Вкус духовной жизни
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:01 [Поют:] «Кришна Говинда Говинда Гопал Нандалал»
00:04:25 [Поют:] «Харе Кришна»
00:10:43 [Поют:] «Кришна Говинда Говинда Гопал Нандалал»
Вкус духовной жизни проявлен в садху, духовном учителе
00:14:19 Добрый день, дорогие преданные. Я рад вас всех видеть. Спасибо, что вы пришли на лекцию. Но тут лекции не будет, будет концерт. Просто [Неразборчиво имя Прабху] попросил поговорить о нашем фестивале «Садху санга». Зачем вы сюда приехали. Я не могу просто говорить. Мне хочется петь, что фестиваль такой удивительный. И у меня к вам вопрос: скажите, пожалуйста, зачем же все-таки мы приехали на фестиваль «Садху санга»? [Из зала неразборчиво]. Для того, чтобы... «санга» - это означает «встреча», да? Для того, чтобы встретить садху. Но зачем же нам садху встречать?
[Из зала мужчина:] Повысить духовный [неразборчиво].
[О.Т.:]Мы должны почувствовать, понять, кто такой садху. Мы должны... Это очень сложно – не общаясь с садху, почувствовать, кто такой садху. А без этого ощущения невозможно практиковать духовную жизнь.
00:15:46 [Поет:] «Очень нужно каждому из нас, очень нужно каждому знать, что садху есть. Он подарит Кришну нам, Кришну в этом мире большом, на джапе по утрам пусть он к нам заходит в дом!» [Аплодисменты.] Ведь нам нужен садху, чтоб Кришна заходил к нам в дом на джапе по утрам, потому что этот духовный вкус, он очень неуловим, его трудно поймать. Мы привыкли жить обычной жизнью: мы на что-то надеемся, чего-то ждем в этой жизни. И Госвами Махарадж говорил утром сегодня, что вот это вот ожидание в нашей жизни – это просто испражнение, это то, что не помогает нам быть чистыми, возвышенными, потому что это все пропитано нашими желаниями. То есть, мы хотим счастья себе в этом мире, но это обман, потому что мы должны... наша природа – служить, мы должны хотеть только служения, мы хотеть должны сделать счастливыми других. И этот вкус, как это делать, он реально проявлен в садху. Духовном учителе. И поэтому, наша цель – общение. Мы здесь пришли общаться с садху.
00:17:26 [Читает на санскрите мантру сначала один, потом подключается зал. ] Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Потому что садху нам покажет, кто такие Божества. У них уже есть отношения с Богом, а мы должны их установить. И вот этот вкус отношений с садху, он начинается с раннего утра. Когда рано утром мы приходим в храм, мы садимся и смотрим на то, как наши духовные учителя воспевают Святое Имя, этот вкус Святого Имени постепенно переходит в сердце, если мы мысленно кланяемся ему в стопы во время воспевания.
00:18:28 На самом деле, мы все приехали сюда, на этот фестиваль для того, чтобы садху нам подарили Кришну. Мы приехали ради Кришны сюда, потому что жизнь ради себя бессмысленна. Об этом мы узнали от наших духовных учителей. И Шрила Рупа Госвами говорит в «Бхакти-расамрита-синдху»: «Кришна-бхакти-раса-бхавита матих, крийатам йади куто ’пи лабхйате, татра лаулйам апи мулйам экалам, джанма-коти-сукритаир на лабхйате». «Кришна бхакти раса» - вкус преданного служении. «Раса» - означает вкус. Кришна бхакти вкус... Кришна бхакти вкус преданного служения. «Бхавита матих», «бхавита» - это состояние сознания человека, преисполненного Кришны. Когда человек испытывает огромное глубокое счастье от Кришны, это называется «бхавита». А «матих» означает «ум», ум должен пребывать в состоянии Кришна-преданных, то есть, мы должны испытывать вот этот вкус, в этом и заключается наша естественная жизнь. Нормальная, настоящая человеческая жизнь заключается в том, чтобы при помощи лотосных стоп духовного учителя мы должны пропитаться этим состоянием. Ум должен пропитаться этим счастьем нахождения рядом с Кришной.
00:20:00 [Поет:] «Ночь пройдет, наступит утро ясное, знаю, Кришна нас с тобой ждет. Ночь пройдет, пройдет пора ненастная, бхакти взойдет, бхакти взойдет, бхакти взойдет». «Ночь» - это наша жизнь. Это ночь, мы живем в ночи, потому что переполнены грехами. Если закрыть глаза, посмотреть внутрь себя, что мы видим? Вот, закройте глаза. Мы видим ночь, мы видим проблемы, страдания свои, мы видим, что будет дальше, когда домой приеду с фестиваля. Мы видим проблемы дружеские какие-то. Но когда чистый преданный закрывает глаза, что он видит? Он видит гуру, он видит Кришну, видит Вриндаван и у него счастье одно внутри. Почему? Потому что он уже научился, он уже понял как правильно жить. А мы ещё не поняли.
00:21:21 Здесь дальше в этом стихе говорится: «крийатам» - «мы должны купить». Купить что мы должны? «Йади куто ’пи лабхйате». Если где-то здесь на фестивале «Садху санга» дают Кришна Прему, то это состояние мы должны купить - «йади куто ’пи лабхйате». «Йади куто ’пи лабхйате» - то есть, мы должны купить Кришна Прему. То есть, мы должны что-то заплатить, конечно, за это. И «татра лаулйам апи мулйам экалам», «апи мулйам экалам» - единственная цена, которую нужно заплатить «татра лаулйам» - сильное, горячее желание Кришны. Мы должны научиться желать Кришну. Мы должны научиться. Это и есть пробуждение сознания. Мы должны проснуться, в этом проблема. Но мы не знаем как проснуться. Поэтому надо смотреть во все глаза, когда гуру поет. Вы помните, как [Бхакти неразборчиво] мы с нами сосредоточенно пел вечером на киртанах. Он пел спокойно очень, как будто бы снаружи ничего не происходит, так? А внутри у нас сердце просто разрывается на части от того, как он поет. Это означает, что он знает Кришну. У него есть жажда по нему.
00:22:35 Точно так же, как пел на лекциях, на киртанах [Ахитидука Прабху] удивительно, то есть, сразу вся атмосфера загорается, все звенит вокруг счастьем. Энергия счастья – это значит, что Кришна пришел. Потому что нет другого варианта как [проработать] здесь у нас счастье. Нету счастья, здесь карма. Карма означает страдания восновном. Когда [Ахитидука] поет – нет кармы. Начинается счастье, мы пропитываемся состоянием счастья. Таким образом мы должны на фестивале на этом «Садху санга» были получить Кришну, горячее желание по нему. Как только по нему есть горячее желание - мы всё равно его дождемся, он постепенно приходит в наше сердце. И начинаем служить преданным, служить гуру, всем служить вокруг и постепенно Кришна приближается, приближается, счастья становится больше. Дальше мы поедем домой. [Поет:] «И в какой стороне я ни буду, и кто сердцу дороже всего? Кришну я никогда не забуду, с гуру вместе я встречу его». Да? [Аплодисменты].
00:23:54 Когда мы поедем домой, мы должны оставить Кришну в своем сердце. И если гуру нет в сердце, если мы не верим в гуру, то Кришна тоже не будет жить в сердце, потому что кто-то же должен там Кришну принести. Он сам отношения с нами уже давно строит, он нам руки поднимает, ноги, чистит зубы. То есть, он как Сверхдуша пребывает в нашем сердце и все делает за нас каждый день. Мы просто этого не знаем, мы думаем: «Я зубы чищу, я руки поднимаю». Ну, то есть, на самом деле мы ничего не можем, мы души, мы не можем управлять этой материей, мы духовные существа по природе. Кришна постоянно о нас заботится здесь в этом мире, постоянно все нам делает как надо. «Хочу мужа, хочу мужа!» - раз – муж появился. И она говорит: «Я мужа себе нашла». [Смеется]. Вы даже 5 рублей не можете найти, вот сейчас пойти, допустим, поискать, 5 рублей даже найти не сможем на улице, не то что мужа. Вот. А Кришна все делает нам, все дает. Но мы не знаем об этом, не понимаем этого. Нам кажется, что просто так получилось.
00:25:04 Почему же вы приехали на фестиваль «Садху санга»? Ведь много же хороших фестивалей есть разных. Вот, у нас, допустим, на Азовском море есть фестиваль «Благость». Почему вы туда не поехали? Да [Шрила Рупа Госвами] говорит, [Шрила Рупа Госвами]: [изречение на санскрите]. Тысячи жизней, проведенных в занятии благочестивой деятельностью, [санскрит] не дадут результата никакого. Благочестивая деятельность не дает такого результата, чтобы жажда по Кришне получилась, мы не сможем освободиться от кармы таким образом. Мы, что мы делаем? Мы кушаем вегетарианскую пищу, ведем себя в семье хорошо, воспитываем правильно детей, честно работаем. Это все сжигает грехи, это факт. Но семена греха остаются в сердце, это большая проблема. Потому что когда семена греха в сердце остаются, означает – желание наслаждаться этим миром, а значит, жить для себя, остается, оно есть. Это значит, что жажда по Кришне там не будет жить, потому что это разные вещи, понимаете. Жажда по Кришне бывает в сердце, наполненном желанием служить. Мы должны хотеть служить изо всех сил. Мы должны гореть желанием Кришны.
«Мы должны взорвать в своем сердце жажду по Богу»
00:26:22 Как мы тут жили на фестивале? Мы удивительно жили, удивительно. Это так надо жить дома. [Поет:] «Нас утро встречает прохладой, нас пеньем встречает вайшнав. Кудрявая, что ж ты не рада, лежа одиноко одна. Не спи, вставай кудрявая, душой звеня, вайшнав встаёт со славою навстречу дня». Да? [Аплодисменты]. Мы здесь так жили, как вайшнавы. [Неразборчиво] вставали навстречу дня. [Поет:] «Мы утром выбегали на программу, и был киртан такой, что душам тесно. Ты только не взорвись на полдороги, товарищ сердце, товарищ сердце, товарищ сердце». То есть, мы так жили здесь. Так мы должны продолжать жить дальше. Мы не должны покупаться на эту материальную жизнь. Сейчас приедем домой – работа, все... Все, конечно, это будет, но надо дальше жить Кришной, понимаете, надо его в сердце продолжать оставлять. Не надо на это все покупаться, это не наша жизнь.
00:27:49 Итак, что такое бхакти-раса, о которой в этом стихе говорится? Это вкус духовных отношений. Есть ещё мирская раса – [пракрита]-раса. Мы приедем домой – нам захочется, чтобы у нас все было хорошо, мы пойдем на работу. Мы будем чем заниматься? Мы будем заниматься – чего-то добиваться будем в жизни. Это называется [пракрита]-раса или джада-раса. То есть мы очень сильно привязаны в своем сердце к этому миру – обители страданий и разочарований. На самом деле, в этом мире нет никакого счастья. Но мы чего-то ждем, чего-то хотим в этом мире. На самом деле, каждую секунду наше тело умирает, оно становится все ближе к смерти. И интересно знать, что у маленького ребенка, у него в еденицу времени время очень мало грехов из сердца выходит, очень мало. Поэтому дети такие блаженные, от них исходит столько счастья, столько радости. Они такие счастливые. [Изображает поцелуи], хочется наслаждаться ими. Но мы пожилому человеку вот так [изображает поцелуи] не делаем. Почему? Потому что в единицу времени из сердца время вытаскивает очень много тяжести, очень много страданий. И поэтому жизнь пожилого человека наполняется страданиями. С каждой секундой времени страданий в нашем сердце становится все больше и больше. Но мы чего-то ждем в этом мире. Это означает обман. Это просто обман, потому что на самом деле здесь ждать нечего.
00:29:24 Единственное, чего мы должны желать со всей силы - мы должны взорвать в своем сердце жажду по Богу. Взорвать в своем сердце жажду по Богу! В этом цель этого фестиваля заключается. Здесь произошел взрыв, духовный взрыв. Посмотрите! Мы все время были с Кришной, все время - с утра и до вечера. Так? Мы вечером ложились спать зачем? Чтоб не проспать, чтоб не проспать [неразборчиво], мы хотели Кришну! Понимаете, такая жизнь должна быть всегда. Пускай там, когда мы уедем отсюда – это факт, там будет много обязанностей, но они не должны нас сбивать с толку. Надо вставлять в ухо голос гуру, надо лекции постоянно слушать, музыку. Не надо поддаваться на эту жизнь, на этот мир. Все говорят нам: «Ты не от мира сего». Но как «от мира сего» быть счастливым? В этом мире нет энергии счастья. Почему мы обижаемся на близких людей, почему мы злимся друг на друга, почему мы не любим друг друга? Кали-юга, кали-юга. То есть, нет в сердце счастья, нет радости, понимаете, нет удачи, потому что грехами все переисполненно, вся наша жизнь. Грехами все преисполненно. И поэтому, выполнять свой долг перед детьми, перед мужем, перед работой человек сможет только в том случае, если у него внутри будет сила. А сила идет от настоящей чистой любви. Поэтому человек должен каждую секунду своей жизни слушать духовный звук. Он не должен покупаться на то, что «надо жить как все».
00:30:58 А все как живут? Эта жизнь... Вот смотрите, мы вот здесь вот сидим, сидим сейчас, смотрите – какое счастье. Это удивительно, это огромное счастье просто жить, находясь в этом зале. Теперь, мы сейчас выходим на улицу, видим лица людей, которые там стоят, что-то разговаривают. Вы посмотрите – какая разница! Можно в сравнении понять. Мы выходим отсюда, они: «Э-э-э». Они смотрят на нас – у них совсем другая жизнь, другие глаза. Они несчастные люди, им надо помочь. Надо чуть-чуть взять прасада - и принести им дать прасада чуть-чуть.
00:31:36 Но, на самом деле, люди достаточно благочестивые здесь. Это факт. Мы с супругой пошли покупать фрукты. И не было фруктов. Мы груши поросили, нет груш. Она говорит: «Нет груш, - но говорит, - у меня есть груши, но, как-бы, уже такие – не совсем чистые, аккуратные, такие вот груши. Хотите таких?» Мы говорим: «Конечно, хорошие груши вроде». Она взяла эти груши, нам собрала и отдала просто. Я говорю: «Давайте, я заплачу». Она говорит: «Нет, не надо». И отдала просто груши. У меня супругу просто так не возьмешь дешево, и она сразу побежала прасад покупать. Принесла этой женщине прасад, она вообще в экстаз просто вошла сразу и дала ещё хурмы [смеется с залом]. Все, начались отношения. Но это другие отношения, понимаете. Это не те отношения. Мы проходим мимо сейчас, она всегда нам улыбается. И мы ей улыбаемся, потому что началась настоящая жизнь. Настоящая жизнь начинается когда есть хоть капля служения.
00:32:50 Интересно, что в этом случае человек сам начал первым служить, хотя мы должны служить первые всегда начинать, потому что нам это служение дают здесь. Посмотрите, сколько нам дали здесь! Сколько счастья мы получили здесь, на этом фестивале. Мы должны отдавать теперь, и отдававть абсолютно бескорыстно. Никто нам не будет улыбаться в ответ. Сейчас, вот, на границу поедем – там не будут улыбаться. В поезде не будут улыбаться. Надо самим, надо из себя это выжимать. Почему люди такие злые? Потому что они страдают. Мы должны втыкать в уши Кришну и отдавать через голос, через глаза, через рот. Понимаете? То есть, в ушах Кришна, а в остальном мы должны как мы можем служить этому миру. Мы должны показывать, то есть, не показывать, а отдавать. Бхакти означает жить с Кришной, потому что Кришна не любит, когда его только себе присваивают.
00:33:42 Преданное служение – это нормальное состояние души. Нормальное, когда отдают Кришну. Это нормальное состояние души. Поэтому даже «Харе Кришна» повторять для себя нельзя. Надо повторять «Харе Кришна» для всех. Так Харидас Тхакур жил, он ходил и повторял «Харе Кришна» для всех, чтобы все слышали Святое Имя, потому что Кришна будет жить на языке только в этом случае. Он не будет жить, когда мы только для себя его держим. Святое Имя, оно принадлежит всем. И душа, она может жить только служа. Чтоб скуку в сердце превозмочь и лень вот эту вот всю, и апатию, и злобу, душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь. Труд для души только один – это думать о Кришне, повторять его Святые Имена, выполнять наставления представителей Кришны и служить Кришне всегда, служить везде, до дней последних донца, служить и никаких гвоздей. Да? Вот лозунг мой и солнца. [Смеется]. Солнце служит, оно свет постоянно нам дает. Мы должны тоже так же делать. Иначе это не жизнь.
00:35:03 Итак, природа бхакти – это вечность. Мирская пракрита-раса – она очень временна. Вот поэтому мы так стараемся. Понимаете? Почему мы так мучаемся в этом мире? Потому что время так уменьшает счастье здесь постоянно, а мы хотим его больше, у нас душа-то, она привыкла, что счастье все возрастает. Вот смотрите, с каждым днем фестиваля, здесь время кончилось, здесь нет кармы на этом фестивале, не было кармы. С каждым днем фестиваля счастья все больше и больше, больше и больше. Так ведь или нет? Оно возрастало. Но в материальной жизни все наоборот – чем больше мы к чему-то стремимся, трудимся, тем меньше счастья. Для мужа начала что-то делать очень интенсивно – он вообще обнаглел. «Олег Геннадьевич, я лекции ваши послушала, начала мужу служить, он совсем обнаглел. Что делать?» [Смеется]. Просто надо служить Кришне, а перед мужем просто выполнять свой долг и ничего не ждать. Тогда будет гараздо лучше, это другая жизнь начнется совсем. Потому что благодарность в сердце всё равно прийдет у тех людей, которые общаются с преданными. Они всё равно будут рады.
00:36:15 Мы вот по улице шли с женой, вернее, я один шел по улице, меня два мужчины останавливают. А до этого объявление сделали, что местные жители могут, там, побить и все прочее. И я, такой, стороной иду, стараюсь не смотреть, чтоб взглядом не соприкоснуться. И вдруг идут три горца как бы такие, все крепкие, сильные люди, идут навстречу. Я, такой, обхожу-обхожу, смотрю – они что-то хотят от меня. Так, остановились. Я обхожу их. Тут один такой, помотрел на меня: «Ну Харе Кришна же!» [Смех в зале]. Он «Харе Кришна» хотел, а я думал – что-то другое. Да, думаю, интересно.
00:37:05 Буквально, прошел метров 15, двое стоят и смотрят на меня. Я думаю: «Наверное, тоже Харе Кришна». Останавливает один меня и говорит: «Кто такой Кришна?» Я говорю: «Бог». «А Харе?» Я говорю: «Харе – это тоже энергия Бога». Он говорит: «Я так и думал. У вас, - говорит, - изменяют или нет?» Я говорю: «Нет». «Да ладно, - говорит, - у вас такие девушки красивые» [смеется с залом]. «Не изменяют». «А почему не изменяют? Девушки же красивые вокруг, как можно не изменять?» Я говорю: «Ну, потому что мы хотим для Кришны жить, а не для себя». Он: «Да? Интересно!» - говорит. Посмотрел на меня, говорит: «А скажите, глядеть на девушку с удовольствием – это тоже ведь измена, правильно?» Я говорю: «Правильно». «Я тебя уважаю за это» [смеется с залом.] «А ты Аллаха любишь?» Я говорю: «Аллаха я люблю, с удовольствием в храм хожу». Он говорит: «А тебя туда пускают?» Я говорю: «Если я оденусь нормально, пускают». «Молодец, уважаю. У вас вечером будет «Харе Кришна» опять?» Говорю: «Будет». «Я прийду». [Смеется]. Смотрите, какие люди, Кришна не зря сюда нас затащил.
00:38:34 Одна женщина ко мне подошла после лекции и говорит: «Олег Геннадьевич, подпишите книгу». Я говорю, я подписываю книгу и говорю: «Как Вас зовут?», я обычно спрашиваю. Говорю: «А Вы на фестиваль как попали? Откуда?» Она говорит: «Да я в Гагры приехала отдыхать, смотрю – что-то все так хорошо поют красиво, захожу, - говорит, - тут так хорошо, такое моё здесь, все мое. Все, - говорит, - я больше не хочу там, я хочу здесь.» На лекцию пришла, книжку купила, все. Смотрите, люди просто привлекаются, потому что здесь столько любви. Мы получили на этом фестивале вкус общения с преданными. Мы хотим быть с преданными и мы будем с преданными. Правильно?
[Из зала:] Да.
[О.Т.:] Надо сказать себе, когда мы будем уезжать с этого фестиваля, надо сказать себе в сердце: «Мы будем только преданными». [Поет:] «Не надо нам, не надо нам праджалпы днем, не надо нам, не надо нам животный круг. Мы рождены для [санскрит] любимой и наша родина – её любовь. Светла путь дорога. В дорогу дальнюю, дальнюю, дальнюю идем. От гуру порога в обитель светлую мы попадем. Не надо нам, не надо нам рождений вновь, не надо нам, не надо нам сражений кровь. Мы рождены для Шрилы Прабхупады и наша миссия – его любовь.» [Бурные аплодисменты.]
Как жить, вернувшись с фестиваля?
00:40:26 Конечно, мы поедем домой и пойдем на работу, но мы должны работать для Кришны. Мы не должны больше так жить, как раньше, понимаете? На работу идем – для Кришны на работу идем. Почему? Потому что мы должны себя содержать. Для чего мы должны себя содержать? Для того, чтоб жить для Кришны. Некоторые думают: «А зачем мне на работу ходить? Я брошу эту работу». Не надо бросать работу, надо работать для Кришны. Мы не об этом говорили много лекций, мы говорили, общались на эту тему. Работать для Кришны, идти на автобус – для Кришны. Когда человек для себя на автобус идет, что с ним происходит? Он страдает. Он служением не занимается. Чем он занимается на остановке? Он поворачивается в сторону, откуда должен прийти автобус и тянет автобус глазами: [смех в зале] «Когда он прийдет? Гад такой!» Тянет автобус. Но человек не должен, это же глупость вообще так жить. Надо жить для Кришны. Время на остановке – это самое ценное время в жизни, можно послушать лекцию. Свободное время – можно послушать лекцию. Не надо тянуть автобус, надо слушать лекцию! В автобус зашли – не надо там толкаться, ругаться со всеми, надо стоять. Почему стоять – потому что сядешь – заснешь. Надо стоять и слушать лекцию. Чтобы не спать, чтоб время зря не тратить. Мы должны для Кришны жить каждую секунду. Не надо расслабляться: «Я в трамвай зашел...» Нет, мы не в трамвай зашли, мы зашли к Кришне опять.
00:42:02 И дальше – на работу – то же самое – хотя бы один банан в ухе надо держать. Пускай другим ухом мы будем общаться со всеми, но хотя-бы просто тот голос гуру надо слушать. Не надо думать, что надо как-то жить по-другому. Нас отравит это сознание, понимаете? Карма включается в тот момент, когда мы начинаем заниматься [неразборчиво]. Когда сознание отвлекается чуть-чуть от Кришны, сразу включается карма. Карма включается означает: «Я обиделась на мужа, сын меня не любит...» - и понеслась. «Когда я дом продам...» - и так далее. Понимаете, то есть одни страдания, нет счастья в этой жизни, потому что душит, душит эта жизнь. [Поет:] «Манит, манит, манит карусель в путешествие по замкнутому кругу.» [Смех в зале]. Понимаете? Художество такое. Но это не главное. Главное, что больше никогда [не будем мы плакать]. [Смеется с залом]. Ну он так сказал, что я не обиделся. Мы должны служить всегда, понимаете? В этом заключается наша жизнь. В этом уникальность общения с преданными заключается, что мы должны все делать так, чтобы нектар в сердце был. Чтоб не было никакой злобы, обиды и так далее.
00:43:24 Но если кто-то из преданных так делает, мы не должны оскверняться, ведь от этого вкус Сознания Кришны уходит. Мы сейчас уедем домой. То есть когда мы потеряем вкус Сознания Кришны? Когда мы начнем поддаваться на эти провокации. Если преданные с нами плохо себя ведут, плохо разговаривают, не надо поддаваться. Надо мысленно кланяться им, чуть-чуть отстраняться и научиться любить со всей силы. Опять вновь возобновить те отношения с преданными, которые были раньше. Надо считать их возвышенными душами всех и думать о них только так. И ни в коем случае нельзя жить по-другому, потому что когда мы начинаем по-другому с преданным относиться с каким-то, в наши отношения входит карма. А это значит, Кришна выходит из отношений, все, а значит, экстаза тоже в жизни не будет. И счастья уже такого не будет, и прасад будет казаться плохо приготовленным. Понимаете, то есть прасад тоже не будет чувствоваться, ничего не будет чувствоваться, будут только страдания одни и все. С одним преданным потеряли правильные отношения, с другим, с третьим – все – жизнь счастливая духовная закончилась.
00:44:26 «Не в кали-югу «Харе Кришна» заниматься», - один мне преданный сказал. Уже бороду отрастил. «Не в кали-югу». То есть, он не понял просто, что надо отдавать. Почему не в кали-югу? Такой экстаз, вообще, столько преданных вокруг. Преданный должен две вещи делать: или отдавать себя, или брать. Брать означает тоже служить, понимаете? Ну, мы должны от старших брать, мы должны в лотосные стопы их падать, мы должны слушать их наставления. Означает – принимать дары, духовные дары. И отдавать. Как определить, что отдавать? Преданный не доволен: «Э-вэ-вэ», - гундосит – значит надо ему отдавать. Надо обнять его подойти. Ну, матаджи прабху не должны обнимать – Кришна в экстаз войдет, но это другой экстаз уже будет. Надо: матаджи – матаджи обнимает, прабху – прабху обнимает. Понимаете, надо: преданный гундосит – подойдите – обнимите его. Вы увидите – он раз, расслабится сразу, все. То есть, счастье войдет в его сердце, надо насильно подойти, обнять его! [Смех в зале] Чтоб счастье вошло в сердце. Не надо поддаваться на провокации.
00:45:37 Итак, нам нужна только бхакти-раса, нам больше ничего не нужно. Мы должны отношения с преданными в ятре сначала установить, тогда будет бхакти-раса, иначе её не будет. Чтобы их восстановить, эти отношения, надо сначала с гуру отношения установить. Как это делать? С помощью очень большого внутреннего усилия. Надо кланяться гуру до потери пульса, пока в сердце вот этот нектар не появится от него. У гуру есть в стопах нектар или нет? Поднимите руку, кто знает о том, что есть. Ну это значит, что все, если остальные не знают, то нет духовной жизни, нет. Надо это узнать! Надо это узнать, надо усилие, глубокое усилие внутреннее приложить! Читайте джапу, кланьтесь гуру, пока не появится. Вот, дайте себе день какой-то, выделите – и кланьтесь-кланьтесь-кланьтесь, пока не появится вот это ощущение сладости от гуру. Пока она не появилась – духовной жизни не будет. Бессмысленно жить вообще на этой земле без этого вкуса. «Жить без любви не могут люди, час без любви – пропащий час!» Человек не может жить без любви. Надо вкус этой настоящей любви чистой почувствовать и тогда сердце начнет жить. И как только оно начнет жить настоящей жизнью, мы должны начать читать книги о духовной жизни, мы должны читать книги - Шримад Бхагаватам, Бхагавад Гиту, мы должны этот вкус поддерживать изо всех сил тем, чтобы занимать свой ум в этом служении Кришне. Мы должны думать о том, как он живет, мы должны думать о том, какие отношения, мы должны в уме своем это все изучать! Это тоже усилием сначала достигается. Но мы должны это усилие направить в правильную сторону. Мы должны понять, где Кришна, кто такой Кришна, его окружение, кто такой гуру и все остальное. Мы должны всё это понять, иначе жизнь бессмысленна.
00:47:29 [Поет:] «Широка Вриндавана родная, много в ней лесов, полей и рек. Я другой такой земли не знаю, где так вольно дышит человек!» Правильно? [Поет:] «Там на тонких розовых ветвях, в зарослях Вриндаваны душистых, попугай вайшнавский Шукадев воспевает песнь свою со свистом: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе [поет с залом]. Из сердец уносится печаль, из души уходит прочь тревога. Впереди у жизни только даль, полная счастливых душ дорога.» [Аплодисменты]. На самом деле, мы должны жить простой жизнью, мы должны жить со счастливыми душами вместе. Из сердца все остальное надо выкинуть.
Шанти-раса – правильные отношения в материальном мире
00:49:08 «Как с мужем отношения строить?» Очень просто. «Он меня бьёт». Ну и что. Есть близкие отношения, есть далекие. Надо выполнять свои обязанности. Это близкие отношения, когда человек выполняет обязанности? Для материалистов – очень близкие. Если вы мужу просто приготовите пищу вкусную, если вы его просто уложите спать, постираете ему белье и просто спокойно будете к нему относиться, он будет счастлив, он будет уверен, что вы отдали ему все своё сердце. Потому что в этом материальном мире единственные возможные отношения с человеком правильные, которые можно только установить – это [шанти-раса]. [Шанти-раса] означает: «Я тебе служу, но тебя не трогаю». И все в экстазе вокруг. А это означает, что можем кого-то трогать. Кого мы можем трогать? Мы можем трогать гуру, спрашивать его как жить, мы можем трогать преданных, мы должны на них надежду свою возлагать, понимаете. Мы должны в памяти беречь только чистоту вайшнавов. Материалисты, они много чего в памяти берегут.
00:50:12 [Поет:] «Яблоки на снегу розовые на белом. Что же мне с ними делать, с яблоками на снегу? Яблоки на снегу я в памяти берегу! Яблоки на снегу!» Понимаете, больше делать нечего. [Смеется с залом]. У меня жена, когда услышала эту песню, говорит: «[Неразборчиво], че, он замерз что ли? Яблокам помочь не может, - говорит, - просит других». Вы не знаете, чем заняться, понимаете? У нас есть, что в памяти беречь. У нас, понимаете, в чем заключается проблема отношений с близкими людьми? Мы от них чего-то хотим. Как только мы от них чего-то хотим, мы к ним привязываемся. Как только мы к ним привязываемся, это значит, что они тоже начинают от нас чего-то хотеть. А когда два человека друг от друга чего-то хотят, что наступает? Страдания.
00:51:24 Я сейчас вам докажу это очень просто. Я как-то читал лекцию, много-много людей пришло, и одна женщина побежала, спускалась по ступенькам, в Омске это было, подарить мне цветы. Я говорю: «Зачем Вы, зачем Вы, что Вы делаете?» Она говорит: «Я хочу Вам подарить цветы!» Я говорю: «Хотите сделать мне приятное?» Я как раз эту тему обсуждал, что в этом мире, на самом деле, мы не должны ничего хотеть от других, потому что это оскверняет отношения. Оскверняет, нет любви, когда ты хочешь её, требуешь для себя. «Мой дорогой, смотри на меня аккуратно, разговаривай со мной нежно, относись ко мне нежно, цветы мне дари» - все, любовь закончилась. Почему? Потому что нельзя требовать любовь. Она говорит: «Да, я хочу для Вас что-то сделать». И я побежал, я побежал к ней и схватил цветы. Она, такая, отстранилась от меня, тянет на себя: «Олег Геннадьевич, ну я не так хотела» - не дает мне цветы. [Смех в зале. ]«Но вы же цветы мне хотели дать! Дайте мне цветы!» Она побежала от меня. [Смех.] Я сел назад и говорю: «Ну ладно, вы можете дать мне цветы», она, такая, посмотрела на меня и говорит: «Не сейчас.» [Хохот в зале.] Села отдышаться. Я испортил ей всю любовь, понимаете?
00:53:02 Когда мы чего-то хотим в этом мире от других, сразу начинаются страдания, никакой любви не будет, никакого счастья не будет. А эти желания возникают естественным образом, потому что мы получаем какое-то счастье, мы хотим наслаждаться с самого рождения. Когда ребенок рождается, он, если ему в руку что-то дать, хватается так. Потом, когда ты вырвешь у него: «А-а-а!» То есть, мы хотим наслаждаться с самого рождения. Мы хотим хватать. У нас нет другой идеи жить здесь, в этом мире. Это желание живёт и, поэтому, когда мы видим – кто-то нас любит – все, понеслась. Мы начинаем требовать любовь потом. Но проблема заключается в том, что именно поэтому и не надо строить вот эти слишком глубокие отношения привязанности в материальном мире. Надо понять, к кому привязываться. К тому, кто хочет только служить. Когда мы привязываемся к гуру, мы назад получаем вот этот вкус служения. Понимаете, совсем другое дело. Когда мы привязываемся к близким людям, мы вкус привязанности получаем в сердце. Когда мы привязываемся к гуру, мы получаем вкус служения. Когда мы получаем вкус служения, мы можем всем служить вокруг и все будут счастливы рядом с нами, и у нас нормальная жизнь будет.
00:54:16 Некоторые думают: «Когда я преданным стал, все – у меня материальная жизнь закончилась.» Почему это закончилась? Потому что ты не стал преданным. Потому что некоторые думают, что если я прихожу, в храме наслаждаюсь, меня прасадом кормят, у меня там все классно в храме со всеми, все меня любят, все мне кланяются, это и есть настоящая жизнь. Нет. Настоящая жизнь означает, что ты всех любишь, всем кланяешься и сам всем прасад раздаешь. В этом заключается бхакти. Бхакти означает служить, научиться не балдеть рядом с преданными, а служить. В этом заключается наша идея, зачем мы сюда на «Садху санга» приехали. Для того, чтобы научиться служить преданным. Мы должны встречать их – кланяться, мы должны им раздавать прасад, мы должны много чего сделать прежде чем мы сможем отношения строить с теми людьми, которые хотят чего-то от нас. Преданные ничего не хотят. [Лишь бы им не мешали]. «Харе Кришна, прабху, проходите, пожалуйста», все. [Лишь бы не мешали]. Преданные ничего не хотят. Зато с ними так хорошо рядом жить. С преданными так хорошо. Преданные могут по 15 человек в одной комнате жить и в экстазе полном, вообще никаких проблем.
00:55:30 Но когда обычные люди, мы с ними отношения строим, они чего-то хотят, поэтому любовь оскверняется. И чтобы любви хватило на всех, для этого надо преданным служить. Служить. Когда человек преданным служит, он может нормально отношения со всеми устанавливать. Надо это понять. Для того, чтобы служить начать, что нужно сделать? Дорогие мои, что нужно сделать? Мы должны восстать против своего эгоизма. Госвами Махарадж на лекции говорил об этом. [Текст на санскрите] – «Поэтому, взяв в руки меч знания, разруби сомнения, затянувшиеся в виде лени в сердце, которое заполнило невежество. Вооружись йогой, связью с духовным учителем и сражайся. Восстань против себя!»
О правильном положении тела во время джапы
00:56:24 Когда на семинаре [Имя на санскрите] был, первое что он сделал, - это семинар был по джапе, - знаете, что первое он сделал? Он нас учил сидеть на джапе прямо, потому что лень – это та сила, которая мешает служить. И эта лень, она, первое, где она находится? В теле! Вот это вот [показывает неправильное положение тела] нормальная позиция преданного [смех]. Это означает – нет служения. Тело согнуто все, в нём нет жизни. И он нас заставлял тянуться вверх, вот так вот: «Тянитесь вверх перед джапой вот так. Теперь, - говорит, - руки опускаете потихоньку, а тело остается таким же. И так, - говорит, - надо джапу повторять, вот так вот сидеть». И, представляете, мы начали повторять – совсем другая джапа! Вот, сядьте прямо сейчас. Сядьте все прямо! Вы не прямо сидите. Надо прямо! Надо восстать против лени в теле! Сражайтесь! [Смех в зале] С телом сражайтесь! Вытягивайте, чего вы боитесь? Только лекцию слушать пришли? Сейчас будем «Харе Кришна» повторять. Надо сесть прямо!
00:57:44 И сразу – вот сейчас, смотрите, вот сейчас два варианта, я вам сейчас покажу. Вот смотрите, вы сидите прямо не двигайтесь. Сейчас я покажу - я сгибаюсь: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна…» Где звучит джапа? Там, внизу. Теперь смотрите [выравнивается]: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе…» Видите, уже здесь звучит. Ну-ка повторяем все вместе! «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». Вот, в бодром теле – бодрая джапа. Понятно? Это первое, что мы усвоили. Это реально, мы попробовали так - и она появилась, стала бодрой. Надо сначала тело победить. Иначе не будет счастья, понимаете. Энтузиазм означает счастье, означает, что Кришна есть внутри нас. То есть, мы должны реально победить себя.
Как побеждается эгоизм в уме?
00:58:33 Потом, дальше, в уме. В уме тоже много эгоизма. Как эгоизм в уме побеждается? Надо заставлять себя служить преданным. И на этом фестивале кто заставлял преданных служить преданным? [Поет:] «Вайшнавов много молодых на улицах Саратова, вайшнавов много молодых, а я люблю [Кундананду Прабху]». Хотя он очень молодой вайшнав. Почему? Потому что он выходил сюда и преданным говорил об экстазе служения преданным. Это самое главное на фестивале, самое главное на фестивале! Потому что человек, когда уехал с фестиваля, этого не понял – он, значит, ленивым был, «каким ты был, таким ты и остался», ничего не изменилось, понимаете. Когда преданный заставил себя чуть-чуть пораздавать прасада, это значит, что он начал понимать, что такое преданное служение.
00:59:39 Почему я люблю [Кундананду Прабху] - потому что он мне это передал, это настроение. На прошлом фестивале он мне долго объяснял, что я должен преданных вдохновлять во время лекции служить на кухне. Я, как бы, все понял, но забыл об этом сказать. Затем, когда я глаза [Кундананды] после этого увидел, в нём была такая печаль, он смотрел на меня, у меня что-то в сердце такое, «бух», произошло что-то такое. Я после этого понял, что надо преданным служить. Вот, в сердце как-бы, у меня появилось это ощущение. Ну, я не знаю, когда оно из сердца выйдет, когда я начну в экстазе раздавать прасад. Я ещё не знаю, но уже появилось. [Кундананда родил Прабху] в сердце, давайте его поблагодарим за это служение. [Аплодисменты.]
Как победить в разуме лень?
01:00:38 Как победить в разуме лень? В уме – с помощью служения. Как в разуме победить лень? В разуме лень – означает: нет энтузиазма, нет желания заниматься духовной практикой. Как победить в разуме лень? [Из зала неразборчиво.] Надо найти… слушать вкус, который исходит от джапы своего духовного учителя. Надо слушать его киртаны, надо пытаться со всей силы заставить себя с энтузиазмом читать Бхагавад Гиту и Шримад Бхагаватам. Это значит, им служить. Не надо много Бхагавад Гиты читать, надо сесть и заставить себя почитать интересно Бхагавад Гиту. «Интересно» - означает над каждым словом задумываться, не просто: «Я час прочитал, там, оттарабанил – у-у-у,» - и все, «Харе Кришна, преданное служение». Никакого преданного служения. Я разок в храм захожу, зашел в храм: «Ту» - покланялся, пошел к алтарю потом, думаю: «А я покланялся или нет?» [Смеется с залом]. Это ж бред полный, это не преданное служение. Преданное служение означает, что работает разум, надо, чтобы все было осознанно.
01:01:54 Надо Бхагавад Гиту очень медленно читать – по нескольку раз каждое слово перечитывать. Если сидя спите – стоя читайте. Если не можете понимать, что написано про себя, - я вам серьезно говорю, я не шучу, - если про себя не получается, вслух читайте и рассуждайте тоже вслух. Потому что сознание иногда человеку так невозможно включить просто так. Понимаете, если человек просто так читает, он ничего не соображает – нет духовной жизни, нет. Значит экстаза не будет, разум не включится, жизни тоже не будет нормальной. Надо читать так, чтобы все было интересно, понимаете. Для этого надо заставить себя жить, поставить себя на ноги, читать вслух. Разум, когда человек вслух говорит, разум включается. Когда человек вслух что-то делает, разум включается.
01:02:41 Если нет вкуса, мы должны заставить уши слушать о Кришне. Потом он появится. [Поет:] «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью и одолеть материи простор. Нам Прабхупада дал Святое Имя, где слышан Радхи и Кришны разговор. Все выше и выше, и выше [стремим] мы сознание вновь. И в каждом дыхании Кришны божественной Радхи любовь.» [Аплодисменты].
Ответы на вопросы
В каком ухе лучше слушать голос гуру?
01:03:31 Дорогие преданные, я бы ещё вам попел [смех в зале], но моё время уже заканчивается, к сожалению. Может, у вас какие-то вопросы есть. [Читает:] «А в каком ухе лучше слушать голос гуру?» [Смех в зале] Голос гуру лучше слушать в обеих ухах. Знаете, у всех по-разному. То есть, правое ухо предназначено для того, чтобы менять жизнь человека, то есть, там находятся волевые центры. Когда в правое ухо что-то входит, то у человека появляется сила, решимость что-то менять. Если у вас решимости хватает, тогда голос гуру можно слушать левым ухом. Я, вот, левым слушаю, потому что мне не хватает любви, я хочу любовь чувствовать от гуру. Но, на самом деле, я не против того, чтобы человек сам себя слушал, просто я уже 5 лет вот так повторяю вместе со Шрилой Прабхупадой и со своим духовным учителем, я чувствую, как моя жизнь сильно поменялась, сильно. Потому что, на самом деле, вот эта джапа ленивая, которую мы читаем, она никому не нужна – ни Кришне, ни нам, ни нашей судьбе. Понимаете, надо научиться читать так, как гуру читает, и тогда жизнь будет меняться. Харе Кришна.
01:04:43 «На лекции Вы вчера говорили, что нужно пьяному мужу подмешать снотворное. А как алкоголь и транквилизаторы совмещаются?» [Смех в зале]. Это безопасно. Вы знаете, у меня отец пьет все время и мать ему подмешивает в алкоголь снотворное. Все совмещается. Спать ложится после выпивки и все. Но это не совсем про Кришну вопрос, конечно.
Как общаться с человеком, которого ты ненавидишь и знаешь, что он тебя ненавидит?
01:05:19 «Хочу…» - а, понятно. Так. «Как общаться с человеком, которого ты ненавидишь и знаешь, что он тебя ненавидит. Соседи. Общаться надо – соседний преданный». Вы знаете, дело в том, что внутренняя жизнь означает, что человек немножко отстранен от всего. Когда человек начинает общаться сначала с гуру, то что появляется в его сердце? Он начинает жить другой жизнью. Кто из вас почувствовал, что такое другая жизнь, поднимите руку. А все остальные посмотрите. Видите, есть другая жизнь, люди почувствовали уже. Это означает, что в этой жизни есть способность удерживать себя от других побуждений. Ну, допустим, когда мы видим плохого человека, мы перенимаем от него сознание, начинаем становиться такими же. Когда две собаки гавкают, очень трудно понять, какая из них первая начала. Понимаете? Поэтому в этой жизни в такой деятельности нет никакого смысла, это бессмыслица просто. Ну вы встретили соседа на площадке, если вы в это время «Харе Кришна» не повторяли, не слушали лекцию и ничего для Кришны не делали в это время, конечно же, вы попадете под влияние. Поэтому я и говорю, что каждую секунду надо этим заниматься, иначе жизнь вся будет полна страданий. Но если вы для Кришны что-то делали, он будет вам орать в лицо, а вы будете смотреть на него, как кришнаит – совершенно спокойно.
01:06:51 Кришнаиты как на всех смотрят – вообще ужасно – совершенно спокойные. Сначала люди думали, мои знакомые, что я наркотики начал употреблять. Спокойно смотреть начал. Почему? Потому что Кришна в уме, все. Беспокоить этот мир перестает. Поэтому, не нужно общаться, понимаете, общение означает, что ты чего-то хочешь от него. Но если ты ничего не хочешь, ты просто его просьбы выполняешь, это не общение, это называется служение. Понимаете разницу между служением и общением? Всем людям вокруг надо служить, а общаться надо только с теми, кто хочет духовной жизни. Иначе нет смысла. И даже если близкий родственник начинает хотеть духовной жизни, с ним тоже надо начинать близко общаться. Чем больше он хочет духовной жизни, тем ближе общение. Ну а все остальное – это служение. Даже говорить о детях – это тоже служение, понимаете. И такая жизнь не приносит страданий, Вы когда скажете. Но даже сердце близким отдавать – не нужно им ваше сердце. Им нужно ваше наслаждение, ваше тело им нужно. Им нужно, чтоб вы для них жили и заботились о них. Но когда им сердце ваше понадобится, они вас спросят: «Как ты живешь, расскажи мне, чем ты живешь, что ты любишь, объясни мне, пожалуйста, я хочу знать твоё сердце». И с этого момента начинается их духовная жизнь. Но пока они этого не спросили, надо им просто отдавать. Вот и вся жизнь, понимаете, все очень просто. Но если мы от них чего-то хотим еще, значит будут страдания.
01:08:18 Хочешь от жены, чтобы она тебе приготовила – будут страдания. Если она сама приготовила – хорошо. Если не приготовила – приготовь сам себе. Надо понять, что в этом мире по-другому не проживешь. Если ты хочешь наслаждаться близкими, хочешь от них чего-то, значит – будут страдания. Надо хотеть только от гуру, от Кришны и от преданных.
Как воздержание от секса влияет на духовную практику?
01:08:39 «Как воздержание от секса влияет на духовную практику?» Я вам скажу, как влияет. Если человек воздерживается от секса и думает о сексе постоянно, не знаю, как это влияет на духовную практику, но половые органы у него отвалятся точно через некоторое время. Это медицинский диагноз 100%. Поэтому, это не работает система, понимаете. Воздержание от половой жизни означает - начать жить другой жизнью. Половая энергия – это нереализованная энергия любви. Если ты любовь свою начинаешь в сердце всей силой культивировать, то вот это вот желание наслаждаться чужим телом, оно тает. Оно начинает таять естественным образом, ничего такого страшного, или особенного такого в этом нет, понимаете.
01:09:25 Как влияет воздержание? От такого воздержания от половой жизни в сердце чисто становится. В сердце чисто становится. Преданные начинают чувствовать чистоту внутри. Вот как это влияет. Хотите быть чистыми, значит, надо воздерживаться. Но если муж заставляет, ну что делать… Если есть выбор терять семью: или секс или потеря семьи – ну, значит, надо дать пользоваться телом, в время думать о Кришне. Пожалуйста, да, и осквернения никакого особенно сильного не будет, но какое-то будет, конечно.
Если человека донимают духи – это болезнь или карма?
01:10:00 «Если человека донимают духи – это болезнь или карма?» Это и болезнь, и карма. Надо лечиться. Надо быть поближе к святым людям, когда человек воспевает Святое Имя. И можно полечиться просто у врача. Мы, вот, лечим психические заболевания, вот эти [ветки] начали помогать [неразборчиво]. Но лучше всего понять, самое главное – понять, что духи - означает - нет духовной жизни. Почему? Вот, знаете, от чего психически больными люди становятся? Они очень сильно думают о себе. Они постоянно на себе сосредоточены: на своем здоровье, на своей психике, на своей жизни. И поэтому они замыкаются на себе, это называется аутизм. Очень сильное желание служить себе. Развивается психическое заболевание. Все, на самом деле, в этом мире больны психически, но просто в разной степени. Это не мои слова, это психиатры говорят. Они, когда изучают этот мир, они говорят: «Все психически больны, все абсолютно!» И они правы. Потому что, все люди, которые хотят жить для себя – это болезнь. Она, просто, в разной степени может быть выражена. Поэтому, надо просто научится служить и вовлекать в служение психически больного человека, постепенно он выздоровеет.
Что делать, если ты потерял и не чувствуешь в сердце любовь к Богу?
01:11:12 «Что делать, если ты потерял и не чувствуешь в сердце любовь к Богу? Все чаще задаешься вопросом: «А должен ли ты быть здесь и пытаться понять и принять?» Ведь нельзя же любить Бога, если ненавидишь этот мир и, в какой-то мере, недолюбливаешь людей.» Ну, знаете, любовь к Богу – это результат жизни, это уже - самое главное достижение. Человек иногда не из-за любви к Богу сюда приезжает. Он должен приехать хотя бы для того, чтобы увидеть тех… Пора заканчивать, да. … Увидеть тех, кто любит Бога. Когда мы просто видим тех, кто любит Бога, то в сердце появляется надежда, понимаете. А если надежда появилась, значит все будет хорошо. Поэтому, иногда люди сюда приезжают, чтобы увидеть, что есть счастье, есть любовь. Надо смотреть на всех вокруг на фестивале и служить им. Когда человек кому-то служит, что получается? Он перенимает его настроение, расу его перенимает. Понимаете, послужил преданному, наложил прасаду – он тебе что в ответ отдает? Кришну. Вот в этом суть пребывания на фестивале. Не надо сюда приезжать [неразборчиво], сюда приезжать не надо. Здесь надо служить, а не приезжать сюда, понимаете. Харе Кришна, дорогие преданные. [Аплодисменты.]
01:12:35 Я очень благодарен вам, что вы здесь, что вы пришли на лекцию. Я искренне кланяюсь вам всем, Харе Кришна, спасибо вам всем, Харе Кришна.