Всем добра! Слушаю лекцию Вадима Тунеева «Выход из тупика». На чем хочется сделать акцент?

Разум – это элемент внутренний, который помогает человеку трансформироваться.

Ведическая культура ставила перед собой задачу поменять человека и сделать его сильным, потому что слабый и жадный человек не может быть счастливым.

Дарма – это очень широкое слово. Дарма – это то, что наделяет человека устойчивостью. И, наоборот, если человек не следует каким-то фундаментальным законам, то неизбежным результатам этого является неустойчивость.

Проблема заключается в том, что какая-то часть нашего существа хочет меняться, другая – сопротивляется очень сильно изменениям.

Ведическая культура зиждилась на том, что перед человеком ставилось четыре цели:

1. Дарма, или долг, религиозность, моральность, обязанности.

2. Артха, или деньги.

3. Кама, или удовольствие.

4. Мокша, или освобождение.

И когда какой-то одной из этих целей в нашей жизни нет, то жизнь будет ущербной. К сожалению, современное общество ограничило точки приложения своих усилий двумя целями: деньги и удовольствие.

Дарма – это фундамент всего, некие фундаментальные законы.

Девиз, которому следовали люди ведической культуры, был такой: «Старайтесь получать удовольствия таким образом, чтобы не растрачивались ваши деньги. Старайтесь зарабатывать деньги так, чтобы не страдала ваша дарма. И старайтесь следовать всему этому так, чтобы в конце концов вы знали, что будет с вами после окончания этой жизни, чтобы к вам пришла большая степень свободы духовной».

Автор Махабхараты Вьясадев говорит: «Преисполнившись сострадания, подняв руки вверх высоко, я кричу изо всех сил: «Всего можно получить, если следовать дарме». Деньги, удовольствие – все, что нужно, придет. Он говорит там же, что есть три причины, по которым люди нарушают фундаментальные законы, по которым они сами созданы. Эти три причины:

1) жадность,

2) страсть к наслаждениям/удовольствиям, и

3) страх.

Это те силы внутри, которые мешают нам меняться. Жадность означает, что мы хотим что-то взять поскорее. Страх означает, что мы думаем, что если мы будем следовать каким-то там законам, то непонятно, получим мы что-то или не получим. Естественно, страсть к удовольствиям или к результатам.

Это три внутренних врага, которые мешают жить сбалансированной и счастливой жизнью.

Цель любой настоящей культуры – поменять человека к лучшему, но внутри есть инерция. Инерция в основном и сводится к этим трем принципам:

1. Жадность: «Я хочу как можно больше всего, даже больше того, что мне нужно».

2. Страсть: «Я боюсь, что мне чего-то не хватит и мне хочется поскорее все получить», или нетерпение.

3. Страх: «Я боюсь, что чего-то лишусь».

Фундаментальные законы, по которым мы созданы, по которым создан этот мир, – простые законы. Они действуют всюду. Это очень важный принцип. Они действуют и в материальном мире, и в духовной жизни.

Иногда люди пытаются отделять одно от другого: либо духовное, либо материальное. И создается некое ущербное представление о духовной жизни, что духовный человек обязательно должен от всего отказаться. Нет. Если человек следует фундаментальным законам, он достигнет успеха и тут и там, потому что это универсальные законы. Страх, нетерпение и жадность заставляют нас эти законы нарушать. К чему это приводит? Это приводит к тому, что мы получаем плоды... но они будут иллюзорными.

Определение счастья, которое дает Стивен Кови: «Счастье хотя бы частично можно определить как результат желания и способности жертвовать тем, к чему мы стремимся сейчас, во имя того, что мы хотим получить в конечном счете». Иначе говоря, счастье – это ощущение, которое приходит к нам, когда мы ставим перед собой высокую цель. И ради её достижения мы готовы пренебречь чем-то приятным. Эта жертва просто некое небольшое испытание нашей силы. Если у нас есть сила разума, мы поймем, что эта жертва в конце концов ничто.

Проблемы есть у всех, и все так или иначе хотят проблемы решить. И есть только два способа решить проблему:

• Первое – это изменить весь мир.

• Другой способ – это изменить себя.

Стивен Кови говорит о том, что есть множество различных книг, писаний, пособий, которые помогают человеку изменить своё поведение, но это не работает в конечном счете. Единственный результат всего этого – пустота внутренняя, автоматизм какой-то, утрата своей собственной личности. Но есть метод, который работает, – это решимость поменять самого себя внутри.

Правильное поведение, в основе которой лежит наша природа, приводит к тому, что человек становится праведным... за ним становится правда/истина, благочестие и в конце концов процветание. Все то, что нам нужно. Но все это зиждется на нашей природе/натуре. И ее-то, мы все знаем, поменять очень сложно. Как эту природу поменять? Есть один очень существенный механизм, с помощью которого натуру можно поменять. В основе этого лежит очень тонкая вещь. Кови называет это сменой парадигмы. Парадигма – это научное слово, которое означает систему взглядов/ систему ценностей.

Реальные перемены возможны только тогда, когда человек отдаст себе отчет в своих парадигмах и будет менять это. Все остальное поменяется легко автоматически.

Каким образом поменять парадигмы?

Парадигма, которая лежит в основе нашей природы, – это некий предварительный опыт, который у нас есть. Мы видим мир не таким, какой он есть. Наше видение мира искажено нашим предшествующим опытом. Этот опыт мешает нам увидеть мир объективно. Мы смотрим на мир сквозь призму своего ума. Ментальная призма определяет то, что мы видим. К сожалению, ментальная призма не совершенна.

Что очень важно понять? «Изменение моей природы, изменение парадигмы, моего видения мира не начнется до тех пор, пока я не пойму, что я не прав».

«Я вижу мир таким, какой я. Я вижу везде отражение самого себя. Я на мир накладываю свою собственную проекцию своего собственного сознания. И чтобы по-настоящему поменять своё видение мира, я должен понять, что мое видение мира субъективно и я могу ошибаться».

«Я совершил какую-то ошибку – и идет раскаяние, боль, дурные последствия». Это делает нас смиренными, заставляет сомневаться в своей собственной правоте. В этом смысл смирения: «Может быть, все не так, как мне кажется?»

Всего есть три момента, которые помогают нам поменять парадигму, и что-то с этим сделать. Первое – это какое-то потрясение (что-то с нами случается, кто-то умирает и т. п.), результатом которого является смирение, сомнение в собственной правоте, открытость к переменам.

Что ещё помогает нам поменять свой взгляд на мир?

Обычно, когда мы смотрим на другого человека, у нас есть некая примитивная схема. Эта схема строится в соответствии с нашими собственными недостатками, как правило. И не удивительно, что наши отношения очень часто так неудачно складываются. Но есть еще один способ поменять свою парадигму. Это сострадание. «Я соприкасаюсь с чужой точкой зрения, вижу её и начинаю понимать другого, потому что смотрю на вещи его глазами».

Следующий способ очень важный – это слушание с открытым сердцем. «Я слушаю не просто так, а вижу в человеке личность, пытаюсь услышать его по-настоящему. Я искренне задаю вопросы, я хочу человека понять. Даже если точка зрения другого полностью расходится с моей, мне нужно выслушать ее». Слушание может привести к очень резкой, мгновенной внутренней перемене.

Все эти вещи помогают нам начать перемены, но чтобы закрепить перемены, нужно ещё одну вещь сделать. Какую? «Я должен действовать в соответствии с пониманием, которое ко мне пришло».

«Поменялась моя парадигма, а по привычке я ещё буду действовать по-старому». Привычки продолжают по инерции действовать в нас. И чтобы легче было, нужно руководствоваться принципом «трех С»:

• смирение,

• слушание и

• служение.

«Я начинаю действовать исходя из высших ценностей, несмотря на то, что какая-то часть, низшая часть моей природы, сопротивляется этому».

В ведической культуре есть еще четвертое «С» – садана – практика.

Привычка/навык появляется у человека, если он знает ответ на три вопроса: что? зачем? как?

Знание, умение и желание. Когда эти три вещи сходятся, я могу знать и хотеть, но не уметь, и тогда навыка не будет. Я могу уметь и знать, но не хотеть, и тогда навыка не будет. Я могу знать и уметь, но не хотеть... Или уметь и хотеть, но не знать. Тогда тоже навыка не будет. Иначе говоря, Стивен Кови говорит, что человек, чтобы поменять что-то, должен очень ясно знать ответ на три этих вопроса. И у человека должно быть очень сильное желание, чтобы это действительно сложилось в его привычку.

ФОРМУЛА ЗРЕЛОСТИ: от зависимости к независимости, от независимости к взаимозависимости.

ФОРМУЛА ЗАВИСИМОСТИ

Кови называет это ты-парадигмой. Ты должен. Ты виноват. Ты обязан. Ты мне это сделал. Из-за тебя я страдаю. Ответственность перекладывается на другого. Это первый незрелый этап человеческой жизни, и часто люди остаются на этом этапе. Как маленький ребенок: он зависит от других людей. Люди притворяются, играют роль жертвы.

ФОРМУЛА НЕЗАВИСИМОСТИ

Я-парадигма. Я должен. Я сам. Я могу. Я это сделаю. Я добьюсь. Я несу ответственность. Я могу выбирать. Человек – жертва обстоятельств. К сожалению, многие люди останавливаются на этом этапе. И это еще промежуточный этап человеческой зрелости.

ФОРМУЛА ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ

Высший этап человеческой зрелости – мы-парадигма. Мы вместе. Мы можем. Мы способны это сделать. Мы можем создать что-то значительное.

Собственно зрелость человека – это зрелость разума, это не что иное, как внутреннее развитие самого главного инструмента, который дан нам Богом.

Для ты-парадигмы – это неразвитый разум. Когда разум слабый, все это: игра в жертву, обвинение других, вечное брюзжание, ещё что-то – это следствие не совсем развитого разума.

Когда разум становится сильным, то человек способен творить.

Самое высшее проявление человеческого разума – это способность к сотворчеству/к сотрудничеству, когда мы ценим других, радуемся тому, что они другие; не боимся того, что они другие, что у них другие взгляды.

Если посмотреть на ведическую культуру, то ведическая культура ставила перед собой именно эту задачу: помочь человеку творить вместе, делать что-то удивительное вместе. Но не нужно даже останавливаться на этом этапе. Этот этап ещё половинчатая вещь. В конце концов человек должен найти себя в этом обществе и развить в себе способность к любви – этой высшей цели человеческой жизни. Только в любовном сотрудничестве с другими человек может быть по-настоящему счастлив.

СЕМЬ ПРИВЫЧЕК, О КОТОРЫХ ГОВОРИТ СТИВЕН КОВИ

1. Способность быть проактивным.

2. Способность начинать с конца.

3. Способность правильно расставлять приоритеты.

Три первых привычки относятся к уровню «от зависимости к независимости». Следующие три привычки – это привычки, относящиеся к уровню «от независимости к взаимозависимости».

4. Способность правильно вступать в отношения друг с другом так, чтобы никто не пострадал в них.

5. Способность сначала понять другого.

6. Способность ценить различие в других людях и не бояться этих различий, а пользоваться этими различиями.

7. Привычка к постоянному изменению и росту.

Источник: https://audioveda.ru/audios/3949

Источник: Любовь Богачева