Что такое Бхакти?
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
Введение. Ещё раз о ценности бхакти
00:00:00 Ом намо бхагавате васудевая.
Ом намо бхагавате васудевая.
Ом намо бхагавате васудевая.
00:00:06 Сегодня четвёртая лекция по книге Нарада Муни, которая называется «Нарада Бхакти Сутра». И, с некоторыми перерывами на разные другие программы, мы прошли первую главу, и эта глава называлась «Ценность бхакти», ценность преданного служения. И коротко мы вспомним, в чём её суть.
00:00:31 Ценность — это, по идее, что-то такое, непреходящее. Это то, что люди хотели бы иметь и не терять. И сейчас мы живём в мире таких, относительных ценностей. Никто не знает, что является абсолютной ценностью. Всё является ценностью относительно чего-то. Какой-то курс перевода есть, что относительно чего как ценится, что не ценится. Что вышло из моды, что вошло в моду. И люди привыкли к этой относительной реальности. Более того, они думают и говорят, что нет вообще никакой вообще абсолютной ценности, абсолютной реальности. Ничто здесь не является каким-то таким абсолютным критерием, в этом мире.
00:01:10 Но, к нашему великому счастью, абсолютный критерий, абсолютные качества и абсолютные ценности есть. Потому что все относительные ценности могут быть относительными только относительно Абсолюта. Если бы не было Абсолюта, не было бы и относительного. Если бы не было Реальности, не было бы и иллюзии.
00:01:29 Итак, к великому счастью, Абсолют есть. И, хотя этот Абсолют, как правило, людям представляется чем-то таким, размазанным, этот Абсолют. К счастью, кроме того, что Абсолют очень всеобъемлющий, всеохватывающий, также он имеет специфические черты, Абсолют. Если Абсолют, значит, в нём есть всё. Кроме всеобъемлемости, также и специфические черты должны быть в Абсолюте.
00:01:50 И веды говорят, что у Абсолюта есть специфические черты, это Кришна. Это личностная Его форма, Абсолюта. Хотя Он охватывает также и всё, Он такой, Кришна — не сектантский, Он не принадлежит Индии и индусам. Он говорит: «Я источник всех миров, и духовных, и материальных, все живые существа исходят из Меня». Он не говорит, индусы, или русские, или ИСККОН исходит из Меня, а другие и Меня не исходят. Он такого не говорил. Он говорит: всё исходит из Меня. То есть, в этом смысле Он Абсолют. Он Абсолют, охватывающий всё. И при этом Он имеет специфические качества личности. Иначе Он не был бы Абсолютом, если бы Он не имел чего-то в Себе. Абсолют обозначает: всё есть.
00:02:26 И бхакти ценно тем, что даёт нам определённые отношения с этой Абсолютной личностью. И ещё одна специфическая ценность бхакти состоит в том, что через практику преданного служения живое существо получает совершенное тело. Мы говорили в тот раз, что несовершенство жизни проистекает из несовершенства нашего тела. Не могу как следует наслаждаться, не могу как следует как-то действовать, чего-то не хватает постоянно в теле, потому что несовершенное тело. Несовершенная карма. Чего-то нет: умный человек, но некрасивый. А другой красивый, но бедный. Этот не бедный, но какой-нибудь ещё, там дефектный в чём-то. То есть, нету личности, которая бы полностью соответствовала бы этому критерию Абсолюта. Тело не совершенно, тело не абсолютно.
00:03:15 Итак, ценность бхакти состоит в том, что, во-первых, оно утверждает в нашей жизни абсолютный критерий, абсолютную цель, и, если мы практикуем бхакти — не просто являемся верующими в Кришну людьми, а служащими практически, через это служение развивается совершенное тело, в котором возможна совершенная жизнь. Вот в этом главная идея предыдущих наших разделов, наших лекций, которые под общим заголовком проходили «Ценность бхакти», то есть то, что даёт живому существу непреходящее, вечное, неувядающее тело, в котором возможна совершенная жизнь. И в этом совершенство бхакти.
00:03:50 Никакая философия, никакие медитации не могут развить это духовное тело, совершенное. И, раз не будет совершенного тела, не будет совершенной жизни. Итак, в этом ценность бхакти.
00:04:03 И сегодня мы, на четвёртом занятии, переходим ко второй главе этой книги, и глава называется «Определение бхакти». Теперь мы будем пару занятий определять, что же это такое, преданное служение. Итак, я буду, как обычно, зачитывать сутру коротенькую, и потом мы будем её разбирать.
Глава 2. Сутра 15-я: «Сейчас я опишу признаки бхакти на основе разных авторитетных мнений»
00:04:23 Сутра пятнадцатая. Вторая глава. Нарада говорит: «Сейчас я опишу признаки бхакти, преданного служения, на основе разных авторитетных мнений». Итак, преданное служение, вообще духовная тема, хотя она и абсолютна, тем не менее, он будет говорить о некоторых мнениях. Потому что то, что говорит Сам о Себе Кришна, это одно, — кто-то может подумать, может, Он самозванец, или ещё что-нибудь. Должны быть какие-то подтверждения.
00:04:51 И поэтому Кришна Сам, например, рассказывая Бхагавад-Гиту Арджуне, говорит в 13-й главе: «Сейчас, Арджуна, Я тебе опишу кое-что интересное, поле деятельности». Материальное поле деятельности, очень сложное. Он говорит: и в действительности Я тебе коротко это опишу, а если хочешь знать подробно, это всё описано в работах великих мудрецов, в частности, в Веданта-сутре, со всеми причинами и следствиями, вот так изложено.
00:05:18 Итак, самый высший авторитет, Кришна, берёт и указывает, что на самом деле лучше всего это изображено в Веданта-сутре. Всё, Он сразу же на авторитет писаний [ссылается]. И на авторитет великих мудрецов, Он говорит: риши всякие говорили об этом. Итак, Высший авторитет обязательно всегда ссылается на других. Кришна — кто ещё выше? И, тем не менее, Он указывает на мудрецов, на Веданту, и говорит: вот, вот они тебе всё точно, в деталях расскажут.
00:05:43 Итак, если мы видим, что кто-то говорит: «Это я так решил, это мне такое пришло в голову», но мы не находим тебе подтверждения, то надо быть осторожнее. Потому что даже Кришна в вопросе авторитетности всегда принимает духовного учителя. Кришна пришёл, принял гуру, Сандипани Муни, Господь Чайтанья пришёл, принял учителя, Ишвара Пури, Христос пришёл, крестился от Иоанна. То есть все настоящие учителя, они все приходят и в полном смирении вступают в традицию. Никто из них не провозглашает себя: я — аватара, пришёл неизвестно, откуда. Они все в полном смирении вступают в традицию и оттуда говорят.
00:06:23 Итак, Нарада Муни, хотя он сам один из величайших специалистов в этой сфере, начинает ссылаться на различные мнения. И, поскольку бхакти это наука, наука о взаимоотношениях с Богом, то в ней тоже есть свои специалисты, авторитеты. Многие люди думают, что религиозная жизнь — это всё просто сфера веры, сфера веры, где всё совершенно субъективно, у каждого свое. Нет каких-то абсолютных критериев, нет никакого чёткого пути, каких-то этапов развития. Просто какая-то вера, и у каждого как-то всё по-своему протекает.
00:07:00 Но в действительности мы знаем, что преданное служение, бхакти, это наука определённая, наука взаимоотношений. Как, существует, предположим, какая-то наука или психология семейных отношений, или общественных отношений. Точно так же есть наука отношений с Богом. И на самом деле, как, вот, есть специалисты в области разных форм психологии, отношений, так же есть специалисты в области отношений с Кришной. И эти специалисты — это великие преданные. И эти все корифеи этой науки, науки взаимоотношений с Богом, описывают её немножечко по-разному, хотя они согласны в одном, в общем выводе, и сейчас Нарада будет давать их мнение.
00:07:42 И перед этим в комментарии, уже Сатсварупы Дас Госвами (Прабхупада закончил, он только первую главу прокомментировал, дальше он уже не успел; начиная со второй главы комментарии Сатсварупы Даса Госвами идут), он в комментарии к этой маленькой сутре приводит девять основных процессов преданного служения, которые описаны в Шримад Бхагаватам, как их описал Прахлада Махарадж.
00:08:06 Это было большое разочарование для его папы, Хираньякашипу, когда он взял на руки своего маленького сына, Прахладу, взял и сказал: «Ну, Прахлад, расскажи мне, что ты выучил в школе, самые главные наставления». Там его обучали политике, экономике, дипломатии, всяким разным вещам как будущего Махараджа. Цари должны знать все эти науки хорошо. И что сказал Прахлада Махарадж? Он сказал: «шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам …» и так далее.
00:08:41 Итак, он сказал:
śravaṇaṁ kīrtanaṁ viṣṇoḥ
smaraṇaṁ pāda-sevanam
arcanaṁ vandanaṁ dāsyaṁ
sakhyam ātma-nivedanam
(SB 7.5.23-24)
00:08:46 Итак, девять процессов определил. Чему он научился? И Хираньякашипу, услышав, что самое главное, чему он научился, это слушаться Вишну, прославлять Его, памятовать, служить Ему и так далее, он как змеюку паршивую со своих коленей сбросил Прахладу, и говорит: «Где ты выучил эту гадость? Кто тебе сказал все эти вещи?!» И пошёл шерстить школу всю и учителей гонял, Шанду и Амарку, сыновей Шукрачарьи. «И как вы моего мальчика, вообще, научили таким глупостям! Он должен стать совершенным демоном, а вы чему его учите?» Они говорят: «Да мы вообще сами такие слова первый раз слышим, откуда он взял, мы не знаем!»
00:09:26 То есть суть в том, что Прахлада Махарадж впитал в себя все эти идеи ещё из чрева матери, потому что, когда Хираньякашипу совершал свою великую аскезу, а его жену, Каядху, хотели убить полубоги, думая, что там, в её чреве великий демон, достойный своего папы, Нарада защитил её и сказал: «Не трожьте её, там великий преданный». И он взял её в свой ашрам и давал ей наставления. И Прахлада там уже наслушался всех этих вещей, очень хорошо всё запомнил. И поэтому он изобразил всё, девять видов преданного служения, которые потом распространяются на 64 в «Нектаре преданности», они более подробно, таким веером широким описаны. И это в целом из чего состоит, из чего состоит преданное служение. Но мы должны сначала понять, что это такое, по духу.
Сутра 16-я: «Бхакти это сильная привязанность к различным видам поклонения Господу»
00:10:14 И поэтому в сутре шестнадцатой, следующей, Нарада Муни начинает говорить, причём он ссылается не на себя сначала — своё мнение он скажет в самом конце — а очень смиренно ссылается, на кого бы вы думали? На своего ученика. Учитель, перед тем как сказал своё что-то, ссылается на своего ученика.
00:10:35 И он выбирает в качестве первого мнения по поводу того, что такое преданное служение, мнение своего самого великого ученика, Вьясадевы, который был литературным воплощением Кришны. Итак, что он говорит? Что же такое бхакти, по мнению Вьясадевы? Он говорит: pūjādiṣv anurāga iti pārāśaryaḥ. Это переводится так: Шрила Вьясадева, сын Парашара Муни, говорит, что бхакти это сильная привязанность к различным видам поклонения Господу.
00:11:00 Итак, по мнению Вьясы, сына Парашары, бхакти — это сильная привязанность к различным видам поклонения Господу. Анурага — это привязанность обозначает, пуджа ади, пуджа это поклонение на алтаре, поклонение божествам, пуджа ади, ади — и т.д. То есть пуджа и тому подобные. Привязанность к пудже и т.д. — это и есть бхакти, когда человек — заметьте, не просто совершает, не просто само служение, а привязанность. Когда человек не может жить без этого. Ну, пристрастился, одним словом. И это даёт ему какой-то вкус, и он не может без этого, привязанность к этим вещам это и есть бхакти.
00:11:34 И, хотя здесь дальше будет перечисляться мнение ещё других личностей, они все авторитетны, они все совершенно разные, они все не похожи друг на друга, и они описывают процесс бхакти с разных сторон. И специально здесь Нарада Муни не даёт какого-то одного, всеобъемлющего такого определения, чтобы прославить всех мудрецов: и одного, и другого, и третьего. Можно было бы взять Рупу Госвами и дать его совершенное определение бхакти, но это мы сделаем в самом самом конце. А сейчас мы идём по этой Нарада Бхакти Сутре.
00:12:06 Итак, он даёт такие короткие, идёт по этим афоризмам, мнения выражает разных мудрецов, и объясняет их, что это такое. Итак, в сиддханте, то есть в окончательном выводе, все согласны, что удовлетворение Верховного Господа это самая суть бхакти. Но он сейчас начинает по разделам.
00:12:27 Итак, по мнению Вьясы, привязанность к поклонению это и есть самая суть бхакти. И мы знаем, что в Индии вот эти формы поклонения, пуджа, это очень-очень популярное дело, очень популярное. Когда несколько лет назад в Индии что-то там такое произошло, а — тогда приезжал, Майкл Джексон, ему, кстати, пуджу проводили, когда Джексон появился в Индии, ему проводили пуджу. Он только вышел из самолёта, серьёзно, на полном серьёзе, ему, там, какой-то поднос, и ему, там, все эти фитили, он сам был удивлён.
00:13:02 Ещё одну интересную пуджу они тоже проводили, когда что-то там такое было, какая-то или неделя американского кино, или что-то в таком ключе было. И сделали какой-то где-то парк там был, и, как, знаете, в Диснейленде большие фигуры этих вот разных персонажей сказочных. И там тоже была большая фигура этого, Микки Мауса, мышонок этот, один из персонажей диснеевских мультиков. Большой, метра три такой, стоял, из чего-то там сделанный. И на полном серьёзе, этой крысе, или этому, так сказать, мыши этой, проводилась пуджа, понимаете?
00:13:41 То есть суть в том, что в Индии пуджа это довольно популярный процесс. Особенно женщины очень любят это делать. В индийских в домах, вы придёте к кому-нибудь в офис, скажете: «А вот, о Боге книги возьмите». «Да, моя жена проводит пуджу, отстаньте, моя жена проводит пуджу, вот вам сто рупий, не надоедайте». Дома у них есть алтарь, и жена кому-то там пуджу проводит. Кому, он, может, даже сам не знает. Но знает, что что-то там происходит, кому-то там в колокольчик регулярно звонят. То есть в Индии это очень популярное дело.
00:14:12 И мы должны понять самую суть. Всякая ли пуджа является пуджей, в строгом смысле слова, выражением почтения? И в комментарии Сатсварупа Дас Госвами объясняет все эти вещи, что на самом деле, у многих людей, которые занимаются пуджей, очень оскорбительное и неправильное представление о пудже. Он говорит, в частности, люди не понимают, что пуджа состоит в том, чтобы доставить какое-то удовольствие Господу, когда, скажем, Ему предлагают какие-то блюда, там, что-то ещё. Пуджа, как правило, сопровождается какими-то песнопениями, и всё это нужно для удовлетворения чувств Кришны. И когда у человека есть ещё привязанность к этому процессу, это и есть бхакти.
00:14:53 Но у большинства людей концепция пуджи совершенно иная. И он объясняет в комментарии, что большинство людей имеют о Боге весьма безличностное представление, имперсональное представление. И даже когда они смотрят на форму, они уверены, что в этой форме что-то есть такое, бесформенное.
00:15:11 Шрила Прабхупада рассказывал однажды, они были в одной семье, в Бомбее, кто-то там из этих, пожизненных членов пригласил их к себе, это принято в Индии — приглашать садху, святых людей: приходите к нам, в гости, на обед. И Прабхупада пришёл, со своими учениками несколькими. Ну, у них там дом такой, богатый, их проводили по дому, показали, где что.
00:15:35 Прабхупада говорит: «А алтарь? У вас есть алтарь?» «Ну, конечно, Свамиджи, алтарь это у нас центральная часть». И они подвели его к этому алтарю, и там стояли божества Радхи и Кришны, всё нормально. И они почему-то были в чёрных одеждах. Полностью черные, знаете, такие одежды, необычные. Прабхупада говорит: «А почему они у вас в чёрных одеждах? Что за странный такой цвет, вообще?» Нет такого цвета, ну, в такие одежды никто никого не одевает. И они говорят, этот, хозяин говорит: «Вы знаете, Свамиджи, свет великого и вечного Брахмана, — говорит, — настолько сильно идёт от них, что он просто слепит меня, и поэтому мы одеваем чёрные одежды, чтобы немножко этот вот свет Брахмана притушить, пригасить маленечко».
00:16:19 То есть, этим огни дали понять, что, хотя у них стоят Радха и Кришна, на самом деле, за ними (они знают истину) какой-то там Брахман стоит, и он так сильно через эти божества слепит, что они его одели даже в чёрные одежды. Ещё им только чёрные очки осталось надеть самим, чтобы не ослепнуть. Итак, эти люди с таким имперсональным представлением совершают пуджу не для того, чтобы доставить удовольствие чувствам Господа, они совершают пуджу, потому что они уверены, что через этот процесс они постигают истину, стоящую за ними. За ними, там, какая-то истина абсолютная есть.
00:16:53 И поэтому их понимание пуджи оскорбительно. Потому что они не принимают вот эту форму за реальность. Они не принимают форму за реальность. Они считают, что это какое-то временное проявление для новичков. Новички, они не могут на чём-то таком вечном и абсолютном сосредоточиться, и им нужна какая-то форма. Ну, какая? Ну, похожая на тебя, вот такая, человеческая, и тебе будет просто понятно. А на самом деле истина стоит за этим. И в комментарии Махарадж объясняет, что вот эта форма поклонения является оскорбительной, то есть она лишена самого смысла пуджи, служения. Потому что смысл служения — своими чувствами доставить радость чувствам Кришны, всё очень просто. Всё очень просто, вот такая простая философия.
00:17:30 Но люди, у которых такие, мозги очень сложные, они как-то накручиваются очень интересно. И поэтому вот эти вот люди, с таким имперсональным пониманием, они имитируют процесс бхакти. Они видели, как это другие делают, как это делают преданные Кришны, настоящие преданные, и имитируют это. Но внутри у них другая концепция. И Кришна, зная их настоящие представления, их убеждения и их желания, вознаграждает их соответствующим образом. Как человек думает обо Мне, как он предаётся Мне, в той мере Я вознаграждаю его, как Кришна говорит в четвертой главе Бхагавад-Гиты.
00:18:03 Далее, некоторые говорят, что вот это внешнее поклонение божествам это такой процесс, проблемный, хлопотный, столько всего надо. На эту руку побрызгай, на ту побрызгай, три раза хлопни в ладоши, колокольчик, плюнь через левое плечо, повернись туда, сюда, такие мантры скажи — так всё это проблемно! Для чего это вообще все, они говорят. То есть, самое главное это поклонение в сердце.
00:18:31 Как, вот, я помню, в поезде ехал, в Индии, и сидели, там, джапу повторяли полтора суток, пока ехали. И один какой-то индус, он увидел, что я с кем-то там по-английски говорю, и говорит: «Можно с тобой поговорить?» Я говорю: «Да». Он говорит: «Что ты делаешь?» Я говорю: «Повторяю мантру». У меня на руке мешочек. А он говорит: «А, допустим, если бы у тебя не было чёток?» Я говорю: «Ну, можно без чёток, на пальцах, на руках». А он говорит: «А руки бы не было, может такой случай быть?» Я говорю: «Ну, может быть, — говорю, — ну, так бы, без пальца повторял». А он говорит: «А если б ты немой, например, был? Не мог бы звуки произносить?» Я говорю: «Ну, в уме бы произносил».
00:19:08 А он говорит: «О! — говорит, — вот это и есть идеал, понимаешь? То есть, сейчас столько всего — рука, чётки, мешочек, какие-то там бусинки щёчек, отсчитывай туда, сюда. Всё же, — говорит, — так просто, смотри, если у тебя нет чёток с мешочком, нет у тебя руки, нету у тебя языка, допустим, ты немой — ну, представь себе самую худшую ситуацию. Что остаётся? Остаётся твоё сердце, в сердце можно поклоняться Господу, вот, — говорит, — и делай это. Вот и делай это, для чего тебе вообще всякие внешние атрибуты?»
00:19:36 И то же самое для всего остального. Для чего такие сложности — формы эти, форма такая, форма другая, вставать ни свет ни заря, совершать омовения, их переодевать, такие одежды, другие одежды — какие хлопоты! Они говорят: так просто — поклоняйся в уме, и всё! И действительно, можно подумать, что правильно, правильно говорит человек, истинно советует. Действительно, вместо такого хлопотного внешнего процесса лучше в уме, манаса пуджа.
00:20:05 Тем более, что иногда в шастрах мы узнаём о том, что вот эта вот манаса пуджа, ментальное поклонение в уме, считается высшим, что внешние атрибуты — они так, для новичков, а вот настоящие уже такие специалисты, они могут манаса пуджу совершать. И мы читаем в «Нектаре преданности» тоже, как один брахман из Южной Индии, бедный был человек, ничего такого внешнего не было у него. Однажды услышал он в лекции, что можно поклоняться Господу в уме. И для него это был выход, потому что его экономическая ситуация была негодная совершенно. Он был преданным, но внешне у него никаких не было возможностей.
00:20:36 Но, благодаря тому, что была преданность, мы знаем эту историю, он собрал все наилучшие, в уме, параферналии, золотые сосуды, то, сё, другое, совершил поклонение, и приготовил Господу всё наилучшим образом, всё наилучшим образом. И Кришна был так доволен им, что Он забрал его тут же на Вайкунтху, без всяких проблем.
00:20:55 И кажется, что мы находим подтверждение, манаса пуджа, поклонение в уме, это самое главное. Но хитрость в том, что люди… Когда действительно ничего нет, как у этого бедного брахмана в Южной Индии — нет вопросов, вот тогда это наша единственная альтернатива. Но когда у человека есть возможности, реальные возможности, пускай у кого-то больше, у кого-то меньше, но есть реальные возможности служить Кришне, в таких обстоятельствах вот эта так называемая манаса пуджа, поклонение умом, это ничто иное как просто ловушка. Потому что человек на самом деле не хочет служить Богу. И поэтому он выдумывает: «А что, если бы у тебя не было руки, ноги или ещё чего-нибудь не было?»
00:21:33 И суть в том, что можно очень здорово всё сказать: ментальное служение Господу превыше всего. Я сегодня в своём уме распространил тысячу книг. Я накормил прасадом десять тысяч человек. В уме, ментально, понимаете? Я построил десять храмов в своём уме. Я сделал то, я сделал сё. Кто скажет, что нет? Как вы проверите, что нет? Я это ментально сделал.
00:21:58 То есть суть в том, что ментальное служение очень хорошо, но хитрецы некоторые, хитрецы, имея возможность и не желая всё это делать, говорит: «Да это всё для новичков, это всё ерунда вообще, внешнее какое-то служение — палочку предложи Мне, то, сё. Зачем это надо? Бог в сердце, вот, медитации такие». Но в преданном служении на самом деле мы не должны разделять все эти вещи.
00:22:26 Лучший вариант это когда человек совершает внешний процесс, допустим, та же самая пуджа, поклонение, и при этом он тут же умом присутствует, тут же. Тотальность бытия: и физическим телом он совершает подношение, и умом он совершает подношение. Вот тогда это, можно сказать, такой, полный процесс. С другой стороны, когда человек звенит в колокольчик, а думает сам, когда он пойдёт домой, смотрит на часы, сейчас он отзвенит и пойдёт по другим делам, это, конечно, не есть пуджа.
00:22:50 И то же самое, с другой стороны, когда человек занят в уме этими всеми вещами, хотя он мог бы также и вовне заняться, это тоже неполный процесс. Полный процесс это когда человек целиком и полностью в этом процессе находится. И если, на самом деле, человек внутренне привязан к служению Богу, как мы можем определить, что он внутренне привязан? Он внешне занимается тем же самым.
00:23:11 Потому что иначе эти хитрецы говорят: «Самое главное быть в уме преданным, а внешне неважно». Но закон жизни прост — то, к чему ты привязан внутри, это будет и во внешней деятельности. Иначе человек занимается внешне какой-то ерундой, мирским каким-то делом, и он говорит: «Но внутри, знаете, я очень, вообще глубоко привязан к Господу, служу Ему, мне нравятся эти вещи» — это полная ерунда. Потому что то, к чему человек в действительности внутренне привязан, то он и делает.
00:23:38 Психологи говорят: люди склонны двигаться в направлении своих мыслей. То, о чём мы думаем, к чему мы тянемся внутри, эти все вещи вовне и происходят. И очень трудно кого-то обмануть на самом деле.
00:23:50 И далее, некоторые говорят, что, как я сказал, пуджа — это поклонение божествам, и во всех формах: и когда человек смотрит всё это и поёт для божеств, это всё ерунда, для новичков. Но мы знаем из Чайтанья Чаритамриты, что такой великий преданный — не преданный, а сам Верховный Господь, Шри Чайтанья Махапрабху, каждый день приходил в храм Господа Джаганнатхи и, хотя Он не проводил пуджи, Он постоянно стоял, пока проводили пуджу, и Он участвовал в киртане, пел, смотрел, и мы не можем заподозрить Его в каком-то неофитстве в преданном служении, это сам Верховный Господь, который принял облик преданного, который показал, как это необходимо делать.
00:24:31 Итак, эти все аргументы, что пуджа для новичков, в строгом смысле слова, они не проходят. Пуджа и для новичков, и для совершенных личностей. Просто для новичков она нужна, для того чтобы активизировать наши чувства. Потому что то, чем мы занимаемся телом, об этом мы начинаем постепенно думать, и так наш ум пропитывается этими вещами.
00:24:49 Как научиться думать о Боге? Нужно что-то делать для Него практически. Как мы научились думать о всякой разной ерунде? Занимаясь ерундой, мы пропитались ерундой и научились думать о ней. Спонтанно, немотивированно, очень хорошо. Служением своему телу, и так далее.
00:25:02 Как научиться думать о Кришне? Аналогично, точно так же. То есть, когда мы свою жизнь наполняем всякими делами, связанными с Ним, тогда, значит, мы начинаем об этом естественно думать. Мы думаем о чём? О своих делах. То, чем мы занимаемся, о том мы и думаем. И когда человек начинает этим заниматься, он начинает об этом думать, и так постепенно Кришна глубже проникает в наше бытие, непосредственно. Итак то, что она для новичков, это не совсем точно, и новичкам, и всем, и продвинутым и совершенным это нужно.
00:25:30 Следующий момент — поклонение рекомендовано в Кали-югу, хотя не как самый главный процесс, тем не менее, это нужно как вспомогательный процесс для воспевания.
00:25:39 Представьте себе, что не было бы у нас этого замечательного алтаря, нет, были бы просто четыре замечательных белых стены. И не было бы ни одного изображения Кришны, ни Господа Чайтаньи, ни гопи, никого — ни панча-таттвы, ни Прабхупады, никого — белые стены, Брахман. Всё есть Брахман. Со всех сторон Брахман. И вот мы сидим и говорим о Брахмане, с утра до вечера — как интересно! Какой он белый, и ещё белее, и какой он вообще светящийся и ослепительный, и у каждого уже искры из глаз сыпятся. Брахман вообще из глаз, со всех сторон идёт.
00:26:14 Совершенно очевидно, что при воспевании, при практике преданного служения очень важно иметь понятие о Том, Кому мы служим. И поэтому эта форма Кришны является очень важной как для новичков, так и для совершенных. Только для новичка она стимулирует вообще какую бы то ни было медитацию, а совершенные личности уже испытывают вкус от того, что они смотрят на эту форму. Итак, не видя этой формы перед собой, довольно трудно практиковать преданное служение.
00:26:46 И дальше там в комментарии говорится, что искренне практикуя любой из девяти процессов преданного служения, человек может привязаться к поклонению Господу, и это будет бхакти. То есть когда человеку нравится это, когда он вошёл во вкус, и ему нравится служить. То или иное, в той или иной форме, какое-то активное служение ему нравится.
Сутра 17-я: «Бхакти это привязанность к рассказам о Господе и к словам самого Господа»
00:27:03 Далее, это было мнение, значит, Вьясадевы, сына Парашары. Сутра семнадцатая. Нарада Муни продолжает: kathādiṣv iti gargaḥ. Это афоризм. Теперь перевод: Гарга Муни говорит, что бхакти это привязанность к рассказам о Господе, к словам самого Господа, и так далее. Катха ади. Катха это означает тема, мы знаем. kathādiṣv iti gargaḥ — Гарга Муни это был великий преданный, великий астролог, который предсказывал как раз судьбу Господа Кришны, Гарга Муни.
00:27:38 Итак, это его мнение, что привязанность к рассказам о Господе и привязанность к рассказам самого Господа, к словам самого Господа — это и есть бхакти. То есть другой аспект. И мы знаем, что вот эти вот повествования, рассказы, бывают двух видов: те, которые изошли прямо от Кришны, непосредственно Его слова, это наша дорогая любимая Бхагавад-Гита, слова Самого Бхагавана. И второй вариант — это то, что сказано о Кришне. О Кришне — это Шримад Бхагаватам, Чайтанья Чаритамрита и так далее.
00:28:12 И Господь Чайтанья говорил, что преданный, что должен делать? Он должен сам пытаться следовать и приглашать других, и что делать? Кришна упадеша должен передавать всем. Как сказал Господь Чайтанья,
yāre dekha, tāre kaha ‘kṛṣṇa’-upadeśa
āmāra ājñāya guru hañā tāra’ ei deśa
(CC Madhya 7.128)
Куда бы ты ни пошел, кого бы ты ни встретил, передавай ему Кришна упадеша. Кришна упадеш — это что такое? Это наставления. И что такое наставления Кришны? Это Бхагавад-Гита от начала до конца, вот наставления Кришны.
00:28:42 И вот мы встречаем человека, который такой гьяни, философ. Мы ему что-нибудь скажем из последних глав Бхагавад-Гиты, которые посвящены сложным таким, философским вопросам. Вот активный деятель какой-то, который, не сидится ему на месте, но он тоже как-то интересуется вопросами духовного — мы что-то скажем ему из первых шести глав Бхагавад-Гиты, которые связаны с йогой деятельности, такими активными темами. Вот человек, который готов непосредственно к преданному служению — мы ему что-нибудь из центральных шести глав Бхагавад-Гиты выдадим.
00:29:13 Но в любом случае наставления Кришны, Кришна упадеша совершенны — для всех людей, и для таких, и для таких, с такой природой, с другой природой. Любящие медитировать, любящие действовать, любящие философствовать, любящие непосредственно служить — Кришна для всех подготовил упадеш, Свои какие-то наставления. Итак, невозможно передать другим Кришна упадеш, если мы его не читаем, не слушаем, поэтому преданные должны эти вещи хорошо знать.
00:29:38 И теперь другая форма Кришна катхи, это уже о Нём. Бхагавад-Гита это прямо Он говорит, непосредственно, прямо цитирует Сам Кришна, Сам Себя. А Шримад Бхагаватам, Чайтанья Чаритамрита — это о Нём, как великие преданные описывают Его. И в десятой главе Бхагавад-Гиты Кришна объясняет, что такое преданный. Как отличить — преданный, не преданный? Чем занимается преданный? Он говорит, что
00:30:03 mac-cittā mad-gata-prāṇā
bodhayantaḥ parasparam
kathayantaś ca māṁ nityaṁ
tuṣyanti ca ramanti ca
(Bg 10.9)
Мысли моих чистых преданных направлены на Меня, их энергия жизни направлена на служение Мне, они постоянно занимаются тем, что просвещают друг друга, беседуют обо Мне.
00:30:20 Причём это постоянно, kathayantaś ca māṁ. Катха, их разговоры обо Мне, мам. И они nityaṁ, постоянно, всегда. kathayantaś ca māṁ nityaṁ — и что происходит? Он говорит: в этом процессе tuṣyanti ca, они испытывают удовлетворение и ramanti ca, великую радость. Итак, вот жизнь преданного. Мысли Моих чистых преданных устремлены к Богу, их жизненная энергия направлена ко Мне, их разговоры и мысли обо Мне, они просвещают друг друга, и в этом они испытывают, находят большое удовлетворение и наслаждение.
00:30:49 Итак, это невозможно, если человек не знает Кришна упадеш. Поэтому писания, в письменной форме, лекции на эти темы — это как раз и есть то, что называется Кришна упадеш. И привязанность к слушанию этих вещей, к слушанию, к изучению, к памятованию — это другая форма бхакти. Не другая форма, а другой аспект определения бхакти, по мнению Гарга Муни.
00:31:17 И интересно, в Десятой Песне Шримад Бхагаватам говорится, что не имеет интереса к этим темам только мясник или убийца собственного «я». Вот эти личности не имеют интереса к этим темам. То есть, либо это человек, который, у него руки в крови, он постоянно что-то там рубит, настолько черство его сердце, что ему это совершенно не интересно. Либо убийца собственного «я», что, по сути дела то же самое. То есть в Десятой Песне Бхагаватам Шукадева Госвами сравнивает мясника с убийцей своего «я», фактически, говорит, это то же самое.
00:31:50 И Нарада Муни в Первой Песне Шримад Бхагаватам тоже говорит о том, что «на собственном опыте я убедился, что для тех, кто не знает покоя от желания соединить свои чувства с их объектами, лучшим спасательным средством, на котором они могут переправиться через океан рождений и смертей, являются повествования о деяниях бессмертного Господа». То есть это такое плавсредство. Как в четвёртой главе Бхагавад-Гиты тоже Кришна называет это гьяна плавена. Гьяна плавена. Гьяна — это знание, плавена — то, что плавает, соответственно. Итак, он говорит: «Поднявшись на корабль трансцендентного знания, ты сможешь пересечь океан невежества».
00:32:27 И получается так, что вот этот вот упадешь, или наставления, слова Кришны, Самого Кришны, или слова о Кришне, это и есть то самое плавсредство такое, духовное, трансцендентное, которое не позволяет нам утонуть в этом материальном мире. Потому что в противном случае живые существа тонут, и это очень печально.
00:32:47 Я видел однажды одну такую похоронную процессию в море, когда плавали, были в одном очень, таком, затяжном рейсе, и там… Это такие круизы, в которые дети своих стариков отправляли, сплавляли. Они покупали им какой-нибудь билет такой, и всё — они отправились в круиз, 45 дней, большой такой. Там, они выходили откуда-нибудь из Австралии и шли на север, через все эти острова Океании, Новой Гвинеи, Гонконг, Сингапур, Япония, там, всё это по кругу и обратно, со всеми этими вещами, долгий такой круиз.
00:33:24 И у тех практически, у этих детей, у них был такой, тайный прицел, как я заметил, что их предки обратно уже не приплывут. Потому что похороны — дело дороговатое, а в море всё делается очень просто, всё очень просто. Там на такие большие круизы со стариками обязательно брали какого-нибудь пастора, который читал проповеди на всякий случай. Ну, такая у него была похоронная проповедь тоже, очень простая. И вот, однажды, одна бабушка уже не выдержала, видимо. Когда её внесли на пароход, она в коляске, значит, была, и вслед за ней несли два баллона, она дышала от баллона с кислородом. У неё были в каждой ноздре шланги такие тоненькие.
00:34:19 Но самое интересное было в другом. Несмотря на то, что в каждой ноздре у неё было по шлангу, во рту у неё торчала сигара, такая, мощная. У неё, как я понял, лёгких там уже не было, скорее всего, я не знаю, что там было вместо лёгких, и она уже была совершенно, ну, я не знаю, сколько ей, там, было лет, трудно было определить по виду. Но при этом она продолжала весь процесс наслаждения. Но не дожила бабушка. Видимо, сложновато было всё это делать. И, когда она, значит, оставила тело, дирекция круиза быстро позвонили по спутниковому телефону её родственникам и спросили.
00:34:58 Ну, понятно, ещё 20 дней пути, куда её тут, хранить, тропики — трудно, сами понимаете. В контейнере с мороженым там, один день её похранили, потом пассажиры как узнали, что там мороженое с этой бабушкой хранилось в этом контейнере — мороженое всё списали сразу, отдали экипажу, русскому экипажу, неприхотливому. И потом все говорили: «Ну, что, подарок от бабушки будет, мороженое сегодня». Экипаж не брезгливый, ели. Ну, контейнер большой, конечно, был, морозильный, рефрижератор такой стоит.
00:35:27 А родственники говорят: «Да, да, конечно, конечно, мы даём полное добро, чтобы вы её там по всем правилам за борт отправили». И им говорят: «А эти самые, баллоны-то, нужны?» «Не, баллоны тоже не нужны, баллоны не нужны». Ну, вообще, отлично, и от бабушки, и от баллонов избавились, баллоны тяжёлые такие. И всё — бабушку замотали там, в какую-то там тряпку, к ногам по баллону, там, и на корме, в четыре утра… Ну, капитана вызвали, капитан пришёл, как полагается, директор круиза, меня там тоже позвали, как, такое, связующее звено, я был пассажирским помощником капитана. Ну, и всё, этот пастор тоже, там, сонный, открыл свою библию, прочитал, там несколько этих самых шлок, и, короче говоря, Аминь! И за борт.
00:36:22 То есть так джива тонет в океане материального существования, в буквальном смысле слова. То есть не только сознание дживы тонет, а даже вот такие вот печальные картины иногда происходят, что, по самому экономичному варианту. На берегу это было бы очень-очень дорого делать. А так всё. И всё — с приветом. И родственники подумали: «Дёшево отделались. Дай Бог ей здоровья, дай Бог ей Небесного царства». И всё хорошо. Замечательно. И землю не занимать, и, в общем, всё здорово.
00:36:52 Одним словом, поскольку живые существа… Это, конечно, такой, ну, яркий, вопиющий пример, как живое существо действительно погружается в пучину и становится пищей для всяких рыб. На самом деле тонуть в океане материального существования, как большинство тонет, это ещё страшнее, потому что живые существа здесь находятся на дне жизни и даже не подозревают об этом, даже не подозревают, в каком состоянии они находятся. Что это такое, материальное бытие.
00:37: 20 Я вот тут показывал, на днях проходили на бхакти шастре, пятнадцатую главу Бхагавад-Гиты, которая описывает материальный мир как перевёрнутое дерево. Я принесу цветную иллюстрацию, у меня такая, большая есть, из японской Бхагавад-Гиты. Где говорится, что материальный мир — это перевёрнутое древо бытия. И там самое дно этого материального бытия, тёмное, как Марианская впадина, потом чуть посветлее, чуть светлее ещё. И большая часть людей, являясь частицами Бога, будучи детьми Бога, ничего не знают об этом своём наследстве, об этом своём богатстве, и как тёмные рыбки, во тьме где-то плавают. И понятия не имеют, что там, где-то наверху, какая-то суша, какие-то города, какая-то цивилизация, какая-то жизнь, совершенно невдомёк. Вот червячки, вот тьма, вот какие-то иногда большие рыбы появляются, которые их пожирают — вот так они живут, в страхе, в какой-то пещерке, в таком вот состоянии. И понятия нет ни о какой Высшей Реальности.
00:38:16 Итак, вот это вот знание о деяниях Кришны как раз и есть то самое плавсредство, которое по поверхности этого океана может нас доставить к Кришне. И привязанность к слушанию об этом это ещё одно определение бхакти, по мнению Гарга Муни.
Сутра 18-я: «Бхакти это то, что проявляется после устранения препятствий в процессе взаимоотношений с Верховной Душой»
00:38:31 Далее, сутра восемнадцатая. Афоризм следующий: ātma-raty-avirodheneti śāṇḍilyaḥ. Перевод: Шандилья говорит, другой мудрец говорит; Шандилья говорит, что бхакти это то, что проявляется после устранения препятствий в процессе взаимоотношений с Верховной Душой. Итак, бхакти это что-то такое есть, но оно не проявляется, пока какая-то скверна в сердце есть. Но когда эта скверна ушла, вот этот вот вкус, это чувство, которое проявилось, это и есть бхакти. С другой стороны он определяет, даёт определение бхакти.
00:39:02 И мы знаем, что одного просто очищения души маловато. Поэтому Нарада объясняет, он говорит, что, хотя Шандилья и говорит об очищении души, просто очищения души для проявления этого вкуса мало. Должно быть ещё что-то, что вкусное. То, что у меня есть чистый вкус, это ещё не обозначает, что я буду чувствовать вкусное. У меня есть тонкое чувство, допустим. Но нужно какое-то блюдо, которое я буду есть. Вот для чего этот вкус существует, эта способность души.
00:39:29 Поэтому просто очищения сознания маловато для того чтобы испытать высшее счастье, должно быть что-то на другой стороне, что я пробую своими этими чувствами, с чем я соприкасаюсь душой. И в комментарии там приводятся в качестве примера великие мудрецы, четверо кумаров, которые были чистыми душами, очищенными душами. Но они не были бхактами, преданными, сначала. Но сознание их было чисто. Однако бхакти ещё не было. И когда они встретились с Кришной. Когда они увидели Его, когда они увидели Его преданных, испытали этот вкус — вот теперь появилось бхакти.
00:40:04 То же самое говорится про Шукадеву Госвами. Он был чистой личностью, настолько чистой личностью, что его вполне устраивало положение в чреве своей матери. Мало кого устроит вот так вот в скрюченном виде сидеть так долго, понимаете? Никому это не понравится. Но Шукадева Госвами готов был вечность так проводить. Потому что, когда Вьяса ему говорил: «Эй, пора выходить, сын мой, пора». А он говорит: «Да какая разница? Там Брахман, здесь Брахман, всё Брахман — какая разница, здесь, там. Здесь, по меньшей мере, я помню, никаких чувственных наслаждений нет, а выйду туда — там майя, там майя, я осквернюсь, поэтому лучше буду здесь». И Вьяса уже не знал, что делать, как его оттуда вызволить. (Смех.)
00:40:46 И, в конце концов, Кришна пришёл и сказал: «Выходи, Шукадева, всё будет хорошо. Ты не осквернишься всем этим, всей этой майей». И только когда уже Вьяса рассказал Шримад Бхагаватам, тогда Шукадева Госвами вышел, привлёкся всеми этими вещами. Он убежал подальше, от дома, от всего, чтобы никак не оскверниться этой материальной жизнью. Потом его ученики Вьясадева выманили из леса, читая шлоки Шримад Бхагаватам, которые когда-то он слышал тоже, находясь в чреве свой матери. И так Шукадева Госвами, привлекшись ими, вышел из леса, пришёл, наконец.
00:41:24 То есть, суть в том, что вот этот вот вкус, сам по себе, возможен только тогда, когда есть вкушающий; вкушающий, то, что вкушают, и сам процесс должен быть. Итак, бхакти, в комментарии Махарадж объясняет, что подразумевает три элемента: душа, Бог и процесс связи между ними. Без этого никакого вкуса не будет. Без этого никакого вкуса не будет, потому что должны быть эти три элемента. И, если майявади говорят, что всё есть одно, Бог и душа, в конце концов, сливаются, в конце концов, сливаются. Они даже говорят, что гопи — да, гопи такие великие, они великие, и танец расы это самое великое, что есть на свете. Они говорят: но мы должны понять смысл танца расы. В процессе этого танца раса гопи как индивидуальности сливаются с Кришной и вступают в единое великое Одно. Вот так они интересно это всё дело интерпретируют.
00:42:16 Но мы знаем, что тот, кого мы любим, неужели у нас есть желание с этим человеком слиться? Мы как раз бы хотели сохранять свою индивидуальность. И в этой индивидуальности эти отношения углублять. В этом смысл преданного служения. Но у некоторых людей такая идея, что нужно слиться, нужно войти в это Одно.
00:42:37 И интересно то, что, когда они так думают, то получается, что бхакти или преданное служение — это просто временный феномен. Вот я — маленькая частичка Брахмана отколовшаяся, вот есть целый Брахман, совершая ваш процесс, там что-нибудь такое слушаю или служу Ему, и, в конце концов, я заштопал все эти дырки, эту связь с Брахманом, порванную, восстановил и всё, и теперь я стал опять Брахманом. То есть бхакти это был просто временный процесс, который соединял меня с этим. А если бхакти был временный процесс, значит, и вкус был временный, вот и всё. И в этой философии очень много разных таких нестыковок, и я даже не собираюсь их развивать, потому что это не наша тема.
00:43:15 Итак, преданное служение это то, что даёт человеку вкус, очень интенсивный вкус. Это ещё одно из определений. И Махарадж в комментарии объясняет, что на самом деле, когда даже живое существо, обычный человек, материалист, просто стремится даже к чувственному наслаждению, то он может получить его тоже через взаимоотношения со Всевышним, никак не иначе. И он объясняет, как это происходит. Например, человек просто чего-то касается. Горячей рукой чего-то прохладного. Ему жарко, и он касается чего-то прохладного. Или, там, ещё что-то такое: глаза его касаются приятного образа, или уши — приятного какого-то звука. Это чувство, материальное наслаждение, он получает только в контакте со Всевышним.
00:43:57 И он объясняет, как это происходит. Он говорит, что на самом деле тело в своих ощущениях зависимо от души. Потому что главный ощущающий — это душа. Тело не может ощущать. Тело не обладает такой способностью, оно обладает способностью проводить в какой-то степени. Но само объективное ощущение жизни в теле из души исходит. То есть я ощущаю, но просто через тело. Итак, без души тело не может чувствовать. Но даже одной души мало. И он объясняет дальше. Итак, даже в чувственном наслаждении, чтобы тело что-то почувствовало, важна душа, которая через тело чувствует.
00:44:32 Но даже душа в своих ощущениях не независима. Он объясняет, что чувства души есть продолжение чувств Высшей Души, Параматмы. Итак, Параматма в сердце — это источник изначальных чувств. Джива — её частица. И джива может чувствовать, только потому что Кришна чувствует что-то, только поэтому и никак иначе. Итак, даже когда люди просто наслаждаются обычным чувственным наслаждением и о Боге ни малейшего понятия не имея, через чувства что-то ощущая, они зависимы от души, а душа зависима от Сверхдуши.
00:45:03 И так он показывает, что в любом случае наши ощущения происходят через Бога. Без Бога невозможно. Но, поскольку в этой цепочке чувственных наслаждений Бог стоит на последнем месте — на последнем месте — то живое существо само не может получить высшего стандарта счастья. А преданное служение — это когда Кришну мы ставим на законное первое место. И тогда, предлагая что-то Его чувствам непосредственно, прямо — не через свои материальные ощущения, а прямо предлагая Его чувствам — живое существо получает новый опыт, другой опыт, непосредственно от самого Кришны он получает это вот удовлетворение. И это была сутра восемнадцатая.
Сутра 19-я: «Бхакти состоит в том, чтобы предлагать Господу каждое своё действие и ощущать великое горе, забыв Его»
00:45:43 Сутра девятнадцать. Нарада говорит, теперь он приводит своё мнение. Привёл мнения трёх мудрецов сначала, это Вьясу, потом привёл Гарга Муни, потом привел Шандилью риши, теперь он себя, скромно так на четвёртое место ставит и говорит: «Однако Нарада (Нарада говорит сам о себе), однако Нарада говорит, что бхакти состоит в том, чтобы предлагать Господу каждое своё действие и ощущать великое горе, забыв Его».
00:46:09 Итак, теперь Нарада Муни даёт своё определение преданного служения, которое в действительности не противоречит всем трём, оно их определённым образом [перерыв записи]. Что для преданного, когда он не видит Кришну или забыл Кришну — это великое горе. И там он в качестве примера приводит стих Шикшаштаки, что весь мир мне кажется пустым, когда в нём нет Тебя, yugāyitaṁ nimeṣeṇa. Что каждое мгновение, нимеша, это одна маленькая часть секунды, кажется мне целой югой, целой эпохой, которая длится очень долго.
00:46:52 И он объясняет, что в этом смысле, преданные, которые сильнее всего привязаны к Кришне, это преданные Вриндавана, жители Вриндавана. Он говорит, что Кришна — это высшая форма, а те, кто является преданными этой форме, являются лучшими преданными. И так он говорит, что преданные Вриндавана это самые лучшие преданные, потому что они не могут жить вообще без Него и даже ругают Брахму за то, что он создал несовершенные глаза. Когда глаза моргают, мы этого не замечаем даже, настолько быстро это происходит. Но когда моргают гопи, то вот эта вот какая-то доля секунды, пока глаз моргает, для них за это время нестерпимо не видеть Кришну.
00:47:28 То есть, мы даже не замечаем этого, понимаете, насколько быстро — глаз моргнул, и всё. Можно много раз моргнуть в течение минуты и даже не заметить, сколько раз. А они говорят: «Этот Брахма, творец, вообще кто его поставил на это место вообще? Он творить вообще не умеет! Он сделал такие несовершенные глаза, что мы мигаем, и в это мгновенье наше сердце разрывается от разлуки». Можете себе представить? Вот на такое короткое время, и они уже не могут жить без Кришны. Это обозначает, полная, тотальная привязанность, анурага, очень глубокая привязанность.
00:47:57 Итак, определение Нарады Муни объединяет вот эти вот все три. И он говорит, что преданное служение — это подношение Ему всех действий, потому что пуджа это одна из форм подношения, по определению Парашары, вернее, Вьясадевы. Пуджа, привязанность к пудже — вот, что такое бхакти. А Нарада говорит: нужно предлагать всё. Не только на алтаре какие-то вещи, пуджа, нужно предлагать всё. Итак, пуджа входит туда.
00:48:24 Второе, он говорит, что Гарга говорил, что привязанность к слушанию является такой важной. А Нарада говорит, забыть о Кришне на мгновенье это величайшее горе. И поэтому, когда человек не слушает, естественно, не памятует об этих вещах, то он погружается в это состояние горя, забвения. И третье, Шандилья говорил, что вкус присутствует очень сильный между душой и Кришной. И когда этого вкуса нет, живое существо как раз и помирает, по мнению Нарады Муни, это великое горе, если нет этого вкуса.
00:48:54 Итак, его определение включает в себя все остальные. И когда, интересно, когда, Нарада Муни говорит, мы предлагаем всё, то в этот момент наши действия становятся совершенными. Буквально вчера-позавчера тоже мы читали на Бхакти шастре один комментарий из семнадцатой главы Бхагавад-Гиты, где Шрила Прабхупада говорит, что преданное служение Кришне является авторитетным научным процессом взаимоотношений, при котором не происходит потери энергии.
00:49:28 И мы разбирали это понятие. Что такое потеря энергии? Энергия — это наша способность вообще действовать, способность совершать работу какую-то, это энергия. И энергия берётся из самого Кришны, Он источник всех энергий, таково определение по Веданта сутре. Бог — это абсолютный источник всех энергий. Из Его личностной формы все эти энергии изошли. И не происходит потери энергии только тогда, когда энергия, которая из Его личностной формы изошла, к этой же форме и вернулась.
00:49:54 Но в большинстве случаев мы видим, что люди, получая энергию от Кришны, хотя она проходит через много разных инстанций, поэтому мы и не понимаем, что она от Кришны. Она так спускается через материальную природу и через всякие, всякие «подстанции» проходит, и поэтому люди говорят: нет, это из государственной казны, нет, это от нашей матери-природы, нет, это от моих родственников, нет, это из земли, нет, это оттуда, это отсюда — то есть из каких-то они промежуточных инстанций берут и не понимают, что Кришна — удалённая причина всех энергий, поэтому у них не возникает идеи о том, чтобы Кришне вернуть. Поэтому знание нужно, что Он источник всех энергий.
00:50:29 Итак, энергия исходит из Него, но в большинстве случаев к Нему не возвращается. Она к Нему не возвращается, люди не имеют такого понятия, что нужно Ему вернуть эту энергию, и в этот момент происходит потеря энергии. Что это значит? Мы знаем, в строгом смысле слова, что существует закон сохранения энергии, что энергия никуда не девается. Но она потеряна в том смысле, что она не вернулась к Кришне прямо. Она застряла где-то на середине. И раз человек потратил эту энергию не прямо на Кришну, на что-то другое, налево ушла эта энергия, то эта самая энергия и связала его.
00:50:58 И смотрите, что происходит в этом процессе? Кришна недоволен этой конкретной личностью, и эта джива сама не может быть довольна, потому что эта энергия, вместо того чтобы приблизить дживу к Кришне, она связала кармой, понимаете? Эта энергия, не вернувшаяся к Богу, в каком-то смысле она потеряна. Потеряна в том смысле, что она перешла в более грубую форму.
00:51:16 Энергия любви… Что значит энергия любви? Энергия любви — это значит, Кришна дал нам. Дал, это Его любовь, Он дал нам — пожалуйста, пользуйся. Это Его любовь, с Его стороны. А с нашей стороны любви нет. С нашей стороны пошло присвоение. С Его стороны бескорыстие, с нашей стороны корысть. Итак, Он проявил Свою любовь в том, что дал. Теперь мы взяли и не отдали Ему. И то, что мы Ему не отдали, нас же и связало. И поэтому живое существо стало более обусловленным. И Кришна менее доволен. Итак, можно сказать, что это временная потеря энергии происходит.
00:51:47 И из этого определения Нарады Муни, что преданное служение обозначает всякое действие предлагать Кришне, можно сделать вывод, как говорит Прабхупада, что при таком действии не происходит потери энергии. То есть энергия в своём чистом виде, Кришна проявляем к нам любовь, и живое существо возвращает Ему то же самое в духе любви. Вот это совершенные отношения, и они не связывают человека кармой.
00:52:08 И далее интересно в комментарии говорится, что, поскольку живые существа — частицы Кришны, то в строгом смысле слова, они могут быть счастливы только тогда, когда они доставляют радость Кришне. И там Махарадж приводит известный афоризм: Kṛṣṇe tuṣṭe jagat tuṣṭam. Когда Кришна доволен, то вся вселенная довольна. И естественно, что Кришна в целом-то всегда доволен, Он всегда счастливый. Но Он может не быть доволен нами конкретно, нашими конкретными действиями. Если Он недоволен моими конкретными действиями, значит, я не буду доволен. Если вашими, значит, вы конкретно не будете довольны.
00:52:41 Итак, хотя Кришна сам по себе всегда счастлив и доволен, в действительности, если мы не даём Ему чего-то, то Он недоволен, и мы не можем быть довольны.
Сутра 20-я: «Все три определения бхакти, являются совершенно правильными»
00:52:56 Далее, в сутре двадцатой, говорится, что, на самом деле, все три формы бхакти, вот эти вот все три определения бхакти, являются совершенно правильными. Совершенно правильными, и вот этот вот вкус, о котором говорил Шандилья, это такие вещи, которые являются показателями бхакти, показателями преданного служения. И бхакти это не какая-то такая субъективная вещь, которую просто человек сам имеет, но он не может продемонстрировать. Хотя он не должен демонстрировать, тем не менее, для нас в жизни очень важны примеры личностей, которые развили в себе бхакти.
00:53:40 И он там приводит в качестве примера Прабхупаду, который сумел показать, как предлагать все свои действия Кришне, и показать, что такое чувство разлуки, постоянно он говорил о Кришне, думал. Такие примеры очень и очень важны.
Сутра 21-я: «Гопи Вриндавана — пример чистого преданного»
00:53:55 И далее, в последующих сутрах, они, такие, коротенькие, раскрывается такая тема, что теперь, как вот бхакти проявляется, он говорит: наилучшими представителями бхакти являются жители Вриндавана. Он говорит: yathā vraja-gopikānām. Гопи Вриндавана — пример чистого преданного. Мы знаем много разных преданных. Он мог бы привести пример Арджуны, Прахлады Махараджа, ещё кого-то. Мать Яшоду, Уддхаву. Но он приводит в качестве примера идеального гопи, почему? Потому что гопи это те, кто пожертвовали ради Кришны всем. В том числе, их семейная жизнь расстроена, потому что их мужья подозревают их в тайных взаимоотношениях с Кришной, постоянно, там, сцены, скандалы им устраивают. Их имидж не очень, потому все догадываются, что они куда-то там бегают по ночам к Кришне.
00:54:50 Но они жертвуют всеми этими вещами ради Кришны. По всем статьям остальным, они вообще несчастны. Они постоянно собираются, гопи, и постоянно скорбят, какие они несчастные в действительности, что мы любим Кришну, но свои отношения с Ним мы не можем утвердить, потому что у нас уже есть мужья, какой ужас, и так далее. То есть наша жизнь рухнула. Потому что, по ведическим понятиям, развод не существует: раз вступает человек в брак — и всё, это уже принимай как волю судьбы, ни шагу назад, ничего такого нет. И они, как последователи вед, с одной стороны, нет никакой речи о разводе, но, с другой стороны, они страшно любят Кришну, и поэтому они говорят: «Проклятая судьба! Мы любим одного, а вынуждены жить с другими». Но всё это устроено таким образом, чтобы их чувства были всегда очень острыми, благодаря тому, что Кришна для них — это своего рода такой, запретный плод, к Нему сохраняется такой, стойкий и постоянный вкус.
Сутра 22-я: «В своей любви гопи забывают о величии Кришны, но их за это нельзя обвинять»
00:55:45 И далее говорится, что в своей любви гопи забывают о величии Кришны, но их за это нельзя обвинять и критиковать. Потому что, в действительности, хотя Кришна это Бог, Он бы хотел, чтобы кто-то с Ним был в таких, более простых отношениях, на «ты». Как правило, люди, который занимают какие-нибудь высокие посты, они мучаются от одиночества, потому что многие люди к ним очень так, уважительно относятся, вокруг них какой-то такой ореол недоступности, славы и всё прочее. Они со всеми на «вы», и очень мало таких вот людей, с которыми можно доверительно по-простому общаться.
00:56:21 Представьте себе тем более Бога, Кришна, Высшая Личность. И кто может с Ним сравниться? Кто Ему может быть равным или выше? Никто. Это обозначает, что Он навеки обречён на такие вот отношения, господина, всё время сидеть в такой вот недоступной позе, и все остальные вокруг Него пляшут и поют. И никто к Нему не может близко подойти, потому что Он великий Бог, то есть на это Он обречён, казалось бы, Своим положением. Что Он выше всех, и никто не равен Ему.
00:56:48 Но Ему хочется более простых отношений. И эти вот жители Вриндавана, гопи, это как раз те, кто выполняют Его самую сокровенную мечту. Хотя они знают, что Он Бог, и, тем не менее, они с Ним находятся в таких вот близких, фамильярных отношениях.
00:57:03 Итак, это близкий круг, близкий круг личности Бога, такой, эзотерический, которые знают, что Он как личность хочет. Хотя они знают, что Он Бог. Иногда гопи прекрасно осознают, что Кришна — это Верховная Божественная Личность. Они Бхагавад-Гиту цитируют направо и налево. Они знают шастры вообще фантастическим образом, гопи. Почитаешь такие книги, как Вену-Гита или [Напараяхам], они вообще, почти все Упанишады, направо, налево, они всё знают, потому что в прошлом гопи это великие мудрецы, это величайшие аскеты, которые прошли через многие-многие жизни, пока не достигли этого совершенства. У них всё это уже пройдено. Но для них это не важно. Для них это всё знание, чистота, величие, аскетизм это второй план, это не так важно. Для них важны эти самые близкие отношения с Кришной.
00:57:51 И поэтому, хотя они порой довольно остро понимают, Кришна — это Верховная Личность Бога, от этого они не становятся такими, муни, философами, мудрецами. Нет, они продолжают оставаться смиренными служанками Кришны, которые готовы для Него пожертвовать всем: социальным этикетом, своим положением, статусом, всем, всем, всем, абсолютно. Репутацией, не имеет значения. То есть в таком состоянии, в таком режиме они служат Ему.
00:58:14 И Кришне очень важно эту вот расу получать от живых существ. Там дальше приводится интересный пример, что, когда, значит… Кришна родился же в Мадхуре, да? В тюрьме. И замысел был таков, что поменять Его, подменить. Там дочка родилась у Яшоды, да? И подменить этих детей. И вот Васудева взял, в корзине, там, все эти стражники, в полночь, звезда Абхиджит взошла, 20 минут, которые всего бывают, её действия, Кришна в это время родился, все замки открылись, все стражники уснули. Васудева взял Кришну в корзине, и на голове понёс Его к Ямуне, и там такой шторм был, волнение на Ямуне, и в это время воды Ямуны как-то так разошлись, расступились и Васудева понёс Кришну.
00:59:13 И что сделал Кришна в этой ситуации? Кришна вдруг выпал из корзины. Как-то так Васудева оступился, что-то такое произошло, и этот новорождённый младенец выпал из корзины. И что делал Васудева? Васудева прекрасно знал, кто такой Кришна. Он прекрасно знал, что Кришна это Верховная Личность Бога. Только что — ещё пяти минут не прошло — как Кришна после Своего явления показывал им Свою четырёхрукую форму Нарайяны в тюрьме, и Деваки сказала: «Убери, а то меня ругать будут, что я Бога родила, не дай Бог, за все такие вещи. Давай ты будешь маленьким ребёнком». И Кришна сказал: «Хорошо». Он убрал эту четырёхрукую форму Нарайяны, вот, маленький ребёнок, и Деваки говорит Васудеве: «Спасай быстрее, а то Камса убьёт Его, надо Его быстрее к нашим друзьям во Вриндаван, к Яшоде отнести, потому что мы тут сидим, узники».
01:00:01 И всё так произошло замечательно, Васудева взял эту корзину и понёс. И вдруг такая незадача — как-то он там оступился, корзина наклонилась, и этот маленький младенец — хоп! И выскочил из неё. И как бы мог повести себя Васудева? Он знает: Кришна это Бог, всемогущая Личность, которая держит все вселенные. Неужели Он не спасёт Сам Себя? Но что сделал Васудева? Он, полный чувства, с криком нырнул в эти волны и стал этого своего младенца доставать, понимаете? Для чего так сделал Кришна? Для того чтобы выудить из Васудевы эту отеческую расу, понимаете?
01:00:35 Ему важно, что кроме вот этого осознания, что Кришна это Великий Бог, в данный момент Кришна поступает как маленький беспомощный младенец — надо спасать! Итак, Великий Бог стал беспомощным младенцем, которого нужно спасать! Суть не в том, что Его надо спасать. Это Он нас всех спасает. Суть в том, что в данный момент Васудева должен проявить свою расу. И он в этот момент забыл, что Кришна Бог. Он подумал: «Кришна это мой маленький новорождённый сын, нужно спасать его быстрее!» И он нырнул, и он из этих волн Ямуны еле выловил этого младенца: «Ух! Слава Богу!» И опять Его понёс.
01:01:06 То есть у великих преданных, таких как гопи и Васудева, это понимание есть, что Кришна Бог. Но оно на втором плане. А на первом плане — это их раса: либо любовная, как у гопи, либо родительская, как у Васудевы. И это самое главное. То есть знание о величии Господа не побуждает такую мысль в умах этих людей, что «Бог велик, для чего вообще Ему служить?» Это очередная идея, очередная ловушка так называемых философов: Бог такой великий, Бог всё знает, Он всё умеет, у Него всё есть — для чего Ему моё какое-то смешное служение? Вот, там что-то шьют, или что-то будут предлагать, какие-то там гирлянды, что-то ещё — для чего это Ему? У Него всё есть!
01:01:52 Но вот эта вот идея — Он Великий Могучий Бог — она убивает саму идею преданного служения. У Него всё есть, зачем Ему служить? Суть не в том, чтобы Ему служить, а суть в том, что в этой деятельности, когда мы что-то делаем, мы обязательно вкладываем чувства. И Кришне важно это чувство. Не то, что Ему, там, нужно молоко, когда эти старые пожилые гопи, уже надоенное молоко, они там пахтают, в масло превращают, йогурт и так далее. И Кришна потом по их, этим, чуланам лазает и ворует все эти вещи.
01:02:21 И потом они ловят его и приводят к Яшоде, и говорят:
— Чего это он здесь лазает вообще? У тебя что, дома молока что ли нет?
— Да полно молока, я не знаю, в чём дело? Кришна, зачем ты туда ходил?
— Ну, там вкуснее!
То есть, в чём суть? Суть в том, что да, на другой стороне всегда трава зеленее кажется. Кришне тоже. Суть в том, что, когда эти гопи ставят это молоко, и все эти продукты делают, в этом действии они пропитывают всё своей расой. То есть они вкладывают туда своё сердце, своё сердце вкладывают в эти все действия.
01:02:52 И когда Кришна это молоко берёт, Он не только молоко ест, а с этим Он вот эту эмоцию ест. Потому что они хотят, эти гопи, чтобы Кришна вошёл в их сердца, чтобы Он похитил их сердца, чтобы был такой, близкий сердечный обмен. И, поскольку их сердца присутствовали в этом процессе, всё пропиталось этой бхавой, этой любовью. И теперь Кришна — не просто Он какой-то вечно голодный, по чуланам лазает — а Он голодный до этой эмоции, до этой любви, понимаете? Вот в этом смысл.
01:03:20 И хотя они практически все сознают, что Кришна Бог, это осознание Его величия не умаляет их расы, это осознание величия у них на втором месте. А на первом месте — это желание служить Ему, доставлять Ему радость и заботиться о Нём в той или иной форме.
01:03:35 Итак, на этом мы сегодня закончим. Мы рассмотрели один раздел этой второй главы, которая называется «Определение бхакти». И Нарада дал несколько определений. Определение Вьясы, что бхакти — это сильная привязанность к служению, определение Гарга Муни, что это сильная привязанность к слушанию о Кришне и определение Шандильи о том, что бхакти это вкус, который появляется в процессе устранения препятствий во взаимоотношениях между Кришной и душой.
Вопросы и обсуждения. Шастры, гуру и садху
01:04:09 Харе Кришна! Вопросы?
Вопрос: В начале лекции говорилось про то, как Кришна, и приводился пример из Бхагавад-Гиты, что Он не говорит, что «Я говорю», а Он ссылается на великих мудрецов. Фактически это яркий пример того, как раз, как говорится: шастры, гуру и садху. Причём, фактически даже когда Ади гуру, изначальный гуру, Кришна Сам, изначальный гуру, говорит что-то, Он сразу же дает указания, ориентиры, на шастры ссылается и на садху, чтобы как бы всегда были три точки опоры, и тогда человек не собьётся с курса.
Василий Рюрикович Тушкин: Да. Это как в лазерных проигрывателях: три луча держат сигнал, один отклонился — два других держат, этот отклонился — два других держат, ещё отклонился — луч держит сигнал. Тройная поддержка.
Вопрос о шалостях Кришны
01:05:28 Вопрос: [Вот Вы говорили, что когда Кришна ворует масло, Он наслаждается этими отношениями, которые они вкладывают. А когда Он не находит, то он щиплет маленьких детей, и они кричат. А что вот это, какое наслаждение в этом?]
Василий Рюрикович Тушкин: Это для меня слишком эзотерично. Можно поспекулировать, но не стоит, наверное. Лучше спросить более квалифицированных людей. Прошу вас.
Делать всё с любовью
01:06:03 Вопрос: [Вот, я недавно слушал лекцию, в таком стиле… Вот, Вы говорили о гопи, и даже в материальном мире это можно проследить. Даже жена, например, стирает одежду, или гладит. Если она это делает без любви, без какого-то хорошего позитивного отношения, с раздражением, то вот это состояние, когда он одежду надевает, передаётся ему. И он будет [Неразборчиво].
Василий Рюрикович Тушкин: И какой вывод? Гладьте сами, или что? С любовью и преданностью?
01:06:55 Вопрос: Каждый должен своё дело делать с любовью, а Кришна, Он вот это вот бхакти, Он принимает это. Они же там всегда поют [о Кришне], взбивая масло.
Василий Рюрикович Тушкин: Фактически всё, что тут, всякие народные песни: «Я за то люблю Ивана, что головушка кудрява, бородушка кучерява» — так же, они тоже поют: «Я за то люблю Кришну, что Он такой кешава, кудрявенький». Всё о том же, всё о том же. Только тут Иван на место Кришны встал. Ещё вопросы есть?