Ведическая и вайшнавская культура. Лекция 3

Анапа - 28 September 2005
Что надо делать по утрам? Люди в благости, страсти и в невежестве. Добро и зло. Существуют ли законы везения? Когда и почему люди начинают задумываться о смысле жизни? Сложно ли поменять мировоззрение? Контроль ума. Ведическая культура и семья. Как отдать все долги? Главная обязанность человека. Большие деньги. Хорошо или плохо? Цель ведической культуры. Служение Богу. Опасно или благоприятно? Предназначение ведической культуры. Вайшнавы. Кто они такие? Будда. Для чего он пришел? Секс. Зачем он нужен? Сексуальные отношения. Проблемы. Чему учит вайшнавская культура?
семинар для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:11:22 | качество: mp3 128kB/s 65 Mb | прослушано: 2059 | скачано: 1356 | избрано: 26
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Харе Кришна! В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что все живые существа, они контролируются гунами материальной природы. Поэтому, есть разные типы существ. Это разные проявления гун. Т.е. материальное тело, это производное материальной природы, гун, качеств. Есть живые существа, которые находятся в тамасе, есть живые существа в страсти, в раджасе и саттва гуне. И только человеческое существо может наслаждаться тремя гунами одновременно при помощи свободы выбора, разума. Т.е у человека есть некоторая власть над природой. Что мы видим? Имеет человек власть, влияние, может менять мир. Это зависит просто от его умонастроения, куда направлен ум человека, в эту сторону начнет развиваться прогресс.

00:01:16 Не думайте, пожалуйста, что это единственный путь развития общества, который мы сейчас видим вокруг. Нет. Это просто одно из направлений умонастроений. Иногда мы удивляемся, видя какую-то другую культуру, Китай или Япония, что-то диковинное. Это не похоже на Россию совсем. Америка тоже чем-то отличается. Индия. Как две разные планеты. Это разнообразие не исчерпывается нашим опытом, конечно же, гораздо больше. Гораздо больше проявления разнообразий в этой вселенной, планет, стран, других видов человеческих существ, других форм жизни, религий, бессчетное множество. В «Бхагаватам» лишь упоминается об этом вкратце. Вселенная практически безгранично разнообразна. Это все проявления гун природы. Но, человек может выбирать. Он может в этом мире развивать саттва гуну, или при помощи страсти идти, или в области невежества иметь развитие. Невежество, это то, что делает кажущимся прогресс. Есть такие общества иллюзорные, иллюзорного порядка.

00:02:34 Вы знаете, как есть у Гоголя «Мертвые души». Как он думает разбогатеть? У него нет какого-то богатства, состояния, он потратил его где-то, потерял все это. Но, он думает, страсть есть, есть разум. Думает – если я просто запишу количество душ, умерших, куплю «мертвые души», умершие. Это же ничего не стоит, и людей реальных нет. Но, на бумаге они есть, они числятся. Таким образом, я смогу представлять своё богатство. Вот видите, сколько у меня душ. У меня целое состояние, много работников, много деревень, много имений. Это иллюзорный прогресс, называется. Т.е. на самом деле реального счастья нет. Нет. Но, есть впечатление, можно создать такое впечатление. И в одиннадцатой песне «Бхагаватам» говорится, что люди в Кали-югу будут создавать это впечатление при помощи исключительно внешних факторов.

Что надо делать по утрам?

00:03:36 Одно из утверждений: человек в Кали-югу, если он просто помоется и нарядится, будет чувствовать себя достойным войти в собрание людей. В любое собрание людей – если он просто помоется и нарядится. Этого будет достаточно чтобы появиться на публике уже. Мы удивляемся, а что же нужно еще? Даже мы при этом можем удивиться, а что же нужно еще, разве этого не достаточно? Сходить помыться, одеть чистую одежду и все. Все, иди. Иди на работу, иди хоть куда, ты готов. Нет. Человек должен все свои утренние обязанности завершить. Омовение ума ещё должно быть. Вот этой культуры нет, когда я говорю «мантра», люди не понимают нас, говорят что за мантра, зачем это, какое-то зомбирование может быть. «Ман» означает ум, «трайте» – очищение. Нужно ещё омыть ум и тогда человек достоин войти в общество людей. Он должен войти туда позитивным, счастливым, несколько в приподнятом духе. Он не должен приходить в общество людей и портить там настроение, другими словами. Ему вот так и говорят: «Что ты здесь сидишь вообще, иди [неразборчиво], уходи отсюда, не порти настроение людей».

Люди в благости, страсти и в невежестве

00:04:48 Так, люди замечают, чувствуют это, что если уж мы собираемся вместе – мы должны увеличивать что-то хорошее. Вот с этой целью мы собираемся. Не с целью, чтобы ухудшить наше состояние. Но, как в России есть хорошая поговорка – начали за здравие, кончили за упокой. Вот это искусство саттва-гуны. Как из каких-то вещей, трудных или даже плохих или сложных делать какие-то хорошие, хорошие вещи. Т.е. мы собираемся и есть какой-то хороший результат, на самом деле вдохновляющий, счастливый. Это цивилизация саттвы.

00:05:21 В страсти люди объединяются и они живут обещаниями – работайте, трудитесь не покладая рук и в будущем вы будете счастливы, потом. Сейчас – никогда. В будущем – всегда. Т.е. в данный момент никогда, но верьте в светлое будущее. И они обещают, какие-то концепции, какие-то идеи разрабатывают, что бы люди имели какую-то веру на будущее. Это страсть. Наука в страсти также говорит – вот, мы не знаем откуда произошла жизнь, но в будущем это докажем. Верьте нам. В будущем мы сделаем это. Вам не нужно слишком думать об этом.

00:05:55 И есть цивилизации в невежестве, которые даже не могут ничего пообещать человеку. Она говорит – а уже итак все хорошо. Просто, смотря как к этому отнестись, понимаешь. Ты должен чувствовать, что тебе вот.. «no problem» на майке напиши, «no problem» - нет проблем. Все хорошо. Т.е. трансцендентная такая точка зрения. Нет плохого и хорошего, это твоё отношение к этому.

Добро и зло. Существуют ли законы везения?

00:06:20 Одну журналистку я спросил об это, мы беседовали на эти темы на духовные, она специально пришла пообщаться и я спросил ее: «Как вы думаете насчет закона везения и невезения. Вот люди наблюдают в жизни, что есть закон подлости, что вы думаете об этом? Есть такие законы?» Она говорит: «Я думаю, это не важно, что происходит с человеком», - она сказала. «Важно наше отношение ко всему этому». «А как все-таки насчет законов, когда бутерброд падает маслом вниз, почему не маслом вверх, может он масло вверх упасть? Есть такой закон, чтобы заставить упасть как-то по-другому? Чтобы кирпичи на голову не падали, чтобы какие-то несчастные случаи не происходили, есть такая наука, которая бы исследовала, чтобы с человеком это не происходило просто, не было?» Она: «Нет, такой науки нет». А это просто жизнь в саттве-гуне, в гуне добродетели.

00:07:09 В «Бхагават-гите» об этом говорится в двух словах. Кришна говорит Арджуне: «Друг мой, зло никогда не одолеет того, кто творит добро». Вот сейчас культура добродетели утрачена и мы, может быть забыли, как же творить добро, что же такое добродетель. Вот это есть ведическая культура – учит добродетели. Это строгая дисциплина, на самом деле. Когда речь идет о свободе, то сейчас освобождается грех. Только что мы говорили с одним преданным, вспоминали, когда мы были студентами, что мы проповедовали студентами, я спросил: «Как у тебя проповедь студентам?» Он говорит: «Замечательно, они хорошо все понимают, философию быстро усваивают, соглашаются, т.е. хороший разум, молодые люди. Но, в храм не приходят». Почему? «Регулирующие принципы сейчас соблюдать труднее», - он сказал. Вот, в наше поколение это было проще. И он стал рассказывать, что сейчас у них совершенно другие условия, взаимоотношения, у молодежи. Уже и ночные клубы, это все в порядке вещей и вот эта сторона, он стал рассказывать, что регулирующие принципы для молодежи сейчас крайне сложно соблюдать в студенческой атмосфере, в студенческом круге.

Когда и почему люди начинают задумываться о смысле жизни?

00:08:23 В данный момент люди начинают задумываться о смысле жизни, серьезно практически, годам к сорока, примерно. Почему? Теряют здоровье к этому времени. Т.е. чувственные наслаждения, которые они принимают до этого времени, в этот молодой возраст, до 40 лет, в Ведах говорится, человек молод, а после 40 уже старый. До сорока молодой, после сорока старый, промежуток там не дается. Сразу. И вот до сорока лет есть энергия наслаждения, есть какое-то здоровье, какой-то запас благочестия и люди быстро его расходуют. И затем наступает период времени, когда тело теряет свои способности, жизненную силу, способность наслаждаться, пресыщается. Закон пресыщения работает в полную силу после сорока лет. И в пятьдесят лет человек наполняется страхами. Ему бы в самую пору уйти в лес, говорится в Ведах, в пятьдесят лет. А он боится даже из дома выйти. Охватывают страхи, потому, что у него уже опыт этой жизни в самосохранении пугает его. Как же выжить? Как же дожить, как же умереть своей смертью спокойно?

00:09:32 Итак, старые люди, они тревожатся, потому, что не получают духовного развития. И тревога начинается с сорока примерно лет у обычного человека, тревога о себе как о здоровом теле, о своих возможностях, о своем счастье, о своем будущем. И они начинают интересоваться большей частью Аюрведой и астрологией. Долго ли я там проживу, посмотрите, вот что меня интересует. Мне уже сорок, у меня там то, у меня это, у меня язва, сколько мне осталось, все ли будет в порядке? И что там Аюрведа говорит? Надо вообще поинтересоваться этим, они сидят и учатся, пишут, очень серьёзно практически это делают.

00:10:09 Один человек потерял зрение. Но, потом его вылечили, операцию сделали, но, он стал слепнуть. Пожилой человек. И он сказал: «Твоя мантра поможет излечиться мне, я теряю зрение?» Я сказал: «Вряд ли мантра поможет, мантра разовьет ваше духовное тело, к вечной жизни вас приведет. Насчет глаз – не знаю, поможет или нет». «Жаль, говорит, я бы повторял, если бы помогло бы. Это же не трудно. Но, если не поможет, что же я буду повторять». Т.е. ради здоровья человек начинает делать какие-то попытки познания. Самопознание начинается с того, что я тело, тело болеет, и как же его усовершенствовать, вот эти мистические сидхи и сверх возможности. Когда уже врачи не знают что делать, человек начинает задумываться о каких-то других энергиях.

00:11:01 Итак, у них появляется вера в мистиков, колдунов, экстрасенсов, аватар ложных. Это ложная духовная практика, это не духовная практика. Но, это начало самопознания. Т.е. мы начинаем просто с физического тела попытаться понять, как сохранить своё существование, как можно дольше. И тут все обычно куда приводит человека? К йоги, видите. Постепенно изучает, он приходит к понятию йоги. И оказывается, тело формируется при помощи ума. Вот о чем мы говорим. Цивилизация вся – это ум человека. Больше ничего.

Сложно ли поменять мировоззрение? Контроль ума

00:11:36 И вот если мы сейчас с вами чуть-чуть, немножко, на одну сотую грана изменим умонастроение, вся наша жизнь в корне изменится. Да, уже современные материалисты, психологи начинают догадываться об этом. Но только не знают, как развернуть этот ум. Он оказывается очень подвижный, но он прочно зафиксирован на желаниях тела фундаментально. Вы не можете оторвать его даже во сне от чувственных наслаждений этого тела, от ощущения тела. Он прочно, прочно, прочно зафиксирован. Этот как «Титаник», сравнение, корабль такой представьте, даже больше чем «Титаник». Если нужно развернуть в другую сторону – сколько понадобится времени и энергии, сколько нужно сжечь топлива, сколько нужно пережить.

00:12:21 Представьте, у человека меняется какая-то концепция, какое-то несоответствие с действительностью. И у него депрессия на долгие годы. Пока это в уме все переоформится, переосмыслится заново. Представьте, как люди переживают катаклизмы социальные, политические. Многим это стоит жизней, они так и не могут потом переосмыслить то, что произошло и согласиться с этим. Это ум человеческий. И вот сейчас он прочно установлен на чувственные наслаждения. Очень твердое. Эта цивилизация поддерживает это направление. О чем бы люди не думали, чтобы не изучали, какие бы науки, чему бы они не учились, что бы они не делали, мотив один и тот же – чувственные наслаждения. Как можно больше удобств, благ личных, ощущений, приятных зрелищ.

00:13:08 «Ману-самхиты» описывают, что если женщина, хотя ей даже запретили, из-за того, что, может быть, она возгордилась перед мужем, своими родственниками или чем-то еще, начинает пить спиртное и посещать какие-то сборища и зрелища, её наказывают – заточают в доме. Тюрьма фактически. «Ману-самхита» говорит: «Такого человека нужно заточить, чтобы он не выходил вообще из дома». Но, сейчас так много зрелищ, так много возможностей пить, интоксикации принимать, зрелищ. Если применять «Ману-самхиту», это будет весь, вся страна будет тюрьмой. Тонны интоксикаций, сотни тысяч тонн интоксикаций ежесуточно употребляются.

00:13:57 Чтобы остановить это, есть такие в ведической культуре строгие высказывания, вот так нужно наказывать. Женщина, которая совершила прелюбодеяние с тем, кто ниже её, царь должен, обязан затравить её собаками на людном месте. Каково? Ведическая культура, мы хотим распространить ее. Но, не с этого нужно начинать, правда. Нужно быть разумным. Мы не хотим такие сейчас законы устанавливать, но эти законы Ману установлены для человеческого общества. Люди даже боялись думать о чувственных наслаждениях, смотрите. Именно ум контролировался так. Почему это так страшно? Сейчас люди не согласны. Зачем такие пугающие законы, зачем пугать людей.

00:14:43 Но, суть в том, что так ум контролируется. Когда у человека нет разума, тогда страх контролирует его. Также как родители, они пугают ребенка. Если ты сделаешь так, то мы сделаем вот так. Вот есть ремень. И даже палка есть для тебя. Мы найдем на тебя управу. Мы [умеем] наказывать очень больно, очень болезненно. Или кормить не будем, есть не будешь. Что же вы над ребенком издеваетесь, родители? Вы же все так воспитываете детей. Да, вы пугает, чтобы даже ум его в эту сторону не поворачивался. Вот оно воспитание. Направить ум туда, куда необходимо, к какой-то цели, к более высокой цели.

Ведическая культура и семья

00:15:19 И какова ведическая культура? Люди должны иметь семьи. Почему? Жить вне семьи антирелигиозно. Сейчас поймете, почему. Обычно мы думаем, что как раз лучше без семьи жить. Духовная жизнь. Так? Но, Веды говорят нет. Антирелигиозно. Люди должны все жить в семье. Потому, что в семью вы не будете привносить какие-то плохие законы и низшие идеалы. Семья вас охраняет. Нас охраняют семейные традиции. Разве вы захотите обучать детей каким-то низшим проявлениям, наукам, воровству и прочее. Даже если родители нечисты, они хотят, чтобы дети были лучше. Смотрите, семья, она защищает человека. Может быть, ради себя я не очень буду стараться, но ради ребенка я должен какую-то жертву совершить. Стараться должен, [соблюдать] какую-то чистоту в семье, в отношениях, какая-то культура должна быть. Самое лучшее мы что? Несем в семью. Вот поэтому говорится – человек должен быть семейный. По этой причине.

00:16:23 Но, если он уже позитивен, свободен от греха и чист, в этом нет необходимости. Он может обходиться без семьи в этом случае. Если у него нет никаких материальных желаний, нет необходимости. Потому, что смысл семейной жизни именно в очищении. Не просто жениться и [неразборчиво] детей дать потомство. Так люди думают, главное потомство дать. Нет. В очищении главное. Потому, что потомство должно быть чище, лучше. Если не будет наша главная цель очищение, то семья будет вредить обществу, такие семьи. Какой сейчас смысл в увеличении таких людей, которые деградируют с каждым поколением? Какой смысл в таком потомстве, это же не развитие. Они наводняют общество и делают ад здесь. Зачем же мы производим детей и т.д., разве в этом смысл? Мы надеемся, что они будут лучше. Что они создадут прогресс. Поэтому смысл - в очищении отношений. Чтобы поколения были лучше.

00:17:15 Итак, ведическая культура заботится о предках и о потомках. Смотрите, сейчас эта культура также утрачена. Как позаботиться о предках? Есть специальные ягьи, жертвы. Т.е. родственникам предлагают [пищу]. Есть такие места, до сих пор в Индии есть такие места, где родственникам совершают ягьи. Например, Гайя. Господь Чайтанья был там, он совершал там специальные обряды для своего отца [Джаганнат Ниши]. Таким образом, предки получают поддержку, освобождение с помощью таких ягий. Почему?

00:17:48 Потому, что эти предки снова будут рождаться где-то. Их потомки, этих предков, должны помочь им очиститься от греховной деятельности. Так же мы думаем о нашем следующем потомстве, будущем. О прошлых предках и о будущих потомках. Это [неразборчиво] от настоящей культуры. Судьба предков, судьба потомков зависит от настоящей культуры, вот эта культура ведическая, которая несет такую ответственность.

00:18:12 Сейчас людей закапывают в землю, потом наливают по стакану водки, выпивают и уходят оттуда. Через год снова приходят, наливают стакан водки, выпивают и уходят. Вот все такие обряды. Самое плохое, что можно сделать человеку – это вот такие обряды проводить после его смерти. От этого культура деградирует. Вот, это Веды, ведическая культура.

Как отдать все долги?

00:18:36 И мы уже говорили об этом, что есть разные гуны природы, есть разные живые существа и есть ведическая культура. Она основана на гуне благости. Гуна благости на санскрите означает «сат», «саттва». «Сат» означает вечность. Т.е. это вечные принципы. Вечные принципы добродетелей. Как это понять? Это означает, что люди живут в ведической культуре ради поддержания этих принципов. Даже ценой своей жизни за этот долг. Вот это саттва гуна, ведическое общество. Это вечные принципы. Означают, что нужно вечно поддерживать, долг человека. Профессиональный долг, семейный долг, государственный долг, и в конечном итоге долг перед Богом. Есть предки, есть мудрецы, есть полубоги, есть общество людей. Мы все должны друг другу. Поэтому, мы живем вместе и работаем. И зависим друг от друга. Как бы мы не играли роль свободных, мы зависимы, мы должны, мы имеем долги, это карма.

00:19:40 Ведическая культура учит раздавать эти долги, выполнять свои обязанности. Чтобы долг не накапливался, материальное положение не усугублялось, не ухудшалось. Мы не отдаем долг, наши отношения деградируют, мы будем ссориться. Ты должен, ты должен, ты должен. Ты должна. Как в семье? Ты должен это. Ты должна. Они ссорятся, они ругаются. Долги не выполняются, обязанности не выполняются.

00:20:01 И вот, сейчас такую культуру создать невозможно. Есть другой метод, дается в «Бхагаватам». Тот, кто полностью предается Богу, уже никому ничего не должен: ни предкам, ни мудрецам, ни родственникам, ни о потомках может не заботиться уже, если он преданный Кришны на самом деле, серьезно, погружен в Cознание Кришны, он освобождается от всех долгов. Вот вам свобода. Потому, что главный долг – служить Богу, человеческий. Это наша дхарма. Прабхупада говорит: «Заметьте, что ни одно живое существо, кроме человека не может выполнить этот долг. Животное не может служить Богу». Нет, они будут удовлетворять чувства. А люди, если удовлетворяют чувства, они теряют свой статус человека. Они должны служить Богу, задуматься об Абсолютной Истине. Сат, есть вечные принципы, их нужно поддерживать, мы живем именно для этой цели. Не для поддержания тела, а для поддержания вечных регулирующих религиозных принципов. И когда они утрачиваются, тогда приходит пророк, аватар, приходит Бог, снова устанавливает религию.

00:21:11 И это означает, что единственное предназначение в ведическую культуру – служить Богу. Это называется варнашрама-дхарма или санатана-дхарма. Что такое санатана-дхарма? Это вечная дхарма. Т.е. фактически это духовная позиция уже. Вечная, это в духовном мире, санатана называется, вечный. То, что люди там делают, живые существа, в духовном мире, называется санатана-дхарма. Вечная деятельность души. В основе лежит любовь. Это санатана-дхарма. И вот, когда все люди создают общество, которое служит Богу вместе, это называется санатана-дхарма или варнашрама-дхарма. Прабхупада говорит: «Оно не отлично от Вайкунтхи, от духовного мира». Вот этим многие привлекаются люди, создать бы такой мир, Вайкунтхи. Но без Бога только. Бог им мешает. Почему?

00:22:03 Чем наслаждается обусловленный человек? Наслаждается только тогда, когда находится в центре внимания. Любой ценой. Обманом. Если попал в центр внимания, он счастлив. Вот, если ребенка привести сюда, он будет лезть на сцену, верно? Зачем? Какой смысл ему тут быть на сцене? В центре внимания, оказывается. Просто будет смотреть на вас, улыбаться. Вы будете хлопать, он будет радоваться. Он не уйдет со сцены. Ему нравится это. Он в центре внимания. Все. Так делают политики, заметили, нет? Выходит, рассказывает и в центр внимания попадает, и такое счастье, блики мелькают, их фотографируют, в газетах, успех. Через 2 года их свергают и новые выходят на сцену, в центр внимания попадают, очаровывает всех. Вот и все. Вот, чем наслаждаются люди. Как на сцене, как в театре. Разворачивается какой-то спектакль, потом он сворачивается, новый спектакль, потом третий, люди же хотят новый спектакль смотреть. Старый надоедает, одно и то же лицо. Таким образом. Нет какой-то основы постоянной.

Главная обязанность человека

00:23:10 Постоянная основа – это традиция. Поэтому, служить Богу – это главная традиция и обязанность человека. Кроме человека никто не выполнит. Эта культура признается духовной. В этой культуре люди начинают понимать Бога автоматически. Есть люди, которые творят добродетель. Они понимают Бога хорошо. Они даже сами обращаются к нему. Есть люди, которые творят злодеяния. Они отвергают Бога. Сукритина, душкритина. Вот, всегда есть такие люди и такие люди.

00:23:49 Сукритина, добродетельные люди, они естественно интересуются Богом. Если что-то им трудно, они сами обратятся к Богу. Нужда ли заставляет или здоровье, идут к Богу. Интерес какой-то проявляют к познанию, интересуются священными писаниями. И есть такие, которые ищут Абсолютную Истину, это все сукрити, уже сами по себе действуют так. Вот, ведическая культура, она поддерживает вот этот тип людей. Она создана так, что вот эти люди получают именно поддержку в обществе. Они в центре внимания становятся. Вот их прославляют, вот их в центр внимания ставят. И все видят – вот таким человек должен быть. Вот этим нужно гордиться. Ты можешь гордиться, что ты слуга Бога. Нормально.

00:24:34 И есть душкритина. Они творят какие-то злодеяния, у них нет интересов к Богу. Они глупы и знать ничего не хотят при этом. Не знаю и знать ничего не хочу. У меня есть своё мнение и я от него никогда не откажусь, даже если вы победили меня в споре, не имеет значение, я не отступлю от своего. Даже если умру. Я буду наслаждаться бунтом до конца. Не сдамся. «Никогда не сдавайся!», видели такой плакат? Лягушка, голова её в пасти цапли, но лапы ещё снаружи. Вот этими лапами она держит шею цапли. А голова у нее уже в пасти. И цапля не знает что делать. И написано «никогда не сдавайся!» До последнего. Есть такие люди. Настаивают на той концепции, которая уже не работает, [неразборчиво] это сумасшествие. Они действуют в этом направлении, получают страдание. И что они делают? Продолжают действовать в этом же направлении. Никогда не сдавайся. Мудхи. Они не обратятся к Богу просто из принципа. Не хватает благочестия.

00:25:37 Есть другие люди, которые нарадхама, они сознательно грешники. Говорят, эти законы в условном мире вообще, знаете, какие тут законы могут, какие установит сила, такой и будет закон. Все. Они начинают нарушать законы. Это крутые люди. Кто такие крутые люди? Знаете, кто такие крутые люди? Крутые мужчины, которые могут убивать, легко. А круты женщины, которые могут издеваться при всех. Вот и вся крутизна. У них нет ни чести, ни совести, ни каких религиозных законов, ни каких принципов, это нарадхама называется, это последние из людей. Таким путем они могут сколачивать большие богатства, и пробивать какое-то положение при помощи силы, страха, агрессии, вот таких приемов всевозможных. Это душкритина, то, что они делают. Их злодеяния. И очень быстро могут достичь какого-то временного успеха. Яркого.

Большие деньги. Хорошо или плохо?

00:26:27 Недавно американцы, они сделали исследование в нескольких институтах американских, психологи. Они выясняли, насколько благотворно сказывается на человеке богатство, вообще деньги. И насколько неблаготворно. И выяснили, что влияние богатства неблаготворно на человеке. Но, это написано в шастрах. Теперь они это изучают как психологи. Они сделали статистический анализ и сказали, что за последние несколько десятков лет Америка в 3 раза стала богаче. Но, она была и так уже богатой страной, но в 3 раза. Очень богатая. Но, количество людей, которые считают себя счастливыми на 30% уменьшилось при этом. И что происходит с людьми, которые получают большие деньги? Они пронаблюдали интересный момент. Один есть яркий случай, пример.

00:27:20 Этого человека знает вся Америка, потому, что однажды он выиграл просто в лотерею 2 миллиона долларов, если не больше. Вот представьте, вы покупаете лотерею, а там 2 миллиона долларов. И вот его показывали по TV, средствам массовой информации – вот, смотрите, вот человек, выиграл 2 миллиона долларов. Кем он был? Это был средний американец, у него была хорошая работа, он любил свою работу, была семья. Порядочная семья, дети, все. Был хорошим семьянином. Обычный человек. И тут 2 миллиона долларов выпало на его долю. Когда его прорекламировали и потом забыли о нем, а тут они решили посмотреть, что же с ним было дальше. Интересна судьба. Как только он получил деньги, первое, что он сделал, что вы думаете? Бросил работу. Это самое плохое, что человек может сделать. Отказаться от своих обязанностей. Все. Раз есть деньги. Люди только и ждут момента, когда же можно отказаться от своих обязанностей. И что меня освободит? Только деньги. Не так ли? А тут ему повезло. Есть деньги. Все, он сразу бросил работу. Бросил работу. Чем-то нужно заниматься. И есть деньги. Понятно чем. Чувственные наслаждения. Он ходил целый день туда, рестораны, клубы. Жена сказала: «Нет, нет, дорогой, так нельзя. У тебя дети, семья, должен быть пример какой-то, воспитание, образование, культура какая-то». Он сказал: «Ну и что, я найду себе другую семью, более подходящую для меня. Теперь я богатый человек». Развелся с семьей. Опустился до наркомании. Через несколько лет он потерял все своё состояние, потратил. И был пойман на воровстве в церкви. Тянул из кружки для пожертвования. Был порядочный американец, образованный, любящий семью, работу. Смотрите, он стал кем? Воровал из кружки для пожертвований в церкви. Вот, что сделали с человеком.

00:29:09 Теперь они утверждают. Материалисты, они говорят – это люди, которые радуются только в одном случае. Когда что-то получают. Когда что-то отдают, уже сожалеют. А когда что-то теряют, у них проблема серьезная, психологическая, нужен психолог. И есть идеалисты, они сказали, которые живут несколько другими мотивами, они не так подвержены стрессам. Это то, что говорится в «Бхагават-гите», Кришна говорит Арджуне: «Не будь подвержен двойственности, (санскрит) иллюзия из двойственности состоит. Ты сожалеешь об утраченном прошлом и беспокоишься о будущем. Да, потому, что ты думаешь о материальном, ты наполнен материальными желаниями. Освободись от материальных желаний и ты обретешь мир в уме. Вот оно счастье».

Цель ведической культуры

00:29:53 Таким образом, ведическая культура, она устанавливает мир внутри человека, прежде всего, а затем уже организует общество, это не трудно. Если вы имеете дело с мирными людьми, все остальное просто. И цель всех Вед – служить, познать Кришну. Есть много интересного, конечно, в ведической культуре, но каков смысл, зачем она нужна, ведическая культура? Смысл – познать Бога. Любая наука говорит об этом ведическая, гьяна это может быть, или аюрведа, начинать с поклонения Богу. Или это Джьётиш-веды, как это называется еще. Есть военная наука, знаете, вот эти все вещи. Все начинается с поклонения Богу. А затем уже человек приступает к обязанностям. Также, в «Бхагават-гите» Кришна говорит Арджуне, что ты есть душа, слуга Бога. А потом, говорит, у тебя есть обязанности. Вот потом ты можешь выполнять обязанности, когда ты имеешь знания о себе.

00:30:50 Таким образом, ведическая культура прокладывает возможность, дает возможность начать служить Богу, в этом прогресс людей. И при этом душкритина чувствует себя в этом мире плохо должны чувствовать себя. Люди стыдиться жадности, зависти, мир должен быть так устроен, что прославляются люди добродетельные. А греховные люди не прославляются, игнорируются. Вот, кто в центре внимания, кто достоин славы? Тот, кто больше всех добродетелен, это лучший из людей должен быть. И этот человек должен руководить обществом. Это общество цивилизованным называется.

00:31:24 Из всех цивилизованных людей наилучшими считаются брахманы, поскольку они интересуются Богом и только этим, больше ничем. Они жизнь посвящают изучению Абсолютной Истины. Но, из этих брахманов, которые интересуются Абсолютной Истиной лучше будут те, кто уже изучил Веды все и познал Абсолют. Но, ещё выше тех считаются вайшнавы, кто служит Богу в его личностной форме.

00:31:53 В век Кали ведическая культура становится прибежищем демонов. Вчера меня спросили – если знание одно, и культура одна, также и Бог один, почему так много религий, много всего мы видим вокруг? Нет, знание одно, на самом деле. Вот есть Веды изначально, больше ничего не существует. Все остальное растворяется во времени. То, что мы видим – это уже трансформация ведического знания. Это тоже ведическое знание, но трансформированное. Приспособленное к месту, времени, обстоятельствам: разные культуры, разные люди, разные уровни сознания и оно по-разному отражается. Вот и все. Не сложно понять. Скажем, Луна, в Ведах говорится, она может отражаться в воде, может отражаться в мраморе, может отражаться в металле или в топленом масле. Отражение будет всегда приобретать свойство объекта, поверхности, на которой отражается. Т.е. луна, отраженная в воде, будет подобна воде колышущейся. Она не такая, но, она приобретет это свойство в отражении. В металле – металлический блеск приобретет, в топленом масле покроется дымкой. Но, Луна одна и та же. Бог один, знание одно, цель жизни одна, мы вышли из одного источника. Но, понимание это отражается в разных умах в разных гунах природы. Поэтому, кто-то скажет «дао», кто-то скажет «инь-янь», кто-то скажет «браман», кто-то скажет [«шарочища»].

00:33:20 Есть разные понятия Абсолюта, Бога на разных языках, в разных культурах. Это называется отражение одной и той же истины. И нам нужно разобраться, где отражение, а где реальность. Поэтому, говориться, прежде человек должен освободиться от иллюзии. Каким образом? Освободить от двойственности. Не придавая значения разнице материальной между людьми. Есть богатые, есть бедные, каким ты хочешь быть? Богатым, конечно! Вот это проблема. Это уже проблема. Если человек страстно настаивает на том, чего у него нет, это уже проблема. Потому, что уравновешенный человек все получает по законам природы. Как дождь идет? Мы не можем потребовать, верно же? Где дождь? Совершай ягью, выполняй свои обязанности, дожди будут регулярно, в Ведах говорится. Дожди гарантируются, будут регулярно, если ты будешь выполнять свои обязанности. Дожди будут регулярно. Тебе даже не нужно думать об этом. Вот какая ведическая культура. Даже дожди, они регулярно шли по ночам, а днем светило солнце. Никогда дождь не шел днем. Если днем шел сильный дождь – царя обвиняли. Как ты там руководишь, почему дожди, мы не можем на работу выйти. Так помните, было в Двараке, когда у одного брахмана рождались дети и исчезали куда-то. Он обвинял царя [Уграхсену], куда царь смотрит. С моими детьми что-то происходит, куда-то они исчезают все. Царь не благочестив, должно быть, вот такая ведическая культура была.

00:34:50 И прибежище демонов означает, что люди придают в этой ведической культуре значение вот этой разнице, положению, богатству, власти и прочее, начинается борьба. Вот эта борьба, но уже при помощи знания, жертвоприношений, всего остального. Ведические цари, они становятся демоничными. Они уже борются на за истину, а за превосходство. Так же брахманы-интеллектуалы, они борются не за истину, а за более умные выводы, за какие-то более логические, более совершенные заключения, просто побеждать в спорах, присуждать друг другу премии Нобелевские, награждения организовывать. Все, слава, престиж. И таким образом они перекрывают смысл, цель этого движения. Прославляется сам человек. Это возрождение называется, эпоха возрождения. Когда деградирует знание о Боге, на это место становится человек, прославляться начинает.

00:35:45 Смотрите, Микеланджело создает Давида. Знаете, кто такой Давид из Библии? Это юноша, у него ещё нет бороды. Он очень прекрасный юноша, такой кучерявый, знаете, он пастушок, он играет и поет песни о Боге, вот это Давид. И он убил Голиафа. Этого монстра, многометровый такой. По Библии описывается, какой-то гигант, его боялась вся армия. И он вызвал его на поединок. Он сказал царю Саулу: «Не ходи, я пойду сам сражаться с ним». Вся армия сражалась над Давидом. У тебя молоко на губах ещё не обсохло. Ты вообще, когда-нибудь держал оружие в руках, нет, кроме своей арфы, овец пас. Т.е. ты оскорбляешь воинов настоящих таким образом. Он говорит: «Нет, я пойду с именем Бога!» Все почувствовали, о, это не обычная личность. Саул сказал: «Хорошо, попробуй». Давид вышел, взял пращу, камешек какой-то, ремешок раскрутил, ударил по голове этим камнем Голиафа и убил его. Потом подошел, отрубил ему голову, этому монстру.

00:36:50 Видели скульптуру Микеланджело «Давид»? Там такой юноша кучерявый. Там истинный ариец, я вам скажу. Там такой нацист уже изображен, атлет, взгляд непримиримый, воинственный. Он таким никогда не был. Почитайте Библию, Давид никогда таким не был. Потом он стал таким воинственным, позже. Но, вначале, это был совершенно другой человек. И вот, возрождение, эпоха возрождения называется, возвеличивается человек. Каким же образом он возвеличивается? Воинственность, непримиримость, сила, сжатые губы, взгляд прямой исподлобья, напряжены мускулы какие-то, поза соответствующая. Вот, эталон человека возрождения. Верьте в человека. Человек, это звучит гордо. Гордо реет буревестник, он никогда не подчинится, знаете. Вот в этой буре он находит покой, хорошо, молнии, гром, сейчас тут хаос устроим. Это человек действует, знай наших.

00:37:51 Мы русские, мы наш, мы новый мир построим. Мы вообще мирные люди, но наш бронепоезд…и прочее, прочее, мы это все слышали, вот, люди пытаются вот такое место занять. И неважно уже как это называется, коммунизм или фашизм или национализм, или изм, шовинизм, везде возвеличивается вот эта ложная гордыня. Поэтому, они сражаются, они не понимают, это различные проявления ложного эго. Это уже не ведическая культура. Но, она извращенная ведическая культура. Прославление необходимо, но, в центр прославления должен стать Бог, общий объект любви для всех людей.

Служение Богу. Опасно или благоприятно?

00:38:26 Кто это может быть, интересно? Только один может занять место. Это только Бог, личность Бога. Даже не Абсолютная Истина, а именно концепция личности, конкретная личность Бога. Например, в Индии все знают Кришну, не все поклоняются ему. Многие боятся поклоняться Кришне. Они знают Кришну, но подальше от него так. Почтение, и сразу в сторону. Потому, что если Кришне поклоняться, он отбирает все. В Индии люди знают, они уважают тех, кто решается поклоняться Кришне. Они сразу вам поклонятся. Что, ты Кришне, Харе Кришна повторяешь? О, дандаваты! Все, я прямо пыль беру с твоих стоп и прямо обсыпаюсь таким образом. Рисковый человек. И молодой главное ещё такой. Ты хорошо подумал? Мы с вами в сознании Кришны пытаемся, знаете что это такое? А…. Мы ещё узнаем, что это такое. Что такое вайшнавская культура? Полное отречение.

00:39:20 В аэропорту из Индии, я когда улетал, я просто бродил уже перед самым самолетом, уже денег нет, все, уже должны посадку объявить, даже зарегистрированы, багаж отправлен. И мы ходим освобожденные такие по лавкам, аэропорт, сувениры видим. И там статуэтка Кришны из сандалового дерева, очень красивая. Трилингам, такая форма, изгибается, привлекает, бровями двигает, вот такой. И так он держит как бы флейту. Флейты нет в руках. Я с другом, говорю: «Смотри, какая красивая статуэтка, вот было бы здорово такую кому-то подарить, но, уже денег нет». А здесь сувениры для иностранцев, дорого все. Итак, я сожалею, что не могу приобрести эту фигурку. И там человек смотрит: «Что нужна?» Я говорю: «Да, но, денег нет, мы сейчас улетаем, денег нет уже». «Дарю!» «Ого!» Представьте, сандаловое дерево, такая красивая, маленькая такая скульптурка Кришны. «Дарю!» Я говорю: «А где же флейта?» Он на меня чего-то внимательно посмотрел. «Нужна флейта?» Я говорю: «Ну да». «Ты подумал?» Т.е. я не понимал его. Я говорю: «Ну конечно. Ну, Кришна же с флейтой должен быть». «Хорошо, как хочешь». Взял, достал коробочку и там много флейт. Вставил флейту и отдал. «Держи». Я думал, а что тут такого. Потом мне рассказали об этом, что в Индии они знают, что Кришну нужно брать только без флейты. В писаниях написано. Они верят в писания, что если вы услышите флейту Кришны, ваши материальные желания разрушатся.

00:40:53 Но, что с вами произойдет, смотрите. Был царь [Пратапарудра] в Ориссии. Каким он стал? Был нормальным царем, а тут (санскрит). Стал смиренным как трава на дороге, терпеливым как дерево, да, боже, он потерял всякую силу. Нет, мы не хотим вашу вайшнавскую культуру. Это вайшнавская культура. Люди боятся ее. Боятся смирения, боятся почтения, боятся терпения, боятся любви к Богу. Вы только посмотрите? И ради чего они боятся? Ради чувственных наслаждений. Чтобы были сигареты, водка, пиво, деньги, машины. Вот и все. Вот на это они меняют это все. Но, преданный боится другого. Преданный боится прямо противоположного. Боится привязаться к этому миру. Не думайте, что преданный не использует материальную природу. Они прекрасно могут использовать. Прекрасно могут выполнять свои обязанности, и машины и деньги у преданных есть. Мы знаем это. Весь вопрос в том, как преданный это использует. Не так, что мы просто отбрасываем материю, потому, что она материальна. Это не совершенное отречение.

00:41:59 Совершенное отречение – когда мы используем в служение Богу. Это называется варнашрама-дхарма. Культура ведическая и вайшнавская должны быть вместе. Т.е. мы вместе должны работать, использовать свои материальные желания, природу, но, знать ту цель, которую указывают вайшнавы. Ради чего они совершают свою жертву, жертву своей жизнью. Свою речь, свой ум, свои поступки они посвящают Богу, полностью. Поэтому, речь о том, чтобы культура служила святым людям, которые полностью привязаны к Богу, предаются Богу. И в век Кали привязанность к Богу определяется только одним способом – насколько человек привязан к святому имени Кришны. Прабхупада говорит: «Не только к Кришне». Он не говорит: «Только Кришне». Говорит, если вы не знаете никаких имен, вот, я вам могу подсказать, берите Кришну, Раму. Но, если знаете другие имена, можете другие воспевать имена. Метод такой же. Но, Кришна, говорит, это лучшее все-таки имя, могущественнее.

Предназначение ведической культуры

00:42:59 Если тысячу раз произнести ШРИ ВИШНУ, ШРИ ВИШНУ, ШРИ ВИШНУ, тысячу раз. По силе и могуществу это будет одно произнесенное имя ШРИ РАМ. Все, в этом тысячу имен Вишну есть автоматически. Но, если мы три раза сказали ШРИ РАМ, ШРИ РАМ, ШРИ РАМ, по могуществу это одно имя КРИШНЫ. Это лучше, быстрее. Но, если вы хотите другое повторять, да. Нужно, на самом деле поклонятся любому проявлению Бога. Есть много аватар, много проявлений, нужно всё это принимать.

00:43:31 Поэтому, ведическая культура на самом деле разнообразна и безгранична, потому, что формы Бога безграничны, качества Бога безграничны, им нет границ. Имен может быть безграничное множество. И религиозных представлений также может быть безграничное множество. Сейчас мы живем в такое время, что у каждого человека в сердце своя религия, неповторимая, не так ли. Безграничное множество. Все это объединяется практикой. Можете думать о Боге, разные понятия иметь, личные понятия. И при этом воспевайте ХАРЕ КРИШНА, она не требует никаких строгих правил. С любыми понятиями о Боге можно уже практиковать ХАРЕ КРИШНА мантру. Вот другие мантры нельзя практиковать. Нужно знать точно, что мы произносим, и точно, чтобы понять [неразборчиво]. Харе Кришна мантра не требует никаких строгих правил. Можете даже вообще не знать, что это такое, Прабхупада говорит, и всё равно будет результат. Не требует никакого даже знания от человека и подготовки особой. Просто Кришна, Рама, это как лекарство. Принимаете, оно действует. Может даже не знаете, не важно, оно будет действовать. И однако, избегайте только оскорблений.

00:44:38 Итак, ведическая культура, она защищает вайшнавскую культуру от оскорблений. Вот её предназначение. Царь должен наказывать кого? Грешников. Кто такие грешники? Которые не поддерживают линию священных писаний и авторитет святых. Это называются грешники. Царь наказывает. Это его обязанность. Защищает вайшнавскую культуру. Санньяси, брахманы, женщины, дети, старики, коровы, должны быть защищены в обществе. Это обязанность ведической культуры. Под защитой. Чтобы вайшнавы не чувствовали беспокойств, что будут гонения, преследование и прочие вещи. Вот так организуется общество. Оскорбление – это какое-то насилие. И мы избегаем оскорблений. Критикуем – совершаем насилие, или не доверяем Ведам – совершаем насилие. Или не правильно относимся к Святому имени, к материальным своим привязанностям, привязываемся, тоже совершаем насилие над своей жизнью.

00:45:35 И, поэтому есть наука, есть культура, есть управление, что складывается в целый социум, целые движения социальные чтобы освободить людей от оскорблений. Создать общество, где совершается минимум беспокойств. Где ум умиротворен, чтобы люди могли думать о Боге. Сейчас люди думают о деньгах, отчасти потому, что денег нет. Нет денег, нет, где деньги, где деньги? Пока они не появятся, как я могу забыть об этом. Потому, что когда я мантру повторяю тыща, тыща, тыща, тыща…Я считаю, я думаю о деньгах. Мне нужна материальная какая-то основа, иногда я не могу сосредоточиться на Святом Имени.

00:46:11 Поэтому, говорится, что да, экономическое развитие также должно быть, но, оно исходит из дхармы, когда люди не совершают оскорбления, вот тогда экономика будет развиваться. Если они будут обманывать – это оскорбления. Если они будут грабить – оскорбления, насилия применять – оскорбления, эксплуатировать – это оскорбления. И вот, если оскорбления эти устранить, экономика автоматически развивается в обществе. Т.е. всё это уже заложено в самой ведической культуре в основании, в дхарме, в религиозности, в регулирующих принципах, правильном взаимоотношении к миру и к другим живым существам.

Вайшнавы. Кто они такие?

00:46:47 И эту цель дают вайшнавы. Те, кто уже находится в служении Богу, они обладают опытом и верой, как можно жить по законам Бога. Не по законам финансовым, а по закону Бога, по духовным законам. И в самом деле, посмотрите, есть такой класс людей сейчас в обществе в странах, которые живут по принципу ненасилия, ахимсы? Их нет. Такой класс не выделен. Есть рабочие, есть торговцы, есть управляющие, есть даже интеллекутуальные люди. Но, кто-то из них живёт по принципу ахимсы? Не пристрастен ни к политики, ни к национальности, ни к богатству. Он защищает общечеловеческие интересы. Таких людей, как класс, даже не выявлено, это редкость, великая редкость, раз в тысячелетие приходит такой человек.

00:47:38 И, в ведической культуре они защищаются, под защитой находятся эти люди. И культивируются. Из многих многих тысяч едва ли один стремится к совершенству, говорится. Очень редкие люди, их нужно беречь. Из многих достигших совершенства, едва ли один, воистину, познал меня, Кришна говорит. Т.е. преданный очень редко встречается. Поэтому, в прежние времена, если в царство приходил какой-то чистый преданный, это редкий случай, все царство получало благо. Царь лично встречал такого человека, усаживал на свой трон, получал от него наставления.

00:48:10 И что такие люди говорили? Иногда такой мудрец приходил и говорил лично с царем, наставлял его на путь истинный. Представьте, нищий из леса приходит и говорит царю: «Да будет тебе известно, что счастья в этом мире не существует! Нет счастья в этом мире! Не ставь такие цели. Руководи людьми так, чтобы они умерили свои желания и похоть». Т.е. похотливое человечество должно иметь прогресс. Как? Отрегулировать материальные желания нужно. Не развивать их безгранично, а отрегулировать, уменьшить, до минимума свести. И люди будут счастливы через аскезу, через служение, через развитие правильных отношений, почтения, добродетели. Вот он, путь к счастью. И такие наставления цари все получали в своё время.

Будда. Для чего он пришел?

00:49:00 Например, как в век Кали, буддизм, распространенная философия. Чтобы остановить эти ягьи ведические, люди стали их использовать для того, чтобы есть мясо. Заметили, что сейчас даже не предлагают в жертву мясную пищу. Это изначально в Ведах описывается, как ад жертвоприношения с определённой целью. Но, в век Кали люди забывают о жертвоприношении, привязываются к вкусу мяса и просто устраивают бойню под видом жертвоприношения. Потом Будда приходит, говорит: «Отвергните Веды, это все насилие, плохая карма, будете страдать, будете убиты как это животное».

00:49:42 Есть такой сюжет, помните, как один брахман хочет козла в жертву предложить. Буддийская история. Берет нож, подходит к козлу, а козел начинает смеяться. А потом плакать. «О, что с тобой, почему ты смеешься, я тебя хочу предложить в жертву». «Я смеюсь потому, что я в прошлом был брахманом, и предлагал в жертву козлов. А плачу потому, что в следующей жизни ты станешь козлом, и я тебя буду предлагать в жертву. Будем меняться с тобой ролями постоянно». Эта буддийская история учит людей не совершать никакого насилия. Будда это проповедовал. Он установил этот стандарт.

00:50:18 И, со временем, мы видим, что просто появляется много бойн, а религии уже и нет даже. А бойни остались, видите. Люди едят мясо, а религии даже уже нет, и уже причины почему, они уже даже не знают, они уже далеко ушли от этого. Даже, не то, что высшего смысла в этой деятельности нет, даже смысла поддержания нет в мясоедении. Оказывается, оно вообще не нужно человеку, даже для поддержания жизни. Если поговорить со специалистами, с психологами, с врачами – мясо не нужно вообще человеку. Но, как традиция, она осталась с древних времен. Прикрытая жертвоприношениями, а сейчас уже просто установленная как диета.

00:51:00 Представьте, это извращенная в прошлом ведическая традиция, которая просто оправдывает убийства для того, чтобы наслаждать язык. Бугорки вкусовые, Прабхупада говорил. На языке есть такие бугорочки, видели, вот их нужно удовлетворить. Вот и все. И режут глотки животным. И большинство людей, они даже не могут поверить в эти вещи. Им нужно доказывать, аргументы большие приводить из медицины, из религии, из этики, что животных не нужно убивать и есть их мясо. Например, известно, что если человек выращивает животного у себя дома, называет его по имени, знает его характер, у него нет склонности убивать это животное. Правда же. Только при какой-то крайней необходимости он делает, но, обычно привязывается как к личности. Так вот, в ведической культуре люди знали животных личностно.

00:51:51 Есть в «Махабхарате» такие сведения, что некоторые животные были говорящими, ну, так, немножко говорили. Собаки некоторые умеют говорить, слышали об этом? Один сенбернар, он выступал по ТВ в Петербурге. Давно это было. Он говорил несколько слов, его в прямой эфир включили, микрофон, интервью брали у него. Рассказывал про свою хозяйку. Несколько слов он знал, осмысленно. Попугаи некоторые говорят. Гуси также могут некоторые говорить, но, сейчас они не разговаривают. Коровы также могут некоторые говорить, но, сейчас они не разговаривают. Не о чем говорить. Т.е. в прошлые времена животные были более интеллектуальные. Обезьяны некоторые могли говорить. Варны были такие. Практически, все живые существа могут что-то говорить, оказывается, просто мы их не понимаем. Но, иногда такая связь проявляется, когда много саттва-гуны, тогда даже животные и люди начинают понимать друг друга. Естественно, вы не будете убивать животных, верно же? Вы-то понимаете, это просто дети, оказывается. Это живое существо просто подобно ребенку, вы не поднимите руку на него. Но, с течением времени это знание утрачивается, смотрите, мы смотрим на животных, люди смотрят как на пищу. Вследствие чего, Веды рекомендовали это. Видите, во что это превратилось.

Секс. Зачем он нужен?

00:53:11 Также, например, сексуальная жизнь. Для чего нужен секс? Интересная тема очень. Самая лучшая тема, я вам скажу. Для обсуждения в публичных местах, на ТВ, на радио, люди могут говорить об этом много. Самая привлекательная тема сейчас. Но, она важная, на самом деле. Секс нужен для того, чтобы вообще забыть постепенно о нем. Вот так он должен использоваться, чтобы постепенно забыть вообще о нем. Сейчас поймете почему. Почему это так важно. Постепенно. Потому, что сразу невозможно, это будет контрреволюция. Если мы сейчас скажем: «Все, никакого секса нет!», будет контрреволюция в обществе. Люди не согласятся с этим принципом. Это очень, очень сложно. Это максимальное наслаждение чувств, которое человек испытывает в отношениях с противоположным полом, в этих откровенных отношениях. В этом как бы его суть жизни и счастья. А что же ещё у нас есть, кроме этого?

00:54:07 Есть мужчина, женщина, эта вот любовь, разве не может быть любви, они говорят? Люди опираются на это, как на какую-то ценность. Поэтому Веды говорят: «Да, сексуальная жизнь в браке должна быть». Для чего? Для зачатия детей. Хороших детей. И больше ничего. Все, больше никакого смысла нет. И постепенно должны сводиться к минимуму. Для чего нужен брак? Чтобы сексуальная жизнь не распространялась вне брака, бесконтрольно. Брак ограничивает ее. Жена будет ловить мужа, а муж будет ловить жену. Куда пошла? Куда смотришь? «На кого посмотрел?», - жена будет. Она чувствует это все. Она как параматма проникает в уголки вашего сознания. Все знает, о чем вы там подумали, глазами повели, она уже чувствует. Смотрит, где там объект. Муж ложится спать, жена тихонько подходит, выворачивает все его карманы из одежды. Все восстанавливает, она мистик, по предметам, где был, что делал, по запахам. Все знает, все.

00:55:07 Вот, если человек не может свои чувства контролировать – женись. Жена будет контролировать, она залезет туда, она знает все привычки мужа, на себе знает это все. Его похоть, его другие качества, все на себе знает. Это самый чувствительный прибор (смех в зале) для контроля мужчины. А мужчина контролирует жену, естественным образом, ревность, так называемая. Чувство собственности. Мужчина думает – моя жена, моя собственность. Женщина думает – мужчина мой. Это называется ревность. При помощи этого они начинают вот так вот обтираться всю свою жизнь. Сначала с уголками, знаете, щебенка такая, очень сложно общаться, везде эти углы, царапины, осколки появляются. Кажется нет, больше невыносимо, невозможно. Лучше бы другой взять предмет. Посвежее. Но нет, с течением времени обтирается, становится как галька. Вот такие приятные, перекатываются, ни малейших проблем. Вот смысл в этом, выдержать это вот, процедуру, так сказать, очищения, процесс. Это семья.

00:56:08 Т.е. секс в браке, он будет всегда вырываться за пределы брака. Всегда он будет пытаться вырваться оттуда, как джин из бутылки. И тут муж и жена должны знать свои обязанности, как это все удержать на месте. Даже в мыслях. Преданным это очень помогает, если они на самом деле не собираются разводиться. Как только они думают о разводе, все. Госпожа похоть начинает развиваться изнутри. Она радуется, развод, развод, хочу развод. Да, да, развод, нужен развод. Посмотри на эту ведьму, зачем она тебе вообще нужна вообще. А именно ведьма тебе как раз и нужна, дорогой мой. (смех в зале) Только ведьма сделает из тебя человека нормального. Сам ты тоже не святой, посмотри, оказывается. Ты должен жить с такой женщиной, вот с ней построить свою жизнь, вот с ней очиститься, с ней из этих испражнений можно сделать что-то хорошее, трансформировать в обратную сторону. В этом как раз успех человеческой жизни, что свою жизнь, несовершенную, сделать совершенной. Свою жену, мужа, детей из этого несовершенства поднимать и делать. Вот в чем успех жизни. А не в том, чтобы получить уже готового генерала, знаете. Или получить в мужья санньяси сразу же.

00:57:21 Женщины тоже должны быть святыми, говорится в Ведах. Они должны мыслить таким образом, как хищники, как тигрицы, которые охотятся. Наряжаются, такие полосатые всякие вещи. Даже в присутствии мужа она с кем-то говорит, куда-то смотрит. Так, говорится в Ведах, вот это есть культура, вот, что нужно сдержать, вот в чем опасность, в чем как бы секрет разрушения любой культуры. Это освобождение греха, отношение мужчины и женщины [неразборчиво] свободными в грехе. Это уже деградация, деградированная культура.

Сексуальные отношения. Проблемы

00:57:58 И как сейчас, смотрите, люди регулируют? Например, сексуальные отношения всегда сопровождаются огромным количеством проблем. Например, первая проблема, в чем трудность заключается? В установлении отношений мужчины и женщины для сексуальных наслаждений. Это целая проблема – установить отношения. Романы пишут об этом, «Анна Каренина», например. Она свою жизнь под поездом кончает. Но, это все называется, конечно какие-то чувства присутствуют, какая-то есть драма, переживания. Но, если говорить в принципе, в простоте, это просто [неразборчиво] отношения противоположного пола. Очень сложные бывают истории. Это первая трудность. Установить отношения уже сложно.

00:58:42 Вторая проблема. Рождение приносит муки всем женщинам. Это понятно. Вот, где проблема тоже может быть. Трудно, тяжело рождаться и рожать детей. Третья проблема – после каждого зачатия, представьте себе, рождаются дети. И они занимают человека по жизни уже. Один раз сексуальные отношения, и на всю жизнь. Представьте, ответственность за ребенка. Это тоже проблема, может быть. Мы не хотим, может быть, детей, вообще, правда. А они появляются, вот напасть. Четвертая проблема – чем больше секса, тем больше приходится работать. Ну, больше детей, приходится больше работать. А работа и секс несовместимы. Что-то одно должно быть.

00:59:39 Одна женщина спросила: «Мой муж не работает, что делать?» Не хочет работать. Я сказал: «Отрегулируйте сексуальную жизнь раз в месяц и будет работать. Заработает, просто как вол будет работать». Так говорится в Ведах. Они должны быть хотя бы отрегулированы, чтобы мы могли быть цивилизованными. Чтобы могли эту энергию ещё использовать цивилизовано. Сексуальная энергия, она очень ценная на самом деле, если её правильно использовать. Т.е. поднять её нужно выше для какой-то культуры, для каких-то возвышенных идей, вещей.

01:00:10 И пятая проблема, это разводы, которые превращают семейную жизнь просто в ад. Невыносимо. А ещё есть шестая проблема – плохие дети могут родиться. Которые могут жизнь невыносимой сделать. Смотрите. Вот сексуальная жизнь. Как современные люди избавляются от таких проблем? Интересно. Мы тоже избавляемся от этих проблем, соблюдая регулирующие принципы, четвертые. Можем к минимуму, к нулю вообще свести эти проблемы. Но, как это делают люди? Есть демонический способ избежать этих проблем. Иметь секс без зачатия. Верно? Так они мыслят? Есть какие-то средства для этого. Противозачаточные средства, как сейчас говорит статистика, неэффективны. На небольшой лишь процент помогают. Все равно проблемы абортов не уменьшаются. Так что главное решение проблемы, опять убийство. Видите в чем дело. Мясоедение это убийство, секс тоже приводит к убийству. И там и там принцип химса – насилие. Т.е. при помощи убийства они решают эти проблемы – наслаждение жизнью, счастье. Как же люди могут быть счастливы? При помощи убийства, это же плохая карма, о чем Будда и учил. Почему он отверг Веды именно по этой причине. [неразборчиво] греховную деятельность, значит, вы получите реакции страдания.

01:01:38 И вот, в Ведах, смотрите, рекомендовано есть мясо и иметь секс. Но, запрещено убийство. И разумный человек должен думать, как же это осуществить. Не просто что-то выбрать, о секс разрешен, смотрите. Вот, я прочитал в этом месте. Да, но ты должен все места прочитать. Целиком понять это знание. Получить образование вайшнавское, для чего нужно это знание, мы должны понять целиком полноту знания, получить образование, объем получить знания, ни какие-то детали вынести нужные из священных писаний, а понять их целиком, полностью. Говорят – пожалуйста, можешь иметь секс, есть мясо, но, никакого убийства.

01:02:23 Как же понять противоречия? Согласно месту, времени, обстоятельствам все понимается, (санскрит) [деша кала патра]. Животных разрешено приносить в жертву только квалифицированным брахманам, которые способны возвысить жертвенное животное до лучшей следующей жизни. Это уже считается не убийством. Но сейчас таких нет брахманов, эти ягьи запрещены поэтому. Люди не могут квалифицированно совершать жертвоприношения животных. В прошлом животное получало рождение сразу же выше. На самом деле чудеса происходили на жертвенной арене. Когда корову предлагали в жертву, старую корову, закладывали в жертву, она омоложалась на глазах. В конце ягьи она выходила молодой оттуда. Значит, жертва произошла успешно. Вот, это был критерий. Вот такие были брахманы. Вот такая была наука. Т.е. как говорят ещё – если ты не можешь дать жизнь, не имеешь права отнять ее. Если можешь дать жизнь – можешь отнять. И снова потом возродить. Тогда можешь. Можешь убить в этом случае. Т.е. никакого насилия не совершается таким путем. И секс используется только для зачатия детей. Все. И больше никак. Все остальное считается излишеством, извращенным, неправильным использованием ценной человеческой энергии.

Чему учит вайшнавская культура?

01:03:41 Вот так утверждают ведические книги. Т.е. противоречия можно решить на уровне цивилизации. Для этого необходимо знание об отречении, о контроле чувств. А что это? Это вайшнавская культура учит: четыре регулирующих принципа, три аспекта Абсолютной Истины мы изучаем, учимся поклоняться Богу, жить в сознании Кришны – каждая мысль в сознании Кришны, каждый шаг в сознании Кришны. У нас высочайшие стандарты. Нужно их поддерживать даже ценой своей жизни. Это вечный критерий истины, наивысший критерий религии. Т.е. наша жизнь должна быть посвящена поддержанию этих принципов. Поэтому, мы даем обеты с вами.

01:04:26 Вот, скоро будет инициация, и кто-то пойдет. Кто-то же пойдет, побреет голову, оденет чадар, совершит омовение перед этим, поставит тилаки, подойдет к гуру, перед священным огнем, перед всеми вайшнавами, перед Божествами. И он его спросит в микрофон. Он – обещаю. Какие принципы [неразборчиво]. Всю свою жизнь. И он скажет в микрофон, какие принципы будет соблюдать. И сколько ты будешь повторять кругов Святого Имени каждый день, минимум? И человек скажет – на всю жизнь обещаю делать так, так и так. Мы это увидим. Вот такой ценой поддерживается вайшнавская культура. Ты обещал перед гуру, перед вайшнавами, перед Богом соблюдать.

01:05:09 И если человек все-таки нарушил принцип, нужно просить прощения у гуру. Гуру скажет: «Негодяй, ты же обещал! Соблюдай, я тебе сказал! Продолжай соблюдать!» Сколько раз он будет прощать? Сколько? Три раза? Иисуса спросили: «Сколько нужно раз простить? В писании мы слышали, семь раз». Иисус сказал: «Семьдесят семь на семь раз». Гуру всегда прощает ученика, который признает свою вину. Гуру всегда прощает ученика. Тем не менее, мы даем обеты. И даже, если мы в чем-то ещё слабы, мы стараемся из всех сил следовать этим обетам. Просим прощения, восстанавливаемся и снова продолжаем. И снова, и снова, и снова, пока достигнем нужного уровня, чтобы передавать это послание уже другим людям, всему миру.

01:06:03 Обуздав чувства, человек имеет право проповедовать по всему миру, иметь учеников. Если он обуздал шесть побуждений, ум, речь, гнев, язык, желудок, гениталии, он может принимать учеников, проповедовать по всему миру. Рупа Госвами говорит: «Вот, в чем истинная квалификация». Таким образом, мир без духовных учителей покатится в ад со всем его прогрессом вместе взятым. Там у них тоже, в аду, есть заводы, шахты. Они туда огонь приносят, как говорится, сами. Огонь собственного греха, потому, что огня нет в адских условиях, огонь приносят туда грешники. Никто не зажигает огня, люди сами приносят его. Прабхупада шутил – они копят деньги, копят деньги, потом умирают, как раз этих денег хватает им на дорогу в ад. Как раз, копейка в копейку совпадает, почему-то. Как раз добраться до ада. На хорошем транспорте. Вот такие вещи Прабхупада нам открыл как вайшнав, он развил в нас чувство стыда перед грехом. Нам стыдно, когда мы даже имеем греховные мысли. Вот это вайшнавская культура. Она имеет силу трансформировать самые плохие вещи, в Кали югу, которые мы видим в самые лучшие.

01:07:27 Харе Кришна! Кажется, время истекло. Так, у меня осталось 5 минут, верно? Ну, на самом деле, был вопрос вчерашний. В записке было написано: «Ничего не хочу, вообще». Т.е. что делать, когда человек уже разочарован в духовном, в материальном, в депрессии находится. Нет никаких желаний, не хочет ни прогрессировать, ни умереть, ни жить. Разочарован в духовном и материальном. В этом случае помогают преданные, общение с преданными. Я уверен, что после этого фестиваля вам будет лучше, если есть какие-то трудности. Надо воспевать больше Святое Имя, общаться с преданными, получать эту поддержку, веру. Бывают трудные моменты. Не переживайте слишком, они временны. Трудности приходят и уходят. Хорошие вещи тоже приходят и уходят. Мы привыкнем к этому. Иногда будет казаться, что все, больше не могу. А иногда будет все очень хорошо. И то и другое можно терпеть. Просто продолжать, ничего сложного. Если мы совсем беспомощные, то мы прибегаем к помощи преданных. Приходим в их общество, они поют киртан, мы слушаем. Лекции слушаем. Ничего делать особенно не нужно. Просто можно отдыхать и слушать. И постепенно, постепенно, постепенно ум придёт в порядок. Иногда такие реакции приходят за какие-то наши ошибки, за какие-то оскорбления или искажения философские, что мы не почитаем Веды, не принимаем их должным образом. Или критикуем преданных, тогда приходят реакции в форме разочарования, потери вкуса. Так бывает. Может быть, один вопрос, закончим?

01:09:19 Да, да, его решимость следовать наставлениям и принципам, которые дает духовный учитель, просто решимость. Прабхупаду спрашивали: «А вдруг, он все-таки, сейчас решителен, а потом перестанет быть решительным?» (смех в зале) Прабхупада интересно ответил, он сказал: «Вот, вам приносят пищу. Вы же не говорите – ну а что толку от этой пищи, она завтра уже пропадет. Но, пока она свежая, ешьте ее». Пока человек решителен, гуру принимает его. Есть риск определённый. Но, гуру действует так, он принимает решимость ученика и дает ему шанс начать духовную жизнь. Да, Прабхупада так говорил: «Можете попробовать, не понравится – можете выйти обратно». «Дверь будет открыта», - он сказал. Попробуйте дать обеты, получить инициацию. Да, Прабхупада первым ученикам так говорил. Они вообще не понимали, что это такое, не было такой традиции на Западе. Но, можете попробовать, потому, что дверь будет открыта, можете потом выйти. Так Прабхупада говорит. Он давал свободу людям. Вот, решимость – это главный фактор. Если мы сейчас решительны – мы получаем милость гуру. Не важно, что будет потом. В данный момент мы получаем связь.

01:10:38 Харе Кришна! Большое спасибо. Шрила Прабхупада кий! Джай! (аплодисменты)

01:11:02 [Ведущая] Дорогие преданные, внимание, минуточку, можно? Ученики Чайтанья Чандры, те, кто хочет стать учениками, дикша или шикша гуру принять его, то просим 30 го числа всех встретиться в 7 вечера у малой сцены в центре нашего санатория, где мы все находимся, всего доброго.

транскрибирование: Алексей Сентюрёв | Смоленск | Россия | 04 December 2012