беседа третья
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Добрый вечер, милые друзья. У микрофона снова Лалана. Сегодня день, когда я читаю лекции, сегодня вторник. Я продолжаю беседы на тему «Отношения между мужчиной и женщиной на примерах из священных писаний». Эти беседы я провожу на основе двух писаний, хотя буду затрагивать ещё и другие писания. Но основными писаниями, о которых я буду говорить, и примеры, из которых я буду приводить, это «Рамаяна» - писание, священная книга, которая была написана Вальмики примерно два миллиона лет назад, и «Махабхарата», которая была записана Вьясадевой примерно пять тысяч лет назад.
00:01:00 В прошлых двух беседах я говорила об отношениях мужчин и женщин, о которых рассказывается в этих священных писаниях. Я продолжаю. В конце прошлой беседы я говорила о том, как необходимо вести себя правителю, причём не только правителю допустим всей планеты, но правителю любого уровня. И на примерах из «Рамаяны» и «Махабхараты» я показывала насколько это ответственно быть правителем и как нужно себя вести.
00:01:48 Вот ещё один из аспектов деятельности правителя – правитель для того, чтобы полностью очень хорошо выполнять свои обязанности перед своими подданными, перед Вселенной, перед Богом, должен – так скажем по-современному – должен расслабляться по-определенному. Естественно это и какие-то отношения с женщинами, это охота – пусть эта охота имеет такое чисто функциональное, чисто рациональное предназначение, но это тоже в какой-то степени развлечение. И у правителей разного уровня должны быть такие развлечения и по законам Вселенной это воспринимается нормально, потому что ответственность, которая возложена на правителя, она давит на плечи и чтобы человек раньше времени не умер от такой ответственности, ему разрешается разным более-менее цивилизованным образом наслаждаться.
00:03:13 Но наслаждаясь, в том числе общением с женщинами, правитель должен следовать все-таки каким-то строгим правилам. И одно из этих правил – нельзя ни в коем случае идти на поводу у своей жены или у своей возлюбленной. Опять же это правило исходит из обязанностей мужчины и женщины, и из строения их тела. У женщины глубже развита интуиция, у нее более развит ум, потому что все-таки она по большей части работает на лунной, женской энергии. Но у мужчины больше развит разум, то есть он в основном работает на солнечной энергии.
00:04:08 И когда принимается важное решение, государственное решение, то естественно разум в принятии таких решений играет гораздо большую роль, чем ум и интуиция. Но это не значит, что ум и интуицию женщины, жены правителя нужно отметать. Просто мужчина в таких случаях должен прислушиваться к совету женщины, спрашивать её – что она чувствует, чем это может закончиться, послушать какие она делает выводы из данной ситуации, и всё равно сделать так, как он считает нужным, но опять же основываясь именно на своем решении.
00:05:06 Если мужчина так не поступает, то он может совершить очень крупную ошибку и, так как у правителя есть какие-то подданные естественно, то вот это неправильное решение, оно может отразиться и на жизни его подданных. Примеры из «Рамаяны»: Дашаратха - Кайкеи. Царь Дашаратха, император планеты, император людей. Кайкеи – его младшая жена. Дашаратха вот в тот момент, когда служанка Кайкеи говорила очень плохие, злые слова о Раме. Когда она толкала Кайкеи на очень грязный нечестивый поступок – на то, чтобы Кайкеи потребовала у своего мужа Дашаратхи выполнения трех обещаний своих, которые когда-то он ей задолжал.
00:06:19 Кайкеи потребовала, чтобы Дашаратха выполнил эти обещания, и вот тут в принципе Дашаратха хотя он и сдержал своё слово, но он мог и не выполнить обещание и в принципе по законам Вселенной это нарушение вот этих обещаний оно бы ему ничего не стоило, потому что последствия выполнений этих обещаний они были просто ужасными. Во-первых умер сам Дашаратха. Царство, столицей которого являлась Айодхья, оно погрузилось в скорбь, люди были несчастны, они перестали выполнять свои обязанности и в семье, и в стране. Сникла торговля. Даже воины ходили очень печальными и практически не могли выполнять свои обязанности. Земледельцы перестали возделывать землю и так далее. Вообще вся страна погрузилась в скорбь просто потому, что Дашаратха в какой-то степени пошел на поводу у Кайкеи.
00:07:38 Следующий пример немного неправильного поведения мужчины по отношению к женщине, то есть когда мужчина слушает, идет у женщины на поводу, это следующая ситуация. Рамачандра, Лакшмана и Сита уже живут в лесу в изгнании, и Равана хочет похитить Ситу. Он увидел её, пленился её красотой и замыслил её похитить. И он вот это похищение обставил очень хитроумно – он пришел к одному демону, который мог принимать любые формы, заставил его превратиться в золотого оленя. И когда Сита увидела этого золотого оленя, она попросила своего мужа Раму, чтобы он поймал ей этого оленя.
00:08:44 Рама ушел вслед за оленем, то есть за демоном и демон, золотой олень, Марича его звали, он стал кричать голосом Рамы: «Помогите, погибаю». И Сита, взволнованная тем, что с Рамачандрой может случиться какая-то беда, она попросила Лакшмана, чтобы он пошел и помог Рамачандре. Лакшмана прекрасно понимая, что c Рамой ничего не может случиться, каким бы могущественным ни был демон в виде золотого оленя, он тем не менее послушал Ситу и пошел помогать Рамачандре. И вот это было роковой ошибкой. Хотя он магическим образом защитил хижину, в которой находилась Сита, то есть он провел круг вокруг хижины, перешагнуть который не мог никто, в том числе и даже самый могущественный демон. И этот круг нарушался только в одном случае - если Сита сама выйдет за его пределы.
00:10:00 И Лакшмана, идя на поводу у Ситы, видя её взволнованной, даже проклинающей брата своего мужа, он внял её словам и пошел спасать Рамачандру, своего брата. Когда он ушел, Равана, приняв облик отшельника-шиваита, подошел к хижине, фактически хитростью сделал так, что Сита перешагнула вот этот круг защитный, схватил её за руку, усадил на колесницу и увез. То есть вот такие ошибки иногда могут совершать мужчины, если они следуют на поводу у женщины.
00:10:54 И ещё подобный пример, который имел очень плохие последствия вообще для всей планеты нашей – это пример Дхритараштры. Это уже пример из «Махабхараты». Гандхари, жена Дхритараштры забеременела после свадьбы. Гандхари она была необыкновенной женщиной, она была полубогиней, воплотившейся на Земле, она была очень, неимоверно благочестива. Когда она узнала, что её муж слеп, она завязала глаза тканью черной для того, чтобы ни в чем не превосходить своего мужа. И вот она забеременела и два года она ходила беременной и не могла разродиться.
00:11:52 Когда Кунти, её невестка родила Юдхиштхиру, старшего сына, который по всем правилам становился теперь наследником империи, то есть становился императором планеты, она очень расстроилась и палкой стала бить по своему чреву. Из её чрева выпал кусок мяса, плоти не сформировавшийся совершенно. Она велела его выбросить, но тут появился Вьясадева, великий мудрец и сказал, что не надо выбрасывать. Он со своими учениками сделает так, что у нее вот из этого куска плоти родятся сто сыновей. Я уже рассказывала в прошлых беседах о чудесных рождениях.
00:12:49 Были принесены сто горшков с чистым топленым маслом и кусочки плоти, то есть этот кусок плоти он был разрезан на сто частей и каждый кусочек был положен в отдельный, в свой кувшин и по прошествии девяти месяцев из этих кувшинов стали раздаваться крики детей, то есть когда кувшин открывали, там уже были новорожденные. И вот когда раздались звуки из первого кувшина, все очень обрадовались – это первенец Дхритараштры и Гандхари. Гандхари очень радовалась и, когда вынули младенца, его потом назвали Дурьйодхана.
00:13:44 Когда этот младенец появился на свет из этого кувшина, он вдруг закричал, как осёл - и это было очень недобрым таким предзнаменованием. Тут же собрался совет из великих мудрецов, из брахманов разных и все пришли к выводу, что это очень неблагоприятный признак и этот ребенок, если его оставить в живых, он явится причиной уничтожения всей династии Куру на нашей планете. И когда с лица Земли исчезает такая супер благочестивая династия царей, это имеет катастрофические последствия – нравственность резко падает, потому что некому за ней следить, женщины развращаются, династии разрушаются, общество катится в ад.
00:14:50 И мудрецы вынесли такое решение, то есть они предложили Дхритараштре: «Во имя блага всей планеты тебе нужно убить своего первенца». И Дхритараштра печальный от такого известия, он пошел к Гандхари и стал ей об этом говорить. Конечно Гандхари, вообще это супер тяжелая ситуация, когда первенца женщине предлагают, говорят о том, что её первенец явится источником несчастий для царской династии и что его необходимо убить во имя блага. В общем-то это шоковая ситуация конечно для женщины – естественно она не поддержала это решение, она плакала, умоляла сохранить её первого ребенка. И вот Дхритараштра он решил оставить ребенка в живых.
00:15:57 Что должно было свершиться, оно и свершилось. И действительно когда Дурьйодхана вырос, он захотел отобрать у своих двоюродных братьев царство и все сделал так, чтобы состоялась братоубийственная война – битва на Курукшетре, и погиб цвет царских династий всей нашей планеты. Фактически после этой битвы некому было управлять Землей, на царские троны воссели люди, которые не имели достаточных качеств для того, чтобы правильно управлять своими подданными. И вот с этого момента началась постепенная деградация жителей нашей планеты.
00:16:56 Но говоря о битве на Курукшетре можно сказать следующее – битва эта была уникальной, я буду об этом подробнее говорить, когда буду рассказывать об отношениях между мужчинами и женщинами, о которых говорится в «Махабхарате». Но так как я говорю все-таки о царях, вообще о правилах, о том, как цари держат слово, вообще об их качествах, стоит сказать о том, что битва на Курукшетре - это было уникальное событие в истории человечества. И вот разбор битвы на Курукшетре, он четко показывает то, насколько деградировало наше общество за последние пять тысяч лет. Ведь деградация она проявляется не только в бытовой жизни людей, она проявляется и в методах ведения боевых действий.
00:18:05 То есть раньше, в древности в принципе простому населению было всё равно кто у них царь, потому что цари, личности, которые управляли государствами, они были все великими царями, к какой бы династии они ни принадлежали. И они в своей допустимой для царей гордыне, они могли разбираться между собой даже при помощи войск, но простое мирное население в этом никогда не участвовало и оно от этого никогда не страдало. Обычно не было вот таких действий, которые были в ходе Второй мировой войны, не было партизанского движения, потому что войска противника никогда не причиняли страдания какие-то, никогда не вели себя очень жестоко по отношению к мирному населению.
00:19:09 Все выяснялось на битве – войска вставали друг против друга и выясняли отношения между собой. Кто побеждал, тот и становился царем. И так как он хорошо выполнял свои обязанности у себя в царстве, он так же хорошо выполнял потом свои обязанности и в государстве, которое захватил. Мирные жители вот в таких битвах не страдали. И потери человеческие в военных конфликтах тех времен были минимальными. Но я не имею ввиду конечно те времена, а они были не очень такими частыми, непродолжительными вернее, когда власть на Земле и во Вселенной захватывали демоны.
00:19:59 Это конечно особые случаи, в это время страдали все, в том числе и полубоги на райских планетах. Вселенная иногда приходила в жуткое запустение потому, что люди не могли совершать благочестивые обряды, религиозные обряды, которые очень влияли на погоду на разных планетах, на общее состояние Вселенной. В битве на Курукшетре погибло 640 миллионов живых существ, это была уникальная битва, из них шесть миллионов четыреста тысяч людей погибло в этой битве. Все остальные живые существа были не людьми – в этой битве принимали участие полубоги и демоны с других планет, принимали участие живые существа, которые находились в телах зверей и птиц. То есть есть такие существа, которые для совершения действий в грубом физическом мире могут принимать, принимают специально тела разных животных, птиц и вот они выясняют друг с другом отношения тоже вот в таких битвах. Так ну это такое небольшое отступление.
00:21:26 Дети, вообще воспитание детей оно всегда имело особое значение и говорило вообще об отношении людей к окружающему миру. Кажется, вот несопоставимые какие-то вещи, но это действительно так. Люди в наше время, в общем-то, пытаются не замечать всю мистику и наполненность жизни, мистическую такую, я сказала, наполненность жизни. Люди пытаются найти вечное, разумное, научное объяснение любым фактам. Когда они не могут это сделать, они обычно закрывают глаза, как страус голову прячет в песок, вот так же делают современные люди, и они не верят обычно своим глазам.
00:22:17 Чем сильнее и успешнее идет развитие нашей материалистической цивилизации, тем дальше люди удаляются от первооснов жизни. Люди перестали слышать, как растет трава, они перестали радоваться, как цветут… красоте деревьев, перестали радоваться голосам… как течет, допустим, ручеек, как журчит речка, не обращают внимание на своих домовых, на других невидимых существ. И как бы вот в противовес этому, естественно, когда из жизни уходит что-то одно, вот это пространство, его тут же заполняет другое.
00:23:14 И вот эту первооснову жизни заполнили экраны телевизоров с чернухой с откровенной. Это очень страшно, когда люди смотрят вот эту чернуху про вампиров, разных оборотней, демонов, особенно на ночь. Ночь это особое время, я уже об этом говорила, когда увеличивается мистическая сила демонов и если человек смотрит про них по телевизору или читает книгу, если он вечером, ночью, вообще в темное время суток думает о них, то они приходят обязательно к нему в квартиру. Люди это не видят, глазами не видят их, как они появляются в квартире, но он потом чувствует их присутствие по тому, что дела начинают разлаживаться, появляется беспокойство в уме, ухудшаются отношения между членами семьи.
00:24:19 Но душа человека вообще является частью мистического круговорота жизни и что бы ни заполняло, такое пустое материальное, жизнь человека, всё равно душа знает вот о той духовной стороне жизни и в общем-то рвется к ней. Но вместо реальной такой нормальной информации она натыкается часто в лучшем случае на экстрасенсов, которые едят мясо, допустим, на фильмы ужасов и какие-то в лучшем случае нео какие-то мистические секты. У нас уникальная страна – 70 лет нам доказывали, что Бога нет, что нет никакой духовной жизни и поэтому, когда Советский Союз рухнул, в нашу страну устремились миссионеры из разных стран, которые несут какую-то часть знания людям. И в том числе появились какие-то спекуляции вот такой псевдо духовной информацией, и развился бизнес поклонения темным силам.
00:25:47 Но в основном мистическое сознание человечества оно все-таки держится на детях. Они намного, чем взрослые люди, близки по своей сущности к природе и эту связь вот у детей разорвать практически невозможно. Конечно с возрастом общество человека зомбирует и сознание человека скукоживается, особенно в такой стране как Россия, потому что все-таки вот коммунисты говорили, что Бога нет, что тот, кто не думает так, как мы, тот наш враг, что коммунистическая теория единственно верная. Потом до коммунистов это утверждало православие, что мы единственно верная религия, все остальные религии не правы, сейчас оно утверждает то же самое. Оно превратилось в такую политическо-религиозную секту, которая отвергает другие религиозные учения, я имею ввиду официальную организацию.
00:26:59 И вот это, то есть коммунистическое мировоззрение плюс вот такое православное сектантское мировоззрение, оно фактически скукоживает сознание современного российского человека до сознания какого-то животного, до сознания человека, который не может, который находится в шорах, который не может посмотреть на мир, который не может увидеть мир таким, какой он есть. И общество, вот это зомбирование какое-то, оно связано с попытками объяснить, а не принять, быть центром, а не всем, то есть взять, а не отдать.
00:27:53 И у взрослого человека столько забот, что его сознанию, в общем-то, просто некогда втиснуть ум всю глубину окружающего его мира. Такая срабатывает защита предохранительная и информация о том, что из себя представляет окружающий мир вообще не проходит. И вот в такой ситуации нужно понять человеку, что хотя он, в общем-то, и является центром, но он центр самого себя, что вот этот [сенс], вот свою душу нужно раскрыть, обернуться к окружающему миру, к природе, к полубогам, к разным стихиям, к Богу наконец. И понять, что человек может быть по-настоящему счастлив, если он только чувствует себя частичкой природы, частичкой Бога, если вся его жизнь становится служением Богу, служением обществу, своей семье и так далее.
00:29:17 Вот в таких ситуациях обычно люди, они когда им говоришь вот такие вещи, они обычно говорят: «Да я-то что, это вот… это не я виноват, это виноват вот тот, тот, тот, тот, тот». То есть человек, он пытается разными способами снять с себя ответственность за сегодняшнее состояние дел, за то в каком состоянии находится его разум, его ум, его физическое тело. Люди, во все времена люди придумывали разные причины для своей деградации.
00:30:02 Это было и в древнем Шумере, когда Шумер как государство стал разрушаться. Вы наверно знаете историю Шумера – уникальные цари, единственным мягко говоря, не хорошим фактом в существовании этого государства было рабство. Но во многом это общество, кроме вот рабства, в некоторых других нюансах оно, в общем-то, было идеальным практически и всё равно оно было разрушено при помощи политических интриг. И даже в те времена люди все равно, представители знати разных городов крупных, они говорили, что вот в разрушении этого государства, в деградации отношений между знатными семействами этого государства служат там какие-то внешние обстоятельства, нехватка богатств для того, чтобы содержать армию и так далее.
00:31:11 То же самое допустим Древняя Греция, когда она уже на своем закате, древние греки говорили, что фактически их государство было разрушено извне римлянами. Древние римляне потом говорили, что под воздействием каких-то внешних ситуаций была разрушена римская империя. В России вот сейчас говорят, что государство разрушается благодаря там неправильной экономической политике, евреям там, чеченцам, кому там – США, Англии и так далее. То есть люди всегда во все времена находили какие-то факторы, о которых говорили, что именно они являются причиной разрушения государства, причинами плохого экономического положения в стране и в конечном итоге плохого духовного состояния каждого человека. И это неправильно, потому что каждый человек ответственен сам по себе.
00:32:27 На чисто энергетическом уровне что происходит? Человек обвиняет кого угодно, но только не себя в своей деградации. Никого же не заставляют, хотя реклама, конечно, действует, но в принципе никто же не подходит к людям и не говорит: «Вот тебе нужно обязательно пить вино или пить водку. Тебе нужно идти к игровым автоматам и просаживать последние деньги и так далее». То есть человек сам принимает решение, он не может себя контролировать и вот это есть выбор, который ставится перед человеком высшими силами. И каждый человек ответственен за тот выбор, который он принимает – идти по духовному, по хорошему пути или деградировать дальше.
00:33:30 Но есть карма страны, есть карма каждого конкретного индивидуума. И какой бы ни была карма страны, индивид, какой бы плохой его карма ни была, он может, он в силах изменить свою карму с плохой на хорошую и в этом нет ничего удивительного. Если человек думает, что у него все получится, если он начинает позитивно мыслить, если он встаёт на духовный путь, изменяется не только его сознание, начинает изменяться сознание людей, которые его окружают. И вот этот положительный эгрегор, который сначала был эгрегором одного, то есть энергетическим полем одного человека, к этому полю присоединяются энергетические поля других людей, и вот уже получается такой позитивный эгрегор, который может влиять на эгрегор энергетический, на энергетическое поле страны.
00:34:41 И чем больше будет вот таких положительных энергетических полей, которые создаются вокруг какой-то кучки людей, тем будет лучше карма страны. Если она плохая, благодаря вот таким людям, которые мыслят позитивно, которые хотят духовно развиваться, которые предпринимают огромные усилия для того, чтобы изменить свою судьбу в лучшую сторону, тогда и карма страны, её энергетическое поле начнет улучшаться. Вот сейчас, и вот этот процесс улучшения энергетического поля нашей страны он идет очень интенсивно. Хотя есть поляризация, то есть те люди с демоническими наклонностями становятся ещё хуже и это как бы мешает такому позитивному развитию России, всё равно процесс положительный он идет и он гораздо сильнее, чем отрицательный. И в конце концов Россия она станет такой, какой было очень много веков назад.
00:36:05 Сейчас меньшая часть населения Земли сохраняет в себе с детства очень такое тонкое чувство мистицизма жизни и это связано не только с их кармой, но и с особенностями воспитания и с личной силой. И в общем-то не важно как это связано с тем или с другим, самое главное, что вот это есть. Сейчас в нашей стране рождается очень много уникальных людей, которые пришли с Высших райских планет, и сейчас вот особенно увеличилась связь между миром людей и миром тонким, очень благочестивым, то есть миром райских планет.
00:37:06 И есть два закона жизни, которые в общем-то опровергают друг друга. То есть - «да будет вам по вере вашей» и другой закон – «незнание законов не снимает ответственности». И чем сильнее вы верите в добро, тем больше его будет вокруг вас. И любое зло, даже неосознанное или случайное хотите вы этого или не хотите, верите вы в это или не верите, но оно вернется к вам в трехкратном размере.
00:37:45 Многие фанатично верующие люди, которые есть в любой конфессии на нашей планете, отходят от глубокого понимания мистической стороны жизни. Они хоть и находятся на пути, который исполнен мистицизма, но они все-таки слепы, то есть вот эти люди они слепы. Они воспринимают, для них обряды, которые они совершают, являются простым формализмом, то есть они находятся в начале духовного пути и религия для них это прежде всего соблюдение обрядов, ритуалов, слепое их соблюдение. И у них есть четкое понимание того, что тот, кто их не соблюдает, он, в общем-то, нехристь, там я не знаю – неверующий и он достоин всяческого порицания. Такие люди не чувствуют Бога, хотя в общем-то и стремятся к нему.
00:38:57 К чему я всё это про детей говорю? Я это говорю к тому, что воспитание детей это особая сфера деятельности цивилизованного общества. И в «Рамаяне» и «Махабхарате» эта область очень так хорошо описана и показана. В том числе, я сейчас говорю о «Рамаяне», она очень хорошо показана и на детстве Рамачандры и его братьев. Когда у Дашаратхи родились дети – четыре сына, он был необычайно счастлив. И вот то, в каком состоянии находилась его семья, в отношении женщин, жен Дашаратхи к детям других жен проявляется такое правильное понимание, что из себя представляет ребенок.
00:40:08 Вообще существует правило воспитания детей, то есть по возрасту и так далее. Это очень сложная наука и конечно о ней нужно говорить особо. Душа приходит в тело женщины и вся семья, весь род он воспринимает эту душу как благословение. И проводится очень много обрядов, и вот в «Рамаяне» это показывается как проводились обряды, когда Рамачандра и его братья находились в чревах будущих своих матерей.
00:41:00 Когда ребенок рождается, первые пять лет его жизни, первые пять лет пребывания его в грубом физическом мире они очень ответственны, опасны и очень важны. Вот именно в эти первые пять лет ребенок должен получить максимум внимания, максимум добрых, хороших чувств, максимум любви к себе. В это время его нужно обязательно как можно больше тискать, целовать, гладить, то есть вот максимум тактильных контактов с ребенком. Потому что ребенок в этот момент, вот в это время имеет, в общем-то, сознание животного и у него разум ещё не очень развит, и он воспринимает хорошие чувства как раз вот на уровне кинестетики, то есть уровень звучания голоса, касаний и так далее.
00:42:09 Если очень часто дети уходят до пяти лет из этого мира, то есть тела умирают, потому что они, их родители не заинтересовали своей любовью. То есть они не видели смысла для того, чтобы остаться в этом мире. Когда проходят первые полгода пребывания ребенка на Земле, совершается особый обряд, который определяет будущие наклонности ребенка. Это очень важный обряд, обычно его совмещают с обрядом вкушения, первого вкушения твердой пищи.
00:42:58 Обряд следующий - проводится огненная ягья, огненное жертвоприношение. Потом ребенок, потом перед ребенком выкладываются вещи, то есть выкладывается меч – может быть игрушечный, может быть настоящий, выкладываются деньги, выкладываются священные писания. И ребенок он как бы лежит вот перед этими вещами и смотрит на них. И то, к чему он тянется, показывает его будущие склонности. Это не просто, это не простая вера, это точное знание как правильно создать обстановку на этой церемонии, правильно прочитать мантры и тогда у ребенка открываются определённые энергетические каналы, начинают проявляться определённые его качества. И вот такие обряды были проведены, когда Рамачандре и его братьям Лакшману, Бхарате и Шатругхне тоже было полгода. И все они показали себя очень благочестивыми воинами, правителями. Они все выбрали священные писания и выбрали меч, то есть они, в конце концов, стали идеальными правителями.
00:44:41 Вообще воспитанию детей, я уже сказала, в древнем обществе уделяли особое внимание, потому что благочестивое, достойное потомство означало, что предки, то есть родители, когда оставят эти тела и уйдут в тонкий мир, будут находиться в очень хорошем положении благодаря действиям потомков. И естественно для того, чтобы воспитать достойное потомство, очень высокие требования предъявлялись к учителям. В древнем воспитании детей, всегда в древности соблюдался простой принцип – каждый человек должен учиться и посвящать себя тому делу, к которому он способен и склонен от природы. Так будет лучше и для него и для всего общества.
00:45:58 И очень важно, чтобы родители понимали – ребенок не должен становиться жертвой ни их капризов, ни фантазий, ни так называемого социального заказа, моды и разных всевозможных искусственных теорий. Всем этим полна наша современная жизнь. Многие дети стремятся стать моделями, что уродует их психику. Многие дети стремятся ещё там, стремятся, имеют какие-то неестественные желания, которые вредят их психике и здоровью. И вот этого всего надо обязательно избегать. Нормальный вот подход древний основан на признании того, что люди рождаются разными и нужно сотрудничать с природой, которая наделяет их разными наклонностями.
00:46:56 И внимательно наблюдая за ребенком, нужно как можно точнее выявить эти наклонности, которые указывают на его сословную принадлежность. И вот когда выявляется сословная принадлежность ребенка, нужно уже целенаправленно воспитывать в нём качества и навыки данного сословия. Если занять человека той деятельностью, которая лучше всего соответствует его природным наклонностям, то и сам человек будет удовлетворен, и общество получит хорошего работника.
00:47:40 И в древности эти наклонности не только выявляли, но ещё и программировали как раз вот такими обрядами и ритуалами, то есть обряд зачатия ребенка, обряды во время беременности женщины, обрядами после рождения ребенка. И всё это начиналось, то есть вот я уже рассказывала, муж и жена приходили к своему гуру, он им говорил о том, как они должны провести [кархадамо] самскару, вот этот обряд. Потом описывал, давал им указания, как они должны вести себя во время беременности и так далее.
00:48:38 Но вот все принципы, о которых я говорю, их надо применять в соответствии место, времени и обстоятельств. И допустим Лев Николаевич Толстой, о котором вы естественно все хорошо знаете, он применял вот эти древние методы воспитания практически идеально. Он проявлял очень большой интерес к ведической системе обучения, и он всегда говорил об её принципах, а не о частностях. То есть он говорил об одном из основных принципов ведического воспитания – о взаимноуважительном и доверительном отношении между учителем и учеником. То есть он говорил, что учитель должен глубоко сознавать свою ответственность, а родители и сама атмосфера в обществе должны формировать у ребенка благоговейное отношение к учителю.
00:49:51 И конечно, когда мы сейчас вот можем смотреть на ситуацию в школе, мы можем понять, что вот этот один из основных принципов воспитания детей он не соблюдается. Дети не уважают своих учителей, они всегда делают разные каверзы учителям – вспомните книжку Марка Твена «Том Сойер», вспомните школьные проделки, свои школьные проделки, своих школьных товарищей. Учитель в обозримом прошлом и сейчас он, в общем-то, всегда находится под градом насмешек достаточно уничижительных и он совсем не обладает тем авторитетом, которым должен обладать.
00:50:53 И в «Рамаяне» очень четко показывается роль учителя, роль гуру, вот именно та роль, которая должна ему принадлежать. Можно привести конкретный пример – первое занятие четырех сыновей царя Дашаратхи. Царь Дашаратха привел их к своему гуру, то есть к семейному жрецу Васиштхе. Васиштха в присутствии царя Джанаки он так наставительно говорил со своими подопечными, вот с четырьмя братьями царственными. И он показал царю, что его авторитет перед сыновьями Дашаратхи очень высок, но как только царь Дашаратха ушел, Васиштха сел перед братьями, склонился перед ними и сказал: «Чему я вас буду учить? Вы сами Господь, поэтому, пожалуйста, научите меня, чему я вас должен научить». И так далее.
00:52:15 Сам факт того, что Васиштха, прекрасно понимая, что перед ним воплощение Бога, на людях он все-таки поддерживал свой авторитет. Вот эта система уникальная, что авторитет гуру, учителя должен быть очень высоким и учитель должен быть идеальным человеком по сути дела, он очень четко показан в «Рамаяне» и в «Махабхарате». Почему так было всегда? Потому что даже самый талантливый человек, если он не приучен к дисциплине, он не сможет полностью проявить свой талант. И кроме того ведь те, у кого не развиты такие качества как честность и милосердие, они нередко используют свои способности и знания во зло другим. Явление, в общем-то, в современном мире чрезвычайно распространенное.
00:53:27 Вспомните, если кто-то из вас читал биографию знаменитого киноактера Джеки Чана, как его воспитывали в школе киноактеров, насколько была жесткой система, по которой воспитывали его и его друзей - то у многих людей может наступить ступор, вот действительно. Потому что в ход шли, для наказания в ход шли и бамбуковые палки, и наказание запретом есть и так далее. И для многих людей такая система воспитания является очень жесткой и достаточно страшненькой такой. Но дисциплина в воспитании ребенка она необходима.
00:54:21 И с пяти лет, когда ребенок уже получал достаточно любви, когда он понимал, что окружающий мир относится к нему очень хорошо, и вот с пяти лет ребенка уже нужно дрессировать. И тут идут в ход такие методы как кнут и пряник. И если вот нет какой-то нравственной основы воспитания, религиозной основы воспитания, если нет дисциплины, то это портит детей. И в советские времена при коммунистической идеологии можно точно сказать, что советская школа, и не только школа, не воспитывала глубоко порядочных людей. Может быть, на смену этим поколениям придёт поколение ещё более свободное от традиционных добродетелей.
00:55:26 Но в конце двадцатого века, то есть вот буквально недавно все рекорды по безнравственности устанавливались бывшими октябрятами. Вот все те, кто доставили народу бывшего Советского Союза максимум неприятностей во всех сферах жизнедеятельности – и в нравственной, и в экономической, они же были все бывшими октябрятами, пионерами, комсомольцами и так далее. И население этого мира оно вообще-то склонно к деградации, поэтому учителя обязательно должны быть воспитателями, а не просто поставщиками сведений. Наши современные учителя, учителя в Советском Союзе, они были просто поставщиками сведений. Но если там они были коммунистами, общество имело какие-то рычаги воздействия на их поведение. Но каким примером может для детей являться человек, который, допустим, изменяет своему супругу, ест мясо, курит, пьет, ругается матом. И вот это наши современные учителя. Чему такие учителя могут научить ребенка? Знания, которые они дают в школе, они, в общем-то, не особо нужны в жизни.
00:56:55 И в древности люди знали, какие знания необходимо давать, в том числе и женщине. Женщин - вообще мальчикам и девочкам, мальчики и девочки, я уже говорила, они обязательно учились раздельно – давалось как минимум знание по 64 видам искусств. То есть это было и для мальчиков и для девочек обязательным являлось изучение этикета, психологии, умение правильно строить дома, умение распознавать минералы, находить драгоценные камни. Им давали знание, как разговаривать с животным миром, с растительным, с птицами как разговаривать, как ставить театральные постановки, как правильно одеваться, как составлять гирлянды, венки, как украшать цветами жилище, как правильно вести себя по отношению к старшим, к мужчинам будь то близким или посторонним и так далее. То есть все знания, которые давались раньше в обществе они действительно пригождались в жизни. В современной школе даются знание где-то на 50% которое вообще не нужно.
00:58:25 И естественно даже давая такое обширное знание, особый упор все-таки делался на воспитание нравственных качеств. Именно нравственным качествам придавалось огромное значение. Один великий святой в семидесятых годах прошлого века, он приехал в Америку и посмотрел на то, как живут американцы и он задал такой вопрос: «Чему учили этих людей 15 лет, если они потом вот после этого обучения не стесняются ходить голые как животные?». То есть в чем смысл их обучения?
00:59:13 И всегда великие святые, духовные вожди общества именно вот в древности любой учитель он был именно таким. Он всегда был [ачарьи], то есть тем, кто учит личным примером. И учителя они учили личным примером, прежде всего высокой нравственности, которая начинается с таких простых правил как не причинять и не желать зла другим, не лгать, не воровать, не употреблять спиртные напитки и прочие одурманивающие средства, не изменять супругами и так далее. И раньше все дети были целомудренные. И всем детям давались основы психологии, основы правильного поведения вот в этот очень сложный подростковый период, когда половые гормоны бьют в голову, когда мальчики и девочки встречаются с проблемами половой жизни.
01:00:32 Ребенку всегда с детства объясняли, что половую энергию нужно беречь и только когда человек бережет половую энергию, только тогда он будет сильным, крепким, он сможет нормально усваивать школьные предметы. А когда он вырастет, то он сможет создать семью, в которой родятся здоровые и способные дети. Вожделение отупляет и ослепляет людей, толкая их на самые отвратительные поступки.
01:01:14 Если кто-то… примером вот такого ослепления вожделением, ослепления такой вот вседозволенности и распущенности можно назвать жизнь героев, которая показана в американском фильме «Дикие штучки». Уникальный пример, когда несколько мужчин поехали в Лас-Вегас оторваться, причём у одного из них должна быть вскоре, через несколько дней свадьба. Они там так оторвались, что буквально через короткое время все они встали перед печальным финалом своей жизни. Вся их жизнь превратилась в ад, сколько-то из них погибло и так далее. То есть вот такой пример, вот такой фильм он показывает реальные плоды разврата, неправильного безнравственного поведения, не соблюдения каких-то моральных основ жизни.
01:02:26 Вообще вожделение это такой враг, я бы сказала, человечества, которого надо обуздывать, а не раскармливать. И вот это вожделение в нашем современном обществе оно особо раскармливается. Раскармливается рекламой лекарств, которые поднимают потенцию мужчины, раскармливается сексуальными сценами с экранов телевизоров, порнографией разного рода, сексуально озабоченными книжками разных авторов. Но в древности учителя учили своих учеников быть целомудренными, соблюдать до определённого возраста вот этот обет целомудрия, воздерживаться от потворства сексуальным желаниям в действиях, словах и мыслях в любое время, в любом месте и при любых обстоятельствах.
01:03:47 И в царской России и в начале советской власти довольно долго сохранялось раздельное обучение мальчиков и девочек. А в Англии до сих пор в самых престижных, элитных учебных заведениях раздельное обучение сохраняется, является естественным, потому что с Востока перешло на Запад вот такое понимание, что аристократы должны быть больше, чем кто бы то ни было высоконравственными. И естественно вот эта высокая нравственность она начинается с раздельного воспитания мальчиков и девочек.
01:04:30 В «Рамаяне», я уже говорила, показано идеальное общество. Это общество предназначено для того, чтобы каждого научить постигать истину. И устройство ведическое, ведическое понимание истины на практике оно означает, что познать можно истину только в одном случае, то есть, служа ей. И вот выявив природные наклонности ребенка, учителя объясняли ему, к какой деятельности он должен готовиться. Учителя помогали ребенку приобрести навыки и развить качества, которые необходимы для этой деятельности и учили выполнять эту деятельность в духе служения Абсолютной Истине.
01:05:32 Даже сейчас несмотря на то, что сословия в нашей стране сильно смешаны, деление на богатых и бедных ещё не показатель деления на сословия, определить природные наклонности, то есть сословную принадлежность человека можно задолго до окончания средней школы, тем более ВУЗа. И в древности учителя определяли сословие ребенка практически сразу, хотя даже если это был сирота какого-то неизвестного происхождения. И для учителя в принципе, в общем-то, было всё равно какие родители у ребенка, он понимал его наклонности и сразу же начинал обучение.
01:06:31 Я приведу два примера или можно это сказать, я уже точно не помню, или это является половинками одного примера. Мальчик пришел к гуру, к учителю и сказал, что он хочет учиться. Гуру спросил: «А кто твой отец? Я же должен знать, к какому сословию ты принадлежишь». Мальчик ответил, что он не знает и побежал спросить к своей маме. Он спросил, вернулся и когда гуру задал второй раз ему вопрос: «Кто у тебя отец?», мальчик ответил ему: «Моя мама не знает, кто отец, потому что она, в общем-то, гулящая такая женщина». И брахман ответил: «Пусть у тебя мама гулящая, но ты брахман, потому что ты говоришь правду».
01:07:29 Другой пример – пришел к гуру ученик, принадлежащий к более низкому сословию. Гуру его взял, гуру он понравился и гуру взял его к себе в ашрам, но другие ученики – представители брахманского сословия, они были очень недовольны тем, что в их среде появился низкорожденный и они стали жаловаться учителю – почему этот юноша вместе с ними ест, пьет. Я вам уже рассказывала о том, что человек, вот инстинкт самосохранения человека, он следующий - нужно обязательно человеку, у которого есть знания и который понимает, что такое пища, он всегда будет есть только там, где пища может оставаться чистой. Он будет есть только в обществе людей, которые имеют такое же сознание, как и его.
01:08:35 И вот брахманский… раньше на Руси и сейчас до сих пор в брахманских деревнях в Индии люди, брахманы едят только тогда, когда вокруг находится очень благоприятная такая звуковая атмосфера. И если вдруг послышится звук, который издают люди более низкого сословия, то есть звуковые вибрации более низких качеств, они тут же перестают есть, мантрами закрывают свою пищу. И когда вот эти неблагоприятные звуки, то есть звуки более низких качеств, прекращаются только тогда они начинают есть. И это одно из основных, то есть это одно из правил, которого придерживаются люди высшего сословия в Индии.
01:09:34 На юге Индии, где брахманы больше, чем на севере следуют традициям своего сословия этот принцип очень важен до сих пор. Допустим вот в Арисе, вообще в больших крупных храмах, где есть такая сообщность людей, которые принадлежат к жрецам, к их семьям, к семьям этого храма, у них до сих пор есть правило – они никогда не едят в присутствии других людей. То есть они очень заботятся о том, чтобы в их тело поступала пища, наполненная звуковым содержанием очень высокого качества.
01:10:27 И когда к гуру пришел ученик из более низкого сословия, естественно молодые брахманы они стали говорить своему учителю: «Почему он ест вместе с нами? Он же низкорожденный. Мы не хотим питаться теми же вибрациями, которые ест он, мы не хотим загрязнять свой ум и настроение, пищу свою». И гуру, который видел качества нового ученика, он сказал: «Хорошо, я выполню ваши требования. Но обещайте мне, что когда вы поймете, что из себя представляет новый ученик, вы примете, вы станете относиться к нему так же, как к себе подобным». Они согласились.
01:11:18 И тогда гуру отправил нового ученика низкорожденного в коровник, в гошалу, чтобы он убирал навоз за коровами, ухаживал за коровами и дал ученику мантру, которая вызывала, которая посвящена самому близкому слуге Шивы быку Нанди. Нанди он предстает обычно, его изображают быком, но так как он очень высокодуховная личность, он имеет не только тело быка, он может принимать человекоподобный образ и так далее. И вот этот ученик он стал повторять мантру Нанди.
01:12:15 И однажды утром, в общем, он сколько-то дней эту мантру повторял, и однажды утром в ашраме проснулись и с удивлением стали оглядываться - вообще, что же произошло. Петухи пропели, в принципе должно быть утро, но было темно. И когда они, когда ученики-брахманы вышли на улицу, они вдруг увидели, что около их ашрама, загораживая Солнце, вообще загораживая все небо, стоит большой Нанди и разговаривает с этим новым учеником.
01:13:04 Любого полубога можно вызвать мантрой, эта мантра будет держать до какого-то момента этого полубога, опять же все зависит от мантры, от времени, от настроения полубога, от времени года, от разных всяких обстоятельств. Но и может быть Шиву вызвать даже намного легче, чем допустим Нанди. Нанди это особая личность, очень достойная и любая похвала в адрес Нанди, она приносит очень хорошую карму. Поэтому если вы поедете в Индию или где-то в России увидите изображение Нанди – обычно вот этого белого быка рисуют рядом с Кришной, вы обязательно выразите Нанди почтение, вы получите его благословение, вы намного улучшите свою карму.
01:14:01 И ученики-брахманы они были в шоке от того, что вот этот низкорожденный юноша вызвал Нанди так быстро, он просто там достаточно недолго повторял эту мантру и вызвал Нанди. И тогда они поняли, что хотя он из достаточно неблагородной семьи, он обладает качествами брахмана. Вот так гуру могли сразу увидеть качества ученика, дать ему соответствующее воспитание и так человек занимал необходимое, нужное ему положение в обществе.
01:14:50 Сейчас рекомендуется выявлять склонности ребенка после четырех-пяти лет обучения, то есть практически после начальной школы первые четыре класса, когда программа в принципе для всех одинаковая. Дальше можно учить каждого ребенка именно тому, что ему нужно знать в соответствии с его сословной принадлежностью. Сложная современная жизнь и достаточно слабое здоровье детей это не аргументы в пользу того, чтобы всех детей много лет учить одному и тому же. И в общем-то совершенно не нужно опасаться, что учащихся, которые по своим природным наклонностям относятся к тому или иному сословию, окажется слишком мало.
01:15:52 В России всегда было достаточно одаренных ученых, врачей, артистов, воинов, купцов, крестьян, мастеровых людей. И главное – совершенно не нужно пичкать огромными объемами информации тех, кто не может, не хочет и в общем-то не должен её усваивать. С советских времен ведется, что те, кто явно не склонен или не способен постигать сложные предметы, преподаваемые в старших классах, они продолжают своё обучение в ПТУ. Хотя там они получают среднее образование, в общем-то, ясно, что упор там делается на освоение рабочей специальности.
01:16:50 И в древности те, кто обнаруживал вот такие наклонности к профессиям рабочих, ремесленников, служащих низкого такого ранга, они учились в школе меньше, чем все другие. Это в общем-то подтверждает вот то, что люди в разных обществах рождаются с разными качествами. И если целенаправленно и достаточно рано выявлять эти качества, то есть сословную принадлежность ребенка, и осуществлять его дальнейшее воспитание и образование в соответствии с лучшими традициями данного сословия, это приведет к появлению в каждой профессиональной сфере специалистов очень высокого класса, очень высокого уровня.
01:17:53 Вот у нас за время перестройки практически исчезли представители рабочих, имеющих супер квалификацию, была разрушена фактически система обучения в ПТУ. Страна постепенно из года в год лишалась представителей очень необходимых для общества слесарей, я не знаю – не очень знакома с рабочими специальностями, но слесарей, точильщиков супер класса уникальные способности которых обычно используются в космической промышленности, военной промышленности. И от этого современное наше общество в общем-то будет страдать, потому что в любое время необходимы рабочие, ремесленники очень высокой квалификации.
01:19:04 Если происходит вот тот исключительный случай, когда позднее выясняется, что произошла ошибка, и на самом деле ребенок по своим качествам и наклонностям относится к какому-то другому сословию, эту ошибку всегда можно исправить и они исправлялись. Основной принцип древней системы воспитания состоит в том, что социальное положение человека должно определяться его качествами и характером деятельности, а не родословной как в наследственной кастовой системе или как в близком прошлом у нас в стране.
01:20:16 Снова и снова в науке воспитания говорится, что тот, кто родился в семье священнослужителей, учителей, но проявляет качества и наклонности рабочего следует считать рабочим. А того, кто родился в семье рабочего, но проявляет качества священнослужителя нужно считать именно священнослужителем. И в Ведических писаниях приводится очень много случаев, когда брахманами, то есть представителями высшего сословия, становились выходцы из других сословий.
01:21:10 И в случае с Рамачандрой, с его братьями как раз эта система очень четко показана. Рамачандра и его братья с детства проявляли уникальные способности идеальных царей - у них был идеальный учитель, у них были практически идеальные родители. И если вы не читали «Рамаяну», обязательно её почитайте, потому что она дает очень четкое представление о том, как должны воспитываться дети, какими должны быть учителя.
01:21:58 Переход образовательной системы на коммерческую основу показывает, что задача подготовки настоящей интеллигенции перед этой системой не ставится. И конечно при общедоступном образовании многие люди, отдавшие допустим по 15-20 лет учебе, потом занимаются работой, для которой 8-9 классов более чем достаточно. В древности не было этой бессмысленной траты времени и средств. И столько лет, то есть 15-20-25 лет в гурукулах, в учебных заведениях проводили только те, кто обладал ярко выраженными брахманическими качествами, то есть качествами интеллектуального сословия. И система учебы она была так построена, что даже уже в шестнадцать лет будущий правитель был готов приступить к исполнению своих обязанностей. А представитель брахманского сословия – брахман в принципе уже мог открывать свою школу и становиться гуру для представителей других сословий.
01:23:31 Царям, вот опять же все время, когда читаешь «Рамаяну» и «Махабхарату», постоянно возвращаешься к мыслям о том, насколько важно правильно учить будущих правителей. Демократическое общество это в общем-то демоническое общество, потому что страной правят люди, не имеющие достаточной квалификации, люди, которые не получили должного образования с детства. Если правители не получают должного образования с детства, то атмосфера вокруг них становится такой гнилостной, то есть права пословица «рыба гниет с головы». И даже знаменитый русский философ, один из знаменитых русских философов даже в своё время написал, что «судьба народов зависит от качеств ведущего, верхнего слоя».
01:24:45 Вообще такое сословное общественное устройство возникло в Трета-югу, потому что в Сатья-югу, в Золотой век в принципе оно было даже и не особенно нужно, потому что все были в общем-то святыми и воины не нужны были, и все были здоровенькими, потому что были высоконравственными. Энергетические каналы в телах людей были чистыми и мантры, которые они читали в то время, они настолько насыщали тело, что фактически заменяли и пищу, и физические упражнения. В Трета-югу, когда появилось вот такое сословное деление и когда в принципе появились первые воинские подразделения, воинское искусство само по себе, йога стала основой для воинского искусства.
01:25:56 Вот если вы внимательно посмотрите, вообще существует восемь миллионов четыреста тысяч асан. Если вы посмотрите на тренировку воинов, то вы увидите, что разминочные упражнения, какие-то основные боевые упражнения они полностью копируют асаны и играют очень важную роль для улучшения здоровья. В Трета-югу, когда появилось воинское сословие, занятие йогой для воина всё равно оставалось очень важным. И Господь Рамачандра вместе со своими братьями так же как и воины того времени они изучали не только воинское искусство, они очень серьезно изучали йогу, потому что правитель, хотя его деятельность происходит под эгидой энергии страсти, превалировать, то есть направлять эту энергию страсти все-таки должна энергия благости. Йога это энергия благости и для того, чтобы вот эти качества энергии благости развивали соответствующие качества воина-правителя, изучение йоги было обязательным.
01:27:28 В Кали-югу сейчас в общем-то не уделяется большого внимания воспитанию настоящих воинов, потому что настоящих воинов учат настоящие брахманы, настоящие интеллектуалы. И сословие настоящих интеллектуалов оно практически исчезло. В начале Кали-юги где-то примерно пять тысяч лет назад сословие брахманов стало терять свою чистоту, а вместе с ней и авторитет. Вообще от сословия интеллектуалов, священнослужителей зависит жизнь всего общества.
01:28:33 В Индии и в древней Руси хотя сословие вот такое духовное оно тоже деградировало, но не настолько, как допустим в Европе. Показателем жуткой деградации священнослужителей является период инквизиции, который был в Европе и на Руси, то есть во времена православия – это страшные века средневековья. Но в Индии деградация священнослужителей проявлялась немного по-другому. Если в Европе, то есть христианские священнослужители, их деградация проявлялась в том, что они отправляли на костер людей, то есть они уничтожали так называемых еретиков, в Индии эта деградация достигла максимальной стадии примерно две с половиной тысячи лет назад. Они стали проводить очень много огненных жертвоприношений, на которых закалывали большое количество животных, то есть у них появилась такая тяга к мясоедению. И вот тогда пришел Будда для того, чтобы дать, чтобы отвратить население Индии от мясоедения и дать принцип ахимсы.
01:30:25 Говоря, рассказывая о «Рамаяне» и «Махабхарате» всегда хочется говорить об удивительных качествах настоящих священнослужителей. Потому что настоящие священнослужители всегда связаны с Богом и свидетельствуют о нём своей жизнью и наставлениями. Если же священнослужители утрачивают реальную связь с трансцендентным, если конечно она у них есть изначально в религии, они становятся материалистичными. И для нашего времени очень характерно появление ученых и священников, которые вообще не сведущи в науке о Боге и которые принадлежат к разным религиям и в соответствии с тем, что они ничего не понимают о Боге, они не находят между собой общего языка.
01:31:31 Вспомните уже противоречия между христианскими священнослужителями и мусульманскими, которые длятся в течении столетий. Противоречия между иудеями, мусульманами, христианами и так далее. Но человек, который очень глубоко разбирается в религиозных вопросах, он понимает, что все вот эти несуразности, несоответствия не имеют смысла, потому что Бог, так же как и небо, один. И как невозможно разделить небо, так же невозможно разделить и Бога и притянуть к себе, то есть сказать, что у нас Бог правильный, у вас неправильный.
01:32:32 Нужно четко понимать, что каждая религия дается в соответствии с временем, местом и обстоятельствами, она дается в соответствии с уровнем развития народа, которому она дается. И у всех религий основа одна, просто разный потолок, разная верхушка знания, потому что уровень знаний, его количество, его качество зависит от уровня развития народа, которому вот это религиозное знание дается. В любой религии всегда находятся удивительные люди, религиозные люди, имеющие статус священника или не имеющие, но которые обладают по-настоящему благочестивыми религиозными качествами.
01:33:30 Недавно я читала книгу о Флоренском и мне захотелось его даже упомянуть, потому что Павел Александрович Флоренский был удивительнейшим человеком. Он был ученым-энциклопедистом, физиком, математиком, астрономом, философом, искусствоведом, филологом и богословом. И он был ещё к тому же православным священником. И он указывал, что слово «истина» с этимологической точки зрения означает «то, что есть» - [еистина]. И санскритский эквивалент этого слова «истина» - сатья, то есть [таттва] тоже имеют и гносеологическое и онтологические значения.
01:34:28 Например, слово «шакти-таттва» это не только правильное представление об энергии, но и сама энергия. И Флоренский указывал на это. И многие святые, которые принадлежат к разным религиям, все они говорили, что восстановив связь с первоисточником всех энергий, человечество сможет решить энергетическую проблему. Хотя, казалось бы, что вот это вроде бы и несовместимые вещи. Так, сейчас я спрошу – у нас есть вопросы? Много у нас вопросов? Так…
01:35:33 Часто люди могут говорить: «Ну что вот вы говорите «Рамаяна», «Махабхарата», это было очень давно и в принципе какое отношение вот эти древние истории имеют к современному миру? Насколько хорошо может работать вот эта система идеального общества? Идеальный монарх очень, достаточно жестко руководит своей страной и благодаря этому жители её живут хорошо. Насколько это возможно в наше время?». Ответ может быть один – вот эта [Рамараджия], то есть царство Господа Рамы, о котором до сих пор мечтают в Индии, оно возможно и в наше время.
01:36:30 Я уже говорила о том, что на юге Индии и даже в других её частях есть такие небольшие царства, где цари, хотя и имеют чисто номинальную власть, но они все-таки принимают очень активное участие в жизни людей, которые когда-то были их подданными. И они вершат правый суд, они дают наставления, они наказывают неблагочестивых людей, наказывают преступников и так далее. И я приведу пример, может быть не такой уж близкий, но и не такой уж далекий.
01:37:23 Я приведу в пример свою любимую Арису. Ариса это штат Индии, который располагается на востоке Индии. Хотя столицей Арисы является город [Пуванешвар], раньше это был город [Картак], но фактическим центром штата Арисы всегда был храм Господа Джаганатхи. Храм стоит, находится в городе [Джаганатха-пури]. И имя само «Джаганатха» переводится как «Владыка Вселенной». Это вообще уникальный штат, и вот та ситуация, которая была в Средние века, в этом штате говорит о том, что даже сейчас в наше время возможна идеальная монархия, возможно идеальное общество, когда все счастливы, все благочестивы, все богаты и все служат Абсолютной Истине.
01:38:50 Вот эта земля Джаганатха-пури называется [«пурушита макшетра»] - «Земля Верховной Личности». И в этой местности, то есть в этом месте вот уже в течение двух миллиардов лет, там какие-то перерывы на потопы разных масштабов – вселенские там, планетарные и местные, ведется вот в течение двух миллиардов лет, там ведется поклонение Господу Джаганатхе. Я уже сказала, что «Джаганатха» означает «Владыка Вселенной», и Джаганатха это Верховная Личность, которая включает в себя все формы Вишну. Но в Арисе уже очень много столетий уникальная ситуация в том плане, что Джаганатхе и его брату [Балараме и Субхадре], которые стоят на алтаре в этом храме, поклоняются не только вайшнавы. Но поклоняются им буддисты, [шиваиты, джаины, шакты], почитатели различных полубогов. При этом они следуют очень строго своим учениям и всё равно Джаганатха для них самое главное божество.
01:40:21 Тем, кто поклоняется Рамачандре, Джаганатха предстает как Господь Рамачандра. Для буддистов он Ади-Будда, то есть «изначальный Будда». И даже имперсоналисты считают его наивысшим проявлением Безличного Абсолюта. Хотя Джаганатха это имя Всевышнего, которое приводится во многих ведических источниках, оно приемлемо не только для вайшнавов, но и для тех, кто понимает истину совсем по-другому. Джаганатха владыка Вселенной, но естественно он и владыка Арисы. И в тринадцатом веке, когда мусульмане захватили большую часть соседней Бенгалии, других земель, которые граничили с Арисой, ариский царь [Анантапхимандев] III особым указом объявил себя [роутом], то есть буквально «коником», то есть воином, слугой подлинного царя Арисы, то есть Господа Джаганатхи.
01:41:41 Вообще вот об идеальном периоде общественного устройства, о времени идеального общественного устройства в недалеком прошлом можно говорить примерно века с одиннадцатого. То есть я вот сказала – [Анантапхимандев] был в тринадцатом веке, но был ещё его отец супер благочестивый царь, был его предшественник, которые положили начало вот этому идеальному периоду в жизни общества того. И цари вели такую традицию поклоняться Джаганатхе не только как Богу, но и воздавать ему почести как царствующей особе. А среди [роутов], воинов, правителей Арисы сложилась такая традиция, которая показывала, что царь, какого бы уровня он ни находился, насколько бы он ни был богат, он всего лишь его слуга.
01:42:54 И самый главный праздник Арисы – Ратха-ятра, и вот во время этого праздника царь шел перед колесницей Господа Джаганатхи и подметал золотой метлой землю, по которой потом проезжала колесница. И цари тем самым являли не только своё смирение, но они показывали такой урок всему народу – любой труд, совершаемый во имя Господа, достоин всяческого уважения. И тот, кто действительно трудится во имя Бога, он никогда не теряет энтузиазма, и сердце такого человека постепенно очищается, в нём развивается любовь к ближнему и желание слушать о Боге. В этом заключается облагораживающая роль труда.
01:43:57 Вообще в Индию мусульмане пришли в одиннадцатом веке. И когда народ, имеющий более низкую культуру, приходит в страну с более высокой культурой, он из зависти, из-за того, чтобы подчинить себе население и верхушку общества, он начинает принижать значение культуры той страны, в которую они пришли. И мусульманские завоеватели, и потом англичане, они вот являлись примером, вся их деятельность являлась примером вот такой зависти.
01:44:51 Мусульмане, историки они как-то там подсчитали, что за всю мусульманскую историю, в Индии было уничтожено более ста миллионов индуистов, то есть вы представляете насколько велика была нетерпимость к людям, которые думают по-другому, которые исповедуют другую религию. Но мусульмане, когда они пришли в Индию, хотя они уничтожали индуистов, хотя они и уничтожали храмы другой религии, они все-таки понимали, что им предстоит жить в этой стране. Поэтому не надо уничтожать какие-то традиции, не надо уничтожать особо много людей, не надо вытаскивать очень много полезных ископаемых.
01:45:52 И можно привести в пример практически идеального мусульманского правителя – это Акбар, который правил – это было где-то по-моему конец пятнадцатого - начало шестнадцатого века. Хотя он был мусульманином, он не отличался, он был очень веротерпимым, он был идеальным мусульманским царем, он был идеальным мусульманином. Он очень уважительно относился к представителям других религий. В его царском совете были представители и мусульманского, то есть муллы были, были брахманы – представители индуизма, были представители более малочисленных каких-то конфессий. И все вопросы, которые Акбару нужно было решать, он принимал решение с подачи вот этого царского совета. Периодически он просил дискутировать членов совета, он призывал к себе во дворец различных ученых, которые исповедовали разные религии, слушал их научные диспуты, религиозные диспуты, одаривал их, очень доброжелательно относился к представителям разных сословий. То есть вот Акбар был идеальным мусульманским правителем.
01:47:31 Потом в Индию пришли англичане и индусы вот уже ко времени мусульманского завоевания они стали терять как бы свою силу тем, что уже нарушали принципы ахимсы, то есть вот они приносили в жертву большие количества животных, ели их мясо. Когда пришли мусульмане, они как бы неправильно понимали, они не очень хорошо относились к женщинам, и часть вот этого негативного отношения к женщинам перешла на индуистское общество. И к приходу англичан Индия из-за того, что женщины уже стали третироваться и к ним уже перестали относиться с должным почтением, уважением и так далее, индийское общество стало терять свою силу.
01:48:45 Стали исчезать настоящие воины, потому что откуда они появятся, если женщины уже не обладают таким достоинством, если они уже не настолько в соответствии с положением в обществе, с устоями общества, если они уже не настолько уважают себя. И когда пришли англичане, то Индия из-за создавшейся ситуации, она уже не обладала такими силами для того, чтобы противостоять англичанам. Англичане, Англия она, в общем-то, всегда была достаточно дикой страной. У современных людей об Англии достаточно такое возвышенное мнение – английские колледжи сейчас пользуются большим спросом, дети богатых родителей учатся в Англии, перенимают английскую культуру. Но английская культура основана, так скажем, на достаточной безнравственности. И вот это безнравственное отношение, то есть вот эта дикость, она проявлялась всегда в отношении англичан к народам, которые они завоевывали.
01:50:19 И когда англичане пришли в Индию, они были в шоке от того, насколько более высока культура индусов, чем культура англичан. И англичане для того, чтобы уничтожить ведическую культуру – на Руси ведическая культура была уничтожена достаточно жестоко, там просто вырезали три четверти населения и сделали православие, и хотя ведическая прослойка она достаточно сильно сопротивлялась, но все-таки к пятнадцатому, к шестнадцатому веку вот это основное сопротивление оно было как бы преодолено, - англичане уже не могли таким образом уничтожить ведическую культуру, потому что все-таки индусов было всегда много, и культура была более сильной.
01:51:16 Они стали разными хитрыми способами уничтожать эту культуру и вели себя как настоящие варвары, дикари. Они прекрасно понимали, что может быть им не удастся надолго задержаться в Индии, но хотели урвать кусочек богатства Индии. Они вывозили полезные ископаемые в Индии, они вывозили индусов на плантации разные, то есть использовали их как рабов и так далее. То есть они вели себя как нецивилизованные люди, которые не уважают культуру других стран и причём как бы безосновательно считают себя намного выше представителей той страны, куда они пришли.
01:52:15 Но ведь вы посмотрите – достаточно глупо говорить о том, что их культура была выше, чем индийская, хотя бы потому, что их религия разрешает есть мясо, а индуисты запрещают есть мясо. Индуизм запрещает пить чай, кофе, потому что они являются наркотическими средствами, запрещает есть рыбу и яйца. Англичане всё это если. То есть если сравнить и религиозные принципы, и какие-то общественные принципы, то индийское общество оно было всегда выше, чем английское. И англичане из зависти, вот как приходит дикарь и видит, что это общество намного выше, и он вот в таком порыве ненависти начинает все крушить. Но крушить можно по-разному и англичане использовали всякие разные методы для того, чтобы уничтожить индийскую культуру.
01:53:22 И вот недавно в Интернете, и по радио даже вот объявили, что реалити-шоу, оно проходило в Англии, в этом реалити-шоу принимала участие замечательная индийская актриса Шилпа Шетти. Так как я долго жила в Индии, я смотрела многие фильмы с её участием, это действительно молодая, очень красивая и необыкновенно талантливая актриса. Она вайшнави, очень религиозна, очень религиозна и фактически для многих она является идеалом женщины. Естественно у нее есть какие-то недостатки, но, в общем-то, они может быть не настолько заметны на фоне её достоинств.
01:54:23 И вот Шилпа Шетти, эта фактически идеальная женщина, она не фактически, может быть не идеальная, но очень достойная женщина, замечательная актриса, красавица приехала в Англию для того, чтобы принять участие в реалити-шоу. И англичане, и вот в процессе вот этого реалити-шоу она очень много услышала в свой адрес таких расистских оскорбительных замечаний от людей, англичан, которые по сравнению с ней, в общем-то, являются никем. Это типичная такая реакция дикарей на представительницу более высокой культуры, более высокой цивилизации.
01:55:16 И вот в начале Средних веков – так вот у нас уже – у в начале Средних веков мусульмане захватили большую часть Индии и фактически Ариса в то время была со всех сторон окружена врагами. И вот в этой очень сложной ситуации цари сделали так, что их народ не только стал очень благочестивым, то есть они и раньше были очень религиозными и благочестивыми. Но он в это время стал жить намного лучше и материально, и духовно, и воинская доблесть воинов поднялась до неимоверных размеров.
01:56:28 В общем-то уже девять часов, мне пора заканчивать. Об Арисе, с Арисы, с этого примера я начну тогда свою следующую беседу. Вопросов у нас нет. Большое вам спасибо. До свидания.