Обряд бракосочетания.
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 [Рузов В.О.] Пожалуйста, вопросы какие по предыдущему материалу, которые возникли. Можете задать. По предыдущим лекциям.
[Из зала] Можно вопрос?
[Рузов В.О.] Да.
[Из зала] На прошлой лекции Вы говорили, что можно [неразборчиво] запрограммировать…[неразборчиво]
[Рузов В.О.] Да.
[Из зала] Если это не произошло?
[Рузов В.О.] Нужно освятить пищу. Процесс освещения, процесс нейтрализации. Поэтому если пища освящается, то снимается негативное воздействие. Но не всё.
00:01:06 Если уж явно человек желает кому-то зла и наплевал в эту пищу, то конечно, вряд ли поможешь. Поэтому обычно в семье на Востоке заведено так просто не есть пищу, приготовленную в другом доме. Это должен быть или дом родственников или друзей. То есть, там, где более-менее хорошо относятся. Хорошо относятся. Так просто никто не станет ничего кушать. Потому что очень сильно воздействует на сознание. Очень сильно. Поэтому, в общем-то, и в общепите на Востоке работают мужчины. Потому что мужчина менее злопамятен, ему больше доверяют на Востоке.
00:02:01 Поэтому покупают его пищу, если это какая-то лавочка или ресторан, покупают, кушают. Но если женщине что-то не понравилось, она может надолго затаить обиду. Женщина в этом плане очень так серьезно обижается. Мужчина проще обижается. Проще, но активнее. Женщина обижается тише, но продолжительнее. У нее план выстраивается. И она постепенно-постепенно подводит к исполнению своего плана. Мужчина просто идет, обругается и всё. Женщина начинает планировать. Поэтому лучше всего есть или то, что Вы сами приготовили, то, что приготовили люди, которые к Вам хорошо относятся. Это самый лучший вариант. В любом случае мы можем хоть как-то освятить пищу, хотя бы чуть-чуть, хотя бы символически, чтобы снять это влияние века вражды
00:03:14 Чтобы хотя бы пища не была такой враждебной для нашего сознания. Чтобы она была дружественной для нашего мышления. Еще вопросики, пожалуйста.
[Из зала] Каким образом освящать?
[Рузов В.О.] Освящать? Всё зависит от традиции, которой следует человек. На Руси была традиция, когда гостю преподносили хлеб и соль, да? Это был не простой хлеб и не простая соль. Это хлеб и соль, которые ставили в красном углу перед иконами, освящали. То есть, ставили перед иконами и благодарили Бога за то, что он дал этот хлеб, дал это зерно, дал возможность приготовить всё это на огне.
00:04:03 Поэтому…или в современной системе это молитвы перед едой, молитвы после еды. В современной традиции. В восточной системе это мантры. Та же самая молитва, только предназначенная для того, чтобы пища обрела свет, знание, свет через звук также идет свет, знание. Поэтому освящается даже пища. Поэтому в зависимости от традиции, которой мы следуем, мы можем применять тот или иной способ и …Так или иначе, он заключается в благодарности. В благодарности за то, что нам эта пища дана. А уже как она выражается, зависит от культурной традиции конкретного человека. Еще вопросики?
[Из зала] А если благословлять там, допустим, мясо [неразборчиво]
[Рузов В.О.] благословлять?
[Из зала] Предлагать Богу.
[Рузов В.О.] Предлагать?
[Из зала] Да. Освящать [неразборчиво]
00:05:01 [Рузов В.О.] Убийство не освящается. Невозможно освятить акт убийства. Акт убийства не освящается.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Кто убил?
[Из зала] Ну, это не тот человек убивал…
[Рузов В.О.] Он заплатил за убийство. Это ещё хуже. Это заказное убийство. Заказчик всегда несет большую ответственность, чем исполнитель. Поэтому убийство не освящается. Невозможно освятить.
[Из зала] Невозможно?
[Рузов В.О.] Невозможно. Это лицемерие.
[Из зала] А если человек умирает…
[Рузов В.О.] Что значит есть начнет? Ну, как это есть нечего.
[Из зала] Кроме мяса есть нечего.
[Рузов В.О.] Ну, например.
[Из зала] Ну я не знаю
[Рузов В.О.] Ну, приведите. Нет, Вы приведите конкретный случай.
[Из зала] Исключительный случай
[Рузов В.О.] Да, где? Хотя бы один.
[Из зала] В лесу.
[Рузов В.О.] Ну где? Конкретно фамилия. [смех в зале] В лесу больше всего еды. Там чего только нет. Если это действительно чего только нет.
[Из зала] Ну а зимой
[Рузов В.О.] А что зимой? Ну, это настолько редкий случай, настолько исключительный. Пусть он найдет там эту, так сказать, пищу, так просто.
00:06:02 Если у него есть действительно какое-то желание и активность, он прекрасно проживет. Хотя бы чуть-чуть. Хотя бы чуть-чуть прекрасно проживет. Если, действительно, супер какая-то ситуация. Супер ситуация, как говорится, и супер-поведение. Но мы не для того, чтобы разбирать супер-ситуацию. Я думаю, что мы не будем попадать в такие ситуации. Да? Я думаю, что не будем. Поэтому и не будем их обсуждать. Эти супер-ситуации. В общем, тот человек, который попадает в супер-ситуации, его никто не будет осуждать. Вот это я могу сказать. Никто не будет.
[Из зала] Некому.
[Рузов В.О.] Вот я и говорю: «Некому». Вот я и говорю некому будет его осуждать. Да, поэтому так как это очень исключительный случай, происходит крайне редко, крайне редко, чрезвычайно редко, один на миллион. А может, и на миллиард. Поэтому исключения в любом случае только подтверждают правило.
00:07:01 Поэтому исключением подтвердим правило. В любом случае убийство не противоречит…не освящается ничем. То есть, есть такое высказывание Толстого, он говорит: «Все теми же доводами, которыми можно оправдать убийство животных, можно оправдать и убийство человека» Очень интересное высказывание. То есть, когда мы находим доводы, чтобы оправдать убийство животного, эти же самые доводы можно потом применить для оправдания убийства живых. Толстой. Очень интересная мысль, очень интересная. Поэтому он же говорил, что пока бойни не закрыты, невозможно остановить войну. Война будет продолжаться. [смеется] Толстой очень много об этом сказал. Очень интересная вещь. Угу. Еще вопросики, пожалуйста.
[Из зала] Вопрос такой. Скажите, пожалуйста, а если человек пришел домой поздно вечером, в 10часов- в 11. Он хочет кушать. И спать пока [неразборчиво]
00:08:14 [Рузов В.О.] Ну, во-первых, те, которые есть. Уже он должен выбрать из того, что есть. Поэтому это хотя бы нужно подогреть, чтобы это было горячее. Чтобы было горячим, чтобы этого было немного. Немножко горячего не повредит. Некоторые типы тела вообще требуют, так сказать, чуть-чуть чего-то поесть обязательно. Иначе он ночью проснется в 2 часа и начнет себе жарить картошку. [смех в зале] Просыпались иногда кто-нибудь ночью? [смеется]
[Из зала] Наверно.
[Рузов В.О.] Да. Это мы иногда, то есть, это не вредит какому-то состоянию здоровья или тела, если немного поесть перед сном. Мы говорим о том, что любое переедание всегда это плохо. Но если Вы немного поели горячего, и оно явно, так сказать, переваривается, и не сразу мы легли спать, оно, так сказать, чуть-чуть усвоилось.
00:09:09 [Из зала] Типа супчика?
[Рузов В.О.] Да. Это не проблема. Да. Ну в любом случае, Вы будете есть то, что Вам нравится. Знаете, мы можем говорить всё, что угодно, что полезно, но всё равно Вы будете есть то, что Вам нравится. [смеется] А вот поэтому просто эту нагрейте и съешьте немного то, что Вам нравится.
[Из зала] Понятно.
[Рузов В.О.] А если я скажу что, всё равно Вы будете есть то, что Вам нравится. Опыт многих лет мне об этом говорит. [смеется] Поэтому нет страха съесть чуть-чуть того, что Вы любите. Абсолютно нет страха. Много - вот это проблема. А то, что нравится – не проблема.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Да. Да. Вот съешьте для себя мало. Свою норму съешьте. То есть, то, что для Вас мало – вот это съешьте мало. А другой пусть не засматривается в Вашу тарелку.
00:10:03 На [весы] надо смотреть. Вот, понимаете? [Мама на тарелку смотрит]. Естественно, для всех разная норма абсолютно. У всех разные стереотипы питания, разное количество питания. Всем по-разному надо. Разное, так сказать, срок приема пищи. То, что для одного лекарство, для другого яд. То, что для одного яд, для другого лекарство. Поэтому стандартная ситуация. Поэтому очень индивидуально. Поэтому я даже не могу дать какого-то такого сейчас стабильного ответа: что конкретно, потому что все разное хотят. Кому-то нужно картошки пожарить, кому-то просто молока выпить, кому-то яблока достаточно. А кто-то полный ужин на стол. Что делать, что делать? Но немного, и горячее. И будет хорошо. Вопросики? Всё, что по питанию связано, сразу мне задайте. Потому что следующая тема будет другая.
00:11:05 Уже с питанием не связанная. Чтоб потом не возвращаться. Нет вопросов? Разобрались. Так, мы хотели сегодня поговорить на предпоследней лекции о свадебной церемонии как таковой. Потому что обряд необычный, нам неизвестный, в общем-то. Так сказать, наше приготовление носит немножечко поверхностный характер. Так сказать, во что одеться, кого пригласить и как сделать так, чтобы потом друг друга не убили. Да? Это наше приготовление. Но традиционно свадебная церемония носит внутренний характер. Это один из главных очистительных обрядов, который должен пройти за свою жизнь человек.
00:12:04 Всего примерно основных обрядов рекомендовано к прохождению 10. Современная жизнь фактически строится без обрядов. Фактически нет никаких обрядов. Но обряд должен обеспечить процветание, здоровье, спокойствие, стабильность, уверенность некоторую. Современный человек проходит 2-3 обряда, не более того. То есть, обычно это свадебный обряд, может быть, обряд крещения человек проходит, посвящение ещё какое-то. Не так много. То есть, 2-3 обряда. Погребальный, может быть. Если повезет. И то, всё это делается в сокращенном варианте. Поэтому смотрите из 10 основных 2 -максимум 3. В результате что происходит? Жизнь становится сложнее в 5 раз. Должно быть 10 облегчающих жизнь, облегчающих жизнь обрядов. А делается 2-3. В 5 раз меньше.
00:13:04 Поэтому и жизнь в 5 раз сложнее, в 5 раз труднее, в 5 раз беспокойнее. В 5 раз больше проблем. То есть, система обрядов должна выстроить поступки человека в один ряд, создать лестницу некоторую. Вектор задать каждому поступку, чтобы все поступки жизни были в одном направлении выстроены, все поступки. Чтобы человек всё время вспоминал, что он делает, для чего он делает, почему он это делает. Поэтому если обряды не совершаются, уходят из культуры…То есть, все поступки человека начинают иметь разный вектор. То туда человек уйдет. Первый обряд – поженился. Туда идет. Потом второй обряд – развелся. В другую сторону идет. Понимаете? Третий обряд – опять туда. Опять сюда. То есть, под разным вектором движется всё время. Туда-сюда, туда-сюда. Толку нет, просто колесо. Еще знаете, его называют чертово колесо.
00:14:02 Есть тут, нет? Чертово колесо. Есть такой аттракцион? Вот. Очень интересный. А причём отсюда, кажется интересно, а когда садишься уже страшно. Садились, нет? Очень интересное явление. [смеется] Поэтому когда разные векторы, когда каждый поступок противоречит другому, это приводит к состоянию запутанности. Человек запутывается. Для чего я живу? То туда, то сюда, то сюда, то туда. Поэтому запутанность возникает. Постоянная запутанность. Даже, например, перед едой, да? Принято дожидаться старших. Очень простое правило. Если человек начинает употреблять пищу, не позаботившись о старших, то его сознание, его здоровье, его процветание уничтожаются. Очень просто. Поэтому на Востоке никто никогда не ест, пока старшие не пришли. И на Руси была такая же традиция. Абсолютно также папа приходил, папа…И все сидели, ждали.
00:15:05 Да, ложки в лукошке. Папа пришел. Без папы никак. Старший. Факт. И каждая ложка пищи в этом случае становится ядом. Описывается в культуре, когда человек ест раньше старших. Потому что вся культура деградирует в этом случае, когда не уважаются старшие. Если же человек принимает пищу позже старших, то каждый глоток этой пищи становится глотком нектарного лекарства. Пища в лекарство превращается, она начинает его лечить. Если человек ест после старших, позже начинает кушать, пища превращается в лекарство. Такое простое явление. Не химия. Да. Никаких формул, никаких предписаний, ничего. Очень просто. Просто кушаешь по культуре, пища становится лекарством. И в аптеке покупать не надо. Но так как мы кушаем странно.
00:16:02 Иногда можем такую картину увидеть. Знаете, холодильники, закрытые на замок. Да. На замок, так интересно. Или когда гости приходят, то тарелки убираются, прячутся. Ничего нет, стол вытирается. Когда мы не готовы действительно даже поделиться чем-то малым, пищей, начинаются проблемы. Всё становится ядом, это уже не помогает. Вся пища становится ядом. Поэтому вот эта обрядовость – это не просто какая-то, это не просто какой-то символизм, это возможность избежать ошибок. То есть, просто некоторое обрядовое действие, но избегаются самые глобальные ошибки. Дает возможность человеку следовать правильному развитию, вектору. Поэтому обычно сопровождается публичными обещаниями, публичными обещаниями.
00:17:01 Вот эта свадьба, она регистрируется на небесах. Есть такое понятие да, регистрация на небесах. Когда это происходит? Происходит тогда, когда оба дают обет. Обещают друг другу, обет дается. Обет друг другу, социуму дается обет. И Богу, в конце концов, какой обет дается?
[Из зала] Никогда не расставаться.
[Рузов В.О.] Да, никогда не расставаться. Дается обет. Обет дается. Вот тогда она регистрируется. А не то, что там какая-то печать или ещё что-то. Нет. Только в этом состоянии сознания они считаются мужем и женой. В этом состоянии верности. Да. Это состояние муж и жена. Факт. Во всех других случаях это просто эксперимент. Называется эксперимент по потере молодости, здоровья и репутации. [смех в зале] Факт. Очень быстро приходит результат. От чего же надо очищаться во время свадьбы, во время этой церемонии? Что такого нечистого в этом.
00:18:00 Конечно же, от эгоизма. Проблема в эгоизме. Это опасное чувство возникает в генторных взаимоотношениях, в межполовых взаимоотношениях. «Он должен любить только меня» – думает она. «Она должна любить только меня» — думает он. В этом некоторая проблема есть. Проблема. Конечно же, человек должен особенно любить самых близких. И в половом плане человек должен любить только одного человека. Факт. Но это не значит, что он не должен любить других. Понимаете? В половом плане, да. Мы должны любить одного. И самые близкие отношения должны быть с самыми близкими. Да. Но это не значит, что он не должен любить других. Вот в чем идея-то. Как интересно. Любовь бесконечна по своей природе, и требует расширения. Любовь к одному человеку только единица любви. Но она приносит только счастье. Поэтому если человек правильно и культурно любит многих людей, то его счастье расширяется. Но как это сделать культурно?
00:19:02 Как мы говорили, основной закон, она не должна быть половой. Половая любовь только с одним человеком. Всё не более того. Поэтому если действительно любовь расширяется, правильно расширяется, то человек обретает возможность испытывать счастье постоянно. Так как не может потерять всю любовь. Одновременно потерять её невозможно. Например, если мы любим одного человека, и он нас разлюбил, то как это называется? Трагедия называется. Да? Но если мы любим сто человек и один нас разлюбил, то как называется? Неприятность. Или даже, так скажем, стабильность. Некоторая стабильность. Никакой проблемы нет. Да, это неприятно. Но жить можно дальше. Поэтому сейчас, когда семья маленькая, и один из супругов умирает, обычно второй супруг больше трех лет не живет. Очень быстро умирает. Если они долго вместе прожили и действительно любили друг друга, обычно всё, сразу же здоровье портится, не знает человек для чего жить, с кем жить, нет смыла и всё.
00:20:09 Нету больше никаких отношений. Даже поговорить не с кем. Ничего не остается. Называется форма одиночества. Мы говорили об этом. Это не семья, когда только 2-3 человека – это не семья, это форма одиночества. Потому что один человек из семьи уходит, всё ничего не остается. Полная трагедия. 100%-ная трагедия. Ради чего жить? Поэтому если кто-то нас разлюбил, один из ста, это уже не трагедия, это исключение. Когда один из ста разлюбил – это просто исключение. Да, разлюбил. Это исключение. Ничего страшного. Мир требует любви. Факт. Сама жизнь требует любви. Родители наши требуют постоянной любви и заботы. Но в эгоистическом настроении, а дети уезжают от родителей куда подальше, как можно дальше. Сейчас такая традиция. И забывают о прежних теплых отношениях.
00:21:02 И это очень больно ранит сердце родителей, когда дети уезжают. Создает плохую наследственность. Один из факторов плохой наследственности. Будущие дети, они тоже не будут заботиться о своих родителях. Когда мы не хотим жить рядом со своими родителями, то наши дети тоже не захотят жить рядом с нами. Мы тоже будем им мешать. Мы не сможем их воспитать в другой традиции. Традиция – это пример. Какой мы даем пример, так и будет идти. Поэтому в некоторых культурах есть интересные поговорки на эту тему. Мне нравится такая поговорочка. «Как часто мы вспоминаем своих родителей, так часто нас вспоминает Бог» Очень интересная поговорка. [смеется] Очень глубокая. Очень глубокая. Забота о родителях должна быть постоянная, выражаться в практических делах. Мы это уже обсуждали. Это вложение в собственную старость, когда мы заботимся о родителях – это вложение в собственную старость.
00:22:01 Насколько мы отдадим своим родителям, настолько мы получим в старости. Очень простые вещи. Ничего сложного. Дети тоже нуждаются в любви. И нам придется ей поделиться с ними. Факт. Но если муж и жена к этому не готовы, они просто разводятся, не выдерживают рождение ребенка. Поэтому очень много, две трети супружеских пар разводятся в первый год после рождения ребенка. Очень много разводов. Поэтому [некоторый эгоистический угар] говорит, что нужно жить ради себя какое-то время. И поэтому дети могут даже обузой считаться. И такое настроение передается будущему ребенку. Когда ребенок считается обузой. Это настроение ему передается, и он рождается не на радость, а на зло. Есть дети, которые рождаются на радость, когда их ожидают, ожидаемые дети. И дети, которые рождаются назло, неожидаемые дети, обуза. Когда они ходят и думают: «Вот, что теперь делать?»
00:23:02 И он готовится, чтобы отомстить будущим родителям. И все его детство – это месть родителям. Очень часто так происходит. Ну, просто такое чувство, что он мстит. Просто такое чувство. Просто такое чувство. Он может прямо бить, может прямо бить, взять ударить мать спокойно. Совсем ещё маленький, он может ударить. Очень опасно. И эгоизм, вот этот эгоизм происходит от непонимания, что любви хватит на всех, что её не надо прятать или беречь. Просто нужно окультурить, любовь надо окультурить. Это бесконечный источник, у любви бесконечный источник. И достаточно изобильный источник. Вот именно для этого проводятся обряды очищения, обряд бракосочетания, очищение сознания от непонимания истинного смысла любви. Истинного смысла, что она должна расширяться, её должно становиться всё больше и больше.
00:24:02 Поэтому нужно одухотворить эти отношения. И приходит понимание, что в процессе семейной жизни любовь супруга и супруги должна развиться до уровня святости. Значит, однажды он должен полюбить весь мир, расшириться до максимума, до святости. И к этому нужно быть готовым. Это не так просто. Если мы не хотим, чтобы человек развивался в любви, если мы не хотим, чтобы он стал святым, то значит, мы хотим, чтобы он любил только нас, никого больше. Никогда. А это называется эгоизм. Мы хотим, чтобы он был эгоистом, чтобы мы были эгоистичны, а эгоизм делает людей несчастными. Эгоизм – это путь к страданию и к несчастью. Такова вот интересная [неразборчиво]. Поэтому семья – самое сложное социальное устройство. Потому что, с одной стороны, любовь требует индивидуальных чувств, а с другой стороны, любовь должна расширяться.
00:25:07 И чтобы это совместить, необходимо освящение. Необходимо одухотворение своего понимания, вообще понятия любви. Проходя эту церемонию, мы подтверждаем, что вступаем в брак не с целью удовлетворения своего эгоизма, а для того, чтобы исполнить долг, некоторый долг. Долг. И мы принимаем долг. Мы говорили, долг нужно исполнять долго. Поэтому семья входит в это понятие долг. Фактически навсегда. Да? Только в этом случае долг будет считаться исполненным. Долг перед семьей считается исполненным, пока…только тогда, когда человек умер. Пока человек не умер, ещё неизвестно исполнил он долг или нет.
00:26:00 Потому что если он аннулирует свой обет, перебивает его, то долг считается неисполненным. Все эти годы аннулируются. Все эти годы уничтожаются. Можно 40 лет прожить в семье, на 41й год совершить глупость. И всё. Сейчас за рубежом есть удивительное явление. По-моему в Англии. В Англии. Пенсию государство, деньги платит больше одиноким людям, чем семейным. Если человек одинокий, ему платят больше, чем, если у него есть семья. Поэтому сейчас там старики разводятся. Разводятся. Потому что больше платят денег в старости. И они разводятся, и больше платят. То есть, само государство мотивирует на старости лет разводиться. Сумасшествие.
00:27:01 Семья – это основа государства. Государство уже это перестает понимать. Всё. Не поленюсь сказать, отупение происходит. Полное 100%-ное отупение. Потому что в любом учебнике любой социологии семья – основа государства. Все это знают? Нет? Все. Как может семья…как может государство способствовать развалу семьи? Это полное сумасшествие.
[Из зала] Они же фиктивно разводятся
[Рузов В.О.] Полное сумасшествие.
[Из зала] Фиктивно же разводятся.
[Рузов В.О.] Давайте я сейчас буду…Да…Я сейчас буду фиктивно глупости совершать. Я сейчас фиктивную лекцию прочитаю, фиктивные книжки Вам продам, фиктивные диски. Всё будет фиктивно. Ну, фиктивные взаиморасчеты, фиктивный торт, фиктивная запись, фиктивный ответ на вопрос, фиктивный вопрос. Обет есть обет
00:28:00 И мы ни при каких условиях…
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Как это не нарушают?
[Из зала] Нет, ну они продолжают, наверное, жить вместе. Они как…[неразборчиво]
[Рузов В.О.] Нет, нельзя жить вместе. Нет, налоговая придёт и проверит. [смех в зале]
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Налоговая очень четко работает, и также существует система доносительства на Западе очень строгая. Запад себе сейчас можно представить как времена…времен Сталина. То есть, очень строгая система доносительства на соседей. Очень строгая. Если кто-то там что-то химичит с какими-то налогами, это считается национальный долг – написать в налоговую службу. На Западе очень много есть вещей, очень трудно применяемых с нашей культурой, к которой мы привыкли. Например, есть такая интересная вещь. Когда я с этим сталкиваюсь, мне становится очень тяжело. Вы можете придти к кому-то в гости, покушать что-то там, ну, поговорить со своими, так сказать, этими хозяевами.
00:29:05 И когда Вы будете уходить, с Вами попрощаются и напоследок дадут счет за воду, за туалетную бумагу, за электричество и те продукты, которые Вы съели. И это в порядке вещей, и это в порядке вещей. На Западе очень часто нельзя зайти к человеку просто так. Это считается великой агрессией, если Вы к кому-то стучитесь и заходите. Нужно заранее, за месяц договориться по телефону, даже если в соседнем доме живете. Нужно позвонить, договориться, что может быть, встретимся. Да встретимся. Всё это. Нужно говорить, кто за это платит. Очень жестко. Очень многие люди вообще ни с кем не встречаются, не ходят никуда. Очень жесткие. Поэтому не наша задача там сравнивать Запад, Восток, Север, Юг. О принципе культуры поговорить, в чем идея культуры.
00:30:00 У нас есть свой опыт, свой опыт. И идея в том, что мы не должны не ради какого блага для себя нарушать свои обеты, ни ради какого блага. Символически, символически родину предают, символически гражданство сменить. Понимаете? Символически от сына отказаться. Понимаете? Символически религию сменить. Всё символически. Но умереть символически не получится. И заболеть тоже символически не получится. Будем за это честно болеть и умирать, и страдать. То есть, страдания будут настоящие. Значит, что мы просто продаемся. Просто наши обеты продажные, наша любовь продажная, наша верность продажная. Вот, продажная. Обеты не практичны, верность не практично, любовь не практично. Абсолютно не практично. Рождение детей не практично никак вообще. Все заметили, да? Нет? Не практично вообще детей рожать, вообще не практично.
00:31:03 Любить не практично. Не практично. Вот все культурные ценности абсолютно не практичны, вообще никакой практичности в этом нет. Потому что это подразумевает что? Бескорыстную отдачу. Культура подразумевает бескорыстную отдачу. Поэтому культура нас и должна научить бескорыстности. Мы должны понять, что через практичность ничего не решишь в этой культуре. Бескорыстна культура. Поэтому мы должны понять, что долг от слова «долго». И этот обряд настраивает человека на нужный лад. Во время свадебной церемонии муж и жена настраиваются на то, чтобы всю жизнь заботиться друг о друге. Это обряд заботы. Мы обещаем заботиться всю жизнь, быть верными, помогать друг другу, развиваться. Факт.
00:32:00 Фактически это обряд верности. Да? Обряд верности перед судьбой, перед людьми. Если мы обряд верности, очень интересный момент, обряд верности перед судьбой, перед людьми…Если мы нарушаем эту верность, то не стоит ждать такой же верности и от людей, и от самой судьбы. Она тоже начинает вести себя как угодно. Мы нарушаем свои обеты, мы их давали перед судьбой, перед Богом, перед людьми. Мы нарушили, Всё! От нас уже никто ничего хорошего не ждет, и поэтому ведет себя с нами соответственно. Точно так же. Поэтому нужно быть очень аккуратным в своих обетах. Причем аннулировать свадебную церемонию невозможно. Невозможно. Таких обрядов не существует. Обет нельзя забрать обратно. Невозможно. Невозможно.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] А?
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Не аннулируется, нет
[Из зала] [неразборчиво]
00:33:02 [Рузов В.О.] А можете как угодно, хоть какой документ дать. Но обеты не аннулируются. Обет не аннулируется. Потому что, какое слово звучит в обете? Навсегда. Слово навсегда невозможно аннулировать, оно не аннулируется. Слово «навсегда» аннулировать невозможно. Потому что само слово не аннулирующееся. Слово обозначает навсегда. Понимаете, что это слово значит? Поэтому слово навсегда аннулировать невозможно. Нельзя сказать чуть-чуть навсегда.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Нет. Я сейчас дальше объясню. Даже смертью не аннулируется. Это чуть-чуть попозже. Навсегда значит навсегда. Невозможно слово навсегда сделать чуть-чуть навсегда. Немножко навсегда. Или где тогда половина навсегда? У навсегда нету 80%, 70%, 1% навсегда. Нету. Поэтому невозможно аннулировать слово «навсегда» никак. [смеется]
00:34:05 Поэтому это просто [имбульгенция]. Когда платится за что-то и человеку дается бумажка. Твое слово навсегда аннулировано. Очень смешно. Любой разумный человек понимает, что это просто смешно. Это просто уступка, чтобы человек, так сказать, как-то мог идти спокойно и дальше совершать глупости дальше. Но если человек всё-таки говорит это слово, то это дает ему силу, чтобы проходить через все перепетии семейной жизни, через все трудности. А их много. Много. Хорошая семья не значит, что трудностей нет. Хорошая семья значит, что семья пытается решать эти трудности, переходить через них. Не бывает семьи без трудностей, всегда они есть. Сам процесс преодоления препятствий дает человеку одни из самых важных качеств. Например, терпение и понимание. Без терпения и понимания невозможно проходить семейные кризисы. Невозможно.
00:35:01 Поэтому даже если большого счастья не будет, как минимум человек себе выработает два самых главных качества человека: терпение и понимание. Терпение и понимание. Иначе нетерпение, сомнение, неуважение, нестабильность, нежелание продолжать. То, что разрушает всё. Если мы возьмем некоторые законы, то можно найти такую цитату, что развод забирает у человека половину здоровья, половину спокойствия, половину процветания и половину жизненной силы. Это одна из цитат. Поэтому достаточно серьезная ситуация. Нужно понимать это. В процессе этого обряда обычно на Востоке молодоженам дают попробовать очень сладкую жидкость. Называется черенамбрата. Она готовится из сока, меда, молока, йогурта, очень сладкая делается. Сладкая
00:36:04 И сладость этого напитка говорит о том, что семейная жизнь может быть сладкой, должна быть сладкой. Должна и может быть. Если построить её на принципах заботы. Если семейную жизнь построить на принципах заботы, она должна быть сладкой и может быть. Да. Мы это обсуждали. Обсуждали. Но если семья построена на идее эгоизма, когда человек готов пожертвовать счастьем любимого человека ради своего эгоизма, то жизнь становится горькой, горькой. Вот в этом принцип, так сказать, дошедшего до нас лозунга «Горько!» Чтобы люди отказались от горького, приняли сладкое. То есть, отказались от эгоизма, приняли заботу. Все зачем-то целуются, непонятно. Ну, тоже неплохо. Да. Но не в этом сладость. Не в этом сладость. А сладость в заботе. Когда Вы чувствуете, что о Вас заботятся, и мы хотим заботиться о ком-то.
00:37:04 Вот тогда сладость появляется в семье. Сладость. Сладкие отношения. Все хотят заботиться. Вы чувствуете заботу и хотите проявлять её, тогда сладкой становится. Если всё эгоистично, эксплуатация… «А ты что принес сегодня домой? А ты сколько заработал? А я знаю, что ты сегодня заработал? А ты сколько заработал? А этот лоботряс вообще дома целый день сидел»…Да, горько. Очень горько. Горечь, эгоизм дает горечь, горько. Горько. И вот это особое отношение, забота дает возможность чуду совершиться. В течение всей жизни два абсолютно разных человека, несовместимых полностью, могут испытывать счастье, Когда один несовместимый человек заботится о другом несовместимом человеке, они становятся счастливыми. Чудо. Рецепт чуда. Один несовместимый заботится о другом несовместимом. Чудо. Вот, чудо.
00:38:05 Невозможно себе представить, как это происходит. Обычные же отношения другое эксплуатируют. Что дает человеку забота? Забота очищает чувство любви от эгоизма. Забота очищает любовь от эгоизма. Любовь эгоистическая с условиями, требованиями неспособна принести счастье, условная любовь. «Я буду тебя любить, если…» Да? Если…Ее необходимо очистить, заботой, никак иначе. И в семейном обряде многое делается по 7 раз. Такое классическое обрядовое действие по 7 раз. 7 раз жена обходит вокруг мужа, 7 раз молодожены обходят вокруг священного огня, делают 7 шагов вместе. Это я рассказывал. Что это обозначает очень интересно? С одной стороны, это обозначает то, что муж и жена благодаря своей заботе друг о друге могут пройти все 7 миров и вернуться в духовный мир, полностью развиться.
00:39:08 Если будут помогать друг другу, если будут грести в одну сторону. Один берет весло и гребет, другой берет весло и гребет. Главное, в одну сторону. Тогда лодка куда-то приплывет. А если в разные? Ничем не поможешь. С другой стороны, это обозначает, что теперь они будут связаны 7 жизней подряд. 7 жизней. И будут снова рождаться и встречаться, вновь создавая брак друг с другом. Уже никуда так просто не денешься. Поэтому даже их одежды по традиции связывают её, не разрешают развязывать 7 дней. Так ходят связанные 7 дней, чтобы поняли, всё связаны, уже бесполезно. [смеется] Раньше были свободными, а теперь связаны.
00:40:00 И в процессе обхождения огня человек дает 7 обетов, 7 публичных обещаний, начиная словами «я обещаю». После чего создается «7 я», 7 я обещаю, 7 вот этих обетов. Первый шаг, первый шаг делается для процветания в жизни, каждый шаг что-то дает для процветания. И молодые обещают, что они будут честно трудиться и честно распоряжаться тем, что заработали, будут честно действовать. И традиционно заработанное делилось на несколько частей. Они давали обет действовать разумно в своей семье. Деньги тратились на семью одна часть, другая часть на здоровье тратилась, обязательно была забота о здоровье, третья часть - на отдых, четвертая – на репутацию, на новые вложения также тратилась и на духовность, на несколько частей делилась. И разумный человек должен был каждый раз распределить по этим направлениям свои деньги с мудростью.
00:41:03 Если он правильно распределил все, в семье нет проблем, все очень здорово, очень интересно. Что-то вкладывается в семью, семья должна развиваться, все должны чувствовать себя счастливыми, о здоровье всех нужно заботиться, отдыхать больше, репутация, нужно делать кому-то какие- то подарки ещё что-то. Мы когда куда едем нужно подарки делать, потом привозить дарить репутация и так далее. Второй шаг делался для обретения энергии, энергии в жизни. Молодые обещали, что будут всегда заботиться, все силы отдадут заботе, все силы отдадут заботе. И когда они обещали все силы отдать заботе, то к ним приходила сила, чтобы эту заботу исполнить, они получали силу для исполнения этой заботы. Третий шаг делался для получения земли, собственности так сказать.
00:42:03 Чтоб было бы имущество. Мы говорили, да, что семья может быть счастливой, если есть какое-то место определённое, есть территория, на которой можно конфликты сгладить и у каждого человека есть своё понимание уюта, поэтому необходимо было обеспечить это пространство, если этого нет, ничего сделать невозможно, поэтому обычно это входило в приданое, жилье. Без жилья в общем-то даже речи никогда не шло о бракосочетании. Нет жилья - нет бракосочетания, есть жилье - есть бракосочетание, нет жилья – нет. Очень просто все было. Поэтому в общем-то сельский вид жизни более был так сказать в этом плане прост, чтобы создать семью. Четвертый шаг делался для счастья во всей жизни. Человек понимал, что не все от него зависит, не все от него зависит, невозможно счастье купить ни за какие деньги, не украсть его, не дождаться с возрастом.
00:43:01 Он понимал, что счастье имеет отражающую природу, и проще всего его ощутить, заботясь об окружающих, когда окружающие становятся счастливым. Поэтому, когда один член семьи заботился о всех других членах семьи, и они становились счастливыми от этой заботы, то он также становился счастливым, самый простой способ стать счастливым, когда все члены семьи счастливы вокруг, самый простой способ счастья, семейный метод обретения счастья, очень просто. Поэтому постепенно, когда его любовь развивалась, становилась более широкой, то он распространял свою любовь к старшим, на всех взрослых людей этого мира, свою любовь к равным, да, к братьям и к сестрам на всех равных в этом мире и свою любовь к детям, на всех младших, на всех детей этого мира. Ион заботился обо всех и постоянно чувствовал себя счастливым в этом мире, на этой планете, постоянно был счастливым святой человек, очень интересно. Современный же человек, мы говорили, старшим завидует, да поэтому не может их ублажать, пытается их место занять, как-то спихнуть.
00:44:07 С равными воюют: «что ты тут стоишь? тут я стою, я тут первый стоял, вас тут не было, да был я тут! да не было вас тут, никто не видел», то есть воюют постоянно, а младших эксплуатируют, работу молодой давай работай, все. Поэтому эти эмоции в нём отражаются, отражаются зависть, война, эксплуатация - эти 3 эмоции в нём отражаются. Если мы к старшим относимся с уважением, уважаем их да, к равным относимся как? Дружелюбно, дружим, а о младших мы заботимся, то эти три эмоции тоже у нас отражаются: уважение, забота, да. Пятый шаг делался, в общем-то, для обретения домашних животных, потому что было сельское хозяйство. И животные не имеют ярко выраженной корысти, поэтому забота о них, мы это разбирали, прививала человеку мягкость характера.
00:45:04 Шестой шаг делался для получения поддержки от самой природы, так как человек понимал, что, в общем-то, не он хозяин природы, а природа его хозяйка, и может, как угодно поступить с ним. С его урожаем, вообще с его жизнью, в любой момент может просто поставить на место, смеясь. Поэтому он думал об этом, что все-таки не он хозяин в этом мире, как интересно получалось. И седьмой шаг делался для обретения дружбы, которая была основана на уважении поэтому… а в семье необходимо дружелюбие, семья основана на дружелюбии. Мы говорили, да об этом, если нет дружелюбия, невозможна любовь. Все отношения в семье основаны на дружбе, между всеми должны быть дружелюбные отношения, дружелюбные отношения. Поэтому раньше мужчины, женщины обучались этим принципам, культуры.
00:46:00 Были какие-то школы благородства, школа благородных девиц. Мужчины тоже воспитывались как офицеры сразу возвышенных принципов, всё это было заведено совсем недавно, культура прививалась. Мальчики, девочки уже вели себя культурно, культурно. Девочек учили культуре. Даже слово любовь не произносилось, настолько сложное слово, настолько глубокое слово, настолько много в этом слове находится, что оно доже по культуре не произносилось. Слово любовь всегда заменялось на уважение, всегда девушка говорила: «Я уважаю этого человека», она никогда не говорила «люблю», никогда это слово так просто не бросалось налево, направо, нельзя бросаться такими сложными вещами, как любовь. Всегда говорилось, уважаю этого человека, а сейчас: «а того люблю и того тоже люблю, того тоже немножко, а того больше». [смеется]
00:47:01 Это очень сомнительно, то есть слово любовь просто аннулировалось, то есть его не осталось, оно сейчас ничего не значит. Раньше слово любовь применялось только по отношению к еде или предметам, там какой-то погоде, но не к людям, слово любовь к людям вообще вслух не произносилось, не произносилось. Там «я люблю огурцы», это понятно. Если ты сказал, что ты любишь какого-то человека, ты уже не можешь сказать что ты любишь другого, всё это нонсенс, это считается полностью аморальным, акультурным. Поэтому никто никогда так просто не произносил слово «люблю», никогда. Такие высокие принципы. Сейчас, что угодно обещают, налево направо. «Клянешься?» «Клянусь!» «Чем клянусь?» «Всем». [смех в зале] «А этим и тем?» и тем и тем запросто. И все. И так всё это налево направо, то бесполезно, все аннулируется, все просто аннулируется. Драгоценности должны храниться в сейфе. Знаете об этом, нет?
00:48:03 Драгоценности хранятся в сейфе, поэтому и культурные слова тоже хранятся в сейфе. Любовь, обеты, навсегда, долг, обещаю - всё это хранится в сейфе нашей культуры. И мы должны редко должны доставать… все эти слова достаются 1 раз на обет бракосочетания, когда человек выходит и говорит «люблю, обещаю», понимаете, «буду». Он говорит это, имеет свою ценность, он никогда до этого таких слов не говорил, и он понимает, он сказал это не просто так, и люди понимают, сказал ничего себе. И он не может потом выйти, им второй раз сказать тоже самое. Это просто невозможно. Поэтому обычно раньше все повторные бракосочетания они где-то черте где вообще проводились, где-нибудь ночью, в закрытой какой-нибудь там в сельской церкви, у какого-нибудь апродажного священника за взятку, чтоб никто не видел. Понимаете?
00:49:00 Потому что невозможно второй раз на людях сказать слова, которые один раз в жизни произносятся. Но так как сейчас они 100 раз в день произносятся, то какая проблема ещё их 100 раз произнести? Так культура деградирует, называется разбавлять молоко, разбавлять. Если мы 2 раза сказали слово «люблю», мы это как будто молоко разбавили в два раза. Можно пить такое молоко? Еще можно. Но если третий раз сказали слово «люблю», да. Уже, уже не понятно вообще что это, а если раз 10 сказать, поэтому… разбавление, разбавление, разбавление культуры теряет … Обычно в свадебные церемонии невеста садилась слева от жениха, так было заведено в восточные традиции по психофизиологии мужчины и женщины. Это изучается в восточных системах инь-янь и так далее. Взаимодействие. У мужчины слаба чувственная область.
00:50:04 Поэтому на него легко воздействовать чувствами, женщина может всплакнуть, последнее оружие. И все. Мужчины это не понимают, на него это плохо действует. Поэтому такое сильное оружие действует. Факт, на его чувства, можно влиять, Слаба очень чувственная область, можно легко его чувства вывести из равновесия, он попадает на это, легко реагирует. У женщины слабее аналогическая составляющая, она может легко запутаться, её можно запутать аргументами, обмануть, поэтому часто обманываются женщины и что-то обещают, логически доказывают. «Это будет так, это будет так, там я разведусь, здесь мы с тобой поженимся, там будет то, тут это». [смех в зале] У женщины… она этот план выстраивает вроде да, вроде похоже на правду, но просто обманывают, да. Сталкивались, нет? Сталкивались.
00:51:02 Вот, поэтому за ум отвечает левая часть, за разум правая часть, поэтому муж и жена располагаются слабыми сторонами друг к другу. Это семья, они располагается слабыми сторонами друг к другу, а сильными во вне, чтоб защищаться сильными сторонами семью от внешней агрессии, а слабые стороны, чтобы друг у друга были защищены, понимаете. Это легко запомнить, в народе ходит смешная поговорка, чтоб даже запомнить это положение. Так даже по улице можно ходить, и семья будет более защищена, она будет чувствовать себя здоровее, даже меньше будет болеть, если правильно располагаться. «Мужчина всегда прав, а женщина сильна, как лев», есть такая поговорка. [смеется] Поэтому легко запомнить, кто с какой стороны должен находиться. [смеется] Всё очень просто. Располагаясь подобным образом, они также отказывались от борьбы за превосходство, признавая, что у каждого есть своя проблема, у каждого есть своя проблема. В обычной жизни мы пытаемся как-то бороться за это превосходство,
00:52:02 Но на свадьбе можем понять, что у нас каждого свои проблемы, просто мы должны друг другу помочь аннулировать этот недостаток. Итак мы выяснили, что в семье есть слабость с умом с одной стороны, слабость разума с другой стороны, и с этим можно легко справиться, признав за собой эти недостатки. Но самое главное, чего не хватает в семье - это души. Поэтому свадебный обряд призван, чтобы добавить этот элемент в совместную жизнь, добавить элемент души. То есть регистрируя свой брак перед Богом, муж и жена не просто клянутся заботиться друг о друге, а они клянутся заботиться друг о друге, как о сыне и о дочери Бога,. То есть они клянутся перед ним заботиться о его сыне, о его дочери. Вот в этом тонкость духовного обряда. И тогда, что происходит? Бог начинает в ответ заботиться о них. Когда они дают обет заботиться друг о друге, он начинает заботиться о них.
00:53:02 Так третий входит в эту семью. Семья всегда состоит из трех: это духовная, а ребенок уже четвертый. Видите, как интересно. И они все заботятся друг о друге. Очень интересное явление. Поэтому можно сделать интересный вывод: если в нашу жизнь приходят проблемы, значит, что? Мы недостаточно заботимся о своих близких, поэтому к нам приходят проблемы. А то человек начинает кричать: «куда Бог смотрит?» Он как раз именно в этот момент прямо на него смотрит, прямо на него смотрит, причём очень удивленно смотрит, обещал заботиться, а сам что делает, поэтому говорит: «успокойся». Тело становится живым, если в нём есть душа, также и брак становится живым, если муж и жена обещают заботиться друг о друге в семейной жизни, обещают заботиться.
00:54:03 Одним словом, не надо бояться трудностей, нужно понимать, что семья - это также школа, как и вся жизнь, поэтому будут экзамены. И мы должны как раз стать этой хорошей семьей. Не та, в которой нет проблем, а та которая учится проходить эти проблемы. Поэтому священный брак отличается от материального брака, от сожительства тем, что в духовном браке муж и жена учатся отдавать и заботиться. А в сожительстве все пытаются просто эксплуатировать друг друга, не стремясь связать это всё вечностью, заботой и долгом. Вот на эту тему мы сейчас и поговорим. Задайте свои вопросы, пожалуйста, чтобы я мог раскрыть какие-то моменты.
00:55:00 [Из зала] Скажите, пожалуйста, если Бог один, а религий много и человек меняет религию. Это грех? ведь всё равно же он верит в Бога.
[Рузов В.О.] А тогда зачем он меняет религию?
[Из зала] ну он попал в другую среду
[Рузов В.О.] В какую?
[Из зала] Ну, в другую среду, где люди иначе верят, где религия - это просто способ выражения веры
[Рузов В.О.] Но зачем он это принял
[Из зала] А показать, что вот, например, мужчина, с которым она хочет создать
[Рузов В.О.] то есть там трава зеленее
[Из зала] он мусульманин, а она христианка, а если они…если она веру не поменяет, то они не смогут быть вместе.
[Рузов В.О.] вы так думаете?
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Никакой проблемы, никакой проблемы, абсолютно. Сейчас женятся все, не то, что христиане с мусульманами, мужчины с мужчинами. [смех в зале]
00:56:03 [Из зала] Нет, ну мы же не приводим.
[Рузов В.О.] Я и говорю да, да вот да сейчас женятся все как угодно, на ком угодно, ничего не меняя. Более того, а проблема. Кстати церковь сейчас разрешает в некоторых странах такие браки. Полное сумасшествие, церковь и ещё проводит обряды бракосочетания. Они обещают верность друг другу, очень интересно.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Да, это проблема, ну не хотят. Суть-то в чем? Суть в том, что бы мы не делали понять, то нужно довести это до конца, понимаете? В любом месте, в любом устройстве, в религии, в духовности, в науке, в семье, в жизни, в болезни - везде сначала весело, потом трудно. И когда приходит трудность, всегда кажется, что в другом месте легче. Поэтому человек меняет и думает, там будет легче, и там сначала легко, но потом опять становится трудно.
00:57:02 И думает вот в другом месте, наверное, легко, поэтому принцип зеленой травы и в религии также работает. Человек думает: «вот в этой религии я не смогу развиваться, абсолютно не смогу, нет, вот там здорово, поэтому туда пойду» Человек может развиваться везде, когда человек развивается в своей религии, это вовсе не мешает ему уважать и понимать другие религии, абсолютно. Когда что-то, что-то не такое, как у нас, оно не обязательно неправильное, понимаете? Оно необязательно другое, никак не противоречит преданность одному и уважение другого, никак. Если я предан одной своей жене, это не мешает уважать других женщин, я не борюсь с ними, понимаете, не борюсь, такая проблема. Если я предан одному другу, это не мешает мне уважать других мужчин, какая проблема, если я предан астрономии это не мешает мне уважать химию, понимаете?
00:58:05 Какая проблема. Наука одна, а институтов много. Какая проблема? Никакой проблемы нет. А поэтому мы никогда не должны ничего предавать, никогда. Мы можем, уважая, дополнять, уважая, изучать, уважая развиваться, но отказываться никогда нельзя, никогда нельзя ради Будды отказываться от Иисуса Христа, а ради Мухаммеда там отказываться от Аллаха и так далее. Не надо, не надо. Понимаете. Зачем отказываться ради этого? Почему просто не уважать и не изучать? Какая проблема? Никакой проблемы нет. Но наша система мышления обязательно «это бросить, там взять» Понимаете? Тогда представьте, мы приходим в магазин, берем помидоры, взяли, потом видим огурцы, бросаем помидоры, берем огурцы.
00:59:06 Взяли огурцы, непонятно. Видим помидоры, бросаем огурцы, берем помидоры, видим бананы, бросаем помидоры, огурцы, берем бананы. Не получится, в конце концов. Нужно уважать все виды продуктов, тогда получится хороший борщ, в конце концов. Поэтому не меняя верности той традиции, которая у нас уже есть, мы можем прекрасно уважать развиваться, развиваться в других направлениях. Если у нас есть один институт, то почему нужно разорвать диплом предыдущего института и пойти учиться в следующий. Ну не глупо ли это? Наоборот, добавить ещё один диплом. Почему нет? Почему не разбираться в двух науках? Почему в трех? У меня одна из родственниц пять высших образований получила. Разговаривать с ней невозможно. [смех в зале] Она знает всё. [смеется]
01:00:01 Почему нет? Какая проблема? Но получая новый диплом, она не рвет предыдущий. Понимаете? Какая проблема в этом? Но грубость нашего мышления, двойственность заставляет нас отказываться от нового ради предыдущего. Я сейчас одну такую крамальную вещь скажу просто. Ради шутки. Не примите это серьезно, но одну грамальную вещь. На Востоке так даже в семье поступают. Вместо того, чтобы разводиться, создавать новую семью, они берут ещё одну жену в свою семью. По согласию первой.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов О.Г.] Да. Кажется для нас это полное сумасшествие. Да? Но семьи не распадаются, семьи расширяются. У нас это невозможно абсолютно, да. Ну, хотя есть такие случаи, но это исключения. Я просто сам метод показываю, что даже в семье при максимальной культурной традиции абсолютно не противоречив, абсолютно не противоречив.
01:01:05 Она согласна, он согласен. Еще кто-то приходит. Расширяется семья. Добавляется любовь. У нас это невозможно практиковать, даже говорить об этом мы сейчас не будем. Я просто так сказал. Как интересный пример привел. [смеется] Так интересно. Поэтому всегда лучше более цивилизованно действовать, цивилизованно, никогда не отказываться от верности тому, чему мы были верны. Никогда. Просто добавить своего понимания, уважения того, что нас следующее интересует. Какая проблема? Никакой проблемы. Если я уважаю суп, то почему я после супа не могу поесть рожки, которые я тоже уважаю. Особенно когда они с сыром. Но мне дают суп и рожки. Вижу рожки, суп выливаю, не получится вдвоем. [смех в зале] Буду рожки с сыром кушать
01:02:00 Может грубые примеры. Но в жизни всё именно так и получается. Поэтому культура очень проста, очень мало таких вот культурных вещей. Вот, например, более зеленая трава – это один из самых концептуальных примеров. Об этом нужно помнить постоянно. Что это постоянная иллюзия, что там лучше. Постоянная иллюзия – там лучше. Мы сегодня тут стол не могли поставить, где лучше не могли решить. Сюда принесли – сразу там лучше показалось. [смех в зале]. Уже попытались туда, я сказал: «Всё, один раз перенесли, больше не трогать.» [смеется] Пускай уже тут стоит всё.
[Из зала] Хорошо там, где нас нет.
[Рузов В.О.] Да. Там всегда лучше. Да. Знаете, есть такие законы. Противоположная полоса, она всегда пустая и лучше. Водители, знаете об этом? Однозначно. Всегда лучше. Очень много всяких законов.
01:03:00 Поэтому нам всегда, так сказать, чужое кажется более полезным, более удобным. Чужой диван всегда мягче. Чужая пища всегда вкуснее. Знаете, да, об этом? Так вкусно чужую пищу попробовать у кого-то. Мимо соседей проходишь, так вкусно пахнет. [смех в зале] Не видно, но чужое. Поэтому да, чужое всегда имеет некоторую окраску вот этого эксперимента. Кажется. Но это просто более зеленая трава. Не более того. Поэтому все уже проверили. Я думаю, большинство из Вас уже: «Трава всё та же». [смех в зале] Факт, да? Уже попроверяли. Поэтому не стоит сильно экспериментировать. Да, один раз прощается. Один раз можно проверить. Но не сломайте себе жизнь такими проверками. Не сломайте. Поэтому добавляйте, уважайте. То есть, чужое мнение, оно не всегда противоположно. Оно может быть параллельным. Какая проблема?
01:04:03 Чужое мнение всегда противоположно. Можно проверить. Никакой проблемы в этом нет. Я ответил на вопрос? Да? Это я отвечал на вопрос.
[Из зала] Вопрос по поводу [неразборчиво]. Ситуация такая, что человек [неразборчиво]
[Рузов В.О.] А зачем вам это знать? [смеется с залом]
[Из зала] [неразборчиво] [смех в зале].
[Рузов В.О.] Вот поэтому говорится, что это первое.
[Из зала] Что-что?
[Рузов В.О.] Поэтому определяется, что это первое бракосочетание из этих семи
01:05:01 Чтобы в голову не приходило что это последнее. Это первое. Чтоб Вы думали, что [неразборчиво]
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Да, опять-опять. Да. Да, обет. Его можно подтверждать. Но аннулировать нельзя. Поэтому карма не разрывается. У мужа и жены карма не разрывается, даже если они разводятся, там разъезжаются, карма не разрывается. Они всё равно так и связаны. Так и связаны друг с другом. Это факт. Все это чувствуют. Поэтому всё равно эта связь есть, карма есть. Поэтому потом опять придется рождаться вместе. Сходиться, расходиться. И иногда это так и происходит. Так сказать, быстрыми всплесками, быстро сходятся, расходятся. Так из жизни в жизнь. Не очень такая интересная вещь. Лучше один раз честно пожить. Мы живем-то немного. Что такое…25 лет нужно, чтобы понять, как этот мир устроен, вообще разобраться, в себя придти. Понимаете?
01:06:02 После уже смерть приходит, после 50 уже можно ожидать. Человек сейчас мало живет, половину жизни. 25 лет у него так сказать юность, радость, он ничего не понимает. Всего лишь 25 лет, чтобы вообще что-то сделать, разобраться. И за эти 25 лет мы ещё и грубые ошибки совершаем. Зачем? Зачем это всё? Всего 25 лет есть, чтобы что-то сделать в этой жизни. Более-менее, так сказать. Это не долго. Можно один раз 25 лет жизни пожертвовать, чтобы быть нормальным человеком. Для себя же. Для себя же родного. Не для кого-то, себя нужно уважать. Это не долго. Еще вопросики. Сегодня серьезная тема. Угу, да.
[Из зала] [неразборчиво]
01:07:01 [Рузов В.О.] Да, если они сказали, да. В любом случае, то есть, мы как-то опытом позаботились. Позаботились. Обычно так и происходит. Даже если там, например, не успевает отец или мать поесть, они приходят домой, одну ложку пробуют, уходят. Так это на Востоке происходит. Символически что-то пробуют и дальше. Кушайте. Поэтому да нужно всегда о старших позаботиться, всегда. Поэтому пища сначала предлагается самому старшему. Отцу всех отцов, Богу. Освящается. Уже потом родителям старшим другим. И так воспитывается культура уважения. Основные принципы, да. Еще вопросики. Да.
[Из зала] [неразборчиво]
01:08:15 [Рузов В.О.] Вновь и вновь. Мы будем играть в хоровод, [смех в зале] встречаясь вместе. Фактически это аннулирует саму идею брака. Это просто некоторая такая, в современной психологии это называется узаконенная проституция. Не более того. Но когда обет теряет свой смысл, все просто, так сказать, живут друг с другом, не особенно заботя свою идею верности и продолжительности, это обретает вот эту философию узаконенной проституции. То есть, просто всех это устраивает. Но это не значит, что это нормально.
01:09:00 Просто всех это устраивает. Как за проституцию. Тяжело. Придется болеть, просто болеть. Называется гражданские браки. То есть, когда нет обета – это гражданский брак. То есть, просто форма проституции.
[Из зала] Гражданский брак [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Ну вот я и говорю. То есть, это брак без обета. Потому что обет не может быть нарушен. Вообще. Никакой. Поэтому они не могут быть нарушены. Раз они постоянно нарушаются, это не обеты, то просто гражданский брак. То есть, мы просто пожили вместе. То есть, просто более длительная связь и всё. Можно на одну ночь связаться, можно на год, можно на 5 лет. Но если нет обета, быть вместе – это просто форма сожительства. Так и называется сожитель. Не муж, а сожитель. Вы заметили слово? Совсем другое. Так и называется. И сразу по-другому воспринимается.
01:10:01 Вы заметили? Когда говорится муж или жена, это одно…А когда сожитель или сожительница, немножко другое. Да? Чувствуется сразу восприятие другое? Факт, нет? Факт. Что это значит, нет обета.
[Из зала] То есть человек сомневается, в том, что он хочет прожить всю жизнь с этим человеком [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Да, сомневается. Да. И живет. Не странно ли? Нет ничего страннее. И так вот сейчас везде. Человек учится и сомневается, надо ли ему здесь учиться. Кушает и сомневается, надо ли ему это есть. Идет и сомневается, туда ли он идет. И в какой я автобус сел, он сомневается. А туда ли он идет? Во всем мы сомневаемся и делаем это. Это глупость, недостаток разума. Человек должен сначала решить, а потом делать. Когда человек делает и в это время думает, это глупость называется. Поэтому потеря разума сейчас налицо. Факт.
01:11:01 И поэтому очень много глупостей совершается, очень много глупостей. Поэтому люди много болеют, много страдают, много ошибок, много тяжелых ситуаций. Поэтому разум очень прост: нужно подумать и сделать. И сделать это так, чтобы это было навсегда. Очень просто. Навсегда. Чтобы мы не делали. Мы хотим дом построить, нужно подумать. Так его запланировать, так спроектировать, чтобы построить его навсегда. А не так, что начали строить, потом передумали. Если мы пошли учиться, нужно подумать, куда мы идем учиться навсегда. А не так, что пошли, потом передумали, с первого курса перевились, ушли, на тот, там перевелись, на тот перевелись. На тот перевелись. Туда перевелись. Даже в институтах на меня направления группы, целая группа пришла и устроилась по одному направлению. У меня там жена пришла и поступила на обучение по природоведению, через 2 года взяли на МХК перевели, на мировую художественную культуру.
01:12:08 Просто сами преподаватели института взяли и поменяли направление группы. Сумасшествие! Представьте себе. Абсолютно нормально. «Извините» сказать. Как это? И так везде. Ну, так же и мы. Пожили, пожили, ребенка родили, ну не получилось Извини. Попробуем в другом месте. Поживем, поживем, может, ещё одного ребенка родим. Тут, может, получится. Это сумасшествие. Так можно…культура – это брать на себя ответственность. Что это значит? Думать до тех пор, пока не решишься сделать это навсегда. Вот это культура. Всё. Если этого нет, это бескультурие. Поэтому ну хотя бы что-то, хотя бы семейную жизнь нужно сделать культурно. Хотя бы один элемент жизни. Бог с ним всё остальное. Там учеба, образование, ещё что-то. Хотя бы в семье, хотя бы немножко подумать и сделать это навсегда. Потому что дети, в конце концов, будут страдать. А детей уже не аннулируешь.
01:13:03 Невозможно в месте, где дети поставить штамп, что дети аннулированы. Там, где брак, можно. Там, где дети же, не поставишь штамп, что дети аннулированы. Не ставится штамп, всё. Поэтому и там тоже штамп не ставится на самом деле. Невозможно там штамп поставить. Невозможно. Потому что дети-то есть. Реальные дети, настоящие. Орут, кушать просят. Скоро тоже семью создадут, детей тоже нарожают. И так будет долго. Никогда не успокоится. Угу. Еще вопросы.
[Из зала] Считается ли простительным [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Для государства это считается. Но мы говорили перед Богом брак регистрируется, считается священным, когда муж и жена умирают.
01:14:01 Да. А когда они сказали «Навсегда», а потом умерли. Значит, что они действительно были верны друг другу. Брак – это серьезно. Брак – это навсегда. Брак – это на всю жизнь. Это очень серьезные отношения, очень серьезные.
[Из зала] Ну, в ЗАГСе они сказали навсегда [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Перед кем они сказали?
[Из зала] Перед Богом всё-таки
[Рузов В.О.] В ЗАГСе, к сожалению, они говорят перед государством пока что. Перед Богом нужно сказать перед Богом. Нужно настроиться на это, совершить все, так сказать, процедуры. Как в ЗАГСе, да, совершаются процедуры. Ну, зачем? Чтобы молодожены поняли, что это серьезно.
[Из зала] Нет, а если один из людей не верующий. Он не хочет идти в церковь и венчаться.
[Рузов В.О.] Не надо обязательно идти в церковь. Не обязательно. Почему обязательно? Самое главное, чтобы было это слово навсегда. То есть, чтобы было понятие, что это навсегда перед Богом.
01:15:05 А уже в церковь, не в церковь, это уже не важно.
[Из зала] Просто друг перед другом одновременно и перед Богом.
[Рузов В.О.] В этом случае да. Не всегда обязательно. Но они должны себе дать отчет, что они дают обет перед Богом. А кто уже там как Бога понимает – это уже личное дело.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Если что? Еще раз.
[Из зала] Если родители одного из молодых не венчаны. То есть, они как бы в законном браке [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Никакого.
[Из зала] [неразборчиво] имеет ли какое-то влияние?
[Рузов В.О.] Ну сейчас, в общем-то, нельзя ожидать какого-то стандарта от семейной жизни.
01:16:05 Вы должны понять, что то, что я сейчас рассказываю – это тот идеал, к которому должна стремиться культура. Но в реальной жизни мы не можем, так сказать, от родителей, там ещё кого-то требовать высокой культурной позиции. Потому что не было такого времени, чтобы эту культуру проявить. Просто не было. Поэтому, в общем-то, не стоит сильно волноваться по этому поводу. В этом есть некоторая опасность знания. Знаете, меньше знаешь – легче жить. Да? Поэтому когда мы получаем знание, то что появляется? Появляется ответственность. Ну, поэтому если не было знания да, то есть, сказать, всё было закрытым и ничего не знали. Хотя помнили, что по культуре так и было всегда. Но так немножко забыли. Ну, в общем-то, можно сказать, что мы не можем требовать от кого-то, так сказать, такого поведения. Но так как сейчас мы всё-таки достаточно разумны, и можем спокойно изучать теорию семейной жизни, и нас очень интересует теория счастливой семейной жизни, то мы ответственны за счастье своих детей.
01:17:11 Поэтому чтобы дети были счастливыми, что им нужно показать в первую очередь? Пример. Поэтому хотя бы ради счастья собственных детей, не надо разводиться, хотя бы ради счастья. Потому что увидев пример, что вы оставались вместе, несмотря на все трудности, что они будут делать? Оставаться вместе несмотря на все трудности. Так появляется культура. А трудности будут всегда. Это мир трудностей. Поэтому чему мы должны научить детей? Продолжать, несмотря на все трудности. Потому что всё трудно: учиться трудно, жить трудно, кушать трудно, ходить трудно, даже спать трудно (можно упасть с кровати). Всё трудно. Но человек должен терпеть. Терпеть. Несмотря ни на что. Это основа, основа всей культуры – верность.
01:18:02 Потому что, что потом появляется из слова «верность»? Вера появляется. Человек начинает верить, что культура действует. Раз культура действует, то она чья-то, эта культура. А культура чья? Культура Бога. Поэтому у человека появляется вера, и он одухотворяется, вся его жизнь одухотворяется. Если человек верен, он становится, верующим, если он становится верующим, он одухотворяется и способен полюбить весь мир. А, следовательно, его любовь расширяется до уровня всего мира, и вместо одной единицы любви у него появляется минимум 6 млрд. единиц любви. Это очень много. В семье это только одна единица любви, 2, 3. Но если человек становится святым, у него появляется 6 млрд. единиц любви. Невозможно себе представить, что это такое
[Из зала] Это же не означает, что все его [неразборчиво]
[Рузов В.О.] А любовь бескорыстна. А что значит? Необязательно взаимно. Необязательно. Необязательно
01:19:09 Поэтому любить того, кто тебя любит – это не любовь. Это различие. Любить того, кто тебя не любит – вот это культура любви. Вот это интересно. А для этого надо стать настоящим человеком. И вот именно когда мы любим того, кто нас не любит, вот это дает нам настоящие любовные ощущения. Но это нужно уметь делать, нужно быть настоящим.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] да это дано каждому. Но просто в своё время. Об этом нужно немного поговорить. Любовь – это искусство. Счастье – это наука. Если мы изучаем науку счастье, то мы сможем проявлять искусство любви. Очень просто. Пока мы не можем даже с одним человеком ничего разрешить.
01:20:00 Соответственно, ни науки нет, ни искусства. Даже с одним человеком ничего не можем сделать. Все разводятся просто. К сожалению. Поэтому мы начнем с себя. Ни на кого, так сказать, не оборачиваясь. Надо это понять и начать что-то делать. В своей собственной жизни, не более того. Научиться делать что-то долго. Хоть что-нибудь. Угу, ещё вопросики.
[Из зала] Мы прожили с мужем 30 лет невенчаные. А сейчас какие-то и [неразборчиво] Как-то на детей влияет [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Да. Это всегда хорошо. Всегда духовная церемония очень позитивно сказывается. Главное чтобы было понимание, что именно это духовная церемония. Нужно немного почитать об этом. То есть, ну так сказать, немного об этой теме поговорить, послушать специалистов
01:21:03 Чтобы это не было просто актом некоторым символическим. А чтобы была некоторая подготовка к этому. Ну, желательно годик к этому поготовиться, книги почитать на эту тему. Чтоб понять, куда мы идем, зачем, почему. Лучше всего встретиться, если Вы идете венчаться, надо со священником встретиться, поговорить на эту тему несколько раз, обсудить эти темы. Вот, то есть, войти в это настроение, в настроение духовности не так просто войти. Нужно поговорить, подумать на эту тему, нужно посмотреть, как это происходит. Чтобы это не было просто таким символическим актом.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Да, туда зашли, сюда зашли. Это просто мода сейчас. Мода. Это не должно быть актом моды. Это должно быть осознано. Вы должны понимать, что перед Богом это на ступеньку больше ответственность, на шаг больше ответственность. На шаг больше.
01:22:01 Да, это очень хорошо. И тут, так сказать, временного нет такого периода. Можно в любом возрасте, в любом, очень полезно. Да. Еще вопросики.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Бог принимает все обеты. Наша задача – их выполнять. Мы же его даем. Какая проблема? Зачем его вообще принимать? Нет, мы его дали. Замечательно. Просто не забирайте обратно. Просто не забирайте обратно. То есть, конечно. Он любит всех нас. Какая ему проблема взять наш любой обет. Нет никаких проблем. Это наша проблема. Мы забираем его назад. Мы забираем его назад. Как деньги в банке. То есть, когда мы приходим в банк, какая проблема положить деньги? Любой банк возьмет деньги. Проблема в чем? Нам что-то срочно нужно, мы идем и снимаем все со счета
01:23:04 Они говорят: «НУ, хотя бы 5 рублей оставь на счету» «Нет, всё!» Понимаете? Также мы в жизни поступаем. Вложили во что-то, дали обет. Потом нет, вот да вот там больше, там выгоднее. Всё тут всё снимаю, аннулирую, туда. «Ну, хотя бы 5 рублей». «Ничего». В тот банк. Тот тоже развалился, вот в чем принцип. Просто дайте обет и навсегда. Банк будет счастлив. Если Вы ему скажете, что Вы навсегда отдали ему свои деньги. [смех в зале.] Да? Нет?
[Из зала] безвозмездно.
[Рузов В.О.] Не то, что безвозмездно, а бескорыстно. Да? В бизнесе такого слова не знаю. Поэтому вот, ну, хотя бы просто дать и не забирать. Тогда всё будет хорошо. Видите даже на материальном уровне это работает. Брать, не забирать, и всё будет нормально.
01:24:03 Всё будет хорошо. Угу. Еще вопросики. Последний вопрос есть у кого?
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Нет, никак. Его нет сейчас.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Ну, это было уже давно. Даже нет смысла разбирать, нет смысла. Уже давным-давно исчез. Давным-давно. Хорошо. Итак, завтра лекция будет также в 19:00. Метро «ЖД вокзал».
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Северный вокзал. Улица Жалянгского 87/30. Идти до перекрестка
[Из зала] Подождите.
[Рузов В.О.] Да. Улица Жалянгского 87/30.
01:25:01 Идти до перекрестка, налево пройти 50 метров.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Я не знаю, что это значит.
[Из зала] А кто это?
[Рузов В.О.] Фирма Расайна. Кабинет №304. 304. 19:00. И ещё дополнительно войти в железные ворота Ленинская Кузня. Я тоже не знаю.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Это так и должно звучать?
[Из зала] Да, правильно. [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Да. Все разобрались?
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Вот. Вот девушка, которая всем, кто не понял, расскажет, как туда попасть. Да? Вот поднимите руку. Вот, вот. Она всем расскажет.
[Из зала] [неразборчиво]… поворачиваете направо и буквально пройти там ну не знаю метров 100 и по правой стороне будет написано Ленинская кузня. Это старый завод. Там арендуют офисы, да?
[Рузов В.О.] Наверняка, это офис, да.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Да. Все разобрались?
01:26:26 Все разобрались?
[Из зала] А ещё раз? Номер дома?
[Рузов В.О.] 87/30
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Фирма «РАсаяна» кабинет 304, 19:00. Поэтому чуть-чуть пораньше…чуть-чуть пораньше поедете на лекцию, чтобы немножко потратить несколько минут на поиск.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Завтра нет.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Нет, завтра вечером, ночью, я уезжаю. Большое спасибо.
[Из зала] Спасибо.
[Рузов В.О.] тема будет самая интересная.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Самая интересная будет тема. Хорошо
[Из зала] [неразборчиво]