следует обращаться для подтверждения каждого вопроса веры. Духовное царство есть ачинтиа, непостижимое, но мы можем стараться понять его соответственно нашим способностям, вере и уровню самоосознания. Самое главное и общее для всех — это то, что сладость сладостна, истина есть истина, вне зависимости от нашего мнения. Но нам нельзя брать стандарты этого мира и применять их к высшей реальности.
00:05:30 Человек, лишённый зрения, естественно, обратится за помощью к зрячему. Поскольку мы не способны видеть себя изнутри, мы можем обратиться к врачу. Он обладает возможностью смотреть гораздо глубже нас и благодаря этому врач ставит диагноз и назначает лечение. Естественно, мы будем испытывать к нему уважение и чувство благодарности.
00:05:55 Гуру — это врач высшей квалификации, и мы поймем его уровень тогда, когда сможем увидеть ту подлинную реальность, о которой он говорит. Как скоро мы обретем способность делать это, зависит от степени раскрытия зрения. Если слепой лечится у умелого врача, он постепенно обретёт непосредственное восприятие. «Да, я начинаю что-то видеть. Теперь у меня есть некоторый зрительный опыт». С этого времени он не будет обращать никакого внимания на измышления других слепцов, потому что сможет видеть всё сам. Применение лекарства дало реальный результат.
00:06:43 Научное понимание похоже на этот случай. Когда Фарадей открыл электричество, многие смеялись над ним: «Что это такое? Это просто чудачество! Какую пользу может принести это электричество?» Я как-то читал о публичных опытах, проводимых Фарадеем для демонстрации эффекта своего открытия. Он вырабатывал электричество с помощью машины, а затем показывал, как ток двигает маленькие кусочки бумаги. Многим было забавно смотреть на это, а одна дама сказала: «Всё-таки, Фарадей, какую практическую пользу мы сможем получить от этой вашей дорогой игрушки?»
00:07:27 Фарадей ответил: «Мадам, будьте любезны, скажите мне, какая польза от новорожденного младенца?» Когда ребенок рождается, ему нужна ваша забота, но со временем, он сам сможет принести пользу. Подобным же образом некоторые считают, что осознание Бога — просто блажь, мода или что-то вроде игры — то, что не может пригодиться и практически использоваться. Когда Богосознание целиком захватит человека, он поймёт, что деятельность в корыстных интересах, какой бы важной она ни казалась внешне, не имеет ценности. Почему? Потому что в нас присутствует жажда жизни, и никто не хочет умирать.
Сделка с миром смерти никогда не удовлетворит нас
00:08:17 Жизнь — вот главный и необходимый принцип, объединяющий всех без исключения. Никто не может отрицать своего желания жизни. Но не просто существования, а присутствия счастья, достоинства и сознания хочется всем. Более того, мы были бы рады избежать всех печалей, страданий и так далее.
00:08:44 Когда сознание Бога открывается в человеке, у него возникает понимание: «Почему в этом материальном мире всякий гоняется за недостижимым? Каждый хочет счастья, но все носятся за воображаемым, за какими-то фантасмагориями». Материальное никогда не может быть источником счастья. Наша сделка с миром смерти не способна удовлетворить нас; она вызовет лишь потерю наших сил. В то время, как прибавляется с одной стороны, убывает с другой.
00:09:25 Знающий эту мудрость не должен ни принимать, ни терпеть такой принцип жизни. Способный видеть иную сферу бытия, он должен осознавать, что царство смерти подобно площадке для игр; но он не участник в этих представлениях. Мудрец ощущает: «Я бессмертен. Я часть мира вечности, хотя сейчас нахожусь в этом аспекте существования. Следовательно, как только я смогу избавиться от привязанности к внешнему миру, я обрету своё естественное состояние». Ему откроется природа духа, жителя другой земли, запутавшегося в этом смертном, полном страданий мире. Здесь всё исполнено печали. Но сознание есть тот инструмент, который позволит двигаться к бессмертию.
00:10:30 Когда положительные доказательства из высшего мира предстанут перед нами, мы почувствуем уверенность: «Я могу видеть и слышать это, и сей опыт более реален, чем мир вокруг меня. Даже моё несовершенное восприятие той сферы, гораздо реальнее, чем всё, что окружает меня здесь».
00:10:55 Непосредственное восприятие души, Бога, и Его обители возможно. Это материальный мир нельзя познать без помощи органов чувств: сначала глаза, уши и прочие органы чувств собирают информацию, а затем результат их работы отправляется к уму, не давая нам никакого шанса самим судить о полученном. Но когда духовная природа раскрывается, нам не нужны подобные инструменты.
00:11:27 Одно и то же явление по-разному видится через микроскоп и невооружённым глазом. Органы чувств помогают нам получить некоторую информацию об этом мире, но в делах духовных они бесполезны. Осознать свою внутреннюю суть мы способны непосредственно, без того или иного инструмента: «О, вот какова природа души!»
00:11:52 Дух может видеть себя, он может сосредоточиться на себе, и через погружение внутрь себя он осознает свою истинную природу. Все возможные сведения о себе дух воспринимает непосредственно, путём погружения внутрь себя. В такой момент он начинает понимать, что его родиной является высший мир. На этой ступени душа совершает ещё одно открытие: «Я бессмертна! Я не умираю!».
00:12:25 Материальная сфера есть область искажений и заблуждений, но в царстве Бога ошибкам нет места. Как только мы получим доступ туда, наши представления, пока неполные, станут ясными и истинными. Любой, кто хоть раз пережил такой опыт, больше не сможет стоять на месте и преисполнится решимости идти вперед.
00:12:48 Сократ понимал, что дух бессмертен. Благодаря этому знанию, он не придавал никакого значения собственной жизни в материальном мире. Он просто порвал с ним, потому что верил в бессмертие души. Вера Христа в своего Господа была так сильна, что он без всякого сожаления отверг все наслаждения и радости мира эксплуатации.
00:13:12 Око знания видит многое, что недоступно обычному зрению. Этот глаз способен наблюдать множество вещей, невидимых глазу как органу чувств. Подобным образом, существует глубокое видение, посредством которого мы сможем познать явления в ином, более обнадёживающем свете: «Приди и смотри!» Глаз, покрытый катарактой, не способен видеть. Но удаление её позволит восстановить зрение. Невежество подобно катаракте, — оно делает нас слепыми. Обычное зрение улавливает чисто внешние объекты, но с помощью более глубокого зрения можно объять многое.
00:14:00 Оком знания можно реально видеть многое — всё глубже и глубже. Внешнее зрение здесь не столь важно. Подлинной ценностью обладает провидец, способный взглянуть более глубоко. Среди них существует градация: есть мудрый, более мудрый, ещё более мудрый... Каждый видит соответственно своей способности.
00:14:30 Чем мы, являясь частью этого смертного мира, связаны с ним? Мост — это тело, созданное из материальных элементов. Перестав отождествлять себя с телом, мы придем к уму, затем различим разум, а последним будет дух. Мы сделаем открытие, что в сфере, где обитают все души, нет смерти, и, следовательно, там никто не умирает. Оттуда мы можем отправиться на поиски Сверхдуши, источника всех наших мыслей. Она сравнивается с солнцем, которое является источником лучей света.
Домой, обратно к Богу
00:15:10 Найдя луч, мы сможем прийти к солнцу, от которого исходят все лучи. Подобно этому, от понимания собственного «я» как частицы сознания, мы сможем перейти к открытию мира Сверхсознания, Сверхзнания и Сверхбытия. Таков путь продвижения к конечной причине, источнику всего сущего. Нам необходима помощь того мира, ибо нельзя идти, находясь во власти собственных прихотей и желаний. Такая поддержка приходит в форме Гуру, Вайшнавов и других посланцев той земли. Лишь с их помощью мы будем по-настоящему продвигаться к цели.
00:15:54 Наше нынешнее существование подразумевает желание господства над всем, что нас окружает; однако эти цели преходящи, связаны со смертью и предполагают противодействие. Если мы внимательно посмотрим вокруг себя, то увидим, что мир исполнен противодействия. Приносящее наслаждение оборачивается болью. Следовательно, нам нужно искать место, где нет страданий, чтобы построить наш дом там. В ходе этого поиска мы откроем, что у нас воистину есть свой дом, и он всесовершенен.
00:16:30 «Домой. Обратно к Богу, обратно в свою обитель — сладостный, чудесный дом». Если, по милости божьих посланников той страны, мы сможем принять даже небольшое участие в жизни духовного мира, мы услышим эти слова в своём сердце. Нас примут в это истинное царство, и к нам придёт верное понимание того, что есть наш подлинный дом. Таков будет наш путь туда.
00:17:10 Вначале мы можем думать, что отправляемся в какую-то неизвестную страну: «В окружающем меня мире я вижу бесчисленные живые создания, но там, куда лежит моя дорога, всё неясно. Всё кажется нереальным и абстрактным». Но постепенно, по мере продвижения, мы обнаруживаем, что настоящее существование находится в той области — мире, где живёт истина. Нам откроется убогость и ограниченность материальной сферы, содержащей лишь крошечный отблеск истины.
00:17:45 Находясь здесь, мы можем думать, что большая часть существ присутствует тут, и только очень немногие, особые души, такие как Сократ, Будда, Магомет и другие, уходят отсюда в мир бессмертия. Но постепенно, к нам придёт понимание того, что высшая обитель несоизмеримо больше материального мира. Мы узнаем, что, подобно тому, как лишь небольшая часть населения государства страдает в больницах или в тюрьмах, так и лишь немногие души отбывают наказание в данном мире.
00:18:18 Чем яснее это станет для нас, тем более решительно и быстро мы будем двигаться по направлению к нашему дому. Вперёд, домой! И чем ближе мы будем к нему, тем быстрее станем идти: «О! Вот моя родина!». Сейчас мы на чужбине, и наш ум переполнен посторонними вещами. Мы беспомощно кидаемся из стороны в сторону.
00:18:40 Единственная надежда — милость посланников Бога. Они приходят забрать нас с собой, говоря: «Что ты делаешь! Не ходи по этим краям! Это страна опасностей и смерти. Иди со мной. Я покажу тебе край вечного нектара». Посланники пробуждают нас ото сна невежественного безумия. Это и есть Ваишнавы, дарующие всем Писания о запредельном мире и святых, ушедших туда. Благодаря шастрам вера наша будет расти, и мы всё больше и больше будем поддерживать общение с садху.
00:19:30 Таким образом, наше продвижение заметно ускорится. Критерием подлинного прогресса являются собственные ощущения. Хридайена бхйануджнато — он получит подтверждение из своего сердца. В ином случае пустые разговоры могут увлечь человека в другую сторону, что в конечном счете приведёт к разочарованию. Такие отношения — это ложь и обман. Под именем религии совершается много вещей, подобных торговле, но это не означает, что истинное осознание и истинное освобождение не существуют.
00:20:10 Хридайена бхйануджнато — главной гарантией является одобрение собственного сердца: «Да, это действительно то, что я хочу. Узнав, что такой путь возможен, моё сердце хочет танцевать от радости».