Вращение гун природы, возвышение и деградация души

01 January 2012
Вращение гун природы, возвышение и деградация души. Сатва-гуна – путь в рай. Раджа-гуна – человеческое рождение. Тама-гуна – путь в ад.
аудиокнига для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:10:55 | качество: mp3 192kB/s 15 Mb | прослушано: 1688 | скачано: 1563 | избрано: 47
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Вращение гун природы, возвышение и деградация души

00:00:19 Созидание, существование и разрушение – это вселенский закон, который поддерживается вечным вращением гун материальной природы. И он лежит в основе закона реинкарнации. Гуна – это энергия, которая окрашивает духовное живое существо в разнообразное качество материи. Материальная природа имеет всего три качества или три гуны, но, поскольку они смешиваются, их может быть безграничное множество. Поэтому одна и та же душа, попадая под влияние различных гун, проявляет себя по-разному.

00:00:55 Это можно сравнить с тем, что один и тоже человек в разной одежде ведет себя по-разному. В чистой одежде никто не захочет заниматься грязной работой, а в грязной одежде неудобно появляться в общественных местах или на праздниках. Одежда- это покрытие разного качества, которое можно изменить, приложив определённые усилия. Например, чистую одежду можно загрязнить, а грязную одежду можно постирать. Аналогично этому, если мы будем общаться с чистой гуной, то наша жизнь будет чиста, здорова и счастлива, не только в этом воплощении.

00:01:34 Но есть гуна, которая может осквернить нашу настоящую жизнь и ухудшить будущее воплощение. Понимая эти закономерности, вы сможете получить некоторые представления о своем следующем воплощении. Как три основных цвета, так и три гуны, смешиваясь одна с другой, окрашивают все материальное творение в бесконечное разнообразие и сочетание качеств природы.

Сатва-гуна – путь в рай

00:02:06 Сатва-гуна – это гуна добродетели, она отвечает за поддержание жизни, ей свойственно качество знания. Сатва-гуна характеризуется чувством просветления и счастьем. Ей сопутствуют чистота, самообладание, свобода от грехов, радость, праведность, свежесть чувств, спокойствие, аскетизм, терпение, честность, мудрость, религиозность, сила, здоровье, решимость и энтузиазм в исполнении долга, в том числе при неудачах, свобода от привязанностей, ясное сознание даже во сне, милосердие, управление чувствами и умом, понимание души, удовлетворенность, вера в Бога, смирение, стыд от плохих поступков, благотворительность по отношению к достойной личности, сопровождающееся чувством долга. Эти качества ведут человека на райские планеты в следующей жизни. «Гуна добродетели, будучи чище остальных, очищает и освобождает от последствий всех грехов.» Бхагавад Гита 14.6

Раджа-гуна – человеческое рождение

00:03:21 Раджа-гуна – это качество страсти, она отвечает за созидание, творение и рождение. Характеризуется неудержимым стремлением к плодам своего труда и желаниями, которые не поддаются контролю. Раджа-гуна проявляет в человеке жадность, похоть, привязанность, сепаратизм, желание борьбы, переживание за престиж и удачу, героизм, силу, решимость, находчивость, отвагу в бою, благородство, умение руководить, периодические страдания, потерю духовного знания, ослепления личными желаниями, жизнь в городе, неудовлетворенность даже при успехе, ложную гордость, желание большего успеха, чем у других, оправдание своих поступков силой, желание слушать прославления в свой адрес, осмеяние других, доблесть, полное нежелание давать пожертвования, или заниматься благотворительностью в расчете и ради возмещения или престижа. Эти качества возвращают человека после смерти в человеческую форму жизни. «Раджа-гуна рождается из неограниченных желаний и вожделений, и в следствие этого воплощенное в теле живое существо привязано к материальной кармической деятельности.» Бхагавад Гита 14.7

00:04:53 «Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она связывает воплощенное живое существо узами материальной корыстной деятельности.» Бхагавад Гита 14.7

Тама-гуна – путь в ад

00:05:06 Тама-гуна – это качество невежества. Оно порождает разрушение и уничтожение. Характеризуется такими качествами, как пассивность, лень, всевозможные иллюзии, агрессия, безбожие, скорбь, глупость, долгий сон, безумие, безбожие, поклонение призракам и духам, упрямство, лживость, оскорбление других, депрессия, скупость, отвержение наставлений священных писаний, неспособность сосредоточить внимание, деградация, паразитизм, лицемерие, постоянная усталость, ложные ожидания, страхи, несчастья, угрюмость, печаль, деятельность без заботы о её последствиях, самоистязание, пристрастие к нечистой и убойной пище. Эти качества ведут человека в адские формы жизни.

00:06:11 Гуны проникают в человека, когда он соприкасается с ними, созерцая этот мир, принимая пищу и общаясь с другими людьми. Гунывезде и всюду, даже в наших мыслях, поэтому у нас нет представления о чистом состоянии духа вне гун природы. Что касается деятельности в гуне невежества, то человек, занятый ею, лишен знания, поэтому он страдает в настоящем, а в будущем получит тело животного. Багават Гита, 14.16 (комментарии)

00:06:59 Одна рыба узнала, что все её сородичи живут в воде. Она плавала и спрашивала у других рыб, что такое вода и как её увидеть? В воде рыба рождается, вода поддерживает её жизнь, в воде же рыба и умирает, поэтому она не может понять, что такое вода и что такое жизнь на суше. Так же и реинкарнация или перевоплощение человека происходит в гунах материальной природы, которые образуют замкнутый цикл рождения, существования и смерти, называемый Самсара.

00:07:37 Посмотрите вокруг: все люди рождаются, живут какое-то время, а затем умирают. Так происходит вечно. Даже вселенная подчинена этому принципу проявления и уничтожения. Выход из этой великой ловушки творения начинается с достижения гуны добродетели. Правда, даже достигнув просветления, человек может снова погрузиться в иллюзию, если не займет себя высшей деятельностью. Но когда он обладает всеми качествами добродетели и при этом не привязан к ним, совершает все бескорыстно, когда он живет, не опираясь на материальную сторону бытия: еду, сон, совокупление и оборону, – и когда он обрел любовь к Богу, тогда этот человек больше не рождается в материальном мире, он уходит в царство Бога.

00:08:34 «Те, кто пребывает в гуне благости, после смерти поднимаются на высшие планеты. Люди в гуне страсти остаются на земных планетах, а те, кто находится под влиянием низшей из гун – отвратительной гуны невежества – попадают в адские миры.» Багават Гита, 14.18

00:08:59 «Гуна благости порождает истинное знание. Гуна страсти разжигает алчность, а гуна невежества приводит к глупости, безумию и иллюзии». Багават Гита, 14.17

00:09:16 Материя постоянно изменяется, трансформируется, переходя из одного качества в другое, хотя она сама по себе мертва и не имеет ни одного желания, которое присуще жизни. Это указывает на то, что над ней есть высшая воля, во власти которой она находится. Облако в небе, рожденное морем и солнцем проливает свои воды и снова возвращается в океан. Деревья и травы выходят из земли и снова уходят в землю. Земля хранит в себе семена всех видов жизни, которые то появляются на свет, а то исчезают из виду. Тела всех видов жизни вечно перемешиваются друг с другом, чтобы поддерживать свою жизнь и свой род. Тому, кто наблюдает за этими вечными превращениями, трудно понять смысл происходящего, если он живёт в этом мире с единственной мыслью – выжить.

00:10:21 На последнем этапе жизненного пути нужно решительно отринуть страх смерти, однако прежде следует разрубить узел привязанности к материальному телу и всему, что с ним связано, и избавиться от всех сопутствующих телу желаний. БагаватаПурана, 2.1.15

транскрибирование: Ирина Киреева | Москва | Россия | 01 April 2013