Рабство Истине - это подлинная свобода
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:05 Шридхар Махарадж: Он сказал в Берлине, когда последователи Гитлера заявляли ему в последнюю минуту:
00:00:15 – Уходите, мы скроемся, и если мы выживем, мы постараемся продолжить борьбу, сейчас положение безнадежное.
00:00:35 – Я приказал расстреливать генералов, которые отступают назад. Ни шагу назад, если генерал пытается отступить, необходимо его застрелить. Я издал подобный указ, и как же я могу скрыться под землей? Я должен умереть здесь, под бомбами, – возражал Гитлер.
00:01:04 – Если вы выживете, мы сумеем попытаться ещё раз, но если вы погибнете, погибнет вся страна. Так давайте скроемся под землей.
00:01:19 – Нет, я не могу.
00:01:28 Рассказывают, что до этого Муссолини был пойман в Италии, он был лидером фашистов. Партия Гитлера во главе с нацистами, а то были фашисты. Когда Муссолини был пойман, с ним обращались очень пренебрежительно, плевали на него, испражнялись. Гитлер, мы слышали, скрылся под землей в убежище, там играла музыка, ему дали яд, и под эту музыку он принял яд и погиб. Взорвалась бомба, и всё это убежище было похоронено под землей. Но его враги пытались найти его тело и надругаться над ним, но им не удалось. Гитлер и несколько его соратников сделали взрыв, в результате которого никаких следов их тел невозможно было найти. Геринг, генерал военно-воздушных сил, был арестован и посажен в тюрьму, и там он, скорее всего, умер или был повешен, я сейчас не помню точно.
00:03:33 Две великие войны я пережил. Во время Первой мировой войны я учился в Брахмапуре. Один астролог предсказал, его спросили, после этой войны получит ли Индия свободу. Астролог отвечал: «Не после этой войны, по прошествии нескольких лет произойдет ещё большая мировая война, и после той войны Индия станет независимой. Так и произошло, я тому свидетель: война завершилась, Индия не могла получить свободу после Первой мировой войны, но затем завершилась Вторая мировая война в 1945-м году, а в 47-м году Индия стала свободной. Мы считали, что британский режим был лучшим, чем то хаотичное правительство, которое пришло в результате достижения независимости. У нас был некоторый опыт британского правления, и Бхактивинод Тхакур рекомендовал это правление. Во времена британского режима у каждого было право следовать своей религии, правительство не вмешивалось в религиозные чувства, проповедь религиозной жизни. Поэтому Бхактивинод Тхакур симпатизировал англичанам в этом смысле.
00:05:32 Какую свободу мы получили, о чем идет речь? Я принимал участие в движении Ганди, первом движении. Было три движения, три периода борьбы, возглавляемой Ганди. Первое – не сотрудничество, второе – гражданское неповиновение и третье – сделай или умри. И во времена первого движения я принимал участие в нем, и во втором. Мне пришлось сражаться с теми, с кем я в своё время сотрудничал. Что это такое? Это все тюрьма, это свобода для чувств, ты сражаешься за свободу для чувств, но истинное сражение должно быть направленно на то, чтобы победить чувства, свобода от чувств. Это истинное сражение, сражение с маей. Майа – наш враг, и мы должны сражаться с ним.
00:06:51 Индия может быть независимой, и что с того? Я появлюсь на свет шакалом в африканском лесу, и какое благо в этой свободной стране? Есть множество свободных стран, живут ли там люди счастливо? Разве они не умирают, не страдают от болезней? Со столь многими трудностями они сталкиваются. Свобода в подлинном смысле слова, свобода на санскрите садината. Сейчас мы являемся рабами чувств, но нас должен контролировать наш подлинный интерес, атма должна контролировать, освободить нас из рук чувств. Контроль с целью обретения контроля над чувствами. В настоящее время мы не контролируем чувства, мы являемся рабами материальных искушений, необходимо сражаться за истинную свободу внутри. Самоконтроль с целью обрести самоконтроль, не контроль над физическим окружением, это не есть свобода в истинном смысле слова. Сад означает «я», а что такое «я»? Истинное положение «я» в связи со всей вселенной – это Кришна-дасья, это рабство Кришне.
00:09:11 Рабство Кришне – это подлинная свобода. Мы свободны и понимаем, что являемся частью целого, и пребываем в гармонии с целым. Только в этом случае мы свободны, в противном случае свобода немыслима. В гармоничной системе возможно реализовать нашу функцию, положение в этой системе в гармонии с окружающим миром, и это подлинная свобода. Тогда как свобода для чувств, для ума, для группы, для культуры – всё это мания. Рабство Истине – это подлинная свобода, тогда как служить мании различных типов – это безумие. Естественно то, что Реальность для Себя и мы предназначены для Него. Жить с этим конкретным фактом, то, что конкретно, мы игнорируем. Наше положение таково: мы являемся частью потенции всего Абсолюта, и мы должны предаться этому.
00:10:59 Мы должны принять это, не будучи скупцами, только тогда мы свободны и занимаем естественное положение. В противном случае мы сражаемся друг с другом, но мотивация – исключительно локальный интерес, столкновение этих интересов. Необходимо лишь занять правильную позицию в гармоничном движении целого, Абсолюта – это свобода. Свобода в рабстве абсолютному благу, абсолютному суждению, абсолютной любви, дружбе, мы должны предаться этому, и это подлинная свобода. Что ты скажешь? «Умереть, чтобы жить» – выражение Гегеля, я очень люблю его. «Реальность Сама по Себе и Сама для Себя» и «умереть, чтобы жить», эти две формулы есть фундамент Вайшнавизма, хороший, прочный фундамент. Свобода – возможность расстаться со всеми маниями нашего ума различных типов и вернуться в наше истинное положение, так называемое рабство. Что оно означает? Благодаря этому рабству Целое представлено Личностью, Кришной, эта Личность – наш Друг, и это высочайшее достижение для частицы – обрести Целое в качестве искреннего друга. Тот, Кто контролирует все, обрести Его в качестве Друга – это лучшая свобода, лучшая позиция для нас – Друг, Хранитель. И что есть свобода? На земле любви каждый помогает другим. Это более чем свобода – когда мы живем среди хранителей, доброжелателей. Как много мы можем помыслить, опираясь на наш ограниченный интеллект?
00:14:05 Преданный: Существуют цитаты из различных Священных Писаний, прославляющие Святое Имя, и в одном из них Господь Брахма говорит Нараде Муни о том, что в век Кали человек должен повторять Харе Кришна Махамантру, и для этого не требуется квалификация, даже нечистое Имя способно спасти человека от влияния Кали.
00:14:40 Шридхар Махарадж: Как звучит эта шлока, в каком Писании?
00:14:46 Преданный: Я думаю, что это «Яджурведа», «Калисантарана-упанишад».
00:14:53 Шридхар Махарадж: У нас нет возражений против этого, но это не означает, что вопрос о десяти оскорблениях отпадает. Имя должно быть реальным, не искаженным отражением Имени, намабхас или нама-апарадха означает материальное. Звук должен быть подлинным, и в таком случае речь идет о реальном Имени, Вайкунтха-наме, трансцендентном Имени, а не о том звуке, который можно создать с помощью губ и языка. Мы не должны считать, что материальный звук – это и есть Божественное Имя. Божественное Имя и бренное имя, мы должны проводить различия между ними. Это вовсе не Имя, нужно понять это, в противном случае какова необходимость принимать это Имя от Гуру или садху, из истинного источника?
00:16:22 Это Имя войдет в наши сердца, это не есть звуковая имитация. Совершать имитацию и принимать её – это нам не поможет. Взаимодействие должно быть подлинным, человек, который культивирует это Божественное Имя в божественном духе, севон мукха, в противном случае отсутствует связь с духовной субстанцией. Ни в измерении эксплуатации, ни в измерении отречения. Это Имя существует в измерении служения. Мы должны быть практичными в нашем образе мысли, ни теория, ни воображение, им здесь нет места. Имя Господа тождественно Ему, это должна быть искра огня, не светлячок, который светит, но не способен греть. Это должна быть подлинная искра огня, только тогда она способна жечь. Вайкунтха-нам, Харинам, Хари означает Вайкунтха, не бренные явления. Если мы слышим Имя из уст…
00:19:15 Имя должно быть четан, чистое Божественное сознание, не мирское сознание и материя, на эти различия мы должны обращать внимание, не на внешнюю форму. Это Имя спасет нас, в том нет сомнений, но если это семя падает на скудную почву, если речь идет о телесном сознании или стремлении к деньгам, популярности, привязанности к изысканным яствам или человек исповедует атеистически взгляды, если семя кидать на подобное поле, это дисквалификация, и мы не можем ожидать, что быстро получим результат. Но определенная борьба будет происходить. Нам необходима связь с подлинным садху, необходимо следовать истинному пути, ведущему к цели, и тогда Имя принесет желанный плод. Бренный звук не есть Божественный звук, источником Имени не может быть измерение эксплуатации, измерение отречения. В духе служения, шраддхи, шраддха означает убеждение в том, что все предназначено для Него.
00:21:36 Реальность существует для Себя, это шраддха, это представление, согласно которому все предназначено для Него. Как бы мало ни было это представление, но одной капли подобной шраддхи достаточно, чтобы избавиться от мании и достичь цели. Шраддха должна быть нашим руководством, искренне идти в этом направлении, искренняя жажда, стремление идти к Нему, это стремление должно присутствовать, шраддха. Шрадха означает центростремительный поток. Мы все предназначены для Его удовлетворения. Капля универсальной Преданности должна присутствовать, тогда это действо будет эффективным, в противном случае это бесполезно. Мы должны отправиться в эту сторону, шраддха является критерием.
00:23:18 Преданный: Вы говорили о единстве в многообразии. Мой вопрос: как мы можем быть едины, оставаясь индивидуальностями, и в то же время продолжать проповедь эффективным образом?
00:24:00 Шридхар Махарадж: Прямой и косвенный процессы. Во Вриндаване это тоже так, партийный дух, иначе быть не может, это не только не подлежит осуждению, но желанно. Тезис, антитезис, синтез – такова сама природа всего творения, всей субстанции. Подобно оппозиционной партии в парламенте, мы можем думать, что оппозиция причинит вред главенствующей партии, помешает им беспрепятственно работать, но эта великодушная волна есть благо.
00:25:14 Она позволяет нам действовать с большей внимательностью, большей энергией. Оппозиция не препятствует делу, но способствует ему, подобно киртану. Киртан лучше, чем смаран, почему? Оппозиция присутствует, мы должны с большей энергией пытаться убедить их автоматически. Смаран, медитация, это нечто слабое, отсутствие внешних беспокойств, чистая медитация. Тем не менее интенсивность будет не настолько велика, а когда мы совершаем киртан, то естественным образом мы вынуждены сконцентрировать всю энергию с целью справиться с негативными обстоятельствами. Благодаря оппозиции это явление становится более интенсивным, чем смарана и т. п. Кали, оскорбления, атака в ответ на атаку. Нам рекомендуют: одна лишь оборона нам не поможет. Если нас окружают враги, то нам необходима большая мощь неизбежным образом, оппозиция должна присутствовать. Хотя мы иногда думаем, что это нежелательно, но оппозиция рассматривается как необходимая часть явления, которое вносит вклад в позитивное направление. Оппозиция имеет своё положение с целью способствовать позитивному, таков принцип, который мы должны понять и обдумать. Мы должны понять, каким образом это оправдано, гармония, есть Кришна и есть майа. Даже в гареме Кришны присутствует лагерь Радхарани, лагерь Чандравали, лагеря, стоящие между ними. Это необходимо для того, чтобы способствовать Его лиле. Йогамайа придумывает все эти реалии или они сосуществуют с ними, такова их природа, в этом нет изъяна, но это необходимая часть, единство в разнообразии.
00:28:45 У разнообразия есть реальное положение, оппозиция также занимает аналогичное положение. Ветки дерева, что это такое? Каждая ветка желает выпить больше нектара, но в то же время они помогают друг другу во многих случаях. Такова природа, и мы должны понять, как это благотворно для нас. В нашем теле также происходит конкуренция, мозг поглощает большую часть крови, а другие части тела меньшую часть. Высокое и низкое, важное и менее важное, мы не можем действовать, опираясь только на мозг, пренебрегая стопами. У всего есть своё место в рамках органического целого, и эти части выполняют своё служение, это необходимая часть. Без Преданных Господь не может жить, без сына невозможно представить существование отца, для того чтобы милосердие можно было продемонстрировать, необходим объект милосердия.
00:30:40 Каждый в своем существовании зависит от других реалий. Доброта, щедрость, великодушие требуют существования кого-то, к кому можно обратить сострадание. Эти ужасные демоны, подобные Джагаю и Мадхаю необходимы для того, чтобы увеличить красоту великодушной лилы Махапрабху. Иуда необходим, чтобы показать великодушие Иисуса. Сейчас я подумал об Иисусе следующее: когда Иисус с крестом на плечах шел по дороге, по обеим сторонам дороги стояла толпа, и Иуда был в числе зрителей. Иисус посмотрел на него, заглянул Иуде в глаза. Когда Иуда стоял в толпе, неожиданно Христос взглянул ему в глаза таким образом, что Иуда обезумел от этого взора, бросился оттуда, выбросил деньги, которые получил за предательство, и молил о прощении: «Я предатель! Что я наделал? Это самое предательское действие». Такая реакция возникла в уме Иуды. Что Иуда прочитал во взоре Христа? Я не знаю, упоминается ли это в Священных Писаниях, но такова моя мысль. Христос посмотрел на Иуду: «Ты вовсе не стал моим предателем». В его взоре не читались такие мысли, как месть, расплата за предательство, но читалось: «Иуда, я использую тебя, твою слабость, твою жизнь я эксплуатирую, вовсе не ты эксплуатируешь меня». Отчаянным и безнадежным образом я эксплуатировал тебя для того, чтобы поддержать мой стяг, веру.
00:34:05 Ты был использован, чтобы поддержать мой стяг. Ты предатель, я использую тебя ради моей славы, я обязан тебе, мой друг», подобное Иуда прочитал в глазах Иисуса. «Он должен быть благодарен? Я совершил преступление против него, а он смотрит на меня так, словно он неимоверно благодарен мне. Как это возможно?» Иуда не сумел оказать сопротивление, создать оппозицию. Иуда был безумен, увидев крайнюю степень благодарности в глазах Иисуса. «Иуда, я буду вечно эксплуатировать тебя, ты подтверждаешь истинность моего столь высокого дела». Иуда был использован. «Я буду вечно эксплуатировать твою славу, я в высшей степени обязан тебе, мой друг, Иуда, пожалуйста, прости меня». Иуда обезумел: «Он столь любящ, столь благодарен мне, предателю», он не в силах был выдержать, он в безумии бросился оттуда, чтобы понести наказание, искупить свои действия.
00:36:42 Я плохо себя чувствую сегодня, депрессию чувствую. Хари Чаран поехал купить, он говорит, что до субботы он успеет передать. Ожидается, что он приедет завтра, возможно, с Говиндой Махараджем или послезавтра.
00:36:59 Преданный: Махарадж, а мы можем совершить какое-то служение, чтобы избавить вас от депрессии?
00:37:16 Шридхар Махарадж: Мой Гуру Махарадж говорил обо мне, что я любитель спокойной жизни. Это известное замечание Гуру Махараджа, не деятельный человек. Гуру Махарадж был хорошим астрологом, однажды случилось так, что в моем блокноте была копия моего гороскопа. В Пури Гуру Махарадж случайно увидел мой гороскоп, записная книжка была открыта на этой странице. Он спросил: «Чей это гороскоп?» Мадхава Махарадж ответил: «Шридхара Махараджа». – «О, гороскоп многообещающий, Раху присутствует здесь». Раху – царица зала удач, там правит Раху, поэтому все парализовано. В противном случае гороскоп очень многообещающий, Юпитер, Луна, Солнце, Меркурий, Сатурн очень могущественный, комбинация очень хороша. Гуру Махарадж сказал: «Раху пребывает в доме судьбы и парализует все». Отсюда любовь к спокойной жизни. Мне это очень понравилось, комфорт, спокойствие.