Глава 5. Путь деятельности в отречении
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:01 Арджуна сказал; О, Кришна! Сначала Ты советовал отказаться от деятельности, а теперь Ты предлагаешь заняться бескорыстной деятельностью. Что же лучше, не действовать вовсе или действовать бескорыстно?
Всевышний ответил- И то и другое хорошо, но бескорыстная деятельность лучше бездействия. Кто не подвержен двойственности, не мечется между пристрастием и ненавистью, не жаждет вознаграждений и не питает отвращения к плодам своего труда, тот действительно отрешен, хотя и занят разнообразной деятельностью. Поэтому он легко освободится из рабства иллюзорного мира.
00:01:01 Мудрые не считают, что отрешение не совместимо с деятельностью, поскольку оба пути ведут к одной цели. Отказ от деятельности и бескорыстная деятельность ведут к одной цели. Кто понимает, что действовать бескорыстно означает не действовать вовсе, тот познал смысл деятельности. О, доблестный воин, если отрешение не бескорыстно, оно ведет к скорби. Но, мудрый, действующий бескорыстно очень скоро войдет в обитель чистого сознания-Брахмана.
00:01:49 Есть три вида разумных мирян – 1. Кто обладает чистым разумом. 2. Кто обладает умом. 3. Кто обладает чувствами. Обладающий чистым разумом выше всех. Они дружелюбны. Живя в миру они не запутываются в последствиях деятельности. Хотя отрешенный, постигший истину о деятельности производит те же действия, что и другие –смотрит, слушает, прикасается, обоняет, ест, ходит, спит, дышит, говорит, опорожняет кишечник, берет, моргает, он понимает –Я не совершаю действий, это мои органы чувств – глаза, уши, кожа, нос и язык воспринимают свет, звуки, поверхность, запахи и вкус.
00:02:35 Словно цветок лотоса, который растет в воде, но никогда не намокает, человек, который трудится бескорыстно, не навлекает на себя ни плохих ни хороших последствий. Чтобы очистить сознание от корысти, нужно быть не привязанным к плодам телесной, чувственной и умственной деятельности. В этом мире любая деятельность – есть взаимодействие материи, тела, чувств и мыслей – будь к ней безучастен.
00:03:12 Кто трудится бескорыстно, не преследуя мирских целей и не привязываясь к плодам своего труда, тот обретает умиротворение и освобождается от последствий своей деятельности. Но кто действует ради мирских целей, тот попадает в зависимость от последствий и вынужден нести ответственность. Так он запутывается в сетях деятельности. Кто не привязан к плодам деятельности, тому легко обуздать чувства. Кто обуздал чувства, тот живёт счастливо в обители девяти врат телесной оболочки и не считает себя совершающим действия, хотя внешне его деятельность не отличается от других.
00:04:00 По незнанию живые существа с незапамятных времен полагают что действуют или являются причиной действий. Всевышний не виновен в их заблуждениях. Он не виновен и в том, что они совершают действия или отказываются их совершать. Всевышний не отвечает за прегрешения живых существ и не пожинает плоды их праведных поступков. Само осмысление – неотъемлимое свойство сознания. Но в бренном мире сознание мыслит себя телом.
00:04:39 Неспособность осмыслить себя вечной частицей сознания вызвано иллюзией – отсутствие знания. Знание бывает двух видов – мирское и не от мира сего. Мирское знание касается всего, что есть в окружающем мире. Поэтому его нельзя назвать подлинным в отличие от знания не от мира сего. Когда знание не от мира сего нисходит к душе, оно как солнце рассеивает тьму иллюзии и открывает видение вечной потусторонней реальности.
00:05:20 Кто, благодаря этому знанию расстается с иллюзиями, тот черпает блаженство в слушании обо Мне и в воспевании Моей славы. Думая обо Мне и созерцая Меня в сердце, душа становится преданной Мне. Так она освобождается от оков иллюзорного мира. Кто расстался с мирскими предубеждениями и осознал свою вечную природу, тот видит нетленное начало – сознание во всех живых существах – в благородном брахмане, корове, слоне, собаке и поедателе собачьей плоти. Такой человек воистину мудр. Кто обуздал ум – обрел внутреннее равновесие – тот покорил мир. Кто не испытывает ни влечения, ни отвращения к миру, тот не связан с ним. Даже находясь в мире вещей, такая душа живёт в обители вечного и бесконечного сознания.
00:06:26 Чье сознание не выходит из равновесия, кто не принимает своё тело за самое себя, а принадлежности тела за своё имущество, тот не радуется, обретая желаемое и не огорчается, обретая не желаемое. Такая душа обитает в царстве вечного сознания – по ту сторону сотворенного мира. Отказавшись от чувственных удовольствий, душа познает свою истинную суть и обретает умиротворение. Соприкоснувшись с вечным и бесконечным сознанием, она испытывает неисчерпаемую радость. О, Арджуна, удовольствие, получаемое от соприкосновения чувств с предметами оканчивается страданием. Эти удовольствия временны. Они приходят и уходят. Здравомыслящий не прельщается временным.
00:07:26 Кто благодаря бескорыстной деятельности научился обуздывать желания и гнев, тот уже в этой жизни обретет союз со Всевышним и познает истинное счастье. В бескорыстной деятельности сознание обретает внутреннее блаженство и перемещается из внешнего мира во внутренний. Там она познает свою истинную природу и обретает свободу в обители вечного сознания. Такую свободу обретает тот искатель истины, кто не грешит и не сомневается, кто обуздал ум, чувства, волю и дружелюбен ко всем существам.
00:08:13 Отрешенная душа, которую ничто не связывает с внешним иллюзорным миром, которая не питает ненависти и видит себя частицей вечного сознания, обретает свободу в течении этой жизни, либо после её окончания. Отделив ум от объектов чувств – звука, поверхности, цвета, вкуса и запаха, сосредоточив взгляд в точке между бровями, добившись полного равновесия, задержав воздух на вдохе и выдохе, подчинив себе чувства, ум и разум живое существо уверенно продвигается к свободе.
00:08:56 Кто избавился от желаний, страха и ненависти, тот обретает свободу даже в материальном теле. Я тот, кому посвящают жертвоприношения благочестивые миряне. Я тот, ради которого укрощают плоть искатели свободы. Я единственный объект поклонения. Я Всевидящий Господь, пребывающий во всех уголках бытия. Я тот, кто дарует свободу. Я доброжелатель всем живым существам. Я Кришна, близкий друг тех, кто предан Мне. Душа, которая знает об этом, обретает блаженство, ощущая себя частью вечного сознания.