Справедлив ли Бог?
Понятие человеческой справедливости и божественной справедливости не всегда совпадают. Мы наблюдаем человека от рождения до смерти, и, если мы видим ребёнка, который еще не успел сделать ничего плохого, мы относим его к безгрешным. Но Бог знает прошлое всех живых существ и Его невозможно обмануть невинным видом ребенка, который в прошлых жизнях мог совершить какие-то грехи. Мы обманываемся невинным видом ребенка и потому наше понимание справедливости сентиментально окрашено, оно не беспристрастно. В этом наша слабость, которую мы никогда не признаем.
Нам легче обвинить Бога в несправедливости или сказать, что его нет, чем признать собственную несовершенную оценку. Поэтому правдивый ответ на этот сложный для понимания вопрос вряд ли будет принят большинством. Ведь люди в основном живут на уровне ума и чувств (сенти – чувства, ментал – ум). Взгляд на мир через глаза знания кажется им холодным, бездушным в смысле не сентиментальным. Но это не бездушный, а как раз очень даже духовный взгляд.
Люди не понимают, что такое сострадание к душе. Они знают лишь о сострадании к телу. Когда пострадало чьё-то тело, сердобольные люди готовы дать пищу, одежду, кров, деньги, чтобы помочь страдающим телам. Но страдание души внутри тела оставляет их полностью равнодушными. Вот это и есть бездушный взгляд материалиста, который видит только тела и проявляет сострадание только к телам.
Для правильного понимания этого вопроса очень важно понять, что Бог не только всё знает, но и всех любит. Однако его любовь распространяется именно на нас, как души, а не на наши временные тела, подобные одежде. Мы спасаем костюмы (тела), он спасает души, то есть самих личностей внутри тел. Если мы любим лишь своих ближних и на этом наше сострадание и любовь заканчиваются, то Он любит всех и сострадает всем.
Однако, его справедливость так же является частью его любви. Это нам трудно понять. Мы готовы быть справедливы к чужим, но своих (даже виноватых) мы будем выгораживать до последнего. То есть, у нас чувство любви (точнее привязанность) всегда идёт за счёт справедливости. То есть, наша любовь к телам близких (точнее привязанность) игнорирует справедливость Бога. Люди восклицают: «как Бог позволил убить невинного ребенка!?» А Он всех любит, но при этом не теряет чувства справедливости. Потому что он любит без привязанности. Нам это тоже очень трудно понять.
Родственники, потерявшие близкого человека в катастрофе, безутешно скорбят, т.к. они любят с привязанностью и какая-то вселенская справедливость в данный момент им безразлична. Они слепы в своей привязанности. Поэтому они не будут слушать голос беспристрастного разума о грехах из прошлой жизни, о высшей справедливости и т.д. Таково наше восприятие.
Но нужно помнить, что Богу тоже не легко видеть каждый день смерть миллионов своих детей в разных формах жизни. Эти существа полностью заблудились в невежестве, неправильно использовав свою свободу выбора и отвернувшись от Бога. Он мог бы навести железный порядок, лишив нас свободы воли совершать в том числе и глупости.
Но тогда мы уже были бы просто слепыми марионетками, а не сознающими существами. Он дал нам свободу выбора в надежде, что мы правильно ей воспользуемся. Но увы... далеко не все делают правильный выбор. Поэтому Он постоянно занят тем, чтобы в этом мире было духовное знание, которое освобождает не только людей, но и более низкие формы жизни, если они прямо или косвенно соприкоснулись с духовными людьми.
Поэтому сострадание присуще не только тем, кто потерял близких, но и самому Богу, который заботится обо всех, но при этом Он не должен забывать и о справедливости ради нашего же блага. Прежде чем душа достигнет уровня безгрешности, она должна рассчитаться по всем счетам, хотя это и не самое приятное. Однако это тоже необходимо для нашего духовного прогресса.