Шри Рамануджачарья
Религиозная система Шри Рамануджи допускает к служению Богу всех независимо от их касты или вероисповедания, при условии, что они подчиняются руководству духовного наставника, не выдвигая никаких предварительных требований. Последователи Рамануджи избегают любого общения за пределами их собственного сообщества.
Огромное почтение, которым школа Рамануджи удостаивает слуг Бога, роднит ее со школой Шри Чайтаньи в одном самом существенном положении. Слуги Бога стоят вне и выше любых классовых делений этого мира. Они образуют сообщество чистых душ, в котором нет места различиям, основанным на мирских понятиях возраста, пола, рода занятий, учености или любых других качеств разума или природы. Отношениями среди членов такого сообщества всецело руководят нематериальные соображения, совершенно непостижимые для непосвященных.
История о жене, которая ради того, чтобы достать необходимые деньги и поднести пищу своему духовному наставнику и его спутникам, удостоившим посещением ее дом в отсутствие мужа, пообещала предоставить свое тело для удовлетворения похотливых притязаний соседа, и которая тем самым заслужила похвалу своего мужа, может прийтись не по вкусу тем, кому не верится в продолжение этой истории. Заключительная часть повествования гласит, что, когда супружеская чета, желая выразить признательность за оказанную помощь, принесла остатки пищи, предложенной Господу, своему соседу с просьбой вкусить их со всем почтением, внезапная перемена произошла в уме охочего до любви торговца. По мере того, как он благоговейно вкушал маха-прасадам, все былые греховные наклонности покинули его раз и навсегда, и он пал ниц к стопам целомудренной женщины, по чьей милости обрел незаслуженное избавление.
Приведенный выше случай нисколько не преувеличивает степень абсолютной покорности Гуру, на которой Шри Рамануджа настаивает как на основном и непреложном условии допуска в духовное сообщество. Равное почтение предписывается оказывать спутникам Гуру и всем его ученикам. Отношения членов сообщества друг с другом строятся на безусловном и неограниченном служении, совершаемом безо всяких на то просьб. Единственное отличие состоит в том, что Гуру и его спутники имеют право принимать служение, не оказывая ответного служения ученику.
Подобное безусловное благоговение перед Гуру и его спутниками со стороны ученика есть sine qua non (лат. непременное, обязательное, необходимое условие) в отношении бхакти, то есть преданного служения Самому Шри Нараяне, Который, согласно Шри Раманудже, – единственный и конечный Восприемник всего служения.
Безусловное служение истинным преданным и, в особенности, Шри Гуру и его спутникам тождественно служению Самому Шри Нараяне. Шри Рамануджа непреклонно отделяет подлинных преданных от тех, кто чисто внешне принимает одежды и знаки преданности. Не может быть и доли сомнения в том, что трансцендентному Восприемнику всего поклонения подобает возносить безраздельное служение. Святому проявленному Образу (арча) следует оказывать должное поклонение, не смешивая Его ни с каким из объектов этого материального мира. Поклонение не должно быть обращено ни к одному из деватов помимо Вишну. Любого соприкосновения с непреданными Вишну следует сторониться со всем возможным тщанием.
Но, несмотря на все перечисленное, школе Шри Рамануджи Шри Чайтанья предпочел школу Мадхвы. Шри Мадхва принимает поклонение Мальчику-пастушку из Враджи [Шри Кришне] как высшую цель всего поклонения. В учении Шри Рамануджи Кришна-лиле отводится второстепенное положение. В этом состоит самое фундаментальное различие между школами.
Причина его заключается в том, что, согласно Шри Мадхве и его последователям, Шри Рамануджа не настаивает с достаточной решительностью на вечности и значимости различия между Всевышним и дживой. Согласно Шри Мадхве, джива – отделенная частица Всевышнего. Однако Шри Рамануджа, в своем почтении к категориям логики, указывает как на отличие, отделяющее дживу от Бога, так и на неотличие, единящее дживу и Бога.
Последователи Шри Мадхвы полагают, что такой подход допускает возможность ложного истолкования атеистами, отождествляющими дживу и Бога. В этом вопросе Мадхва непреклонен. Он настаивает на различии между дживойи Богом как на единственной основе их взаимоотношений. Тем самым система Мадхвы прямо противоположна воззрениям исключительных монистов, таких как Шри Шанкарачарья.
Определяющая особенность религии духовного служения Божеству состоит в том, что само по себе служение признается вечной естественной функцией индивидуальной души, тогда как принятие служения есть вечная неотъемлемая функция Божества. По своей природе индивидуальная душа не может быть восприемником служения ни в каком отношении. Личность Гуру, как Гуру, тождественна Богу, единственному Учителю. Ни одна джива, как джива, не может учить слову Бога. Шри Рамануджа также признает этот принцип в своей классификации дживы.
Существует различие между вечными слугами Всевышнего и другими дживами, склонными к падению в тенета иллюзорной энергии, выражаясь языком Шри Чайтаньи. Шри Рамануджа указывает на такое различие, но не развивает эту идею во всей полноте. Деятельность божественных энергий, обеспечивающая вечное функциональное различие между дживой и Богом, и концепция самой дживы как безгранично малой частицы божественной энергии как таковой с большей полнотой и ясностью были даны в учении Шри Чайтаньи.
В этом наиболее существенном отношении дуализм Мадхвы ближе к стандартам Шри Чайтаньи, чем качественный монотеизм Шри Рамануджи.
Гуру – это Сам Господь. Не существует категорической разницы между Гуру и Всевышним. Единственное различие заключается в функции. Гуру – это Бог, являющий Себя как Свой слуга. Поэтому служение Шри Гуру равнозначно служению Богу.
Джива не имеет прав на служение Богу. Отделенная частица энергии не может служить Повелителю энергии; это возможно единственно в подчинении энергии. Гуру – это повелитель энергии в роли энергии, дарующий подчинение энергии. Гуру являет себя в своих чистых преданных и через их посредничество. Чистые преданные суть неотделимые составляющие части Гуру. Все это, с незначительными различиями, подразумевается как в учении Шри Рамануджи, так и в учении Шри Мадхвы. Между двумя учениями не существует никаких существенных различий, а есть только любовное состязание в стремлении к недвусмысленному изложению их общей точки зрения, утверждающей безраздельное и вечное трансцендентное служение Всевышнему, Господу Вишну, Который есть ни кто иной, как Кришна.
Обе школы осуждают мировоззрение монизма, являющегося наихудшей формой атеизма. Принципиальное положение всей монистической философии, которую в современном индуизме представляет Шри Шанкара, – это абсолютное тождество дживы и изначального, неописуемого, неподвижного Единого Существа, пребывающего вне всякого восприятия и понимания. К такому внешне логичному заключению неминуемо приходит эмпирическая логика в своем стремлении построить теорию Абсолюта из материалов нашего нынешнего ущербного чувственного опыта.
В противовес этому система Рамануджи, опираясь на свидетельства явленных теистических писаний, указывает на существование реального духовного мира, недоступного для наших теперешних чувств, и на то, что наши души принадлежат тому миру по своей истинной нематериальной природе. На этом трансцендентном духовном плане бытия душа не имеет иной функции, кроме безраздельного служения Божеству в реальном непосредственном общении с Ним.
Однако и духовное царство, и этот материальный мир категорически отличны от Божества, единственно по Чьей воле они существуют и действуют. С особой непреклонностью учение Мадхвы настаивает на вечной природе служения и осуждает мнения о том, что возможно какое-либо более возвышенное достижение. Своим провозглашением непостижимой преобразуемости божественной энергии Шри Чайтанья опровергает положения безкачественного монизма, предлагая полное и совершенное объяснение функции дживы как в материальном бытии, так и в царстве Абсолюта.