Тревога

Аюрведа-радио - 07 February 2007
Чем характерно чувство тревоги? Жизненный настрой и реакции на тревогу. Тревога как основной страх физической смерти. Способы преодоления тревоги. Позитивные стороны тревоги. Трансформация тревоги в смирение, уверенность. Важность правильного формулирования проблемы.
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:39:28 | качество: mp3 64kB/s 18 Mb | прослушано: 33 | скачано: 136 | избрано: 11
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Аюрведическое интернет-радио на сайте доктора Торсунова продолжает вещание, меня зовут Мошкин Юрий Владимирович, и я продолжаю цикл лекций по психологии. Наш цикл имеет название «Нересурсные эмоции», и сегодня мы продолжим эту тему. Сегодняшняя эмоция, о которой мы будем разговаривать, – это тревога. Сегодня поговорим о тревоге.

00:00:36 Наверняка эта эмоция знакома каждому из нас. Вы можете представить, вспомнить, когда вы её испытывали, чтобы более живо и ярко иметь образ чувства того, о чем мы будем говорить сегодня. Или просто представить, что вам предстоит встреча с неким человеком, от исхода которой зависит ваша дальнейшая жизнь, или ваш начальник, например, попросил вас сделать какое-то очень важное поручение, но вам не хватает времени и знаний, чтобы сделать это достаточно хорошо. Или вы идете на приём к врачу и не уверены в том, какой диагноз вам поставят.

00:01:25 Все эти ситуации характеризуются возникновением такой замечательной эмоции, как тревога. Сохраняя структуру наших лекций, мы должны будем разобрать нересурсную эмоцию, в данном случае тревогу, и понять, что же она несет, какое позитивное послание, намерение, какой позитивный смысл, находятся внутри этой, казалось бы, не очень приятной вещи, как тревога.

00:02:01 И если мы верим в то, что каждая негативная эмоция, каждое негативное поведение имеет за собой это ресурсное или позитивное намерение, то у нас становится больше вариантов изменения нашего состояния, отношения к той или иной ситуации. И важно понять: в каких же условиях возникает тревога, что же объединяет эти ситуации и приводит к возникновению именно этой эмоции, а не какой-нибудь другой.

00:02:35 Если мы рассмотрим эти случаи, которые я описал выше, то общими являются как минимум два фактора. Первое, что человеку в его неизбежном будущем предстоит столкнуться с какой-то неприятной ситуацией, то есть эта ситуация неизбежна и она грядет. Она трудна, и человек оценивает её как не совсем приятную. Второй особенностью является то, что человек не ощущает себя готовым к этому. Он знает, что некая трудность впереди, что она будет, это неизбежно, по крайней мере, он так считает. Вопрос неизбежности – это тоже вопрос, который можно обсуждать. И он считает, что это трудность, это тоже одно из убеждений человека, над которым тоже можно подискутировать. И третье убеждение, что человек не знает, как с этим справиться так, чтобы он смог выйти из этой ситуации победителем либо просто сохранить свою целостность.

00:03:49 И так как он не знает, что его ждет, или не знает, как выйти из этого, и не знает, что ему делать, для того чтобы преодолеть это все, в результате человек рисует в своем воображении негативные нересурсные исходы этой ситуации либо просто представляет эту ситуацию как нечто неизвестное и своей неизвестностью пугающее. Неизвестно, как закончиться встреча с каким-то важным человеком, неизвестно, что нас ждет в постоянно переменчивой ситуации в стране, к примеру, неизвестно, кем станут наши дети. И это может быть как поводом для радости того, что неизвестно – здорово, так и поводом для тревоги, неизвестно и страшно.

00:04:35 В принципе, это в том числе зависит от того состояния человека, в котором он находится чаще всего, это можно назвать оптимизмом, пессимизмом или таким словом, как благочестие, использующимся в ведической психологии. Количество благочестия как раз и определяет тот жизненный настрой или тот знак, который чаще всего приписывается эмоциям как реакции на нестандартные ситуации, то, что мы не ожидаем, то, к чему мы не готовы, или что-то неожиданное появляется в нашей жизни.

00:05:12 Благочестивый человек чаще всего на это будет реагировать положительными эмоциями, такими эмоциями, как вдохновение, поиск решения, интерес, любопытство. Человек, у которого недостаточно на данный момент благочестия, будет испытывать чаще всего страх, тревогу и все остальные нересурсные эмоции.

00:05:39 Что же делать людям, у которых не хватает благочестия, когда возникают эти эмоции? Мы должны понять, какой смысл в них. И вот мы сегодня разбираем тревогу. Повторюсь ещё раз, она возникает тогда, когда человеку неизбежно предстоит пережить некий опыт, который он воспринимает как не совсем приятный, и он не ощущает свою готовность к проживанию, прохождению через этот опыт. Это могут быть банальные вещи, начиная от сдачи экзаменов в школе или институте и заканчивая осознанием конечности своего физического существования.

Тревога как основной страх физической смерти

00:06:17 С точки зрения экзистенциальной психологии, одного из направления западной психологии, хотя вопросы этой психологии рассматриваются и в ведической психологии как одной из наиболее древних психологий, и как раз экзистенциальные психологи очень много уделяют внимания этой эмоции тревоги и связывают её в первую очередь со страхом или тревогой возможной или приближающейся смерти. Все мы понимаем, что наша физическая жизнь, то есть жизнь в той форме, в которой мы сейчас существуем, когда-то закончится, это как некая данность, с которой, в принципе, ещё никто не спорил за исключением редких индивидуумов, каких-то людей, которых не совсем можно назвать людьми, допустим, тот же Иисус Христос, который воскрес по приданию.

00:07:14 Но так как мы обычные люди, мы знаем, что наше физическое тело, по крайней мере, умрет. И так как большинство людей именно с этим физическим телом себя и ассоциируют, всё, что происходит с физическим телом, происходит и со мной. Пнули мою ногу, случайно, неслучайно – неважно, боль испытываю я, негодование испытываю я. Это одна из особенностей человеческой психики, которая связана с так называемым ложным эго или частью психики, которая отвечает за привязанности и отождествления.

00:07:56 Одной из самых сильных привязанностей человека является привязанность к его телу и отождествление себя с телом. И когда мы смотрим, как другой человек умирает и выходит из тела, согласно ведической психологии мы не умираем после смерти как личности, а продолжаем существовать, но в другом измерении, в тонком теле так называемом, а наше тело как некий носитель разрушается и подвергается разложению на первоэлементы, молекулы, атомы, как хотите, назовите.

00:08:31 Чаще всего это происходит в детстве. Мы сталкиваемся с неким фактом, что был человек и вот его нет, мало кто может контактировать с людьми после смерти так же явственно, как и при жизни, и поэтому обычно в детстве возникает состояние страха и невозможности что-либо сделать. И вот этот страх прекращения существования является, с точки зрения экзистенциальной психологии, основой любой тревоги.

00:09:03 Можно в принципе любую тревогу, которая возникает на том или ином этапе, рассматривать как проявление основной тревоги, страха физической смерти. Ведическая психология в свою очередь предлагает взгляд несколько шире, предлагающий человеку понять, что смерть не является конечным пунктом человеческой жизни вообще. Да, она является каким-то мерилом, к которому человек обязан подготовиться, потому что по итогам его жизни его ждут соответственно разнообразные варианты следующей жизни, следующей его судьбы. Это не оправдывает человека вести неразумную жизнь, потому что знает, что он умрет и ему предстоит родиться ещё раз. Хотя именно экзистенциальная психология говорит, что некоторые люди могут использовать это как способ избегания этого страха, тревоги по поводу конечности своего существования.

00:10:15 Но эта тревога необходима, потому что она показывает человеку в принципе, что он не готов к некоему переживанию. Даже если человек верит, что он будет жить и в следующей жизни, все равно он будет испытывать некое беспокойство и, возможно, даже эту же самую тревогу, просто он будет её скрывать за некой, допустим, теорией реинкарнации. Он может не понимать саму суть, что жизнь на самом деле дается один раз, эта жизнь, в которой мы сейчас живем, – это некий экзамен, который мы должны сдать.

00:10:51 И тревога на самом деле означает, по крайней мере, должна означать то, что готовы ли мы должным образом прожить эту жизнь, чтобы в конце жизни мы испытывали облегчение и смирились бы с тем, что сейчас мне придется оставить это и доверится чему-то неизвестному. В принципе, это один из способов ухода и превращения, трансформации тревоги и использования её как смирения с тем, что неизбежно.

00:11:24 Повторюсь, что тревога – это реакция на ожидание некоего негативного будущего либо просто неизвестность. Мы не знаем, что там будет после смерти, разные религии говорят разные вещи, кто-то верит в то, что мы будем жить, кто-то не верит. Ведическая психология и философия говорит да, живем мы не одну жизнь, и смерть физического тела означает дальнейшее путешествие нашей души и тонкого тела в следующей жизни.

Способы преодоления тревоги

00:11:56 И так или иначе, тревога сигнализирует о том, что нам необходимо подготовиться к некой борьбе либо подготовиться к уклонению от потенциально негативных последствий приближающейся ситуации. Либо та ситуация, которая нас ожидает, мы должны мобилизоваться, взять всё, что необходимо, чтобы быть готовым к этому. Допустим, нам известно, что подступает враг к тому месту, где находимся мы, и мы являемся главнокомандующим некой армии. Один из вариантов, который приведет к успеху, – это заблаговременно подготовиться к тому, что враг идет. Можно, конечно, испугаться, бросить войска и убежать, это один из вариантов, который вряд ли кому-то понравится.

00:12:53 Один из эффективных вариантов – это как раз подготовиться к тому, чтобы встретить неизбежную ситуацию. Вы уже раньше посылали переговорщиков, которые не смогли договориться, вот теперь вам предстоит некая конфронтация. Уровень тревоги в этот момент будет означать, что вы не до конца уверены в своих возможностях, силах. И опять же следующий шаг: вы либо предаетесь апатии и страху и прекращаете всякую деятельность, избегаете ситуации, если это возможно, либо вы ищете все возможности, чтобы изменить состояние своих дел, своей армии, например, достать продовольствие, оружие, тех же людей, воинов и подготовиться к этому. Смысл тревоги именно в этом: вы ощущаете, что вы не готовы.

00:13:50 Есть ещё два варианта: либо вы просто не знаете, что вы готовы, и поэтому вам кажется, что у вас нет достаточных ресурсов, средств, тех же воинов, людей или просто умений перед какой-то ситуацией, либо вы на самом деле их не имеете, что в принципе тождественно друг другу.

00:14:09 Как говорят китайцы, знать и не делать – это то же самое, что не знать. Поэтому любое знание превращается и проверяется именно на практике. И если вы чувствуете, что вам не хватает знаний или ваше знание не проверено на практике, значит, вам надо либо их отрепетировать, либо проиграть их умственно, провести некие тренировки, добыть недостающую информацию, встретиться с необходимыми людьми, то есть привести внутренний свой мир в состояние готовности.

Позитивные стороны тревоги

00:14:50 В нашей жизни, когда возникает тревога, должно произойти нечто неприятное или непонятное, или и то и другое, и поэтому пугающее. И в этой ситуации мы не ощущаем себя достаточно компетентными людьми и людьми, которые готовы к встрече с чем-то неизбежным. И в этом есть позитивное намерение данной эмоции. Тревога нам показывает нашу несостоятельность в каком-то вопросе и необходимость к этому подготовиться. Чем раньше мы начнем, тем быстрее чувство тревоги и неуверенности превратится в совершенно другое чувство компетентности, уверенности и спокойствия, или деятельности, в зависимости от ситуации.

00:15:37 Не было бы тревоги, нас бы постигла та же судьба, как и стрекозу из басни Крылова, которая в принципе жила настоящим моментом. А муравей: у него мысль о том, какова его жизнь в будущем, имела место в настоящем, то есть он думал вперед. Думать на шаг вперед говорит о том, что мы можем жить в разных направлениях, масштабах. Кто-то может жить только одним днем. У каждого дня достаточно хлопот – может сказать один человек. Другой человек может сказать: нет, один день весной – это десять дней осени. То есть то, что мы делаем сейчас, закладывает основание нашего благополучия в завтрашнем дне. Тревога – это один из сигналов того, что нам надо что-то изменить, к чему-то более усердно подготовиться.

00:16:37 Конечно, разумный человек не доводит свои дела до необходимости возникновения тревоги, он все делает вовремя и заранее, но, естественно, возникают ситуации, когда невозможно их предусмотреть, но делать тем не менее все возможное и даже невозможное – это долг человека перед самим собой. Ожидать того, что все ли я делаю достаточно в данный момент своей жизни, или все-таки я могу делать что-то ещё лучше? Тревога нам как раз говорит, что мы должны подготовиться к этому.

00:17:21 И та подготовка, в которой вы нуждаетесь, конечно же, зависит от рода проблемы, с которой вы столкнулись и по поводу которой вы испытываете тревогу. Проблемы могут быть совершенно разнообразными. Вам может не доставать просто информации, вам неизвестно, с каким человеком вам предстоит общаться. Достаточно двух-трех телефонных звонков или разговоров с его знакомыми, чтобы понять, что, в принципе, ваши беспокойства по этому поводу не имеют никакого основания. Вы можете искать необходимых людей, чтобы использовать связи этих людей с другими для решения какой-то своей проблемы, которая находится сейчас перед вашим взором, или каких-то навыков, то же чтение лекций, или работа в какой-то сфере, которая вам незнакома, но в которой вы сейчас должны работать.

00:18:24 Так сложилась ситуация, что вы должны делать то, что раньше не делали. Естественно, одной из возможных реакций будет тревога, тревога как сигнал о том, что вам следует что-то узнать новое и научиться этому, делать это новое и делать это хорошо. И то, как вы подготовитесь вследствие этой тревоги, это состояние может помочь вам в будущем оптимально встретиться с этим неизбежным, изменить его или подготовить себя, или изменить своё отношение и принять то, что нельзя изменить.

Трансформация тревоги в смирение

00:19:03 Один из вариантов, допустим, осознания своего конечного бытия в физическом теле – это как раз именно смирение с тем фактом, что это неизбежно. В принципе, так или иначе, все мы умрем, в физическом теле я имею виду. Мы будем жить вечно согласно ведической концепции, но при этом наше тело, допустим, я, Юрий, прекращу своё существование. Я надеюсь, конечно, – это является, с точки зрения психологии, одним из защитных факторов, – что мои труды, дети, носящие мою фамилию, мои книги, которые я напишу, или те люди, которым я помогу, будут помнить обо мне, я останусь жить в памяти. Эти люди будут вечно живы в нашей памяти, вечная память героям, как говорят. Смысл желания остаться в памяти – это один из способов защитить себя от этой неизбежности физической смерти.

00:20:13 Различные виды защиты этой идеи, что наше физическое тело конечно, а так как мы очень сильно привязаны к физическому телу, поэтому мы не видим альтернатив, что мы живем в каком-то другом измерении. Мало кто знает как минимум, хотя сейчас все больше и больше людей знают, по крайней мере знакомятся с информацией, что мы живем не одну жизнь, но верят на сто процентов ещё меньшая часть. Те люди, которые не имели клинический опыт смерти и возвращения обратно к жизни, который напрямую доказывает то, что человек не умирает как личность после умирания физического тела, не имеют сенсорного опыта или доказательства, которое дало бы им какую-то основу веры в то, что жизнь вечна или по крайней мере не заканчивается после смерти.

00:21:09 Другое дело культуры, где эта идея о реинкарнации, вечной жизни, впитывается, что называется, с молоком матери. В прошлом или позапрошлом году, уже не помню, когда были цунами на Шри-Ланке, в Индии, в принципе, тоже, в этом регионе, где ведическая концепция жива до сих пор и используется в системе воспитания детей так или иначе, люди абсолютно по-другому воспринимали саму идею смерти. И об этом говорили наши спасатели, которые там работали, помогали, спасали, они видели, что люди, у которых умирали близкие, были намного спокойнее, чем если бы это произошло с нашими согражданами, соотечественниками.

00:22:04 Сама философия, мировоззрение, понимание жизни влияют на то, как мы реагируем на события в нашей жизни. И в том числе смирение с тем, что физическое тело умрет и это неизбежно. И подготовка к смерти, возможно, и есть смысл нашей жизни. Просто для кого-то эта фраза может звучать немножко мрачновато, но если рассмотреть её с точки зрения подготовки к последнему экзамену, от которого зависит наше дальнейшее будущее: будем двигаться мы вверх или останемся на этом уровне, или останемся на второй год, или вообще нас выгонят из школы, это даст нам вдохновение на изменение и уверенность в том, что жизнь будет продолжаться, просто нам надо подготовиться и сдать этот последний экзамен по крайней мере в этой жизни. Принять и смириться с тем, что нельзя изменить это, – это одно из следствий возникновения тревоги.

00:23:14 Замечено, что многие люди, зная свой диагноз, который связан с… Допустим, человеку сказали, что он болен раком и ему осталось полгода. И один из вариантов, который встречается в психологической практике, особенно если люди склонны к самоанализу и работе над собой, – это полное изменение отношения к этой жизни и повышение её ценности, повышение её субъективной ценности, осознание того, что вот у меня это осталось, и каждый день – это та драгоценность, которую я могу либо использовать, либо потерять. И осознание конечности своего физического существования коренным образом меняло жизнь этих людей и меняет до сих пор.

00:24:12 Осознание того, что мы умрем, дает человеку удивительную возможность ценить свою жизнь и проводить её так, как на самом деле этого хочется. Потому что большинство людей, если спросить, думают, что они будут жить вечно. Мы и так будем жить вечно, с точки зрения ведической психологии, но в тонком теле, в виде души, нашем изначальном состоянии, но в этом физическом теле мы не будем жить вечно. А так как мы ассоциированы с этим телом, то мы отрицаем смерть нашего физического тела. Мы не думаем, что вот я закончу свою жизнь как личность, даже не личность, а социальная единица, как, допустим, Мошкин Юрий Владимирович, я закончу свою жизнь через столько-то лет.

00:25:06 Большинство людей об этом не думают. И поэтому они к своей жизни относятся несколько поверхностно, откладывая важные дела: вот на пенсии займусь собой, или вот придет время, и я сделаю это, а пока пусть это полежит. На самом деле никакого «пока» может и не быть, никто не дает гарантий, что мы будем жить ещё десять минут, никто не знает, никакой гарантии в этом нет. И поэтому сам факт физической смерти дает очень большую трезвость и ответственность за свою жизнь.

00:25:45 И поэтому тревога – это одна из реакций того, что мы не совсем ответственны за свою жизнь. Есть что-то, что мы отложили на потом и не хотим решать, не хотим или боимся решать. Тревога как раз нам показывает, что нам надо что-то решить, нам надо изменить своё отношение, подготовиться, укрепить свой дух и двигаться дальше. И смирение с тем, чего нельзя изменить, – это тоже один из исходов трансформации тревоги. Тревога может говорить нам о том, что нам с чем-то придется смириться, например, с физической смертью.

00:26:33 Иногда подготовка к какому-то событию, от которого возникает тревога, может зависеть просто от того, что мы не совсем корректно формулируем саму проблему. Допустим, человек может говорить: я не хочу провалиться на выступлении. И он тревожится по этому поводу, ему дали какую-то тему реферат сделать, доклад, и он беспокоится, тревожится по этому поводу. И его внимание сконцентрировано на нежелательном, негативном исходе, на идее провала, и он не знает, какие другие варианты возможны.

00:27:19 И достаточно просто переформулировать или перефразировать саму идею, что он хочет в этой ситуации. Вместо «я не хочу провалиться», можно сказать: «Я хочу выглядеть достойно». И, как следствие, уже будут появляться возможные пути достижения этого состояния, так как я хочу выглядеть достойно. Сравните: «я не хочу провалиться» и «я хочу выглядеть достойно». Первое состояние предполагало избегание чего-то негативного, уход, отворачивание, отталкивание, когда другой говорил, что нам надо стремиться к чему-то важному, нужному и полезному, например, выглядеть достойно, чувствовать себя хорошо, уверенно.

00:28:07 И тогда второй вопрос. Если мы не хотим провалиться, мы просто боимся и ждем, что мы не хотим провалиться. Если же мы хотим выглядеть и чувствовать себя достойно и уверенно, то, как следствие, мы уже должны искать какие-то пути достижения этого: мне необходимо лучше подготовиться, что-то прочитать, у каких-то людей что-то спросить, смоделировать будущее, отрепетировать то, как я буду это делать. Это уже конкретные действия, которые человек может делать. И к тому же знание того, к чему вы хотите прийти, успокаивает намного эффективнее, чем знание того, к чему вы не хотите прийти. Допустим, вы можете говорить: я боюсь физической смерти, я боюсь умирать. Важно на самом деле даже не это, важно то, как ты проживешь свою жизнь, каким смыслом ты её наполнишь, какие дела ты совершишь и в каком состоянии ты приблизишься к ней, соприкоснешься с ней.

00:29:09 Вот эта перемена фокуса внимания очень сильно меняет любую эмоцию, в том числе и тревогу. Если вы знаете, чего вы хотите, не просто я избегаю того-то или мне не нравится это, а если вы знаете, что я хочу этого и мне нужно это, это и это, какие-то качества, материальные цели, физические предметы, то вам проще понять, как этого достичь и как это сделать. Когда у вас есть конкретный образ, понимание того, что вы хотите, вы можете проложить к этому путь. Когда вы чего-то избегаете, не хотите, от чего-то хотите отказаться, избавиться, то есть я хочу избавиться от какой-нибудь болезни, говорит человек и начинает думать, очень сильно концентрироваться на избавлении от нее.

00:30:07 В этом парадокс диагноза, того ярлыка, который выдается пациенту, хотя на самом деле вся информация, которая пишется в истории болезни, карточках медицинских, – это информация для других врачей. Самому пациенту это знать не столько не необходимо, сколько вредно, потому что любой диагноз – это некий штамп, некое существительное, которое замораживает опыт, фиксирует опыт, и этот опыт никуда не движется. Что может случиться с повышенным давлением или гипертензией? Это факт. И что ты с ней будешь делать? Ты будешь лечить эту гипертоническую болезнь. Но если относится к тому, что огня стало больше, чем воды в организме, или Вата-доша превысила свои значения относительно Капха-доши, то с этим уже можно работать, с этим уже можно возвращать гармонию, а не бороться с проблемой.

00:31:22 Поэтому, когда возникает чувство тревоги, нам важно понять, не чего мы боимся, а чего мы хотим вместо этого. Если вы знаете, чего вы хотите, вам проще понять, как этого достичь, как это сделать. И как справедливо для всех эмоций, тревога являет собой ценную обратную связь. Когда любая негативная эмоция возникает, в принципе и позитивная, вы должны понимать, что это просто обратная связь, которая вам говорит что-то очень важное. Эта связь необходима для эффективного существования, достижения целей, эффективной жизни.

00:32:08 И в случае, когда цель или обратная связь той или иной эмоции остаются нераспознанными, мы просто предаемся этой эмоции, например, тревоге, и вот мы боимся, и вот мы тревожимся, гневаемся, обижаемся, чувствуем вину. Сама по себе эта негативная эмоция – это просто сигнал, и он достаточно сильный, для того чтобы мы обратили на него внимание. Но мы иногда настолько воспринимаем конкретно, как сам факт внимания, что мы на нем только и концентрируемся, вот есть тревога и все, вот мы тревожимся, или вот мы боимся, или гневаемся, обижаемся, завидуем, ревнуем. Этот процесс мы не останавливаем, потому что думаем: это возникло и пусть оно происходит.

00:33:04 Это просто обратная связь, это как сигнал, как лампочка на приборной доске автомобиля о том, что масло на низком уровне или что бензин следует заправить. Это лампочка может нас раздражать. Мы можем избегать эту же эмоцию, как-то отвлекаясь, заливая её употреблением каких-то веществ или просто смотря телевизор, или отвлекаясь общением. Мы как будто заклеиваем эту лампочку на приборной доске, которая отвлекает нас от самого пути. И в какой-то момент машина наша останавливается и уже дальше никуда не едет, потому что в какой-то момент мы не обратили внимания на те сигналы, которые нам приходили.

00:33:46 И вот все отрицательные эмоции, все болезненные ощущения, симптомы недомогания, плохого самочувствия – это и есть обратная связь, которая говорит о чем-то важном, что мы не учитываем в своей жизни, о чем-то, что необходимо изменить. В данном случае тревога говорит о том, что надо к чему-то подготовиться, к чему мы пока ещё не готовы. И если мы просто фиксируем своё внимание на самой эмоции, то нас просто парализует эта эмоция, негативное состояние не приводит к решению проблем.

Трансформация тревоги в уверенность

00:34:27 И лучший исход из любой негативной эмоции, в том числе из тревоги, – это переход к чувству уверенности в собственные способности сделать все необходимое для подготовки к тому, что произойдет. Научиться переводить себя из одной эмоции в другую – это то, чему стоит научиться каждому человеку. Искусство управления эмоцией может казаться чем-то не совсем возможным, на самом деле достаточно простой навык, если, конечно, в нём упражняться, как и во всём в нашей жизни. Нас редко когда учат управлять эмоциями, чаще всего нас учат их не выражать, подавлять, но управление эмоциями – это несколько другая идея, несколько другой способ жизни, о чем мы будем говорить на следующих лекциях.

00:35:30 То есть при переходе из одной эмоции в другую, из чувства тревоги, мы понимаем, что несет за собой тревога, что мы должны к чему-то подготовиться, фиксируем своё внимание именно на этой цели, и для помощи вызываем в себе чувство уверенности в том, что я могу с этим что-то сделать. Я не могу решить проблему человеческого бессмертия и жизни в физическом теле столько, сколько захочу. Я не знаю, возможно ли это. С точки зрения аюрведы, возможно достаточно долгое отдаление процесса старения тела, но то, что относится к бессмертию человеческому, относится к некой мифологии. Мое личное мнение, что это возможно, но прямых доказательств этого пока мы не имеем.

00:36:31 Мы можем либо подготовиться к этому, либо изменить своё отношение как в случае с физической смертью. И когда мы переходим в состояние уверенности, что мы можем что-то сделать необходимое для подготовки к тому, что на нас надвигается, это состояние как раз высвобождает все силы, которые можно использовать на изменение ситуации. Это состояние, ресурс мотивируют даже нас на действие, а не ожидание, дрожь, страх, тревогу.

00:37:16 Обычно, когда люди испытывают тревогу, они не совсем эффективно действуют, они беспокоятся, их внимание оторвано от настоящего и перенесено в будущее, и эти люди чаще всего рисуют какие-то трагические исходы, которые возможны. И эти трагические исходы ещё больше усиливают их тревогу, они ещё больше отрываются от настоящего момента, в котором и надо остановиться, взять из тревоги все важное, что она нам дает, то есть информацию, что где-то мы ещё не до конца доработали какую-то часть своей стратегии, своих навыков, вернуться в настоящее и начать работать над собой, повышать свою квалификацию, свои возможности, устойчивость эмоциональную, лучше взаимодействовать с людьми и получать больше информации и прочее. Все навыки, которые в принципе существуют, можно использовать в том числе и в изменении своего отношения, например, к каким-то неизбежным ситуациям, таким, которые ожидаются.

00:38:43 Сегодня мы говорили с вами о нересурсных эмоциях и рассматривали такую эмоцию как тревога. Мы говорили о том, что тревога – это обратная связь, которая говорит, что нам стоит к чему-то подготовиться лучше, чем мы имеем это сейчас. И собственно, затем она и возникает, чтобы мы были внимательнее к именно настоящему моменту и связывали его с нашим будущим, тем желаемым будущим, в котором мы с вами хотим все оказаться. Итак, всего вам хорошего, будьте все счастливы. До свидания.

транскрибирование: Мария Артемьева | п.Шушинское | Россия | 05 April 2022