Вайшнавский этикет - Санкт-Петербург 1998. Лекция 3

Санкт-Петербург - 01 January 1998
семинар для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 01:28:49 | качество: mp3 64kB/s 40 Mb | прослушано: 420 | скачано: 434 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Александр Хакимов] Духовного брата в Боге духовного учителя, то мы оказываем почтение как своему духовному учителю именно. Тут мы не должны думать на каком он уровне, насколько он ниже гуру и так далее, не нужно думать об этом. Не нужно принижать значение. Нужно всё устроить так, чтобы он максимально был во всём удовлетворён в нашем обществе, максимально удовлетворён. Например, на эту одну Вьясасану, где сразу личные духовные учителя? Вот так вот. Мы их одинаково принимаем в этом смысле мы их одинаково принимаем. Но если мы видим, а, что присутствует сразу несколько духовных учителей, то вот здесь нужно почтение оказывать в соответствии с их уровнем. Для кого? Они между собой могут быть старше или младше понимаете да? И вот тот, кто более продвинут, более старший из них, мы должны оказывать почтение прежде всего, оказывать почтение прежде всего.

00:01:02 Если преданный не различает вот этих уровней, он должен одинаково относиться к ним, если различает, он должен по разному немножко выражать почтение. Наоборот, оскорбление совершается тогда, когда мы различаем уровни, но не действуем согласно этому. Представьте, вы видите, что вот вайшнав более продвинутый, это братья в Боге, но между ними есть разница и вы видите эту разницу, что вот есть вайшнав более продвинутый, а другой, он более подчинён. Это их естественные взаимоотношения уже такие представьте. Это их взаимоотношения, но вы почтение оказываете первому, менее продвинутому. Странно? Это для них же будет странно. Удивится этот менее продвинутый, удивится и старший. Они удивятся и подумают, что может быть мы не очень невежественные. Это не очень правильно, не очень хорошо. Также, например, если заходят люди, молодой и пожилой, кому мы должны больше внимания? И первому внимание оказать? Пожилому? Это материальный этикет и также духовный этикет, есть более старые в духовном возрасте и более молодые в духовном возрасте. Поэтому больше почтения выказывается старым в духовном возрасте.

00:02:17 Но, если присутствует ваш духовный учитель, то сначала в любом случае, вы духовному учителю оказываете почтение, а потом всем остальным вайшнавам. И парам-гуру оказывается почтения в два раза больше чем своему гуру, в два раза больше говорится, парам-гуру оказывается почтения, чем своему духовному учителю. Таков этикет. Всё духовное знание мы получаем только по милости своего духовного учителя, только через него. Мы не можем получить наставления, духовное знание, независимо от духовного учителя. Например, у нас есть духовный учитель, но мы едем в Индию, думаем: «Там много духовных учителей, там есть много разных сампрадай, я могу ещё получить много наставлений отовсюду, там может быть есть более продвинутые, чем мой духовный учитель, у них может быть какой-то ещё есть опыт…». Да, это оскорбление духовного учителя. Так мы не можем получить духовное знание. Точно так же как в семье, есть ребёнок, есть отец, есть братья у отца, дяди и тёти. Ответственность несёт отец за ребёнка. Понимаете? Наставления могут давать дяди и тёти, но ответственность несёт отец.

00:03:30 И от отца зависит насколько ребёнок сможет принять эти наставления от дяди и тёти. Только от его наставлений. Насколько он согласен с ними. Понимаете да? Это особая связь. Поэтому например, иногда духовный учитель сказать: «Я хочу, чтобы на твой вопрос ответил вот мой брат в Боге, вот тот духовный учитель, можешь спросить его по этому другому вопросу». В этом случае мы получаем наставления от этого духовного учителя и можем принять их. Просто принять. Также как духовный учитель говорит: «Читайте книги Шрилы Прабхупады, получайте наставления оттуда». Мы получаем эти наставления оттуда и мы больше не обращаемся к духовному учителю, не беспокоим его. Мы уже получили это наставление, мы можем читать книги Прабхупады и получать оттуда знания. Но если мы берём какие-то книги, например, с другой сампрадайи вайшнавской, даже книги Бхактисиддханты Сарасвати, например, это наша сампрадайя, но если мы непосредственно обратимся к тем книгам это будет неправильно. Тогда в этом случае, если мы что-то прочитали, какие-то наставления от Бхактисиддханты Сарасвати, непосредственно, тогда мы должны прийти к своему духовному учитель и сказать: «Я прочитал, Бхактисиддханта Сарасвати пишет то-то, то-то и то-то, могу ли я это принять?».

00:04:42 И гуру оценит и скажет да или нет. И тогда мы можем принять или не принять. Тогда это наставление мы получим, не можем получить иначе, вот это наставление без духовного учителя. Но если он уже дал наставление, что можете слушать всех духовных учителей в ИСККОНе, все лекции пожалуйста принимайте, то нам не нужно, нет необходимости говорить: «Какой-то духовный учитель, другой саньяси давал лекцию и говорил то-то, то-то и то-то, прав он или не прав, могу ли я это принять или непринять?». Нет необходимости. Сказано: «Можно слушать всех духовных учителей в ИСККОНе», это нормально, уже есть эти наставления. Уже разрешил, он уже разрешил, уже есть разрешение. Мы уже это делаем, мы уже слушаем лекции духовных учителей. Таковы правила в ИСККОНе. Всех, всех авторитетных духовных учителей мы слушаем и принимаем их наставления.

00:05:43 [Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] По строгим стандартам никто не должен подходить к саньяси ближе чем на расстояние данды. Никто, ни ученики, ни не ученики.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] По идее тоже нельзя. Если мы рассматриваем братьев в Боге духовного учителя, как самого духовного учителя, то отношение будет похожим, похожим, хотя в ИСККОНе я не слышал, чтобы кто-то следовал строго этим правилам.
[Аудитория] А как поклоны? Поклоны вообще делаются духовному учителю?
[Александр Хакимов] В наших условиях?
[Аудитория] Да вот наверное, сидим, сидим в соответственности да [неразборчиво] выражается?
[Александр Хакимов] Да, в наших условиях так бывает, это приемлемо в наших условиях.

00:06:59 Про, у нас не было помещения, духовные учителя приезжали и в квартирах проводили программы и туда приходило в двухкомнатную квартиру 120 человек, например. 98-120 человек приходило представьте себе и там спрашивали: «Как? Как правильно вот здесь нам устроить отношения между матаджи и брахмачарьями?». И невозможно было конечно принять какие-то наставления, стандарты, они просто улыбались духовные учителя и говорили, что «Брахмачари бы сюда не вошёл бы даже в эту квартиру и не пытался бы устанавливать взаимоотношения с матаджи в этих условиях». Но раз такие условия, мы ради проповеди идём на этот риск, компромисс, ради проповеди, ради процесса шравана, киртана. Духовные учителя принимали это. Также если туда войдёт двести человек, понятно что мы не сможем быть на расстоянии данды от духовного учителя или не наступить на тень. Не сможем, мы наступим на тень и ближе, и будем касаться, и иногда даже толкнём его.

00:08:01 И даже Говинда Махарадж ударили по голове в киртане. Каково? Это ИСККОН. [все смеются]. Но если вы посмотрите другие сампрадайи, то там ученики, в Гаудия-мадх, например, они не могут подойти ближе чем на расстояние данды к саньяси, они так воспитаны. Но мы воспитаны в ИСККОНе. Пятое – саньяси оказывают почтение как гуру. Саньяси оказывают почтение как гуру. То есть также кланяются и можно кланяться саньяси, нужно кланяться саньяси. Шестое – в обществе вайшнавов все стремятся к смирению. Чем больше продвигается преданный, тем более он становится смиренным. Нужно следить за тем, чтобы это не было искусственным. Например, сахаджийи, они иногда показывают себя очень смиренными внешне, но как только возникает нехватка удовлетворения чувств, то немедленно они вскакивают и становятся в позу змеи. Но смирение вайшнава настолько искренно.

00:09:21 Он предаётся Господу Кришне и его преданному. Это смирение вайшнава – он предаётся. Это не значит, что он смиренен ко всем. Когда оскорбляют преданных Кришны, то тогда вайшнав становится подобно молнии, но когда его отчитывают старшие, он становится смиренным как травинка. Угу, это шестой пункт, обсудим. Важный момент духовной жизни. Это центр обсуждения вайшнавского этикета – смирение. Всё строится только на смирении в вайшнавском этикете, ключ к вайшнавскому поведению. Чем больше продвигается преданный, тем более он становится смиренным. И нужно следить за тем, чтобы это не было искусственным. Обсуждаем.
[Аудитория] [Ну когда цепляют преданного, вайшнава, допустим вайшнав гневается [неразборчиво] ну на них естественным образом гневается вайшнав, хотя они даже преданных оскорбляют…]
[Александр Хакимов] Люди не платят деньги в магазине?
[Аудитория] Да.
[Александр Хакимов] Почему?
[Аудитория] Если никто не оплачивает наши поставки … [неразборчиво]
[Александр Хакимов] Ага, здесь понятно, ага магазин нам не оплачивают, угу. И приходится гневаться? Это помогает? [хихикают в зале]. Тогда можно гневаться. [все смеются].

00:11:02 Поскольку мы здесь имеем дело с не преданными и нам нужно выполнить свои обязанности, свой долг. У нас есть ответственность. Мы не можем просто из такого ложного смирения упускать этот момент. Мошенники будут пользоваться тогда нашим смирением. Если мы имеем дело с хитрым обманщиком, не время проявлять простоту или смирение. Мы должны стать кшатриями в этот момент. То есть преданный вайшнав может так делать. Как бы в одном лице могут сочетаться разные качества. Было бы непрактично, если мы были все смиренными вайшнавами, по каждому поводу вызывали бы кшатриев. Это было бы непрактично в нашей ситуации. Тогда как варнашрама-дхарма она такова именно, что вайшнав сам сражаться не будет, если он видит несправедливость, он позовёт кшатрия, тот рассудит с помощью силы и разума. Но нам приходится сочетать эти вещи ради исполнения обязанностей.

00:12:03 [Аудитория] [Неразборчиво] Смирение оно бывает врождённое или нарабатывается?
[Александр Хакимов] Врождённое смирение не бывает. Есть врождённая психика. Психика спокойного человека часто оценивается как смирение. Это не совсем так. Смирение – это чисто духовное знание, это качество знания, без знания невозможно обладать смирением. Поэтому здесь говорится: нужно следить, чтобы это не было искусственным, как сахаджийи, они выглядят смиренными очень, если с ними поговорить они даже более смиренны чем преданные сахаджийи. Преданный он просто будет злиться, когда будет разговаривать с сахаджийами, а сахаджий будет всегда спокойствие сохранять. Преданный будет выглядеть более не смиренным. Сахаджийи они оскорбительны, поэтому преданный будет злиться, будет гневаться. Но если только у них возникает нехватка чувств, удовлетворения чувств, тут написано, они становятся в позу змеи. Вот так проявляется истинное смирение, когда у нас нехватка удовлетворения чувств возникает.

00:13:18 [Аудитория] Ну смирение же это не просто внешнее поведение? Это готовность действовать для удовлетворения Кришны.
[Александр Хакимов] Угу. Угу.
[Аудитория] Речь шла о том, что просто поведение внешнее, то есть смирение спокойной ноты, не обязательно же то есть приятное … [неразборчиво]
[Александр Хакимов] Это ложное смирение. Да, хотя мы хотим, хотим быть всегда приятными для всех, это ложное смирение. Угу.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Не пытайтесь, не пытайтесь вводить вайшнавские стандарты в коммунальной квартире. [все смеются], например, если вы расскажите: «Куда вы смотрите? Энергия Кришны растрачивается впустую» вас не поймут там эти люди.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Терпеть.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Не бойтесь, Кришна вас защитит.

00:15:06 [Сарва дхарма паритйаджа мам экам шаранам враджа хам твам сраху петхйам акшешйам ашучах]. Оставьте все эти обязанности с кранами, с выключателями, там бросьте все эти, просто предайтесь Кришне. Кришна вас защитит.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Да, просто терпите всё это.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Это не интерпретация, это чистая правда. Человек не может видеть хороших качеств других именно по той самой причине, что у нет смирения, это факт. Если вы вдруг обнаруживаете, что преданный вам нравится, вы видите так много хороших качеств и достоинств в них, то знайте – это признак увеличения смирения, увеличивается радость внутри, потому что вы начинаете видеть глазами пчелы. Это и есть смирение. Смирение часто понимают так, что мы должны терпеть, терпеть, контролировать, свои чувства удерживать, это трудная вещь, но смирение – это большая радость, это качество знания, духовного знания, то есть мы видим духовные свойства, духовные качества, это приносит радость когда мы созерцаем духовные качества других преданных.

00:16:40 Но если мы видим недостатки, то это гордыня, это желание быть лучше других. Это гордыня, следствие гордости. Поэтому смирение открывает нам всю красоту духовного мира, духовное разнообразие открывает нам смирение. Это тот самый признак, насколько мы видим хорошие качества других преданных, настолько мы смиренны.
[Аудитория] Качества преданных – это значит чем он занимается в глазах общества? [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Мы не закрываем глаза на плохие качества, но мы не предаём им решающего значения. Мы знаем, что это покрытие, плохие качества – это покрытие. Они не обладают такой же ценностью и важностью, как хорошие качества преданного, поэтому мы выбираем хорошие качества для общения с преданными. Для исправления мы должны выбрать плохие качества, если мы хотим исправить какого-то преданного и уполномочены для этого, тогда мы должны выбрать плохие качества, но не упуская из виду его хорошие качества иначе попытка не удастся, иначе мы обидим человека. Всегда должны видеть хорошие качества. Так же как человек идёт в сад, он берёт спелые вкусные фрукты, зелёные незрелые или ненужные не берёт, это так же, хотя растут разные.

00:18:14 Даже, когда мы общаемся с человеком, мы берём самое лучшее у него и имеем с ним контакт, с этой стороной. Седьмой пункт – старшие вайшнавы…
[Аудитория] Как избавиться от вот этой склонности [неразборчиво], если у нас существует, что я как бы привязываюсь к этому вот ощущению, хорошего отношения и я чувствую, что вот на самом деле я должен был бы вести себя так, что может быть я вызову какое-то удовольствие это было бы правильно и в то же время, я чувствую, что у меня не хватает решимости, я склонен так сказать уходить как бы от этого к другому, и как бы пока снимем курточки, просто там что-то говорить-говорить что-то сладкое-сладкое.
[Александр Хакимов] Это несколько мирской этикет. Этикет вайшнавский таков, что мы не должны соглашаться, когда слышим неправильные вещи. Кто-то может из чувства, чтобы не портить отношения например, да? Сравнить приятные отношения, послушать какие-то вещи, которые не соответствуют истине и соглашаясь с этим, означает, что мы укрепляем человека в его неправильных вещах, мы вредим ему.
[Аудитория] Если он не готов к этому?
[Александр Хакимов] Если не готов принять, мы просто можем сказать: «У меня другое мнение» и перейти на другую тему, очень мягко перейти на другую тему.

00:19:50 Мы не спорим..
[Аудитория] Но тем не менее мы должны сказать, что у нас другое мнение…
[Александр Хакимов] Да, мы должны показать, что у нас другое мнение, иначе он утвердится в неправильных вещах. Это плохая вещь. И что же? Каков результат? Что хотя отношения будут приятными, этот человек никогда не придёт к нам за духовной помощью, рано или поздно, если мы в таком духе будем продолжать общение. Он будет думать: «А он всегда соглашается со мной, он сам не знает там ничего».
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Хорошие поступки не подведут. Да, да, конечно. У?
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Правильно.

00:20:40 Все вайшнавы, проявляя смирение, могут выражать своё почтение младшим, но младшие не должны думать, что они заслужили это почтение. Младший должен чувствовать смущение и молиться Кришне, чтобы это почтение Он принял Себе, Кришна то есть. Иначе это плохо для младшего. Младший вайшнав не должен принимать почтения от старших. Никто вообще не должен хотеть получать почтение, поскольку это опасно. Вот ещё одно качество вайшнава здесь описывается. Не желает принимать почтения в свой адрес ни от кого, не желает. Не означает, что он запрещает это делать. Не запрещается делать, иначе мы не могли бы проявлять отношения друг с другом правильных, если мы запретили всем правильно относиться друг к другу, как бы это прозвучало? Мы просто бы молчали ходили.

00:21:36 Прославлять других – это естественная склонность для преданного. И так касается младших здесь, что иногда старшие оказывают почтение младшим, например, младший преданный сделал какое-то удивительное служение, например, достиг каких-то хороших успехов и так далее и старшие могут выразить своё почтение, уважение. В этом случае младший он не должен думать, что он заслужил это почтение, он должен чувствовать смущение и молиться, чтобы Кришна принял это почтение в Свой адрес. На самом деле иногда духовный учитель кланяется ученикам, такое бывает. Иногда он делает это. Вот тут ученики должны учиться понимать, кому он кланяется, духовный учитель. Он кланяется Сверхдуше в сердце ученика. Это очень важно ученику понять этот момент иначе он падёт. Итак, гуру иногда это может делать, чтобы ученики понимали такие вещи тоже. О, в сердце у каждого есть Сверхдуша, ей можно поклониться. Преданный может быть совершенно новичком, но в сердце Сверхдуша и, видя его преданность, мы понимаем, что Сверхдуша, она удовлетворена этим человеком и мы также испытываем удовлетворение этим человеком и нам хочется оказать ему почтение.

00:22:58 Это естественное смирение вайшнава проявляется. Но в этом случае нужно думать, что мы оказываем почтение Сверхдуше, пусть Сверхдуша примет всё это, я здесь совершенно ни при чём. Тут ясно этот пункт да?
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Если мы хотим выразить почтение?
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Не всегда. Это может быть следствием материальной привязанности. Если же у человека возникает желание оказывать почтение всем, это следствие продвинутости, насколько возникает желание кому-то конкретно выразить почтение, а другим не выражать почтения, то это скорее всего следствие привязанности материальной.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Мы говорим о желании выразить почтение. Желание выразить почтение правильно тогда, когда оно распространяется на всех. На всех, то есть преданный всем готов выразить почтение. Мадхьяма, мадхьям-адхикари также мы готовы выразить почтение всем мадхьям-адхикари и не ожидать почтение в свой адрес. Поэтому это правильно.

00:24:27 Правильно развивается сознание преданного в отношении почтения. Но если у него есть желание выразить кому-то почтение, а кому-то не выразить почтения – это следствие материальной привязанности, к кому-то больше, а к кому-то меньше.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Распространённая ошибка, да, распространённая ошибка, распространённая ошибка. Конечно, естественно, мы больше выражаем почтения старшим преданным, более продвинутым преданным, это естественно так. Но это не означает, что мы можем быть не почтительны к другим при этом. И пока это есть, это не будет истинным выражением почтения. Как кто-то говорил: «Прабхупада, я вас принимаю, но я ИСККОН не принимаю», «Как это? Ты принимаешь меня и ИСККОН, так я и ИСККОН – одно и то же» - Прабхупада говорил. Как же можем принимать продвинутого преданного и не очень принимать не продвинутого преданного, если это всё слуги Кришны? Больше почтения можете выражать, это естественно, больше почтения выражаем более продвинутому, это можно делать, да. Но будьте внимательны, чтобы это не было материальной привязанностью, иначе всё пройдёт таким образом. Когда-то мы его отвергнем за какую-то ошибку и всё кончится.

00:25:51 [Аудитория] То есть мы должны [неразборчиво] да настроение, что мы не должны и саньяси пропустить и не оказать ему почтения, поприветствовать да? Но если вот здесь вот матаджи вот [неразборчиво], опустив глаза не замечать никого, ни брахмачарьи никого, то как мы тогда разовьём вот это почтение, чтобы не обидеть саньяси, а выразить ему почтение?
[Александр Хакимов] Нет, не нужно закрывать глаза полностью. [все смеются]. Держите их немножко приоткрытыми, на кончике носа но немножко приоткрытыми. Так вы не пропустите. Этого саньяси никто не может пропустить в нашем храме. [смеётся], в нашем храме их не пропустят. Восьмой пункт – необходимо всегда помнить, что мы должны стремиться стать смиреннее травы и терпеливее дерева, не желая никакого почтения, но оказывая его другим. Это главный принцип, которому следуют вайшнавы гаудия-сампрадайи. Так мы сможем постоянно воспевать святое имя и оно будет танцевать на нашем языке. Это как бы результат вайшнавского поведения – это смирение, почтение, нежелание почести к себе, таков результат. Почему он принимает поведение такое? Ради такого результата. Святое имя будет танцевать на нашем языке, мы сможем услышать святое имя. Вот она наша цель, вот для чего мы это делаем. Не для удовлетворения собственных чувств, что может они приятными, вежливыми, нет. Святое имя будет танцевать на языке у каждого.

00:27:38 Девятый пункт – нарушение этикета вайшнавов несомненно разрушит духовную жизнь человека. Вайшнавы должны быть очень-очень осторожны по этому поводу. Что мы думаем на этот счёт. Тут написано – несомненно разрушит духовную жизнь человека. Нарушение этикета вайшнавов несомненно разрушит духовную жизнь человека. Вайшнавы должны быть очень-очень осторожны по этому поводу.
[Аудитория] Имеется ввиду – намеренно не нарушать?
[Александр Хакимов] Не осознанное нарушение также разрушает отношения, но намеренное конечно больше.
[Аудитория] Если преданный искренне и случайно нарушает?
[Александр Хакимов] Если преданный искренне, но совершает ошибки, это не так страшно, но он должен учиться. Наша обязанность – учиться.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Громче пожалуйста.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Можно. Имеется во взаимоотношении с преданными были допущены ошибки какие-то, возможны какие-то оскорбления будут допущены, у каждого есть такой опыт у человека у каждого нужно попросить прощения. Причём это нужно сделать искренне.

00:29:03 [Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Угу, да. Десятый пункт – никогда не принимайте чью-либо сторону, если ссорятся старшие вайшнавы. Всегда сохраняйте нейтралитет, так как споры между вайшнавами – это разновидности игр и они вне нашего понимания. Старшие вайшнавы очень скоро прекратят свои ссоры, споры и придут к пониманию, но если младшие принимают чью-то сторону, то их конфликт может продолжаться очень долго и многие могут так закончить свою духовную жизнь. Прабхупада имел разногласия со своими духовными братьями, но ученикам говорил: «Это моё дело, а не ваше». Обсуждаем. Это очень важный момент. Мы видим собственными глазами, как преданность заканчивается, духовная жизнь таким путём.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Однажды мне духовный учитель сказал: «В уме ты можешь думать всё что угодно, но действовать ты должен очень осторожно». Пока мы не контролируем ум, как мы можем сказать такие вещи? Не думать об этом. Невозможно дать такое наставление и выполнить его.

00:30:34 В уме мы можем думать всё что угодно, там могут проноситься разные нехорошие вещи, поскольку ум не контролируемый.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Лучше остановить эту деятельность у нас стараться остановить. Речь – это непроизвольных, от непроизвольной деятельности ума, неконтролируемая деятельность ума. Не означает, что нужно развивать ум в этом направлении, раз это позволяется. Это выразится как-то и в словах и в поступках.
[Аудитория] [Неразборчиво] А если преданного влечёт, и что одна сторона нарушается?
[Александр Хакимов] Хахаха, ага, вот с этого всё и начинается. [все смеются]. Как правило, если речь идёт о более старших преданных, то младшие, они не понимают, что между ними происходит. Они могут видеть только внешние вещи. Скажем, они внешне могут только думать: «Вот этот сказал этому так и то-то, он сказал грубо и неучтиво, вот он и виноват», а другой скажет: «А тот может быть, как бы говорил и пра и учтиво и мягко, но говорил неправильные вещи. Философски необоснованные, вот он не прав». Они могут только это увидеть, но почему это происходит они не знают на самом деле.

00:31:50 Они сначала дойти должны до этого уровня преданных, то они смогут понять, что там происходит и когда они поймут, что там происходит, они никогда не мешаются в это. Вмешиваются те, кто в невежестве. Поэтому это запрещается это делать младшим запрещается это делать. Они не понимают, что происходит. Например, ученики Шридхара Махараджа – это духовный брат в Боге Шрилы Прабхупады. Шрила Прабхупада очень высоко ценил Шридхара Махараджа. Ученикам говорил: «Он более продвинутый чем я, он просто всё при себе держит, а я проповедую» - он так говорил о нём. И он говорил, что «Вы можете получать наставления Шридхара Махараджа, он очень продвинутая личность». Но интересно то, что ученики Шридхара Махараджа они критиковали ИСККОН. Смотрите. Однажды Шридхар Махарадж что-то сказал, какое-то своё мнение чуть-чуть, он не был против ИСККОНа, но он сказал какое-то маленькое мнение, ученики сразу это подхватили, стали развивать и всё это сейчас – апа-сампрадайя. Представьте себе.

00:33:01 Всё это вместе взятое. Шридхар Махарадж уже давно ушёл и всё это стало апа-сампрадайей, всё это можно оторвать и отложить в сторону. Бесполезно. Армию создать. [смеётся] младших преданных – это будет война большая. Произойдёт то, что тут написано – «Очень скоро старшие найдут общий язык, но у младших будут проблемы» - именно это и произойдёт.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Как тут написано?
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Да, ведите себя как тут написано, не принимайте ничью сторону.
[Аудитория] Если можно разница для больших …[неразборчиво]
[Александр Хакимов] Нужно, нужно так делать. Не спрашивайте можно или нет, тут написано – «Не делайте этого, не делайте этого». Вы не должны так говорить, что «Я не буду вмешиваться в политику и не буду принимать ничью сторону – сами решайте свои проблемы». Не очень хорошо, просто скажите: «Ой, я боюсь, я очень боюсь, я не могу – я никакой солдат, я боюсь, я не хочу». Вы можете так сказать.

00:34:17 [Аудитория] Я понимаю, мы не вмешиваемся …[неразборчиво]
[Александр Хакимов] Прежде всего Кришна уже знает эти вещи и Он устраивает эти вещи [все смеются] не мешайте Ему пожалуйста своими молитвами. То что происходит между старшими преданными вы можете не понимать, вы не понимаете этого, не мешайте Кришне. А Кришну всё устраивает это. Вы думаете это плохо, если старшие ссорятся и разногласия у них? Это хорошо. Плохо когда они никогда не ссорятся и не общаются. Вот это плохо. Пока они ссорятся, значит они привязаны друг к другу. Между ними какие-то есть отношения, жизнь. И вы не можете понять почему они ссорятся, вот в чём проблема. О чём же тогда просите Кришну? Несколько мирская просьба: «Вот чтобы никто не ссорился и чтобы всё было в мире», должны ссориться, старшие должны ссориться. Друг с другом они могут немножко ссориться, так они могут выяснять, что правильно, что неправильно. Мы видим на практике, что это самое эффективное средство для очищения, вот эти столкновения бывают. Почему бывают столкновения? Из-за телесной концепции и при этих столкновения разрушается ложное эго, вот что происходит на самом деле. Если вы не замечаете этих вещей – не вмешивайтесь. Если вы увидите, что сейчас они столкнутся и ложное эго разнесёт на куски – радуйтесь, замечательно, у нас будет старший преданный ещё лучше.

00:35:52 Это не абсолютная как бы истина о которой я сейчас говорю, я говорю в каком-то конкретном аспекте, не то, что я должен пропагандировать ссоры. Общий этикет таков, что не надо ссориться. Как преданные они начинают своё общение, сравниваются куски щебёнки, щебня, если вы щебень высыпите в одну кучу, они не разваливается, знаете, он такой вот твёрдый, они цепляются друг за друга, вот вы не измените, как скала, вы не сдвинете это всё, хотя всё из частичек, вы не можете изменить форму придать какую-то форму. Но если вы гальку высыпаете в кучу. Такое всё мягкая такая, в руках приятная, она не цепляется, такая гладкая, такая приятная. Всем нравится держать в руке эту гальку – это очищенный человек, но как он очищается? Вот трением, этими углами цепляются, царапают друг друга, вот так будет происходить. Поэтому вы должны общаться с преданными. Именно по этой причине вы должны общаться с преданными. У нас есть ложное эго у всех и мы цепляемся и мы выясняем, и мы наконец находим где Кришна, если мы искренни, искренне пройдут все эти вещи, станут такими, чистыми.

00:37:05 Отстраниться от конфликта старших преданных?
[Аудитория] [Неразборчиво]… вопросы всем преданным?
[Александр Хакимов] Нет, мы говорим это то что происходит между всеми преданными мы очищаемся в этом трении, в этих трениях мы очищаемся. Настоящая любовь, уважение мы должны заработать. Много труда нужно для этого, много усилий совершить. То есть мы должны измениться. Общая тенденция материального сознания – менять окружающий мир, но не менять себя. Если нам придётся менять себя – это будут трения. Ученики должны почитать своего гуру, как Бога. Гуру не становится Богом, но является Его представителем, он передаёт поклонения своих учеников Богу. Он прозрачная среда. Обычно с этим проблем как бы нет больших, но иногда такие проблемы могут быть, иногда мы видим, что некоторые ученики не принимают всерьёз наставления гуру, могут спорить даже с духовным учителем. Иногда мы видим такие вещи. Поэтому здесь это также упоминается, что должны почитать своего гуру как Бога.

00:38:26 Например, у Рамануджачарьи был ученик Говинда его называли. Он был один из самых прекрасных учеников. Очень отречённый. И он получил наставление от духовного учителя – жениться, потому что мать Говинды очень хотела, чтобы он женился, там была уже девушка и т.д. и они хотели, чтобы он женился, создал семью. Говинда не хотел, но Рамануджачарья сказал: «Должен жениться, не беспокой мать и т.д., сделай это, какие проблемы? Продолжай своё служение в грихастха-ашраме». Он женился, но не жил с женой. Жил в храме, служил, был очень предан Рамануджачарье. Когда пришла мать, снова сказала: «Ну что толку от такой женитьбы? Он не живёт с женой, скажите ему, наконец, чтобы он жил с женой», тогда он стал жить с женой, но не общаться с ней. Снова проблема, снова мать пришла к Рамануджачарье: «Он никак не может понять, что это его жена, пусть будут дети, я этого хочу, чтобы была семья…» и Рамануджа позвал его и сказал: «Ты должен подарить ей детей и т.д., ты должен вести себя как муж», «Но для этого нужно быть в двойственности» - сказал Говинда, «А я не вижу никаких различий, двойственности – она душа, я душа и прочее», тогда Рамануджачарья понял, что ему нужно принять саньясу. Он сказал принимать саньясу.

00:39:55 Пришла мать, сказала: «Что? Я просила одно, а результат такой?», «Да, ну что я могу поделать? Он отречён уже, он уже отречён». И тогда если духовный учитель идёт таким путём проб, он имеет на это право. Иногда глупый ученик думает: «Ой, учитель сказал мне это, но это не получается у меня, гуру неправ» и начинает сомневаться, не должен сомневаться, должен выполнять всё что говорит гуру, даже если не получается у него. Или кажется, что создаёт проблемы. В итоге мы увидим, будет результат замечательным, в итоге. Никто не может понять, как действует духовный учитель. Поэтому здесь говорится: как к Богу всегда, при любых обстоятельствах. Гуру также может менять свои решения. Да. Передумывать свои наставления, такое бывает, он имеет на это право. Ученик не должен сомневаться. Как к Богу относиться продолжать к нему. Да?
[Аудитория] Будет?
[Александр Хакимов] Будет, будет, потому что тут будет разделение. Будем видеть как бы духовную и материальную сторону гуру – это неправильно. Гуру для нас должен быть абсолютно духовен, его ошибки даже духовны мы должны принимать – это так же является оскорблением. Во всяком случае для ученика так должно быть.
Двенадцатый, последний пункт: проповедники должны иметь сострадание к невинным душам, но должны избегать оскорбителей.

00:41:32 Проповедник это мадьям-адхикари – вайшнав среднего класса. Он должен различать Кришну, преданных Кришне, невинных и оскорбителей. Для Кришны он имеет любовь, для преданных Кришны он имеет дружбу, к невинным он имеет сострадание, а для оскорбителей он избегает общения – это двенадцатый пункт. Хотим стать проповедниками? Здесь описывается, что должен иметь проповедник, как он должен видеть окружающих людей. Вот четыре категории он должен различать обязательно. Оскорбителей мы избегаем, не нужно вступать с ними в близкие отношения и ссоры, споры лишние. Вы знаете такую вещь, да, если вы начинаете ссориться с оскорбителем, с человеком, который завидует вам, то это бессмысленная вещь. Практически бессмысленная вещь – нужно избегать такого общения. Меняется что, ещё раз повторите?
[Аудитория] Мнение о человеке.
[Александр Хакимов] О человеке?
[Аудитория] Меняется мнение о Сознании Кришны?
[Александр Хакимов] О Сознании Кришны - это естественно. Иногда он относится плохо к Сознанию Кришны сначала, а потом принимает, думает, что это хорошо. Иногда он принимает, думает, что это хорошо, а потом говорит, что это плохо. И то и другое возможно.

00:43:03 В зависимости от его поведения. Это зависит от его поведения, от того … Оскорбителями, он выработает негативное отношение к Сознанию Кришны, он может уйти. Если он имеет негативное отношение к Сознанию Кришны, но общается с хорошими преданными, у него меняется это мнение. Если он невинный человек, если он не демоничный человек, у него мнение измениться и он станет хорошим. Поэтому мы должны всегда общаться с позитивными преданными и у нас всегда будет хорошее мнение к движению – мы всегда будем в движении. Что старший сын во взаимоотношениях с младшим может спуститься на уровень младшего, но младший не должен подниматься на уровень старшего – таков этикет. Прабхупада объясняет, что учитель иногда начинает говорить: «А, б, в и т.д.» - это не означает, что учитель сам изучает азбуку. Ученики не должны так думать.
[Аудитория] Извините, а вопрос можно ещё вопрос?
[Александр Хакимов] Можно.
[Аудитория] Скажите, пожалуйста, на случай оскорбления имени Кришны, описывается там или действовать твёрдо? Можете прокомментировать? Там один пункт, что привести доводы такие убедительные. И, если это не получится, то покончить с собой, а если получится это, то уйти от такой ситуации.

00:44:29 [Александр Хакимов] Два из этих приемлемы и вот эта середина не очень хорошая. Не нужно кончать с собой, но нужно, конечно же, постараться переубедить человека, если кто-то сильно критикует, нужно постараться его переубедить. Если это не получается, нужно уйти оттуда.
[Аудитория] А почему вот середина неприемлема?
[Александр Хакимов] Почему неприемлема? Непрактична. Так много оскорбителей вокруг. У нас вайшнавов не останется ни одного.
[Аудитория] А раньше это было практично?
[Александр Хакимов] Да, раньше это было практично, но я не знаю, когда это просто было практично. Факты таковы, что я думаю, что это более говорится, чтобы придать правильное понимание серьёзности этих оскорблений. Придать серьёзность этому, что лучше покончить с жизнью, говориться лучше это сделать, чтобы потом испытывать последствия этой апарадхи на себе. На самом деле вот Срамбаумбат ачарья хотел покончить с собой, когда его зять Амок оскорбил Господа Чайтанью. Он хотел покончить с собой. Но Господь Чайтанья спас, ту ситуацию, изменил её.
[Аудитория] Там ещё есть пункт, что надо вырвать язык обидчику и убить его.
[Александр Хакимов] Как на счёт этого пункта, вы хотите применить его? [все смеются]
[Аудитория] Нет. Хочу спросить, как к нему относиться?

00:46:06 [Александр Хакимов] Не надо вырывать язык и не надо убивать. Лучше не общаться с такими людьми.
[Аудитория] … по 11 пункту?
[Александр Хакимов] К последнему пункту?
[Аудитория] Нет, к одиннадцатому.
[Александр Хакимов] К одиннадцатому. Давайте.
[Аудитория] Вот как меняться? Когда вы отвечали на 12 вопросов, звучало, что я должна как-то анализировать [неразборчиво] я их очень совмещала: делать первые шаги, когда аналитический подход, и я знаю, что GВC духовных учителей, утверждает и так далее. С другой стороны вот сейчас мы говорим, мы не должны вообще даже размышлять. Гуру допустим, меняет своё решение, одно говорит, другое – всё это мы должны принимать. Почему? Вот аналитический подход в самом начале [неразборчиво], а здесь должны вообще без аналитического подхода – нет ли здесь противоречия?
[Александр Хакимов] Это не означает, что мы не должны мыслить и применять свой разум, поскольку разум нам даёт духовный учитель, то мы должны учиться применять его. Но это просто означает, что мы не должны сомневаться в наставлениях духовного учителя, ни при каких обстоятельствах.

00:47:31 Например, в те старые времена однажды случилась такая история, когда преданных стали очень сильно преследовать, садить в тюрьмы. Спросили духовного учителя: «Что делать? Нас, кажется, сейчас всех переловят и мы все сядем». Он написал: «Неплохо было бы, если бы вы уехали из крупных городов, организовали какие-то фермы, может быть, где-то в каких-то поселках, таких местах глухих пока, вот на это время». И некоторые ученики восприняли это как указание, прямое указание гуру – покинуть города. Они выписались, в то время не выписывались, но есть преданные, которые выписались, потеряли прописку, потеряли квартиры, уехали в деревни куда-то. И потом они потеряли всё, они не могли уже в городе нигде устроиться, ни прописаться здесь, например. Да у них проблемы появились и они стали обвинять духовного учителя в этом. Вот это имеется ввиду. То есть гуру дал правильные наставления, ученик не совсем правильно их понял и сделал. И ошибки, которые он получил, переложил на духовного учителя.
[Аудитория] Вы сказали, что Прабхупада [неразборчиво]…
[Александр Хакимов] Гуру, что?
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Да.
[Аудитория] [Неразборчиво] Если мужчины до конца следуют наставлениям духовного учителя, то в таком случае, то есть на нём это не отражается, на духовном учителе? Он не падает?
[Александр Хакимов] Если гуру падает?
[Аудитория] Да.
[Александр Хакимов] У ученика будут большие проблемы.

00:49:05 Самые большие проблемы будут у ученика, если гуру падает. Что вы боитесь так?
[Аудитория] Противоречие.
[Александр Хакимов] Вы не должны думать, что мой гуру упадёт, может упасть.
[Аудитория] Нет, нет, упаси Боже.
[Александр Хакимов] В чём же противоречие?
[Аудитория] В том, что с одной стороны его нужно почитать как Бога, а с другой стороны, если гуру падает, то нам его до конца нужно почитать как Бога?
[Александр Хакимов] Нет, он утрачивает положение гуру, если падает.
[Аудитория] На учениках это отражается?
[Александр Хакимов] Отражается. Громко, громко.
[Аудитория] Говорилось о том, что [неразборчиво] не было собственности. [неразборчиво]
[Александр Хакимов] Если наше смирение будет искусственным, мы привыкнем к искусственному, к внешнему смирению, то мы не разовьём внутреннего смирения, внутренних качеств, осознания этих вещей.
[Аудитория] Даже если мы одни, ты пока учишься, всё равно будет …[неразборчиво]

00:50:28 [Александр Хакимов] Да, но здесь просто говорится о том, что мы должны следить, следить за тем, чтобы это не было искусственно. Мы не можем делать всё правильно сразу, но мы должны следить за тем, чтобы это было лучше, т.е. совершать усилия, имеется в виду.
[Аудитория] Что тогда подразумевается под искусственным?
[Александр Хакимов] Искусственное смирение – ложное смирение, т.е. внешнее смирение, чисто внешнее смирение. Наши мысли остаются с нами. Внутреннее смирение означает, что я – слуга преданных. Внешнее смирение означает, что внутри я думаю, что я Господин, я лучше других, но внешне показываю вид, что я смиренен. В этом разница.
[Аудитория] А могут быть разные уровни смирения у вайшнавов?
[Александр Хакимов] Уровни смирения? Могут быть, могут быть разные уровни смирения. Адхикари, Мадхьям-адхикари, уттама-адхикари – все должны быть смиренными, но они будут по-разному проявлять смирение. Конечно адхикари будет проявлять своё смирение по отношению к божествам и гуру в основном, но меньше преданным. Мадхьям-адхикари будет проявлять смирение к Кришне, к преданным Кришне, к невинным так же. По-другому это будет проявляться. И уттама-адхикари проявляют смирение по отношению ко всем.

00:52:01 [Александр Хакимов] Мадхьям может вступить в битву, скажем, с оскорбителями и т.д., но уттама, он не видит различия между всем этим.
[Аудитория] Мне задали вопрос такой: преданный может прийти в движение позже, чем кто-либо другой, но в тоже время он, например, в прошлой жизни получил больше знания, обладает большим смирением. И как в этом случае, он будет по вайшнавским этикетам? Он уже как бы более продвинут в развитии? Я ответил на этот вопрос так, что если человек следует вайшнавскому этикету, ему ни в коем случае не помешает ему развиваться в духовной жизни, раз он всем будет оказывать почтение, людям, которые по срокам может быть больше в движении, но проявляют меньше качеств, то есть это не помешает ему?
[Александр Хакимов] Правильно, правильно. Но такой вопрос и не возникнет у продвинутого преданного. [смеётся].
Лекция третья.

00:53:12 Лекция третья. Третье занятие. Мы вкратце обсудим, что мы читали прошлые два. Там было вступление и некоторые правила были действия вайшнавов. И во второй день мы обсуждали взаимоотношения между грихастхами, саньяси и братьями в Боге, гуру и обычными людьми. Большая тема. Мы хотим научиться действовать как преданные. То есть вайшнава можно узнать по его поведению и общий принцип таков, что люди действуют в невежестве, в незнании, поэтому необходимо знание об этикете, о правильных взаимоотношениях с окружающим миром, с другими преданными, с духовными учителями. Это предполагает определённое знание. То что мы обсуждаем здесь, в эти дни наука вайшнавского этикета означает – видение мадхьям-адхикари, положение мадхьям-адхикари. Но преданный должен научиться различать четыре вещи, должен увидеть Верховного Господа, он должен увидеть Его преданных, должен также отличать невинных людей, ничего не знающих о Боге и демонов атеистов, враждебно настроенных, завидующих Сознанию Кришны. И вот на этом знании, на этом понимании строятся вайшнавские отношения.

00:54:59 Строить вайшнавские отношения по другому невозможно. Нельзя строить в невежестве вайшнавские отношения. Здесь предполагается знание. И такова цель этого курса – то, что здесь мы основываемся на книге Рупы Госвами, Хари Бхакти Виласа. Это то, о чём попросил Господь Чайтанья Рупу Госвами – описать принципы вайшнавского поведения, вайшнавский этикет. И первая цель – это дать начальное понимание людям о вайшнавском этикете, то есть описать практику, что нужно делать, что не нужно делать и как это нужно делать. Всё очень подробно. И второй момент – это также необходимо было дать понимание брахманам, которые критиковали движение Господа Чайтаньи. То есть, благодаря вайшнавскому этикету, мы можем доказать поведением, что движение имеет твёрдую ведическую основу, именно благодаря действиям. Как, например, некоторые люди в Индии, даже братья в Боге Шрилы Прабхупады, они говорили: «Почему, почему Шрила Прабхупада инициирует шудр?». Они приводили примеры: «Вот это дети богатых родителей, миллионеров – это значит вайшья, а тот – у него родители шудры, значит он шудра и все они с запада, они млеччхи». И Прабхупада даёт им инициацию, брахманические инициации, а потом даёт саньясу.

00:56:33 И они очень критиковали движение. В то время они очень критиковали ИСККОН в Индии, очень серьёзно критиковали его, приводя в примеры основания, ведические писания, что как можно млеччхам, шудрам или йаванам давать инициацию посвящение в брахманы. Брахманом нужно родиться. Но Прабхупада опроверг это, на основании также шастр, что человек может развивать знание, может развивать качества. Таков истинный смысл духовного движения, духовной жизни, что человек может развиваться, он может очиститься, он может приобрести знания о Кришне, кем бы он ни был. Любое человеческое существо. Прабхупада это доказывал на практике. Он говорит: «Посмотрите, вы говорите, что они дети шудр или дети вайшьев, но посмотрите, как они ведут себя» - он показывал. «Они бреют головы, оставляют шикхи, вы не делаете этого, они не принимают никаких интоксикаций, они не играют в азартные игры, они не едят мясо, рыбу и яйца, они не занимаются никаким незаконным сексом» - это действовало на тех людей, на тех брахманов потому что к тому времени эти брахманы они практически не следовали никаким принципам, ни внешним, может быть они только выдавали себя за как таковых, но они не действовали как таковые.

00:57:59 Но вайшнавский этикет он показывает на практике кто есть кто. Если человек даже не является ещё вайшнавом, но начинает действовать как вайшнав, он становится вайшнавом, начинает мыслить как вайшнав. Итак, сила вайшнавского этикета очень могущественна. Человек может стать вайшнавом, если он будет действовать как вайшнав. Сюда также включается то о чём вайшнав должен думать. Это очень глубокая наука. Эта наука духовного мира, это деятельность исходящая из чистого духовного сознания, описанная и рекомендованная Рупой Госвами, по наставлению Господа Чайтаньи, для того, чтобы весь можно было превратить в вайшнавскую культуру, просто утвердив вайшнавское поведение.

00:58:50 Итак, если человек воспевает Харе Кришна в смиренном состоянии, как вайшнав и следует внешним правилам и предписаниям жизни вайшнава, он становится чистым вайшнавом. Главный момент, что преданный не должен беспокоить никого вокруг себя, ни окружающий мир, ни других преданных. То есть бхакти должна быть авторизована. Если мы совершаем процесс бхакти, мы должны завершать его правильно. Если мы совершаем его правильно, мы не причиним никаких беспокойств другим преданным. Есть множество преданных, которые, хотя совершают преданное служение, могут беспокоить всех вокруг, это не авторизованное бхакти. Они тоже преданные, но они не выполняют правильно процесс бхакти. Для того, чтобы правильно выполнять процесс бхакти необходимо точное знание. Это как точная наука. Сейчас мы проверяем тесты на инициацию Друдина Свами и очень много ошибок в тестах. Очень печальное зрелище бывает. Бывают хорошие тесты, а бывает очень печальное зрелище, что преданные уже много лет повторяют Харе Кришна мантру, они не понимают элементарных вещей. Это говорит о том, что преданный не серьёзен к изучению науки, философии Сознания Кришны, вайшнавского этикета и прочие вещи.

01:00:08 Кто такой преданный? Преданный – это тот, кто общается с другими преданными. Это самое главное определение. Если человек не общается с другими преданными, даже повторяя Харе Кришна мантру, он не может развиваться как преданный. Все кто получает инициацию или хочет получить инициацию, они должны знать это золотое правило, что главное правило в прогрессе духовной жизни, главный момент нужно выделить – это общение с другими преданными, более продвинутыми преданными. Итак, они не знают элементарных вещей, но время дешёвых инициаций давно кончилось. Прабхупада однажды дал инициацию одному, давал ученикам инициацию, он не очень то даже их экзаменовал. Иногда он давал инициацию через неделю или через месяц после того, как человек вообще пришёл в движение. Один человек вообще пришёл первый раз на лекцию Шрилы Прабхупады и спросил: «Могу ли я получить инициацию?», он сказал: «Да». Ученики обомлели все, но Прабхупада соглашался на это. «Но у меня» - говорит – «есть два вопроса» - сказал Прабхупада – «Кто такой Кришна?», «Кришна – это Бог» - он подумал, «А кто такой вы?», он ещё подумал, сказал: «Я – Его слуга», Прабхупада сказал: «Хорошо, я вас инициирую». Но всё это были в основном дешёвые инициации.

01:01:17 Прабхупада рисковал. Сейчас мы не должны заставлять рисковать духовных учителей сверх меры, никакой необходимости нет. Нужно всеми силами стараться стать нормальными учениками, настоящими учениками. Итак, однажды он дал инициацию и несколько учеников поехали с ним в Индию. Они побрили головы на инициацию, но сразу после инициации стали отращивать, один стал отращивать волосы и бороду. И Прабхупада он долго ждал, как же объяснить этому преданному, как найти случай, чтобы сказать ему. И он нашёл удобный случай, в Чайтанья-Чаритамрите была иллюстрация – Харидас Тхакур освобождает, вот эту проститутку, да и потом она бреет голову и повторяет мантру, становится святой. Он говорит: «В чём разница на этих картинках?» и он нашёл, говорит: «Да, здесь она побрила голову», он говорит: «Да, она стала преданной, вайшнавом» и он снова постригся, этот человек. Но постригшись он снова стал отпускать волосы и бороду. И Прабхупада после этого сказал: «Время дешёвых инициаций кончилось». Очень важный момент, это всё очень важные детали. Какую мы носим одежду, какие носим причёски, сколько раз мы в день моемся, как мы разговариваем с преданными? Что мы о них думаем? Нет таких мелочей в духовной жизни. Нельзя быть преданным помимо, если мы пренебрегаем всеми этими вещами, нужно изучать, серьёзно изучать науку преданного служения. Иначе мы не дождёмся обещанного Сознания Кришны.

01:02:44 И в этом назначение вайшнавского этикета. Это не такая вещь, которой можно пренебрегать и не иметь потом проблем в духовной жизни. Итак, общение очень важно, но если мы хотим общаться с преданными, мы должны знать как делать это правильно, чтобы извлечь максимальную пользу. Общение не означает, что мы приходим и ругаемся друг с другом или не любим друг друга, или завидуем друг другу. Нет, вайшнавский этикет – мы становимся слугами друг друга. [тринат апису ничинат арора пису хишна намани наманани накиртане эсадаха] – это ключ. Этот ключ он имеет, он разнообразно распространяется на все виды деятельности общения, принципиально – очень просто, мы это обсуждали. Есть старшие, есть младшие и есть равные. У каждого преданного, каждый преданный занимает эти три положения. Эти взаимоотношения мы немного обсуждали и мы говорили о том, что есть тщательно разработанная структура, что это означает? Старший всегда получает уважение от младших. Младшие получают любовь и благословение, заботу о старших. Любовь исходит от старшего к младшему, а почтение оно поднимается от младшего к старшему.

01:03:55 Если младший получает эту любовь, то естественным образом они развивают почтение к старшим и между равными существует дружба – это основа хороших отношений, мы уже обсуждали это подробно в прошлый раз, мы зачитывали и были вопросы, мы это обсуждали. Итак – это золотое правило, очень легко его запомнить. Три вида взаимоотношений: старших мы уважаем, почитаем, о младших мы заботимся и с равными мы дружим. И структура нашего общества – это варнашрама-дхарма – четыре варны, четыре ашрама. Дайви-варнашрама означает, что все эти варны и ашрамы – они слуги Кришны, нет различий на духовном уровне, то есть эта структура уничтожаем зависть между варнами и ашрамами, разницу. Иногда мы видим, что грихастхи не понимают брахмачари, а брахмачарьи не понимают грихастх или храмовые преданные не понимают прихожан, но дайви-варнашрама-дхарма – у нас единая основа, примиряющая, все мы слуги Кришны, в каком бы ашраме или варне мы не находились. Это не имеет значения – это дайви-варнашрама – мы строим дайви-варнашраму. Мы не заинтересованы в том, чтобы просто занять какое-то положение в обществе, нет. Наше вечное положение слуги Кришны, как это выразится внешне? Не так уж и важно для преданного. Это второе было правило.

01:05:13 Первое правило, что есть три категории преданных, второе – есть дайви-варнашрама, где цель – удовлетворить Кришну и третий момент – старшинство, определение старшинства по времени инициации. Так легко можно определить, иногда можно услышать вопрос: «Как можно определить, кто старший, кто равный? Как в этом разобраться?», но просто по времени первой инициации можно понять, кто старше, кто младше. Это более ли менее формальные вещи, которым можно следовать и мы не совершим большой ошибки. Таков этикет мы поддерживаем всегда. Те кто раньше получил инициацию, они выглядят более старшими преданными. Но также нужно учитывать и духовное продвижение, потому что так называемые младшие, они могут быть более продвинутые в духовном отношении, чем некоторые старшие. Такое случается также. Нужно учитывать и то и другое. Также нужно учитывать материальный возраст человека, может быть он пришёл недавно и получил инициацию, недавно, но он может быть уже пожилой человек, нужно тоже это учитывать. Это всё входит в вайшнавский этикет. Это третий момент. Итак, старшинство, оно конечно существует, но это не является как бы главным критерием во взаимоотношениях. Главный критерий в том, что вайшнав не видит различий между тем, кому ему служить, а кому не служить, кого почитать, а кого не почитать, он хочет почитать всех вокруг.

01:06:35 Он развивает смирение, он не видит различия даже между движущимися и неподвижными живыми существами. Он развивает духовное понимание. Поэтому вайшнав второго класса – он готов оказать почтение каждому, старшим он является или младшим или равным, он хочет оказывать почтение всем. Он не хочет причинять беспокойств даже муравью говорится. Хотя есть старшинство, тем не менее каждый стремится быть слугой. И старший тот, кто больше слуга – таков принцип. Кто больше слуга, тот является старшим более продвинут, кто более смиренен и более всех слуга. Четвёртый пункт – братья в Боге вашего гуру должны почитаться как гуру. Пятый – саньяси оказывается почтение как гуру и шестой, объясняется также, что в обществе вайшнавов все стремятся к смирению. Но нужно следить, чтобы это не было искусственным. Поскольку можно видеть пример сахаджийев, яркий пример, что внешне они очень смиренны, но как только возникает нехватка удовлетворения чувств, они становятся опасными в общении. Итак, преданный очень смиренен и терпелив, даже когда у него какие-то материальные трудности, он продолжает терпеть и смиренно служить Кришне и вайшнавам. Это и есть истинное смирение.

01:08:11 Кто-то оскорбляет преданного, то вайшнав может стать подобен молнии. Но если самого отчитывают старшие, он становится смиренным, как травинка, независимо от его личной силы. Он может быть очень сильным проповедником, очень сильным чистым вайшнавом. Но если какой-то старший преданный, старше него отчитывает его, он становится смиренным, он с готовностью принимает наставления. Такова психология вайшнава. Но если он слышит оскорбления в адрес преданных, он становится как молния жёстким. Так же ещё один пункт, что старшие вайшнавы они, проявляя смирение, могут выражать своё почтение младшим и младшие не должны думать, что они заслужили это почтение. Младший должен чувствовать смущение, молиться Кришне, чтобы это почтение Он принял Себе, Кришна, иначе это плохо для младшего. Младший вайшнав не должен принимать почтение от старших. Никто вообще не должен хотеть получать почтение, поскольку это опасно. Итак, мы видим что тенденция, если младший получает какое-то уважение от старшего, он может гордиться – вот что имеется ввиду здесь. Он не должен гордиться. Он должен остаться смиренным и чувствовать смущение и думать, что это предназначено для Кришны, не для меня. Он должен отвергать этот момент. Поскольку для младшего это очень опасно, когда младший гордиться. Тенденция такова, что младший сразу хочет стать на платформу равную со старшими и завести фамильярные отношения.

01:09:41 Так разрушаются вайшнавские отношения. Поэтому старший будет оказывать почтение всем, младшим так же, но младшие должны быть внимательны и не пытаться встать на один уровень со старшими иначе разрушаться эти отношения. И восьмой пункт он просто описывает третий стих Шикшаштхики, который мы прочитали. Нужно быть всегда смиренным, как трава на дороге, терпеливым, как дерево, не желать почтения к себе и оказывать его другим – это главный принцип, которому следуют вайшнавы гаудия-сампрадайи. И так мы сможем постоянно воспевать святое имя, оно будет танцевать на нашем языке. Девятый пункт объявляет о том, что нарушение этикета вайшнавов несомненно разрушит духовную жизнь человека. Вайшнавы должны быть очень-очень осторожны по этому поводу. Десятый пункт: никогда не принимайте чью-либо сторону, если ссорятся старшие вайшнавы. Всегда сохраняйте нейтралитет, так как споры между вайшнавами – это разновидности игр и они вне нашего понимания.

01:10:45 Старшие вайшнавы очень скоро прекратят свои споры и придут к пониманию, но если младшие принимают чью-то сторону, то их конфликт может продолжаться очень долго и многие могут так закончить свою духовную жизнь. Прабхупада имел разногласия со своими духовными братьями, но ученикам говорил: «Это моё дело, а не ваше», - это важный момент. Иногда мы можем увидеть, что в ИССКОНе духовные учителя так же имеют некоторые разногласия по некоторым вопросам. Это не должно смущать наши умы. Это их дело. Это не наше дело. Очень важный момент: не должно быть никакой политики. У отца есть братья – это наши дяди, они да, они могут спорить друг с другом, поскольку они братья, но дети не должны принимать чью-либо сторону. Дяди остаются дядями и отец остаётся отцом – ничего не меняется для него.

01:11:40 Ученики должны почитать своего гуру как Бога. Гуру не становится Богом, но является, является Его представителем. Он передаёт поклонение своих учеников Богу, он прозрачная среда. Это очень важное наставление – почитать своего духовного учителя, как Бога. То есть что это означает? Нужно готовиться к инициации, к посвящению правильно и после посвящения нужно неукоснительно следовать всем наставлениям духовного учителя, стараться, насколько у нас есть силы, возможность и решимость, употребить все для этого силы, постараться. Иначе это означает, что ученик серьёзно понимает, кто такой духовный учитель. Ко всему нужно отнестись серьёзно. Иногда духовные учителя они очень милостиво поступают: они просто принимают и дают инициацию, кто их попросит. Как скажем мой гуру Махарадж. Он с одной стороны говорит такие строгие правила сейчас для инициации, строжайшие правила. С другой стороны иногда кто-то прорывается к нему на даршан, падает в ноги, плачет и говорит там какие-то свои аргументы и он даёт инициацию. Иногда такое бывает. То есть духовные учителя очень милостивые, но ученик не должен думать, что мне нужно просто попросить духовного учителя и получить у него как-то инициацию. Нет, он должен готовиться к инициации, должен очень серьёзно принимать посвящение, как к Богу относиться к духовному учителю.

01:13:01 Духовного учителя ученик никогда не сможет обмануть. Тот кто попытается это сделать, он упадёт. И двенадцатый пункт: проповедники должны иметь сострадание к невинным душам, но должны избегать оскорбителей. Проповедник это мадхьям-адхикари – вайшнав среднего класса. Он должен различать Кришну, преданных Кришне, невинных и оскорбителей. Для Кришны он имеет любовь, для преданных Кришны он имеет дружбу, к невинным он имеет сострадание, а для оскорбителей он избегает общения. На этом мы закончили своё предыдущее занятие, сегодня будет продолжение вайшнава-апарадха. Апарадха – это одна из главных препятствий духовной жизни, одно из самых важных. Поскольку мы всегда общаемся с вайшнавами, это то, что рекомендуется, нужно быть очень осторожным в общении с преданными. Почему? Поскольку Кришна заботится, как отец о Своих детях, обо всех живых существах, в точности вот как отец заботится о детях, вот так же и Кришна заботится обо всех живых существах. Любое живое существо, которое мы видим, Кришна заботится о нём, как о собственном ребёнке, как отец о собственном ребёнке. Это факт. И что же тогда говорить о тех, кто непосредственно помогает ему распространять Сознание Кришны? То есть здесь собираются необычные живые существа в Сознании Кришны, необычные люди.

01:14:33 И вот этот момент не стоит забывать. Всегда нужно помнить вот эту сторону, что мы преданные. Всегда будут проникать в ум так же и другие какие-то вещи, которые будут мешать нам видеть эту сторону преданности, т.е. материальное отождествление называется. Мы склонны больше видеть материальные способности человека, его внешность, его внешние какие-то правила и поведение. И далеко не каждый преданный может видеть степень искренности. Некоторые опытные преданные могут понимать эти секреты до некоторой степени. Насколько человек искренен, настолько он преданный, но в большинстве случаев это останется загадкой для многих. Иногда это очень трудно понять.

01:15:17 Иногда может казаться что человек совершенно почти бесполезный в Сознании Кришны и так мы можем нанести оскорбления таким образом. Как, например, один брахман, когда приезжал, он рассказал такую историю про одного преданного в Альнюке в Швеции. Мы видели его много раз. Все кто были в Альнюке, знают его, про него эта история была здесь распространённая. Он живёт там, на ферме, работает, он убирает за коровами, он доит их. Он делает любую работу, там готовит дрова, например, он алтарную убирает или он иногда выходит и совершает пуджу божествам сутра.

01:16:01 Он такой очень простой человек, потому что в детстве он упал с лошади и он стал немножко странным. Очень невинный, вид такой у него, он не всё совсем адекватно понимает, очень простой человек. И над ним, то есть была тенденция смеяться. Пока духовный не остановил этого. Очевидно, что преданный, не понимая его с духовной стороны этого человека, этого преданного, они видели его материальную смешную сторону, он немножко так странно мантру повторяет, немножко так …, он вполне нормальный человек, но вот какие-то есть особенности, из-за того, что в детстве когда-то он упал с лошади, что-то с ним стало, он стал таким простоватым. Но он удивительно был хороший человек, он никогда ни на кого не обижался, как бы с ним не шутили.

01:16:47 Иногда с ним шутили так, что запихивали ему в рот какой-то прасад, так мучили его долго и преданные так иногда. Они думали: «А что? Он всё равно не обижается, нет никакого оскорбления в этом», но это ошибка была, они так думали, они имели такое отношение к нему. Но на протяжении многих-многих лет совершая своё служение безукоризненно, и он всегда улыбается, когда видит преданных, и он с энтузиазмом всегда пел Харе Кришна, но он не блещет каким-то интеллектом, никогда не даёт никаких лекций, хотя он брахман. И когда была волна посвящения второго посвящения, то ученики там бегали, думали: «Кого там нужно рекомендовать, кто достоин быть брахманом, кто не достоин быть брахманом?», но его кандидатуру даже не обсуждали. Никому даже в голову не могло прийти, что он должен также получить вторую инициацию.

01:17:34 И когда духовный учитель увидел списки, кто должен быть готов к инициации ко второй, он спросил: «А почему в этих списках нет того преданного?», все очень удивились, почему гуру спрашивает об этом. Никому даже в голову такое не приходило? Но гуру увидел его преданность и он преданный уже огромное количество времени. Он выполняет простую работу день за днём одну и ту же огромное количество времени и всегда счастлив – это признаки преданного. Но с материальной точки зрения он совершенно простой человек и кажется, что легко го обидеть и даже не будет никакой реакции, но это ошибка. Мы не знаем, мы не наем как Кришна относится к этому человеку. Вот в чём наше невежество. То есть нужно быть осторожным и строить свои взаимоотношения с преданными через Кришну. Нужно пытаться понять как Кришна относится к этому человеку. Не основываться только на своём понимании отношений. Итак эта преданность она находится внутри и наши отношения должны быть такими глубокими, чтобы мы могли видеть эту преданность – это есть основа вайшнавского этикета во взаимоотношениях. То есть отношения с преданными начинаются правильные с глубокого уважения. С глубокого уважения. Итак, преданные непосредственно помогают распространять Сознание Кришны повсюду, они делают это своей жизнью, своей целью.

01:18:58 Итак, поэтому вайшнава апарадха не означает, что мы не должны оскорблять только очень продвинутых преданных, а к обычным преданным это не относится. Это тоже распространённая ошибка. Все знают, что нельзя оскорблять гуру, саньяси, очень-очень продвинутых преданных, но что касается обычных преданных - не так опасно кажется. Да, действительно, не так опасно, но на самом деле смотря как на это посмотреть. Что же более опасно? На самом деле вряд ли кто-то сможет совершить оскорбление духовного учителя. Искренний преданный вряд ли сможет совершить какое-то серьёзное оскорбление духовного учителя. Множество оскорблений мы совершаем маленьких, неосознанных. Осознанные вряд ли, но очень много мы совершаем осознанных и неосознанных оскорблений между обычными преданными, между равными, младшими и немножко старшими, чуть-чуть старшими. Когда очень большая разница, мы немножко остерегаемся это делать, но в принципе тенденция есть критиковать всех, обсуждать всех. К чему же это приводит?

01:20:05 На самом деле вайшнава-апарадха, она может разрушить всё и преданный может знать это, что вайшнава-апарадха всё разрушает. Он не должен слишком много совершать оскорблений, но какие-то оскорбления всё же совершает и как-то держится в духовной жизни. Именно поэтому он не может стремительно прогрессировать, по этой самой причине, потому что если человек правильно общается с преданными, он прогрессирует очень быстро. Он становится очень-очень сильным, защищённым, поскольку имеет милость и благословение всех преданных. Если преданные любят кого-то, то они получают милость Кришны. Если все преданные дают благословения такому человеку, он получает милость Кришны этот человек, но если он критикует других преданных, неблагоприятно настроен к каким-то преданным, он не получает милости всех преданных. Росток бхакти можно уничтожить сразу. Если мы запускаем бешеного слона в свой огород. Бешеный слон – это гуру-апарадха или мы чистого вайшнава оскорбляем, например. Этот нежный росток бхакти, он очень нежный.

01:21:12 Заходит бешеный слон, он не врывается туда просто, сумасшедшее животное и когда он заходит, он ничего не оставляет на этом месте, где этот росток цветёт. Ничего не остаётся, полная гибель, разрушение. Поэтому преданный, он строит ограду, ограда означает, что он должен правильно общаться с преданными – это защищает от слона бешеного, или от коров, или от других животных, которые могут ворваться, как результат оскорблений. Он возделывает почву хорошо, это регулирующие принципы, он соблюдает это всё, он поливает это растение воспеванием Харе Кришна вместе с преданными и росток растёт. Да. Но будут расти ещё сорняки. И когда растут сорняки, он должен выдёргивать их и выбрасывать, как только узнаёт этот сорняк. И когда он совершает осознанное или неосознанное оскорбление в адрес вайшнавов, то он может подрезать собственный росток бхакти вместе с сорняками. Так сравнивается это. Что желал уничтожить свой сорняк, но, неправильно общаясь с преданными, он подрезает и растение бхакти, хотя корни остаются и какая-то часть растения остаётся. Рост прерывается. Опять нужно время, чтобы растение подросло. И снова он подрезает его, совершая оскорбление и снова растение уменьшается, и так может продолжаться миллионы жизней, говорится.

01:22:41 Тот, кто совершает оскорбление, повторяя Харе Кришна с оскорблениями, миллионы жизней, миллионы лет может воспевать святое имя и результата не будет. В чём же дело? Не растёт бхакти? Нет, оно растёт бхакти, но оно не может вырасти просто. Благодаря нашим усилиям оно не может вырасти. Вот что происходит на самом деле. Поэтому неизвестно, что же ещё опасней. Очень важно правильно относиться к преданным. Итак, вайшнава-апарадха не означает, что мы не должны оскорблять только очень продвинутых преданных. Был пример. Один саньяси, ученик Шрилы Прабхупады в Маяпуре, они поднимались на мангала-арати и какой-то новый преданный, он был даже не инициирован, там из местных жителей, он жил вместе с ними, работал на стройке, они строили тогда, не мог подняться с утра. Он часто так лежал. Один саньяси решил дать ему урок. Он взял ведро воды и вылил на него прямо на спящего. Этот человек подскочил, взял свои вещи и ушёл и никогда больше не приходил. Прабхупада позвал этого саньяси. Отчитал его очень сильно, он сказал: «Ты должен пойти и попросить у него прощения, упасть в ноги к нему, попросить прощения и вернуть его сюда».

01:23:59 Саньяси сделал это, поскольку Прабхупада сказал ему это всё. Итак, очень продвинутый преданный должен был просить прощения у неинициированного бхакты, поскольку Прабхупада видел всё духовными глазами. Так серьёзно Прабхупада к этому относился. Даже мы можем иногда встретить человека в храме, который неинициированный, первый раз пришёл, неизвестно кем он будет через 5 лет здесь, неизвестно будет. Мачеха оскорбила Друлу Махаражду, когда он не был ещё таким преданный, известным. Но когда он стал преданным, что стало с его мачехой? Она должна была умереть, поскольку она оскорбила чистого преданного получается. Мы можем получить эту реакцию заочно. Нужно быть очень внимательными по отношению ко всем людям, которые приходят сюда, особенно те, кто хочет стать преданными. Это самый важный момент для духовного развития. Всё остальное так или иначе второстепенным является. Вайшнава-апарадха. Нельзя оскорблять никого. Преданные очень редки в век Кали. Позиция преданного более возвышена, чем позиция Брахмы или Господа Шивы. Не имеется в виду, что они проявляют такое же могущество в творении, как Господь Брахма или могущество в разрушении, как Господь Шива или они выше по уровню сознания. Нет. Брахма и Шива они так же очень великие личности, особенно Господь Шива.

01:25:31 Но что же имеется ввиду, когда говорится о позиции преданного. Позиция преданного такова, что он не связан с материальным миром – вот его позиция уникальная. Брахма связан с материальным миром процессом творения. Он должен каждое утро заново творить часть вселенной. Господь Шива тоже связан с этим творением, поскольку он контролирует Парвати – материальную энергию, и в конце он должен разрушать её, он связан с гунами материальной природы. Чистый преданный не связан с гунами природы. Его позиция выше, говорится. Хотя это может быть и обычное живое существо, но не связано с гунами материальной природы. Поэтому Шастры описывают его позицию выше Господа Брахмы, выше Господа Шивы. Поэтому такое серьёзное препятствие оскорбление таких преданных. Итак, мы не должны думать, что это речь идёт только о чистом преданном, потому что любой может стать чистым преданным. Любой из нас может стать чистым преданным. Присутствие преданного в момент смерти возвышает даже убийцу брахмана до уровня духовного неба. То, что написано в Шастрах. Если убийца брахмана умирает и в этот момент смерти присутствует чистый преданный, поднимается на райские планеты или даже до духовного неба, если видит перед собой такого чистого преданного. Если кто-то совершает оскорбление преданный, то дверь на Вайкунтху для него закрывается навсегда. Если мы совершили оскорбление то мы должны обязательно попросить прощения. Ничто другое не может освободить от вайшнава-апарадхи.

01:27:10 На самом деле мы всегда должны просить прощения, каждый день должны просить прощения у преданных за свои оскорбления, вольные или невольные – вот это умонастроение вайшнава. Умонастроение вайшнава не таково, что он думает: «Я просто не буду совершать оскорбления, не буду просить прощения, главное не совершать оскорблений». Но мы не можем это контролировать. Мы волей или неволей, но совершаем оскорбления в материальном мире, поскольку связаны с материальной природой. Поэтому умонастроение вайшнава он всегда чувствует себя слугой и готов просить прощения за все свои ошибки, которые он сделал волей или неволей. Прабхупада, когда уходил, он просил прощения у всех своих духовных братьев, и они приходили и говорили: «Никаких оскорблений! Быть не может и речи ни о каких оскорблениях!» А Прабхупада говорил: «Волей-неволей мы совершаем оскорбления в этом мире, поэтому я прошу прощения за все свои оскорбления, которые тут совершил». Так мы должны следовать примеру Шрилы Прабхупады. То есть ничто другое не может освободить от вайшнава-апарадхи, если человек не попросит прощения искренне у всех преданных или у конкретного преданного. Мы знаем пример Друваса Муни. Это хороший пример из шастр, что Друваса Муни он оскорбил великого преданного Умбхариши Махараджи. Умбхариши Махараджи всё отдал Господу, он все свои чувства посвятил служению Господу.

01:28:30 Ноги, руки, глаза, уши, язык, обоняние – всё служило Господу. Ум полностью, 100% был погружен – великий вайшнав. Он соблюдал пост, в течении года он постился экадаши все полностью. Совершал такую аскезу. И он должен был прервать пост в назначенное время утром. И в это же время пришёл Друваса Муни как гость – этот великий мистик с учениками. Он очень непростой, очень характер у него непростой, он легко гневается. Друваса муни, так же как легко его умиротворить, удовлетворить – частичное воплощение Господа Шивы. И пришёл гость. Он должен был принимать омовения, потом получить…

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 04 August 2018