Закон кармы
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
Как происходит процесс реинкарнации?
00:00:00 – Как происходит процесс реинкарнации? Сознательно или несознательно?
– Перевоплощение души, вы имеете в виду?
– И сознательно, и бессознательно. [шлока] Кришна объясняет суть этого процесса – перевоплощения души – в Бхагавад-Гите. Кришна говорит: «В каком бы состоянии сознания живое существо ни пребывало в момент смерти, именно это состояние сознания определяет его следующее рождение».
00:01:05 И возможно спросить тогда: «Что, если в момент смерти, в момент оставления тела, я подумаю о чем-то действительно глупом? Вот буквально, вот точь-в-точь в тот момент?» Поскольку ум непредсказуем, тем более в такой критический момент, как момент смерти. Хотя я буду пытаться думать о чем-то возвышенном, прекрасном, я могу подумать о чем угодно. И различные комментаторы, толковавшие этот стих, в котором говорится о перевоплощении, высказывали разные суждения на этот счет.
00:01:56 То есть, с одной стороны, говорилось, что «то, о чем ты думаешь, то, на что направлено твоё сознание непосредственно в момент смерти, этим определяется следующее рождение». Тогда как другие говорили, объясняя эту истину, о том, что речь идет о совокупности сознания, которое человек наработал на протяжении всей своей жизни. Независимо от того, о чем, в буквальном смысле слова, мы подумаем в момент смерти. То есть, суть такова, что то сознание, то состояние сознания, которое мы культивируем, взращиваем на протяжении всей жизни, именно оно определит нашу посмертную судьбу, следующую жизнь и следующее рождение.
00:03:11 В сфере духовного, или в духовных категориях, мы называем это явление законом кармы. Если же мы будем обсуждать это явление в кругу ученых, и говорить категориями или выражениями современной науки, мы скажем, что таковы законы физики. Но, так или иначе, это явление совершенно реально, поскольку каждое действие влечет за собой равное, ну, противоположное и равное по силе противодействие. Задумайтесь об этом: существуют различные уровни действия. И существуют, соответственно, различные уровни реакций и последствий этих действий.
00:04:08 Я могу дать кому-то пощечину, или же я могу сказать нечто оскорбительное в чей-то адрес. Нечто, что заденет и ранит этого человека больше, чем удар по лицу. Поэтому могут существовать также реакции, или последствия, скажем, оскорбительных слов. Могут быть реакции, последствия оскорбительных мыслей. И точно так же могут быть и существуют реакции или последствия не дурных, а наоборот, хороших слов, хороших, благих, добрых мыслей.
Невозможность баланса между действием и противодействием
00:05:02 Но, если мы задумаемся над природой этого явления, над тем, как действует этот закон или механизм, согласно которому каждое действие имеет равное по силе противодействие, мы увидим, что это нечто в высшей степени изощренное и сложное. К примеру, каждый день я ем. И каждый тип или род еды навлекает определённые [последствия]. То есть, даже на таком грубом примере, как еда, каждый род или тип еды вызывает определённые последствия, определённое состояние вызывается.
00:06:12 И, соответственно, если мы едим, используя для себя, посредством еды, используя жизнь и существование других живых существ, используя или употребляя их для себя. То есть, мы используем их для того чтобы выжить самим, то, с той же самой научной точки зрения, неизбежны последствия или реакции. И этот закон, о котором идет речь, закон действий и их последствий, он вовсе не утверждает, что некоторые действия влекут за собой последствия, а есть действия, которые как бы свободны от них. Этот закон утверждает очень ясно и недвусмысленно, что каждое действие влечет равное противодействие.
00:07:27 И, если мы живем в мире, где существуют такие…, где действует этот закон, который устроен таким образом, каким же образом нам достичь некоего баланса между различными нашими действиями? Такое положение вещей способно свести нас с ума. Потому что, зная, что все происходит именно так, нас будет мучить вопрос о том, как, каким образом нам… как, и что, и когда нам совершать? Какие действия совершать?
00:08:07 Но совет Кришны в Бхагавад-Гите, учитывая все это, Кришна советует человеку совершать ягью. Совершать ягью, или жертвовать собой. Приносить что-то, и, в первую очередь, себя, в жертву. Это означает, что, если мы приносим себя в жертву другому, тогда наши действия не влекут за собой последствий. И этот другой в данном случае, в данном контексте, в контексте того, о чем мы говорим, этим другим является Бог, Божественное.
Пример с полицейским (о важности мотивов и условий)
00:09:07 И, скажем, это можно пояснить на примере того, как если мы в этом мире кого-то убиваем, ну, так сказать, по собственному желанию, то, естественно, за преступлением последует наказание, осуждение, отвержение и так далее. Но, если ты полицейский, или ты солдат на войне, и ты убиваешь, совершаешь то же самое убийство, то тебя объявляют героем, вешают на грудь медаль, и так далее.
00:09:56 И в том, и в другом случае присутствует убийство. но в одном случае это убийство влечет за собой крайнюю реакцию. Негативного характера. В другом случае ты достигаешь славы, почета. В чем же различие? Это различие, критерием является то, ради кого, от чьего имени ты действуешь. Ради кого, от чьего имени ты это делаешь. Делаешь ли ты это по собственной прихоти, по собственному почину или же уполномоченный высшей инстанцией.