Введение в ведическую космологию
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 – Итак, мы начинаем наш курс по Ведической космологии. Космология - это современное слово. Мы не можем найти это слово в Ведических писаниях. Космология значит «создание и проявление материальной вселенной». И все процессы проявления планет и так далее. Как мы можем понять космологию – это очень важная наука, потому что эта наука учит нас основам знаний. Как появился этот космос? Откуда проявилась жизнь? Проявление планет живых существ, жизни и т.д.
00:01:06 Космология охватывает все виды знаний. На самом деле это наука, которая представлена в Ведах, описывает разные аспекты знаний в ведической литературе. И я хочу процитировать одну цитату из Шримад Бхагаватам, когда показывается важность этой науки. Это из 11 песни Шримад Бхагаватам: «Также как Солнце когда встаёт разгоняет тьму, так же и знания уничтожают иллюзию, которая находится в нашем уме».
00:02:04 «Даже если иллюзия входит в сердце такого человека, который обладает знанием она не может оставться там долго». Это очень сильное утверждение о важности этого знания. Я надеюсь, что в конце этого курса Ведической космологии вся иллюзия уйдёт из нашего сердца и из наших умов. И даже если она войдёт снова, она не сможет там оставаться долго.
00:02:35 Итак, сейчас я расскажу вам о чём же курс. Итак, курс называется «Ведическая космология». Мы должны различать, как соотносится классическая ортодоксальная идея учёных и Ведическая космология. Эти как бы потенциальные знания немножко отличаются от того, что Шрила Прабхупада и Чайтанья Махапрабху дали нам.
00:03:16 Итак, в Брахманах, Араньяках и Самхитах, Упанишады они описывают классическую космологию. И Пураны они описывают истории, они не считаются Ведической литературой. Но Прабхупада говорил, он объяснял, что Ведическое - более широкое слово, то есть всё что вы подтверждаете как Ведическое заключение - оно также имеется в Ведической литературе.
00:03:51 Поэтому, когда мы говорим: «Ведическая» мы используем в более широком смысле. Она охватывает не только оригинальные Веды, Упанишады, но также Пураны. Веды и Упанишады дают основные идеи, общие обощенные идеи, но не детали. А Пураны, они дают большое количество деталей, различные планетные системы, их структура, живые существа и т.д. На самом деле Ведическая наука описывается в Пуранах.
00:04:41 Бхагавата Пурана – она как бы является основой этого курса. Есть также другие Пураны – Карма Пурана, Вишну Пурана, Сканда Пурана и т.д. Все эти Пураны могут использоваться, чтобы ставить концепцию основную, я также использовал учения Чайтаньи Махапрабху и книги Госвами. Поэтому в нашем понимании Ведические понимание более широкое.
00:05:14 Итак, сделаем попытку собрать большое количество информации, которая разбросана там и здесь в различной Ведической литературе вместе. Мы можем увидеть, что даже в Бхагватам все эти идеи о творении и т.д., они разбросаны в разных песнях: немножко во второй песне, третьей песне, потом в пятой песне также. Поэтому это всё просто разбросано. И если какой-то преданный иногда читает себе постепенно в одной песне, в другой немного, он увидит полную идею, плюс он насобирает кусочки из разных частей Бхагаватам и ему нужно просто сложить всё это вместе. Поэтому очень много путаницы происходит в головах людей, которые читают, поэтому они не могут переварить, сопоставить всю эту картину вместе, картину творения.
Два подхода к космологии
00:06:26 И в каждой Ведической космологии все эти куски были собраны и сейчас они создают как бы научную модель того что описывается в разных писаниях. В Ведической космологии можно найти две части, два типа описания: первый тип – школы космологии и другие планеты они описываются снизу вверх очень часто. Сначала описывают земной уровень, потом Ракшаса-лока-сварга и т.д. с Сатья-локой за пределами вселенной, причинный океан и т.д. И есть другой тип описания – когда в лекции говорят – высшая планета – Тапа-лока, потом Вайкунтха-лока, потом Брахма-лока, Причинный океан и т.д.
00:07:32 Итак, несуществует два типа описания. Для материалистичных людей лучше произвести описание снизу вверх. Здесь я выбрал второе – на самом деле он главный, главный пример – это писание, то есть сверху вниз. Я сделал это потому что Голока высшая планета является причиной всего творения. Поэтому мы начинаем описание с центра, с причин. С планеты Голоки. И с сердца Голоки, прекрасной формы – Шьяма-Сундара, которая обитает там и является причиной всего. Поэтому мы начнём наш курс с него. Но для материалистических учёных это странно, что мы начинаем описание космологии с личности. Потом начинаем описывать планеты и творение. Мы на этом курсе также будем говорить о современной науке. То есть Ведическая наука, как она сопоставляется с современной космологией.
00:09:11 Что же говорят современные учёные? Что же говорят Ведические писания? Итак, современная космология: они сначала описывают планеты, потом говорят о жизни и так или иначе приходят к человеческим существам и говорят, что на самом деле человеческие чувства родились от животных и т.д. Таков путь материалистической космологии, но Ведический путь совсем другой.
00:09:53 Материалистический путь всегда противоположен духовному, материалисты говорят, что сначала материя одушевилась и потом образовались жизнь и человеческие существа появились. Но Ведический путь – сначала жизнь, жизнь первична, личность Бога первична, потом появилось всё остальное. И мы также увидим, что что в действительности космическое проявление начинается с личности и эта личность постоянно расширяется, Кришна расширяется и эта система космологической то есть, творение также расширяется.
00:10:43 Есть ещё один момент, что эта космология, космология, которая объясняется в соответствии с вайшнавской сиддхантой. Существует классическая Ведантическая философия – Адвайта философия, основывается на Шанкарачарье. И она распространена в Индии. Это имперсональное понимание и мы будем говорить о вайшнавской философии. Поэтому мы начинаем с личности, это очень персоналистическая философия. Поэтому вайшнавы считают Адвайта философию Шанкарачарьи материалистической, не смотря на то, что она описывает духовные вещи. Да, они также говорят о Боге. И материалисты могут сказать: «Это тоже религиозно». Но с точки зрения вайшнавской Веданты - нет. Вайшнавы говорят, что это тоже материалистично, имперсоналистично. В соответствии с философией Шанкарачарьи говорят, что всё начинается с имперсональные субстанции и материалисты тоже говорят: «Всё начинается с какой-то субстанции».Поэтому есть какие-то общие вещи между Шанкарачарьей и материалистической философией.
Почему космология сложна для изучения и понимания
00:12:24 Итак, одна из очень важных вещей, то что космология одна из самых сложных вещей для изучения и понимания. Собственно три причины. Первая причина – это то что очень трудно произвести какой-то эксперимент, например, как планеты появляются, как они проявились, как они развиваются, как они разрушаются. Если мы возьмём современную науку, то как они могут эксперименты провести? Они разговаривают о творении Солнца, о творении Земли. И хотя они говорят, что наука, существуют там где эксперименты проводятся. И они доказывают, что-то. Но как они могут доказать, что Солнце появилось таким образом? Они не могут произвести эксперимент, который докажет что-то. Поэтому для материалистического исследования это трудно.
00:13:38 Итак, вторая – возможность для прямого наблюдения очень ограниченно. Мы не можем наблюдать планеты, которые далеко находятся от нас. Мы не можем столько много вещей видеть нашими собственными глазами. Другая трудность – ограничение. И третье – с точки зрения времени этот предмет не может изменить размер, то есть мы не можем понять, когда же вселенная проявилась, когда было Солнце, Луна и т.д. То есть с точки зрения, с временной точки зрения мы не можем точно определить это. Но всё это пример, примерно Солнце появилось столько-то лет назад. Например, они говорят, они говорят: «4 с половиной миллиарда лет назад Солнце появилось». Итак, это теория такая. Но мы не можем наблюдать это непосредственно, поэтому это всё [неразборчиво]. Поэтому люди с материалистической точкой зрения – это очень трудный предмет – космология. Поэтому мы используем другой метод. Ведик Иштик метод. И постепенно мы увидим, что Ведический метод более могущественный, более съедобный.
00:15:18 Мы можем также сказать: эксперимент, это называется трансцендентный эксперимент. Через трансцендентную реализацию мы можем провести эксперимент. И также мы можем получить, мы можем наблюдать вещи. Не касаться. Каким образом мы можем наблюдать вещи? Существуют великие ачарьи у которых есть идея космологических [неразборчиво] Меркандея Пуране. Мы говорим, что Меркандея, он на свете достиг, достиг такого, достиг такого уровня, что он мог видеть уничтожение, он наблюдал непосредственно процесс уничтожения вселенной, то есть он непосредственно наблюдал, он непосредственно находился там и видел это. И другие ачарьи также. Например, в Мадхва сампрадае какие-то ачарьи, с помощью мистических сил он вышел за пределы земного уровня и наблюдал, наблюдал весь этот земной уровень, как это, как оно построено?
00:16:31 И в третьих мы можем находиться [неразборчиво] и проснуться. Прежде всего изучая ачарьев и продвинутых преданных. Они дают нам доказательство, различные доказательства, как это всё происходит. В Шримад Бхагаватам описываются различные истории и [неразборчиво], которые происходили миллионы и миллиарды, и миллиарды лет назад. Мы не можем туда поехать, никаким образом, мы не можем туда полететь или ещё что-то, но с помощью изучения ачарьев, обладая трансцендентной реалицаей, мы можем этого достичь. Например, Арджуна, по милости Кришны, он увидел вселенную, сон. Он находился за пределами времени и пространства, видя эту вселенную.
00:17:30 [Аудитория] Какова первая причина, которая [неразборчиво]?
[Айравата дас] Вы спрашиваете: «Первая причина, которая ограничивает?». Первая проблема – это мы не можем сказать – «Эксперимент, произвести эксперимент».
[Аудитория] [не переведено]
[Айравата дас] На самом деле с Ведической точки зрения мы можем провести эксперимент. Это преимущество Ведической науки, что мы можем поставить эксперимент. Может быть если мы, так сказать, исследуем, проводим исследование, то мы приходим к видьяне. То есть мы реализовываем это знание, мы можем наблюдать. Конечно этот эксперимент проходит на тонком уровне, на другом уровне. Но также может быть и на грубом уровне, как некоторые риши, которые были уполномочены, они могли наблюдать. Например, есть люди, которые летают на различные планеты.
00:18:42 Например, один учёный йог, он описал Луну. Когда он медитировал он полетел на эту планету и он описывает Луну и знания о Луне, которые он получил непосредственно. Итак, мы можем, так сказать, производить эксперименты непосредственно, наблюдая все эти процессы. Итак, коротко объяснил, как мы будем изучать этот курс различный. Уровни это классического проявления . Я сейчас нарисую вот как графические изображения для лучшего понимания. Это очень интересно, это проявление очень интересно проявлено. Мы будем изучать мир время и пространства , это очень важно или нет? Эти Ведические феномены, которые описываются в Ведах, Пуранах, понять время и пространство. Если мы поймём это, мы сможем понять всю эту историю все эти случаи, которые происходят, когда люди путешествуют через время и пространство.
00:20:30 Итак, Голока – это центр, и вершина или центр всего. Итак, первая – это Голока – это центр всего космического проявления, причина. Это первый уровень можно такое [неразборчиво]. Голока разделяется на три части, Гокула, Мадхура и Парадха. Они же Голот, Голоки из них Айодхья-лока. Следующий уровень – где живёт Господь Рамачандра со своей супругою. Итак, пониже Трилоки планетная система, которая называется Вишну-лока. Вишну-лока означает так сказать, обобщённо все Вайкунтха-локи. То есть Вишну-лока как раз все планеты Вишну-локи вместе взятые, все они – Нараяна-лока. На Нараяна-локе обитает Господь Брахма – это первое проявление через Голоку-Вишну. Голока и Айодхья-лока – это двурукие формы Вишну. Поэтому Вишну-лока регион Вишну-локи начинается, с региона Вишну-локи начинаются четырёхрукие формы. И везде, на всех этих Вайанах находятся четырёхрукие Вишну, не говоря ни с ним, ниже они же, но это на самом деле.
00:22:25 Просто фигурально там пора жаются на более низком уровне. Одна [неразборчиво] изучения Ведической технологией, что мы можем обнаружить различные отличия. Похожи но и другие названия и наоборот разные вещи, которые называются дальше, поэтому происходит путаница. Да? Итак, под Вишну-лока находится Брахма-лока. Нам известна другая Брахма-лока – планета Господа Брахмы, но эта Брахма-лока, которая под Вишну-локой – это духовный мир, это не планета Господа Брахмы. Так чтобы не перепутать, мы будем называть эту область Брахма-лока под Вишну-локой, а планету Господа Брахмы будем называть – Сатья-лока. Эта Брахма-лока, она трансцендентна. На самом деле – это лучи, которые хлаудинг. Это сияние, которое охватывает весь духовный мир, это Брахмаджьоти духовное сияние, которое происходит из трёх источников.
00:23:47 Первый источник – это тело риши, второй источник – это Голока, сама планета Голока и третий источник – это все планеты Вайкунтхи, они также [неразборчиво] этот свет. Свет, это сияние называется Брахмаджьоти, духовное сияние, и так как духовное сияние охватывает, окружает весь духовный мир, мы можем представить себе как мир, огромный-огромный шар. Так что эти планеты окружает сияние, понимаете, представляя себе как бы огромный, огромный шар. Если вообще [аккуратненько], который даётся, это то что духовный мир, духовный мир, он как бы образует лотос. Весь духовный мир Вайкунтха, он как бы создаёт лотос. И в самом середине лотоса, есть Голока-Вриндавана. Голока находится в центре и все планеты вокруг неё, как разные уровни. И создаётся впечатление, что это как бы огромный лотос. И весь этот лотос окружён сиянием. И в этой области нет других личностных жизней.
00:25:31 Все эти планеты, говорится, плавают в океане Брахмаджьоти. Брахмаджьоти начинается с формы Кришны и оно проникает всюду. Но в Брахмаджьоти в самом Брахмаджьоти не находим, нету планет. Там имперсонально нету жизни. И тот кто хочет избавиться от личностных взаимоотношений, персональных взаимоотношений, он проникает в этот регион, находится там. На самом Гьяне, имперсоналисты находятся.
00:26:11 Следующая область – это Вирадж. Что-то, Вирадж – это огромное количество воды. Итак, после этого слияния идёт, существует вода, огромное количество воды, которое окружает это регион Вайкунтхи. Итак, вот этот так называемый лотос или шар окружает вода. Эта вода исходит из духовных форм Кришны, это как бы Его опот. Со мной вы не слышали об океане Гарбходака, Гарбходакашайа-Вишну. Гарбхо – означает «пот, испарина». Мы знаем это, то что так вот оно существует внутри вселенной, но также это существует и вне вселенной, как вот эта вода окружает духовные планеты, весь духовный мир. И все эти тилвары, вся вода на Вайкунтхе заполнена этим вечным океаном Вираджа. Существует история о гопи, которая стала этой рекой Вираджа или океан Вираджа.
00:27:40 Этот Вирадж окружает всю Вайкунтху, все планеты Вайкунтхи. Итак, мы спускаемся чуть ниже. Есть описание Каранас. Карам Самдут – значит «причинный океан». Мы должны упоминать одну вещь, очень часто в книгах Прабхупады мы можем видеть, что говорят, Вирадж или Причинный океан, Причинный океан или Вирадж. Итак, создаётся вопрос возникает – это синоним или нет. На самом деле это не одно и то же. Вирадж – это духовный океан, который окружает всю Вайкунтху, но Причинный океан – это какой-то небольшой участок этого Вираджа. И так как это находится в Вирадже, поэтому это тоже Вирадж, как бы часть Вираджа. Но если мы детально рассматриваем, мы должны сказать, что этот причинный океан также отличен точно, отличен от Вираджа. И даётся момент, что в огромном-огромном небе существует какое-то облачко.
00:28:55 В Упанишадах описывается. И также Прабхупада говорит: «Огромный духовный мир существует. И там есть небольшое облачко, которое покрывает какой-то участок – это Маха-Таттва, в которую Махавишну входит в эту Маха-Таттву, это облачко, проявляет материальный мир». И когда Он сходит туда из Его тела исходит испарина, и тогда образуется Причинный океан. Этот причинный океан исходит из Махавишну. Также Он ложится на этот океан, или Причинный океан, он предназначен для проявления материального мира. И поэтому можно сказать, что это Вирадж, но с другой стороны не Вирадж. Бхеда Абхеда Таттва – одновременное единство и отличие. Итак, Махавишну вот ложится там, ложится на Причинный океан и там проявляется. Махавишну где-то в пространстве плавает.
00:30:08 Поэтому преданные они думают что Махавишну абхеда находится в каком-то пространстве [неразборчиво], но на самом деле, там где Махавишну, там и Ананташеша, там же и Лакшми. Мы не можем найти Вишну без Лакшми. И там много других вещей так же находится. Так же есть описание в Бхагаватам, что когда Кришна и Арджуна хотели найти умерших своих брахманов, они прилетели к Махавишну и они увидели огромную Вайкунтху, огромный дворец. Махавишну – это огромная форма, он обладает огромной, огромной формой и так как в Причинном океане находится огромный дворец, там Махавишну живет, Лакшми, другие демигоды, другие полубоги и так же олицетворённые бхеды и много других преданных. И так же полубоги, которые появятся в материальном мире. Изначальная форма полубогов они там находятся. Всё находится на этой Махавишну.
00:30:28 Поэтому преданные задают вопрос: «Ну где этот Махавишну? Он под водой что ли?» «Почему под водой?» «Потому что из него исходят пузырьки, потому что там нарисовано, что пузырьки исходят от Него, поэтому я думаю, что Он там лежит под водой и из Него пузырьки исходят, поэтому мы думаем, что он под водой находится». Но нет-нет, Он на воде. Когда Арджуна и Кришна прошли через вселенную и вышли за пределы вселенной, они увидели огромный дворец на Причинном океане. И некоторые преданные говорят: «Не-не-не, никаких там волн нету, никакого океана нету там». На самом деле описание происходит, что там в этом океане огромные волны. Это игра Кришны. Он постоянно возлежит в океане. На самом деле это конечно духовный океан, но это вода, это так же вода, духовная вода.
[Аудитория] Сначала идут Вишну-лока, потом Брахма-лока, потом Гарбходака, потом Вирадж?
00:32:51 [Айравата дас] Гарбходака? Гарбходака Бадака, нет, Гарбходака Бадака потом, внутри вселенной. Вирадж это духовная вода, которая происходит из тела Вишну. И потом Причинный океан и в Причинном океане находится Махавишну-лока. Можно так сказать, что это да, это за пределами духовного мира. Когда мы говорим «за пределами духовного мира» - это тоже не точно, потому что это окружено всё равно, духовным сиянием. И что из этого говорится, что в огромном духовном мире есть одно облачко. Поэтому это описание, когда мы представляем таким образом, оно как бы для детей. Когда мы играем с детьми мы говорим: «О вот река, здесь существует на одном берегу духовный мир, на другом материальный». Но на самом деле нет такого, что река. Мы не можем найти никакой реки. Это просто описание упрощенное описание.
00:34:09 Один ученик Харикеша Свами сказал: «На другом берегу реки Вираджа, что там? Что там ну духовном берегу реки Вираджа?» Харикеш Свами ответил: «Духовный песок» - это была шутка, потому что когда твой ребёнок спрашивает: «О, папа, а где ты взял моего брата?» А он говорит: «А я его в капусте нашел», - или говорит, - «Птица прилетела. Птица прилетела, уронила его». Поэтому как ты можешь объяснить ребёнку, что там мать забеременела и ребёнок родился? И ребёнок он радуется, говорит: «О, в капусте нашел моего брата!» - и он идёт там в капусте копается.
00:35:08 Если кто-то спрашивает: «А что там на другом берегу реки Вираджа?», поэтому он получит такой ответ: «Духовный песок», но на самом деле такого там нет.
[Аудитория] В середине Духовного океана присутствует Лока, Махавишну-лока. В этой Махавишне возлежит во дворце.
[Айравата дас] Махавишну-лока [играет] с Вайкунтха-локой – духовная планета.
[Аудитория] Но так же описывается, что это как бы есть облачко, которое находится в духовном мире. Эта Махавишну-лока она покрыта майей или что?
[Айравата дас] В Упанишадах объясняется, что в Махататтва Махавишну входит в этом облаке Махататтвы. Махавишну позже потом проявляет океан, поэтому этот океан как бы покрытый энергией, материальной энергией Господа. Отделённой энергией Господа. Мы можем представить это как энергия, потенция, которая отделена, как облако. Мы можем так сказать, что Причинный океан покрыт им. Но, в конце концов это непостижимо потенция Господа, мы не можем себе представить в точности, как это всё там происходит. Мы не можем понять это, потенция присутствует для проявления материального мира.
00:37:11 Итак, следующий шаг Махеш-дхам, Голока-дхам, Вайкунтха-дхам, Махеш-дхам. Голока-дхам или другими словами Голока-дхам Хари-дхам. Айодхья-лока и Вишну-лока это Хари-дхам. И потом Махеш-дхам. В Ведах есть описание, где говорится: Голока-дхам, Хари-дхам, Махеш-дхам и Дэви-дхам. Дэви-дхам – это материальный мир. Существует – Фор-дхама. Хари дхам – это Айодхья-лока и Вишну-лока, потом Брахма-лока, Вирадж, это как бы не исключается. Потом идет Махеш-дхам. Но с другой стороны мы увидим тоже, что Махеш-дхам это очень сложный предмет. Это очень трудно описать, что такое Махэш дхам. На самом деле Махэш дхам так же охватывает все эти, все эти критерии гьюн Брахма-локи. Махеш-дхам – это огромная область, которая начинается с границы Вишну-локи и с границы между Вишну-локи и Бхрахма-локи и спускается до границ Дэви-локи.
00:39:02 Потому что Махеш, у него есть много различных регионов [неразборчиво]. Самый высокий уровень это на границе с Вишну-локой – там живёт Господь Шива с Парвати. Дурга, Парвати – все эти имена Дурги, они принадлежат материальному. У него так же есть другая обитель в Причинном океане, называется Садашива-лока, он проявляется там как Шамбху. Поэтому он живёт там тоже. и в Дэви-дхаме есть так же места: Кайлаш называется. Место Кайлаш. Этот Кайлаш так же расширяется и на различных планетах, на ментальных уровнях мы можем найти обители Вишны и обитель Шивы. Он так же проявляет себя как 11 руд, так что это огромная область. Махеш-дхам это очень большой, большое пространство, начинается с границ Вишну-локи и до материального мира, до Дэви-локи.
00:40:36 Итак, Шива обитает повсюду, у него много [неразборчиво], но основная функция Шамбха, итак Шамбха проявляется для материального творения – это его основная функция. Он проявляется, как Санкаршан – для материального творения. Мы будем описывать в деталях и изучать в деталях все эти моменты. Махеш-дхам так же. Махеш-дхам разделяется на две части, это очень сложно, тем не менее мы будем объяснять позже. Итак, Дэви-дхам следующий. Все эти вселенные они расширяются, когда Вишну выдыхает. Они появляются как Херанигарбан – семена вселенной. Они лежат на океане, потом они как бы собираются вместе, лежал на Причинном океане, потом различные материальные элементы проявляются и вселенные растут, развиваются. Через тысячи лет, когда вселенная готова, Махавишну расширяется и входит в каждую вселенную. Потом в каждой вселенной опять создает новый океан и как Гарбходакашая-Вишну, ложится на океан. И так же Он возлежит на этом океане Гарбходака. Он лежит на этом океане 1000 лет. Через 1000 лет, когда материальные элементы готовы, там так же идет процесс развития.
00:42:28 В то время Он входит даже в материальные элементы – это огромный лотос. Это так сказать, упрощенно так называется «лотос», но на самом деле это не точный лотос. Он проявляется из живота. Все члены с планетных систем в зачаточной форме находятся в стебле лотоса и они там определённым образом находятся. И потом во время творения планеты проявляются. Мы это будем, так сказать, в деталях объяснять. В деталях. Это понятно? Итак, вкратце о планетных уровнях. Я расскажу о планетных уровнях. Итак, как мы знаем, вселенная это, как огромный шар – это Ведическая концепция вселенной, огромный шар и конечно современные ученые думают, что она безгранична, вселенная безгранична. Но на самом деле поздняя концепция, что ученые приходят к идее, что на самом деле пространство изгибается и вселенная она находится в форме шара. Вселенная существует в форме шара.
00:44:15 И покрытие вселенной, покрытие вселенной 8 слоёв. Существует 8 слоёв покрытия вселенной. Первые 8 миллиардов, 8 миллиардов, потом в 10 раз больше, следующее покрытие в 10 раз больше. Следующее покрытие ещё больше в 10 раз и т.д. Поэтому покрытие вселенной оно очень огромное, в соответствии, если мы сравним, если мы сравним с пространством внутри вселенной, то покрытие гораздо больше, чем само пространство во вселенной. Если мы, например, приведём такой пример, что диаметр вселенной 1 сантиметр, то покрытие, покрытие будет 8 километров примерно. Поэтому покрытие вселенной очень огромно. И на каждом уровне, на каждом уровне из восьми говорят, что душа, сарвагада, т.е. присутствует везде. Некоторые говорят, что жизни там нет в покрытиях вселенных. На самом деле там есть, есть жизнь и есть живые существа. Живые существа, которые живут в покрытиях вселенной, они мукты – освобождённые души. Никто не может пройти через эти все покрытия, никто не может войти во вселенную, если он не мукта, не освобожденная душа.
00:46:36 Дурга, Дурга происходит от слова тюрьма. Дурга происходит от слова «дурга». Дурга, значит тюрьма и она построила такую огромную стену. Это покрытие вселенной оно такое, как огромная стена, очень толстая стена. Если мы пойдем в какую-нибудь тюрьму, мы увидим, что там существует много айнбарез. Мы видим, что тюрьма покрытая, покрытая, так сказать, существуют стены, различные электрические провода, которые под напряжением находятся, решётки и т.д. Дурга в различных своих экспансиях живёт на разных уровнях. На каждом уровне покрытия, на каждом уровне покрытия Дурга живёт, как господствующее торжество всего [неразборчиво]. И она охраняет себя, потому что тюрьма должна быть под охраной. И постепенно мы будем рассказывать обо всех уровнях, что же происходит на разных уровнях, на разных слоях покрытия вселенной.
00:48:18 [Аудитория] Существует 7 покрытий или 8?
[Айравата дас] Иногда говорят 7, но в конечном итоге информация такова, что их 8. Это подтверждают Санатана Госвами, Дропада Гуатамрити. Санатана Госвами говорит 8 и он описывает, какова жизнь в этих восьми уровнях, восьми покрытиях. Но иногда Прабхупада в своих комментариях даёт различные описания. Иногда он начинает с воды, иногда он начинает с земли. Много раз Прабхупада начинает читать с воды. На самом деле мы можем видеть, что Прабхупада не очень-то так заботился обо всех этих деталях. Но в книге Санатана Госвами описывается 8 уровней, 8 покрытий.
00:49:19 [Аудитория] Соотносится ли это с восьмью [неразборчиво] элементами?
[Айравата дас] То есть их 5 элементов: вода, земля, огонь, эфир, огонь, воздух, эфир и все ложное эго, Пракрити Прадхана. Прадхана – это не проявленное, не проявленная материальная энергия. Там так же есть. В деталях мы расскажем все попозже. Итак, мы сейчас сходим внутрь вселенной, туда. Когда мы входим во вселенную, мы видим, что половина вселенной наполнена водой, Махавишну заполняет вселенную водой, которая является Его трансцендентным потом. Потому что Вишну должен где-то жить. Он не может просто висеть в воздухе. Есть так же описание в Пуранах о слёзах Вишну. Почему же он потеет? Когда Он входит во вселенную Он видит, что это какое-то замкнутое пространство. Когда Вишну входит внутрь, там Он почувствовал жар, там очень жарко. Там нету окон, нету вентиляторов и Он стал потеть. И половина вселенной была заполнена Его потом. И он создал вселенную, создал океан, чтобы таким образом остудить себя.
00:51:36 Потом проявился Ананташеша и Вишну, который раскрыл [неразборчиво] Ананташеши получил название Гарбходакашайа-Вишну. Но это экспансия Гарбходакашайа-Вишну. Там Вишну возлежит и является срединой вселенной. Иногда преданные, иногда кто-то говорит: «Ты кто? Середина вселенной что ли?».
[Аудитория] Пуп земли?
[Айравата дас] Так сказать, пупок Гарбходакашайа-Вишну является серединой вселенной. И потом Гарбходакашайа-Вишну создает Вират – то есть вселенную. Вират – это экспансия вселенской формы. Экспансия Гарбходакашая-Вишну.
00:52:41 14 планетных систем. Весь Вират происходит из живота Вишну. Вся жизнь, все планеты, всё это как бы в зачаточной форме находится в животе Господа. Как бы матрица. Матрица находится внутри. И копия этой матрицы, т.е. проявление этого плана, замысла, который внутри Господа находится, проявляется во второй половине вселенной. Иногда ученые говорят: «Большой взрыв» и преданные говорят: «Не-не-не. Что это за большой взрыв?» Конечно это не в точности большой взрыв. Это очень примитивное понятие «большой взрыв». Конечно, мы не соглашаемся с материальным миром. Но, тем не менее, этот взрыв происходит так или иначе. Это проявление вселенского лотоса это как бы извержение вулкана. Такое впечатление, как будто огромное количество материи стало исходить из живота Господа, как горячая лава выплёскивается из жерла вулкана.
00:54:19 Если вы будете разговаривать с учёными, они спросят: «Ну как вселенная появилась?». И преданный начнёт объяснять: «Ну, Вишну возлежит на троне, там из его пупка лотос происходит, и потом планеты находятся в стебле лотоса. Так Веды описывают». И учёные не примут это всерьёз. Они не помогут. Мы можем понять, что такое описание, которое дается вот таким образом, о лотосе и т.д., как бы, например, из начальной школы – это очень упрощённое описание. Мы должны описывать всё научным языком. Итак, с научной точки зрения, это огромное количество материи, то что материя она исходит из Господа, выходит из тела Махавишну. Не смотря на то, что это духовное тело, Его тело духовно, но, тем не менее, огромное количество материи выходит из Него. То есть в течении 1000 лет, это как бы происходит процесс приготовления, всё происходит на тонком уровне. И перед тем как Гарбходакашайа-Вишну входит в материальную вселенную, чтобы разделить энергию в частички – эти частички называются Параману. Чтобы из этих частичек построить потом материальную вселенную.
00:56:13 Параману – неразделённая частичка, это не является Атма. На самом деле, когда Прабхупада говорил о частичке параману, тогда в то время учёные не разделяли [неразборчиво] мнение такое что она тоже разделима. Итак, появление лотоса оно похоже на извержение вулкана. Материя как бы вырывается из живота Вишну. Потом появляется Господь Брахман, потом ещё через тысячи лет он начнёт творение. Итак, последняя стадия, мы будем изучать планетные системы. Планетные, о.
00:57:14 Существует 14 планетных систем, 14 планетных уровней. Это описывается как три мира. Есть различные описания в Ведах. Иногда говорят: «Три мира: низший, средний и высший». Разные описания в Ведах описывают различное количество планет, но всегда описание, Ведическое описание подрывает все, всё [неразборчиво]. Итак 14 планетных систем. Первая планетная система Сатьялока. Сатьялока это мир, где обитаем Брахман. Но на самом деле эта область Сатьялока там много планет.
00:58:09 Итак, под этим уровнем Тапа-лока, где 4 Кумара живут. Они имеют господство над живыми существами. Потом Джана-лока, где живут сиддхи, Махар-лока, там где мудрецы живут, возглавляемые Бриг-муни. Потом идет Сварга-лока – небеса, рай. Центральной планетой является Индра-лока. И там так же существует много других духовных планет. Не духовные планеты, а много других планет полубогов. Это Сварга. Потом идет Бхувар-лока. Мы говорим Бхур Бхувар Свар, Гаятри мантра. Бхур Бхувар Свар, говорят, это три мира.
00:59:30 Но на самом деле это не всё. Они охватывают три мира, они не охватывают всё. Свар – он идёт, как вершина, Бхувар, Бхур Бхувар, Бхувар – это середина; Бхур – это низшая степень. Бхувар в середине и Свар это вершина. В Бхувар находится огромное количество [неразборчиво], планет и всё такое, ракшасов, духов так же Ситха-лока находится на этом уровне, Кимара-лока – это планеты, которые находятся между людьми и преданными. Итак, Бхур, Бхур – это Земной уровень. Наша Земля находится на этом уровне и так же огромное количество других планет.