Активная жизненная позиция
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Продолжим?
[Ведущая] Обязательно. К нам присоединился новый участник, который настоятельно не хотел зайти. Нам надо с ним познакомиться.
Мы уже познакомились, это мой друг Ваня. Ха-ха-ха, да нет, нормально, нормально. Да. Да.
[Иван] Меня зовут Иван. Очень хотелось бы послушать Вашу лекцию. Я, к сожалению, опоздал, поэтому зашел уже в середине лекции, некрасиво.
Ничего, ничего. Спасибо Вам за Ваше смирение. Мы тут говорим, как избавиться от лени.
[Иван] Да, мне уже сказали.
Кстати, кто-то уже избавился? Видите, процесс происходит постепенно. Важно понять, что процесс происходить постепенно. Итак, мы делали длинное вступление, потому что говорили о том, что такое Ведическое знание, потому что именно на этом основана сегодняшняя встреча.
00:01:05 И я вам хочу сказать, что …Да я сам имею опыт лентяйской жизни. Но я также имею другой опыт и глубокую убежденность в том, что если следовать тому о чем говорят Веды, то могут происходить чудеса. Даже из лентяев могут проявляться активисты. Итак, мы говорили о том, что если не получать регулярно знание, то нет смысла надеяться на перемены, существенные перемены в жизни.
00:01:59 И в принципе этот тезис звучит на каждой нашей встрече. Что нужно регулярно получать знания, регулярно общаться на эту тему, изучать, читать, писать конспекты. Знание Вед, знание нравственности, моральные законах поведения, этикета в человеческом обществе и получая это знание о своих обязанностях, прежде всего, своих обязанностях, как правильно жить. Мы тогда будем решать в своей жизни проблемы. Это то, что работает, несомненно. И, как говорится, незнание закона не освобождает от ответственности. Точно также незнание нравственных законов, потому что есть закон красный свет, желтый свет, зеленый свет… Это тоже закон – правила дорожного движения. А есть закон нравственности, если не знать правила дорожного движения и переходить на красный свет, переходить дорогу на красный свет, то можно пострадать от того, что собьет автомобиль.
00:03:09 Я вот езжу, мы живем за городом, и там дорога идет через все. Вот в стороны Вышгорода туда, в Петровцы, через все. Такая вот дорога и там постоянно там ДТП, постоянно, постоянно. И причем такие, сейчас уже сделали осветление последний год, как бы ярко хоть стало ездить в темное время. А так постоянно ДТП. Отчего они происходят? И причем в одних и тех же местах. Кто-то нарушает правила просто напросто. Вот все. Кото-то нарушает правила дорожного движения. Точно также из-за того, что мы нарушаем правила.. так сказать, своей счастливой жизни. Правило своего жизненного пути, у нас возникает проблема. Ну, вы согласны с этим? Да! Ха-ха-ха
00:04:10 Интересно, я буду понемножку цитировать писания сейчас. Процитирую вам текст из первой песни Шримад Бхагаватам, Бхагаватам Пурана. Там характеризуется наше время, звучит этот текст таким образом: [цитирует на санскрите] Мы это слово сегодня «Мандаха» говорили, означает уныние, лень. [цитирует на санскрите] . О, мудрец, в этот железный век Кали, нынешнее время называется железный век Кали. Это началось приблизительно 5000 лет назад, это эпоха деградации, нравственной деградации, духовной деградации, прежде всего. В этот железный век Кали жизнь людей коротка. Это называется Праена, почти всегда Кальпа, чуть-чуть Альпа. Аю, Аюша, Аюрведа. Аю – означает жизнь.
00:05:18 Так вот, [цитирует на санскрите] – означает жизнь людей практически всегда очень непродолжительная. Несколько десятков лет, несчастных. Вот подумайте, что такое цифра 10, ну умножьте её на 5 на 7, ну на 8, ну на 9. Понимаете? Вот это всё, что мы живем, несколько десятков лет, жизнь людей коротка, они вздорно ленивы, введены в заблуждение, неудачливы и, к тому же, прибывают в постоянном требовании. То есть, пребывать в этих состояниях для нынешнего времени, в принципе, нормально, потому что это характеристика времени. Железный век означает век деградации. Это означает, что если сильная гроза на улице, то быть мокрым от этого, в принципе, нормально. Однако, есть ли у нас шансы? Да, есть. Нужно взять открыть зонтик. И этот зонтик означает ведическое знание. Нужно открыть зонтик знаний, защититься, таким образом, от этого тлетворного влияния века Кали.
00:06:31 То есть, Кали означает как раз зло. И лень, манда, суманда, матаё… лень – это одно из качеств современного общества. Для того чтобы жить качественно нужно занимать активную позицию по жизни. То есть, человек в принципе это активное живое существо. Если вы, давайте зададим себе вопрос. Что такое совершенство? Вообще? Вот как я себе представляю совершенную жизнь? Вот как я себе …что я делаю в это время? Или не делаю, а?
[из зала неразборчиво]
Кто-кто? А реклама!
[из зала] Когда человеку говоришь какие-то нормальные вещи, он на тебя смотрит как на птеродактеля. Реклама, особенно мне нравится, как маркетологи работают с рекламой всяких [неразборчиво] Там обычно мужичок такой с пузиком, в штиблетах стоптанных, желательно в домашних тапках. С дивана который такой перевалился и упал. Тут встает и у него джекпот. Образно.
00:07:51 Ну хорошо, вот в том то и дело, что мы больше намного чаще соприкасаемся с этими штиблетами в рекламах, чем с ведическими произведениями, или иными мудрыми книгами. Понимаете? Поэтому у нас образы, идеальные образы счастья формируются на основе вот этой информации. Ну все таки, давайте по честному. Если это вопрос такой к вам. Как вы себе представляете совершенную жизнь? Вот я живу совершенным образом, что это такое?
[из зала] Можно не работать, отдыхать, путешествовать. Без болезней.
Хорошо, без болезней, можно не работать, путешествовать. Хорошо. Еще какие варианты? Что такое совершенство в жизни?
[из зала] Исполнять обязанности.
Идеалист! Ха-ха-ха
[из зала] Хочешь спать, поспи.
Вот как раз…Не представляется ли совершенством вам, дорогие друзья, или нам свобода от каких либо обязанностей? Не представляется ли, а? Если по-честному? Вот если по-честному, какие обязанности. Но я вам скажу, такое положение есть, никаких обязанностей и полное совершенство, но оно занято. Знаете почему? Знаете почему? Ну, или кем занято это положение? Да, вот если честно, то оно занято Богом. И при этом он умудряется ещё всем служить. Понимаете, но это [из зала неразборчиво]
00:09:30 Но понятно, да. И мы имеем те же склонности, мы имеем те же склонности. Ну не получается, если мы хотим свободу от всех обязанностей каких-либо, не получится все равно. Не хотим аскезы ограничения совершать, правильно питаться - придут болезни, будешь кушать то, что доктор разрешит. Понимаете? Не хотим рано вставать, придет оно все, все будет нормально, заставит жизнь по-другому как то там. Понимаете? Все равно мы должны признать этот момент, что если я хочу существовать нормально, я должен исполнять свои обязанности. Трава, понятное дело, хорошо. Но обязанности! [из зала неразборчиво] Все правильно! [из зала неразборчиво] Совершенно верно! Вот видите, это означает, [из зала неразборчиво] Странно… да, да
00:10:44 Совершенство представляется как определенная активная жизненная позиция, активная. То есть непассивная, потому что люди
[из зала] Реактивная, по реакции, реакция на какой-нибудь раздражитель и тогда мы либо расстраиваемся, либо радуемся, либо сами выбираем, что мы делаем. Проактивная.
Да, но совершенство это как активная позиция. Кто себе представляет совершенство как сон без сновидений? Полное забвение. Кто видит в этом совершенство? Вот просто меня нет. В этом совершенство. Вот кто видит, но есть философия, которая видит в этом совершенство. Но наша философия нет. [неразборчиво] Наша философия это не разделяет эти вещи, но это естественно если брать изначально, когда они описывают душу, духовную душу, у которой нет начала нет конца, то у души есть активная позиция по жизни. Вот это естественное состояние души – активность.
00:12:00 Вот какая это активность, вот это уже надо обсуждать, потому что мы говорили, есть разные мотивы к деятельности …
[из зала] Поиск счастья, но у каждого счастье свое. То, что сейчас вы спрашиваете. Что для вас счастье? Для одного счастье [неразборчиво] в этом большое блаженство, что есть такая возможность. И дети есть и возможность есть. А для кого-то счастье спрыгнуть с дивана и получить джекпот. А для кого-то счастье пропетлять от своих обязанностей и считать, что жизнь удалась.
Да! Поэтому важно сделать, не заблудиться. Если человек ошибается в своем выборе, что моё счастье вот это, то он идет как на мираж. Как мотылек летит на огонь. Он думает «я построю себе дом, куплю себе машину дорогую за 20 за 50 000 долларов. И будет у меня такая обстановка и все!» И у него не хватает способности, а что будет дальше, он уже не мыслит. Что дальше будет старость, болезни и смерть, в конце концов. Вот это уже детали. Это не так принципиально, главное дом, машина, квартира и чтобы там было хорошо, чтобы все были здоровы, дай Боже, чтобы все было гоже. Утопические идеи мы здесь не рассматриваем.
00:13:27 Даю, значит, предсказание, все будут болеть, все будут стареть и все, в конце концов, умрут, без исключения. Это не моё предсказание, это очевидная истина, доступна пониманию на всех уровнях шабда, протьякша, анумана. Логика, чувственный опыт, звук, все говорит о том, что будет такая ситуация. Но, если мы говорим об изначальном положении живого существа, атма, джива означает живое существо – джива, то это активная позиция. Просто в изначальном своем положении душа всегда активна в отношениях с Верховной Душой, с Богом. Это происходит в изначальном, необусловленном состоянии, но здесь в материальном мире все меняется. Если чистый мотив живого существа – это как раз бескорыстное, ничем не обусловленное служение, чистое беспримесное служение. Это состояние чистой любви называется. И это самый чистый мотив, побуждающий к деятельности. И это самый могущественный мотив.
00:14:44 Поэтому святые люди самые активные. Они могут иногда забывать спать, вот такое происходит, из-за того что их чувство любви, блаженство, радость и желание служить окружающим, поскольку они видят вокруг только Бога, у них не получается по-другому смотреть на этот мир, их переполняет эта любовь, сострадание и это их мотив деятельности, они забывают иногда даже о сне, они иногда забывают даже о еде,то есть…Случаи, которые исторически описаны в различных писаниях разных традиций христианских, мусульманских и ещё каких-то и ведических в том числе. Такое бывает, что люди забывают даже об естественных потребностях. Но это высший уровень, мы сейчас не будем идеализировать наше положение, что каждый может стать таким. Однако, следует для себя уяснить, что в любом случае жизненная позиция человека должна быть активной. Это как раз то, что идет в разрез с понятием лени, дезактивация.
00:16:02 Пассивная позиция в отношении своих обязанностей является лень, если мы хотим избавиться от лени, надо занимать, внимание, активную позицию по отношению к своим обязанностях, активную позицию по отношению к своим обязанностях. Есть какие-либо вопросы или дополнения в связи с этим? [из зала неразборчиво] Грустные, правда? Ничего не придумать. Не-не-не, не будет так «дайте по 35 долларов и получите мантру и будете счастливы», не-не-не. Не будет такого. Даже сегодня скидка 30 долларов, не будет. Деньги вообще не нужны. Кто хочет, может оставить, кто не хочет, может не оставлять. И все равно это для каких-то технических целей, оплатить помещение, рекламы и какие-то расходы.
00:17:03 [из зала] Скажи, пожалуйста. В первой части лекции ты говорил, что качество, которое возникает в отсутствие знаний. А тут сказать… о дефиците воли, я раньше представлял, что не хватает мне силы воли, чтобы …Я знаю, что это надо сделать, но я удовольствие от этого не получаю, не хватает воли.
Воли не хватает, правильно. Олежик, очень правильно. Как раз разница в том, что воли не хватает, когда нет мотива. Сейчас мы будем говорить об этом.
[из зала] Можно я скажу! Кто говорил [неразборчиво] не видели ещё ни одного человека, которому нужно было бы заходить в туалет, но у него не хватило бы ….не смог. Обычно все как вот находят в себе силы, да? Вопрос насколько сильно хочется.
00:18:00 Да, мотивация, мотивация. Будем мы говорить как раз, мотивы это важный момент.
[из зала] Мы же не говорим, ну ещё не время, ещё можно подождать. Ну на часик или ещё чего-нибудь…
Интересно, что мотив бывает различного качества. Сейчас тема достаточно техническая, согласен, не спорю. Шо зробишь? Такая жизнь. Мотивы бывают в разных качествах, в гунах. Гуны означают качество, разное качество материала. Есть китайские, есть американские, но сделано в Китае, а есть японские, но сделано тоже в Китае. Это такая шутка, но есть разного качества материал. И есть разного качества мотив. Есть более чистый мотив, а есть более грязный мотив.
00:19:00 Например, давайте рассмотрим сегодняшний поход на Веда клуб. Какой мотив чистый, какой мотив среднего уровня, а какой мотив ну совсем грязный. Получить знание для чего? Да, чтобы улучшить качество своей жизни, чтобы обрести счастье. Хорошо, обрести знание, то есть мотив «я хочу получить знание, для того, чтобы поменять свою жизнь к лучшему». Этот мотив побуждает меня к деятельности, я иду, прилагаю усилия, это все не просто так….и уже на Веда клубе. Нет. Надо собраться, туда-сюда, домашние дела, какие-то закончил, какие-то не закончил. Там вопрос решил, с родственниками как-то договорился.
00:20:02 Вообще, надо кусок времени. И все, человек прилагает усилия, активная позиция, уже не лентяйская позиция, это очевидно. Мотив прийти для того чтобы получить знание, для того чтобы улучшить жизнь. Хорошо, мы ставим его в категорию «чистый». Это называется мотив в благости. А какой мотив будет в страсти? В гуне страсти? «Я иду на Веда клуб для того чтобы .. [из зала неразборчиво] Да, значит научусь побороть лень, заработаю денег и это для меня самое главное. Это поможет мне заработать денег, купить квартиру, машину, обустроиться, а потом что лень будет опять это детали, но главное … Это называется мотив чувственных желаний, а мотив в невежестве? Гуна невежества. Ха-ха-ха. Кексики, нет это не в невежестве. Это может быть в страсти, чувственное наслаждение.
00:21:15 [из зала ] Пойти, прийти и рассказать всем остальным как они должны себя вести, чтобы я себя хорошо чувствовал.
Ну да, всех поставить на место. Сейчас пойду, получу знания, потом приду домой и расскажу. Почем помидоры в Житомире, сейчас расскажу. Значит, сели, равняйсь, слушай. Вы то и сё, если невежество это всегда разрушение, критика, негатив. Это называется гуна невежества. Три разных мотива, деятельность одна и та же, но мотивы разные. В зависимости от того каким мотивом движим человек, такой результат он и получит. Если побудительной причиной деятельности является грязный мотив, он получит грязный результат, поэтому сегодня это звучало, если человек поглощен зарабатыванием денег, чем больше, тем лучше, чувственными наслаждениями. Только появляется возможность, бары-рестораны, противоположный пол, незаконные все эти отношения, половые и т.к. и тп.
00:22:28 Если он живёт такой жизнью. Активная позиция? Хорошо, но он пашет, зарабатывает, политическая карьера, предпринимательская какая-то еще. Не важно. Слава, почет, если это шоу бизнес, например, политика. Ему все поклоны, пишут на плакатах «Давай!» Имя не будем, чтобы не вызывать каких-либо ассоциаций, на какое-то имя. Абдурахман! Давай, давай, Абдурахман! Это страсть – почет, слава, деньги, чувственное наслаждение. Это мотив в страсти и если человек движим таким мотивом, то, несомненно, придет разочарование. 100 процентов.
00:23:16 Сначала нектар, но потом будет порция яда, причем нормальная. Когда вместо Абдурахман напишут Али-Баба. Али-Баба, давай, Али-Баба! А Абдурахман будет сидеть и думать «там же должен быть я». Будет очень сильное страдание. Поэтому не нужно привязываться к этим страстным мотивам. Если мы говорим о том, что надо избавиться от лени, это говорит о том, что мне надо почистить свой мотив. Мне надо работать над тем, обратите внимание важная фраза! Мне надо работать над тем, чтобы очищался мотив. А мотив как будет очищаться? Мотивация к деятельности. Знаете как? Скажите! Хорошо, знания! Согласен. На практике, давайте перейдем сейчас на практике, к практическому применению.
00:24:05 Как будет очищаться мотив?
[из зала ] Посвящать эту деятельность обществу, Богу
Посвящать результаты, хорошо. Но, более конкретно, как будет очищаться мой мотив от корысти? Как бескорыстно делать? Не привязанность к результатам, хорошо. Но как на практике, вот например. [из зала неразборчиво] А что это? Ну вот что это? …Вот смотрите, это важный момент, очень важный момент. [из зала неразборчиво] Да, сразу же. Обратите внимание, этот тортик, который сегодня кушали. Валентина, её даже никто не видел. Мы не будем анализировать состояние, её конкретного сердца, но в целом ситуация, что человек делает просто, чтобы послужить и даже никто не придет и спасибо не скажет. Даже в тени. Если вы хотите пожертвовать деньги, например, вы делаете так, чтобы это никто не видел.
00:25:34 Сколько вы пожертвовали там и все остальное. Вы делаете, и никто не видит даже. Или вы хотите сделать что-то, но вы не ожидаете, что меня похвалят, хотя бы похвалят в конце. Это естественно ожидать похвалы. Это естественно для нашего сознания, оскверненного. Для нашего оскверненного сознания это естественно ждать результата какого-то, но чем больше человек в своей жизни совершает бескорыстных поступков, бескорыстных означает, что никто не знает об этом, только он. Если у него есть диалог со Всевышним, имеется ввиду если он человек верующий, тогда и Бог, понимаете…больше никто не знает, но максимум его учитель духовный или кто-то из его наставников, кто-то из его старших, максимум. Когда вы заполняете жизнь такими видами деятельности, она очищается от корыстной мотивации. Если такого в жизни нет, все только с перспективой, с расчетом. Делай так, так, так, то будете просчитываться никаких сомнений.
00:27:01 Потому что эта схема не рабочая, она не дает наполненности, это не благость, потому что благость дает счастье, знание и находится в гуне благости. Но это не благость, когда я просчитываю, что я получу. А попробовать действовать во имя, чтобы другие были счастливы. Еще называют это так, святой человек он как соль, он даже невидимы. Когда вы кушаете, например, хорошо пирог сегодня был сладкий, но был бы это какой-нибудь вкусное, овощное, на масле топленом приготовленное, на костре, рагу. Рагу, с таким перцем болгарским, с картошечкой.
00:28:02 Такой печеный, такой даже жареный в топленом масле с сыром панир золотистого цвета, морковочка свежая порезанная, приготовленная на самом чистом огне. А знаете, какой самый чистый огонь? Не скажу! Не скажу! Потом скажу. И вы кушаете просто, у вас чувство голода есть. Нектар! Нектар! Какое прекрасное рагу, какой перчик, какая картошечка, какой ….ну вообще! Но никто не хвалит соль, никогда никто не хвалит соль. Никто не говорит «какая соль, какая соль прекрасная!» Но если не положить соли, то весь этот перчик, вся эта картошечка для большинства людей, для большинства людей это не будет иметь никакого значения. Скажут «что вы мне подали? Что-то вы не то приготовили» Ну понимаете. Просто нет соли. Если не положить соль.
00:29:12 Меня будет тяжело этим, я, наоборот, жену прошу «пожалуйста, не надо соли». Что-то у меня с солью не идет. Идея этого примера, что соль – она невидима, её никто не представляет, но она насыщает вкусом блюда. Точно также нужно учиться быть вот таким же образом, как соль. Если человек внедряет эти принципы в свою жизнь – бескорыстие, он выигрывает. Тогда он побеждает свою судьбу, иначе судьба положит его на лопатки, и он будет страдать сильно. Есть какие-то вопросы в связи с этим? Дополнения? Реализация? [из зала неразборчиво]
00:30:00 [из зала] Я хочу переродиться в лучшем теле. Допустим, на другой планете, на райской, например. Считается это тоже преследованием корыстных целей?
Ну а как вы думаете? Ну а как вы думаете? [из зала неразборчиво] Дело в том, что, понимаете, корысть – это то, что отравляет любовь чистую. Если мы говорим о чистоте любви настоящей. Корысть разрушает категорию людей и в этом мире это естественно.
[из зала ] Если это не главная самоцель, то есть это уже бонус. Я все равно я хочу служить, но я все равно думаю о том, что [неразборчиво]
00:31:09 Думать об этом человек будет естественно, но нужно настраивать своё сознание таким образом, что чем больше я буду привязан к результату, тем больше я буду страдать. Потому что из-за привязанности возникает сильное желание, из сильного желания возникает гнев. Есть такой текст «Гьяяту Вишаян Пурсас Сангас Шупа Джаяте Сангат Санджаяте Кама Камар Крохуд Биджайяте» в Бхагават Гите. Человек, когда думает об объектах чувственных наслаждений, у него уже возникает привязанность, он просто думает о них, медитирует на них. Думать о чем-то означает медитировать, сосредотачивать ум, возникает привязанность. Привязанность означает, ой я без этого жить не могу мне так надо. Новая машина, телефон, квартира, что-то еще.
00:32:00 [цитирует на санскрите] … Из Санги возникает Кама, сильное желание, жажда, вожделение называют, в отношение объекта чувств. Без этого жить не могу, такая страсть, именно жадность такая возникает.
[из зала] …. Просто имеется в виду, что человек об этом думает, но это не означает, что я вообще такая меркантильная и падшая душа, просто это человеческая природа, нормально, что я себе могу думать, что будут такие бонусы, что будет лучше, ничего в этом страшного….
Ну, вот смотрите, как об этом говорит писание. Сначала размышление, но потом постепенно это вырождается в сильную привязанность.
00:33:02 Из сильной привязанности, очень сильной привязанности – вожделение, а после Камат Крохуд Биджайяте…в это желании, Кама означает сильное желание, Кама в этом желании содержится семя гнева. Семя разочарования, когда есть сильное желание, это семя разочарования и гнева, то есть лучше не поощрять эти корыстные мотивы будут возникать ещё у всех и долго и нудно. Так настроено материальное сознание, поэтому ум враг в этом смысле. Наша задача, задача человеческого живого существа, которое отличается от животного искоренять в себе эти вещи. Потому что это противоречит принципу любви.
00:34:00 А без любви счастливым тяжело быть. Не любя невозможно быть счастливым. Наша единственная потребность это любить, но любить чисто. Мы хотим научиться любить в конечном итоге, победив лень и все остальные пороки мы хотим научиться любить, а для того чтобы учиться любить надо практиковать бескорыстное служение.
[из зала] Задача – сломать свою судьбу. Да? Я у Торсунова Олег Геннадьевича слышал. А я до этого считал, что в рождении наши души ищут свою судьбу и как раз задача смириться и принять все то, что в жизни складывается.
Да, хороший вопрос. Сломить свою судьбу или принять свою судьбу.
00:35:00 Но, во-первых, это тоже большая тема, судьба есть, она называется Дайва. То, что мы накопили в прошлых жизнях. Это называется судьба, но карма. Назовем карма. Мы накопили и с нами должно что-то происходить в этой жизни. Интересно и я не знаю, успеем ли, но я хотел бы сегодня процитировать Махабхарату несколько текстов, где говорится, если человек не активен в этой жизни, то какая-бы у него не была судьба, какой-бы у него не был бонус прошлой жизни, он ничего не получит. Он все равно должен быть активным. Но быть активным в чем? В чем? В исполнении своих обязанностей. Если человек исполняет свои обязанности – дхарму, он будет счастливым. Он будет учиться принимать неблагоприятное, потому что неблагоприятные вещи будут происходить.
00:36:00 Будут происходить, будут происходить болезни свои и близких родственников, близких людей, смерти, тоже самое. Но человек не будет в нокауте от этих вещей, если ему скажут что у тебя рак, например, тебе осталось два месяца. Он не будет в нокауте. У меня была одна из идея показать, как святой человек оставляет тело, но решил, не буду показывать. Знаете, в старости люди, они тухнут, полная потеря какой-либо мотивации, апатия, депрессия. Все что связано с ленью, потому что нет мотивации, если человеку оглашен приговор, у него нет смысла жить тогда. Если все к чему я стремился, мне осталось жить два месяца. Но если это святая личность, он до последнего момента до последнего вздоха, есть кадры видео где он…ученики задают вопросы, это 21 октября – 14 ноября, то есть это пара недель до смерти.
00:37:08 Пара недель до смерти, он уже лежит. Он может, ему задают вопросы, он абсолютно в самом чистейшем состоянии сознания, в котором пребывал всю жизнь, он все равно продолжает делать то, что он делал всю жизнь. Он дает ответы на те вопросы, которые ему задают ученики. Он комментирует священные писания, он лежит, потому что такое состояние сознания. Мотив, упал мотив от того что ему осталось жить? Еще больше добавилось, понимаете. И таких случаев много, есть такой Джон Фейвордс, он же Бхакти ТихоСвами. Он недавно оставил, лет 10 назад, этот мир. Ему сказали, что у тебя рак, он был очень великим духовным учителем, реально. Он приезжал пару раз в Киев в своё время, он был святым человек, по настоящему святым – Саньяси.
00:38:00 Отшельником, монахом, который путешествует и проповедует. У него из круга лиц, которым он проповедовал, Мухаммед Али тоже, он оказывал ему поддержку духовную. Еще какие-то там в Африке он много проповедовал, потому что он сам черного тела. Но когда ему сказали, что у тебя рак и, причем, сложный рак, очень болезненный. Я не помню какой, но было ему очень тяжело физически, ему потом ампутировали ногу одну, но он рассказывал своим друзьям, потом которые перерассказывали, рассказывал своим близким соратникам, он говорил «для меня это самое благословенное время, самый нектар, потому что я даже не думал, что я могу быть настолько благословлен, что могу находиться в таком состоянии, я бы своё это состояние никогда ни на что и ни за что бы не променял, вообще.» Понимаете?
00:39:01 Ну понимаете! Вот это называется чистота, это называется высокая личность. Это называется личность достойная поклонения, а не то, что у нас сейчас происходит. Поэтому, если человек очищает мотив своей деятельности, это означает, что он повышает качество своей жизни. Качество означает гуна, мы с друзьями говорим «надо гуну поднимать». Поднимать гуну означает поднимать качество жизни. Поднимать качество жизни – очищать мотив. Иначе, если у вас грязный мотив, вы будете думать самые возвышенные вещи внешне. Например, какая деятельность возвышенная? В какой форме? Священник, например, священник служит Богу.
00:40:00 Но если у него мотив «я это делаю для того, чтобы там, немножко сюда, Богу немножко, конечно, ну и сюда, чтобы было нормально». Чтобы потом причаститься по-нормальному, если священник в таком состоянии сознания находится, то он по форме священник, но факту это гнилое яблоко, даже не гнилое, а червивое. А с другой стороны, если это бизнесмен, он погружен в дела, там все у него, вокруг него много денег крутится-вертится, он сосредоточен на материальной деятельности, но при этом он участвует в благотворительных проектах, он сам получает духовное и нравственное образование. У него есть учителя, перед которыми он очень послушный, смиренный. То он будет стоять на более возвышенной позиции, чем тот, по форме священник, который это делает с грязными мотивами.
00:41:01 Или та мать, которая воспитывает своего ребенка, но делает это тоже с чистыми мотивами или жена или муж, поэтому вопрос не в том, какое положение человек занимает. Священник он или бухгалтер… Вопрос, с какими мотивами он действует, это очень важно. Чистота определяется чистотой его мотивации. Есть такой момент, что мы себя судим по мотивам, когда мы себя осуждаем по мотивам. Других людей мы осуждаем по поступкам, конечно, это гниль в сердце. Смотрим, он то сделал, то сделал, напился или развелся, или ещё что-то…и мы думаем, да все он негодяй!
00:42:00 А себя другой раз, одно, другое, третье…но я ж чистая душа! Боже ты же бачишь же, я ж для тебя ж, для тебя!
[из зала] Не получается! Я хотела, но не могу!
Да, да, да! Поэтому писания учат, что нужно…даже не то что нужно, говорится так что …чем чище человек, тем он лучше может ценить людей по мотивации. Не по поступкам, а по мотивации. Потому что, как говориться, нет такого грешника, у которого нет будущего, нет такого святого, у которого нет прошлого. В этом чистота личности и проявляется. Когда он может увидеть даже в куче испражнений, может увидеть что-то ценное.
00:43:00 Поэтому такой призыв: давайте будем учиться действовать с чистыми мотивами. Потому что современная психология связывает лень, состояние лени, апатии, депрессии, с потерей именно корыстного мотива. Они витают в сфере страсти и это естественно, потому что вся наука современная находится в этой гуне, в этом качестве – в страсти. Я вам скажу, что некий Норман Триплет из США проводил такие исследования, психолог. Он обнаружил, что когда человек соревнуется с секундомером на велосипеде, старается максимум выложиться под секундомер, выдать результат под секундомер. И человек, который соревнуется с другими людьми…
00:44:00 Так вот, который действует с другими людьми, он предается намного лучше, чем тот, который с секундомером. Понимаете? [из зала неразборчиво] Да, он также проводил исследования, что дети…проводил эксперимент такой…дети, которые в одиночку…ему говорят максимум со всей силы на сколько ты можешь быстро закрути спиннинг…и если сажали в комнату в одиночку, если он действовал, это были одни результаты, если он действовал среди других детей, каждому дали по спиннингу и они…
[из зала] Вы имеете ввиду, что появляется азарт …
Да! Когда я хочу быть лучше, то человек действует с …есть мотив, потому что они изучают это со своей колокольни, все через эксперимент, видите да? Протякша называется. Они изучают такие вещи и приходят к такому выводу. Это естественно.
00:45:00 Для страсти это естественно, чем больше возможность выделиться. Страсть она работает с этими материями, почет, слава, конкуренция, первое место и т.д. Это максимум выдающий…такой вот момент, поэтому в современный психологии лень это отсутствие корысти. А Веды учат бескорыстной мотивации, интересно! Ха-ха-ха. Поэтому современный человек приходит в замешательство, когда он начинает изучать Ведические писания…Это что не надо работать? Карма, судьба? Все! Не надо работать. Хотя если взять самое центральное писание Бхагават Гита, открываешь, читаешь и первое, что там надо делать – это действовать. На протяжении всей Гиты призыв к деятельности. Действуй! Действуй! Ты должен действовать в соответствующем сознании.
00:46:00 Поэтому в современной психологии есть такая тема отсутствие мотивации, корыстной мотивации. Но Веды говорят лень – это отсутствие мотивации в исполнении предписанных обязанностей дхармы. Еще раз подчеркнем: мотив в страсти всегда обернется страданиями, в этом нет никаких сомнений. Давайте будем активными, но в таких делах бескорыстных.
[из зала] В страсти больше …куча энергии, а когда в благости…спокойней все
Не обязательно, Олег. Это зависит от природы, кто-то круть-верть. У него природа такая, просто кто-то круть-верть, а кто-то ….понимаете? Ушел в себя. И не вернулся.
00:47:00 Это просто природа, просто природа. Не нужно думать, что если человек активен, подвижен, то он значит в страсти обязательно. Нет, нет. В страсти, благости или невежество вопрос мотивации. Вопрос не в том как ведет себя человек внешне. Да, есть элемент, как ведет себя человек в страсти – это активность, это элемент страсти. Если активность и к этой активности добавляется хороший мотив, плюс хороший мотив, то это святая личность. А как он себя ведет, потому что изучая как себя вели различные святые, то кто-то был ж-ж-ж, а кто-то был вот такой вот. Разные случаи. Расскажу, был такой случай.
00:48:00 Это было в Индии несколько сотен лет назад. Жила такая личность, который был достаточно отрешенный, духовный, святой человек! В духовной жизни его звали Гададхара. Гададхара Пандит. И однажды его друг пригласил повидаться с одним очень святым человек. Все люди высоких нравов и чистые своим поведением и своими интересами, если у них есть возможность повидаться со святым, то они всегда реализовывают это. Потому что это великая удача повидаться со святым. Так вот, его пригласили на встречу. Он пошел, они приходят и что они увидели. Что увидел Гададхара Пандит
00:49:00 Он увидел, что ….заходит он и видит человека, который сидит в роскошных, расшитых золотом подушках, на диване. У него очень аккуратно уложены волосы, все благоухает вокруг, такая атмосфера дорогая и очень роскошная. Он сидит и периодически поглядывает в зеркало и поправляет прическу. И он смотрит и думает, ну внешне, думает вот это да! Спрашивает у своего товарища, который его привел туда «А, где святой? Ты к святому меня привел!» Тот говорит «Подожди, подожди!» И эта личность, который сидел на этих роскошных диванах, подушках …в этих благовониях всех, его звали Пундарик Видьянидхи. Он сидел и смотрел и потом ….
00:50:00 Значит, я не помню, как звали друга Гададхара, значит берет, встает и начинает декламировать священное писание Бхагаватам. Не просто Бхагаватам, священное писание, которое описывает деяние и сострадание Бога, насколько же сострадателен Господь, что он прощает там…и он на санскрите начинает декламировать просто. Просто берет, а на санскрите же поются тексты, ну например, можно прочитать [цитирует на санскрите] а можно так [пропевает на санскрите]. Понимаете? Вообще классически это поют, даже нараспев христиане тоже поют. Иоанн пропел эту эту одну шлоку, один текст и Бундарик Видинитхи, который просто услышал, он услышал это писание, этот один текст из Бхагаватам Пураны, которая описывает Верховную личность Бога.
00:51:07 Он сразу просто начал вести себя абсолютно загадочным способом, непонятным. Он начал, он просто впал в транс, начал все вокруг разбрасывать, так то все ….на него нахлынули такие эмоции глубокие, такие эмоции блаженные, что он просто не мог, он просто потерял полностью контроль и как бы…как ушел в себя, потерял связь с внешней реальностью. И через какое-то время, когда он все поразбрасывал , его не могли даже уложить. Кувшины дорогие – все начало разлетаться, он упал и прошло несколько какое-то время, он лежал просто в трансе и его тело в конвульсиях от экстаза билось. Когда он начал приходить в себя и осознавать действительность, он посмотрел, что вокруг происходит и подумал, ему стало очень неудобно.
00:52:02 Потому что, характеристика святых людей такова, они как целомудренные женщины, если случайно оголилась какая-то часть её тела, она сразу её прячет. Точно также и святой человек, если у него какая-то эмоция в отношениях с Богом проявились, вот такие, он сразу старается спрятать это. Это его …это не афишируется обычно, на показ это не делается, поэтому ему стало очень стыдно. Когда Гададхар Пандит продолжил своё общение, он был настолько потрясен насколько это святая личность. Он принял его в качестве своего духовного учителя, получил у него посвящение. К чему была история рассказана? Кто помнит? Как выглядит человек это ещё …ну понимаете, да?
[из зала] Мы говорили о том, что наши чувства нас обманывают.
Да, наши чувства нас обманывают, поэтому нужно нырять глубоко.
00:53:00 Итак, ничего страшного. Веды предписывают активную жизнь в духе исполнения обязанностей Дхармы. Итак, вот этот текст, кстати, его же надо перевести… [цитирует на санскрите] Тут говорится, предписанные обязанности лучше…это в Бхагават Гите в 3 главе 8 текст, лучше исполнять честно свои обязанности, [цитирует на санскрите] Карма означает деятельность, исполняй деятельность по-честному. Что Карма лучше, чем Акарма, деятельность лучше, чем бездеятельность. Активная жизненная позиция лучше чем, пассивная. И я вам скажу честно, дорогие друзья, когда человек под эгидой следования каким-то религиозным догмам, пути духовному…
00:54:09 Он как бы отрекается от всего мирского, а самое главное – от всех своих обязанностей мирских, семейных, рабочих. Ну таким отшельником становится, что мама родная. [из зала неразборчиво] Конечно не выполняет, конечно он не выполняет, а зачем? А зачем их выполнять? А тут, вообще, прекрасно. Оставь все обязанности и просто предайся. И проходит пару месяцев, ну пару лет, идет, знаете, откат, идет волна обратно. Его накрывает и все. И он ничего не может с этим сделать, он женится второй раз, потом третий. Потом работу, одну, другую, там выгнали. Это не духовный путь, нет.
00:55:00 Это не духовный путь, это ошибка. Вот такая неактивная жизненная позиция, пассивная, он оправдывает свою лень с помощью или посредством духовной практики. Не нужно так делать, это не хорошо. Я прочту текст из Махабхараты также. 13 книга, 6 глава. [цитирует на санскрите] Человек, совершающий хорошие поступки, обретает хорошие плоды, тогда как лентяй теряет своё имущество и получает злостную настойку из щелочи прямо на гниющую рану. А? Человек, совершающий хорошие поступки, обретает хорошие плоды, тогда как лентяй теряет своё имущество и получает злостную настойку из щелочи прямо на рану.
00:56:05 [цитирует на санскрите] Богатство, друзья, процветание идущие от поколении к поколению, также и радости жизни всё это сложно достичь, не совершая деятельность. То есть, даже если по судьбе положено, но человек не совершает деятельность…Еще раз деятельность в исполнении своих обязанностей. Богатство и другие объекты наслаждения не достаются скупому праздному человеку или бездельнику. Они никогда не достаются человеку, который не является активным или мужественным, или не совершающему аскезу. Аскеза означает, как раз, я делаю то что не хочу, но надо.
00:57:01 Тот, кто не совершает свою человеческую карму, то есть человеческие обязанности, которые …. [цитирует на санскрите] А полагается только на судьбу, тот ну вообще, в пустую тратит время. Ну извините, как написано так и говорю. Это напоминает ситуацию, когда у женщины муж импотент. Если человек не прилагает усилий никаких по жизни, думает…ну вот как судьба там будет вот…Как поведет, как повернет, а я буду сидеть и ничего не делать, как судьба повернет, так оно у меня и будет. Если человек пренебрегает своими обязанностями, то вот такая аналогия. Интересно, что есть такое понятие как инстинкт самосохранения. Я вам тоже расскажу одну историю.
00:58:00 Чем дальше, тем больше историй, потому что все…ну …потому что, есть лимиты в восприятии информации. Это реальный случай, полностью реальный случай из жизни. Жил да был один святой человек и он приехал в Америку для того чтобы пропагандировать это знание, знание Вед. У него был один спутник, его звали Шьям Сундара. Духовный учитель дал ему такое имя - Шьям Сундара, он сам этот Шьям Сундара американец, но один из самых первых учеников своего духовного учителя и он провел очень много времени как личный секретарь этого великого святого. И он путешествовал с ним и туда и сюда, вообще много времени он с ним провел. Прошло, это было в 70-х годах.
00:59:00 Прошло несколько десятилетий, Шьям Сундара сам стал человеком преклонного возраста и у него обнаружили болезнь очень тяжелую, решение которой предполагала удаление, хирургическое вмешательство, удаление …я вот не помню, то ли печени, то ли почки…может кто-то так разбирается? Наверное, почки. Да! Ему нужно было сделать удаление этой почки, очень сложная операция, которая была очень рисковая. Это было где-то в 2000-х годах. Но, оно то хорошо, нашлись добрые люди, которые ему помогли финансово и все остальное, чтобы в Британии в клинике сделать ему эту операцию.
01:00:00 Но когда начали медики готовить его к операции, они поняли что у него кровь, группа крови очень редкая, очень редкая и, что найти донора для него будет очень тяжело. И они сказали, что они не знают что делать. Они говорят так, что такие случаи попадаются очень редко, что нет донора. И если они попадаются, то какие-бы не были богатые люди, знаменитые…потому что нет доноров, который может взять и продать часть своей внутренности за большие деньги. Просто их нет, никто не хочет это делать. Потому что если не редкая кровь, то круг населения очень большой, ну вы понимаете, да? Очень много людей и есть тогда с чего взять этот материал. И они сказали, ну как то надо вот не знаем чем порадовать, но вообще ситуация такая.
01:01:03 И они решили написать, и этот Шьям Сундара, по сей день является членом общества духовного, его просто знают как спутника и секретаря Шрилы Прабхупады, вот этого святого человека. И они в рамках этой духовной организации написали объявление, что вот наш дорогой Шьяма Сундара, личный секретарь и ученик Шрилы Прабхупады, у него такая ситуация и ему нужно такая донорская помощь, и причем это донорство несет угрозу жизни не только тому кого оперируют, но и тому у кого забирают орган. И медики были в шоке просто. Знаете почему? Потому что со всего мира начали поступать сигналы, начали приходить письма, что я готов, я готов…И они заходят к нему в палату в какой-то момент…
01:02:00 Держат с собой распечатку с количеством предложений и говорят «вы нас скажите, ответьте на один вопрос. Кто вы? Кто вы такой? Мы такого…у нас там звезды были, кто хочешь, богачи и миллионеры, но такого мы просто никогда не видели.» Да я что, я тут просто….так случилось…Но история дальше, один из этих кто предложил, был человеком из Индии. Достаточно молодым, ему 30 с чем-то лет было и у него была жена и маленький ребенок, буквально пару лет этому ребенку было, что-то совсем, маленький ребенок. И он сделал это предложение, и когда медики начали анализировать, то они сказали, что его анализы лучше всего подходят.
01:03:00 Сказали ему, что есть такая возможность, денег, понятное дело, даже речь не стояла о том, что какие-то деньги за этот орган нужно было заплатить. И когда встал вопрос, что его выбирают, он подошел к своему духовному учителю, его учителю Свами Махарадж, известная личность. И он говорит, что такая ситуация, что его выбрали, но его духовный учитель сказал, что хорошо, что ты ко мне пришел, но ты должен получить благословение своей жены, потому что если она будет против, пожалуйста, не делай этого. И он сказал хорошо, и он пришел к своей жене, у них маленький ребенок, гуру сказал таким образом обратиться к тебе, как ты скажешь. Да ты что!,
01:04:00 Да такая возможность один раз в жизни бывает, ты можешь совершить такое сокровенное служение, вообще, Шьяме Сундаре. А Шьям Сундара – это личный спутник Прабхупады, это такая удача, поэтому давай, ты можешь! Ему сделали операцию и все прекрасно, то есть, я видел этого донора, который ему дал, я его видел, я как раз был в Индии в 2009 году и мне показывали ребята, тогда как раз на слуху была эта история. Потому что это было недавно совсем и мне показывали этого молодого человека. Понимаете, что такое жизнь? И все нормально! Ну, конечно, могло бы быть и все по-другому. Я не призываю сейчас жертвовать свои части тела, какие-то кому-то, но просто я хочу, чтобы вы знали, что такое бывает даже в современном мире.
01:05:00 Да! Такое бывает, это отношение. Вообще он никогда не видел того Шьяма Сундару, он просто знал, что это чистая личность. Все! И это были его отношения, понимаете его отношения со Всевышним в конечном итоге, вот этого донора. Он подумал «вот это моя возможность так послужить». Я вам прочитаю несколько текстов из 10 песни интересные. 10 песня Бхагаватам Пураны 14 глава, там говорится «для всех живых существ самым дорогим, без сомнений, является собственная душа». Там говорится …[цитирует на санскрите] Атма - означат душа, все прочие явления, такие как дети, богатства и так далее…собственность вся не знаю там…родственники, всё это ценно лишь постольку, поскольку мы дороги сами себе.
01:06:00 Тоже важно понимать, это природа отношений в этом мире. То есть мы любим близких, только из-за того, что это связано со мной, с моим я. Если бы это не было связано с моим я мы бы не любили. Поэтому писания говорят, что самое дорогое для нас живое существо в этом мире, это вот я. Человек любит свою собственную атму в теле, то есть свою душу. …[цитирует на санскрите] Вообще тут много всего интересного говорится, для тех кто отождествляет душу с телом само тело всегда будет дороже вещей, которые с ним связаны. Вот такое утверждение тоже. Для тех кто отождествляет душу с телом, потому что душа, она отлична от тела.
01:07:00 И когда человек не понимает этого, он любит своё тело больше всего на свете. Однако, если человек осознаёт, что душа отлична от тела, то он вот, когда …это называется процесс самоосознания, когда в процессе самоосознания, он осознает себя как душу, то это осознание и привязанность к самому себе оно очень концентрированное получается. Интересно, что кроме души есть сверхдуша, кроме души есть сверхдуша, и говорится дальше …и ещё большую привязанность душа испытывает именно к сверхдуше. То есть, в конечном итоге к Верховной личности Бога. Вот такая вот категория привязанностей.
01:08:00 Я не буду вас больше смущать, потому что время заканчивается. Я скажу просто несколько…я сказал процентов 60 от того что хотел, если честно признаться. Но я скажу какие-то практические вещи, земные, не теоретические. Пожалуй, если извлечь суть, то нужно понять, что лень она никогда не бывает одна сама по себе. Лень – это признак гуны невежества, качества жизни. Да! И это означает, что если есть лень, есть нечистота. То есть качество лени и качество грязи оно всегда идет ноздря в ноздрю. Если есть нечистота, значит, есть лживость по жизни.
01:09:00 Понимаете? Гневливость, гордость, оно все вместе составляет гуну невежества. Поэтому если говорить по честному, то вот так вот чтоб взять лень и выделить её и от неё избавиться….Понимаете? Невозможно! Надо в целом поднимать своё качество жизни, очищать своё качество своего существования. И очищать означает в буквальном смысле, если дать вам несколько советов по поводу практической реализации свободы от лени, практических советов, то просто попробуйте…Есть такое выражение в Бхагават Гите …[цитирует на санскрите] Нужно давать обеты, нужно регулярно давать обещания. Ни кому-то, перед всеми, а вот у каждого есть совесть.
01:10:00 И пускай каждый на неделю дать обещание. Я буду каждый день делать влажную уборку в доме в течение недели. Одну неделю и все. One week! И все, вот попробуйте. Или я буду просыпаться всю неделю…ну хорошо 5 дней, ну вот уже у кого…если человек встает…даже не знаю тут у кого как. Ну хотя бы на час раньше чем обычно, в зависимости…если вы встаете в 6 обычно, то хотя бы на час раньше чем обычно. Если вы встаете обычно в 9, то лучше конечно ну на 3 часа раньше хотя бы просыпаться. Ха-ха-ха! Потому что кто рано встает, тому Бог дает. Если вы проспали рассвет, то вы не можете не быть лентяем. Лень будет пожирать.
01:11:00 Это не панацея, в 5 встать это хорошо, но важно в комплексе, вот мы говорим сегодня в комплексе работать со своими качествами, в комплексе. Стараться бескорыстный мотив раздувать его. Что-то где-то приготовить, что-то где-то пожертвовать, что-то где-то пойти помыть, хорошо приветствуется. Найдите себе храм, церковь или что вы так считаете нужным, чтобы прийти что-то сделать. Я вспомнил историю по ходу дела, ну не могу. Я должен её рассказать. Сейчас….я просто давно её не рассказывал и не помню дословно ему сказали. Ну не помню сладость, потому что забыл слова батюшки.
01:12:00 Один мой товарищ рассказывает мне, это было давно просто, он мне рассказывал давно. Я эту историю уже перерассказывал раз 20 и я уже последний раз перерассказывал её похоже тоже давно. Надо где-то этого товарища найти, я с ним давно не общался и спросить детали. Ну, вообщем он на похожей волне, как мы с вами сегодня, пошел в монастырь. Причем даже скажу где он находится, где-то в районе Фрунзе, там где Белый дом и там же рядом где-то монастырь есть. Он мне рассказывал, он пришел и говорит…а он позвал батюшку. Позвали батюшку, он пришел, сел и говорит….ну не помню уже дословно ответ батюшки, значит говорит …У вас есть тут туалеты? Он говорит: «Да, есть»
01:13:00 Он говорит …а можно я помою? И батюшка ему ответил, я, к сожалению, уже не помню, но суть я вам передам. Он ему сказал следующим образом, ты знаешь, что туалеты нам мыть не надо, потому что ….а батюшка просек, попался хороший, просек…туалеты нам не надо мыть, ты вот что толк, что ты помоешь, а потом всем будешь ходить и говорить, что ты помыл этот туалет, поэтому знаешь, иди лучше домой и дома у себя по-убирай. А здесь мы справляемся и без твоей помощи. Ну это так история, никак не связана, просто, знаете, как говорится навеяло…Ну в целом это хорошо, его поступок, он старался. Это может быть батюшка присек какие-то мотивы, это уже другой вопрос.
01:14:00 Но где-то вот найти что-то там …ну не знаю…ну пыль вытереть какую-то. Знаете? Ну это очень хорошо. Ну, почему нет? Ну, почему нет? Один раз в месяц пускай это будет, один раз в год, пускай один раз в год это будет на 10 минут, один раз в год. Хоть с этого лучше начать, это лучше чем ничего, для кого-то это будет прогресс, для кого-то это будет регресс. Вот если Юра начнет это делать один раз в день, доя него это будет регресс, потому что Юра у нас …известная личность. То есть с мотивом нужно работать, чистота и гигиена это те качества, которые вышибают лень из жизни, потому что быть чистым надо прилагать усилия, надо стирать одежду, менять её каждый день.
01:15:00 Знаете? Надо менять одежду! Но есть тоже разные..например, шерсть, её можно долго носить. Я сейчас не буду даже рассказывать, но хотя бы нательную одежду надо каждый день менять. Встал с утра и первое что надо сделать – это совершить омовение. И причем, сам процесс, можно набрать себе ванну, налить чашечку кофе, там понимаете…и с утра очищаться полтора часа, но не нужно так делать. Даже можно придумать себе ….для бани есть песочные часы. Ставить на 5 минут, на 10, надо ограничить. Надо держать чувства в узде, должен быть самоконтроль. Не нужно сидеть по 2 часа в ванной под кипятком. [из зала неразборчиво] Да! В том то и дело! Чтоб потом в какой-то момент у каждого есть опыт на эту тему.
01:16:00 Уже так расслабляет, что уже ничего не хочется после этого омовения. Поэтому надо быстренько, раз-раз, что нужно сделать. Зубы почистил, язык надо чистить, языкочистки…вот…каждый день. Чистота в доме если будет, этож куча обязанностей, чтобы дом просто в чистоте поддерживать, это уже вот вам…И если вы два дня не будем слишком Веды, Дхарма там…какие обязанности, какие там обязанности, предназначение по жизни, работа. Давайте простые вещи возьмем. Есть дома различные предметы, одежды, вазы, книги, пылесосы, пылесборники, тряпочки, шмапочки, посуда…просто чтобы все было на своих местах.
01:17:00 В чистом состоянии, чтобы не было нигде ничего разлито, объедки пищевые, Веды говорят, что пищевые объедки и испражнения по своей…несет осквернение, то есть объедки, все …мусор…Накопился и все. Не надо собирать его 4 дня, накопился и все. Да! Да!
[из зала ] По лестничной площадке несут и видно всё, что они ели.
Да! Да! Для этого, чтобы больше …надо по-больше ведро мусорное и оно туда больше вмещает. В доме если, кто в доме живет, за домом надо хранить мусор. Но ещё говорится, место где стопы омывают, тоже очень…это делали не в доме раньше. Ну да ладно! Мы живем сейчас в пещерах этих бетонных, что же сделаешь…
01:18:00 В ванной, посмотрите, просто зайдите в свою ванную и посмотрите вокруг. Что там происходит? Да, есть такие ситуации – дети. Дети это всегда понижение гуны по квалифицирующему признаку чистота. Понижается, ну как не крути. Я очень долго с этим смирялся, и мне было очень тяжело. Но смирился. Ну не все, у меня вот так вот. Когда их двое, один такой, другой сякой. И уже и вроде, ну не буду там говорить, но это тяжело, потому что, дети это разрушительная сила. Вроде ты все только что поубирал, пять секунд, не то что час, пять секунд. Да, да! Это тренируется на терпение все, а тем более у нас так то случилось по жизни, к нам часто заходят в гости. И тоже приходят с детьми.
01:19:00 Особенно во вторник мы собираемся, к нам много людей приходят с детьми и все. И там просто! И мы потом с женой …короче блаженствуем…Но! Не нужно идти на поводу и думать «у меня дела!». Потому что это классическая отговорка лентяя « у меня нет времени». Человек должен научиться расставлять приоритеты. Например, намного важнее выкинуть мусор с кухни, чем даже сесть и читать самые какие ни есть священные книги. Понимаете? Намного важнее сделать порядок на кухне, чем читать священные книги. И это надо делать регулярно.
[из зала ] Держать собак, как минимизировать вот осквернение, скажем так, это все равно влияет на нас. Правильно?
01:20:05 Влияет, да! Ну что же вы сделаете? Уже максимум что можете, то и делайте. Ну есть уже, но что тут сделаешь. Конечно, да! Веды говорят, что прикоснулся к собаке, то нужно делать полное омовение. Но мы ничего не можем сделать, если есть, то не надо его выгонять, убивать…
[из зала ] У нас, конечно, маленькая собачка….она уже слепая
Ой, Господи! Вообщем, ничего страшного там. Понимаете, когда у вас нет выбора, то это ценится, что вы делаете максимум в тех условиях, в которых вы есть. Максимум, но надо делать максимум. Ну есть собака, ну есть. Хорошо! Ути-ути-ути-пути- пути. Ты, давай не мусори здесь. И решимость, конечно, потому что …ну… а, ещё вам скажу, потому что не могу вам не сказать! Вот это вам скажу и с эти закончим. Переедание, переедание.
01:21:05 Но это классика, вообще! За интоксикации, алкоголь, я даже не говорю. Это даже не обсуждается. Но переедание-то, дорогие друзья! Давайте, просто попробуйте. У каждого есть опыт. Что тутпробовать? У каждого уже есть жизненный опыт, когда переел, то все – ничего не нужно. Поэтому даже среди святых это тяжелый порок. Очень тяжело избавиться от этого переедания. Надо кушать в меру, не надо много кушать. Сколько в меру не спрашивайте меня, я не скажу вам. У каждого своя мера, но как один старец писал, мне очень нравится это выражение, Силан Афонский: «нужно кушать столько, чтобы после еды хотелось молиться». Потому что, если вы после еды …взгляд в никуда…
01:22:00 Не могу! Ну, иди по-убирай на кухне! Не могу! И он действительно не может, или она. Ну вот и все, давайте на этом закончим. Хотя, конечно, сегодня много лирики было, поэтому я не успел вам все рассказать. Практических советов не успел дать. Я вам хотел сказать…О, домашнее задание! Выполнять нужно каждому, кто захочет! Кто не захочет – может не выполнять. Но я уже сказал, что попробуйте делать каждый день на протяжении неделе влажную уборку. Хотя бы это. Если вы хотите избавиться от лени, попробуйте в доме делать каждый день влажную уборку. Но каждый день, но в доме! Но недели. Хотите, можно и к соседу пойти, вообще прекрасно. Ну хорошо, у кого шесть комнат, выберите две. И делайте в них каждый день…
01:23:00 Лучше три, хотя бы, половину комнат выберите. И делайте. Что такое влажная уборка? Означает пол помыть и можно сверху помыть тоже мебель. Но мебель рано, не будем на мебель. Давайте половая, половая жизнь, значит пол. Вот каждый день. Не то, что вы обязательно должны это сделать, но если семья может быть семейный подряд. Муж должен помогать жене, жена мужу. Это вообще прекрасно, но каждый день. Возьмите неделю, дайте кто хочет. Проверьте – даю обет! Неделю буду каждый день…это я просто говорю…ха-ха-ха. Буду каждый день делать влажную уборку, просто попробуйте, потому что чистота и отсутствие лени, чистота уничтожает лень. В этом нет никаких сомнений. Можете попробовать один из признаков гун невежества – откладывать все на потом.
01:24:00 За эту неделю вспомните одно или два дела, лучше три, которые вы постоянно откладываете на потом и сделайте. Попробуйте! И попробуйте…я вам сейчас скажу, то что оно казалось бы не связано, но оно все очень связано. Один день, один день, дайте обет, обещание себе или Богу, у кого есть контакт, никого не критиковать, вообще никого.
[из зала ] по этому поводу сказать…у меня товарищ по этому поводу – критики, сам себе сделал расписку. Я, такой-то, обещаю в течение …с такого по такое-то начать …дал на месяц, что не будет критиковать, высшие [неразборчиво ] ставить себе на работе и у него 11 сентября свадьба, истекает и будет сам перед собой давать [неразборчиво ] сам наказание и штраф выписывать. Пока держится.
01:25:05 Это хорошо! Это хороший способ. Замечательный способ. И это работает, но я вам скажу, что в 108 раз сильнее работает, если все таки подойти и кому-то конкретно. Если есть старшие и наставники, у кого-то это могут быть родители или духовные наставники или нравственные учителя. Подойти и сказать «я вам обещаю, я вам обещаю, что целую неделю буду влажную уборку делать, вот вам обещаю» втихаря, потому что так говорит смиренный человек, понимаете? Смиренный человек умеет перед кем-то признать свои слабости, что я каждый день не убираю и пообещать кому-то, поставить кого-то выше себя. И тогда он получает силы воплотить это в жизнь. У него намного больше сил, чтобы воплощать это по жизни. Ну, это так, между прочим, но написать расписку это тоже очень хорошо.