Вайшнавский этикет на практике
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:02 На самом деле эта наука считается наиболее важной – наука о взаимоотношении. Так же как мы говорим «взаимоотношения с Богом» - это наука. Мы живем в мире понятий, определений, названий, но также есть наука взаимоотношений между этим, называется диалектика. То есть, есть какие философские понятия, утверждения: есть душа, есть тело, есть Бог, есть природа. Это легко может освоить каждый человек в школе, даже в детском саду. Детей так обучают, они легко усваивают эти вещи. Но постичь эти взаимоотношения требуется особый опыт. То есть человек учится много жизней, он много жизней устанавливает правильные взаимоотношения с этим миром.
00:00:54 С этим миром есть три вида взаимоотношений. Есть карма, есть викарма, есть акарма. То есть, есть благочестивая деятельность, которая установлена шастрами карма. Всегда хороший результат, положительный. Человек может развиваться, быть богатым, здоровым, красивым, умным, чистым, счастливым. Это называется карма. Такая деятельность, которая улучшает наше материальное положение. Есть викарма, она противоположное свойство имеет, это греховная деятельность, она противоречит всем нормам, правилам поведения, писаний, ну и общественных норм также. Грех. Вообще, приставка «ви» означает, что она направлена против себя же самого, или как говорят в народе «не плюй в колодец, потому что сам будешь пить оттуда» или «не рой яму другому, ты сам попадешь туда», то есть ты себе это делаешь на самом деле – викарма.
00:01:51 И есть третье направление деятельности – это акарма, духовная деятельность, когда человек действует, но не ради плодов, не ради выгоды, не ради того чтобы улучшить материальное положение или ухудшить его, а все плоды он отдает. Акарма, не принимает ничего, отдает Богу. И по закону кармы, если я совершил действие, я должен получить плод, обязан просто. Не то что должен, а обязан. Хороший это или плохой плод, я обязан получить его. Счастье иногда врывается в нашу жизнь непрошеным гостем, и несчастье также врывается непрошеным гостем, то есть это обязанность, если я заработал эти плоды, они придут ко мне. Плохие это или хорошие - не важно, это закон природы.
00:02:37 Как мы выясняли, что если даже я сделал хорошие дела и не получил что-то, какой-то плод за это, то я должен родится снова в этом мире, снова принять рождение, чтобы получить плоды этой кармы. Ну а если я совершаю деятельность, получаю плоды, но затем жертвую их, как работает в этом закон кармы? Ведь я же не использую их, по закону кармы я должен их использовать, я обязан это все принять. А я беру и отдаю эти плоды. Вот я хочу строить храм, допустим. Это называется акарма. То есть деятельность, которая не несет никаких последствий, ни плохих, ни хороших. Совершаю деятельность акарма и не получаю ни плохого, ни хорошего. Но по закону я должен что-то получить, тогда эта жертва трансформируется уже в духовное богатство человека.
00:03:33 С другой стороны, если я совершил эту деятельность – пожертвовал, и на мои деньги построили храм. Я выступаю перед публикой и говорю это: «Я сделал. Посмотрите, видите это? Мой вклад. На мои собственные заработанные деньги я построил храм». Тогда веды говорят, что плоды такой человек уже получил. Все. Он получил плоды в виде славы. То есть акарма означает что человек не желает никаких плодов: ни славы, ни почестей, ни богатсва, ни власти, ничего. Это очень возвышенная деятельность. Фактически это святой уровень. И вот, на уровне акармы когда человек действует, описываются его взаимоотношения с этим миром как нечто уникальное. Он всюду применяет этот принцип, в общении с людьми, с миром, с Богом, в деятельности. Он действует, но не ради плодов. Общается с людьми не ради того чтобы иметь какие-то связи, знакомства, быть в центре внимания или управлять этим миром. У него другие правила. Это называется вайшнавский этикет. Вайшнавский взгляд на мир.
00:04:40 Нет никаких материальных целей. И предполагается, что когда преданные собираются вместе, они должны совершать деятельность акарма. Мы учимся этому, не сразу, нет. Сначала у нас есть привычка, привычка к благочестивой и греховной детяельности. Это материальная привычка, она врожденная, так сказать. Врожденная привычка кармической деятельности. Человек это имеет прямо от природы, любое усилие и он подразумевает, что я должен за это что-то иметь. Даже такие дети понимают это. Врожденное сознание, так сказать.
00:05:11 Поэтому преодолеть кармическое сознание считается очень сложно даже великим мудрецам. Сложная вещь. И поэтому господь Чайтанья сказал Санатана Госвами об этом. Он сказал, что Бхакти таинственная и непостижима в этом мире, её не могут понять мирские ученые, не могут понять великие деятели и реформаторы в этом мире, не могут понять даже мистики-йоги. Поэтому они относятся к этому как чему-то сентиментальному. Вот они воспевают, плачут, просят пожертвований – всё, что они могут делать. Пожалуйста, опиши эту науку подробно, науку преданного служения. То есть вайшнавский этикет. [Хари Бактивилас] - называется эта книга. Потом Санатана Госвами описывает это научно. Он описывает науку.
00:06:11 Что же такое «наука преданного служения»? То есть наука, как из врага сделать друга. Например, мы собрались в каком-то составе, вот наша группа. Давайте рассмотрим друг друга с материальной точки зрения, а потом снова спросим, а что мы вообще вместе делаем здесь с материальной точки зрения. С точки зрения профессий, материальных увлечений, хобби, образования, вкусов, интересов. И мы сразу заметим, что мы здесь совершенно разные люди, с материальной точки зрения, которые в таком составе никогда бы не собрались.
00:06:51 Например, когда я был художником, мне нравились люди искусства, богемная атмосфера, но я бы никогда не пошел на встречу с математиками например. Меня это никогда не привлекало, совершенно не пересекалось. Но здесь мы собираемся все вместе и даже, наверное, не знаем, кто мы, кто чем занимается. Мы даже не интересуемся этим, часто бывает такое, что приходит человек уже полгода и ещё неизвестно чем он занимается, кто вообще он. Когда я ходил в Петербург на одну намахату и там пришел новый человек. Немолодой, солидный вид, всегда в костюме, галстуке приходил. Сидел, слушал, потом стал помогать, мыть посуду после прасада, полы после преданных. Через какое-то время выяснилось, что он директор какой-то фирмы в Петербурге, крупной очень.
00:07:41 И вот он моет там посуду, полы, ему нравится это. И он говорит мне, около раковины моет посуду и говорит: «Я, вообще, директор фирмы, но вот Вы знаете, я такое удовольствие получаю здесь, на намахате, моя эту посуду здесь». Здесь, мы, эти грани как бы стираются между нами. Что касается материальной точки зрения, мы бы в таком составе никогда бы не собрались, ни по какой материальной причине. Нет. То есть нас связывает что-то другое совершенно: ни профессиональная деятельность, ни убеждения даже, ни национальность. Потому что Искон это организация практически непостижимая для материалистов. Как такое может быть, какой возраст у вас возраст в движении больше всего? Разный, смешанный. Какие люди: ученые или простые? Смешанные, разные, все. Счастливые или неудачники были? Все абсолютно категории: и счастливые, и неудачники, и преступники, и праведники здесь, и ученые, и неграмотные. Вот они рядом все сидят.
00:08:39 И поэтому, когда мы пытаемся общаться на духовной платформе, мы не замечаем, воспеваем Харе-Кришна, читаем писание, едим Кришна-прасад, все кажется, ничего и не нужно. Но как только мы начинаем общаться на уровне материальных гунн природы, выясняется, что мы очень-очень разные. И вот, [Хари Бактивилас] описывает, что есть принципы, когда из любого человека можно сделать друга, также можно сделать врага, конечно же. Это Рупа Госвами ещё описывает у [Падишамлити], что есть шесть принципов «дадати» и если их применять, то даже природная вражда, она трансформируется в любовь. Природная вражда она вообще не преодолевается. Кошку с собакой как помирить? Невозможно. И тем не менее, мы видим такие примеры, когда кошка с собакой живут рядом, бок о бок. И кошка прям ложится на собаку и спит. Есть такой пример.
00:09:29 Почему? Принцип «дадати». Они едят из одной тарелки, им дают из одного источника. Вот, «дадати», даже животные, смотрите, умиротворяются. И есть пример, когда Господь Чайтанья проходил через джунгли [Джериканда], воспевал святые имена, и все звери, они в обнимку валялись на траве. Олени с тиграми обнимались и повторяли тоже святые имена, в этих звуках они купались, все стали друзьями. Потому что Господь Чайтанья дал им духовный мир. «Дадати» - это самое большое, что можно дать. Он дал им духовное отождествление и неотождествление с материей, и они забыли, что они тигры, что они олени, что они змеи, что они слоны. Они вдруг почувствовали себя духом чистым. Это любовь. Тигры стали улыбаться, стали обнимать оленей, просить прощения за все грехи, кататься по траве вместе, блаженствовать. Даже змеи никого не жалили, так извивались, тоже обнимались, когда Господь [Чатанья] воспевал святые имена.
00:10:26 И то есть «дадати», «дадати» в высшем смысле слова это обмен духовный, духовный обмен. Когда мы занимались в программе [Фут фо лайф] в одном месте, ну объявили, объявление сделали, что, пожалуйста, приходите, здесь получайте пищу. Люди пожилые, трудные времена, ну, кто хочет, кому нужно. И мы чувствовали, что люди, конечно же, должны быть нам благодарны за это. Но нет, нисколько. Однажды они пришли и стали жаловаться на качество пищи, на то что там мяса не вообще и никогда у вас мяса не получишь. То есть и мы поняли, что они не получают это «дадати», нет, они не принимают это, видите. Почему? И мы обратились к духовному учителю: «А что такое? Почему? Распространяем прасад и люди ещё нам претензии выдвигают, хотя это вообще, просто наша инициатива, просто наша добрая воля. Это не наша профессия, просто вот, просто помогаем людям. И они, видите, злятся ещё на нас, критикуют нас за это». Даже в Армении такое было, на землетрясении. Даже там нас критиковали за какую-то пищу, хотя люди жили на улице буквально, в палатке и они должны были как-то выжить. Все равно они предъявляли претензии все кто как-то помогал им. И нам тогда сказали, что на самом деле, когда вы раздаете пищу, вы должны проповедовать людям. Вот тогда это будет «дадати». Вот тогда это будет «правильно сделали».
00:11:40 Поэтому Рупа Госвами говорит есть шесть видов даров, которые мы можем делать преданным, но в духовном обмене. Например, давать дары - принимать дары. Дар должен быть какой-то трансцендентный, лучше всего. Например, цветок. Он должен быть предложен Кришне, прежде чем дарим его кому-то. Завтра восьмое марта, очевидно, что будут дарить цветы. Мы предвидим это. Все мужчины утром, они выбегают рано утром, ищут цветы. Продают то очень дорого в это время, безвыходное положение у них. Они должны поздравить как-то своих жен. Они боятся, если они их не поздравят, будет конфликт на весь год оставшийся. На всю жизнь запомнит жена такие вещи. То есть, поэтому они боятся, он должны найти любой ценой, не жалеть никаких денег, берут тюльпаны, на север их привозят специально, которые завтра же опадут все, замороженные все. Они любой ценой хотят сделать приятное супруге и покупают цветы.
00:12:34 Так во веды говорят, вот это «дадати» жена всё равно не оценит по достоинству, пока вы не предложите это Кришне сначала. Потом скажете, что это махапрасадный цветок. Это будет особая вещь. Вот тогда это, говорится, удовлетворит душу. И так, дар он может быть трансцендентный или может быть сделан от из глубины души. Также он становится трансцендентным в передаче этого всего. Как, например, мы берем прасад, даем гуру яблоко. Это предложенное яблоко, нельзя предлагать не предложенные вещи, предложенные уже, да. Он кусает, дает ученику, это уже махапрасад. И он дает это от своего сердца, от сердца духовного учителя, это нечто уже большее. Этот обмен увеличивается, и видите, мы даем что-то незначительное, но получает в обмен очень что-то значительное. И, поедая такое яблоко, мы получаем сознание Бога. И это ценится. То есть, яблоко становится смыслом вашей жизни иногда. Получить такой фрукт от гуру или кусочек пищи от гуру, или может ещё счетчик от мешочка, знаете для четок, получить или часть одежды там, носок какой-нибудь сохранить где-нибудь. То есть, вещи незначительные с материальной точки зрения, видите, но они значительные с духовной. Вот, Рупа Госвами говорит, вот такой у меня должен быть, вот из глубины души, я должен стараться давать дары – принимать дары.
00:13:57 Причем, иногда преданный думает, только давать дары, а принимать не нужно, мы должны быть скромными. Он ошибаются. Необходимо принимать все, особенно от старших преданных, все что они дают. Никогда нельзя отказываться, это оскорбление. Если вы приходите к преданному, он предлагает прасад, вы отказываетесь, вы совершаете оскорбление. Даже если вы спешите, вы должны протянуть руку, сказать: «Ну, немного, я сейчас убегу, но я почту прасад хотя бы здесь. Немного положи на руку мне». И принять, затем идти. Это духовный обмен, от которого никогда не отказываются. Если кто-то не хочет принимать, он не хочет и давать, не хочет оказаться в долгу. То есть, прасад должен быть активным, активно нужно давать, принимать подарки, используя на это дни рождения или праздники или просто. Просто если мы хотим сделать приятное человеку – дар сделать какой-то. И затем угощать прасадом и принимать прасадом. Видите, другой уже трансцендентный обмен, пища.
00:14:52 Пища должна быть высшего качества, если мы хотим предложить её преданным. То, что наиболее хорошо получилось, мы сразу пытаемся выйти и распространить, всем преданным дать попробовать этот вкус. И так же принимать прасад. Иногда мы едем для того чтобы принять прасад к Джаганадха Пури вот отсюда, скажем, из Тулы. Представьте, это стоит денег. Поехать к Джаганадха Пури и поесть, это не так дешево. Но преданные делают, они иногда копят несколько лет деньги, несколько лет копят деньги чтобы поехать к Джаганадха Пури и там поесть, пообедать просто. Потому что все знают что такое прасад Господа Джаганатхи, это не простая пищи. И не жалко даже этих денег, можно выкинуть несколько тысяч долларов, чтобы поехать в Индию и поесть там прасад и привезти оттуда махапрасад.
00:15:44 На самом деле, это очень могущественное оружие, на самом деле самое могущественное оружие в распространении Сознании Кришны. Потому что с философией многие не согласны будут, но с прасадом согласны все. Потому что он вкусный, все согласны с этим. Многие придут, отведают, но уже через три года они задумаются о своей жизни, если даже они не согласны с философией, уже через три года они будут думать: «Что-то не то в моей жизни. Чего-то мне не хватает». Это тот вкус прасада остался еще. Как сказала моя мать: ты, говорит, помнишь, приезжал, говорит, двадцать лет назад, пятнадцать лет назад приезжал, говорит, домой, и первый раз приготовил прасад дома. Я не очень помню. Но она сказала, это был простой рис с картошкой, но, говорит, ничего не было особенного. Я и сама, говорит, такое ещё лучше такое. Но почему, говорит, я помню до сих пор вкус и вид этого риса? Пятнадцать лет, говорит, его прекрасно помню, как будто это вчера было. Вот это прасад.
00:16:37 И также, наверняка, вы помните того человека, который вам дал Сознание Кришны. Даже если пройдет сто лет, вы не забудете его. Даже в следующей жизни вы найдете его. Невозможно, эту связь невозможно разорвать. Это впечатление называется, самскара остается. Вот пища предназначена для такого обмена, духовного и она обретает великий смысл. Когда-то я готовил прасад, но мне сказали, что пока ты не инициирован, ты не можешь предлагать инициированным прасад. Ну, я смиренно обходил инициированных, угощал только неинициированных. Я всем раздавал [неразбочиво] приготовил, но тот, кто инициирован, я обходил его, давал другому. То есть, нельзя инициированным давать. И там был один очень авторитетный один проповедник, очень сильный в то время, который смотрел на это, а я это делал уже не в первый раз. Готовил халаву, не получалось что-то, я хотел чтобы все пробовали это. И он сказал: «Дай мне тоже». Все очень удивились. Инициированный, это инициированный причём очень старший преданный. Он сказал: «Дай, я серьезно говорю. Дай попробовать». И для меня это была честь. Я очень гордился этим, что сейчас этот человек попробует. Вот я готовил, это было что-то необычное в моей жизни. Положил на руку, он попробовал, говорит: «Есть бахти». Все, это для меня было как высшая награда. Признали меня, преданные, у меня есть бахти.
00:18:03 Другой преданный он сказал: «Я попробую Ваш прасад». И он сидел так, он когда собирал нама-хату там были все неинициированные, о был один инициированный, как бы он вел этих людей, он заботился о них неформально. Он был человек такой, очень добрый. И он говорил: «Все готовьте и приносите что-то на нама-хату. И потом будете пробовать и так будете познавать друг друга через прасад. Вот это способ познания личности, вот взаимоотношений». Заинтересовались, интересно, что за мистика, как это через прасад мы начнем что-то понимать. И там были всякие шарики, там халава, там и сабджи, ну все там поприносили кто что мог. Много было, разнообразие. И, моя жена, она тоже приготовила. Она видела, что это нама-хата, она хотела что-то особое сделать, она сделала шарики, накатала простое чудо. Там оказалось много воды, потом она ломала эти шарики, добавляла пудры, там ещё чего-то, вымешивала. Опять не получалось, она опять все ломала, опять перемешивала. То есть она до седьмого пота довела себя, но что-то она там добилась, в общем-то. Какого-то вкуса, какой-то консистенции, которой хотела и накатала эти шарики. С такой ответственностью.
00:19:12 И вот, эти наши шарики и, там, другие на столе. И мы смотрим на него. Ну, вот пробуй, давай, знакомься, оценивай. И он берет наш шарик, кусает. «Настойчивость», - говорит. Сразу определил. Вот так вот, понимание. Можете не говорить, потому что вы соврете. По привычке просто, мы лжем. Не говорим чистую правду. Не потому что мы плохие – привычка такая дурная. Рождение такое. Но вот дайте пищу, и вы сразу поймете человека. Попробуйте что он приготовил для вас, и вы почувствуете: «О, чистая любовь, на самом деле у него есть это. Внешне может быть грубый и невоспитанный, и там прочее, может быть он математик, а вы художник, физик. Может быть он бедный, а вы богатый, могут быть разные вещи, но вы чувствуете: «О, какая связь, у него есть в сердце что-то по отношению ко мне. Очень ценное. Редко такое бывает».
00:20:14 Я помню, когда с [Нираджи Саяма] сидели в Петербурге, в том старом храме, о чем-то говорили, он, кажется, принимал прасад. То ли мы вместе принимали, я не помню. Мы сидели, о чем-то говорили. И там одна преданная была, старушка. Ей уже, по-моему, лет уже семьдесят с лишним, уже зубов не было. Но она активная такая, знаете, энергетик. Ее прасад, силу прасада все знали, как она готовит прасад. Она в двери заглядывает и передает, даже не она, а кто-то из слуг: «Вот торт, от Хладиньи, от нее. Вот она посылает специально для Вас, приготовила, прибежала, вот успела к обеду». Вот поставили этот торт. Но я то понимал, как она всё это делает. И мы о чем-то говорим с ним, с Ниранджи Свами, он даже вроде ни сильно сосредоточен на еде, у нас даже разговор какой-то философский завязался. И вдруг, рукой берет кусочек торта, берет в рот, о чем-то говорит и говорит: «Она меня победила». Я думаю: «Что это такое вообще? Дайте кусочек». Он дал мне кусочек, попробовал. И такая бхава. Ничего себе, Хладинья что делает, какая любовь у нее там внутри. Потрясающе! Она никогда не скажет об этом. Просто пищу дает.
00:21:34 Даже мать, она ругает детей, но то, что она готовит – нектар. Бабушка, то же самое, готовит – нектар для внуков. С пищей всё это переносится. То есть, любовный обмен должен доходит до сердца, но материалисты тоже делают любовный обмен. Однако, в их понимании, ценность именно предмета самого. В предмете. Сережки, там, а настоящие они или стеклянные, ну-ка дай посмотрю. А, это стекло, тебя не ценят вообще. А это бриллиант, вот это любовь. Настоящая любовь. То есть так можно купить любовь, правда? За две стекляшки. Тогда когда преданные они вкладывают больше внутренний смысл, в эти принципы «дадати», и, наиболее важным моментом, является третий – это открывать ум и выслушивать с доверием. Вот если этому научиться, мы очень быстро полюбим друг друга все. Не важно, кто мы и откуда. Самое важное это слушать, уметь слушать друг друга, понимать друг друга на слух. Для этого просто нужно учиться слушать не перебивая.
00:22:38 Я был в Хельсинки однажды. Пошли в какой-то магазин зашли. И там перед входом в магазин стояли две женщины финки. Они разговаривали и я запомнил этот момент, потому что они разговаривали одновременно. Ну бывает так, когда человек говорит, а другой тоже начинает что-то говорить и потом этот замолкает, конечно же. И я поэтому тоже думал, что кто-то из них должен замолчать. Нет, они даже и не пытались. Просто они спокойно разговаривали одновременно. Для них что слушать, что говорить не имеет никакого значения. На очень таком легком уровне общение. И видим, что если иногда что-то говориться серьезное, например, начинаю за упокой, а хочу закончить за здравие, но мне не дадут. Потому что это настроение, люди уже начнут перебивать меня, они не согласны с этим. А ведическая культура такова, что вы до конца должны выслушать эту мысль, до конца все. И самое важное, что вы скажете не в начале, а в конце. Последнее ваше утверждение. Может быть, вы что-то плохое начинаете говорить, но дайте до конца, чем он закончит, какой вывод будет. Может быть там хороший вывод?
00:23:41 Сейчас, когда у нас нет терпения, у нас культура другая. Мы не можем увидеть всю истину, мы не успеваем, потому что ум у кого-то возбуждается, и он уже не согласен, хотя нет ещё вывода, нет окончательно какого-то разговора. И между преданными часто бывает такое, мы видим, что иногда они говорят, перебивают друг друга, а потом непонимание. Потому что они не высказали до конца и не поняли друг друга, хотя на это не было причины для разногласий, никакой. И сокровенное означает раскрывать ум, хорошие вещи. Так же как пища должна быть хорошего качества, верно? Если мы дарим подарки, то тоже какого-то хорошего качества. И также когда мы открываем ум, это не должна быть какая-то грязь или оскорбления, или критика, нет, сокровенные вещи. Что для нас на самом деле дорого в Сознании Кришны. То есть это не будет часто, по всей видимости. Это будет иногда, но это будет очень глубоко. Это то, что будет нас здесь держать в Сознании Кришны, вот такой, такая форма общения.
00:24:34 И эти сокровенные вещи, они есть у каждой личности. Вот эта книга скоро выйдет, а письма в Сознании Кришны, помните, я вчера говорил? Письма с историями. И вот это все откровения. Почему невозможно оторваться от этой книги? Потому что там самые сокровенные вещи преданные написали, самые ценные для них. Это было «дадати» на самом деле. Вся книга, она как этот «дадати», вот что-то самое-самое лучшее, вот мы в жизни имели опыт духовный, мы это написали. Как это случилось с нами, мы получили святое имя, как встретили гуру, что это было для нас, какие в нас сейчас перемены, какая жизнь была до этого. И вот такой очень позитивный настрой, и так глубоко трогает сердце, что в сердце начинает развиваться вайкунтха. Хотя прямо о Кришне там не пишется. Прямо – нет, не пишется. Но он сразу, видите, подразумевается. То есть Бог, как-бы всплывает с этих страниц. Потому что он причина этих событий, как раз.
00:25:25 Это то, как можно трансформировать любые плохие отношения постепенно. И выслушивать с доверием, и доверять сокровенные какие-то прдеметы друг другу. Для этого, конечно, нужно найти преданных близких по умонастроению. Не с каждым. Также если мы имеем в виду старшие, младшие, равные, они по-разному это будут делать, по-разному будут открывать свой ум. Например полностью свой ум старший преданный не открывает младшему. Потому что младший может шокироваться: смотрите, этот старший, он уже пятьдесят лет в Сознании Кришны и у него проблемы до сих пор. Он не поймет его проблемы. Подумает: у него такие же проблемы как у меня, видимо. Вожделение, ну и что, у меня тоже вожделение, жадность – у меня тоже жадность. Не сможет понять что это с ним происходит, на каком уровне происходит. Есть такая комическая история. У одного человека был попугай, говорящий разумный попугай. И он держал его в офисе, где работал сам. И попугай смотрел что делает хозяин. А хозяин, он бизнесмен, он звонит там, номера всякие у него записаны. Набирает номер, договаривается, заказывает какие-то продукты, перепродает. И попугай, он тоже балуется по вечерам, когда хозяина нет. Набирает телефоны и говорит всякие вещи. Иногда заказы какие-то делает. Это хозяину очень мешает, он не знает ничего. И, вдруг, заказ, оказывается, договоренность есть, попугай уже договорился. И он его часто ругает, недовольный. И, в конце концов, перешло границы всякое терпение, потому что попугай заказал тысячу килограмм сливочного масла.
00:26:59 Жарко, летом тем более, масло уже пришло. Попугай заказал. И хозяин: ну, все, я тебя накажу сегодня, сегодня ты получишь у меня. И взял его, и прибил его крылья к стене. Распял его. А-а-а! Попугай кричал: не справедливо, за что?! Вот говорит: повиси вот ночь. И ушел. И попугай кричит от боли, обиды. А напротив – распятие Иисуса Христа, на другой стене. И Иисус говорит этому: «Чего ты кричишь? Я вот так уже две тысячи лет. Я терплю. Терпи и ты. « О Боже, сколько же ты заказал масла?!» Поэтому старший не открывает ум младшему до такой степени. Потому что младший не понимает проблемы старших, это невозможно. Потому что проблемы старших они больше связаны с Кришной. Он трансцендентны для младшего, на самом деле. Не должны выглядеть как проблемы. У старших проблем нет для младших, мы должны так думать. Даже когда старшие друг с другом ссорятся, младший никогда не встаёт ни на ту, ни на другую сторону. Он знает, между ними Кришна устроил все это, я ничего в этом не понимаю, это другой уровень совсем. Тут никак не может быть какой-то политик партии, групп, в вайшнавском этикете ни в коем случае такие вещи не допускаются. Если младший вступает с вами в спор, никогда не отвечайте тем же самым, просто молчите. Если вы спорите с младшим, вы опускаетесь на его уровень, и там уже все, начинаются какие-то фамильярности, [апаратхи], отношения портятся очень сильно, разрушаются.
00:28:43 То есть, спорить могут только равные между собой, равные люди. Младшие не спорят со старшим, не дают ему наставлений, но задают ему вопросы. Если он хочет намекнуть старшему, что тот неправ, он делает это в форме вопроса. Например, старший преданный при мне стал болтать всякие вещи, ну, праджалпа началась. Разговорился человек, ничего страшного, просто разговорился, ну, старший, разговорился и стал говорить всякие вещи уже не относящиеся никак ни к Сознанию Кришны, мы готовим прасад. И я думаю: что ж делать? Потому что этикет тогда уже был, мы знали: нельзя делать замечания. И я стал думать: что же делать, нельзя же делать замечания. И вот праджалпа вот идет, идет, не остановиться. И тогда я спросил другого преданного: ну, вот, праджалпа, что делать, он же старший. Этот младший вышел и спросил его: вот такой-то такой-то прабу, что такое праджалпа? И этот старший преданный: оп! Праджалпа это то, чем я сейчас занимался. Так он его поправил, вопросом, смиренно, он не сказал, что это праджалпа. А говорить: что такое праджалпа? И этот человек понял, так как он старший, он понял, что-то здесь не то.
00:30:03 Это так же как жена к мужу может обращаться, наставления давать с помощью вопросов таких. Не прямо она учит его, а вот вопросы задает. Намекает как бы. И старший, он должен быть внимателен к младшим. Что имеется в виду: он должен следить за их умонастроением. Мы иногда видим, что младший преданный может быть расстроен, подавлен, в депрессии, иногда у кого-то регулярные депрессии, на каждое полнолуние, это связано, или новолуние у кого-то. И вот старший он должен видеть эти вещи. И создавать такую атмосферу, чтобы это развеивать. Не обязательно лично разбираться во всех тонкостях, что там случилось. Скукота. Там нет причины никакой вообще, просто луна полная и все. А причина может быть любая. И он должен создавать атмосферу всегда позитивную. Если приходят преданные расстроенные, то старший должен быть веселым. В противовес всегда. Должен улыбаться. Все расстроенные. Прекрасно, очень рад вас видеть. Харе Кришна! Прасад! И вот в таком духе он говорит какие-то позитивные вещи и он обладает таким могуществом развеивать таким вот путем. А потом, когда он развеял, он спрашивает: ну, как дела? В чем проблема? Что случилось? Он не опускается сразу на уровень депрессии, знаете, нет-нет, он показывает другой уровень сначала, а потом с этого уровня говорит: вот, как дела?
00:31:35 Прабхупада делал так: когда к нему приезжали ученики с проблемами из разных храмов приезжали посоветоваться с Прапхупадой, приезжали с проблемами, заходили, обремененные, лица озабоченные, и готовы были сразу говорить о проблемах, Прапхупада сиял, улыбался. Садитесь. Лично прасад каждому раздавал. «Дадати», от Прапхупады прасад получить. Все ели, забывали о проблемах уже через пять минут. Потом Прапхупада садился и говорил: ну, в чем проблема? Прапхупада, да нет никаких проблем, все хорошо, нет никаких проблем. Вот это йога, вот таким образом.
00:32:13 Я имею тоже такой опыт. Я приехал в Маяпур, помню. Я тогда был в Санкт-Петербурге президентом вторым, там JBC наш был, в Маяпуре. И я побежал там к нему: такие проблемы в Петербурге! Ну, я так понимал все. Там чуть ли не раскол, ну что-то такое происходило, и я бегом к JBC: нужно срочно поговорить, такие проблемы! А это Маяпур, знаете, Маяепур, там блаженство. Место Господа [Чатаньи]. И я вот приехал с западного мира принес эту бхаву туда. Проблемы, революции, гунны материальной природы, ки, джай. А JBC говорит: слушай, сейчас у нас заседание с утра до ночи. Нет времени. Давай вот когда закончится фестиваль, здесь [неразборчиво]. В фестиваль означает это две недели. Париквама потом, Гаурапурнима, потом семинары ещё какие-то, омовения в Ганге ежедневные, тонны прасада за это время съедает человек. И потом в итоге блаженство, я помню, была Гаурапурнима, полная луна на небе поднялась, по периметру всего горизонта вышли облака, причём они не заслоняли луну. Образовался такой как бы вот круг чистого неба звездного с полной луной и по периметру облака всю ночь держались. И там сверкали молнии, грохотал гром, иллюминация была такая вот в честь Господа Чатаньи вокруг [Майепура]. Как сказка была какая-то!
00:33:36 Это была кульминация уже, всю ночь был киртан, потом чаринармита была в которую все падали, прям в этот чан, пили. Все, опьянели, сума сошли, уже все совершенно. И мы потом поехали во Вриндаван оттуда. И где-то мы встретились с JBC случайно. Он зовет меня: иди сюда! У тебя там проблемы были какие-то в Петербурге? Я не мог вспомнить ни одной проблемы, честно вам скажу. Да вроде были какие-то, не помню сейчас, ничего не могу сказать. Так старший может развеять этой атмосферой духовной, эти сомнения, которые [майя] создают иллюзию проблем, серьезную очень, и кажется что нет выхода никакого. На самом деле никаких проблем нет, это ум, просто ум. Долг старших отработать на уровне вот таком вот духовно-эмоциональном. Не просто как психолог исследовать там все действия, следствия, причины, кто что сказал, как нужно ответить. Слишком сложно все это.
00:34:37 Это вайшнавский этикет. Значит, старшие делятся духовной реализацией, младшие воспринимают, равные все дружат между собой. То есть наставления получаем сверху и вниз все передаем. И каждый из нас является старшим, равным и одновременно младшим по отношению к кому-то. Все три формы общения должны быть. То есть позаботьтесь об этом, чтобы у каждого был старший, у каждого был младший, у каждого был равный. То есть кого-то вы должны учить, от кого-то должны учиться, с кем-то должны дружить. Это идеальная позиция. Это этикет. Тогда мы сможем понять, что такое вайшнавские отношения. Если мы только слушаем от старших, то мы станем безынициативными. Сказали - сделал, но я не знаю, что дальше. Не сказали – не делаю. Если я буду учить только младших, я буду думать, что я высший авторитет. У меня будут проблемы. Буду только с младшими общаться. Если я буду только с равными общаться, то стану фамильярным в общении со всеми, как с друзьями. И, вот, чтобы уравновесить, равные должны дружить, старшие должны учить младших, младшие служат старшим. Так связаны отношения. И затем они развиваются. Это не что-то вечное такое, зафиксированное.
00:35:51 Они потом развиваются, такие отношения. Между старшим и младшим постепенно должно быть дистанции сближение дружеских отношений. Всегда это останется, вот этот старший, поскольку он раньше меня пришел, а я младший. Но внутренне должно быть сближение, больше дружеских отношений должно вкладываться. Это вдохновляет младших и старших. Если мы постоянно будем поддерживать эту дистанцию искусственно: нет, ты младший, младший, никогда ко мне не подходи. Постепенно потеряем интерес к таким отношениям, но если будет постоянно сближение внутреннее, даже гуру-ученик сближение происходит, где гуру несоизмеримо далеко от ученика находится. Сближение есть, потому что это дружеские отношения также, дружеское понимание. Это и есть источник вдохновения, что мы как бы сближаемся внутренне, вот это прогресс, вот они взаимоотношения развиваются. Как они развиваются? В этом обмене «дадати». По-другому никак.
00:36:41 Даже если мы будем воспевать Харе-Кришна мантру очень хорошо, но не практиковать принципы «дадати», мы не очень сможем ладить в коллективе и, в конце концов, потеряем интерес даже к воспеванию, собираться не будем. Можете спросить: а кто там воспевает? А, тот опять воспевает. Ну нет, не пойду. А кто лекцию дает? Нет, скорее мы все должны быть связаны взаимными отношениями как старший, младший, равный, тогда мы будем иметь интерес всегда общаться друг с другом. Я говорю такие основы, которые мы все, конечно же знаем, не один год преданные в Сознании Кришны, это элементарные вещи. Но вы удивитесь, что вайшнавскому этикету очень трудно следовать, и всегда люди забывают об этом. Мы должны напоминать друг другу снова эти истины. Это важный момент.
00:37:25 Кроме этого, когда мы общаемся преданные друг с другом, мы должны учитывать его природные наклонности. Вот как создать организацию? Выработать какую-то политику партии и этой политике подчинить всех? Иногда это нужно. Но если мы что-то срочное делаем большое, мы говорим: бросайте все, идите сюда, нужно быстро сделать все это, бросайте все, больше ничего не важно. И да, это нормально. Дом кому-то построить. Дом сгорел, вся деревня сбегается, говорит: да бросайте все, сейчас раз, и построили за день дом. Очень хорошо. Но вообще это, каждый должен заниматься своим делом, говориться в Ведах, общий порядок. Если мы живем все время в аврале, что нужно что-то, что-то, нужно, нужно, срочно, срочно, и нет развития также природного, мы также пострадаем. То есть каждый преданные должен вкладывать ещё свои естественные природные способности в преданное служение. И он должен найти поддержку в обществе. Среди нас есть музыканты, художники, строители, творческие люди, ученые, студенты, рабочие. Поддерживаете этот вид деятельности друг в друге. Если кто-то занят своим делом, поддерживайте его, давайте ему развитие, вдохновляйте его таки образом служить Кришне.
00:38:39 И постепенно мы увидим, что в нашем обществе много квалифицированных людей в разных областях, разносторонних. Не так, что мы очень хорошо повторяем Харе Кришна, а делать ничего не умеем. Нет квалификации, ничего делать. То есть преданные могут многому научиться, согласно своей природе. Это тоже коллектив должен видеть и поддерживать друг в друге, это наша задача. Тогда на самом деле мы почувствуем эту науку взаимоотношений, и об этом говориться в Шримад Бхагаватам. Прачеты, они молятся господу Шиве. [неразборчиво] аскезы совершают. И Господь приходи и говорит: вы меня удовлетворили своей дружбой. Вот, есть такие стихи в Бхагаватам. Просто благославляет, потому что они очень хорошо сотрудничают с общей целью. Рупа Госвами говорит тоже самое, что когда преданные служат друг другу, они увеличивают блаженство отношений, и когда они счастливы в служении Кришне вместе, вот тогда Господь посылает им благословление, и все получают Сознание Кришны. Вот тогда, в этом случае происходит.
00:39:49 То есть нельзя сейчас просто уединиться по своим квартирам и развить в себе Сознание Кришны в одиночку. В Кали-югу это просто невозможно. Это нужно делать коллективным способом, вместе. Вот таким образом общаться, чтобы достичь цели вместе и получить такое большое счастье для всех. Ну, пожалуй, хватит говорить об отношениях, можно что-то дополнить или спросить, если хотите. Вопрос из зала [неразборчиво]. Это хороший вопрос. Это называется [какья], современным языком если говорить, то это определяют качества в человеке, не административное руководство. Тоже. Вот в этом вся сложность этого этикета, что одновременно многие факторы действуют, работают. Например, если человек шудра, он измеряет старшинство по количеству прожитых лет, просто кто годами старше, он выражает почтение. Если человек вайшья, то он по количеству денег определяет старшинство, кто богаче, если он даже молод, но богаче, то ему отдает почтение. Если это кшатрий, то по количеству власти определяет. Если это брахман – по количеству знания. Высший критерий - знание. Если человек обладает большими знаниями он признается старшим, но и другие критерии также одновременно учитываются. Не игнорируется ни один из этих пунктов.
00:41:16 Если вы видите человека старше вас, вы должны уважать его возраст, обязательно. Кто бы он там ни был: богаче вас, больше знаний. И как это определяется? Общаясь друг с другом, мы заметим такую интересную вещь, что-то проявляется автоматически. Если вы младше по отношению к кому-то, в вас возникнет естественное стремление спросить что-то у этого человека, а он будет вам отвечать. Естественно это произойдет. Если вы старше по отношению к кому-то, то вы заметите, что к вам подходит человек и задает вопрос. Вы отвечаете, ему интересно, и он снова задает вопрос. Он начинает общаться вроде бы вопрошающе. Естественно так. И тут не требуется показать документ, видите, я старший преданный. Спрашивайте меня, вот я, здесь. Не сработает. И если вы просто разговариваете с кем-то, делитесь реализацией, иногда шутите, вам весело, это друзья, равные примерно. И там есть смешение также. Могут быть с примесью. Старший может быть с примесью служения, с примесью дружбы, ещё разница в возрасте есть, в знании. Это тоже зависит, тонкости поведения.
00:42:29 Например, если вы старше кого-то в Сознании Кришны на три года, вот вам уже три года в Сознании Кришны, вы уже посвящение получили, приходит новичок, и вы для него будете как полубог, старший преданный. Но через пять-восемь лет эта грань практически сотрется. Незначительная разница. А через десять-пятнадцать лет уже никто и не заметит почти. Но если разница примерно пять-семь лет эта разница будет уже существенна на протяжении долгого времени. Если разница будет десять-пятнадцать лет, фактически вы всегда будете видеть его как шикша-гуру, постоянно. Это большой отрыв. Но бывает что кто-то старше вас, но он уходил в майю на несколько лет, а вы сделали прогресс большой. В духовном смысле вы уже превзошли. И он вернулся, и тоже начинает поднимать свою практику и что делать в этом случае? Вы всё равно видите его как старшего преданного. Все равно поддерживаете этот этикет. При этом ваши знания говорят о том, что вас он будет спрашивать также и с чем-то советоваться, вы это делаете, но уже в духе служения по отношению к нему. Не такой наставник, как обычно всегда в духе служения.
00:43:38 Поэтому все эти вещи нужно учитывать. То есть, говориться, когда мы общаемся в коллективе с людьми, мы должны быть очень осторожно чувствительными. Вот тут мы должны развивать своё чутье духовное. Вот это ложное эго нужно отстранять, которое огрубляет наше восприятие. В Индии дается пример, что когда вы запускаете слона в посудную лавку, то там будет разруха. Посудная лавка в Индии – это не то, что мы привыкли видеть. Там нет полок, горшки складываются вот так вот, вот так они стоят, гирляндой. Это как называется? Вот так, горшок, горшок, горшок. Нет, не пирамида, вот просто, столбиком. Столбиками вот так они стоят. Вот такие лавки там. И, представьте, как там нужно ходить, передвигаться, очень осторожно. Если один столбик уроните, там… Вот и говорится, слона запускаете в посудную лавку. Если человек грубый, он так вот входит в коллектив. Здравствуйте, а вот и я! Тут лекция идет, гуру [неразборчиво], ученики слушают. Здравствуйте, а вот и я! Он вообще не понимает, не образован. Вот так определяется образование. По степени почтения, по степени насколько мы чувствительны к другим людям, к их уровню.
00:44:53 Или мы идем по улице, другой пример, вы должны учитывать многие вещи: идут прохожие, мы обходим их, тут светофор, тут машины, тут ещё что-то. Мы внимательны же. И так же мы общаемся очень внимательно, очень осторожно. Вопрос из зала: А иногда, преданный начинает думать, вот так вот хочется спросить иногда, он думает, если я спрошу, значит, я младший по отношению к кому-нибудь. Или даже если он не знает, но автоматически это же внутри понятно, что я раскрываюсь в своем невежестве. Вот, и он боится спрашивать. Автор: Показать своё невежество боится? Это один из комплексов неполноценности. Даже и по отношению к гуру такое бывает, когда человек в коллективе. Скажем, коллектив к гуру приезжает, и он говорит: вопросы, и все сидят молчат. Потому что если я спрошу, все же услышат моё невежество, мой уровень, мои проблемы. Лучше не спрашивать, нет, лучше послушать, что спросят другие.
00:45:54 Но бывают коллективы, где это довольно открыто и естественно, никто не стесняется. Есть такие очень хорошие группы преданных, которые как раз любят общаться, открываться, и никто не боиться другого, потому что никто не шокируется никакими проблемами. Вообще мы не должны шокироваться никакими проблемами, мы должны учиться этому. Не так, что мы сидим, и кто-то говорит: а что делать, если нарушил принцип, и все: все, конец нашему движению! Вот это вопрос! Ну конечно, такие вопросы может быть публично слишком долго не обсуждаются, нужно индивидуально поговорить конечно же, всякие слухи могут ходить. Так это, для примера говорится. Всякое может быть с человеком, не так все просто. Мы должны учиться переносить любые вопросы и получать ответы.
00:46:48 Вопрос из зала: вот бывает такой момент, что старшие преданные очень хорошо знают гьяну, то есть сами знания. На сколько, вот допустим, я понимаю, то знание книжное, то есть гьяна, есть разрыв между вигьяной, то есть человек что реализовал на практике. И я спрашиваю с позиции младшего преданного, мне иногда бывает странно, что люди говорят достаточно возвышенные вещи, и в жизни и по поведению они теряются в элементарных вещах. И как нам оценивать такого преданного, что он допустим выучил наизусть несколько десятков шлок, или сотен, но реально, и в жизни, не реализовал, потенциально. Видно от этого человека, что в этот момент он сделать этого не может. Автор: Вот это нужно учитывать, как мы говорим. Может быть тут дело в возрасте просто. В опыте жизни именно. И это нужно учитывать, с кем вы общаетесь, какие вопросы задавать, если вы знаете, вот человек, он просто ученый, ученый, он знает философию хорошо, может ответить, шлоки найти какие-то. И спрашивайте об этом. Что там в писании говориться, меня интересует то-то, то-то, и он быстро найдет это, объяснит что-то философски. Но если вы видите, что у него недостаточно жизненного опыта, вы с ним не советуйтесь на эти темы. Это нормально. Вы находите другого, кто просто имеет жизненный опыт И там вы мир поддерживаете.
00:48:22 Мы все имеем какие-то особые качества и имеем также недостатки. И с чем мы общаемся, с какой стороной человека мы общаемся, с его хорошими качествами. А недостатки обходим стороной. Вот яблоко мы получаем, с одной стороны гнилое, с другой стороны здоровое. Мы же кусаем со здоровой стороны, а остальное выбрасываем. Вопрос из зала: я сталкивался с таким, что люди пытаются книжное знание, которые они взяли из шлок, и которое не знают как применять на практике, они пытаются сдавливать, так можно сказать. Автор: А, настойчиво. Из зала: Да. Я не спрашиваю, на самом деле, что мне делать. А мне пытаются сказать, что мне надо делать. Как тогда в таком случае мне поступать? Автор: Это тоже нарушение этикета с их стороны. Если мы кого-то учим, мы должны убедиться, что это полезно для человека, принимает, переваривает то, что мы говорим. Если мы это не учитываем, значит мы не чувствительные, тоже совершаем определённое оскорбление нажима вот этого вот искусственного. Как бы искусственно навязываем свой авторитет. Это также важный момент.
00:49:36 Поэтому вначале, прежде чем установить такие отношения, мы почувствуем некоторые трения друг с другом. Неудобства, и даже болезенность. Щебенка такая, видели, щебенку используют в таки местах, где нужно держать что-то. Они цепляется, у нее ложное эго торчит. Из зала: Это во всяких взаимоотношениях так. В миру тоже так. Новые люди всегда трутся. Автор: Да-да. А потом перетирается коллектив, как галька становятся такие вот. Нужно время какое-то. Уже много чего перетерлось за эти годы. Надо потерпеть ещё немного. Вопрос из зала: А вот вы вчера сказали, что нужно избегать общения с демоническими натурами. А если эти люди хотят с тобой общаться, причём на достаточно неприятном уровне. Что делать? Автор: Избегать. Избегайте такого общения. Не поддавайтесь влиянию. Из зала: Не поддаваться? Автор: Я так думаю. Если это демонические люди, неприятности какие-то. Избегайте. Из зала: Не получается, если человек с тобой работает рядом, предположим. Автор: Это проблема, идите к начальнику. Пусть кто-то защитит. Нет начальства? Из зала: Да там не о защите речь идет, защититься можно. Автор: Пока можно защититься не так уж страшно. Пока это не опасно для жизни, можно терпеть.
00:51:21 Вопрос из зала: В принципе, преданные не должны принимать иной пищи, кроме прасада, да? Но, очень часто близкие хотят накормить не прасадом. И они это делают с любовью. Они пытаются что-то дать, а получается что это не прасад, это надо отвергать. С другой стороны, я слышала как вы рассказывали историю о Прабхупаде, когда его в гостях где-то угощали пищей с луком и что он принимал эту пищу. Вообще, как вот правильно поступать? Автор: Вы должны применять свой разум, когда общаетесь с родственниками, мать, отец ваши, они хотят вам служить, по привычке они готовят что-то, заботятся о вас, а вы говорите: это не прасад, ешьте сами. И наносите травму, если просто так скажете. Но вы дожны применить разум, как это объяснить человеку. Я матери сказал, что у меня есть стандарты, вот если будешь готовить так, я буду есть, а не будешь готовить так, я не буду есть. Поскольку она была заинтересована накормить меня любой ценой, она приняла все мои стандарты. И однажды, она совершила маленькую ошибку, попробовала что-то. Я её хотя и учил, я заметил, я не ел ничего что она приготовила, весь обед вообще. И она переживала потом, всю ночь она не спала. И с тех пор она урок такой получила, что она никогда эти вещи не делает.
00:52:44 Вот и потом я говорю, предлагай или я предложу, потом можно пробовать. И она этот урок усвоила, и тогда когда я приезжаю домой, я ем то, что она готовит. Это недолго длится, может быть неделю и все, и я еду дальше. Можно восстановить это все. Там есть карма, но это родственник. Вопрос из зала: А что, с пищей карма передается? Автор: Ага. Вопрос из зала: Скажите, пожалуйста, долг детей перед родителями, в чем заключается? Автор: детей перед родителями? Из зала: Взрослые дети. Автор: Заботиться о родителях, если они взрослые. Из зала: если дети дали [неразборчиво], в чем забота эта должна проявляться. Автор: должны интересоваться как дела, что нужно помочь, если нужно – помогать, с расстояния или приезжать иногда, по необходимости. Во всех отношениях заботиться. Должны спрашивать о здоровье, о благополучии, о количестве денег, об условиях жизни, о взаимоотношениях. Они должны интересоваться этим.
00:53:47 Вопрос из зала: Ну. если, например, сын испортил какие-то отношения, или там мама виновата, или кто, и он не хочет приезжать к ней там, вот она мне там отказала, сказала не приезжай. Долг какой-то есть сыновний? Он должен приезжать? Или он не должен? Автор: Долг остается, да. Но если отношения испорчены, то трудно следовать каким-то классическим вариантам отношений. Из зала: ну если преданный, мать не преданная, то как сын должен правильно поступать? Автор: Заботиться о матери все равно. Из зала: В любом случае? Автор: В любом случае. Из зала: Не важно, что она говорит, как она относится к тебе. Автор: Не важно, практически не важно. Если она, конечно, не откровенный враг всего общества Сознания Кришны, и не хочет всех пересадить в тюрьмы, если она не такой демон, просто имеет своё личное мнение, отношение, нужно заботиться всё равно о ней. Потому что это мать, вот и все. Из зала: В любом случае? Автор: В любом.
00:54:44 Вопрос из зала: Если приходят молодые преданные, в наше общество, то как вести себя старым преданным, это понятно. А как должны себя вести молодые преданные, только вливающиеся в общество? Какие у них должны быть отношения по отношению, как только они вошли? Автор: Они должны знакомиться быстрей, как правило, с такими людьми. Вот недавно человек пришел в Сознание Кришны. Он ещё близко из этого мира, совсем близко. Он легко может завязать отношения с кем-то, нет такого барьера, знаете, как у старших преданных, далекое расстояние уже. Когда младший боится старшего, уже вообще, подойти к нему даже. А вот с такими новыми преданными, у них такого страха не будет, они, пожалуй, к ним будут иметь склонность обращаться, спрашивать о чем-то. Легче им будет так. Эти преданные, которые влились в коллектив недавно, но уже что-то усвоили, они как раз могут быть таким связующим звеном в общении. Самым, кстати, активным, полезным, в отношениях с новыми людьми, с гостями. Но, следите внимательно, потому что иногда они не имеют культуры еще. Совсем новые люди могут быть грубыми достаточно. Их внешний вид или их привычки ещё могут быть грубыми, не очень интеллигентными
00:56:09 Поэтому учитывайте, что с новыми людьми должны общаться люди разумные, не полусумасшедшие. Ну, так, все, кажется. Вопрос из зала: Если дети взрослые уже, то отец или мать видя со стороны, что что-то происходит, ну не так, как мы считаем или может быть не по стандарту, нужно ли родителям делать замечание или советовать, если дети не спрашивают. Автор: Родители имеют право сказать без спроса что-то. Из зала: То есть если у меня не спрашивают, я имею право подсказать? Автор: Да. Но следите внимательно, как это принимается. Если вы заранее знаете, что это не примется, какой смысл? Только ругаться. Ищите возможность сказать. Еще время, ждите, ждите удобного случая сказать то, что нужно. Прабхупада делал так. Так, тема исчерпана, кажется.