Стадии болезней и диагностика в Аюрведе
В традиции Аюрведы принято классифицировать все болезни по шести стадиям их развития: психофизиологическая, энерго-информационная (эфирная), нейро-эндокринная (дисбаланс трёх дош), эндотоксическая, симптоматическая (проявленная) и терминальная. Первые три стадии считаются легко излечимыми, четвёртая — излечимая, пятая — трудно излечимая, а шестая — неизлечимая. К сожалению, современная медицина чаще всего начинает оказывать помощь лишь на пятой, а то и на шестой стадии. Это обусловленно отсутствием медицинской грамотности среди населения, несовершенством диагностических методов и не совсем точной концепцией в определении понятия “болезнь”. Возникает парадоксальная ситуация, когда, несмотря на то, что в нашей стране наибольшее количество врачей на душу населения, число больных с различными формами хронической патологии продолжает неизбежно возрастать.
Аюрведа предлагает очень простые диагностические методы, которые позволяют, при достаточном опыте и мастерстве врача, поставить точный диагноз болезни любой из шести стадий. Такая диагностика называется методом “пяти зеркал” и включает в себя выявление заболевания по пульсу, языку, ушным раковинам, глазам и кожным покровам. Методы лечения в аюрведической медицине определяются в зависимости от стадии болезни, хотя современная медицина относит многие из этих методов к профилактике.
Первая стадия болезни — психофизиологическая — связана с проблемами нашего “тонкого” тела. Существуют три основных природных начала, которыми мотивированы все проявления человеческого характера: 1) саттва — гуна благости, основа умиротворения, терпения, смирения; 2) раджас — гуна страсти, активное, деятельное, стимулирующее начало; 3) тамас — гуна неведения, источник невежества, косности, заблуждений. Гуны очень динамичны и влияют на нашу психику по закону соответствия, проявляя уровень сознания человека. Их сочетание между собой создаёт всевозможные комбинации оттенков нашей психики. Неуравновешенность гун может вызывать большие психологические напряжения в человеке. Ниже даются краткие характеристики гун.
Саттва-гуна дарует умиротворение, спокойствие, ясность ума, жизнерадостность, оптимистичность, энергичность, искренность, терпимость, доброту, милосердие, сострадательность, щедрость, скромность и отсутствие привязанности к наслаждениям. Обычно современным людям очень трудно удерживать своё сознание в гуне добродетели, которая отражает закон вселенской гармонии и ярко проявлена в нашем мире у праведников, йогов и святых мудрецов. Саттва-гуна даёт защиту от многочисленных болезней, преждевременной старости и смерти. Большинство людей могут удерживать состояние гуны благости лишь очень короткое время, так как подвержены влиянию раджаса и тамаса.
Раджа-гуна, овладевая нашей психикой, лишает нас правильного восприятия мира, порождает очень сильные привязанности к объектам чувств (пристрастия), в результате чего затрачивается огромное количество энергии на их достижение. Гуна страсти затуманивает сознание и способствует проявлению многочисленных пороков и влиянию отрицательных психологических стереотипов, которые считаются в Аюрведе корнями большинства болезней. Симптомами раджа-гуны считаются: гордыня, эгоцентризм, раздражительность, зависть, алчность, гневливость, ненависть, ревность, похотливость, импульсивность, умственное беспокойство, нетерпимость, склонность к насилию, властолюбие, болтливость, страх и другие. С точки зрения Аюрведы, любой из этих симптомов свидетельствует о зарождающейся болезни.
Тама-гуна, погружая сознание человека в невежество, вызывает умственную инерцию, сон, апатию, медлительность, лень, наплевательское отношение к своей и чужой судьбе; рождает зависимость от стимуляторов и наркотических средств, склонность постоянно впадать в иллюзии, тупость, неразборчивость в том, что является благом, а что злом. Если доминирует гуна невежества, человек утрачивает желание заботиться о своём здоровье, он часто питается испорченной или несоответствующей пищей, не соблюдает правильный режим дня, разрушает своё тело алкоголем и наркотиками и обращается к врачам лишь на стадии, когда болезнь уже сильно проявлена в теле. Таким образом, если раджа-гуна или тама-гуна начинают доминировать в нашем сознании, Аюрведа считает это первой стадией болезни. Следует отметить, что психофизиологическая стадия может иметь врождённые или наследственные причины, что будет объяснено далее.
Различные виды духовных практик, таких как: гьяна — изучение религиозно-философских текстов и медитация; йога — восьмиступенчатый путь контроля ума и чувств и постепенное отречение от материальной зависимости; бхакти — развитие взаимоотношений с Богом путём поклонения и молитв или повторения мантр — являются, согласно Аюрведе, наилучшей терапией для ума, позволяющей избавиться от разрушительного влияния раджаса и тамаса. Если человек не вырывает корни сорняков, они неизбежно будут давать всё новые и новые всходы. Пороки ума будут постепенно разрушать эфирное тело. Негативная реакция психики вносит искажения в резонансные частоты стхула-праны (информационные каналы проводят постоянные задающие частоты различных физиологических систем организма), в работу энерготрансформаторных станций (чакр) и каналов нади сукшма-праны. Негативные воздействия происходят и от высокочастотных излучений, возникающих при работе компьютеров, телевизоров, радиотелефонов, микроволновых печей, линий высоковольтных передач или при воздействии человеческого фактора (в момент гнева мы выбрасываем из себя такой огромный сгусток негативной энергии, что он может вызвать различные повреждения эфирного тела другого человека). Аюрведические врачи выявляли эти нарушения с помощью пульсовой диагностики, а современная медицина может это сделать по методу Кирлиан или по методу Фолля. Для корректировки эфирного тела аюрведическая медицина предлагает методы ароматерапии, музыкотерапии, формотерапии и цветотерапии, вкусотерапии, минералотерапии и пранатерапии (в том числе иглоукалывание, точечный массаж и энергомассаж).
Если болезнь не устраняется на психофизиологической и эфирной стадии, то она неизбежно переходит на третью стадию — нейроэндокринную (стадию разбалансировки трёх дош). Негативные психологические стереотипы и отрицательные эмоции, внося искажения в энергоинформационное тело, вызывают разбалансировку центров головного и спинного мозга (дисбаланс вата-доши) и нарушают гормональное равновесие физического тела (дисбаланс питты и капхи). Нейроэндокринная система обеспечивает гомеостаз (постоянство внутренней среды физического тела). Любой внешний или внутренний фактор, нарушающий это равновесие, неизбежно приводит к активизации защитных реакций организма. Возбуждение коры и подкорковых центров головного мозга, в том числе и гипоталамуса (активизация прана-ваты), приводит к выбросу адреналина, глюкагона, тироксина (активизация ранджака-питты), а затем — кортизола и инсулина (активизация аваламбха-капхи). Под влиянием адреналина (гормона мозгового слоя надпочечников), глюкагона (контринсулярного гормона поджелудочной железы) и тироксина (гормона щитовидной железы) происходит повышение глюкозы в плазме крови, усиление распада жиров и гликогена (при этом глюкоза преимущественно используется мозговой тканью, а энергетические потребности организма обеспечиваются главным образом за счёт жирных кислот), повышается артериальное давление и усиливается сокращение сердца, активизируется активность тромбоцитов (склонность к тромбообразованию), уменьшается выделение пищеварительных ферментов и снижается болевая чувствительность. Действие указанных гормонов и их исполнителей ферментов достаточно кратковременно. Однако следом вырабатываются гормоны преимущественно анаболической направленности, активность которых сохраняется значительно более длительный период. Кортизол стимулирует образование глюкозы в печени из неуглеводных компонентов (в основном, из аминокислот), оказывает противовоспалительное действие, стабилизирует клеточные мембраны и подавляет функцию иммунной системы. Инсулин усиливает утилизацию тканями глюкозы, усиливает синтез жиров (в том числе и холестерина) и гликогена в печени и мышцах, и активность многих анаболических ферментов. Поскольку эфирное тело является своеобразным камертоном нейроэндокринной системы, и каждый канал стхула-праны сохраняет информацию о нормальном (стандартном) физиологическом уровне соответствующих гормонов и ферментов, любые стойкие нарушения энергоинформационного тела неизбежно приведут к несогласованной работе центров нейроэндокринной системы. Происходит развитие так называемого “гиперадаптационного синдрома”. Согласно Аюрведе, нарушения в эфирном теле выводят из равновесия вату, питту и капху. Однако люди, в силу недостаточной чувствительности, не отмечают начало заболевания и редко обращаются к врачу на этом этапе. Современная медицина может выявить болезнь на этой стадии, правда, с помощью достаточно дорогостоящих биохимических и инструментальных исследований.
Аюрведические каноны достаточно подробно описывают ранние признаки 3-й стадии болезни в зависимости от разбалансировки той или иной субдоши. Пульсовая диагностика также является очень точной системой выявления нейроэндокринных нарушений. Чтобы привести в равновесие вату, питту и капху, чаще всего достаточно правильно подобрать диету и распорядок жизни. В некоторых случаях необходимо добавить в рацион соответствующие пищевые добавки, минералы и фиторецептуры. В Аюрведе созданы специальные препараты, относящиеся к категории расаяны (лекарства, приводящие в равновесие нейроэндокринную систему). Естественно, методы, применяемые на более ранних стадиях, также используются и здесь. Эндотоксическая стадия связана с образованием и накоплением амы (продуктов неполного метаболизма). Нарушение гормонального равновесия вызывает разбалансировку в работе пищеварительных и клеточных ферментов. Образующиеся в этом случае “шлаки” поступают в кровь или аккумулируются в тканях. Каждый орган имеет свою систему детоксикации, поэтому ама обычно имеет тенденцию накапливаться в “ослабленных” частях организма. Биологические дефекты органов тела могут быть следствием кармы (греховных наклонностей прошлых или текущего воплощений) или приобретёнными (острые и хронические стрессы, неправильное питание, инфекции, проживание в экологически загрязнённых зонах и т.д.) Кармический механизм считается наиболее значимым. Поскольку болезни являются нашими учителями, указывающими на отклонения от пути эволюции, то надо учиться видеть, как наше невежество, порождает ослабление соответсвующих систем эфирного и физического тела. Например, гордыня ослабляет печень, эгоцентризм — сердце, а лицемерие — почки. Накопление амы в организме вызывает общую слабость, повышенную утомляемость, раздражительность, чувство дискомфорта, сонливость, нарушение памяти, появление обильного налёта на языке, дурного запаха изо рта, потерю аппетита, метеоризм, появление гнойничковых высыпаний на коже и др. В начале могут появиться только 2-3 симптома. Однако по мере прогрессирования заболевания признаки эндоинтоксикации будут всё более и более нарастать.
Достаточно проголодать в течение суток, чтобы понять степень “загрязнения” нашего организма (в этот период вышеуказанные симптомы болезни проявятся особенно остро). Некоторые “шлаки” являются химически весьма опасными соединениями. Например, пигментный жир липофусцин, накапливаясь в нервных клетках, способен вызвать нарушение функции многих жизненно важных центров головного мозга. А свободные радикалы (супероксид радикал, перекись водорода и гидроксильный радикал), образующиеся в результате окислительно-восстановительных реакций, могут повреждать эндотелий сосудов, участвуя в развитии атеросклероза, вызывать повышенное старение межпозвоночных дисков и хрящевой ткани суставов за счёт сшивок молекул коллагена, нарушать коллоидное равновесие желчи, приводя к образованию камней.
Метод “пяти зеркал” позволяет достаточно точно выявить места накопления амы в организме. На четвертой стадии болезни Аюрведа применяет методы шодханы (очищение от амы). Проводят очищение желудочно-кишечного тракта, крови, почек, дыхательной системы и кожи. Для этого используются травы, энтеросорбенты и лечебные масла. Пятая стадия болезни (симптоматическая) связана с активизацией механизмов саморегуляции организма. В это время органы или ткани пытаются освободиться от амы. Эта стадия сопровождается появлением специфических симптомов, например, болью в области почек, повышением температуры, появлением кашля или тошнотой. Такое проявление называется “музыкой болезни”. Любая патология организма имеет свой индивидуальный ритм, проявляющийся периодами обострения и ремиссии. “Музыка болезни” будет звучать на лучезапястной артерии, где принято определять пульс. Естественно, даже по симптомам болезни опытный врач может на этой стадии легко поставить диагноз.
К сожалению, большинство людей обращается за медицинской помощью только на пятой стадии, когда процесс лечения является достаточно сложным и требует огромного упорства и терпения как врача, так и больного. Здесь используется весь спектр комплексного лечения: иглоукалывание, остеопатия, гомеопатия, фитотерапия, точечный и общий массаж, гирудотерапия, пчёлоужаленье, бальнеотерапия, лечебная и дыхательная гимнастика, диетотерапия и методы психофизиологической саморегуляции. Если не удаётся преодолеть болезнь на предыдущих фазах, она неизбежно переходит в терминальную стадию. На этом этапе защитные механизмы органа утрачивают свою силу, а ткани претерпевают необратимые изменения. Происходит постепенное разрушение и гибель данной системы организма. Например, в результате развития мочекаменной болезни образуется огромный коралловидный камень, что приводит к гидронефрозу и гибели почки; или, например, в результате многочисленных инфарктов миокарда развивается сердечная недостаточность. Единственное, что остаётся пациенту на этой стадии, это обратиться за помощью к хирургу. Терапевтические методы позволяют лишь облегчить страдания больного и замедлить финал заболевания. Таким образом, мы видим, что аюрведическая медицина являет неоспоримое преимущество системы ранней диагностики и повышает тем самым возможности успешного лечения болезней.