Целомудрие, терпимость и стыдливость женщины

Харьков - 18 April 2014
Что значит сохранение целомудрия и стыдливости в поведении женщины. О силе и важности женской энергии.
лекция для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:55:32 | качество: mp3 64kB/s 52 Mb | прослушано: 539 | скачано: 873 | избрано: 59
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Нужно убедиться правильно ли мы понимаем вещи. Я хотела бы ещё раз подчеркнуть, что сейчас мы изучаем корни духовной культуры. Мы не говорим о том, как её применять. Надеюсь, что вы не вернётесь домой с неверным пониманием. Чтобы вы не подумали, что отныне каждый брамачарьи должен заботиться о больных женщинах в больнице. Я хотела бы дать вам более глубокое понимание того, что такое культура.

00:01:15 Что же это означает защищать женщину. На сколько же это было замечательно, когда женщин защищали. В обществе царил порядок, когда женщин уважали. Поэтому это такое моё скромное вдохновение. И думаю, это основа попыток навести порядок в ИСККОНе. Для начала мы должны понять, как работает сам принцип, и какая мудрость лежит в основе. Но совершенно другой разговор, как её применять. В каком-то смысле это настоящее испытание – как применять эту культуру.

00:02:47 Но сейчас наша задача состоит в том, чтобы распространить это знание среди женщин. Подобно тому, как мы распространяем это знание о том, что мы являемся душой, а не телом. Это Бхагавад-Гита, как алфавит. Поэтому, когда ИСККОН был установлен, первый шаг, который был принят – это распространить Бхагавад-Гиту в каждом доме.

00:03:33 А следующий шаг, как мы учим людей применять это знание. Но также то, как распространить это знание среди женщин и применять его, зависит от времени, места и обстоятельств. Но для начала мы должны понять эти знания, их принципы и их важность. Это подобно дню и ночи – духовная и материалистическая культура. Поэтому для начала мы должны проснуться. День материалиста должен стать для нас ночью.

00:04:55 Просто сам факт того, что мы беспокоимся: «О, столько информации, как мы всё переварим!» Это уже даёт нам понятие - насколько укоренилось эта материалистическая культура в нас. Это показывает, насколько всё это является для нас на самом деле ночью. Мы должны приложить усилие, чтобы это стало днём.

00:05:42 Поэтому я хотела бы ещё раз подчеркнуть это. Потому что мы гонимся за какими-то легкими вещами, простыми. Ну так что я должна делать? Подскажите, что я должна делать? Что хорошо, а что плохо? Я отвергаю такие [не разборчиво]. И многие женщины должны сами об этом задумываться. Вы должны понять в чём заключается корень, и как дальше применять это в вашей жизни, и в вашей ятре.

00:06:35 Ну что ж, я могу вам помочь, дать вам какие-то наставления. Но это не является нашей целью – сейчас это обсуждать. Также у [не разборчиво] были эти идеи. Я переслала ему весь материал, который мы обсуждаем сейчас, и он ему очень понравился. Он сказал мне: «Я впечатлён». И то, что он сказал это не пустяковая вещь. Если он сказал это мне, значит это имеет значение. Раньше он мне такого никогда не говорил. Означает, что он именно это и имеет в виду. Он так и сказал: «Вы обучаете их принципам и позвольте им самим применять их».

00:07:54 Потому что мы хотим взрастить ответственных женщин, которые знают, как поступать. Мы не хотим, чтобы женщины зависели от иностранцев, которые говорили бы им что делать, а что не делать. Посмотрим, насколько нам удастся дальше это развить. Также те примеры, которые мы приводили о Бангладеше на утренней сессии нельзя сказать, что можем их применить буквально. Мы должны дискриминировать, понимать это через призму различения.

00:09:07 Есть какие-то вопросы до того, как мы продолжим? [вопрос из зала] На моем небольшом опыте общения с индускими женщинами из Индии, то большинство женщин там неграмотные. Практически основная масса счастливых особенно женщин, счастливых, но безграмотных. Может можно как-то это прокомментировать. То есть то образование, которое мы имеем оно [не разборчиво]

00:10:09 Давайте отложим эту тему, мы к ней позже вернёмся. Но это хорошая тема. Я вам точно скажу через 10 дней всё ваше мировоззрение перевернётся с ног на голову. Это запланированная секретная операция – репрограммирование и депрограммирование. Для этого нам понадобится 10 дней.

00:11:05 [голос из зала] Если позволите я хотела бы обрисовать ситуацию, чтобы Вы прониклись насколько это серьёзная тема, практичная и реальная. Потому что вот на данный момент это не какие-то вымыслы. Я столкнулась с реальной ситуацией, в той ятре, в которой я сейчас живу, когда лидер мужчина, он президент храма и президент ятры, он попытался сказать на воскресной программе Матаджи, чтобы они покрывали голову. И представляете, как это было воспринято. Две Матаджи, они настолько, как бы это, все оскорбились. Все Матаджи оскорбились. Но две оскорбились настолько, что они настроили так своих мужей. Теперь этот лидер, который был президентом, уважаемым человеком, просто отстранен, полностью отстранен, его убрали с президенства храма, его убрали с президенства ятры. Они выбрали своих мужей комендантом храма и председателем ятры. Вы представляете, насколько это серьёзно! [неразборчиво]. Они сказали, Вы заставили нас одеть платки, Вы нас оскорбили, Вы собирались косвенно [неразборчиво]. И даже сейчас брахманы, на моих глазах они смирились с той ситуацией, что в храме жили, в одной комнате ночевали пара, которые были только помолвлены. Они видели это, но закрывали на это глаза. И я, пребывая в этой ситуации, я просто думаю, насколько это страшно сейчас. Как Кали проникает даже в ряды [неразборчиво], оскверняет наши умы. Даже браманы, то есть они теряют свою квалификацию. Поэтому то, что сейчас преподаёт нам Матаджи Деваки, что она нам даёт – это действительно очень важно. Я не сомневаюсь, что все в этом убеждены, но я вот хочу вдохновить вас таким примером, который я пережила.

00:14:00 Что ж это комментирует комментарий Матаджи Расастхали. Почему лидеры-мужчины не держат всё в порядке. Вот что происходит, когда они пытаются. Это Кали-Юга знаете. Люди не могут различить, что хорошо, а что плохо. А те, кто пытается как-то объяснить, что хорошо и что плохо их просто выгоняют. Я также заметила, что Матаджи сказала два имени, эти Свами обсуждают эти темы они также, они обвиняют и ругают мужчин. Они говорят, что это всё происходит от них, от того, что они пренебрегают этим.

00:15:40 Но причина этому, что если они начнут обвинять в этом женщин, то их не примут, их просто выгонят. Вот в чём смысл. Проповедь о поведении женщины, должна проводиться с женщиной, иначе она не будет принята. То есть всё начинается с женщины. Вот в чём смысл. То есть как мы вчера говорили, женщины управляют обществом через свою энергию. Поэтому именно женщины должны начать улучшать эту ситуацию. А мужчины соответствующе ответят. Таково наше невезение, такова ситуация в мире. Люди просто не различают, что хорошо, а что плохо. Поэтому вот это чувство, которое есть у женщины – чувство независимости и ложной гордости, они просто всё запутывают. И они оскорбляются: «Как ты смеешь говорить мне, чтобы я покрывала голову».

00:17:30 Что ж ещё вопросы, комментарии есть? [голос из зала] Я помню жила в одном храме. Там тоже было несколько Матаджи. И у меня брат, он был брамачарьи, общался с другими брамачарьи. И когда мы с ним находились вместе, общались. Он мне говорил, например, что брамачарьи они думают о тех Матаджи, которые живут в храме и действительно мы можем думать, что они ничего не замечают и не видят. Но на самом деле они всё замечают, и они именно ценят тех Матаджи, которые смиренно себя ведут, целомудренно и они прямо отмечают: «Вот мы очень уважаем именно вот эту и вот эту Матаджи, потому что они всё время ходят с покрытой головой и когда они разговаривают с нами они всё время опускают глаза». Хотя есть и другие Матаджи, но они не проявляют вот этих вот признаков и брамачарьи отмечают их.

00:18:46 Они определенно видят это, что целомудренные женщины – их защитницы. Они защищают их, потому что относятся к ним как их доброжелатели и друзья. И потому они очень это ценят.

00:19:13 [голос из зала] Один уже взрослый и [неразборчиво] Прабу брамачарьи в одном узком кругу рассказывал свою реализацию [неразборчиво] в Индию. И он тогда ещё был молодой, был в шафране ещё. Он подходил к храму и оттуда высыпала компания молодых Матаджи индусок. Когда они увидели шафран, он сказал, что они сразу же не просто накрыли головы, прямо закрыли лица, опустили глаза и быстренько-быстренько побежали в обратную сторону. И после России, после российских Матаджи, он говорил с таким вот сердцем: «Я готов был упасть перед ними на колени в благодарность за то, что они так берегли мои чувства, не беспокоили их! То есть, действительно они, Прабу, которые контролируют свои чувства, которые ходят в шафране, они очень благодарны тем Матаджи, которые очень оберегают их чувства, то есть не беспокоят их лишний раз»

00:20:25 В конечном итоге это вопрос уважения. Если мы уважаем другого преданного, как духовную душу, как стремящегося преданного. Поэтому если мы по истине уважаем их, мы никогда не станем использовать их для нашего тонкого наслаждения. Потому что именно это и происходит, когда мы ведём себя провокационно и не целомудренно. Что мы делаем? Мы просто показываем себя. Мы используем другого человека для удовлетворения собственного эго. Так это и происходит. Поэтому если мы в действительности уважаем преданного, мы никогда не осмелимся использовать его для своего собственного удовлетворения. Вот как проявляется истинное уважение. Когда мы не хотим использовать никого для своего чувственного удовлетворения. Даже если это очень-очень тонко. Но тем не менее – это чувственное удовлетворение.

00:22:28 На самом деле вся вот эта показуха, какое красивое тело и тому подобное – это тонкое наслаждение, это тонкая сексуальная жизнь. Именно так. Это означает, что основой всему этому является неуважение. Истинное уважение означает, что мы никогда не осмелимся использовать человека для такого рода удовлетворения. Вот что творит привязанность к чувственному удовлетворению. Оно привносит умонастроение эксплуатации. Мы эксплуатируем других людей для нашего собственного тонкого удовлетворения. Не лучшая основа для отношений. Никто не хочет, чтобы его подобным образом использовали. Когда бы женщина ни оделась неподобающим образом, особенно в присутствии других преданных и санньяси – это просто неуважение. Вот всё чем она является.

00:24:27 Другие комментарии. [голос из зала неразборчиво]. Даже больше в некоторых ятрах уже не осталось совершенно брамачарьи. Но это немножко не по теме, но так как Вы затронули танцы. На прошлой неделе мы читали стих из Шримад-Бхагаватам, в котором говорится, что женщины на публике даже в мяч не играли. Царицы, такие как Девахути, они играли в мячик, но играли на крыше. Но не на публике. Завязался целый разговор об этом. Мы также говорили об этих Олимпийских играх и о теннисистках, которые бегают в коротеньких юбочках. На самом деле они просто показывают своё тело. Поэтому, так сказать, во имя спорта люди просто наслаждаются телами. Такова культура – девочки не играли на публике в мячик. Потому что такова природа женской энергии. Если кто-то увидит женщину, играющую в мяч, так красиво прыгая и бегая – это может просто привести к падению. Не могу вспомнить, кто это там упал из самолета, смотря как девочки играют. [голос из зала] Вишвавасу.

00:28:18 Итак, этот гандхарв, он видел Девахути, играющей в мяч на крыше. Он просто упал со своего самолета. Хороший пример могущества женской энергии. Не думаю, что вы слышали эту историю наоборот. В любом случае, да, даже публичная игра в мяч не подходит для женщины. Что говорить о танцах.

00:29:09 На самом деле в этом году на киртана-мелие в Майапуре был такой скандал. Кто-то был там в Майапуре? В то время меня не было там. Потому что мне нужно было уехать после третьего дня. Но позже я услышала, что Матаджи начали танцевать неподобающим образом и это всбудоражило весь Майапур. Они так дико танцевали, что это просто оскверняло атмосферу. И опять же мальчики из Бангладеш говорили мне: «Ну что в нашей культуре женщины так не танцуют». Но даже в то время я не до конца этого понимала. Я думала – ну, наверное, это преувеличение, что женщины не могут совсем танцевать. И когда мы начали обсуждать эту историю о Матаджи Девахути, о том, как она играла в мяч, я подумала: «Если даже игра в мяч запрещена, что говорить о танцах в киртане». Опять же такова сила женской энергии.

00:31:29 Если сознание не поистине чисто, то столько оскверняющей энергии исходит. Это просто создаёт беспокойство. [голос из зала неслышно]. Об этом мы и говорим, если женщина нуждается в муже, и она не защищена, то это исходит из каждого движения, которое она совершает. Даже то, как она покрывает свою голову. И что говорить о танцах. На самом деле в киртанах во время танцев женщины иногда просто очень грубо показываются. Вычурно одеваются и просто пытаются показать свои достоинства. Это оскверняет весь киртан. Это больше не киртан, я даже боюсь сказать на что это больше похоже, на какое-то ночное шоу.

00:34:08 [голос из зала] Интересно, что такие преданные, которые самовыражаются таким образом, они как правило не поют, они только танцуют. Они не поют, они не слушают, я всё наблюдала, потому что делать такие сложные движения, при этом петь, воспевать [неразборчиво].

00:34:35 Так и есть. Обычно мы обсуждаем это немного на ретрите Святого Имени. [голос из зала] Я хочу привести пример. В 2007 году мы были во Вриндаване первый раз, с преданными и были в храме Гопинатхи и что-то пытались изобразить в танце. И там были 4 Матаджи в возрасте. Они с такой любовью танцевали для Кришны, что для нас был просто урок. Мы вот увидели, что мы что-то пытаемся изобразить, а они просто любят и поэтому ну это просто незабываемое впечатление. [Отвечает] Так и есть танцы, которые используют в Раджавасе они наделены совершенно другим умонастроением. И даже несмотря на то, что они иногда делают какие-то забавные движения, всё равно они проникнуты совершенно другим умонастроением.
Начало лекции

00:36:08 Давайте начнём нашу вечернюю тему. Очень важная тема – качество целомудрие. Приведена цитата Чинакьи Пандита, которая гласит: «Красота кукушки в её сладком голосе, красота женщины в её целомудрии, красота уродливого человека в его знаниях, а красота аскета в силе прощения». Интересно не так ли? Красота кукушки в её сладком голосе и пении. Красота женщины в её целомудрии. Красота уродливого человека в его знании. Человек может быть уродлив, но, если он обладает знанием, он может быть привлекательным. А красота аскета – это его сила прощения.

00:37:40 Итак, отличное определение целомудрия – это целомудрие равно терпимость плюс скромность, стыдливость. Инструменты для культивирования целомудрия – это терпимость и скромность. Что приходит вам на ум, когда вы слышите об этом. Почему именно терпимость и скромность являются инструментами для целомудрия? Есть определение для терпимости. На самом деле терпимость означает, что нас не будоражат даже самые провокационные ситуации. Например, в 11 Песне есть комментарий, объясняющий это. Терпимость означает – терпеливо выносить несчастья, которые провоцируются оскорблениями и пренебрежениями других людей. Другими словами, очень сложно терпеть, когда нами пренебрегают или оскорбляют нас. Когда нами кто-то пренебрегает они относятся к нам неподобающим образом. Или, когда кто-то оскорбляет или обижает нас. Поэтому терпимость означает – даже в самых провокационных ситуациях вы не будете взбудоражены. Даже говорится духовная сила человека измеряется его способности к терпимости. Поэтому терпимость — это знак духовной силы человека. По сути человек может быть терпимым только тогда, когда он утвердился в своих отношениях с Кришной. Только чистый преданный может быть поистине терпимым. Потому что в любой ситуации, что бы ни произошло он понимает, это никак не влияет на мои отношения с Кришной. Мои вечные отношения с Кришной, полностью удовлетворяют моё сердце, что меня уже не беспокоит что происходит вокруг меня. Поэтому только тот человек, который утвердился в своих отношениях с Кришной, который является реальностью, может быть терпимым по отношению ко всему.

00:42:13 Так каким же образом терпимость связана с целомудрием. Кто-нибудь может что-то сказать по этому поводу? [голос из зала неразборчиво] [Отвечает] Отлично, хороший пример. Потому что она происходила из благополучной семьи, но она была готова на всё ради того, чтобы следовать своему мужу. Она не жаловалась и не гневалась, и не говорила: «О Боже, я больше не могу этим заниматься! Где мой дворец?» Она просто всё выносила, ради удовлетворения своего мужа.

00:43:49 Итак, что же такое стыдливость. На самом деле в наше время стыдливость даже не считается хорошим качеством. Люди отождествляют это качество со слабостью, неспособностью. Но в духовном смысле это очень важное качество, это одно из качеств Шримати Радхарани, она стыдлива.

00:44:36 [голос из зала] Такой пример интересный. Я на работе надела сарафанчик и пришла к своим знакомым девочкам, девушкам, женщинам и спросила: «Как сделать так, чтобы у сарафана были плечи прикрыты?» Они сказали: «Ну обратись там [неразборчиво], которая шьёт там одежду. Я думала мне посоветуют прикрыть плечи там, а одна очень уважаемая матушка, бухгалтер нашей компании сказала: «У тебя что комплексы?» [смех в зале] [Отвечает] Стыдливость относится к каким-то психологическим отклонениям. Что-то с тобой не так, наверное, тебе стоит посетить психиатра, у тебя какие-то комплексы. Это совет, который она Вам дала не так ли?

00:46:44 Шрила Прабхупада определяет это качество стыдливость, как защищающее женщину и её энергию. Это, грубо говоря, какой-то колпачок для вот этого источника её энергии, чтобы она не растратила её. Поэтому Прабхупада объясняет, что именно посредством стыдливости женщина держит под контролем свою энергию. Понимаете? Потому что женская энергия настолько сильна, что если бы у неё не было стыдливости, то вся эта энергия просто улетучилась бы. И вы можете это видеть, когда выходите на улицу. Женщины утратили это качество стыдливости. И поэтому они считают это совершенно нормальным – прогуливаться по улицам полураздетыми. Потому что этот защитный клапан утерян. И эта энергия может спокойно высвобождаться и причинять беспокойства. Поэтому Кришна устроил всё таким образом, что наделил женщин естественным качеством стыдливости. Чтобы они могли держать под контролем эту энергию. Замечательно, не так ли. Именно поэтому это качество стыдливости имеет огромную значимость для женщины.

00:49:35 Давайте же зачитаем эти цитаты. Кто хочет прочитать первую? Шримад Бхагаватам 1.9.27. На наших листочках. Одни и те же. Вы ещё ничего не читали. [читают из зала] «Что качается женщин, то они считаются силой, вдохновляющей мужчин. В этом смысле женщины могущественнее мужчин. Могущественный юный Цезарь находился под властью Клеопатры. Таких могущественных женщин сдерживает стыдливость. Поэтому женщины должны быть стыдливыми. Как только этот регулирующий клапан ослабевает, незаконными половыми связями женщины могут нанести огромный ущерб обществу. Такие связи приводят к рождению нежелательных детей, называемых ванасандара, которые приносят в мир множество неприятностей».

00:50:46 [отвечает] Прабхупада объясняет это замечательным образом. Следующая цитата более сильная. Кто хочет её зачитать? [голос из зала] «Сгорая от страстного желания видеть Господа, женщины царского рода Куру поднялись на крышу дворца и улыбаясь, стыдливо и с любовью осыпали Господа цветами. Комментарий. Стыдливостью отмечается особая сверхъестественная прелесть прекрасного пола и она вызывает уважение у мужчин. Этот случай, относящийся к временам Махабхараты, показывает, что женщины во дворце строго соблюдали варну, ограничение общения с мужчинами. Вместо того, чтобы выйти из дворца и пойти туда, где стояли Господь Кришна и все остальные они поднялись на крышу и выразили Господу Кришне своё почтение, осыпав его оттуда цветами. Здесь ясно говорится, что женщины, находившиеся на крыше дворца, стыдливо улыбались. Стыдливость – дар природы прекрасному полу. Она придают им очарование и вызывает уважение к ним. Даже если они незнатного происхождения или не очень привлекательные. Мы наблюдали это в жизни. Женщина-уборщица вызывала к себе уважение у многих почтенных мужчин просто за свою женскую застенчивость. Полуголые женщины на улице ни у кого не вызывают уважения. А застенчивая жена дворника вызывает уважение у всех. Стыдливость удерживает от неограниченного смешения полов. Это дар природы и им нужно пользоваться.

00:52:54 [отвечает] Прабхупада так замечательно это описывает. Женщины даже не выходили на улицу, смешиваясь со всеми другими людьми, чтобы принять Господа в городе. Они стояли отдельно на крышах дворцов, и они приветствовали Господа оттуда. Поэтому Шрила Прабхупада говорит, что стыдливость — это красота женщины, которая вызывает уважение. И далее он объясняет, что полуголые женщины на улице ни у кого не вызывают уважения. И опять же он описывает, что стыдливость – это дар природы. И она увеличивает их красоту и престиж. Вот насколько важно это качество – стыдливость. Опять же это вопрос опыта дня и ночи. Для материалистов стыдливость – это какое-то психическое отклонение. Но для преданных стыдливость увеличивает красоту и престиж. Всё же это очень подобно дню и ночи.

00:55:14 Опять же если эта женская энергия так просто выпускается, она просто чинит беспокойства всему обществу. Кто-то руку поднимал? [голос из зала неразборчиво] [Отвечает] Комплексы основаны на ложном эго, отождествлении с грубым и тонким телом. Это платформа ума. И это не ведет к принятию прибежища у Кришны. Если у человека есть комплексы, это просто означает, что он до сих пор вращается вокруг этих двух понятий – я и моё. И это просто излучение этого ложного эго. Я такой плохой, у меня ничего не получается. Я ничего не могу сделать. Все делают всё лучше меня. Мы настолько погружены в себя. И это материально, потому что это не приводит к принятию прибежища у Кришны. Поэтому это препятствие. Комплексы – это препятствие. Но стыдливость основывается на нашем знании о положении Кришны. И также осведомленность о могуществе нашей женской энергии. Мы просто не хотим быть центром. Мы не хотели быть впереди, хотели бы быть сзади. Такова позиция, которую должна занять женщина внутренне, чтобы всегда находиться за мужчинами. Вот это стыдливость.

00:58:47 [голос из зала] А что лучше? Если вот, например человек не обладает этой настоящей стыдливостью женской. И что лучше не быть совсем стыдливом или быть, как в первом случае, искусственно. Ну на самом деле каким-то комплексом получается. [отвечает] Лучше это понять важность стыдливости. Потому что, если мы стараемся, но в нас развиваются комплексы – это просто приведет к разочарованию. Это просто чувственное удовлетворение другого рода – думать, какой я плохой, какой я низкий. По крайней мере, если у женщины есть комплексы, она не разрушает всё вокруг. Потому что её энергия не будет провоцировать какое-то сильное беспокойство. Возможно лучше иметь комплексы, чем совершенно не обладать стыдливостью и устраивать шоу.

01:01:00 Могуществом сознания Кришны человек, у которого есть комплексы может быть очень легко поправлен и исправлен. Может быть легче будет исправить его комплексы, чем обучать женщину стыдливости, если она не обладает никакой стыдливостью. [голос из зала] Я хотела бы привести пример обсуждения с детьми десятиклассниками. Исследовали слово «стыд». Оно, с одной стороны, соотносится с совестью. Когда мне стыдно, я пересматриваю что-то в своём поведении. Совесть – это как голос Бога в нашем сердце. Мы исследовали с десятиклассниками значение этого слова «стыд». А с другой стороны, слово «стыдно» от слова «студенно», когда холодно. И в таком случае стыдливость она является тем клапаном, который примораживает что ли, позволяет не пройти энергии и удерживает её. Это в отношении стыдливости. И второе. Мне хочется поделиться, когда со студентами мы обсуждали – может ли современный человек быть стыдливым и нужно ли это ему. То практически во всех группах говорили о том, что стыдливость очень мешает активности и целеустремленности, как мужчине, так и женщине. И все хотели быть в центре. Когда выясняли что такое скромность – от слова «у кромки находиться», то есть не в центре. И понятно кто в центре, чтобы быть успешным. И пришли к тому, что надо быть скромным в наше время и это возможно. [Отвечает] Вы пришли к этому выводу в обсуждении, так? Отлично. Совершенно, верно. Стыдливость связана с нашим положением, что мы не хотим быть центром. Но в то же время мы желаем и стремимся сделать всё возможное, чтобы поставить Кришну и гуру в центр. Оно не исключает одно другое.

01:05:12 Стыдливость не означает, что вы не можете даже рта открыть и что-то сказать. Это не стыдливость. То же самое со скромностью. Очень часто люди считают, что смирение — это когда вы просто сидите молча и ничего не говорите. Но это не смирение. Подобным образом стыдливость вовсе не подразумевает, что вы не можете быть на улице и распространять книги. Это просто означает, что, понимая своё положение, мы не хотим выставлять напоказ всё могущество нашей энергии.

01:06:29 [голос из зала] Есть один пример, который мне рассказала наша Матаджи. Она не мне лично рассказывала. И он меня очень вдохновил и поразил. Одна индуска-преданная, ятра, в которой она находилась, значит они её выдали замуж. И её супруг – это брамачарьи. А у этой Матаджи до того, как она ещё пришла в сознание Кришны, у неё высшее образование, причём очень высокого уровня. И это высшее образование позволяло ей зарабатывать довольно много денег. Это связано с врачебной практикой. И когда она вышла замуж она почувствовала, что, когда она работает в скорой помощи и ей приходилось общаться с другими мужчинами. И она говорит, я стала про себя замечать, что мне это дискомфортно. То есть раньше, когда она сильно духовной практикой не занималась это было для неё нормальной обыденной вещью. Но сейчас у неё был такой очень сильный дискомфорт. А с другой стороны, нужны были деньги. И она не знала, что делать. Она пошла к духовному учителю. И духовный учитель сказал, он выслушал всё это и сказал, что она духовно прогрессирует. И она поняла, что это правильно. И она ушла с работы и приняла положение, она как бы просто служила мужу. При этом он был брамачарьи и у них были очень стесненные условия. У него не было работы. И фактически у неё несколько лет, у неё там было одно или два сари. И сейчас у неё всё есть, и она очень счастлива. И самое главное, что у неё очень хорошие отношения с мужем. И она замечательно проповедует. Но просто потому, что она это чувствует. И, мне кажется, это чувство и есть эта стыдливость. Она на него правильно отреагировала.

01:10:18 [Отвечает] Эта статья, которую вы получили она также затрагивает эту тему – женщины и работы. И различные последствия тому, что женщина выходит в свет и устраивает свою карьеру. Я ещё кое-что забыла упомянуть относительно того, что женская энергия намного сильнее мужской. На самом деле если женщина ведет себя неправильно это оскверняет атмосферу намного сильнее, чем если мужчина ведёт себя неправильно. Если женщина проявляет гнев и кричит или устраивает показуху – это гораздо сильнее оскверняет атмосферу, чем если бы это делал мужчина. Просто, потому что энергия мужчины не настолько сильна. Если он кричит или гневается, или устраивает показуху – это ещё можно стерпеть, но, если это делает женщина. Вы соглашаетесь с этим? Очень часто женщинам сложно это понять. Я очень удивлена, что вы так это принимаете. Они это определяют как какую-то дискриминацию, когда я об этом говорю. Поэтому, когда я говорю об этом, они воспринимают это как какое-то оскорбление.

01:13:19 Шрила Прабхупада объясняет, что стыдливость – это дар природы, который наделяет женщину красотой и престижем. Как вы думаете почему же она действительно увеличивает женскую красоту? [голос из зала] Это увеличивает внутреннюю духовную красоту женщины, это вызывает уважение и проявляется снаружи. [Отвечает] Верно, ещё что. [голос из зала] Это делает женщину недоступной. А мужчины, так как они по своей природе охотники [неразборчиво]. Она становится для них ещё более привлекательной. [отвечает] Это тоже верно. [голос из зала] Это делает женщину беззащитной и пробуждает в мужчине чувство героизма, желание защитить её. [отвечает] Тоже, верно. [голос из зала] Стыдливость позволяет женщине свою вот эту природу реализовать – быть за мужчиной. [голос из зала] Мне кажется, что это делает женщину спокойной. А когда женщина правильно выполняет свой долг, она становится красивее и даже выглядит по-другому, и очень сильно привлекает. [отвечает] Это тоже, верно и тем не менее мы упускаем один момент: просто эта энергия женщины очень и очень могущественна. Поэтому, если женщина держит всю эту энергию внутри, она может поднять ее на более высокий уровень. И она может использовать ее для трансцендентной платформы. Это также можно сравнить с мужским семенем. Вы может быть слышали, что если мужчина хранит свое семя, то он может поднять его на более высокие уровни и питать мозг. Поэтому семя считается неотличным от субстанции мозга. Поэтому те мужчины, которые не растрачивают попусту семя, они могут обладать хорошей памятью и быть очень разумными. И также их тело начинает сиять. Именно потому, что некоторые личности не тратят зря свое семя и повышают свое семя на более высокий уровень от их тела исходит сияние.

01:18:07 Тоже самое происходит и с женщинами, когда они сохраняют свою могущественную энергию. Это все происходит на более тонком уровне. Потому, что мужчины, которые не хранят свое семя, они становятся: так сказать, пустоголовыми, какими-то серыми. И тоже самое происходит с женщинами. Если она растрачивает эту энергию. На более низких уровнях, она становится более слабой. Она теряет всю свою естественную красоту. Потому, что сексуальная энергия очень могущественна. Её можно использовать на двух уровнях: ее можно растрачивать попусту на сексуальную привлекательность или использовать на более высоких уровнях. Подобным же образом, как и мужчина, если женщина хранит эту энергию внутри, она может использовать ее на более высоких уровнях, быть естественно красивой. Она становится духовно очень сильной. Все таким же образом, как и мужчина.

01:20:13 Она может стать очень могущественной и красивой, она может развить так много качеств, благодаря этой энергии. Я, конечно, не специалист по астрологии, но мне говорили, что с астрологической точки зрения, даже влияние планет можно использовать как на низком, так и высоком уровне. Например, на низком уровне энергия Венеры может использоваться, просто, как сексуальная привлекательность. Но это влияние, также можно поднять на высокий уровень. И в таком случае, она приносит удачу, благополучие, артистические способности, способности к различным артистическим сферам, например пение, музыка, на самом деле все это влияние Венеры. Слава также находится под влиянием Венеры. Поэтому, эта энергия может использоваться как на высоком, так и на низком уровне. Поэтому, как и мужчина, он может быть очень могущественным с духовной точки зрения, и сохранять целибат. Точно также, но на более тонком уровне, женщина может быть сильной, не позволяя этой энергии растрачиваться на таком низком и дешевом уровне. Вот почему женщины становятся все привлекательнее, когда у них есть эти качества стыдливости.

01:22:55 [голос из зала] Я хотела обратить внимание на такой момент, наверное, каждая из вас сейчас поймет, о чем речь, сейчас женщины на столько утратили это могущество своей энергии благодаря тому, что они через нижние чакры ее расходуют. Вы обратите внимание на улицах, они уже раздеваются и не знают, что оголить, и уже не знают, что открыть, и как одеться, но мужчины не привлекаются ими, просто не привлекаются. Потому, что силы, вот этого могущества, у них просто нет. Просто она утрачивается. Хотя они открывают все, но мужчина он смотрит и даже не привлекается. У них пресыщение уже такое. [отвечает] И они их используют их как кошек или собак, не испытывают при этом никакого наслаждения, потом просто их выгоняют. Только тогда, когда я начала посещать Бангладеш, я узнала каким образом, это целомудрие и стыдливость делает женщину привлекательной и красивой. Молодые девушки, которые обладают этими качествами, также обладают этой невероятной красотой. И когда я провожу с ними программы, я могу почувствовать на сколько же все-таки их энергия сильнее, чем мужская.

01:25:25 Когда мы проводим какие-то маленькие ретриты, это настолько чувствуется, через киртан, через джапу, это невозможно почувствовать, проводя занятия с мальчиками. Эти девушки просто, по сравнению с другими, просто какой-то отдельный вид жизни. Другой какой-то тип тела и жизни. Я даже слышала в какой-то статистике, что даже не преданные женщины Бангладеша, считаются самыми красивыми. Некоторые женщины даже вписываются в эти описания, женщин, живущих на высших планетах. Но не только женщины, мужчины тоже, у них лотосные глаза, длинные руки, эти линии на шее подобные линиям на ракушках. Очень экстраординарные.

01:27:19 И опять же в каждой стране есть свои традиции и души принимают, люди рождаются в этих странах согласно состоянию их сознания. Это то самое место, где явился Махапрабху, его родители Шачидеви и Шри Джаганнатха Мишра они родом из восточной части страны, той, что сейчас называется Бангладеш. На самом деле сейчас, до сих пор можно посетить изначальный дом Джаганнатхи Мишры, он нетронутый прямо совсем такой, каким он был. Как, например, в западной части страны, ведутся, какие-то реконструкции, все обновляется, но в восточной части, некоторые места остались совершенно нетронутыми. Там есть деревня, из которой произошла Шачимата. И Махапрабху явился в ее утробе, именно тогда, когда она жила там. И только за два месяца, до того, как Махапрабху явился в этом мире, они переехали в Навадвипу. Поэтому жители Бангладеша, чувствуют, что это место, где принял рождение Господь Чайтанья. И все спутники Господа Чайтаньи также происходят из Бангладеш. Так много личностей явилось там даже Адвайт Ачарья молился явлению Господа в этом месте. И до сих пор есть школы, где они обучали, где Шривас Тхакур обучал учеников. Я даже такую шутку один раз сказала, только когда вы станете сертифицированной матерью, тогда сможете поехать в Бангладеш. Поэтому по мере прохождения этого курса, вы получите такой сертификат “Сертифицированная мать”. [Смех в зале]. Я хотела бы как-то позволить вам взглянуть на это, это особенное место, совершенно другая планета. Даже когда мои польские брахмачари приезжают в Бангладеш они настолько удивляются. Они говорят:” О, мы даже не зхнали, что здесь происходит!” Но хотя, даже Маяпур близко расположен от Бангладеш, всего лишь полтора часа до границы, но это совершенно другой мир. И одна из причин того, что культура настолько охраняется там, это то, что это мусульманская страна. Это защитило всю культуру. Потому, что мусульманам не нравится все это материалистичное влияние. Посмотрим.

01:32:55 Итак, есть ли по этой теме еще вопросы? [голос из зала] Скажите пожалуйста, что это означает, если женщина стоит далеко от алтаря, это стыдливость или комплексы? И старшая в том числе? [отвечает] Зависит от ситуции, от обстоятельств. Естественно, если там какой-то махарадж получает даршан божеств, нужно отойти назад. Ну, а в чем проблема, если вы можете подойти поближе к алтарю? Но не подходите? [голос из зала] А что это, комплексы? [отвечает] Кто я такая, чтобы говорить вам, может быть столько причин, может это просто означает, что мы не стремимся видеть божественное, недостаточно осознающие Кришну, мы имперсоналисты, просто раздумываем о других вещах в голове, я не знаю. Столько причин тому, почему женщина стоит далеко от алтаря, так много женщин стоит далеко от алтаря... [голос из зала] Мужчины стоят ближе к алтарю, как все нормальные люди, а женщина всегда немножко дальше. Вообще далеко получается. [отвечает] Я не хочу завязывать дискуссию о таких деталях. Не знаю. То, что мы делаем, что мы пытаемся понять принципы.

01:36:09 [голос из зала] А вот еще, я по поводу культурной программы, матаджи они что-то представляют, исполняют танцы, как им проявить целомудрие? [отвечает] Зависит от их сознания. Это все вопрос сознания. Если они это делают, чтобы других приблизить к сознанию Кришны, то ничего плохого в этом нет. Но если это делается в умонастроении показухи, то это совсем не целомудренно. [голос из зала] А как быть, если матаджи выходят замуж и прабху не разрешает своей матаджи, считается, что если она будет выступать, то это уже не целомудренно, и что у нее нет защиты. [отвечает] Опять же, я не хотела бы вдаваться в детали, я понимаю, что вы хотите услышать ответ, даже если я не должна этого делать, но мы здесь не рассматриваем детали, которые диктует женщине это делать, а это не делать. Это наша склонность желать услышать каких-то деталей, что черное, что белое, что хорошо, а что плохо. И как только мы начинаем пытаться устанавливать какие-то правила, не поняв основного принципа, у нас начинаются сразу споры и несогласия. Подобно тому, как вчера мы затронули эту тему, должна ли женщина покрывать голову, и кто-то сказал, что одни преданные говорят, что женщина должна покрывать голову, другие - что не должна, но это ни к чему не приведет, ни к какой ясности. Мы должны понять принципы, корни, принципы, лежащие в основе этих правил. И потом, если мы поймем эти принципы, то их применение станет для нас, совершенно, чем-то очевидным. А если мы их не поймем, то мы всегда будем пребывать в заблуждении, в запутанности и никогда не придем к какому-то согласию. Поэтому целомудрие женщины вовсе не означает, что она может делать это, а этого не может, это не целомудрие. Это не зависит от таких поверхностных правил. Это вопрос сознания. Правда?

01:41:12 Поэтому, если какой-то мужчина не хочет, чтобы его жена танцевала, значит на это есть какие-то причины. Может быть, он достаточно хорошо знает свою жену, он знает, что, танцуя, она захочет устроить какое-то шоу и он не позволяет ей этого делать. И вот эта тенденция устраивать показуху настолько глубоко укоренилась. Это очень-очень глубоко укоренилось. Обычно так и происходит, что люди, которые просто привязаны ко всем этим представлениям, они наслаждаются тем, что они танцуют на сцене. Потому, что это очень тонкое желание. Поэтому мы и говорим, что все должно быть использовано в сознании Кришны, так пускай они танцуют и устраивают представления. И в том случае, если они воспевают, слушают эти беседы о качествах женщины, то, в конечном итоге, они очистятся. Поэтому, нам даже не стоит пытаться устраивать разграничения, что черное, что белое, что хорошо, а что плохо, как должна женщина поступать, как не должна, это ни к чему не приведет. Но очень важно, что мы на самом деле, должны начать с самих себя. Не показывайте пальцем на других: "Вот посмотрите, она так делает, она так поступает!” Давайте начнем с самих себя. Мы только себя можем изменить. Мы главным образом сможем изменить мир, только показывая свой собственный пример. Это самый могущественный способ учить других - устанавливать собственный пример.

01:44:31 Лучше проанализировать, на самом деле, на сколько в нашем сердце есть желание устроить шоу, и на сколько мы на самом деле являемся целомудренными. Мы должны проследить на сколько мы вовлекаемся в это тонкое чувство удовлетворения, используя других ради собственного эго. Поэтому мы должны стараться держать эту энергию внутри, возвышать ее на более высокие уровни. Поэтому, если мы молимся, духовному учителю, чтобы быть инструментом в его руках, то мы сможем обладать этим могуществом. Но вовсе не устанавливать какие-то правила и не следить за тем, кто, что делает неправильно. Раздумывать, кто где, на сколько близко стоит к божествам, и тому подобное, это не наше дело, давайте начнем со своего сердца. Давайте начнем с себя! Что ж закончим на этой ноте. Что вы скажете?

01:46:25 [голос из зала] А вот я хотела спросить, может вы потом ответите, просто возникает страх, что я в этой жизни не успею реализоваться: в творческих желаниях, следовать всем правилам, это, как-будто кажется, что ты ставишь ограничения и не сможешь реализоваться в театре, страх , что в момент смерти подумаю, что я ещё что-то не сделала... [отвечает] То есть вы считаете, что ваши артистические способности спасут вас в момент смерти? [голос из зала] Ну желания их, ну как... не спасут, наоборот, что эти желания останутся. [отвечает] В любом случае, если мы на столько обеспокоены своими артистическими способностями, это опять же, мы просто прониклись этим умонастроением “Я” и “мое”. Мы должны погрузиться в мысли о том, как нам стать смиренным слугой и служить Кришне.

01:48:29 Далее, в нашей дискуссии мы поговорим об этом: «О, я, моя карьера, мои таланты!» Знаете, у женщины есть своя очистительная обязанность. Очистительными обязанностями для мужчин является: зарабатывать деньги и быть лидерами, им для этого нужны инструменты, поэтому для них образование, таланты, карьера — это важные вещи. И даже мужчина, преданный серьезный не будет на столько поглощён карьерой. Потому, что в таком случае, его сосредоточенность на Святом Имени ослабнет, если он будет постоянно думать о своей карьере. В одном из комментариев к молитвам царицы Кунти, Шрила Прабхупада объясняет это очень понятно. Прабхупада объясняет, что все эти четыре пункта материального продвижения, как благоприятное рождение, хорошее образование, хорошее богатство и телесная красота. Вот эти четыре элемента материального прогресса, на самом деле, являются препятствиями для духовного продвижения. Потому, что если вы очень сильно сконцентрированы на этих четырех пунктах, то ваша концентрация на святом имени сразу теряется. Карьера и хорошее образование, это некоторые из этих пунктов и даже для мужчин. Потому, что, особенно в наше время, люди столько соревнуются в этом плане. Если вы хотите быть успешным в любого рода карьере, это забирает столько времени и энергии. Потому, что вам придется, беспрерывно, повышать свою квалификацию и уровень образования только для того, чтобы выигрывать в этих соревнованиях. Как же в таком случае Святое Имя сможет стать центром вашей жизни. В этом случае, просто карьера центр вашей жизни, а не Святое Имя.

01:52:25 Об этом и Шрила Прабхупада в одном из комментариев говорит, что грихастха должен выдумать способ зарабатывать деньги. Прабхупада интересно это объясняет, что преданный должен что-то придумать какую-то идею, какую-то профессию, которой даже не существует, но он должен это сообразить как-то. Как и ваш муж, печет тортики, отличный пример, как преданный выдумал для себя способ зарабатывать деньги. Таково умонастроение преданного, даже для мужчин. Даже несмотря на то, что зарабатывать деньги для образования — это его работа, это его обязанность в жизни.

01:53:44 Что говорить о женщинах, их очистительные обязанности совершенно по-другому выглядят. Конечно же это не означает, и мы не говорим, что теперь женщина не может как-то участвовать в представлениях или спектаклях. Ничего страшного, нет никакой проблемы, в том что она использует, то что Кришна дал ей для служения. Но это не должно становиться главным фокусом в нашей жизни, концентрацией, что “Я” и “мои таланты”. Ведь тогда мы теряем это умонастроение служения, начинаем желать и быть наслаждающимися и управляющими. Так?

01:54:56 Хорошо, мы завершим на этом. Третья группа, конечно же, получила так много интересных тем для того, чтобы показать нам их завтра утром. Так много интересного. Пожалуйста, постарайтесь прочитать статью и отметьте то, что кажется вам особенно запоминающимся. Завтра, возможно, у нас будет некоторое время, для обсуждения статьи. Спасибо большое.

транскрибирование: Сергей Ефремов | Пензенская обл. Засечное | Россия | 10 April 2023