§766 Вайшнавская одежда
Прабхупада писал, что одежда не самое главное. Это, как бы, внешняя форма, и, конечно, гораздо важнее, это внутренние качества человека, его духовное сознание. Но одежда тоже помогает. И в этой связи Прабхупада приводил пример военного или полицейского, что, в принципе, человек может исполнять обязанности полицейского в городе и в штатском. Есть определённые полицейские, там, сыщики, которые ходят в обычной, гражданской одежде. Но, если полицейский находится в своей форме, то он этим представляет власть, и у него сразу, как бы, меняется статус.
Одно дело, к нам подходит человек в каком-нибудь плаще или куртке, просит какие-то документы предъявить, мы скажем: «А кто Вы такой? С какой стати я вам должен показывать документы?». А если к нам подойдет полицейский в форме, то нам особо-то в голову и не придёт проверять, действительно ли он полицейский, потому что его форма его сразу представляет. То есть форма, хотя не является самым главным, все же, существенна. И Прабхупада в этой связи писал, что военный или полицейский, находящиеся в своей форме, чувствует себя более решительно, потому что он, как бы, его внутреннее состояние соответствует его внешности, внешней форме.
И точно так же в духовной жизни. Хотя внешность преданного – это не самое главное, но есть определённая традиция. И вот эта немножко странная форма, которая не привычна для обычных людей, на самом деле, тоже определённый атрибут духовной жизни. Скажем, то, что мужчины ходят в дхоти, это очень такая, легкая и чистая одежда, которую можно регулярно стирать, которая свободная. И она особенно удобна, конечно, в Индии, где жаркий климат. Может, в России, когда холодная погода, она кажется неуместной. Но в Индии вот эта одежда вайшнавов, не только уместна, она очень привычна, её все знают, её все уважают.
И точно так же женщины ходят в сари. Это очень красивая одежда женская, там нет юбок или брюк. Женщина, как бы, заворачивается в такую, красивую материю, и она выглядит очень изящной и женственной. И я думаю, (это, уж, конечно, нужно спросить у женщин), что женщины в сари тоже имеют соответствующее, как бы, сознание женщины. Но, если женщина ходит в брюках, курит, там, пьет и с мужчинами, там, ругается, то я не думаю, что она чувствует себя женщиной, скорее всего, она пытается, как бы, играть роль мужчины. Ну, по крайней мере, внешне такое впечатление. То есть одежда, несомненно, накладывает отпечаток на человека, на его сознание.