Жизнь без конфликтов возможна
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе
00:15:45 Джайа Радха-мадхава джайа кунджа-бихари
Джайа гопи-джана-валлабха джайа гири-вара-дхари
йашода-нандана джайа браджа-джана-ранджана,
Джайа йамуна-тира-вана-чари
Нитай-Гаура-Хариболл!
00:20:00 Шрила Прабхупада ки Джай!
ом аджнана-тимирандхасйа джнананджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намах
шри-чаитанйа-мано-'бхиштам стхапитам йена бху-тале
свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам
ванчха-калпатарубхйаш ча крипа-синдхубхйа эва ча
патитанам паванебхйо ваишнавебхйо намо намах
Шри Кришна Чайтанья, прабху Нитьянанда,
Шри Адвайта Гададхара, Шривасади Гаура Бхакта Вринда
Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе
Харе Кришна!
00:21:15 Итак, сегодня мы начнем наш курс, который называется «Йога успеха». Он основан на начальных шести главах «Бхагавад-Гиты», которая называется «Карма-йога». «Карма-Йога» обозначает, что мы действуем для удовлетворения Кришны, но, конечно же, преданный, который действует для удовлетворения Кришны, не может быть неудачником, поэтому мы назвали наш тренинг «йога успеха».
00:21:56 Сегодня у нас будет первый день, посвящённый жизни без конфликтов. Это одна из самых важных тем, фактически это фундамент духовной жизни. «Бхагавад-Гита» очень много внимания уделяет теме жизни без конфликтов. Как это неудивительно «Бхагават-Гита» была создана перед началом самого большого конфликта в истории человечества, но тем не менее она говорит о том, что надо жить мирно, надо не иметь врагов.
00:22:45 И Арджуну это, конечно, сбивало с толку, как он может не иметь врагов и мирно всё это завоевать? Совершенно спокойно. Как вспоминается, такой классический писатель чешский — Карел Чапек, у него были такие короткие фразы, афоризмы. И один афоризм — «Враг очень агрессивно обстрелял наши самолёты, которые мирно сбрасывали бомбы на его город». То есть — мы мирно тут бомбим, а куда же вы стреляете? Там же люди! Что-то в этом роде.
00:23:41 И Арджуна, конечно, не мог понять, как это так, как Кришна призывает сражаться. Причём не один стих в «Бхагавад-Гите» посвящён. И в тоже самое время новорит Арджуне: «Нет, мне тоже нужен мир, желательно вечный...». Конечно, Арджуна понял что он думает о мире для себя, а Кришна хочет, чтобы мир был во всём мире. Для этого злодеи должны быть уничтожены И это суровая реальность нашей жизни – то, что жизни без конфликтов не получится, конфликты были, есть и будут. Но, тем не менее, нам надо каким-то образом научиться жить без конфликтов в мире, который полон конфликтов. Прямо сейчас у нас серьёзный конфликт, не на жизнь, а на смерть, с невидимым врагом. Это то, что не закончится никогда. Как говорят, что если у вас нет проблем, то скорее всёго вы уже умерли. Поэтому проблемы будут всёгда. Но конфликт — это то, что отражается в нашем сознании . Потому что некоторые люди видят конфликт в ситуации, а другие люди видят в ней возможности для развития.
00:25:37 То есть конфликт — это определённая энергия, и искусство йоги — способность перенаправлять эту энергию.
[Непонятно] говорится, непрофессиональное обучение[Непонятно].
Я проходил тренинг как посредник, медиатор конфликтных ситуаций. Это гарвардская школа, она достаточно эффективная, около четырнадцати лет я практикую посредничество, помощь преданным и не только преданным в решении конфликтных ситуаций.
00:26:33 Как-то по милости Кришны практически всё они успешно завершились. Поэтому мог бы познакомить вас с определёнными принципами жизни без конфликтов, которые, как я надеюсь, вам помогут. Многие говорят, что им помогает.
Это намного более эффективно, чем пытаться разобраться в конфликте. Вместо того, чтобы кормить, можно людям дать возможность самим себя прокормить. Вместо того, чтобы делать что-то для преданного, проще объяснить им принципы, на основании которых они могут решить свои проблемы.
«Бхагавад-Гита» для нас актуальна, потому что: первое – это то, что вся наша жизнь это сплошные конфликты.
00:27:36 Кто может привести пример конфликтов, с которыми мы сталкиваемся? В Кали-Югу, мне кажется, нет недостатков в конфликтах. Какие конфликты?
Из зала: С родителями.
БРСС: С родителями. Родители-дети классический конфликт. Ещё?
Из зала: [Непонятно]
БРСС: На работе конфликт. Начальник-подчиненный. Ещё какие виды конфликтов?
Из зала: С женой.
БРСС: С женой. Вечный бой за территорию. Ещё?
00:28:28 Из зала: С соседями.
БРСС: С соседями. Свежий опыт, Кали-Юга. Ничего не поделаешь. Вот всё, наш семинар
закончился. Кали-Юга. Всё списали на Кали-Югу и разошлись по домам. Это первый
вывод – это то, что от конфликта нам не уйти никуда. Вся жизнь один сплошной
конфликт, внутренний и внешний. Это один сплошной конфликт.
Два. Это два вида конфликтов. Какие? Внутренние и внешние. Про внешние
конфликты мы поговорили. Внутренние конфликты какие могут быть?
00:29:24 Из зала: Гордость.
БРСС: Гордость. Ещё?
Из зала: Зависть.
БРСС: Зависть, совесть. Да, совесть как хомяк: или спит или грызет. Ещё?
Из зала: Сомнения.
БРСС: Сомнения в своём величии да. Ещё какие могут быть конфликты?
Из зала: Духовные и материальные желания.
БРСС: Духовные и материальные желания. Ещё какие конфликты внутренние?
Из зала: Ощущение неудовлетворённости.
БРСС: Как это называется? Комплекс недостатков. Да?
Из зала: Зависть.
БРСС: Зависть. Очень большой конфликт.
00:30:24 Из зала: Чувство вины.
БРСС: Чувство вины. Тоже связано с комплексом недостатков. Знаете, какой самый большой человеческий недостаток?
Из зала: Непринятие.
БРСС: Непринятие. Самый большой человеческий недостаток – это недостаток денег. Звучит немного странно, но это факт.
Что такое деньги? Лакшми. А Лакшми является экспансией кого? Радхарани. А что нам нужно для успеха в Сознании Кришны? Чья милость нам нужна? Радхарани прежде всего. Не так давно Радхаштами было. Поэтому утверждение, что главный человеческий недостаток – это недостаток денег, это абсолютная истина.
00:31:21 Это обозначает, что нету милости Радхарани. И мы можем понять, что из этих двух видов конфликтов, внешний и внутренний, какой является главным?
Из зала: Внутренний.
БРСС: Внутренний. Есть ещё один вид внутреннего конфликта, который пока ещё никто
не упомянул. Если вы не слушали мой семинар до этого, навряд ли вы догадаетесь до
этого. Кто-то хочет попробовать? Какой самый главный конфликт?
Никто не знает. Окей. Можете даже это для себя записать. Потому что это важно.
Самый наш главный конфликт – это с Кришной. Конфликт с Богом. Почему? Кто знает?
Почему наш самый главный конфликт – это конфликт с Кришной?
00:32:31 Из зала: Почему Он – Бог?!
БРСС: Почему Он — Бог? И в чём проявляется Его положение Бога?
Из зала: Наслаждается.
БРСС: Наслаждается. Ну и пусть наслаждается. А ещё что Он делает?
Из зала: Контролирует.
БРСС: Контролирует!!! И Он так контролирует, как-то мне не нравится, как Он контролирует. Почему Кришна так устроил? То есть у меня претензия к Кришне! То есть вот смотрите, если у меня претензия хоть к кому-то, или к жизни, к ситуации. Любой вид претензии – это претензия к кому? Ещё раз: любая претензия в жизни – это претензия к кому?
Из зала: К Кришне.
БРСС: Ещё раз: любая претензия в жизни – это претензия к кому?
Из зала: К Кришне.
БРСС: Вот, если вы это освоите, то считайте, вы успешно освоили материал «жизни без конфликтов».
00:33:34 Об этом Кришна говорит в пятнадцатой главе седьмом тексте «Бхагавад-Гиты».
мамаивамшо Джива-локе
джива-бхутах санатанах
манах-шаштханиндрийани
пракрити-стхани каршати
Все живые существа в этом мире являются моими частицами. Вечными частицами.
Но здесь они заняты постоянной борьбой, причём это борьба не внешняя, а борьба с
умом и чувствами. То есть, если мы научимся действовать как частицы Кришны – все
конфликты закончатся. И в этом, в принципе, суть сознания Кришны.
00:34:34 Итак, раз, два, три – существует три реакции на конфликт. Это – уход,
конфронтация и решение. Это есть у нас в пособии.
Кто у нас специалист по трем гунам природы? Кто разложит эти три реакции на
конфликты по гунам природы? Уход – это какая гуна? Невежество. Конфронтация?
Страсть. Решение? Благость. Какая нам больше всёго подходит?
Из зала: Благость.
БРСС: Благость.
Из зала: Уход. Иногда решением может быть уход.
БРСС: Иногда так может быть. Точно также как гуна невежества тоже полезна иногда в служении Кришне. Например, сон – это гуна невежества. Но Прабхупада говорит, что сон восстанавливает разум.
00:35:37 Соль. Это гуна невежества, но если соль не добавить в пищу, то она будет безвкусной. То есть у гуны невежества также есть применение. Но очень важно, чтобы нами руководила именно гуна благости. Чтобы в конечном итоге мы нашли решение.
Следующее – это четыре уровня конфликтов: с собой, с другой личностью, внутри группы и между группами. Это понятно.
И, номер пять. Это пять стадий решения конфликтов: выслушать, понять, объяснить, спросить, договориться. Это всё, что надо для того, чтобы решить любой конфликт.
00:36:37 В принципе, иногда, например, преданные говорят, что отречённые люди, брахмачарьи и санньяси, они не имеют никакого представления о семейной жизни. Это возможно, но совсем не значит, что это абсолютная истина в последней инстанции.
Некоторые санньяси, например, Сагара Свами, имеет опыт ни одной семейной жизни, а как минимум тридцати за последние четырнадцать лет.
Как можно было поставить такой рекорд? Решая семейные конфликты, я где-то с тридцатью семейными жизнями познакомился изнутри. И, причём, с их самой непривлекательной частью.
И я могу сказать, что в принципе, единственная проблема, которую муж и жена, в конечном итоге, признают, из-за чего у них были все конфликты – из-за того, что они не могли услышать и понять друг друга. Вот и всё. И в принципе, роль посредника — это просто помочь людям услышать и понять друг друга, больше ничего не надо. Вот и всё.
00:38:00 Хорошо. Вот здесь есть… Очень интересно, что слушание, способность слушать – это главная способность, слушать и понимать, конечно.
Потому что Шрила Прабхупада тоже говорит в одном из комментариев в конце пятнадцатой главы «Бхагавад-Гиты», что есть слушание в невежестве. Кстати говоря, пятнадцатая глава «Бхагавад-Гиты», из которой мы процитировали, — это главная глава для этого месяца Пурушоттама, потому что она называется «Пурушоттама-йога». И в одном из последних комментариев, в последнем тексте, по-моему, это восемнадцатый или девятнадцатый текст, Шрила Прабхупада говорит: «Недостаточно слушать как свиньи». Такой вид слушания тоже.
00:39:00 Ну, по-русски это известно: кот Васька слушает да ест. То есть слушание, которое не приводит ни к каким позитивным результатам. Вот, но слушание и понимание или даже слушание и сопереживание. Как оно называется? Это главный инструмент решения любой конфликтной ситуации. То есть, если человек может слушать и понимать, то это означает, что он будет очень успешен. И когда мы проходили обучение, тренинг – это было самое главное, чему нас обучали – как слушать и понимать людей.
00:40:00 И потом, была тренинговая ситуация – решить конфликт. Ну, то есть были сценарии конфликта с определенными стандартными решениями, но эти решения знали только те преданные, которые играли роль конфликтующих сторон. Тот, кто играл роль посредника, должен был подсказать эти решения. То есть он должен был выслушать обе стороны и …нет, я не то сказал. Он не должен был никому ничего подсказывать, он должен был естественным образом привести конфликтующие стороны к решению. То есть там было такое правило, что если посредник даёт возможность высказать своё понимание обеим сторонам, то они также должны как-то озвучить возможное решение.
00:41:05 И если посредник на этих решениях сосредоточится – они должны соединиться, и вот это точно решит ситуацию. Но главное было – выслушать, понять и повторить то, что люди сказали. И нам где-то два часа на это выделили. Все достаточно успешно с этим справились, в принципе, задание было не такое сложное. Там уравнение с одним неизвестным. Все вернулись, и через два часа мы должны были обсудить результаты этого упражнения, опыт какой-то. Но одной группы не было, то есть она не вернулась. И мы всё ждали, ждали, обсудили уже всё, что возможно было обсудить, а их всё нет и нет.
00:42:02 Даже нашему преподавателю и всем участникам стало интересно, что они там застряли, в чём проблема? И мы пошли их искать. Все в каких-то отдельных комнатах это упражнение выполняли. И в роли посредника был один преданный из Китая, и он был очень старший преданным. Один из лидеров китайской ятры, чуть ли не самый главный. И он так привык, что его все слушают. Когда мы зашли вот в эту комнату, там была очень интересная картина. То есть он спорил, ругался уже с участниками конфликта непосредственно.
00:43:00 То есть он говорил, что я… то есть они говорили… ну то есть он их не хотел слушать, а они пытались так робко ему намекнуть, что, может, вы нас выслушаете? Он говорит, что не надо мне вас слушать, я уже всё понял и так. У меня для вас есть решение. Это то, чему нас также учили: что не давать людям решений никаких, пускай они сами найдут решение.
То есть, есть серьёзная причина, почему Советский Союз развалился — потому что все
только советы давали, никто не хотел им следовать. Ну вот, то есть надо было
выслушивать и спрашивать — и всё. А советов не надо было давать. А он не хотел слушать, его не интересовало ничего: «У меня есть для вас хорошие советы, и вы просто должны принять моё решение. И всё у вас будет хорошо».
00:44:04 Ну, такого сценария не было предусмотрено, и они как-то пытались задавать ему какие-то наводящие вопросы, он всё это отметал и говорил: «Не надо мне ни на что
намекать, я уже дал вам решение, вы должны, ему просто следовать».
И мы просто все вокруг этого стола стояли и просто так смеялись, за животы держались. Потому что он настолько действовал против всего того, чему он научился на этом курсе. Но, что самое интересное — он вообще никак не реагировал на наш смех, он не понимал над кем и над чем мы смеёмся, он говорил: «Вот смотрите, какие глупые люди, я им говорю, как им решить конфликт, а они не хотят его решать».
Это синдром «чистого преданного, или старшего преданного» может очень глубоко засесть в сознании.
00:45:06 «Что мне уже никого слушать не надо, я уже всё услышал, я уже всё понял. Я уже просто должен всем всё объяснять, и каждый должен делать то, что я говорю».
Но, тем не менее, принципы бхакти-йоги никто не отменял, какой первый процесс
бхакти, кто знает?
Из зала: Шраванам.
БРСС : Шраванам. Ч то это значит?
Из зала: Слушание.
БРСС: Слушание. Намного важнее научиться слушанию. Именно поэтому, если вы на
себя в зеркало посмотрите, если мы на себя в зеркало посмотрим, сколько у нас ушей?
Из зала: Два.
БРСС: А сколько ртов?
Из зала: Один.
БРСС: На что это намекает? Да, что слушать надо в два раза больше, чем говорить.
Некоторые люди вообще не способны на это, выслушать.
00:46:15 Наверное, что мы сделаем… Давайте посмотрим, может, есть какие-то вопросы по тому, что мы обсудили. Хотя это самые простые вещи и самое начало. В принципе, всё должно быть понятно, но если есть вопросы, можем обсудить.
Из зала: А как быть в такой ситуации как с китайскими преданными. Ну, или лучше кому-то что-то сказать, чтобы тебя выслушали, а человек вам просто отрезает и даёт совет с позиции: «Я всё знаю». Есть шансы построить конструктивный диалог?
00:47:15 БРСС: Как общаться с теми людьми, которые не могут слушать и просто дают советы?
Ну, естественно, это зависит от ситуации, что, если нам интересно с человеком
построить диалог, интересно какое-то взаимопонимание, и мы хотим поменять его
настроение, поменять его подход, то это делается при помощи вопросов. То есть
наводящих вопросов. То есть вопрос – это очень интересная вещь. Интересный значок
такой. На что похож знак вопроса? На крючок. И вот во многих профессиональных
видах деятельности, когда из человека надо выудить информацию, они это делают? При
помощи наводящих вопросов.
00:48:20 Естественно, что надо знать, как и каким образом задавать вопросы, потому что какие-то вопросы могут вообще закрыть от нас общение с человеком. Ну, например, я
не знаю какой вопрос: «Ты на самом деле дурак или притворяешься?» Вот такое ещё
спросить. Это может, наоборот, напрячь человека, а не расслабить. Но есть вопросы определённые, наводящие вопросы, которые можно задавать человеку для того, чтобы вдохновить его на самораскрытие.
00:49:24 Но это отдельная достаточно большая тема: как задавать наводящие
вопросы. То есть там две категории вопросов: открытые и закрытые. Закрытые вопросы,
которые подразумевают только два варианта ответов: да или нет. «Ты знаешь такого-то
такого-то?» — «Ты хочешь это или это?» То есть много вопросов, которые подразумевают только два варианта ответов. Закрытые вопросы, они не способствуют диалогу.
00:50:12 Но есть открытые вопросы, которые, например, включают в себя слово «как?» Особенно слово «почему?» или «зачем?» Оно подразумевает наш интерес к мотивации человека, то есть, он может способствовать раскрытию, хотя, со словом «почему» тоже надо быть очень осторожным, потому что это очень глубокое слово. И, иногда оно может быть воспринято как вызов: «Ты почему так сделал?» Есть вопросы определенные, которые предназначены для того, чтобы человек раскрылся. Но это вкратце. Хорошо. Остальное понятно?
00:51:15 Из зала: Может возникнуть вопрос на основании «Бхагавад-Гиты». С первого взгляда, если посмотреть в «Бхагавад-Гите» Кришна с Арджуной по-другому всё
равно выстраивает диалог. Ну, то есть больше звучит каких-то наставлений, призывов и так далее.
БРСС: Да, там очень много интересных ньюансов. Самое главное — это те моменты в «Бхагавад-Гите», в самом начале, когда Кришна занял роль наставника, занял роль Учителя, но это произошло только после того, как Его попросил Арджуна. Шрила
Прабхупада обьясняет: пока Арджуна не выразил такого желания, Кришна не выступал в роли Учителя, Он просто выступал в роли друга, поэтому он ему на какие-то вещи намекал.
00:52:22 Очень интересный пример культуры речи. В «Бхагавад-Гите» — это такое утверждение:
ш́рӣ-бхагава̄н ува̄ча
аш́очйа̄н анваш́очас твам̇
праджн̃а̄-ва̄да̄м̇ш́ ча бха̄шасе
гата̄сӯн агата̄сӯм̇ш́ ча
на̄нуш́очанти пан̣д̣ита̄х̣
(Глава 2, текс 11)
Где Кришна говорит: «Тот, кто знает истину, мудрый человек, он не скорбит ни о
живых, ни не о мертвых. Но ты почему-то находишься под влиянием горя, и это
немного странно». Произнося подобные слова ты скорбишь о том, что недостойно
скорби. Мудрые не скорбят ни о живых, ни о мертвых. И в комментариях Шрила
Прабхупада объясняет, что таким образом Кришна назвал Арджуну дураком. Вот пойди
догадайся. Ну вот — это культура речи. Говорят, что дипломат — это тот человек, который вас может послать очень далеко так, что вы будете с радостью собирать чемоданы в
дорогу.
00:53:55 Или как говорят, что культурный человек никогда не будет вас никуда посылать. Он скажет: «О, я смотрю, вы далеко пойдете!» То есть, это культура речи.
Как Кришна объясняет в 15 тексте 17 главы, что культура речи или аскеза речи, как это
определяется: это говорить правду приятным образом, чтобы она приносила благо и
не беспокоила никого и основанную на ведах. И сам он показывает идеальный пример
того, как это делается.
00:54:47 Поэтому в «Бхагавад-Гите» очень много примеров того, о чём мы говорим. Но
очень важно понять, что Кришна даёт Арджуне наставления, но только лишь потому, что
он его принял как наставника, потому что в каждом правиле есть исключения.
Человек, который познакомил наше общество с профессиональной конфликтологией,
профессор Гарвардского университета с очень большим стажем. Кроме преподавания,
иногда его просят решить конфликтные ситуации. Но поскольку он такой солидный
человек. У него тариф от 15 до 20 000 $ за час работы. Понятно, что на простые
конфликты между мужем и женой его не вызывают, это уж слишком дорого, дорогое удовольствие.
00:56:21 Но есть ситуация, когда заплатить такие деньги дешевле, чем продолжать
конфликт. В частности, конфликт между фирмой и профсоюзом. Почему? Потому что фирма, у них там конвейерное производство, скажем, автомобили производят. И вот, всё — профсоюз объявил забастовку. Всё, они теряют в день миллионы долларов на простое. И им легче вызвать этого профессора и заплатить ему сотню или две тысячи, сто или двести тысяч долларов для того, чтобы он решил конфликт, и все вернулись на работу, и всё продолжалось, как и раньше. И он берёт на себя гарантии, он говорит: «Я за один день всё раскидаю».
00:57:16 Хотя там много. Представляете, это третья или четвертая категория конфликтов, когда… То есть профсоюз, представляете сколько там людей? И компания, то есть там совет директоров. И вот со всеми проблемами разбираться — это в один день это просто невозможно, поэтому его приглашают. Мне рассказывали, как он решает конфликт. Он такой дедушка, ему уже за восемьдесят, при этом такой бодренький. Все ждут: гарвардский профессор, знаменитый, сейчас придёт, будет решать наш конфликт. Он приходит в одностороннем порядке к клиентам. И видит профсоюзники стоят: готовые умереть, но не сдаться. И он подходит к ним, ни здрасьте, ни до свидания. Он просто говорит: «Что вы здесь собрались?» И просто целая тирада ненормативной лексики за этим следует.
00:58:30 И все просто в шоке — гарвардский профессор ругается, как сапожник. Но все
приятно удивлены, они говорят: «Так это наш человек!» Потому что простые работяги привыкли так между собой общаться. От гарвардского профессора они точно этого не ждали — он как зарядит им в лоб, они расслабляются после этого и они готовы его слушать, как своего. И он им говорит, что давайте вот так. И он им выдает решение, советует. То есть он просто идёт вперед, как танк, и он нарушает главные принципы
конфликтологии: то есть он никого не слушает и он всем даёт советы!
00:59:18 Действует как этот китаец из первой истории. Но поскольку он профессионал, и поскольку он находится на таком уровне — реально его слушают и принимают, и делают то, что он говорит. То есть он за какие-то несколько часов отвечает на какие-то их вопросы, рассеивает их сомнения, предлагает им рабочий вариант и всё. Они уже на следующий день выходят на работу. То есть мы можем понять, что в любом виде деятельности, в любом правиле есть исключения, и в любом виде профессиональной деятельности также, как в Сознании Кришны есть как садхана, правила и предписания, а есть рагануга – спонтанный уровень. И на спонтанном уровне иногда может показаться, что человек нарушает правила.
01:00:22 Но почему он нарушает правила? Потому что он понимает принципы, каким
образом можно срезать путь. Но неофитам не рекомендуется имитировать этот
уровень. Это просто иллюстрация к тому, что Кришна, как кажется в этой ситуации, больше советует Арджуне, чем слушает Его. Но хотя Он его выслушал очень внимательно.
Первая глава — Арджуна там такое несёт. Что нужно нести осторожно, чтобы не расплескалось. Кришна его внимательно слушает с улыбочкой: «Ну ладно, давай. Красиво звонишь – продолжай».
01:01:24 И фактически до тех пор, пока Арджуна не попросил Его стать наставником,
Кришна не начал давать ему наставления. То есть вот это для нас очень важный принцип.
Но иногда даже, если человек просит давать наставления, очень важно понять, что
действительно ли человек готов последовать этим наставлениям.
Ну, давайте попробуем упражнение на слушание, оно достаточно простое. Надо
будет в парах рассказать друг другу какую-то тему, которая вас или интересует или
волнует. Неважно что, главное, чтобы вам хватило этой темы на пять минут.
01:02:27 Чтобы пять минут рассказывать вашему собеседнику или собеседнице, и задача слушающего будет очень тяжелая — надо будет просто слушать, не перебивая и не давая никаких советов. А по истечению пяти минут надо будет повторить за одну минуту суть того, что вы услышали и поняли. И потом надо будет поменяться ролями: тот, кто слушал тоже будет пять минут говорить, и потом собеседник или собеседница должны будут также за одну минуту объяснить суть услышанного, как вы это поняли. Понятное задание? Да. Хорошо.
01:03:30 Но это надо будет выполнять строго по времени. Вам надо будет для начала
сесть в парах лицом друг к другу, потом решить, кто из вас будет первый говорить,
кто первый будет слушать. Соответственно, надо будет выбрать тему какую-то, о чём вы
хотите рассказать, и начать по сигналу. У нас караталы где-то есть?
Может быть проблема, может что-то, что вас вдохновляет, не важно, любая тема, какую хотите. Все готовы?
01:04:32 Только в парах это надо будет делать, втроём уже не получится. Если у кого-то нету пары, можете со мной в паре. Все готовы? Пара нужна? Можно со мной. Ну, ладно, хорошо. Все готовы? По времени. Продумали темы? По счёту «три» начинаем.
01:05:38 И я также позвоню в караталы. Я вам скажу за минуту, когда время закончится, потом за 30 секунд, чтобы вы ориентировались по времени. Раз, два, три! Начинаем!
01:05:58 [Обсуждение в зале].
01:10:44 Пятнадцать. Десять. Пять секунд осталось.
01:10:58 Заканчиваем. Спасибо.
Теперь очень строго те, кто выслушали, должны чётко по времени, в течение одной минуты, уместиться в минуту и рассказать, что вы услышали и поняли из сказанного.
Я первый сигнал вам подам через 30 секунд, чтобы вы ориентировались по времени. Второй через 15 секунд. И вам надо будет строго через минуту закончить.
Приготовились, собрались с мыслями, по счёту «три» начинаем, раз, два, три.
01:11:41 [Обсуждение в зале]
01:12:32 Пятнадцать секунд. Десять. Пять секунд осталось, две, одна.
Спасибо. Кто не успел, тот опоздал. Хорошо. Надеюсь, всем понравилось. Теперь поменяйтесь, пожалуйста, ролями. Те, кто рассказывали, будут слушать, те, кто слушали – будут рассказывать. Опять также на протяжении пяти минут. Выберите какую-то тему свою и расскажите, и потом вам её перескажут. Готовы? Раз, два, три.
01:13:36 [Обсуждение в зале].
01:17:36 Одна минута осталась.
01:18:06 Тридцать секунд осталось.
01:18:40 Пять минут прошло. Спасибо.
Теперь приготовьтесь пересказать то, что услышали. Точно также начинаем и заканчиваем по времени, я вам скажу за 30 секунд, за 15 секунд до конца, чтобы ориентировались. Приготовились: раз, два, три.
01:19:10 [Обсуждение в зале]
01:19:38 Тридцать секунд до конца.
01:19:54 Пятнадцать. Десять. Пять, четыре, три, две, одна.
01:20:14 Спасибо. Хотите поделиться какими-то впечатлениями? Можете это сделать для блага всех. Что получилось, что не получилось? Что понравилось, что не очень? Что понятно, что непонятно?
Из зала: [Непонятно].
БРСС: Живой опыт. Мы общаемся каждый день, а чем это общение отличалось?
Из зала: Ну, здесь тебя кто-то слушает, аж страшно становится.
01:21:09 БРСС: Да. Внимательно слушают именно те люди, в присутствии которых не стоит говорить. Ещё?
Из зала: У меня есть такая привычка быстро говорить, потому что в процессе жизни
слишком часто случалось, что начинает кто-то перебивать и своё что-то говорить. Сейчас,
когда меня пять минут тут слушали и ничего не говорили [непонятно]
БРСС: Тоже в первый раз в жизни услышали, послушали вас нормально. Спасибо. Ещё.
Из зала: В процессе рассказа, как-то сам начинаешь, сама начала осознавать, в чём
проблема и что на самом деле это не так страшно, как казалось. Не такая уж, ну как бы
значимость этой вещи снижается. Какая-то ясность появляется, и в конце у меня самой, сама озвучила какое-то решение и понимание, что происходило, и что для меня лично уже нету этой проблем. Ну, то есть я хочу сказать, что пока говоришь, принимаешь решение.
01:22:39 БРСС: Да. Очень интересный момент — что, если нас слушают, мы сами себя лучше понимаем.
Из зала: У меня появился такой опыт, что просто пять минут какие-то вещи, которые
важны для человека, выслушивать,.. и просто нашла себе сотоварища [непонятно] похожие даже…
БРСС: Спасибо.
Их зала: Ну, вот когда человек слушает и молчит, ты думаешь, что он что-то затеял.
БРСС: Интересно. Настолько непривычная ситуация.
01:23:40 Из зала: Когда слушаешь, и есть какая-то цель и ответственность, в то время ты должен что-то сказать, и более того задание не означало, что ты должен как-то хорошо
отнестись, только по времени было ограничение. И вот когда ты чувствуешь эту
ответственность, то начинаешь напрягаться, ум начинает куда-нибудь уходить, но сейчас
это очень важно, раз — и возвращаешь фокус внимание. И вот это здорово эту цель всегда чувствовать, видеть.
БРСС: Ответственное общение контролирует ум.
01:24:20 Из зала: А другой момент был, что хотелось бы сказать — но нельзя.
БРСС: У кого такой опыт тоже был, когда хотелось что-то сказать, но нельзя?
Из зала: [Непонятно] единственное, что я помню наводящие вопросы, ну, то есть хотелось
уточнить, что было непонятно, что раскрыло бы эту тему лучше. И захотелось что-то
уточнить [Непонятно].
БРСС: Спасибо.
Из зала: [Непонятно]…закончили за минуту, ... у меня было явное желание молчать эту минуту. [непонятно]
01:26:04 БРСС: Хорошо.
Из зала: Ещё вот, когда слушаешь и понимаешь, что надо будет это рассказать за
минуту, сосредотачиваешься и стараешься понять самую такую суть вопроса, проблемы. Ну, то есть вот понять, что более главное, а что можно пропустить.
БРСС: Отделить главное от второстепенного. Спасибо. Кто ещё?
Из зала: Я ещё понял такую вещь… [непонятно]
БРСС: [Непонятно]
Из зала: [Непонятно]
01:27:06 БРСС: Говорят, что чем умнее человек, тем более полезные вещи он говорит, тем более полезны его вещи. А у остальных много слов.
Из зала: А ещё понял такой момент, что когда с преданными не был, то слова не имели
такой силы. А когда Арджуна-Кришна сказал буквально пару слов. То есть чем короче,
как саму суть говорить в жизни. [Непонятно]
БРСС: Очень интересная реализация. Краткость – сестра таланта. И об этом же, кстати,
говорится в «Чайтанья-Чаритамрите», что настоящее красноречие проявляется в том,
чтобы коротко сказать самое главное, коротко объяснить истину. А красноречие
проявляется в том, чтобы коротко объяснить истину. Спасибо. Всё? Хорошо.
01:28:31 У нас, конечно, есть ещё другие упражнения. Слушание и сопереживание — очень важный момент, но мы его как-то в другое время вставим.
А может быть мы даже… Понравилось вам то, что мы пока что обсуждали диалог, да? Может мы даже продолжим «жизнь без конфликта» завтра, потому что это важная тема, и не хотелось бы что-то комкать.
01:29:23 Ну, давайте попробуем слушание и сопереживание, потому что это тоже очень ценный опыт. Можно будет в течение какого-то небольшого времени, минуты три, рассказать о том, что вас волнует, вдохновляет, то, что вызывает какие-то
эмоции. И задача вашего собеседника или собеседницы будет — ничего не
пересказывать, ничего не советовать, а просто отражать ваши эмоции. То есть, каким
образом это делается, мы можем попробовать на ком-то, кто-то может буквально в течение минуты рассказать какую-то тему, которая вас эмоционально
затрагивает, позитивно или негативно, и я попробую отразить ваши эмоции.
01:30:37 Из зала: [Непонятно].
БРСС: Арджуна-Кришна прабху, я так понимаю, что у тебя какое-то недоумение, да?
Из зала: [Непонятно].
01:31:37 БРСС: Ну, то есть, я так понимаю, что у тебя не только недоумение, но ещё и какое-то возмущение на эту тему, да? Хорошо. Спасибо. Арджуна-Кришна прабху может рассказать, как он почувствовал, то есть какие были ощущения, когда я просто выразил его эмоции.
Из зала: [Непонятно] Ну, то есть не плохо, не хорошо. Ну, просто продолжать дальше
неохота.
БРСС: Хорошо. Ну, то есть, есть ощущение, что тебя поняли? Есть?
Из зала: [Непонятно]
БРСС: Как-то странно, да?
01:32:49 Из зала: [Непонятно]
БРСС: Хотелось поконфликтовать, а не получилось, да? Очень интересный опыт. Смотрите, оказывается слушание и понимание может загасить конфликт на корню.
Хотя, если хотите, я открою секрет, почему вот эти картины рядом висят. Хотите? Это
специально сделано. Все же помнят — две одинаковые казалось бы картинки, а
надо найти различия. И чтобы было чем заняться, теперь на картинках будем искать
отличия. Найдите 108 отличий. Кто найдет – тому прасад от СМАКа.
Хорошо. Спасибо.
01:33:50 Все поняли, каким образом слушание и сопереживание осуществляется?
Это очень интересно. Я не знал, о чём Арджуна-Кришна прабху будет говорить, но как
выяснилось, что слушание и сопереживание может даже конфликт загасить на корню, причём без усилий. У меня не было такой задачи, я просто следовал стандарту,
отражал его эмоции. Хорошо. Давайте попробуем точно также: слушание и
сопереживание друг с другом. Любая тема, позитивная или негативная, главное, чтобы
она вас как-то эмоционально волновала.
Из зала: [Непонятно]
01:34:41 БРСС: Как я понимаю, сейчас ты ощущаешь вот то-то, то-то, то-то. Да и так далее. Ну вот как, примерно, как я делал. Ну, это как обычный разговор, только мы не возражаем, не советуем, а просто отражаем эмоции человека. Правильно? И посмотрите, что получится из этого.
Пожалуйста, тоже минуты три-четыре на каждого.
01:35:22 [Обсуждение в зале]
01:38:21 БРСС: Не забываем отражать эмоции.
01:38:53 Меняемся ролями, если ещё не поменялись.
01:41:11 Заканчиваем через минуту.
01:42:11 Заканчиваем, подводим итоги.
Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе
Один раз я у преданных спросил впечатления по моему семинару. И мне сказали:
замечательный семинар, такая есть возможность поговорить друг с другом. Лектор
говорил мало, чем порадовал всёх слушателей. Хорошо. Какие-то впечатления? У кого
получилось, Да?
01:43:29 Из зала: [Непонятно]
БРСС: Раскрывающее общение. Ещё?
Из зала: [Непонятно]
БРСС: Спасибо. Всё? Ещё?
01:44:30 Из зала: [Непонятно]
БРСС: Спасибо. Да?
Из зала: [Непонятно]
БРСС: Вдохновляет, да? Хорошо. Спасибо.
Из зала: [Непонятно]
01:47:30 БРСС: Спасибо. Всё? Наверное, мы закончим небольшим киртаном. К сожалению, время арати у нас ушло на семинар. Хотя бы мы чуть-чуть споём для удовлетворения божеств традиционную мелодию из Варшаны, вечернюю. Нам также пуджари дал 4 финика. И надо будет их всем раздать. Я чувствую себя как Иисус Христос, который двумя хлебами накормил, а тут четыре финика. Тоже не из легких задача, но попробую с ней справиться.
01:48:55
Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе