Глава 3. Путь действия. Карма-йога
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
Карма-йога — путь бескорыстной деятельности
00:00:22 3.1 Арджуна сказал: Кришна, Ты утверждаешь, что внутренняя деятельность важнее внешней. Тогда почему Ты велишь мне участвовать в войне?
00:00:35 3.2 Разве Ты не противоречишь Себе? С одной стороны, Ты призываешь к действию, с другой — к самопознанию. Какой же из двух путей лучше?
00:00:48 3.3 Всевышний ответил: Я объяснил тебе два способа освобождения от рабства иллюзорного мира. Первый — действовать бескорыстно; второй — обратить свой разум внутрь. Но поскольку и тот, и другой способы даруют свободу от иллюзий и ведут к преданности Абсолютной Истине, между ними нет разницы — это два отрезка одного пути.
00:01:19 3.4 Не исполняя свой долг, нельзя обрести знания, ведущего к свободе. Если отказаться от действий, но в мыслях желать плодов действий, ты не обретешь свободы.
00:01:35 3.5 Невозможно перестать действовать даже на мгновение. Живое существо вынуждено действовать, находясь под влиянием трёх состояний иллюзии. Поэтому для разумного сознания предписаны очистительные действия.
00:01:53 3.6 Глупец и лицемер тот, кто ограничивает деятельность рук и ног, а сам размышляет об объектах чувств.
00:02:03 3.7 Мирянин, умом обуздавший чувства и не привязанный к плодам труда, гораздо выше лицемера, отказавшегося от деятельности. С помощью правильной деятельности можно освободиться из рабства иллюзии: этот путь называется карма-йогой.
00:02:27 3.8 Выполняй предписанный долг! Бездействуя, невозможно поддерживать себя, поэтому лучше неумело выполнять свои обязанности, чем не выполнять их вовсе.
00:02:42 Разъяснение: Если человек будет верен долгу, но не ради плодов труда, его сердце постепенно очистится от корысти, и он порвет связи с материальным миром. А когда он превзойдет состояние непривязанности и свободы, Всевышний призовёт его в мир бескорыстной преданности.
00:03:09 3.9 Деятельность, совершаемая не ради себя, а ради Всевышнего, называется жертвоприношением. Любая другая деятельность, с какой бы целью она ни совершалась, привязывает к миру рождения и смерти. Не вожделей к плодам труда, а исполняй долг как жертвоприношение. Бескорыстная деятельность ведёт к преданности. Когда Всевышний откроется тебе, ты обретешь чистую, ни с чем не смешанную преданность Ему.
Жертвенная деятельность. Законы Вселенной
00:03:50 3.10 Создав вселенную, Брахма велел её обитателям совершать жертвоприношения: «Пусть священные жертвоприношения будут для вас убежищем. Совершая их, вы будете богатеть и процветать. Жертвуя, вы исполните все свои желания.
00:04:13 3.11 Жертвоприношениями добивайтесь благосклонности богов, и они, довольные вами, обеспечат вам успех во всех начинаниях. Взаимное расположение поможет вам пользоваться благами мира».
00:04:32 3.12 Боги — Мои представители в сотворённом мире. Они удовлетворят все твои потребности, если будут довольны жертвоприношениями. С Моего ведома они пошлют тебе дождь, солнце и всё, что необходимо для обильного производства пищи. Кто наслаждается дарами природы, не предлагая их богам, совершает грех воровства.
00:05:02 3.13 Принимая в пищу остатки пяти жертвоприношений вселенским богам, праведная душа искупает пять грехов насилия по отношению к другим живым существам. Скупцы, вкушающие дары природы лишь для своего удовлетворения, приобщаются к греху.
00:05:24 3.14 Живые существа растут от пищи, пища растёт от дождя. Дождь происходит от жертвоприношения, а жертвоприношение происходит от действия.
00:05:40 3.15 Действие рождается из мудрых Вед, а Веды происходят из Безупречного и Непогрешимого Существа. Вездесущий есть правообладатель всех жертвоприношений.
00:05:57 3.16 Если живое существо, на какой бы ступени знания или деятельности оно ни находилось, нарушает этот порядок, установленный Самим Всевышним, оно, несомненно, ведёт греховную жизнь.
00:06:12 3.17 Но тот, кто черпает счастье и радость внутри себя и полностью удовлетворён, освобождается от обязанностей, определенных священными писаниями. Он трудится, чтобы обеспечить тело самым необходимым.
00:06:33 3.18 Кто мыслит себя частью мира сознания и живет внутри мира сознания, тот во внешнем мире не обретает благочестия, исполняя долг, и не навлекает на себя грех, пренебрегая долгом. В удовлетворении личных потребностей он не зависит ни от кого: ни от небожителей, ни от людей.
00:07:00 3.19 Итак, не привязывайся в мыслях к плодам труда, а исполняй предписанный тебе долг как данность. Действуя непрерывно, без вожделения к плодам, ты обретешь свободу. Но истинно свободен лишь раб Абсолютной Истины, кто трудится бескорыстно ради Всевышнего.
00:07:29 3.20 Царь Джанака и многие мудрые люди исполнением долга достигли совершенной свободы. Потому исполняй свой долг, хотя бы в назидание остальным.
00:07:42 3.21 Обывателям свойственно подражать великим. Любое мнение великого они принимают как истину.
00:07:51 3.22 Мне не к чему стремиться, ибо всё принадлежит мне. Я, Владыка всего сущего, не связан долгом, но даже Я действую.
00:08:06 3.23 Если Я перестану действовать, люди, последовав за Мной, откажутся исполнять свой долг.
00:08:13 3.24 Если Я пренебрегу долгом, то, следуя Моему примеру, люди откажутся от своих обязанностей и погубят себя. Из-за Меня в обществе воцарится смута, на свет появятся нечестивцы. Я буду повинен в том, что испортил целое поколение.
00:08:35 3.25 О Арджуна! Мудрый, чей разум обращен внутрь, должен действовать хотя бы для того, чтобы научить других действовать бескорыстно.
Деятельность с точки зрения гьяна-йоги
00:08:49 3.26 Приверженцы пути самопознания не должны смущать умы невежественных, привязанных к мирским удовольствиям людей назиданиями вроде: “Оставьте свой долг! Будьте свободны!”. Напротив, мудрый действует во исполнение долга, но не привязывается к плодам труда. Так он вовлекает в благодеяния обычных людей.
00:09:17 3.27 На самом деле вся деятельность осуществляется материей в её трёх состояниях. Но тот, кто не отличает себя от материи, наивно думает: «Я совершил этот поступок».
00:09:33 3.28 О сильнорукий Арджуна, кто знает, что материя существует в трёх состояниях: умиротворения, возбуждения и помрачения, что у каждого состояния есть своя движущая сила, а органы чувств и объекты чувств относятся к разным состояниям материи, тот не считает себя действующим. Он понимает, что любой орган чувств (ухо, кожа, глаз, язык и нос) управляется высшей силой и просто занят поиском своего объекта (звука, поверхности, образа, вкуса и запаха).
00:10:18 3.29 Сознание, попавшее под влияние иллюзии, напоминает одержимого. Оно теряет рассудительность и пристращается к чувственным удовольствиям. Мудрый не должен смущать невежественных людей философскими истинами об отречении и свободе. Пусть они занимаются деятельностью, но не привязываются к плодам, поскольку деятельность без привязанности делает человека свободным.
00:10:50 3.30 Посвяти всю деятельность Мне, сознавая, что всеми поступками управляет извечный Господь. В таком сознании ты избавишься от чувства собственности и скорби. Возьми оружие и сражайся, ибо это твой долг.
00:11:10 3.31 В ком живет вера в Мои слова, кто не завидует Мне и действует бескорыстно ради Меня, тот не связан ответственностью за свои действия, хотя и продолжает действовать.
00:11:24 3.32 Но кто завидует Мне и не прислушивается к Моим словам, тот безумен. Такое живое существо пребывает в невежестве и обречено на гибель.
00:11:37 3.33 Даже мудрый не в силах совладать с врожденными пороками и поступает, как велит ему природа. Кто не прислушивается ко Мне, тот становится рабом дурных наклонностей. Он не боится ни законов религии, ни законов общества.
00:11:58 3.34 О Арджуна, хотя органы чувств тянутся к своим объектам и увлекают тебя, ты не должен поддаваться соблазнам. Чувства — великий враг тех, чья цель — познать себя.
Божественная и мирская мораль
00:12:15 3.35 Лучше исполнять свой долг несовершенно, чем чужой безупречно. Знай, даже смерть во благо, если исполняешь свой долг. Но идти чужой дорогой небезопасно.
00:12:36 Разъяснение: Чистая преданность Адхокшадже (Господу, недоступному для чувственного восприятия) — естественное состояние души. Даже если поступок преданной души кажется неблаговидным, он лучше любого «доброго» или нравственного с материальной точки зрения поступка, поскольку любая материальная деятельность совершается под влиянием помрачения, возбуждения или просветления. Чистую преданность можно обрести только в обществе истинных святых. Чистая преданность — высшее достояние живого существа. Чистую преданность не в силах забрать даже смерть. Поскольку мирские «добрые» поступки делаются ради кого угодно, кроме Всевышнего, они ведут лишь к страху смерти. «Кто отказывается служить Богу, тот совершает насилие над собственной природой. А кто противится собственной природе, тот оказывается в иллюзии. В иллюзии сознание мнит себя частью материи и отождествляет себя с внешней оболочкой. Находясь в мире внешних объектов, оно испытывает страх за своё тело, семью, друзей, имущество и тому подобное. Поэтому разумный, осознав бренность окружающего мира, предается Вечному Господу и служит гуру, возлюбленному слуге Всевышнего, понимая, что слуга Всевышнего не отличен от своего Господина».
Похоть и гнев
00:14:25 3.36 Арджуна спросил: О Кришна, что заставляет живое существо совершать грех даже против собственной воли?
00:14:38 3.37 Всевышний ответил: Совершать грех заставляет похоть. Она вызывает желание наслаждать чувства. Если это не получается, она превращается в гнев. Похоть ненасытна и губительна. В этом мире нет ничего опасней похоти.
00:15:01 3.38 Как огонь слегка скрыт дымом, как зеркало покрыто полупрозрачным слоем пыли, как плод полностью сокрыт в утробе матери, так сознание живого существа бывает покрыто похотью разной плотности в зависимости от трёх состояний иллюзии.
00:15:21 3.39 Похоть лишает знания. Она — вечный враг того, кто стремится к истине. Как ненасытный огонь, похоть пожирает рассудок.
00:15:33 3.40 Чувства, ум и разум — любимые места обитания твоего смертельного врага по имени похоть. Лишив живое существо разума, похоть поражает его ум и чувства, а затем низвергает в трясину грубой материи.
00:15:52 3.41 Поэтому, о благородный Бхарата, сначала обуздай чувства, тогда сможешь противостоять источнику греха — похоти, которая разрушает гьяну (способность отличить сознание от материи) и вигьяну (способность отличить сознание от Сверхсознания).
00:16:14 3.42 Мудрые говорят: над неодушевленными предметами (объектами чувств) стоят чувства, над чувствами стоит ум, над умом стоит разум (способность рассуждать). Над разумом стоит сознание, твоё вечное и подлинное «я».
00:16:37 3.43 Поэтому, доблестный воин, чтобы одолеть похоть, ты должен начать с себя. Найди в себе разум, с помощью него умиротвори ум, с помощью ума обуздай чувства, и тогда объекты чувств не будут представлять для тебя опасности.