Неправильное отношение к миру и к Богу

Анапа - 28 May 2014
Подведение итога прошлой лекции. О счастье. Концепция диалогичности. Неправильное отношение к миру и к Богу. Что такое смысл? Опыт Виктора Франкла, его отношение к жизни. Способность мочь. Реакции на не выдерживание жизни: бегство, агрессия, цинизм, вандализм. Ложные ожидания от отношений. Притча о монетах. Отношения с родителями. Медитация.
лекция для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 02:04:37 | качество: mp3 52kB/s 46 Mb | прослушано: 524 | скачано: 394 | избрано: 14
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:14 – Добрый день. Я всем очень рад. Я очень рад очередной возможности общаться с вами. Хотел спросить: «С каким чувством пришли сегодня? Что происходит с вами? Что для вас важное происходит? Что вам дают наши встречи? Какие понимания приходят, или осознание, осмысление, реализации, чувства?» Алена?
– Да, Алена, добрый день. Знаете, я вчера избавилась от груза, который носила 20 лет. Двадцать лет назад у меня умер отец, он погиб. И вот я была маленькой девочкой, которая очень глубоко обиделась на жизнь, я все время задавала вопрос: «Почему?» Помимо обиды, я носила злость и зависть, вчера у меня после встречи, вот после фильма, я пыталась от этого отмахнуться как всегда, сказать: «Нет, нет, нет». Переключиться на свою вот нынешнюю жизнь, но не получилось, наверное, благодаря вашей силе, силе всех собравшихся людей. И я испытала чувство благодарности, счастья и свободы, и такого полета, и большое вам спасибо за это.
– Спасибо вам.

00:01:39 – Марина, город Москва. Я хотела сказать большое спасибо за первую лекцию, вот она вчера до меня более глубоко дошла, и дошел тот момент, именно внутренний уже дошел, об успешности. Вы говорили о том, что даже если человек сделает маленький шаг в направлении вот этой твердой почвы, совсем, совсем маленький, он может быть на внутреннем каком-то плане, снаружи ещё не виден, то человек уже может себя считать уже успешным. У меня всегда внутри был вот этот перфекционизм, о том, что ну вот если каких-то больших результатов нет ещё в жизни, их не видно да, и люди окружающие не видят, то значит: я не успешная. И я считала себя, что я там чего-то не достигла, чего-то не могу, а сейчас вот появилось какое-то внутреннее, так сказать разрешение себе считать себя успешной, даже если другие это не считают. И вот это освобождение от мнения других, от каких-то стереотипов общества, оно очень облегчило прямо внутри. Спасибо большое.
– Спасибо. Пожалуйста, кто бы ещё хотел? Для меня важно, ну, на самом деле, услышать каждого. Но кто хочет, пожалуйста.

00:02:59 – У меня сложилось такое мнение, что победа над судьбой - это как раз победа над собой. Как раз победа вот над своими, ну негативными сторонами, которые у всех, наверное, присутствуют, и эгоизм какой-то, раздражение и может быть высокомерие. Вот, и я думаю, что ещё последний момент, вы показывали, как к обществу нужно относиться. То есть нужно себя не отделять от общества, что» вы такие там плохие, а я такой типа там возвышенный», а наоборот стараться и людей привлечь каким-то образом, то есть маленьким чем-то каким-то шагом, но привлечь все-таки вот в сторону… в светлую сторону.

00:03:40 – Спасибо вам большое. Знаете, Сенека, Сенека писал в своих комментариях, в своих работах, он писал, что: «Если мы хотим что-то сделать для себя, то вот в этом для себя есть благо других людей, вот это для себя по-настоящему». А там, где мы действуем исключительно в своих интересах, там мы и себе благость принести не можем. Вот если идет речь о неком, вот этом вот соединении, некой интеграции, того, что мы делаем в социуме, как мы взаимодействуем, и того, что мы делаем внутри себя, приближаясь к обществу, приближаясь к социуму в правильном настроении, в соответствии с верной философией, с некой мировоззренческой позицией, мы ближе к себе становимся, и мы приобретаем чувство удовлетворения. Если это не… это как бы некий такой внутренний симптом, который указывает то, что мы верно идем. И также и наоборот.

00:04:51 Знаете, у древних египтян было поверие, что когда человек оставляет тело то, ну так говорится в египетских книгах, после того, когда он оставляет тело, то вот эти вот полубоги, которые встречают душу у врат в царство смерти, они задают два вопроса. И первый вопрос: «Был ли ты счастлив в жизни? Имел ли ты в жизни радость?» И человек должен был ответить на этот вопрос. И, следовательно, второй вопрос: «А твоё счастье и твоя радость принесла радость другим?»

00:05:44 Иными словами: мы должны быть счастливы. Это важно, но если наше счастье приносит другим страдание, это что-то не то. Мы должны задать тогда себе вопрос, то есть наша радость и наше счастье должны принести счастье другим. Может быть и обратное: мы делаем всех счастливыми, стараемся, но сами от этого становимся все более и более несчастными. Такое бывает, и это тоже определённый вопрос к нам, к себе. Итак: «Был ли ты счастлив в жизни? Имел ли ты в жизни радость в жизни? А твоя жизнь, твоё счастье, твоя радость принесла радость и счастье другим?» Спасибо. Кто-то еще? Что для вас важного в наших встречах, что происходит, где вы? Что сейчас происходит? Такое молчание. – «Анализ». Анализ идет и что еще? Какие сейчас чувства?
– Дальше.
– Побыстрее продолжайте, это была очень важная информация, поэтому хочется…
– Пожалуйста, микрофон.

00:07:15 – Я тот человек, который вчера поднял руку, когда спросили все ли понятно, все короче всем понятно, а мне ничего не понятно, именно вот эта тема мне дается очень тяжело.
– Спасибо, что говорите об этом.
– Да, я была вчера немножко, три, несколько раз у меня случались вот эти: «Ага», инсайты, как это называется, а потом вы продолжали что-то дальше говорить, и опять получалось, что это неправильное понимание. В общем, постоянно у меня трансформация моего мнения формировалась в течение там всей лекций несколько раз, она менялась кардинально, полностью. Ну вот, ну тяжело пока что понимать, спасибо.
– Спасибо вам большое, это не простая тема. Действительно непростая.

00:07:56 – Ну, я как бы вопрос: это разговор ведь о том, как устроено наше мироздание, да, вот как бы, тот мир, в котором мы живем. Но это только небольшая часть ещё только разговора, ведь я так понимаю. То есть основной разговор, он должен дальше произойти.
– Ну, он продолжается.
– Он продолжается. Здесь мы остановились на том, что мы должны отдавать миру любовь, это как бы основное, что было сказано, наверное, в той, во вчерашней лекции.
– Да.
– Я правильно поняла?
– Да.
– Спасибо.
– Спасибо вам. Это правильно. Кто-то еще? Может быть мужчины?

00:08:54 – Ну, тот самый внутренний диалог он продолжается, на самом деле, я какие-то крупицы просто беру и тут же пытаюсь принести в жизнь. Вот, к примеру, по воспитанию детей, да, по… как надо все-таки служить, любить. То есть собственно любовь-то заключается в этих деталях, когда ты готов своё время отдавать кому-то другому. Вот я бы сейчас на лекцию не попал, вот у меня вот дилемма опять. То есть меня ребенок тянул на море и расплакался, то есть свои чувства он проявляет, а я там говорю: «А у меня там лекция». У меня вопросы как были, так и остались. То есть, где вот то самое граница воспитательной работы. То есть, потому что эгоистическое заявление: «Я хочу, чтоб ты пошел купаться». Я говорю: «Мне холодно, в конце концов, там ветер сильный». Вот: «Я хочу, чтоб ты пошел со мной купаться». Я говорю: «А у меня там лекция». Понимаете, вот где тут грань, служить и внутри-то вроде, как-то меня оставил этот голос: «Ну, разбирайтесь».
– Поаплодируйте, пожалуйста, Павлу. Спасибо вам дорогие друзья. И сегодня у нас два фломастера. Есть красный фломастер.

00:10:08 Итак, мы с вами говорили о понятии или концепции диалогичности, индивидуальное Я находится в диалоге с миром, или с природой, пишу знак равенства: природа, материя. Природа. И мы с вами говорили, что индивидуальное Я является сознанием, и оно, его природа, она независима, она духовна изначально, одновременно она… ну то есть это её как бы антология, это её внутренняя сущность, самость, персональность, но одновременно она находится в состоянии обусловленности, и мы зависимы. Итак, есть дух или душа. Она находится в оболочках тонкого и физического тела, и физического, тонкого, физического и грубого физического тела, да? Тонкого материального и грубого физического, да, тела? И это обусловленность. Мы одновременно свободны и одновременно зависимы.

00:11:50 Иногда наша свобода проявляется в большей степени, иногда в меньшей степени, иногда мы чувствуем, что вообще нет никакой свободы. Мы можем это ощущать субъективно, так переживать, нам кажется, что нет никакой свободы, мы чувствуем подавленность или уныние, или депрессию, бессмыслицу в своей жизни, потерю смыслов, и иногда нам кажется, что … ну нам хочется сделать вот это движение, есть высшее начало мироздания, есть любовь Бога. Нам хочется сделать вот это движение, и мы хотим, как бы вот сразу здесь черточку нарисую, здесь мы поставим время, законы, и мы хотим вот это вот движение сделать. Почему? Потому что мы понимаем, есть духовная философия, которая говорит, что сознание, оно независимо, оно свободно, оно вечно, исполнено блаженства, знания, и эта вечность, и блаженство, и знание проявляется в процессе взаимоотношений.

00:13:01 И мы тогда можем подумать: «Нам нужен только Бог. Зачем эти временные обязанности? Зачем эти временные все трудности, вся суета этого мира? Зачем все это? Если я вечно живое существо, если я душа, то зачем все эти трудности, ведь так много нужно в этом мире сделать». Но ещё часто мы обнаруживаем, что это бессмысленно, ну потому что правильно я говорю: «А зачем всё это надо?» Если я душа. Поднимите руку, кто так думал или думает. Спасибо. Но вчера мы говорили нечто иное, заметьте. Смотрите: когда человек таким образом размышляет, что происходит?

00:13:53 В действительности есть такой путь, этот путь он вытекает из представления о Боге, как о чем-то безличном. Как о безличной силе или безличной, абстрактной энергии, которая находится за пределами творения, пронизывает это творение, но Бог не является чем-то личностным, кем-то личностным, он является энергией, это действительно имеет отношение, то есть это правда. Но отсюда, кстати, и в этой же концепции, что мир он нереален, он иллюзорен, и мир – это то, что отделяет меня от Бога, мешает мне. И когда я выстраиваю вот эту связь, вот эти отношения, то эти отношения, то вот это является высшей целью, предназначением моей жизни. Красиво звучит, не правда ли?

00:14:46 И есть люди, которые достигли успеха в этом, есть святые люди, которые достигают в этом успеха. Тогда отсюда этика, какая вытекает? Этика такая: мне нужно напрячься в этом мире как-то, простите, сейчас скажу: перекантоваться и рвануть, и тогда (дует), все. Но что происходит на самом деле. На самом деле мы должны понять, что Бог не отличен от своих энергий, он отличен и не отличен одновременно, то есть он одновременно един со своими энергиями, и одновременно как личность он отличен, и его нельзя воспринимать отдельно от его энергий, они вместе. И в этом мире, те люди, которые представляют ситуации в нашей жизни, в различных ролях предстают перед нами, в них тоже присутствует Бог. И когда мы делаем вот это вот движение, то фактически это такая, знаете, как вам сказать, это очень горделивая позиция. Я думаю, что я… ну, то есть я и Бог, нам никто не нужен. Это… Простите, я не хочу никого обидеть. И вы можете относиться к моему семинару как к авторскому семинару, но эта позиция высокомерная.

00:16:22 И однажды мой духовный учитель [Бихнад Сан Прупада] показал пример своим ученикам. Он сделал следующее: они шли, и он давал им какое-то наставление, что-то рассказывал, и в какой-то момент перед ними была большая яма, и один из учеников перепрыгнул через эту яму и протянул руку учителю. Учитель оперся на его руку, перепрыгнул через эту яму и столкнул ученика туда. И все были в шоке, зачем он это сделал, он сказал: «Вот так поступают имперсоналисты». Ты свою функцию в моей жизни выполнил, да я готов очищать своё сознание, я готов выполнять ответственность, обязанности, но лишь для того, чтобы в итоге получить благо себе. Материалисты пытаются обладать материальным творением, подчинить его себе, чтобы испытывать власть над ним, для этого готовы совершать усилия. Их сознание настроено так: «Мне нужно напрячься, совершить какое-то усилие, рвануть».

00:17:28 Да, для того, чтобы достигнуть что-то в во внешнем, нам нужно тоже нужна некоторая независимость, некоторая способность к самообладанию. И они хотят обладать материей в личностном отношении. Здесь мы видим амбицию повыше, но эта концепция также эгоистична. В итоге всё равно здесь стою я. На первом месте здесь стою я, моё удовольствие, моё наслаждение. И мы как бы отрицаем тогда, отрицаем, мы как бы разделяем Бога и других живых существ. Тогда как , что я предлагаю? Смотрите, о чем идет речь: я предлагаю делать вот это движение: мы принимаем мир не как материю, а как проявление духовной… мы принимаем его как тоже проявление духовности.

00:18:29 И тогда эти роли, в которых я нахожусь в этом мире, они становятся духовными ролями. И когда мне… мой сын зовет меня на море, я вижу в этом тоже послание, послание Бога. Но выбор я оставляю за собой: пойти ли на лекцию, или пойти ли с сыном на море, я оставляю за собой этот выбор. Потому что смысл я должен найти. Но смотрите, что происходит: я сейчас, например, то есть для того, чтобы принять решение, нам нужно всегда рассматривать ситуацию в более широком контексте, в контексте наших целей и смыслов. Если для меня эта роль важна и ценна. Если я хочу пойти на лекцию наполниться, мне нужно получить знание, это моя потребность, другая потребность – это мой сын, который меня просит пойти на море, и тогда я нахожусь в этой коллизии: и здесь ценность и тут ценность.

00:19:28 Например: я иду на лекцию, моему сыну шесть лет, семь лет, потом когда он вырастает, ему 16. И я ему говорю: «Сынок, расскажи мне о своей жизни». Он: «Со мной все в порядке, пап». – «Может у тебя что-то происходит, ты, может быть, что-то скрываешь от меня?» - «Нет, пап со мной все хорошо». – «Я вижу, ты не в настроении, сегодня не в духе». – «Со мной все в порядке». – «Ну, ты знай, что я всегда у тебя есть». – «Я знаю про это, папа». Уходит, закрывается в комнате, и часами по телефону открывает кому-то душу. Я говорю: «Почему сынок, почему, почему со мной нельзя так поговорить? Ведь я же могу тебе помочь, ведь я люблю тебя». – «Я не знаю, почему». Через некоторое время он кому-то рассказывает: «У меня с отцом не было близости в отношениях, он как бы все время был рядом». Это я не про вас сейчас. – «Он как бы все время был рядом, но почему-то близости не было, я не помню, почему». Но что происходит с маленьким человеком, он думает: «Для отца я сейчас не ценен, у него есть более ценное». И когда это происходит один, второй, третий раз, это как бы качественно отражается на нашем будущем.

00:20:38 Итак, в контексте отношений далеких в перспективе я обнаружу, что здесь в этой роли я как бы проигрываю, хотя на этом этапе я получаю знания, и это тоже ценно. Да, если есть глубина отношений, я могу сказать: «Сынок, я сегодня пойду позже с тобой на море, я пожертвую обедом, или я пожертвую своей лекцией другой, но я чувствую, что это ценно». Вот этот баланс может поддерживать только человек, который вот таким образом видит мир, и он понимает, что, в конце концов, милость Бога, она на него нисходит, вот тут треугольник этот происходит. Не так, что это Я как бы высокомерно претендую на эту роль. Простите за этот, может быть такой … может быть не очень категоричный, может быть, язык. Но понимаете, о чем речь, речь идет о том, что эта как бы милость нисходит.

00:21:32 То есть смотрите, что происходит: моя жена или мой муж не хочет развиваться, но я говорю: «Господи, я хочу доставить тебе удовольствие своей жизнью, помоги мне найти такие слова, так полюбить его, чтобы он захотел измениться, захотел принять знание, захотел поменять привычки. Ведь это же правильно, что я говорю, они хорошие. Да, хорошие, даже он это понимает. Но у него не хватает силы, я постоянно претензирую к нему, я постоянно нахожусь в состоянии некой изоляции». И тогда что происходит? Как стреляет человек из лука? Он оттягивает тетиву и чем дальше он её оттягивает, тем потом сильнее она достигнет цели.

00:22:15 Итак, на этом этапе кажется, что я проигрываю в духовном отношении, но на самом деле я выигрываю, потому в итоге, милость, то есть это означает понимание духовной науки, реализация духовных знаний, чувства определённые духовные, они низойдут, потому что я в правильном настроении действую. Фактически, я одухотворяю этот мир и возможно, в какой-то момент у меня с сыном появится такая задушевная беседа, в которой он ещё мне даст ценное понимание того, что кто такой Бог. Потому что Бог должен проявиться в наших отношениях. «Где двое, трое собрались во имя мое, там и я вместе с ними», - Иисус говорит. Он проявляется в отношениях, мы можем почувствовать его в ситуациях, в отношениях, этот мир не является иллюзией. Да, он временный, но он реальный, и привнося духовные ценности в свои роли различные: как мужа, как жены, как руководителя, как гражданина. Мы, таким образом, одухотворяем этот мир. И вот это мы можем предложить ему, почему? Потому что если мы говорим о Боге как о личности, он всегда окружен своими энергиями, он… ему дороги все, и в этот момент у нас есть нечто, то, что мы можем сказать ему: «Это для тебя».

00:23:35 В Бхагавадгите говорится, в одном месте Господь, в одном месте говорится: «Не обязательно возвышенным людям давать … там заниматься деятельностью низшего порядка и так далее». А в другом месте говориться: «Но тот, кто преданно служит мне, тот, кто доставляет мне радость, он очень дорог мне». Такая как бы двойственность появляется. Но эта двойственность кажущаяся. Потому что в действительности, тут есть совершенно определённое понятие: да люди, которые идут этим путем - это возвышенные люди, да, они благочестивые люди. Да, есть святые люди, но есть разная… как бы разные пути. И есть один путь: когда путь, Я и Бог, и в нашу эпоху он очень непростой.

00:24:24 Люди, которые иногда живут в монастырях, они … и вот разные эти события, которые журналисты часто мусируют, они видят, что часто люди, которые попадают вот в эти вот условия, монастырские условия., они часто пытаются просто уйти от мира, они не выдерживают мир. И иногда монастырская жизнь, ну как… иногда так грубо шутят, они говорят: «Она похожа на мужское общежитие». Понимаете, да? То есть иными словами, вот эта вот позиция, что только Бог и я, она в итоге приводит к тому, что у человека все-таки есть… я вчера не ввел этот термин, я сегодня его ввожу, есть сознание, а есть что? Бессознательное. Бессознательное – термин психологический, и имеющий различное значение, иногда полностью противоположное. В разных модальностях психологии используется этот термин, и он имеет разный смысл.

00:25:24 Немного определений на эту тему. Мы сейчас дадим совершенно конкретное определение, это определение будет соответствовать тому определению, которое дал Владимир Ильич Ленин в своё время, определяя материю. Он говорил, что «Материя – объективная реальность данная нам, которая проявляется в чувствах и ощущениях, и независимая от них». Иными словами, бессознательное означает: тонкое тело, физическое тело – это всё, что изначально лишено сознания, но проявляет жизнь благодаря присутствию чего? Сознания, души. Это мертвая материя, но она проявляется как живая, потому что там присутствует душа.

00:26:08 Итак, если мы идем этим путем, то он очень непростой, это путь, на котором у нас может возникнуть множество трудностей, но мы должны также и понять, что вот этот путь – это путь к персональному обращению, а этот путь он больше к не персональному обращению к Богу. Итак, мой сын, моя жена, мои сотрудники моей организации, граждане моей страны, мира – это все те люди, о которых я могу позаботиться. И это требует определённого, ну как бы определённых ресурсов. То есть это означает, что путь-то, слушайте, это означает, что путь-то не длинный, не простой. Но этот путь, он может быть счастливым тогда, когда мы находимся в ученической позиции.

00:27:06 Мой сын поступил в медицинский университет и говорит: «Папа, там нужно учиться 5 лет, потом еще»… Простите я сейчас не помню, как это сейчас называется, по новой системе: магистратура. [из зала не слышно] Да, да, да, да. Как ещё раз повторите. – «Интернатура». Интернатура и ординатура, да. То есть надо учиться 9 лет, он мне сказал, но ему нравится. И поэтому он говорит: «Девять лет, прекрасно». Понимаете, да? Но если мы находимся в настроении: «Да, скорей бы всё это закончилось». Является ли это настроение проявлением духовности? Большой вопрос, это означает, что есть один интересный факт: я не выдерживаю жизнь, я против жизни. Поэтому становится сил все меньше, уныние становится больше, и поэтому такая жизнь изолирована от социума, когда человек остается наедине со своим бессознательным, то есть фактически ум начинает на него давить, она становится очень сложной. И поэтому все эти перекосы происходят в социуме. Вот в таких вот, в аспекте религии.

00:28:25 Потому что религия – это социальный феномен, понимаете? Религия – это социальный феномен, он связан также с чем? С проявлением пракрити природы. Это внешнее проявление чего? Нашей духовности. Духовность – это… Ну, как бы духовный феномен, а религия – это социальный феномен. Он связан с чем? С национальностью. Он связан с физическим телом, правда? Он связан со многими факторами, которые, в общем-то, относятся к категории материи. А мы сейчас о других вещах говорим, мы говорим о духовности, а не о религии, мы сейчас не затрагиваем вопросы религии: как в этой религии, как в этой, а как в этой? Мы говорим о важных принципах духовной жизни.

00:29:17 Итак, когда я нахожусь в таком настроении, я понимаю, что путь длинный, но он мне нравится. Представьте себе такую ситуацию: у вас есть какое-то важное дело где-нибудь далеко-далеко, где-нибудь в районе Калымы или Магадана. Есть кто-нибудь, кто из тех краев? А вы живете в теплой стране и у вас есть друг, который говорит: «Я поеду и сделаю для тебя это дело». И вы говорите этому другу: «Не езжай, оставайся со мной». А он говорит: «Я знаю, я чувствую, что там есть те, кого ты любишь, и кто забыл про тебя, но для тебя это так важно, чтобы у тебя между ними установилась… между тобой и ими установилась связь». Он говорит: «Не езди туда, не езди». И тогда ваш друг, чувствуя, что у вас там есть важное дело, уезжает туда, живёт там, и он живёт там, где нет сотовой связи, но вы чувствуете связь друг с другом здесь в сердце. И он постоянно думает о вас, потому что … вы думаете друг о друге, потому что этот ваш друг он остался. И он думает: «Когда же он вернется ко мне?» И вы делаете какое-то важное дело для него, а есть те, кто живут с ним рядом, и просто получают от него удовольствие. Возникает вопрос: «Кто получает больше близости в отношениях?»

00:30:54 Бог является личностью, и поэтому ему дорого, когда мы заботимся о других людях в этом мире. И это означает, что мы заботимся о них во всех смыслах. Если мы будем заботиться о них только во внешнем смысле. Да, этот мир придется оставить, есть ли в этом смысл? Возможно. Но если в этом духовный смысл? Это вопрос. Но если мы начинаем, заботясь о друг друге, мы ещё начинаем давать друг другу духовные… духовное благо, то весь мир превращается в большую общину, в которой люди защищают друг друга, в которой люди заботятся о том, чтобы выполнять обязанности, потому что они понимают, что каждый из нас ответственен за то, что он делает в своей жизни. Мы начинаем быть более чувствительными друг ко другу и начинаем открываться, и когда мы открываемся, то естественным образом проявляется наша чистая духовная природа в отношениях друг с другом, потому что материальная энергия, сама по себе, она дефицитна. Изобильной её делает присутствие чего? То есть Бог… сама по себе энергия, она зависима от источника, когда мы связаны с источником, мы можем проявлять это изобилие.

00:32:12 Когда мы проявляем изобилие, в наших отношениях уходит зависть, жадность, напряженность, теперь мы можем изобилие приносить в отношения. Представьте: огромное количество людей вступает в отношения друг с другом в силу внутреннего дефицита и ожидают, что тот другой человек восполнит этот дефицит, но этого не происходит, потому что он ходит с такими же ожиданиями. А если мы приносим изобилие в отношения, если мы вступаем в отношения друг с другом, представьте: мужчина и женщина вступают в отношения друг с другом, чтобы проявить свою любовь и заботу, а не для того, чтобы что-то взять от другого. Ну и потом, может быть, столкнуть его в эту яму. А вы скажете: «А кто так делает?» А разве мы делаем не так, в какой-то момент, когда мы чувствуем, что от этого человека взять больше нечего, мы говорим: «С этим человеком жить больше нельзя, надо уходить от него». Потому что я от него все уже взял, я больше не могу от него ничего поиметь.

00:33:22 Если в этом смысл, в том, что я говорю? Поэтому мы говорим вот о таком пути, что путь к высшему всегда лежит через природу, и даже внутри это также происходит, мы одухотворяем свою природу, эта же вот эта же картина, она и внутри нас. Есть я как сознание, и есть моё бессознательное. И есть присутствие высшей силы в моем сердце, если я нахожусь в состоянии уныния, подавленности, депрессии, отсутствия энтузиазма, это означает, что во мне отсутствует проявленный мужской принцип, принцип независимого сознания, то есть, во мне этой связи нет. Потому что неодухотворенная материя в отсутствии присутствия Бога, она говорит: «Мне плохо». Понимаете?

00:34:20 Если я чувствую, что мне плохо, означает: где проявленный мужской принцип внутри меня? Где принцип сознания? Как только вот эту… как только я связь внутри себя устанавливаю с собой как с душой. Как только я начинаю на внешнем плане действовать верно, как только я начинаю думать о себе правильно, тут же приходит энтузиазм, тут же приходит энергия на творчество. Иными словами симптомы, такие симптомы, психологические симптомы, как подавленность, депрессия, агрессия – это все реакции неодухотворенной природы внутри меня, в отсутствии заботливого мужского принципа, это и касается и мужчин и женщин. Понимаете? То есть вот этот же, вот этот же принцип он проявлен как внутри, так и снаружи. Он проявлен в социуме, он проявлен внутри меня. Понимаете о чем речь, если я чувствую отсутствие энтузиазма, означает, что мне не хватает духа. Дух не проявлен. [из зала не слышно] Это ответ на ваш вопрос. И здесь мы сталкиваемся с множеством разных факторов, в жизни нас обуславливающих.

00:35:51 И первый фактор: мы можем чувствовать, что есть как будто бы вещи, которые мешают нам продвигаться, может нам семья мешает или нам работа мешает. И мы видим людей, которые не принимают нашу диету или не принимают наши ценности, и мы обижаемся на них. И мы думаем: может какой-то другой человек появится в моей жизни, который лучше это сделает. Тогда вопрос: «Кто я?» Ответ такой: «Я Бог, который к творению говорит, каким оно должно быть, как нужно ко мне относиться, как нужно со мной взаимодействовать, как нужно меня наслаждать». Вы скажете: «Да, конечно же, я не Бог. Но я действительно хочу, чтобы в моей жизни все было вот именно так». А мы-то о чем с вами говорим, мы говорим: «Жизнь задает нам вопросы, она что-то от нас хочет, она от нас требует, она хочет вывести нас из этого состояния латентной спячки, пробудить нас. Для того чтобы дух проснулся, для того чтобы чувства проснулись, духовные чувства проснулись, для того чтобы мы сумели открыть поток любви. Ведь все наши недомогания, уныния, преисподняя, как угодно это называйте, они связаны с тем, что мы не отдаем эту любовь, они не связаны с тем, что мы чего-то не дополучаем. Они связаны с тем, что мы чего-то не додаем.

00:37:26 Итак, мы с вами подошли к важной теме: эта тема смыслов, тема смыслов. Так, есть ли смысл поступить так или иначе в жизни, какой выбрать путь, какую стратегию, как определиться позицией, куда двигаться? И мы пришли с вами к переживаниям смысла. Что такое переживание смысла – это означает, я принимаю решение, что я пойду на лекцию, или я принимаю решение, что я пойду к морю. И я чувствую, что в моей ситуации это самое правильное решение, смысл означает – внутреннее психологическое состояние, это определённое переживание. Смысл – это не результат работы как бы разума, мы сейчас… разум ценен, важен, но мы сейчас немножко о другом говорим. Мы говорим… я психолог, я говорю, о ценности переживания, переживание такое, что это самый лучший смысл сейчас. И когда иду к морю с сыном, я нахожусь в ладу с собой, я понимаю, что сейчас это самое правильное, и я чувствую внутри себя вот эту связь. Я чувствую, что вот это самое правильное сейчас.

00:38:53 – А если не чувствуешь? Бывает же такое.
– Если не чувствуешь, вот об этом сейчас и речь.
– Черствый еще.
– Да, черствый, точно, спасибо вам это важно. Это важно, и вот сейчас мы об этом говорим. Итак, послушайте: переживанию смыслов. Забегая вперед, я скажу, что это такое. Смысл означает: психологическое состояние человека, который выполняет своё предназначение в этом мире, он чувствует своё предназначение, он выполняет свою карму. Он выполняет свою миссию, у него есть понимание, не понимание, а переживание, связанное с тем, что он занят важным делом. И что это дело самое лучшее на этот момент моей жизни. Смысл – дитя свободы. Смысл не может быть навязан нами. Если нами это навязывается, я иду к морю. И думаю: «Эх, я иду к морю с сыном, а ведь я хотел быть на лекции». Или я сижу на лекции и думаю: «Зачем я сижу здесь, ведь сын там страдает». То есть вот это состояние, как будто я не в ладу с собой, у меня нет полного такого чувства, ну как бы принятия всех факторов, когда все как бы аспекты моей личности заодно, я чувствую некую раздвоенность: и здесь ценность и тут ценность, и тогда вопрос я себе задаю: «На платформе чего я принимаю решение».

00:40:27 И здесь речь, конечно, идет о чувствах, вы говорите: «Мы черствые». И я тоже такой же. Но мы сейчас будем говорить о том, как нам из этого состояния выходить, знаете, почему? Потому что путь-то далекий и путь непростой. А с чем идти по этому пути? Сейчас я чувствую один здесь важный момент: я сейчас чувствую себя не совсем уютно, знаете почему? Я сейчас скажу вам, я хочу с вами быть откровенным и честным. Несколько человек подняли руки, вот когда я показал на эту связь, то есть как бы мир не нужен. Мать не нужна, достаточно отца. С отцом хорошо, а мать… несколько человек подняли руки в этом случае, и у меня как бы тогда возникает… я вступаю в противоречие с некоторыми ценностями. И я начинаю, ну пользуясь своим положением, что я здесь сюда залез, я начинаю что-то транслировать, то, что и заставляет вас как бы измениться против вашей воли.

00:41:34 Я этого не хочу, я хочу утвердиться в своей концепции, я хочу, чтобы ты меня в этом поддержал, но я немножко вступаю, может быть, в некий антагонизм, и поэтому для меня сейчас не простое положение. Но мой долг говорить то, что я знаю, то, что я понимаю, как я получил это от своих учителей, и что я пытаюсь в своей жизни изо всех сил исповедовать. Поэтому, но сейчас концепция будет именно такая, понимаете, о чем речь? Итак, смотрите, если мне нужно просто совершить какое-то усилие, напрячься и достигнуть цели, это один подход. Тогда появляется энтузиазм, сила. Мы сегодня ещё поговорим немножко: откуда это берется. Я надеюсь, что мы успеем до этого дойти, откуда берется такой подход? Я надеюсь, что это будет понятно, не то, чтобы понятно, а то, что…неправильно сказал, а то, что это раскроется.

00:42:34 Итак, смотрите: смысл – дитя свободы, смысл нельзя навязать, смысл можно только обрести, и часто для этого нужно совершить некоторые усилия. Навязываются нам социальные факторы, факторы… простите, навязывают нам социальные факторы, например: религия. Она навязывает нам определённые представления часто. Духовность приглашает. Религия, если ты отождествляешься с социальной группой определённой, это требует, правда? Если ты находишься в этой социальной группе, ты должен определённым образом действовать, и от этого зависит качество твоих отношений с твоими единоверцами. Это также как в семье. Если в этой группе, допустим, в семейной системе, приняты определённые требования и есть определённая диета, есть определённые правила, ты, выходя, начиная действовать иначе, ты как бы вступаешь в противоречие. И мы вчера говорили, что с этим нужно делать. Мы не должны это отвергать, а мы должны оставаться там, исходя из этой концепции, и приносить туда перемены. Мы должны стать катализаторами перемен. Что такое катализатор? Это ускоритель, это вещество, которое вступает в реакцию с… запускает реакцию с другим веществом, оно остается в ней, но не меняет своего состояние, не растворяется.

00:43:58 Понимаете? Я могу остаться там, где я есть. И когда мне мои близкие говорят: «Ты изменился, ты должен. Либо мы, либо вот ты сейчас на фестиваль поехал». Что я должен ответить? – «И вы и фестиваль». И вы и фестиваль. И моя позиция никогда не поменяется, я всегда буду находиться в этом настроении, я люблю вас, я хочу быть с вами. Я не посягаю на вашу свободу, но я оставляю за собой право жить так, как правильно для меня. Это независимость, и это человек, который может переживать смыслы.

00:44:38 Итак, переживание смыслов. Предшествуют некоторые важные моменты. Первый момент очень важный, послушайте, пожалуйста. Это звучит так, таким словом, как способность мочь, способность мочь, ну русское слово «могу», мочь означает могу, да? Мочь. Что это означает, это означает, что наше Я должно стать сильным. Это означает: сказать жизни: «Да», в любых её проявлениях и понимать, что даже в нелегких проявлениях, мы всё равно можем говорить жизни: «Да». И даже в нелегких проявлениях, в трудностях мы можем, сказав ей: «Да», получить полезный для нас опыт. Что мы вчера и позавчера говорили об этом. Что трудности приходят в нашу жизнь для того, чтобы мы изменились, для того, чтоб наше я стало чистым, для того, чтобы мы избавились от всего неблагоприятного, то, что на самом деле делает нас несчастными, чтобы выйти из этого состояния зависимости. Подобно тому, как жена все время подталкивает мужа на изменение, это хороший фактор, мужчины, дорогие. Она говорит: «Давай, вставай с дивана, иди, займись чем-нибудь и так далее». Почему она так делает? Это к мужчинам послание, не к женщинам.

00:46:12 Женщины, сейчас меня не слушайте, пожалуйста. Это не надо так делать, но это послание к мужчинам. Это то же самое, что материальная природа, она как бы выталкивает сознание из состояния зависимости через трудности, через давление, она хочет, чтобы проявилось вот это сознание духа, чтобы мы привнесли туда, ну изменения свои, и мы… иные действия, которые изменят все в этом мире, понимаете да? Точно также и женщина, она подталкивает мужчину всегда к переменам, к развитию, это важный феномен. Это вот тот же самый феномен взаимодействия мужского и женского начала. Это понятно? Женщины почему-то кивают. Им это понятно, мужчинам это понятно?
Итак, способность мочь означает сильное Я, это означает, мочь: означает выдерживать жизнь, выдерживать жизнь, мочь означает быть, быть означает жить, жить означает: Я есть, Я есть.

00:47:32 Виктор Франкл, о котором я вчера говорил, он научился этой способности в концлагере, это не говорит о том, что нам надо попасть в концлагерь, чтоб получить такой опыт. Иногда нам просто нужно научиться выдерживать особенности наших близких людей, иногда нам нужно выдерживать, особенности, скажем так, обстоятельств, ситуаций, в которых мы находимся. Это означает то, что мы… помните, мы вчера говорили, мы одухотворяем реальность, мы говорим ей: «Да», мы не отворачиваемся от неё, мы от нее не убегаем. Итак, это означает Я есть, одной из… одно из качеств души, анатомии души, сад, означает существование, означает бытие, означает вечность. То есть часто это происходит через трудности. Жизнь, она как бы заставляет нас проявить вот эту свою способность быть, как у нас с этим? Есть ли такие вещи, которые нам трудно выдерживать в нашей жизни? Да, нужно особо отметить, что эта способность мочь, она выдерживается в определённом, она связана с определённым контекстом ситуации. У Франкла это был концлагерь, он рассказывал, как «Я» … он говорит: «Я», он говорит: «Мы в концлагере...», - говорит, он рассказывал вот это поэтапно, как человек теряет надежду.

00:49:03 Надежду на что? Та надежда, которой живое существо в этом мире, очень сильно он себя тешит, оно верит, что во взаимодействии с материальными элементами, наслаждаясь материей, я стану счастливым. Когда это не получается, оно говорит: «Тогда наплевать на материю, я буду наслаждаться духовным». То есть всё равно Я остается в центре, в этом случае материя для меня, если материя не для меня, тогда: «До свидания». Тогда всё равно все для меня, тогда дух для меня. Но здесь обстоятельства были такие, что ему нужно было выдерживать вот этот вот, как бы отсутствие надежды. То есть люди попадали в концлагерь и постепенно обстоятельства становились все хуже и хуже. Он рассказывал, такой опыт, очень непростой опыт, первая селекция это называлось у немцев. Он говорит: «Группа заключенных идет, по прибытию этап привозят в концлагерь, - он говорит, - и группа заключенных идет. И стоит один офицер, холеный такой, ухоженный мужчина. И смотрит на заключенного и показывает пальцем направо или… налево или направо. И тем, кого отправляют налево, там стоит большой барак, на котором на разных европейских языках написано баня. И баня означает крематорий. И всех, кто плохо выглядит… (Ну неработоспособными) Все отправляются туда».

00:50:24 «А я, - говорит, - шел так сгорбился, потому что я кусочек хлеба спрятал у себя под пальто. И когда я подошел к этому офицеру, он увидел, что я такой худой и вот этот кусочек хлеба и весь такой сгорбленный. И он так долго думал». «А я, - говорит, - до этого понять не мог, что означает вот это вот движение пальцем». «Ну тут, - говорит, - я начинаю понимать, что это движение пальцем означает решение судьбы того или иного человека». «И, - говорит, - когда я это понял, я, - говорит, - выпрямился. Он долго, долго так смотрел на меня, ну какое-то время, подольше, чем на остальных, а потом толкнул меня вправо. И я пошел в барак для тех людей, которые должны были работать». «И этот выбор: жить, мне нужно было делать каждый день», - он говорит. «Каждый день я должен был выбирать жизнь». И знаете, что произошло? В итоге он, когда уже надежды нет, одна из его известных фраз, он говорит: «Когда надежды нет, остается достоинство и смысл».

00:51:25 То есть смысл есть даже в этой ситуации. И он нашел смысл, он подумал: «Я выживу, если мне удастся выжить, я расскажу всем людям, как нужно выживать в таких ситуациях, я расскажу своим студентам о силе духа». И это грело его сердце, и он представлял в своей медитации, как пройдет война, и он будет рассказывать, читать лекции своим студентам, и в действительности это все произошло. Потому что в итоге он стал основателем известной психотерапевтической школы, и его терапия, была терапия смыслов, что когда человек обретает смыслы, у него уходит апатия, депрессия, когда он находит смыслы в том, что он делает сегодня. И вот эта осмысленность приводит человека… она возвышает его, дает ему силу, энергию. И он представлял себе, как он будет читать лекции и рассказывать студентам будущего, как он будет их обучать.
Он рассказывал про то, что, говорит: «Я научился по-настоящему любить жизнь в концлагере. Я никогда не видел такой прекрасной весны. Я научился любить жизнь, когда жил в концлагере. Тогда, когда нет никакой надежды». «Все те люди, которые были, находились в состоянии сильной зависимости, в привязанности, они, - говорит, - не могли выживать. Но те, кто приносили, те, кто обретали смысл, например: я хочу выжить, чтобы прийти к своей супруге». «Любовь, - он говорит, - любовь грела наши сердца». «В какой-то момент, - говорит, - кого-то согревали мысли о матери». «В какой-то момент, - он говорит, он рассказывал, - я постоянно думал о своей жене», и, говорит, - я общался с ней».

00:53:05 «Я получал, я говорил ей, и я получал информацию, хотя я её не видел, я получал от нее ответы, моё чувство любви к ней постоянно меня с ней связывало, в какой-то момент, - говорит, - я понял, что я даже не знаю: жива ли она. И в этот момент я понял, что мне даже все равно, жива она или нет, потому что мы остаемся всё равно вместе». Вот эта свобода в переживании, она пришла в результате того, что никаких, вообще не осталось претензий, никаких надежд. Есть только вот эта реальность, и вот эта реальность проявила его Я, понимаете?

00:53:42 Поэтому, способность выдерживать, мочь – это первая способность, которую нам нужно в своей жизни развить. Понятно, что, ещё раз повторяю, что нам нет необходимости проходить такие испытания как у него, иногда нам нужно выдержать сложный разговор с каким-то человеком. Иногда нам нужно выдержать, что наши близкие как-то так или иначе себя ведут. Иногда нам нужно выдержать внутреннее давление. Из привязанности к смыслу мы можем остаться там, где может быть нам не хочется оставаться, но в этом есть Я-Позиция. Идея состоит в том, что способность мочь означает иметь позицию, иметь Я. Вы спросите, как это развивать? Ответ такой: через вопрошание. Через внутреннее: как я решаю, как я принимаю то или иное решение, я как бы спрашиваю себя, я спрашиваю: «Могу ли я это выдержать? Могу ли я выдержать ту или иную ситуацию, могу ли я выдержать те или иные обстоятельства. И я могу спросить себя: может я попробую это выдержать?»

00:54:49 Я сейчас скажу, ну расскажу о тех реакциях, которые возникают, когда мы не выдерживаем жизнь, когда мы прерываем контакт с жизнью, когда мы её не принимаем. Смотрите: выдерживание приводит к принятию. Тут следующий будет момент: принятие жизни. Принятие жизни означает, что у нас появляется сила, когда мы отвергаем реальность силы уходят. Замечали ли вы, один человек мне рассказывал, он говорит: «Я в своей жизни… у меня есть, - говорит, - потребность быть в отношениях, но я все больше и больше, - говорит - стараюсь сторониться от отношений. И вроде мне от этого становится спокойно, но в силу своих, так сказать прошлых впечатлений, но я становлюсь все менее и менее счастливым, как будто контакт с жизнью прерывается».

00:55:41 Итак, выдерживание, способность мочь, дает контакт с жизнью, дает силу. Что такое… что происходит, когда мы не выдерживаем жизнь? Тут возникают некоторые реакции, их называют копинговые реакции, это означает «прерывающие», да, препятствующие жизни. Первая реакция такая на не выдерживание жизни называется бегство. Бегство. Вы можете сами привести пример, часто бегство – это что такое? 00:56:16 Развод. Бегство – это увольнение с работы, потому что что-то там не так. Уйти от детей, или что-то иное. Итак, первая реакция на не выдерживание жизни называется бегство. Бегство – это наиболее ресурсосберегающий такой фактор, то есть если мало сил, если мало ресурсов, то бегство выглядит как наиболее приемлемая, подходящая стратегия в этой ситуации. Правда? Потому что слишком сложная задача. Может быть, она и кажется, что слишком сложная, но субъективно это именно так воспринимается мной. И тогда я как бы от нее убегаю. Ну, когда возникает, когда есть трудный какой-то эпизод.

00:57:02 Следующий момент не выдерживание жизни называется агрессия. Агрессия – это тоже реакция на сопротивление жизни, я не хочу принять жизнь. Я чувствую сопротивление, и тогда возникает агрессия в различных формах. Есть разные, ну есть, как бы можно сказать о психологическом таком положительном аспекте агрессии, то, что он позволяет опять также сохраниться, отреагировать. Но агрессия, она может также и разрушать все, правда? Здесь если есть и негативный также аспект, она разрушает нашу психику, она разрушает отношения, она может разрушать психику другого человека. Она связана с разрушением, и агрессия, она проявляется в разных таких формах: ненависть – такое типичное отвержение жизни несовместимое с ней. Ярость, гнев, раздражение, цинизм.

00:57:58 Цинизм – это тоже форма прерывания жизни, это тоже реакция на нашу бессмыслицу, это тоже… снова и снова, когда мы чувствуем, что мы становимся циничными, нам нужно спросить: «А что сейчас со мной происходит? Не прервал ли я контакт с жизнью? Способен ли я принять это тоже как важный аспект жизни то, что сейчас происходит со мной?» Цинизм, и есть такое сарказм. Сарказм – это тоже форма агрессии, это когда нам хочется посмеяться над другими людьми, и это посмеяться, оно разрушает другого человека. Знаете: есть люди, которые делают это своей профессией. Есть профессиональные такие люди, которые читают какие-то монологи, выступают, и они смеются над человеческими недостатками, но это очень тонкая грань. Когда мы чуть-чуть перегибаем, то, если это разрушает нас, тогда такого человека отвергают, да. То есть здесь есть очень, ну они на самом деле, они в таком очень сложном положении находятся. Итак, есть люди, которые являются профессионалами в этой сфере, но они изобличают человеческие недостатки, это непростая тема. И не каждый человек может себя в такой роли найти. Но, так или иначе, сарказм, вот это желание посмеяться над другим, ну типа того, ну знаете, ну типа того: «Да, конечно, они наверно думают, что на все эти лекции можно успеть». Это шутка. – «Сарказм». Это тоже сарказм. Ну, иначе, так или иначе, руководители там, мы можем так шутить над руководителем: «Он думает, что я смогу справиться со всем этим». То есть вот эта саркастичность, и здесь мы также тут же можем видеть, что есть вот эта агрессивная реакция тонкая агрессивная реакция, вот.

00:59:45 Вандализм – это грубая такая форма проявления агрессии, тоже реакция на бессмыслицу, знаете: как это ведут себя подростки часто. Они делают какие-то вещи, такие разрушительные, в силу просто бессмыслицы, в силу отсутствия смыслов и в силу того, что не справляемся с жизнью зачастую. Вот это формы такой агрессии. Следующий вид такого прерывания отношений с жизнью: это такие активизмы, парадоксальные движения, на физическом плане это проявляется как человек, например, бегает из угла в угол, или трясет постоянно ногой, или что-то иное. Или это может проявляться на внешнем плане, как какая-то такая активность нездоровая, когда бывает такой сложный период, когда человек, чтобы не чувствовать какое-то болезненное переживание, он как бы за это переживание за… как бы за деятельностью прячет. Понимаете? Когда нет открытости жизни. Как для вас эта тема вообще? Я чувствую, такое какое-то напряжение есть, или это моё напряжение? Мое напряжение. Спасибо вам. Вот надо проговаривать эти вещи, потому что тогда сразу реально становится. Полезна ли эта тема?

01:01:01 – «Конечно». Итак, есть вот этот момент: могу и не могу. Теперь послушайте: очень важно, что ещё важно здесь сказать. Когда мы чувствуем, что мы что-то не можем, есть вот это чувство: не мочь, тогда нам нужно найти обхождение со своим не мочь. Понимаете? То есть, например, моя задача сейчас такое, но я этой задачей справиться не могу, тогда важно обрести обхождение: а как мне справиться со своим не мочь? Не заниматься самобичеванием, не разрушать себя постоянными вот этими думами. И как в итоге, если я и с этим не справляюсь, я чувствую, что вторичный процесс меня так захватывает. Я, например, что-то не смог в своей жизни выдержать, я чувствую вину, подавленность, какую-то, чувство, что я плохой или ещё что-то, и от этого сил становится ещё меньше, то мне все равно. Я ещё раз отступаю, и думаю: «Как с этим мне обойтись?» Но в итоге на всех этих этапах я должен найти своё Я. Для того, чтобы все-таки, что сделать? Смочь. Смочь.

01:02:16 Итак, нам в жизни приходится иметь дело с непростыми обстоятельствами. Матери нужно вставать ночью, когда ребенок плачет. Хотя может она уже две или три ночи не спит. И ей нужно встать, и если ребенок плачет, и она тоже начинает на него кричать, ребенок плачет ещё больше, потому что он реагирует на её раздражение, потому что материальная природа говорит: «Вот твоя задача, здесь ты можешь избавиться от эгоизма». Когда ребенок появляется на свет. Это надежда Бога, что мы перестанем быть эгоистами и все-таки что-то сделаем для него. И здесь нужно найти в себе это мочь. Потому что он успокоится тогда, когда она, несмотря на его раздражение, ребенка, потому что для него это естественно, он сейчас находится в сложном переживании, он маленький еще, позади вот эта недавняя травма рождения, ему нужно дать свою грудь и приложить свою любовь, и успокоить. И на это нужно найти в себе, что? Силу. Для этого мне нужно найти своё Я и мне нужно быть в контакте со смыслами: что то, что я делаю – это очень важно сейчас для меня. И то, что я делаю – это предназначено мне. И то, что я делаю, я могу предложить Богу, и, в конце концов, я могу обратиться к нему с молитвой. Пожалуйста, помоги мне укрепиться здесь, пожалуйста, помоги мне сделать что-то, чтобы я могла, моя жизнь могла приносить тебе удовольствие.

01:03:44 Итак, это первый момент. Первый момент означает мочь. И если мы можем выдерживать жизнь, то, как следствие этого мы можем принимать жизнь: принятие второй момент. Принятие означает согласие с жизнью, венчание с жизнью, венчание со своей судьбой в её позитивных, и может быть, в нелегких моментах, когда мы говорим: «Я принимаю тебя, потому что я понимаю, что всё, что пришло ко мне – это все пришло… это правильно, и в этом проявление заботы обо мне свыше». И тогда в нашей жизни появляются новые пути, маршруты, потому что то, что делает гордыня, или то, что делает наша вот эта изоляция от жизни, она как бы погружает нас в такой некий сарфокак, сарфокак, сарфакаг…. – «Саркофаг». Понятно все. Она нас изолирует, и тогда мы не можем принять её ресурсы, в состоянии не мочь – жизнь кажется, никаких больше вариантов, все кажется очень темным и так далее. Но когда мы можем, выдерживаем, второе: принимаем жизнь, мы открываемся ей и говорим: «Вот он я весь твой».

01:05:16 Это не означает пассивную позицию, что мы принимаем и принимаем, что воля, что не воля, мне все равно, делайте что хотите, нет. Мы принимаем активную позицию, это требует наших усилий, это подобно тренировке внутреннего мускула, подобно тому, как человек накачивает мускулы. В определённых ситуациях проявляя мочь, проявляя терпение, проявляя сострадание, проявляя любовь, он становится более сильным. И как результат этого, и говоря жизни: «Да», при этом он чувствует, что силы становится больше и в результате у него появляются решения, которых раньше не было. Знаете, откуда решения приходят? Решения приходят изнутри, из сердца, потому что природа мудрости, это на самом деле присущая нам. Мудрость – это то, что является частью нашей, собственно говоря, природы духовной.

01:06:12 Как тот же Франкл, рассказывал: «В какой-то момент, - он говорит, - один товарищ меня стал подбивать на побег». Вот эта его способность выдерживать жизнь и принимать её, она привела к тому, что он, он выживал в самых сложных ситуациях, не потому что он был сильный, или что-то, у него ну пространство духа, оно как-то формировать стало вокруг него определённые условия. И он говорит: «У меня появилось чувство, когда я принял эту ситуацию, как свою собственную, не отвергая её, у меня стало появляться внутреннее чутье, интуиция, как поступить наиболее правильным образом. Если конвоир говорил: «Если среди прочих, среди заключенных врачи? » Я выходил, и мне хотелось, знаете, так выйти, сказать, что я такой, такой-то врач, я потом думал, а вообще, а зачем нас вызывают? Может нас сейчас уведут куда-нибудь, или может быть нужен невропатолог или кардиолог. А я психиатр и так далее.

01:07:07 Поэтому я выходил и брал рот себе на замок, хотя мне хотелось что-то рассказать там, то се, как бы выслужиться, я каждый раз молчал. И потом, и я ждал: какое сейчас послание жизни, что требуют, что будет сейчас разворачиваться. И я как бы начинал чувствовать внутреннее руководство, что судьба, жизнь, она благосклонна ко мне и меня ведет какая-то любящая сила, которая заботится обо мне». «В какой-то момент, я, - говорит, - решился со своим товарищем на побег, он меня на это подбил, мы готовились к этому побегу, русские войска подходили уже близко к этому концлагерю». «И он меня, - говорит, - убедил, что до линии фронта осталось 50 километров, и мы убежим, потому что может быть, неизвестно как сложатся обстоятельства, как поведут себя немцы, если русские уже совсем будут близко, неизвестно, как они себя поведут». «И я, - говорит, - почувствовал беспокойство в сердце. Но, тем не менее, под его давлением, он меня так убедил, я согласился. Но моё беспокойство усиливалось по мере того, как мы готовились к побегу. И в какой-то из дней, когда уже все было готово, и мы должны были убежать, я пришел к нему с сильным напряжением внутри, и я ему сказал: «Я не побегу, я остаюсь здесь». «Он меня ругал, это была проверка, - говорит, внутренней такой, как бы я попал к нему в какой-то, в некоторой степени в зависимость, но я почувствовал, что мне не стоит бежать».

01:08:31 И он меня ругал, сказал, что я предатель, и что я его подвел. Потом выяснилось, что убегать не надо было. Это было, это было бы все, это был бы конец». «И я, - говорит, - начал чувствовать, что какая-то сила ведет меня в жизни. Я начал чувствовать связь эту со своей глубинной духовной природой». И она начинала давать ему какие-то правильные вещи. Когда он вот, что такое да, переживание смысла, к чему оно приводит, к чему приводит контакт с собой, человек начинает чувствовать, что вот это самое лучшее в этот момент. Помните: я в первый день говорил: «В болоте надо сделать правильный шаг». Потому что любой другой шаг будет неправильным, вот есть один шаг правильный, вот я ступаю на твердую почву, хотя и тут вода, и тут вода. Но откуда это берется, это берется изнутри, из сердца, мы сейчас не говорим о важности принятия духовного учителя, об изучении священных трактатов и так далее. Это все важно. Мы говорим о другом аспекте, мы говорим об аспекте внутреннего переживания жизни, вы понимаете? Такой очень скромный аспект. Итак, первое – это способность выдерживать жизнь, способность принимать жизнь и так далее. Я хочу показать вам один ролик, один сюжет. Итак, за этой, за этим давлением жизни, за этим давлением нашей судьбы существует её любовь, в конце концов, любовь того, кто управляет этим миром, никого не наказывает, всех любит и с незапамятных времен исполняет желание каждого.

01:10:16 – А можно Олег, Геннадьевич…?
– Да, я отвернусь сейчас, да. Посмотрите, пожалуйста, какой сюжет.
(Видео. Звуки из него без слов. Жужжание.)

01:13:18 Как вам этот сюжет?
– Классно. [из зала не слышно]
– Я не знаю. Но у меня он называется «Муха» в компьютере. Знаете, я сейчас подумал сказать следующее: на первый взгляд кажется, что эта способность мочь – это мужской какой-то здесь, мужская энергетика. Может быть это связано с тем, что ведущий семинара мужчина. Но на самом деле здесь речь идет о женской энергии большей частью. Женская энергия – это энергия доверия и открытости. Понимаете, то есть здесь есть усилия, и тут может быть, и должен быть мужской принцип. Но мужской принцип скорее в том, чтобы принять, чтобы довериться, потому что это страшно. Потому что за много-много жизней мы привыкли чувствовать себя изолированными от Бога и от других людей, и в этом состоянии изоляции мы находимся, мы с одной стороны несчастливы, а с другой стороны нам как бы спокойно в этой скорлупе, нося эти разные маски, полагаясь в этом исключительно только на себя. Здесь мы говорим, что тоже очень важна наша Я-позиция, но эта Я-позиция, она открытая жизни.

01:14:37 То есть способность мочь, это означает сказать жизни: «Да», а не уйти от неё, для этого нужно пойти ей навстречу. И принятие жизни, это означает принять все целиком. Очень часто, когда мы не принимаем жизнь, мы не принимаем и себя. Вы можете сейчас сделать такой небольшой эксперимент. Хотя времени на это у нас особо нет, но так или иначе, вы можете взять любой какой-то симптом в жизни, который вас сопровождает и который, какая-то ситуация может быть, или какое-то чувство проблемное, которое в жизни с вами живет, но в течение жизни вас сопровождает, и можете подумать о том, что это чувство, оно появилось в какой-то момент, правда? Ну, вот какое-то, может кто-то из вас давно занимается личностным развитием, уже хорошо знает себя, может быть это связано с каким-то контекстом отношений в этом мире, например, в семье, или где-то в работе. Это может быть чувство неуверенности, обиды, разочарования, страха.

01:15:59 Кстати, интересно, что страхи, они являются ну как бы результатом не мочь, когда копинговые вот эти реакции: агрессия, все вот эти вот, ну то, что о чем мы говорили: бегство, когда они в течение… жизнь за жизнь нас сопровождают, это превращается в клиническую проблему, да? В этой жизни это может произойти, то есть иными словами, если у человека нет опоры в жизни, мочь означает иметь опору в жизни, это означает иметь фундамент под ногами. Нам нужно эту способность в себе взращивать, это означает с одной стороны доверие жизни, с другой стороны некоторые усилия. И когда мы говорим о принятии жизни, мы говорим о принятии всего целиком, и в действительности, если говорить о нашей этой ситуации, сегодняшней ситуации, то вся наша… все наши симптомы и все наши сложности в каком-то смысле, они приходят из прошлого.

01:17:01 И есть некоторые подходы в современной психологии, например, есть системный подход, когда на человека смотрят, как на продукт определённых социальных взаимоотношений. Скажем, у нас есть трудности какие-то, психологические трудности и ситуации, и причины этих трудностей находятся в отношениях с родителями, в каких-то очень далеких посланиях, очень… ну далеких по времени, которые мы получили от родителей. Потому что человек формируется, в некоторых направлениях психологии говорится: к полутора годам, кто-то говорит до 6 лет, полностью формируется его психодинамическая структура. И потом в течение жизни человек просто проживает ее. Это означает, что симптомы, они вытекают из родительской семьи, а родительская семья, система, она связана с более широким контекстом всей родовой системы. Итак, можно продолжать дальше. Да? То есть здесь можно говорить о том, что это уходит далеко и системный подход означает, что были какие-то процессы, они могут быть связаны.

01:18:38 Может кто-нибудь постоять здесь со мной, я хочу показать, может быть что-то, пожалуйста. Я буду приглашать, можете просто постоять, ничего не требуется, скажем, вот эта девушка, и может быть мужчина, кто-то из мужчин. Вот можете стать друг напротив друга, и они взаимодействуют, они взрослые люди, но у них что-то происходит в отношениях, ещё мужчина и женщина, и женщина тоже, пожалуйста, выходите. Я сейчас немножко, мы фактически сейчас разбираем о том, что есть это влияние бессознательного. Поднимайтесь, да, да.

01:19:26 Мы говорим о том, что есть… как формируется наша зависимость в том числе, это определённый подход, один из подходов. Да, да. Можно здесь встать, вот вам тут и вам тоже здесь. Вот так. Итак, она смотрит на него и даже если ей 16 или17, ли 18 лет, или 19 лет, у нее всё равно есть уже некое внутреннее представление о том, кто такой мужчина, как с ним обходиться, хотя она может не имеет рационального объяснения, хотя какой-то человек ей нравится, например, как она смотрит на него, то в какой-то момент встречает его, и она ему говорит: «Да». Что-то в её сердце говорит ему: «Да». И она не знает, почему она говорит ему: «Да». Но на самом деле, он так похож на… ну как бы на какой-то внутренний образ, который ей нравится. Она когда-то давно, её мама, она смотрела мексиканский сериал, и там был очень привлекательный герой, который чем-то похож на него, и когда она смотрела этот сериал, она так немножко вздыхала, когда она возле мамы играла там, на корточках возле нее сидела, она видела этот мексиканский сериал, она так тихонько так, (вздыхает) и мама в этот момент выглядела очень счастливой. И девочка смотрела на экран, смотрела на маму, этот образ как-то запечатлелся в её сознании. Но мама была не очень счастлива с папой, потому что папа, у него были какие-то привычки вредные, которые маме не нравились.

01:21:07 И папа, он любил свою дочку, но он большей частью проявлял свои чувства, тогда, когда он приходил домой после, ну как бы сказать, ну посиделок с друзьями. И тогда он очень её любил, давал ей любовь свою, приглашал её, но он, может быть, не был таким любящим, когда он был трезвый, он был очень закрытый. И в её отношениях с ним было такое, что она как бы и хотела ему пойти навстречу, и в тоже время ей было очень сложно, вот: «Я и люблю папу, и вот что-то нас все время разделяет. Пап, почему, ты все время, когда ты только пьяный, ты меня обнимаешь, на колени к себе сажаешь, а когда трезвый от тебя слова не добьешься?» И папа разводил руками, он не знал, как на это среагировать, как на это ответить. Кто-нибудь из женщин еще. Ну, и на самом деле когда-то папа, он может быть давным-давно, он тоже потерял маму, или его мама была очень занята, у нее было много детей и это было сложное время, когда нужно было выживать, ей приходилось работать. И она вырастила его одна. И конечно он ожидал, что он получит любовь и поддержку со стороны его супруги. Но этого не произошло, и он так грустил. И когда он грустил, ей тоже было грустно, и она тоже выглядит не очень счастливой. И потом, когда она встречает его, конечно же, у нее есть много ожиданий, что он должен восполнить в её сердце эту грусть какую-то, которую она в своем сердце несет. И поначалу их отношения были очень яркими, и у них было очень много глубоких переживаний. Но потом почему-то вот эта реальность, вот этого образа стала растворяться и что-то стало происходить иначе, понимаете? Это системный подход.

01:23:02 И таким образом, человек рассматривается в системном подходе, как продукт взаимодействия с родом. И это интересная и большая тема. Спасибо большое, поаплодируйте нашим участникам. Это интересная и большая тема, тема принятия жизни. Потому что мы можем её рассматривать абстрактно, но конечно, мне бы хотелось послушать вас, как у вас с этой способностью мочь. Как вы обходитесь с агрессией, когда вы её чувствуете? Или как вы обходитесь с агрессией в той или иной форме, которой мы писали, когда она направляется на вас? Как вы находите с этим обхождение, насколько ваша способность быть и жить она проявлена? Как вы можете здесь её, ну как бы вырабатывать в себе. Это большая интересная тема, и на неё стоит уделить внимание, но сейчас мы рассматриваем эту тему: мочь, жить и принимать, может быть в таком очень небольшом контексте, это контекст наших отношений с родителями, и это тоже очень важная тема. Потому что очень часто те претензии, которые мы в жизни испытываем, несем, они связаны с отсутствием, как нам кажется, может быть значимых вещей в нашей жизни, которые должны были быть даны нам, но они не даны.

01:24:30 А иногда родительская система является такой некой ловушкой, в которой мы остаемся, потому что там было так хорошо, и нам так было жалко оставлять родителей, или, может быть, даже жалко было выходить, но мы конечно хотим замуж или жениться, но чувствуем, что мы как будто предаем тогда своих родителей, когда мы кого-то начинаем любить. И это тоже может быть какой-то такой… камнем преткновения. То есть здесь речь идет о том, что наше бессознательное, или наша зависимость, она связана с нашим прошлым, это определённый подход, он единственный.

01:25:05 Но, так или иначе, здесь можно говорить о некой такой взаимосвязи. Я хочу прочитать вам такую небольшую притчу. Пожалуйста, послушайте ее. Однажды ночью, неважно, во сколько точно, одному самому обыкновенному человеку приснился очень необычный сон о том, как его родители подарили ему несколько монет. И мы не знаем точно, много их было или мало, это были сотни тысяч или десятки, а может их всего была пара. Мы не знаем: были ли они золотые, серебряные, бронзовые или железные, но когда во сне родители передали ему эти монеты, человек внезапно ощутил тепло, разлившееся у него в груди. Его наполнили радость, счастье, неописуемая нежность, благодаря которым он поспал в состоянии блаженства всю оставшуюся ночь. Проснувшись утром, человек ощущал по-прежнему чувство безмятежности и счастья, которые сохранились у него в душе. Радостно он отправился в дом своих родителей, и когда добрался, заглянул им в глаза и сказал: «Этой ночью вы пришли ко мне во сне и вручили несколько монет. И не помню: много их было, или мало. Не помню, из какого они были металла драгоценного или нет, это было совершенно неважно. Главное я чувствую свою наполненность и неописуемую радость. Я специально пришел сказать: спасибо. Этого достаточно, вы дали мне монет ровно столько, сколько нужно, не столько, сколько я заслуживаю. Я их принимаю с радостью, так как их мне вручили вы. И с помощью... и с их помощью я в состоянии идти своей дорогой». Услышав эти слова родители, как обычно происходит со всеми родителями, благодаря признанию детей, почувствовали себя сильными, великими, ещё более добрыми и щедрыми, в душе они ощутили, что смогут давать своему уже взрослому ребенку ещё больше. Ведь способность принимать всегда увеличивает желание отдавать. Интересно, способность принимать всегда увеличивает желание отдавать.

01:27:01 То есть, когда мы благосклонно относимся к жизни, когда мы её принимаем, у жизни… мы даем жизни шанс позаботиться о нас, в большей степени. И они ответили: «Ты хороший сын, оставь себе эти монеты, они принадлежат тебе, ты можешь их потратить, как захочешь, их не нужно нам возвращать. Они часть твоего наследства, исключительного и только твоего, они для тебя». С того момента сын почувствовал себя во всём величии и полноте, стал воспринимать себя целостным, состоятельным, и смог оставить дом своих родителей, он постепенно удалился от дома, его поступь становилась все тверже и увереннее с каждым шагом, он расправил плечи. Перед глазами стала вырисовываться очень четко дорога и многообещающие горизонты, ступая по дороге жизни, он встречался с разными людьми. Кто-то сопровождал его в отдельные периоды, иногда долгие, порой мимолетные, некоторые прошли с ним плечо к плечу всю жизнь. Это были его партнеры, и друзья, коллеги, супруга, соседи, сотрудники и даже соперники, недоброжелатели. Конечно, не все в его жизни было гладко и легко, но в целом его жизненный путь сложился безмятежно, счастливо, в согласии души с его жизненной природой.

01:28:07 Несмотря на то, что он не испытал… не избежал сложностей, которые преподносит жизнь, он чувствовал все события частью своего жизненного пути. И время от времени, когда он обращал свой взгляд назад в прошлое на родителей, он вспоминал с благодарностью, полученные от них монеты. И когда он окидывал взглядом течение жизни, смотрел на своих детей, вспоминал все, чего удалось достичь в личном отношении, в профессии, и в обществе, в духовном развитии, в семье, всегда рядом возникал образ родителей, он давал себе отчет в том, что это стало возможным только благодаря полученному от них наследию. Каждый со своим успехом и достижением, он … каждый раз, с каждым своим успехом и достижением в очередной раз выказывал им почтение. И он любил повторять: «Нет лучшего одобрения, нежели знать свои корни». И грудь его наполнялась все тем же всеобъемлющим чувством, которое захватило той ночью, когда ему приснилось, что он получил монеты. Это одна история.

01:14:37 Но вот другая. Другой ночью: неважно, когда и во сколько это было точно, другому самому обыкновенному человеку приснился также необычный сон, который рано или поздно всем нам снился. Ему приснились родители, которые вручили ему несколько монет. И в этом случае мы не знаем точно, монет было много или мало, были их тысячи, сотни или десятки, а может быть их была всего пара. Мы не знаем, были ли эти монеты золотые, серебряные, бронзовые или обычные железные. Но увидев во сне, как он получал монеты от родителей, человек почувствовал легкое стеснение и беспокойство, затем его наполнило чувство мрачной тревоги, которая острой болью отозвалась в груди, и всю оставшуюся ночь он ворочался и крутился в беспокойном сне. Проснувшись все ещё в возбуждении, он ощутил недовольство, порожденное смесью злобы и досадой, но в тоже время были в нём выражения … в тоже время обиды и претензии. И на его лице застыло выражение недовольства и страдания.

01:29:50 В порыве гнева, хотя и с толикой чувства стыда, он направился к дому своих родителей, добравшись, посмотрев на них криво, он сказал: «Этой ночью вы пришли ко мне во сне и вручили несколько монет. Я не помню, много их было или мало, не помню: из какого они были металла, драгоценного или нет, это было совершенно неважно. Потому что я чувствую себя опустошенным, пострадавшим, уязвленным. Я специально пришел сказать, что ваши монеты нехороши и недостаточны. Это совсем не те монеты, которые мне нужны, которых я заслуживаю, которые мне положены. Я их не хочу и не возьму, несмотря на то, что вы вручили их мне, с их помощью мой жизненный путь будет слишком тяжелым, печальным, и с ними я далеко не уйду. Обойдусь я без ваших монет». Его родители, как обычно происходит со всеми родителями, при отсутствии признания детей начали страдать, и как бы съежились, как будто стали меньше. Они слабые, расстроенные ушли обратно в дом, с грустью, горечью они осознали, что теперь им больше нечего, они могут дать своему ребенку. Перед лицом сложностей брать и принимать, само стремление, порыв давать слабеет и иссякает. Они замолчали в надежде, что мудрость, которой награждает жизнь с ходом времени, возможно, позволит их сыну вернуться с неверного пути. Любопытно, что же было потом.

01:30:56 После того, как он произнес эти слова перед родителями, сын почувствовал огромный прилив сил, он стал сильным, более, чем когда-либо раньше, речь идет о силе особого характера: силе ярости, упрямства, силе богатырской мощи, которая возникает в противодействии другим людям и их поступкам. Эта не сила естественного происхождения, похожая на ту, которая возникает при согласии с поступками других, и находится в созвучии со всем естеством жизни. Но, тем не менее, этот импульс обладал страстью и большой энергией, такая сила формирует весь пейзаж человеческого страдания, и мы пытаемся опереться на неё в те моменты, в которые нас переполняет злость, или чрезмерный стыд, чтобы не принимать реальность такой, какая она есть. И наших родителей такими, какие они есть на самом деле. Эта ложная сила нас противопоставляет естественному ходу событий и подпитывает в нас обиду на других людей, создает иллюзию восприятия себя как жертвы всех жизненных коллизий. И со временем этот человек поймет, что никакое страдание не было справедливым, никакая оппозиция, выставленная в порыве душевных сил, не была заслужена и что единственный смысл страданий - не сама боль, а желание заставить других страдать.

01:31:58 И так как настоящая глубокая боль пробуждает искреннее сочувствие, но в этот момент человек оставил отчий дом со словам, обращенными к самому себе: «Больше никогда». Он почувствовал себя богатырем, но в глубине души был опустошенным и крайне нуждающимся, несмотря на своё желание, он не смог обрести покой. У него развилась особая восприимчивость. Встречая каждый раз нового человека, он бессознательно возлагал на него огромные надежды и мысленно вопрошал: «Может быть, у этого человека есть те монеты, которых я заслуживаю, в которых нуждаюсь, которые мне полагаются. Те монеты, которых я не взял у родителей, ведь они не знали, как тратить их правильно, надлежащим образом. Может у него есть то, что я заслуживаю?»

01:32:35 В некоторых случаях ответ был положительным, все развивалось потрясающе, когда он влюбился, все вокруг стало прекрасным. Не отдавая себе отчета, он решил, тот другой человек, обладающий непринятым родительским наследством, и в один прекрасный день вручит ему это. Тем не менее, не смотря на появившуюся вначале пьянящую надежду, получить монеты, возникшая влюбленность прошла, уступив место отношениям, просуществовавшим, сколько им положено. Внезапно человек обнаружил, что у другого не было того, что ему не хватало. Другими словами у него не было, и не хватало непринятых родительских монет. «Какая досада», - заявил и начал громко сетовать на невезучесть и винить в ней свою судьбу. Человек почувствовал себя разочарованным, повергнутым в эмоциональную муку до того, что рухнули все его надежды. Далее он встречал, у него появились дети, он возлагал на них особые надежды, он возлагал особые надежды на разных людей, пока, в конце концов, он не понял, что все что ему нужно делать, нужно принять там, где ему это и дается.

01:33:30 И когда он вернулся к своим родителям, то он попросил у них, он извинился перед ними, попросил у них монеты и сказал им о своих благодарных… слова благодарности. И в его жизни все пошло хорошо. Иными словами в этой теме принятия мы не можем обойти тему согласия и с внешними проявлениями жизни, которые имеют конкретные формы. Это наша семья, это наши близкие. И здесь тоже эта тема требует какого-то нашего персонального обхождения. И нашего внимания.

01:34:05 Итак, тема отношений с родителями, это тоже очень важная тема в этой способности принимать жизнь и мочь. И тема обхождения с нашими близкими людьми. Почему? Потому что именно в отношениях с близкими людьми мы получаем больше всего уроков. Нам как бы кажется, что здесь, мы должны все получить, но то, что для нас важно, и мы расслабляемся и проявляем свои самые, ну… то есть бессознательного больше всего в этих отношениях, больше всего ожиданий и претензий. И на самом деле, то, что здесь важно понять, то, что мы должны принять. Здесь речь идет о метафоре этих монет. То, что мы должны принять все целиком, так как оно есть, со всем различными проявлениями, может быть какими-то неприятными моментами, которые происходили в этой сфере. Но когда мы это принимаем, то мы обретаем ещё одну важную… ну такой важный ресурс, который помогает нам идти в жизни.

01:35:16 Как эта тема для вас? - Важная, очень важная. [из зала не слышно] Конечно, мне бы хотелось её обсуждать, времени мало и фактически мы все время проводим в теории. Но, так или иначе, я сейчас скажу, в независимости от того, что происходило, были ли наши родители вместе или они расстались или что-то иное, но нам важно создать определённую реальность внутри себя и сказать ей: «Да».
– Создать или увидеть?
– Создать и увидеть. Создать и увидеть. Вне зависимости от того, что происходило там, мы должны понять, что чаще все наши недомогания… как я уже говорил все наши недомогания, какие-то сложности внутренние, они связаны не с тем, что нас недостаточно любят, или недостаточно обнимают. Да, это приятно, когда обнимают нас, но более важно даже, когда мы обнимаем других. Когда мы обнимаем других в своем сердце, даем им свою любовь, тогда мы чувствуем себя исцеленными, вот эта исцеляющая сила, она ну как бы приходит. Иными словами нам важно полюбить своих родителей. Нужно иметь такие картины, где мы с ними, может мы маленькие, это всегда полезно. Можно сделать звук.

01:35:54 Звучит песня.
Подо мною плыли моря и горы,
Я летел к тебе, словно телеграмма.
Ты откроешь дверь, я из коридора
Прошепчу тебе: «С днем рождения Мама».
Ты откроешь дверь, я из коридора
Прошепчу тебе: «С днем рождения Мама».
– Я много раз слышал на разных семинарах, что люди иногда жалуются на своих родителей, и когда мы просим поднять руку, кто считает, что они могли дать больше, то многие поднимают руки. Но когда мы задаем вопрос: «А кто, чувствует, что для своих детей, в каждом этапе своей жизни отдавал самое лучшее, что он не мог дать больше?» Тоже все поднимают руки.

01:38:02 То есть я действительно старался, я всегда старался любить своего сына так, как мог. Может быть, он скажет, что у него плохой отец. Как я могу сказать про своего отца. Может быть, мы можем сказать что-то про мать, что может быть, мама не была справедлива ко мне.
(На заднем фоне играет песня дальше, параллельно с речью лектора).
На чужом балу я скучал по дому,
Был не весел бал, некрасивы дамы.
Я совсем забыл, я случайно вспомнил:
Первое число - день рождения Мамы.
Я совсем забыл, я случайно вспомни:
первое число - день рождения Мамы.
– Но если мы представим всю ситуацию, в которой она находилась, всю ту ситуацию, в которой она выросла, то она действительно отдала лучшее, что она могла.
У тебя уже подрастают внуки,
Жизнь трудна, как боль и проста как гамма.
Ты прости за боль, ты прости за муки,
Я тебя люблю, дорогая Мама.
Ты прости за боль, ты прости за муки,
Я тебя люблю, дорогая Мама.
Как дитя привязан к тебе, родная.
Твой счастливый смех все нужней с годами.
Что тебе дарить до сих пор не знаю,
Я несу цветы в день рождения Маме.
Что тебе дарить до сих пор не знаю,
Я несу цветы в день рождения Маме.

01:40:04 – Можно иметь такие фотографии, они будут создавать благоприятный образ, это может быть техническим приемом, а может быть проявлением нашей любви. Это то, что поможет нам по-настоящему открыть сердце. Например, образ матери, ведь отец и мать – это те, кто являются представителями Бога для нас, и через них любовь Бога проявилась в нашей жизни. Даже если… Бог заботился о нас, даже если родители не выполняли, может быть, своих обязанностей, от того, что они были вовлечены в свои какие-то психодинамические процессы, но какие-то были люди, которые всё равно давали нам заботу. Но мы должны всегда помнить, что они сделали всё, что могли. И это чувство любви оно может быть открыто, оно может… должно струиться к ним.
(На фоне песни Светланы Лазаревой мама, звучит голос лектора.)
Там далеко-далеко в тихом городе,
Посреди земли одна в темной комнате
О спасении моем Богу молится
Полуночная моя богомолица.
Об одном она молит: "Храни Господи"
И всю ночь в окне горят свечи восковы,
Чтобы веру и любовь потерявшая,
Свет нашла душа моя заплутавшая.
Мама, мама ты одна не придашь и не разлюбишь
В мире этом, и другом ты всегда со мною будешь.
Я к одной тебе иду в сердце раненая,
Мама, мама ты моя стена каменная.
Мама, мама ты моя стена каменная.
Ночь черна, не ведом путь, тьма бездонная,
И пророчат беды мне силы темные,
Но во тьме хранят меня две бессонницы:
Глаза мамы, да ещё Богородицы.
Говорят, что никогда не любила я,
Знаешь только ты одна моя милая.
Сколько раз судьбой без жалости битая
Выживала я твоими молитвами.
Мама, мама ты одна не придашь и не разлюбишь
В мире этом, и другом ты всегда со мною будешь.
Я к одной тебе иду в сердце раненая,
Мама, мама ты моя стена каменная.
Мама, мама ты моя стена каменная.

01:41:21 Итак, эта тема, она требует какого-то обхождения также, тема взаимоотношений между матерью и отцом. И тогда у нас появляется возможность передавать своим детям, когда мы можем принять все целиком, сказать жизни: «Да», во всех её проявления, тогда мы можем передать своим детям. Я много видел что те люди, которые говорили, и слышал, которые говорили: «Я никогда не стану таким, как мой отец, или такой, как моя мать», они в точности копировали их судьбу. Принятие делает нас свободными. Обиды и претензии, они делают нас обусловленными и зависимыми.
Итак, когда мы принимаем мать, то мы можем чувствовать, что у нас появляется больше мягкости, больше способности проявлять чувства, об этом мы поговорим завтра.

01:42:49 (Звучит песня Шифутинского «Отец».)
Я рос в тени твоих побед,
С любым вопросом шёл к тебе
И видел мир через твои глаза, отец!
По тропам мудрости с тобой
Я шёл, и силой голос твой
Меня по телефону заряжал.
Припев:
Отец, редко видимся мы с тобою,
Отец, чтоб спросить тебя: "Как дела?"
Дела не ждут!
Отец, я хочу быть тебя достоин:
По дороге твоей через жизнь
Я иду...
Ты научил прощать людей,
Быть верным другом и в беде,
Но, если надо, в жмурки не играть, отец!
И я так счастлив замечать
Твои привычки у себя!
Мне это стало лучшей из наград...
Припев:
Отец, редко видимся мы с тобою,
Отец, чтоб спросить тебя: "Как дела?"
Дела не ждут!
Отец, я хочу быть тебя достоин:
По дороге твоей через жизнь
Я иду...
– А когда мы принимаем отца, у нас появляется способность реализовать себя в социуме. В нас появляется сила, чувство уверенности. Я похоронил своего отца два месяца назад, 7 марта он ушел, и мои отношения с ним сейчас стали гораздо ближе, чем когда он был здесь. Я всю жизнь старался развивать с ним отношения с ним, но как будто бы какая-то стена была между нами, как будто бы он не хотел, и мне казалось, что я совершаю так много усилий, и я уважал его право: не развивать отношения со мной, я понимал, я знал его судьбу. Но, в какой-то момент я понял, что у меня были ожидания, что он ответит на мою любовь. Это делало его несвободным, но я понял это, когда он уже ушел. И когда это произошло, я сумел открыть своё чувство любви к нему, и сейчас я чувствую, как моя любовь к нему идет и я не чувствую разлуки. Я чувствую, что наша духовная встреча, персональная встреча состоялась сейчас, когда мы расстались.

01:45:16 Спасибо, но не торопитесь прощаться со мной, у меня ещё есть честные 10 минут, я хочу предложить вам сейчас всем вместе со мной пройти одну медитацию. Медитацию на принятие, медитацию на согласие, медитацию на открытость.

01:45:41 (Звучит песня Ирины Аллегровой «Улыбка папы». На её фоне лектор говорит слова).
Уходит вечер и гаснет солнце,
Луна большая глядит в оконце.
Вновь до рассвета уснули птицы,
Улыбка папы мне ночью снится.
Мне снится домик на косогоре,
И небо в звёздном своём уборе,
И чьи-то лица в тумане белом,
Мне снится песня, что папа пел мне.
Улыбка папы, улыбка папы,
В его улыбке живая тайна.
В печальном небе звезда искрится,
Улыбка папы мне ночью снится.
В печальном небе звезда искрится,
Улыбка папы мне ночью снится.
– Можно сейчас побыть в тех чувствах, которые есть, мы должны помнить о том, что жить свободной независимой жизнью, это совсем не значит, что быть бесчувственным. Это означает быть открытым. Слава Богу, что у нас есть, у кого учиться, например, Олег Геннадьевич Торсунов очень открытый человек, очень свободный человек, и я у него этому учусь, его свободе, как он говорит свободно, как он свободно чувствует, переживает. Итак, мы сегодня поговорили о способности, базовой способности жить, это означает: любить не смотря или вопреки. У Франкла была такая книга, она называлась «Упрямство духа вопреки». Улыбка папы.

01:47:01 Готовы ли вы поработать практически? Я хотел с вами провести одну медитацию на принятие, на установление мира в душе. Мы сегодня сделаем ещё один шаг в этом направлении. Я прошу вас настроиться на внутреннюю работу. Сесть удобно, прямо, чтобы вам ничего не мешало. Почувствовать ваши стопы, почувствовать стул, на котором вы сидите, почувствовать вашу голову, мышцы лица. Почувствовать ваши руки, сконцентрироваться на процессе дыхания, наблюдая за тем, как происходит вдох и выдох, можете наблюдать за своими чувствами, просто продолжать давать им возможность свободно течь, просто дышать.

01:48:56 Мы с вами являемся частью рода, людьми, получившими свои возможности через наших родителей. Я хочу прочитать вам одну медитацию, которая называется «Прикоснуться к земле». Я веду своё происхождение от отца и матери, моих дедушек и бабушек, и от всех моих предков. Я знаю, что я являюсь продолжением этого древнего рода, прошу вас помогите мне, защитите меня, дайте мне свою энергию, я знаю, что, где бы ни были дети и внуки, и правнуки, и их предки всегда следуют за ними.

01:50:35 Я знаю, что родители любят и поддерживают своих детей, и внуков, хоть они не всегда могут действенно выразить свою любовь в силу пережитых трудностей, я вижу, что мои предки создались, старались создать такой образ жизни, который был бы основан на благодарности, радости, доверии, уважении и любви. Как продолжение моих предков, я опускаюсь ниц перед ними, и позволяю, чтобы их энергия текла через меня. Я говорю им: «Спасибо». И всю ту любовь, которую я получил от них, я буду стараться передать дальше, своим детям, этому миру, который поддерживает нас всех. Я знаю, что мой успех может стать и их успехом, потому что во всех тех возможностях, которые я получил от жизни, есть их участие, их присутствие. И я благодарен им за это. И я могу обратиться к высшей истине, к Абсолюту: «Господи, пожалуйста, помоги им и помоги мне реализовать моё предназначение. Помоги мне понять его и реализовать его в своей жизни. И я могу открыться будущему, смотреть на него с широко открытыми глазами, с чувством благодарности, уважения к своему прошлому. И я могу чувствовать свою целостность и полноту».

01:53:23 Вы можете побыть ещё минуту, другую в этом состоянии. И пусть к вам придут силы, и пусть придут все те возможности, которые так важны для того, чтобы добиваться своих целей в этом мире, решать задачи, которые перед нами ставит жизнь. И мы можем открыть глаза, посмотреть на соседа справа или слева, увидеть его, как спутника своего на этом пути. Можем выразить свои чувства. Может быть, вы увидите рядом лицо, которое не выглядит счастливым, можете дать ему поддержку, обнять его или пожать ему руку. И сказать: «Я понимаю. Я понимаю, что ты идешь непростой дорогой, не все легко, но прими мою поддержку на этом пути. Я верю в твои возможности, верю в твои силы. Я верю, что ты сможешь, у тебя получится». (Аплодисменты)
Спасибо вам, спасибо, спасибо. Что для вас было сегодня важным в самом общем случае в нашей сегодняшней беседе? Как вы сейчас себя чувствуете? Не было ли слишком сегодня, большой нагрузкой для вас наша беседа? Я немножко беспокоюсь за вас. Пожалуйста.

01:56:17 – Здравствуйте, меня зовут Ольга. Вы знаете, я сегодня получила после вашей лекции освобождение. Я поняла, что действие наших родителей и нас, и наших бабушек, они все идут от своих родителей, бабушек, спасибо вам большое.
– Спасибо, вам. Я очень рад. Пожалуйста.
– Меня зовут Оксана, спасибо вам. Значит: когда я сюда приехала, я стояла на пути, и не могла понять, что же творится. Сюда я приехала за какими-то новыми знаниями, и за целью впереди. И на вашем сегодняшнем занятии я поняла, что вот эти у меня… я не могла понять, что со мной творится, в итоге я поняла, что было бегство и агрессия. И благодаря медитации, ну я поняла эту взаимосвязь с родом, и моё неуважение лично к отцу, ну из-за этого, наверное, были все вот эти проблемы. Спасибо, вам.
– Спасибо вам.
– Я поняла.

01:57:47 – Меня зовут Ярослав. Для меня вот эта медитация, она была бесконечно ценная, потому что я не до конца понимал ту роль, которую сыграли мои родители в моей жизни. Сейчас я ощутил такую бесконечную радость, потому что я увидел, что за их спинами стоял не просто род, а сам Бог. С помощью них проявлялся в моей жизни, то есть… и это позволило мне почувствовать, что не только в моих родителях, но и в каждом человеке есть это проявление Бога, да то есть вот эта наполненность теперь присутствует в моем сердце, и я надеюсь, что она там и останется. Спасибо вам.

01:58:41 – Спасибо вам, Дмитрий. И за медитацию я понял такую вещь, что родителей своих и дедушек, и бабушек я давно оправдал и принял, но я их никогда не благодарил. Вот эта благодарность была просто какой-то такой … то есть я это все в себе держал. Ну, да я их принял. Вот благодарность - это просто был поток слез, то есть вышли какие-то эмоции такие-то, и ещё по жизни, ну вот это тот принцип от [Марамы], да, что «вроде у меня все есть, и то, что есть, меня все устраивает». Ну, какое-то глобальное принятие без эмоций. А я сегодня понял, что на самом деле это бессмыслица какая-то. Сегодня вы объяснили мне, что такое иметь смысл. То есть смысл, в конце концов, сейчас для меня я нахожу в том, что неважно, чем ты занимаешься, но заниматься должен на 5 с плюсом, для того, чтобы это можно было предложить Богу. То есть в этом смысл.

01:59:39 – Спасибо.
– Раз такая возможность есть, я хочу с вами поделиться, раз вас так много, крутяцкой новостью, просто, да. Это в течение жизни как бы все шло, все различные трудности, которые мне давались, я всегда их благодарила. Я говорю: я все об этом знала, но я не знала, как всё это называется, я не была подпитана теоретически, так как я родилась в очень… в такой шикарно сложной семье, и у меня был безумный концлагерь вообще. И вообще воспитывалась очень сильно, жестко, страданий было безумно много, много, но я верила, верила и верила, верила и верила, как бы меня ни били, не пинали, и чего только просто не было, очень сложно и долго рассказывать. Вот и та же мама, которая как бы на нас срывалась, она вырастила нас пятерых одна. За что ей всегда просто благодарность, и каждый день просто благодарила её за это. Не смотря на то, что меня там и …говорю: хочешь меня там и за волосы, и всяко, и в лужу, и в грязь, там и лицом, и задом, и передом.

02:00:34 Вот, и даже до сегодняшнего момента я шла по этом пути, делая, делая, делая, делая, я знаю, что это нужно делать так. Я знаю, что это нужно делать так. Постоянно общество, ну футболило, что как это так да? Можно же как все быть и так далее. И маму я принимала, такой как она есть, как бы тяжело бы мне не было, через вот это «не хочу, не могу» и так далее. В пять с половиной лет где-то, да, я как бы попрощалась с папой, потому что ну вот с трех я все помню, абсолютно, вижу его и так далее. И всегда благодарила, что его, что её, несмотря на то, что у меня его нету. У меня были фотографии, и тот момент, когда мама там сжигала их, на всю катушку, я подбежала, я была одним единственным из старших, у меня есть старший брат как бы да, и из девочек все остальные другие девчонки. И этот момент, когда она там, говорю, разорвала фотографии, сжигала на всю катушку. И я кричала: «Нет, не надо». Это же у меня вот последнее, что как бы есть да…и вот эти фотографии, я все время создавала фотоальбомы для себя, всегда его видела, он всегда был со мной. Вот в такой доброй памяти, несмотря на то, что, что там как произошло, я благодарна, благодарна.

02:01:44 Так вот, это к тому, что 26 числа этого года, в июне вот, я на фестивале нахожусь, с утра мне звонит мама, просто дает номер телефона: «Срочно звони туда». Я: «Что такое? Какая-то телекомпания, или что… нашелся отец, нас он нашел, когда мы его давным-давно просто похоронили заочно». Я такая: «Хи-хихи, ха-ха-ха. Да. Ну, блин, ну». Как бы все вот эти трудности, которые я испытывала, моя жизнь, мои уроки, моя мегашкола и великий концлагерь – это для того, для этого момента, просто, я не знала, как себя вести. И смеяться и плакать, думаю: «Господи, что такое всегда. Когда мне весело, я плачу, когда мне грустно, я плачу, одна и также как бы эмоция». Да? Ну что ж это такое? Я набираю этот номер. Было, как бы, трудно связаться, да, вот ну ступенька за ступенькой, моей целеустремленностью я вышла на связь, я сразу же говорю: «Папа, привет, это я». А он говорит: «А я знаю, что это ты Нина». Я ему потом … до этого он как бы со всеми пообщался, он лежит на капельнице, ну, в плохом состоянии, вот уже уходит, и вот решил, как бы нас найти. Не знаю, что там как, это позже будут разбираться, какими сетями всё это получилось, да, но он пообщался со всеми кроме меня, так как я сижу на лекциях, какие-то звонки, звонки, я не могу уйти. Вот я связалась с ним и сразу: «Папа, папа, папа, просто я прошу у тебя прощения». Такие у меня первые слова просто были, да? Сказав, что «ты потерпи хотя бы чуть-чуть до этого момента, чтобы вот мы обнялись друг с другом».

02:03:20 – Вы встретились?
– Да, да, да. Вот, ну как-то так, вам спасибо за то, что выслушали. Это самая шикарная новость, которая на моей жизни случилась.
– Спасибо вам. Спасибо вам. В заключении я хочу рассказать короткую притчу. Это не притча, это реальный факт. Был такой [Раману Джачария], святой в вайшнавской традиции. Однажды к нему пришел один человек, и сказал: «Я хочу, чтобы вы научили меня любить Бога». Он сказал ему: «Очень хорошо, а любишь ли ты кого-нибудь?» Он говорит: «Вы не понимаете, я все оставил, я хочу любить Бога». Он говорит: «Ну, ты любил хотя бы детей, женщину ты любил хоть когда-нибудь?» Он сказал: «Вы не понимаете меня, я оставил все, чтобы любить Бога». Он говорит: «Мне не чему тебя научить, я не смогу, иди и полюби хотя бы кого-нибудь, хотя бы кошку, собаку, потому что я не могу передать тебе этот опыт, если ты никого не любишь». Пусть эта притча будет сегодня окончанием нашей беседы, и завтра мы с этого момента продолжим. Спасибо.

транскрибирование: Люба Мартынюк | 03 June 2015